Метод иллюстрации и демонстрации. Демонстрация как метод обучения - организация учебного процесса - сидоров сергей владимирович

Наглядные методы обучения нацелены на наглядно-чувственное ознакомление учащихся с предметным миром, процессами и явлениями в их естественной форме либо в символьном отражении при помощи различных рисунков, репродукций, схем и т. п.

Замечание 1

Особенностью данных методов является то, что усвоение учебного материала имеет тесную взаимосвязь с используемыми учебными пособиями и техническими средствами (ИКТ).

Наглядные методы содействуют реализации дидактического принципа наглядности в обучении, обогащают методику преподавания, увеличивают эффективность и продуктивность урока, развивают у детей наблюдательность, наглядно-образное мышление, зрительную память, внимание. В общем смысле наглядные методы можно подразделить на 3 группы:

  • наблюдения,
  • иллюстрации,
  • демонстрации.

Данная классификация расценивает наглядные методы по источнику знаний. В педагогической литературе она часто подвергалась критике, поскольку не отображает характер познавательной деятельности учащихся и степень их самостоятельности в учебной работе. Тем не менее, эта классификация в настоящее время остается самой популярной у учителей-практиков.

Наблюдение

Как средство иллюстрирования обширно используется классная доска и интерактивные доски, на них записываются даты, слова, предложения, задачи, делаются зарисовки, раскрывается последовательность выполнения каких-либо учебных действий. Применяются также отдельные иллюстративные пособия, баннеры, таблицы, картины, карты, чертежи, схемы.

При применении иллюстраций как наглядного метода обучения следует соблюдать ряд условий:

  • они должны соответствовать возрасту учащихся, употребляться в меру и исключительно в подходящий момент урока (занятия), подаваться таким образом, чтобы все учащиеся имели возможность в полной мере видеть иллюстрацию;
  • педагог должен точно выделять главное при показе иллюстраций, отчетливо продумывать пояснения к ним;
  • иллюстрация должна быть согласована с содержанием материала, эстетически выполнена, а также должна привлекать самих учеников к нахождению желанной информации.

Демонстрации

Метод демонстраций традиционно связан с презентацией устройств, оборудования, опытов, кинофильмов, диафильмов, магнитофонов, компьютерных программ. Они применяются с целью формирования у учащихся интереса, познавательной мотивации, создания проблемной ситуации, ознакомления с новой информацией.

Так, при использовании компьютера, магнитофона демонстрируются эталоны выразительной речи, произведения музыки. Фрагменты кино-, телепередач, видеофильмы употребляются при демонстрации новых достижений науки, техники, культуры, уникальных документов, архивных материалов, произведений дизайнеров. Широкие возможности для демонстрации учебных материалов на базе технологии мультимедиа дают кабинеты, оборудованные компьютерной техникой (с выходом в Интернет), мультимедиапроектором, интерактивной доской.

Рисунок 2. Характеристика наглядных методов обучения

К демонстрациям предъявляются следующие требования

  • демонстрируемые предметы должны иметь соответствующий размер для отличной видимости всем учащимся, для небольших объектов целесообразно использовать различные проекции или организовать поочередное наблюдение с вызовом учащегося к демонстрационному столу;
  • во время демонстрации учителю нужно стоять лицом к классу, чтобы видеть реакцию учащихся, не следует и заграждать демонстрируемое, иначе вероятны ошибки в представлении материала, нарушения дисциплины;
  • количество демонстраций должно быть оптимальным, поскольку их излишество рассеивает внимание, утомляет, понижает степень познавательного интереса;
  • перед началом демонстрации, как правило, дается вступительное слово, а после проводится беседа по результатам просмотра;
  • рекомендуемая продолжительность видеофильмов в младших классах – не более 10 минут, в старших - до 30 минут;
  • при демонстрации сложного материала целесообразно делать паузы для объяснения учителя и записи учениками информации.

Под наглядными методами обучения понимаются такие, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения и предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде или в символьном изображении с помощью всевозможных рисунков, репродукций, схем и т.п. В современной школе широко используются с этой целью экранные технические средства.

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций .

Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и пр.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.

Такое подразделение средств наглядности на иллюстративные и демонстрационные является условным. Оно не исключает возможности отнесения отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных. (Например, показ иллюстраций через эпидиаскоп или кодоскоп.) Внедрение новых технических средств в учебный процесс (телевидения, видеомагнитофонов) расширяет возможности наглядных методов обучения.

В современных условиях особое внимание уделяется применению такого средства наглядности, каким является компьютер индивидуального пользования . В настоящее время решается задача создания в школах кабинетов электронно-вычислительной техники, внедрения в учебный процесс компьютеров. Они позволяют учащимся наглядно увидеть в динамике многие процессы, которые раньше усваивались из текста учебника. Компьютеры дают возможность моделировать определенные процессы и ситуации, выбирать из ряда возможных решений наиболее оптимальные по определенным критериям, т.е. значительно расширяют возможности наглядных методов в учебном процессе.

Условия эффективного применения наглядности

При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:

а) применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;

б) наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока;

в) наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;

г) необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;

д) детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;

е) демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;

ж) привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

Практические методы

Эти методы основаны на практической деятельности учащихся. К ним относятся упражнения, лабораторные и практические работы.

Упражнения . Под упражнениями понимают повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Упражнения применяются при изучении всех предметов и на различных этапах учебного процесса. Характер и методика упражнений зависит от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса и возраста учащихся.

Упражнения по своему характеру подразделяются на устные, письменные, графические и учебно-трудовые. При выполнении каждого из них учащиеся совершают умственную и практическую работу.

По степени самостоятельности учащихся при выполнении упражнений выделяют:

а) упражнения по воспроизведению известного с целью закрепления - воспроизводящие упражнения;

б) упражнения по применению знаний в новых условиях - тренировочные упражнения.

Если при выполнении действий ученик про себя или вслух проговаривает, комментирует предстоящие операции, такие упражнения называют комментированными . Комментирование действий помогает учителю обнаруживать типичные ошибки, вносить коррективы в действия учеников.

Рассмотрим особенности применения упражнений.

Устные упражнения способствуют развитию логического мышления, памяти, речи и внимания учащихся. Они отличаются динамичностью, не требуют затрат времени на ведение записей.

Письменные упражнения используются для закрепления знаний и выработки умений в их применении. Использование их способствует развитию логического мышления, культуры письменной речи, самостоятельности в работе. Письменные упражнения могут сочетаться с устными и графическими.

К графическим упражнениям относятся работы учащихся по составлению схем, чертежей, графиков, технологических карт, изготовление альбомов, плакатов, стендов, выполнение зарисовок при проведении лабораторно-практических работ, экскурсий и т.д.

Графические упражнения выполняются обычно одновременно с письменными и решают единые учебные задачи. Применение их помогает учащимся лучше воспринимать, осмысливать и запоминать учебный материал, способствует развитию пространственного воображения. Графические работы в зависимости от степени самостоятельности учащихся при их выполнении могут носить воспроизводящий, тренировочный или творческий характер.

К учебно-трудовым упражнениям относятся практические работы учащихся, имеющие производственно-трудовую направленность. Целью этих упражнений является применение теоретических знаний учащихся в трудовой деятельности. Такие упражнения способствуют трудовому воспитанию учащихся.

Упражнения являются эффективными только при соблюдении ряда требований к ним: сознательный подход учащихся к их выполнению; соблюдение дидактической последовательности в выполнении упражнений.

Сначала упражнения по заучиванию и запоминанию учебного материала, затем - на воспроизведение - применение ранее усвоенного - на самостоятельный перенос изученного в нестандартные ситуации - на творческое применение, с помощью которого обеспечивается включение нового материала в систему уже усвоенных знаний, умений и навыков. Крайне необходимы и проблемно-поисковые упражнения, которые формируют у учащихся способность к догадке, интуицию.

Лабораторные работы - это проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений, т.е. это изучение учащимися каких-либо явлений с помощью специального оборудования.

Проводятся лабораторные работы в иллюстративном или исследовательском плане.

Разновидностью исследовательских лабораторных работ могут быть длительные наблюдения учащихся за отдельными явлениями, как-то: над ростом растений и развитием животных, над погодой, ветром, облачностью, поведением рек и озер в зависимости от погоды и т.п. В некоторых школах практикуются в порядке лабораторной работы поручения школьникам сбора и пополнения экспонатами местных краеведческих музеев или школьных музеев, изучение фольклора своего края и др. В любом случае учитель составляет инструкцию, а ученики записывают результаты работы в виде отчетов, числовых показателей, графиков, схем, таблиц. Лабораторная работа может быть частью урока, занимать урок и более.

Практические работы проводятся после изучения крупных разделов, тем и носят обобщающий характер. Они могут проводиться не только в классе, но и за пределами школы (измерения на местности, работа на пришкольном участке).

Особый вид практических методов обучения составляют занятия с обучающими машинами, с машинами-тренажерами и репетиторами.

Такова краткая характеристика методов обучения, классифицируемая по источникам знания. Ее неоднократно и достаточно обоснованно подвергали критике в педагогической литературе. Главным ее недостатком считается то, что данная классификация не отражает характер познавательной деятельности учащихся в обучении, не отражает степень их самостоятельности в учебной работе. Тем не менее именно эта классификация пользуется наибольшей популярностью у учителей-практиков и ученых-методистов.

Заслуга авторов классификации методов обучения по источникам знания заключается в том, что они взамен попытке универсализировать один какой-либо метод обучения обосновали необходимость применять в школе разнообразные методы обучения -систематическое изложение знаний учителем, работу с книгой, учебником, письменные работы и т.д. Однако, взяв за основу обоснования метода обучения внешние формы деятельности учителя и ученика, упустили главное, существенное в учебном процессе - характер познавательной деятельности учащихся, от которого зависит и качество усвоения знаний, и умственное развитие школьников. Данные теоретических исследований педагогов и психологов за последние несколько десятилетий свидетельствуют, что усвоение знаний и способов деятельности происходит на трех уровнях: осознанного восприятия и запоминания, которое внешне проявляется в точном и близком к оригиналу воспроизведении учебного материала; на уровне применения знаний и способов деятельности по образцу или в сходной ситуации; на уровне творческого применения знаний и способов деятельности. Методы обучения призваны обеспечить все уровни усвоения (Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. М., 1993. С. 567).

Исходя из этого, ученые-педагоги уже с середины двадцатого века стали обращать все большее внимание на разработку проблемы классификации методов обучения с учетом вышеназванных уровней усвоения учащимися знаний и способов деятельности.

Под наглядными методами обу-чения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависи-мости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы ис-пользуются во взаимосвязи со словесными и практиче-скими методами обучения и предназначаются для на-глядно-чувственного ознакомления учащихся с явле-ниями, процессами, объекта в их натуральном виде или в символьном изображении с помощью всевозможных рисунков, репродукций, схем и т.п. В современной школе широко используются с этой целью экранные технические средства.

Наглядные методы обучения условно можно подразде-лить на три группы:

- метод иллюстраций,

- метод демонстраций,

- видеометод.

Метод иллюстраций предполагает показ ученикам ил-люстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и пр.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.

Цели метода наглядности в начальной школе:

Обогащение и расширение непосредственного чувственного опыта детей,

Развитие наблюдательности,

Изучение конкретных свойств предметов,

Создание условий для перехода к абстрактному мышлению, опори для самостоятельного учения и систематизации изучен-ного.

В начальных классах применяется наглядность:

Естественная,

Рисунковая,

Объемная,

Звуковая,

Графическая.

Демонстрация служит преимущественно для раскрытия дина-мики изучаемых явлений, но широко используется и для озна-комления с внешним видом предмета, его внутренним устрой-ством или местоположением в ряду однородных предметов. При демонстрации натуральных объектов обычно начинают с внешнего вида (величина, форма, цвет, части и их взаимоотно-шения), а затем переходят к внутреннему устройству или от-дельным свойствам, которые специально выделяются и подчеркиваются.

Демонстрация начинается с целостного восприятия. По-настоящему эффективен данный метод лишь тогда, когда осу-ществляется активный познавательный процесс - дети сами изучают предметы, процессы и явления, выполняют нужные действия, устанавливают зависимости.

Процесс демонстрации должен быть построен так, чтобы:

Все ученики хорошо видели демонстрируемый объект;

Могли воспринимать его по возможности всеми органами чувств, а не только глазами;

Нужные стороны объекта производили на учеников наиболь-шее впечатление и привлекали максимум внимания.

Иллюстрация предполагает показ и восприятие предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помо-щью плакатов, карт, портретов, фотографий, рисунков, схем, репродукций, плоских моделей и т.п.


В последнее время практика наглядности обогатилась целым рядом новых средств.

Методы демонстрации и иллюстрации используются в тесной связи, дополняя и усиливая совместное действие. Когда процесс или явление учащиеся должны воспринять в целом, используется демонстрация, когда же требуется осоз-нать сущность явления, взаимосвязи между его компонентами, прибегают к иллюстрации. Эффективность иллюстрации зави-сит от методики показа. Избирая наглядные пособия и форму иллюстрирования, учитель продумывает их дидактическое на-значение, место и роль в познавательном процессе. Перед ним стоит также проблема определения оптимального объема ил-люстративного материала. Опыт показывает, что большое чис-ло иллюстраций отвлекает учеников от выяснения сущности изучаемых явлений; Иллюстрации готовят заранее, но показы-вают только в тот момент, когда они оказываются необходи-мыми по ходу обучения.

В современной начальной школе для обеспечения качествен-ной иллюстрации широко используются экранные технические средства.

Видеометод рассматривается в качестве отдельного метода обучения ввиду интенсивного проникновения в практику ра-боты учебных заведений новых источников экранного препод-несения информации:

Видеоскопов,

Проекторов,

Киноаппаратов,

Учебного телевидения,

Видеопроигрывателей и видеомагнитофонов,

А также компьютеров с дисплейным отражением информации.

Видеометод успешно выполняет все дидактические функции: служит не только для преподнесения знаний, но и для их кон-троля, закрепления, повторения, обобщения, систематизации. Обучающая и воспитывающая функции данного метода обуслов-ливаются высокой эффективностью воздействия наглядных образов и возможностью управления событиями.

Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Этими методами формируют практические умения и навыки.

К практическим методам относятся:

- упражнения,

- лаборатор-ные и практические работы,

Упражнения — многократное выполнение учащимися опреде-ленных действий с целью выработки и совершенствования умений и навыков в учебной работе.

Характер и методика упражнений зависят от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопро-са и возраста учащихся.

Дидактика формулирует ряд общих правил проведения упраж-нений :

Доведение до сознания учащихся цели и порядка выполнения упражнения;

Разнообразие упражнений;

Систематичность проведения упражнений;

После объяснения нового материала упражнения даются чаще;

Постепенное нарастание трудности упражнений.

Сразу после изучения нового материала учитель дает типичные упражнения, в которых изученные учащимися признаки вы-ступают наиболее ярко и выпукло. Когда же новый материал усвоен учащимися прочно, можно давать задачи и упражнения, для выполнения которых дети используют знания других тем предмета.

Эффективность упражнений повышается в том случае, если дети приучены к самоконтролю в учебном труде. Правильно организованные упражнения имеют большое вос-питательное значение. Характер воздействия упражнений на учащихся зависит от степени самостоятельности их выполнения. Не менее важное значение имеет и содержание упражнений.

В начальных классах дается много разнообразных письменных упражнений.

Лабораторные работы — один из практических методов обуче-ния, заключающийся в проведении учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением ин-струментов и других технических приспособлений. В процессе лабораторной работы имеют место наблюдения, анализ и сопоставление данных наблюдений, формулирование выводов. Мыслительные операции сочетаются здесь и с фи-зическими действиями, с моторными актами, поскольку уча-щиеся при помощи технических средств воздействуют на изу-чаемые вещества и материалы, вызывают интересующие их явления и процессы, что существенно повышает продуктив-ность познавательного процесса.

Лабораторные работы могут проводиться:

- в иллюстративном плане , когда учащиеся в своих опытах воспроизводят то, что было предварительно продемонстриро-вано учителем;

- в исследовательском плане , когда учащиеся сами впервые реша-ют поставленную перед ними познавательную задачу и на ос-новании опытов самостоятельно приходят к новым для них выводам.

Выполнение лабораторных работ сопровождается записью по-лучаемых данных и графическим изображением изучаемых яв-лений и процессов в форме отчета о проведенном эксперименте.

Познавательные (дидактические) игры — это специально соз-данные ситуаций, моделирующие реальность, из которых уче-никам предлагается найти выход.

Современные дидактические игры в начальной школе — это преимущественно игры по правилам.

Игры имеют много функций:

Активизируют познавательные процессы;

Воспитывают интерес и внимательность детей;

Развивают способности;

Вводят детей в жизненные ситуации;

Учат их действовать по правилам;

Развивают любознательность, внимательность;

Закрепляют знания, умения.

Правильно построенная игра обогащает процесс мышления индивидуальными чувствами, развивает саморегуляцию, укрепляет волю ребенка. Игра ведет его к самостоятельным откры-тиям, решениям проблем.

В учебном процессе могут использоваться только элементы дидактической игрыигровая ситуация, прием, упражнение.

Общая структура дидактической игры содержит компоненты:

Мотивационный - потребности, мотивы, интересы, определяю-щие желания детей принимать участие в игре;

Ориентировочный — выбор средств игровой деятельности;

Исполнительный — действия, операции, позволяющие реализо-вать поставленную игровую цель;

Контрольно-оценочный — коррекция и стимулирование актив-ности игровой деятельности.

Вопросы и задания

1. В чем сущность каждого вида наглядных методов? Охарактеризуйте их положительные и отрицательные стороны.

2. Раскройте сущность каждого вида практических методов, их положительные и отрицательные стороны.

Формы организации обучения в начальной школе: общеклассные, групповые и индивидуальные

Форма (от латинского «forma») - наружный вид, внешнее очертание, установленный порядок.

В философии форма - это структура какого-то содержания.

Форма организации обучения обозначает внешнюю сторону процесса обучения, которая связана с количеством обучаемых, временем и местом, а также порядком его осуществления (И.Ф. Харламов).

В научных педагогических исследованиях рассматриваются разные точки зрения на понятие «организационные формы обучения».

Так И. М. Чередов форму обучения рассматривает как специальную конструкцию, которая характеризует «внешнюю сторону процесса обучения, обусловленную содержанием, методами, приемами, средствами, видами учебной деятельности, особенностями взаимосвязи педагога и учеников при работе над учебным материалом.

Анализируя данный педагогический феномен, Ю. К. Бабанский считает, что под формой организации обучения следует понимать операционно-деятельностный компонент обучения и представляет собой внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в установленном порядке и определенном режиме.

Б. Г. Лихачев под формой организации обучения понимает целенаправленную, четко организованную, содержательно насыщенную и методически оснащенную систему познавательного и воспитательного взаимодействия, отношений учителя и учащихся.

С. А. Смирнов под формой обучения понимает способ организации деятельности учащихся, определяющий количество и характер взаимосвязей участников процесса обучения.

Форма организации обучения - это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учеников, «упаковка» для содержания» (И. П. Подласый).

Приведенные определения понятия «форма обучения» говорят о его сложности и неоднозначности.

В истории педагогики выделяют две основные формы организации обучения : индивидуально-групповую и классно-урочную .

Система индивидуального обучения получила распространение на ранних этапах развития общества, когда учитель занимался с одним учеником, как правило, его преемником. Постепенно возникло индивидуально-групповое обучение, когда учитель занимался с группой учеников в 10-15 человек. Обучение в группе шло также индивидуально, поэтому в группе были ученики разного возраста, разного уровня подготовки. Сроки обучения, начало и окончание занятий были также индивидуальны.

В средние века в связи с увеличением количества обучающихся возникла необходимость в появлении новой формы организации обучения. Получила распространение групповая форма обучения. Свое законченное решение она нашла в классно-урочной системе обучения , разработанной и теоретически обоснованной Я. А. Коменским. Она предполагает наличие в группе постоянного состава учащихся одного возраста; постоянное место и продолжительность занятий, стабильное расписание занятий.

История развития школы знает различные системы обучения, в которых преимущество отдавалось тем или иным формам организации: индивидуальной (в античных государствах), индивидуально-групповой (в школах Средневековья), взаимного обучения (белль-ланкастерская система в Англии), дифференцированного обучения по способностям учеников (маннгеймская система), бригадное обучение (существовавшее в 20-ые годы в советской школе), американский «план Трампа», согласно которому 40 % времени ученики проводили в больших группах (100-150 человек), 20 % − в малых группах (10-15 учащихся) и 40 % времени отводилось на самостоятельную работу.

Для учителей начальных классов интерес представляет так называемый Дальтон-план - форма индивидуализированного обучения (Э. Паркхерст, Г. Дальтон, начало XX в.). Детям предлагалась полная свобода выбора содержания обучения, чередование изучаемых предметов, использование собственного времени и т.д.

Формы обучения исторически сложившиеся продолжают существовать в практике обучения и в настоящее время.

Индивидуальная форма обучения − применяется с целью адаптирования степени сложности учебных заданий, оказания помощи с учетом индивидуальных особенностей ученика и оптимизации самого учебного процесса.

Парная форма − связана с коммуникативным взаимодействием между учителем и парой учащихся, выполняющих под его руководством общее учебное задание.

Групповая форма - общение учителя осуществляется с группой детей более трех человек, которые взаимодействуют, как между собой, так и с учителем с целью реализации образовательных задач.

Коллективная форма (общеклассная) обучения - одна из самых сложных форм организации деятельности учащихся, рассматривающая обучение целостного коллектива. Данная форма ориентирована на активное взаимодействие учащихся, их взаимопонимание, взаимообучение, сплоченность.

Фронтальная форма («обращенная к зрителям») предполагает обучение группы учащихся или целого класса, решающих однотипные задачи с последующим контролем результатов со стороны учителя.

Более совершенное организационное оформление педагогического процесса нашло свое выражение в классно-урочной системе . Ее контуры были предложены голландским педагогом Д. Силом, немецким профессором И. Штурмом, теоретическое обоснование этой системы описал в «Великой дидактике» Я. А. Коменский .

Урок - единица образовательного процесса, четко ограниченная временными рамками, возрастным составом учащихся, планом и учебной программой работы.

Урок является основной формой организации текущей учебной работы. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, задачи, содержание, средства и методы.

Типология урока одна из сложных дидактических задач. С. В. Иванов, М. А. Данилов, Б. П. Есипов, Г.И. Щукина выделяют следующие типы уроков в зависимости от дидактической задачи:

Вводные уроки, уроки первичного ознакомления с учебным материалом;

Уроки образования понятий, установления законов и правил;

Уроки применения полученных знаний на практике;

Уроки выработки навыков;

Уроки повторения и обобщения;

Контрольные уроки;

Уроки смешанные или комбинированные.

Эти типы уроков широко используются и в начальной школе.

И.П. Подласый отдельно рассматривает урок в малокомплектной начальной школе, где обучаются дети разного возраста в одной классной комнате.

Здесь сложились три основных типа уроков:

Урок, на котором в обеих классах изучается новый материал;

Урок, на котором в одном классе изучается новый материал, а в другом классе организуется работа по закреплению знаний и умений, повторению изученного или учету знаний и умений детей;

Урок, на котором в обеих классах проводится работа по повторению изученного раннее.

Интегративный урок (от лат. «полный», «целостный») - это урок, в котором вокруг одной темы объединяется материал нескольких предметов. Такой урок наиболее продуктивен для младших школьников, т.к. способствует информационному обогащению содержания обучения, мышления и чувств школьников за счет включения интересного материала, который позволяет с различных сторон познать явление или предмет изучения.

Нестандартный урок - это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру. Например: уроки - конкурсы, деловые игры, аукционы.

Под структурой урока подразумевается его внутреннее строение и последовательность отдельных этапов, отражающих цель, дидактические задачи и особенности их практической реализации.

Экскурсия - это одна из форм образовательно-воспитательной работы с детьми перенесенная в соответствии с определенными педагогическими задачами на предприятия, в музеи, на выставку, в поле, на ферму и т.д.

В зависимости от решаемых дидактических задач выделяются экскурсии различных типов: в зависимости от объектов наблюдения (природоведческие, краеведческие, литературные, географические и т.д.); по образовательно-воспитательным целям (обзорные и тематические); по месту ив структуре педагогического процесса (вводные, или предваряющие; текущие , итоговые).

В последнее время в начальных классах распространение получают комплексные экскурсии. Комплексные экскурсии не только экономят время, но и помогают объединить блоки знаний по разным предметам, подчиненные одной теме. Так, например, в экскурсии интересно сочетаются знания по ознакомлению с окружающим миром, музыкой; изобразительной деятельностью.

Самостоятельную работу учащихся дидакты (И.Я. Лернер, Ю.К. Бабанский, И.П. Подласый и др.) характеризуют как овладение научными знаниями, практическими умениями, навыками во всех формах организации обучения, как под руководством учителя, так и без него.

Самостоятельную работу учащихся классифицируют:

По дидактической цели ее применения - познавательная, практическая, обобщающая;

По типам решаемых задач - исследовательская, творческая, познавательная и др.

По уровням проблемности - репродуктивная, продуктивно-исследовательская, исследовательская;

По характеру коммуникативного взаимодействия учащихся - фронтальная, групповая, индивидуальная; по месту ее выполнения - домашняя, классная.

Вопросы и задания

1. Выделите основные признаки, характеризующие форму организации обучения. Дайте определение понятия «форма организации обучения».

2. Определите факторы, влияющие на выбор организационных форм обучения.

3. Охарактеризуйте особенности классно-урочной системы обучения, ее достоинства и недостатки, ее преимущества перед другими системами.

Методы устного изложения нового материала учителем, как правило, сочетаются с применением средств наглядности. Вот почему в дидактике большую роль играет метод иллюстрации и демонстрации учебных пособий, который иногда называют еще иллюстративно-демонстрационным методом. Следовательно, сущность этого метода состоит в том, что в процессе учебной работы учитель использует иллюстрации, т.е. наглядное пояснение, или же демонстрирует то или иное учебное пособие, которые могут, с одной стороны, облегчать восприятие и осмысление изучаемого материала, а с другой -- выступать в качестве источника новых знаний.

Эффективность применения иллюстраций и демонстраций в значительной мере зависит от умелого сочетания слова и наглядности, от умения учителя вычленять те свойства и особенности, которые более четко раскрывают сущность изучаемых предметов и явлений.

При рассмотрении методов устного изложения знаний учителем особо следует остановиться на вопросах, связанных с возбуждением активности учащихся по восприятию и осмыслению изучаемого материала.

Восприятие материала на слух -- дело трудное, требующее от учащихся сосредоточенного внимания и волевых усилий. Недаром еще К.Д. Ушинский отмечал, что при неумелом ведении урока учащиеся могут лишь внешне «присутствовать на занятиях», а внутренне -- думать о своем или же совсем оставаться «без мысли в голове». Об этом же писал С. Т. Шацкий, указывая на то, что нередко учащиеся могут погружаться на уроке в «педагогический сон», т.е. сохранять лишь видимость внимания, но быть совершенно безучастными в работе и не воспринимать излагаемого материала. Эти недостатки, однако, обусловливаются не самими методами устного изложения знаний, как таковыми, а их неумелым применением.

Каким же образом можно предупредить пассивность учащихся при устном изложении учебного материала и обеспечить активное восприятие и осмысление ими новых знаний? Определяющее значение в решении этой задачи имеют два дидактических условия: во-первых, само изложение материала учителем должно быть содержательным в научном отношении, живым и интересным; во-вторых, в процессе устного изложения знаний необходимо применять особые педагогические приемы, возбуждающие мыслительную активность школьников и способствующие поддержанию их внимания.

Один из этих приемов состоит в том, что при устном изложении знаний учитель создает проблемные ситуации, ставит перед учащимися познавательные задачи и вопросы, которые им следует решить в процессе восприятия и осмысления излагаемого материала. Самым простым в данном случае является достаточно четкое определение темы нового материала и выделение тех основных вопросов, в которых надлежит разобраться учащимся. Так, при объяснении в IX классе на занятиях по физике темы «Трение. Сила трения» учитель может начать с напоминания об известных школьникам фактах о том, что когда человек идет по льду, он испытывает неустойчивость и скольжение. И напротив, проходя по асфальту или дощатому настилу, он держится довольно устойчиво. Эти примеры позволяют ему поставить вопросы: почему на льду пешеход скользит, а на асфальте этого скольжения он не испытывает? Что такое сила трения? Можно предположить, что учащиеся будут не в состоянии ответить на эти вопросы и окажутся в ситуации познавательного затруднения, перед ними встанет познавательная проблема. Тогда учитель говорит, что для ответа на эти вопросы им необходимо изучить тему «Трение. Сила трения» и указывает на положения, которые они должны усвоить. В такой ситуации, когда учащиеся переживают внутренние противоречия между знанием и незнанием, у них возникает потребность в разрешении этих противоречий, и они начинают проявлять познавательную активность.

В стимулировании познавательной активности большую роль играет умение учителя побуждать учащихся к осмыслению логики и последовательности в изложении изучаемой темы, к выделению в ней главных и наиболее существенных положений. Если, например, на уроке истории изучается Куликовская битва, учитель может предварительно дать учащимся задание, чтобы, слушая его объяснение, они акцентировали свое внимание на наиболее важных вопросах и составили план темы. Это, безусловно, будет стимулировать их активное мышление на уроке.

Хороший эффект в активизации мыслительной деятельности учащихся при устном изложении знаний дает прием, который ставит их перед необходимостью делать сравнения, сопоставлять новые факты, примеры и, положения с тем, что изучаюсь ранее. В частности. К.Д. Ушинский указывал на огромную роль сравнения в активизации познавательной деятельности учащихся и считал, что сравнение есть основа всякого понимания и мышления, что все в мире познается не иначе, как через сравнение.

Психологический механизм воздействия сравнения на мыслительную деятельность человека пытался в свое время раскрыть еще Гельвеций. «Всякое сравнение предметов между собой, -- писал он, -- Предполагает внимание; всякое внимание предполагает усилие, а всякое усилие -- побуждение, заставляющее сделать это».

Прием сравнения требует от учащихся умения осмысливать внутренние связи в учебном материале, обращать внимание на причины, вызывающие то или иное явление.

В активном восприятии и осмыслении изучаемого материала весьма существенное значение имеет умение учителя придавать своему изложению увлекательный характер, делать его живым и интересным. Прежде всего здесь не следует забывать, что учебный материал сам по себе содержит множество стимулов, возбуждающих любознательность и мыслительную активность учащихся. К ним относятся: новизна научных сведений, яркость фактов, оригинальность выводов, своеобразный подход к раскрытию сложившихся представлений, глубокое проникновение в сущность явлений и т.д. Учитывая это, учителю необходимо постоянно заботиться о том, чтобы не сводить свое изложение к простому пересказу учебника, а делать его более глубоким по содержанию, дополняя его новыми деталями и интересными примерами. К.Д. Ушннский писал, что изучаемый «предмет должен представлять для нас новость, но новость интересную, т.е. такую новость, которая или дополняла бы, или подтверждала, или опровергала, или разбивала то, что уже есть в нашей душе, т.е., одним словом, такую новость, которая что-нибудь изменяла бы в следах, уже у нас укоренившихся».

Большой эффект в обучении дает, как уже отмечалось, применение принципа наглядности: демонстрация картин, схем, рисунков, приборов, а также опытов и т.д. Недаром К.Д. Ушинский указывал, что учитель, который претендует на развитие ума в детях, должен прежде всего упражнять их способность к наблюдению, вести их от нерасчлененного восприятия к целенаправленному и анализирующему.

Таковы наиболее важные общедидактические приемы активизации познавательной деятельности учащихся при устном изложении знаний учителем.

Работа над новым материалом при устном изложении, как правило, должна заканчиваться кратким обобщением, формулированием теоретических выводов и закономерностей. Эти обобщения не всегда обязательно делать самому учителю. Нередко он побуждает самих учащихся формулировать основные выводы, вытекающие из изучаемого материала, особенно если этот материал излагается методом беседы. Все это также активизирует мыслительную деятельность школьников.

Рассмотренные положения позволяют выделить важнейшие приемы изложения нового материала методами рассказа, объяснения, школьной лекции и эвристической беседы в сочетании с иллюстрациями и демонстрациями. К этим приемам относятся следующие:

а) постановка темы нового материала и определение вопросов, которые должны осмыслить и усвоить учащиеся;

б) изложение материала учителем с применением иллюстраций и демонстраций, а также приемов активизации мыслительной деятельности школьников;

в) обобщение изложенного материала, формулирование основных выводов, правил, закономерностей.

Указанные дидактические основы учебной работы над новым материалом присущи всем методам устного изложения знаний учителем.

Здесь, однако, необходимо остановиться на тех особенностях, которые присущи школьной лекции. Поскольку в лекции излагается значительный по объему учебный материал, план темы желательно не только сообщать устно, но и записывать на доске или же вывешивать в классе в виде специальной таблицы. Этот план следует рекомендовать учащимся записать в свои тетради.

Весьма существенное значение имеет применение в процессе чтения лекции разнообразных методических приемов активизации мыслительной деятельности учащихся и поддержания их внимания, о которых шла речь выше. Кроме этих приемов, большую роль играет побуждение учащихся делать краткие записи или же вести конспект лекции.

Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения.

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций:

  • а) Метод иллюстраций предполагает показ детям иллюстративных пособий: плакатов, таблиц, картин, иллюстраций и пр.
  • б) Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, презентаций, видеоматериалов и др.

Такое подразделение средств наглядности на иллюстративные и демонстрационные является условным.

Оно не исключает возможности отнесения отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных. Например, показ иллюстраций через мультимедийную установку.

Внедрение новых технических средств в образовательный процесс (телевидения, компьютеров, интерактивной доски) расширяет возможности наглядных методов обучения.

При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:

  • а) применяемая наглядность должна соответствовать возрасту детей;
  • б) наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент;
  • в) наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все воспитанники могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;
  • г) необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;
  • д) детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;
  • е) демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;
  • ж) привлекать самих воспитанников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном материале.

Познавательная и практическая деятельность на занятиях может быть организована на основе наглядного показа соответствующих предметов и явлений. К группе наглядных методов обучения относятся наблюдение, демонстрация наглядных пособий (предметы, картины, диафильмы, слайды, видеозаписи, компьютерные программы).

Наблюдение - это умение всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины, делать выводы.

Непосредственное наблюдение детьми изучаемых объектов имеет важное значение для формирования полноценных представлений и развития познавательных процессов - восприятия, памяти, мышления, воображения. В процессе наблюдения осуществляется разнообразная мыслительная деятельность ребенка: поиск ответов на поставленные вопросы, сравнение, сопоставление. Наблюдения проводятся на специальных занятиях (наблюдение за рыбкой, кошкой с котятами), на экскурсиях.

Однако педагог должен уметь использовать для организации наблюдения и любую незапланированную ситуацию, если она дает возможность обогатить детей яркими представлениями, вызвать у них гамму чувств (удивление, восхищение, наслаждение красотой и т. д.).

Например, на участок прилетела стайка снегирей, на небе появилась радуга, рабочие ремонтируют крышу веранды и т. п.

В обучении дошкольников наблюдение развивается по двум направлениям. Прежде всего, постепенно расширяется круг наблюдаемых объектов: наблюдения в групповой комнате, затем в других помещениях дошкольного учреждения, на участке и, наконец, за его пределами: в сквере, в парке, на школьном стадионе, у реки, на остановке городского транспорта. Соблюдается и концентричность наблюдения, когда при знакомстве с одними и теми же объектами детей ведут от узнавания объекта при первом знакомстве к выделению существенных признаков, при повторных наблюдениях - к сравнению с другими объектами и, наконец, - к обобщению. В обучении дошкольников используют разные виды наблюдений: кратковременные и длительные наблюдения. Также повторные и сравнительные. Длительные наблюдения дают возможность знакомить детей с процессом развития, с изменением состояния того или иного объекта, что представляется необходимым материалом для развития мыслительной деятельности (сравнение, различение, выделение существенных признаков, установление причинно-следственных связей). Сравнительные наблюдения представляют особую ценность для развития мыслительной деятельности детей. Детям среднего дошкольного возраста предлагают для сравнения два непосредственно наблюдаемых объекта: воробья и ворону, березу и ель.

Старшие дошкольники могут сравнивать наблюдаемый объект с другим, непосредственно не воспринимаемым в данный момент (сравнение по представлению): автобус и трамвай, река и пруд, газета и письмо, сквер и лес. В дошкольной педагогике разработаны дидактические требования к наблюдению как методу обучения (Е.А. Флерина, Е.И. Радина, П.Г. Саморукова и др.), а именно:

  • - объект наблюдения должен быть интересен для детей, так как при наличии интереса формируются более отчетливые представления;
  • - объект наблюдается в таких условиях, которые позволяют выявить его характерные особенности. Поэтому по возможности следует проводить наблюдения в естественной обстановке (кролика лучше наблюдать на лужайке детского сада, а не в групповой комнате и т. п.);
  • - педагог намечает цель наблюдения, определяет круг новых знаний, продумывает, как их связать с опытом детей;
  • - детям дается целевая установка для наблюдения, что обеспечивает полноту восприятия (будем наблюдать за кроликом, потом его нарисуем, придумаем о нем рассказ);
  • - усвоенные в процессе наблюдения знания, зародившиеся чувства и отношение к наблюдаемому должны получить дальнейшее развитие в деятельности детей;
  • - обеспечивать последовательность и планомерность наблюдения в соответствии с поставленными задачами, особенностями объектов, возрастом детей;
  • - наблюдение следует сопровождать точным конкретным словом: называть предметы, их признаки, действия. По ходу наблюдения следует давать краткие пояснения, можно обратиться к строчке стихотворения, пословице, народной примете. Однако основное содержание представлений должно складываться на основе активной познавательной деятельности самих детей.

Демонстрация (рассматривание) картин, репродукций, диафильмов, слайдов, видеофильмов и других наглядных средств - важный метод обучения дошкольников, позволяющий решать ряд дидактических задач. Наглядные средства дают ребенку наглядный образ знакомых и незнакомых предметов. С помощью картин, картинок, схем у детей формируются статические наглядные образы. Технические средства обучения (ТСО) используются для создания динамических наглядных образов.

Рассматривание картин, картинок и других наглядных средств помогает развивать наблюдательность, мыслительные процессы (сравнение, различение, обобщение, анализ), обогащать речь, оказывать влияние на интересы. Картинка дает пищу для воображения, творческой деятельности ребенка.

В дошкольном учреждении используются разные виды картин. Прежде всего - это специально созданные дидактические картины, часто объединенные в специальные серии (о временах года, животном мире и др.). Приобщению детей к культуре, искусству служат репродукции картин известных художников (например, «Золотая осень», «Март» И.И. Левитана, «Иван-царевич на Сером Волке», «Алёнушка» В.М. Васнецова и др.). В качестве наглядного средства обучения используется и книжная графика (иллюстрации в книге), с помощью которой оживают герои произведения, возникают страны и города, где происходят события. Кроме того, педагог подбирает предметные картинки, классифицирует их по темам («Игрушки», «Транспорт», «Труд взрослых», «Животные», «Наш город» и др.), оформляет и использует для индивидуальных занятий с детьми, а также в качестве раздаточного материала для групповых и фронтальных занятий.

В учебных целях на занятиях демонстрируются слайды, диафильмы, видеофильмы, применяются компьютерные программы, содержание.

Необходимо учитывать, что простая демонстрация какого-либо предмета, явления, его изображения еще не обеспечивает выделение ребенком нужных сторон и свойств данных объектов. Стихийно протекающее восприятие не приводит к формированию правильных представлений о предметах. Необходима руководящая роль педагога, который организует процесс детского восприятия. Организация заключается в том, что взрослый в строгой последовательности выделяет различные стороны и свойства предмета, увязывая отдельные знания в целостное представление об объекте.