Отопление по нормам в детских садах включат индивидуально на региональном уровне. Благоустройство и эксплуатация зданий дошкольных учреждений Дали ли отопление в детских садах

Контроль за условиями содержания детей в детских садах и школах осуществляется государственными регулирующими органами. Их главная задача состоит в соблюдении установленных нормативными документами норм. Согласно правительственным постановлениям были разработаны специальные документы, определяющие допустимые условия в учреждениях для детей.

Допустимые и рекомендуемые нормы содержания детей в учебных заведениях, которые попали в нормативные регулирующие документы, были установлены еще несколько десятилетий назад. Нормы были определены на основе научных исследований. Условия, определяемые нормами, наиболее способствуют сохранению детского здоровья. Правильность требований нормативных документов была подтверждена долгой историей наблюдений, при отклонении от норм в отдельных учреждениях неизбежно наблюдается всплеск заболеваемости у посещающих их детей. Таким образом, любое детское учреждение должно стремиться максимально придерживаться установленных норм.

Наиболее важными показателями, за которыми обязаны следить в детских учреждениях, являются:

  • температура воздуха во внутренних помещениях детских садов;
  • влажность воздуха;
  • свежесть воздуха.

Стоит отметить, что нормы по этим показателям приблизительно одинаковы на всей территории бывшего Советского Союза. Это является следствием не только общей физиологии детей, но и того, что новым государствам достались в наследство все нормативные документы Советского Союза, с тех пор не произошло их особой коррекции. Таким образом, эта статья является актуальной для всего СНГ и нескольких других стран по состоянию на текущий год и следующий 2019-й.

Требования к показателям в детских садах

Для детских садов нормы следующие: в игровых комнатах температура не должна опускаться ниже 21 градуса Цельсия, рекомендуемая температура – 24 градуса. В спальных комнатах допустима более низкая температура, до 18 градусов, рекомендуется довести температуру до 22 градусов Цельсия. Указанные температуры обязательны для местностей, имеющих среднюю температуру в январе ниже -14 градусов Цельсия.

Из прочитанного может сложиться впечатление, что чем выше температура во внутренних помещениях детского сада, тем лучше. На самом деле, слишком высокие температуры могут быть еще более вредными, чем низкие. Так, если временные и незначительные отклонения в сторону понижения температуры ниже рекомендуемого уровня допускаются, то обратные отклонения являются крайне нежелательными. Для игровых комнат максимально допустимая температура составляет 24 градуса Цельсия, а для спален – 22 градуса.

Существуют четко определенные нормы для влажности воздуха, ее значение должно составлять от 40% до 60%. На практике далеко не всегда следят за правильным значением этого показателя. Это весьма прискорбно, так как приборы для определения уровня влажности не являются тяжело доступными или сложными в обращении и эксплуатации. Тем не менее следить за влажностью воздуха необходимо, поддержание оптимального уровня влажности хорошо влияет на сопротивляемость организма заболеваниям, а неблагоприятная влажность повышает риск заболевания различными недугами, особенно дыхательных путей.

Для свежести воздуха не указаны точные количественные нормы, однако отмечено, что проветривания должны проводиться регулярно. Именно проветривания являются основным и единственным фактически доступным в большинстве детских садов способом поддержания приемлемого уровня свежести воздуха.

Согласно нормативам, проветривание должно осуществляться периодически в течение всего дневного времени суток. Одностороннее проветривание допускается и в присутствии детей в помещении. Двухстороннее проветривание, то есть сквозняком, должно проводиться во время отсутствия детей. Зимой перед тихим часом в спальнях сквозное проветривание заканчивается за полчаса до прихода группы детей.

Одностороннее проветривание рекомендуется проводить и во время самого тихого часа, когда воздух прогреется после двухстороннего проветривания. Однако важно помнить, что сквозное проветривание должно быть прекращено за полчаса до начала тихого часа, а одностороннее – за полчаса до его конца. В теплую пору года одностороннее проветривание проводится постоянно как в дневное, так и в ночное время суток.

К сожалению, нормы состояния воздуха во внутренних помещениях детских садов систематически нарушаются в большинстве учреждений. За влажностью воздуха никто, по сути, не следит, проветривания проводятся с разной частотой, но практически всегда с недостаточной. Температура в помещениях, как правило, намного выше рекомендуемых норм, нередко она превышает уровень в 30 градусов Цельсия и редко когда бывает ниже 28 градусов.

Высокая температура и эпизодичность проветриваний приводят к сильному высушиванию воздуха в детских садиках. Последнее обстоятельство не сильно заботит руководство учреждений хотя бы потому, что оно вообще не следит за показателями влажности. Найти в детском саду гигрометр (прибор для измерения уровня влажности) – большая редкость. Слишком низкая влажность воздуха в детских садах представляет собой большую проблему, которая способствует высокой заболеваемости простудными заболеваниями.

Интересно, что зачастую руководство детских учреждений использует превышающую норму температуру воздуха как средство борьбы с заболеваемостью среди детей. На самом же деле, температура выше рекомендуемой, высушивая воздух, только увеличивает заболеваемость. Рекомендуемая температура вполне достаточна для комфортного состояния детского организма, а вот низкая влажность воздуха высушивает слизистые поверхности дыхательных путей. Слизь на дыхательных путях выполняет важную функцию, она обеспечивает местный иммунитет. Если она высохнет, то уязвимость организма к заболеваниям резко вырастет. Высохшая слизь теряет свои иммунные свойства, в то же время она является отличной питательной средой для развития различных микроорганизмов, в том числе и болезнетворных. Напротив, на увлажненных слизью дыхательных путях болезнетворным микробам тяжело закрепиться, даже если они смогут зацепиться, то сразу же подвергнутся воздействию местного иммунитета.

Особо важно значение поддержания оптимальной влажности в холодную пору года. В это время дети большую часть суток проводят в закрытых и натопленных помещениях. Следовательно, большое количество детей, сосредоточенных в одном месте, создают отличные условия для распространения заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем, то есть через дыхательные пути. Не стоит недооценивать опасность сухого воздуха, по научным сведениям именно недостаточная влажность воздуха является одной из основных причин возникновения следующих заболеваний:

  1. Гайморит.
  2. Тонзиллит.
  3. Бронхит.
  4. Отит.
  5. Воспаление легких.
  6. Аллергические заболевания дыхательных путей.

Таким образом, сухой воздух может привести к появлению у ребенка астмы и прочих малоприятных заболеваний.

Дополнительные осложнения вызывает то, что дети намного хуже взрослых переносят жару. Обмен веществ и, соответственно, теплообразование у детей более интенсивные, при этом отдача тепла в окружающую среду происходит главным образом посредством выдыхания воздуха.

Таким образом, для детей комфортная и безопасная температура окружающего воздуха более низка, чем для взрослых. Высокая температура окружающей среды приводит к излишней потливости, загустеванию крови, неблагоприятным условиям работы внутренних органов. Так как теплоотдача происходит преимущественно посредством выдыхания воздуха, то дыхательные пути у детей пересушиваются еще сильнее, чем у взрослых.

Важно знать, что большинство инфекций, которые вызывают ОРВИ, очень плохо переносят холодный воздух, особенно если перемена температуры произошла быстро, отлично себя они чувствуют в сухой и теплой атмосфере. Таким образом, жаркая и сухая среда в детских садах способствует распространению инфекций, которые передаются воздушно-капельным путем. Напротив, частые проветривания увлажняют воздух и понижают концентрацию болезнетворных микроорганизмов в воздухе.

Способы достижения идеальных параметров

Однако не всякое проветривание повышает влажность воздуха. Чем холоднее воздух, тем меньше он содержит влаги, поэтому проветривания в холодную пору года не всегда могут помочь поддержать оптимальную влажность воздуха в помещении. Для того чтобы создавать оптимальные условия для детей, необходимо, прежде всего, завести в каждой комнате термометр и гигрометр. Персонал детских садов должен мониторить их показания.

Температура воздуха должна оставаться оптимальной, тогда влажность воздуха не будет падать слишком сильно. Дополнительно повысить влажность можно с помощью увлажнителя воздуха – специального прибора, насыщающего воздух водой. Предпочтение стоит отдавать ультразвуковым приборам, паровые увлажнители не вызывают одобрения специалистов. Желательно ограничивать доступ воздуха к батареям отопления, для этого их стоит закрывать специальным экраном или кожухом.

Не всегда есть возможность поддерживать идеальные показатели воздуха. Однако стоит добиваться наибольшего соответствия реальных и рекомендуемых показателей, чем более близкими к эталонным окажутся реальные показатели, тем ниже будет заболеваемость в учреждении.

Проект отопления вентиляции детского сада на 160 мест ОВ. + раздел теплового пункта ТМ

Формат dwg

Документация прошла экспертизу

В данном разделе проекта решены вопросы отопления, вентиляции, теплоснабжения калориферов и кондиционирования для Детского сада на 160 мест

Система отопления принята двухтрубная, вертикальная. Магистральные трубопроводы проложены по подвалу. Нагревательные приборы- биметаллические радиаторы РБС «Сантехпром-БМ» и регистры из гладких труб. На подводках к нагревательным приборам установить терморегулирующие клапаны RTD-N, на подводках к регистрам из гладких труб предусмотрены краны двойной регулировки.

В пределах групповых приборы отопления и трубы во избежании возможности получения травм закрываются защитными экранами (деревянная обрешетка), материал экранов не должен оказывать вредного воздействия на человека. В групповых 1-го этажа предусмотрены теплые полы, теплоснабжение которых осуществляется через регулируемые насосно-смесительные узлы. Теплоноситель для теплых полов 40-30 С.

Температура поверхности пола принята 23С. В помещениях раздевалок установлены скамейки-обогреватели «Завалинка» для сушки уличной одежды. На ветках и стояках отопления для гидравлической регулировки предусмотрена установка балансировочных клапанов. Удаление воздуха из системы отопления осуществляется из верхних точек через воздухосборники и воздухоотводчики. Дренаж системы отопления осуществляется из нижних точек через спускные краны.

Трубопроводы приняты из стальных водогазопроводных труб по . Трубопроводы окрашиваются масляной краской за 2 раза. Все трубопроводы систем теплоснабжения и магистральные системы отопления теплоизолировать минераловатными цилиндрами «Rockwool» толщиной 30мм. В местах пересечения перекрытий, внутренних стен и перегородок трубопроводы проложить в гильзах с последующей заделкой зазоров негорючими материалами.

Основные решения по вентиляции и кондиционированию.

Вентиляция помещений детского сада запроектирована приточно - вытяжная с механическим и естественным побуждением. Приточная и вытяжная механическая вентиляция предусмотрена для помещений пищеблока, блока постирочной, для отдыха персонала с местами для приема пищи, для гардеробов спецодежды, для административных помещений, в которых на одного работающего приходится менее 40м3 объема помещения. Проектом предусмотрены приточные установки фирмы NED,расположенные в венткамере на отметке -3.000 и за подвесным потолком в коридоре 2-го этажа. В состав приточных установок входят: - клапан наружного воздуха, фильтр, водяной воздухонагреватель, вентилятор и шумоглушитель.

Установка П5 принята с электронагревателем. В качестве вытяжных приняты крышные вентиляторы «Климатвентмаш», устанавливаемые на кровле на специальных монтажных стаканах СКШ со звукоизолированными стенками, канальные вентиляторы фирмы NED, бытовые вентиляторы завода Эра. Воздухообмены определялись по кратностям и на ассимиляцию теплоизбытков в горячем цехе. Согласно технологическому заданию выполнены местные отсосы от оборудования в горячем цехе, а также запроектированы вытяжные зонты над мойками в помещении для обработки яиц и в помещении моечной посуды.

В помещениях с вытяжными зонтами над мойками, а также в гладильной воздухообмен принят по местным отсосам. В административных кабинетах при объеме помещения 40м3 и более на од-ного работающего вентиляция осуществляется периодическим проветриванием через открывающиеся фрамуги и форточки. Расчет воздухообменов по кратностям представлен в приложении №2, на ассимиляцию тепловлагоизбытков - в приложении №3. Воздух в помещения подается в верхнюю зону через регулируемые приточные решетки, удаляется из верхней зоны через вытяжные регулируемые решетки. Решетки приняты «Арктос» фирмы «Арктика». Магистральные воздуховоды прокладываются в коридорах под потолком. Приточные камеры до воздухонагревателей и воздухозаборный воздуховод теплоизолировать минватными плитами Rockwool.

В воздуховодах систем общеобменной вентиляции для предотвращения проникновения дыма при пожаре в помещения предусматривается установка огнезадерживающих клапанов при прохождении воздуховодов через противо-пожарные преграды и конструкции. Клапаны предусмотрены для систем, обслуживающих производственные помещения и склады категории В2, В3, при присоединении сборного этажного воздуховода к вертикальному коллектору. Предел огнестойкости клапанов предусмотрен не ниже: -Е1 90 при пересечении противопожарной преграды REI 150 и более; -Е1 60 при пересечении противопожарной преграды REI 60 ; -Е1 30 при пересечении противопожарной преграды REI 45(EI 45); -Е1 15 при пересечении противопожарной преграды REI 15(EI 15);

Огнезадерживающие клапаны предусматриваются с ручным, автоматиче-ским и дистанционным управлением, с приводами Belimo. Места прохода транзитных воздуховодов через стены, перегородки и перекрытия заполняются негорючим материалом, обеспечивая нормируемый предел огнестойкости пересекаемой конструкции. При пожаре все вентиляционные системы автоматически отключаются.

Кондиционирование.

Согласно технологическому заданию в ряде помещений для поглощения теплоизбытков и повышения комфортности предусмотрена установка настенных сплит-систем. Наружные блоки устанавливаются на кровле.В качестве труб холодоснабжения используют медные трубы в тепловой изоляции К-FLEX ST.

Дымоудаление.

Дымоудаление непосредственно из помещений не предусмотрено, так как в категорируемых по пожарной опасности помещениях нет постоянного пребывания людей, отсутствуют помещения высотного стеллажного хранения. В помещениях общественного назначения, площадью 50 м2 и более людей менее 1 человека на 1м2, также во всех этих помещениях выполняется условие естественного проветривания (открываемые оконные проемы шириной не менее 0,24м на 1м длины наружного ограждения, максимальное расстояние от внутренних ограждений менее 20м)

Запректированы три системы дымоудаления из коридоров 1-го и 2-го этажей без естественного проветривания или с естественным, но недостаточной площадью для выброса продуктов горения. Вентиляторы дымоудаления приняты крышные, Огнестойкостью 2час/ 400ºС. Дым из коридоров удаляется через клапаны дымоудаления КЛАД-2 с пределом огнестойкости EI 90(требуемый предел при удалении продуктов горения из коридора EI 30). Воздуховоды дымоудаления выполнены плотными класса герметичности В толщиной 0,8мм, с пределом огнестойкости EI 30. Кровля в радиусе 2м от выброса дыма - негорючая.

Вопросы экспертизы и ответы на них :

№ п.п.

Замечания

Ответы

11.1

11.1 Подраздел по содержанию не соответствует требованию пункта 19 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87: текстовая часть подраздела полностью не соответствует требованиям п. 19а-о, не обоснованно приложены в составе тома расчеты теплопотерь, в графической части представлены рабочие чертежи вместо проектной документации (согласно договору на проведение государственной экспертизы); решения раздела КР. В текстовой части подраздела отсутствуют конкретные данные об источнике теплоснабжения, сведения о наличии сертификатов соответствия требованиям промышленной безопасности и разрешений на применение для источника теплоснабжения; конкретное описание принятых систем и принципиальных решений по отоплению, вентиляции и противодымной защите помещений; обоснование оптимальности размещения и характеристики принятого оборудования; сведений по тепловой изоляции. Оформление проектной документации подраздела ведется без учета ГОСТ Р 21.1101-2013.

В проектную документацию внесены изменения, текстовая часть откорректирована в соответствии с требованиями постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 № 87 п. 19а-о

11.2

Параметры внутреннего воздуха в помещениях приняты на основании недействующих нормативных документов. Проектирование подраздела принято на основании недействующих нормативных документов.

Замечание принято.В проект внесены изменения, раздел откорректирован в соответствии СаНПиН 2.4.1.2660-13 « Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».

11.3

Отсутствуют технические условия на проектирование (п.6 ст.48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, Постановление Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 г. № 83). 4. В электронном виде представлены проектные материалы с котельной в качестве источника теплоснабжения, в бумажном - источник - тепловые сети.

11.4

В инженерно-геодезических изысканиях отсутствуют характеристики тепловых сетей и сооружений.

В пояснительную записку внесены изменения. См. ПЗ Изм.1

11.5

Для обоснования принятых проектных решений отсутствуют расстояния до всех коммуникации в соответствии с п. 9.3, 9.7 и обязательным приложением Б СНиП 41-02-2003.

В проект внесены изменения

ИОС.4ТС-4 Изм.1.

11.6

При проектировании трубопроводов теплоснабжения в ППМ изоляции не обоснованно присутствует антикоррозионное покрытие и тепловая изоляция трубопроводов.

Антикоррозионное покрытие и тепловая изоляция предусмотрена только для трубопроводов в тепловой камере УТ1.

11.7

В нарушении требований п. 6.1.2 СНиП 41-01-2003 (п. 6.1.2, 6.1.3 СП 60.13330.2012) отсутствуют решения по учету тепла. При проектировании теплового пункта не решены вопросы по опорожнению и прочистке трубопроводов и систем потребления теплоты по п. 6.4-6.7 СП 41-101-95.

На вводе тепловой сети в здание детского сада, в помещении теплового узла размещены приборы учета тепловой энергии.

В проект внесены изменения

ИОС.4ТС-4,6,7,8

11.8

В представленных проектных решениях подраздела отсутствуют номера проектируемых помещений, в результате чего сделать выводы о правильности принятых проектных решений по отоплению, вентиляции, кондиционированию, дымоудалению не возможно.

Вопрос непонятен, так как на планах этажей есть номера помещений и представлена экспликация.

11.9

Размещение отопительных приборов на лестничной клетке выполнено в нарушении требований п. 6.4.5 СП 60.13330.2012.

Отопительные приборы в лестничных клетках размещены под лестничными маршами на отм. 0.000 и на высоте 2,2м от пола промежуточной площадки.

См. ОВ7,8

В проектных решениях отсутствуют решения по снижению параметров теплоносителя для теплых полов для обеспечения температуры поверхности полов по п. 6.4.8 СП 60.13330.2012; как выполнены требования п. 7.17 СНиП 31-06-2009 (п. 8.4 СП 118.13330.212) по средней температуре внутреннего воздуха; решения по ИТП не увязаны с решениями по отоплению

Для снижения параметров теплоносителя для теплых полов предусмотрены смесительные узлы со смесительным насосом. См. ОВ-9

(В ранее представленном комплекте лист ОВ-13), внесены изменения по увязке решений по ИТП с решениями по отоплению. Листы ОВ-2,6,10

11.11

Согласно п. 6.1.6 СНиП 41-01-2003 «отпуск электроэнергии на отопление и внутреннее теплоснабжение следует согласовать с энергоснабжающей организацией в установленном порядке и применять по техническому заданию», согласно п. 6.1.5 СП 60.13330.2012 «использование электроэнергии с непосредственной трансформацией ее в тепловую энергию для отопления, нагрева воздуха в воздухонагревателях или в воздушно-тепловых завесах, а также для приводов теплонасосных систем теплохолодоснабжения допускается по заданию на проектирование и техническим условиям на присоединение, согласованным с энергоснабжающей организацией», что не представлено.

В проекте принята приточная установка с электрокалорифером небольшой производительности, расположенная за подвесным потолком в коридоре 2-го этажа, использование электроэнергии для нагрева приточноговоздуха допускается. Техническим Заданием.

11.12

Не обоснованно отсутствие проектных решений по удалению продуктов горения по п. 7.2 е ж, 7.6 СП 7.13130.2013; с компенсацией приточным воздухом (п. 7.1, 7.14 СП 7.13130.2013).

Проектом не предусмотрено удаление дыма непосредственно из помещений по п. 7.2е СП 7.13130.2013, так как в категорируемых по пожарной опасности производственных помещениях отсутствуют постоянные рабочие места, помещения высотного стеллажного хранения отсутствуют. По п.7.2ж - отсутствуют помещения площадью 50м 2 и более, в которых пребывание людей числом более одного человека на 1кв. м. Тем более во всех помещениях достаточно окон для естественного проветривания.

11.13

В нарушение распоряжений Правительства Российской Федерации не обоснованно применение в проектных материалах оборудования не отечественного производства (№ 132-р от 02.02.1996).

В проекте применено вентиляционное оборудование отечественного производителя, оконные вентиляторы зарубежного производителя заменены на вентиляторы российского производителя. Российских аналогов сплит-системам импортного производства, с похожими техническими характеристиками, габаритами, внешним видом, компактностью пока нет, поэтому в проекте заложены сплит-системы зарубежного производителя.

1.14

Решения, представленные в разделе «Мероприятия по обеспечению соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности зданий, строений и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов» требуют корректировки по корректировке проектных решений подраздела «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха, тепловые сети».

Чистый воздух в помещениях и здоровый сон позволяют поддерживать самочувствие детей на должном уровне. Если естественная и обеспечиваемая вентиляторами приточно-вытяжная вентиляция отвечают за чистый воздух, то за здоровый сон отвечают правильно подобранные кроватки и качественные матрасы. Как ни странно, нормативы регламентируют количество столов и стульев, а также их размеры, а вот о кроватках в них сказано очень мало: они должны соответствовать росту ребёнка и иметь жесткое ложе.

Несмотря на то, что здания дошкольных общеобразовательных учреждений оборудуются системами отопления и вентиляции по нормам, предъявляемым к зданиям и сооружениям общественного назначения, существуют и определённые особенности.

Требования к вентиляции в детских садах

Основные исходные данные, необходимые для расчета системы вентиляции детских садов и яслей, содержит таблица 19 СНиП 2.08.02-89. Практически для всех помещений в ней указан температурный режим и требования по кратности приточного и вытяжного воздухообмена.

Во всех рекомендациях и нормативах содержится требование регулярного проветривания помещений, когда дети в них отсутствуют. Рекомендуемые способы - сквозняк и угловое проветривание. Длительность освежения воздуха может варьироваться, как правило, она зависит от силы ветра и его направления, температуры уличного воздуха, а также режима работы системы отопления. Не реже, чем раз в 1,5 часа нужно в течение минимум 10 минут проветривать помещение сквозняком.

Максимально допустимое понижение температуры при проведении проветривания - 4 градуса. Когда на улице тепло, допустимо в присутствии детей открывать окна, но только с одной стороны комнаты. Категорически запрещено проветривание через туалеты.

Перед укладыванием детей должно быть проветрено спальное помещение. Когда на улице холодно, окна нужно закрыть за 10 минут перед приходом детей. После засыпания детей окна можно открывать, но только с одной стороны. За полчаса до подъёма их снова следует закрыть. В тёплое время года сон должен проходить при открытых окнах, но нельзя допускать сквозняков.

Проветривание является эффективным способом естественной вентиляции, но далеко не единственным возможным. Широко применяется и принудительная приточно-вытяжная вентиляция помещений детских дошкольных учреждений. Её обустройство в детских садах тоже имеет свои особенности:

  1. Недопустима прокладка воздуховодов, идущих из пищеблока, через игровые и спальные помещения;
  2. Медпункт должен иметь полностью автономную систему вентиляции;
  3. При отсутствии окон в туалетных комнатах в идущих от них вытяжных каналах следует установить осевые вентиляторы, что позволит интенсифицировать воздухообмен;
  4. Категорически запрещено использование асбоцементных воздуховодов для дошкольных учреждений;
  5. Максимальная скорость движения воздуха в помещениях яслей и детских садов не должна превышать 0,1м/с;
  6. Подогрев наружного воздуха до требуемой температуры должен осуществляться в приточных шкафах, но допускается использование подоконных приточных устройств;
  7. Дважды в год нужно проводить очистку шахт вытяжной вентиляции.

Кратность воздухообмена зданий детских дошкольных учреждений

Все помещения, где постоянно находятся дети, должны быть обеспечены чистым свежим воздухом. В одноэтажных зданиях нормальной однократный обмен воздуха достигается с помощью фрамуг, в двухэтажных зданиях устраивается вытяжная канальная вентиляция с естественным побуждением.

В помещениях кухни и прачечной или постирочной кратность воздухообмена должна быть увеличена до 3 — 5 в час, а в туалетных — до 2 — 5 в час, что требует оборудования в шахтах побудительной вентиляции (тепловой или механической).

В помещениях групповых и игральных-столовых должно быть обеспечено сквозное или угловое проветривание, которое также рекомендуется предусматривать в спальнях, кухне, прачечной и туалетных зданий, размещаемых в IV климатическом районе. В помещениях для пребывания детей не менее 50% окон должны быть оборудованы фрамугами.

Площадь фрамужных отверстий должна составлять 1/40 — 1/50 площади пола. Наружная створка фрамуги должна открываться снизу вверх; фрамуги должны иметь рычажные приборы и боковые щитки (для направления движения наружного воздуха вверх).

В основных помещениях групп детского учреждения должна быть обеспечена постоянная температура воздуха, равная 20°, при относительной влажности воздуха 60 — 70%. В помещениях групп на высоте 1 м от пола должен висеть настенный термометр.

Здания детских дошкольных учреждений необходимо оборудовать водопроводом, канализацией и горячим водоснабжением (в соответствии со строительными нормами и правилами, главы П-Г1-61 и П-Г4-62) путем присоединения здания к внешним сетям водопровода и канализации, имеющимися в населенном пункте или ближайшем окружении (предприятия, дома отдыха, санатории, фермы и пр.).

При отсутствии поселковой или городской сети водопровода и канализации устраивают местные системы водоснабжения и канализации, отвечающие гигиеническим требованиям.

Норма потребления воды в детских садах без душевых 75 л в сутки на одного ребенка, в детских садах с душевыми и в яслях 100 л.

Таблица расчетных параметров воздуха

Помещение

Расчетная температура

в холодный период

Кратность воздухообмена или

количество удаляемого воздуха

Игровая, приемная младшей ясельной группы

Групповая, раздевальная комната:

группы раннего возраста

2 младшей группы

средней и старшей группы

Спальни ясельных групп

Спальни дошкольных групп

Туалетные ясельных групп

Туалетные дошкольных групп

Залы для музыкальных и гимнастических занятий

Буфетные

Помещение бассейна для обучения плаванию

по расчету, не менее 50 куб.м.

в час на ребенка

Медицинские помещения

Кабинеты массажа и физиотерапии

Служебно-бытовые помещения

по расчету

Стиральная

Гладильная

Два варианта системы вентиляции детского сада: традиционный и современный.

Традиционный (простой) вариант вентиляции детского сада: Раньше в детских садах использовалась естественная вентиляция - приток воздуха осуществлялся с помощью форточек и естественных неплотностей в окнах, а вытяжка выходила через шахту на крышу с естественным подпором воздуха - то есть теплый воздух поднимается наверх естественным путем.

Конечно, такая система вентиляции имеет скорее больше недостатков, чем преимуществ. Принцип работы:

В тех комнатах, где малыши проводят больше времени (спальни, игровые), нужно предусмотреть угловое и сквозное проветривание. Если детский сад расположен там, где в теплое время года температура достаточно долго держится выше +30°С, то нужно обязательно обеспечить сквозное или угловое проветривание в спальнях, сушилках, туалетах и кухнях. Когда помещение проветривается таким способом, то воздух удаляется через смежные комнаты, например, при проветривании игровой воздух «уходит» через спальню или раздевалку, а при проветривании кухни - через кладовую. Не понадобится такое проветривание в условиях Крайнего Севера.

Когда группа детей освободила спальню, столовую или другую комнату, рекомендовано проветрить помещение. При температуре -20 °С время такого проветривания должно быть не более 5 минут, а в другое, более теплое время года - до 20 минут.

Современный вариант вентиляции детского сада

Сегодня применяются разные способы принудительной вентиляции (приточно-вытяжная с рекуперацией тепла, переточные клапана, смешанного типа). Вариант с приточно-вытяжной вентиляцией обеспечивает необходимый объем поступаемого и удаляемого воздуха, а также имеет возможность регулировать его температура, что очень важно для комфортных условий работы.

Специфические особенности вентиляции в детском саду

Принцип работы приточно-вытяжной системы вентиляции заключается в следующем. В комнатах благодаря приточно-вытяжной установке создается два потока воздуха - чистый и загрязненный. Воздушные массы с улицы, пройдя через фильтр, очищаются от пыли, загрязнений, микроорганизмов, после чего нагреваются до необходимой температуры и поступают в помещение. Загрязненный поток воздуха с помощью вентиляторов попадает в воздуховоды установки и выводится за пределы помещения.

Чтобы минимизировать энергетические затраты, стоит подходить ответственно к выбору оборудования для системы вентиляции. Лучше отдать предпочтение современным установкам, так как они экономично выгодные и способны обеспечить подогрев и увлажнение воздуха до требуемых отметок. На «эту роль идеально подходит» приточно-вытяжная система с рекуператором. Она существенно снизит затраты на подогрев приточного воздуха в зимний период года, при этом обеспечит постоянный приток свежего воздуха установленной температуры. Рекуператор тепло отработанного воздуха передает приточным воздушным массам, поэтому количество потребляемой электроэнергии (иди другого источника энергии) будет, намного меньше.

Современные моноблочные системы вентиляции с встроенными рекуператорами позволяют передать до 70 % тепла, что в свою очередь приводит к многократному снижению стоимости эксплуатационных затрат по сравнению с установками без рекуперации тепла. Среди лучших производителей такого оборудования выделяют Dantex, Electrolux, Breezart, Systemair и др. Ниже представлена приточно-вытяжная установка, которая способна обеспечить вентиляцию детского сада.

По словам вице-премьера Ольги Голодец, с каждым годом в нашей стране растет число детей, которым необходимо место в детском саду. Так, в 2002 г. в России было зарегистрировано 6,7 миллиона детей в возрасте от 3 до 7 лет, в 2012-м — 7,6 миллиона, а к 2015 году их будет уже 8,4 миллиона. «И это не прогноз, а фактические данные, поскольку эти дети уже родились, — уточняет Ольга Голодец. — В очереди в детский сад стоят порядка двух миллионов ребят».

С другой стороны, количество самих дошкольных образовательных учреждений сократилось вдвое по сравнению с 1990 годом.

Наиболее активные мамы детей дошкольного возраста еще год-два назад собирали митинги, лейтмотивом выступлений и агитплакатов которых был призыв «Верните детям детские сады!» Речь шла о выселении из бывших зданий дошкольных учреждений всевозможных муниципальных служб, занявших их в 1990-е, а также о расселении семей, которым некоторые бывшие детские сады отдали под жилье (нередко его получали врачи и учителя). Тем не менее, если хоть немного разобраться в ситуации, то окажется, что выселение государственных и муниципальных служб из вчерашних детских садиков проблему не решит.

«Подавляющее большинство построенных до 1990 гг. дошкольных учреждений не соответствуют современным строительным нормативам и положениям закона «Об энергосбережении» , а потому требуют серьезных капиталовложений в реконструкцию, — считает директор ООО «Теплосеть» Сергей Пономарев (г. Бийск Алтайского края). — Минимум, который сегодня решает эту проблему в действующих дошкольных учреждениях, — установка пластиковых окон с тройным остеклением, приборов учета, средств теплоавтоматики, в некоторых случаях — утепление фасадов. Возвращение старых зданий детских садов, которые сегодня заняты госслужбами и жильем, потребует реконструкции и в строительной, и в энергетической части: наличие только пластиковых окон и металлопластиковых стояков отопления проблему не решит. С экономической точки зрения гораздо дешевле построить новые здания, обеспечив их современным энергосберегающим оборудованием» . «Замена изношенных труб в действующих учреждениях социальной сферы, установка пластиковых окон и другие подобные мероприятия, безусловно, важны, но не играют приоритетной роли при решении задач создания комфортного микроклимата и теплосбережения, — соглашается Антон Белов, заместитель директора теплового отдела компании «Данфосс ». — Без комплексной автоматизации и использования современного энергоэффективного инженерного оборудования этих вопросов не решить. К тому же, опыт показывает: какими бы дорогими не казались на первый взгляд эти решения, они окупаются в среднем за 2-3 года» . Необходимость создания комфортных условий для детей является сегодня еще одной проблемой дошкольных учреждений. Несбалансированный микроклимат в помещениях детских садов становится одной из основных причин роста заболеваемости малышей. «Когда получили место в детском саду — радости не было предела. Но очень быстро она сменилась разочарованием: сын проходил в детский сад всего неделю — и заболел, — рассказывает Анна Кудрявцева, мама 4-летнего Максима из Бийска (Алтайский край). — Оказалось, ничего удивительного в этом нет, и дело отнюдь не в адаптации ребенка. Один воспитатель заставляет детей теплее одеваться, не проветривает помещение, полагая, что таким образом он спасает их от простуды, а другой, наоборот, заводит разгоряченных детей с прогулки, хотя форточки в группе еще не закрыты».

Как можно видеть из примера, нередко комфортный уровень температуры в помещении оценивается воспитателем или педагогом исходя из собственных ощущений и мнения о том, каким должен быть оптимальный для ребенка микроклимат. Тем более что работникам детсадов, как правило, приходится самостоятельно регулировать температуру в помещениях детского сада (главным образом, открывая и закрывая форточки), поскольку автоматизация этого процесса устаревшими проектами не предусмотрена. В частности, знакомство с Федеральным банком данных проектирования объектов капитального строительства и наиболее экономически эффективных проектов повторного применения на сайте Минрегиона РФ (например, Москвы, Томской области и Алтайского края) повергает в уныние — представленные здесь проекты детских садов вряд ли можно назвать в полной мере теплосберегающими. В лучшем случае документация предусматривает использование водяных теплых полов и установку пластиковых окон.

Между тем, сегодня есть успешные реализованные проекты, доказывающие, что современные решения для систем отопления и водоснабжения способны дать ответы сразу на все существующие вопросы. Как отмечает Антон Белов («Данфосс »), в подавляющем большинстве случаев решение задач создания комфортного микроклимата и энергосбережения достигается благодаря использованию автоматизированных индивидуальных тепловых пунктов (АИТП) с погодной компенсацией. Одна из особенностей этого решения заключается в том, что автоматика позволяет задавать различные режимы работы отопительной системы. Например, можно запрограммировать снижение температуры воздуха в помещениях в ночное время и выходные дни, когда детей в садике нет. А в остальное время — поддерживать температуру на требуемом санитарными нормами уровне. Таким образом одновременно решаются задачи поддержания здорового микроклимата и экономии тепла.

Существенную роль в создании комфортных условий в помещениях детских садов играют также автоматические радиаторные терморегуляторы, устанавливаемые на отопительных приборах. Для детских учреждений специалисты рекомендуют применять терморегуляторы с газонаполненным датчиком, как наиболее чувствительные к перепадам температуры воздуха.

Существуют и еще более прогрессивные решения. Например, в Томске успешно функционирует энергоэффективный детский сад категории «А», где для обеспечения в группах комфортного микроклимата центральное отопление не используется вовсе. Основу системы теплоснабжения детского сада составляют тепловые насосы Danfoss, позволяющие на каждый затраченный киловатт питающей их электроэнергии получить от 4 до 6 кВт тепловой энергии. Другими словами, от 75 до 84 процентов тепловой энергии оказывается бесплатной, если сравнивать систему отопления нового детского сада с классической схемой теплоснабжения. Интересно, что подобные решения в Томске окупают себя еще на стадии строительства, поскольку подключение к городской теплосети стоит дороже полностью смонтированной «под ключ» системы на базе теплового насоса. Полученный опыт муниципальные органы планируют тиражировать на новые социальные объекты, возводимые в городе.

Не менее интересен пример детского сада № 347 в Перми: здесь энергосервисная компания за собственный счет установила энергосберегающее оборудование датского концерна, с тем, чтобы вернуть затраченные средства за счет экономии на потреблении топливно-энергетических ресурсов. Причем уже на следующий год она составила 54% от суммы затрат на модернизацию детского сада.

Примечательно, что оба проекта — и в Томске, и в Перми — позволяют не только говорить о значительной экономии ресурсов и финансовых средств на их оплату, высокой окупаемости инвестиций, но и о формировании комфортного климата в помещениях детских садов. Руководители учреждений отмечают, что воспитанники меньше болеют, а проблемы с регулированием температуры в помещениях у них не стало вовсе.

Решая вопрос нехватки детских дошкольных учреждений, нельзя забывать и о сопутствующих задачах — создании комфортного для малышей микроклимата и энергосбережении. Как показывает практика, они не только не противоречат друг другу, но являются звеньями одной неразрывной цепи: экономить тепло можно без ущерба для здоровья, в первую очередь — самых маленьких граждан нашей страны.