Методическая разработка на тему: Аттестация дошкольных работников. Теоретическое обоснование темы

Планирование деятельности предприятия

Эффективность функционирования предприятия определяет­ся многими обстоятельствами. Среди них: правильность установ­ления «что, сколько, какого качества и к какому времени произ­водить продукцию или оказывать услуги» с учетом спроса и пред­ложения; выбор оптимальной технологии и организации производства; своевременное и рациональное ресурсное обеспе­чение; величина основного и оборотного капиталов; формы и методы реализации продукции и пр.

В условиях рыночной системы хозяйствования диапазон ис­пользования этих факторов чрезвычайно большой. Поэтому каж­дое предприятие должно стремиться к их оптимальному сочета­нию.

Это предполагает необходимость применения соответствую­щих форм и методов их внутренней увязки. Такой формой явля­ется планирование производственной и хозяйственной деятель­ности предприятия. Опыт многих преуспевающих компаний про-мышленно развитых стран показывает, что в условиях рынка с его жесткой конкуренцией планирование хозяйственно-производ­ственной деятельности является важнейшим условием их выжи­ваемости, экономического роста и процветания, успешной реа­лизации принятой стратегии развития предприятия. И в самом деле, если стратегия предприятия является принципиальной ус­тановкой его развития на будущее, то планирование представля­ет собой определение оптимальных путей производства и реали­зации продукции, поскольку в нем осуществляется как увязка ре­сурсов, потенциала предприятия с целями его развития во временном периоде, так и со способами их достижения. Более того, в условиях неопределенности экономического развития, на­личия рисков и жесткой конкуренции, присущей рыночной си­стеме хозяйствования, оно становится практически единственным условием, вносящим определенную устойчивость при осуществлении производственно-хозяйственной деятельности предприя­тия Именно оно позволяет предприятию на основе имеющихся «утренних возможностей спроектировать нужную организацию производства и реализации продукции с учетом изменений, про­исходящих в хозяйственной среде.

Вместе с тем планирование будет действенным только в том ииучае, если оно будет отвечать следующим требованиям:

Во-первых, планирование должно отвечать на вопросы: что, ютда и как может произойти?

Во-вторых, реализацию выбранной альтернативы будущего развития необходимо осуществлять на основе решений, прини­маемых сегодня.

В-третьих, планирование есть непрерывный процесс приня­тия решений, в ходе которого устанавливаются и уточняются по юемени цели и задачи развития предприятия в связи с изменени­ями. происходящими вокруг него, и определяются ресурсы для п выполнения.


В-четвертых, планирование следует осуществлять попринципу, согласно которому функционирование предприятия должно быть рентабельно и обеспечивать денежные поступления и прибыль в объеме, удовлетворяющем заинтересованные в резуль­татах работы предприятия группы лиц (собственников, учреди­телей, коллективов акционеров, государство и т.п.).

В-пятых, в силу различий в характере проявления факторов гроизводства и задач, вытекающих из отдельных направлений деятельности предприятия, планирование подразделяется на дол­госрочное и краткосрочное. Так, вопросы, связанные с приобре­тением оборудования и характером его использования, кадровой политикой, определением ассортимента продукции и рынка сбыта требуют их рассмотрения на долговременный период. В то же время вопросы, касающиеся текущего обеспечения предприятия сырьем и материалами, платы за энергию, воду, необходимо рас­сматривать на краткосрочный период.

Реализация этих требований предполагает, что планирование я процессе своего осуществления должно следовать следующим принципам. Это:

гибкость, предусматривающая постоянную адаптацию к из­менениям среды функционирования предприятия. Его соблюде- ние требует корректировки плана при различных изменениях внешней и внутренней среды;

непрерывность, предполагающая скользящий характер пла­
нирования, прежде всего в части систематического пересмотра
планов, «сдвигая» период планирования (например, после завер­
шения отчетного месяца, квартала, года);

коммуникативность, под которой понимается координация
и интеграция усилий (или принцип холизма по Р.Акофу). Все дол­
жно быть взаимоувязано и взаимозависимо;

участие, предполагающее важность вовлечения в него всех
возможных участников процесса функционирования предприя­
тия;

адекватность, т.е. отражение реальных проблем и самооцен­
ки в процессе планирования. Адекватность предполагает, что
реально происходящие процессы с рациональной точностью дол­
жны моделироваться при составлении плана предприятия;

комплексность как взаимосвязь и отражение в плане всех
направлений финансово-хозяйственной деятельности предприя­
тия;

многовариантность, позволяющая выбрать наилучшую из
альтернативных возможностей достижения поставленной цели.
Соблюдение этого принципа требует разработки различных сце­
нариев будущего развития предприятия исходя из вероятностных
сценариев развития окружающей среды;

итеративность, предусматривающая неоднократность увяз­
ки уже составленных разделов плана (итерации). Это обусловли­
вает творческий характер самого процесса планирования.

На практике применяется стратегическое, долгосрочное, крат­косрочное и текущее планирование. Каждое из них имеет свои формы и методы увязки ресурсов и способов достижения целей и расчета показателей. Они являются предметом рассмотрения од­ной из ведущих отраслей знания экономической науки - «Про­гнозирование и планирование экономической деятельности».

В нашем случае планирование будет рассмотрено только с точки зрения его роли и значения в деле развития экономики пред-прпхтя о условиях рынка как средства, позволяющего найти наиболее эффективные пути увязки и развития возможностей предприятия со спросом и предложением на товары или услуги, производимые им.

1.Разрабатывается на весь учебный год.

2. Количество образовательной деятельности должно соответствовать учебному плану ДОО и САНПИН.

3. Тема и программные задачи должны соответствовать возрастному стандарту и требованиям ОПДОО.

4. Указывается методическая литература и страница.

Принципы планирования :

    Учет времени года и погодных условий. Этот принцип реализуется при проведении прогулок, закаливающих и оздоровительных мероприятий, занятий по экологии.

    Учет индивидуальных особенностей. (Необходимо знать тип темперамента ребенка, его увлечения, достоинства и недостатки, комплексы, чтобы найти подход к его вовлечению в педагогический процесс).

    Разумное чередование в плане организованной и самостоятельной деятельности. (НОД, игр, кружковых занятий, совместной работы детей и воспитателя, а так же свободной игровой деятельности и общения со сверстниками).

    Учет изменения работоспособности детей в течение недели при планировании НОД и требования к их сочетаемости (планирование НОД с максимальной умственной нагрузкой во вторник и среду, чередование статичных НОД с занятиями с высокой двигательной активностью).

    Учет уровня развития детей (проведение НОД, индивидуальной работы, по подгруппам).

    Взаимосвязь процессов обучения и развития (обучающие задачи планируются не только в НОД, но и в других видах деятельности).

    Регулярность, последовательность и повторность воспитательных воздействий.

Условия:

1.Знание программных задач.

2.Знание индивидуальных возможностей и способностей детей.

3.Использование принципа повторности с усложнением задач (3 – 4 раза) с небольшим интервалом.

(Если задача используется на занятиях более 4 раз, выносится ли она Вне НОД)

4.Совместное составление плана обеими воспитателями. А также постоянный обмен мнениями по результатам наблюдений за детьми: как они усваивают пройденный материал, как выполняют свои обязанности, каковы их навыки культуры поведения, проявления каких черт характера наблюдались и прочее. Таким образом, основную часть плана намечают оба воспитателя, а детали - каждый в отдельности.

Календарный план - предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих форм их организации на каждый день. Календарный план является обязательным документом (1987 г). Строится на принципе календарно-тематического планирования.

    объем плана в условно-учебных часах.

    тематика, содержание, количество НОД для прохождения каждой темы.

    оптимальные формы проведения НОД, методы и приемы обучения для достижения поставленных целей и задач.

    остальные виды деятельности можно добавить при необходимости по ходу календарного планирования в течение года.

Планирование образовательного процесса в доу

Выводы и предложения:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Повышение эффективности любой организации в настоящее время невозможно без улучшения управленческой деятельности. Деятельность учреждения не может быть результативной и конкурентоспособной без наличия глубокого и всестороннего анализа, прогнозирования ситуации, выработки и принятия своевременных и обоснованных решений. В основе деятельности организации лежит работа с информацией, выработка и реализация мероприятий, направленных на повышение ее эффективности. Только своевременный сбор, анализ и обобщение сведений, прогноз ситуации и выработка на их основе действенных мероприятий, а также их осуществление дают возможность организации эффективно функционировать.

Работа с информацией, прогнозирование ситуации и выработка мероприятий - это не что иное, как составные части планирования. Необходима такая информация, которая позволит непрерывно влиять на любые процессы в интересующей нас сфере деятельности.

Прогнозирование призвано обеспечить научность, рациональность и необходимо для того, чтобы понять, как будут развиваться события и как подготовиться к активному воздействию на эти события. Прогнозирование будущего состояния рассматриваемого объекта осуществляется на основе анализа его состояния в прошлом и настоящем.

Если вся работа не будет организована на основе прогноза и научно разработанных перспективных планов на длительный срок, если не будут постоянно корректироваться и контролироваться в процессе реализации мероприятия плана, то нельзя поднять уровень руководства, а следовательно, и успешно решать поставленные задачи.

Планирование является наиболее характерным показателем целенаправленности человеческого труда, так как управление социальными процессами и явлениями невозможно без определения целей и средств их достижения. Планирование - весьма сложная область человеческой деятельности, один из общих принципов управления. Планирование в то же время выступает и как функция управления. Оно объективно присуще управлению, которое призвано обеспечить сознательную, целенаправленную, а следовательно, и заранее осмысленную спланированную деятельность.

Таким образом, планирование - это постановка целей и задач, выработка мероприятий и оценка конкретных сил и средств на определенный период путем выдвижения гипотез на основе полученной информации, принятия специфического управленческого решения (плана) и его реализация. Целью планирования организации является совершенствование деятельности путем достижения эффективного использования сил и средств, на основе определения последовательности решения возложенных задач, обеспечения равномерности и ритмичности задействования кадровых, финансовых, материально-технических и иных ресурсов.

Задачи стабильного функционирования организации в современных условиях могут быть успешно решены только при условии значительного повышения эффективности деятельности системы управления, широкого использования научно обоснованных методов работы, внедрения основ научной организации управления и труда (инноваций), в том числе научно обоснованного планирования работы.

Первая цель - сохранить нормальное функционирование организации в условиях активного воздействия на них внешней среды. Иначе говоря, организация обязана сохранить свою целостность и эффективность, работая в тех условиях, которые сложились в ее области деятельности. Вторая цель - все более адаптируясь к окружающей среде, выявляя дополнительные резервы и проявляя инициативу, постоянно совершенствовать организацию и функционирование предприятий, их подразделений и служб.

Планирование деятельности организации помогает успешно решать следующие задачи:

определение наиболее перспективных путей совершенствования функционирования;

обеспечение целеустремленности и наступательности;

маневрирование силами и средствами, т. е. наиболее эффективное применение методов и средств;

взаимодействие и комплексное использование возможностей всех служб организации;

исключение дублирования в деятельности служб и сотрудников, а также недопущение отвлечения сил и средств на решение второстепенных задач;

организацию четкого контроля за своевременным и надлежащим исполнением намеченных мероприятий.

Планирование основывается на глубоком и всестороннем анализе складывающейся ситуации и результатов функционирования организации за определенный период. Результаты такого анализа позволяют определить злободневные проблемы и основные направления работы. План приучает сотрудников организации работать организованно, вдумчиво, творчески. Он дает сотрудникам возможность, исходя из конкретных задач и сложившейся ситуации, наиболее правильно и эффективно использовать силы и средства. Руководствуясь планом, сотрудники избегают произвольных и непродуманных действий, которые приводят к напрасной трате сил и времени, а иногда и к нарушениям. Планирование, как уже отмечалось, - сугубо творческая деятельность соответствующих субъектов управления и включает в себя:

оценку объектов управленческого воздействия, состояния организации и условий ее функционирования;

оценку результатов выполнения ранее запланированных и проведенных мероприятий;

прогнозирование и определение основных рубежей (целей) и наиболее важных задач на планируемый период;

разработку мер, которые нужно реализовать для решения основных задач, рациональное распределение и тактически правильное использование сил и средств;

правильное, продуманное определение форм взаимодействия отдельных служб, подразделений и сотрудников.

Принцип законности в планировании означает необходимость строгого соответствия намеченных мероприятий требованиям законов и подзаконных актов. Реальность и конкретность - чрезвычайно важные условия, позволяющие исполнителям более четко усваивать цели и задачи этих мероприятий и тем самым гарантировать успех их проведения. Данный принцип тесно связан с требованием оптимальности планов, т. е. с требованиями достижения поставленных целей с наименьшими затратами сил, средств и времени при существующих условиях. Комплексный подход означает, что многообразие форм и методов решения задач функционирования организации вызывают реальную необходимость разработки целой группы текущих, целевых, ситуационных и индивидуальных планов, призванных обеспечить наиболее эффективное функционирование организации.

Планы должны быть актуальными, выполнимыми и в то же время напряженными. В планах необходимо четко и ясно формулировать задачи, определять мероприятия, сроки и конкретных исполнителей. Это достигается четкостью формулировок, не допускающих двусмысленного толкования. Недопустимо применение неопределенных выражений, общих призывов, мероприятий, которые являются функциональными обязанностями тех или иных работников. Не менее важным требованием является своевременность разработки плана. Несвоевременно, с опозданием принятый план теряет свою актуальность, не даёт возможности успешно подготовить его выполнение, эффективно организовать работу оперативного аппарата.

Понимание сущности планирования, соблюдение указанных принципов и требований позволяют более эффективно планировать работу по всем направлениям деятельности организации, укреплять взаимодействие со смежными учреждениями.

Разнообразие планов различного уровня в организации требует единого системного подхода к планированию. В этой связи необходимо опираться на принципы непрерывности и преемственности в разработке планов. Мероприятия, содержащиеся в планах нижестоящих звеньев, должны учитывать не только специфические проблемы, но и базироваться на планах и указаниях вышестоящих органов, а планы служб и подразделений одного уровня - не противоречить друг другу. План на очередной период должен исходить из результатов выполнения предыдущего плана и иных ранее принятых решений, включать в себя незавершенные или истекшие по срокам исполнения мероприятия.

Планируемые мероприятия должны соответствовать объективно складывающейся обстановке с учетом прогноза ее развития. В процессе планирования следует максимально учитывать местные особенности и условия функционирования организации, что позволяет выбирать оптимальные пути и способы реализации конкретных мероприятий плана.

Принцип эффективности планирования выражается в требовании актуальности, конкретности и реальности намеченных мероприятий. Их осуществление призвано успешно решать узловые, наиболее важные проблемы в конкретно складывающейся обстановке. Важным условием эффективного планирования работы является его соответствие общим организационным принципам работы учреждений. Так, планирование должно отвечать принципу научности, т. е. базироваться на общих положениях и последних достижениях естественных и общественных наук, опираться на данные социологии, экономики, психологии, положения правовых наук, технические достижения и передовой опыт.

Планирование (от лат. planus - ровный, плоский) означает создание, разработку замысла некоторой деятельности, работы на определенный период с указанием ее целей, содержания, объема, последовательности и сроков, а часто и методов выполнения.

Планирование в управлении заключается в выборе варианта текущего или перспективного развития объекта управления на основе интересов объекта и с учетом его возможностей (ресурсов), отведенного периода времени и основных лиц, ответственных за выполнение плана.

Современное планирование должно быть гибким и способным адаптироваться к постоянным изменениям объекта управления и внешней среды. Кроме направленности на активное преобразование объекта управления с целью достижения желаемого состояния планирование должно содействовать сокращению неиспользованных возможностей.

Одна из задач планирования в условиях рыночной экономики заключается в обеспечении долгосрочной конкурентоспособности, прочности, устойчивости развития организации, муниципального образования, субъекта Российской Федерации или страны в целом. Другая задача планирования - информационно-ориентирующая. При этом ключевую роль играет организация обратной связи: сначала предлагается первоначальный вариант решения, далее происходит корректирующая обратная связь, затем предлагаются окончательные ориентиры для менеджеров, обеспечивающих достижение намеченных результатов.

Эффективная деятельность любого хозяйствующего субъекта, коммерческих и некоммерческих организаций, государственных органов власти невозможна без разработки прогнозов и базирующихся на них планов, программ, концепции социально-экономического, научно-технического, образовательного и экологического развития.

Плановая деятельность представляет собой естественную функцию собственника. На уровне фирмы определяются миссия и цели, заключаются долгосрочные контракты, принимаются взаимные обязательства, а их реализация осуществляется по согласованному плану. Плановая и прогнозно-аналитическая функции необходимы в деятельности государства: в управлении социальной сферой, финансовыми и трудовыми ресурсами страны, в целом в управлении общественными благами. Государственные предприятия, работающие на коммерческих началах, должны действовать по законам рыночной экономики, но они не могут быть в стороне и от планов государства по обеспечению реализации общенациональных интересов.

Кроме того, государство берет на себя целый ряд нормативно-правовых функций, устанавливающих правила взаимодействия между субъектами рынка, органами власти, гражданами. Данная деятельность государства директивная. Такой же характер имеют и цели, поставленные государством перед госпредприятиями и учреждениями, действующими в условиях рыночной среды. Государство определяет национальные и региональные приоритеты, цели социально-экономического развития, осуществляет поиск и привлечение ресурсов, формирование социально эффективных механизмов мотивации активной жизнедеятельности общества и его основных слоев. Все это реализуется через прогнозно-аналитическую, планово-программную и организационную деятельность правительственных органов с привлечением бизнеса, академической науки, общественности.

Принципы планирования следующие:

  • полнота: требуется учесть все аспекты и направления деятельности;
  • детализация: глубина определяется целью планирования;
  • точность;
  • простота и ясность;
  • непрерывность;
  • эластичность и гибкость (использование плановых резервов, учет множественности возможных альтернатив, отсрочка деталей планирования до выяснения обстановки, вариантность);
  • выравнивание при планировании (учет "узких мест");
  • экономичность; при оценке экономичности планирования следует учесть его полезность и затраты на планирование.

Реализация функции планирования требует четко определить:

  • 1) объект планирования (что планируется);
  • 2) субъект планирования (кто планирует);
  • 3) период (горизонт) планирования (на какой срок);
  • 4) средства планирования (например, компьютерное обеспечение);
  • 5) согласование планов (каких, с кем и при каких условиях).

Выделяется восемь этапов в процессе планирования.

I. Целеполагание: формулировка целей организации, страны, региона, города.

II. Подбор, анализ и оценка способов достижения поставленных целей: какие из способов можно сразу исключить как нецелесообразные; какой из них является оптимальным.

III. Составление перечня необходимых действий: что нужно сделать, чтобы осуществить выбранный на предыдущем этапе вариант достижения поставленных целей.

IV. Составление программы работ (плана мероприятий): в каком порядке лучше всего выполнять намеченные на предыдущем этапе действия, учитывая, что многие из них связаны между собой.

V. Анализ ресурсов: какие материальные, финансовые, информационные, кадровые ресурсы понадобятся для реализации плана; сколько времени уйдет на его выполнение.

VI. Анализ разработанного варианта плана: решает ли разработанный план поставленные на этапе I задачи; являются ли затраты ресурсов приемлемыми; есть ли возможность улучшить план.

VII. Подготовка детального плана действий: разработанный на предыдущих этапах план детализируется, выбираются согласованные сроки выполнения отдельных работ, рассчитываются необходимые ресурсы, определяются ответственные лица.

VIII. Контроль выполнения плана, внесение в случае необходимости изменений.