Высшие органы управления русской православной церкви. Кто глава православной церкви

Русская Православная Церковь – самая крупная автокефальная церковь в мире. Ее историю относят к апостольским временам. Русская Церковь пережила раскол, падение монархии, годы богоборчества, войны и гонения, падение СССР и становление новой канонической территории. Мы собрали тезисы, которые помогут вам лучше узнать историю Русской Православной Церкви.

Русская Православная Церковь: история

  • История Русской Православной Церкви начинается еще с апостольских времен. Когда ученики Христа ушли нести Слово Божие людям, путем апостола Андрея оказалась территория будущей Руси. Существует легенда о том, что апостол Андрей пришел на Крымскую землю. Люди, жившие там были язычниками и поклонялись идолам. Апостол Андрей проповедовал им Христа.
  • Тем не менее, от того времени, как по территории будущей Руси ходил апостол до Крещения Руси прошло девять веков. Многие считают началось истории Русской Церкви апостольские времена, для других же “точкой отсчета” становится Крещение Руси в 988 году, а третьи считают, что Русская Православная Церковь родилась в IV веке. В 1448 году появилась первая Автокефальная церковная организация, ее центр располагался в Москве. Тогда русские епископы впервые избрали митрополита Иону, как Предстоятеля Церкви без участия Константинопольского Патриархата.
  • В 1589-1593 годы Автокефалию признали формально и Церковь обрела самостоятельность. Изначально при Патриархе не было действующего Собора епископов – Священного Синода, что отличало Русскую Православную Церковь от других Церквей.
  • Пережила Русская Православная Церковь и сложные страницы собственной истории. А именно церковную реформу, когда появился термин “старообрядцы”.
  • Во времена Петра I государственным органом, исполнявшим функцию общецерковного управления стал Священный Синод. Из-за нововведений царя духовенство стало довольно замкнутым обществом, а Церковь потеряла финансовую независимость.
  • Но самые трудные времена для Русской Православной Церкви настали в годы богоборчества после падения монархии. К 1939 году Церковь была практически уничтожена. Многие священнослужители осуждены или убиты. Гонения не позволяли верующим открыто молиться и посещать храмы, а сами храмы были осквернены или уничтожены.
  • После распада СССР, когда прекратились репрессии над Церковью и духовенством, проблемой стала “каноническая территория” Русской Православной Церкви, так как многие бывшие республики отделились. Благодаря акту о каноническом общении, поместные Церкви остались «неотъемлемой самоуправляемой частью Поместной Русской Православной Церкви».
  • В октябре 2011 года Священный Синод утвердил реформу епархиального устройства с трехступенчатой системой управления – Патриархат – митрополия – епархия.

Русская Православная Церковь: устройство и управление

Порядок Церковной иерархии в современной Русской Православной Церкви выглядит так:

  1. Патриарх
  2. Митрополит
  3. Епископ
  4. Священник
  5. Диакон

Патриарх

Предстоятелем Русской Православной Церкви с 2009 года является Патриарх Кирилл.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл был избран на Предстоятельское служение на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 27-28 января 2009 года.

Структура Русской православной церкви (митрополии, епархии)

В Русской Православной Церкви более трехсот епархий, которые объединены в митрополии. Изначально в Русской Православной Церкви звание митрополита присваивали только Предстоятелю. Митрополиты и сейчас решают важнейшие вопросы в Русской Православной Церкви, но ее главой все же является Патриарх.

Список митрополий Русской Православной Церкви:

Алтайская митрополия
Архангельская митрополия
Астраханская митрополия
Башкортостанская митрополия
Белгородская митрополия
Брянская митрополия
Бурятская митрополия
Владимирская митрополия
Волгоградская митрополия
Вологодская митрополия
Воронежская митрополия
Вятская митрополия
Донская митрополия
Екатеринбургская митрополия
Забайкальская митрополия
Ивановская митрополия
Иркутская митрополия
Калининградская митрополия
Калужская митрополия
Карельская митрополия
Костромская митрополия
Красноярская митрополия
Кубанская митрополия
Кузбасская митрополия
Курганская митрополия
Курская митрополия
Липецкая митрополия
Марийская митрополия
Минская митрополия (Белорусский экзархат)
Мордовская митрополия
Мурманская митрополия
Нижегородская митрополия
Новгородская митрополия
Новосибирская митрополия
Омская митрополия
Оренбургская митрополия
Орловская митрополия
Пензенская митрополия
Пермская митрополия
Приамурская митрополия
Приморская митрополия
Псковская митрополия
Рязанская митрополия
Самарская митрополия
Санкт-Петербургская митрополия
Саратовская митрополия
Симбирская митрополия
Смоленская митрополия
Ставропольская митрополия
Тамбовская митрополия
Татарстанская митрополия
Тверская митрополия
Тобольская митрополия
Томская митрополия
Тульская митрополия
Удмуртская митрополия
Ханты-Мансийская митрополия
Челябинская митрополия
Чувашская митрополия
Ярославская митрополия

Для того чтобы понять, на чем основаны принципы православного церковного этикета, необходимо иметь представление об организационной структуре Русской Православной Церкви.

А. Административная структура Русской Православной Церкви

Жизнь Русской Православной Церкви определяется ее Уставом. Действующий на сегодняшний день Устав включает такое понятие, как каноническое подразделение (п. 1.2). Каноническими подразделениями Русской Православной Церкви являются следующие образования:

– Самоуправляемые Церкви;

– Экзархаты;

– епархии;

– Синодальные учреждения;

– благочиния, приходы;

– монастыри;

– братства и сестричества;

– Духовные учебные заведения;

– миссии, представительства и подворья.

Русская Православная (другое официальное наименование – Московский Патриархат) имеет иерархическую структуру управления. Высшими органами церковной власти и управления являются Поместный Собор, Архиерейский Собор и Священный Синод во главе с Патриархом Московским и всея Руси.

Высшая власть в области вероучения и канонического устроения Церкви принадлежит Поместному Собору, состоящему из епархиальных и викарных архиереев, представителей клира, монашествующих, а также мирян. Решения на Соборе принимаются большинством голосов. Его прерогативой является избрание Предстоятеля Церкви. Помимо решения внутрицерковных вопросов, Поместный Собор определяет и корректирует принципы отношений между и государством. В исключительных случаях такой Собор может быть созван Патриархом Московским и всея Руси (или Местоблюстителем) и Священным Синодом, однако обычно сроки его созыва определяются Архиерейским Собором.

Архиерейский Собор является высшим органом иерархического управления Русской Православной Церкви и состоит из епархиальных архиереев, т. е. епископов, осуществляющих управление отдельными епархиями. Членами Архиерейского Собора являются также викарные архиереи, возглавляющие Синодальные учреждения и Духовные академии или имеющие каноническую юрисдикцию над подведомственными им приходами. В компетенцию Архиерейского Собора входит решение принципиальных богословских, канонических, богослужебных, пастырских и имущественных вопросов, канонизация святых, поддержание отношений с Поместными Православными Церквами, контроль над деятельностью Синодальных учреждений, утверждение новых общецерковных наград, наблюдение за претворением в жизнь решений Поместного Собора. Собор созывается Святейшим Патриархом и Священным Синодом не реже одного раза в четыре года и в преддверии Поместного Собора, а также в чрезвычайных случаях.

Священный Синод, возглавляемый Патриархом Московским и всея Руси, является органом управления Русской Православной Церкви в период между Архиерейскими Соборами. Греческое слово Σύνοδος (синод) в переводе означает собрание вообще, но в основном употребляется в значении «малый, постоянный собор». Уже в древности при восточных Патриарших кафедрах образовывались такие синоды епископов, которые коллегиально участвовали в решении наиболее значимых общецерковных вопросов. Первым из них возник Синод Константинопольской Церкви (Σύνοδος ενδημούσα), состоявший из митрополитов и епископов, по делам своих епархий, порой подолгу пребывавших в столице Византийской империи.

В России такая система церковного управления появилась через двадцать лет после смерти десятого Патриарха Московского и всея Руси Адриана. Его преемником с титулом «Экзарха, блюстителя и администратора Патриаршего стола» стал митрополит Рязанский Стефан (Яворский). Принужденный пребывать близ российского самодержца в новой северной столице Санкт-Петербурге, митрополит Стефан в 1718 году подал царю жалобу на чрезмерное обременение делами с прошением отпустить его из Петербурга в Москву, для более удобного управления Патриаршей областью. Резолюция императора Петра I на это прошение, содержащая ряд укоризненных замечаний, завершалась выводом: «Для лучшего впредь управления мнится быть Духовной Коллегии, дабы удобнее такие великие дела исправлять было возможно». Вскоре, в начале 1721 года, высочайшим повелением была образована Духовная Коллегия, впоследствии переименованная в Синод. Самостоятельность новой структуры управления ограничивалась назначаемым императором чиновником – обер–прокурором, который представлял интересы государства в Синоде и права которого постепенно расширялись вплоть до полного контроля за церковной жизнью (при К. П. Победоносцеве). Предстоятели Восточных Поместных Церквей признали Коллегию в качестве постоянного соборного органа, равного по власти Патриархам и потому получившего титул «Святейшего». Синод обладал правами высшей административной и судебной власти в Русской Церкви. Первоначально он состоял из нескольких архиереев, один из которых именовался «первенствующим», а также представителей черного и белого духовенства. Впоследствии состав Синода стал исключительно архиерейским.

Святейший Синод в качестве органа высшей церковной власти просуществовал почти двести лет. Лишь в 1917 году Поместный Собор Русской Православной Церкви принял решение о восстановлении на Руси Патриаршества. Тогда же было образовано два коллегиальных органа под председательством Патриарха для управления в период между Поместными Соборами: Священный Синод и Высший Церковный Совет, впоследствии упраздненный. Положением об управлении Русской Православной Церковью, принятым на Поместном Соборе 1945 года, в число постоянных членов Священного Синода включались митрополиты Крутицкий, Киевский и Ленинградский. Архиерейский Собор 1961 года ввел в Синод на постоянной основе Управляющего делами Московской Патриархии и Председателя Отдела внешних церковных сношений.

В настоящее время, в соответствии с изменениями, внесенными Юбилейным Архиерейским Собором 2000 года, в Священный Синод Русской Православной Церкви входят его Председатель – Патриарх Московский и всея Руси, семь постоянных и пять временных членов. Постоянными членами Синода являются: по кафедре – митрополиты Киевский и всея Украины; Санкт-Петербургский и Ладожский; Крутицкий и Коломенский; Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Белоруссии; Кишиневский и всея Молдавии; по должности – председатель Отдела внешних церковных связей и Управляющий делами Московской Патриархии, являющийся секретарем Священного Синода. Заседания Синода проходят в две сессии: летнюю – с марта по август, и зимнюю – с сентября по февраль. Временными членами Синода становятся епархиальные архиереи, которые вызываются для присутствия на одной сессии, по старшинству архиерейской хиротонии (времени возведения в епископский сан). Решения принимаются общим согласием всех участвующих в заседании членов или большинством голосов, при равенстве которых голос Председателя является решающим.

В обязанности Священного Синода входит рассмотрение широкого круга внутрицерковных (вероучительных, канонических, дисциплинарных, финансовых и имущественных) вопросов, избрание, назначение и перемещение архиереев, образование и упразднение епархий, поддержание межцерковных, межконфессиональных и межрелигиозных контактов, формирование церковно – государственных отношений. Священный Синод может обращаться со специальными посланиями к пастве Русской Православной Церкви. Как орган управления Синод имеет штамп и круглую печать с надписью: «Московский Патриархат – Священный Синод».

Следует отметить, что деятельность Синодов иных Поместных Православных Церквей может строиться по другим принципам и они обладают разными полномочиями. Число членов Синода также бывает различно, однако в него всегда входит Первоиерарх Поместной Церкви, являющийся председателем этого коллегиального органа.

Священный Синод Константинопольского Патриархата имеет постоянный состав. Патриарх и члены Синода традиционно являются гражданами Турции, поэтому в Синоде не представлены другие епархии и диаспоры, входящие в юрисдикцию Патриархата, например, Американская, Австралийская и др. Синод имеет своего секретаря, но одновременно в него входит архиграмматевс (от греч . άρχι. – главный, γραμματεύς – секретарь) – Генеральный секретарь Константинопольской Патриархии, должность которого соответствует Управляющему делами Московской Патриархии.

Членами Священного Синода Александрийской Церкви являются все правящие епархиальные архиереи, имеющие сан митрополита (в настоящее время их пятнадцать), а Председателем Синода – Блаженнейший Патриарх. Синод собирается два раза в год.

Члены Священного Синода Иерусалимской Церкви, как и всё монашествующее духовенство Иерусалимского Патриархата, состоят в братстве Святого Гроба. Как правило, все они являются этническими греками. Помимо греческого подданства, многие из них имеют гражданство Иордании. В Синод входит от пятнадцати до семнадцати членов, большая часть из них архиереи, как правило, титулярные, а также несколько наиболее известных архимандритов, постоянно проживающих в Иерусалиме. Право избрания кандидата на Патриарший престол принадлежит Священному Синоду, однако избранник должен быть утвержден государственными властями Иордании, Израиля и Национальной Палестинской Автономии.

В Священный Синод Сербской Церкви, кроме Святейшего Патриарха, входят четыре архиерея. Членом Сербского Синода не могут быть викарные епископы. Через каждые два года происходит ротация двух епископов – «синодалов», которых сменяет следующая пара по старшинству хиротонии. Священный Архиерейский Собор составляют все епархиальные архиереи под председательством Патриарха, и его решения признаются действительными, если при их принятии на заседании Собора присутствуют более половины епархиальных архиереев.

Священный Синод Румынской Церкви состоит из всех архиереев. В отсутствие Патриарха в Синоде его функции переходят к митрополиту наиболее крупной (после Валахии, которой управляет сам Патриарх) церковной области – Молдовы и Сучавы, в случае отсутствия Патриарха и всех митрополитов функции председателя осуществляет старейший по хиротонии епископ.

Священный Синод Иерархии Элладской Церкви, в который входят только епархиальные архиереи, является коллегиальным носителем высшей церковной власти. Если проводить аналогию со структурой Русской Православной Церкви, то Священный Собор Иерархии соответствует Архиерейскому Собору. Органом церковного управления является Постоянный Священный Синод, члены которого переизбираются раз в год, так что все архиереи Элладской Церкви с определенной периодичностью участвуют в его работе. Постоянный Священный Синод состоит из двенадцати архиереев, его возглавляет Архиепископ Афинский. Функции и круг полномочий Постоянного Священного Синода идентичны полномочиям Священного Синода Русской Православной Церкви, однако его члены собираются гораздо чаще своих русских собратьев – два раза в месяц.

В Святейший Синод Албанской Церкви входят все правящие епископы, а также титулярный викарный епископ Аполлонийский.

Членами Церковного народного собрания Православной Церкви Финляндии являются все три ее архиерея, шесть клириков и шесть мирян.

Синоды Грузинской, Болгарской, Польской, Чешской, Американской и Японской Церквей состоят из всех епархиальных архиереев, каждый из которых обладает правом решающего голоса.

В ведении Синода Русской Православной Церкви находится руководство Синодальными учреждениями. Каждое такое учреждение ведает кругом общецерковных дел, входящих в его компетенцию, и координирует деятельность соответствующих учреждений в епархиях. В настоящее время Синодальными учреждениями Русской Православной Церкви являются: Отдел внешних церковных связей; Издательский Совет; Учебный комитет; Отдел катехизации и религиозного образования; Отдел благотворительности и социального служения; Миссионерский отдел; Отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями; Отдел по делам молодежи; Церковно–научный центр «Православная энциклопедия»; Комиссия по канонизации святых; Богословская комиссия; Комиссия по делам монастырей; Богослужебная комиссия; Библейская комиссия; Комиссия по экономическим и гуманитарным вопросам; Синодальная библиотека. Возглавляют их лица, назначаемые Священным Синодом. В структуру Московского Патриархата на правах Синодального учреждения входит Управление делами Московской Патриархии. Синодальные учреждения являются органами исполнительной власти Патриарха Московского и всея Руси и Священного Синода. Они обладают правом полномочно представлять Патриарха Московского и всея Руси и Священный Синод в сферах своей деятельности.

Клирики и миряне не могут обращаться в органы государственной власти и в гражданский суд по вопросам, относящимся к внутрицерковной жизни, включая каноническое управление, церковное устройство, богослужебную и пастырскую деятельность. Судебная власть в Русской Православной Церкви осуществляется церковными судами трех инстанций:

– епархиальный суд (первой инстанции), имеющий юрисдикцию только в пределах своей епархии;

– общецерковный суд (второй инстанции) с юрисдикцией в пределах Русской Православной Церкви;

– суд Архиерейского Собора (высшей инстанции) с юрисдикцией в пределах Русской Православной Церкви.

Разбирательство дел во всех церковных судах закрытое. Членом епархиального суда может быть только пресвитер. Председатель суда является викарным архиереем или лицом в пресвитерском сане. Общецерковный суд состоит из Председателя и не менее чем четырех членов в архиерейском сане, которые избираются Архиерейским Собором сроком на 4 года. Постановления общецерковного суда подлежат исполнению после их утверждения Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом.

Б. Территориальная структура Русской Православной Церкви

В территориальном отношении Русская Православная подразделяется на Самоуправляемые Церкви, Экзархаты и епархии.

Самоуправляемые Церкви, входящие в состав Московского Патриархата, осуществляют свою деятельность на основе и в пределах, предоставляемых специальным Патриаршим Томосом (грамотой), издаваемым в соответствии с решениями Поместного или Архиерейского Собора. Решение об образовании или упразднении Самоуправляемой Церкви принимается Архиерейским Собором, им же определяются ее территориальные границы и наименование. Органами церковной власти и управления Самоуправляемой Церкви являются Собор и Синод, возглавляемые Предстоятелем Самоуправляемой Церкви в сане митрополита или архиепископа. Предстоятель Самоуправляемой Церкви избирается ее Собором из числа кандидатов, утверждаемых Патриархом Московским и всея Руси и Священным Синодом. Святейший Патриарх и Синод Русской Православной Церкви также утверждают Устав, которым руководствуется в своей внутренней жизни Самоуправляемая . На канонической территории Русской Православной Церкви их всего четыре – Латвийская Православная Церковь, Православная Церковь Молдавии, Эстонская Православная Церковь и Украинская Православная Церковь, которая является Самоуправляемой с правами широкой автономии.

Экзархат представляет собой объединение епархий по национально – региональному принципу. Такое объединение возглавляет Экзарх в сане архиепископа или митрополита, избираемый Священным Синодом и назначаемый Патриаршим Указом. Он поминается на Литургии во всех храмах Экзархата после Патриарха Московского и всея Руси. Экзарх возглавляет Синод Экзархата, которому принадлежит высшая церковная власть в Экзархате. До 1990 года в Русскую Православную входило несколько Экзархатов – Западно – Европейский (Англия, Бельгия, Италия, Нидерланды, Франция, Швейцария), Средне – Европейский (Австрия и Германия), Северной и Южной Америки (после предоставления автокефалии Православной Церкви в Америке в 1970 года – Центральной и Южной Америки) и Восточно–Азиатский (до 1956 г.). На Архиерейском Соборе 1989 г. был создан Белорусский Экзархат Московского Патриархата, на Архиерейском Соборе 1990 года (30–31 января) – упразднены все существовавшие в то время зарубежные Экзархаты (входившие в них епархии были непосредственно подчинены Святейшему Патриарху и Священному Синоду Русской Православной Церкви). Наконец, на Архиерейском Соборе 1990 года (25–27 октября) в связи с предоставлением Украинской Церкви статуса Самоуправляемой в составе Московского Патриархата был также упразднен Украинский Экзархат. Таким образом, в настоящее время в Русскую Православную Церковь входит только один Экзархат – Белорусский, находящийся на территории Республики Беларусь.

Епархия является структурным подразделением Русской Православной Церкви, возглавляемым лицом в епископском сане. В нее входят приходы, епархиальные монастыри и монастырские подворья, епархиальные учреждения, духовные школы, братства, сестричества, миссии. Она разделяется на благочиннические округа во главе с назначаемыми епархиальным архиереем благочинными. Благочинным является священнослужитель в пресвитерском сане, настоятель одного из приходских храмов благочиния. В его обязанность входит надзор за исправным совершением богослужений, внутренним и внешним состоянием храмов и иных церковных построек, а также правильностью ведения приходских дел и церковного архива, забота о религиозно–нравственном состоянии верующих. Благочинный полностью подотчетен правящему архиерею.

Органом коллективного управления епархией является Епархиальное собрание, состоящее из клира, монашествующих и мирян, проживающих на территории епархии и представляющих канонические подразделения, входящие в ее состав. К ведению Епархиального собрания, на котором председательствует правящий архиерей, относится контроль над деятельностью всех структур епархии. Собрание также избирает делегатов на Поместный Собор.

К органам управления епархией относится Епархиальный совет, возглавляемый епархиальным архиереем. Совет состоит не менее чем из четырех лиц в пресвитерском сане, половина из которых назначается архиереем, а остальные избираются Епархиальным собранием на три года. Председателем Совета является епархиальный архиерей. Совет рассматривает вопросы богослужебной практики и церковной дисциплины, а также подготавливает Епархиальные собрания.

Исполнительно–распорядительным органом епархии является Епархиальное управление, находящееся под непосредственным руководством епархиального архиерея. Епархиальное управление имеет канцелярию, бухгалтерию, архив и специальные отделы, обеспечивающие ведение миссионерской, издательской, социально–благотворительной, воспитательно–образовательной, реставрационно–строительной, хозяйственной деятельности.

Секретарем Епархиального управления является лицо, назначаемое правящим архиереем (как правило, в пресвитерском сане). Секретарь отвечает за делопроизводство епархии и помогает архиерею в управлении епархией и в руководстве Епархиальным управлением.

Члены Русской Православной Церкви могут принадлежать к монашеской или приходской общине.

Монастырь – это церковное учреждение, в котором проживает и осуществляет свою деятельность мужская или женская община, состоящая из православных христиан, добровольно избравших монашеский образ жизни для духовного и нравственного совершенствования и совместного исповедания православной веры. Монастыри подразделяются на ставропигиальные, находящиеся под каноническим управлением Патриарха Московского и всея Руси, и епархиальные, каноническое управление которыми вверено епархиальным архиереям.

Во главе мужского монастыря стоит настоятель в сане иеромонаха, игумена или архимандрита. В крупных и древних монастырях лиц, имеющих такой сан, может быть несколько, но настоятелем является только один из них. Женские монастыри возглавляют настоятельницы, как правило, в сане игумении, привилегией которых является ношение наперсного священнического креста. Иногда настоятельницей женской обители бывает монахиня, которой также благословляется ношение наперсного креста по должности.

Кандидатуры настоятелей и настоятельниц епархиальных монастырей утверждаются Священным Синодом по представлению правящих архиереев. Ставропигиальным монастырем управляет наместник, «замещающий» настоятеля – Святейшего Патриарха, именуемого Священноархимандритом или Священноигуменом обители. По действующему Уставу Русской Православной Церкви в епархиальном монастыре исключить из состава монастырской общины ее члена или принять в нее нового инока (инокиню) можно только с согласия правящего архиерея.

Любой монастырь может иметь подворье – своего рода филиал монастыря, находящийся за его пределами. Обычно подворье представляет собой храм с прилегающими жилыми постройками и подсобным хозяйством. Деятельность подворья регламентируется Уставом того монастыря, к которому данное подворье относится, и собственным Уставом. Подворье находится в юрисдикции того же архиерея, что и монастырь. В случае, если подворье располагается на территории иной епархии, то за богослужением в храме подворья возносятся имена двух архиереев. Первым поминается епископ, правящий в епархии, где расположен сам монастырь, вторым – тот, в каноническом ведении которого находится территория нахождения подворья.

Приход является наименьшим территориальным каноническим подразделением Русской Православной Церкви. Он представляет собой общину православных христиан, состоящую из клира и мирян, объединенных при храме (дополнительно к основному церковному зданию приход может иметь приписные храмы и часовни в больницах, домах–интернатах, домах престарелых, воинских частях, тюрьмах, на кладбищах, а также в других местах). Клир храма состоит из священнослужителей: священника и диакона, именуемых клириками (в небольших приходах клир может состоять из одного священника, в крупных – из нескольких священников и диаконов). Церковнослужителями являются их помощники, участвующие в совершении богослужений – псаломщик, чтецы, певцы, алтарники. Избрание и назначение священно- и церковнослужителей, вместе образующих причт прихода, принадлежит епархиальному архиерею (на практике церковнослужители назначаются настоятелями храмов по благословению архиерея).

Во главе каждого прихода стоит настоятель храма, назначаемый епархиальным архиереем для духовного руководства верующими и управления причтом и приходом. Настоятель ответственен за уставное совершение богослужений и религиозно-нравственное воспитание членов прихода. Он также ведает хозяйственными и финансовыми вопросами деятельности приходской общины и учреждений, существующих при ней.

Органами приходского управления являются настоятель, приходское собрание, приходской совет и ревизионная комиссия. Приходское собрание – высший орган управления прихода, возглавляемый настоятелем. Приходской совет является исполнительным и распорядительным органом Приходского собрания. В него входят председатель – церковный староста (по благословению епархиального архиерея председателем Приходского совета может быть избран настоятель), его помощник и казначей, ответственный за ведение финансовой отчетности. Состав совета избирается на три года из числа членов приходского собрания. Ревизионная комиссия, состоящая из трех выборных членов, контролирует финансово–хозяйственную деятельность прихода.

Средства Русской Православной Церкви формируются за счет отчислений епархий, ставропигиальных монастырей, приходов города Москвы, пожертвований физических и юридических лиц, доходов от распространения и реализации церковной утвари, литературы, аудиовидеозаписей, а также за счет отчислений от прибыли предприятий, учрежденных каноническими церковными подразделениями.

Русская православная церковь (РПЦ) (Название «Русская православная церковь» официально вошло в употребление с 1943 г.; до 1942 г. именовалась «Поместной российской православной церковью»), или Московский патриархат - автокефальная православная церковь, старейшая религиозная организация России. Правовым основанием своего устройства и деятельности полагает Священное Писание - Библию и Священное Предание (символы веры древнейших поместных церквей, догматы и каноны, разработанные на семи Вселенских соборах (IV-VIII вв.) и ряде поместных, творения святых отцов и учителей церкви, богослужебно-литургические тексты, устная традиция). Первоначально возглавлялась митрополитами, подчинявшимися Константинопольскому патриархату. Патриаршество учреждено в 1589 г., упразднено в 1721 г., восстановлено в 1917 г. Реформы патриарха Никона в 1653-1655 гг., проведенные по инициативе царя Алексея Михайловича (исправление богослужебных книг по греческим образцам, установление единообразия церковной службы, изменение некоторых элементов обрядности), привели к расколу и появлению старообрядчества. После установления Советской власти РПЦ была отделена от государства и подвергалась репрессиям. В настоящее время является крупнейшей религиозной организацией РФ. В ее состав входят епархии прямого подчинения в России, ближнем зарубежье, Европе и США, Китайская и Японская автономные православные церкви, самоуправляемые Украинская, Молдавская, Латвийская и Эстонская православная церкви, Белорусский экзархат и Казахстанский митрополичий округ. В 2007 г. подписан акт о каноническом общении с Русской православной церковью за рубежом.

РПЦ ведет свое историческое бытие от крещения Руси в 988 г. в Киеве при великом князе Владимире. В 1448 г. она стала де-факто независимой от Константинопольского патриархата, т.е. автокефальной. Рязанский епископ Иона, поставленный Собором русских епископов, получил титул митрополита Московского и всея Руси. В 1589 г. константинопольский патриарх особой грамотой формально подтвердил статус автокефалии и поставил московского митрополита Иова первым русским патриархом. Рост духовного влияния и материального богатства РПЦ, ее влияние на политику (включая вопросы престолонаследия) временами делали ее равновеликой царской власти.

Реформы патриарха Никона 1653-1655 гг., проведенные по инициативе царя Алексея Михайловича (исправление богослужебных книг по греческим образцам, установление единообразия церковной службы, изменение некоторых элементов обрядности), привели к расколу и появлению старообрядчества. Раскол был вызван не только собственно религиозными, но и социальными причинами: старообрядцы не принимали «самодержавства» царя в церковных вопросах, падения роли епископов и др.

Консолидация политической власти Петром I потребовала введения государственного контроля над церковью. После кончины в1700 г. патриарха Адриана царь задержал выборы нового предстоятеля, а в 1721 г. учредил государственный орган церковного управления - Духовную коллегию. Позднее она была переименована в Святейший правительствующий синод, который оставался высшим церковным органом в течение почти двухсот лет. Члены Синода назначались императором, а управляли им светские государственные чиновники - обер-прокуроры. Епископы должны были присягать на верность царю.

В дореволюционной России РПЦ выполняла важные политические функции: это легитимация царской власти, организация народного образования, ведение метрических книг, регистрация браков и смерти, оглашение царских манифестов и т.д. Церковноприходские школы находились в прямом подчинении церкви, а во всех остальных учебных заведениях преподавался «Закон Божий». Священнослужители находились на государственном обеспечении.

В начале ХХ в. в РПЦ, а также среди российских религиозных интеллектуалов сформировалась группа так называемых «обновленцев», выступавших за демократизацию церковного управления и модернизацию богослужения. С целью обсуждения этих и других вопросов была начата подготовка к созыву Всероссийского поместного собора, который, однако, начал свою работу лишь после Февральской революции - в 1917 г. Он восстановил патриаршее управление (патриархом был избран московский митрополит Тихон (Белавин) (1917-1925), призвал вернуться к апостольским соборным началам церковной жизни, т.е. развитию инициативы как на уровне иерархии, так и в среде мирян, и разрешил общинам выдвигать кандидатов на архиерейское и священническое служение. Были образованы два органа коллегиального управления церковью в период между соборами: Священный синод и Высший церковный совет (ВЦС). К компетенции первого были отнесены дела иерархически-пастырского, вероучительного, канонического и литургического характера, второго - дела церковно-общественного порядка: административные, хозяйственные, школьно-просветительные. Особо важные вопросы, связанные с защитой прав РПЦ, подготовкой к соборам, открытием новых епархий, подлежали решению совместного присутствия Синода и ВЦС.

Весной 1917 г. с новой силой развернулось движение за обновление РПЦ. Одним из организаторов новой реформистской организации - Всероссийского Союза демократического православного духовенства и мирян, возникшего 7 марта 1917 г. в Петрограде, был священник Александр Введенский, ведущий идеолог и вождь движения во все последующие годы. В Москве возникла аналогичная по задачам Социал-христианская рабочая партия. «Союз» пользовался поддержкой члена Временного комитета Государственной Думы, обер-прокурора Святейшего синода В.Н. Львова и издавал на синодальные субсидии газету «Голос Христа». В своих публикациях обновленцы ополчались на традиционные обрядовые формы и канонический строй церковного управления.

РПЦ в советский период

После прихода к власти большевистской партии, для которой церковь была идейным и политическим противником, многие священнослужители, монахи и верующие миряне подверглись жестоким репрессиям. В феврале 1918 г. был издан декрет «Об отделении церкви о государства и школы от церкви», который провозгласил светский характер советского государства .

Реакция РПЦ на происходившие события была крайне негативной, хотя патриарх Тихон отказал в поддержке Белому движению и призывал к прекращению братоубийственной гражданской войны. Обострение конфликта между РПЦ и властью произошло в 1921-1922 гг., когда в условиях охватившего страну голода советское правительство, не довольствуясь добровольными пожертвованиями церкви и верующих, приступило к изъятию ценных священных предметов. В мае 1922 г. патриарх был арестован по ложному обвинению в сопротивлении изъятию ценностей, что приравнивалось к контрреволюционной деятельности, и до 1924 г. находился в заключении. Этим воспользовалась группа «обновленцев», которая объявила себя «Высшим церковным управлением». В раскол, провозгласивший солидарность с целями революции, ушла значительная часть духовенства, однако массовой поддержки в народе он не получил.

В ходе гражданской войны на территориях, контролировавшихся Белым движением, были созданы Временные высшие церковные управления (ВВЦУ). В результате эвакуации армии генерала П.Н. Врангеля из Крыма группа архиереев РПЦ оказалась в Константинополе, где в 1920 г. на борту парохода «Великий князь Александр Михайлович» состоялось первое заграничное заседание ВВЦУ Юга-Востока России (в декабре того же года преобразованное в Высшее русское церковное управление за границей (ВРЦУЗ). В 1921 г. по приглашению сербского патриарха оно переехало в г.Сремски Карловцы (Сербия), где в ноябре того же года состоялось Всезаграничное русское церковное собрание, впоследствии переименованное в Собор. Ряд заявлений Собора носил чисто политический характер (в частности, призыв к восстановлению на российском престоле законного православного царя из дома Романовых и прямой призыв к мировым державам оказать помощь для вооружённого свержения советского режима).

Еще до своего ареста патриарх Тихон подчинил все зарубежные русские приходы митрополиту Евлогию (Георгиевскому), находившемуся в Германии, и объявил недействительными решения Карловацкого собора. Непризнание его указа положило начало самостоятельной Русской православной церкви за рубежом (РПЦЗ) .

После смерти патриарха Тихона развернулась борьба за руководство РПЦ. В итоге во главе церковного управления встал митрополит Сергий (Страгородский) (1925-1944), который избрал путь лояльности советскому режиму. В 1927 г. он издал декларацию, в которой говорилось о необходимости легального и мирного существования РПЦ и поддержке народа и правительства СССР , что вызвало протест части духовенства и верующих, которые отвергли юрисдикцию Московского патриархата и перешли на нелегальное положение (получили собирательное наименование «Катакомбной церкви»). РПЦ было дано разрешение восстановить временное синодальное управление. С 1931 г. стал издаваться официальный «Журнал Московской патриархии», но его выпуск был приостановлен в 1935 г. (возобновлен в 1943 г.) . Церковная структура по всей стране оставалась почти полностью разрушенной.

Катастрофическое для СССР начало Великой Отечественной войны потребовало мобилизации всех ресурсов, включая духовные. РПЦ заняла патриотическую позицию. Поскольку партийно-государственное руководство еще со времен всесоюзной переписи 1937 г. знало, что значительная часть населения СССР относит себя к верующим (56,7% от всех выразивших свое отношение к религии) , оно вынуждено было пойти на сближение с церковью. Для богослужений стали открываться храмы, началось освобождение священнослужителей из мест заключения, были разрешены массовые богослужения, церемонии и общецерковные сборы средств, расширена издательская деятельность. Была свернута всякая публичная антирелигиозная пропаганда. Кульминацией этого процесса в 1943 г. стал созыв Архиерейского собора и избрание патриарха (митрополит Сергий; с 1945 по 1970 г. - Алексий (Симанский) . Возможности РПЦ также использовались для интеграции, денационализации и ассимиляции населения присоединенных к СССР украинских, белорусских и других территорий. После окончания войны она была привлечена к активному участию в развернутому по инициативе И.В.Сталина международному движению борьбы за мир. В 1961 г. РПЦ вступила во Всемирный совет церквей (международную экуменическую организацию, основанную в 1948 г.)

При Н.С.Хрущеве произошел возврат к методам административной борьбы с религией. После прихода к власти Л.И. Брежнева активное гонение на РПЦ прекратилось, но улучшения отношений с государством не произошло.

Конец 1970-х гг. ознаменовался феноменом так называемого «религиозного возрождения», означавшего рост интереса к православию, прежде всего в кругах интеллигенции (выпуск недолговечных подпольных журналов, создание религиозно-философских семинаров и православных групп). В 1979-1981 гг. наиболее известные представители церковного инакомыслия были арестованы .

В период «перестройки» М.С. Горбачев был заинтересован в поддержке религиозных центров для продвижения реформ в СССР и создания благоприятного общественного мнения за рубежом. С этой целью он воспользовался предстоявшим празднованием тысячелетия крещения Руси: с начала 1988 г. советские газеты, в том числе региональные, были наполнены религиозной тематикой, священникам повсюду предоставлялось слово. На Поместном соборе 1988 г. был принят и новый устав об управлении РПЦ, по которому настоятели храмов могли вновь выполнять обязанности по руководству приходами, чего они были лишены с 1961 г. В результате либерализации РПЦ получила право на большое количество церковных зданий и свободную регистрацию новых приходов, духовных заведений, обществ милосердия и братств.

Развитие РПЦ в 1990-2000-е гг.

После кончины патриарха Пимена (Извекова) (1970-1990) новым патриархом в результате тайного альтернативного голосования был избран митрополит Алексий (Ридигер) (1990-2008) - Алексий II. В своем слове в день интронизации (Интронизация (греч. ένθρονισμός ) - торжественное общественное богослужение, во время которого совершается возведение новоизбранного предстоятеля церкви на его кафедру.) 10 июня 1990 г. он назвал следующие насущные задачи церкви: возрождение должного духовного состояния христианского общества, возрождение монашества, катехизаторская деятельность (широкая сеть воскресных школ, обеспечение паствы духовной литературой), развитие свободного духовного просвещения, увеличение числа духовных школ, милосердие и благотворительность .

В 1989 г. началось издание газеты «Церковный вестник» , в 1991 г. - ежеквартального журнала Отдела внешних церковных сношений Московского патриархата «Церковь и время» . В 1991 г. в связи с новым законодательством о свободе совести и религиозных организациях был принят гражданский устав РПЦ, зарегистрированный в Министерстве юстиции РСФСР. В 1993 г. было издано распоряжение президента о признании РПЦ юридическим наследником собственности дореволюционной РПЦ и безвозмездной передаче культовых зданий и иного имущества.

В политической борьбе 1990-х гг. вокруг РПЦ почти не было конфликтов. Православие стало приобретать особое значение символа национальной идентичности - отсюда и стремительный рост людей, считающих себя православными. Все политические силы, за исключением, может быть, сторонников праволиберального Союза правых сил (СПС), выражали РПЦ свою лояльность. Одновременно среди части духовенства РПЦ появились сторонники более активного вмешательства церкви в политические процессы. Их лидером был митрополит Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) (1927-1995), который выступал против либерально-демократических преобразований, отстаивая принцип самодержавной монархии как «богоучреждённой формы существования православного народа» .

В этот же период стали появляться общественные фонды (Фонд Андрея Первозванного (1993) , Центр национальной славы России (2001) , которые заявляли о необходимости возвращения к вере, традиции, собственным корням и формирования в обществе «позитивного отношения к традиционным, скрепляющим остовам России - государству, церкви, армии».

В 1993 г. создан Всемирный Русский Народный Собор (ВРНС) , который определяет себя как «крупнейший российский общественный форум». Его главой является «Святейший Патриарх Московский и всея Руси, по благословению и под председательством которого проводятся ежегодные соборные заседания». В заседаниях, посвященных актуальным вопросам жизни страны, принимают участие представители всех ветвей власти и всех сегментов российского общества, делегаты русских общин из ближнего и дальнего зарубежья. ВРНС 2010 г. был посвящен теме «Национальное образование: формирование целостной личности и ответственного общества».

В 2000 г. Архиерейский собор принял документ «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» , который излагает базовые положения ее учения по вопросам церковно-государственных отношений и по ряду современных общественно значимых проблем. В нем констатируется, что в ходе развития цивилизации, в основе которой лежит идея все большей «эмансипации» человеческой личности и общества, постепенно нарастает «отпадение от Бога», усиливаются «греховные устремления отдельных людей и целых государств». Два основных фактора этого - утверждение принципа так называемой «свободы совести» и ложное понимание человеческих прав. Однако «религиозно-мировоззренческий нейтралитет государства не противоречит христианскому представлению о призвании Церкви в обществе». Поскольку государство, как правило, сознает, что «земное благоденствие немыслимо без соблюдения определенных нравственных норм…, которые необходимы и для вечного спасения человека», задачи и деятельность Церкви и государства «могут совпадать не только в достижении чисто земной пользы, но и в осуществлении спасительной миссии Церкви». Областями сотрудничества РПЦ и государства названы: миротворчество; забота о сохранении нравственности в обществе; духовное, культурное, нравственное и патриотическое образование и воспитание; дела милосердия и благотворительности; охрана, восстановление и развитие исторического и культурного наследия; попечение о воинах и сотрудниках правоохранительных учреждений, их духовно-нравственное воспитание; наука, включая гуманитарные исследования; здравоохранение; культура и творческая деятельность; работа церковных и светских СМИ и др. «Основы» демонстрируют открытость и активную позицию РПЦ по отношению к миру.

В 2000-х гг. РПЦ активно выступала за преподавание в средней школе «Основ православной культуры». В результате многочисленных обсуждений и эксперимента, проведенного в ряде регионов РФ, была одобрена концепция включения в новое поколение государственных стандартов общего среднего образования учебного предмета «Православная культура» в составе новой образовательной области учебного плана «Духовно-нравственная культура». В 2010 г. этот предмет должен быть введен в 18 субъектах РФ, а с 2012 г. - во всех субъектах.

РПЦ имеет сеть православных СМИ (включая электронные) церковно-общественной направленности. Это газета, радио и телеканал «Радонеж», журнал «Альфа и омега», газета «Воскресная школа», женский журнал «Славянка» и др.

В 2009 г. был создан новый церковный консультативный орган - Межсоборное присутствие, работающее на постоянной основе с участием не только духовенства, но и мирян. Его задача - обсуждение актуальных проблем церковно-общественной жизни между поместными соборами. В 2010 г. им были разработаны и опубликованы с целью проведения общественной дискуссии проекты документов о социальной и благотворительной работе РПЦ, об общественной деятельности православных христиан, о практике заявлений и действий иерархов, духовенства и мирян во время предвыборных кампаний и проблеме выдвижения духовенством своих кандидатур на выборах и др.

Организационная структура РПЦ

Современная структура РПЦ определена ее Уставом , принятым Архиерейским собором в 2000 г. (с поправками 2008 г.). Высшими органами церковной власти и управления являются Поместный собор, Архиерейский собор и Священный синод во главе с Патриархом, обладающие законодательными, исполнительными и судебными полномочиями - каждый в своей компетенции. По Уставу РПЦ является «многонациональной Поместной Автокефальной Церковью, находящейся в вероучительном единстве и молитвенно-каноническом общении с другими Поместными Православными Церквами», а ее юрисдикция «простирается на лиц православного исповедания, проживающих на канонической территории Русской Православной Церкви: в России, Украине, Белоруссии, Молдавии, Азербайджане, Казахстане, Киргизии, Латвии, Литве, Таджикистане, Туркмении, Узбекистане, Эстонии, а также на добровольно входящих в нее православных, проживающих в других странах». Таким образом, особенностью РПЦ является транснациональный характер деятельности, обусловленный распространением канонической территории на постсоветские государства. В результате на Украине, в Молдавии и Эстонии существуют параллельные церковные юрисдикции (расколы).

Высшая власть в области вероучения и канонического устроения РПЦ принадлежит Поместному собору, сроки созыва которого определяются Архиерейским собором (в исключительных случаях - Патриархом). Он состоит из архиереев, представителей клира, монашествующих и мирян. Ему принадлежит право избрания патриарха и определение принципов отношений между РПЦ и государством.

Архиерейский собор является высшим органом иерархического управления РПЦ и состоит из епархиальных архиереев, а также викарных архиереев, возглавляющих синодальные учреждения и духовные академии или имеющих каноническую юрисдикцию над подведомственными им приходами. Он созывается Патриархом и Священным синодом не реже одного раза в четыре года и в преддверии Поместного собора, а также в исключительных случаях.

Священный синод, возглавляемый Патриархом, является органом управления РПЦ в период между Архиерейскими соборами. Судебная власть в РПЦ осуществляется церковными судами посредством церковного судопроизводства.

В настоящее время РПЦ представляет собой крупнейшую централизованную религиозную организацию с разветвленным административным аппаратом. В ее состав входят епархии прямого подчинения в России, ближнем зарубежье, Европе и США, Китайская и Японская автономные православные церкви, самоуправляемые Украинская, Молдавская, Латвийская и Эстонская православная церкви, Белорусский экзархат и Казахстанский митрополичий округ. В 2007 г. между РПЦ и РПЦЗ был подписан Акт о каноническом общении, который восстановил единство внутри Поместной русской православной церкви, признав РПЦЗ ее «неотъемлемой самоуправляемой частью» . По данным на 2006 г., РПЦ было зарегистрировано 12 214 религиозных организаций, 50 духовно-образовательных учреждений, 391 монастырь, 225 религиозных учреждений .

В 2009 г. патриархом Московским и всея Руси стал митрополит Кирилл (Гундяев) .

Русская Православная Церковь имеет иерархическую структуру управления. Высшими органами церковной власти и управления являются Поместный Собор, Архиерейский Собор, Священный Синод во главе с Патриархом Московским и всея Руси.

Поместный Собор состоит из архиереев, представителей клира, монашествующих и мирян. Поместный Собор истолковывает учение Православной Церкви, сохраняя вероучительное и каноническое единство с Поместными Православными Церквами, решает внутренние вопросы церковной жизни, канонизирует святых, избирает Патриарха Московского и всея Руси и устанавливает процедуру такого избрания.

Архиерейский Собор состоит из епархиальных архиереев, а также викарных архиереев, возглавляющих Синодальные учреждения и Духовные академии или имеющих каноническую юрисдикцию над подведомственными им приходами. В компетенцию Архиерейского Собора, помимо прочего, входит подготовка к созыву Поместного Собора и наблюдение за претворением в жизнь его решений; принятие и изменение Устава Русской Православной Церкви; решение принципиальных богословских, канонических, богослужебных и пастырских вопросов; канонизация святых и утверждение богослужебных чинопоследований; компетентное истолкование церковных законоположений; выражение пастырской озабоченности проблемами современности; определение характера отношений с государственными органами; поддержание отношений с Поместными Православными Церквами; создание, реорганизация и ликвидация самоуправляемых Церквей, экзархатов, епархий, Синодальных учреждений; утверждение новых общецерковных наград и тому подобное.

Священный Синод, возглавляемый Патриархом Московским и всея Руси, является органом управления Русской Православной Церкви в период между Архиерейскими Соборами.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси имеет первенство чести среди епископата Русской Православной Церкви. Он имеет попечение о внутреннем и внешнем благосостоянии Русской Православной Церкви и управляет ею совместно со Священным Синодом, являясь его Председателем. Патриарх избирается Поместным Собором из архиереев Русской Православной Церкви не моложе 40 лет, пользующихся доброй репутацией и доверием иерархов, клира и народа, обладающих высшим богословским образованием и достаточным опытом епархиального управления, отличающихся приверженностью к каноническому правопорядку, имеющих доброе свидетельство от внешних людей. Сан Патриарха является пожизненным.

Исполнительными органами Патриарха и Священного Синода являются Синодальные учреждения. К числу Синодальных учреждений относятся: Отдел внешних церковных связей, Издательский совет, Учебный комитет, Отдел катехизации и религиозного образования, Отдел благотворительности и социального служения, Миссионерский отдел, Отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями и Отдел по делам молодежи. В Московскую Патриархию на правах Синодального учреждения входит Управление делами. В ведении каждого из Синодальных учреждений находится круг общецерковных дел, входящий в сферу его компетенции.

Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата представляет Русскую Православную Церковь в ее сношениях с внешним миром. Отдел осуществляет связи Русской Православной Церкви с Поместными Православными Церквами, инославными церквами и христианскими объединениями, нехристианскими религиями, правительственными, парламентскими, общественными организациями и учреждениями, межправительственными, религиозными и общественными международными организациями, светскими средствами массовой информации, культурными, экономическими, финансовыми и туристическими организациями. ОВЦС МП осуществляет в пределах канонических полномочий иерархическое, административное и финансово-хозяйственное управление епархиями, миссиями, монастырями, приходами, представительствами и подворьями Русской Православной Церкви в дальнем зарубежье, а также содействует работе подворий Поместных Православных Церквей на канонической территории Московского Патриархата. В рамках ОВЦС МП действуют:

* Служба православного паломничества, осуществляющая поездки архиереев, пастырей и чад Русской Церкви к святыням дальнего зарубежья;

* Служба коммуникации, которая поддерживает общецерковные взаимосвязи со светскими средствами массовой информации, наблюдает за публикациями о Русской Православной Церкви, поддерживает официальный сайт Московского Патриархата в Интернете;

* Сектор публикаций, который издает Информационный бюллетень ОВЦС и церковно-научный журнал «Церковь и время».

С 1989 года Отдел внешних церковных связей возглавляет митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.

Издательский совет Московского Патриархата -- коллегиальный орган, состоящий из представителей Синодальных учреждений, духовных учебных заведений, церковных издательств и иных учреждений Русской Православной Церкви. Издательский совет на общецерковном уровне координирует издательскую деятельность, представляет издательские планы на утверждение Священного Синода, проводит оценку публикуемых рукописей. Издательство Московской Патриархии издает «Журнал Московской Патриархии»Пучков П.И., Казьмина О.Е. Религии современного мира. Учеб.пособие - М., 1997. и газету «Церковный вестник» -- официальные печатные органы Московского Патриархата; выпускает сборник «Богословские труды», официальный церковный календарь, ведет летопись Патриаршего служения, осуществляет публикацию официальных церковных документов. Кроме того, в ведении Издательства Московской Патриархии находится издание Священного Писания, богослужебных и иных книг. Издательский совет Московского Патриархата и Издательство Московской Патриархии возглавляет протоиерей Владимир Соловьев.

Учебный комитет руководит сетью духовных учебных заведений, которые готовят будущих священно- и церковнослужителей. В рамках Учебного комитета проходит согласование образовательных программ для духовных учебных заведений, выработка единого образовательного стандарта для Духовных школ. Председателем учебного комитета является архиепископ Евгений Верейский.

Отдел религиозного образования и катехизации координирует работу по распространению религиозного образования среди мирян, в том числе в светских учебных заведениях. Формы религиозного образования и катехизации мирян весьма многообразны: воскресные школы при храмах, кружки для взрослых, группы подготовки взрослых ко Крещению, православные детские сады, православные группы в государственных детских садах, православные гимназии, школы и лицеи, курсы катехизаторов. Воскресные школы являются наиболее распространенной формой катехизации. Руководит Отделом архимандрит Иоанн (Экономцев).

Отдел благотворительности и социального служения осуществляет ряд социально значимых церковных программ и координирует социальную работу на обще-церковном уровне. Успешно функционирует ряд медицинских программ. В их числе особого внимания заслуживает работа Центральной клинической больницы Московского Патриархата во имя Святителя Алексия, митрополита Московского. В условиях перехода медицинского обслуживания на коммерческую основу это медицинское учреждение является одной из немногих московских клиник, где обследование и лечение осуществляются бесплатно. Кроме того, Отдел неоднократно осуществлял поставки гуманитарной помощи в районы стихийных бедствий, конфликтов. Председатель Отдела -- митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий.

Миссионерский отдел координирует миссионерскую деятельность Русской Православной Церкви. Сегодня эта деятельность включает в себя главным образом внутреннюю миссию, то есть работу по возвращению в лоно Церкви людей, которые в результате гонений на Церковь в XX веке оказались оторванными от отеческой веры. Еще одним важнейшим направлением миссионерской деятельности является противостояние деструктивным культам.

Председатель Миссионерского отдела -- архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн.

Отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями осуществляет пастырскую работу с военнослужащими, сотрудниками правоохранительных учреждений. Кроме того, в сфере компетенции Отдела находится пастырскоеокормление заключенных. Председателем Отдела является протоиерей Димитрий Смирнов.

Отдел по делам молодежи на общецерковном уровне осуществляет координацию пастырской работы с молодежью, организует взаимодействие церковных, общественных и государственных организаций в деле духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Возглавляет Отдел архиепископ Костромской и Галичский Александр.

Русская Православная Церковь разделяется на епархии -- местные церкви, возглавляемые архиереем и объединяющие епархиальные учреждения, благочиния, приходы, монастыри, подворья, духовные образовательные учреждения, братства, сестричества и миссии.

Приходом называется община православных христиан, состоящая из клира и мирян, объединенных при храме. Приход является каноническим подразделением Русской Православной Церкви, находится под начальственным наблюдением своего епархиального архиерея и под руководством поставленного им священника-настоятеля. Приход образуется по добровольному согласию верующих граждан православного вероисповедания, достигших совершеннолетия, с благословения епархиального архиерея.

Высшим органом управления прихода является Приходское собрание, возглавляемое настоятелем прихода, который по должности состоит председателем Приходского собрания. Исполнительным и распорядительным органом Приходского собрания является Приходской совет; он подотчетен настоятелю и Приходскому собранию.

Братства и сестричества могут быть созданы прихожанами с согласия настоятеля и по благословению епархиального архиерея. Братства и сестричества имеют целью привлечение прихожан к участию в заботах и трудах по поддержанию храмов в надлежащем состоянии, к благотворительности, милосердию, религиозно-нравственному просвещению и воспитанию. Братства и сестричества при приходах состоят под начальственным наблюдением настоятеля. Они приступают к своей деятельности после благословения епархиального архиерея.

Монастырь -- это церковное учреждение, в котором проживает и осуществляет свою деятельность мужская или женская община, состоящая из православных христиан, добровольно избравших монашеский образ жизни для духовного и нравственного совершенствования и совместного исповедания православной веры. Решение вопроса об открытии монастырей принадлежит Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси и Священному Синоду по представлению епархиального архиерея. Епархиальные монастыри находятся под наблюдением и каноническим управлением епархиальных архиереев. Ставропигиальные монастыри находятся под каноническим управлением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси или тех Синодальных учреждений, которым Патриарх благословит такое управлениеРадугин А. А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии: курс лекций. М.: Центр, 2000..

Экзархаты -- это объединения Епархий Русской Православной Церкви, в основу которых полагается национально-региональный принцип. Решения о создании или роспуске экзархатов, а также об их наименовании и территориальных границах принимаются Архиерейским Собором. В настоящее время в Русской Православной Церкви имеется Белорусский экзархат, находящийся на территории Республики Беларусь. Возглавляет его митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси.

Власть – от бога. Бог – от власти

Владислав Иноземцев

Современная Россия – страна парадоксов. Совсем ещё недавно атеистическая, сегодня она формально погружена в . Если в начале 1980-х годов православными считали себя 8% граждан, то сегодня такими числятся уже более 70%. Вместо 5300 храмов и 18 монастырей, действовавших на территории РСФСР в 1985 году, мы имеем более 31200 церквей и 790 монастырей, а строительство новых идёт куда быстрее, чем родильных домов, детских садов и школ. Однако нравственность отчего-то не возрождается: в стране случается более 46000 убийств и почти 39000 самоубийств в год; число неполных семей достигло 22% их общего количества; армия наркозависимых оценивается в 2,2 млн., а вовлечённых в проституцию – в 180 000 человек; каждый год фиксируются 230 000 случаев подростковой беременности. Власть и армия пронизаны . Сравнивать всё это с показателями советских безбожных времён даже опасно – того и гляди сочтут оскорблением чувств верующих. Зато , врачующая эти пороки, становится всё влиятельнее и богаче .

Государство – это мы

На протяжении последних двух десятилетий постоянно пыталась доказать, что говорит от имени большинства населения и потому имеет права, сопоставимые чуть ли не с правами светской власти. Ещё на заре истории новой России патриарх Алексий II пытался в стенах Данилова монастыря в 1993 году разрешить конфликт между президентом России и Верховным советом. Начиная с конца 1990-х годов предпринимались постоянные попытки насадить в школах преподавание основ православного мировоззрения, в конечном счёте, трансформировавшихся в .

В 2002 году митрополит Смоленский и Калининградский (а ныне патриарх) на пресс-конференции в ходе VIII Международного фестиваля «Радонеж» заявил: «Мы должны вообще забыть расхожий термин "многоконфессиональная страна": Россия – это православная страна с национальными и религиозными меньшинствами» . Он же на протяжении первой половины 2000-х годов премного потрудился на ниве «религиозной геополитики» и противопоставления русской цивилизации западному либерализму, разрабатывая «православную доктрину прав человека» и пытаясь усовершенствовать теорию демократии так, чтобы она позволяла утвердить безусловный приоритет интересов общества и государства над интересами отдельного человека.

Представители РПЦ в последние годы телевизионные экраны, а православные церковные праздники стали официальными выходными днями в России – чего в многонациональной и полиэтничной стране не удостоился ни один достопамятный день иной конфессии (замечу, что даже в «авторитарной» Белоруссии выходными являются оба Рождества – и православное, и католическое). Попы стали законодателями мод в (под их указку переписываются сценические постановки сказок Пушкина – в Республике Коми была отменена опера Д. Шостаковича «Балда»), требуют «крещения» Деда Мороза, закрытия комических музеев типа Музея Бабы-Яги в городе Кириллове, Вологодской области.

Они вступают в жёсткие пикировки с учёными, смеющими выражать недовольство уничижением науки со стороны религиозных деятелей, и даже настаивают на возведении теологии в круг научных дисциплин по классификации ВАКа. Всё чаще мы видим их на строительных площадках и верфях, благословляющими новые дома или корабли. В ответ государственные компании щедро спонсируют начинания , а фонд, поддерживаемый на средства РЖД, ежегодно самолётом доставляет из Иерусалима на Пасху благодатный огонь (и хорошо, что ещё не построил из «святой земли» в Третий Рим запускаемую раз в год только для этой цели высокоскоростную железную дорогу).

В российской армии в скором времени будут служить до 400 священников, проходящих уже по бюджету военного ведомства, то есть получающих содержание непосредственно от государства. То же самое происходит в системе исполнения наказаний. По мере не исключено, что заметная доля бюджета Минздрава будет тратиться на оплату молитв за выздоровление больных.

Ради чего и от имени кого?

Церковь убежденно настаивает: её забота – в радении о нравственности. Если в России она в упадке, то, наверное, лишь потому, что наши святые отцы не успели ещё как следует развернуться. Однако зарубежный опыт свидетельствует об ином.

В стремительно отворачивающейся от религиозности Европе с нравственностью не всё так уж плохо, по крайней мере, статистически. Да, в Голландии легализованы проституция и лёгкие наркотики. Но страна имеет в восемь раз меньший удельный показатель подростковой беременности, чем , в 11 раз меньший – распространённости венерических заболеваний, в 19 раз меньший – грабежей и в 22 раза – убийств. При этом верующими себя числят менее 40% голландцев и более 85% граждан Соединённых Штатов .

Саму Америку часто делят на более либеральные и менее приверженные религии «синие» штаты и более консервативные «красные». И что же? Из 22 штатов с самыми высокими показателями убийств 17 – «красные»; из 29 с самыми высокими показателями краж и изнасилований к «красным» относятся соответственно 24 и 25 ; 8 из 10 самых опасных для жизни городов также находятся в религиозных штатах.

Если Америка ещё и остается одним из глобальных лидеров, то благодаря науке. И ведь что примечательно: в целом среди граждан США не верят в создание мира богом лишь 12% . Зато такого мнения придерживается 53% выпускников лучших университетов и 93% членов американской и искусств. Забавно, не правда ли? Тогда, ради чего мы хотим «христианизировать» всю страну? Чтобы люди сняли с себя ответственность и почаще ходили исповедоваться и отпускать грехи? Чтобы поверили в то, что их невежество – своего рода благодать? Но нужно ли это и людям, и стране?

Не менее принципиален и вопрос о том, от имени кого вещают российские святые отцы.

Социологи К. Каариайнен и Д. Фурман, подробно исследовавшие религиозность россиян на протяжении 1990-х годов, отмечали в книге «Старые церкви, новые верующие», что к началу 2000-х лишь 1% опрошенных россиян сказали, что часто общаются со священниками, а 79% ответили, что не общаются с ними никогда . Полностью соблюдали пост только 4% , а 44% заявили, что никогда не раскрывали Библии .

Авторы тогда пришли к выводу о том, что «настоящими» верующими в России являются 6-7% населения, причём «неверующими» в те годы рискнули назвать себя 22% респондентов. Цифры могли за последние годы измениться, но не настолько, чтобы утверждение о том, что активные прихожане составляют очевидное меньшинство населения России, оказалось ошибочным. И от имени этого меньшинства мракобесные воззрения и обряды навязываются сегодня всей стране, от мала до велика?

По сути, апология возрождения религии от имени незначительного меньшинства относительно искренне верующих при молчаливом попустительстве большинства наших сограждан поразительно напоминает апологию утверждения новой российской государственности с марширующими по улицам «нашистами» и уровнем явки к избирательным урнам в несколько процентов . От имени этих нескольких процентов говорит государственная власть; именем такого же меньшинства легитимизирует себя государственная .

Но остаётся главный и самый принципиальный вопрос: сколь долго большинство будет готово не иметь собственного мнения или спокойно жить, не ощущая потребности его выразить? Чем дольше это продолжится, тем позднее станет Россия современной страной.