Стресс у детей и взрослых. Как снять стресс

Стресс у детей – реакция нервной системы на разнообразные физические, психические и эмоциональные раздражители. Игнорирование родителями признаков стресса провоцируют развитие эмоциональной нестабильности у малыша.

На фоне стресса возникают нервные расстройства, которые могут трансформироваться в психические заболевания уже во взрослой жизни.

Большинство расстройств у взрослых людей, напрямую связаны с детскими психологическими травмами и страхами. Стресс, возникающий у детей и подростков, может спровоцировать массу проблем. Формируется заниженная самооценка и серьёзные психические нарушения, вплоть до шизофрении.

Возникающий у ребенка стресс, может делиться на несколько стадий. Каждая стадия характеризуется все более угнетенным эмоциональным состоянием. Затянувшийся стресс переходит в депрессию.

Тревога

На стадии тревоги ребенок ощущает необъяснимую тоску и беспокойство. Малыш никому не сообщает о пережитом стрессе. Ребенок замыкается в себе, с подозрением относится к родственникам. Появляется особое недоверие к малознакомым людям. Не наблюдается никаких изменений в физическом состоянии чада.

Сопротивление

Психи ребенка активно сопротивляется пережитому стрессу. Пытается вытеснить воспоминания о плохом событии. Реакция на стресс сопровождается постоянным чувством усталости и моральным истощением. Нервная система затрачивает слишком много энергии на внутренние переживания.

Истощение

Малыш истощен морально и физически, больше нет сил переживать стресс. Нервная система не контролирует эмоции, что вызывает апатию или чрезмерную агрессию. Малыши не в состоянии уснуть ночью, поскольку во сне их мучают кошмары. Развивается повышенная скрытность. Вследствие постоянной подавленности может формироваться тяга к суициду.

Причины

Причины стрессов у ребенка могут варьироваться в зависимости от возраста. Малыши до года получают стресс при расставании с матерью, смене способа кормления, заболеваниях и испуге.

Младенцы чрезмерно чувствительны к эмоциональному состоянию своих родителей. Ссоры и истерики родителей влияют на ребенка, он ощущает сильнейшее напряжение.

Выделяют такие причины стрессовых ситуаций у младенцев и подростков:

  • Невнимание со стороны родителей. Игнорирование потребностей ребенка, отторжение, отсутствие любви дает повод для сильного стресса у ребенка.
  • Постоянные укоры, в особенности при людях. Такие воспитательные меры формируют у детей чувство неполноценности, которое переходит во взрослую жизнь.
  • Чувство страха вследствие внешних и внутренних факторов. Внешние: нападение бандита или злой собаки, просмотр страшного фильма или чтение книги ужасов. Внутренние: сильная фантазия, негативная атмосфера в семье, родители оказывают на детей сильное психологическое давление.
  • Перемена обстановки. Прощание с родственниками, близкими друзьями, переезд в новый город, переход в другую школу, первая любовь. Все эти события вызывают стрессы.
  • Компьютерные игры. Детьми игры воспринимаются гораздо реалистичнее, нежели взрослыми. Проигрыши, ссоры со взрослыми из-за игр до позднего времени, недосыпы, всё это провоцирует стрессы.

Симптомы стрессов могут проявляться у детей во время переходных периодов, которые присущи трёхлетнему, семилетнему и подростковому возрасту. В этих случаях стрессы могут быть связаны с:

  • Сменой обстановки;
  • Возникновением новых обязанностей;
  • Переменами в гормональном фоне.

Симптомы

Влияние стресса на детей может проявляться абсолютно по-разному. Вот основные симптомы, присущие стрессовому состоянию:

  • Агрессия. Отрицательные эмоции у детей являются некой защитной реакцией. Дети постоянно вмешиваются в драки, со всеми ссорятся, всё время кричат, не исключены поломки вещей. Такая реакция напрямую связана с бессилием малыша в создавшейся ситуации.
  • Переход к раннему детству. Такого рода реакция присуща детям до 7 лет. Их поведение резко начинает напоминать младенческое, они начинают сосать палец, присутствует ночной энурез, они требуют постоянного внимания со стороны родителей, отказываются от приема пищи до того момента пока их не покормят с ложечки.
  • Замкнутость. Ряд детей, пережив стресс, полностью замыкаются в себе. Они постоянно хотят находиться в одиночестве, всячески избегая разговоров с родителями и друзьями.
  • Проблемы со сном. Маленькие дети после пережитого стресса, могут начинать плакать во сне, детям в старшем возрасте снятся кошмары, и они длительное время не могут уснуть.
  • Стремление контролировать. После эмоционального стресса, у детей развивается необходимость всё контролировать: он по несколько раз всё перепроверяет и постоянно спрашивает о правильности своих действий у родителей. Подобное поведение – это своеобразная защита от стресса.
  • Побег. У детей присутствует подсознательное желание спрятаться от всех имеющихся проблем. Поэтому они пытаются избегать причин, провоцирующих нервозность: избегая встреч с обижающими детьми, симулируют болезни и постоянно забывают дома учебники.

Стресс у детей может быть, как ярко выражен, так и настолько скрыт, что родители длительное время не замечают перемен в своём малыше. В таких ситуациях очень важно своевременно обнаружить проблему и приступить к её решению.

Как снять стресс

Существует несколько вариантов лечения стресса у детей, всё напрямую зависит от индивидуальных особенностей детей и возможностей их родителей.

Психотерапия

Иногда родители отправляют своих детей к психологу, тем самым изначально только увеличивая стрессовую ситуацию, ведь малыши стремятся давать те ответы, которые от них ожидают. Но постепенно беспокойство отступает, и малыш постепенно раскрывается перед специалистом.

Поход к психологу принесет только пользу. Разговоры «по душам» только улучшат состояние малыша или подростка. Единственным недостатком такого метода терапии является его стоимость и далеко не все родители в состоянии отвести детей на индивидуальные или групповые занятия к психологу.

Бывают ситуации, когда дети категорически против походов к доктору, они постоянно ходят нервные и злятся после любого упоминания о докторе. В таком случае приходится использовать другие методы.

Первое что советуют доктора – устранение источника, вгоняющего чадо в состояние стресса, сразу немного улучшает общую картину.

Препараты

Параллельно с устранением источника стресса, для того чтобы малыш перестал нервничать, ему прописывают настойки пустырника или валерианы. Кроме того, для снятия нервозности доктора рекомендуют применение ноотропных лекарственных средств. Существуют даже витамины от стресса для детей.

Физиотерапия

Прописывают массажи в воротниковой зоне, ванны с хвоей или морской солью. Рекомендовано соблюдать режим сна и диетическое питание, что подразумевает исключение из рациона продуктов, которые увеличивают нервозность. Под наблюдением психолога осуществляется коррекция поведения, как детей, так и взрослых.

Что делать родителям

Профилактику стресса у детей провести практически невозможно, но гораздо проще избавиться от проблемы на начальных стадиях.

Для этого, родители должны стать для малыша источником поддержки:

  • Малыш должен выплеснуть свои эмоции. Чтобы ему было проще раскрыться нужно постараться найти для него какое-то хобби.
  • Не стоит пускать ситуацию на самотёк. В попытках успокоить чадо не нужно настаивать на том, что его проблема – это просто выдумка, нужно искать пути решения этой проблемы.
  • Поднять самооценку малыша. Дети очень чувствительны к поддержке со стороны родителей, поэтому иногда достаточно просто сказать малышу, что он умный и сильный, поэтому справится с любой проблемой.
  • Следить за рационом детей. Качество продуктов напрямую влияет на иммунную систему малыша и его устойчивость к стрессовым ситуациям.
  • Поддерживать чувство безопасности. Младенец должен быть уверен, что в любой ситуации, его родители смогут ему помочь. Это чувство можно укрепить за счёт постоянных объятий, поцелуев, совместного времяпровождения.

Проблемы малыша всегда решаются мирным путем. Родителям тоже знакомо чувство усталости и напряжения, в особенности, если малыш первый. Поэтому нужно учиться расслабляться вместе с малышом, это поспособствует улучшению отношений между ними, ребенок станет больше доверять своим родителям.

Существует множество видов стрессов и им подвержен каждый человек. Не защищены от них и дети. Наиболее известным видом стресса можно назвать нервно-психический, но он может быть вызван и другими факторами, например, перепадом температур или световыми вспышками. Кроме того, условно разделить все стрессоры можно на эмоциональные и физические, на позитивные и негативные . По данным опросов у взрослого населения стрессы в современном обществе чаще всего вызывают переживания по поводу собственного материального благополучия, принуждение к выполнению каких-либо действий, в том числе нелюбимая работа, а также вынужденный недостаток сна.

И если даже взрослый человек не всегда может преодолеть стрессовую ситуацию самостоятельно, то ребенок и подавно. Что же может спровоцировать стресс-реакцию у детей и как не допустить ее развития?

Что вызывает стрессы у детей?

Незначительные стрессы неизбежны. Они неотъемлемая часть человеческого существования. Наверняка каждый взрослый помнит, как сжимается и холодеет все внутри, когда тебя вызывают к школьной доске или ждешь, пока объявят результаты экзаменов. Таким образом, стрессором может стать любое внезапное событие, эмоциональный факт, все, что может взволновать, в том числе несчастье, обидное слово, противодействие на пути к цели.

Полезно знать: вызовет ли это событие стресс или только незначительное волнение зависит от субъективного восприятия каждого индивидуума, личностных ожиданий, опыта и прочих характеристик.

Субъективное влияние оказывают и физические стресс-факторы: инфекции, травмы, температура окружающей среды, атмосферное давление, что обусловлено индивидуальными особенностями каждого организма, а именно выносливостью, стойкостью иммунной системы и так далее.

У каждого возраста и в каждой семье свои стресс-ситуации . Однако, вместе с тем стрессы, связанные с семейной обстановкой и возрастными особенностями, следует рассматривать совместно, поскольку они порой очень тесно переплетены друг с другом. Так, в любой семье вне зависимости от возраста ребенка может умереть домашний питомец, случиться какая-нибудь катастрофа, повлекшая гибель близкого человека, могут развестись родители, кто-то может получить травму, стать инвалидом. Не исключено, что семейство переедет на новое место жительства, где у ребенка не будет ни знакомых, ни друзей.


Появление еще одного ребенка в семье всегда является стресс-фактором для старших детей
, а ведь каждая женщина может стать мамой еще раз. Часто подвержены стрессу дети, родители которых склонны в воспитательном процессе прибегать к насилию

Для ребенка младше 3 лет тяжелее всего переносить расставание с близкими людьми, особенно разлуку с матерью. На эмоциональное состояние таких малышей также сильное влияние оказывают периоды болезни, изменения режима дня, настроение людей, которые их окружают. Дети очень восприимчивы к переживаниям взрослых. Если у мамы будет плохое расположение духа, то малыш наверняка почувствует это и проявит беспокойство.

Полезно знать: для детей младшего дошкольного возраста обычными стресс-факторами являются детские страхи, вроде боязни темноты, чудовищ или одиночества и другие.

Причиной стресса у дошкольника также может стать поход в поликлинику, увиденная по телевизору программа, в которой освещалась негативная информация или дарящая слишком яркие эмоции. После трех лет на первый план выходит такой стрессор, как социальная среда. Обычно в этом возрасте малыши начинают посещать детский сад.

Если до этого ребенка окружали исключительно родные люди, семья, в которой он занимал одно из центральных мест, то отныне он много времени будет проводить в чуждой для него среде, будь то детсадовский коллектив или ребятня с соседних подъездов. Оказавшись в коллективе сверстников, малыш автоматически попадает в стрессовую ситуацию, поскольку рядом нет родителей, способных его защитить и уберечь, да и окружающая обстановка чужая для него.

Усиливает стресс отсутствие опыта общения с другими детьми, которые в свою очередь могут проявлять агрессию к новичку. Более того, ребенок может испытать неприязнь и к педагогу. Задача родителей в этой ситуации - помочь ребенку .

В особой поддержке нуждаются и малыши, которые впервые идут в школу, поскольку это кардинальное изменение в их жизни является мощнейшим стресс-фактором. Дети младшего школьного возраста уже достаточно взрослые, чтобы осознавать, что они не во всем превосходят других. Кому-то они могут уступать в успехах в учебе, одни будут сильнее, другие красивее, а третьи популярнее. Такое положение вещей, которое взрослый бы принял за общественную норму, ребенку кажется несправедливым, как результат он копит обиду, вызывающую стресс. При этом дети реагируют на подобное неравенство совершенно по-разному.

Одни стараются преуспеть в том, в чем считают себя хуже, а другие не желают меняться сами и поэтому хотят изменить других. Отсюда особая жестокость, которую проявляют школьники 7-10 лет, к своим сверстникам. Путем унижений, оскорблений и издевательств они пытаются доказать свое превосходство над тем кто умнее, красивее и так далее. Кроме того, напряженные отношения могут складываться у ребенка не только с одноклассниками, но и с учителями .

Случается, что школьник может совершить плохой поступок, но затем глубоко в нем раскаяться. Такой внутренний конфликт вполне может спровоцировать возникновения стресса. Естественно, школьная жизнь сопряжена со сдачей различных экзаменов, тестов, контрольных работ, что является дополнительным стресс-фактором в столь юном возрасте, особенно если родители ратуют за отличную успеваемость.

Полезно знать: школьные годы с детьми также происходят возрастные метаморфозы. Физиологические изменения и гормональные перестройки организма ничуть не облегчают жизнь ребенка.

Дети в этом возрасте к тому же очень впечатлительны и ранимы, но им уже доступны возможности интернета, родители разрешают им дольше смотреть телевизор. Увиденное на голубых экранах может потрясти молодые умы и вызвать различные страхи, переживания и в итоге стресс. Например, остросюжетные передачи о природных катаклизмах или новости о военных действиях могут побудить ребенка переживать за свою жизнь или жизни родных и близких.

Какими бывают стресс-реакции у детей?

Любой стресс проходит три фазы. Первичной реакцией организма на раздражитель, в зависимости от того положительный он или негативный, является возбуждение или тревога. Эта реакция объясняется выбросом в кровь гормонов стресса. Пытаясь преодолеть стрессовую ситуацию, организм оказывает определенное сопротивление. Если оно оказывается достаточным, то стрессовое воздействие подавляется. В противном случае ресурсы организма убывают, что приводит к полному их истощению, срыву. Когда такой срыв вызван острым стрессом, то организм еще может самостоятельно восстановиться, используя свои резервы.

Важно: если стресс накапливался постепенно, то вероятно, что своими силами справиться с ним не удастся. Это может отразиться на общем состоянии здоровья человека.

Психологи считают, что детские реакции на стресс бывают трех типов. Дети с реакцией первого типа реагируют на стрессовую ситуацию пассивно, они делают максимум пару попыток, для того чтобы ей противостоять, а затем сдаются.

Дети с реакцией второго типа на стрессирующее воздействие отвечают агрессивно, переходят в нападение, крушат и ломают то, что, исходя из их личного мнения, стало причиной стресса. Малыши с реакцией третьего типа могут довольно долго сопротивляться стрессу, но затем накопленное напряжение приводит к резкому истощению.

К симптомам стресса у младенцев можно отнести чрезмерную раздражительность, расстройства сна, потерю аппетита.

В дошкольном возрасте ребенок, пребывающий в стрессовом состоянии, будет чаще негодовать, проявлять чрезмерную требовательность, агрессию, станет нервозным, раздражительным, плаксивым, или, напротив, апатичным.

Дети, которые уже приобрели определенные навыки, будто возвращаются в детство. При этом они могут снова требовать пустышку, начать ходить под себя, у них могут проявиться дефекты речи, вернуться детские страхи, например боязнь новых людей и обстоятельств.

В школьном возрасте стрессы могут проявляться еще более широким спектром симптомов.

Школьникам в состоянии стресса свойственно лгать по любому поводу, им могут сниться кошмары, они быстро устают, часто жалуются на боли в груди и в животе, головные боли, тошноту, затрудненное дыхание. Поведение у некоторых детей становится вызывающим, они могут начать прогуливать занятия, по отношению к окружающим.

Другие школьники, напротив, прилагают массу усилий, для того чтобы заслужить похвалу, проявляют максимализм в учебном процессе. Возврат на предыдущую возрастную ступень характерен для детей младшего школьного возраста, у них могут возникать речевые дефекты, нервные тики, беспричинные страхи. Стресс часто приводит к расстройствам сна и аппетита у школьников . У одних сон и аппетит ухудшаются, а другие, наоборот, постоянно ходят сонные, много едят.

Как предотвратить стресс у ребенка?

Проявление любви и понимания со стороны родителей к ребенку являются важнейшими методами профилактики стресса у детей любого возраста. Малышам первых лет жизни, для того чтобы избежать стресса просто необходимо материнское присутствие рядом. При этом женщина должна излучать спокойствие.

Важно: для дошкольников наилучшей профилактикой стрессов является доверительное общение родителей со своим чадом, что не утрачивает актуальности и в школьном возрасте.

Однако с подросшим ребенком уже нужно быть откровеннее иначе он почует подвох. Обязательно нужно быть честными со своим ребенком , помогать ему найти выход из сложных ситуаций, давать советы, но, ни в коем случае, не принимать за него решения.

В качестве профилактики стрессов у детей нужно помочь им адаптироваться к окружающей среде. С этой целью детям показаны ежедневные прогулки на свежем воздухе, нужны рациональные физические нагрузки, сбалансированное питание, соблюдение режима дня. Например, неправильное питание может привести к дефициту магния в организме, что приводит к излишней возбудимости, раздражительности, тому, что ребенок быстрее устает и постоянно пребывает в подавленном состоянии.

Для преодоления стресса у малышей до двух лет следует прибегать к игровой деятельности. Поскольку главным стрессирующим фактором в этом возрасте является отсутствие рядом близкого человека, то с ребенком целесообразно играть в прятки. Играя в эту игру, дети начинают понимать, что исчезнувший из поля зрения человек обязательно возвратится. У дошкольника в первую очередь нужно выяснить причину стресса. Скорее всего, выяснить напрямую ее не удастся, но малышам в этом возрасте свойственно разговаривать с игрушками и вести беседы с самим собой, поэтому просто нужно прислушаться к ребенку не задавая лишних вопросов. Негативные эмоции ребенок может выместить с помощью крика или боксируя по стресс-подушке.

Пережить стрессовую ситуацию школьнику поможет откровенная беседа. Благоприятно отразится на ситуации, если ребенок первым проявит инициативу и начнет разговор.

В некоторых ситуациях может потребоваться помощь специалиста.

Каковы последствия перенесенных в детском возрасте стрессов?

Вероятно, существует зависимость между причиной стресса и его последствиями. Так, если ребенок часто смотрит криминальные новости, то следствием может стать циничность и жестокость по отношению к другим людям. Дети, которые подвергались насилию, почти всегда становятся замкнутыми, у них отмечаются психические нарушения. Иногда полученные психологические травмы настолько сильны, что психическое развитие замедляется или вовсе прекращается. Пережитый стресс отрицательно сказывается и на иммунной системе. Ребенок начинает чаще болеть различными инфекционными заболеваниями, у него также могут развиться хронические болезни, неврозы.

У ребенка стресс? Как решить проблему? Видео

В вашей жизни вы недавно пережили катастрофу, развод, сложную болезнь? Семейная повседневная жизнь нарушена? Для маленького ребенка непросто понять, что произошло в семье и доме. Некоторые дети после сильного стресса могут вообще ничего не понимать, хотя другие, в зависимости от возраста и того, как они пережили несчастье, могут иметь очень ясное понимание.

Однако дети нуждаются в вашем постоянном руководстве и вашем понимании того, как справиться со своими чувствами. То, как вы сможете помочь ребенку пережить стресс, будет определять дальнейшую жизнь в течение длительного времени.

Важно осознавать, что маленький ребенок может переживать такие же сильные чувства по поводу случившегося, как и вы. У некоторых детей такие переживания могут возникнуть сразу же после стресса, у других - спустя некоторое время. Большинство детей смущены внезапным разрушением привычных жизненных стереотипов и заведенного порядка жизни.

Это тяжелое время как для них, так и для вас. Независимо от их реакций, пожалуйста, будьте уверены, что для ребенка совершенно нормально быть расстроенным и проявлять чувства, касающиеся того, что с ним случилось. Каждый ребенок может реагировать на стресс своим индивидуальным образом, даже если это дети из одной семьи.

Прислушиваясь к тому, что происходит, Вы, как родители, сможете найти пути помочь справиться с сильным стрессом ребенка.

При сильном эмоциональном стрессе некоторые дети могут:

  • огорчаться при отсутствии любимых игрушек, кукол, плюшевых мишек и т.п.;
  • могут злиться, ударять, бросать, пинать ногой и другими способами проявлять свой гнев;
  • ребенок после сильного стресса может стать более активными и беспокойными;
  • бояться, что неприятные события повторятся. Они могут спрашивать многократно: «Случится ли это вновь?»
  • беспокоиться, что может случиться с ним, как он будет жить дальше;
  • бояться оставаться в одиночестве, могут просить родителей спать с ними вместе, у них могут быть страшные сны;
  • При сильном стрессе ребенок ведет себя так, как будто он младше, чем на самом деле, может опять сосать соску, писать в кроватку, проситься на руки;
  • дети после стресса могут иметь симптомы заболеваний, тошноту, рвоту, головные боли, отсутствие аппетита, температуру;
  • сильный стресс у ребенка может заставить его быть тихим и молчаливым, не желать говорить о том, что произошло;
  • ребёнок может легко огорчаться и плакать;
  • после сильного стресса ребенок может чувствовать вину, что он был причиной события из-за предшествующего поведения;
  • когда у ребенка сильный стресс он может чувствовать себя отвергнутым родителями, которые очень заняты и пытаются наладить свою жизнь;
  • отказываться ходить в школу или в детский сад. Ребенок может не желать быть где-то без вас;
  • пугаться громких голосов, дождя, грозы;
  • не проявлять никаких внешних признаков того, что они расстроены.

Что могут сделать родители, чтобы помочь детям справиться со стрессом?

  • Разговаривайте со своим ребенком, отвечая на его вопросы, обязательно сообщайте только верные сведения, давайте только верные ответы.
  • Внимательно прислушивайтесь к тому, что говорит ребенок и как он это говорит, Проявляет ли признаки страха, тревоги, беспокойства?
  • Говорите с вашим ребенком о ваших собственных чувствах.

Очень полезным может быть повторение слов ребёнка. Например: «Ты боишься, что…». Это поможет и родителю, и ребёнку прояснить переживаемые чувства.

  • Дотрагивайтесь до ребенка, обнимайте его как можно чаще. Такие прикосновения очень важны для ребенка при сильном стрессе ребенка.
  • Не жалейте времени, укладывая ребенка спать. Разговаривайте с ним, успокаивайте его. Спойте колыбельную. Если нужно, оставьте ночник включенным.
  • Наблюдайте за ребенком, когда он играет. Слушайте то, что и как он говорит, следите и замечайте то, как он играет. Часто именно в игре ребенок проявляет свои чувства: страх, агрессию и т. п.
  • Способствуйте играм, разряжающим напряжение. Имеются ввиду игры с водой, песком. Если ребенку хочется что-либо ударить, дайте ему что-нибудь мягкое, например, подушку.
  • Если ребенок потерял или сломал любимую игрушку, позвольте ему быть грустным или поплакать. Сильный стресс ребенка является причиной такой сверхчувствительности.
  • Не уставайте уверять ребенка: «Мы вместе. Мы заботимся о тебе. Мы всегда будем заботиться о тебе». Возможно, вам придется повторять эти уверения многократно. Почти бесконечно.

Идеальным можно назвать родителя, который может защитить и поддержать ребёнка, но одновременно искреннее и постоянно укреплять его уверенность в собственных силах. Тогда после любого сильного стресса ребёнок может ощутить внешнее подкрепление своих внутренних ресурсов.

Детям жить в современном мире нелегко: дел, обязанностей, искушений у них не меньше, чем у взрослых. А если ещё кажется, что даже родители не любят или любят недостаточно сильно, то и там до настоящего стресса недалеко. Как распознать симптомы детского стресса, учитывая возраст ребёнка, и чем помочь страдальцу?

Чем опасен стресс

К сожалению, многие из нас считают стресс неизбежным спутником современной жизни и относятся к нему, как чему-то неприятному, но в целом безопасному. А это не так.

Стресс — состояние крайне вредное. Хронический стресс способен стать причиной психосоматических расстройств и привести к серьёзным и трудно преодолимым последствиям. Длительная выработка «гормонов стресса» грозит недостаточностью надпочечников и сахарным диабетом. Да и гипертоническая болезнь, истерия, астма и даже эпилепсия — всё это возможные последствия продолжительного стресса.

И если бы речь шла только о взрослых! Увы, стрессы бывают даже у младенцев.

Признаки стресса у детей

У детей стрессовое состояние часто связано не только с проблемами в детском саду или школе, но и с недостатком родительского внимания, кажущимся или реальным. И важно, чтобы близкие понимали, что происходит с ребёнком и могли вовремя помочь ему. А для этого обязательно нужно знать, как «выглядит» детский стресс:

В возрасте до 2 лет:

  • Малыш раздражителен.
  • Ребёнок отказывается от еды (причём он может как на самом деле терять аппетит, так и делать это демонстративно, «на зло»).
  • Наблюдается ухудшение сна.

У дошкольников:

  • Ребёнок становится более требовательным и вспыльчивым, чем обычно. Появляются или усиливаются/учащаются вспышки агрессии.
  • Вполне самостоятельный до этого дошколёнок «впадает в детство», может коверкать слова, сосать пустышку, проситься на ручки и т.д. В тяжёлых случаях могут даже появиться проблемы с контролем мочеиспускания.
  • Усиливаются детские страхи, в том числе и те, с которыми ребёнок уже успел справиться.
  • Отмечается частое, резкое и необоснованное ухудшение настроения, слезливость.
  • Возникают или усиливаются дефекты речи.

У младшеклассников:

  • Школьники быстро устают, жалуются на отсутствие сил.
  • Появляются или усиливаются ночные кошмары.
  • Учащаются и даже становятся постоянными капризы. Ребёнок ведёт себя вызывающе не время от времени, а ежедневно. На эту «примету» стоит обратить особенное внимание родителям спокойных до этого детей. Если капризы сохраняются в течение недели и долее, то можно говорить о стрессовом состоянии.
  • Дети жалуются на головные боли, тошноту, дискомфорт и боли в области сердца.
  • Ребёнок говорит о желании вернуться в дошкольное прошлое, ведёт себя как маленький.
  • Родители замечают частые попытки обмануть их.
  • Отмечается постоянное нежелание идти в школу и общаться с друзьями.
  • Появляется или усиливается замкнутость, ребёнок уходит в себя.

Обратите внимание на то, что чем старше дети, тем больше «примет» у стресса. С одной стороны, это хорошо — есть вероятность, что взрослые быстрее заметят неблагополучие. С другой плохо — легко спутать стрессовое состояние с простой усталостью, плохим характером и тому подобным. Поэтому нужно быть настороже и не отмахиваться от мимолётных подозрений. Имейте в виду, что вовсе не обязательно отмечается весь комплекс «примет».

На что ещё обратить внимание?

Родителям стоит приглядываться и к играм ребёнка, особенно тогда, когда тот увлечён и не предполагает, что за ним наблюдают. Общение детей с игрушками, разговоры с ними и сценки, которые разыгрываются во время игры, способны о многом сказать внимательным зрителям. Так вы сможете лучше понять, что происходит с чадом.

Как помочь ребёнку?

Способ 1

Первый и самый простой и одновременно действенный способ — помощь игрой. Если ребёнок готов вас принимать в свои игры, это очень хорошо. Проиграйте с ним травмирующую ситуацию. Пусть ребёнок выступит в роли обидчика или жертвы, в роли учителя, а не только ученика, станет ненадолго отцом или матерью семейства. Если ребёнок напуган или сильно расстроен чем-то, смоделируйте эту ситуацию в игре. Но теперь всё должно обязательно закончиться хорошо. При помощи игрушек подскажите малышу, как и что он мог сделать или как ему себя вести, если травмирующая история повторится.

Способ 2

Используйте лечебную силу искусства: слушайте с ребёнком красивую музыку, танцуйте под неё (только обязательно вместе), рисуйте, пойте, читайте книги. Всё это — прекрасная антистрессовая терапия.

Способ 3

Расслабьтесь и похулиганьте:

  • Устройте весёлую возню, в ходе которой и целуйте ребёнка.
  • Подушечный бой - тоже действенный способ выплеснуть негативную энергию и снять стресс. В качестве замены громоздким и тяжёлым подушкам отлично подойдут лёгкие и безопасные мягкие кубики, которые продаются в отделах игрушек для самых маленьких.
  • Наполните водой ванну и пускайте вместе кораблики.
  • Просто полежите, обнявшись и болтая обо всём на свете, не отвлекаясь на дела, телевизор или телефонные звонки.
  • Отправьтесь в лес и там покричите во всё горло.

Если ничего из вышеперечисленного не помогает, и ребёнок по-прежнему не пришёл в себя, то не тяните и обратитесь к врачу. Для начала можно сходить к педиатру. Он назначит обследование, которое поможет определить, в чём проблема. Пусть вас не смущает, что придётся проверить работу сердечно-сосудистой системы ребёнка, органов пищеварения и оценить гормональный фон. Малейшие отклонения в них тоже могут влиять на самочувствие и настроение малыша или школьника.

В случае, когда обследование не выявило никаких проблем, доктор направит вас к неврологу, психологу или психиатру. Не пугайтесь и ни в коем случае не пренебрегайте советом педиатра. Психиатр — это не страшный врач, один визит к которому ставит крест на светлом будущем ребёнка и ломает ему всю жизнь. Современная психиатрия — это не карательная система, врачи-психиатры способны помочь в самых разных случаях. И вовсе не обязательно малышу пропишут ударные дозы тяжёлых препаратов.

Имейте в виду, что даже если специалисты назначат медикаментозное лечение, лекарства не смогут выступить в роли волшебной палочки. Снять симптомы — не главное. Важно научиться жить так, чтобы ребёнок больше не страдал от стрессов. Поэтому желательно обратиться к психологам, которые научат самого «пострадавшего» и его родителей действовать так, чтобы больше поводов обращаться к врачам не было. Если ситуацию не запускать, то прогнозы специалистов весьма обнадёживающие: детский стресс обязательно сдаст свои позиции и перестанет отравлять жизнь ребёнку и его родным.

Английского происхождения, в переводе оно означает «давление, нагрузка, напряжение». Возникает он в результате интеллектуальных и эмоциональных перегрузок.

Если взрослый человек может распознать у себя симптомы стресса и обратиться за помощью, то детям приходится гораздо тяжелее. Ребенок не понимает, что именно с ним происходит, не знает, как избавиться от плохого настроения. Поэтому родители должны уметь вовремя увидеть признаки стресса и помочь крохе справится с ситуацией.

Как проявляется стресс, и как помочь ребенку?

1. Регресс

Что делать? Мешать «регрессировать» ребенку не надо. Ему всего-то и нужно, чтобы его приласкали в этот момент и успокоили. Переждите регресс – он пройдет.

2. Страхи

Если обычный ребенок вдруг превращается в отчаянного трусишку – значит, он явно находится в стрессе. Насторожить родителей должно, если ребенок везде закрывает двери, все время проверяет, заперт ли замок, всюду включает свет. Он уже боится не только темной комнаты, но и картинки на стене, и шума на лестнице, и тишины.

Что делать? Активно вовлекайте ребенка в игру, рисование – оба эти занятия хорошо разряжают. С их же помощью попытайтесь понять и , либо незаметно подслушайте разговоры ребенка с игрушками.

3. Агрессивность

Если вы заметили, что ваш малыш, прежде такой покладистый и дружелюбный, ни с того ни с сего стал грубить, резко отвечать, швырять в стенку игрушки и книжки, замахиваться на окружающих, знайте – это признаки стресса.

Что делать? Агрессию нельзя запрещать, лучше пытаться переводить ее в другие формы: учить отстаивать свою правоту, анализировать вместе ситуацию. Ищите конструктивный выход для накопившейся энергии ребенка: активный спорт, подвижные игры с другими детьми, устройте кукольную драку.

4. Перепады настроения

Ребенок то беспричинно обидчив, может легко расплакаться по ничтожному поводу, то, наоборот, становится слишком агрессивным. У детей постарше или подавленное, депрессивное настроение, которое тянется днями, неделями – все это также должно настораживать родителей.

Что делать? Поговорите с ребенком по душам, выясните, что у него вызывает беспокойство. Научите его понимать и конструктивно выражать свои эмоции. Обращайте внимание даже на самые маленькие достижения. Следите за режимом дня ребенка, его питанием и сном.

5. Проблемы со здоровьем

Родителей часто сбивают с толку необъяснимые симптомы: рвота, сыпь, температура, боли в животе и прочие странности – все это может происходить на нервной почве, если ребенок сильно переволновался.

Что делать? Для начала наладить психологический климат в семье, проверить, не слишком ли разнятся требования семьи и школы. Они должны быть ясными и последовательными. В идеале стоит поработать с детским психологом над самооценкой ребенка и обязательно проверить, есть ли у сына или дочки личное время и пространство.

6. Беспокойный сон

При стрессе засыпание превращается в каждодневную муку с обязательными ритуалами: включи свет, задвинь занавеску, посмотри, кто в окне, держи меня за руку и т. д. Ребенок начинает меньше спать и со временем испытывает хроническую усталость.

Что делать? От помогают успокаивающий массаж, дыхательная гимнастика, упражнения на воображение. Кроме того, полезна ароматерапия, массажи с эфирными маслами, ароматические ванны. Можно купить малышу травяную подушку.

7. Снижение успеваемости

О том, что ребенок находится в плохом психоэмоциональном состоянии, говорят такие признаки как нарушение функций памяти, трудности воображения, слабая концентрация внимания, потеря интереса ко всему, что ранее вызывало любопытство.

Что делать? Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей. «Какие оценки?», расспрашивайте о его чувствах, настроении, поддерживайте. Не скупитесь на похвалу, замечайте даже самые незначительные достижения ребенка. По возможности, помогайте ребенку выполнять трудные задания.

8. Быстрая утомляемость

Трудности с учебой, которая раньше давалась легко. Ребенок быстро устает после нагрузки, рассеян, забывчив, непоседлив.

Что делать? Разузнайте о детских переживаниях и эмоциях. Чтобы ребенок чувствовал вашу поддержку, убедитесь, что он знает: вы доступны в любое время, когда он хочет говорить с вами о своих проблемах. Цените своего ребенка в любых ситуациях и как можно чаще обнимайте.

9. Изоляция

Состояние психологического стресса может проявляться у ребенка в , стремлении к одиночеству. Он перестает участвовать в играх сверстников, у него наблюдаются трудности в соблюдении дисциплины.

Что делать? Для начала необходимо разобраться со стрессовой ситуацией; если у ребенка сейчас нет ресурсов для общения, не стоит настаивать. Если же ему хочется – помогите малышу подружиться сначала с одним ребенком: сходите вместе в парк, или в театр. С этой проблемой отлично помогают справиться детские коммуникативные тренинги (например, групповые занятия песочной терапией).

10. Компульсивные признакиКаждый из перечисленных выше признаков может свидетельствовать о том, что малыш находится в стрессовом состоянии. Будьте внимательны к своему ребенку: если родители игнорируют эти тревожные сигналы, это может не только привести к стойким нарушениям здоровья у малыша (например, ), но и отразиться на формировании его личностных качеств.