Эмоциональное развитие детей 3 года. Возрастные особенности эмоционального развития ребенка

Виктория Сахно

Эмоциональное развитие ребенка происходит с рождения. Сначала кроха учится испытывать и выражать свои эмоции, а позже контролировать их и управлять эмоциональным состоянием. Развитие этих возможностей происходит параллельно с физическим, и . Тем не менее, на эмоциональное развитие часто направлено меньше внимания, чем на другие сферы.

Основы социальной компетентности, которые ребенок получает в течении первых пяти лет, связаны с его эмоциональным благополучием и влияют на способность ребенка адаптироваться в школе и формировать успешные отношения на протяжении жизни. Позже, эти же социально-эмоциональные навыки необходимы для формирования прочных дружеских и семейных отношений, способности работать в коллективе.

Давайте рассмотрим основные этапы эмоционального развития ребенка , через которые проходит каждый малыш и разберем, на что стоит обратить особое внимание для успешного развития эмоциональной сферы.

Эмоциональное развитие ребенка в 1 год

В возрасте одного года ребенок учится распознавать и управлять своими чувствами. Он испытывает широкий спектр эмоций и может устроить истерику, если сильно устал или расстроен. Также он проявляет эмоции посредством смеха, крика, плача и даже укусов. Годовалые малыши уже начинают проявлять автономию, могут заявить категоричное «Нет!» на предложение взрослого и настаивать «Я сам!» в выполнении задач, которые им еще не доступны. За этот год ребенок испытывает широкий спектр эмоций: любовь, радость, гнев, страх, печаль, разочарование и др.

В этом возрасте ребенок действует импульсивно, но с помощью взрослого уже учится управлять своими эмоциями. Например, он может идти за плюшевым зайцем, когда расстроен, чтобы помочь себе успокоиться. Он сильно привязан к значимым взрослым и получает удовольствие, находясь рядом с ними. Кроха активно наблюдает за эмоциональной реакцией других людей и делает выводы на основе мимики взрослых. Например, поднимаясь по лестнице на детской площадке, оглядывается на маму, ища одобрения или предупреждения в выражении ее лица.

Эмоциональное развитие ребенка в 2 года

Двухлетки начинают интересоваться обществом других детей. Им нравится играть рядом, но в совместную игру они не вступают, поскольку еще недостаточно зрелы для коллективных игр. Когда возникают конфликты, взрослые должны вмешаться, чтобы предотвратить агрессию и научить малыша соответствующему поведению. Управлять эмоциями крохе по-прежнему трудно. Любимые игрушки могут помочь двухлеткам справиться с новыми ситуациями или сильными эмоциями.

Расширяются доверительные отношения с другими взрослыми и детьми, с которыми малыш часто играет. Увеличивается понимание языка эмоций. Ребенку проще справиться с эмоциями, когда они названы, и взрослый признает эмоциональную реакцию ребенка. Сильное разочарование все также может спровоцировать истерику.

Эмоциональное развитие ребенка в 3 года

В три года начинает развиваться чувство индивидуальности и личных предпочтений. Малыш начинает говорить: «Смотрите, это !». Умеет определять чувства других людей на основании тона голоса и выражения лица. Понимает, что у чувства есть причина, и может рассуждать примерно так: «Девочка расстроилась, потому что потеряла любимую игрушку». Трехлеткам все также нужны взрослые, чтобы чувствовать себя в безопасности, когда они играют или исследуют мир вокруг.

С этого возраста дети начинают строить дружеские отношения между собой. Им интересны совместные и ролевые игры. Когда возникают конфликты, малыши все еще продолжают искать помощи взрослых, чтобы разрешить ситуацию. Продолжают учиться простым альтернативным, не агрессивным способам разрешения конфликтов, способны согласиться на компромисс в спорной ситуации. В трехлетнем возрасте дети уже способны сопереживать другим и проявляют участие. Так, ребенок может обнимать и гладить другого малыша, жалеть, если тот чем-то расстроен, и предлагать ему своего любимого медведя для скорейшего успокоения.

В три года ребенок все лучше справляется со своими эмоциями, но рассчитывать, что он будет реагировать, как взрослый, не стоит. Наступает кризис трех лет, и малыш, хоть и настроен нравиться родителям, начинает проявлять агрессию, своеволие, упрямство, негативизм. Это период становления личности и отделения себя от взрослых. Пройдя его, ребенок станет более самостоятельным, у него сформируется самооценка, и малыш будет готов к новым этапам развития.

Эмоциональное развитие ребенка в 4 года

В четыре года ребенок в состоянии спокойно переносить длительное отсутствие взрослого. Малыш все лучше самостоятельно справляется со стрессом с или проговаривания проблемы. Все чаще выражает собственную точку зрения и свои предпочтения в отношении какой-то ситуации. Ребенок начинает сравнивать себя с другими.

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

В четыре года ребенок продолжает разбираться в причинах чувств и начинает понимать, что разные люди могут чувствовать разные эмоции в одной и той же ситуации. Игра остается главным инструментом, с помощью которого малыш моделирует различные ситуации и пробует различные варианты решения проблемы. Это помогает ему накапливать опыт положительного разрешения конфликтных ситуаций и все лучше понимать и контролировать свои эмоции.

Варианты проведения игр на развитие эмоциональной сферы вы можете увидеть в этом видео:

Четырехлетки все больше интересуются развитием дружеских отношений со сверстниками, пытаются им угодить. Ребенок успешно входит в группу других детей, активно инициирует и участвует в коллективных играх. В спорных ситуациях предлагает варианты решения проблемы, при этом все еще ожидает помощи взрослых.

Эмоциональное развитие ребенка в 5 лет

В пять лет ребенок может управлять чувствами и ситуацией с большей независимостью. Он использует все более сложные речевые обороты, для того чтобы назвать свои чувства и их причину. Например, может рассуждать: «Я вроде бы и хочу покататься на этих качелях, но мне страшно, потому что они высокие». Также глубоко рассуждает, чтобы продемонстрировать осведомленность, понимание и заботу в отношении окружающих. Например, подходит к ребенку, чья постройка рухнула и говорит: «Не расстраивайся, Маша. Я тебе сейчас помогу построить новый домик, и мы сможем вместе поиграть».

Ребенок все больше осознает свои умения и поднимает самооценку, хвастаясь новыми навыками. Малыш использует свои физические, творческие и познавательные ресурсы в кризисной ситуации. Способен самостоятельно успокоиться и контролировать выражение своих эмоций.

Любит общаться с другими детьми и взрослыми. В этом возрасте ребенок уже имеет более широкий репертуар навыков для «вхождения в группу». Играет в более сложные и длительные коллективные игры, в том числе разыгрывает спектакли. Продолжает устанавливать и поддерживать дружеские отношения со сверстниками, ищет подтверждения дружбы, спрашивает «Мы же с тобой друзья?». Пятилетки используют различные варианты ведения переговоров и установления компромисса для разрешения конфликтов. Тем не менее, периодически они тоже сталкиваются с трудностями и нуждаются в помощи взрослых.

Задачей родителей на протяжении всего дошкольного периода является:

  • научить ребенка идентифицировать свои эмоции,
  • контролировать их и выражать социально приемлемыми способами,
  • показать не агрессивные способы разрешения конфликтных ситуаций,
  • помочь ребенку устанавливать и поддерживать дружеские отношения.

Все эти навыки не приходят одномоментно и в полной мере, ребенок ими овладеет только в школьном возрасте. Но целенаправленное их развитие и помощь со стороны родителей помогут ребенку развить свой и быть успешным в разных сферах жизни.

А как вы занимаетесь эмоциональным развитием своих малышей? Расскажите в комментариях!

психика эмоция дошкольник

И в жизни взрослого человека, и в жизни ребенка эмоции играют огромную роль. Для малыша эмоции -- своеобразный эталон качества предметов и явлений окружающего мира, определитель их ценности. Именно через призму эмоций младенец воспринимает пока еще маленький мир, именно с их помощью дает понять окружающим, что он сейчас ощущает.

В отечественной психологии, начиная с работ Л.С. Выготского, утвердилось мнение о многоуровневости эмоций, как об основной из фундаментальных закономерностей их проявления и развития. Наиболее ярко эта идея проявляется при рассмотрении возрастных этапов развития эмоций, в частности на этапах младенческого, раннего и дошкольного детства .

Основные изменения в эмоциональной сфере у детей на этапе дошкольного детства обусловлены установлением иерархии мотивов, появлением новых интересов и потребностей .

Чувства ребенка-дошкольника постепенно теряют импульсивность, становятся более глубокими по смысловому содержанию. Тем не менее, остаются трудноконтролируемыми эмоции, связанные с органическими потребностями, такими как голод, жажда и т. д. Изменяется и роль эмоций в деятельности дошкольника. Если на предыдущих этапах онтогенеза основным ориентиром для него являлась оценка взрослого, то теперь он может испытывать радость, предвидя положительный результат своей деятельности и хорошее настроение окружающих.

Постепенно ребенком-дошкольником осваиваются экспрессивные формы выражения эмоций -- интонация, мимика, пантомимика. Овладение этими выразительными средствами, кроме того, помогает ему глубже осознать переживания другого.

Свое влияние на эмоциональное развитие оказывает развитие познавательной сферы личности, в частности, включение речи в эмоциональные процессы, что приводит к их интеллектуализации.

На протяжении дошкольного детства особенности эмоций проявляются вследствие изменения общего характера деятельности ребенка и усложнением его отношений с окружающим миром. Физическому и речевому развитию ребенка сопутствуют и изменения в эмоциональной сфере. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает, как понимание поведения, например в тех областях, где важно мнение взрослых по поводу того, что такое «плохое» и «хорошее» поведение. Взрослым надо хорошо представлять себе, чего следует ожидать от детей, иначе появятся неверные оценки, не учитывающие возрастные особенности ребенка. Идеальное отношение взрослого к малышу - это постепенное подстраивание под эмоциональное развитие и становление личности ребенка. К трем годам эмоциональное развитие ребенка достигает такого уровня, что он может вести себя образцово. То, что дети способны к так называемому «хорошему» поведению, еще не значит, что оно постоянно будет таким. У малышей нередки проявления недовольства в виде слез, истерик и крика. Хотя для старших истерики не так характерны, как для младших, у них сильны самоощущение и желание независимости. Если четырехлетний ребенок в споре аргументирует с помощью речи, ему незачем впадать в истерику. Но если взрослый не ответит малышу на его вопрос: «А почему я должен?» - то может случиться срыв. Если четырехлетний ребенок очень устал или перенес полный напряжения день, его поведение скорее напомнит поведение ребенка, более младшего возраста. Это сигнал взрослому, что в данный момент на ребенка навалилось слишком много, чтобы он мог вытерпеть. Ему нужны ласка, утешение и возможность некоторое время вести себя так, как если бы он был младше. Чувства дошкольника непроизвольны. Они быстро вспыхивают, ярко выражаются и быстро гаснут. Бурное веселье нередко сменяется слезами. Вся жизнь ребенка раннего и дошкольного возраста подчинена его чувствам. Управлять своими переживаниями он еще не может. Поэтому дети гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые. Их легко развеселить, но еще легче огорчить или обидеть, так как они почти совсем не знают себя и не умеют владеть собой. Вот почему они способны пережить целую гамму чувств и волнений за необычайно короткий промежуток времени. Ребенок, который катается по полу от смеха, может внезапно расплакаться или прийти в отчаяние, а минуту спустя, с еще не высохшими глазами, опять заразительно смеяться. Подобное поведение детей совершенно нормально. Кроме того, у них бывают хорошие и плохие дни. Ребенок может быть сегодня спокойным и задумчивым либо капризным и хнычущим, а назавтра - живым и веселым. Иногда мы можем объяснить его плохое настроение усталостью, огорчениями в детском саду, недомоганием, ревностью к младшему брату и т.д. Другими словами, его длительное плохое настроение вызвано тревожным состоянием из-за какого-то конкретного обстоятельства, и, хотя всеми силами стараемся помочь ребенку избавиться от него, часто бывает, что чувства малыша вызывают полное недоумение. Если плохое настроение не затягивается надолго - к примеру, на несколько дней - и не переходит какие-то границы, нет нужды беспокоиться. Но если ребенок очень долго находится в подавленном настроении или с ним происходят резкие и неожиданные перемены нужна консультация психолога. Но в большинстве случаев лучше не придавать слишком большого значения переменам настроения ребенка, что позволит ему самостоятельно обрести эмоциональную стабильность. Настроение ребенка во многом зависит от взаимоотношений с взрослыми и сверстниками. Если взрослые внимательны к ребенку, уважают его как личность, то он испытывает эмоциональное благополучие. Проявляются и закрепляются положительные качества ребенка, доброжелательное отношение к другим людям. Если взрослые приносят ребенку огорчения, то он остро переживает чувство неудовлетворения, перенося, в свою очередь, на окружающих его людей, свои игрушки негативное отношение. С развитием эмоциональной сферы дошкольника постепенно происходит отделение субъективного отношения от объекта переживаний . Развитие эмоций, чувств ребенка связано с определенными социальными ситуациями. Нарушение привычной ситуации (изменение режима, уклада жизни ребенка) может привести к появлению аффективных реакций, а также страха. Неудовлетворение (подавление) новых потребностей у ребенка в кризисный период может вызвать состояние фрустрации. Фрустрация проявляется как агрессия (гнев, ярость, стремление напасть на противника) или депрессия (пассивное состояние). Около 4-5 лет у ребенка начинает формироваться чувство долга. Моральное сознание, являясь основанием этого чувства, способствует пониманию ребенком предъявляемых ему требований, которые он соотносит со своими поступками и поступками окружающих сверстников и взрослых. Наиболее ярко чувство долга демонстрируется детьми 6-7 лет.

Интенсивное развитие любознательности способствует развитию удивления, радости открытий. Эстетические чувства также получают свое дальнейшее развитие в связи с собственной художественно-творческой деятельности ребенка. Ключевыми моментами эмоционального развития ребенка дошкольного возраста являются:

  • -- освоение социальных форм выражения эмоций; -- формируется чувство долга, получают дальнейшее развитие эстетические, интеллектуальные и моральные чувства;
  • -- благодаря речевому развитию эмоции становятся осознанными;
  • -- эмоции являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствияц.

Для четкого понимания различий в эмоциональном развитии на разных этапах онтогенеза можно рассмотреть их сравнительную характеристику.

Общение как фактор в развитии эмоциональной сферы ребенка.

Общение один из важнейших факторов общего психического развития ребенка.

Общение, как и всякая деятельность, предметно. Предметом, как и объектом, деятельности общения является другой человек, партнер по совместной деятельности .

Ребенок дошкольного возраста существо эмоциональное: чувства господствуют над всеми его сторонами жизни, придавая им особую окраску. Он полон экспрессии - его чувства быстро и ярко вспыхивают. Ребенок шести-семи лет, конечно, уже умеет быть сдержанным и может скрыть страх, агрессию и слезы. Но это происходит в том, случае, когда это очень и очень надо. Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка - его взаимоотношения с другими людьми - взрослыми и детьми. Потребность в положительных эмоциях со стороны других людей определяет поведение ребенка. Эта потребность порождает сложные многоплановые чувства: любовь, ревность, сочувствие, зависть и др. Когда близкие взрослые любят ребенка, хорошо относятся к нему, признают его права, постоянно внимательны к нему, он испытывает эмоциональное благополучие - чувство уверенности, защищенности. В этих условиях развивается жизнерадостный, активный физически и психически ребенок. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Именно в условиях взаимной любви в семье ребенок начинает учиться любви сам. Чувство любви, нежности к близким людям, прежде всего к родителям, братьям, сестрам, дедушкам и бабушкам, формирует ребенка как психологически здоровую личность. Если оценивать особенности чувств шестилетнего ребенка, то надо сказать, что в этом возрасте он не защищен от всего многообразия переживаний, которые у него непосредственно возникают в повседневном общении с взрослыми и сверстниками. Его день насыщен эмоциями. В одном дне вмещаются переживания возвышенной сорадости, постыдной зависти, страха, отчаяния, тонкого понимания другого и полного отчуждения. Шестилетний ребенок - пленник эмоций. По каждому поводу, который подбрасывает жизнь, - переживания. Эмоции формируют личность ребенка. Эмоции утомляют его до полного изнеможения. Устав, он перестает понимать, перестает выполнять правила, перестает быть тем хорошим мальчиком (или девочкой), тем хорошим малышом, которым может быть. Он нуждается в отдыхе от своих собственных чувств. При всей подвижности эмоций и чувств шестилетнего ребенка характеризует увеличение «разумности». Это связано с умственным развитием ребенка. Он уже может регулировать свое поведение. В то же самое время способность к рефлексии может привести не к развитию душевных качеств, а к демонстрации их для получения от этого своеобразных дивидендов - восхищения и похвалы окружающих.

Шесть лет - это возраст, когда ребенок начинает осознавать себя среди других людей, когда он отбирает позицию, из которой будет исходить при выборе поведения. Эту позицию могут строить добрые чувства, понимание необходимости вести себя так, а не иначе, связанные с этим совесть и чувство долга. Но позицию могут строить и эгоизм, корысть, расчет. Шестилетний ребенок не так наивен, неопытен, непосредственен, как это кажется. Да, у него мал опыт, его чувства опережают разум. Но при этом он уже занял определенную позицию по отношению к взрослым, к пониманию того, как надо жить и чему следовать. Внутреннее отношение ребенка к людям, к жизни - это, прежде всего, результат влияния взрослых, его воспитывающих.

Хочет быть хорошим, ждет похвалы, одобрения, эмоционально-положительного подкрепления со стороны взрослого.
Проявляет инициативу, независимость.
Испытывает эмоциональное удовлетворение, если смог что-то выполнить. Доволен, когда хвалят.
Проявляет чувство гордости за себя ("лучше всех бегаю"), за родителей ("папа самый сильный", "мама самая красивая").
Любознателен, любопытен.
Долговременная память ребенка 3 лет опирается на прежние эмоциональные переживания, могут возникать воспоминания за последний год.
Проявляет эмоциональную сдержанность: не кричит в общественных местах, переходит спокойно улицу со взрослым, не бегает по тротуару, спокойно слушает просьбу взрослого и выполняет ее, перестает плакать при обоснованном запрете.
Непослушен, эмоционально напряжен при ограничении движений, при непонимании взрослым его просьб и желаний. Может быть настойчивым в своих требованиях.
Переживает, если ругают. Длительно может обижаться за наказание.
Испытывает чувство огорчения, стыда. Понимает, что сделал что-то плохо (не успел в туалет, разлил воду);ожидает от взрослого отрицательной оценки.
Понимает, если плохо делает кто-то другой. Дает эмоционально отрицательную оценку ("Нельзя: обижать, ломать, рвать, отнимать, драться").
Может ревновать, обижаться, заступаться, сердиться, лукавить, озорничать.
Владеет неречевыми способами эмоционального общения. Свои чувства выражает взглядом, мимикой, тоном, жестами, выразительными движениями, позами.
Эмоционально выражает воображаемые ситуации (в игре).
Речь насыщает эмоционально-выразительными оттенками (часто по подражанию).
Обозначает словом свои эмоциональные состояния: смеюсь, боюсь, замерз.
Могут возникать страхи, боязнь темноты.
Начинает понимать юмор (смеется, недоумевает).
Эмоционально сопереживает персонажам при слушании сказок, при просмотре детских спектаклей, мультфильмов (радуется, печалится, сердится, морщится от "боли" и т. д.).
Эмоционально отзывчив (испытывает удовольствие) на музыку, пение, художественное слово. Подпевает, танцует (передает ритм). Реагирует на изменение музыки - различно двигается (кружится, приседает, машет руками, хлопает, топает).
Эмоционально по-разному реагирует на знакомые и незнакомые музыкальные или художественные произведения, при рассматривании иллюстраций.
Предпочитает веселую музыку и песни, яркие рисунки.
Проявляет интерес к рисованию, лепке.
Испытывает эмоциональное удовлетворение от подвижных игр.
Эмоционально по-разному реагирует на красивое, некрасивое (замечает, различает, оценивает).
Эмоционально предвосхищает результат некоторых действий (собственных или других людей).
Огорчается при неумении что-то сделать.
Радуется своим умелым действиям, когда получается.
Приветливо, эмоционально открыто, доверительно относится к людям. Интересуется их действиями (делами), отвечает, если о чем-то спрашивают.
Помнит добрых и суровых людей (эмоционально отзывчив и эмоционально сдержан).
Проявляет застенчивость характерной мимикой, особенно при обращении к нему незнакомого человека.
Понимает состояние других на основе своего эмоционального опыта.
Эмоционально оценивает ситуацию: сопереживает (если кому-то больно), помогает (если надо помочь), сочувствует, тихо ведет себя (если кто-то спит, устал).
Замечает огорчение, недовольство, радость взрослых или детей.
Подражает мимике, голосовым интонациям, эмоционально-выразительным движениям близких взрослых.
Подражает эмоциональному поведению сверстников (может копировать более шумного, крикливого).
Доброжелательно относится к детям: не выхватывает игрушки, не берет без спроса, делится своими игрушками.
Получает удовольствие от общения со сверстниками. Возникает интерес к совместным играм.
Выражает симпатию к некоторым детям.
Настороженно относится к незнакомым животным, отдельным людям, новым ситуациям.

Речевое развитие ребенка в 3 года (до 1500 произносимых слов)

Произносит сложные предложения при общении. Пользуется словами, выражая желания, чувства, впечатления.
Говорит простыми, грамматически оформленными фразами.
Свои действия часто сопровождает речью. Начинает использовать придаточные предложения (не всегда).
Слова изменяет по числам и падежам. Задает вопросы познавательного характера: "Где?", "Куда?", "Почему?", "Когда?" и другие. Легко повторяет за взрослыми незнакомые слова, фразы. Быстро разучивает стихи, песенки, отрывки из сказок. Много звуков произносит правильно (гласные и простые согласные).
Появляется словотворчество и склонность к рифмовке. Вступает в речевые диалоги с детьми, взрослыми. Отвечает на вопросы взрослого по сюжетной картинке. Называет по картинке некоторых животных (их детенышей), предметы быта, одежду, посуду, технику, растения и другое.
Рассказывает связно по картинке знакомую сказку. Передает словами, жестом, интонацией содержание сказки, потешки, песенки, стихотворения. Высказывается о книжке, событии (после вопросов и по воспоминанию).
Может доказать, додумать предложение, сказанное взрослым.
Быстро отвечает на вопрос: "Как тебя зовут?". Знает свою фамилию.
Отвечает на вопрос: "Сколько тебе лет?". Показывает на пальчиках.
Отличает и называет людей по принадлежности к определенному полу, по возрасту (мальчик, дядя, дедушка, девочка, тетя, бабушка).
Знает свою половую принадлежность: мальчик или девочка; называет после вопроса взрослого.
Знает названия частей тела (голова, шея, спина, грудь, живот, руки, ноги, пальцы).
Знает назначение частей тела (отвечает на вопросы): "глаза смотрят", "уши слушают", "ноги ходят").
Знает названия одинаковых частей тела у человека и животного: "глаза - у всех, ноги - у человека, лапы - у животного, руки - у человека, крылья - у птицы".
В игре называет себя каким-то персонажем. Отвечает на вопрос взрослого: "Кто ты в игре?".
Играя, свои действия сопровождает словами.
Пользуется ролевой речью в игре. Говорит за себя и за куклу.
По детали узнает и называет целое изображение (по хоботу - слона, по брюкам - мальчика).
Имеет представление о числе, показывает и говорит: "один, два, три, много, мало".
Предвидит результат (мыслительные возможности). Использует средства для достижения цели.
Способен длительно наблюдать, сосредоточивать внимание, увлекаться своей деятельностью.
Начинает различать правую и левую сторону (может ошибаться).
Обобщает предметы по их свойствам (кто (что) летает? кто (что) плавает?).
Переходит от называния себя в третьем лице к местоимению "Я".
Проявляет особый интерес к разговорам взрослых между собой.
Длительно слушает сказку, читаемую или рассказываемую взрослым или записанную на аудиокассетах.

Много написано о том, как важно уметь отпускать, завершать старое-отжившее. Иначе мол, новое не придет (место занято), и энергии не будет. Почему же мы киваем, читая такие мотивирующие на уборку статьи, но по-прежнему все остается на своих местах? Находим тысячи причин отложить отложенное на выброс. Или вовсе не начинать разборы завалов и кладовок. И уже привычно ругаем себя: «Захламилась совсем, надо взять себя в руки».
Уметь легко и уверенно выбросить ненужные вещи - становится обязательной программой «хорошей хозяйки». И часто - источником еще одного невроза для тех, кто почему-то не может этого сделать. Ведь чем меньше мы делаем «как надо» - и чем лучше умеем слышать себя, тем счастливее живем. И тем правильнее это для нас. А значит, давайте разберемся, так ли необходимо расхламляться лично вам.

Искусство общения с родителями

Родители часто любят поучать своих детей, даже тогда, когда они становятся уже достаточно взрослыми. Они вмешиваются в их личную жизнь, советуют, осуждают… Доходит до того, что дети не хотят видеться с родителями, поскольку надоели их нравоучения.

Что делать?

Принятие недостатков. Дети должны понять, что родителей перевоспитать не удастся, они не изменятся, как бы вам этого не хотелось. Когда вы смиритесь с их недостатками, вам будет проще общаться с ними. Вы просто перестанете ждать иного отношения, чем было прежде.

Как не допустить измен

Когда люди создают семью, никто, за редким исключением, и не думает о том, чтобы заводить отношения на стороне. И все же по статистике семьи чаще всего распадаются именно из-за измен. Примерно половина мужчин и женщин изменяют своим партнерам в рамках законных отношений. Словом, количество верных и неверных людей распределяется 50 на 50.

Прежде чем говорить, как уберечь брак от измен, важно понять

Дыхание: теория и практика

Теория

Важно понимать, что естественное дыхание человека это спокойное, размеренное и глубокое дыхание животом. Однако под давлением современного скоростного ритма жизни человек ускоряется так, что становится в буквальном смысле «не продохнуть». Иными словами, человек начинает дышать часто и поверхностно, словно задыхаясь, и при этом задействовать грудную клетку. Такое грудное дыхание является признаком тревоги и часто приводит к синдрому гипервен гиляции, когда кровь перенасыщается кислородом, что выражается в противоположном ощущении: вам кажется, что не хватает кислорода, от чего вы начинаете дышать ещё более интенсивно, тем самым попадая в порочный круг тревожного дыхания.

Релаксация: теория и практика

Теория

Частые, длительные, интенсивные эмоциональные переживания не могут не сказываться на нашем физическом самочувствии. Та же тревога всегда проявляется в виде мышечного напряжения, которое, в свою очередь, подаёт мозгу сигнал о том, что пора тревожиться. Этот порочный круг возникает из-за того, что психика и тело неразрывно связаны. Будучи «воспитанными» и «культурными» людьми, мы подавляем, а не проявляем (не выражаем, не высказываем) эмоции, в силу чего возникающее мышечное напряжение не расходуется, а накапливается, что ведёт к мышечным зажимам, спазмам и симптомам вегетососудистой дистонии. Расслабить напряжённые мышцы, как ни парадоксально, можно посредством короткого, но достаточно интенсивного напряжения, способствующего более качественному расслаблению мышц, в чём и состоит суть нервно-мышечной релаксации.

Эмоции являются неотъемлемой частью жизни. Замечено, что эмоции являются неким индикатором состояния ребенка и влияют на его поведение и деятельность всего организма.жизнедеятельность организма. Так, например, частые отрицательные эмоции (плач, хныканье, капризы) могут говорить о нервно-эмоциональном напряжении ребенка. В дальнейшем длительные негативные эмоции могут стать причиной неадекватного поведения ребенка и вызвать различные нарушения его психологического и физического здоровья. И, наоборот, преобладание у ребенка положительных эмоций свидетельствует о том, что малыш пребывает в комфортных для него условиях и растет в любви и понимании. Такому ребенку не надо привлекать к себе внимание неожиданными выходками, его поведение активно, но предсказуемо. А это в свою очередь благотворно влияет не только на психическое здоровье, но и на физиологические процессы в организме ребенка.
Дети испытывают очень сильные и яркие чувства и эмоции , но контролировать их пока не умеют. Чего-то сильно захотелось - сделал, разозлился - ударил, испугался - заплакал. Важно учить ребенка выражать свои эмоции социально приемлемыми способами, не причиняя вреда другим, стараться контролировать свое поведение и избегать необдуманных поступков. Развитие эмоционального интеллекта помогает ребенку общаться и взаимодействовать с другими людьми.
Социализация ребенка начинается в семье и проходит несколько эта пов. До 1,5 лет ребенок неосознанно осваивает различные социальные нормы и ценности, копирует жесты, манеру говорить, походку и поведение родителей (близких ему людей). Примерно с 1,5 до 2,5 лет малыш уже не раз столкнувшийся с запретами, исходящими от взрослых, старательно проверяет границы дозволенного и чувствует себя очень неуверенно, если их не находит: дети, особенно в первые годы, нуждаются в контроле извне. Около 2,5 лет у ребенка появляется самосознание «Я сам!». Он начинает понимать, что может влиять на происходящее вокруг, проявляет волю и отвоевывает независимость. Малыш становится активнее и самостоятельнее. Его начинают интересовать общение и игры с другими взрослыми и детьми. Он впервые узнает, как взаимодействовать в группе и ладить с коллективом.

Советы по развитию эмоциональной и социальной сфер
. Открыто проявляйте свою любовь к ребенку, принимайте его таким, какой он есть, устанавливайте с ним доверительные отношения и относитесь к нему с уважением.
. Формируйте у ребенка положительное отношение к себе («Я хороший»), хвалите и вселяйте веру в свои силы и возможности («Я могу»), предлагая посильные задания («У тебя получится»); помогайте осознавать свои чувства («Я рад») и желания («Я хочу») и учите понимать чувства и особенности других людей.
. Показывайте образец взаимоотношений людей в обществе и поощряйте в ребенке доброжелательное отношение к родителям, взрослым и детям, учите, как проявлять симпатию, сочувствие, отзывчивость.
. Предоставьте ребенку разумную свободу и развивайте в нём способность действовать свободно, раскованно, защищая свои интересы, но, при этом соблюдая правила культуры поведения и не обижая других людей; формируйте умение действовать в различных ситуациях и поощряйте желание преодолевать трудности.
. Помогайте ребенку осваивать разные способы взаимодействия с взрослыми и детьми (игра рядом, не мешая друг другу; просьба; сотрудничество; забота об окружающих; помощь другим; нахождение общих интересов; желание делиться и т.д.).
. Обогащайте впечатления и развивайте интерес детей к играм, занятиям, чтению, инсценировкам, прослушиванию музыкальных произведений, в которых ребенок получал бы образцы положительного поведения.
. Учите различать и понимать, что такое хорошо и плохо; действовать в соответствии со значением слов нельзя, можно, нужно.
. Воспитывайте вежливость: побуждайте ребенка обращаться к другим детям по имени, здороваться, прощаться, благодарить и т.д.

Показатели эмоционального и социального развития

2 года - 2 года 6 месяцев

. В привычной обстановке эмоционально уравновешен.
. Испытывает потребность во взаимодействии с любимыми взрослыми, ожидает их участия, внимания, похвалы и поддержки.
. Переживает, если мама уходит или отказывает ему в общении.
. Замечает недовольство взрослых; огорчается, если его ругают.
. Сочувствует близкому человеку, понимает его радость или печаль, заступается за него.
. Чувствует, как можно вести себя с тем или иным взрослым.
. С удовольствием выполняет поручения.
. Начинает говорить о себе не в третьем («Арина хочет…»), а в первом лице: «Я хочу», «Дай мне» и т.д.
. Может определить, обозначить (мимикой, жестом, тоном, взглядом) или назвать своё состояние: «мне больно», «хочу спать», «хочу…» и т. д.
. Пытается сдерживать свои эмоции и может потерпеть или немного подождать.
. Начинает проявлять интерес к действиям других детей, подражает им, стремится к совместным играм с ними.
. Может выделять одного или нескольких детей, которые ему больше всего нравятся.
. Насторожен с незнакомыми людьми, но оценив их доброжелательность - вступает в контакт.
. Эмоционально реагирует на художественные и музыкальные произведения, симпатизирует добрым героям («хорошие») и ругает отрицательных персонажей («плохие»).
. Увлекается интересной игрой и отвергает не понравившуюся.
. Огорчается неудачам, радуется победам.
. Помнит свои ощущения: в цирке было весело, у врача - больно.
. Проявляет самостоятельность «Я сам».
2 года 6 месяцев - 3 года
. Проявляет активность и эмоциональную открытость в общении с взрослыми и другими детьми, интересуется их действиями, выражает симпатии, находит общие интересы, договаривается, отвечает на вопросы.
. Может играть с другими детьми в совместные игры, делиться своими игрушками, не брать чужие без спроса.
. Стремиться быть «хорошим», старается угодить взрослым, ждет одобрения и похвалы.
. Гордится собой («я быстрее всех съел кашу») и своими близкими («мой папа умеет запускать летающего змея»).
. Может сердиться, огорчаться, обижаться, плакать, кричать, топать ногами, если что-то не получилось или взрослые не поняли его просьбы.
. В общественных местах может проявлять эмоциональную сдержанность: слушается родителей, не кричит, не плачет и т.п.
. Может быть настороженным и стесняться, особенно в новых ситуациях с незнакомыми людьми, животными.
. Ревнует родителей, в том числе и друг к другу.
. Обозначает словом и эмоционально-выразительными оттенками свои состояния: «смеюсь, боюсь, замерз».
. Помнит важные и эмоционально окрашенные события за предыдущий год.
. Осуждает поступки других детей: «Нельзя бить, ломать, брать, отнимать, рвать» и т.д.
. Замечает, различает и оценивает красивое и некрасивое.
. Чувствует «добрых» и «злых» людей.
. Начинает понимать юмор (смеется, недоумевает).
. Радуется музыке, пению, чтению, иллюстрациям, танцам, играм и т.д.
. Понимает состояния других людей: мама устала, сестренке больно, папе весело и т.д.
. Эмоционально сопереживает персонажам сказок и мультфильмов (волнуется, радуется, печалится, сердится и т. д.).
. Эмоционально-практически оценивает ситуацию: если кому-то больно - сопереживает и жалеет, если кому-то надо помочь - помогает, ведет себя тихо, если кто-то спит и т.д.
. Эмоционально предвосхищает результат некоторых действий (собственных или других людей).
(Показатели развития ребенка третьего года жизни составлены с опорой на материалы Л.Н. Павловой и Е.Б. Волосовой).