С помощью дополнительных материалов. С помощью дополнительных материалов узнайте о памятниках архитектуры в Самарканде, построенных при Тимуре

Разделы: История и обществознание

Круг проблем, актуальных для сегодняшнего этапа развития совершенствования воспитательной и образовательной системы «музей – школа» велик. На музей в этом смысле возложены серьёзные задачи. Характер интереса к музею существенно изменился – музей становится одним из сильнодействующих средств воспитания, так как музей сегодня – не собрание экспонатов, а сложное единство архитектуры, науки, искусства. Постоянно развиваясь и совершенствуясь, система «музей – школа» требует и от учителей, и от музейных работников соответствующих профессиональных знаний и навыков. Очевидно, что для активизации контактов между школой и музеем крайне важны методические рекомендации и для учителя, желающего использовать музей в учебном и воспитательном процессе, и для научного сотрудника музея, который заинтересован в том, чтобы как можно шире использовать в своей работе опыт коллег. Именно факт слияния некоторых разделов педагогики и музееведения стал платформой для создания «музейной педагогики», необходимость использования которой в работе общеобразовательной школы и современного музея продиктована самим временем.

Некоторые учителя считают, что экскурсия или лекция в музее может заменить урок. Но посещение музея должно не повторять, а обогащать урок. Помощь музея школе не в дублировании урока, а в расширении представления ребят об окружающем мире, в формировании эстетического вкуса (приложение 1). Музейная экспозиция способствует особому восприятию темы, достоверной оценке исторической подлинности события или предмета. Именно предмет является объектом всестороннего изучения со стороны музея, именно через предмет как памятник человеческой культуры, музей общается с посетителем. Поэтому одна из задач музейной педагогики заключается в создании предпосылок и условий для активизации посетителей музеев, в частности для совершенствования контактов с музейными предметами, для организации восприятия заложенной в них информации.

В основе работы любого музея лежит предмет. Он является носителем социальной и естественно-научной информации – аутентичным источником знаний и эмоций, культурно-исторической ценностью – частью народного достояния. Важной особенностью музейного предмета, отличающего его от других источников, является способность предмета воздействовать на эмоциональную сферу человека. Неслучайно все исследователи, наряду с другими свойствами музейного предмета, такими, как информативность, репрезентативность (отражение действительности), называют такие: - экспрессивность – способность воздействовать на человека через свои признаки, аттрактивность – привлечение внимания, ассоциативность – чувство сопричастности, сопереживания (1, 89.). Помимо этого, каждый предмет является знаком своего времени, отражением особенности той или иной эпохи.

Одно из основных свойств предмета – информативность. Использование различных предметов в качестве наглядного материала на уроке имеет широкое распространение и силу методического приёма. Главное отличие музейного предмета от обычного наглядного пособия в его подлинности, функции исторической памяти, хранящей опыт прошлых поколений. Музейный предмет должен являться первоисточником социальной информации, быть подлинным, храниться долгое время. Не менее важна нравственная, эстетическая, мемориальная ценность предмета – всё, что делает предмет культурной ценностью.

Работа на базе музея позволяет собрать на одном пространстве самые разнообразные источники: письменные памятники, вещественные реликвии, изобразительные материалы, фотографии, предметы археологии, нумизматики, бонистики, филателии, этнографии и многие другие материалы. Всё это позволяет не только показать многообразие источников, но и обучать детей языку музейных предметов, давать им основы самостоятельной исследовательской работы с источниками. В современных семьях хранится мало вещей, принадлежавших их предкам, которые бы олицетворяли «связь поколений». Многие дети до посещения музея никогда не имели опыт изучения старинных предметов. Поэтому одна из задач не просто привлечь внимание к музейному предмету, но и раскрыть его характер, особенности, свойства. Это внимание к историческому источнику реализуется через систему занятий, главным героем становится тот или иной предмет.

Одной из основных форм музейной просветительской работы является экскурсия. Основа экскурсии – наличие двух элементов: показа и рассказа. Экскурсия – это золотая середина, где экскурсоводу необходимо устойчивого равновесия между показом зрительных объектов и рассказом о них и событиях с ними связанных. Показ – это наблюдение объекта под руководством квалифицированного экскурсовода. При показе человек воспринимает не только внешний вид предмета, памятника, но и с помощью экскурсовода различает в нем отдельные части, принимает участие в их анализе, с помощью дополнительных материалов: вспомогательных наглядных пособий. Рассказ в ходе экскурсии – это дополнение к анализу зрительного ряда, он особенно необходим в тех случаях, когда зрительный материал плохо сохранился или совсем утрачен. Но рассказами злоупотреблять нельзя. Как правило, всё, о чём идёт речь в экскурсии, должно быть представлено в зрительном ряде, который наблюдают экскурсанты. Если нет объектов, раскрывающих тему, не может быть и самой экскурсии. (2. 144)

Попытка подготовить экскурсию по улице, на которой живет учащийся, или любой другой улице, микрорайону, слободе – прекрасное итоговое задание для закрепления сразу большого объёма полученной на музейных уроках информации. Как вариант и результат интегрированного урока краеведения и информатики с использованием музейных технологий – виртуальная экскурсия в мультимедийном исполнении.

Ещё один способ показать результат исследовательской, краеведческой деятельности ученика через музейные технологии – организация выставки на заданную тему, внесение изменений в экспозиции школьного музея, её обновление и дополнение. Эта работа, как и подготовка экскурсии, требует объёмной подготовительной исследовательской работы и на практике закрепляет полученные знания, кроме того, способствует развитию эстетических навыков у ребят, художественного вкуса.

В настоящее время актуален вопрос о краеведческой работе в школе. Мы рассматриваем решение этого вопроса с точки зрения интеграции краеведения с общеобразовательными дисциплинами (историческое краеведение, географическое и природоведческое краеведение, литературное и пр.). Использование основных музейных технологий позволит эффективно, для многих педагогов по-новому организовать учебный процесс. Нестандартные формы и методы изучения школьной дисциплины, творческие контрольные задания, безусловно, будут способствовать активизации умственной деятельности ученика, развитию его творческих способностей, эстетического восприятия и художественного вкуса. Но самое главное, совокупность названных инноваций помогает педагогам школы и музея решить одну из первоочередных задач педагогики – воспитание чувства патриотизма, которое достигается через познание истории родного края.

Нельзя упускать из вида внеклассные формы работы. Краеведческие кружки и секции, организация и ведение школьного музея, активное участие в краеведческих конкурсах и олимпиадах – один из важных путей проведения содержательной и интересной работы с учащимися, основной способ передачи знаний и умений, не предусмотренных школьной программой. Строгие рамки урока не всегда позволяют ответить на многие вопросы, интересующие детей, не всегда дают возможность помочь ребёнку усвоить дополнительные приёмы и навыки, необходимые для успеха учебного процесса школьника. В этом случае на помощь приходят внеклассные занятия, на которых школьники приобретают необходимые знания.

Деятельность краеведческого, музейного кружка направлена на освоение детьми навыков самостоятельной поисковой, исследовательской работы в архивах, в библиотеках, в музеях, интервьюирования интересующих музей или исследователя людей и т.д. Цикл занятий должен предусматривать экскурсионное посещение вышеуказанных учреждений, самостоятельную работу по поиску необходимой, заданной учителем информации, её обработка, анализ проделанной работы в ходе заседаний кружка, дальнейшее планирование исследования, определение целей и задач. Овладение вышеперечисленными навыками формирует у учащегося чёткую ориентацию в информационном пространстве, что в дальнейшем значительно облегчает работу по подготовке различного рода рефератов, краеведческих исследовательских работ и т.д. Кроме этого, члены кружка, оказывают практическую помощь школьному музею, тем самым, вникая в суть его работы, осознают важность и значимость существования музейного дела, приобщаются к его деятельности.

Самая восприимчивая аудитория – дети, и именно на них, в первую очередь, ориентирована просветительская деятельность музеев; именно с детьми работает школа, давая образование и воспитывая из подрастающего поколения достойных граждан своей страны.

Использованная литература:

  1. Лебедева П.Г. Специфика работы с музейным предметом в Детском историческом музее // Музей ХХI века: мечта и реальность.- С-П.: 1999.
  2. Ивашина Н.Н. Методика подготовки выездной экскурсии.//Белгородский краеведческий вестник. – Белгород, 2001.

Устройство полов путем комбинирования различных по своим свойствам напольных покрытий – один из самых популярных дизайнерских приемов, используемых, как правило, для зонирования пространства. Соединение в пределах одного помещения полов из ламината и керамической плитки позволяет не только разнообразить интерьер, сделав его более ярким и выразительным, но и дает значительный выигрыш в прочности, долговечности и других эксплуатационных характеристиках. Наиболее часто такие решения встречаются в оформлении гостиных, кухонь и прихожих и служат для разделения помещения на жилую и рабочую зоны.

В то же время стыковка ламината с плиткой представляет собой серьезную техническую проблему, решить которую можно различными способами:

Без применения дополнительных материалов

Данный способ применяется для оформления одноуровневых стыков сложной конфигурации и требует большого терпения и аккуратности. Сначала выполняется тщательный раскрой и прирезка материалов по заранее заготовленным шаблонам.

Затем производится их фиксация на черновой пол с соблюдением общих правил крепежа и тщательной затиркой стыковочных швов. Стыковка ламината с плиткой без применения дополнительных материалов позволяет красиво оформить любой криволинейный стык, какой бы сложной формы он не был.

С помощью стыковочных пен и полимерных герметиков

Элегантно оформить стыковочные швы любой формы, ширины и глубины можно с помощью строительных пен , мастик и силиконовых герметиков. Для этого имеется огромный ассортимент подручных средств и богатый выбор цветовых сочетаний, однако такое решение имеет существенный недостаток, связанный с особенностью укладки ламината.

Поскольку ламинату требуется некоторое пространство для расширения, то при монтаже доски не крепятся к основанию и могут двигаться, принимая оптимальное для себя положение. Строительные пены и герметики в конечном итоге застывают и фиксируют стыки намертво, что может привести к деформации пола.

С помощью пробкового компенсатора

Качественная стыковка ламината с плиткой с формированием аккуратного шва осуществляется с помощью пробковых компенсаторов. Пробка прекрасно сжимается и самостоятельно восстанавливается, поэтому можно не беспокоиться об устройстве технологических зазоров.

Чтобы пробка красиво легла, края ламината и плитки по линии среза должны быть идеально ровными, поэтому применение пробковых компенсаторов предъявляет особые требования к качеству раскроя материала.

Для придания пробковому конденсатору нужного оттенка используется специальная тонировка.

С помощью переходных порожков

Переходные порожки не только позволяют красиво состыковать разнообразные по фактуре, свойствам и цвету материалы, они значительно облегчают уборку помещений и увеличивают срок службы напольных покрытий.

Порожки бывают нескольких видов:

  • прямые порожки – используются для оформления прямолинейных срезов одноуровневых поверхностей;
  • выравнивающие порожки – позволяют соединять напольные покрытия, находящиеся на разной высоте;
  • завершающие порожки – используются для оформления подиумов, примыканий к ступеням лестниц и краев покрытий.

В настоящее время строительный рынок предлагает богатый выбор переходных порожков, выполненных из разных материалов:

  • порожки из натурально дерева смотрятся очень красиво и прекрасно гармонируют с мебелью и ламинатом, однако они достаточно дорого стоят и нуждаются в особом уходе – затирке царапин, полировке, покраске и покрытии лаком;
  • порожки металлические или молдинги – более прочные, неприхотливые и недорогие, обычно изготавливаются из алюминия, нержавеющей стали и латуни, для защиты от влаги и придания необходимо цвета металлические порожки покрывают защитными пленками с декоративным рисунком;
  • ламинированные порожки – полностью повторяют структуру и цвет ламината, поэтому идеально с ним сочетаются, однако их эксплуатационные характеристики сильно зависят от качества используемых материалов и соблюдения технологии изготовления;
  • пластиковые порожки – самый распространенный, недорогой и технологичный тип оформления стыковочных швов, но достаточно недолговечный.

Основной недостаток переходных порожков заключается в том, что в местах стыков образуется небольшой выступ. В тоже время стыковка ламината с плиткой с помощью переходных порожков обеспечивает такие преимущества, как:

  • плавность перехода;
  • визуальная целостность покрытия;
  • богатый выбор цветов и оттенков;
  • возможность оформления изогнутых линий;
  • быстрота и удобство монтажа;
  • хорошая защита стыка от попадания в него влаги и мусора.

При устройстве порожков необходимо оставлять компенсационные зазоры, не забывая учитывать размеры креплений, в противном случае покрытия могут деформироваться и потерять свою привлекательность.

Видео

Данный видеоролик расскажет о переходных порожках для стыков.

Самарканд – современник Древнего Рима: возраст его культурных нижних слоев восходит к I тысячелетию до нашей эры.
На рубеже XIV – XV веков начался новый расцвет Самарканда. Это случилось во время правления великого завоевателя Тимура (Тамерлана), который решил сделать Самарканд столицей своей империи. Тимур хотел сделать свою столицу недосягаемо прекрасной и грандиозной, превосходящей все другие города мира. Поэтому деревни вокруг Самарканда получили новые названия и отныне звались так: Багдад, Дамаск, Каир – величайшие города мира должны были казаться деревнями по сравнению с новой столицей Тимура. Вокруг Самарканда шумели 13 садов, самый большой из них был настолько обширен, что однажды (как рассказывают древние хроники) там заблудилась лошадь архитектора и ее искали целый месяц.
Архитектурный ансамбль Самарканда, тянувшийся от Железных ворот на восток в виде улицы, был обстроен по сторонам парадными гробницами и культовыми строениями. На окраине Самарканда, на склоне холма Афрасиаб, раскинулись мавзолеи Шахи-Зинда. Эту волшебную улицу никто не планировал и не проектировал, ансамбль возник сам по себе, а строили его сотни лет - один мавзолей за другим. «Шахи-Зинда» означает «живой царь», культ которого существовал еще задолго до прихода сюда ислама.
У Тимура было много жен, но только одна любимая - красавица Биби-ханым. Великий повелитель был в далеком походе, когда она собрала лучших зодчих Самарканда, которые в час, указанный звездами, приступили к возведению мечети.
Строил мечеть юный архитектор, который, пленившись красотой Биби-ханым, стал жертвой безумной и безответной любви. Уже блистают прекрасной глазурью стройные стены мечети, уже купол ее соперничает с небесным сводом, осталось только замкнуть арку портала. Но медлит влюбленный зодчий, ведь окончание работ означает разлуку с Биби-ханым.
Сам Тимур похоронен в мавзолее Гур-Эмир, который находится возле небольшого пруда на площади Регистан. Сначала Гур-Эмир предназначался для погребения Мухамеда Султана - любимого внука Тимура, но теперь здесь похоронены сам Тимур, его сыновья и другой внук - великий средневековый ученый Улугбек, при котором мавзолей и превратился в фамильную усыпальницу Тимуридов. Голубой ребристый купол мавзолея поднимается на высоту 40 метров, деревянные двери с инкрустацией из слоновой кости ведут в парадный зал... Лучи солнца, прорываясь сквозь мраморные решетки, полосами ложатся на восемь надгробных плит, сами могилы находятся внизу - в подземелье.
Центральной площадью старого Самарканда является Регистан, к ней со всех сторон подходят улицы, радиально пересекающие территорию Старого города. В древние времена через площадь протекал мощный канал, оставивший массу песчаных отложений. Песчаные наносы, вероятно, и дали название этому месту, так как «Регистан» в буквальном переводе означает «место песка», «песчаное поле».
До XV века Регистан был крупной торгово-ремесленной площадью, однако потом его значение как базарной площади отступило на второй план. При хане Улугбеке, который был правителем Самарканда с 1409 по 1447 год, Регистан становится площадью парадно-официальной: здесь стали совершаться торжественные смотры войск, провозглашались ханские указы и т.д.
Во времена Улугбека Самарканд был центром научной жизни Средней Азии, сюда съезжались знаменитые математики, астрономы, историки... В медресе, для которого Улугбек лично подбирал преподавателей, и его обсерватории ученые прикасались к тайнам науки. Купцы и ремесленники, паломники и поэты, странники и дипломаты - все стремились сюда, все дороги вели в «драгоценную жемчужину мира» - сверкающий город Самарканд.

Ранний возраст

Образовательные задачи:

Знакомить с материалами для конструирования (природным, бросовым, строительным и бумагой);

С объемными геометрическими формами (кирпич, шар, куб, цилиндр, конус, пирамида), входящими в состав строительных наборов или кон­структоров;

Учить размещать в пространстве различные геометрически тела;

Выделять геометрические формы в знакомых объектах;

Знакомить с приемами, используемыми в конструировании;

Экспериментировать с бумагой, природным, бросовым материалами в процессе создания элементарных поделок;

Соединять детали с помощью дополнительных материалов (пластилина, глины);

Выделять знакомые образы в постройках и поделках.

Развивающие задачи .

Формировать чувство формы при создании элементарных построек и поделок;

Развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление;

Способствовать развитию внимания, памяти;

Формировать умение прикреплять детали поделки друг к другу.

Воспитательные задачи:

Вызывать интерес к конструктивному экспериментированию

Воспитывать умение слышать словесные указания педагога, его инструк­ции, характеристики;

Воспитывать умение видеть красоту в конструкциях и поделках.

Особенности обучения. Конструирование детей раннего возрас­та напоминает игру-экспериментирование, в которой изучаются свойства и признаки геометрических форм, различных материалов. Трехмерный объем продуктов конструирования дает возможность более тщательно обследовать все детали, из которых планируется создавать конструкцию.

В процессе обучения, где ведущим методом является игра, целе­сообразно не просто демонстрировать различные фигурки, но и как можно чаще называть их, давать им образную характеристику, кото­рая помогает детям быстрее включать обследуемые материалы в соб­ственный замысел. Важно активизировать все анализаторы с целью формирования более полного представления о конструировании.

В раннем возрасте дети, начиная с первого года, способны иден­тифицировать геометрические формы, не называя их, но выделяя задаваемую форму из множества других. Данный факт свидетельству­ет о том, что объемные геометрические тела не только могут быть предметами манипуляции и игры детей в этом возрасте, но и объ­ектом изучения.

Умение выделять форму, а в последующем и называть ее облегча­ет процесс обучения конструированию на более поздних этапах, где педагогу не нужно будет знакомить с формами и формировать умения создавать из них различные постройки. В этом случае педагог может использовать словесную инструкцию, с указанием на необходимые формы, а не подробный показ, поясняя значение выбора определен­ных форм для конкретной постройки. Ведь дети уже оказываются подготовленными к работе с этими формами, поскольку знают их свойства и признаки.

Больше времени остается на сам процесс творческого конструи­рования. Не стоит облегчать то, что и так просто. В игре дети при­обретают множественные умения, которые мы, взрослые, не всегда разумно используем для их творческого становления. Мы все время опасаемся, что дети не поймут, не смогут, не справятся. Но мы даже иногда и не пробуем дать им то, в чем они так нуждаются. Зачастую, чтобы уложиться во время, отведенное на занятие, мы стараемся со­кратить до минимума деятельность ребенка, а это кардинально не­верный подход.

Не стоит жертвовать возможностью сформировать какое-то уме­ние ради эффектности поделки. Пусть конструкция (поделка) перво­начально будет иметь вид, мало чем напоминающий, может быть, реальный объект, но зато она будет свидетельствовать о том пути, который ребенок прошел. И здесь важно подчеркнуть его достиже­ния, указав на перспективу дальнейшего движения.

Лиза (1 г. 4 мес.) делала «Радостную гусеницу» из мятых комочков бума­ги, которые нужно было располагать друг за другом, скрепляя их между собой. Сначала ей тяжело давалось сминать бумагу в комок (лист бумаги все время расправлялся, и получить единую форму не удавалось). Педагог предложил ей слегка намочить руки и только потом катать комки из бумаги, как это делается с пластилином. В результате Лизиных стараний детали для гусени­цы были готовы. Когда комочки были соединены, возникла другая проблема: глазки Лиза приклеила в разных местах (на первом звене и на последнем). Мама Лизы тут же устремилась помочь дочке: приклеить за нее, чтобы все было аккуратно. Но объяснив маме нецелесообразность такого поступка, педагог совместно с девочкой нашел выход, приклеив еще по одному глазу на каждое звено и разделив гусеницу на две части. Таким образом, получились две маленькие гусенички. Лиза была так рада тому, что у нее получилась не одна большая гусеница, а две маленькие, которые она сделала сама. После занятия она побежала показывать свою поделку маме, гордо хлопая себя в грудь, как бы показывая, что это она сама смогла сделать.

Когда ребенок сам достигает нужного результата при косвенном руководстве педагога, умение, приобретаемое малышом на занятии, становится частью конструктивно-изобразительного опыта. Даже если занятие проходит с подгруппой детей, нужно стремиться не минимизировать их деятельность, а продумать ее организацию, что­бы дети, выполняя несложные по характеру действия, создали про­стую конструкцию (поделку). Важно акцент ставить на приемах и техниках, вариации которых расширяют содержательную и техниче­скую стороны продуктов детского конструирования.

Младший дошкольный возраст

Образовательные задачи:

Продолжать знакомить с материалами для конструирования (природным, бросовым, строительным и бумагой), их свойствами и выразительными возможностями;

Знакомить с объемными геометрическими телами и архитектурными формами (купола, крыши, арки, колонны, мосты, двери, лестницы, окна), входящими в состав строительных наборов или конструкторов;

Продолжать учить размещать в пространстве различные геометрически тела, создавая определенную конструкцию;

Учить выделять, сопоставлять геометрические формы друг с другом;

Продолжать знакомить с приемами и техниками, используемыми в конструктивной деятельности;

Учить создавать конструктивные образы в процессе экспериментирова­ния с различными материалами и преобразования разнообразных за­готовок;

соединять детали с помощью дополнительных материалов (пластилина, глины, двустороннего скотча, клея, спичек).

Развивающие задачи:

Развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, во­ображение, внимание, память;

Способствовать овладению конструктивными умениями: располагать детали в различных направлениях на разных плоскостях, соединять детали, соотносить постройки со схемами, подбирать адекватные приемы соединения;

Расширять словарь ребенка специальными понятиями: «конструкция», «архитектура», «схема».

Воспитательные задачи:

Вызвать интерес к конструированию;

Воспитывать умение видеть красоту в конструкциях и поделках;

Воспитывать аккуратность при работе с различными материалами и инструментами;

Умение выполнять коллективную работу.

Особенности обучения . В процессе обучения детей младшего дошкольного возраста целесообразно использовать помимо репро­дуктивного метода, основанного на повторении детьми орудийных действий педагога, но и частично-поисковый, эвристический мето­ды, позволяющие детям самостоятельно преобразовывать получен­ный опыт в новые ситуации. Безусловно, младшие дошкольники пока не способны без помощи полностью реализовывать собствен­ные замыслы, поскольку, во-первых, их замыслы не стабильны, во- вторых, конструктивно-изобразительный опыт невелик. Однако возможность выбора материала, приема, содержания конструктив­ного образа формирует у детей творческий подход, проявляющийся на начальных этапах в умении придавать своей постройке индиви­дуальный характер.

При создании из строительного набора гаража для машины мож­но показать малышам как из одних и тех же деталей получаются разные гаражи для каждой машины. Для этого необходимо исполь­зовать детали из самоклеящейся бумаги в качестве декора: кирпичи, камни, плиты, глаза (камеры наблюдения) и т.д., пуговицы, пробки от пластиковых бутылок для сооружения дополнительных конструк­тивных элементов: замков, ручек, карнизов и т. п.

В младшей группе дети пытаются не только создавать самостоя­тельно постройки, но активно включать их в игру.

Конструирование относится к тем видам деятельности, которые в содержательном плане создают наиболее благоприятные условия для развития коллективного творчества. Например, при подготовке оформления, подарков к праздникам, атрибутов для сюжетных игр, спектаклей, пособий для занятий по математике, ознакомлению с окружающим миром, построек в уголок природы и т.д. Таким об­разом, дети, начиная с младшей возрастной группы, приучаются участвовать в организации среды, в которой они живут, пока нахо­дятся в дошкольном учреждении. Это оказывает огромное влияние на них, потому в содержательном плане занятий по конструированию необходимо учитывать данный момент, чтобы реализовывать такие направления в развитии творчества, как удовлетворение личных и общественных потребностей.

В возрасте трех лет у детей возникает желание проявить свою «самость». С этим также нужно считаться, не стоит навязывать кон­кретный, запланированный вид конструкции только для того, чтобы решить определенную задачу по формированию какого-либо умения. Конструктивное умение и содержание постройки, взаимосвязаны, но не статичны по своей сути. Это позволяет использовать принцип вариативности в процессе обучения, который дает некую свободу как ребенку, так и педагогу. Нет никакой разницы, на примере какой постройки малыш усвоит нужный прием. Главное, что он овладеет им для того, чтобы дальше им пользоваться самостоятельно.

В рамках обучения конструированию из бумаги дети овладевают приемам сгибания бумаги в различных направлениях (по вертикали, по горизонтали, по диагонали, двойное сложение). Это дает возмож­ность расширения содержательной стороны детских конструктивных образов.

Средний дошкольный возраст

Образовательные задачи:

Закреплять умение работать с различными материалами для конструи­рования (природным, бросовым, строительным и бумагой), учитывая в процессе конструирования их свойства и выразительные возможно­сти;

Закреплять умение выделять, называть, классифицировать разные объ­емные геометрические тела (брусок, шар, куб, цилиндр, конус, пирами­ду, призму, тетраэдр, октаэдр, многогранник) и архитектурные формы (купола, крыши, арки, колонны, двери, лестницы, окна, балконы, эркеры), входящие в состав строительных наборов или конструкторов;

Продолжать учить размещать в пространстве различные геометрические тела, используя различные композиции, раскрывающие суть конструк­тивных образов;

Учить создавать сюжетные композиции в процессе конструирования;

Продолжать учить сопоставлять геометрические формы друг с другом и объектами окружающей жизни;

Видеть образ в геометрических формах;

использовать различные приемы и техники в процессе конструктивной деятельности;

Создавать конструктивные образы в процессе экспериментирования с различными материалами и преобразования разнообразных загото­вок;

Соединять детали с помощью дополнительных материалов (пластилина, глины, двустороннего скотча, клея, спичек).

Развивающие задачи:

Продолжать формировать чувство формы при создании построек и по­делок;

Способствовать овладению композиционными закономерностями: мас­штаб, пропорция, пластика объемов, фактура, динамика (статика);

Закреплять конструктивные умения: располагать детали в различных направлениях на разных плоскостях, соединять их, соотносить построй­ки со схемами, подбирать адекватные приемы соединения;

Расширять словарь ребенка специальными понятиями: «пропорция», «масштаб», «фактура», «пластика», «пропорция».

Воспитательные задачи:

Вызывать интерес к конструированию и конструктивному творчеству;

Воспитывать умение руководствоваться словесными инструкциями пе­дагога в процессе упражнений;

Эстетическое отношение к произведениям архитектуры, дизайна, про­дуктам своей конструктивной деятельности и поделкам других;

Аккуратность при работе с различными материалами и инструмента­ми;

Умение совместно работать с детьми и педагогом в процессе создания общей работы.

Особенности обучения . В средней группе дети закрепляют свои конструктивные умения, на основе которых у них формируются но­вые. Так, умение составлять определенную композицию из элементов конструктора, способствует развитию умения планировать работу. В этом возрасте дети учатся не только действовать по плану, пред­лагаемому педагогом, но и самостоятельно определять этапы выпол­нения будущей постройки. Это важный фактор при формировании учебной деятельности. Дети, конструируя постройку или поделку, мысленно представляют, какими они будут, и заранее планируют, как их будут выполнять и в какой последовательности.

В процессе работы с бумагой и картоном дети учатся сгибать бу­магу в различных направлениях, используя как простые, так и слож­ные виды сгиба. В средней группе такой вид конструирования, как бумагопластика, становится все более актуальным. Наравне со строи­тельными наборами бумага благодаря своим выразительным и пла­стическим возможностям позволяет создавать интересные конструк­ции и поделки, имеющие как реалистичную, так и декоративную основу. Бумага, а вернее ее преобразование, развивает воображение детей, формирует умение видеть новые образы в привычных формах. Например, конус, выполненный из бумаги, может при соответству­ющих доработках превратиться в любое животное, цветок, вазу, лодку, завершение для башни, стать частью костюма для сказочного персонажа и т.д.

Вариантов использования конуса множество. Но для того чтобы дети смогли преобразовать его, необходимо на схемах, педагогических эскизах показать возможности трансформации.

Такие же чудесные превращения получаются и в технике оригами, которая основана на приемах работы с бумагой путем сгибания ее в различных направлениях. Техника оригами только в исключительных случаях допускает применение ножниц и клея. Это позволяет отнести ее к достаточно сложным техникам, которые требуют огромного внимания, терпения и аккуратности. Неровно сложенные углы не позволят получить желаемый результат. Первоначальный этап обу­чения технике оригами в средней группе - овладение самыми про­стыми исходными формами, варьируя которые можно получить разные образы.

Другой вид бумагопластики заключается в использовании ножниц, клея, помимо приемов работы с бумагой, позволяя создавать объ­емные конструкции и поделки с привлечением опыта работы с ап­пликационными образами. Здесь также требуется умение работать с ножницами, чтобы получить необходимую деталь для конструкции. В средней группе дети осваивают только простые способы вырезы­вания. Они надрезают, разрезают бумагу и вырезывают элементарные формы из заготовок. Наряду с вырезыванием в средней группе для создания конструктивного образа может применяться выщипывание (для передачи фактуры постройки) и обрывание (для передачи опре­деленного характера образа, отображения стиля постройки). Приемы аппликации в данном случае могут выступать как основные, так и дополнительные.

Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первона­чальных навыков работы в коллективе - умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необ­ходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.) и работать дружно, не мешая друг другу.

Изготовление детьми различных поделок и игрушек для подарка маме, бабушке, сестре, младшему товарищу или сверстнику воспи­тывает заботливое и внимательное отношение к близким, желание сделать им что-то приятное. Именно это желание часто стимулирует ребенка трудиться с особым усердием и старанием, что делает его деятельность еще более эмоционально насыщенной и приносит ему большое удовлетворение.

Конструктивная деятельность благодаря своим возможностям, позволяет практически познакомить детей с таким видом искусства, как архитектура. В средней группе дети не просто изучают отдельные архитектурные формы, но и знакомятся с разными стилями, что по­ложительно сказывается и на других видах изобразительного твор­чества. Именно знание особенностей разных форм архитектуры способствует обогащению содержания рисунков, аппликационных образов детей. В этом случае конструктивная деятельность имеет большое значение и для воспитания эстетических чувств. При зна­комстве детей с архитектурой развиваются художественный вкус, умение восторгаться архитектурными формами и понимать, что цен­ность любого сооружения заключается не только в его функциональ­ном назначении, но и оформлении.

Старший дошкольный возраст

Образовательные задачи:

Совершенствовать умение работать с различными материалами для конструирования (природным, бросовым, строительным и бумагой), учитывая в процессе конструирования их свойства и выразительные возможности;

Закреплять умение выделять, называть, классифицировать разные объ­емные геометрические тела (брусок, шар, куб, цилиндр, конус, пира­мида, призма, тетраэдр, октаэдр, многогранник) и архитектурные формы (купола, крыши, арки, колонны, двери, лестницы, окна, балконы, эркеры), входящие в состав строительных наборов или конструкто­ров;

Использовать различные типы композиции для создания объемных конструкций;

Создавать сюжетные конструктивные образы;

Сопоставлять геометрические формы друг с другом и объектами окру­жающей жизни;

Выделять образ в различных геометрических телах;

Совершенствовать умение использовать различные приемы и техники в процессе создания конструктивного образа;

Продолжать учить составлять конструкцию по словесной инструкции, описанию, условиям, схемам;

Учить самостоятельно преобразовывать материалы с целью изучения их свойств в процессе создания конструктивных образов;

Закреплять умение подбирать адекватные способы соединения деталей конструктивного образа, делая их прочными и устойчивыми;

Находить замену одних деталей другими;

Совершенствовать умение сгибать бумагу различной плотности в раз­личных направлениях;

Учить работать по готовым выкройкам, чертежам.

Развивающие задачи:

Продолжать формировать чувство формы, пластики при создании по­строек и поделок;

Закреплять умение использовать композиционные закономерности: масштаб, пропорция, пластика объемов, фактура, динамика (статика) в процессе конструирования;

Продолжать развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, воображение, внимание, память;

Совершенствовать умение планировать свою деятельность;

Закреплять и расширять словарь ребенка специальными понятиями «заменитель», «структура», «тектоника».

Воспитательные задачи:

Вызвать интерес к конструированию и конструктивному творчеству;

Воспитывать эстетическое отношение к произведениям архитектуры, дизайна, продуктам своей конструктивной деятельности и поделкам других;

Аккуратность при работе с различными материалами и инструментами; совершенствовать навыки работы с ножницами;

Воспитывать умение работать коллективно.

Особенности обучения. Конструктивное творчество детей стар­шего дошкольного возраста отличает содержательное и техническое разнообразие построек и поделок, обусловленное наличием опреде­ленной степени изобразительной свободы.

Изготовление поделок из природного материала формирует у де­тей не только технические умения и навыки, но и эстетическое от­ношение к природе, искусству, своему творчеству. Однако это ста­новится возможным только при комплексном и системном подходе к процессу обучения. Важно чтобы знания, умения и навыки, по­лучаемые в ходе одного вида конструирования, дети умели исполь­зовать в других.

В качестве активизации конструктивного творчества детей целе­сообразно использовать разнообразный стимулирующий материал: фотографии, картинки, схемы, направляющие их поисковую дея­тельность. Что же касается материалов, применяемых в ходе созда­ния конструктивного образа, то его должно быть больше, чем тре­буется для отдельной постройки (и по элементам, и по количеству). Это делается для того, чтобы приучать детей отбирать только не­обходимые детали, соответствующие их замыслу. Если ребенок не способен сделать выбор и использует весь материал, предоставлен­ный ему на занятии, не стремясь объективно оценить его значимость для реализации замысла, то это свидетельствует о довольно низком уровне творческого развития. Важно учить детей анализировать материал, соотносить его свойства с характером создаваемых кон­структивных образов. Дети старшего дошкольного возраста, созда­вая конструкции, строят не вообще, а с конкретной целью, т.е. для того, чтобы применить постройку (поделку) в практической деятель­ности. Это придает конструированию осмысленность и целенаправ­леность.

Учитывая разнообразие материалов, применяемых в конструиро­вании, следует продумать систему его хранения. Удобнее всего раз­ложить материалы по коробкам, в зависимости от вида, при этом сделать его доступным детям. Классифицировать материал целесо­образно совместно с детьми. Во-первых, это позволит быстрее за­помнить его расположение, во-вторых, совместная работа по раз­борке материала приучает детей к порядку, аккуратности, в-третьих, в ходе такой деятельности дошкольники косвенно закрепляют знания о свойствах разных видов материала.

В старшем дошкольном возрасте под руководством воспитателя дети осваивают новые для них способы соединения, учатся создавать разнообразные подвижные конструкции по картинкам, чертежам. Особое внимание обращается на специальную отработку у детей умения соединять детали при помощи гаек и гаечных ключей, так как это требует участия мелкой мускулатуры руки, которая у до­школьника еще несовершенна.

Наборы строительного материала и конструкторы даются не все сразу, а постепенно, по мере их освоения детьми. После того как дети под руководством воспитателя освоят тот или другой конструк­тор, его можно поместить в уголок творчества, чтобы дети имели возможность самостоятельно использовать его в свободной деятель­ности.

Бумага также находит широкое применение и в старших группах в процессе занятий бумагопластикой, которая используется как са­мостоятельный вид творчества, так и в сочетании с другими, для изготовления различных поделок и игрушек. Детям дают различные сорта бумаги: плотную настольную, писчую, глянцевую, полуватман, а также разные виды картона.

Разнообразие природного материала и простота обработки по­зволяют многосторонне применять его в работе с дошкольниками. Воспитатель вместе с детьми заготавливает природный материал. Пополнение его запасов происходит в течение всего года. Чтобы создать целостную поделку или конструкцию из природного мате­риала, нужно подобрать адекватный способ крепления. В той воз­растной группе в качестве дополнительного средства могут уже ис­пользоваться такие, как шило, иголка, проволока, которые в силу их небезопасности не рекомендуется применять в более младших груп­пах. Однако даже для старших дошкольников необходим инструктаж об особенностях работы с этими инструментами, а также контроль за работой.

Природный материал позволяет создавать конструкции как ма­лых, так и больших размеров, и тогда работа будет носить уже кол­лективный характер. Например, сооружения построек из песка или снега на площадке. В этом случае у детей сформируется умение ве­сти совместную работу, где нужно договариваться, находить общее решение.

Художественный ручной труд

Это художественно-трудовая деятельность, состоящая в изготов­лении детьми художественно-эстетических полезных поделок, не­обходимых в различных областях жизнедеятельности дошкольни­ков.

Практическая направленность художественного ручного труда способствует формированию трудовых навыков у дошкольников. Дети учатся не только творить, придумывая интересные поделки, но и организовывать пространство своей жизнедеятельности, создавать красивые вещи, его наполняющие. Для этого им нужно овладеть не­обходимыми умениями и навыками, позволяющими преобразовывать материалы, достигая намеченных результатов - реализации творче­ских замыслов.

Собственные поделки, которые дошкольники впоследствии ис­пользуют не только в игре, но и в процессе учебной, трудовой дея­тельности, приобретают для них определенную ценность. Например, сделав подставку для кисточки, дети гораздо бережнее к ней отно­сятся, чем к купленной в магазине. Отсюда можно сделать вывод, что художественный ручной труд - важное средство развития личност­ных качеств дошкольника: стремления к трудолюбию, вниматель­ности по отношению к окружающим, аккуратности, терпеливости и т.д.

Приемы и техники используются те же самые, что и в процессе конструирования и аппликации. Задачи имеют ту же направленность. Основное отличие состоит в том, чтобы дети научились целенаправ­ленно создавать полезные вещи, необходимые в их практической деятельности.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение детскому конструктивному творчеству.

2. Какие виды конструктивного творчества можно условно выделить? В чем состоит суть каждого вида конструктивного творчества?

3. Какие материалы чаще всего используются в работе над аппликаци­ей?

4. В чем отличие и в чем сходство между аппликацией, конструировани­ем и художественным ручным трудом?

5. С какого возраста целесообразнее обучать работе с ножницами? По­чему?

6. С какой целью используются эскизы в процессе обучения апплика­ции?

7. Каково значение схем в процессе обучения конструированию?

8. Какие конструктивные приемы осваивают дети младшего дошкольно­го возраста?

1. Рыночная площадь.

Чем центр средневекового города отличался от современного города?

Центром средневекового города, как и современного, была площадь. Только в случае средневекового города на площади протекала вся жизнь города: там проводились торги, люди обменивались новостями, наказывали преступников, на площади проходили театральные выступления и представления.

В отличие от современного города в средневековом городе не было водопровода и канализации.

2. Ратуша.

1. Какие предметы и документы хранились в ратуше? Какое значение они имели для города?

В ратуше хранились городское знамя, ключи от городских ворот, городская печать. Там же, в прочных сундуках за многими замками, сберегали казну и архив. Архивные документы охранялись особенно тщательно, так как содержали грамоты, в которых были записаны права, вольности и привилегии города.

2. Какой из трёх перечисленных способов формирования городского правительства представляется вам более демократичным? Какие группы городского населения в любом случае не допускались к городскому управлению?

Наиболее демократичным способом формирования городского совета было избрание его членов на узком собрании «уважаемых» горожан.

В любом случае к городскому управлению не допускались бедняки и даже многие состоятельные ремесленники.

3. Городской собор.

Почему горожане тратили столько средств, сил и времени на возведение соборов?

Горожане тратили столько средств, сил и времени на возведение соборов для того, чтобы показать величие, красоту и богатство своего города, чтобы гордиться им. Кроме того, соборы строились в честь святых, которые должны были помогать городу и охранять им.

4. Романские и готические соборы.

1. Как вы думаете, почему романские храмы напоминали крепости? Почему они названы романскими? Чем они напоминают архитектурные памятники Древнего Рима?

Потому что период, когда строились соборы – 9 – 12 век – был периодом междоусобных войн и постоянных нападений соседних племен (норманнов, венгров и т.д.), поэтому они имели толстые стены, чтобы в случае нападения жители города могли укрыться за ними.

Романскими эти соборы называются, потому что зодчие, которые их строили, использовали приемы древнеримских строителей. Архитектуру Древнего Рима данные соборы напоминали использованием колонн, арок и сводов.

2. Какое настроение создавала у верующих архитектура готического собора?

Архитектура готического собора создавала впечатление легкости и невесомости, как-будто собор тянется ввысь.

Вопросы в конце параграфа.

1. Представьте себе, что вы путешественник, прибывший в средневековый город. Опишите, что вы увидели в городе. Что показалось вам необычным?

Внешний вид средневековых городов был отличен от современных. Город окружали высокими стенами с башнями и глубокими рвами, наполненными водой для защиты от нападений, городские ворота запирались на ночь. Стены, окружавшие город, ограничивали его территорию; по мере притока населения из деревень и увеличения числа жителей она не вмещала всех живущих, и ее приходилось расширять, сооружая новые стены. Так возникали предместья, в которых селились преимущественно ремесленники.

Из-за ограниченности городской территории улицы были очень узки. Дома строились в несколько этажей, причем каждый верхний этаж нависал над нижним, так что на улице всегда был полумрак. Архитектура домов была несложной и однообразной, основными строительными материалами служили дерево, камень и солома. Исключение составляли дома феодалов и богатых купцов. Резко выделялись два здания на городской площади - кафедральный собор и ратуша. Это был центр города и одновременно рыночная площадь. Улицы населялись ремесленниками одной специальности. Окна каждой мастерской обычно выходили на улицу: днем ставни открывались, верхняя превращалась в навес, а нижняя становилась прилавком. Кроме того, через открытое окно можно было видеть, как изготавливаются изделия. Уличного освещения долгое время не существовало. Тротуаров тоже не было, улицы были немощеными, поэтому летом в жару было очень пыльно, а весной и осенью - грязно. Отбросы выбрасывали прямо на улицы. Пройти и проехать по улице средневекового города можно было с трудом, лужи бывали столь глубокими, что через них нельзя было даже проехать на лошади. Скученность населения, антисанитарное состояние, отсутствие больниц превращало город в рассадник всех болезней и эпидемий, от которых иногда умирало от 1/2 до 1/3 населения городов, особенно во время чумы, которую называли черной смертью. Города с их деревянными постройками и крышами, крытыми соломой, часто подвергались опустошительным пожарам, поэтому существовало правило с наступлением темноты гасить огни в домах.

2. С помощью дополнительных материалов подготовьте сообщение об одном из знаменитых средневековых соборов.

Шартрский собор – католический кафедральный собор, расположенный в городе Шартр префектуры департамента Эр и Луар. Находится в 90 км к юго-западу от Парижа и является одним из шедевров готической архитектуры. В 1979 году собор был внесён в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

На месте современного Шартрского собора издавна стояли церкви. С 876 года в Шартре хранится Святая плащаница Девы Марии. Вместо первого кафедрального собора, сгоревшего в 1020 году, был возведён романский собор с огромной криптой. Он пережил пожар 1134 года, разрушивший практически весь город, но сильно пострадал во время пожара 10 июня 1194 года. От этого пожара, занявшегося от удара молнии, уцелели только башни с западным фасадом и крипта. Чудесное спасение от огня священной плащаницы было сочтено знамением свыше и послужило поводом для строительства нового, ещё более грандиозного, здания.

Возведение нового собора началось в том же 1194 году на пожертвования, стекавшиеся в Шартр со всей Франции. Городские жители добровольно доставляли камень из окрестных каменоломен. За основу был взят проект предыдущего сооружения, в который были вписаны сохранившиеся части старого здания. Основные работы, включавшие в себя строительство главного нефа, были завершены в 1220 году, освящение собора состоялось 24 октября 1260 года в присутствии короля Людовика IX и членов королевской семьи.

Шартрский собор сохранился с конца XIII века до наших дней практически нетронутым. Он избежал разрушений и ограбления, не реставрировался и не перестраивался.

Трёхнефное здание в плане представляет собой латинский крест с коротким трёхнефным трансептом. Восточная часть храма имеет несколько полукруглых радиальных часовен. На момент постройки своды Шартрского собора были высочайшими во Франции, что достигалось за счёт использования опирающихся на контрфорсы аркбутанов. Дополнительные аркбутаны, поддерживающие апсиду, появились в XIV веке. Шартрский собор был первым, в конструкции которого использовался этот архитектурный элемент, что придало ему совершенно невиданные ранее внешние очертания, позволило увеличить размеры оконных проёмов и высоту нефа (36 метров).

Особенностью внешнего вида собора являются две его сильно различающиеся башни. 105-метровый шпиль южной башни постройки 1140 года выполнен в форме незамысловатой романской пирамиды. Северная башня высотой 113 метров имеет основание, оставшееся от романского собора, а шпиль башни появился в начале XVI века и выполнен в стиле пламенеющей готики.

Шартрский собор имеет девять порталов, три из которых сохранились от старого романского собора. Северный портал датируется 1230 годом и содержит скульптуры ветхозаветных персонажей. Южный портал, созданный между 1224 и 1250 годами, использует сюжеты Нового Завета с центральной композицией, посвящённой Страшному Суду. Западный портал Христа и Девы Марии, более известный как Королевский, датируется 1150 годом и известен изображением Христа во Славе, созданном в XII веке.

Входы в северный и южный трансепты украшены скульптурами XIII века. Всего убранство собора насчитывает около 10 000 скульптурных изображений из камня и стекла.

На южной стороне собора расположены астрономические часы XVI века. До поломки часового механизма в 1793 году они показывали не только время, но и день недели, месяц, время восхода и заката Солнца, фазы Луны и текущий знак Зодиака.

Не менее примечателен интерьер собора. Просторный неф, не имеющий себе равных во всей Франции, устремляется к великолепной апсиде, расположенной в восточной части собора. Между аркадами и верхними рядами окон центрального нефа располагается трифорий, массивные колонны собора окружены четырьмя мощными пилястрами. Собор славится цветными витражами, общая площадь которых составляет около 2000 м2. Шартрская коллекция средневековых витражей является абсолютно уникальной: более 150 окон, наиболее древние из которых были созданы в XII веке. Помимо больших витражных роз на западном фасаде, южном и северном трансептах, наиболее известными являются витражное окно 1150 года «Богородица из красивого стекла» и композиция «Древо Иесеево».

Отличительной особенностью витражей Шартрского собора является чрезвычайная насыщенность и чистота красок, секрет получения которых был утерян. Для изображений характерна необыкновенная широта тематики: сцены из Ветхого и Нового заветов, сюжеты из жизни пророков, королей, рыцарей, ремесленников и даже крестьян.

Пол собора украшен древним лабиринтом 1205 года. Он символизирует путь верующего к Богу и до сих пор используется пилигримами для медитаций. Через этот лабиринт собора есть только один путь. Размер лабиринта практически совпадает с размером оконной розы западного фасада (но не повторяет его в точности, как многие ошибочно считают), а расстояние от западного входа до лабиринта в точности равно высоте расположения окна. Лабиринт насчитывает одиннадцать концентрических кругов, общая длина пути по лабиринту – приблизительно 260 метров. В его центре цветок с шестью лепестками, контуры которого напоминают розы собора.

Согласно псевдодокументальному фильму «Далёкая синяя высь», рисунки на полу Шартрского собора помогли математикам открыть «гравитационные тоннели».

В Шартрском соборе хорошо сохранились средневековые витражи, в том числе и окно-роза. Общая площадь остекления в соборе - 2044 кв.м. В витражах этого периода преобладают глубокие синий и красные цвета, а светлые оттенки встречаются редко.

Вопросы к дополнительному материалы.

Какое значение имела деятельность менял в средневековом обществе?

Благодаря деятельности менял развивалась торговля, так как это давало возможность покупать/продавать товары другого государства, что способствовало развитию обороту товаров.

1. Как вы думаете, в каком архитектурном стиле возводилась башня?

Я думаю, что в готическом стиле, для него характерна стремление ввысь.

2. Чем объяснить, что мастера допустили при строительстве столь серьёзные ошибки и к тому же не обращали внимания на предупреждения?

Возможно, что мастера растеряли знания по архитектуре и зодчеству, которые были известны во время римской империи.