Сюжетно-ролевые игры в детском саду. Картотека

Игра "Российская Армия"

ЦЕЛЬ: формирование умения творчески развивать сюжет игры. Формирование у дошкольников конкретных представлений о герое - воине, нравственной сущности его подвига во имя своей Родины. Обогащение знаний детей о подвиге воинов - танкистов и воинов - моряков. Расширение представлений детей о типах военных кораблей: подводная лодка, крейсер, эсминец, авианосец, ракетный катер, танкодесантный корабль. Воспитание у детей чувства патриотизма, гордости за свою Родину, восхищения героизмом людей.; гендерной идентичности и полоролевой социализации.

ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ: строительный материал, пилотки, косынки, сумочки для медицинских сестёр, почтовые сумки, мешочки с песком, шлемы, предметы - заместители.

Предварительная работа : экскурсия к Вечному огню; рассматривание иллюстративного материала по теме; чтение произведений Л.Кассиля "Памятник советскому солдату", В.Никольского "Что умеют танкисты" из книги "Солдатская школа", Я.Длугаленского "Что умеют солдаты" из книги "Не потеряйте знамя". Изготовление атрибутов для игр. Лепка танка, военного корабля. Конструирование из строительного материала боевой техники.

Игровые роли. Для мальчиков: танкисты, солдаты, капитаны, матросы. Для девочек: медсёстры, санитарки, врачи, почтальоны.

ХОД ИГРЫ

Данная игра может быть представлена в различных вариантах: "Танкисты", "Боевая пехота", "Военные корабли" и т.д.

В первую очередь при подготовке к серии игр детей старшей группы необходимо познакомить с памятниками, которые увековечивают подвиг нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Это обелиски, монументы, памятники - пушки, памятники - танки, памятники - самолёты, памятники - корабли, установленные в честь освобождения Родины. С детьми необходимо организовать экскурсию к Вечному огню, к памятнику - танку, для этого привлечь родителей.

После экскурсии педагог беседует с ребятами о Российской Армии, чтобы сформировать у них представление о том, что люди чтят память героев. Во время беседы педагог должен рассказать о том, что в честь героев - воинов назвали улицы. Знакомит с изображением различных типов военных кораблей: подводная лодка, крейсер, эсминец, авианосец, ракетный катер, танкодесантный корабль и др.

Совместно с родителями ребята могут составить альбом о воинах - героях.

Также педагог предлагает мальчикам нарисовать танк, самолёт, военный корабль, боевую машину, бинокли, слепить танк или корабль; девочкам нарисовать открытки, сделать из солёного теста гостинцы для солдат.

Затем воспитатель может предложить коллективную постройку по выбору: танк, военный корабль и др. - мальчикам; обустроить мед. пункт, почтовое отделение и др. - девочкам. Во время постройки он должен обращать внимание на зависимость формы постройаи от его назначения, учить детей совместно обсуждать план сооружения и организацию предметно - игровой среды.

Совместно с педагогом и детьми подготовительной группы ребята могут подготовить атрибуты для игры: пилотки, косынки, сумочки для медицинских сестёр, мешочки с песком, шлемы.

Затем воспитатель может организовать военно-спортивные игры, в которых дети отражают мирную службу солдат-пехотинцев, танкистов, ракетчиков, моряков. Детям предлогается выполнять то, что умеют солдаты: стрелять в цель, быстро переползать от куста к кусту, бегать.

Эти упражнения педагог организует на участке или в спортивном зале. Воспитатель сначала берёт на себя роль "Командира", он следит за правильным выполнением движений: метанием мешочков с песком, переползанием, перепрыгиванием и т.д. Отмечает лучшее исполнение роли, поощряет достижения нерешительных детей. Повторяет упражнения с ним, чтобы добиться нужного результата.

Исполнение ролей "солдат" требует от детей и определённых действий, и проявления определённых качеств. Так, "командиру" обязательно надо наметить в игре задачу и проследить, как она выполняется, "солдатам" нужно отлично выполнять задание: далеко метнуть, быстро перебежать, ловко перепрыгнуть. "Медсёстры" также должны быстро действовать, уметь выполнять задание.

Перед каждой игрой воспитателю с детьми необходимо проводить разговор - обсуждение: кто какую роль берёт на себя, как действует, чьи распоряжения выполняет. В таких играх в основном принимает участие довольно большое количество детей группы, при этом важное значение имеет согласование их действий. Общение со взрослым в игре помогает детям глубже осознать моральные качества воинов, роли которых они исполняют.

Чтобы придать игре целенаправленный характер, педагогу можно разработать карту - схему и с ней ознакомить всех участников. Воспитатель изготовляет её вместе с детьми, намечает, где должны стоять часовые, где расположен медпункт, где стоянка корабля, и.т.д. А затем дети уже самостоятельно намечают свои маршруты, вместе с "командиром" обсуждают их, чертят карту - план. На карте - штаб, госпиталь. Педагог отмечает на карте и те объекты, которые надо преодолеть: узкий мост (бревно), минное поле (перепрыгнуть через препятствие), проволочное заграждение (лестница).

Под влиянием имеющихся у детей знаний о подвиге воинов в нашей стране возникают сюжеты игр типа "Танкисты освобождают город", "Переправа через реку".

Например, цельигры: "танктстам " и "пехотинцам" надо уничтожить вражеские танки. Педагог рассказывает, что путь труден и опасен. Бойцам надо перейти через реку по поваленному бревну, затем перепыгнуть через ров, пройти вдоль озера, по кочкам перейти через болото и уничтожить вражеские танки. Танк тогда считается уничтоженным, если есть нопадание в мишень. "Раненым" солдатам оказывают помощь "медсёстры".

После победы "солдат" радостно встречает население освобождённых городов и сёл.

В этой игре обязательно должна быть взаимосвязь творческой и спортивной игр.

При последующем проведении игры педагог может предложить следующие сюжеты: "Шторм в море. У пассажирского суднапотеряна связь с землёй", "Аварийно - спасательный отряд Российского флота", "Военный корабль защищает город", "Авианосец "Смелый" на учении" и др.

Всегда после окончания игры педагог должен поддерживать разговоры детей о прошедшей игре, при этом отмечая ролевое поведение отдельных участников игры, их игровое взаимодействие и взаимоотношения, а также использование средств игрового замещения.

Елена Горбунова
Сюжетно-ролевая игра «Военные учения»

Наблюдая за детьми, я отметила, что в их представлении война-это трансформеры, инопланетяне, «стрелялки» . Я работаю в подготовительной группе и причём в этом году у меня было большинство мальчиков. Я разработала проект под вечным названием «Никто не забыт, ничто не забыто» . Эта тема мне близка, так как я человек в возрасте и мы углублённо изучали эту тему на уроках истории, мой отец,хоть и не воевал, но о войне любил читать мемуары, а мой свёкор был непосредственным участником и имел награды, - их нет в живых.

Чтобы дети заиграли в эту игру , надо было сформировать представление, дать знания, поэтому я много им рассказывала, что знала сама, читали литературу, встречались с военнослужащими , смотрели слайды, слушали песни, а 9 мая у нас в селе проходит всегда митинг и парад юноармейцев. Дети сами просили «а расскажите ещё про войну» . Благодаря моему свёкру у меня осталась литература : энциклопедия -«Великая отечественная война» , мемуары Жукова, книга о землеках ветеранах «Подвиг солдата» , а в этой книге есть и рассказ о моём свёкре. В этой литературе много фотографий военных , эпизоды сражений и что, наиболее интересно детям, разное оружие, самолёты, танки, корабли. Я смотрела на ребят и видела в их глазах желание быть солдатами, быть сильными, смелыми, защищать слабых. Мы решили себя вооружить и поиграть в войну , конечно сейчас в магазине приобретёшь все атрибуты, но проблема как и у всех наверно, на что? А у детей уже желание разгорается. Мы взяли подручные средства, а это то, что выкидывается и соорудили шлемы, фуражку, матроски, сшили солдатские шинели, приготовили панель для приборов самолёта, штурвал, нарисовали макет танка. Но играть хотелось всем , даже девочкам, потому что о подвигах медсестёр я им тоже говорила.

Пришлось взять командование пока на себя. Мы прошли медкомиссию, познакомились с техникой, построили самолёт, танк, корабль и распределили роли. Главными у нас были разведчики, которые докладывали о дислокации войск противника. Солдаты получили команду «врага обезвредить» и доложить о выполненной задаче. Но у нас в группе есть твёрдое «табу» , никогда не бегать, не кричать. Это всё разрешено на прогулке в свободной деятельности. Вот уж на улице мои «солдаты» оторвались. Мы открыли и медсанчасть и у нас развернулись настоящие сражения. Как главнокомандующему

мне приходилось держать всё под контролем. Азарт у детей не прошёл, они обсуждали этот бой и вечером. Интерес к этой игре был довольно таки долгий, атрибуты были в свободном пользовании. Я отметила, что ребята знают о войне, о подвигах, о значении победы и как тяжело она нам досталась, но любая деятельность всегда идёт на спад, поэтому и интерес у нас стал пропадать, пришлось остановиться, да и другими делами надо заниматься.Но через некоторое время я стала создавать игровые ситуации : «на поле боя раненый» , «высадка десанта» , «секретное донесение» и др, и интерес возобновляется и дети играют , потому что они знают об этом. Этой игре и посвящена моя презентация.

Елена Мазуркевич
Сюжетно-ролевая игра «Военные моряки» для старших дошкольников.

Сюжетно-ролевая игра «Военные моряки » для старших дошкольников .

Программное содержание :

1. Формировать у детей патриотические чувства на основе ознакомления с боевыми действиями военных моряков .

2. Совершенствовать у детей умения творчески развивать сюжет .

3. Развивать речевое и ролевое взаимодействие, связную монологическую и диалогическую речь.

4. Продолжать формировать положительные взаимоотношения между детьми в процессе игры.

5. Воспитывать эмоционально-положительное отношение к военным морякам , стремлении быть похожими на них.

Словарная работа : радиограмма, маршрут, якорь, торпеда, штурмовик, крейсер, пушка, мина.

Оборудование : строительный материал,атрибуты для игры : морские воротник, фуражка капитана, бескозырки, руль, бинокли, оружие.

Ход игры:

Воспитатель : Я предлагаю вам поиграть в игру «Мы – военные моряки »

Мы должны распределить роли. Вы должны договориться, кто кем будет.

Давайте вспомним, кто служит на боевом корабле.

Дети : Капитан, боцман, штурман, радист, матросы.

Воспитатель : А теперь, вспомним какую работу выполняют эти люди.

Дети : Капитан командует кораблем, отдает приказы; боцман командует матросами; штурман следит за маршрутом, работать с картой; радист обеспечивает связь корабля с берегом; матросы умеют выполнять приказы, действовать быстро и слаженно.

Воспитатель : Теперь нам надо решить из чего построить наш корабль.

Дети : из кирпичиков, лавочек, кубиков.

Воспитатель : Приступаем к работе, за ходом работы следит капитан.

Дети строят корабль.

Воспитатель : А теперь, моряки , вы должны придумать как будет

называться ваш корабль.

Дети : Наш корабль будет называться «Смелый»

Капитан : Прошу доложить о готовности корабля к выходу в море.

Штурман : Штурман к плаванию готов!

Боцман : Боцман к плаванию готов!

Радист : Радист к плаванию готов!

Матросы : Матросы к плаванию готовы!

Капитан : Команда, стройся! Наша цель найти вражеский корабль и уничтожить его. Отдать швартовые!

Матросы : Есть отдать швартовые!

Капитан : Поднять якорь!

Матросы : Есть поднять якорь!

Капитан : Команда, занять места согласно расписанию.

Радист : Корабль «Смелый» вышел в открытое море, идем по заданному курсу.

Боцман : Морякам проверить боевое орудие и приготовить его к бою.

Радист : Товарищ капитан, получена радиограмма.

Капитан : Зачитайте, радист.

Радист : В вашем квадрате находится боевой фашистский крейсер. Он направляется к берегу для обстрела города. Ваша задача не дать подойти ему к берегу, а обнаружить и уничтожить.

Штурман : Капитан, справа по борту обнаружена мина, слева по борту еще две мины. Мы пополи на минное поле.

Капитан : Остановить ход корабля, дать задний ход, лево руля на 5 поворотов.

Корабль выходит с минного поля.

Штурман : Капитан, корабль вышел с минного поля.

Боцман : Капитан, команда в порядке, готова к выполнению боевых задач.

Штурман : Капитан, в небе обнаружены вражеские штурмовики.

Капитан : Команда, приготовиться к бою, зарядить орудия.

Боцман : Команда, зарядить орудия!

Матросы : Есть, зарядить орудия!

Капитан : По вражеским штурмовикам открыть огонь.

Боцман : По штурмовикам пли!

Штурман : Капитан, один самолет противника подбит, остальные повернули обратно.

Капитан : Объявляю благодарность экипажу за подбитый вражеский самолет!

Матросы : Служим народу России!

Радист : По правому борту слышу шум винтов.

Штурман : Капитан, по правому борту на горизонте виден вражеский крейсер.

Капитан : Приготовить торпедные аппараты.

Боцман : Есть, приготовить торпедные аппараты.

Штурман : держать курс прямо.

Боцман : Есть держать курс!

Капитан : Прицел по вражескому кораблю.

Боцман : Есть прицел!

Капитан : Огонь!

Боцман : Огонь!

Штаб : Капитан, доложите обстановку на корабле?

Капитан : Подбит вражеский корабль, члены команды живы и здоровы

Радист : Товарищ капитан, я уловил шумы подводной лодки в квадрате 4

Капитан : Штурман, отметьте на карте, в каком районе находится подводная лодка.

Радист, передайте радиограмму на берег и сообщите координаты.

Капитан : Приготовиться к сбрасыванию глубоководных мин.

Боцман : Приготовиться к сбрасыванию глубоководных мин для уничтожения подводной лодки. Матросы, установите глубину взрыва 3 шага

Матросы : Есть установить глубину 3 шага.

Боцман : Начать сброс бомб!

Моряки : Есть, начать сброс бомб!

Боцман : Капитан, подводная лодка уничтожена.

Капитан штабу : Нами уничтожена вражеская подводная лодка.

Штаб : Поздравляю с выполнением боевого задания! Возвращайтесь на базу.

Капитан : Боцман, задание выполнено, ложимся на обратный курс, поворот кругом, лево руля, так держать!

Боцман :Матросы : - Отдраить палубу, почистить боевое оружие.

Штурман : Товарищ капитан, мы заходим в порт.

Капитан : Стоп, машина! Бросить якорь, команда, стройся!

Наше боевое задание выполнено, враг уничтожен. Благодарю за службу

Виктория Малышкина
Картотека сюжетно-ролевых игр по военно-патриотическому воспитанию

«МОРЯКИ»

Задачи:

1. Воспитывать у детей желание быть сильными, ловкими, смелыми, опрятными; умение следить за собой.

2. Воспитывать умение вежливо обращаться друг к другу, считаться с желаниями других детей.

3. Воспитывать уважение к службе моряков.

4. Закреплять знания детей о службе моряков, углублять их.

5. Знать, какую пользу приносит морская служба.

6. Обогащение словаря детей за счет слов: морская граница, маяк, капитан, штурвал, штурман, мичман, сигнальные огни, фуражка, бескозырка.

7. Воспитывать умение действовать в соответствии со взятой на себя ролью.

8. Поощрять умение, учить определять место для игры, использовать атрибуты по назначению.

Обогащение содержания:

1. Рассматривание иллюстраций и картин о моряках.

2. Беседа о моряках:

Цель: уточнить и закрепить знания детей о моряках, их делах, особенностях службы.

3. Чтение книг, стихов на морскую тему.

4. Изготовление с детьми атрибутов: пилотки, автоматы, бинокли, погоны.

Атрибуты:

Бескозырки

Штурвал

«ПОГРАНИЧНИКИ»

Цель: продолжать знакомить детей с военными профессиями, уточнить распорядок дня военнослужащих, в чем заключается их служба, воспитывать смелость, ловкость, умение четко выполнять приказы командира, расширить словарный запас детей: «граница», «пост», «охрана», «нарушение», «сигнал тревоги», «пограничник», «собаковод».

Оборудование: граница, пограничный столб, автомат, пограничная собака, военные фуражки.

Ход игры : воспитатель предлагает детям побывать на государственной границе нашей Родины. Проводится беседа о том, кто охраняет границу, с какой целью, как проходит служба пограничника, каков распорядок дня военного человека. Дети самостоятельно распределяют роли Военного командира, Начальника пограничной заставы, Пограничников, Собаководов. В игре дети применяют знания и умения, полученные на предыдущих занятиях. Необходимо обращать внимание детей на поддержку и дружескую взаимопомощь.

«КОСМОНАВТЫ»

Цель: расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитать смелость, выдержку, расширить словарный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос».

Оборудование: космический корабль и строительный материал, пристегивающие ремни, инструменты для работы в космосе, игрушечные фотоаппараты.

Ход игры: воспитатель спрашивает у детей, хотели бы они побывать в космосе? Каким нужно быть человеком, чтобы полететь в космос? (Сильным, смелым, ловким, умным.) Он предлагает отправиться в космос, чтобы оставить там спутник, который будет передавать на Землю сигналы о погоде. Также надо будет сделать фотографии нашей планеты с космоса. Все вместе вспоминают, что еще нужно взять с собой, чтобы ничего не могло случиться во время полета. Дети обыгрывают ситуацию. Они выполняют задание и возвращаются на Землю. Роли Пилотов, Штурмана, Радиста, Капитана распределяются по желанию детей.

«ВОЕННЫЕ РАЗВЕДЧИКИ»

Цель: развить тематику военизированных игр, учить детей в точности выполнять задания, быть внимательными, осторожными, воспитать уважение к военным профессиям, желание служить в армии, расширить словарный запас детей – «разведка», «разведчики», «часовой», «охрана», «солдаты».

Оборудование: элементы военной одежды для детей, оружие.

Ход игры: воспитатель предлагает вспомнить фильмы, рассказы о жизни военных разведчиков, предлагает детям поиграть в них. Дети распределяют между собой роли Разведчиков, Часовых, Командиров, Солдат охраны, определяют цели и задачи, следят за их выполнением.

«КОСМИЧЕСКОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ»

Цель: научить применять свои знания и умения на практике, создать между детьми дружескую атмосферу, развить у них ответственность, интерес, расширить словарный запас – «космос», «планета», «Марс», «космическое пространство», «невесомость», «космодром».

Оборудование: космический корабль, медицинские инструменты для врача, плакаты видов нашей планеты из космоса.

Ход игры: ребятам объявляется, что через несколько минут стартует космический корабль. Желающие могут стать космическими туристами. Но, чтобы лететь в космос, нужно подумать, какими качествами нужно обладать? (Быть умным, смелым, сильным, добрым, веселым.) И еще надо быть здоровым. Кто решил отправиться в космос, должен пройти медицинскую комиссию. Врач осматривает туристов и выписывает разрешение. Дети выбирают Пилота, Врача на корабле, Штурмана. Все готовы к полету. Диспетчер объявляет старт. Пассажиры пристегивают ремни. С высоты дети рассматривают (картины) вид планеты Земля, рассуждают о том, почему ее называют голубой планетой (большая часть покрыта водой). Дети рассказывают, какие они знают океаны, моря, горы. Космический корабль делает остановку на планете Марс. Туристы выходят, осматривают планету, делают выводы о существовании жизни на этой планете. Корабль летит дальше. Следующая остановка – Юпитер. Туристы вновь осматривают планету, делятся своими знаниями и впечатлениями. Корабль возвращается на Землю.

«МЧС» - СПАСАТЕЛИ»

Задачи: Познакомить детей с трудной и почетной профессией спасателя, научить в случае необходимости действовать четко и слаженно.

Игровые действия: Организовать спасательную экспедицию для оказания помощи пострадавшим; обогащать опыт детей – на месте «работы спасателей» приходится строить новые дома для жителей, спасать животных из-под завалов, тушить загоревшие здания, оказывать медицинскую помощь, кормить; даже показывать концерт для «пострадавших».

Ход игры: Поступил сигнал SOS; сообщение по телевизору; письмо из выловленной бутылки в море. Перед детьми ставится проблемная ситуация: больше не кому спасти людей и животных с далекого острова после пожара, землетрясения, извержения вулкана, наводнения и т. п.

1. Определение места нахождения острова на карте.

2. Определение пути до острова и вида транспорта, на котором можно добраться до нужного места.

3. Распределение ролей: спасатели, пожарные, врачи, строители, капитан, матросы и т. д.

4. Постройка «корабля» («самолета» и т. д.)

5. Сбор необходимых вещей.

6. Путь до острова.

7. Спасательные мероприятия: моряки ремонтируют «корабль»;

пожарные тушат загоревшиеся здания; спасатели расчищают завалы;

строители строят новые дома; врачи оказывают медицинскую помощь.

8. Возвращение домой.

Игровой материал: -крупный строительный материал; костюмы (капитанская фуражка, воротники для матросов, экипировка для пожарных, белые шапочки для врачей, медицинские сумки); оборудование для больницы; продукты; одеяла; предметы-заменители.

«ЛЕТЧИКИ»

Задачи: расширить знания детей о профессии «летчик». Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку. Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры. Воспитывать патриотическое отношение к своей Родине, друг к другу, к своим близким.

Предварительная работа:

2. (ИКТ-технологии) Просмотр видеофильмов, мультфильмов о летчиках. Презентации.

3. Чтение художественной литературы о летчиках.

8. Изготовление атрибутов для военизированных игр.

Предметно-игровая среда:

Макет самолета, строительный материал, штурвал, карта, рация.

Игровые действия и ситуации:

Летчики тренируются на земле, врачи проверяют здоровье перед полетом.

Летчики ведут самолеты, вертолеты, делают различные фигуры пилотажа в небе.

«ТАНКИСТЫ»

Цель : развить тематику военизированных игр, учить детей в точности выполнять задания, быть внимательными, осторожными, воспитать уважение к военным профессиям, желание служить в армии, расширить словарный запас детей – «танк», «танкист», «охрана», «солдаты».

Оборудование: элементы военной одежды для детей, макет танка, крупный строительный материал.

Ход игры: воспитатель предлагает вспомнить фильмы, рассказы о жизни танкистов, предлагает детям поиграть в них. Дети распределяют между собой роли Танкистов, Командиров, определяют цели и задачи, следят за их выполнением. В игре дети применяют знания и умения, полученные на предыдущих занятиях. Необходимо обращать внимание детей на поддержку и дружескую взаимопомощь.

«РОССИЙСКАЯ АРМИЯ»

Цель : Формировать умение творчески развивать сюжет игры. Развивать у дошкольников конкретные представления о герое-воине, нравственной сущности его подвига во имя своей Родины. Обогащать знания детей о подвиге воинов-танкистов и воинов-моряков. Расширять представления детей о типах военных кораблей. Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою Родину, восхищение героизма людей.

Активизация словаря: пограничники, летчики, моряки, пехота. Охранять границы нашей Родины.

Предварительная работа:

1. Беседа с детьми о военных профессиях.

2. (ИКТ-технологии) Просмотр видеофильмов, мультфильмов о военных. Презентации.

3. Чтение художественной литературы о военных.

4. Рассматривание иллюстраций, фотографий.

5. Дидактическая игра: «Военная техника»

6. Знакомство детей с историей нашей страны: ВОВ, гражданская война-20 век.

7. Разучивание песен на военную тематику.

9. Изготовление атрибутов для военизированных игр

Роли: Пограничники, моряки, пехотинцы, летчики, медсестры

Предметно-игровая среда: Пилотки солдат (2-3 шт., шлем танкиста(2-3 шт., берет десантника (2 шт, бинокли (2-3 шт., силуэты оружия (автоматы, пистолеты, карта, рация, планшет для командира.

Ход игры: солдаты смелые, ловкие, бесстрашные. Тренировка солдат, учеба, военные учения на полигоне. Награждения отличников службы. Солдат выполняет приказ командира, отдает честь.

Младшая группа

Перечень игр :

1квартал : «Семья» , «Детский сад» , «Магазин» , «В гостях у матрешки» , «Кукольный спектакль» , «День рождения Мишки» , «Автобус» , «Уложим куклу спать» , «Мойдодыр в гостях у ребят» , «С куклой Соней на прогулку» , «Час обеда подошел» .

2квартал : «Больница» , «Парикмахерская» , «Большая стирка» , «На празднике елки» .

3квартал : «Магазин игрушек» , «Пароход» , «Зоопарк» , «Шоферы» , «Разговор по телефону» .

Остальные игры с усложнением.

Средняя группа

Перечень игр :

1квартал : «Моряки» , «У зубного врача» , «Прачечная» , «Овощной магазин» .

Остальные игры с усложнением.

2квартал : «Салон красоты» , «День рождения мишки Винни-Пуха» , (Карлсона, «Театр» , «Экскурсия в музей» , «Кукольный театр» , «Столовая» , «Концерт для кукол» .

3квартал - все игры с усложнением.

Старшая группа

Перечень игр :

1квартал : «Кондитерская фабрика» , «Магазин» (кондитерский, хлебный, молочный, «Поликлиника» , «Жатва» , «Пароход» (труд речников, «Пароход» (плывем по реке Ворона, Хопер, «Транспорт» (сухопутный, воздушный, «Животноводы» , «Путешествие в Атлантиду или на другую планету» , «Путешествие в дальние страны» , «Больница с разными отделениями» , «Аптека» , «Строители космодрома» .

2квартал : «Строим город будущего» , «Аэропорт» , «Мы - артисты» , «Ателье» , «Цирк» , «Путешествие с приключениями» (на суше, на море, «Пограничники» , «Мы - художники» , «Рыболовецкое судно» , «Библиотека» .

3квартал : «Строим город Борисоглебск» , «Зоолечебница» , «Почта» , «Мамин праздник дома» , «Космическое путешествие» , «Мы - цирковые артисты» , «Газетный киоск» , «Кулинария» , «Дискотека» , «Лесная школа» , «Весенний бал» , «Уличное движение» , «В театре - премьера» , «В ботаническом саду» .

Подготовительная группа

Перечень игр :

1квартал : «Школа» , «Путешествие по России» , «Фабрика игрушек» , «Осенняя ярмарка - дары природы» , «Мы - фермеры» , «Библиотека» , «Играем в театр» , «Мы едем в другую страну» , «Консервный завод» , «Путешествие по пустыне, или степи» , «Журналисты» , «Фотоателье» .

2квартал : «Стадион» , «Семья» (юбилей бабушки, дедушки или другой семейный праздник, «Кинотеатр» , «Цирк» , «Скорая помощь» , «Проводы зимы» , «Телевидение» , «КВН» , «Я беру интервью» , «Театр пантомимы» , «Животноводы» , «Швейное ателье» , «Железная дорога» , «Космос» .

3квартал : «Пожарная часть» , «Скорая помощь» (ожоги, отравления, «Зоолечебница» , «Мы - инопланетяне» , «Утренняя звезда» , «Карнавал в Африке» , «Стоматология» , «Поликлиника» (укусы, травмы, «Дом моды» , «Полет в космос» , «Поле чудес» , «Путешествие на батискафе» , «Аптека трав» , «Стадион» (спортивные игры, «Конкурс красоты» (моделирование одежды, «Скорая помощь» (попадание инородных тел, доноры, «Полет на луну» , «Дог - шоу» , «Пограничники» .

Примерное распределение сюжетно-ролевых игр по годам обучения

Первый год обучения

Октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль - обучение действиям с различными игрушками (куклами, животными - собака, кошка, курочка, лошадка, заяц, лиса, белка, медведь, еж).

Март, апрель, май - обучение действиям с двигателями (грузовая машина, поезд, автобус).

Второй год обучения

Октябрь - последовательное обыгрывание куклы.

Ноябрь, декабрь - "Дочки-матери".

Январь - "Автобус".

Февраль - "Магазин игрушек".

Март - "Семья" (игры с куклой, поездки на автобусе, прогулки, посещение гостей и т. п.).

Апрель - "Доктор" (прием врача в детском саду).

Май - "Детский сад" (с использованием игры "Автобус" и "Семья").

Третий год обучения

Сентябрь, октябрь - "Магазин игрушек" и "Продуктовый магазин".

Ноябрь - "Доктор".

Декабрь - "Семья" и "Автобус" (объединение сюжетов).

Январь - "Детский сад".

Февраль - "Парикмахерская".

Март - "Вызов врача на дом", "Семья", "Магазин", "Парикмахерская" (объединение сюжетов).

Май - "Кукольный театр" (в игру входят инсценировки сказок).

Июнь - "Зоопарк".

Четвертый год обучения.

Сентябрь - "Магазин" (Универсам). Октябрь - "Поликлиника". Ноябрь - "Поликлиника" и "Аптека". Декабрь - "Вызов врача на дом", "Скорая помощь". Январь - "Детский сад". Февраль - "Моряки". Март - "Почта".

Апрель - "Школа" и "Магазин школьных принадлежностей" (объединение сюжета). Май - "Зоопарк".

Примерный перечень тем для обыгрывания кукол (1-й год обучения ): "У нас в гостях кукла Аня (Ваня)"; "Кукла хочет спать"; "Завтрак куклы Ани"; "День рождения медвежонка Дани"; "Прогулка малышей"; "У матрешки новоселье"; "Купание малышей-голышей"; "Стирка"; "Праздник елки"; "К нам в новый дом пришли матрешки"; "К нам в гости пришли матрешки"; "Оденем доченьку на прогулку"; "Аня проснулась (утро куклы)"; "Поездка в гости на автобусе" и т. п.

Подготовительная работа: дидактические игры на уточнение названий предметов и действий; чтение детской литературы .

Примерный перечень тем для обыгрывания игрушек-животных : "Идем во двор к собачке в гости (собачья будка...)"; "Нам подарили котенка"; "Покормим нашу курочку с цыплятами"; "Покатаемся на лошадке"; "Прогулка в лес (знакомство со зверушками)" и т. п.

Примерный перечень тем для обыгрывания игрушек-двигателей : "Привезем на грузовике кубики для постройки дома"; "Новоселье" (перевозка на грузовике мебели); "Покатаем зверюшек в поезде"; "Покатаем зверюшек в автобусе" и т. п.

Примерный перечень тем для сюжетно-ролевой игры "Семья ": "Утро в семье"; "Обед в семье"; "Вечер в семье"; "Выходной день в семье"; "В семье заболел ребенок"; "Помогаем маме стирать белье"; "Большая уборка дома"; "Семья к семье пришла в гости"; "Переезд на новую квартиру"; "Праздник в семье: мамин день, Новый год, день рождения и др."

Подготовительная работа: рассматривание картины "Семья" и "Стирка белья" (см. различные наборы картин для детских садов); картинки "Предмет в действии", чтение детской литературы.

Атрибуты: куклы в образах (мать, отец, дети, бабушка, дедушка, куклы-младенцы), одежда для кукол; оборудование квартиры для кукол (кухня и жилая комната): шкаф, диван, кровать, стол, стулья, вешалка для одежды, кухонная мебель, плита, раковина, посуда, гладильная доска, утюги, тазы, детская стиральная машина, пылесос, подставка для сушки белья, прищепки, детская швейная машинка , передники для детей, игрушечный миксер, набор "Маленькая хозяйка и т. п.

Примерный перечень тем для сюжетно-ролевой игры "Детский сад ": "Прием детей в группу"; "Поездка в автобусе в детский сад и прием детей в группу"; "Зарядка в детском саду"; "Работа няни утром - завтрак"; "Работа няни - уборка группы"; "Работа повара в детском саду"; "Работа в прачечной детского сада"; "Воспитатель проводит занятие в детском саду"; "Логопед проводит занятие в детском саду"; "Учитель проводит занятие в детском саду" (дети наблюдают работу логопеда , учителя-дефектолога и могут достаточно точно ее передать); "Музыкальный руководитель проводит занятие в детском саду" и т п.

Подготовительная работа: набор последовательных картинок (отдельные картинки или ширма) по ознакомлению с трудом няни, воспитателя, повара; картины из серии "Мы играем" (картины для детских садов); экскурсия в кабинет врача, на кухню, в прачечную, наблюдение за работой помощника воспитателя и воспитателя (в своей группе, в младшей группе), музыкального руководителя, учителя, логопеда и т. п.; чтение детской литературы.

Атрибуты: куклы с набором одежды, мебель, посуда, мелкие игрушки, швабры, ведра, тряпочки, передники, халаты, стиральная машина, тазик, подставка для сушки белья, гладильная доска, утюги, газовая плита, набор посуды для повара, продукты, пылесос, музыкальные инструменты, различные игры (для игры в учителя и логопеда) и т. п.

Примерный перечень тем для сюжетно-ролевой игры "Автобус ": "Строим автобус"; "Учимся водить автобус"; "Едем в детский сад"; "Едем в парк"; "Катаемся по городу"; "Едем в гости"; "Едем в театр" и т. п.

Подготовительная работа: рассматривание картин "Шофер" (из серии "Кем быть?"), "Едем в автобусе" (из серии "Мы играем"), различных иллюстраций, картинок о транспорте и т. п.; экскурсия к автобусной остановке, наблюдение за автобусом и работой шофера; чтение детской литературы.

Примерный перечень тем для сюжетно-ролевой игры "Магазин ": овощной, продуктовый, хлебный, магазин одежды, игрушек и т. п. С детьми старшего дошкольного возраста организуется игра "Универмаг", "Универсам".

Подготовительная работа: рассматривание картины "Продавец" из серии "Кем быть?"; набора последовательных картинок (отдельные картинки или ширма) по ознакомлению с трудом продавца, кассира; дидактические игры на классификацию, выделение лишнего и т. п. (овощи, фрукты, продукты питания, игрушки и др.); экскурсия в различные магазины (в зависимости от тематики игры), чтение детской литературы.

Для игры должны быть приготовлены деньги, чеки, кошельки, сумки для покупателей. Стационарный прилавок, на котором красиво разложены всевозможные товары (в зависимости от темы игры), при необходимости весы, рядом касса, счетная машинка, халат для продавца. Дополнительно включается все необходимое для определенного типа магазина.

Примерный перечень тем для сюжетно-ролевой игры "Парикмахерская" : "Мама ведет дочку в парикмахерскую (игры с куклой)"; "Папа ведет сына в парикмахерскую (игры с куклой)"; "Дети идут с родителями в парикмахерскую (распределяются по залам)"; "Едем на автобусе в парикмахерскую"; "Моряки сошли на берег и пошли в парикмахерскую"; "Делаем прически к Новогоднему празднику"; "Приглашаем парикмахера в детский сад" и т. п.

Подготовительная работа: рассматривание картины "Парикмахер" из серии "Кем быть?", набора последовательных картинок (отдельные картинки или ширма) по ознакомлению с трудом парикмахера; экскурсия в парикмахерскую; чтение детской литературы; дидактические игры.

Атрибуты: туалетный столик с зеркалом, умывальник, полотенце, большой и маленький фен, набор салфеток, пелерина, халат для парикмахера, одеколон, духи, крем, шампунь, лак (все игрушечное, можно в начале игры использовать пустые флаконы), ножницы, набор для бритья (все сделано из картона или используется детский набор "Парикмахер"), расчески, щетки, бигуди , ленты, альбомы с рисунками причесок (образцы причесок), набор специальных игрушек "Детский парикмахер". Для игры оборудуется салон, место для парикмахера - стол с зеркалом, стол с умывальником, стационарный фен (как в настоящих парикмахерских), место для ожидания (столик с набором картинок причесок, книжки, журналы и т. п.).

Примерный перечень тем для сюжетно-ролевой игры "Доктор " (2-й год обучения): "На приеме у врача в детском саду"; "Вызов врача на дом (кукла заболела)", "Кукла Катя заболела (посещение врача в поликлинике)", "Папа вызывает врача на дом к больной дочке" и т. п.

Подготовительная работа: рассматривание картины "Врач" из серии "Кем быть?", набора последовательных картинок (отдельные картинки или ширма) по ознакомлению с трудом доктора, медицинской сестры; экскурсия в медицинский кабинет; чтение детской литературы; дидактические игры.

Атрибуты: халат, шапочка, сумка врача, игровой набор "Кукольный доктор", трубка-фонендоскоп, шпатель для осмотра горла, градусник, шприц, вата, йод, таблетки, микстура (все игрушечное, сделано из небьющегося материала), грелка, бланки рецептов.

Примерный перечень тем для сюжетно-ролевых игр "Поликлиника ", "Аптека", "Скорая помощь" (3-й и 4-й год обучения): "Прием врача и медсестры"; "Работа регистратора в регистратуре поликлиники"; "Работа врачей-специалистов: педиатра , ЛОРа, окулиста" (все знакомство ведется на самом доступном уровне); "Мама вызывает врача на дом"; "Вызов скорой помощи"; "Скорая помощь едет лечить Катю"; "Скорая помощь увозит Катю в больницу"; "Кукла Катя поправилась и выписывается из больницы"; "Аптека и аптекарь "; "Посещение врача в поликлинике и покупка лекарств по рецептам в аптеке".

Подготовительная работа: рассматривание картины "Врач" из серии "Кем быть?", набора последовательных картинок (отдельные картинки или ширма) по ознакомлению с трудом доктора, медицинской сестры; аптекаря; экскурсия в поликлинику, аптеку; наблюдение за скорой помощью на улице (во время любой прогулки, экскурсии); чтение детской литературы; дидактические игры.

В процессе всего обучения активно используется опыт детей, при негативном опыте детей важно не заострять на нем внимание, наоборот следует дать положительную оценку деятельности доктора, попытаться переключить ребенка на положительные эмоции.

Атрибуты: для этой игры необходимо оборудовать кабинет врача и приемную, где пациенты будут ожидать своей очереди. В кабинете к приему должны быть приготовлены лекарства, инструменты: в баночке или стакане - термометры, в коробке - шприцы, пачка горчичников (аккуратно нарезанные прямоугольные листы из бархатной или простой желтой бумаги), шпатель, стетоскоп, молоточек, пипетка, палочка для смазывания йодом или мазью, вата, бинт, зеркало для осмотра носоглотки или ушей, "спирт" для смазывания места укола, "йод" для прижигания ранок, капли, микстура, лекарство для уколов, порошки, таблетки, мазь, таблицы для проверки зрения с картинками и т. п.

Необходимо оборудовать кабинет регистратора, сделать с детьми на занятиях по ручному труду для каждого свою карточку, номерки. Должно быть отведено и специальное место для организации аптеки. В ней необходимо представить большое разнообразие "лекарств", медицинских предметов, предметов для личной гигиены.

При организации этой игры надо особенно внимательно относиться к подбору вещей, к тому, из чего изготавливается все оборудование, т. к. дети дошкольного возраста с нарушением интеллекта могут брать в рот, сосать лекарства и др. Нельзя использовать натуральные лекарственные средства!

Примерный перечень тем для сюжетно-ролевой игры " Моряки": "Учимся строить корабль"; "Моряки плывут на корабле по морю"; "Моряки ловят рыбу, работают рыболовами"; "Моряки проверяют здоровье у корабельного доктора"; "Моряки плывут по морю, ловят рыбу, обедают"; "Моряки выходят на берег, идут в театр"; "Моряки привозят улов на берег, сдают рыбу в магазин"; "Моряки приплывают в большой город и идут в "Зоопарк" и т. п. Таким образом, игра "Моряки" постепенно объединяется с играми "Автобус", "Поликлиника", "Магазин", "Кукольный театр" и т. п.

Подготовительная работа: рассматривание картины "Моряк" из серии "Кем быть?", набора последовательных картинок (отдельные картинки или ширма) по ознакомлению с трудом капитана, матроса, корабельного доктора, рыболова; экскурсия в порт, на речную или морскую набережную (исходя из возможностей), привлечение родителей к данной экскурсии (индивидуальные экскурсии детей с родителями); экскурсии в Военно-Морской музей или любой другой соответствующего типа (с родителями); чтение детской литературы; дидактические игры.

Атрибуты: корабль из крупного строителя, штурвал, якорь, бинокли, бескозырки, гюйсы, сети, рыбки и т. п.

Эту игру можно проводить и по другому сценарию. Для игры педагог из детских стульев делает большой корабль, на борт которого прикрепляется спасательный круг. В центре устанавливают большую трубу, кладут доску-трап, на пристани устанавливают билетную кассу. Пассажиры с детьми (куклами) берут с собой в дорогу еду, чтобы кормить детей, когда они проголодаются, а также деньги на билеты. Пассажиры прибывают на пристань - кто на автобусе, кто на машине, кто пешком; приобретают билеты и садятся на теплоход. Дежурный матрос стоит у трапа, проверяет билеты и помогает пассажирам садиться. По палубе ходит капитан с подзорной трубой, его приказа ждет рулевой; когда все размещаются, корабль отправляется. Корабль делает остановку, пассажиры идут гулять в лес, потом плывут назад домой.

Примерный перечень тем для сюжетно-ролевой игры " Школа": " В магазин за школьными принадлежностями", "Урок веселого счета", "На большой перемене", "Кукольный театр в гостях у школьников", "Школьники на экскурсии по городу", "В школьной библиотеке ", "Обед в школьной столовой", "На уроке физкультуры" и т. п.

Подготовительная работа: рассматривание картины "Учитель" из серии "Кем быть?"; экскурсии в школу; видеофильм о школе (авторские материалы); чтение детской литературы; дидактические игры.

Оборудуется игровой уголок для игры в "Школу", в котором расставляются парты, стол для учителя, отгораживается коридор для прогулок в перемену, оформляется школьный буфет и т. п.

Сначала дети идут в "Магазин" (в группе оборудуется "Магазин школьных принадлежностей"), где покупают все необходимое для школьника. Большая часть этих принадлежностей предварительно изготавливается детьми с воспитателями на занятиях по ручному труду (маленькие тетради, альбомы, пеналы и т. п.). После этого могут пойти в парикмахерскую подстричься, чтобы быть аккуратными. Затем дети посещают поликлинику, где проходят медосмотр. Лишь после этого они идут в школу, где их встречает учительница. Роль учителя берет на себя в начале игры дефектолог . Она знакомит детей со школой, рассказывает, чем они здесь будут заниматься, как нужно вести себя в школе и т. п. В процессе последующих игровых занятий дети рассаживаются на места, учитель проводит урок. Во время перемены дети выходят из класса, гуляют по коридору, завтракают в буфете и т. д. Игра заканчивается тем, что дети идут после уроков домой.

Постепенно роль учителя передается каждому из детей группы, он с помощью учителя-дефектолога, воспитателей проигрывает весь сюжет или часть его. Особое внимание обращается на звонок, часы, показывающие время уроков и т. п.

Организуя игру, воспитатели постоянно придумывают различные ситуации общения, чередуют "уроки", ведут всю игру очень эмоционально, показывая детям, как интересно будет учиться в школе.

Примерный перечень тем для сюжетно-ролевой игры " Зоопарк ": "Строим клетки для зверей", "Экскурсия по зоопарку", "Едем на автобусе в зоопарк", "Плывем на корабле в зоопарк", "Где обедал воробей? (игра-инсценировка по стихотворению С. Маршака), "Убираем клетки для животных", "Кормим зверей" и т. п.

Подготовительная работа: экскурсия в зоопарк (при наличии его в городе); рассматривание картины из серии "Дикие животные"; рассматривание и конструирование по рисункам-образцам с последующим обыгрыванием "Зоопарка" из конструктора "Lego"; чтение детской литературы; дидактические игры.

Для игры педагоги вместе с детьми строят клетки для животных, в зависимости от размеров, удобно их размещает. Всю территорию обносят забором, делают ворота, а рядом с ними помещают кассу. В зоопарк дети едут на автобусе. При входе покупают в кассе билеты, которые затем проверяет контролер. В зоопарке их встречает экскурсовод (дефектолог), он рассказывает и показывает животных. Дети видят, как надо ухаживать за животными (ухаживает служитель, на первом занятии им может быть воспитатель): кормить, мыть клетки и т. п. После экскурсии дети могут купить мороженое, покататься на пони. В конце игры дети едут домой.

Сюжеты для данной игры могут разнообразиться, в игре педагогам предоставляется большая возможность для активизации речи детей, закрепления имеющихся представлений об окружающем.