Съемка с проводкой - просто о сложном. Пошаговое описание техники съемки с «проводкой

Съемка с проводкой — метод съёмки при котором вы ведете камеру синхронно за движущимся объектом.

Такой метод съемки позволяет акцентировать внимание на движении объекта. В идеале — каждый хочет получить фотографию с размытым в движении фоном и четким объектом съемки. Хотя иногда фотографы показывают движение, делая динамичный объект смазанным, но этот художественный прием применяется намного реже.

Для этой съемки вам нужно знать основы экспозиции и понимать взаимосвзять выдержки и диафрагмы.

В этой статье я расскажу, как снимать движущиеся автомобили. С людьми все тоже самое — только проще.

Выдержка

В съемке с проводкой рулит выдержка. Я всегда использую приоритет выдержки, в этом режиме я могу быть уверен в степени смазывания фона.

Выдержка подбирается в зависимости от скорости движения объекта. И зависит от того, насколько смазанный фон вы хотите получить.

Диафрагма

Автофокус

При съемке с проводкой очень помогает использование следящего автофокуса. Как вы знаете, камера лучше всего фокусируется по центральной зоне фокусировки. Поэтому следящий автофокус лучше использовать при съемке людей, чем автомобилей. На лице проще держать фокус, нежели на быстро движущемся объекте, который достаточно однотонный, что усложняет работу системе фокусировке.

Для съемок автомобилей удобно использовать ручную фокусировку — она избавляет от ошибок автофокуса. Наведите резкость на место, где будет проезжать автомобиль, следите за авто и в нужном месте жмите спуск.

Серийная съемка

Иногда помогает серийная съёмка. Почему иногда? Когда машина летит мимо вас, доли секунды в одном случае могут поймать удачный кадр, в другом — промахнуться с кадрированием.

Снимая ручным фокусом или используя следящий автофокус — серийная съемка действительно увеличит шанс поймать отличный кадр. Но если вы пользуетесь покадровой фокусировкой — она просто бесмысленна.

Стабилизаторы

Стабилизатор в объективе (или камере) не сильно изменит ситуацию. Но если он у вас есть, лишним он не будет. Ведь движение камеры даже на штативе не идеально плавное, а идет небольшими рывками, а если не использовать будут и вертикальные колебания. Стабилизатор погасит колебания и сделает кадр более плавным.

Контраст

Если фотография выше кажется вам скучной, не думайте, что спасете её в фотошопе. Попробуйте выделить машину в кадре не только за счет движения, но и светового контраста.

Выберите такое место съемки, чтобы фон за автомобилем был светлым, а лучше освещен солнцем. Установите экспозамер на замер по точке и снимайте только темные машины. Например, темно-красные, а лучше и быстрее — черные. Камера будет замерять свет по темному объекту, а фон будет пересвечен. В итоге у вас будет кадр с четкой машиной, светлым фоном и плюс будет ощущение движения. Посмотрите следующий пример.

Этот движущийся автомобиль я снимал с расстояния нескольких десятков метров на фокусном расстоянии 70 мм и выдержкой 1/30.

Как видите, глубина резкости не большая и автомобиль получился резким только в центре, ближе к краям — чуть видна смазаность.

При выдержках порядка 1/30 глубина резкости получается не очень большой, тем более при больших фокусных расстояниях.

Итог или больше практикуйтесь

Неудачных кадров будет очень много. Запомните — в большей степени результат зависит от вашего опыта, чем от штатива или стабилизатора. Главное — чувствовать движение в кадре, и с опытом вы обязательно этому научитесь.

Меня всегда восхищали снимки с Формулы 1 и раллийных гонок, когда энергия и дух соревнований буквально читались в кадре. Движение, скорость автомобиля так здорово передавались за счет размытого заднего фона и совершенно четкого автомобиля.
Оказалось, чтобы так фотографировать, нужно использовать технику съемки «с проводкой». Информации об этой технике немного, но все же она есть — ссылки в конце поста.

Поэкспериментировал сам. Как оказалось, теоретическая основа этой техники достаточно проста, но вот чтобы научиться хорошо владеть ею, нужно очень долго практиковаться, да и во время самой съемки экспериментировать.
Сначала немного из теории — как я ее понимаю. Все мы знаем, что если снять движущийся объект с длительной выдержкой, то он непременно смажется. Фон, если статичен, при этом прорисуется четко.
Так вот – а вы не задумывались, что будет, если поменять систему координат? Пусть фон «движется», а главный объект замрет на месте! Чтобы еще лучше понять то, о чем я говорю, проведем следующую аналогию.
Все когда-нибудь ездили в поездах и любили наблюдать за проносящимся за окном пейзажем. Соответственно, если сделать фотографию человека на фоне этого окна мы получим размытый задний фон, но сам человек не смажется. Тоже самое будет, если мы сядем на карусель и будем снимать человека напротив или перед собой.

Техника съемки «с проводкой» фактически имитирует данные ситуации.

Вам нужно вести фотоаппарат за главным объектом съемки.

Чем «синхроннее» у вас это получается – тем лучше! Вот это главное правило съемки в проводку!

(Пусть не обижаются на меня знатоки русского языка, но кроме как использовать слово «синхроннее», я ничего лучшего не придумал)
Фактически что у нас получается:

  • Вы выбираете движущийся объект для съемки
  • Фокусируетесь на нем
  • «Ведете» его, т.е. глядя в видоискатель, параллельно с главным объектом съемки поворачиваете фотоаппарат
  • Не останавливая движение камеры, делаете кадр.

Если говорить о настройках камеры, то основные настройки это:

  • Выдержка 1/8-1/30 секунды или около того, все зависит от скорости движения объекта съемки.
  • Следящий автофокус.

Все остальное определяется конкретной ситуацией. Думаю, как достаточно освоюсь с данной техникой, напишу еще советы.
Вот что у меня получилось с первого раза:

Наверняка каждый из вас, хоть раз в жизни, но пробовал сделать снимок движущегося объекта – едущего автомобиля, летящей птицы, бегущей собаки и т.д. Причём скорее всего, а особенно часто это относится к начинающим фотографам, такой снимок вы пытались сделать в автоматическом режиме вашего фотоаппарата. И как результат, ничего хорошего у вас не получилось. Сегодня мы попробуем понять, что же нужно сделать, чтобы получить хороший и качественный снимок, и каким образом настроить для этого фотоаппарат.

Движение в кадре. Это, казалось бы странное словосочетание, уже давно используется профессиональными фотографами, для того, чтобы передать и подчеркнуть движение на фоне статичного фона.
Суть съёмки с проводкой состоит в том, чтобы плавно вести камеру за снимаемым объектом и в нужный момент нажать на кнопку затвора. Это позволяет нам получить в кадре акцент на движении.
Давайте разберемся. И для начала посмотрим на фотографию:

Песик бежит с очень приличной скоростью. В этом нет сомнения, ведь фон не просто размыт, а именно смазан по направлению движения, слева направо.

Или вот ещё один похожий кадр:

Здесь мы видим, что ребёнок едет на велосипеде. И пусть качество фото не очень высокое, но всё же можно понять, что объект съёмки в фокусе, а позади него размытый фон.

Как же, всё-таки, добиться такого эффекта – съёмка с проводкой?

Основной параметр влияющий на качество снимка – это выдержка. Её значение должно быть не менее 1/30 секунды. Автомобили необходимо снимать с выдержкой 1/60 или даже 1/125 секунды. Идущих людей — 1/25 или 1/15 секунды.
Подбираем диафрагму исходя из окружающей среды, но так, чтобы снимок был не пересвечен и не недодержан.
Если есть возможность – снимайте со штатива.

Используйте следящий автофокус, если такого нет, поставьте принудительную фокусировку по центру кадра.
Используйте серийную съёмку. Чем больше кадров вы сделаете, том больше шансов, что удастся выбрать что-то хорошее.
Для начала сделайте парочку пробных кадров, по которым проверьте настройки и в случае необходимости подкорректируйте их.

Теперь о самой съёмке. Наводим фотоаппарат на движущийся объект и когда он будет проходить (пролетать, проезжать) через кадр аккуратно нажимаем на спуск, не забывая при этом следить за объектом, то есть, продолжая вести камеру в направлении его движения.
Не факт, что у вас всё получится сразу. Наиболее распространенная ошибка при подобной съёмке заключается в том, что после нажатия на спуск камера останавливается. В таком случае мы получаем резкий и чёткий фон, но размытый и смазанный движущийся объект.

Пробуйте, тренируйтесь, меняйте настройки – и у вас всё обязательно получится.

При съемке объектов в движении или динамичных сцен можно совершенно по-разному передать движение на фотоснимке. Можно «заморозить» объект в прыжке или полете, а можно показать его в кадре смазанными. Причем в последнем случае смазанным может быть либо сам движущийся объект, либо окружающий его фон. Одним из самых популярных и интересных вариантов передачи движения является съемка с проводкой. Она подразумевает постоянное слежение камеры за объектом, вследствие чего фон на снимке становится размытым, в то время как сам объект резким. Съемка с проводкой сосредотачивает внимание зрителя на главном объекте, создавая красивый эффект динамики. На практике такой способ съемки часто вызывает трудности у начинающих фотографов.

Суть техники очень проста. Вы отслеживаете движение объекта по видоискателю, плавно перемещая камеру за объектом, и в подходящий момент открываете затвор. Результатом такой съемки становится резкий объект на размытом фоне. Причем фон размывается очень характерно – он становится похож на скопление длинных линий, которые ориентированы в направлении движения. Такие фотографии получаются очень эффектными и привлекательными, они в полной мере передают ощущение скорости. Отсюда и повышенный интерес любителей фотографии к использованию данного приема для съемки машин, велосипедистов и спортивных сцен.

Съемку с проводкой целесообразно применять тогда, когда объекты перемещаются по линейной траектории и с достаточно определенной скоростью. Иначе получить качественную «проводку» будет довольно трудно. Сама идея съемки с проводкой, на первый взгляд, кажется простой, однако фотографу для достижения оптимального результата необходимо учитывать несколько важных моментов.

Используем штатив

При осуществлении съемки следует обзавестись штативом с поворачивающейся головкой. Использование надежной, устойчивой опоры позволит избежать шевеленки. Кроме того, сама «проводка» будет проведена более качественно, без дрожания, поскольку фотоаппарат будет закреплен в одной плоскости. Применение оптического или цифрового стабилизатора изображения, хотя и не сильно способно изменить ситуацию, тем не менее, вполне допустимо и даже нужно.

Устанавливаем выдержку

Ключевой момент – это выдержка. В этой связи лучше всего сразу перевести камеру в режим приоритета выдержки, либо задействовать ручной режим съемки. Оптимальную выдержку в каждой конкретной ситуации следует подбирать исходя из следующих факторов:

  • скорости объекта;
  • освещения сцены;
  • степени размытости фона, которую Вы хотите получить.

В принципе, чем больше Вы планируете размыть окружающие предметы в кадре, тем длиннее должна быть выдержка. Значение выдержки обычно должно быть не менее 1/30 секунды. Если Вы фотографируете движущийся автомобиль, то оптимально установить выдержку в районе 1/60 или даже 1/125 секунды. Людей, идущих по городским улицам, можно снимать на выдержках 1/25 или 1/15, поскольку движение здесь более медленное.

Еще один немаловажный момент – чем ближе к фотографу располагается объект, тем быстрее его движение в объективе аппарата. И наоборот. Соответственно, фотографируя движущиеся объекты, находящиеся вблизи, задействуйте более короткую выдержку, в то время как для фотографирования дальних объектов выдержку можно несколько удлинить.

Подбирать оптимальную выдержку придется путем постоянных экспериментов. При использовании коротких выдержек, например, 1/200 секунды, движение камеры должно быть максимально быстрым, иначе окружающий фон останется на снимке резким. В целом, выдержку для качественного размытия фона подойдет выдержка в районе 1/15 – 1/60 секунды. Но можно и экспериментировать по своему усмотрению. При использовании относительно длинных выдержек электроника камеры автоматически задействует закрытую диафрагму, что пойдет только на пользу итоговой картинке, поскольку обеспечит большую глубину резкости. Чувствительность сенсора стоит установить на минимуме.

Фокусировка

Для такой съемки оптимально использовать следящий режим фокусировки, предлагаемый сегодня многими любительскими и профессиональными аппаратами. В этом режиме камера постоянно отслеживает движение объекта и обеспечивает его попадание в фокус во время спуска затвора. Рекомендуется задействовать центральную точку фокусировки, особенно, если Вы снимаете движущихся людей, – она позволит удерживать фокус на лице человека. Можно воспользоваться ручной фокусировкой, особенно если Вы снимаете быстродвижущиеся объекты, например, автомобили. Вам нужно только навестись на резкость в том месте, где будет проезжать автомобиль, затем отследить движение машины и в нужный момент нажать на спуск. Ручной режим позволит избавиться от некоторых ошибок автофокуса. Впрочем, следящий автофокус обычно работает достаточно быстро и надежно. Так что использовать автофокус или ручной режим – это скорее дело привычки и личного выбора для каждого фотографа.

Проводка

Как мы уже упоминали, снимаемый объект должен осуществлять свое движение по линейной траектории с не меняющейся скоростью. Это наилучший сценарий. Сама съемка выглядит примерно так:

  • Установите фотоаппарат на штатив, активируйте стабилизатор изображения.
  • Наведитесь на резкость по объекту или в том месте, по которому он будет двигаться. Затем плавно поворачивайте фотоаппарат в соответствии с траекторией движения объекта. Нажмите кнопку спуска затвора в самый подходящий момент. Помните, что итоговое качество не в последнюю очередь будет зависеть от того, насколько синхронно, плавно будет двигаться камера.
  • Старайтесь отслеживать происходящее обоими глазами, а не только через объектив фотоаппарата. Поскольку иногда самое интересное происходит за пределами кадра, в частности, при съемке спортивных соревнований. Движущийся объект необходимо неуклонно держать посередине кадра. Прогнозируйте развитие ситуации.

Съемка сериями

При использовании следящего режима или ручного фокуса целесообразно задействовать функцию серийной съемки. Это повысит вероятность того, что Вы получите больше хороших кадров. Впрочем, серийная съемка не всегда помогает – иногда объект съемки движется слишком быстро и времени на то, чтобы поймать сразу несколько удачных кадров, просто не остается.

Вспышка

Если Вы применяете съемку с проводкой в условиях недостатка освещения, то имеет смысл активировать вспышку. Благодаря вспышке движущийся объект на фото получится более ярким, чем окружающий его фон, что дополнительно акцентирует на нем внимание зрителя. Тут главное не засветить снимаемый объект, поэтому важно грамотно скорректировать мощность вспышки. Техника применения вспышки в данной ситуации следующая: как только Вы нажимаете кнопку спуска активируется вспышка с нужной силой светового импульса, движение «замораживается», далее необходимо провести камеру вслед за объектом. Применяя вспышку, значение выдержки очень удобно изменять в режиме Bulb.

Композиция

Съемка с проводкой хотя и является специфическим жанром, однако также требует от фотографа соблюдение правил и принципов композиции. В частности, любые движущиеся объекты лучше всего фотографировать так, чтобы на снимке оставалось немного свободного пространства для движения. Усилить восприятие движения поможет размещение снимаемого объекта на диагональных линиях фотографии. А вот вертикальные линии, которые размещаются перпендикулярно пути движения объекта, визуально затормаживают движение и потому смотрятся не очень органично.

Чтобы сделать движение в кадре более выразительным, старайтесь использовать различные видимые следы, в частности, пыль, поднимающуюся из-под колес машины. Желательно, чтобы фон был контрастным по отношению к объекту съемки. Тогда они не будут сливаться на снимке, и вся композиция будет выглядеть более привлекательной.

Поймать момент

Если Вы снимаете движущийся автомобиль, катер или поезд, то с тем, чтобы поймать подходящий момент для съемки не должно возникнуть проблем. Ведь в статичном состоянии эти объекты выглядят также как и в движении. Совершенно иная ситуация возникает, если Вы снимаете животных или людей. В процессе движения они изменяют свои очертания за счет циклического движения ног и рук (лап). Если Вы сделаете снимок в не самой привлекательной фазе движения – это может испортить всю фотографию. Здесь придется выбирать наиболее удачный момент исходя из опыта и тренировок. Понаблюдайте немного за объектом, чтобы выявить фазы его движения и отыскать наиболее подходящие моменты для фотографирования.

Научиться съемке с проводкой не сложно, но это требует серьезной практики и времени на оттачивание мастерства. Добиться сразу качественных результатов вряд ли получится. Большинство ошибок начинающих фотографов связаны либо с не грамотным подбором выдержки, либо с неправильной фокусировкой. Учиться основам съемки с проводкой лучше всего на движущихся автомобилях, а потом уже переходить к более сложным ситуациям, например, к съемке динамичных сцен с участием человека. Старайтесь больше практиковаться. В конечном счете, техника съемки с проводкой позволит Вам фотографировать не только движущихся людей или автомобили на улицах, но и самолеты, спортивные соревнования и даже птиц в их естественной среде обитания.

Как же это делается?

Первый шаг – установка подходящей выдержки. Скорость работы затвора должна быть такой, чтобы передать движение объекта, не заморозив его. Чаще всего она колеблется в пределах от 1/15 до 1/200 секунды: все зависит от скорости движения объекта съемки и условий освещения. Выдержка устанавливается вручную. Соответственно, снимать нужно либо в ручном режиме, либо в режиме приоритета выдержки.

Главное, не переусердствовать – слишком длинная выдержка может привести к полному размытию кадра.

Фокусировка

Второй шаг – фокусировка на объекте. Поскольку часто случается так, что движущийся объект или приближается к фотографу или отдаляется от него, я советую использовать режим фокусировки AI SERVO (AF-C) – так называемый «следящий» фокус. В этом режиме следит за движением объекта, и он попадает в фокус во время спуска затвора.

Обычно этот режим используют при серийной съемке движущихся объектов, однако для съемки с «проводкой» он также подходит.

Вспышка очень удобна для съемки с «проводкой». Техника работы с ней в движении такова – как только затвор откроется (как только вы нажмете на кнопку), «зажгите» вспышку, чтобы заморозить движение, а затем проведите камерой за объектом, как обычно.

Для начинающих вспышка будет большим подспорьем, поскольку при работе со вспышкой длину выдержки можно регулировать в режиме Bulb. Чтобы его активировать, переведите камеру в ручной режим (М) и установите выдержку до значения выше 30 секунд – на дисплее загорится слово “Bulb”. В этом режиме при нажатии кнопки спуска затвор поднимется и не будет опускаться до тех пор, пока вы вновь не нажмете на кнопку. Таким образом, от вас требуется просто установить мощность вспышки, а затем регулировать длину выдержки вручную, в зависимости от скорости движения объекта.

Решение возможных проблем

Если у вас ничего не получается, причины может быть две – вы либо подобрали неверную выдержку, либо не справляетесь с фокусировкой.

В первую очередь, следите за выдержкой – чем она длиннее, тем больше вероятность все размыть. Если кадр слишком размыт, сделайте выдержку короче.

Фокусировка может вызвать особую сложность в том случае, если вы фокусируетесь на объекте до того, как он достаточно к вам приблизится. Если возникла проблема с фокусом, установите в режим ручной фокусировки, прикройте диафрагму, сфокусируйтесь на конкретной точке и ждите, пока объект попадет в нее.