Проектно-исследовательская работа Ястребова Федора "Может ли человек прожить без чувств?" - Мои файлы - Каталог файлов - Преподаватель начальной школы.

Мы - разные, но Богом мы хранимы,У каждого свой Ангел и судьба,Обидчивы бываем и ранимыОт грубых слов, от зависти и зла.Случается, что чувства пропадают,Душа пуста, и только боль утрат...От добрых слов все чувства оживают,Боль затихает - снова жизни рад.А жизнь идёт, всё по местам расставив,Но жить нельзя нахохлившись всегда.Пусть нас благие чувства не оставят,Пусть добротой наполнится душа!
Не может человек прожить без чувства,Ведь это ценность для его души,Но если чувства нет, в душе той пусто,И нет в ней ни тепла, ни доброты.Лишь добрыми словами боль отводят, -А тёплые слова для всех важны,Отзывчивость, как помощь, к нам приходит,Благие чувства - лекари души.
Чувства - величайший дар человеку, неотъемлемая часть его личности. В обществе всегда ценились и ценятся истинные чувства. Они украшают самого человека и приносят радость другим. Американский психолог К. Изард выделяет 10 фундаментальных эмоций: интерес, радость, удивление, горе (страдание), гнев, отвращение, презрение, страх, стыд и вина (раскаяние).
Волнение - нервное возбуждение, сильное беспокойство, вызванное чем-л. (страхом, радостью, ожиданием и т. п.).
Удивление - это кратковременная, быстро проходящая реакция на внезапное, неожиданное событие. Описывается как состояние «сброса», при котором разум на долю секунды очищается от мыслей.
Стыд - чувство, возникающее у человека при совершении им поступков, противоречащих требованиям морали, унижающих достоинство личности. Содержание поступков, вызывающих чувство С., имеет общественно-исторический характер, зависит от эволюции норм морали. С. испытывается как тягостное беспокойство, неудовлетворённость собой, осуждение своего поведения, сожаление о совершенном поступке. С. может переживаться при недостойном поведении др. людей, в особенности близких. Чувство С. возникает и при воспоминании об унизительном поступке, совершенном в прошлом. Переживание С. может иметь отчётливые телесные симптомы - покраснение лица, опускание глаз и т. п.
Радость - внутреннее чувство удовлетворения, удовольствия и счастья
Страх -внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием
Злость - резкое и сильное отрицательное чувство; раздраженно-враждебное состояние.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки "Может ли музыка "нарисовать" музыкальный портрет человека?"

Музыкальный материал помогает учащимся постичь огромные возможности музыки: её умение передавать не только настроение, чувства, мысли человека, но и различные черты его характера....

«Может ли организм человека жить без витаминов?»

Презентация на тему «Может ли организм человека жить без витаминов?» Составитель: учитель начальных классов высшей категории Бурлуцкая В.М....

В статье дана краткая характеристика видов нарушения речи и предоставлены игры и занятия. которые может проводить рядовой учитель с ребёнком....

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

гимназия им. академика Н.Г.Басова

Исследовательская работа

по теме:

«Может ли человек жить без чувств?»

Выполнил: ученик 4 «Г» класса

Ястребов Федор

Руководитель: к.п.н.Степанникова Е.П.

Воронеж 2015

Вступление

I МИР ЧУВСТВ

1.1.Язык души

1.2.От эмоций к чувствам

1.3. Виды эмоций и чувств

II УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИЯМИ

2.1.Эмоции как источник энергии

2.2. Как управлять своим настроением

Заключение

Список используемых источников и литературы

Объект исследования: Человек и его чувства

Предмет исследования: Влияние эмоций на человека

Цель работы:

  • проанализировать виды эмоций;
  • рассмотреть особенности поведения человека, испытывающего разные эмоции и чувства;
  • выяснить чем отличаются эмоции от чувств.
  • узнать как управлять настроением;

Методы, используемые в работе:

  • изучение детской специальной литературы и энциклопедий по теме;
  • исследование научно-познавательных сайтов в интернете;
  • просмотр документальных фильмов по теме данной работы;
  • опрос взрослых и заинтересованных людей;
  • самостоятельный анализ материалов и источников.

Гипотеза исследования: Человек не может жить без чувств и оставаться равнодушным к окружающему его миру, так как предметы и события вызывают у него различные эмоции.

Вступление

Обычное буднее утро в городском многоквартирном доме. Жильцы спешат по делам, на работу, в школу. Впереди у них насыщенный день, позади ночь. Кто-то хорошо отдохнул и набрался сил. У кого-то плакал ребёнок или болел зуб. Одни встречают день с интересом, другие — с тревогой или унынием. Открыв дверь подъезда, все они видят знакомый двор... Но действительно ли они видят в этот момент одно и то же? Проснувшийся бодрым и весёлым один человек заметит ласковое солнышко, его невыспавшийся сосед — осеннюю грязь, ребёнок — полосатую кошку, а его мама — развалившуюся ступеньку, на которую надо обратить внимание сына. Каждый из них видит то, что кажется ему самым важным, или, точнее, на что направляет взгляд эмоциональное состояние — радость, раздражение, любопытство, озабоченность.

Любой миг своего существования мы пребываем в некотором эмоциональном состоянии. Оно существенно влияет на всё, что и как мы делаем, о чём думаем, что видим или, наоборот, не замечаем. Всякое наше суждение об окружающем мире насыщено эмоциями и чувствами.

I МИР ЧУВСТВ

  1. Язык души

Эмоции — язык нашего внутреннего мира. Они сообщают нам, какое значение для нас имеют те предметы, события, отношения с людьми, которые в данные момент оказались в поле нашего внимания. Человек только представит себе какую-нибудь ситуацию, а эмоции уже определяют её как желаемую или неприятную.

  1. От эмоций к чувствам

Как правило, эмоции и чувства принято разделять. Эмоции возникают немедленно и очень быстро меняются. Чувства же появляются не сразу, и они более длительны. Чувство может сопровождать нас долгие годы. Это может быть чувство любви, доверия к миру, уверенности в себе или, напротив, ненависти, неприятия.

  1. Виды эмоций и чувств

Ученые выделяют 10 основных эмоций :радость, интерес (волнение), удивление, горе (страдание), гнев, отвращение, презрение, страх, стыд и вина (раскаяние).

Радость - внутреннее чувство удовлетворения, удовольствия и счастья.

Волнение - нервное возбуждение, сильное беспокойство, вызванное чем-либо (страхом, радостью, ожиданием и т. п.).

Удивление - это кратковременная, быстро проходящая реакция на внезапное, неожиданное событие.

Стыд - чувство, возникающее у человека при совершении им поступков, которые противоречат требованиям морали, нормам поведения.

Страх -внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием

Злость - резкое и сильное отрицательное чувство; раздраженно-враждебное состояние.

В психологии принято выделять три вида чувств : нравственные, интеллектуальные и эстетические.

Нравственные (этические) чувства — сострадание и совесть, любовь и привязанность.Они регулируют поведение человека, определяя его поступки.

Интеллектуальные чувства — любопытство, удивление, радость от получения знаний и опыта.

Эстетические чувства — от наслаждения до отвращения. Они проявляются в художественных оценках и вкусах.

Эмоции в значительное мере предопределяют наше восприятие окружающего. В радости мы видим мир сквозь розовые очки и повсюду находим гармонию. В горе всё для нас предстаёт в мрачном свете. В гневе кажется, что вокруг одни помехи и препятствия. В страхе самые обычные вещи становятся пугающими.

II УПРАВЛЕНИЕ ЭМОЦИЯМИ

2.1.Эмоции как источник энергии

Люди по своей природе, прежде всего эмоциональные существа. Даже обучение наиболее эффективно, если происходит через переживание.

Эмоции увеличивают возможности человека, как бы подключая дополнительные источники энергии. Такой способностью обладают как положительные, так и некоторые отрицательные переживания: уставший работник может почувствовать прилив сил и ещё некоторое время плодотворно трудиться и от внезапной радости, и от большой злости.

И наоборот, человек, часто испытывающий тревогу, страх рискует впасть в стресс. Это проявляется в измененииобщего самочувствия, в ухудшении здоровья. Стрессы снижают творческие способности человека и ведут к тому, что деятельность его становится менее успешной.

2.2. Как управлять своим настроением

Радостный день, светлое состояние души, упадок духа, тихая грусть... Всё это — настроение, которое может быть хорошим и плохим, спокойным и раздражённым, приподнятым и упадническим.

Очень важно осознавать своё настроение. Оно сигнализирует о том, что творится в глубине души, что для неё предпочтительно. Учитывая это, легче планировать своё время.

2.Детская энциклопедия «WhatThis». Человек. Головной мозг.

3.Человек. Большая детская энциклопедия.

4.Гигантская детская энциклопедия.

5.Детская энциклопедия. Том 7. Человек.

1. Может ли человек жить без чувств? Данный вопрос рано или поздно возникает у каждого человека. Стоит ли подменять эмоции разумом? В мире можно найти тысячи людей, которые считают, что жить стоит, включая здравый смысл, ведь так спокойней и стабильней. Другие, наоборот, не представляют своей жизни без постоянных ярких всплесков эмоций. Как всегда, истина находится где-то посередине. Давайте выясним, как же попытаться уравновесить эти две противоположности: рациональность и эмоциональность? Каждому человеку свойственно чего-то опасаться и в чем-то сомневаться. Холодный рассудок часто «выручает» нас: ограждает от трагедий, помогает осмыслить сложные ситуации и прийти к определенному выводу. Жизнь без чувств уберегает нас от разочарований, но и не позволяет искреннее радоваться. Может ли человек жить без чувств? Однозначно - не может. На то мы и люди, чтобы проявлять эмоции.
Может ли человек жить без чувств? Мы - не роботы, каждый из нас постоянно испытывает разнообразные эмоции. Разум на то и дан людям, чтобы они умели проявлять эмоции. Злость, радость, любовь, страх, печаль – кому не знакомы все эти чувства? Характеристика чувств человека очень широкая и многогранная. Просто люди проявляют их по-разному. Кто-то сразу же выплескивает всю свою радость или злость на окружающих, а кто-то прячет свои эмоции очень глубоко. Мы стали боятся проявлять свои чувства даже к самым близким людям. Очень часто в погоне за благополучной жизнью мы забываем о своем эмоциональном состоянии. Многие действительно пытаются спрятать свои чувства как можно дальше. В современном обществе считается, что умение проявлять эмоции – признак слабости. Человек, который испытывает чувства, всегда будет более уязвим, чем человек, у которого все построено на расчете. Но в тоже время эмоциональный человек может быть более счастливым, чем рационалист.

2. Творческие люди бывают наиболее подвержены эмоциям. Некоторые из художников предпочитают жить «широко шагая» с «открытыми настежь глазами и душой». А некоторые - успешно сублимируют чувства человека в произведениях живописи. Обратимся для примера к одной из таких картин, описывающих подобные эмоции.
Пример 1. В. Васнецов, «Аленушка» Эта русская сказка знакома многим детям с самого детства. Ослушник Иванушка испил водицы из лужицы и стал козленочком. Его сестрица Аленушка предупреждает о том, что может случиться, но брат не внемлет ей. Когда это случается с Иваном, сестра испытывает чувства горя, безысходности, отчаяния, скорби и печали. На картине она изображена у пруда на «горючем» камне. Укрывшись от людских глаз, девушка переживает сложную гамму эмоций, мастерски показанных художником.

Пример 2. К. Брюллов, «Всадница» Чувства человека в произведениях живописи могут выражаться по-разному. Картина Брюллова изображает молодую красавицу, подъехавшую на коне к веранде дома. Ее встречают собаки и маленькая девочка. Вся картина проникнута эмоциями: чувством радости встречи, восхищения праздничным разнообразием и обожанием жизни в ее ярчайших проявлениях красоты и грации.

Пример 3.И. Айвазовский, «Девятый вал» Чувства человека в произведениях живописи могут выражаться посредством изображения явлений природы. Так, в картине Айвазовского мы видим ощущение силы, мощи и могущества природы. В то же время приходит на ум осознание ничтожности всего человеческого перед стихией. Такую сложную бурю чувств художник воплощает в данном произведении.

3. Мы привыкли, что когда речь заходит об эмоциях, начиная от глубокой печали и до бескрайней радости, в виду имеют человека. Казалось бы, какое еще существо может так здорово отразить свои чувства внешне. Что ж, такой способностью действительно обладают не только люди – животные тоже ею наделены. Это кажется нереальным, но вы только посмотрите на самые разные выражения их «лиц».
Эмоции животных включают и удивление, и грусть, и радость, и переживание, и скромность, и вообще полный набор, такой похожий на наш с вами. Есть даже особенное отличие в пользу братьев наших меньших – их мордашки выглядят такими милыми, когда пытаются что-то изобразить.

Это эссе в продолжение предыдущиего о послании «Не чувствуй»
В комментариях были интересные дискуссии, и я решила раскрыть тему подробнее.

Наверняка и Вы встречались с мнением, что:
«А так ли уж нужны чувства? Или от них одни проблемы»
«Мне безопаснее и спокойнее без чувств»
«Уж лучше я буду бесчувственным, чем буду так мучиться и страдать»

И действительно, когда человек оказывается в ситуации, что чувства слишком сильны и непереносимы, или когда небезопасно проявлять то или иное чувство, особенно если эта ситуация длится долго — он может принять решение «не чувствовать».
Очень часто такое решение принимается именно в детстве — когда ребенок оказывается в невыносимой эмоционально ситуации, или когда то или иное чувство в родительском доме под запретом (в первой части было описание упражнения "Вы вбегаете в родительский дом")

Поэтому сегодня поговорим, зачем нужны чувства и как можно вновь научиться чувствовать.

Об эмоциях и чувствах
Принято использовать и слово «эмоция» и слово «чувство». Отличаются ли эти понятия?

Эмоции и чувства тличаются по времени и по глубине.
Эмоции — ситуативны, быстро возникают и проходят
Чувства — длительные и глубокие.

Например:
Вы можете любить человека (это чувство, оно длится долго)
И конкретно сейчас Вы можете испытывать гнев по отношению к этому человеку (это эмоция)

Базовые эмоции и чувства
В психологии выделяют базовые эмоции/чувства — которые присущи людям разного уровня развития и разных культур.
В разных направлениях список немного разный.

Например, в транзактном анализе выделяют 4 базовых эмоции:
радость
страх
гнев
печаль

Кстати, если посмотреть на животных — то эти эмоции могут испытывать и животные Кот или собака могут радоваться, бояться, злиться или печалиться.

Есть и другой список из 7-ми базовых эмоций
Интерес
Радость
Печаль
Злость (гнев)
Страх
Отвращение
Удивление

Остальные эмоции и чувства — «составные» , имеют в основе базовые эмоции, а также мысли, убеждения, оценки и так далее.
Например, чувства стыда или вины — могут иметь в основе страх быть отвергнутым, оценки «я плохой, со мной что-то не так, я поступаю неправильно», убеждения «если я буду плохим/буду так поступать — то меня отвергнут», и мысли «мне нужно срочно исправить себя/свои действия»

Кто управляет чувствами
Чувства и эмоции напрямую не управляются сознанием.
Они возникают как ответ на ту или иную жизненную ситуацию, когда потребности удовлетворяются или не удовлетворяются.

Какое конкретно возникнет чувство — зависит от особенностей самого человека.
В одной и той же ситуации один человек может испугаться, а второй разозлиться.
Это может зависеть от врожденных особенностей, а также от решений принятых в детстве — человек мог решить, что злиться и защищать себя нельзя, безопаснее будет спрятаться и убежать.
В детстве ребенок «обучается» у своих родителей — в каких ситуациях можно чувствовать то или иное. Например, может обучиться испытывать чувство вины или страдать — потому что так делали старшие члены семьи, иногда во многих поколениях.

Для чего нужны чувства, и не легче ли обходиться без них

1. Для того, чтобы ощущать себя живым. Я неоднократно слышала от людей, которые вытесняют и запрещают себе чувства, что они ощущают себя как роботы, люди-функции — которые просто выполняют те или иные действия, а жизнь как будто проходит мимо.
2. Чтобы ощущать радость жизни. Если человек запрещает себе злиться или печалиться — то диапазон чувств уменьшается, и он перестает испытывать радость и счастье. Жизнь становится серой и пресной, безвкусной.
3. Чувства и эмоции — это важные сигналы. Они указывают на то, что не удовлетворяется важная потребность, и что-то идет не так.

Жить без чувств и эмоций — это всё равно что путешествовать по незнакомому городу с закрытыми глазами . Теоретически, осуществить путешествие из пункта А в пункт Б возможно. Но нет всей полноты впечатлений, нет радости от увиденного, и можно потеряться и зайти не туда. Кроме того, можно пропустить что-то важное или не заметить опасность.

Что делать, как вновь научиться чувствовать

Способ 1. Принятие и осознанность
Не бороться с эмоциями и чувствами. Если они есть — значит для чего-то нужны (даже если на уровне сознания сейчас не понятно для чего)
Вместо того, чтобы давать оценку (правильная или неправильная, хорошая или нехорошая эмоция-чувство) — просто позволяйте им быть.
Давайте эмоциям-чувствам место и время, наблюдайте за ними с принятием, позволяйте себе их осознавать и чувствовать.
Эмоции и чувства как правило «отражаются» в теле — как неприятные ощущения, напряжение. Чаще всего в лице, руках, туловище.
Вы можете наблюдать за этими ощущениями, и за своими эмоциями и чувствами, никак их не оценивая.

Тут важно не бежать что-то делать сразу, как возникли эмоции-чувства, а некоторое время побыть с ними, позволить себе их ощутить и прожить.
В то время, как Вы это делаете, как раз может прийти понимание, с какой Вашей потребностью связаны эти эмоции-чувства.

Я обычно показываю своим клиентам такой способ наблюдения:
1. Заметить, что эмоция-чувство есть. Если возможно - назвать его. Например, "Я сейчас испытываю тревогу".
2. Обратить внимание, где эмоция-чувство отражается в теле
3. Осознанно наблюдать за ним, направляя внимание в ту область тела, где отражается эта эмоция-чувство.
4. Можно метафорически направлять своё дыхание в эту область тела. Концентрация на дыхании помогает оставаться в этом процессе и сохранять осознанность.
(Этот способ сложился у меня из методов эриксоновского гипноза, психосинтеза, телесноориентированной терапии и направления mindfulness)

Когда Вы перестаете бороться со своими эмоциями и чувствами — Вы устанавливаете с ними хороший контакт.
Если это непродолжительная эмоция — то наблюдая и чувствуя, Вы можете прожить её полностью, и она уйдет, освободив место для чего-то еще
Если это длительное чувство, которое регулярно возникает — то Вы можете понять, на что оно указывает, и найти для себя новые варианты действий.

Способ 2. Рисование и арттерапия
Свои чувства можно рисовать. Это также будет направлено на принятие и проживание чувств.
Сделать это очень просто:
Рисовать можно на листе — формат А4 хорошо подходит
Либо можно рисовать в круге (мандала)

Из материалов можно брать то что под рукой: карандаши, пастель, краски. Фломастерами и цветными ручками не очень хорошо, но если ничего нет — то можно и ими. Можно даже одноцветной ручкой или простым карандашом, если ничего другого нет, а выразить чувства хочется прямо сейчас.

Выбираете время-место, где Вас никто не будет отвлекать 5-10 минут, и рисуете своё чувство на бумаге. Лучше, если это будет абстрактный рисунок (без конкретных предметов, символов и форм)— цветовые пятна, штихи, линии.

Материал также имеет значение.
Например, моя клиентка рисовала злость на родителей цветной пастелью. Она рассказывала, что ей хотелось очень сильно давить на пастель, и в процессе пастельные карандаши часто ломались. И это тоже помогало ей выразить свои чувства.

После того, как Вы нарисовали, можно разрвать лист и выбросить обрывки, и в это действие тоже символически вложить свои чувства, чтобы их отреагировать.

Что делать, если чувства затапливают
Парадокс в том, что если бороться с этими чувствами и запрещать себе их — то затопление произойдет еще быстрее.
Когда Вы наблюдаете за своми чувствами или рисуете их — то Вы в некоторой степени разотождествляетесь с ними, перестаете полностью погружаться в них. Потому что есть одна часть Вас, которая рисует или ощущает, и вторая часть — которая наблюдает и осознает.
Если же Вы пытаетесь прекратить «неугодное» чувство, то раскручивается внутренний конфликт и от этого напряжение только растет. Вы теряете осознанность, становитесь непосредственным участником конфликта, начинаете ругать себя за «неправильное» чувство, бороться с собой, оценивать своё чувство и себя как "неправильные, неподобающие" — и от этого погружаетесь в переживания еще больше. Например, может возникнуть чувство вины, за то что Вы испытываете неправильное неподобающее чувство, что еще ухудшает состояние.

Приглашаю к обсуждению в комментариях!

Человек, с абсолютно здоровой психикой, живет в красочном эмоциональном мире, пропуская сквозь себя, как губка, множество жизненных ситуаций. Однако полностью здоровый человек – практически нонсенс, поэтому каждый из нас в той или иной степени подвержен разным переживаниям, душевным терзаниям и зацикливанию на каком-то неприятном случае, уделяя ему излишне много внимания и сил.

Однако есть те, кто ощущает многие эмоции слишком слабо, а некоторые внутренние ощущения не могут осознать вообще. Они не подвержены какой-то болезни или психологическому расстройству. Состояние, при котором человек затрудняется определить свои эмоции, называется алекситимия. При расспросах о том, что человек чувствует, даются ответы, вроде «голова болит» (описание физических ощущений), «я размышляю над ответом» (проявление логического мышления) или «мне хорошо/мне плохо» (оценка своего состояния). Иногда, человек может даже ответить, что ничего не чувствует.

Алекситимия может появиться вследствие долгого болезненного переживания, которое травмировало психику на протяжении многих лет. Например, если человек рос в неблагополучной среде, а в детстве регулярно подвергался физическому насилию со стороны родителей и сверстников. Единственной возможно защитой для психики, в таком случае, является игнорирование боли. Включается защитный механизм и ребенок начинает постепенно подавлять все эмоции и чувства, которые испытывает при избиении. Однако такой психический механизм постепенно становится основным видом реакции, которая в другой ситуации, остается такой же «заторможенной».

Второй распространенной причиной алекситимии является отсутствие обучения эмоциям в ранние годы жизни. Рассмотрим такую ситуацию: ребенок упал и заходится истерикой. Родитель спрашивает « Почему ты плачешь? Сильно ударился? Тебе больно?». Вскоре ребенок успокаивается, ведь взрослый понял его расстройство правильно и даже объяснил, почему он так расстроился. Но если вместо этого родитель говорит что-то, вроде «И нечего тут реветь!», у ребенка происходит разнобой во внутренних ощущениях и внешней оценке. В последствие, определенные сильные эмоции будут восприниматься неверно и даже пугать, а выработанные механизмы психики будут стараться их подавить.

Избавление от алекситимии требует множества времени и работы с самим собой. Свои чувства нужно познавать постепенно. Начать стоит с наблюдения за своим телом, ведь эмоции все еще протекают в вас, даже если вы их не осознаете. А вот тело обязательно даст свою реакцию на эмоциональное состояние: сжатые кулаки, дергающийся глаз, нервозное подергивание ногой – все это физиологическая реакция на ваши внутренние процессы. Так же полезно будет больше общаться с теми, для кого проявление и обозначение эмоций не составляет труда. Так вы неосознанно будете учиться у других. Однако, стоит помнить, что в процессе проявления скрытых эмоций, первыми на поверхность прорвется весь негатив, копившийся внутри долгое время. Поэтому если вы встали на путь познания себя, запаситесь терпением.