Советские вооруженные силы также были приведены в повышенную боевую готовность. Советское руководство давно беспокоило, что американские баллистические ракеты размещались в италии и турции, откуда могли достигать территории ссср, в то время как у ссср поч

1. Либерализация и противоречия в отношениях со странами Запада

Учитывая изменение международной обстановки после Второй мировой войны и реальную угрозу ядерного оружия, Председатель Совета Министров Г.М. Маленков, а позже Н.С. Хрущев считали, что в ядерный век мирное сосуществование государств является единственно возможной основой межгосударственных отношений. Это определило направленность внешней политики СССР в постсталинский период. ХХ съезд КПСС обосновал и закрепил тезисы о мирном сосуществовании двух систем, о возможности предотвращения войны в современную эпоху, о многообразии форм перехода различных стран к социализму. В качестве главных направлений обеспечения мира Н.С. Хрущев назвал создание системы коллективной безопасности в Европе, а затем в Азии, а также достижение разоружения. Несмотря на сохранявшуюся обстановку "холодной войны", в международных отношениях происходили важные изменения. В то же время в советской внешнеполитической доктрине оставались серьезные противоречия, определявшиеся коммунистической идеологией. Ставилась задача всемерной поддержки левых национально-освободительных движений в странах "третьего мира". Н.С. Хрущев выступил с целым рядом масштабных миролюбивых инициатив(проект договора о коллективной безопасности в Европе, заявление об одностороннем сокращении своих вооруженных сил, ликвидация военных баз на территории Финляндии и Китая; предложение о приостановке ядерных испытаний и др.). В 1958 г. в СССР был объявлен односторонний мораторий на ядерные испытания. В августе 1963 г. в Москве между СССР, США и Англией был подписан Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах: в атмосфере, космосе и под водой. Наметился процесс улучшения отношений между Востоком и Западом. В 1955 г. страны-победительницы во второй мировой войне подписали Государственный договор с Австрией, по которому СССР вывел с ее территории свои войска. В том же году были установлены дипломатические отношения с ФРГ. В 1956 г. была подписана декларация с Японией. Уже в 1956 г. советской стороной было заявлено о переходе от массового применения войск к ракетно-ядерному противостоянию. В 1961 г. СССР в одностороннем порядке отказался от соглашения с США о моратории на ядерные взрывы в атмосфере и провел серию ядерных испытаний. Карибский кризис или "ракетный кризис" 1962 г. поставил мир на грань термоядерной войны. 2. СССР и страны социалистического лагеря ---Происходила либерализация связей с социалистическими государствами (в том числе, с Югославией, отношения с которой были нормализованы в 1955 г. по инициативе советского руководства). Развивались новые формы сотрудничества. В 1955 г. экономическое сотрудничество социалистических стран в рамках СЭВ было дополнено военно-политическим - образованием Организации Варшавского Договора (ОВД), что легализовало присутствие советских войск в Восточной Европе. Данное обстоятельство использовалось советской стороной для вмешательства во внутренние дела стран-участниц (в октябре 1956 г. в Венгрии). В августе 1961 г., в ответ на массовое бегство восточных немцев в Западный Берлин, была воздвигнута берлинская стена, ставшая символом противостояния Востока и Запада. Реальное обострение отношений между СССР и Албанией началось в 1960 г., а уже в 1961 г. они были практически прерваны. Обострение советско-китайских отношений вело к фактическому развалу единой социалистической системы. В китайских кругах высказывались претензии на некоторые советские территории.

3. Отношения с развивающимися странами

Распад колониальной системы и образование независимых государств заставили советское руководство обратить внимание на страны "третьего мира". Впервые глава Советского государства Н.С. Хрущев нанес визиты в эти страны (Индию, Бирму, Индонезию, Афганистан, Египет). Всего за1957-1964 гг. Москва обменялась визитами более чем с 20 развивающимися странами. Было подписано 20 различных соглашений о сотрудничестве. За счет советской помощи до 50% ассигнований на экономическое развитие покрывала ОАР (Египет) и до 15% - Индия. В целях оказания поддержки развивающимся странам Азии, Африки, Латинской Америки в Москве 5 февраля 1960 г. открылся Университет дружбы народов (с 1961 г. имени Патриса Лумумбы). В то же время, увеличивавшаяся военная помощь не только помогала развивавшимся странам отстаивать свою независимость (как это было в 1956 г. в Египте, где интервенция Англии, Франции и Израиля была предотвращена угрозой СССР послать своих "добровольцев"), но и приводила к расширению конфликтов, их превращению в затяжные локальные войны. Такая политика Советского Союза была аналогична внешнеполитической линии США, насаждавших "союзнические" режимы в странах "третьего мира". В начавшейся в 1961 г. войне в Индокитае протекало военное столкновение США (открыто) и СССР (скрыто).

В середине 50-х - первой половине 60-х годов международная обстановка характеризовалась определенной стабилизацией и снижением международной напряженности. В этот период предпринимались попытки ограничения вооруженных сил, устанавливались контакты между лидерами ведущих держав мира. Советская внешняя политика претерпела изменения в сторону либерализации курса. Был подтвержден принцип мирного сосуществования государств с различным политическим строем как основа внешнеполитической концепция СССР; признавалось разнообразие путей перехода к социализму. При этом неизменным оставался курс на непримиримое противоборство с мировым капитализмом, сохранялся примат идеологии над политикой, что приводило к острейшим политическим кризисам на международной арене. В связи с окончательным оформлением двублокового противостояния усилилась борьба между СССР и западными странами за влияние в "третьем мире".

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

ПРЕЗЕНТАЦИЯ по истории на тему «Внешняя политика СССР в 50-60 гг. XX в.» преподаватель: Шкарупа В.Г. ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КРАСНОДАРСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ» МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

2 слайд

Описание слайда:

Во 2-ой половине 50-х – начале 60-х гг. на международной арене произошли серьёзные изменения: во-первых – распад мировой колониальной системы, приведший к борьбе за влияние в бывших колониях и расширению арены «холодной войны»;

3 слайд

Описание слайда:

во-вторых – появление в СССР межконтинентальных баллистических ракет, лишивших США чувства безопасности.

4 слайд

Описание слайда:

Эти изменения подстегнули новый виток гонки вооружений и вывели противостояние двух систем на новый уровень. Особое внимание в этот период внешнеполитическое ведомство СССР уделяло трём направлениям: отношения со странами социалистического лагеря; ближневосточное направление; противостояние с США.

5 слайд

Описание слайда:

б) отношение с «братскими странами»; Отношения СССР с «братскими странами» социалистического лагеря переживали острейший кризис. Копирование советской модели тоталитарного социализма со всеми его проявлениями: уничтожение демократии, индустриализация, кооперация с/хозяйства, массовые репрессии и т.п. вызывало недовольство населения. В правящих кругах «братских республик» рождалось недовольство диктатом Москвы и её вмешательством не только во внутренние, но и во внешние дела социалистических стран.

6 слайд

Описание слайда:

В 1948 г. подобная политика уже привела к разрыву отношений с Югославией, чей лидер коммунист Иосипом Броз Тито стремился проводить самостоятельный внешнеполитический курс. С окончательным разделом Европы в период «холодной войны», Москва в сфере своего влияния проводит имперскую политику, навязывая свою систему социализма, что и вызывало акции неповиновения вплоть до восстаний, как Берлинского восстания 1953 г., которые подавлялись военной силой.

7 слайд

Описание слайда:

ТИТО Иосип Броз (1892-1980).- Президент Югославии (с 1953 г.), председатель Президиума СФРЮ с 1971 г. Трижды Народный герой Югославии (1944, 1972, 1977); Герой Социалистического Труда (1950). Председатель Союза коммунистов Югославии (СКЮ) с 1966 г. Маршал (1943). Родился в с. Кумровец (Хорватия). По образованию - механик. Участник Первой мировой войны; тяжело ранен, попал в русский плен. В октябре 1917 г. в Омске вступил в Красную гвардию. В 1920 г. вернулся на родину, стал членом компартии Югославии. В 1928-1934 гг. - в заключении. С 1940 г. - генеральный секретарь КПЮ. В 1935- 1936 гг. - в Москве, работал в Коминтерне, активно поддерживал борьбу Сталина с троцкистами.

8 слайд

Описание слайда:

Разоблачение «культа личности» на XX съезде КПСС вызвало сильный резонанс в «братских странах». В Польше и Венгрии события в Москве были расценены как сигнал к либерализации политической системы, вызвавший подъём общественных движений

9 слайд

Описание слайда:

28 июня 1956 г. с забастовки железнодорожников в Польше началась всеобщая забастовка, жестокое подавление которой силами польской армии вызвала раскол в правящей Польской Объединённой Рабочей Партии (ПОРП). Часть партии стала настаивать на начале реабилитации, подобно проводимой в СССР. Реабилитированный Владислав Гомулку сразу стал лидером ПОРП, что вызвало беспокойство Москвы, и только гарантии сохранения власти за ПОРП и членства Польши в ОВД предотвратили ввод в Варшаву советских войск. Несмотря на сохранение социализма в Польше, новое правительство пошло на смягчение режима и экономические реформы, ослаблявшие жёсткий государственный контроль и снимавшие ограничения для частного предпринимательства. Забастовка железнодорожников ввод в Варшаву советских войск

10 слайд

Описание слайда:

(польск. Władysław Gomułka; 6 февраля 1905,Бялобжеги, близ г. Кросно, Королевство Галиции и Лодомерии, Австро-Венгрия - 1 сентября 1982, Варшава, ПНР) - польский партийный и государственный деятель, генеральный секретарь ЦК Польской рабочей партии в 1943-1948, первый секретарь ЦК Польской объединённой рабочей партии (ПОРП) в 1956-1970. Владислав Гомулку -

11 слайд

Описание слайда:

Наиболее жёсткий тоталитарный режим по сравнению со всеми странами социализма сложился в Венгрии. Лидер компартии Матьяш Ракоши был настолько явным сталинистом, что не вызывал симпатий даже у новых руководителей Кремля. Перемены в СССР привели к возникновению в компартии крыла реформаторов, а начавшаяся реабилитация вернула многих авторитетных членов партии, что ослабляло позиции Ракоши и вызвало внутрипартийный кризис.

12 слайд

Описание слайда:

(венг. Rosenfeld Mátyás, 9 марта 1892 года Ада, Королевство Венгрия, Австро-Венгрия - 5 февраля 1971 года, Горький, РСФСР, СССР) - венгерский коммунистический политик, Генеральный секретарь ЦК Венгерской коммунистической партии(1945-1948), Первый секретарь ЦК Венгерской партии трудящихся(1948-1956), Председатель Совета Министров Венгерской Народной Республики (1952-1953). В период его правления в Венгрии происходит переход от режима народной демократии к социалистическому государству, а также ускоренная советизация Венгрии, сопровождающаяся политическими репрессиями. Через некоторое время после смерти Сталина отправлен в отставку (1956 Матьяш Ракоши -

13 слайд

Описание слайда:

25 октября 1956 г. по стране прокатились демонстрации в поддержку реформаторов, приведшие к назначению их лидера Имре Надя на должность премьер-министра. Новое реформаторское правительство спровоцировало разрушение социализма: разрешены политические партии, уничтожались кооперативы, создавались независимые профсоюзы. Недовольство народа выплеснулось на улицы, где происходили самосуды над работниками госбезопасности и коммунистами, причастными к репрессиям.

14 слайд

Описание слайда:

(венг. Nagy Imre, ; 7 июня 1896, Капошвар, Австро-Венгрия - 16 июня 1958, Будапешт) - венгерский политический и государственный деятель. Премьер-министр Венгерской Народной Республики, инициатор резких изменений в политическом курсе, которые вызвали введение сил Организации Варшавского договора в Венгрию (Восстание 1956 года). И́мре Надь -

15 слайд

Описание слайда:

Чувствуя, что события в Венгрии ведут к краху социализма, 4 ноября в Будапеште по приказу Хрущёва советские войска начали наводить порядок. После политической «чистки» власть в Венгрии была передана Яношу Кадару. Но даже он не пожелал сотрудничать со сталинистом Ракоши, которого вынуждены были вывести в СССР. Доклад маршала Жукова о положении в Венгрии на 12-00 4 ноября 4 ноября

16 слайд

Описание слайда:

(венг. Kádár János, до 1945 фамилия Черманек, венг.Csermanek, 26 мая 1912, Фиуме, Австро-Венгрия - 6 июля 1989,Будапешт, Венгерская Народная Республика) - венгерский государственный и политический деятель, фактический руководитель Венгерской народной республики на посту генерального секретаря Венгерской социалистической рабочей партии (с 1956 по 1988 годы); в 1956-1958 и 1961-1965 годах также занимал должность премьер-министра ВНР. Яношу Кадару-

17 слайд

Описание слайда:

Бежавший в Румынию лидер реформаторов Имре Надь впоследствии был выдан Венгрии и казнён, но для снятия социальных проблем новое правительство, как и в Польше, вынуждено было пойти на смягчение политического режима и умеренные экономические реформы.

18 слайд

Описание слайда:

Но не все социалистические режимы с воодушевлением приняли новый курс Москвы. В странах с сильной авторитарной властью, в критике «культа личности» коммунистические лидеры увидели угрозу для себя. Против подобной политики решительно выступила Албания (Энвер Ходжи), разорвавшая с СССР все отношения и в 1962 г. вышедшая из ОВД.

19 слайд

Описание слайда:

Но наиболее драматично развивались отношения с Китаем, занявшим ярко враждебную позицию. Существовало несколько причин резкой смены политики китайского руководства: во-первых, вместо поддержки Китая в конфликте с Индией, СССР активно налаживал с ней дружественные отношения; во-вторых, стремление Китая повторить сталинский «большой скачок» и быстро создать мощную промышленность к 1958 г. окончилась провалом, и китайским лидерам необходимы были «стрелочники». В итоге виновниками провала были объявлены проамериканское правительство Тайваня, Индия и советские специалисты, работавшие в Китае; в-третьих, возникшие после смерти Сталина претензии Мао Цзе-дуна на роль лидера мирового коммунистического движения, и его резкое неприятие политики критики «культа личности» Сталина.

20 слайд

Описание слайда:

К сер. 60-х гг. все политические, экономические, научные и культурные связи между СССР и Китаем были разорваны. В Китае началась открытая антисоветская пропаганда, и Пекин стал предъявлять свои претензии на часть советского Дальнего Востока, Казахстан и Киргизию.

21 слайд

Описание слайда:

в) ближневосточное направление В ближневосточном конфликте СССР встал на сторону Арабской Республики Египет. Во время Суэцкого кризиса 1956 г. Москва резко выступила против англо-франко-израильской агрессии, добившись вывода их войск из Египта. Впоследствии СССР начал оказывать Каиру активную экономическую и военную помощь, вооружив египетскую армию советской техникой. Поддержка Египта привела к росту авторитета СССР среди арабских националистов. Во всех ближневосточных конфликтах Москва стояла на стороне арабов, обеспечивая их советской военной техникой и оружием. США же поддерживало и снабжало Израиль.

22 слайд

Описание слайда:

23 слайд

Описание слайда:

г) противоборство с США. Но основой всей внешней политики СССР было противоборство с США. Испытание 12 августа 1963 г. советской водородной бомбы лишило США монополии и в этом оружии. Совершив в 1959 и 1960 гг. поездки по США, Хрущёв убедился в невозможности войны с ними. Пытаясь побудить Вашингтон идти на уступки, он проводил политику шантажа и угроз, но они не давали результата из-за жесткой позиции американского правительства. Наиболее ярко это появилось во время 2-го Берлинского кризиса. Испытание 12 августа 1963 г. советской водородной бомбы 2-ой Берлинский кризис.

24 слайд

Изменения на международной арене. Внешнеполитическая деятельность Советского государства во второй половине 40-х годов совершалась в обстановке глубоких перемен на международной арене. Победа в Отечественной войне повысила авторитет СССР. В 1945 г. он имел дипломатические отношения с 52 государствами (против 26 в предвоенные годы). Советский Союз принимал активное участие в решении важнейших международных вопросов, и прежде всего в урегулировании послевоенного положения в Европе.

В семи странах Центральной и Восточной Европы к власти пришли левые, демократические силы. Созданные в них новые правительства возглавили представители коммунистических и рабочих партий. Руководители Албании, Болгарии, Венгрии, Румынии, Польши, Югославии и Чехословакии провели в своих странах аграрные реформы, национализацию крупной промышленности, банков и транспорта. Сложившаяся политическая организация общества получила название народной демократии. Она рассматривалась как одна из форм пролетарской диктатуры.

В 1947 г. на совещании представителей девяти коммунистических партий стран Восточной Европы было создано Коммунистическое Информационное бюро (Коминформбюро). На него возлагалась координация действий компартий государств народной демократии, которые стали называть себя социалистическими. В документах совещания был сформулирован тезис о разделении мира на два лагеря империалистический и демократический, антиимпериалистический. Положение о двух лагерях, о противостоянии на мировой арене двух социальных систем лежало в основе внешнеполитических взглядов партийно-государственного руководства СССР. Эти взгляды нашли отражение, в частности, в работе И.В. Сталина "Экономические проблемы социализма в СССР". В работе содержался также вывод о неизбежности войн в мире до тех пор, пока существует империализм.

Между СССР и странами Восточной Европы были заключены договоры о дружбе и взаимной помощи. Идентичные договоры связали Советский Союз с ГДР, созданной на территории Восточной Германии,

Корейской Народно-Демократической Республикой (КНДР) и Китайской Народной Республикой (КНР). Соглашения с Китаем предусматривало оказание ему кредита в размере 300 млн. долларов. Подтверждалось право СССР и Китая на пользование бывшей КВЖД. Страны достигли договоренности о совместных действиях в случае агрессии со стороны какого-либо из государств. Были установлены дипломатические отношения с государствами, получившими независимость в результате развернувшейся в них национально-освободительной борьбы (так называемые развивающиеся страны).



Начало "холодной войны". С окончанием Отечественной войны произошли изменения во взаимоотношениях СССР с бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции. "Холодная война" такое название получил внешнеполитический курс, проводимый обеими сторонами в отношении друг друга в период второй половины 40-х начале 90-х годов. Он характеризовался прежде всего враждебными политическими акциями сторон. Для решения международных проблем использовались силовые приемы. Министрами иностранных дел СССР начального периода "холодной войны" были В.М. Молотов, а с 1949 г. АД. Вышинский.

Конфронтация сторон отчетливо проявилась в 1947 г. в связи с выдвинутым США планом Маршалла. Разработанная госсекретарем США Дж. Маршаллом программа предусматривала оказание экономической помощи европейским странам, пострадавшим в годы второй мировой войны. Для участия в конференции по этому поводу были приглашены СССР и страны народной демократии. Советское правительство расценило план Маршалла как оружие антисоветской политики и отказалось от участия в конференции. По его настоянию об отказе участвовать в плане Маршалла заявили и приглашенные на конференцию страны Восточной Европы.

Одной из форм проявления "холодной войны" стало формирование политических и военно-политических блоков. В 1949 г. был создан Североатлантический союз (НАТО). В его состав вошли США, Канада и несколько государств Западной Европы. Спустя два года состоялось подписание военно-политического союза между США, Австралией и Новой Зеландией (АНЗЮС). Образование этих блоков способствовало укреплению позиций США в разных регионах мира.

В условиях ужесточения конфронтации во взаимоотношениях бывших союзников Советский Союз проводил работу против пропаганды новой войны. Основной ареной его деятельности стала Организация Объединенных Наций (ООН). Эта международная организация была создана в 1945 г. Она объединила 51 государство. Своей целью она ставила укрепление мира и безопасности и развитие сотрудничества между государствами На сессиях ООН советские представители выступали с предложениями о сокращении обычных видов вооружения и запрещении атомного оружия, о выводе иностранных войск с территорий чужих государств. Все эти предложения, как правило, блокировались представителями США и их союзниками. В одностороннем порядке СССР вывел войска с территорий нескольких государств, куда они были введены в военные годы.



Представители советских общественных организаций активно участвовали в движении сторонников мира, организационно оформившемся в конце 40-х годов. Свыше 115 млн. граждан страны поставили свои подписи под принятым Постоянным комитетом Всемирного конгресса сторонников мира Стокгольмским воззванием (1950 г.). В нем содержались требования запрещения атомного оружия и установления международного контроля за выполнением этого решения.

Наибольшей остроты конфронтация бывших союзников достигла на рубеже 40-50-х годов в связи с корейской войной. В 1950 г. руководство Корейской Народно-демократической Республики сделало попытку объединить под своим началом два корейских государства. По мнению советских руководителей, это объединение могло усилить позиции антиимпериалистического лагеря в этом регионе Азии. В период подготовки к войне и в ходе военных действий правительство СССР оказывало финансовую, военную и техническую помощь Северной Корее. Руководство КНР по настоянию И.В. Сталина направило в Северную Корею несколько воинских дивизий для участия в боевых операциях. Война была прекращена лишь в 1953 г. после длительных дипломатических переговоров.

СССР и страны Восточной Европы. Одним из ведущих направлений внешней политики в послевоенные годы являлось установление дружественных взаимоотношений с государствами Восточной Европы. Советская дипломатия оказывала помощь Болгарии, Венгрии и Румынии при подготовке мирных договоров с ними (подписаны в Париже в 1947 г.). В соответствии с торговыми соглашениями Советский Союз поставлял восточно-европейским государствам на льготных условиях зерно, сырье для промышленности, удобрения для сельского хозяйства. В 1949 г. в целях расширения экономического сотрудничества и торговли между странами была создана межправительственная экономическая организация Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). В его состав вошли Албания (до 1961 г.), Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия, а с 1949 г. ГДР. Местопребыванием Секретариата СЭВ являлась Москва. Одной из причин создания СЭВ был бойкот странами Запада торговых отношений с СССР и государствами Восточной Европы.

Основные направления взаимоотношений между СССР и восточноевропейскими странами были определены двусторонними договорами между ними. Предусматривалась военная и иные виды помощи в случае, если одна из сторон окажется вовлеченной в военные действия. Намечалось развитие экономических и культурных связей, проведение конференций по международным вопросам, затрагивающим интересы договаривающихся сторон.

Уже на начальном этапе сотрудничества СССР с государствами Восточной Европы в их взаимоотношениях проявлялись противоречия и конфликты. Они были связаны в основном с поисками и выбором пути построения социализма в этих государствах. По мнению руководителей некоторых стран, в частности, В. Гомулки (Польша) и К. Готвальда (Чехословакия), советский путь развития не являлся единственным для построения социализма. Стремление руководства СССР к утверждению советской модели строительства социализма, к унификации идеологических и политических концепций привело к советско-югославскому конфликту. Поводом к нему стал отказ Югославии от участия в рекомендуемой советскими руководителями федерации с Болгарией. Кроме того, югославская сторона отказалась выполнять условия договора об обязательных консультациях с СССР по вопросам национальной внешней политики. Югославские лидеры были обвинены в отходе от совместных с социалистическими странами действий. В августе 1949 г. СССР разорвал дипломатические отношения с Югославией.

Итоги внешнеполитической деятельности СССР во второй половине 40-х начале 50-х годов были противоречивы. Окрепли его позиции на международной арене. В то же время политика конфронтации Востока и Запада в значительной мере способствовала росту напряженности в мире.

Трудности в экономической сфере, идеологизация общественно-политической жизни, усиление международной напряженности таковы были результаты развития общества в первые послевоенные годы. В этот период еще более окреп режим личной власти И.В. Сталина, ужесточилась командно-административная система. В эти же годы в общественном сознании все более четко формировалась мысль о необходимости перемен в обществе. Смерть И.В. Сталина (март 1953 г.) облегчила поиски выхода из противоречий, опутавших все сферы общественной жизни.

Во внешней политике страны с середины 1950-х гг. наметились позитивные сдвиги. Улучшились отношения СССР с Турцией, Ираном, Японией (с ней в 1956 г. была подписана декларация о прекращении состояния войны и восстановлении дипломатических отношений). В 1958 г. было заключено соглашение с США о сотрудничестве в области культуры, экономики, обмена делегациями ученых, деятелей культуры. В 1959 г. состоялся первый в истории визит главы СССР Н. С. Хрущева в США для переговоров с президентом Д. Эйзенхауэром. Произошла нормализация отношений с Югославией. Снизился уровень конфронтации с Западом. Мирное сосуществование виделось в качестве единственно возможной альтернативы ядерной войны. Советский. Союз выступил инициатором в области разоружения, приостановки испытаний ядерного оружия, ликвидаций военных баз на чужих территориях. В отношениях с социалистическими странами Восточной Европы политика СССР не претерпела существенных изменений, хотя они в период “оттепели” и получили несколько большую политическую самостоятельность. Когда осенью 1956 г. правительство Венгрии, опираясь на поддержку широких слоев народа и армии, попыталось выйти из жестокой зависимости от СССР, это было расценено как контрреволюционный мятеж. Восстание было подавлено советскими войсками. В 1961 г. серьезный кризис вызвали события, связанные со статусом Западного Берлина. На встрече Хрущева с президентом США Дж. Кеннеди не удалось достигнуть понимания по этому вопросу. “Витрина” же Запада в центре ГДР создавала множество проблем для ее руководства. Тогда с согласия СССР за одну ночь вокруг Западного Берлина была воздвигнута стена из колючей проволоки и бетонных плит. Строительство Берлинской стены, как и события в Венгрии, отрицательно сказалось на развитии международных отношений в Европе и мире. Во второй половине 1950-х - начале 1960-х гг. ухудшились отношения СССР с Китаем и Албанией. Эти страны проявили недовольство осуждением в Советском Союзе культа личности. Высшей точкой обострения отношений между СССР и США стал Карибский кризис 1962 г. Поводом к нему послужил ввоз Советским Союзом на Кубу ядерных ракет средней дальности. Могла разразиться ядерная война. И лишь благодаря тому, что обе стороны не поддались эмоциям, этого не произошло. СССР вывез ракеты с Кубы, а США взамен обязались не вторгаться на Кубу и вывести из Турции ракеты, нацеленные на СССР. Карибский кризис заставил СССР и США пойти на диалог. В 1963 г. в Москве был подписан Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой. К середине 1960-х произошла определенная стабилизация международной обстановки.

Состоявшийся в конце февраля 1956 г. XX съезд КПСС явился поворотным пунктом в истории страны. К этому времени стала очевидной необходимость решительно порвать с прошлым, сказать правду о массовых репрессиях, вскрыть причины глубоких деформаций в советском обществе. Съезд, и особенно секретный доклад на нем Н. С. Хрущева “О культе личности и его последствиях”, оказал огромное влияние на сознание людей, на развитие общественной мысли. Он дал толчок процессу обновления общества, развенчания социальных мифов сталинизма, положил начало освобождению общественного сознания от догм и идеологических стереотипов. В докладе Хрущева был дан психологический портрет Сталина как политического деятеля, который отличался властолюбием, жестокостью, недоверием, подозрительностью, мстительностью. Приводились факты необоснованных репрессий, расправ с видными партийными и государственными деятелями, преследования членов их семей. Осуждая.преступления Сталина, докладчик, однако, не вскрыл природу авторитарной власти. Разоблачение культа личности Сталина осуществлялось людьми, которые сами были соучастниками многих злодеяний. Несвободен был в своих оценках и поступках и сам Хрущев, решившийся на такой смелый шаг. Поэтому разоблачение культа личности во второй половине 1950-х гг. сводилось лишь к ликвидации -да и то неполной - наиболее негативных сторон тоталитарного режима. Весной и летом 1956 г. в стране происходило очень важное событие - массовое освобождение почти всех политических заключенных из лагерей и мест “вечной ссылки”. Одновременно началась реабилитация большинства погибших в 1937-1955 гг. узников лагерей и тюрем. Была восстановлена национальная автономия балкарского, чеченского, ингушского, калмыцкого и карачаевского народов, упраздненная в годы войны. Часть законодательных функций властных структур была передана из центра на места. В целом же процесс начальной десталинизации отличался противоречивостью. Очень часто попытки выйти за пределы прежних взглядов решительно пресекались. В частности, когда в Москве, Ленинграде, Киеве возникли кружки студенческой молодежи, ставившие своей целью глубокое осмысление политического механизма советского общества, их участники были арестованы и осуждены.

I. Внутренняя политика СССР в 50-60-е гг.

II. Внешняя политика СССР в 50-60-е гᴦ. XX в.

I. Внутренняя политика СССР в 50-60-е гᴦ. XX в.

III. Социально-экономическое развитие советского общества во второй половинœе 60-х - первой половинœе 80-х гᴦ.

5 марта 1953 ᴦ. умер И.В.Сталин. Сразу же после его смерти состоялся Пленум ЦК КПСС, на котором были распределœены портфели в управлении государством и партией. Председателœем Совета Министров стал Г.М.Маленков. Его первым заместителœем был назначен Л.П.Берия. Партийный аппарат, сохранявший главенствующее положение в обществе, возглавил Н.С.Хрущев, который в сентябре 1953 ᴦ., уже после ареста Берии, стал первым секретарем ЦК КПСС.

Новое руководство предприняло ряд мер по восстановлению норм элементарной законности. Был прекращен ряд политических процессов . Многие, кто при Сталинœе являлись узниками лагерей, были освобождены. В печати всœе чаще стали появляться публикации о вреде культа личности, было пересмотрено ʼʼленинградское делоʼʼ, расстрел ленинградских партийных и хозяйственных руководителœей в 1949 ᴦ., приговор по которому был окончательно отменен в апрелœе 1954 ᴦ. Было разрешено свободно посœещать территорию Кремля. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, наметился курс на отказ от наиболее одиозных проявлений тоталитаризма и демократизацию советского общества. Важной вехой советской истории, стал XX съезд КПСС . Съезд проходил в феврале 1956 ᴦ. На нем с докладом ʼʼО культе личности и его последствияхʼʼ выступил Н.С.Хрущев. При этом в его докладе критика касалась лишь личных недостатков Сталина. Причины неудач и недостатков объяснялись наличием капиталистического окружения и трудностями построения социализма в одной отдельно взятой стране. При этом анализ истоков сталинских преступлений не был затронут. Партийное руководство, таким образом, не отказываясь от коммунистической идеологии, всю ответственность за репрессии в стране возложила на Сталина, Берию и Ежова. И вместе с тем следует признать, что решения съезда благотворно повлияли на процесс демократизации в стране. Недаром эпоху правления Хрущева сравнивали с ʼʼоттепельюʼʼ.

После XX съезда партии началась реабилитация невинно репрессированных; с 1957ᴦ. стали возвращаться в родные места депортированные народы: чеченцы, калмыки, балкарцы и т.д.

Хрущев начал проводить реформы.

В области управления:

В каждом экономическом районе были распущены отраслевые министерства и создавались Советы народного хозяйства (Совнархоз); В дальнейшем шло укрупнение совнархозов (были образованы республиканские СНХ, СНХ СССР).

Шла децентрализация управления;

Происходит сокращение аппарат управления и др.

Была проведена реформа партийных организаций, которые теперь разделялись на промышленные и сельскохозяйственные.

Были проведены реформы и в области с/х:

Укрупнение колхозов (хотел создать агрогорода, ᴛ.ᴇ. крестьяне должны были жить в квартирах и трудиться в колхозах);

Аннулировал долги колхозов;

Были повышены заготовительные цены;

В деревню вкладывались большие инвестиции;

Был отменен налог на личное приусадебное хозяйство;

Крестьяне получили паспорта

В 1954ᴦ. начинается освоение целины (Казахстан, Юж. Урал, Восточная Сибирь). В первые годы целина оправдала себя, и были собраны большие урожаи, потом всœе успехи сошли на нет.

Реорганизация МТС (машинно-тракторные станции) - они должны были быть выкуплены колхозами (многие колхозы разорились на этом выкупе);

Производство кукурузы (но для этого были неблагоприятные климатические условия).

В 1957ᴦ. Хрущев бросил лозунг ʼʼДогнать и перегнать Америкуʼʼ в экономическом развитии, но для этого не было условий, в связи с этим появились ʼʼприпискиʼʼ.

В области науки и культуры было ослаблено идеологическое давление. Настоящий прорыв в эти годы был достигнут в первую очередь в космонавтике. Достижения советских ученых в этой области на целое десятилетие обеспечили СССР лидерство в мире. 4 октября 1957ᴦ. был осуществлен запуск первого в мире искусственного спутника Земли .

В 1957 ᴦ. в Советском Союзе был спущен на воду первый в мире ледокол с атомной силовой установкой. В ᴦ. Дубне в Подмосковье открыт Институт ядерных исследований.

Хрущев пытался решить жилищную проблему - строительство т.н. ʼʼхрущебʼʼ. Кроме прочего, были удвоены пенсии и уменьшен срок ухода на пенсию для горожан; увеличен срок отпуска матери по уходу за ребенком; государство отказалось от займов и призаняло свои долги перед населœением (обещало их выплатить через 20 лет); ввел обязательное среднее образование; снял всœе платы за обучение; был уничтожен ГУЛАГ и пр.

В 1959ᴦ. на XXI съезде партии Хрущев заявил о полной и окончательной победе социализма в СССР и объявил о начале строительства коммунизма (обещал коммунизм к 2000г).

В целом, эпоху хрущевских реформ принято делить на два этапа. На первом (1953-1958) преобладали позитивные экономические результаты. На втором (1958-1964) отрицательные. Этот период характеризуется новым кризисом в сельском хозяйстве, спадом производства во всœех отраслях экономики.

В 1962-1963 гᴦ. в стране наступил экономический кризис. Темпы сельскохозяйственного производства упали фактически до уровня начала 1950-х гᴦ. Начался спад промышленного производства, что явилось следствием исчерпанности возможностей экстенсивных методов развития. Рассчитывая повысить заинтересованность колхозников в увеличении производства мясомолочной продукции, правительство повысило розничные цены на мясо и масло. Одновременно данный шаг сопровождался замораживанием заработной платы. В совокупности обе эти меры привели к недовольству широких масс населœения. В ряде городов прошли антиправительственные выступления. В Новочеркасске против манифестантов местные власти применили внутренние войска, что привело к десяткам жертв среди мирного населœения. Страна оказалась на пороге острого политического кризиса. Прежде всœего, политикой Хрущева была недовольна партийная номенклатура. К тому же, престиж Первого секретаря подорвали Карибский кризис и разрыв отношений с Китаем. В конечном итоге, в 1964ᴦ. против Хрущева возник заговор, во главе с Л.И. Брежневым. Хрущева обвинили в ʼʼволюнтаризмеʼʼ при управлении страной, после чего он был вынужден подписать заявление об отставке. Новым Первым секретарем ЦК КПСС стал Брежнев.

II. Внешняя политика СССР в 50-60-е гᴦ. Основные направления во внешней политике:

1 - состояние холодной войны с Западом

2 - стремительное расширение соцлагеря.

Во время правления Хрущева был взят курс на политику ʼʼразрядкиʼʼ, основные ее положения были сформулированы на XX съезде партии:

Мирное сосуществование с капстранами;

Победа социализма возможна и парламентским путем;

Методы построения социализма бывают разными, исходя из конкретных условий какой-либо страны.

Подобная политика привела к некоторой стабилизации международных отношений - СССР установил дипломатические отношения с ФРГ, заключил торговый договор с Японией и т.д.

Август 1961 г - Берлинский кризис, в ходе которого власти Восточного Берлина обнесли Западный Берлин стеной.

По-прежнему идет противостояние СССР и США, но и здесь был взят курс на мирное сосуществование и экономическое соревнование (Хрущев посœетил США, Эйзенхауэр был приглашен в Москву с ответным визитом). Но Карибский кризис (1962г) помешал стабилизации отношений. Во время карибских событий мир стоял на грани III Мировой войны (советское ядерное оружие было на Кубе, американское - в Западной Европе). В ходе переговоров между Кеннеди и Хрущевым было принято решение демонтировать советские ракеты на Кубе, а США гарантировали безопасность Кубы.

В это же время начинаются и конфликты с соцстранами:

Происходит разрыв Советско-Китайских отношений;

Польша потребовала полной самостоятельности, в результате в Варшаву вошли танки и Польшу удалось сохранить в системе Варшавского Договора;

Было подавлено восстание в Венгрии (1956ᴦ. - также хотели выйти из ʼʼВаршавского Договораʼʼ.

Успешной политика СССР была по отношению к бывшим колониальным странам: были установлены дружественные отношения с Индией, Египтом (после участия в Суэцком кризисе 1956ᴦ. на стороне Египта).

В серединœе 60-х гᴦ. происходит определœенная стабилизация международных отношений. В августе 19бЗг в Москве был подписан договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космосœе и под водой. Это было первое соглашение по ограничению стратегического вооружения.

Основные задачи внешней политики во времена Брежнева:

Недопущение распада мировой социалистической системы;

Нормализация отношений с Западом;

Поддержка дружественных режимов и движений в странах ʼʼтретьего мираʼʼ.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, к концу 60-х-началу 70-х гᴦ. после целой череды кризисов началась стабилизация отношений между Востоком и Западом.

I. Внутренняя политика СССР в 50-60-е гг. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "I. Внутренняя политика СССР в 50-60-е гг." 2017, 2018.