Разрядка международной напряженности. Разрядка международной напряженности и ее неудача

В 1970-е гг. острота противостояния между советским и запад-ным блоками снизилась этот процесс принято называть «разрядка международной напряжённости ». СССР и США, втянутые в локальные кон-фликты в разных концах мира, нуждались в передышке. Кроме то-го, новый советский лидер Л. И. Брежнев не испытывал стремления к необдуманным начинаниям за пределами «традиционной» совет-ской сферы влияния. К тому же СССР уже начинал испытывать за-висимость от закупок западных товаров, а Запад — от советской нефти. СССР догнал США в ядерной сфере, а американцы, выса-дившись в 1969 г. на Луне, продемонстрировали свою мощь в вопро-се исследований космоса. Определённый кризис в этот период ис-пытывали оба блока — и НАТО, и ОВД. (Румыния занимала особую позицию в ОВД, а Франция в 1960-е гг. покинула ряды военной ор-ганизации НАТО, Испания ограничила деятельность американ-ских ВВС в своей стране после аварийного сброса четырёх термо-ядерных бомб над испанским селением Паломарес в 1966 г.) Прави-тельство социал-демократов в ФРГ изъявило готовность признать нерушимость границ на востоке.

Годы снижения международной напряжённости сменялись опас-ными моментами взаимного противостояния. Новый виток напря-жённости пришёлся на конец 70 — начало 80-х гг. Ввод советских войск в Афганистан стал концом разрядки. Гонка вооружений во-зобновилась с новой силой. Американцы инициировали разработку программы космической противоракетной обороны, крайне беспо-коившую СССР, который не обладал достаточными средствами для отпора в космосе.

Договоры ОСВ-1 и ПРО

В итоге в 1970-е гг. начинается постепенная разрядка междуна-родной напряжённости — политика, направленная на снижение аг-рессивности противостояния социалистических и капиталистиче-ских стран. Ещё в 1967 г. были начаты консультации о возможности снижения размаха гонки вооружений, завершившиеся подписани-ем договоров ОСВ-1 (ограничение стратегических вооружений) и ПРО (ограничение систем противоракетной обороны) в 1972 г. В них СССР и США устанавливали максимальное количество ракетных пусковых остановок, включая морские. Договор ОСВ-1 действовал пять лет, договор о ПРО обладал неограниченным сроком дейст-вия. Была фактически «заморожена» существующая структура груп-пировок баллистических ракет наземного базирования. Страны взяли на себя обязательство не создавать более двух районов проти-воракетной обороны (расчёт делался на то, что если нельзя защи-щать себя в полной мере, то и готовность к нанесению ядерного удара тоже снизится).

Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе

Важнейшим достижением «разрядки» стало также Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе в 1975 г. , состоявшее-ся в городе Хельсинки. Оно увенчало собой переговоры между социалистическим лагерем и странами Запада, начавшиеся ещё в 1960-е гг. СССР, и его союзникам удалось добиться признания принципа нерушимости границ (а значит, сложившихся террито-рий стран Восточной Европы, включая ГДР), согласившись в ответ признать принцип прав человека и право на свободный обмен ин-формацией и контакты между людьми. Фактически заключитель-ный акт совещания (1 августа 1975 г. ) был равносилен послевоенно-му мирному договору. В Москве его расценили как триумф совет-ской дипломатии, а 10 принципов акта были даже включены в текст новой Конституции СССР в 1977 г. В Советском Союзе действитель-но был принят ряд мер по облегчению процедуры въезда и пребы-вания в стране иностранцев, но принципы прав человека в отноше-нии собственных граждан СССР соблюдать не стремился; это встре-тило жёсткую критику со стороны Запада.

Договор ОСВ-2

До 1979 г. продолжались переговоры об ограничении стратеги-ческих вооружений, приведшие к заключению Договора ОСВ-2 . Он предусматривал ещё большее сокращение ракет и стратегиче-ских бомбардировщиков и сдерживание процесса модернизации стратегического вооружения. СССР и США обязались не развёрты-вать ракеты на мобильных пусковых установках. Однако в силу этот Договор так и не вступил. Материал с сайта

Лидеры США и СССР Дж. Картер и Л. И. Брежнев подписывают Договор ОСВ-2

Завершение холодной войны (1985-1991 годы)

Очередной этап в истории международных отношений начался в середине 80- гг. XX в. Согласие советского руководства на объеди-нение Германии, начало вывода советских войск из ГДР, Чехослова-кии, Венгрии, политический диалог с Соединёнными Штатам по вопросу о разоружении стали новыми веяниями во внешней поли-тике. В феврале 1988 г. был начат вывод советских войск из Афгани-стана. В 1990 г. стало возможным мирное объединение двух немец-ких государств . 1 июля 1991 г. произошёл роспуск Организации Варшавского договора. Все эти усилия на практике вели к прекра-щению «холодной войны».

В США окончание «холодной войны» связывают с распадом СССР в декабре 1991 г. Это событие было интерпретировано амери-канскими политологами как «победа в долгом противостоянии».

На этой странице материал по темам:

  • Разрядка международной напряженности в 1970-х гг презентация

  • Политика разрядка международной напряженности в 1970-1980-е гг.

  • Разрядка разрядка международной напряженности 1970-1980

  • Презентация - международные отношения в 1970-1980 гг

  • Разрядка международной напряженности кратко

Вопросы по этому материалу:

Разрядка международной напряжённости (в средствах массовой информации часто просто разрядка ) - политика, направленная на снижение агрессивности противостояния стран социалистического и капиталистического лагерей. Термин является калькой с фр.détente , однако часто используется применительно к политическим процессам во взаимоотношениях СССР и США с конца 50-х до конца 70-х годов. С середины 80-х, после кратковременного всплеска конфронтации, связанного с введением советских войск в Афганистан, курс на разрядку напряженности вновь стал главенствующим в международной политике двух сверхдержав.

Политические предпосылки разрядки

В СССР термин появился во второй половине 50-х годов XX века. Первым его употребил Г. М. Маленков, впоследствии этим термином пользовались советские лидеры Н. С. Хрущев и Л. И. Брежнев. Внешняя политика СССР во время «холодной войны» не была последовательной: советское руководство на протяжении 50-х - 80-х годов несколько раз прибегало к политике и риторике «разрядки», а затем возвращалось к политике конфронтации. Первым реальным шагом в направлении разрядки в отношениях между СССР и США стал официальный государственный визит в США главы СССР Н. С. Хрущева в 1959 году.

Ко второй половине 1960-х в мире сложилась достаточно стабильная биполярная политическая система: Восточный и Западный блоки, возглавляемые СССР и США, достигли стратегического равновесия, основанного на доктрине гарантированного взаимного уничтожения (MAD, англ. Mutual Assured Destruction ) - СССР догнал США в мощи ядерных сил. В свою очередь США в ходе выполнения программы Аполлон совершили в 1969 г. высадку на Луну, продемонстрировав свой выигрыш - или догнав СССР - в «космической гонке».

Европа

Вместе с тем продолжавшаяся гонка ядерных вооружений, сосредоточение управления ядерными силами Запада в руках США и ряд инцидентов с носителями ядерного оружия вызвали усиливающуюся критику ядерной политики США. Противоречия в принципах управления ядерным оружием в командовании НАТО привели к выходу Франции в 1966 из участия в формировании вооруженных сил этой организации. 17 января 1966 произошёл один из крупнейших инцидентов с ядерным оружием: загоревшийся при заправке в воздухе бомбардировщик B-52 ВВС США произвёл аварийный сброс четырёх термоядерных бомб над испанским селением Паломарес. После этого инцидента Испания отказалась осудить выход Франции из НАТО и ограничила военную деятельность ВВС США на территории страны, приостановив испано-американский договор 1953 г. о военном сотрудничестве; переговоры о возобновлении этого договора в 1968 окончились неудачей.

В ФРГ приход к власти социал-демократов во главе с Вилли Брандтом ознаменовался новой «восточной политикой», результатом которой стали Московский договор между СССР и ФРГ 1970 г., зафиксировавший нерушимость границ, отказ от территориальных претензий (Восточная Пруссия) и декларировавший возможность объединения ФРГ и ГДР.

США

Эскалация администрацией Линдона Джонсона войны во Вьетнаме привела как к экономическим, так и политическим последствиям: растущие затраты на ведение войны поставили под сомнение выполнение программ «новых рубежей» Кеннеди и «государства всеобщего благоденствия» Джонсона, растущая внутренняя оппозиция и антивоенное движение в США привели к поляризации общества и призывам к отказу от политики жёсткой конфронтации холодной войны.

Курс Никсона на «вьетнамизацию» войны не смягчил ситуацию: отмена отсрочки призыва студентов в армию привела к массовому уклонению от военной службы и активизировала массовые студенческие выступления; наиболее известным инцидентом стал расстрел студенческой демонстрации в Кентском университете в 1970 г.

Восток

Советско-китайский разрыв. Пограничный конфликт на острове Даманский. Китайские переговоры Никсона. Опасения СССР о создании китайско-американского альянса.

От договоров 1972 года до Хельсинкских соглашений 1975

    • январь: начато осуществление советско-американского космического эксперимента «Союз - Аполлон».
    • 23 и 25 июня, Гласборо (США): встречи председателя Совета министров СССР А. Н. Косыгина с президентом США Л. Б. Джонсоном.
    • 20 декабря основание Института США АН СССР, в 1971 - переименован в Институт США и Канады АН СССР; с 1991 - Институт США и Канады РАН.
  • 1969, 17 ноября, Хельсинки: начало переговоров между СССР и США об ограничении стратегических наступательных вооружений.
  • 1971, 30 сентября, Вашингтон, подписаны:
    • Соглашение между СССР и США о мерах по усовершенствованию линии прямой связи СССР-США;
    • Соглашение о мерах по уменьшению опасности возникновения ядерной войны между СССР и США.
    • 11 апреля: подписано очередное Соглашение между СССР и США об обменах и сотрудничестве в научной, технической, образовательной, культурной и других областях.
    • 22-30 мая: визит Никсона в СССР (первый официальный визит действующего президента США в Москву за всю историю отношений). Встреча Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева с Р. Никсоном. В ходе встречи подписаны:
  1. Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО);
  2. Временное соглашение между СССР и США о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1);
  3. документ «Основы взаимоотношений между СССР и США»;
  4. Соглашение между СССР и США о сотрудничестве в области охраны окружающей среды;
  5. Соглашение между правительством СССР и правительством США о сотрудничестве в области медицинской науки и здравоохранения;
  6. Соглашение между правительством СССР и правительством США о сотрудничестве в области науки и техники (продлено в 1977);
  7. Соглашение между СССР и США о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях (продлено в 1977);
  8. Соглашение между правительством СССР и правительством США о предотвращении инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним.
  • 18 октября, Вашингтон, подписаны:
    1. Соглашение между правительством СССР и правительством США о торговле;
    2. Соглашение между правительством СССР и правительством США об урегулировании ленд-лиза, взаимной помощи и претензий;
    3. Соглашение между правительством СССР и правительством США о порядке финансирования.

    Культурное и экономическое сотрудничество

    • «Союз» - «Аполлон». Разработка андрогинных стыковочных модулей.
    • Фильм «Синяя птица» - Элизабет Тейлор, Джейн Фонда, Маргарита Терехова, Георгий Вицин (1976)
    • Химическая промышленность: заводы в обмен на их продукцию. Политика Леонида Костандова на посту Министра химической промышленности СССР
      • Арманд Хаммер, Одесский Припортовый завод, 1974
    • PepsiCo в СССР: начало было положено встречей в 1971 г. президента PepsiCo Дональда Кендалла с Председателем Совета Министров СССР Алексеем Косыгиным, на которой были проведены переговоры о возможном экономическом сотрудничестве. В 1972 г. в рамках соглашения о двусторонней торговле между СССР и США были достигнуты договорённости о сотрудничестве; в результате Пепси-кола стала сначала продаваться в СССР (первая партия - в апреле 1973 г.), и начато строительство заводов по производству Пепси-Колы в СССР (первый - в 1974 г. в Новороссийске. В рамках компенсационной сделки PepsiCo получила эксклюзивные права на импорт и дистрибуцию водки «Столичная» в США: такая схема была вызвана отказом СССР вести валютные расчёты).

    Окончание разрядки

    • 1979, 25 декабря: дворец Хафизуллы Амина взят штурмом группой советского спецназа ГРУ, а сам он убит. Начало вторжения СССР в Афганистан.
      • 4 января: в связи с вводом советских войск Афганистан президент США Дж. Картер объявил о решении американской администрации отложить рассмотрение и ратификацию Договора ОСВ-2 в Сенате США; отсрочить открытие новых американских и советских консульств; прекратить или сократить экспорт в СССР ряда товаров, в том числе сельскохозяйственной продукции (8 января на поставки этой продукции было наложено эмбарго); приостановить экономические, научно-технические и культурные обмены между СССР и США.
      • 12 апреля: Национальный олимпийский комитет США принял решение не посылать команду США на Олимпийские игры 1980 года в Москву. К бойкоту Олимпийских игр присоединилось свыше 60 стран.
      • 6 августа: опубликовано сообщение о принятии администрацией Дж. Картера «новой ядерной стратегии», сформулированной в президентской директиве № 59.
      • 6 августа: президент США Р. Рейган отдал распоряжение о полномасштабном производстве нейтронного оружия.
      • 30 ноября: в Женеве начались переговоры между СССР и США об ограничении ядерных вооружений в Европе.
      • 28 декабря: опубликовано заявление президента США Р. Рейгана о введении санкций в отношении Советского Союза в связи с событиями в Польше - приостановить полеты самолетов «Аэрофлота» в США, отложить проведение ряда переговоров, ужесточить порядок выдачи разрешений на продажу СССР некоторых видов оборудования, отказаться от продления двусторонних соглашений, срок которых истекал в 1981.

    1970-е годы вошли в историю международных отношений как период разрядки напряженности. Сотрудничество стран с разными социально-экономическими системами временно вытеснило конфронтацию, льды «холодной войны» начали таять.

    Предпосылками разрядки стали прекращение вьетнамской войны, военно-стратегический паритет (равенство) СССР и США, достигнутый к началу 1970-х годов, урегулирование отношений с ФРГ.

    В 1969 г. к власти в ФРГ пришли социал-демократы в союзе со свободными демократами. Канцлером ФРГ стал председатель СДПГ Вилли Брандт. Он коренным образом изменил «восточную политику» своей страны: отказался от реваншизма прежней правящей коалиции ХДС-ХСС, признал послевоенные границы в Европе.

    12 августа 1970 г. в Москве был подписан договор между СССР и ФРГ по урегулированию двусторонних отношений. Стержнем Московского договора стали обязательства сторон по территориальному вопросу. ФРГ отказалась от претензий на территорию бывшей Восточной Пруссии, вошедшей в состав СССР в 1945 г. в качестве Калининградской области, выразила готовность заключить договоры с ГДР, ПНР, ЧССР. Обе стороны обязались рассматривать как нерушимые сейчас и впредь границы всех государств в Европе. Одновременно В. Брандт добился от Л. И. Брежнева согласия не препятствовать мирному объединению двух Германий, если для этого возникнут в будущем благоприятные условия. Договор был ратифицирован после заключения Че­тырехстороннего соглашения по Западному Берлину.

    Четырехстороннее соглашение между СССР, США, Великобританией и Францией по Западному Берлину было подписано 3 ноября 1971 г. Оно признало за ним статус «вольного города», не принадлежащего ФРГ. Последняя должна была свернуть в нем политическую деятельность.

    Всё это расчистило путь к Общеевропейскому совещанию по безопасности и сотрудничеству в Европе, которое стало важнейшим международным политическим событием 1970-х годов.

    Совещание прошло в три этапа и растянулось на два года (1973-1975). Первый этап, на уровне министров иностранных дел 33 европейских государств, а также США и Канады, тесно связанных с Европой, прошел в июле 1973 г. в столице Финляндии Хельсинки. Три группы стран-участниц (ОВД, НАТО, нейтральные страны) предложили для обсуждения проекты документов по трем «корзинам» вопросов: безопасности, экономическому и гуманитарному сотрудничеству.

    Второй этап совещания, на уровне экспертов, проходил в Женеве с сентября 1973 г. по июль 1975 г. На нем были выработаны согласованные проекты по основным документам.

    30 июля - 1 августа 1975 г. в Хельсинки состоялся третий, решающий этап - совещание на высшем уровне. Впервые в послевоенной истории Европы за один стол сели руководители 35 государств, в т.ч. США и Канады, и в торжественной обстановке подписали Заключительный акт Хельсинкского совещания на высшем уровне.

    Стержнем Заключительного акта и главным политическим итогом совещания стала «Декларация принципов», которыми государства-участники обязались руководствоваться во взаимных отношениях. Таких принципов было 10: суверенное равенство государств; неприменение силы или угрозы силой; нерушимость границ; территориальная целостность государств; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; уважение прав челове­ка; равноправие народов; взаимовыгодное сотрудничество; добросовестное выполнение обязательств по международному праву.

    После 1975 г. встречи представителей 35 государств стали называть Хельсинкским процессом, или движением СБСЕ (Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе). В 1977-78 гг. состоялась Белградская встреча, в 1980-83 гг. и в 1985 г. - Мадридская встреча, в 1988-89 гг. - Венская встреча. Она приняла решение преобразовать движение СБСЕ в ОБСЕ, Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе.

    Хельсинкское совещание стало символом разрядки международной напряженности 70-х годов. Важной составной частью разрядки стали советско-американские договоры и соглашения, подписанные во время возобновленных встреч на высшем уровне. Первая из них состоялась в Москве во время официального визита президента США Р. Никсона в Советский Союз 22-30 мая 1972 г. Ее итоги были закреплены в десяти совместных документах, прежде всего в «Основах взаимоотношений между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки», подписанных Л. И. Брежневым и Р. Никсоном. «Основы» регулировали отношения в области мира и безопасности в рамках ООН, в области разоружения, а также предусмат­ривали развитие политических, экономических, научно-технических и культурных связей двух стран.

    В 1972г. был заключен первый договор по ограничению стратегических вооружений (ОСВ-1), установивший потолок, выше которого нельзя было наращивать стратегические наступательные вооружения (межконтинентальные баллистические ракеты, ракеты на подводных лодках, стратегические бомбардировщики). Тогда же был заключен договор и по противоракетной обороне (ПРО). В 1974 и 1976 годах СССР и США подписали два договора в области ядерных испытаний. Первый ограничил подземные испытания ядерного оружия, запретив производить ядерные взрывы мощностью более 150 килотонн, второй регулировал подземные ядерные взрывы в мирных целях.

    Наконец, в 1979 г. был подписан второй договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-2), понизивший потолок допустимого наращивания указанного оружия.

    Эффективность договоров 1974, 1976 и 1979 г. была снижена тем, что они не были ратифицированы, но тем не менее соблюдались обеими сторонами.

    Научно-техническим символом разрядки международной напряженности и советско-американских отношений стал совместный полет космических кораблей СССР и США «Союз» - «Аполлон» в 1975 г. Советские руководители и лично Л. И. Брежнев считали, что разрядка необратима и «колесо истории нельзя повернуть вспять». Они заблуждались.

    К исходу 60-х годов обозначились новые сдвиги в положении СССР на международной арене. Страна была на взлете своего могущества, создав ценой неимоверных для себя усилий ядерный потенциал, примерно равный американскому. Были сглажены наиболее острые углы в отношениях СССР со странами социалистического содружества, неуклонно расширялось советское влияние в странах третьего мира. СССР стал воистину великой державой, США вынуждены были это признать. Процесс разрядки с обеих сторон в 70-е годы носил взаимовыгодный характер. Стратегия ядерного устрашения перестала работать. Мир продолжал оставаться двухполюсной конструкцией, oпpeдeлявшeйcя противостоянием ракет СССР и США, которые при этом заявляли о неприменении первыми ядерных ударов. Полоса разрядки международной напряженности, охватившая почти все 70-е годы, была самой глубокой, продуктивной и длительной.

    Программой мира называют комплекс предложений советского руководства, который оно выдвинуло в 1971-1981 годах. Основные положения ее касались следующего круга задач СССР на международной арене: 1) запрещение ядерного, химического и бактериологического оружия; 2) ядерное разоружение всех государств, обладающих этим видом оружия; 3) прекращение гонки вооружений и сокращение ядерного и обычного оружия; 4) обеспечение коллективной безопасности в Европе и других регионах планеты; 5) обеспечение свободы и независимости народов мира; 6) углубление и укрепление сотрудничества со всеми государствами.

    Конечно, декларации не всегда соответствовали реальным действиям обеих сторон. В оборонной сфере продолжали иметь место секретные акции, противоречившие публичным декларациям. Классическим примером являлась проблема химического оружия. И советским, и американским дипломатам и военным специалистам приходилось уклоняться от ответа на вопрос, имеют ли стороны химическое оружие. Уязвимым местом советских мирных инициатив было отстаивание принципа самоконтроля за вооружением, который не пользовался широкой международной поддержкой. Западные партнеры выдвигали требование обязательных международных инспекций, с чем СССР ни за что не соглашался. Стратегический паритет стал рассматриваться не по принципу оборонной достаточности, а по формуле: «припрятать баллистических ракет чуть-чуть про запас».

    Огромную лепту в процесс разрядки внесли советские дипломаты. С конца 50-х годов Министерство иностранных дел возглавлял А.А. Громыко, профессиональный дипломат, человек широкого кругозора, последовательный защитник советских идеологических и стратегических приоритетов. Его роль в углублении процесса разрядки являлась определяющей. Функция представлять страну на международной арене перешла к Генеральному Секретарю. Советская пресса закрепила в 70-е годы за Л.И. Брежневым громкое звание «архитектора перестройки».

    Первыми шагами на пути разрядки было подписание в 1968 г. СССР, США и Великобританией Договора о нераспространении ядерного оружия . В 1971 г. те же стороны подписали Договор о запрещении размещения ядерного оружия на дне морей и океанов и в их недрах. Вскоре оба договора были одобрены Генеральной Ассамблеей ООН и стали соблюдаться большинством стран мира.

    12 августа 1970 г. был подписан договор между СССР и ФРГ, согласно которому стороны обязались разрешать все свои споры исключительно мирным путем и признали нерушимость европейских послевоенных границ. Вскоре канцлер ФРГ Вилли Брандт от имени своей страны заключил аналогичные договоры с Чехословакией, Польшей и ГДР. Затем последовало четырехстороннее соглашение (СССР, США, Великобритания и Франция) об урегулировании статуса Западного Берлина. Эта серия договоров закрепила послевоенный раздел Европы на две части. Она носила компромиссный характер. Аналитики Запада были убеждены, что неустойчивость восточноевропейских просоветских режимов уже в скором времени оттолкнет их от СССР без вооруженного вмешательства.

    В ходе визитов президента США Р. Никсона в Москву в 1972 и 1974 гг. и Л.И. Брежнева в Вашингтон в 1973 г. были подписаны Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО ) и Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1 ). Согласно договору по ПРО системой противоракетной обороны защищались Москва и американская база межконтинентальных баллистических ракет Гранд Фос в штате Северная Дакота, обе точки в радиусе 150 км (от МКАД в Москве и от места расположения шахтных установок в Дакоте). Договор ОСВ-1 предусматривал ограничение числа современных подлодок с МБР и обязательство не начинать строительство в течение 5 лет новых стационарных установок МБР.

    В 1972 г. были подписаны Основы взаимоотношений между СССР и США . В них указывалось, что различие идеологий и социальных систем не является препятствием для развития нормальных отношений. В том же году представители СССР подписали в Москве, Вашингтоне и Лондоне Конвенцию о запрещении разработки производства и накопления запасов бактериологического (биологического ) и токсинного оружия и об их уничтожении .

    Последний рубеж советско-американской разрядки был связан с подписанием 18 июня 1979 г. в Вене Л.И. Брежневым и президентом США Дж. Картером Договора об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-2 ). Он шел дальше первого договора и устанавливал равные предельные уровни средств доставки ядерного оружия для обеих сторон. Также предусматривал сокращение существующих ядерных вооружений, налагал существенные ограничения на модернизацию стратегических наступательных систем и создание новых систем.

    Пиком процесса разрядки стало Международное Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, работавшее в Хельсинки в составе делегаций 33 стран Европы, США и Канады. 1 августа 1975 г. в Хельсинки был подписан его главный документ - Заключительный акт Совещания .

    Его важнейшей составляющей стала Декларация принципов взаимоотношений между государствами . Она провозглашала: суверенное равенство государств, уважение прав, присущих суверенитету, неприменение силы или угрозы силы, нерушимость границ, территориальную целостность государств, мирное урегулирование споров, невмешательство во внутренние дела, уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религий и убеждений, равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой, принцип сотрудничества между государствами, добросовестное выполнение обязательств по международному праву. Советское руководство подписало хельсинские документы, правда, не могло обеспечить выполнения некоторых его положений, особенно в отношении инакомыслящих. Идеологические приоритеты соблюдались тогда неукоснительно.

    Хельсинкская нормализация подтолкнула развитие торгово-экономических связей между социалистическими и капиталистическими странами. СССР заключил целый комплекс соглашений о торговых, культурных и научных контактах. Правда, из состояния «сырьевого придатка» Запада наша страна так и не вышла: 80% нашего экспорта в развитые страны составляли топливно-энергетические ресурсы, минеральное сырье и лес.

    Политическое сотрудничество стран социалистического содружества развивалось по линии двух- и многосторонних встреч руководителей коммунистических и рабочих партий, глав правительств. Поездки Л.И. Брежнева в соцстраны со второй половины 70-х годов выливались в словесные демонстрации дружбы и носили парадный характер. Это не мешало советскому руководителю проявлять жесткость в экстремальных случаях.

    Начавшийся весной 1968 г. процесс политического обновления в Чехословакии был встречен советским руководством с осторожностью, но вскоре заявления чехословацких товарищей о строительстве «социализма с человеческим лицом» были расценены как проявление ревизионизма. 21 августа 1968 г. части Советской армии вместе с армиями Польши, ГДР, Венгрии и Болгарии перешли границу ЧССР.

    Болевой точкой социалистического мира продолжали оставаться советско-китайские отношения, разрыв их на всех уровнях усугублялся пропагандистскими обвинениями друг друга и открытыми вооруженными столкновениями на границе в 1969 г. Это заставляло СССР концентрировать на Дальнем Востоке большой воинский контингент. Создание же укреплений на советско-китайской границе обошлись в 200 млрд рублей. Значительные силы и средства оттягивала у советской стороны военно-техническая и материальная помощь Демократической Республике Вьетнам, особенно в 1965-1973 годах, во время кровопролитной войны ее с США.

    Не успела разрядка набрать нужные обороты, как мир уже в конце 70-х годов был отброшен в новую полосу международной «мерзлоты». Утверждения о том, что СССР - виновник этого похолодания, безосновательны. 27 декабря 1979 г. - 15 февраля 1989 г. советское руководство начало войну в Афганистане. В ответ США не ратифицировали ОСВ-2. Вскоре там к власти пришли республиканцы во главе с Р. Рейганом.

    С начала 80-х годов США развернули программу СОИ, в основе которой лежала стратегическая концепция «ядерного сдерживания» СССР. Она оправдывала непрерывную гонку вооружений и саму возможность ядерной войны против «империи зла» - так американские политики называли СССР. Советский ответ на вызов формулировался так: «ракета на ракету», «танк на танк», поскольку по численности армии и размерам танковой армады СССР намного превосходил США.

    Другая советская инициатива была связана с размещением ракет среднего радиуса действия в Европе и прекращением переговоров по ним. Это обеспечило советское военное преимущество на европейском направлении, одновременно сказалось на падении международного авторитета СССР. СССР и США выступали партнерами в осуществлении курса на вооруженное вмешательство в зонах своего влияния. В 1982 г. интересы двух мировых держав вновь столкнулись на Ближнем Востоке, в Ливане. В 1983 г. США развернули широкомасштабную аннексию против Никарагуа, Панамы и Гренады. СССР участвовал в вооруженных конфликтах в Анголе, Эфиопии, Сомали, Йемене.

    Итак, годы, традиционно называемые в советской истории застойными, отличались весьма противоречивыми явлениями и процессами. С одной стороны, была достигнута максимальная управляемость обществом, упор на социальную политику заставлял власть считаться с интересами трудящихся масс, которые впервые за советскую историю начали жить более или менее сносно. Экономика страны отнюдь не находилась в состоянии кризиса, и хотя она не могла обеспечить изобилия и разнообразия товарами, как западная, но оказывалась при этом в состоянии решать сложнейшие проблемы комплексного многоотраслевого и широкого регионального развития. В эти годы ценой больших перенапряжений был создан военно-стратегический паритет, и с СССР стали считаться на международной арене как с реальной силой.

    С другой стороны, слои общества начала разделять глубокая пропасть. Она межевала их по линии принадлежности к власти. Управленческая элита все более самозамыкалась. Добившись конституционного оформления исключительности своей власти, она получила широкие возможности действовать почти бесконтрольно. Отделившись от общества, верхушка обречена была вести свою деятельность под покровом тайны и превращать в тайну даже самые обыденные вещи, дабы они обрели в глазах общества особую значимость. Налет парадности и выспренности характеризовал официальную идеологию. Престиж власти в глазах рядовых людей неукоснительно и необратимо падал, а вместе с ним советское общество подошло к пределу использования традиционных для себя стимулов развития - опоры на массовый энтузиазм и веру в руководителей. Нарастание олигархических элементов в системе верховной власти не встретило серьезного сопротивления со стороны народа в силу превращения общества в «песчаноподобное». Для него были характерны процессы деклассирования и размывания наций, что даже отразила Конституция 1977 г. в понятии «советский народ». Привычка широких масс безоглядно доверять руководителям наслаивалась на конформизм советской интеллигенции. Отдельные же вспышки инакомыслия не могли в такой среде обрести организованных форм и легко подавлялись органами безопасности.

    1970-е годы вошли в историю международных отношений как период разрядки напряженности. Сотрудничество стран с разными социально-экономическими системами временно вытеснило конфронтацию, льды «холодной войны» начали таять.

    Предпосылками разрядки стали прекращение вьетнамской войны, военно-стратегический паритет (равенство) СССР и США, достигнутый к началу 1970-х годов, урегулирование отношений с ФРГ.

    К власти в ФРГ пришли социал-демократы в союзе со свободными демократами. Канцлером ФРГ стал председатель СДПГ Вилли Брандт. Он коренным образом изменил «восточную политику» своей страны: отказался от реваншизма прежней правящей коалиции ХДС-ХСС, признал послевоенные границы в Европе.

    12 августа 1970 г. в Москве был подписан договор между СССР и ФРГ по урегулированию двусторонних отношений. Стержнем Московского договора стали обязательства сторон по территориальному вопросу. ФРГ отказалась от претензий на территорию бывшей Восточной Пруссии, вошедшей в состав СССР в 1945 г. в качестве Калининградской области, выразила готовность заключить договоры с ГДР, ПНР, ЧССР. Обе стороны обязались рассматривать как нерушимые сейчас и впредь границы всех государств в Европе. Одновременно В. Брандт добился от JI. И. Брежнева согласия не препятствовать мирному объединению двух Германий, если для этого возникнут в будущем благоприятные условия. Договор был ратифицирован после заключения Четырехстороннего соглашения по Западному Берлину.

    Четырехстороннее соглашение между СССР, США, Великобританией и Францией по Западному Берлину было подписано 3 ноября 1971 г. Оно признало за ним статус «вольного города», не принадлежащего ФРГ. Последняя должна была свернуть в нем политическую деятельность.

    7 декабря 1970 г. был подписан договор между ПНР и ФРГ, по которому последняя признала западную границу Польши. 21 декабря 1972 г. по договору между ФРГ и ГДР оба государства признали друг друга как независимые и суверенные. В следующем году они были приняты в состав ООН. 11 декабря 1973 г. был подписан договор между ФРГ и ЧССР, сутью которого стало признание мюнхенского договора от 29 сентября 1938 г. недействительным с самого начала.

    Заключенные договоры и соглашение расчистили путь к Общеевропейскому совещанию по безопасности и сотрудничеству в Европе, которое стало важнейшим международным политическим событием 1970-х годов. Его созыв предусматривала Программа мира, принятая XXIV съездом КПСС (30 марта - 9 апреля 1971 г.).

    Совещание прошло в три этапа и растянулось на два года (1973-1975). Первый этап, на уровне министров иностранных дел 33 европейских государств, а также США и Канады, тесно связанных с Европой, прошел в июле 1973 г. в столице Финляндии Хельсинки. Три группы стран-участниц (ОВД, НАТО, нейтральные страны) предложили для обсуждения проекты документов по трем «корзинам» вопросов: безопасности, экономическому и гуманитарному сотрудничеству.

    Второй этап совещания, на уровне экспертов, проходил в Женеве с сентября 1973 г. по июль 1975 г. На нем были выработаны согласованные проекты по основным документам.

    30 июля Ц 1 августа 1975 г. в Хельсинки состоялся третий, решающий этап - совещание на высшем уровне. Впервые в послевоенной истории Европы за один стол сели руководители 35 государств, в т.ч. США и Канады, и в торжественной обстановке подписали Заключительный акт Хельсинкского совещания на высшем уровне.

    Стержнем Заключительного акта и главным политическим итогом совещания стала «Декларация принципов», которыми государства-участники обязались руководствоваться во взаимных отношениях. Таких принципов было 10: суверенное равенство государств; неприменение силы или угрозы силой; нерушимость границ; территориальная целостность государств; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; уважение прав человека; равноправие народов; взаимовыгодное сотрудничество; добросовестное выполнение обязательств по международному праву.

    В 1977 г. эти принципы были внесены в Конституцию СССР как принципы мирного сосуществования государств с различным общественным строем.

    После 1975 г. встречи представителей 35 государств стали называть Хельсинкским процессом, или движением СБСЕ (Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе).

    В 1977-78 гг. состоялась Белградская встреча, в 1980-83 гг. и в 1985 г. - Мадридская встреча, в 1988- 89 гг. - Венская встреча. Она приняла решение преобразовать движение СБСЕ в ОБСЕ, Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе.

    Советское руководство расценило итоги Хельсинкского совещания на высшем уровне не только как победу сил мира и разума, но и как крупную победу СССР. Хельсинки-75 считали логическим завершением курса Ялты-45, «духа Ялты». Ведущие капиталистические страны признали сферой влияния СССР Восточную и Центральную Европу. Казалось, доктрина «отбрасывания социализма» потерпела сокрушительное поражение. Однако последующее развитие международных отношений показало, что это было самообольщением. Борьба с социализмом и советским влиянием лишь изменила свои формы, стала более изощренной. В 1989-1991 гг. союзниками США в этой борьбе парадоксальным, на первый взгляд, образом стали руководители СССР и РСФСР.

    Хельсинкское совещание стало символом разрядки международной напряженности 70-х годов. Важной составной частью разрядки стали советско-американские договоры и

    соглашения, подписанные во время возобновленных встреч на высшем уровне. Первая из них состоялась в Москве во время официального визита президента США Р. Никсона в Советский Союз 22-30 мая 1972 г. Ее итоги были закреплены в десяти совместных документах, прежде всего в «Основах взаимоотношений между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки», подписанных JI. И. Брежневым и Р. Никсоном. «Основы» регулировали отношения в области мира и безопасности в рамках ООН, в области разоружения, а также предусматривали развитие политических, экономических, научно- технических и культурных связей двух стран.

    В1972 г. был заключен первый договор по ограничению стратегических вооружений (ОСВ-1), установивший потолок, выше которого нельзя было наращивать стратегические наступательные вооружения (межконтинентальные баллистические ракеты, ракеты на подводных лодках, стратегические бомбардировщики). Тогда же был заключен договор и по противоракетной обороне (ПРО). Согласно этому документу СССР и США закрепили за собой право на создание двух зон противоракетной обороны в жизненно важных для них районах.

    В1974 г. к договору по ПРО был подписан дополнительный протокол, сокративший количество таких зон до одной с каждой стороны. США выбрали для этой цели базу тяжелых межконтинентальных баллистических ракет Гранд- Форкс, а СССР - Москву, т.е. руководство США решило прикрыть средства нападения, а руководство СССР - многомиллионную столицу. Тем не менее в 1987 г. сквозь сито этой зоны беспрепятственно, с подозрительной легкостью пролетел и приземлился у Красной площади западногерманский пилот-«любитель» М. Руст.

    В1974 и 1976 годах СССР и США подписали два договора в области ядерных испытаний. Первый ограничил подземные испытания ядерного оружия, запретив производить ядерные взрывы мощностью более 150 килотонн, второй Регулировал подземные ядерные взрывы в мирных целях.

    Наконец, в 1979 г. был подписан второй договор об ограничении стратегических вооружений (ОСВ-2), понизивший потолок допустимого наращивания указанного оружия.

    Эффективность договоров 1974,1976 и 1979 г. была снижена тем, что они не были ратифицированы, но тем не менее соблюдались обеими сторонами.

    Научно-техническим символом разрядки международной напряженности и советско-американских отношений стал совместный полет космических кораблей СССР и США «Союз» - «Аполлон» в 1975 г. Советские руководители и лично JI. И. Брежнев считали, что разрядка необратима и «колесо истории нельзя повернуть вспять». Они заблуждались, выдавая желаемое за действительное.

    В начале 80-х годов усилиями обеих сторон разрядка была свернута, льды «холодной войны» сомкнулись. Первым признаком дестабилизации двусторонних отношений во второй половине 70-х годов стала повышенная активность президента США Дж. Картера в борьбе за права человека в СССР в ущерб экономическим отношениям двух стран.