Понятие и признаки социальных общностей. Виды социальных общностей и их особенности

Общество состоит также из множества подсистем, каждая из кᴏᴛᴏᴩых обладает особыми ϲʙᴏйствами и качествами. В наибольшей степени важны так называемые социальные общности. Этим термином обозначается большая или малая группа людей, обладающих общими социальными признаками, занимающих одинаковое социальное положение, объединенных совместной деятельностью, политическими, идеологическими и иными ценностными ориентациями. Общности будут самостоятельными субъектами социального действия и поведения.

Социология обращает внимание на следующие особенности ϶ᴛᴏго явления:

  • социальные общности не будут умозрительными конструкциями, они реально существуют, и их можно выявить наблюдением и специальными исследованиями;
  • социальные общности — не арифметические суммы людей, а целостные множества, обладающие как таковые особыми ϲʙᴏйствами;
  • возникновение и деятельность социальных общностей управляется существующими социальными связями и взаимодействиями; вместе с тем они имеют собственные внутренние источники саморазвития. К числу таких источников ᴏᴛʜᴏϲᴙтся потребности, интересы и различные побуждения участников.

На практике встречаются следующие причины формирования социальных общностей :

  • сходство, близость условий жизни людей, порождающие различные формы коллективизма солидарности;
  • аналогичные потребности и интересы, осознание таких аналогий;
  • возникновение связей и хотя бы элементарных проявлений взаимодействий, ощущение пользы взаимосвязей, некᴏᴛᴏᴩых форм активности;
  • наличие и формирование некᴏᴛᴏᴩой общей «субкультуры», единства взглядов и подходов хотя бы по ограниченному кругу проблем;
  • развитие представлений о целях общности, становление элементов самоуправления и управления, а на ϶ᴛᴏм основании возникновение элементов организованности и организации;
  • социальная самоидентификация участников общности, формальное или неформальное причисление к данной общности.

Выше уже говорилось о том, что общество представляет собой многомерное, сложное образование. В его состав входят отдельные индивиды, кᴏᴛᴏᴩые одновременно выступают и как члены или сторонники различных социальных групп и общностей. Более того, многие такие общности играют особую роль, будут одним из важных источников движения всего общества.

Эти общности бывают крайне разнообразными. Социология проводит специальные исследования в ϶ᴛᴏй области. Выявлено, что большинство граждан в каждой стране имеют отношения с различными общностями, с кᴏᴛᴏᴩым они взаимодействуют. Без учета ϶ᴛᴏго обстоятельства часто бывает невозможно понять реальные интересы и мотивы поведения граждан, а также условия стабильности или, наоборот, нестабильности всего общества в целом.

Социология выделяет два основных типа общностей : массовые и групповые.

Массовые общности характеризуются следующими особенностями:

  • имеют неопределенную, можно сказать, аморфную структуру, неопределенные границы, неопределенный количественный и качественный состав, не имеют каких-либо формальных принципов вхождения человека в состав такой общности;
  • чаше всего возникают при появлении некᴏᴛᴏᴩых ситуаций, при исчезновении кᴏᴛᴏᴩых такая общность может исчезнуть. Вместе с тем, некᴏᴛᴏᴩые массовые общности обладают способностью приспосабливаться к изменившимся условиям;
  • им ϲʙᴏйственна разнородность состава, межгрупповая структура; в нихтрадиционно нет каких-либо внутренних границ между классовыми, этническими, идеологическими, профессиональными, демографическими и иными группами;
  • как правило, не вступают в состав более широких общностей в качестве явных структурных единиц именно в силу ϲʙᴏей аморфности и неопределенности.

К социальным общностям ᴏᴛʜᴏϲᴙтся этнические, профессиональные, территориальные, тендерные, возрастные, региональные, образовательные и т. п.

В разнообразные общности входят люди по некᴏᴛᴏᴩым общим признакам: наемные работники, крупные, средние и мелкие предприниматели, сельскохозяйственные фермеры, защитники окружающей среды, противники военных авантюр. Это относительно большие группы. Вот к примеру, в Великобритании численность членов профсоюзов достигала в разные периоды от 7 до 12 миллионов. Во Франции численность активных сторонников основных профсоюзных центров в 20-30 раз превышает число членов данных профцентров.

Важно заметить, что одновременно с крупными в каждой стране существуют множество малых социальных общностей. К ним ᴏᴛʜᴏϲᴙтся семьи, работники цеха, трудовые коллективы, сотрудники отдела в государственных учреждениях, научных и учебных заведениях. В последнее время большую популярность приобрела такая общность, как выпускники школьных классов и курсов вузов.

К таким малым общностям ᴏᴛʜᴏϲᴙтся также комитеты жителей городских домов. В некᴏᴛᴏᴩых зарубежных странах (Бельгия, Италия, Франция, Чили) такие общности по месту жительства играют важную роль в таких вопросах, как квартплата, поддержание жилого фонда, благоустройство населенных пунктов и т. п. Эти общности отличаются высокой активностью и устойчивостью. Так, в Чили «советы соседей» сохранились и вели активную работу даже в период фашистской диктатуры Пиночета.

Интерес для социологии такие общности представляют потому, что в ряде случаев именно на базе малых общностей возникают крупные массовые общественные организации и движения, играющие важную роль в демократизации общественных отношений. В качестве примера приведем Ассоциации квартиросъемщиков и налогоплательщиков, к голосу кᴏᴛᴏᴩых прислу- ш иваются домовладельцы и прави гельства.

Практика показывает, что отношение гражданина к существующим общностям будет показателем его гражданской активности и демократизма. Более того, исследования показали, что в демократических странах гражданин состоит в нескольких общностях (в большинстве случаев — в трех-четырех) Нужно помнить, такие граждане политически более активны и осознанно участвуют в решении общественных вопросов.

Социальная общность — не арифметическая сумма граждан, а новая система, структура, для кᴏᴛᴏᴩой характерны специфические функции, возможности и правила деятельности.

В практике социологических исследований принято классифицировать социальные общности по разным основаниям. Это:

  • базовые признаки — этнические, территориальные, демографические, гражданские, политические, социально-трудовые;
  • структурные признаки — формальное членство, степень организованности, иерархия, территория:
  • количественный фактор — десятки участников, сотни, тысячи, миллионы;
  • признак устойчивости, саморегулирования и самообновления;
  • продолжительность функционирования.

Научная классификация необходима для того, ɥᴛᴏбы установить фактические особенности и роль общностей и прогнозировать их будущее, что крайне важно для принятия политических решений.

Особое внимание обращает социология на большие социальные общности, поскольку они обладают значительным влиянием. К особенностям таких общностей относится значительная численность (многие тысячи и сотни тысяч), распространение влияния на значительные территории. Как обшсс правило, сторонников таких общностей объединяет ограниченное число характеристик и целей. Это могут быть социально-трудовые, территориальные, профессиональные, этнические, идеологичекие, конфессиональные и тому подобные интересы.

Среди больших социальных общностей встречаются малоорганизованные и жестко организованные.

К малоорганизованным общностям ᴏᴛʜᴏϲᴙт, например, избирателей какой-либо партии, участников общественных движений, демонстраций, митингов. Общности такого типа возникают для совместного решения ограниченной задачи. Нужно помнить, такие общности могут быстро возникнуть и так же быстро прекратить ϲʙᴏе существование.

В ряде случаев, однако, под влиянием множества обстоятельств, кᴏᴛᴏᴩые тщательно исследуются социологией, такие общности приобретают организованный характер, более четкую программу, руководящие органы, преемственность деятельности. Материал опубликован на http://сайт
Нужно помнить, такие общности превращаются в общественные движения. Более того, известно немало случаев, когда организованные общности превращались в политические партии, завоевывали депутатские места в парламенте и входили в состав правительства (движение «зеленых» в Германии)

Этнические общности будут очень распространенными в большинстве стран. Социология различает понятие нации и понятие этноса. Понятие нации имеет политическое содержание и практически совпадает с понятием гражданства. Так, все жители Франции, имеющие французский паспорт, имеют французскую национальность. Именно такая концепция зафиксирована в законодательстве большинства западноевропейских стран.

Другое дело — понятие этноса. Стоит заметить, что оно характеризует, можно сказать, биологическую особенность человека, унаследованную от родителей: русский, чех, татарин, таджик и т. д. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что этническая общность — ϶ᴛᴏ относительно устойчивое множество людей, отличающихся общей культурой, языком, некᴏᴛᴏᴩыми ϲʙᴏйствами психологии, традициями, осознающих ϲʙᴏе отличие от других общностей аналогичного рода. Стоит сказать, для понимания этнической принадлежности иногда большое значение имеет самосознание человека и общности, то есть субъективное ощущение такой принадлежности.

В отечественной науке и практике длительное время термин «этнос» не применялся. Вместо него использовался термин «нация». В ряде случаев ϶ᴛᴏ создавало странные ситуации. Так, в советское время в заграничном паспорте требовалось указать национальность. Приходилось писать: «национальность — советская», то есть указывать именно гражданство.

Сегодня практически не осталось моноэтнических стран. В некᴏᴛᴏᴩых случаях этнические общности весьма многочисленны: турецкая община в Германии насчитывает около пяти миллионов человек, арабская община во Франции составляет почти 20 % населения страны. Многочисленна русскоязычная община в США. Множество этнических общин существуют и в нашей стране.

Значительные перемещения населения в последней трети XX века и в настоящее время создают множество сложных проблем, исследование кᴏᴛᴏᴩых находится в центре внимания отечественной социологии.

Понятия социальной группы и социальной общности являются наиболее дискуссионными в социологическом сообществе. Существуют различные взгляды на трактовку обоих этих понятий, из которых можно выделить два самых распространенных:

  1. Общности обозначаются как синонимы социальных групп. В этом случае социологи, как правило, не рассматривают общность как таковую, ограничиваясь подробным разбором определения социальной группы.
  2. Понятия социальная группа и социальная общность достаточно различаются.

Социальная общность

Социальная общность – это совокупность индивидов, отличающаяся относительной целостностью и выступающая самостоятельным субъектом социального действия, поведения. Для социальных общностей характерно наличие самых общих объединительных признаков. Социальные общности отличаются огромным разнообразием видов и форм. Они значительно варьируются как по количественному составу, так и по продолжительности существования. Как правило, общность можно выделить по системообразующим признакам: территориальные, этнические, демографические и другие. Разные общности играют разную роль в историческом развитии определенного общества. Есть общности, которые не оказывают практически никакого влияние на историческое развитие общества. Они возникают, существуют короткое время и распадаются. Например, посетители кинотеатра на определенном сеансе, пассажиры автобуса. Другие общности, которые действуют достаточно продолжительное время, могут влиять на общество в гораздо большей степени. Например, студенты.

Этническая общность

Под этнической общностью, например, понимают социальную общность, которая выделяется по этническому признаку, то есть это люди определенной нации или народности с характерными для этой нации или народности привычками, традициями и укладом жизни. Этнические общности могут играть значительную роль в историческом развитии общества – завоевание земель, защита собственной территории – очень часто эти события связаны с активными действиями той или иной общности. Кроме того, этнические общности всегда заметны в том случае, если они находятся за пределами территории, которую исторически занимает данная общность. Тогда она образует общность по принципу определенного этнического “землячества” в рамках определённой территории. С подобными “землячествами” в том случае, если они большие и сильные, вынуждены, как правило, считаться и основные этнические общности данной территории, Исторически сложившаяся этническая общность на определенной территории называется также этносом. Основные исторические формы существования этнической общности: род, племя, народность, нация.

  • Род – группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по материнской или отцовской линии. Характерными чертами рода являлись первобытный коллективизм, отсутствие частной собственности, классового деления, моногамной семьи.
  • Племя – тип этнической общности людей и социальной организации доклассового общества. Главная отличительная черта (признак) – кровно-родственная связь между его членами. Характерными чертами племени являются наличие племенной территории, племенное самосознание, племенное самоуправление.
  • Народность – форма социально-этнической общности людей, исторически следующая за родоплеменной общностью. Если для родоплеменных объединений характерны кровно-родственные связи, то для народности – территориальные.
  • Нация – исторически складывающийся тип этноса, историческая общность людей, характеризующаяся устойчивой целостностью экономической жизни, языка, территории, некоторыми особенностями культуры и быта, психологического склада и этнического (национального) самосознания. Нация возникает при переходе народности на более высокий качественный уровень.

Классификация социальных общностей и социальных групп

Общности подразделяются на массовые (социальные общности) и групповые (социальные группы)

Массовые (социальные общности) . представляют собой структурно нерасчлененные аморфные образования с довольно раздвинутыми границами, с неопределенным качественным и количественным составом. Для них характерно:

  • для них может быть характерен ситуативный способ существования;
  • им присуща разнородность состава, межгрупповая природа;
  • для них может быть характерно объединение по какому-то одному признаку или основанию.

Групповые (социальные группы) . Социальная группа – совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной группе и признающихся членами этой группы с точки зрения других (Р. Мертон). Социальные группы в отличие от массовых общностей характеризуются:

  • устойчивым взаимодействием, которое способствует прочности и стабильности их существования в пространстве и во времени;
  • относительно высокой степенью сплоченности;
  • отчетливо выраженной однородностью состава, то есть наличием признаков, присущих всем индивидам, входящим в группу;
  • вхождением в более широкие общности в качестве структурных образований.

Классификация социальных групп

Малые и большие социальные группы

Малая группа – это достаточно устойчивая общность людей, в которой общественные отношения выступают в формах непосредственного личностного общения. Это, как правило, группа людей, от 3 до 15 человек, которые объединены общей сферой деятельности: труда, общения и познания, находятся в непосредственных контактах, эмоциональных отношениях, способствуют выработке групповых норм и динамике групповых процессов. При большем количестве людей группа разбивается на подгруппы. Отличительные признаки малой группы: ограниченное число членов, стабильность состава, интерактивность и информационная насыщенность общения, неформальный уровень восприятия человека человеком, внутренняя структура, чувство принадлежности к группе. Для малой группы характерны общие закономерности:
- наличие цели для совместной деятельности;
- взаимодействие каждого с каждым;
- наличие в группе организующего начала в лице лидера, руководителя или неформальной структуры отношений;
- число связей увеличивается в геометрической профессии, тогда как количество субъектов возрастает в арифметической;
- наличие эмоциональных межличностных отношений;
- выработка особенной групповой культуры – традиций, норм, правил, стандартов, поведения, определяющих ожидания членов группы по отношению друг к другу, отклонение от групповых стандартов, как правило, разрешается только лидеру.

Большие – группы, не отвечающие условиям малых групп. Большая социальная группа структурируется, как правило, как социальная организация.

Формальные и неформальные социальные группы

Формальные – со строго определенной структурой, правилами и регламентацией действий членов этой группы в том случае, если эта деятельность связана с официальным статусом члена группы. Для формальной группы характерно наличие структуры, рационализации функций, разделение обязанностей. По форме своей организации формальная социальная группа является социальным институтом. Поэтому к формальной социальной группе применяются все характеристики социального института (функции, признаки и так далее) (смотрите раздел “Социальная структура общества” в теме “Социальные институты” данного издания).

Неформальные – не имеющие структуры и всего перечисленного в характеристике формальных групп. Взаимодействие между членами группы строится на основе межличностных отношений по инициативе самих индивидов, общности их интересов.

Роль социальных групп и общностей в истории

Роль социальных групп и общностей в обществе совершенно разная. Большинство социальных групп и общностей не оставляют значительных следов в истории обществ. Исключение составляют элитные группы и общности, группы и общности, непосредственно влияющие на политическое развитие общества, а также некоторые группы и общности в момент революционных потрясений или серьезных кризисов, когда на развитие ситуации порой сильное влияние оказывают случайные факторы. Именно в этой ситуации общности и социальные группы могут своими действиями “развернуть” ситуацию в ту или иную сторону. Например, в ходе развития экономического кризиса в СССР конца 80-х годов большую роль сыграла такая общность, как шахтеры. Подавляющее большинство угольных шахт СССР не отгружало уголь дальше своего региона, поэтому разразился серьезный энергетический кризис, что, в свою очередь, привело к увеличению политической нестабильности в стране.

Групповые нормы и санкции

В социальных группах существуют групповые ценности и нормы. Групповые ценности – это разделяемые социальной группой (или обществом в целом, если речь идет о социальных ценностях) убеждения по поводу целей, которых необходимо достигнуть, и тех основных путей и средств, которые ведут к этим целям. Иными словами, социальные ценности помогают ответить на вопрос, как относиться к тому, что уже есть, и к тому, что может быть.

Групповые нормы производны от групповых ценностей и основываются на них. Они отвечают уже не на вопрос об отношении к явлениям и процессам, происходящим внутри группы и в обществе, а на вопрос о том, что и как с ними делать. Если групповые ценности определяют общую, стратегическую составляющую поведения группы, то групповые нормы – конкретные установки поведения отдельного члена группы, определяющие границы желательного и допустимого поведения индивида в конкретной ситуации с точки зрения этой группы. Групповые нормы – это правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие поведение человека в соответствии с ценностями данной конкретной группы. При этом понятно, что ценности у разных групп – разные. Соблюдение этих норм обеспечивается в группе путем применения наказаний и поощрений. Формы поощрения, как и формы наказания, у каждой группы свои. Поощрением может быть повышение статуса члена группы, приближение к отличившемуся групповых “святынь”, групповое признание особых заслуг члена группы. Формы наказания противоположны. Крайней формой внутригруппового наказания является исключение члена группы из состава этой группы. Если же говорить об обществе в целом, то, аналогично групповым ценностям и групповым нормам, существуют социальные нормы и ценности, которые регулируют отношения в обществе в целом.

Межнациональные отношения

Межнациональные отношения проявляются во взаимодействии различных наций в пределах определенной территории проживания. Трения в этих отношениях могут явиться предпосылкой межнациональных конфликтов. Межнациональные конфликты по природе своей аналогичны конфликтам между другими общностями. Поэтому пути разрешения межнациональных конфликтов мало отличаются от универсальных способов их разрешения (смотрите социальный конфликт). Межнациональные конфликты в большей или меньшей степени опираются на почву национализма и сепаратизма.

Национализм – идеология, основанная на идеях национального превосходства и национальной исключительности и трактовке нации как главной формы общности.

Сепаратизм – идеология, в основе которой лежит стремление определенной общности (чаще всего этнической) к отделению, обособлению и созданию собственных государств или других национально-территориальных образований в составе государств.

Общество представляет собой целостную социокультурную систему, состоящую из огромного количества подсистем. Одной из них является социальная общность. Любая общность подразумевает скопление людей, имеющих что-либо одинаковое (например, интересы, задачи или цели). Люди, объединяющиеся в какое-либо сообщество, обычно имеют схожие представления о жизни, выполняют в обществе похожие социальные роли.

Итак, можно сказать, что социальная общность - это совокупность человеческих индивидов, объединенных схожими условиями жизнедеятельности, обладающих одинаковыми интересами, ценностями и осознающих свою Основаниями для объединения людей могут быть: их тесное взаимодействие между собой, общая деятельность, осознание сходства интересов, собственная культура, формирующаяся на основе сходных представлений о целях данной общности, нравственных понятий и т.п., наличие системы самоуправления.

Ряд социологов считает, что социальные общности и группы в большинстве случаев не возникают спонтанно. Одна концепция их возникновения предложена американцем Д. Хомансом, считавшим, что люди, взаимодействуя между собой, пытаются достичь определенного блага. Чем более значимо данное благо, тем больше усилий предполагает человек для сближения с остальными людьми, для которых это благо также является значимым. Говоря простым языком, по мнению американского социолога, люди объединяются в группы, образуют общности и сообщества лишь для достижения определенной цели.

Одна социальная общность может отличаться от другой целью своего образования, формой и подобных объединений людей различаются по следующим признакам:

По времени существования: от нескольких минут (аудитория концертного зала, митинга) до целых столетий (отдельно взятая нация);

По составу входящих в них людей: от двух человек до нескольких тысяч (члены определенной партии);

По плотности связей между основными представителями: от тесно (сотрудники офиса) до весьма аморфных, практически не взаимодействующих между собой образований (футбольные фанаты).

Социологи выделяют такое понятие, как массовая социальная общность, отличительными чертами которой являются:

Нестабильность существования;

Разнородность состава входящих в нее людей, невозможность установления их точного количества;

Функционирование на базе той или иной деятельности и невозможность существования вне ее.

В качестве примера массовой социальной общности можно привести поклонников определенной поп-звезды, болельщиков спортивного клуба, членов разнообразных ассоциаций. Племя коренных жителей Новой Гвинеи, отдельно взятая нация, раса, толпа митингующих возле администрации предприятия также являются массовыми социальными общностями.

Отдельное место среди других объединений занимает этнос - совокупность людей, проживающих длительный период времени на определенной территории, имеющих стабильную собственную культуру, отличающихся самосознанием, то есть осознающих отличие своего объединения от других подобных. формируется, как правило, на базе общей территории для проживания, создающей все необходимые условия для взаимодействия людей друг с другом. Далее, когда такая социальная общность как этнос уже сформирована, данный признак становится второстепенным либо вообще теряет свою значимость. Люди, относящие себя к принадлежности, могут проживать в разных уголках Земли и, в то же время, помнить и почитать традиции своего этноса, отмечать установленные им праздники и придерживаться определенных им правил поведения.

Социализация человека невозможна без его взаимодействия с другими представителями человеческого рода. Каждый из нас в той или иной степени принадлежит не одной, а сразу нескольким социальным общностям. Человек вне социума перестает чувствовать себя человеком, становится изгоем.

Социальными общностями называют группы людей, объединенных какими-либо общими при­знаками: общими интересами, ценностями, об­щим делом и т. д. Существует множество взаимопересекающихся видов общностей, которые отличаются друг от друга по самым разным критериям. Можно, в частности, клас­сифицировать социальные группы по следующим трем показате­лям.

Так, по степени устойчивости различают: (1) кратковремен­ные, неустойчивые группы, которые отличаются в основном слу­чайным характером и слабым взаимодействием между людьми и поэтому часто называются квазигруппами (таковы, скажем, теат­ральные зрители на спектакле, пассажиры в вагоне поезда, тури­стическая группа, митингующая толпа и т.п.); (2) группы средней устойчивости (трудовой коллектив завода, бригада строителей, школьный класс) и (3) устойчивые общности (такие, как нации или классы).

По размерам тоже выделяют три основные группы. «Во-пер­вых , большие социальные общности, т. е. группы, существующие в масштабах страны в целом (это нации, классы, социальные слои, профессиональные объединения и т. д.). «Во-вторых , средние со­циальные общности - скажем, жители Екатеринбурга или всей Свердловской области; работники такого автозавода-гиганта, как КамАЗ в Набережных Челнах и т.п. «В-третьих , малые социальные общности, или малые (первичные) группы, к которым можно отнести, например, семью, очередной космический экипаж на орбитальной станции «Мир», коллектив работников небольшого кафе или магазина, учебную группу в техникуме.

Отличительными чертами малых групп являются не только их малочисленность, но и непосредственность, прочность и интен­сивность контактов между участниками группы, заметная близость целей, норм и правил их поведения. При этом здесь можно на­звать две главные разновидности групп: (а) формальные группы, которые создаются специально и действуют согласно определен­ному административно-правовому порядку - уставу, положению, инструкции и т. д. (к примеру, студенческая группа в целом); (б) неформальные группы, естественно сплачивающие отдельных людей в процессе их свободного общения и под влиянием общих интересов и взаимных симпатий (это может быть часть предста­вителей той же студенческой группы, объединенных, скажем, занятиями в спортивной секции или увлечением музыкой).

Наконец, по содержанию социальные общности можно разде­лить еще на пять групп:

(1) социально-экономические (касты, со­словия, классы);

(2) социально-этнические (роды, племена, на­родности, нации);

(3) социально-демографические (молодежь, престарелые, дети, родители, женщины, мужчины и т.д.);

(4) социально-профессиональные, или корпоративные, общности (шахтеры, учителя, врачи и другие профессиональные группы);


(5) социально-территориальные (жители отдельных краев, обла­стей, районов, городов и т.д.).

Наряду с терминами «социальная общность» и «социальная груп­па» сегодня в ходу и такое слово, как «социум» (от лат. socium - общее, совместное). Социумом чаще всего называют большие ус­тойчивые и относительно обособленные социальные общности (эт­нические, классовые, территориальные и даже те или иные общества в целом), а также вообще социальное окружение человека.

Наибольшее внимание социологов привлекают социально-эко­номические общности, которые предполагают деление общества по таким признакам, как происхождение людей, их образование, доходы, положение в производстве. С этим связана проблема так называемой социальной стратификации.

Социальная стратификация

В любом обществе неизбежно социальное неравенство. Одни люди более трудолюбивы, усердны, предприимчивы и могут иметь хо­рошее образование и высокие заработки. У других меньше энер­гии, а значит, и успехов в жизни. Кроме этого, кто-то может ока­заться счастливым наследником высоких титулов и больших состояний, а кому-то в этом плане «не повезло».

Таким образом, из-за неравенства общество напоминает «слое­ный пирог», в котором можно выделить несколько социальных пластов, различающихся по уровню благосостояния людей, или по степени их обеспеченности жизненными благами. На основе этого можно выстроить своеобразную иерархическую лестницу благопо­лучия, разместив на её ступеньках (по вертикали) социальные слои людей (страты) с примерно одинаковым уровнем жизне­обеспечения. Такое разделение общества по уровню благососто­яния людей на страты (слои), расположенные друг над другом, называется социальной стратификацией. Для стратификации населения в разные исторические эпохи и в разных обществах применялись различные принципы и виды страт. При этом можно выделить три основные системы стратификации: кастовая, сословная, классовая.

Определенные кастовые и сословные пережитки сохраняются и по сей день: первые, в частности, в Индии, вторые - в Соеди­ненном Королевстве и Японии. Поэтому в этих странах имеют место смешанные системы стратификации (кастово- и сословно-классовые). К большинству же современных развитых обществ применима классовая стратификация, хотя само понятие классов трактуется марксистами и западными социологами по-разному.

Марксизм определяет классы на основе отношений собствен­ности на средства производства. Отсюда во всех классовых об­ществах выделяются две основные страты: (1) класс имущих (ра­бовладельцы, феодалы, капиталисты) и(2) класс неимущих (рабы, крестьяне, рабочие).

В отличие от этого западная социология использует многомер­ный подход, при котором классовая стратификация современных обществ проводится по пяти главным критериям: доход, богатство, власть, образование, профессия . Оха­рактеризуем их по порядку.

Доход - это общая сумма денег, по­лученных индивидом или всей его семьей за определен­ный период (зарплата, гоно­рары, доходы от собственно­сти, алименты, пенсии, сти­пендии, пособия и т.д.).

Богатство образует­ся, когда доходы очень вы­соки и перекрывают текущие расходы «на жизнь». В результате часть доходов накапливается в виде денег или имущества, которые становятся богатством и определяюще влияют на положение человека, его семьи и потомков в обществе.

Власть можно определить как возможность распоряжаться кем-либо или чем-либо, способность подчинять своей воле дру­гих людей, воздействовать на чих. Она значительно повышает социальный вес человека, часто обеспечивая ему определенные привилегии и влиятельность в обществе.

Образование , т. е. совокупность приобретенных человеком знаний, играет в современном интеллектуально-информационном обществе все возрастающую роль. При этом часто важен не только уровень образования (среднее, высшее и т.д.), но и так называемая престижность учебных заведений, в которых оно получено.

Профессия (от лат. profiteor - объявляю своим делом) - это род трудовой деятельности (занятий) человека, по которой он имеет соответствующую теоретическую и практическую подготовку (на­пример, автослесарь, бухгалтер, врач, программист и т.д.). Здесь тоже важна престижность профессии, а также занимаемая человеком должность (одно дело, скажем, строитель, другое - архитектор; или - банковский кассир и председатель правления банка).

Состоит также из множества подсистем, каждая из которых обладает особыми свойствами и качествами. Наиболее важны так называемые социальные общности. Этим термином обозначается большая или малая группа людей, обладающих общими социальными признаками, занимающих одинаковое социальное положение, объединенных совместной деятельностью, политическими, идеологическими и иными ценностными ориентациями. Общности являются самостоятельными субъектами социального действия и поведения.

Обращает внимание на следующие особенности этого явления:

  • социальные общности не являются умозрительными конструкциями, они реально существуют, и их можно выявить наблюдением и специальными исследованиями;
  • социальные общности — не арифметические суммы людей, а целостные множества, обладающие как таковые особыми свойствами;
  • возникновение и деятельность социальных общностей управляется существующими социальными связями и взаимодействиями; вместе с тем они имеют собственные внутренние источники саморазвития. К числу таких источников относятся потребности, интересы и различные побуждения участников.

На практике встречаются следующие причины формирования социальных общностей :

  • сходство, близость условий жизни людей, порождающие различные формы коллективизма солидарности;
  • аналогичные потребности и интересы, осознание таких аналогий;
  • возникновение связей и хотя бы элементарных проявлений взаимодействий, ощущение пользы взаимосвязей, некоторых форм активности;
  • наличие и формирование некоторой общей «субкультуры», единства взглядов и подходов хотя бы по ограниченному кругу проблем;
  • развитие представлений о целях общности, становление элементов самоуправления и управления, а на этом основании возникновение элементов организованности и организации;
  • социальная самоидентификация участников общности, формальное или неформальное причисление к данной общности.

Выше уже говорилось о том, что общество представляет собой многомерное, сложное образование. В его состав входят отдельные индивиды, которые одновременно выступают и как члены или сторонники различных социальных групп и общностей. Более того, многие такие общности играют особую роль, являются одним из важных источников движения всего общества.

Эти общности бывают крайне разнообразными. Социология проводит специальные исследования в этой области. Выявлено, что большинство граждан в каждой стране имеют отношения с различными общностями, с которым они взаимодействуют. Без учета этого обстоятельства часто бывает невозможно понять реальные интересы и мотивы поведения граждан, а также условия стабильности или, наоборот, нестабильности всего общества в целом.

Социология выделяет два основных типа общностей : массовые и групповые.

Массовые общности характеризуются следующими особенностями:

  • имеют неопределенную, можно сказать, аморфную структуру, неопределенные границы, неопределенный количественный и качественный состав, не имеют каких-либо формальных принципов вхождения человека в состав такой общности;
  • чаше всего возникают при появлении некоторых ситуаций, при исчезновении которых такая общность может исчезнуть. Вместе с тем, некоторые массовые общности обладают способностью приспосабливаться к изменившимся условиям;
  • им свойственна разнородность состава, межгрупповая структура; в них, как правило, нет каких-либо внутренних границ между классовыми, этническими, идеологическими, профессиональными, демографическими и иными группами;
  • как правило, не вступают в состав более широких общностей в качестве явных структурных единиц именно в силу своей аморфности и неопределенности.

К социальным общностям относятся этнические, профессиональные, территориальные, тендерные, возрастные, региональные, образовательные и т. п.

В разнообразные общности входят люди по некоторым общим признакам: наемные работники, крупные, средние и мелкие предприниматели, сельскохозяйственные фермеры, защитники окружающей среды, противники военных авантюр. Это относительно большие группы. Так, например, в Великобритании численность членов профсоюзов достигала в разные периоды от 7 до 12 миллионов. Во Франции численность активных сторонников основных профсоюзных центров в 20-30 раз превышает число членов этих профцентров.

Одновременно с крупными в каждой стране существуют множество малых социальных общностей. К ним относятся семьи, работники цеха, трудовые коллективы, сотрудники отдела в государственных учреждениях, научных и учебных заведениях. В последнее время большую популярность приобрела такая общность, как выпускники школьных классов и курсов вузов.

К таким малым общностям относятся также комитеты жителей городских домов. В некоторых зарубежных странах (Бельгия, Италия, Франция, Чили) такие общности по месту жительства играют важную роль в таких вопросах, как квартплата, поддержание жилого фонда, благоустройство населенных пунктов и т. п. Эти общности отличаются высокой активностью и устойчивостью. Так, в Чили «советы соседей» сохранились и вели активную работу даже в период фашистской диктатуры Пиночета.

Интерес для социологии такие общности представляют потому, что в ряде случаев именно на основе малых общностей возникают крупные массовые общественные организации и движения, играющие важную роль в демократизации общественных отношений. В качестве примера приведем Ассоциации квартиросъемщиков и налогоплательщиков, к голосу которых прислу- ш иваются домовладельцы и прави гельства.

Практика показывает, что отношение гражданина к существующим общностям является показателем его гражданской активности и демократизма. Более того, исследования показали, что в демократических странах гражданин состоит в нескольких общностях (в большинстве случаев — в трех-четырех). Такие граждане политически более активны и осознанно участвуют в решении общественных вопросов.

Социальная общность — не арифметическая сумма граждан, а новая система, структура, для которой характерны специфические функции, возможности и правила деятельности.

В практике социологических исследований принято классифицировать социальные общности по разным основаниям. Это:

  • базовые признаки — , демографические, гражданские, политические, социально-трудовые;
  • структурные признаки — формальное членство, степень организованности, иерархия, территория:
  • количественный фактор — десятки участников, сотни, тысячи, миллионы;
  • признак устойчивости, саморегулирования и самообновления;
  • продолжительность функционирования.

Научная классификация необходима для того, чтобы установить фактические особенности и роль общностей и прогнозировать их будущее, что необходимо для принятия политических решений.

Особое внимание обращает социология на большие социальные общности, поскольку они обладают значительным влиянием. К особенностям таких общностей относится значительная численность (многие тысячи и сотни тысяч), распространение влияния на значительные территории. Как обшсс правило, сторонников таких общностей объединяет ограниченное число характеристик и целей. Это могут быть социально-трудовые, территориальные, профессиональные, этнические, идеологичекие, конфессиональные и тому подобные интересы.

Среди больших социальных общностей встречаются малоорганизованные и жестко организованные.

К малоорганизованным общностям относят, например, избирателей какой-либо партии, участников общественных движений, демонстраций, митингов. Общности такого типа возникают для совместного решения ограниченной задачи. Такие общности могут быстро возникнуть и так же быстро прекратить свое существование.

В ряде случаев, однако, под влиянием множества обстоятельств, которые тщательно исследуются социологией, такие общности приобретают организованный характер, более четкую программу, руководящие органы, преемственность деятельности. Такие общности превращаются в общественные движения. Более того, известно немало случаев, когда организованные общности превращались в политические партии, завоевывали депутатские места в парламенте и входили в состав правительства (движение «зеленых» в Германии).

Этнические общности являются очень распространенными в большинстве стран. Социология различает понятие нации и понятие этноса. Понятие нации имеет политическое содержание и практически совпадает с понятием гражданства. Так, все жители Франции, имеющие французский паспорт, имеют французскую национальность. Такая концепция зафиксирована в законодательстве большинства западноевропейских стран.

Другое дело — понятие этноса. Оно характеризует, можно сказать, биологическую особенность человека, унаследованную от родителей: русский, чех, татарин, таджик и т. д. Таким образом, этническая общность — это относительно устойчивое множество людей, отличающихся общей культурой, языком, некоторыми свойствами психологии, традициями, осознающих свое отличие от других общностей аналогичного рода. Для понимания этнической принадлежности иногда большое значение имеет самосознание человека и общности, то есть субъективное ощущение такой принадлежности.

В отечественной науке и практике длительное время термин «этнос» не применялся. Вместо него использовался термин «нация». В ряде случаев это создавало странные ситуации. Так, в советское время в заграничном паспорте требовалось указать национальность. Приходилось писать: «национальность — советская», то есть указывать именно гражданство.

В настоящее время практически не осталось моноэтнических стран. В некоторых случаях этнические общности весьма многочисленны: турецкая община в Германии насчитывает около пяти миллионов человек, арабская община во Франции составляет почти 20 % населения страны. Многочисленна русскоязычная община в США. Множество этнических общин существуют и в нашей стране.

Значительные перемещения населения в последней трети XX века и в настоящее время создают множество сложных проблем, исследование которых находится в центре внимания отечественной социологии.