Пещерные храмы индии. Пещеры эллора

Архитектуры, включающие фасады сложной работы и изыскано украшенные внутренние интерьеры.
Создание эллорских пещер датируется примерно с 6 по 9 столетья нашей эры. Предполагается, что в Эллору перебрались скульпторы и буддистские монахи, по неизвестным причинам оставившие Аджанту на произвол стихий.
Из 34 пещер Эллоры 12 пещер на юге - буддийские, 17 в центре посвящены индуистским Богам, 5 пещер к северу - джайнские.

Доступ в пещеры Эллора ежедневно с утра до заката, выходной вторник . в храм Кайласантха 250 рупий, остальные пещеры можно посмотреть бесплатно.

Буддистские пещеры Эллоры

Пещеры начинаются с самых простых и маленьких и дорастают до трехэтажных, огромных и богато декорированных (местами) храмов. В отличие от джайнских и индуистских пещер, которые являются храмами, в некоторых буддийских пещерах изображения отсутствуют вовсе, очевидно они использовались для проживания и хозяйственных потребностей.
Первая интересная пещера - №2, на крыльце встречают статуи хранителей ворот - дварапала, которые будут изображаться так же и внутри храмов у алтарей и в храмах индуистской традиции тоже. Пещера представляет собой небольшой зал с колонными, в дальней центральной части которого в нише находится изображение Будды, в окружении боддхисаттв кажется Падмапани с лотосом Ваджрапани с ваджрой, соответственно. Стены вихары украшены горельефами с Буддами в его различных состояниях. Этот дизайн или похожий будет встречаться почти во всех остальных буддийских храмах раннего периода, отличаясь лишь сюжетами и персоналиями, делая лишь немногие из них по настоящему запоминающимися.
Пещера № 4 интересна тем, что изображение бодхисаттвы Авалокитешвары (на его короне есть изображение маленькго Амитабхи Будды) больше, нежели изображение самого Будды, последнего Будды, Сидхартхи Гаутамы Шакья Муни.
Пещера 5 мне понравилась - это огромный прямоугольный зал, с каменными скамьями и маленькими комнатами по периметру, украшений тут нет, колонны грубо обработаны, пол и потолки не обтесаны. В дальнем конце в нище Будда и боддхисаттвами по традиции. Из-за аскетичности пещеры тут почти нет туристов, поэтому тут осталась атмосфера покоя и еще чего то, вобщем посидеть тут приятно.
Пещера 10 - чайтья, то есть монолитная ступа, вырезанная внутри пещеры. На фасаде восседает Будда. Причем архитекторы пытались придать максимальное сходство с деревянными конструкциями, вырезая стропила, переходящие в колонны, портики коих украшены скульптурой. К сожалению здешние храмы очень плохо освещены и разглядеть, а уж тем более снять, некоторые сюжеты почти не возможно. Фасад чайтьи двухэтажный, но вход на второй этаж был закрыт. Фасад богато украшен нимфами, фризом, пересказать трудно, лучше посмотреть на .
Пещера № 11 - двухэтажная, а № 12 - трехэтажная, вход в них из небольшого дворика. Самая интересная на верхнем этаже, куда можно забраться по боковой лесенке. Кстати, если раньше Будда царил над метущимся миром в окружении полу просветленных, то теперь 1) у его ног появляются люди с дарами или мольбами, 2) если людей вокруг нет, он множится и меняет позу на падмасану. По периметру 3 этажа вырезана скульптура -и, по бокам от центральной алтарной части сидят по 3 девицы и несколько Будд в медитации, по сторонам зала Будды сидят в различных позах.

Индуистские пещеры Эллоры

Стены пещеры 14 и следующих индуистских храмов покрыты барельефами с разнообразными мифологическими сценами, как то игра Шивы и в кости, чета и Лакшми, аватар Вишну кабаноголовый Вараха, Танцующий , Шива побеждает Адхакасура...
Все стены этой пещеры покрыты изображениями, сохранившимися очень хорошо. Барельефы находятся в небольших нишах и отделены друг от друга рельефными панелями. В центральной части пещеры есть алтарное помещение, но место божества пустует. Пещера большая, помимо рельефов на стенах резьбой украшены и колонны, в пещере есть также обходной коридор вокруг алтаря, в конце которого сидят существа, в числе которых я признала только господа Ганешу- сына Парвати и Шивы, Калу- богиню времени, ее трудно не узнать, она похожа на скелет, и одну из воинственных ипостасей Божественной Матери - с черепами на шее...
15 пещера двухэтажная, и по размеру больше предыдущей. Она находится во дворике за зданием Дашаватар мандапы с каменными резными наличниками и решетками на окнах, которое для посещений закрыто. Первый этаж не очень интересен, а вот на втором есть и колонны с влюбленными парочками на капителях и несколько примечательных рельефов например выход Шивы из лингама или Вишну почивающий на змее Шеше. Остальные рельефы сюжетно не сильно отличаются от предыдущей пещеры, но либо сделаны, либо сохранились хуже.

Наиболее интересен среди прочих храмов Эллоры Храм Кайласанатха (Kailasanatha), значащийся как пещера 16, который является колоссальным монолитом с витиеватым внешним видом, целиком вырезанный из базальтовой , поэтому представляется редкая возможность осмотреть храм и изнутри и снаружи сверху. Особенно интересно бродить вокруг Кайлаша на закате, когда лучи заходящего солнца делают рельефы золотисто-розовыми.
Благодаря прочному материалу породы которой он хорошо сохранился, кое где остались также фрагменты окраски, предполагают, что изначально храм Кайласантха был выкрашен белой краской чтобы быть похожим на снежный пик горы Кайлас, обиталище Шивы и оси мироздания. Шикхара сооружена и покрыта резьбой в дравидском архитектурном стиле, по плоским площадкам крыш бродят львы, возможно это популярные в Тибете и Непале снежные львы, охраняющие вход на небеса. Башня храма имеет сходство с башнями храмов Мамалллапурама (Mamallapuram) около Ченная в Тамил нанду, построенных примерно в то же время. Храм Кайласанатха похож по стилю на архитектурный стиль династии Паллавов, установившийся в Мамаллапураме и получивший широкое распространение. Считается, что для создания храма были специально найдены архитекторы из южного королевства Паллавов.
Изумляет в Кайласанатхе то, что в отличие от других храмов, которые обычно строились снизу вверх, скульпторы этого храма вырезали храм сверху и с боковых сторон. Этот храм является одним из наиболее сложных произведений архитектуры в мире.
Храм начал строится в период с 757 и 773 годы, на его строительство ушло более века. Храм занимает около 60.000 кв.футов и его башня имеет в высоту около 90 футов. Храм Кайласантха в Эллоре был создан путем выдалбливания примерно 400 000 тонн скалы сверху вниз, что говорит о незаурядной фантазии и фантастической точности инструмента и мастерства его создателей.
Комплекс отгорожен от остального мира стеной, покрытой 3-4 метровыми рельефами с невысоким гопурамом, так же обильно декорированным внутри.
Комплекс включает в себя центральный двухэтажный храм, по бокам которого со стороны фасада стоят колонны - mansthumb, являющиеся эмблемой комплекса, и перед ними статуи слонов в натуральную величину, к сожалению искалеченных. По сторонам храма с скале находятся боковые двухэтажные помещения, украшенные скульптурой, там где они заканчиваются начинается колоннада и коридором, в нишах которого находятся многочисленные образы Шивы и Вишну, которая огибает наверное около 150-180 градусов периметра храма.
Стены центральной мандапы по периметру украшены в нижней части слонами, а над ними в проемах между окнами и перекрытиями рельефы в обрамлении растительных орнаментов, в передней ко входу части мандапа с двух сторон украшена рельефами, повествующими о деяниях героев Махабхараты. На первом этаже под переходом из основной части в переднюю 2 больших рельефа с изображением Шивы...
Могу сказать точно - храм Кайласантха великолепен, это одно из величайших произведений искусства и его стоит посетить.
Вход в Кайласанатху платный 5 баксов или 250 рупий с иностранца.

Что до остальных индуистских храмов, если время есть сходите к пещерам 14-18, стоящим на отшибе.
Рельефы этих пещер весьма скромны, но в пещере 18 есть потолочные росписи, о которых путеводители не упоминают. И вообще место там интересное - даже в засушливом феврале была , хоть и немного, и небольшие разноуровневые озерца причудливой формы были наполнены и в их приятную прохладу можно окунуть ножки.
Замечателен гигантским размахом и храм № 29. Храм в плане имеет крест и похож на храм острова Элефанты. Барельефы сохранились хорошо, но главное сохранились гиганты, охраняющие лингам во внутреннем святилище храма.

3 пещеры джайнов находятся недалеко от храма Кайласа. 32 пещера украшена тонкой резьбой с изображением цветов лотоса и львов под манговыми деревьями. Одна из пещер имеет скульптурное изображение сидящего Махавира.

Как доехать в Эллору

из Аурангабада можно на автобусе, что занимает час, или на такси 40 минут (800 рупий в оба конца), тогда на пол-дороге Вы сможете остановиться и посетить форты Даулатабада, возвышающегося над выжжеными холмами.
В городке Эллора на рассториянии около 2 км. от скальных храмов находится шиваитский храм 17 века Гришнешвар мандир.
В Эллоре есть гестхаусы, но выбор их весьма невелик, если вы не планируете прожить здесь долго (такой соблазн есть, надо сказать) лучше останавливаться в Аурангабаде .




С егодня предлагаю ознакомиться с подобными сооружениями в Индии. Встречайте: Пещеры Аджанты и Эллоры. При взгляде на комплекс создаётся впечатление, что его никто не выдалбливал в горной породе, а вырезал одним махом ножа по маслу, а декоративные статуи, скорее, были отпечатаны неким 3D-штампом. Весной 1819 года британские офицеры, пробиравшиеся сквозь дебри тропических джунглей в поисках тигриного семейства, случайно оказались в ущелье индийской реки Вагхоры. Раздвигая перед собой буйные заросли зелени, один из солдат вдруг резко вскрикнул, заставив всех остальных остановиться и буквально застыть в изумлении: прямо над ними возвышалась огромная каменная статуя Будды.

Увиденное ещё больше их заинтересовало: их взорам открылось множество ходов, уводящих путников глубоко в недра горы. Примерно так написано в документе XIX века о том, как случайно (!) был найден заброшенный буддистский пещерный монастырь неподалёку от селения Аджанта. На скалистом утёсе подковообразной формы в заливе реки Вагхоры англичане обнаружили 29 пещер протяжённостью чуть более 500 метров. Сохранившиеся пещерные чайтьи (храмы) и вихары (кельи), украшенные внутри и снаружи скульптурами и удивительной красоты каменными фресками, говорили о том, что перед ними предстал покинутый людьми древнейший буддистский монастырь. Как позже удалось выяснить, впервые эти места были обжиты монахами ещё во II веке до нашей эры, а примерно в IX веке нашей эры, когда внимание к буддизму в Индии было не столь велико, храм был покинут и заброшен.

Лично я склоняюсь к версии, что храмы были опустошены вследствие мощной техногенной катастрофы, о чём свидетельствует местами оплавленная порода на внешней стороне.


Тут явно был вырван большой кусок.


Безусловно, время не могло не сказаться на состоянии монастыря: помещения постепенно разрушались, зарастали вьющимся плющом, а дикие животные (обезьяны, тигры, медведи) находили в подземных залах приют для себя и своего потомства.

Пещера Аджанта: история сокровищницы

Удивительно, но найденная британцами сокровищница не вызвала интерес у индийских властей. За двадцать пять лет всего лишь несколько учёных были отправлены на исследование пещер Аджанты, но и они, впрочем, также не уделили должного внимания этой археологической находке. В 1843 году англичанин Джеймс Фергюссон отправляется в Индию с целью более детального изучения пещер Аджанты, дата строительства которых уходит в глубочайшую древность. То, что он увидел, произвело на него сильнейшее впечатление: 29 пещер были вырублены в твердейшем базальте, 24 зала оказались заброшенными монастырями, а еще 5 - храмами.

В них на удивление прекрасно сохранились великолепные росписи, описывающие различные этапы жизни Будды, и скульптуры божества. По результатам своей поездки Джеймс Фергюссон сразу же написал научный доклад в Королевское Азиатское Общество. Кроме этого, его волновала и дальнейшая судьба этого случайно найденного памятника истории: местный климат и набеги грабителей могли полностью уничтожить этот грандиозный комплекс. Конечно, после отчета Фергюссона индийские власти уже не могли оставаться в стороне: для дальнейшего исследования и зарисовки наскальных рисунков пещер Аджанты Восточно-Индийская компания отправляет в штат Махараштра капитана Британской армии и художника Роберта Гилла.

5.jpg

6.jpg

7.jpg

Настенную живопись пещер Аджанты некоторые учёные называют не иначе как энциклопедией жизни всего индийского общества. По ней можно составить определённое представление не только о том, как жили в древности властители страны, но и узнать о буднях нищих и обездоленных. В подземных залах нет ни одного пустующего уголка: отовсюду на гостя «смотрят» боги и люди, животные и цветы. Все они о чём-то повествуют под музыку небесных сфер, многие скульптуры изображены поющими или танцующими.

Роспись, созданная монахами в далёкие времена, - словно таинственная книга бытия, которая должна рассказать потомкам, что всё в мире взаимосвязано: люди, боги, животные, небо и земля. Кроме этого, невозможно не упомянуть, что на стенах в пещерах Аджанты в рисунках можно проследить жизнь великого учителя Будды - от его просветления, перевоплощений и до ухода из жизни. Всё это попытался запечатлеть в своих рисунках и Роберт Гилл, который в 1844 году прибыл в пещеры Аджанты.

Великолепный художник в мельчайших подробностях делал копии сохранившихся и уцелевших элементов росписи, для чего практически не выходил на свет, проводя всё время внутри пещеры. Копируя наскальные фрески на полотно, Гилл позже их прорисовывал и окрашивал. Этому занятию, требующему неторопливости и выдержки, он посвятил целых 20 лет своей жизни (!).

Многие индусы верят в существование легенды о проклятии пещер Аджанты. Нарушив своим присутствием покой богов, Роберт Гилл словно наслал на себя их гнев. Он не мог излечиться от множества болезней. А когда в 1866 году часть копий основных фресок была собрана для демонстрации на выставке в Хрустальном дворце Лондона, случился пожар, уничтоживший не только все полотна художника и сам дворец, но и чуть не убивший самого Гилла. Несмотря на этот трагический факт, художник повторно принимается за титанический труд. Спустя пять лет он вновь заболевает, однако, на этот раз недуг прогрессировал, организм Роберта Гилла не справился, и художник умер. Он был захоронен вблизи пещер, которыми так восторгался и которые погубили его.

До наших дней дошла ещё одна драматическая история. Группа художников из Бомбея довольно продолжительное время перерисовывала наскальные картины Аджанты. Готовые работы были отправлены в один из лондонских музеев, который сегодня известен как музей Виктории и Альберта. Однако и эти копии ждала та же участь: все они были уничтожены всепоглощающим огнём, правда, сам музей во время того пожара остался нетронутым.

Пещерно-храмовый комплекс Аджанты: наше время

Примерно в 1928 году итальянскими учёными, занимавшимися изучением пещер Аджанты, были сделаны фотоснимки, которые они со временем опубликовали в средствах массовой информации. Мир был потрясён искусством древних мастеров, и эта наскальная живопись была признана «самым выдающимся художественным достижением Азии».

Уникальность пещер Аджанты со временем была признана и Всемирной Организацией ЮНЕСКО, которая в 1983 году включила их в список памятников мирового наследия. В наши дни пещеры Аджанты представляют собой музей буддистского искусства, посетить который могут все желающие независимо от их веры. Но всё же, несмотря на те возможности, которыми сегодня обладает современное общество, и в наше время остаётся масса вопросов вокруг пещерно-храмового комплекса, ответы на которые всё ещё хранятся в недрах Аджанты. Так, например, до сих пор учёные не могут разгадать секрет светящихся красок, которые были применены ещё до нашей эры монахами для росписи стен, потолков и колонн.

Все пещеры Аджанты пронумерованы с востока на запад, хотя выбивались они мастерами не в этой последовательности. Самые древние из них расположены посередине горного массива - это так называемые пещеры хинаянского и махаянского периодов. Это время начала развития буддизма, когда было ещё не принято изображать Будду, а только лишь намекать на его присутствие среди людей мистическими символами. Эти пещеры лишены скульптур божества.

8.jpg

В зале под номером 9 среди восьмиугольных колонн можно увидеть огромную монолитную звучащую (!) ступу: как утверждают археологи и историки, именно здесь проводили время монахи во время пения мантр. В 26-й пещере находятся наиболее интересные скульптуры. Так, взору туристов предстаёт скульптурная композиция, рассказывающая о моменте, когда Будду искушают соблазнительные женщины, демоны и животные. Практически рядом с этой композицией находится лежащая скульптура буддистского бога, рассказывающая всем о его уходе в нирвану.

К слову, довольно часто именно здесь можно встретить людей, находящихся в медитации, даже несмотря на присутствие большого числа путешественников. Самый крупнейший храм Аджанты находится в пещере под номером 4. Популярными среди туристических групп считаются пещеры под номерами 1 и 2. Построенные позже всех, они лучше всего сохранились, позволяя гостям этой достопримечательности Индии в деталях рассмотреть древние наскальные рисунки, фрески и скульптуры. Обойти все пещеры Аджанты за один день под силу не каждому путешественнику, однако и увиденная за время экскурсии часть буддистского храмово-монастырского пещерного комплекса оставит самые яркие воспоминания.

Индуистские пещеры Эллоры

Индуистские монастыри Эллоры представляют собой совершенно отличные от буддистских пещеры как в плане стиля, так и в плане украшения. Эти пещеры вырезались сверху вниз, а форма придавалась им в несколько этапов. Всего насчитывается 17 пещер, высеченных в период между 600 и 870 годами. Они занимают центральную часть скалы, сгруппировавшись вокруг знаменитого храма Каиласа. В отличие от торжественных и безмятежных буддистских пещер, стены индуистских монастырей покрыты живыми барельефами, изображающими события священных писаний индуизма. Все они посвящены богу Шиве, но встречаются также и изображения Вишну и различных его перевоплощений.

Тут создается впечатление, что весь храм был выдавлен в скале одной большой печаткой.







































Кстати, на вершине гор Кайласа (в Индии) есть ещё один огромный храм - шиваитский, называется он Кайласанатха. Он также отнесён к комплексу пещер Эллоры. Так вот, по преданиям древних индусов считается, что именно этот храм ведёт на небо, и именно в нём обитает сам Шива. Это святилище высечено из монолитной скалы и украшено резьбой, красоту которой практически невозможно описать словами; повторить работу древних мастеров, пожалуй, не решится даже огромная строительная компания, обладающая самыми ультрасовременными инструментами.

К слову, Кайласанатху сделали под руководством человека, а не бога или представителя инопланетной цивилизации. Об этом говорит табличка из меди, найденная в одном из тайников шиваитского храма. Она гласит примерно следующее: «О Великий Шива, как же мне удалось без волшебства построить такое чудо?». После расшифровки обращения мастера к богу Шиве становится понятно, что Кайласанатху построили самые обычные люди. Как же тогда в глубокой древности удалось в буквальном смысле слова вырезать этот храм? На этот вопрос ответа пока, увы, не существует: есть предположения археологов, строителей и архитекторов, однако, они остаются лишь теориями, которые ещё только предстоит объяснить нашим потомкам.

В настоящий момент можно лишь удивляться работе древних мастеров, которые явили миру одно из самых значимых чудес Индии - загадочные пещеры Эллоры. Какие всё-таки смешные наши историки «Пещеры освещались с помощью каких-то металлических экранов или белых простыней, и таким образом в пещеры попадал солнечный свет». «Скорее всего, это была стихийная постройка, и сделали её буддистские монахи» - это притом, что сами монахи всем открыто говорят, что всё это построили боги...

С тем, что Индия - это удивительная страна, никто не станет спорить. Сюда приезжают не только любители пляжного отдыха, но и те, кто страждет познать все тайны мироздания и подпитать себя духовной пищей. Индийские духовные практики известны во всем мире, ведь именно здесь они зародились. До сих пор ученые с восхищением и благоговением изучают древние храмовые комплексы, поражающие воображение современных людей своей красотой и монументальностью. Подобных мест в Индии немало, но одно из них навсегда впечатывается в память любопытных туристов, и это - пещеры Эллоры. При первом взгляде на комплекс этих сооружений приходит мысль об их внеземном происхождении, так как трудно представить, что руки человека смогли создать в толще базальтовой породы эту невероятную красоту. Сегодня все храмы, входящие в данный исторический памятник, включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Их тщательно охраняют от разрушения, но сами индийцы по-прежнему относятся к ним как к святыне, соблюдая особый ритуал поведения при приближении к храму. В статье будет рассказано, что представляют собой пещеры Эллоры, и описаны самые известные и красивые храмы этого уникального комплекса.

Краткая характеристика комплекса

Индия сегодня - это вполне цивилизованная страна, на первый взгляд мало чем отличающаяся от многих других. Однако стоит немного отойти от туристических кварталов и взглянуть на жизнь простых людей, чтобы понять, что индийцы невероятно самобытны. В них хорошо уживаются современные правила и законы с древними традициями и обрядами. Поэтому здесь до сих пор жив дух сакральных знаний, ради которого многие европейцы приезжают в Индию.

Эллора - это знаковое место для любого жителя страны. Оно стоит наравне с такими величайшими памятниками мировой культуры, как египетские пирамиды и Стоунхендж. Ученые уже долгие годы изучают пещеры Эллоры и за это время не смогли выдвинуть сколько-нибудь достоверной версии, которая могла бы объяснить появление десятков храмов в этом месте.

Так что же представляет собой древний храмовый комплекс? Пещерные храмы расположены в индийском штате Махараштра, который сегодня является местом паломничества туристов со всего мира. Сам комплекс условно разделен на три части, так как фактически в пещерах вырезаны из базальта три группы храмов. Каждая принадлежит определенной религии. Всего в пещерах Эллоры тридцать четыре святилища. Из них:

  • двенадцать принадлежат буддистам;
  • семнадцать создано индуистами;
  • пять являются джанайскими.

Несмотря на это, ученые не разделяют комплекс на части. Если взглянуть на список Всемирного наследия ЮНЕСКО, то в нем храмы не описываются по отдельности. Для историков и археологов они представляют интерес именно в комплексе.

В храмах Эллоры полно удивительных загадок. Обойти их все невозможно за один день, поэтому многие туристы останавливаются вблизи комплекса в небольшом отеле и живут там несколько дней, чтобы осмотреть весь комплекс. И это того стоит, ведь до сих пор в храмах на своих местах находятся древние скульптуры, барельефы и другие украшения. Все это вырезано из камня и сохранилось практически в первозданном виде. Скульптуры Шивы, к примеру, поражают своей достоверностью и тонкостью работы. Кажется, что божественная сила руководила рукой мастера, когда он создавал подобные шедевры.

История создания уникального комплекса

Это поразительно, но до сих пор не найдено ни одного объяснения тому, почему и для чего строились храмы в Эллоре. Трудно представить, какому гению могла прийти мысль о выдалбливании в плотной каменной породе масштабного комплекса храмов. Ученые делают на этот счет лишь предположения.

Многие сходятся на том, что храмы в Эллоре (Индия) возникли на месте оживленного торгового пути. Индия в средние века вела активную торговлю своими товарами. Отсюда вывозились специи, тончайшие шелка и другие ткани, драгоценные камни и статуэтки с искусной резьбой. Все это продавалось за огромные деньги в основном в европейские страны. Торговля шла бойко, а купцы и махараджи богатели. Однако чтобы и в дальнейшем не испытывать нужды, они жертвовали свои деньги на строительство храмов. На торговых путях всегда собирается множество разных людей, в том числе и мастеров. С ними и договаривались о работе купцы. Чтобы золото не покидало этих мест, то и храмы строились прямо здесь. К тому же каждый, пожертвовавший деньги, мог в любое время проверить то, как ими распорядились мастера.

Ученые считают, что первые сооружения в Эллоре появились в начале шестого века. В общем храмы возводились полтора века. Однако некоторые украшения и доработки датируются более поздним временем - девятым веком.

Поэтому ученые считают храмовый комплекс Эллоры не просто памятником культуры, а, скорее, своеобразным учебником по истории религии. По скульптурам, украшениям и барельефам можно узнать о том, как менялись религиозные верования индусов на протяжении нескольких веков.

Особенности храмового комплекса

Ученые при изучении храмов определили, что возводились они группами согласно религии. Первыми были буддийские сооружения, они начали строиться в пятом-шестом веках и представлены большим количеством храмов. Постепенно буддизм во всех районах страны сменился индуизмом и следующая группа сооружений возводилась по канонам данной религии. Последними в Элларе появились джанайские монастыри. Они оказались самыми немногочисленными.

Одно из сооружений Эллары, которое сегодня считается одним из самых красивых, - храм Кайласанатха возводился уже в тринадцатом веке. Его строительство финансировалось династией Раштракутов. Ее представители были баснословно богаты, а по своему влиянию могли сравниться даже с правителями Византийской империи.

Все храмы имеют свою нумерацию. Это было сделано учеными для того, чтобы облегчить изучение сооружений комплекса. Однако туристы при осмотре обычно не ориентируются на эти цифры. Они вооружаются фонариками и отправляются на встречу с удивительной индийской историей.

Буддийская часть храмового комплекса

Так как возводились эти храмы самыми первыми, то и осматривают их туристы в первую очередь. В данной части комплекса находится огромное количество скульптурных изображений Будды. Выполнены они очень искусно и изображают Будду в разных позах. Если собрать их воедино, то они расскажут историю его жизни и просветления. Согласно религиозным правилам все скульптуры повернуты лицом на восток. Интересно, что некоторые буддийские храмы выглядят незаконченными. По каким-то причинам мастера остановились и не довели работу до конца. Другие имеют ступенчатую архитектуру. Они ярусами поднимаются вверх и имеют множество ниш, в которые помещались скульптуры Будды.

Самыми запоминающимися храмами этой части комплекса являются:

  • храм Тин Тхал;
  • комплекс Рамешвара.

О них будет подробно рассказано в следующих разделах статьи.

Интересно, что буддийские храмы (Индия) в Элларе состоят не только из залов для молитвы. Здесь можно увидеть и кельи монахов, где они проживали долгое время. Некоторые помещения предназначались для медитаций. В данной части комплекса существуют и пещеры, которые в дальнейшем пытались переделать под другие храмы. Однако процесс не был завершен.

Жемчужина буддийской части Эллары

Чтобы увидеть такое величественное и суровое сооружение, коим является Тин Тхал, необходимо спуститься вниз на двадцать метров. К подножию храма ведет очень узкая каменная лестница. Спустившись, турист оказывается перед узкими воротами. Перед его глазами будут массивные колонны квадратной формы. Мастера расположили их в три ряда, каждая поднимается в высоту на шестнадцать метров.

Зайдя в ворота, любопытный оказывается на площадке, откуда необходимо спуститься еще на тридцать метров. И тут взору открываются просторные залы, а из полумрака пещер то тут, то там вырисовываются фигуры Будды. Все залы обрамлены такими же внушительными колонами. Все это зрелище оставляет поистине неизгладимое впечатление.

Храм Рамешвара в пещерах

Этот храм выглядит ничуть не менее величественно, чем предыдущий. Однако выполнен он совсем в ином стиле. Главным украшением фасада Рамешвары являются женские изваяния. Они будто придерживают его стены, при этом статуи выглядят одновременно изящно и сурово.

Фасады храма отличаются густо нанесенной резьбой. Она выполнена таким образом, что издалека напоминает руки, поднятые к небу. Но стоит подойти к храму поближе, как барельефы будто оживают, и в них можно разглядеть сюжеты на религиозную тему.

Каждый, кто отваживается зайти в этот каменный храм, оказывается в плотном кольце фантастических существ. Скульптуры выполнены столь искусно, что создают полную иллюзию жизни. Они словно тянутся к человеку, пытаясь схватить его и навсегда оставить в темноте и сырости.

На стенах храма изображены реальные животные, сцены из жизни простых людей и боги, наблюдающие за ними. Интересно, что при смене освещения картины видоизменяются, что придает им небывалую реальность.

Многие туристы пишут о том, что этот храм поразил их больше всего и оставил ощущение нераскрытой мистической тайны.

Индуистские храмы

Эта часть Эллары строилась немного иначе, чем предыдущая. Дело в том, что буддийские мастера возводили свои храмы снизу-вверх, но индуистские храмы рабочие строили по другим технологиям. Мастера начинали отсекать лишнее с верхней части и только потом переходили к основанию храма.

Практически все сооружения здесь посвящены богу Шиве. Скульптуры и барельефы с его изображениями покрывают всю поверхность храмов и внутренние дворики. Причем во всех семнадцати храмах Шива является основным действующим лицом. Интересно, что только несколько композиций посвящены Вишну. Подобный подход нехарактерен для индуистских сооружений. До сих пор ученые не знают, почему все храмы в этой части комплекса имеют посвящение только одному богу.

Рядом с храмами находятся помещения для монахов, места для молитвы и медитации, а также кельи для уединения. В этом обе части комплекса практически идентичны.

Специалисты считают, что строительство закончилось к восьмому веку. Самым значимым объектом для туристов здесь является Кайлаш. Храм этот часто называют «крыша мира» из-за его необычного расположения на вершине холма. В древности его стены красили в белый цвет, который был великолепно виден издалека и напоминал вершину горы, в честь которой и получил свое название. Многие туристы в первую очередь отправляются на осмотр этого необычного сооружения. О нем и пойдет речь в следующем разделе статьи.

Кайласанатха: самое удивительное святилище

Храм Кайласанатха (Кайлаш), согласно преданиям и легендам, возводился долгие сто пятьдесят лет. Считается, что на стройке работало около семи тысяч рабочих, которые за все время вынесли более четырехсот тысяч тонн базальтовой породы. Однако многие сомневаются в достоверности этих сведений, ведь, по предварительным подсчетам, указанное количество человек никак не могли справиться с таким масштабным проектом. Ведь, кроме сооружения самого храма, они должны были выполнять и резьбу. А она, кстати, прославила храм на весь мир.

Святилище представляет собой храм высотой в тридцать метров, его ширина составляет тридцать три метра, а длина более шестидесяти метров. Даже издалека Кайласанатха поражает воображение любого человека, а вблизи он оставляет неизгладимое впечатление даже у археологов, видевших до этого массу причудливых строений древности.

Считается, что распоряжение о строительстве святилища дал раджа из династии Раштракутов. Он имел большое влияние в Индии и был очень богат. При этом раджа оказался весьма талантлив, так как самостоятельно разработал проект храма. Все скульптуры, резьба и барельефы были придуманы им.

Что касается технологий строительства, то здесь ученые просто разводят руками. Подобного они не встречали больше ни в одном уголке мира. Дело в том, что рабочие начали вырезать его с вершины. Параллельно они проделали штольню в глубину холма, чтобы другая могла заниматься внутренними залами и их украшением. Скорее всего, на данном этапе строительства святилище напоминало колодец, со всех сторон окруженный людьми.

Кайласанатха посвящался богу Шиве и имел очень важное значение для индусов. Предполагалось, что он будет выполнять роль некоего промежуточного звена между богами и обычными людьми. Через эти врата они должны были общаться между собой, тем самым принеся мир на землю.

Храм имеет массу декоративных элементов. Поразительно, но на поверхностях святилища, будь то потолок, стены или пол, нет ни одного сантиметра гладкого камня. Весь храм полностью от пола до потолка внутри и снаружи покрыт узорами. Это поражает, удивляет и восхищает одновременно.

Условно храм разделен на три части, но в реальности он имеет большое количество помещений со скульптурами Шивы и других богов. К примеру, нередко встречается в святилище изображение демона Равана. Он, согласно религиозным верованиям индусов, является повелителем темных сил.

Джайнские пещеры

Многие туристы советуют начинать осмотр с этих храмов, так как после великолепия индуистских и буддийских святилищ, недостроенные сооружения не произведут должного впечатления. Известно, что эта религия не смогла завоевать индусов. Она была распространена совсем недолго. Возможно, с этим связана некая скромность храмов. К тому же практически все они недостроены.

Даже при беглом осмотре пещер заметно, что многое в них повторяет уже выстроенные ранее храмовые комплексы. Однако мастерам не удалось даже приблизиться к совершенству таких святилищ, как Кайласанатха или Тин Тхал.

Европейцы довольно часто нарушают правила поведения в индийских храмах, поэтому стоит внимательно изучить их, прежде чем ехать в Эллору. Ведь как бы то ни было, эти святилища создавались для служения богам, и здесь проводились специальные обряды. Сами индусы очень серьезно и трепетно относятся к комплексам Эллоры.

Запомните, что брать отсюда что-нибудь на память запрещено. Эзотерики считают, что камешки из древних святилищ принесут владельцу только беду. А вот охранники, которые маскируются под обычных туристов, не станут вам ничего объяснять, а просто выведут из храма.

После заката в святилищах запрещено находиться. Но с первыми лучами солнца вы уже можете оказаться у стен храма и провести здесь целый день до самой темноты. Время экскурсии никто не ограничивает.

Стоимость входного билета на территорию комплекса составляет двести пятьдесят рупий для детей и взрослых. Туристы советуют взять с собой на осмотр фонарик, так как без него некоторые скульптуры и резьбу будет просто не разглядеть. Храмовый комплекс работает шесть дней в неделю, во вторник он закрыт для посещений.

Если вы никак не можете выбрать время для поездки в Индию и осмотра храмов, то рассмотрите в качестве варианта декабрь. В этом месяце в Эллоре проходит традиционный фестиваль. Он посвящен музыке и танцам, и нередко местом его проведения становятся места рядом с храмами. Это зрелище оставляет массу незабываемых впечатлений.

Эллора: как добраться до пещер

Вариантов посетить эти великолепные храмы несколько. К примеру, отдыхая на Гоа, вы можете купить для себя экскурсионный тур и отправиться в пещеры со всем комфортом, на который способна Индия.

Если вы не боитесь передвигаться по железной дороге, то можно посоветовать вам очень интересный тур, в который включено и посещение Эллоры. Его программа предполагает поездку на поезде с остановками в пяти городах Индии. Отправной точкой маршрута является Дели. Затем туристы проводят время в Агре и Удайпуре. Следующей промежуточной станцией путешествия по железной дороге является Аурангабад. Именно отсюда вас отвезут осматривать пещерные храмы. Причем для этого отведено довольно много времени - целый день. Заканчивается тур в Мумбаи. Следует отметить, что для подобной поездки используются составы со всеми удобствами. Поэтому отзывы о таких турах туристы оставляют всегда положительные.

Для тех, кто отправляется в Индию только ради посещения пещерных храмов, можно порекомендовать авиаперелет до Мумбаи. Здесь находится самый ближайший к Эллоре международный аэропорт. Однако стоит учитывать, что прямых рейсов из России в Мумбаи не существует. Лучше выбирать транзитный маршрут, который осуществляют арабские воздушные перевозчики.

Приехав в Мумбаи, можно пересесть на поезд и уже через девять часов оказаться в Аурангабаде. Если поезд - не ваш вариант, то садитесь в автобус. Он тоже идет до города около восьми-девяти часов.

В Аурангабаде тоже нужно пересесть на автобус. Буквально через полчаса вы уже окажетесь в Эллоре и сможете наконец приступить к осмотру святилищ. Кстати, в Аурангабаде работает много таксистов. Любой из них охотно довезет вас до нужного места. Многие туристы, чтобы не ждать автобуса, поступают именно таким образом.

Существует и еще один вариант, как добраться до Эллоры. Из России самолеты летают прямиком в Дели. А оттуда можно купить билет на поезд до Аурангабада. Считается, что такой маршрут гораздо удобнее и быстрее предыдущих.

Предыдущая фотография Следующая фотография

Индия - страна с удивительно богатой историей и самобытной культурой, ее духовное и материальное богатство нашли свое отображение в частности и в пещерных храмовых комплексах Аджанта и Эллора. Круглый год тысячи туристов со всего мира приезжают в центральный индийский штат Махараштра , чтобы взглянуть на непревзойденной красоты храмы, высеченные в огромных скалах и щедро украшенные настенными фресками, резными колонами и многочисленными скульптурами.

Если Аджанта славится своей необыкновенной живописью, повествующей о светской жизни Индии, то Эллора - это сокровищница уникальных барельефов, вырезанных в скалах, которые таят в себе многовековую мудрость индийской мифологии.

Как добраться

Добраться до Эллоры можно рейсовым автобусом из Аурангабада, дорога займет не больше часа. Вход в каждый храм оплачивается отдельно, самый дорогой входной билет стоит около пяти долларов США. По вторникам комплекс закрыт для посетителей.

Поиск авиабилетов в город Мумбай (ближайший а/п к Махараштре)

Немного истории

Эллора - это целый комплекс пещерных храмов трех самых популярных в Индии религиозно-философских течений: буддизма, индуизма и джайнизма. Они были созданы в 6-11 веках нашей эры, бытует мнение, что именно сюда перебрались монахи, покинувшие Аджанту. В отличие от последней Эллора имеет более выгодное расположение, в непосредственной близости проходят маршруты государственного значения, сюда часто приезжали с визитом самые знатные особы и представители правящей династии Индии.

Так как храмы Эллоры возводили в совершенно иную историческую эпоху, уже при правлении Раштракутов, которые имели не малое влияние на мировой политической арене и обладали поистине несметными богатствами, они могут похвалиться более сложным устройством и непередаваемой красоты декоративным оформлением.

Храм Кайласанатха

Самым впечатляющим из всех храмов Эллоры несомненно является Кайласанатха. Чтобы его создать понадобилось целых полтора столетия, ведь храм полностью высечен в скале, а его общая площадь составляет около двух тысяч метров квадратных. Кайласанатха как бы возвышается над всеми остальными храмами, и символизирует священную для многих религий одну из гималайских вершин - Кайлас, которая считается духовным центром всего мироздания. Именно на этой горе восседал верховный бог в индуизме - Шива, поэтому Кайласанатха посвящен именно ему. Здесь есть множество статуй божества, изображений из индийской мифологии искусно высеченных в камне.

Фасад и внутренние стены храма щедро украшены барельефами, изображающими сюжеты индийских мифов, они как бы защищены от влияний извне огромной стеной, полностью покрытой рельефными изображениями. Просто завораживает сцена сражения Шивы с олицетворением сил зла - Раваной.

Скульптор настолько точно передал все черты персонажей, что даже непосвященный человек сможет с легкостью интерпретировать события, запечатленные в камне. Особенно грандиозно смотрятся эти барельефы в лучах заходящего солнца.

Благодаря особому составу горной породы храм прекрасно сохранился до наших дней, более того в некоторых местах можно обнаружить остатки белой краски, которой когда-то были покрыты стены, что придавало Кайласанатху особое сходство с заснеженной вершиной. У ее подножья высечены статуи львов и слонов, причем слоны размещены таким образом, что со стороны фасада видно только троих слонов, на спинах которых, согласно мифологии, держится мир.

Пещеры Эллоры и Аджанты

Храм Тин-Тхал

Кайласанатха считается самым крупным монолитным каменным изваянием. Но все же центральным храмом Эллоры принято называть Тин-Тхал, он имеет целых три этажа и является одним из самых масштабных пещерных храмов в мире. Что касается архитектурных особенностей Тин-Тхала. То здесь все выполнено предельно просто и сдержанно. Шестнадцатиметровый фасад украшают лишь мощные квадратные колоны, расположенные в три ряда, далее следует небольшой прямоугольный двор, вход в который, увенчанный довольно узкими воротами, высеченными в скале. Каменная лестница ведет непосредственно в огромные залы, своды которых поддерживают массивные квадратные колоны. В глубине каждого из них расположены грандиозные статуи, овеянные полумраком. Вся эта аскетическая простота и монументальность производит на присутствующих неизгладимое впечатление.

Храм Рамешвара

Храм Рамешвара несколько уступает по своей площади, но вполне может конкурировать по богатству внутреннего оформления. Здесь каждый сантиметр стен украшен изящной резьбой по камню, таким же образом декорированы и массивные колоны. Попадая сюда, оказываешься в таинственном и всепоглощающем мире индийской мифологии, со стен на вас смотрят высеченные из камня мифические существа, мастерски вписанные в сцены из самых важных сказаний Древней Индии. Узнать храм Рамешвара несложно по необычному фасаду с изящной резьбой и колонами в виде стоящих девушек.

Пещерные храмы джайнов

Интересно также посетить и пещерные храмы джайнов, их всего три, но они также украшены резьбой и искусными барельефами с изображением Махавира - основателя джайнской философии, а также величественных львов и лотосов.

Если вы хотите лучше узнать историю правящих династий и религиозных культов Индии, сделать это вам помогут сохранившиеся памятники архитектуры, наглядно рассказывающие о величии древних империй. Безусловно, одним из важнейших памятников древней истории являются пещерные храмы Индии, служившие убежищем и основным центром обучения для последователей буддизма индуизма и джайнизма с начала нашей эры.

Самые знаменитые и хорошо сохранившиеся пещерные храмы расположены в штате Махараштра рядом с г. Аурангабад - древней столицей могольской империи. Задолго до прихода моголов, этот регион был центром развития торговли и религии. Древние торговые пути проходили через равнины Декана а паломники находили себе убежище в пещерах, которые перестраивались под духовные обители.

Я хочу рассказать о пещерных храмах Аджанта и Эллора - истинных бриллиантах древнеиндийского искусства и архитектуры. Еще в начале нашей эры существовали торговые пути по территории плато Декан (современный штат Махараштра), вместе с торговцами шли первые буддийские подвижники, неся свою веру на территорию южной Индии. Чтобы спасаться от сезонных дождей и палящего солнца путешественникам были необходимы укрытия. Строительство монастырей и храмов – дело долгое и затратное, поэтому первые пилигримы выбирали своим убежищем пещеры в скалистых горах, которые давали прохладу в зной и оставались сухими в сезон дождей.

Первые буддийские пещеры вырезались во 2 веке до н.э., тогда это были простые и незамысловатые убежища. Позже на рубеже 4-6 веков пещерные храмовые комплексы разрослись в огромные монастырские города, где жили сотни монахов, а пещеры превратились в трехэтажные монастыри, искусно украшенные скульптурами и настенной живописью.

В пещерных городах Аджанта и Эллора последовательно исповедовались три религии – индуизм, джайнизм и буддизм. Сейчас на территории комплексов можно увидеть древние статуи и настенную живопись этих трех религий. Так, первыми жителями пещерных городов были буддисты, затем пришли индуисты, и последними по времени вырезались джайнистские храмы, хотя не исключено, что последователи всех религий уживались здесь одновременно, создавая толерантное религиозное общество в середине первого тысячелетия.

Аджанта


Пещерный храмовый комплекс Аджанта находится в 100 км от г. Аурангабад, он расположен в русле реки Вагхур и вырубался со 2 века до н.э. по середину 7 века н.э. На протяжении столетий древние скульпторы методично вынимали грунт из базальтовой породы а интерьер пещер украшался изящными скульптурами и фресками.

В конце 5 века пала династия Харишена, которая являлось основным спонсором строительства пещер, и постепенно комплекс был заброшен. Монахи покинули их уединенную обитель, а местные жители постепенно забыли о существовании пещерных храмов. Джунгли поглотили пещеры, замуровав входы толстым слоем растительности. В пещерах образовался искусственный микроклимат, который сохранил до наших времен фрески начала первого тысячелетия, аналогов которым нет не только в Индии, но и во всем мире. Таким образом, пещеры донесли до наших дней красоту древних мастеров.

Комплекс был обнаружен офицером британской армии Джоном Смитом в 1819 г. во время охоты на тигра. С противоположенного берега р. Вагхар он увидел арку входа в пещеру №10.

"Граффити" офицера Джона Смита, которое он оставил в 1819 году.

Позднее было обнаружено 30 пещер, комплекс был расчищен и частично отреставрирован, а в 1983 г. комплекс пещерных храмов Аджанта был включен в мировое наследие Юнеско.

Сейчас это одна из самых известных достопримечательностей центральной Индии. На данный момент в комплексе можно посетить 28 пещер, относящихся к буддийской традиции. В пещерах 1,2,9,11,16,17 сохранились древние фрески а в пещерах 9,10,19,26 вы увидите изящную буддийскую скульптуру.

Некоторые пещеры служили местом исполнения ритуалов и групповых молитв, они называются «чатьи» или залы для собраний, другие служили местом обитания монахов, они называются «вихары» или монастыри. Пещеры имеют разную планировку и степень декорации.

Некоторые пещеры находятся на стадии разработки, по этим примерах наглядно видно как происходила постройка комплекса.
С противоположенного берега реки Вагхар открывается прекрасный вид на весь комплекс, масштаб комплекса действительно впечатляет.

Ранее у каждой пещеры был свой персональный спуск к реке для забора питьевой воды, была разработана система накопления дождевой воды, и водотока в период муссонов. Стены большинства пещер были расписаны детальными фресками, секрет нанесения которых до сих пор не разгадан, отдельные хорошо сохранившиеся участки убеждают нас в высоком уровне мастерства древних живописцев, а перед глазами встает забытая история и обычаи тех веков.

"Визитная карточка" Аджанты - изображение бодхисатвы Падмапани!

Безусловно, посещение пещерных храмов Аджанты создаст одно из самых интересных впечатлений от Индии, но оно будет не полным без посещения комплекса Эллора, который находится неподалеку. Не смотря на то, что оба комплекса схожи по идее, они абсолютно разные по исполнению.

Эллора


Пещерных храмовый комплекс Эллора, находится в 30 км от Аурангабада, вырубался комплекс в период 5-11 века, и насчитывает 34 пещеры, 12 из которых буддийские(1-12) 17 индуистские (13-29)и 5 джайнистские(30-34), вырубавшиеся в хронологическом соответствии.

Если комплекс Аджанта знаменит своими фресками, то в Эллоре - это безусловно скульптура. Истинный рассвет Эллора приобрела с увяданием Аджанты, видимо большинство монахов и мастеров перебралось сюда начиная с 6 в н.э. В Эллоре зрителя потрясает масштабность построек, так например некоторые пещеры представляют собой трехэтажные «вихары» - монастыри где могло проживать до нескольких сот монахов монахов. Безусловно такой размах потрясает, особенно если учесть что даты строительства относятся к 5-7 векам н.э.

Но истиной жемчужиной комплекса является храм Кайласанатх (владыка Кайласа) или пещера №16.

Этот 30 метровый храм высекался на протяжении 100 лет в течении 8 века. Для его строительства было извлечено 400 000 тонн горной базальтовой породы, при этом не одна деталь не заносилась в храм снаружи, все вырезалось в горной базальтовой породе сверху вниз как на современном 3Д принтере. Безусловно, ничего подобного я не встречал нигде в Индии. Этот шедевр древнего зодчества встает на один уровень с храмами «Ангор Ват» в Камбодже и «Баган» в Бирме, вот только даты постройки практически на тысячелетие раньше!

Храм является аллегорией священной горы Кайлас в Тибете, на которой по легенде пребывал в медитации господь Шива. Раньше весь храм был покрыт белой штукатуркой, дабы походить на заснеженую вершину Кайласа, все скульптуры были искусно расписаны красками, детали которой можно разглядеть и сейчас, множество галерей храма украшены детальной резьбой по камню. Чтобы понять величие храма Кайласанатх, его надо увидеть своими глазами. Фотографии с трудом могут передать его величие и красоту!

Аурангабад

Храмы Аджанты и Эллоры притягивают множество туристов из Индии и со всего мира, в праздники здесь может быть достаточно многолюдно, а чтобы лучше понять историю в камне рекомендуется совершать осмотр в сопровождении гида.

Базой для осмотра храмов лучше выбирать город Аурангабад, здесь множество отелей на любой вкус и кошелек, добраться сюда можно на поезде, самолете или автобусе из Мумбаи и Гоа. Отдыхающие в Гоа могут совместить посещение пещерных храмов с пляжным отдыхом.

Помимо пещерных храмов сам город хранит множество памятников истории, правда намного более позднего периода. В 17 веке здесь правил великий могольский султан Аурангазеб. Самый впечатляющий памятник того времени-это мавзолей «Бибика Макбара», который часто называют маленький Тадж. Этот прекрасный мавзолей из белого мрамора возвел император Аурангзеб в память о своей жене Рабиа Уд Даурани, он имеет большое сходство с Тадж-Махалом в Агре, где похоронена мать Аурангзеба.

Посещение пещерных храмов Аджанта и Эллора безусловно одно из самых ярких и запоминающихся впечатлений от Индии.

Поездку в Аурангабад легко совершить за 2 дня, осмотр пещерных храмов будет прекрасным дополнением к отдыху на пляжах Гоа. Присоединяйтесь к нашим турам и откройте древние сокровища Индии.