Храмовый комплекс "Пещеры Эллоры", Индия. Пещеры Эллора: Храмы в скалах

Архитектуры, включающие фасады сложной работы и изыскано украшенные внутренние интерьеры.
Создание эллорских пещер датируется примерно с 6 по 9 столетья нашей эры. Предполагается, что в Эллору перебрались скульпторы и буддистские монахи, по неизвестным причинам оставившие Аджанту на произвол стихий.
Из 34 пещер Эллоры 12 пещер на юге - буддийские, 17 в центре посвящены индуистским Богам, 5 пещер к северу - джайнские.

Доступ в пещеры Эллора ежедневно с утра до заката, выходной вторник . в храм Кайласантха 250 рупий, остальные пещеры можно посмотреть бесплатно.

Буддистские пещеры Эллоры

Пещеры начинаются с самых простых и маленьких и дорастают до трехэтажных, огромных и богато декорированных (местами) храмов. В отличие от джайнских и индуистских пещер, которые являются храмами, в некоторых буддийских пещерах изображения отсутствуют вовсе, очевидно они использовались для проживания и хозяйственных потребностей.
Первая интересная пещера - №2, на крыльце встречают статуи хранителей ворот - дварапала, которые будут изображаться так же и внутри храмов у алтарей и в храмах индуистской традиции тоже. Пещера представляет собой небольшой зал с колонными, в дальней центральной части которого в нише находится изображение Будды, в окружении боддхисаттв кажется Падмапани с лотосом Ваджрапани с ваджрой, соответственно. Стены вихары украшены горельефами с Буддами в его различных состояниях. Этот дизайн или похожий будет встречаться почти во всех остальных буддийских храмах раннего периода, отличаясь лишь сюжетами и персоналиями, делая лишь немногие из них по настоящему запоминающимися.
Пещера № 4 интересна тем, что изображение бодхисаттвы Авалокитешвары (на его короне есть изображение маленькго Амитабхи Будды) больше, нежели изображение самого Будды, последнего Будды, Сидхартхи Гаутамы Шакья Муни.
Пещера 5 мне понравилась - это огромный прямоугольный зал, с каменными скамьями и маленькими комнатами по периметру, украшений тут нет, колонны грубо обработаны, пол и потолки не обтесаны. В дальнем конце в нище Будда и боддхисаттвами по традиции. Из-за аскетичности пещеры тут почти нет туристов, поэтому тут осталась атмосфера покоя и еще чего то, вобщем посидеть тут приятно.
Пещера 10 - чайтья, то есть монолитная ступа, вырезанная внутри пещеры. На фасаде восседает Будда. Причем архитекторы пытались придать максимальное сходство с деревянными конструкциями, вырезая стропила, переходящие в колонны, портики коих украшены скульптурой. К сожалению здешние храмы очень плохо освещены и разглядеть, а уж тем более снять, некоторые сюжеты почти не возможно. Фасад чайтьи двухэтажный, но вход на второй этаж был закрыт. Фасад богато украшен нимфами, фризом, пересказать трудно, лучше посмотреть на .
Пещера № 11 - двухэтажная, а № 12 - трехэтажная, вход в них из небольшого дворика. Самая интересная на верхнем этаже, куда можно забраться по боковой лесенке. Кстати, если раньше Будда царил над метущимся миром в окружении полу просветленных, то теперь 1) у его ног появляются люди с дарами или мольбами, 2) если людей вокруг нет, он множится и меняет позу на падмасану. По периметру 3 этажа вырезана скульптура -и, по бокам от центральной алтарной части сидят по 3 девицы и несколько Будд в медитации, по сторонам зала Будды сидят в различных позах.

Индуистские пещеры Эллоры

Стены пещеры 14 и следующих индуистских храмов покрыты барельефами с разнообразными мифологическими сценами, как то игра Шивы и в кости, чета и Лакшми, аватар Вишну кабаноголовый Вараха, Танцующий , Шива побеждает Адхакасура...
Все стены этой пещеры покрыты изображениями, сохранившимися очень хорошо. Барельефы находятся в небольших нишах и отделены друг от друга рельефными панелями. В центральной части пещеры есть алтарное помещение, но место божества пустует. Пещера большая, помимо рельефов на стенах резьбой украшены и колонны, в пещере есть также обходной коридор вокруг алтаря, в конце которого сидят существа, в числе которых я признала только господа Ганешу- сына Парвати и Шивы, Калу- богиню времени, ее трудно не узнать, она похожа на скелет, и одну из воинственных ипостасей Божественной Матери - с черепами на шее...
15 пещера двухэтажная, и по размеру больше предыдущей. Она находится во дворике за зданием Дашаватар мандапы с каменными резными наличниками и решетками на окнах, которое для посещений закрыто. Первый этаж не очень интересен, а вот на втором есть и колонны с влюбленными парочками на капителях и несколько примечательных рельефов например выход Шивы из лингама или Вишну почивающий на змее Шеше. Остальные рельефы сюжетно не сильно отличаются от предыдущей пещеры, но либо сделаны, либо сохранились хуже.

Наиболее интересен среди прочих храмов Эллоры Храм Кайласанатха (Kailasanatha), значащийся как пещера 16, который является колоссальным монолитом с витиеватым внешним видом, целиком вырезанный из базальтовой , поэтому представляется редкая возможность осмотреть храм и изнутри и снаружи сверху. Особенно интересно бродить вокруг Кайлаша на закате, когда лучи заходящего солнца делают рельефы золотисто-розовыми.
Благодаря прочному материалу породы которой он хорошо сохранился, кое где остались также фрагменты окраски, предполагают, что изначально храм Кайласантха был выкрашен белой краской чтобы быть похожим на снежный пик горы Кайлас, обиталище Шивы и оси мироздания. Шикхара сооружена и покрыта резьбой в дравидском архитектурном стиле, по плоским площадкам крыш бродят львы, возможно это популярные в Тибете и Непале снежные львы, охраняющие вход на небеса. Башня храма имеет сходство с башнями храмов Мамалллапурама (Mamallapuram) около Ченная в Тамил нанду, построенных примерно в то же время. Храм Кайласанатха похож по стилю на архитектурный стиль династии Паллавов, установившийся в Мамаллапураме и получивший широкое распространение. Считается, что для создания храма были специально найдены архитекторы из южного королевства Паллавов.
Изумляет в Кайласанатхе то, что в отличие от других храмов, которые обычно строились снизу вверх, скульпторы этого храма вырезали храм сверху и с боковых сторон. Этот храм является одним из наиболее сложных произведений архитектуры в мире.
Храм начал строится в период с 757 и 773 годы, на его строительство ушло более века. Храм занимает около 60.000 кв.футов и его башня имеет в высоту около 90 футов. Храм Кайласантха в Эллоре был создан путем выдалбливания примерно 400 000 тонн скалы сверху вниз, что говорит о незаурядной фантазии и фантастической точности инструмента и мастерства его создателей.
Комплекс отгорожен от остального мира стеной, покрытой 3-4 метровыми рельефами с невысоким гопурамом, так же обильно декорированным внутри.
Комплекс включает в себя центральный двухэтажный храм, по бокам которого со стороны фасада стоят колонны - mansthumb, являющиеся эмблемой комплекса, и перед ними статуи слонов в натуральную величину, к сожалению искалеченных. По сторонам храма с скале находятся боковые двухэтажные помещения, украшенные скульптурой, там где они заканчиваются начинается колоннада и коридором, в нишах которого находятся многочисленные образы Шивы и Вишну, которая огибает наверное около 150-180 градусов периметра храма.
Стены центральной мандапы по периметру украшены в нижней части слонами, а над ними в проемах между окнами и перекрытиями рельефы в обрамлении растительных орнаментов, в передней ко входу части мандапа с двух сторон украшена рельефами, повествующими о деяниях героев Махабхараты. На первом этаже под переходом из основной части в переднюю 2 больших рельефа с изображением Шивы...
Могу сказать точно - храм Кайласантха великолепен, это одно из величайших произведений искусства и его стоит посетить.
Вход в Кайласанатху платный 5 баксов или 250 рупий с иностранца.

Что до остальных индуистских храмов, если время есть сходите к пещерам 14-18, стоящим на отшибе.
Рельефы этих пещер весьма скромны, но в пещере 18 есть потолочные росписи, о которых путеводители не упоминают. И вообще место там интересное - даже в засушливом феврале была , хоть и немного, и небольшие разноуровневые озерца причудливой формы были наполнены и в их приятную прохладу можно окунуть ножки.
Замечателен гигантским размахом и храм № 29. Храм в плане имеет крест и похож на храм острова Элефанты. Барельефы сохранились хорошо, но главное сохранились гиганты, охраняющие лингам во внутреннем святилище храма.

3 пещеры джайнов находятся недалеко от храма Кайласа. 32 пещера украшена тонкой резьбой с изображением цветов лотоса и львов под манговыми деревьями. Одна из пещер имеет скульптурное изображение сидящего Махавира.

Как доехать в Эллору

из Аурангабада можно на автобусе, что занимает час, или на такси 40 минут (800 рупий в оба конца), тогда на пол-дороге Вы сможете остановиться и посетить форты Даулатабада, возвышающегося над выжжеными холмами.
В городке Эллора на рассториянии около 2 км. от скальных храмов находится шиваитский храм 17 века Гришнешвар мандир.
В Эллоре есть гестхаусы, но выбор их весьма невелик, если вы не планируете прожить здесь долго (такой соблазн есть, надо сказать) лучше останавливаться в Аурангабаде .




Оценить статью

Эллора - деревня в индийском штате Махараштра, система пещер и многочисленные замки, всемирное наследие ЮНЕСКО. Пещерные Храмы Эллоры - это эталон древних храмов. Всего в скальной породе вырезано 34 священных пещеры, расположенных по единой линии, на протяжении двух километров.

Перед входом в пещеры посетителей встречают множество обезьян. Которые совершенно естественно не боясь людей, отдыхают и развлекаются отбиранием еды у посетителей.

Трудно даже представить себе, насколько сложно было создать два километра сплошных старинных залов, имея примитивные строительные инструменты.

Некоторые из них достигают приличных размеров - около десяти соток. В пещерах есть множество красивых колонн и скульптур.

Нигде на планете так тесно, как в Индии не сосуществовали мировые религии. Проникая одна в другую, обогащали науку и культуру великими открытиями и достижениями.


Плоды этих трудов дошли до нас сквозь тысячелетия.

В Индии поражает все – атмосфера, колорит, величие многовекового наследия. Особенно остро это ощущаешь в храмах. Один из самых крупных находится в центральном штате Махараштра и называется Храм .

Точнее, это целый храмовый комплекс из 34 пещер, где расположены высеченные в базальте сооружения.

Здесь соседствуют храмы трех самых распространенных в стране религиозно-философских направлений: индуизма, буддизма и джайнизма .

До сих пор ученые не пришли к единому мнению, каким точно способом были построены в древности такие огромные комплексы.

Наряду с храмом Тадж-Махал пещеры включены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО .

История возникновения храмового комплекса Эллора

Месторасположение Храма Эллоры было выбрано неслучайно. Здесь, возле Аджанты , сходились оживленные торговые и караванные пути с северной части Индии в порты западного побережья. В стремительно разрастающийся поселок стекались торговцы и путешественники со всего света.

Более 500 лет часть прибыли, полученной в виде налогов от торговли, тратили на строительство Эллоры.


Как раз в это время буддизм утрачивает свои позиции, а индуизм приобретает все больше и больше сторонников.

Сооружением Индия показала миру, как толерантно относится она ко всем религиям и философским учениям своих граждан.

Пещерный ансамбль включает в себя 34 храма и монастыря, которые высечены в базальтовых скалах и по протяженности занимают около 2 км. Историки спорят о точном возрасте, но называют период между VI и X столетиями.

♦♦♦♦♦♦

Двенадцать пещер – святилища буддизма, семнадцать – индуизма, и всего пять – джайнизма.

Из-за высокой твердости базальта все постройки очень хорошо сохранились.

Сильнее всего они пострадали во время борьбы мусульман с язычниками, но и тогда фанатики не смогли нанести статуям и храмам серьезный вред.

Знаменитые храмы архитектурного ансамбля Эллора

Жемчужиной пещер Эллоры в Индии по праву считают Храм Кайласанатха, названный по имени священной гималайской вершины. Размерами он не впечатлит, подобные постройки в стране нередки – высотой 40 м, 80 и 50 м в длину и ширину.

Поразительно другое. Абсолютно весь храм – от огромного цоколя с фигурами львов и слонов в натуральную величину до верхушек башен – высечен из цельной скалы. По сути, это не постройка, а скульптура.

Возводить его начали сверху вниз – невиданная до этого техника строительства. На скальном обрыве выкорчевали деревья, счистили почву, тремя траншеями отрезали гигантский монолит и начали высекать сложную конфигурацию здания, придавая форму с боков. В глубину вырыли колодец и за все время выдолбили и убрали более 400 000 тонн скальных пород.

Полторы сотни лет поколения резчиков и камнетесов выполняли тяжелую сложнейшую работу, понимая, что они сами, даже их дети и внуки не увидят результат труда.

Повторить работу мастеров не взялась ни одна современная строительная фирма, и теории археологов, архитекторов и историков пока не получили подтверждения на практике.

Наружные стены храма украшены богатой резьбой – десятки слонов, львов и декоративных элементов заполняют буквально каждый сантиметр. Для большего сходства с заснеженной вершиной, храм долгое время покрывали белой штукатуркой.

Так же искусно украшено внутреннее пространство. Огромный барельеф венчает своды главной башни, многочисленные статуи, посвященные Шиве, полны жизни и изображают героические или семейные сцены из жизни богов.

Стоит сказать еще и о том, что весь вынутый камень кажется «ничем», если вспомнить о том, что весь древний Храм Кайласанатха полностью расписан. Именно в этих древних местах художественное трудолюбие индусов явно зашкаливает за все допустимые нормы.

Эллора буквально переполнена жизненной священной энергетикой, которая чувствуется буквально в каждом изображении, каждом камне и трещине. Именно в древних Храмах Эллоры живет сама жизнь!


Пещеры различных конфессий Эллора

Самыми ранними пещерами Эллоры считают буддистские, строившиеся примерно с 500 до 750 годов.

В них жили монахи, здесь же располагались залы для медитации, служения богам. Более поздние из них красивее и украшены замысловато. Сказалось влияние расположившихся рядом индуистских зодчих, которые в 600 году возвели первый храм.

Торжественный настрой создают высокие реберные своды, огромные статуи Будды, его учеников и Махамаюри – покровительницы наук и образования. Ступа внутри пустотелая при пении мантр создает невероятный резонирующий звук.

Индуистские монастыри вырезали сверху вниз, как и храм Кайласанатха. С 600 по 870 годы высекли и украсили 17 пещер Эллоры, все стены которых покрыты барельефами с событиями священных книг.

Резьба очень детализирована, со множеством мелких орнаментов, которые пощадило время и они впечатляют современных туристов так, как и в былые времена.

Часть помещений служила для нужд монахов. По сведениям, сюда они переселились из близлежащей Аджанты, когда та пришла в упадок.

Джайнизм – самая молодая религия, зародившаяся как протестантская ветвь индуизма. Поэтому и пещеры Джайна, наименьшие по размерам из всех храмов Эллоры, датируют 800-900 годами.

Здесь аскетизм сочетается с красивым художественным оформлением, до нас частично дошли картины, украшавшие потолки храмов. Большинство джайнистских пещер так и не было закончено. Популярность религии была недолгой, хотя и на сегодняшний день она насчитывает около трех миллионов приверженцев в стране.

Одно из самых удивительных и популярных для туристов мест - пещеры Эллоры .

Как добраться к пещерам Эллоры?

Пещеры находятся в Индийском штате Махараштра, а точнее в Северном Махараштра, приблизительно в 30 километрах западнее города Аурангабад. Ближайший аэропорт находится там же, в Аурангабад. Билет на самолет из Москвы стоит около 26 0000 рублей. В аэропорту Аурангабада можно взять напрокат машину и за 2 часа добраться до пещер. Для посещения Индии гражданам России не нужно оформлять визу и это радует.

34 пещеры Эллоры датируемые между 6-м и 9-м веками нашей эры представляют собой смесь нескольких религий: буддистов, индуистов и джайнистов.

Пещеры были извлечены из вулканических пород вдоль 2-километрового участка западной стороны набережной. 34 крупные пещеры, нумеруются последовательно, а не в хронологическом порядке, начиная с группы буддийских (пещеры 1-13) на юге. Другие группы браминского пантеона (пещеры 14-29) и джайнизма (пещеры 30-34). Наиболее заметным памятником является пещера 16, Кайлас храм, который представляет собой кульминацию скальной архитектуры, с огромными скульптурными рельефами, возвышенной общей символикой храма, такой как космические горы и дом Шивы.

Когда смотришь на эти величественные скульптуры, восхищаешься древними скульпторами. Самая невероятная вещь об этих пещерах, что они были изготовлены вручную, только с помощью молотка и зубила. Пещеры Эллоры славятся своей неповторимой архитектурой. Вы увидите превосходные картины и внутри храма Кайласа, и поднявшись на холм вокруг него. Его огромные размеры ошеломляют, он в два раза больше площади Пантеона в Афинах и в полтора раза выше. Лучшее время для посещения пещер: ноябрь - март, когда более прохладно и сухо.

Когда посетить пещеры Эллоры?

Время открытия: 9 утра и до заката (около 5:30 вечера). Пещеры Эллоры закрыты по вторникам, но открыты в дни национальных праздников. Тем не менее, старайтесь избегать посещения в эти дни, толпы туристов могут сводить с ума, и вы не получите приятных впечатлений. Захватите с собой фонарик, так как многие места довольно темные.

Пещеры Эллоры свободны для посещения, за исключением великолепного храма под открытым небом Кайлас, посещение которого стоит $ 5 США. Детей до 15 лет пропускают бесплатно.

Кто интересуется музыкой и танцами должен посетить эти места в конце года. В последнюю неделю ноября каждого года, в течении 4 дней здесь проводится фестиваль. В фестивале принимают участие самые выдающиеся певцы и танцоры Индии.

Нет никаких сомнений, что это место останется в Вашем сердце на долгие годы, здесь можно даже почувствовать присутствие Будды.

Достопримечательности рядом

Пещеры Эллоры осматривают в комплексе с пещерным монастырем Ажданта (2 век д.н.э – 5 век н.э), который находится неподалеку.

Пещеры Эллоры (Ellooru, Elloru caves) – это комплекс, расположенный в Индии в штате Махараштра, в 30 км к западу от города Аурангабад – немое свидетельство мирного сосуществования сразу трех религий, что, наряду с его высокохудожественной ценностью, делает это место еще более значимым для мировой культуры.

Пещеры Эллоры это 34 храма и монастыря, занимающие около 2 км в длину, высеченные в базальтовых скалах. Они создавались в период между 6 и 10 столетиями попеременно представителями разных религиозных течений. Святилища буддизма (12 пещер), индуизма (17 пещер) и джайнизма (5 пещер) столетие за столетием вырастали здесь друг за другом, и сегодня являются наглядной демонстрацией той веротерпимости, что царила тогда на индийских землях. В XIV веке храмы Эллоры сильно пострадали от борьбы мусульман против язычников, но, не смотря на старания, им не удалось одолеть твердый базальт.

Храмы высечены из скальной породы со множеством ходов. Практически все пещеры представляют собой вихары (место жительства, жилище, обитель), которые монахи использовали для обучения, медитации, а также для таких мирских занятий как еда и сон. По мере знакомства с этими пещерами можно заметить, как их залы постепенно увеличиваются в размерах и приобретают более утонченный стиль.

Пещеры в Эллоре – это целый ансамбль из великолепных храмов, статуй, колонн и скульптур. Самым выдающимся по праву считается Храм Кайласанатха (Kailasanatha), своеобразный центр Эллоры. Он создавался более ста лет в 8 веке и был высечен из цельного монолита, но не как обычно возводится что-либо снизу вверх, а сверху вниз и с боков! Храм, украшенный великолепной резьбой, символизирует собой гору Кайлас, считающуюся у представителей четырёх религий - буддистов, индуистов, джайнов и приверженцев бон - священной, «сердцем мира». В частности, последователи индуизма почитают Кайлас горой, где находится обитель Шивы. Первоначально храм даже был выбелен, специально для того, чтобы придать ему сходство с заснеженной святой горой. А в главном тайнике храма была найдена медная табличка с надписью: «О, как я мог сделать подобное без волшебства?». Действительно: «Как?!».

Буддистские пещеры (называемые также пещерами Вишвакарма) являются самыми ранними из пещер Эллоры и датируются периодом от 500 до 750 года нашей эры. Что интересно, пещеры становятся более крупными и красивыми по мере продвижения на северную сторону. Ученые объяснили это возрастающей потребностью в конкуренции с индуизмом, ведь уже в 600 году здесь появился первый индуистский храм.

Индуистские монастыри Эллоры представляют собой совершенно отличные от буддистских пещеры, как в плане стиля, так и в плане украшения. Эти пещеры вырезались сверху вниз, а форма придавалась им в несколько этапов. Всего насчитывается 17 пещер, высеченных в период между 600 и 870 годами. Они занимают центральную часть скалы, сгруппировавшись вокруг знаменитого храма Кайласа. В отличие от торжественных и безмятежных буддистских пещер, стены индуистских монастырей покрыты живыми барельефами, изображающими события их священных писаний индуизма. Все они посвящены богу Шиве, но встречаются также и изображения Вишну и различных его перевоплощений.

Пещеры Джайна - самые молодые в комплексе Эллоры и датируются 800-900 годами. Расположены они в 2 километрах к северу, куда ведет асфальтированная дорога. Они отражают отчетливость философии джайнизма и традиции, включая строгий аскетизм вместе с тщательно продуманным художественным оформлением. Эти монастыри не такие большие, как индуистские и буддистские, но содержат исключительно детализированные художественные работы. Здесь частично сохранились удивительные картины, некогда полностью покрывавшие потолки храмов

Архитектурный пещерный комплекс в Эллоре по праву можно назвать одним из чудес света. Мастерство древних зодчих по достоинству было оценено ЮНЕСКО, которая включила пещеры в Список Всемирного наследия.

ФОТОГРАФИИ ПЕЩЕР ЭЛЛОРЫ










Если вы хотите лучше узнать историю правящих династий и религиозных культов Индии, сделать это вам помогут сохранившиеся памятники архитектуры, наглядно рассказывающие о величии древних империй. Безусловно, одним из важнейших памятников древней истории являются пещерные храмы Индии, служившие убежищем и основным центром обучения для последователей буддизма индуизма и джайнизма с начала нашей эры.

Самые знаменитые и хорошо сохранившиеся пещерные храмы расположены в штате Махараштра рядом с г. Аурангабад - древней столицей могольской империи. Задолго до прихода моголов, этот регион был центром развития торговли и религии. Древние торговые пути проходили через равнины Декана а паломники находили себе убежище в пещерах, которые перестраивались под духовные обители.

Я хочу рассказать о пещерных храмах Аджанта и Эллора - истинных бриллиантах древнеиндийского искусства и архитектуры. Еще в начале нашей эры существовали торговые пути по территории плато Декан (современный штат Махараштра), вместе с торговцами шли первые буддийские подвижники, неся свою веру на территорию южной Индии. Чтобы спасаться от сезонных дождей и палящего солнца путешественникам были необходимы укрытия. Строительство монастырей и храмов – дело долгое и затратное, поэтому первые пилигримы выбирали своим убежищем пещеры в скалистых горах, которые давали прохладу в зной и оставались сухими в сезон дождей.

Первые буддийские пещеры вырезались во 2 веке до н.э., тогда это были простые и незамысловатые убежища. Позже на рубеже 4-6 веков пещерные храмовые комплексы разрослись в огромные монастырские города, где жили сотни монахов, а пещеры превратились в трехэтажные монастыри, искусно украшенные скульптурами и настенной живописью.

В пещерных городах Аджанта и Эллора последовательно исповедовались три религии – индуизм, джайнизм и буддизм. Сейчас на территории комплексов можно увидеть древние статуи и настенную живопись этих трех религий. Так, первыми жителями пещерных городов были буддисты, затем пришли индуисты, и последними по времени вырезались джайнистские храмы, хотя не исключено, что последователи всех религий уживались здесь одновременно, создавая толерантное религиозное общество в середине первого тысячелетия.

Аджанта


Пещерный храмовый комплекс Аджанта находится в 100 км от г. Аурангабад, он расположен в русле реки Вагхур и вырубался со 2 века до н.э. по середину 7 века н.э. На протяжении столетий древние скульпторы методично вынимали грунт из базальтовой породы а интерьер пещер украшался изящными скульптурами и фресками.

В конце 5 века пала династия Харишена, которая являлось основным спонсором строительства пещер, и постепенно комплекс был заброшен. Монахи покинули их уединенную обитель, а местные жители постепенно забыли о существовании пещерных храмов. Джунгли поглотили пещеры, замуровав входы толстым слоем растительности. В пещерах образовался искусственный микроклимат, который сохранил до наших времен фрески начала первого тысячелетия, аналогов которым нет не только в Индии, но и во всем мире. Таким образом, пещеры донесли до наших дней красоту древних мастеров.

Комплекс был обнаружен офицером британской армии Джоном Смитом в 1819 г. во время охоты на тигра. С противоположенного берега р. Вагхар он увидел арку входа в пещеру №10.

"Граффити" офицера Джона Смита, которое он оставил в 1819 году.

Позднее было обнаружено 30 пещер, комплекс был расчищен и частично отреставрирован, а в 1983 г. комплекс пещерных храмов Аджанта был включен в мировое наследие Юнеско.

Сейчас это одна из самых известных достопримечательностей центральной Индии. На данный момент в комплексе можно посетить 28 пещер, относящихся к буддийской традиции. В пещерах 1,2,9,11,16,17 сохранились древние фрески а в пещерах 9,10,19,26 вы увидите изящную буддийскую скульптуру.

Некоторые пещеры служили местом исполнения ритуалов и групповых молитв, они называются «чатьи» или залы для собраний, другие служили местом обитания монахов, они называются «вихары» или монастыри. Пещеры имеют разную планировку и степень декорации.

Некоторые пещеры находятся на стадии разработки, по этим примерах наглядно видно как происходила постройка комплекса.
С противоположенного берега реки Вагхар открывается прекрасный вид на весь комплекс, масштаб комплекса действительно впечатляет.

Ранее у каждой пещеры был свой персональный спуск к реке для забора питьевой воды, была разработана система накопления дождевой воды, и водотока в период муссонов. Стены большинства пещер были расписаны детальными фресками, секрет нанесения которых до сих пор не разгадан, отдельные хорошо сохранившиеся участки убеждают нас в высоком уровне мастерства древних живописцев, а перед глазами встает забытая история и обычаи тех веков.

"Визитная карточка" Аджанты - изображение бодхисатвы Падмапани!

Безусловно, посещение пещерных храмов Аджанты создаст одно из самых интересных впечатлений от Индии, но оно будет не полным без посещения комплекса Эллора, который находится неподалеку. Не смотря на то, что оба комплекса схожи по идее, они абсолютно разные по исполнению.

Эллора


Пещерных храмовый комплекс Эллора, находится в 30 км от Аурангабада, вырубался комплекс в период 5-11 века, и насчитывает 34 пещеры, 12 из которых буддийские(1-12) 17 индуистские (13-29)и 5 джайнистские(30-34), вырубавшиеся в хронологическом соответствии.

Если комплекс Аджанта знаменит своими фресками, то в Эллоре - это безусловно скульптура. Истинный рассвет Эллора приобрела с увяданием Аджанты, видимо большинство монахов и мастеров перебралось сюда начиная с 6 в н.э. В Эллоре зрителя потрясает масштабность построек, так например некоторые пещеры представляют собой трехэтажные «вихары» - монастыри где могло проживать до нескольких сот монахов монахов. Безусловно такой размах потрясает, особенно если учесть что даты строительства относятся к 5-7 векам н.э.

Но истиной жемчужиной комплекса является храм Кайласанатх (владыка Кайласа) или пещера №16.

Этот 30 метровый храм высекался на протяжении 100 лет в течении 8 века. Для его строительства было извлечено 400 000 тонн горной базальтовой породы, при этом не одна деталь не заносилась в храм снаружи, все вырезалось в горной базальтовой породе сверху вниз как на современном 3Д принтере. Безусловно, ничего подобного я не встречал нигде в Индии. Этот шедевр древнего зодчества встает на один уровень с храмами «Ангор Ват» в Камбодже и «Баган» в Бирме, вот только даты постройки практически на тысячелетие раньше!

Храм является аллегорией священной горы Кайлас в Тибете, на которой по легенде пребывал в медитации господь Шива. Раньше весь храм был покрыт белой штукатуркой, дабы походить на заснеженую вершину Кайласа, все скульптуры были искусно расписаны красками, детали которой можно разглядеть и сейчас, множество галерей храма украшены детальной резьбой по камню. Чтобы понять величие храма Кайласанатх, его надо увидеть своими глазами. Фотографии с трудом могут передать его величие и красоту!

Аурангабад

Храмы Аджанты и Эллоры притягивают множество туристов из Индии и со всего мира, в праздники здесь может быть достаточно многолюдно, а чтобы лучше понять историю в камне рекомендуется совершать осмотр в сопровождении гида.

Базой для осмотра храмов лучше выбирать город Аурангабад, здесь множество отелей на любой вкус и кошелек, добраться сюда можно на поезде, самолете или автобусе из Мумбаи и Гоа. Отдыхающие в Гоа могут совместить посещение пещерных храмов с пляжным отдыхом.

Помимо пещерных храмов сам город хранит множество памятников истории, правда намного более позднего периода. В 17 веке здесь правил великий могольский султан Аурангазеб. Самый впечатляющий памятник того времени-это мавзолей «Бибика Макбара», который часто называют маленький Тадж. Этот прекрасный мавзолей из белого мрамора возвел император Аурангзеб в память о своей жене Рабиа Уд Даурани, он имеет большое сходство с Тадж-Махалом в Агре, где похоронена мать Аурангзеба.

Посещение пещерных храмов Аджанта и Эллора безусловно одно из самых ярких и запоминающихся впечатлений от Индии.

Поездку в Аурангабад легко совершить за 2 дня, осмотр пещерных храмов будет прекрасным дополнением к отдыху на пляжах Гоа. Присоединяйтесь к нашим турам и откройте древние сокровища Индии.