Мультиэкспозиция. Краткое руководство по созданию необычных фотографий

Всё гениальное – просто. Это правило работает почти всегда, и монтаж видео – не исключение. Приёмы, которые неопытному взгляду кажутся чем-то невероятным и недосягаемым на самом деле создаются за пару минут. Если вы мечтаете постичь секреты обработки видео, обратите внимание на программу ВидеоШОУ . Этот современный софт разработан для того, чтобы облегчить освоение монтажа для новичков и значительно упростить работу для более опытных видеографов. Читайте статью, и узнайте больше о приёмах, которые сделают ваш первый ролик качественным и интересным.

6 золотых правил создания видео

Прежде, чем перечислять лучшие приёмы для обработки видео, обозначим ключевые правила хорошего видеографа.

  • Не снимайте бездумно – построение кадра должно быть продуманным, а сюжет – понятным
  • Включайте режим отображения сетки, чтобы следить за линией горизонта и общей композицией кадра
  • Перед съёмкой настройте фокус, включите авто стабилизацию и выправьте баланс белого
  • Не делайте слишком коротких или слишком длинных кадров, идеальная длительность ролика – 6-8 секунд
  • Долгие планы и панорамы не снимайте с руки, используйте штатив или подручные средства
  • Снимайте один и тот же объект с разных ракурсов и разными планами, чтобы выбрать удачный вариант

Зачастую не столь важно, на какую камеру вы снимаете, главное – что вы снимаете правильно

Любимые приёмы хорошего видеографа

Эти видеоэффекты – неизменная классика монтажа. Овладейте этими приёмами с помощью ВидеоШОУ – и вам не составит труда превратить отснятый материал в качественный профессиональный продукт.

  • Плавные переходы между роликами

Хорошая склейка – незаметная склейка. Каждый раз, когда кадр слишком резко обрывается, используйте эффект растворения. Он «смешивает» два видеоклипа между собой, и переход становится более плавным и визуально приятным.

В ВидеоШОУ вы найдете коллекцию готовых переходов, которая включает десятки вариантов – только для создания эффекта растворения редактор предлагает около 50 пресетов. Выберите форму и направление анимации и примените к своему ролику.

В ВидеоШОУ вы сможете соединить видео эффектным плавным переходом одним нажатием кнопки

  • Виньетирование

Зрение человека работает таким образом, что сначала мы смотрим на объект в центре, а потом изучаем содержание периферии. Воспользуйтесь этим – добавьте на видео виньетку. Круглое или овальное затемнение не только позволит добиться стильного винтажного эффекта, но и мгновенно направит внимание зрителя на нужный предмет.

В ВидеоШОУ добавить виньетку на ролик очень просто. Откройте в редакторе каталог масок и подберите ту, что будет выигрышнее смотреться на вашем ролике. Круглые, овальные, прямоугольные и даже в виде звезды или сердца – софт предлагает как универсальные маски, так и нестандартные для оригинальных экспериментов.

Размер и положение виньетки в ВидеоШОУ вы можете легко менять по своему вкусу

  • Разделенный экран

Совмещение нескольких видео в одном кадре даёт возможность показать историю с разных точек зрения. Это не обязательно должны быть ролики, демонстрирующие один и тот же объект, но взаимосвязь между видео должна четко прослеживаться.

ВидеоШОУ позволяет совмещать в кадре любое количество роликов, главное – чтобы они смотрелись вместе гармонично и уместно. Добавьте видеофайлы в качестве отдельных слоёв и разместите их на монтажной области, отрегулировав размер. Если вы демонстрируете ролики одновременно, следите, чтобы их длительность была одинаковой. При необходимости обрежьте «лишнее». Если вы хотите, чтобы видео появлялись друг за другом, настройте анимацию с помощью ключевых кадров.

Видео могут быть расположены в кадре вплотную друг к другу или хаотично

  • Наложение

Ещё один способ совместить два видео в одном кадре – наложить их друг на друга. Этот мощный эффект часто используют, чтобы подчеркнуть параллельность течения событий или, к примеру, передать мысли или воспоминания центрального героя. Выбирать материал для применения этого эффекта нужно осторожно – если композиция кадра в обоих роликах достаточно загружена, может получиться бессмыслица.

ВидеоШОУ предлагает несколько способов наложить одно видно на другое. Вы можете применить к ролику на верхнем слое маску из коллекции или же настроить его прозрачность во вкладке «Анимация» . Обязательно обрежьте длительность видеофайлов так, чтобы она была одинаковой в обоих случаях.

Вы можете добавлять ключевые кадры и настроить прозрачность видео так, чтобы она менялась по ходу ролика

  • Стоп-кадр

Этот приём часто используют в трейлерах для усиления драматичности и заострения внимания на важном моменте. Видео замирает на одном кадре на несколько мгновений, а потом продолжается с новой интенсивностью. В идеале приём должен сочетаться ещё и с паузой в .

На создание такого кинематографичного эффекта в ВидеоШОУ уйдёт всего пара минут. Обрежьте видео в редакторе на важном моменте. При этом длительность показа слайда должна быть на 1-2 секунды длиннее, чем длительность выделенного отрезка. Дальше вам нужно будет ещё раз добавить исходное видео на шкалу слайдов и обрезать так, чтобы этот стоп кадр был началом ролика.

ВидеоШОУ позволяет регулировать длительность перехода – для данного приёма достаточно 1 секунды


Теперь вы знаете, что редактировать видео на профессиональном уровне намного проще, чем кажется! Всё, что вам нужно, – это и отправиться на поиски удивительных кадров.

При перераспределении времени в редакторе диаграмм по значениям, представленным на диаграмме «Перераспределение времени», можно определить, какой кадр в какой в момент времени воспроизводится, и управлять этим поведением. Каждый ключевой кадр «Перераспределение времени» связан со значением времени, которое соответствует определенному кадру в слое. Это значение представлено по вертикали на диаграмме значений «Перераспределение времени». Если включить перераспределение времени для слоя, After Effects добавит ключевой кадр «Перераспределение времени» в начальную и конечную точку слоя. Значения времени по вертикали для этих начальных ключевых кадров «Перераспределение времени» соответствуют их горизонтальному положению на таймлайне.

Добавляя дополнительные ключевые кадры перераспределения времени, можно создать сложное движение. При каждом добавлении ключевого кадра «Перераспределение времени» создается другая точка, в которой можно изменить скорость или направление воспроизведения. При перемещении ключевого кадра вверх или вниз на диаграмме значений изменяется кадр видео, который будет воспроизводиться в настоящий момент. After Effects затем интерполирует промежуточные кадры и воспроизводит видеоряд вперед или назад от этой точки до следующего ключевого кадра «Перераспределение времени». На диаграмме значений (если читать слева направо) растущий угол означает воспроизведение вперед, а убывающий угол - воспроизведение назад. Значение растущего или убывающего угла соответствует скорости воспроизведения.

Аналогичным образом значение рядом с названием свойства «Перераспределение времени» указывает на кадр, который воспроизводится в данный момент. Если перетащить маркер на диаграмме значений вверх или вниз, это значение изменится соответствующим образом и будет установлен ключевой кадр «Перераспределение времени» (в случае необходимости). При необходимости щелкните это значение и введите новое или перетащите значение, чтобы изменить его.

При перераспределении времени исходная продолжительность исходного видеоряда может стать недействительной, так как части слоя больше не воспроизводятся с исходной скоростью. При необходимости установите новую продолжительность для слоя до перераспределения времени.

Как и в случае с другими свойствами слоя, значения времени на диаграмме «Перераспределение времени» можно просмотреть в виде диаграммы значений или диаграммы скорости.

Если после перераспределения времени полученная частота кадров сильно отличается от исходной, то качество движения в слое может ухудшиться. Примените совмещение кадров, чтобы улучшить перераспределение времени для замедленного или ускоренного движения.

Зачем это нужно?

Неужели существуют такие операции, которые можно произвести только в Adobe Photoshop, и нельзя повторить в Adobe After Effects или Adobe Premiere Pro? Однако, почему мы только Adobe-вские продукты в список включили? Давайте продолжим: Edius, Liquid, Vegas... Final Cut Pro, в конце концов! Почти все эти пакеты имеют ну о-о-очень серьёзный набор встроенных фильтров, позволяющих работать с масками, проводить достаточно глубокую цветокоррекцию, убирать нежелательные шумы или иным образом модифицировать картинку. Помимо встроенных, существуют и дополнительные фильтры, выполненные в виде плагинов от сторонних разработчиков. Этих красавцев нынче пруд пруди, только выбирай да денежку готовь.

Так зачем же Photoshop?

Таким вопросом озадачивался, наверное, каждый, кто хотя бы краем уха слышал о возможности обрабатывать видео в Photoshop-е. Недоумение, растерянность, настороженность, сарказм — вот список эмоций, посетивших многих и многих видеолюбителей (да и профессионалов тоже) в недавнем 2007 году — именно тогда корпорация Adobe внедрила в свой графический редактор поддержку видео. И — первые робкие вопросы, высказывания: "а можно ли "прикрутить" к AE фильтры от Photoshop? ", "adjustment layers в Photoshop есть? ", "на сайте Adobe почти никакой информации ", "чем After Effects не устраивает? ", "вот дожили " и т.д. и т.п.

Давайте уже разберёмся: почему Photoshop, зачем Photoshop, и как Photoshop?

Вначале неплохо бы узнать об основных правилах, соблюдая которые, вы сумеете работать в Photoshop с видео. Проверим-ка, на что он годен. Версия, которую мы станем мучать — самая "свежая" на сегодня, CS4.

Импорт видео

Импортировать видео в Photoshop можно двумя способами:

Рассмотрим оба варианта, и выясним их преимущества и недостатки. Итак, первый вариант, импорт видео с разделением на отдельные кадры: File -> Import -> Video Frames to Layers...

В открывшемся окне выбора файла следует найти нужное видео, и нажать Load. Тут же появится окно с параметрами импорта Import Video to Layers . Обратите внимание: на рисунке красной рамкой обведена чёрная прямоугольная область. Здесь спрятана шкала времени с ползунком, передвигая который, можно просмотреть импортируемое видео и даже выбрать интервал, который нужно импортировать. По непонятной причине у автора эта шкала не отображается (возможно, виновата Windows 7), хотя видео можно проиграть, передвигая этот невидимый ползунок вслепую.

Данный способ импорта видеоматериала накладывает одно существенное ограничение: какой бы длительности ни было импортируемое видео, оно всегда обрезается до 500 кадров (проверялось на ПК с 32-битной Windows 7 и тремя ГБ оперативной памяти).

Время, необходимое программе для разбиения материала на кадры (слои), зависит от длительности клипа, а также способа сжатия видео (на современном достаточно мощном ПК импорт 5-секундного AVCHD клипа производится за 20-30 секунд).

Открывшийся документ представляет собой этакую раскадровку, где один слой представляет собой один кадр видео.

Становится понятным преимущество такого способа импорта: с каждым кадром можно работать индивидуально. Недостаток этого способа — все до единого импортируемых кадра целиком и полностью загоняются в оперативную память ПК. Здесь без 64-битной операционной системы со множеством гигабайт оперативки и делать нечего — тех "жалких" трёх с небольшим гигабайтиков, что доступны 32-битным операционным системам, хватит разве что на 10-20 секунд Full-HD видео. Имейте это в виду.

Второй способ импорта — привычная команда File -> Open . В этом случае Photoshop-у безразлична длительность импортируемого материала. Открытый таким образом файл представляет собой нечто вроде ссылки на оригинальное видео — так работает любая нормальная программа нелинейного видеомонтажа. Следовательно, и оперативная память не забивается информацией. Недостаток: пропадает возможность работы со слоями (что естественно), однако работа с отдельными кадрами будет вестись по прежнему.

Признаться, не совсем ясно, для чего всё-таки может понадобиться обработка каждого кадра в отдельности. Очень может быть, что какие-то архибюджетные фильмы рисуются, обрабатываются и "рихтуются" именно так, покадрово. Но в нашей малобюджетной реальности такой вариант вряд ли кого устроит: все фильтры и эффекты обычно накладываются сразу на всё видео (сцену), не иначе.

Кстати, о фильтрах и эффектах. В зависимости от способа, которым было импортировано видео, встроенные в Photoshop инструменты, фильтры либо сторонние плагины могут вести себя по-разному: некоторые фильтры работают только с отдельными кадрами, отказываясь обрабатывать видеоролик целиком. При этом соответствующие строки в меню становятся неактивны, и их невозможно задействовать (с этим мы ещё не раз столкнёмся).

Наконец, расскажем о форматах видео. Больной нынче вопрос... Развелось форматов самых разных — не пересчитать. Но Photoshop отчего-то думает, что видео бывает только... Quick Time. Правда, "обыкновенные" DV-AVI импортируются без проблем (даже обычным Drag&Drop ), но почти все остальные форматы программа предпочитает видеть только в любимом ею контейнере — MOV.

Отсюда вывод: перед обработкой видео в Photoshop желательно провести его перепаковку в MOV. Сделать это проще всего с помощью программы Quick Time Pro. Однако данное творение программистов Apple не столь всеядно, как, скажем, какой-нибудь бесплатный (а уж тем более коммерческий) программный плеер. Ну вот отказывается QT Player открывать и проигрывать видео с современных AVCHD-видеокамер! Что с ним поделаешь... Поэтому такое трудное видео перед обработкой в Photoshop требуется довести до ума: распаковать на элементарные потоки, которые затем соединить в Quick Time Pro. Автору удалось найти лишь пять-шесть файлов, снятых разными современными видеокамерами, которые без проблем импортировались в Photoshop без предварительного их кипячения и усушки. Увы. Есть подозрение, что на данном этапе отсеется немалая часть энтузиастов, возжелавших поэкспериментировать в Photoshop-е с видео. В выигрыше здесь — обладатели видео-фотокамер, которые записывают видео в контейнере QuickTime. Такое видео почти гарантированно подружится с Photoshop-ом. Прям теория заговора какая-то...

Один и тот же формат видео (к примеру, AVC 1920x1080) может быть принят программой, а может и не быть принят — многое зависит от способа его упаковки, контейнера, и даже марки видеокамеры. Спотыкаясь на некоторых форматах или контейнерах, Photoshop либо напрочь зависает, либо прекращает работу с извинениями.

Но, скорее всего, вам быстро надоест мучаться с форматами, нехваткой оперативной памяти, схлопываниями и зависаниями программы. Идеальный выход здесь — перекодировать видео в MJPEG A с одновременной его упаковкой в контейнер QuickTime (MOV). И — лепота! Никаких тебе проблем: вне зависимости от размера кадра или продолжительности загруженного в программу видеоролика Photoshop просто летает!

Но перейдём к практическим изысканиям — что же этакого позволяет сделать Photoshop с импортированным видео?

Работа со слоями

Ну какой же серьёзный видеоредактор или компоузер обходится без многодорожечного редактирования? А тем более пакет, претендующий на звание программы композитинга. Photoshop в этом плане вполне подходящая кандидатура: и здесь имеется возможность оверлейного редактирования.

Работа с вышележащим слоем здесь ведётся в точности так же, как и в After Effects — ну, разве что здесь инструментов поменьше. Точнее, почти совсем нет.

Но по крайней мере основные операции, такие, как длительность отображения слоя на таймлинии, выполняются простым перетаскиванием краёв клипа. Все имеющиеся слои можно соединить (подобно вложенной таймлинии в других программах), что позволяет применить один эффект сразу ко всем этим слоям.

Нельзя забывать и о скрытых, невидимых глазу инструментах. Они спрятаны в выпадающем меню, которое появляется при нажатии на неприметную кнопку, расположенную в правом верхнем углу таймлинии.

Как видим, из данного меню доступны все часто требующиеся операции, а присутствующим здесь командам можно назначить горячие клавиши, что значительно ускорит работу.

Работа с ключевыми точками

Ага, не ждали?!!

Тем не менее, в Photoshop существует возможность изменения многих параметров во времени с помощью ключевых точек, точно так, как это делается во всех без исключения полноценных видеоредакторах.

К этим параметрам относятся не только штатные, присутствующие по умолчанию (положение, размер, прозрачность, стиль), но и пользовательские эффекты, добавленные к клипу (сторонние плагины).

Всё как обычно: щёлкаем по пиктограмме с будильником, тем самым активируя запись параметров в ключевые точки. Изменяем значение выбранного параметра (к примеру, прозрачность слоя) — тут же в соответствующей строке автоматически появится новая ключевая точка. Теперь, проигрывая таймлинию, можно наблюдать, как постепенно изменяются отредактированные параметры.

Стабилизация видео и коррекция геометрии кадра

Загрузим видео, снятое с руки видеокамерой, не имеющей оптического стабилизатора. Пусть картинка и неплоха по качеству, но вот дрожание в кадре портит всё дело.

Для того, чтобы стабилизировать трясущуюся картинку, видео требуется импортировать как серию кадров-слоёв (см. ). Открывшийся документ представляет собой раскадровку, где каждый слой — это отдельный кадр.

Теперь необходимо выделить все эти слои (Alt+Ctrl+A ), и выполнить команду Edit -> Auto-Align Layers . Данная команда запускает встроенный в Photoshop модуль, выравнивающий слои (Align (англ.) — выравнивание). В открывшемся окне желательно выбрать параметр Auto и нажать ОК .

Можно, конечно, использовать другие способы (Perspective , Collage и т.д.), но стабилизация может произвестись не так тщательно, да и скорость просчёта от этого вряд ли увеличится. М-да... Скорость. Считает Photoshop не просто долго. Он считает ОЧЕНЬ долго. Просто неприлично долго по современным меркам. Программа дотошно перетряхивает и сравнивает все кадры, выравнивая их друг относительно друга.

Страшно признаться: Photoshop обрабатывал пять секунд видео... почти час! Результат — прыгающая на прозрачном фоне картинка.

Но зато уж попадание — точно в тютельку! И заметьте — вся работа произведена автоматически, мы ведь не указывали программе ни одной точки, за которую ей следует "зацепиться" (как это делается, например, в After Effects).

Время просчёта зависит от множества факторов: мощности центрального процессора (впрочем, во время просчёта четырехъядерный AMD Phenom особо не напрягался — загрузка в среднем не превышала 70%), длительности обрабатываемого видео, размера кадра, и — главное — от содержимого этого кадра. Нетрудно понять: чем меньше контрастных деталей в видео, тем быстрее программа справится с многопроходным сопоставлением содержимого в каждом кадре и выравниванием кадров друг относительно друга. Кстати говоря, во время анализа Photoshop вынужден ведь ещё и отфильтровывать движущиеся объекты — их же нельзя использовать в качестве якорей, отправных точек, служащих для стабилизации. Наш пример, на котором мы испытали способности Photoshop-а — пожалуй, сверхнеудачный и чертовски сложный для расчёта. Судите сами: помимо того, что кадр гуляет во все стороны, в нём ещё присутствует активное движение — двигаются люди, шевелится листва.

Подведём итог: при наличии терпения, везения, хорошего исходного материала, такой способ стабилизации вполне имеет право на существование. Ничуть не жалея о потраченном времени, перейдём к работе с геометрией кадра.

О геометрическом искажении видео при съёмке знает, наверное, каждый. Например: часто встречающийся изъян с названием "бочка". Или получающийся при использовании широкоугольной насадки дефект с весёлым прозвищем "рыбий глаз". Исправить такие недостатки в монтажной программе — незаурядная задачка. Чуть легче это сделать в программах композитинга, но удобнее всего, наверное, всё-таки в Photoshop-е. Тем более и специальный инструмент здесь имеется, который предназначен для коррекции искажений, привносимых оптической системой: Filter -> Distort -> Lens Correction . Имеющиеся в данном модуле параметры позволят "вытянуть" геометрию кадра как душе угодно, и вкривь, и вкось, и сверху вниз.

Помимо этого инструмента, существуют и специальные плагины, предназначенные для работы с геометрией кадра. Об одном таком мы обязательно расскажем в следующей части статьи.

Обработка движущихся объектов

Интересно, как происходят съёмки постапокалиптических фильмов, когда зритель подолгу наблюдает на экране пустые улицы больших городов? Что, специально для съёмок всех жителей эвакуируют? Это дорого, да и... неаккуратненько как-то.

Иногда требуется обработать движущиеся в кадре объекты, с тем, чтобы превратить их в некое подобие призраков, либо вовсе удалить из видео. Такое можно проделать в After Effects с помощью сложной комбинации масок и прочих инструментов, но мы же рассматриваем сейчас работу в Photoshop.

Глупо напоминать, что исходное видео должно быть снято со штатива (если вы не хотите повторять вышеописанный подвиг со стабилизацией). Импортируем в программу одну из съёмок, сделанных с помощью тестового бокса.

Следующий шаг — изменение режима отображения материала на панели Animation из режима отдельных сцен (кадров) в режим слоёв. Нажмите кнопку Convert to timeline animation , находящуюся в правом нижнем углу палитры Animation .

Теперь таймлиния чертовски напоминает рабочую область After Effects. Каждый кадр — это слой со своими параметрами. Дерево параметров каждого слоя можно открыть, нажав стрелочку слева. Как видите, ролик (анимация кадров) здесь представляет собой последовательность слоёв, каждый из которых имеет различные параметры прозрачности, хранящиеся в ключевых точках строки Opacity .

Теперь требуется склеить все слои-кадры в один виртуальный объект — это необходимо для того, чтобы все последующие операции производились не с одним кадром, а применялись сразу ко всему видео (если хотите, можете провести аналогию с вложенными таймлиниями в AE или Premiere Pro). Итак, Alt+Ctrl+A — и все слои выделены. Теперь выполните команду Filter -> Convert for Smart Filters .

Сделайте дубликат получившегося слоя (Layer -> Duplicate Layer ), и выполните на нём команду Layer -> Smart Objects -> Stack Mode -> Median . Результат: паровозик... исчез!

Правда, и всё остальное в кадре застыло — проще говоря, программа, проанализировав видео, удалила все движущиеся объекты. Поэтому сейчас мы станем экспериментировать со смешиванием получившихся слоёв. Это самое простое, лежащее на поверхности решение: изменить метод смешивания или наложения. Выделив полученный слой (он находится над основным), изменим метод его отображения — широкий выбор способов смешивания находится в выпадающем списке палитры Layers .

В зависимости от выбранного метода наложения, паровозик в кадре будет выглядеть по-разному:

Впрочем, в поисках подходящего эффекта можно попытаться использовать любой другой параметр Stack Mode .

К примеру, вот какой замечательный шлейф от движения объекта получается, если выполнить Stack Mode -> Maximum :

Также можно использовать слой, получившийся после Stack Mode -> Median , в качестве паттерна (Pattern — шаблон, трафарет ), который впоследствии можно применить к основному слою через параметр Blending .

Поигравшись со способами смешивания (Blend Mode), можно получить совсем неожиданные результаты. В конце концов, чтобы полностью избавиться от ненужных движущихся объектов, можно просто затереть ластиком либо вырезать те области, где движение или шевеление должно оставаться.

Actions

Этой возможности отчаянно не хватает в монтажных программах и пакетах композитинга (похожим образом наверняка думает тот, кто привык автоматизировать рутинные действия при работе в Photoshop или даже в Word). Действительно, в большинстве случаев во время обработки видео мы немало времени тратим на одни и те же действия, причём идут они в одной и той же последовательности. Почему бы не заставить программу записать эти действия в некую команду, дав которую, можно отвлечься на что-то другое, пока компьютер выполняет нудную работу? Например, такая ситуация: в наличии имеется несколько видеоклипов, снятых в одинаковых условиях и имеющих одинаковый же изъян — "кривой" баланс белого.

Для того, чтобы привести эти клипы в божеский вид, требуется открыть их в монтажной программе, присвоить тот или иной эффект (фильтр), после чего просчитать в результирующие файлы. Посмотрим, чем может помочь Photoshop в таких случаях. Создадим свою собственную Action, с помощью которой сможем впоследствии полностью автоматизировать весь процесс.

Откроем один из "неправильных" файлов (здесь нам не потребуется раскадровка на отдельные кадры-слои, поэтому действуем обыкновенно: File -> Open ).

Сразу же начнём запись Action: нажмём кнопку Create new Action в панели Action .

В появившемся диалоговом окне New Action следует присвоить имя создаваемой последовательности команд; можно также задать хоткей для её выполнения.

Внимание! После нажатия кнопки Record любое действие, которое вы произведёте, станет тщательно отслеживаться и фиксироваться программой!

Конвертируем открывшийся видеоролик в Smart Filters (Filters -> Convert for Smart Filters ) — это делается для того, чтобы все последующие операции производились не с одним кадром, а распространялись на всё видео сразу. Теперь добавим поверх видео один управляющий слой: Layer -> New Adjustment Layer -> Levels . В появившемся окне настроек нажмём кнопку Auto — положимся на автоматику.

Теперь, когда в кадре появились нормальные, привычные глазу цвета, нужно запустить просчёт: File -> Export -> Render Video .

Как только новый видеофайл создан, следует закрыть текущий документ, не сохраняя его, после чего можно смело останавливать запись Action:

Ну, и что нам даёт эта новоявленная Action? А вот что: теперь можно воспользоваться инструментом Batch, позволяющим вести пакетную обработку файлов! При этом мы можем использовать только что созданную последовательность команд.

Итак, File -> Automate -> Batch ... В появившемся окне нужно выбрать только что созданную Action, указать папку, где находятся видеофайлы, требующие обработки, и папку, куда станет сохраняться обработанное видео.

Теперь вы свободны ровно настолько, насколько быстр ваш ПК.

Работа с цветом

Здесь автору придётся туго: любой фотограф с мало-мальским опытом легко заткнёт за пояс своими знаниями цветовых пространств, которые он привык править в Photoshop-е. Остаётся лишь надеяться на благоразумие и долготерпение заядлого фотошопера.

Начать следует с главного: работа с цветом и светом в Photoshop осуществляется обычно через меню Image -> Adjustments (существуют, конечно же, и продвинутые плагины — но о них в следующей части статьи). Главная проблема в том, что по умолчанию какие-то изменения картинки присваиваются только одному кадру (текущему, выделенному слою). Если же сгруппировать слои (Convert for Smart Filters ), то окажется, что практически ни один инструмент из вожделенного пункта Adjustments недоступен! Только лишь Shadows/Highlights да Variations можно применить к видеоролику.

В такой ситуации настоящим спасением являются дополнительные слои, которые создаются вручную и располагаются поверх слоя с видео. Слои эти знакомы каждому, кто работал в After Effects — те самые Adjustment Layers , регулирующие слои. Выбор параметров достаточно богат, чтобы исполнить любую задумку по цвето- или светокоррекции.

Помимо такого гибкого инструмента, как Levels, для точной подгонки каждого оттенка незаменимым является инструмент Selective Color (Layer -> New Adjustment Layer -> Selective Color ).

Встроенных в программу инструментов обычно хватает с избытком, всех не перечислишь. Однако немалая часть пользователей считает, что "каждый должен заниматься своим делом", и Photoshop для них — всего лишь удобная оболочка для специализированных плагинов, с которыми (и только с ними!) они предпочитают иметь дело. Но о плагинах мы поговорим в следующей части статьи.

Экспорт видео

Экспорт из программы производится командой File -> Export -> Render Video . Только посмотрите: сжатие возможно во всех мыслимых форматах, включая и H.264!

Несколько хитростей (список может пополняться)

  • При работе с HD-материалом в Photoshop может быть затруднено даже обыкновенное проигрывание исходного видео. Что уж говорить о быстродействии, когда клип обработан одним-двумя фильтрами... Остаётся тоскливо наблюдать, как программа пыжится, пытаясь на лету просчитать и отобразить видео. Нет, не нужно пытать нервы и тратить время — достаточно лишь уменьшить размер проекта. Поколдуйте с размерами в панели Image -> Image Size , и просматривайте обработанное видео с гораздо большей скоростью. Ну а впоследствии ничто не мешает откатиться назад (Ctrl+Z либо соответствующая строка в History).
  • Для работы с видео в Photoshop вам потребуется, конечно же, QuickTime. Но не спешите устанавливать самую свежую его версию! Дело в том, что чем новее версия, тем меньше она предоставляет возможностей (особенности современного мАркетинга?). Так, установленная версия 7.6 не даёт возможности настроить формат звука при экспорте видео из Photoshop, а список встроенных в QuickTime фильтров неслабо урезан (а они кому-то нужны? но тем не менее). Поэтому не гонитесь за новинками, оптимальным вариантом будет версия QuickTime 7.3. Правда, этот совет не должен касаться владельцев таких аппаратов, как 5D Mark II. Дело в том, что корректное декодирование видео с такого фотоаппарата производится только версией QuickTime 7.6. Более ранние версии, увы, при декодировании обрезают цветовой диапазон.

В следующей части статьи мы обсудим, пожалуй, главное преимущество Photoshop перед привычными компоузерами и монтажками. Это преимущество — работа с плагинами, созданными для Photoshop.

by Konstantin Naumov

Что такое мультиэкспозиция? Это объединение двух или нескольких кадров в один. Прием в фотографии, который начался с ошибки и получил со временем широкое распространение среди фотографов и применяется для создания художественной современной фотографии.

В данном кратком руководстве мы объясним как правильно использовать эффект мультиэкспозиции и что делать, если камера не поддерживает функцию двойной экспозиции?


by Andrea Cisneros

При использовании пленочных камер возникновение двойной экспозиции чаще всего происходило из-за неосторожности фотографа, которая приводила к двойному воздействию на один и тот же кусок пленки. Но несомненная художественность некоторых полученных случайно кадров привела к тому, что направление мультиэкспозиции в фотографии стали развивать и использовали с уверенностью самые именитые фотографы. Например, Сара Мун .


Некоторые современные цифровые камеры оснащены функцией двойной и более экспозиции. Чтобы создать мультифото, достаточно переключиться в настройках камеры. Тем не менее, для создания правильной мультиэкспозиционной фотографии необходимо знать некоторые нюансы.

При наложении одного кадра на другой, необходимо стремиться совместить темные и светлые части снимка таким образом, чтобы самые светлые пятна одного кадра приходились на самые темные фрагменты другого.


Рассчитывайте правильно общую экспозицию снимка. Если для получения правильно экспонированной фотографии при ваших условиях необходима экспозиция для первого и второго кадров 1/60 при f=8, каждое изображение должно быть снято с недоэкспонированием в 1 ступень.

Второй кадр желательно снимать с теми же настройками, что и первый. Но, если условия освещения у второго снимка другие, то естественно следует поменять и экспопару, а также не забыть сделать кадр на недоэкспонированным.


Что делать, если камера не предполагает функцию мультиэкспозиции?

Поможет обычный редактор. Использование редактора предполагает даже больше контроля при комбинировании фотографий, хотя и некоторым образом убирает спонтанность и неожиданную фантазийность полученного результата. Редактирование в фотошопе становится техническим делом и каким бы ни был мастер, у снимка исчезает определенный флер, который состоит из тех маленьких недостатков и случайностей, которые делают снимок фотографией, а не рисунком.


При использовании постобработки в редакторе нет необходимости изначально снимать два или более кадров одновременно. У фотографа появляется возможность комбинировать фотографии, снятые в разное время.

Необходимо открыть одно изображение, второе копируется и вставляется на новый слой в рабочем пространстве первого изображения. Затем с помощью широкого спектра инструментов фотограф смешивает два изображения вместе до получения нужного эффекта. Можно изменять "прозрачность" или "непрозрачность" слоев, "умножать", использовать "мягкий свет", Hard Mix или "исключение" - и это только несколько из многих режимов наложения, с которыми стоит экспериментировать. Каждый дает очень разные результаты с подходящими картинками.

Однако даже такая кажущая легкость обработки не снимает ответственности в правильном расположении темных и светлых участков кадров. Темное должно быть под светлым, а не наоборот.


Есть ли у мультиэкспозиции какое-то иное, нехудожественное применение?

Многие из лучших подводных фотографий сделаны с помощью двойной экспозиции. Одним кадром делается крупный план морского существа со вспышкой. При этом из-за глубины выглядит черным или очень темным. Но достаточно объединить полученную фотографию со снимком, сделанным на мелководье, итоговое изображение будет выглядеть более естественно.


by Thomas Conrad (T.C.)

Двойную экспозицию также применяют для усиления глубины резкости и получения фотографии в интерьере, где используется разный свет.

Несколько подсказок для того, чтобы получить мультиэкспозиционный кадр

  • Используйте два кадра, один из которых с мелкой текстурой, а на втором объект съемки крупным планом.

by Tanja Ghirardini

  • Интересные кадры можно получить, если изначально снимать студийные портреты, как крупноплановые, так и полноростовые, а затем, перемотав пленку заново, - отправиться фотографировать полевые цветы, ландшафты или текстуры.

  • Смешивание цветов позволит получить интересные эффекты на снимках. Также можно совмещать картинки, сделанные разными объективами - например, портретником и широкоформатным.
  • Прекрасным вариантом будет совмещение с облачным небом или неспокойной поверхностью моря.

by Duncan Howsley

Не останавливайтесь на очевидном. Используйте для начала два кадра для совмещения. Вам может понравиться абстракция получаемых снимков и вы сможете уже с большей уверенностью совмещать большее их количество, чтобы в итоге стать автором самой абстрактной и самой необычной художественной фотографии.

Под мультиэкспозицией понимают многократную экспозицию одного и того же кадра. Это очень интересный прием в фотографии, когда камера «фотографирует» сцену несколько раз, но в результате получается всего лишь одно изображение, при этом все отдельные кадры совмещаются на одной фотографии. Таким образом, происходит наложение кадров друг на друга вследствие чего можно получить необычные и оригинальные художественные снимки.

Этот прием используется как в пленочной, так и в современной цифровой фотографии. В последнем случае готовый результат может зависеть от уровня самой цифровой камеры, поскольку в некоторых моделях аппаратов вносятся собственные коррективы в созданное фотоизображение. Мультиэкспозиция – это творческий процесс, который отличается своими хитростями и особенностями.

Для чего нужна мультиэкспозиция?

При мультиэкспозиции светочувствительный материал в виде пленки или матрицы экспонируется два или более раз. Другими словами, свет в количестве необходимом для фотосъемки попадает на светочувствительную матрицу несколько раз в пределах одного кадра. На самом деле этим техническим приемом фотографы овладели уже давно, в наш век цифровых технологий он плавно перекочевал из пленочной фотографии. Достаточно сказать, что первые фотографии с мультиэкспозицией датируются еще концом XIX – началом XX столетия.

В аналоговой фотографии часто используют такой способ, когда фотограф сначала снимает пленку полностью, перематывает, заряжает ею фотоаппарат и снимает снова. Кстати, начинающие фотолюбители в период массового распространения компактных фотоаппаратов во второй половине XX века делали такие снимки по неопытности, то есть они просто забывали перемотать пленку. Иногда результаты оказывались весьма неожиданными и интересными.

Однако все же при таком подходе результат, то есть то изображение, которое будет на фотобумаге, определяется лишь случаем. Поэтому более популярным является другой подход, который заключается в том, что, отсняв первый кадр, фотограф сразу же перематывает его назад и ищет сюжет для повторного его экспонирования. В этом случае контроль за изображением повышается.

Итак, создание снимка с мультиэкспозицией происходит за счет того, что очередь экспозиций повторяется для одного и того же кадра несколько раз. В «чистом» виде мультиэкспозиция возможна только в пленочной фотографии, поскольку в цифровых камерах готовым результатом является цифровой файл, и, соответственно, вышеупомянутыми способами получить мультиэкспозицию просто невозможно. Тем не менее, в цифровых фотоаппаратах используется встроенное программное обеспечение, посредством которого и достигается наложение снимков.

В современных цифровых фотокамерах мультиэкспозиция реализована с помощью объединения нескольких снимков в один, при этом встроенная автоматика, пользуясь специальным алгоритмом, может вносить или не вносить некоторые корректировки в наложение фотоизображения. Окончательный результат может быть как лучше, так и несколько хуже аналога в традиционном пленочном исполнении.

Для чего нужна мультиэкспозиция? Этим вопросом наверняка задаются многие начинающие фотографы, осваивающие различные приемы фотографического мастерства. Мультиэкспозиция используется в следующих случаях:

— для уменьшения уровня шумов и лучшей проработки цветовой насыщенности фотоизображения;

— для того, чтобы показать динамику или движение на фотографии;

— для получения эффекта дублирования или размножения, а также создания художественных подложек на основной объект в кадре;

— для получения разного рода занимательных и оригинальных картинок, в том числе с передачей очень ярких, насыщенных цветов.

В целом, мультиэкспозиция применяется для создания необычных, высокохудожественных снимков с непростой идеей и оригинальным подходом. Помимо собственно технической составляющей, прием мультиэкспозиции требует от фотографа формулирования этой самой оригинальной идеи и тщательного обдумывания кадра, поскольку просто путем объединения двух кадров получить хороший результат вряд ли получится. Мультиэкспозиция востребована в пейзажной фотографии, где она позволяет обеспечить большую проработку цветом.

В пленочной фотографии для мультиэкспозиции очень важно правильно рассчитать выдержку. Если создать мультиэкспозицию с нормальной для каждого кадра по отдельности экспозицией, то конечный результат может получиться переэкспонированным (пересвеченным). Поэтому каждый кадр на пленке, который будет состоять в серии для мультиэкспозиции, необходимо сделать с учетом экспонирования пленки последующими кадрами серии.

В цифровой фотографии дело обстоит гораздо проще. Фотографу требуется сделать лишь нужное количество снимков с нормальной экспозицией (для каждого кадра в отдельности), а встроенная автоматика цифровой камеры после завершения съемки просто объединит их в одно готовое изображение.

Какое количество кадров можно использовать для создания мультиэкспозиции? Мультиэкспозиция требует как минимум двух кадров, а их максимальное количество, в принципе, не ограничено. Однако на цифровых фотоаппаратах, как правило, имеются ограничения на количество кадров для создания мультиэкспозиционного снимка. Например, для фотоаппаратов Nikon это ограничение составляет от трех до десяти кадров. Благодаря увеличению возможного количества кадров можно экспериментировать с эффектом дублирования объекта съемки.

Современные модели цифровых камер для продвинутых любителей и профессионалов оснащаются функцией мультиэкспозиции. Во время работы в данном режиме камера автоматически оповещает фотографа соответственным индикатором на ЖК-дисплее или в видоискателе. При этом данную функцию в любой момент можно отключить. Например, если было сделано не все количество снимков в режиме мультиэкспозиции, то фотоаппарат просто сохранит их по отдельности.

Если в камере подобная функция отсутствует, то эффекта мультиэкспозиции можно добиться в графическом редакторе. Нужно лишь сделать несколько кадров, которые затем будут объединены в один, после чего с помощью слоев и их прозрачности, наложить друг на друга. Благодаря удобству и возможности проведения различных корректировок, создание эффекта мультиэкспозиции на основе готовых снимков в Photoshop или Lightroom используется довольно часто. В целом, графический редактор позволяет более гибко делать наложение и расставлять акценты. Вдобавок, он позволяет создавать мультиэкспозиции с практически неограниченным количеством кадров. Но в любом случае фотографируя цифровой камерой, Вы получите больше удовольствия и положительных эмоций, чем при использовании разнообразных графических редакторов для обработки фотографий.

В большинстве случаев мулььтиэкспозиция применяется фотографами для двух целей — дублирования предмета, его размножения в кадре и создания эффекта движения. Второй прием получил наибольшее распространение, в том числе для получения так называемых motion-pictures, то есть фотографий движения. Сегодня этим приемом активно пользуются профессионалы спортивной журналистики. Кстати, одним из классических примеров использования многократной экспозиции для съемки движения являются фотографии запуска американской ракеты «Аполлон 8» к орбите Луны в декабре 1968 года.

Что касается технических нюансов съемки, то наиболее распространенным приемом использования мультиэкспозиции является фотографирование одной и той же сцены с разными точками фокусировки. При этом фотокамера должна быть зафиксирована на одном месте, обычно это делается с помощью штатива. Объект, находящийся в кадре, также должен быть статичен. С помощью своей цифровой камеры фотограф делает несколько снимков в режиме мультиэкспозиции на одном и том же фокусном расстоянии, диафрагме, выдержке и значении светочувствительности ISO — собственно, разница только в точке фокусировки.

Таким приемом достигается получение «сказочных», необычных фотографий, напоминающих известные нам мультипликационные эффекты. С этим приемом можно по-разному экспериментировать, например, при создании подложки (первого кадра)можно использовать нормальную фокусировку по объекту, а затем сделать снимок максимально расфокусированного пространства вокруг того же объекта. Также можно попробовать фотографировать, меняя угол камеры.

Другой вариант — мультиэкспозиция одной и той же сцены с одной и той же точкой фокусировки, но при этом с разным фокусным расстоянием. Здесь также потребуется снять на камеру, установленную на штативе, несколько кадров с одинаковой точкой фокусировки и одинаковыми настройками, но теперь уже с разным фокусным расстоянием. Для этого фотографу нужно крутить кольцо зумирования во время съемки. В итоге получается очень интересное и художественное изображение.

При использовании этого приема можно менять и величину выдержки. Например, сначала фотографируется главный объект съемки на короткой выдержке. А затем снимается только задний план, но уже при длинной выдержке. Таким образом, на окончательном фотоизображении с мультиэкспозицией будут видны и объект съемки, и фон. Этот прием с изменением величины выдержки отлично подходит для съемки ночных портретов, когда на фотографии нужно показать не только человека, но и красивые огни на заднем плане.

Как правило, все приемы использования мультиэкспозиции требуют, чтобы камера была надежно зафиксирована на штативе. Со штативом намного удобнее делать качественные, оригинальные фотографии с эффектом мультиэкспозиции. Впрочем, и без использования штатива можно добиться интересных результатов, тут главное представлять себе, что Вы хотите получить в результате.

Мультиэкспозиция предоставляет широкие возможности для творчества. Но, как и любым другим приемом в фотографии, им нужно уметь пользоваться. На первый план здесь выходит не столько возможности цифровой техники, сколько замысел фотографа, основная идея или образ, которые и служат отправной точкой для создания оригинального снимка с мультиэкспозицией. Главное понять, что Вы хотите показать зрителю, ведь мультиэкспозиция не должна являться самоцелью, она должна применяться лишь для подчеркивания Вашего творческого замысла.