Историческая роль Петра I. После этого здоровье его уже не поправлялось, но становилось со дня на день все хуже: у него открылись признаки каменной болезни

На вопрос Какова роль Петра 1 в истории? заданный автором VALERY NOX лучший ответ это Это прежде всего создание государства со стройной
системой управления, сильной армией и флотом, мощной экономикой,
оказывающего влияние на международную политику. В результате Петровских
реформ государство не было связано ничем и могло пользоваться любыми
средствами для достижения своих целей. В итоге Петр пришел к своему идеалу
государственного устройства - военному кораблю, где все и вся подчинено
воле одного человека - капитана. Россия стала самодержавным, военно-бюрократическим государством,
центральная роль в котором принадлежала дворянскому сословию. Вместе с тем
отсталость России не была полностью преодолена, а реформы осуществлялись в
основном за счет жесточайшей эксплуатации и принуждения. Роль Петра Великого в истории России трудно переоценить. Как бы не
относиться к методам и стилю проведения им преобразований, нельзя не
признать - Петр Великий является одной из самых заметных фигур мировой
истории.
Источник: Наша историяВы разве не знаете?
Слабая военная сила, отсталость в экономике, непросвещенность и т.д.

Ответ от Невролог [гуру]
Действительно Великий челоловекю Ведь это он создал современную бюрократическую систему, от которой страдаем до сих пор. Это он окончательно закабалил низшие сословия, последсвия этого рабста сказываются до сих пор. Это он уничтожил множество народу ради строительства на болотах города. Хотя можно было обустроить тот же Ревель например.
Хотя СПб мне все же нравится


Ответ от Проскучать [новичек]
Петр 1 открыл окно в Европу, основал Город Санкт - Петербург, построил флот.


Ответ от Пользователь удален [активный]
Русское - есть европейское! Это одно и тоже. А в полуазиатов нас превратила Золотая Орда, но Петр из этого дерьма нас вытащил! Заставил вспомнить, что мы европейцы! Кто этого не понял навсегда остался азиатом - рабом монголо-татар! Мои соболезнования!


Ответ от Босоножки [гуру]
Сейчас можно говорить сколько угодно. Все умные. . Начитались. . всякой дряни. А то, что он был личностью неординарной, являясь 1 императором России- вещь бесспорная и вошел в историю навсегда. Неизвестно, какая участь была бы у России, если бы был кто другой у власти. Видимо так было богу угодно и не надо тревожить историю. Она какая есть - такая есть. Благодарю. У меня все.


Ответ от Пользователь удален [гуру]
Убивал своих граждан, чтобы удивить архитектурой Зап Европейцев, вообщем, история повторяется



Ответ от Павел васильев [гуру]
Петр Первый это человек с большой буквы (" на троне вечный был работник ", Царь - плотник), Герой, прыгал за борт спасал тонущих матросов, вот здесь в Лахте, в 2- х км от меня. А Ельцын помните, шел (кто-то пыльным мешком по голове ударил) и с моста упал. Петр - это университет, Российская Академия наук, служивое дворянство, -это Русские победы! Слава России! фото Павла Васильева


Ответ от Manana tsitsihwili [гуру]
Пётр 1 первый создал морской флот, занёс в Россию много техники, повысил образование, культуру, сам неся первым эти знания на своих плечах и уча затем других, не ленясь не физическому ни умственному труду. Эллементарный токарный станок не знали люди... А что касается культуры то, во все времена разные народы брали от друг друга то что им нравится. Разве сейчас наша молодёжь не растёт на заграничных песнях, идеалах, моде...


Кафедра: ____________________________________________________________________

РЕФЕРАТ

По дисциплине _______________________________________________________

ТЕМА______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выполнил:

Ф.и.о. студента_____________________

специальность______________________

группа_____________ курс___________

Руководитель: _____________________ _______________________________

(уч. степень, звание, Ф.И.О.)

Пермь 200__г.

Введение

Историческая роль Петра Великого огромна и неоднозначна. Его провозглашали национальным гением, просветителем, спасителем Росси, революционером, «Наполеоном и Робеспьером» (Пушкин), называли антихристом, ненавистником всего русского, разрушителем и святотатцем. Легендарный царь - реформатор кардинально изменил ход русской истории.

Победив Швецию и внедрив в российское общество прогрессивные достижения запада, Петр расширил географические, культурные и экономические границы своей страны. Россия получила ключевую роль на международной арене и обрела статус великой империи.

В то же время реформы легли тяжелейшим гнетом на простой народ. Много людей погибло от непосильного труда, казней и пыток. Воздвигнутый Петром Санкт-Петербург до сих пор считается «городом, построенным на костях».

Большую часть жизни проведший в путешествиях и в военных походах, Петр был врагом дворцовых церемоний и любых условностей. Он приветствовал откровенность своих подданных и обожал непринужденную атмосферу пирушек. Непритязательный в быту, царь любил работать под открытым небом. Современники вспоминали, что Петр знал в совершенстве 14 ремесел. В нем сочетались веселый нрав и болезненные приступы гнева. Ему нравилось вино, женщины, грубоватые шутки. Деятельный, активный и деспотичный властелин не пытался понять окружающих. При жизни Петра мало кто осмеливался открыто критиковать его политику. Властный император и прирожденный воин поразил мир безграничными имперскими амбициями. Петр Великий походил на необъятную Россию, которой правил.

Борьба за власть

Рождение Петра и смерть Федора III

30 мая 1672 года супруга русского царя Алексея Михайловича Наталья Нарышкина родила сына – Петра, которого в будущем нарекут Великим. Чуть позже она подарила государю еще двух дочерей. В 1676, когда царевичу было 4 года, царь Алексей Михайлович скончался.

Главным претендентом на престол был сын Алексея Михайловича от первого брака, царевич Федор, которому к тому времени исполнилось 15 лет. 21 июня 1676 Федора III возвели на царство. Власть в государстве перешла к Милославским, семье первой супруги Алексея Михайловича. Царицу Наталью Нарышкину с родней и малолетними детьми сослали в село Преображенское под Москвой. Поскольку престол передавался по наследству, кровные родственники царской семьи вели нескончаемую борьбу за власть при дворе.

Встал вопрос, кому быть на царстве: старшему болезненному Иоанну Алексеевичу или здоровому младшему брату, царевичу Петру. Иоанн был полупарализован и не мог надеяться на долгую жизнь. Федор III, хотя и называл Петра своим преемником, скончался 27 апреля 1682 года в возрасте 20-ти лет, так и не успев издать указ о назначении следующего царя.

Кровавый бунт и воцарение Софьи

Оставшись без официального престолонаследника, царский двор погрузился в интриги. Высшее духовенство и аристократия раскололись на два враждующих лагеря. В итоге на троне оказался юный Петр.

В день коронации по столице разнеся слух: «Нарышкины отравили царя Федора и задушили царевича Иоанна». Поднялся бунт, и царский дворец захватило стрелецкое войско. Призванные защищать престол, стрельцы стремились диктовать власти свои условия. Подстрекателями стрелецкого бунта были царевна Софья и ее любовник, князь Василий Голыцын.

В надежде успокоить бунтовщиков царица Наталья вышла у стрельцам, ведя за руки Иоанна и Петра. В первые часы бунта были убиты несколько сторонников Нарышкиных. Стоя на крыльце, 10-летний Петр наблюдал, как дворцовая площадь утопала в крови. Стрельцы настояли настояли на признании царями Иоанна и Петра при регентстве Софьи на время их малолетства.

Детские годы

Царевич с детства отличался любознательностью. Помимо домашних учителей, он обучался науками и ремеслами у многочисленных мастеров, в том числе специалистов-иностранцев, населявших село Преображенское. Больше всего Петра интересовали корабельное дело и судостроение. Свое «потешное войско» из сверстников-простолюдинов он оснастил боевым оружием и обмундировал, а со временем превратил в настоящий солдатский полк. Царица Наталья настороженно относилась к дружбе с иноземцами и простолюдинами. В январе 1682 года, надеясь образумить сына, она женила 17-летнего Петра на 20-летней Евдокии Лопухиной.

На пороге большой политики

Свержение Софьи

При Софье положение царской власти было непрочным. Военные походы на крымский театр, организованные ее фаворитом князем Голицыным, окончились неудачами. И хотя сама царевна пыталась провозгласить эти компании «весьма успешными», правда вскоре стала известна. Это вызвало недовольство в народе, который все больше поддерживал взрослеющего Петра.

Софья понимала, что чем старше становится Петр, тем больше слабеет ее власть. В отчаянной попытке укрепить свои позиции летом 1689 года царевна велела стрелецким полкам захватить Преображенсое и перебить всех сторонников Петра. В случае удачи эта вылазка стрельцов должна была, как и 7 лет назад, закончиться большим кровопролитием. Однако за день до «дела», 6 августа, двое стрельцов переметнулись в лагерь Петра и донесли ему о планах Софьи. Узнав о готовящейся измене, Петр укрылся от бунтовщиков в Троице-Сергиевом монастыре. Уже на следующий день туда прибыл собранный им Преображенский полк и сторонники Петра из стрельцов.

Сам патриарх Иоаким, а за ним и большая часть стрелецкого войска также встали на сторону Петра, и мятежной царевне пришлось признать поражение. По приказу Петра Софья была заключена в Новодевичий монастырь под строгий надзор. «Пребывавший в непрестанном посте и молитве» Иоанн V не желал принимать участие в правлении и фактически отдал власть в руки Петра.

«Легкомысленный» юноша

«Царь, скинувший старую власть, активно займется созданием нового правительства», - думали многие после поражения Софьи. Однако эти надежды не оправдались. В первые годы царствования Петр почти не участвовал в делах государства, предоставив полномочия царице Наталье и ее окружению из рода Нарышкиных. Своей властью Петр воспользовался только для расширения, укрепления и оснащения войска.

Проводя все время на маневрах, Петр теперь редко бывал в Москве и совершенно перестал видеться с супругой, которая в 1690 году родила ему сына Алексея. Он сошелся со своей подругой сердца, Анной Монс. Петр полюбил свободную жизнь и сделался частым гостем в немецкой слободе под Преображенским. В январе 1694 года скончалась царица Наталья, так и не увидев сына «образумившимся». Молодому царю исполнилось 22 года, и день его становления как большого политика был близок.

Внезапное пробуждение

Тем временем политическая ситуация обострилась. Ослабление царской власти было на руку многочисленным внешним врагам. Однако Петр, прежде не управлявший государством, словно очнулся. 25 января 1695 года он начинает военную компанию против Турции. Целью хода был провозглашен захват крепости Азов, важнейшего опорного пункта при впадении Дона в Азовское море.

Смелому плану царя не суждено было сбыться: Азовская крепость устояла под натиском русского войска. Петр сумел проанализировать причины поражения и сделать нужные выводы. Он понял, что первый поход не удался из-за отсутствия флота, и уже осенью того же года начал подготовку к новой атаке. Петр с небывалой скоростью построил флотилию гребных галер. В январе 1696 года умер его брат Иван, но это не остановило военных приготовлений.

Русская флотилия подошла к Азову к устью Дона и загородила речной проход для турецких судов. Не выдержав блокады, крепость начала слабеть без припасов и помощи. Не дожидаясь последнего штурма, в июле 1696 года Азовская крепость сдалась.

Большие реформы

«Великое посольство»

Спустя 5 месяцев после взятия Азова, в декабре 1696 года, Петр снарядил «Великое посольство» в Европу. Идею поездки двумя годами ранее ему подсказал один швейцарец. Ухватившись за нее, молодой царь решил отправиться в Европу, в глубине души лелея мысль найти союзников в борьбе с Турцией.

Надо сказать, что за границу в те времена на Руси ездить было не принято. Упреждая протесты со стороны консерваторов. Петр в спешном порядке собрал делегацию и тайно покинул страну.

В состав «великого посольства» вошло 250 человек: 3 полномочных посла, 36 волонтеров, которые должны были собирать иноземные знания, 70 солдат. Сам государь путешествовал именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова. Царь преследовал две цели: учиться, сохраняя инкогнито, и при необходимости «корректировать» политические переговоры.

Перед отъездом Петру донесли о заговоре. Стрельцы собирались объявить царя «нехристем», губящим Россию, убить его и вернуть на престол Софью. Петр утопил очередной бунт в крови: четверо главных заговорщиков были обезглавлены.

Восстановив порядок в столице, Петр 10 марта отправился в путешествие. Забавно, но о том, что русский царь едет в Европу, к тому времени уже знали все зарубежные дипломаты.

Любопытный путешественник

«Великое посольство» посетило Германию и через Голландию переправилось в Англию. Затем, снова минуя Голландию, посетило Вену. В Голландии Петр нанял на русскую службу более 600 разных мастеров и специалистов (от вице-адмирала до корабельного повара), истратив огромные деньги. Когда же делегация собралась в Венецию, из России пришло срочное донесение об очередном стрелецком бунте.

Царь провел за границей более года. Он то постигал премудрости кораблестроения в костюме голландского матроса, то завязывал дипломатические отношения с потенциальными союзниками против Османской империи.

К завершению посольства Петр понял, что главным его противником в ближайшем будущем станут не турки, а шведы. Росси предстояло прорываться к выходу в Балтийское море. Во время путешествия Петр заключил с королем Польши Августом II договор о начале войны со Швецией.

Рубить бороды по самую шею

25 августа 1698 года царь Петр вернулся в Москву. На следующий же день, собрав придворную знать, он вдруг выхватил ножницы и принялся обрезать бороды у бояр. Для царя, повидавшего европейскую жизнь, древний принцип русского боярства – «стричь бороду грешного» - казался варварством. Бояре же при этой «экзекуции» испытали страшный ужас.

Вслед за бородами полетели головы. С сентября по январь следующего года было казнено более тысячи мятежников. Их трупы весели под стенами кремля несколько месяцев. Несмотря на причастность Софьи к бунту стрельцов, ее вина была не доказана. Петр заставил сестру постричься в монахини и заточил ее в Новодевичий монастырь. Та же участь постигла и его супругу Евдокию. Заботу же о сыне Алексее царь поручил своей старшей сестре Наталье.

Покончив с мятежниками, Петр повел борьбу со старорусскими образом жизни, постепенно приобщая дворянство к образованию и европейской светской культуре. Он издал указ о том, что все, кроме священников и крестьян, обязаны брить бороды. В декабре 1699 года в России было введено юлианское летосчисление. «России нужны реформы!» - повторял царь.

Экономическое усиление страны и укрепление ее международного положения создали предпосылки для реформ конца XVII - первой четверти XVIII века.Военная реформа была первоочередным преобразовательным делом Петра. Она была наиболее продолжительной и самой тяжелой как для него самого, так и для народа.Заслугой Петра является создание регулярной российской армии. Московские стрелецкие полки Петр I расформировал и с помощью преображенцев и семеновцев, выросших из потешных полков и ставших первыми солдатскими полками регулярной царской армии, принялся за комплектование и обучение новой армии. В военной кампании 1708-1709 гг. против шведов новая русская армия показала себя на уровне европейских армий. Для комплектования армии солдатским составом были введены рекрутские наборы. Наборы проводились по норме - по одному рекруту с 20-ти тягловых дворов.

Для подготовки офицерского состава было учреждено несколько специальных школ: навигацкая, артиллерийская, инженерная. Главной военно-практической школой офицерства служил гвардейский полк - Преображенский и Семеновский. Указом царя от 26 февраля 1714 г. запрещалось производить в офицеры дворян, которые не служили солдатами в гвардейских полках.В конце царствования Петра Великого численность регулярного сухопутного войска доходила до 200 тыс. человек Военный флот состоял из 48 линейных кораблей и около 800 галер и иных судов.Из всех преобразований Петра центральное место занимала реформа государственного управления, реорганизация всех его звеньев. Стали создаваться новые приказы, появились канцелярии.Радикально решить проблему управления Петр надеялся с помощью областной реформы, то есть создания новых административных образований - губерний, которые объединяли несколько прежних уездов. В 1708 г. в России было образовано и губерний. Для обеспечения армии всем необходимым устанавливалась прямая связь губернии с полками.

Областные реформы явились характерным показателем развития бюрократической тенденции Они привели к сосредоточению финансовых и административных полномочий в руках нескольких губернаторов - представителей центральной власти, создали на местах разветвленную иерархическую сеть бюрократических учреждений с большим штатом чиновников.Следующим уровнем бюрократизации высшего управления явилось создание Сената. Он явился на смену Боярской думе. Сенат как высшее учреждение петровской администрации сосредоточил в своих руках судебные, административные и законосовещательные функции, ведал коллегиями и губерниями, назначал и утверждал чиновников.

К вновь созданным органам центральною у правления относятся коллегии, созданные в 1717-1718 гг. вместо бывших приказов. Было учреждено 9 коллегий, в том числе воинская, адмиралтейская, иностранных дел, юстиц-коллегия, и так далее.

В 1699 г. городам было предоставлено право ведать своими выборными бурмистрами. Эти бурмистры составляли ратушу. Ратуши областных городов были подчинены Бурмистрской палате, или ратуше г. Москвы. В 1720 г. в Петербурге был учрежден Главный магистрат, который должен был организовать магистраты в областных городах и руководить ими. Магистраты вели городское хозяйство, должны были заботиться о развитии торговли и промышленности, о благоустройстве и благочинии городов и решали не только гражданские, но и уголовные дела.

Итак, в ходе петровских преобразований на смену системе средневекового управления приходит бюрократическая государственная машина.

Самая главная особенность экономического бума начала XVII века состояла в определяющей роли самодержавною государства в экономике, его активном и глубоком проникновении во все сферы хозяйственной жизни. Этого требовала господствовавшая в Европе концепция меркантилизма. Выражается в активном вмешательстве государства в хозяйственную жизнь - в достижении активного баланса во внешней торговле.

Постоянная нужда в деньгах на военные расходы побуждала Петра изыскивать все новые и новые источники государственных доходов. Появляется ряд новых налогов, создается собственная торговля, вводится монополии на заготовку и сбыт определенных товаров.

Коренной переворот претерпело при Петре прямое обложение. Если до этого население облагалось по дворам, то теперь перешли к поголовному обложению. Подати должны были платить крестьяне и посадские люди мужского пола от младенца до глубокого старика.

В царствование Петра I была создана русская монетная система. Мелкая разменная монета копейки, денежки и полушки чеканилась из меди. Из серебра чеканились гривенники, полтинники, полуполтинники и рубли. Из золота чеканились червонцы. По западному образцу Петр I старался своих капиталистов научить действовать по-европейски - соединять капиталы, объединяться в компании. Так, указом от 1699г. он предписал купцам торговать компаниями. Для их поощрения вводились различные льготы - казенные субсидии и льготы.примерно с конца 10-х годов XVIII в. Петр пошел на существенное изменение торгово-промышленной политики: была ликвидирована фактически монополия на экспортную торговлю,приняты различные меры по поощрению частного промышленною предпринимательства, особое распространение получила практика передачи государственных предприятий прежде всего убыточных для казны частным владельцам или специально созданным для этого компаниям. Однако, изменяя в определенной мере экономическую политику. Петр не собирался ослаблять влияние государства на экономику.Тогда же в России произошли важные преобразования социального характера. Была резко усилена борьба с побегами крестьян. Началось массовое возвращение беглых прежним владельцам. Вне закона была объявлена категория вольных и гуляющих.18 января 1721 г. Петр 1 подписал указ, который разрешал частным мануфактурам покупать крепостных крестьян для использования их на заводских работах. Этот указ знаменовал собой решительный шаг к превращению промышленных предприятий, на которых зарождался капиталистический уклад, в предприятия крепостнические, в разновидность феодальной собственности.Вводился новый критерий службы дворян. Раньше действовал принцип происхождения. Теперь был введен принцип личной выслуги. Ее условия определялись законодательством. Новый принцип был отражен в Табеле о рангах 1722г. Он разделил всю массу государственных служащих, военных и гражданских, на 14 чинов, или рангов. По ним должен был продвигаться каждый офицер и гражданский чиновник. Важнейшим из условий была обязательность прохождения службы рядового солдата или канцеляриста.Социальные преобразования коснулись и крепостных крестьян. Петровская эпоха привела к слиянию в единое сословие крепостных крестьян и холопов.Существенной была реформа и в отношении жителей городов. Петр решил унифицировать социальную структуру города, перенеся в него западноевропейские институты: магистраты, цеха, гильдии.

Посадское население было поделено на две гильдии. Первую гильдию составили первостатейные. В нее вошли верхи посада, богатые купцы, ремесленники, горожане интеллигентных профессий. Во вторую - мелкие лавочники и ремесленники. Они были объединены в цеха по профессиональному признаку. Все остальные граждане подлежали поголовной проверке с целью выявления среди них беглых крестьян.

Цели урока:

Образовательная (дидактическая):

  • создать условия для рассмотрения и оценки деятельности, определить особенности курса Петра I;
  • охарактеризовать Петра I как государственного деятеля;

Воспитательные:

  • формирование ценностных ориентаций и убеждений на основе сравнения положительного и отрицательного результата в условиях необходимости модернизации государства.
  • подвести учащихся к пониманию сложности изучения великой личности в истории (на примере Петра I), в силу неоднозначности позиций, с которых рассматривается его деятельность, и субъективности восприятия исторической действительности каждым конкретным человеком;

Развивающие:

  • содействовать развитию навыков работы с историческими высказываниями;
  • продолжать формирование оценочных суждений.

Оборудование урока:

  • раздаточный материал: задания с фрагментами текста,
  • таблицы для работы;
  • карта «Россия в конце XVII - первой половине XVIII вв.»;
  • презентация к уроку
  • мультимедийный проектор и экран, компьютер

Эпиграфы к уроку:

« Народ собрался в дорогу, ждал вождя, вождь появился»
В.О. Ключевский

«Россия вошла в семью европейских народов как опущенный корабль, при стуке топора и громе пушек»
А.С. Пушкин

Проблемное задание: Определите значение петровских реформ для России и роль Петра I в истории России.

Материал урока условно можно разделить на несколько частей:

  1. Актуализация ранее полученных знаний
  2. «Психологическая пауза» - определение темы занятия, выдача рабочих листов к уроку. Определение задания к уроку.
  3. Работа в группах. Учитель сочетает исследовательский и частично-поисковый метод, организует беседу и обсуждение материала. На этом этапе дети, отвечая на вопросы, могут проверить себя: насколько хорошо они поняли материал.
  4. Рефлексия. Аргументированные ответы на вопросы.

Ход урока

I. Актуализация ранее полученных знаний.

Вспомните, какие ключевые проблемы стояли перед Россией в к XVII века.

  1. Укрепление обороноспособности страны.
  2. Преодоление экономической отсталости
  3. Создание предпосылок для развития торговли и связей с другими странами.
  4. Развитие просвещения
  5. Изменение положения классов.

II. «Психологическая пауза». Ребята, тема урока « Значение петровских реформ. Роль Петра I в истории» (слайд 1)(Приложение).

Эпиграфы к уроку:

« Народ собрался в дорогу, ждал вождя, вождь появился»
В.О. Ключевский

«Россия вошла в семью европейских народов как опущенный корабль, при стуке топора и громе пушек» (слайд 2).
А.С. Пушкин

Проблемное задание: Определите значение петровских реформ для России и роль Петра I в истории России.

Подумайте, что положительного и отрицательного было достигнуто в решение ключевых проблем России?

(работа в группах, заполнение таблицы) , обсуждение

Учитель: Характеристики Петра в русской мысли - самые противоположные. Он - то единственный государь, вернувший Россию на путь цивилизации, совершивший славные победы, расширивший территорию России, превративший ее в Империю, прорубивший окно в Европу, давший начало наукам и Просвещению, основавший промышленность, то душегуб и палач, столкнувший Россию с великого собственного пути, подражатель европейцам, гонитель Православия, антихрист, исторический неудачник, так как дело его и мечты оказались не прочными, не укорененными и не реализованными.

О личности Петра I отзывы неоднозначны:

Отец Отечества

Царь Антихрист, который нарушил естественный ход развития истории (Слайд 3)

Работа с текстами в группах, по заданиям, выскажите свою оценку.

Историки о Петре I

"... Во второй половине XVII века русский народ явственно тронулся на новый путь; после многовекового движения на Восток он начал поворачивать на Запад. Само сближение было делом на­родным, и Петр явился вождем в этом деле. Свой гений он выразил в том, что ясно осознал свое положение и свою обязанность: выве­сти посредством цивилизации слабую, бедную, почти неизвестную миру Россию из той отчужденности и невежества, в каком она на­ходилась до сей поры". (С.М. Соловьев)

"Русская земля подверглась внезапно страшному внешнему и внутреннему насилованию. Рукой палача совлекался с русского человека образ русский и напяливалось подобие общеевропейца. Все, что только носило на себе печать народности, было принято осмеянию, поруганию, гонению: одежда, обычай, нравы, самый язык - все было искажено, изуродовано, изувечено". (И.С. Аксаков)

"Человек, сочетавший в себе несовместимое: стремление к про­свещению и деспотизм, строивший и казнивший своими руками, сеявший среди соотечественников ужас и обожание, тот, кто во имя "общего блага", любя и служа Отечеству, "Россию поднял на дыбы"". (В.О. Ключевский)

1) На основе текста документа изложите отношение С.М. Соловьева к реформам и личности Петра I.

2) В чем суть позиции И.С. Аксакова?

3) Как оценивает В.О. Ключевский личность и деятельность Петра I?

4) Что привлекает историков в личности Петра I?

5) Объясните, почему личность и реформаторская деятель­ность Петра I по-разному оценивалась современниками и историками?

III. А сейчас мы с вами проведём аукцион знаний: (вопросы группам) (слайд 4)

1. Пётр I в своё царствование при назначении на высшие церковные посты в России осознанно отдавал предпочтение малороссам (белорусам, украинцам). Почему?

Ответ: Пётр I не доверял великороссийским архиереям, которые были приверженцами и защитниками старины, противниками всего нового, идущего с запада. Пётр, насаждая реформы западного образца вызывал недовольство со стороны великорусской церкви. Малороссы были ближе к Европе (они длительное время находились под властью Литвы), были терпимее к западному образу жизни.

2. Кто он? (слайд 5)

В 1698 году пожалован сержантом, в 1702 году - графом, 1707 г.- светлейшим князем. Командовал армией в Польше, Курляндии, Померании, дослужился до высшего чина. Был губернатором шлиссельбургским и С-Петербургским, президентом военной коллегии. Состоял под судом за казнокрадство, уплатил 200 тыс. рублей штрафа.

По счетам видно, что с 1705-1711года потратил лично на себя 45 тысяч рублей. Владел более чем 150 тыс. крепостных.

Пётр I: «… в беззаконии зачат, во грехах родила его мать и в плутовстве скончает живот свой (окончит жизнь свою); если не исправится, быть ему без головы».

Ответ : А. Д. Меньшиков.

3. Обычай дарить младенцам одежду голубого (для мальчиков) и розового (для девочек) цвета укоренился от Петра I . Почему? (слайд 6)

Ответ: Пётр дарил высокопоставленным чиновникам, у которых рождались дети ордена с лентами. В честь сына- орден Андрея Первозванного с голубой лентой, в честь дочери – орден Святой Екатерины с розовой лентой.

4.Какие знаки воинского отличия появились в 1700 году? Более 100 лет их носили только на левом плече.(слайд 7)

Ответ : погоны.

5. Когда в России наступил XVIII век? Какой век был до этого? (слайд 8)

Ответ : Пётр ввёл новый календарь с 1 января 1700 года. До этого в России шёл 7208 год от Сотворения мира – он начался 1 сентября 1699г.

6.Какими ремёслами владел Пётр I?(слайд 9)

Ответ: Всего Пётр I освоил около 15 профессий, в том числе плотника, столяра, слесаря, кузнеца, фельдшера, переводчика, бухгалтера, картографа, штурмана, артиллериста, кораблестроителя.

7. Какие иностранные языки знал Пётр I?(слайд 10)

Ответ: Пётр I говорил по-голландски и по- немецки, хорошо понимал шведский и польский, немного – татарский, английский, читал по-латыни. Правда с грамматикой (всех языков) у Петра I дело обстояло неважно.

8. Какой вид казни впервые ввёдён при Петре I? (слайд 11)

Ответ: расстрел.

9. Почему говорят, что мастера, приезжавшие при Петре I, были «худшего качества», чем те, которые приезжали при Иване Великом? (слайд 12)

Ответ : Во времена Ивана Великого в Россию приезжали мастера из среды гуманистов, имевшие энциклопедическое образование. Они были универсальными мастерами, в то время, как в эпоху Петра I энциклопедисты остались только в науке.

10. В каких государствах побывал Пётр I и почему? (слайд 13)

Ответ: Пётр был в Голландии, Англии (изучал кораблестроение), Франции, Германии, Польше (с целью заключения военных союзов, для лечения и для торговых переговоров).

4.Рефлексия.

Учитель: Ребята, вернёмся к эпиграфам к уроку, как Вы понимаете слова В.О. Ключевского и А.С. Пушкина.(ответы учащихся) (слайд 14)

Благодаря реформам Петра I преодолена экономическая и культурная отсталость России. Важнейшим результатом преобразований Петра было преодоление внутреннего кризиса путём модернизации страны. Россия стала полноправной участницей международных отношений, проводившей активную внешнюю политику. Значительно вырос авторитет России в мире, а сам Пётр стал для многих образцом государя- реформатора. «До чего мы дожили, погребаем, слава и сила при нас».

Задание группам, написать синквейн на тему «Пётр в истории России» (правила написания на экране - слайд 15)

Домашнее задание : (слайд 16) Составить кроссворд по теме «Эпоха Петра Великого» (15 слов)

Использованные ресурсы

  • Смирнов С.Г. «Задачник по истории России» Изд-ва «Международные отношения», 1995г.
  • Соловьев К.А., Серов Б.Н. Поурочные разработки по истории России: конец XVI-XVIII век. 7 класс. –М.: ВАКО, 2006г.
  • ru.wikipedia.org/wiki/
  • rulers.narod.ru/petr/petr.htm

Исторические условия в которых проходила деятельность личности. Общественный строй того времени

Господствующее положение в стране прочно удерживали светские феодалы, основные сословные группы которых - бояре, обладавшие вотчинами, и дворяне, владевшие поместными землями, сближались по мере приближения в правовом регулировании поместий к вотчинам, расширения поместного землевладения, увеличения численности и возвышения дворянства. Именно дворянство было социальной опорой царей, являлось сторонником единого сильного централизованного государства с самодержавной формой правления. В начале XVIII в. светские феодалы консолидировались в едином сословии. Указом о единонаследии 1714 г. поместья были окончательно приравнены к вотчинам, образовалась единая форма землевладения, получившая название "имение". Объединенное сословие светских феодалов было наименовано "шляхетством". Однако этот польский термин в данном значении в России не прижился и был вытеснен словом "дворянство" (по названию самой многочисленной, активной и близкой к царю части сословия).

Окончательное оформление дворянского сословия было произведено Табелью о рангах 1722 г., которой вводилась новая иерархия для служилых людей-чиновников. В Табели все значительные военные, гражданские ("статские") и придворные чины были распределены, в зависимости от их старшинства, по 14 классам. Высшим классом был первый, в него включались генерал-фельдмаршал, генерал-адмирал и канцлер. Во втором классе были определены генералы от кавалерии и инфантерии (пехоты), генерал-фельдцехмейстер (генерал-инженер), действительные тайные советники и придворная должность - обер-маршал. К 14-му, последнему классу в табели приписывались фендрики (прапорщики), шкиперы 2 ранга, коллежские регистраторы и бухгалтеры, надворный аптекарь, кухенмейстер, мундшенк (ведал спиртными напитками при царском дворе) и др.

На Табели о рангах, как и на других законодательных актах, отразилось пристрастие Петра I к иностранной терминологии. Первоначально гражданские, придворные и многие военные классные чины в Табели буквально соответствовали занимаемым чиновниками должностям. В ней значились президенты и вице-президенты коллегий, прокуроры и полицмейстеры. Тайные советники были членами Тайного совета при царе, а коллежские советники служили в присутствиях коллегий. В последующем ранги утратили обязательное соответствие должностям. Так, в начале XIX века были ликвидированы коллегии, а чины коллежских советников, асессоров и регистраторов остались; камергеры и камер-юнкеры не всегда прислуживали при царском дворе. С увеличением числа должностей Табель о рангах не разбухала, а напротив, в ней оставались только символические названия классных чинов.

Петр I всячески привлекал дворян на военную службу, поэтому военные чины имели преимущества перед гражданскими. Потомственное дворянство военным давалось с 14 класса, а лицам, имевшим только статский или придворный чин, только с 8 класса. Таким образом, дети титулярных советников и камер-юнкеров, недворянского происхождения, если они не имели других, более высоких, гражданских (придворных) чинов или обер-офицерского военного ранга, звания дворянина не получали, поскольку состояли только в 9 классе.

Чины в гвардии были выше на 2 класса соответствующих сухопутных чинов. Полковник гвардии приравнивался ко второму генеральскому чину, майор гвардейского полка - к общеармейскому полковнику, а фендрик гвардии - к сухопутному лейтенанту. В соответствии с чинами по Табели о рангах определялись размеры жалованья на службе, форма и качество мундира, пользование привилегиями. По чинам мужей и отцов определялась цена одежды и украшений дворянских жен и дочерей. От чина зависел и выезд дворянина: если генерал-фельдмаршал мог выезжать в карете, запряженной 12 лошадьми, то фендрик имел право ездить только верхом на лошади. Чин определял место в церкви и на торжественной церемонии.

С введением Табели о рангах производство в старые чины бояр, окольничих, думных дворян и дьяков прекратилось, но еще до 40-х гг. XVIII столетия на государственной службе встречались стольники и кравчие, получившие эти чины ранее или в порядке исключения - в 30-е гг., и не пожалованные солидными чинами по Табели о рангах.

Дворянское звание давало многие преимущества. Только дворяне имели право владеть населенными землями, они лично освобождались от наиболее тяжких государственных повинностей, при этом дворяне облагали повинностями крестьян, обязанных на них работать людей, могли наказывать крепостных. Дворяне были освобождены от пыток (кроме как по делам о государственных преступлениях и убийствах). Они официально назывались "благородными", имели право на гербы и другие привилегии.

В то же время дворянство было служилым сословием. Сыновья дворян, достигшие 20 лет, были обязаны служить в армии, на флоте или в государственных учреждениях. Срок службы был установлен в 25 лет. Уклонение от службы сурово наказывалось. Был введен строгий учет дворянских недорослей. На военную службу они, как правило, призывались с 15 лет солдатами. Дети наиболее знатных дворян солдатскую службу несли в гвардейских полках.

На дворян возлагались и другие повинности. Они обязаны были получать образование. Молодым дворянам систематически устраивались смотры и экзамены. Поскольку были попытки уклониться от царской службы под предлогом умственной отсталости, то Петр I запретил "дуракам" наследовать имения и жениться. Тем же, кто преуспевал в науках, разрешалось начинать службу с более высоких чинов.

Дворяне принуждались носить европейское платье, брить бороду и соблюдать личную гигиену. Их быт и отдых были также регламентированы. Петр I ввел обычай проводить "ассамблеи" - частные собрания знати. На них дворяне должны были являться с семьями, и там их поведение также не оставалось без регламентации. Нарушение ассамблейных регламентов каралось, как правило кубком "Большого орла", который виновный должен был осушить за немалую плату, шедшую на содержание госпиталя. Колоритно ассамблея описана А. С. Пушкиным в его незавершенном романе "Арап Петра Великого".

В 1703 г. началось интенсивное строительство Санкт-Петербурга, любимого детища Петра, и дворяне, по утвержденным спискам, должны были переезжать с насиженных мест на берега Невы, строить там дома по утвержденным в полиции образцам. Нерасторопных дворян ожидало довольно своеобразное наказание - взятие под арест их слуг, а также принудительный перевоз дворянских семей на новое место жительства.

Петр I с помощью всеобщего регламента и тяжелой дубины расшевелил дворянство. Образование, государственная служба возвысили это сословие, а приток в него наиболее способных представителей низших сословий укрепил дворянство, упрочил его положение в обществе и государстве.

Вторым после дворянства в сословной иерархии стояло духовенство. Официальной религией в царской России было православие. Православное духовенство было наиболее многочисленным и обладало, как правило, наибольшими привилегиями. Священники и церковнослужители освобождались от податей и различных повинностей (солдатского постоя, ночного караула и др.).

Сохраняя привилегии за духовенством, Перт I не жаловал его своими милостями. Особенно его возмущало тунеядство монахов, число которых он сократил. В монашество, согласно Духовному регламенту 1722 г., могли поступать только лица, достигшие зрелого возраста, а мужчины - также и "способные к безженному житию". Духовенство было лишено права владеть населенными землями и крепостными людьми. Служителям церкви запрещалось заниматься ремеслом и торговлей. Все внимание священнослужителей было направлено на идеологическую, нравственную работу с населением. Православная церковь была включена в государственный механизм (о чем - ниже), духовенство поставлено на службу самодержавию.

Задачи, которые стремился решить Петр I. Его реформы и их значение

Появившееся в XIX в., для противопоставления "правовому государству", понятие "полицейское государство" употреблялось для характеристики государственного строя абсолютистских государств стран Западной Европы. Однако представляется, что понятие полицейского государства в полной мере относится к России первой четверти XVIII в. Крупнейший дореволюционный специалист по истории государства и права России отмечал: "Государство XVIII в. есть государство полицейское в самом строгом смысле слова: оно принимает на себя заботы даже в маловажных потребностях подданных, особенно в сфере экономической и бытовой, и регламентирует их".

В современном определении полицейского государства отмечаются такие его важнейшие черты, как отрицание всяких личных прав подданных, не имеющих никаких гарантий против произвола администрации и особенно полиции, предельное развитие бюрократизма и мелочной регламентации общественной и личной жизни подданных, от которых правительство требует, чтобы они вели образ жизни, соответствующий их сословному положению.

В странах Западной Европы, в частности Пруссии и Австрии, отмеченные черты сложились раньше, чем в России, проявились более резко и сохранялись наиболее устойчиво. Они в полной мере были характерны и для России периода утверждения абсолютизма. Таким образом, политический режим, установившийся в России при Петре I, можно назвать полицейским. Его установление произошло с утверждением абсолютизма.

В отечественной и историко-правовой литературе нет единого подхода к пониманию абсолютизма, спорны его соотношения с самодержавием, дискутируются причины его установления, генезис, этапы и особенности развития в России. Анализ многочисленных приведенных в литературе определений позволяет сделать однозначный вывод о том, что абсолютизм - это форма правления, при которой верховная власть в стране находится всецело в руках монарха, не ограниченного в осуществлении государственно-властных полномочий никакими легальными органами или должностными лицами. Абсолютный монарх является единоличным законодателем, возглавляет всю исполнительную власть и вооруженные силы, а также судебную систему (административные органы и суды действуют от его имени), распространяет свое управление на официальную церковь. Абсолютному монарху никто не может официально диктовать волю, давать ему обязательные советы, требовать от него каких-либо действий или контролировать его деятельность.

Юридическое определение абсолютизма было дано в Воинском артикуле 1715 г.: "... Его Величество есть самовластный монарх, которой никому на свете о своих делах ответу дать не должен; но силу и власть имеет свои государства и земли, яко христианский государь, по своей воле и благомнению управлять" (Толк. к арт. 20). В Регламенте или уставе Духовной коллегии 1721 г. под абсолютизм подводилась религиозная основа: "Монархов власть есть самодержавная, которым повиноваться сам Бог повелевает". Несмотря на неограниченность полномочий, абсолютные монархи в позднефеодальной Европе были связаны религиозными (христианскими) и нравственными нормами, просветительскими идеями, международными договорами и обязательствами, требованиями престижа, а также внутренним законодательством. Этим европейский абсолютизм отличался от восточной деспотии, правилом для которой был ничем не ограниченный произвол.

Абсолютизм в России назывался самодержавием. Самодержавными стремились стать и даже пытались называться предшественники Петра I на русском престоле. В некоторых работах самодержавными считаются даже древнерусские князья. Однако ни великий князь Иван III, ни Иван IV (Грозный), первый на Руси официально принявший титул царя и наиболее активно утверждавший свое могущество, ни Алексей Михайлович, потихоньку прибиравший власть к своим рукам, не стали самодержавными (абсолютными) монархами. В силу объективных причин они не могли устранить представительные органы (прежде всего боярскую Думу) с политической арены. В условиях незавершившейся централизации государственного механизма они были вынуждены считаться с крупными вотчинниками, имевшими реальное влияние в регионах и на группы населения. Только после фактического слияния всех русских земель в единое государство, отрыва царя от старой аристократии, уменьшения политической роли последней стала возможной полная ликвидация боярской Думы и Земских соборов. Таким образов, в результате объективного вызревания внутренних и внешних объективных условий, а также благодаря благоприятному стечению субъективных факторов, в России действительно утвердилось самодержавие (абсолютизм, неограниченная монархия).

Уже нарвское поражение дало мощный толчок проведению реформ, прежде всего военной. "Реформы Петра" - этот своего рода феномен экономической, политической и социальной жизни России XVIII в. - всегда вызывали бурные споры в отечественной исторической науке. Датский ученый Ханс Баггер постарался свести воедино все высказывания по этой проблеме и обнаружил, что одним из самых спорных вопросов был следующий: петровские реформы - эволюция или революция? И та, и другая точки зрения имели своих сторонников, но истина, как это часто бывает, где-то посередине. Нельзя отрицать тот факт, что предпосылки преобразований времени Петра зрели на протяжении предшествующего столетия. Но нельзя сбрасывать со счетов и такие обстоятельства, как личность самого Петра, влияние затяжной и тяжелой войны (не случайно реформы начинаются с армии и флота). В ходе Северной войны в стране были созданы мощная армия и военно-морской флот, оснащенные передовым для того времени вооружением, артиллерией.

Но все-таки важнейшими являлись реформы государственного аппарата, управления. В России государство к тому времени начинает играть необычайно большую роль во всех сферах жизни, а в идеологии складывается буквально культ абсолютистского государства, В то же время прежний государственный аппарат, содержавший в себе много архаических черт, не справлялся со стоявшими перед ним задачами, государственная машина давала сбои.

В результате реформ государственного аппарата и власти на местах в России было создано государство, которое в исторической литературе было удачно названо "регулярным государством". Это было абсолютистское бюрократическое государство, пронизанное слежкой и шпионажем. Естественно, что в таком государстве демократические традиции, никогда не умиравшие в России, оказались в очень неблагоприятных обстоятельствах. Они продолжали жить в повседневном быте крестьянской общины, казацкой вольнице. Но демократия все больше приносилась в жертву грубому авторитарному правлению, сопровождавшемуся необычайным ростом роли личности в российской истории. Одним из внешних проявлений этого было принятие русским царем титула императора и преобразование России в империю, что нашло отражение в общественном сознании и в культуре.

Такая огромная роль монарха, государства нашла прямое отражение в развитии экономики России и ее социальной структуре. Все было пронизано волей монарха, все несло на себе печать государственного вмешательства, глубокого проникновения государства во все сферы жизни. Основу экономической политики Петра составляла концепция меркантилизма, господствовавшая тогда в Европе. Сутью ее было накопление денег за счет активного баланса торговли, вывоза товаров на чужие рынки, ввозу на свой, что предполагало вмешательство государства в сферу экономики. Составной частью этой политики был протекционизм - поощрение промышленности, производящей товары преимущественно для внешнего рынка. Петр I энергично берется за укрепление промышленности. Уже в годы Северной войны государственное предпринимательство развивается в двух направлениях: активизируется производство в старых промышленных районах и создаются новые районы промышленного производства. Особенно хорошо это видно на примере металлургии, но Петр создает мануфактуры и в легкой промышленности. Для мануфактуры характерно, в отличии от мелкотоварного производства, разделение труда, по преобладает еще ручной труд. Фабрика - производство, на котором при разделении труда господствует уже машинное производство. Характер русской мануфактуры - один из самых спорных моментов в дискуссии о возникновении в России капиталистических отношений. Дело в том, что для капиталистической мануфактуры характерен наемный труд. Русская же мануфактура основывалась на труде крепостных, зависимых людей. Крестьяне "приписывались" к заводам и вынуждены были часть года или все время работать на них. Правительство усиленно прикрепляло к мануфактурам также "гулящих" людей, "татей". Специальным указом Петр разрешил предпринимателям покупать крепостных. Причем, такие крестьяне числились не лично за владельцем, а за тем предприятием, для которого они были куплены. Они назывались посессионными и могли продаваться только со всем предприятием.

Петровская эпоха знаменовалась не только грандиозными сдвигами в экономике, внешней политике, но и в социальной структуре Российского государства. Идет процесс унификации сословий, сословная структура упрощается, становится ясной и четкой. Этому способствовали меры, направленные на консолидацию дворянского сословия и, прежде всего, указ о единонаследии 1714 г. и "Табель о рангах", изданная в 1722 г. Указ о единонаследии разрешал дворянам передавать недвижимую собственность только старшему в роде, что вело к прекращению дробления земельной собственности и содействовало укреплению дворянского сословия. Но главное значение этого указа все-таки не в этом. В результате его осуществления была ликвидирована разница между поместным и вотчинным землевладением, которые существовали в России на протяжении предшествующих нескольких столетий. На смену им пришла единая земельная собственность, пользование которой однако было регламентировано еще больше, чем при поместной системе.

Были проведены меры и в интересах купечества, городских жителей. В 1720 г. был учрежден Главный магистрат. Изданный в 1721 г. регламент Главного магистрата разделил всех жителей города на "регулярных" и "нерегулярных" граждан. Первые, в свою очередь, делились на две гильдии: в первую входили крупные купцы, промышленники, банкиры: вторая состояла из мелких торговцев и ремесленников. Все же остальное население получило название - "подлые люди".

Огромное значение для унификации и правового оформления низших сословий в государстве имело введение новой системы обложения. С 1718 г. Петр перешел к новой системе сбора прямых налогов - подушному обложению взамен старого, подворного обложения, которое уже не давало должного эффекта. Была проведена перепись населения, причем, в отношении уклонявшихся от переписи применялись самые крутые меры. В ту пору на бескрайних российских просторах обычной была процессия, состоявшая из переписчика-офицера, за которым следовал палач с кнутом и удавкой. С введением подушной подати число плательщиков прямых налогов значительно расширилось. Но реформа имела и другую сторону, которая привела к унификации низших сословий. Ряд промежуточных категорий населения (однодворцы, половники), а также всякого рода гулящий люд, холопы были записаны в "тягло" и таким образом уравнены с крепостными крестьянами, юридическое положение которых уже мало отличалось от прежних холопов. Новый прямой налог был в 2-2,5 раза больше суммы всех прежних прямых налогов.

Все эти меры в области социальной политики привели к тому, что в результате петровского правления все население было объединено, пусть и достаточно искусственно, в 3 сословия: одно из них было привилегированным и служилым - дворянство, а посадское население и крестьянство несли тягло. Над всей этой структурой возвышался государственный аппарат, который все более бюрократизировался во главе со всемогущим монархом.

Краткая биография Петра I. Значение его личных качеств

XVIII век открывается сложной и противоречивой эпохой петровских реформ. Будущий великий преобразователь родился в день Исаакия Далматского, 30 мая 1672 г. от брака царя Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной. Большое и, скорее всего, негативное воздействие на его формирование оказала борьба, которая развернулась при дворе. В 1676 г. умер Алексей Михайлович, передав престол старшему из сыновей - Федору Алексеевичу. Тот правил недолго - умер в 1682 г. Престол оказался в руках родственников царя от второго брака - Нарышкиных. На нем сидел 10-летний Петр. Однако родственники Алексея от первого брака - Милославские сумели нанести ответный удар. В мае 1682 г, им удалось инспирировать стрелецкий бунт. Стрельцы - "служилые люди по прибору", были значительное время одной из главных военных сил государства. В конце XVII в. положение их ухудшилось, постоянно находились поводы для недовольства условиями службы. Их выступления - не проявления классовой борьбы, а бунты солдатской массы.

Петр видел, как бородатые стрельцы громили сторонников Нарышкиных. Видимо, не раз потом в подмосковном Преображенском, куда вынуждена была выехать его мать, Петр вспоминал эти события. А на русском престоле стараниями Милославских к нему присоединился Иван - сын Алексея от первого брака, теперь они царствовали вместе.

Петр проводил время в играх, носивших военный характер. Часто посещал Кокуй - слободу, населенную немцами. Здесь была и "дама сердца" Анна Монс - брак Петра с Евдокией Лопухиной оказался неудачным.

В 1689 г. "двоевластие" кончилось. Благодаря удачно сложившимся обстоятельствам царевна Софья - главное лицо в партии Милославских - была свергнута. Петр стал "самодержцем".

В такой драматической обстановке формировался характер Петра, поражавший современников уже в зрелом возрасте. Современников удивляли его демократизм, стремление разрушать казалось бы незыблемые традиции. Подобно тому, как Екатерину II будут называть "философом на троне", Петр был на троне "революционером". Конечно, "революционность" эта была своеобразной. Оборотной стороной ее был режим абсолютистской власти, который до Петра никогда не достигал такой интенсивности. Одним из ключевых понятий в мировоззрении Петра было понятие "служба", которая понималась как служение государству. Но при этом с государством Петр отождествлял самого себя. Вся жизнь, война, реформы рассматривались царем как постоянная учеба, школа. Место Учителя он отводил себе. В характере Петра, его деяниях много черт западноевропейского Рационализма. Здесь и его практицизм, стремление быть технократом. Но нельзя отрывать Петра и от родной почвы. Во многом эта личность была порождением предшествующего развития России. Идеи патернализма, т.е. убеждение в том, что только он знает достоверно, что нужно народу, уходят своими корнями в XVI-XVII вв. Не впадая в преувеличения, надо видеть, что Петр был суровым, жестоким человеком. Характеристику Петра можно закончить его портретом, который донес до нас датский посланник: "Царь очень высок ростом, носит собственные короткие коричневые, вьющиеся волосы и довольно большие усы, прост в одеянии и наружных приемах, но весьма проницателен и умен".

Вот такому человеку и суждено было сыграть выдающуюся роль в истории России начала XVIII в., с его именем связана и внутренняя и внешняя политика этого периода. Наша работа посвящена рассмотрению роли Петра I в области государственно-правовых реформ того времени.

Результаты жизни и правления Петра Великого

Итак, после рассмотрения эпохи петровских реформ, можно подвести итоги и сделать следующие выводы.

Большинство историков выделяет три этапа в реформах Петра I. Первый этап (1699-1709\10гг.) - изменения в системе государственных учреждений и создание новых; перемены в системе местного самоуправления; установление рекрутской системы.

Второй (1710\11-1718\19гг.) - создание Сената и ликвидация прежних высших учреждений; первая областная реформа; проведение новой военной политики, широкое строительство флота; учреждение законодательства; перевод государственных учреждений из Москвы в Санкт-Петербург.

Третий (1719\20-1725\26) - начало работы новых, уже созданных учреждений, ликвидация старых; вторая областная реформа; расширение и реорганизация армии, реформа церковного управления; финансовая реформа; введение новой системы обложения и нового порядка государственной службы. Вся реформаторская деятельность Петра I закреплялась в форме уставов, регламентов, указов, которые имели одинаковую юридическую силу. Преобразования Петра не были последовательны и не имели единого плана, их порядок и особенности были продиктованы ходом войны, политическими и финансовыми возможностями в тот или иной период. Но тем не менее петровские реформы были достаточно решительными, глубокими и касающимися самых важных сфер российской действительности. Отдельные реформы были и достаточно хорошо обдуманными, проработанными, комплексными. В любом случае реформы Петра оказали ни с чем не сравнимое воздействие на Россию, ее дальнейшую историю.

Тема российского абсолютизма всегда привлекала внимание как отечественных, так и зарубежных историков и юристов. Которые в соответствии со своей идеологией, политическим мировоззрением пытались осознать предпосылки, а также внутренние и внешние причины происхождения и историческую значимость российского абсолютизма. Западноевропейские историки до недавнего времени сравнивали русский абсолютизм с Советским государством, ссылаясь на "российскую исключительность", "преемственность" и "тоталитаризм", тем самым находя много общего между этими историческими периодами нашего отечества в форме правления и в самой сути государства. Но "российский абсолютизм" мало чем отличался от абсолютных монархий стран Западной Европы (Англии, Испании, Франции). Ведь абсолютная монархия в России прошла те же этапы развития, как и феодальные монархии этих стран: от раннефеодальной и сословно-представительной монархии - к абсолютной монархии, которая характеризуется формально неограниченной властью монарха.

Время возникновения абсолютной монархии на территории России - вторая половина XVIIв., а окончательное ее оформление - первая четверть XVIIIв. Историко-правовая литература не дает однозначного понимания абсолютизма. К таким спорным вопросам необходимо отнести следующие: классовая сущность абсолютизма, его социальная база, причины образования абсолютизма, соотношение понятий абсолютизма и самодержавия, время возникновения абсолютизма и этапы его развития, историческая роль абсолютизма в России. Российское государство имело как общие с другими государствами, так и специфические причины возникновения абсолютизма, сложившиеся в силу территориальных, внутри- и внешнеполитических особенностей. Все эти проблемы требуют дальнейшего изучения.