Детские подвижные игры разных народов. Сценарий спортивного праздника"праздник народных игр"

Виктория Сахно

Физическое развитие ребенка является приоритетным направлением весь дошкольный период. И, несмотря на все многообразие форм физической активности, которые предлагают ребенку взрослые, будь то зарядка, физкультминутки или занятия в , подвижные игры остаются самыми любимыми и востребованными у детей.

Особенно популярными являются народные подвижные игры , благодаря которым дети учатся взаимодействию в коллективе, развивают силу, ловкость и выносливость. У каждого народа подвижные игры свои, но мы предлагаем вам поиграть в самые интересные из них.

Палка-кидалка (башкирская игра)

Чертят на земле круг (диаметр 1,5 м), в центр кладут палку и выбирают водящего. Один из игроков бросает палку за пределы круга. Водящий убегает за палкой и возвращает ее в круг, в то время как остальные игроки разбегаются и прячутся.

Только когда палка оказалась в круге, водящему разрешено идти на поиски. Как только он найдет спрятавшегося игрока, то должен назвать его имя, и они вместе бегут к кругу за палкой. Если первым добегает до палки игрок, то он выбрасывает палку и снова прячется, а водящий бежит за палкой, возвращает ее в круг и опять приступает к поискам.

Если первый пришел водящий, то игрок берется в плен, и его сможет спасти только другой найденный игрок, который первым добежит до палки и назовет имя пленника. Игра заканчивается, когда все игроки найдены, а водящим становится игрок, которого нашли первым.

Ягнята и волк (бурятская игра)

Дети с помощью считалки выбирают, кто будет волком и овцой, а все остальные становятся ягнятами. Ягнята выстраиваются за мамой «паровозиком». Овца с ягнятами подходит к волку, и между ними происходит диалог:

— Что делаешь, волк?

— Сижу, вас поджидаю.

— А зачем?

— Чтобы съесть вас!

На последних словах волк бросается к ягнятам и пытается поймать самого последнего, а овца преграждает ему путь. Ягнята уворачиваются от волка, держась друг за друга и следуя поворотам овцы. При этом волк не может отталкивать овцу. Игра оканчивается, когда все ягнята будут пойманы.

Лиса и сокол (якутская игра)

Из группы детей с помощью считалки выбирают сокола и лису, а другие игроки – соколята. Соколята выстраиваются за соколом, и он учит детей летать: бежит, расставив руки и выполняя ими различные движения, увлекает детей за собой. Соколята летят, точно повторяя движения. По сигналу ведущего выскакивает лиса и пытается поймать соколят, а они, услышав сигнал, присаживаются на корточки, чтобы стать «невидимыми». Лиса может ловить только детей, не успевших присесть.

Рыбки (чувашская игра)

На асфальте чертят две линии, расстояние между которыми составляет 10 – 12 м, и с помощью считалки выбирают акулу. Дети делятся на 2 команды рыбок, каждая из которых выстраивается в шеренгу за противоположными линиями (в домиках), при этом акула плавает между линиями (по морю). По сигналу рыбки перебегают из одного домика в другой, а акула их салит. Проигрывает команда рыб, у которой осалили больше рыбешек, чем у другой.

Одежда (литовская игра)

Дети становятся в круг на расстоянии 1 метра друг от друга и очерчивают кругом свое место. Считалкой выбирается ведущий, который становится в центр круга. Игроки распределяют названия одежды между собой (одно название может принадлежать нескольким игрокам). Ведущий говорит: «Мне нужен пиджак» и все пиджаки, обежав круг, становятся возле него. То же повторяется с другими видами одежды.

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Однажды ведущий говорит, что ему нужна вся одежда, и тогда они все вместе бегут по кругу, пока ведущий не станет на один из кружков. В тот же момент игроки должны занять свободные места. Кому не хватило места, становится ведущим. Выигрывает тот, кто ни разу не побывал на месте ведущего.

4 стихии (армянская игра)

Дети становятся в круг, а ведущий при этом находится с мячом в центре. Из центра он бросает мяч любому игроку, называя одну из стихий. На слово «Вода» задача игрока поймать мяч и назвать какую-нибудь рыбу, на стихию «Воздух» — любую птицу, на «Земля» — . На стихию «Огонь» мяч нужно отбить и всем игрокам повернуться вокруг себя, помахивая руками. Кто ошибется, тот выбывает из игры.

Посадка картошки (белорусская игра)

Игроки делятся на две одинаковые команды, у каждой из которых есть сумка с 5 картофелинами (камнями). На расстоянии 15 метров от расположения команд (отмечается линией) чертят по 5 кругов, в которые игроки будут сажать картофель.

По сигналу ведущего, первые игроки бегут сажать картофель, раскладывая камни в «лунки», после чего возвращаются назад и передают пустую сумку второму участнику. Он в свою очередь бежит, собирает картофель в сумку и передает третьему игроку и т.д. При этом выходить за линию без сумки нельзя. Выигрывает команда, игроки которой сумеют быстрее всех посадить/собрать картофель.

Вызов (кубинская игра)

Необходимо начертить круг диаметром около 10 м. Игроки становятся за линией, а в центре ведущий. Он бьет мячом о землю три раза и после этого подбрасывает высоко вверх мяч, выкрикивая имя любого игрока. Тот, чье имя назвали, вбегает в круг, ловит мяч и старается осалить ведущего или другого игрока. За ведущего начисляется 2 очка, за другого игрока 1 очко. Выигрывает тот, кто сумеет набрать большее количество очков.

Ночной сторож (болгарская игра)

Выбирают двух игроков (сторожей), завязывают им глаза и ставят на расстоянии 1 метра лицом к лицу. Остальные игроки – это лисы, которые хотят пролезть в «курятник» между двух сторожей. Изначально игроки располагаются вдалеке от сторожей, потом один игрок направляется в «курятник», в то время как другие игроки отвлекают сторожей, издавая различные звуки: свист, щелчки, имитация ветра и др., чтобы сторожа не поймали вора. Кто пробрался в курятник, тот и выиграл.

Утконосы (австралийская игра)

Для этой игры необходимо сделать приманку: к палочке привязывают веревку длиной до 1 м, на конце которой прикрепляют «рыбку». В оригинальной игре рыбку вырезали из дерева, но можно сделать и из любого бросового материала.

Все игроки – это утконосы, которые ходят в пределах обозначенного круга (диаметром 10 м) и пытаются поймать чужую приманку, наступив на нее. В то же время следят за тем, чтобы их приманку не словили. Тот, чью приманку поймали, выбывает из игры. В конечном счете выигрывает внимательный и ловкий утконос.

Слепая корова (немецкая игра)

Дети, используя считалку, выбирают водящего и завязывают ему глаза. Остальные игроки разбегаются от «слепой коровы», которая пытается их поймать, помогая ей при этом обнаружить свое местоположение хлопками. После того, как игрока поймали, корова должна узнать его и назвать по имени. Если игрока узнали, то он становится «слепой коровой», если нет, то его отпускают, и игра продолжается.

Бодающийся бычок (датская игра)

Для этой народной понадобится короткий кнут (палка) и веревка. Дети выбирают пастуха и бычка. Пастух привязывает к ноге быка веревку и садится с кнутом его пасти. Другие игроки находятся в 4-5 м от них.

По сигналу игроки подбегают к быку и дразнят его, пытаясь ухватиться за веревку которой привязан бык. Бычок при этом злится и старается схватить игрока, а пастух отгоняет обидчика легкими ударами кнута по ногам игрока. Тот, к кому дотронулся бык или пастух, выбывают из игры. При этом пастуху нельзя сходить с места, а быку — вырываться в погоне за дразнящими. Конечная цель — это веревка, кто за нее схватится — сам станет пастухом.

Русская народная подвижная игра «Золотые ворота» в этом видео:

Веселых и интересных вам игр!

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Спортивный праздник в котором используются игры народов представители которых обучаются в нашей школе.

«Человек познаётся в беде, а ребёнок – в игре».

Народная мудрость

«Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет».

А.С. Макаренко

Пояснительная записка

В период с октября 2016 года по январь 2017 года совместно с учеником 6 «В» класса Рожковым Вадимом мы провели исследовательскую работу «Игры нашей школы». Нами было установлено, что в нашей школе обучаются представители 6 народов: русские, армяне, курды, цыгане, молдоване, украинцы.

На первом этапе нашей работы мы составили картотеку подвижных игр, в которые играли представители разных народов.

Вторым этапом нашей работы мы планируем провести в рамках Всемирного дня здоровья спортивный праздник «Игры нашей школы».

Праздник будет проводится для учащихся начальных классов в два потока. Первый поток– 1-2 классы, второй поток– 3-4 классы.

На стадионе будут расположены станции, отмеченные названием государств и изображением флагов: России, Молдовы, Армении, Украины, Краснодарского края.

  1. Русские подвижные игры
  2. Армянские подвижные игры
  3. Молдавские подвижные игры
  4. Украинские подвижные игры
  5. Подвижные игры цыган и курдов
  6. Кубанские казачьи подвижные игры.

Организаторами на каждой станции будут по два подготовленных учащихся 7-8 классов.

Спортивный праздник

Тема: «Игры нашей школы».

Цель: воспитание у учащихся осознанной потребности в занятиях физической культурой.

Задачи:

  1. Развитие физических качеств через подвижные игры.
  2. Патриотическое, гражданское, духовное воспитание учащихся.
  3. Приобщение учащихся к культуре разных народов через национальные подвижные игры.

Место проведения: стадион

Форма проведения: спортивно-игровая программа.

Ход проведения праздника

  1. Построение на стадионе. Приветственное слово учителя физической культуры, в котором он поздравляет ребят с проведением праздника, говорит о том, что наше государство многонационально и в нашей школе, в частности обучаются представители 6 народов. Выражает уверенность, что данное мероприятие привлечёт их интерес к культуре и традициям своего народа, своей семьи.
  2. Разминка. Ходьба (50 м.), бег (1-2 кл.-300м.; 3-4кл.-400м.), комплекс общеразвивающих упражнений. (Классы по очереди отправляются на беговую дорожку с интервалом движения 50 метров).
  3. Каждая команда получает путевой лист, где расписан порядок их передвижения по станциям.
  4. Движение по станциям.

Армянские народные подвижные игры

«Армянский народ – один из древнейших народов, имеющих многовековую историю. Подвижные игры являлись одним из средств воспитания молодого поколения. В играх отражены трудовая деятельность сельских тружеников, ремесленников, быт людей, военное дело. И сегодня мы поиграем в игру «Крепость».

«Крепость» («Берд»)

Играют две команды.Игроки одной команды-защитники берутся за руки, образуя круг. В середину круга кладут палку, камень– это и есть «крепость», которую надо защищать. У нас «крепостью» будет конус. Игроки второй команды– нападающие. По сигналу они расходятся в разные стороны и пытаются пробраться внутрь круга и коснуться конуса. А защитники стараются им помешать. «Крепость» считается завоёванной, когда кто-то из нападающих коснётся конуса.

Молдавские народные подвижные игры

«Молдавская республика отличается преобладанием сельских жителей. Основные занятия молдаван в прошлом, как, впрочем, и сегодня, – это земледелие и животноводство. Естественно, что народные игры отражают эти виды труда, кроме того на характер игр накладывает свой отпечаток природа республики. Мы с вами сыграем в игру «Яблоко».

«Яблоко» («Де-а мэрул»)

Взявшись за руки, игроки образуют круг. Выбирается водящий, который встаёт в центр круга и говорит: «Яблоко, червивое яблоко. Ветер дует, оно падает». Когда водящий произносит эти слова, дети бегут по кругу. Руки разъединять нельзя. С окончанием фразы все должны быстро присесть на корточки. Кто не смог этого сделать (упал или сделал лишний шаг) выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор пока в кругу не останутся трое игроков – они и считаются победителями.

Украинские народные подвижные игры

«История украинских игр связана с историей народа, его трудом, бытом, верованиями, обычаями. Эти игры включают в себя элементы фольклора, народного театра, трудового и воинского искусства. Есть игры, которые носят охотничий или сельскохозяйственный сюжет, а также сюжеты которых сложились под влиянием культовых и бытовых обрядов. В одну из таких игр мы с вами и поиграем».

«Колдун» («Чаклун»)

Перед началом игры выбирают «колдуна». Для этого один из игроков вытягивает перед собой правую руку ладонью вниз, а все остальные подставляют под неё по указательному пальцу. По команде игрок с вытянутой рукой пытается схватить чей– нибудь палец, а остальные стараются палец отдернуть. Чей палец будет пойман, тот и становится «колдуном».

Все разбегаются в стороны, а «колдун» старается догнать и коснуться рукой играющих. Пойманый замирает на месте и разводит руки в стороны. Его могут расколдовать другие игроки, дотронувшись до него рукой. Но «колдун» следит за своей жертвой и если кто-то попытается его расколдовать он повторным ударом снова его заколдовывает. Кроме того, он старается заколдовать и тех, кто пытается помочь своему товарищу. Игра может ограничиваться временем, либо играть до тех пор пока «колун» не поймает всех.

Русские народные подвижные игры

«Русский народ был основной движущей силой развития многонационального российского государства. Всё это отразилось на различных сторонах культуры, включая народные игры. Для большинства русских игр характерны простота, общедоступность, широкая распространённость среди других народов. В играх подражали животным, кроме того в них отражаются трудовые процессы, быт, социальные отношения, воинское искусство».

«Два мороза»

На расстоянии 15 м. друг от друга фишками отмечаются две линии – два «дома». Играющие располагаются в одном из «домов». В середине между «домами» – два водящих – два «мороза»: один «мороз– синий нос», другой: «мороз– красный нос». Оба «мороза» обращаются к играющим со словами: «Мы два брата молодые, два мороза удалые».

Один, указывая на себя, говорит: «Я мороз – красный нос».

Другой: «Я мороз – синий нос».

И вместе «Кто из вас решится в путь– дороженьку пуститься?»

Все ребята отвечают: «Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз!»

После этих слов играющие бегут на другую сторону площадки и выстраиваются за линией «дома». Оба «мороза» ловят перебегающих ребят и «замораживают» их. Кого заморозили остаются на месте. Затем «морозы» снова обращаются к ребятам, а те, ответив, перебегают обратно, стараясь выручить по дороге «замороженных» (дотронуться до них рукой). «Морозы» ловят игроков и мешают им освободить своих товарищей. Играют так несколько раз, затем меняют водящих. В конце– определяют какая пара «морозов» заморозила больше игроков.

Подвижные игры курдов и цыган

«Цыгане всегда считались кочевниками. Но на территории нашей станицы они проживают давно, поэтому и игры они позаимствовали у местного населения. То же самое можно сказать и о представителях курдского народа. Курды– кочевой народ. В настоящее время почти 2,5 млн. курдов разбросаны по странам Европы и Америки, где они создали мощные и организованные общины. В нашей стране большая часть курдов проживает на территории Краснодарского края и Адыгеи».

«Бравондие»

Играют несколько человек. Игроки стоят в кругу, один из них считает считалку, указывая на каждого. На кого последнего укажет водящий, тот начинает догонять всех играющих. Кого поймают первым, становится водящим на следующую игру.

Кубанские казачьи подвижные игры

«Мы живём на Кубани, где на протяжении многих лет в среде казачества формировались самобытные народные игры и забавы, которые передавались из поколения в поколение. Эти игры доступны, для их проведения не требуется специально оборудованного места и дорогостоящего инвентаря: играть можно на лужайке, открытой площадке, а инвентарём служить камешки, палки, верёвки, набитые опилками тряпичные мячи. В них заложены огромные возможности для благоприятного воздействия на духовный мир ребёнка, его гражданско-патриотическое воспитание и физическое развитие».

«Четыре угла» («По уголкам»)

В игре участвуют пять человек. На земле чертится квадрат. Четверо игроков становятся по углам, а пятый «мышка» заходит в середину. Стоящие по углам меняются местами по условному сигналу одного из игроков, а «мышка» старается занять чей-нибудь угол. Игрок, оставшийся без угла, становится «мышкой».

Сценарий общешкольного спортивного мероприятия

Праздник народных игр

28.12.2015 года

Цели и задачи:

Популяризация народных игр среди школьников и их родителей;

Развитие ловкости, координационных способностей, выносливости, смекалки;

Воспитание толерантности, интереса к культуре других народов;

Создание благоприятного микроклимата, доверительных отношений между взрослыми и детьми, родителями и педагогами;

Приобщение детей и родителей к русскому фольклору.

Предварительная работа:

Ознакомление детей с русскими народными играми и народов Поволжья;

Разучивание считалок, жеребьевок,

Изготовление атрибутов к народным играм;

Действующие лица: Скоморох, скоморошка, дети, родители.

Оформление зала: Зал оформлен с интерером «деревня скоморошкино».

Ход праздника

(В фойе встречают гостей скоморох со скоморошкой, трубят в дудочку, бьют в барабан).

Скоморох.

Здравствуйте родители!

В наш праздничный зал пройти, не хотите ли?

Скоморошка.

Проходите без стесненья!

Билетов не надо.

Предъявите только нам

веселое настроение!

(Родители занимают места в зале. В фойе находятся дети в народных костюмах.

Скоморох.

Заходите, ребятишки.

Здравствуйте, детишки.

Девчонки и мальчишки.

Спасибо, что мимо не прошли.

К нам на праздник зашли.

Проходите, не стесняйтесь.

Удобнее располагайтесь!

Скоморошка.

Какие вы все ладные да нарядные.

Катюшка-Катюшка

златовласая девчушка.

А Андрюша-молодец.

А Кирюша-удалец!

И татары и башкиры,

и чуваши и мордва.

Всех мы рады сегодня видеть,

и праздник открывать пора!

Общий выход: скоморохов всех группы девчонок «веночек» и гостей «папуасов».

Скоморох.

Праздник наш не простой народных игр и развлечений.

Ребенок.

А разве бывает такой праздник?

Скоморох.

Еще как бывает.

Собирайся народ, становись в хоровод.

Танец «Веночек». (выступают девочки в русском народом костюме).

Скоморошка.

Ой, хорошо танцевали!

А маменьки и тятеньки немного заскучали.

Давайте вместе с ними поиграем в русскую народную игру «Ручеек».

(Игра «Ручеек». Под музыку «Кадриль» дети становятся в пары, поднимают руки вверх и образуют ворота. Водящий ребенок проходит в ворота и выбирает себе пару. Оставшийся без пары ребенок становится водящим).

Много нас разных:задорных, веселых,

Светлых, и темных, красивых и проворных.

Сколько же вместе дорог будет пройдено.

Край у нас общий и общая Родина.

И чтобы Россия могла процветать

душою и сердцем должны мы понять

Что мир от отцов нам достался в наследство

Все дети планеты давайте дружить.

И землю родную беречь и любить.

Скоморошка.

А в былые времена русский народ был веселый, потешный. В какие только игры не играли. На меткость, силу, быстроту, ловкость.

Живут в России разные народы с давних пор

Одним тайга по нраву, другим степной простор.

У каждого народа язык свой и народ.

Один черкеску носит, другой надел халат.

Одним милее осень, другим милей весна.

А Родина Россия у н ас у всех одна.

Представляет цыганскую народную игру девчонки с цыганским танцем «босоногая девчонка».

А теперь поиграем в цыганскую народную игру «Бояре»

Дайте детству наиграться

Вдоволь, досыта не вкратце,

Дайте, как цветку открыться

Душу детскую щадите,

Пуще глаза берегите.

Зря за шалость не корите.

Ни родитель, ни учите

Дайте детству наиграться,

Насмеяться наскакаться.

Ребята! А хотите побывать на необитаемом острове и поиграть с папуасами? Тогда закройте глаза и не открывайте без команды.

Танец «папуасы»

А сейчас поиграем в папуасскую народную игру « сантики,сантикилимпопо». А дети во всем мире одинаковы. Озорны, любознательны, подвижны.

Ребенок.

Игралия, Игралочка,

Чудесная страна.

Каждый здесь не раз бывал,

Кто когда-нибудь играл

В прятки или салочки.

Насмеяться, наскакаться.

Уважаемые родители, дети и гости! Спасибо вам за участие на нашем празднике. Будьте всегда сердцем чисты и не забывайте, что сами когда-то были детьми.

Ребенок.

И пусть мальчишки и девочки.

Вся озорная детвора.

Сегодня скажут громко-громко.

Да здравствует Игра! (произносят хором).

Елена Ганюшкина
«Фестиваль народных игр» для детей подготовительной к школе группы

Бюджетное дошкольное образовательное учереждение

муниципального образования Динской район

«Детский сад общеразвивающего вида №66»

СЦЕНАРИЙ СПОРТИВНОГО ПРАЗДНИКА

«ФЕСТИВАЛЬ НАРОДНЫХ ИГР »

(подготовительная группа )

Составила : инструктор по физической культуре

Ганющкина Е. Н.

Цели :

Формирование положительной мотивации для развития

динамической активности детей ;

Создание условий, способствующих закреплению дружеских отношений внутри детского коллектива.

Задачи :

1. Формировать творчески развитую,активную личность.

Приобщать к истокам игрового фольклёра.

Предоставить детям возможность разрядки негативных эмоций и статичности ребёнка, а также способствовать оздоровлению его организма.

Развитие физических качеств (ловкость,быстрота реакции, координационная способность) и психических (воля, целеустремлённость, самоконтроль) ; совершенствование моторного аппарата.

Предварительная работа :

Воспитателей с детьми :

1. Беседы о народных играх ;

2. Разучивание считалок, жеребьёвок, закличек;

3. Изготовление атрибутов к народным играм ;

4. Подвижные игры на участке детского сада.

Инструктора с детьми :

1. разучивание подвижных игр;

2. Сюжетные занятия по физкультуре;

3. Праздники и развлечения.

Инструктора с воспитателями :

2. Организация подвижных игр.

Оборудование : магнитофон, флэшка с записями, народные костюмы , ленточки, «карусель» , шашки, два платочка, обручи, расписные платки,корова.

Технологии : здоровьесберегающие :

Ритмопластика, технология спортивного досуга, подвижные игры;

Технология личностно ориентированного подхода.

Ход праздника.

Звучит музыка-выходит ведущий.

Ведущий : Мы рады приветствовать на фестивале народных игр .

Живут в России разные народы с давних пор

Одним тайга по нраву, другим степной простор.

У каждого народа язык свой и наряд

Но поиграть в игру любую был рад.

Фестиваль мы начинаем ,

И споклоном приглашаем,

Всех, кто любит поиграть,

И себя испытать!

Звучит музыка, дети выполняют перестроения из колонны по одному, в колонну по два, по четыре.

Выполняется ритмическая композиция «Разноцветная игра» .

Перестроение в 2 шеренги.

Ребёнок : На Кубани весь народ

Дружно, весело живёт

Здесь цыгане и адыги

Украинцы и армяне,

Есть татары, белорусы

Здесь живёт много русских.

Ребёнок : Ну-ка, все долой смешки

Покупайте-ка горшки.

Дети образуют круг выбирают покупателя считалкой :

Тары-бары-растабары,

К нам приехали татары,

Теперь будут с нами жить,

Выходи!-тебе водить.

Игра «Горшки» .

Дети делятся на две равные команды. Одна команда- «горшки» . Они садятся на землю в кружок. Другая команда- «хозяева» . Они становятся за каждым «горшком» . Один из детей изображает «покупателя» . Он подходит к одному из «хозяев» и спрашивает :

Почём горшок?

По денежке,-отвечает «хозяин» .

А он не с трещиной?

Попробуй!

«Покупатель» легко ударяет по «горшку» пальцем и говорит :

Крепкий! Давай сговор!

«Хозяин» и «покупатель» протягивают друг другу руки, напевая :

Чичары, чичары, По кусту, по насту, по лебедю горазду.

Собирайтесь, гончары,- Вон!

Со словом «Вон!» и «хозяин» , и «покупатель» бегут в разные стороны вокруг

«горшков» . Кто первым прибежит к купленному «горшку» , тот становится его

«хозяином» .

Перестроение в две шеренги (по бокам) .

На середину зала выходят дети и читают стихи :

Ребёнок : На Кубани Мы живём,

На родной Кубани.

В игры классные играем,

Славим край делами.

Ведущий : Есть кубанские игры с соревнованием нескольких команд.

Ребёнок : Ну-ка, наши казаки

На подьём вы все легки?

Заплетай скорей плетень!

Игра «Плетень» .

Играющие стоят шеренгами у четырёх стен зала, взявшись за руки крест-накрест. Под музыку дети первой шеренги подходят к стоящим напротив и кланяются. Отходят спиной на своё место. Движение повторяют дети второй, третьей и четвёртой шеренги.

По сигналу играющие расходятся по всему залу, выполняя произвольные движения (подскоки, лёгкий бег, галоп и т. д.) . По окончании музыки все бегут на свои места и строятся шеренгами, соответственно взявшись за руки крест-накрест, выигрывает та шеренга, которая первая построится в плетень.

Дети опять строятся в две шеренги по бокам зала.

Выходит на середину зала ребёнок, в белорусском костюме,и говорит слова :

Вы сказали белорусы,

На Кубани тоже есть,

Ну, тогда желанье наше

Тоже просим мы учесть,

Поиграем в белорусскую игру «Михасик»

Перестроение в 2 колонны напротив конусов.

Команды выстраиваются и произносят закличку :

Ты, Михасик не зевай,

Лапоточки надевай!

Команды оббегают кубики «змейкой» в галошах до фишки, обратно по прямой и передают эстафету.

После игры в колоннах дети уходят переодеваться, мальчики в кубанский костюм, а девочкам завязываются платки на поясе.

Ведущий : Это кто в красивых платьях

Словно пламенный узор

У реки сегодня ставит

Расписной, большой шатёр?

Цыганская игра «Шатёр» дети садятся на стулья

Участники игры делятся на 4 подгруппы . Каждая подгруппа образует круг по углам площадки. В центре каждого круга ставится стул, на котором вешаают платок с узорами. Дети берутся за руки, идут по кругу переменным или простым шагом вокруг стульев, поют и приговаривают :

Мы весёлые ребята.

Соберёмся все в кружок,

Поиграем и попляшем,

И помчимся на лужок.

С окончанием пения дети перестраиваются в один общий круг. Взявшись за руки, подскоками двигаются по кругу. С окончанием музыки (или по сигналу «Строим шатёр» ) дети быстро бегут к своим стульям, берут платки и натягивают их над головами в виде шатра (крыши) . Выигрывает подгруппа детей , которая первая построит «шатёр» .

После игры девочки уходят за кулисы и переодеваются в кубанский наряд (все, кроме 8 гр.)

Выходит на середину зала ребёнок говорит слова :

Гей, ребята-казачата!

Не пристало нам скучать,

А давайте нынче вместе

Бегать, прыгать, да играть.

Под музыку с шашками галопом выбегают казаки.

Кубанская игра «Достань платок!»

Двое ведущих держат в руках шашки, на которых висят платки. В колонне по 2

стоят мальчики : по очереди, прыжком, сбивают шашкой платок и передают эстафету следующему.

Вед.:Молодцы, ребята! А сейчас собирайся народ , становись хоровод!

Хоровод с коровой.

Дети цепочкой уходят за кулисы, кроме девочек 8 группы и переодеваются в спортивную форму.

Вед.:. Дорогие гости, выходите, вместе с нами поиграйте в игру «Дружба» .

Малоподвижная игра «Дружба» .

Дети со взрослыми встают в круг, идут по кругу с лентами разных цветов и произносят слова :

Мы идём по кругу,

Найдём себе друга,

Найдём себе друга,

Найдём себе дружка.

По команде ведущего : 1,2,3,-пару себе найди! Ищут пару по цвету лент (по2, по4) и выполняют несколько движений взявшись за ленты (руки вверх, наклоны, приседания и т. п.) .

Дети садятся на стулья в зале.

Вед.: Если хочешь ловким быть,

Если хочешь сильным быть,

Познакомься ты с игрой.

Даже очень не простой.

Игра «Колдун» .

Ребята становятся по кругу и считалкой выбирается «Колдун» .

Считалка :

Вздыхает Бабка-ёжка

Разболелась ножка,

Ёжик из лесу пришёл

Сделал бабушке укол.

Теперь выбирается «Сторож» ;

Катилось яблочко по огороду

И упало прямо в воду

Все вместе говорят закличку :

1,2,3,4,5-начинаем колдовать!

Дети увёртываются от колдуна и сторожа, стараясь, чтобы они

их не осалили. Кого задели, тот останавливается и кричит «Чай, чай, выручай!» . Ребята,которые не осаленные, стараются дотронуться до заколдованных, тем самым их расколдовывают. А сторож им мешает. Игра прекращается после слов :

1,2,3-конец игры.

Вед.: Молодцы, ребята! А сейчас садимся по-турецки.

Пальчиковая игра «Котик ниточки мотает» .

Котик ниточки мотает на клубочек навивает,

Котик ниточки мотает на клубочек навивает! (Наматываем ниточки)

Калачики, калачики, калачики печёт! (Вращаем кулачки)

Пышки, пышки, пышки, пышки! 4 хлопка в ладоши

Калачики,калачики,калачики печёт! То же

Пышки, пышки, пышки, пышки!

Вьюшки, вьюшки, вьюшки вью! (вращаем кулачки)

Колотушки колочу кулачками хлопаем об колени)

Приколачиваю! Кулачки друг о друга

Заколачиваю! Ладошки стучат по полу.

Вед.: А сейчас приглашаем детвору,

На интересную игру!

Игра «Горелки» .

Дети стоят по кругу, выбирается считалкой водящий :

За морями, за горами,

За железными столбами,

На пригорке теремок,

На двери висит замок.

Ты за ключиком сходи,

И замочек отопри.

Водящий стоит в центре круга, а дети идут по кругу напевая :

Гори,гори-ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо

Птички летят,

Колокольчики звенят.

Водящий проходит между 2 детьми и все вместе говорят :

1,2,3- беги!

Дво детей бегут по кругу в разных направлениях. Кто быстрее заберёт платок у водящего, тот становится на его место.

Упражнение на дыхание «Сдуй пушинку» .

Ведущий : Приглашаю на игру, карусель я заведу. А то наша карусель простаивает, никто на ней не катается.

Ну-ка дети, сели

На качели карусели,

1,2,- подхватили

3,4,- раскрутили.

Игра «Карусель» .

Еле-еле,еле-еле,

Завертелись карусели,

А потом, потом,потом,

Все бегом,бегом,бегом.

Тише,тише, не спешите,

Карусель остановите

Раз,два,раз,два

Вот и кончилась игра!

Все вместе говорят : Хорошо мы покатались,

Очень любим мы играть.

Время всё же наступает

Нам домой пора бежать.

Убегают друг за другом за кулисы.

Слова Галины Викторовны : С малых лет игрою каждый увлечён,

И стар, и млад-каким бы ни был он!

Игра-здоровье! По праву скажем мы :

«Игры разные нужны! Игры разные важны!»

В нашем садике с утра начинается игра.

Любим игры, любим шутки,

Не скучаем ни минутки

Мы хотим всем пожелать

С игрой дружить и никогда не унывать!

Заключительная спортивная композиция «Моя Кубань»

Ведущий :И пусть мальчишки и девчонки

Вся озорная детвора

Сегодня скажут громко-громко

Да здравствует ИГРА! (хором) .

Бессонов Николай. Игры детей и молодёжи в цыганских кочевых таборах. Науковi записки. Збiрник праць молодих вчених та аспiрантiв. Том 15. Киiв, 2008. Рома в Украiнi: iз минулого в майбутнє. С. 57-72.

Сборник выпущен под эгидой Института Украинской Археографii та джерелознавства им. М.С.Грушевського НАН Украины.

При рассмотрении цыганских традиций этнологи описывали прежде всего свадебную обрядность, обычаи, связанные с родами и похороны. Широко обсуждались проблемы, связанные с ритуальной нечистотой (пэкэлимос или магримос ). Определённое внимание уделялось в научных публикациях трудовому воспитанию детей. В то же время вопрос о цыганских играх в российской этнографии никогда не ставился. Цель данной статьи - восполнить этот пробел. Естественно, собранная мной в национальной среде информация является пока отрывочной, однако уже сейчас можно сделать некоторые предварительные выводы.

Во-первых, в игровой форме цыганские дети из кочевых семей готовились к взрослой жизни, развивая силу, ловкость или профессиональные навыки.

Во-вторых, именно от образа жизни конкретной цыганской этногруппы зависели формы детского, подросткового и молодёжного досуга.

В-третьих, сами игры были заимствованными у местного населения.

При всей своей кажущейся очевидности последний тезис требует более развёрнутого обсуждения. До сих пор не получило должной оценки наследие А.П.Баранникова, работы которого либо переиздаются без всяких комментариев1 , либо получают высокую оценку и цитируются как авторитетный источник. Между тем, в основу своих трудов, напечатанных в 1930-е годы, А.Баранников положил порочный тезис об органически присущей цыганам криминальности. Пытаясь доказать эту мысль, советский цыгановед шёл на прямые фальсификации, а также тенденциозно трактовал исторические источники. Несомненно, коллеги понимают, что я имею в виду - однако напомню одно из положений, которое является для А.Баранникова программным. По утверждению этого автора главным этнокультурным контактом кочевых цыган с местным населением было общение в местах лишения свободы. "…Цыганы, особенно же цыганы кочующие, по роду своих занятий не входят в более или менее тесное и длительное соприкосновение с представителями других профессий, кроме воровской",- пишет он в статье "Цыганские элементы в русском воровском арго".2

Я не буду утомлять читателей сходными цитатами - все они однотипны и повторяют мысль, что таборные семьи были изолированы от окружающего населения, поскольку их способ заработка способствовал полной обособленности. По Баранникову единственное место, где кочевые цыгане подолгу общались с русскими и украинцами - это тюремная камера. Мой коллега В.Шаповал подготовил доклад, разоблачающий недостойные методы, которыми цыгановед сталинского периода в десятки раз "увеличил" количество цыганских слов в воровском арго. Я же напомню то, о чём А.Баранников (и те, кто его некритически цитируют) предпочитают умолчать. Главным этнокультурным контактом кочевых цыган было общение с крестьянами, у которых на зиму снималось жильё. В Российской империи, а позже и в СССР таборы всех этногрупп проводили зимние месяцы в деревнях, что привело в итоге к огромным заимствованиям в материальной культуре, фольклоре, языке и обычаях. Влияние крестьянской культуры на кочевые таборы было массовым и постоянно действующим фактором (в то время как массовость тюремных отсидок опровергается статистикой). Впрочем, сама жизнь опровергла клеветнические тезисы А.П.Баранникова всего через десять лет после их опубликования. Когда началась Великая Отечественная война, цыгане (как оседлые, так и кочевые) отважно воевали с оккупантами, проявив тем самым, не криминальное, а патриотическое сознание. Самопожертвование, проявленное цыганами в партизанских отрядах и в рядах Красной армии, стало предметом моих многолетних изысканий. Надеюсь, публикация данных фактов поможет нашему цыгановедению переосмыслить отношение к трудам А.П.Баранникова и его сторонников.

Реальная жизнь отличается от стереотипов массового сознания. Принято считать, что кочевые цыгане были поголовно неграмотны. Между тем, работа в национальной среде позволяет опровергнуть это утверждение. В ряде этнических групп было принято отдавать детей в школы в период зимовки. В результате даже в довоенный период в таборах сэрвов , русских цыган и кишинёвцев насчитывалось немало грамотных людей.3 Интересно, что кочевые родители отправляли учиться не только мальчиков, но и девочек. Полагаю, не надо доказывать, что многомесячное пребывание в школе приводило к тому, что цыганские дети немало перенимали от своих славянских сверстников. Относится это и к играм.

Впрочем, и в тех этногруппах, которые игнорировали образование (влахи , кэлдэрары , плащуны ) заимствования в игровой области были не меньше. Авторы советского периода любили подчёркивать, что между кочевыми цыганами и местным населением лежала пропасть. Принято писать о постоянных преследованиях со стороны властей и нетерпимости крестьян, гнавших таборы со своих земель. Без всяких сомнений, факты такого рода имели место. Но не они определяли общую атмосферу. В опровержение укоренившихся штампов приходится напоминать, что цыгане получили в Российской империи юридическое равноправие с момента своего прибытия, а население относилось к ним в целом терпимо. Несмотря на "чёрную мифологию" крестьяне видели в кочевых таборах определённую пользу. Цыгане снабжали деревню дешёвыми ремесленными изделиями, а гадание и цыганская музыка вносили разнообразие в размеренную жизнь. Простая логика показывает, что если бы крестьяне разделяли расистские взгляды ряда цыгановедов, они не стали бы впускать на зиму в свои дома "неисправимых преступников". За столетия, проведённые в тесном бытовом контакте, цыгане и славяне трезво оценили достоинства и недостатки друг друга. Хозяева знали, чего можно ожидать от ежегодных постояльцев. Взаимные симпатии прошли проверку во время гитлеровской оккупации. Благодаря помощи русских и украинцев нацистский геноцид смогли пережить не менее половины цыган. Напомню, для сравнения, что оказавшиеся в сходной ситуации евреи были за редкими исключениями истреблены карателями.

Весьма показательный пример заимствований из русской среды я обнаружил у влашских цыган. Подростки выстраивались друг напротив друга и вели широко известный этнографам диалог:

Бояре, мы к вам пришли, молодые мы к вам пришли,

Бояре, а зачем пришли? Молодые, зачем вы пришли?

Бояре, нам невеста нужна, и т.д.

Разумеется, эти вопросы и ответы дублировались по-цыгански:

- Тэрнэ , мэ тумэндэ авил е.

- А пал со тумэ амэндэ авиле ?

- Амэнди тэрни трэбуй .

- А сави тумэнди трэбуй ?

Потом завязывали мальчику глаза платком, и он шёл вперёд, пока не дотрагивался до юной цыганки ладонью. Тогда глаза завязывали уже ей, и она касалась кого-то в шеренге парней.

Кроме того, зимой в хате влашские дети играли в жмурки. Кому-то одному завязывали глаза, и он ловил остальных, ориентируясь на возгласы. Летом отдавали предпочтение игре в прятки. Девочки-власицы освоили скакалку, и даже игру городских школьниц - "классики".4 Напомню, что в этой статье речь идёт не об оседлых, а именно о кочевых цыганах. Мои информанты провели своё детство в палатках. Тем не менее, приятельские отношения с русскими сверстниками сказались на формах развлечений.

Конечно же, были игры, которые имели более "цыганский" оттенок. Но и они, по сути, были одинаковы как в крестьянской, так и в таборной среде. Я имею в виду игру "в конячки". Дети делали из прутьев и палок дугу, запрягали "тройку" и начиналась резвая беготня.5 Поскольку обыденное сознание неразрывно связывает цыган с лошадьми, именно этот сюжет прежде всего привлекал внимание со стороны. Не случайно единственная известная мне картина с играющей таборной детворой называется "Цыганская тройка". Данное живописное полотно написал Людвиг Кнаус в 1888 году. Коней здесь изображают мальчишки, а в роли возницы выступает их старшая сестра, которая размахивает поднятым прутиком. По форме стоящих на заднем плане палаток можно определить, что немецкий художник сделал первоначальный эскиз (который также сохранился) в таборе кэлдэраров . Последние, как известно прикочевали в Германию в 1860-х годах.


Людвиг Кнаус. Цыганская тройка. Х., м. 1888 г.

Нет сомнений, что игры, в которых имитировались кони, занимали у всех этногрупп почётное место. Особенно это относится к северной ветви цыганского народа (которая жила за счёт конной торговли). Русские, латышские, польские и финские цыгане имели настоящий культ лошади. Верный конь воспевался в песенном фольклоре6 , упоминался в сотнях пословиц и поговорок.7 Мальчики росли в этой атмосфере, поэтому, едва научившись бегать, уже скакали верхом на палочке.8 Подрастая, они играли в ролевые игры, копируя слова, услышанные на ярмарках. Купание и выпас коней становились источником самых ярких эмоций. Разумеется, родители поощряли интерес сыновей к будущему ремеслу. Менее ожидаемо (и потому особо интересно) то, что отцы в какой-то мере шли против цыганских традиций, желая доставить удовольствие дочерям. Как известно, взрослой цыганке запрещалось ездить верхом (в связи с понятием ритуального "осквернения"). Обычай предписывал цыганке ходить пешком даже на очень далёкие расстояния. И всё же я не раз слышал, что отцы баловали любимых своих дочерей - они усаживали девочку лет четырёх-пяти на лошадиную спину и катали вокруг палатки, держа уздечку в руке. Польская цыганка Анна Орловская рассказала о своей подруге детства, имевшей прозвище Пастырка (т.е. пастушка).

"Она очень коней любила. Нас, девчонок, если увидят отцы возле лошадей - сразу прочь гонят. Мы босиком, а кони многие кованые. Не дай бог наступят, ногу отдавят. Так вот эту Пастырку бесполезно было отгонять. Вечно она возле коней с кнутом бегает, в морды их целует. От слепней "курилку" делает. Ноги у лошадей спутаны, они траву щиплют, и чтобы слепни их не заели, надо костёр развести и сырых веток туда набросать."9

Пристрастие девочки к лошадям была совершенно лишним с точки зрения её будущего. Отцы терпели склонности дочерей к "мужскому делу" только до поры. Между прочим, мне известен случай, когда нетрадиционное поведение привело в итоге к трагедии. В конце XIX века девушка из табора лотвов по имени Олго вышла замуж за прибалтийского немца Шульца и стала работать на конном заводе объездчицей. Итог был печален - Олго разбилась насмерть, осиротив малолетних детей.10

Итак, при типовом развитии ситуации, цыганские семьи поощряли игры "в лошадок" у мальчиков; девочек же ориентировали на семейные ценности. С этой целью им дарили куклы. Некоторые матери шили их сами, но проще было достать такой подарок в деревне. "У девочек были старые тряпичные куклы, набитые соломой.- вспоминает Анна Орловская. - Матери во время гадания выпрашивали их в крестьянских домах".11 Интересным показался мне рассказ о времяпровождении девочек в таборах плащунов . Оказывается, возле настоящей цыганской палатки устанавливалась её уменьшенная копия. В шатёрике раскладывались перины с подушками. Матери шили дочкам тряпичные куклы, и в игрушечном таборе устраивались настоящие спектакли. Самодельная кукла "ходила в гости", готовила, укладывалась спать. На ночь девочка устанавливала перед шатром своей любимицы свечку, чтобы ей было не страшно ночью возле "костра".12

Важным отличием цыганской игровой культуры был её пацифистский характер. Если у русских детей в дореволюционное время были популярны "казаки-разбойники", а позже на смену пришла игра "в войнушку", то от бывших таборных цыган я ничего подобного не слышал. Вероятно, исключения были. Но отказ от игр военного характера вполне сообразуется с традиционными цыганскими моральными установками.

Из сказанного отнюдь не следует, что мальчиков воспитывали, упуская из виду "мужские качества". Цыган должен был вступать в жизнь готовым постоять за себя. Соответственно, взрослые поощряли состязания, требующие силы, ловкости и стойкости. У русских цыган существовала борьба "пал э кустык ". Участвовали в ней подростки в возрасте до 18 лет. Они хватали друг друга за пояса. Победа присуждалась тому, кто сумеет повалить соперника на землю. Допускались подсечки, подножки, броски через грудь или бедро. За состязаниями с интересом наблюдали девочки и даже старики.13 Точно такая же борьба существовала в таборах кишинёвцев14 и сэрвов . Интересное описание о временах своего детства оставил Иван Корсун. (следующий далее отрывок посвящён сэрвицкому табору):

"Я вернулся к шатрам и увидел, что собрались молодые ребята и устроили борьбу на поясах. Это когда одна рука держит ремень в брюках спереди, а вторая через плечо. Надо приподнять и повалить соперника, если есть сила. Кто проиграл, тот выходит, а кто победил, борется дальше. Мне попался высокий женатый парень. Он уже имел ребёнка в своей семье. Жена на него кричала, и мать тоже: "Со кэрэс ? Нанэ тукэ ладжяво чяворэнца тэ спхандэспэ " (Что творишь? Не стыдно тебе с детьми связываться?).

Но он всё-таки борется со мной на поясах. Поднимает меня, но повалить не может. Я стою на ногах. Опять: крутил, крутил. Никак ему не положить меня на землю. Ну а я споднизу левой рукой хорошо захватил и когда он, нагнувшись, ниже стал - я со всей силы приподнял его и в сторону швырнул. Ремень оборвался в руках. Он растянулся на траве, и брюки сползли без ремня. Мать бросилась на него:

- Дылыно мануш ! Акэ со туса кэрдя чяворо. Дык, би-холовэнгиро ачкирдя тут ! (Дурак! Вот что с тобой мальчишка сделал. Смотри, без порток тебя оставил!)

Он встал, схватился за штаны, и смех вокруг раздался. Весь народ подошёл уже смотреть из других шатров. А мне он порвал вышитую рубашку. Она у меня ещё долго была как память об этом таборе. Не могу точно вспомнить, какой был год. Сорок девятый или пятидесятый."15

В котлярских таборах подростки имели другую форму состязаний. Физическая сила очень ценилась в семьях лудильщиков, поэтому мальчишки тренировались, поднимая гири или кусок рельсы. Победителем считался тот, кто поднимет тяжести большее число раз.16 Отмечу, что котляры с удовольствием фотографировались с гирями, гантелями или рельсами. Мне доводилось видеть такие снимки в Волгограде, Твери и посёлке Пери Ленинградской области.

Мне кажется, именно здесь будет уместно перейти к теме различий в играх, вызванных ментальностью. Особенностью котляров (кэлдэраров ) было строгое разделение детей по признаку пола. Мальчики и девочки играли вместе только до тех пор, пока они были малышами. Лет до пяти-шести дети были голыми, что со стороны выглядело очень "по-цыгански". Особенно экзотичными выглядели зимние забавы. В предвоенном Ленинграде (на Охте) полуголые ребята катались на коньке, привязанном к босой ноге.17 А в Куйбышеве (в конце 1950-х) котлярский табор поселился в бараке, завесив дверной проём матрасом. Время от времени на мороз выскакивали совершенно голые детишки лет четырёх и бежали к ледяной горке. Накатавшись, они бежали назад в барак греться у костра.18 Понятно, что такие развлечения возможны были только благодаря крепкой закалке.

Кэлдэрары сформировались как этническая группа на румынских землях; некоторые из них перед тем, как прикочевать в Россию жили в Венгрии. Отношения полов у румынов и венгров традиционно были более свободными, чем у русских. Конечно же, цыгане не могли избежать влияния окружающих народов и вынуждены были вводить в противовес строгий контроль. Первым сдерживающим средством кэлдэрарские родители считали разделение подрастающих мальчиков и девочек. Не менее важными были и ранние браки. Отцы старались выдать дочерей замуж ещё до того, как наступит половое созревание. Реальная супружеская жизнь начиналась при этом иногда только через два-три года после свадьбы - однако благодаря этому у отца была гарантия, что ему не придётся стыдиться за недостойное добрачное поведение дочери. Строгий контроль за замужней женщиной осуществляла уже новая семья. По сию пору котлярки выходят за пределы своего посёлка группами, следя друг за другом. (Русских цыганок или кишинёвок мужья отпускают в одиночку даже в другой город, поскольку супружеские отношения в этих этногруппах строятся на доверии). Есть мнение, что строгий контроль за подрастающей котляркой имел и материальную основу. За дочь отец брал выкуп золотыми монетами. Соответственно, если бы девушка убежала с понравившимся парнем, семья теряла бы крупную сумму. Конечно же, данный фактор играл свою роль. Напомню, однако, что у крымских цыган за невесту также выплачивается крупный калым - но девушки этой этногруппы пользуются гораздо большей свободой.

Итак, котлярские мальчики и девочки составляли две раздельные группы. Несмотря на обособленность от окружающего мира, игры мальчиков были похожи на игры славянских детей (салочки, ножички, лапта). Практически весь двадцатый век у котляров была особая модель кочевья. На дальние расстояния они перемещались поездами, далее просили у властей барак для жилья и выполняли для всей округи лудильные работы. Приглядываясь к спортивным играм городских ребят, котлярские мальчики увлеклись футболом. При многочисленности детей не составляло никакого труда набрать несколько команд и устроить соревнования по всем правилам. Задолго до указа 1956 года футбол стал культивироваться в кэлдэрарских таборах.19 Эта традиция поддерживается и сейчас - например, в посёлке Косая гора в Тульской области.

Была у котляров в ходу также игра под названием "курица", когда дети подбрасывали и ловили камешки, а также кидали их сквозь маленькие воротца.20

Танцы же устраивались под присмотром взрослых. Вечерами в таборе цыгане собирались вместе, и детей вызывали показать, кто на что способен. При этом взрослые присматривались к будущим женихам и невестам.21

У цыган северной ветви был иной подход. Те этногруппы, которые сформировались в славянской среде, впитали нравственные установки и обрядность русских, белоруссов, поляков. Умение девушек "блюсти себя" до свадьбы было правилом у коренного населения. Как известно, русские родители спокойно отпускали молодёжь "в хоровод". Под хороводом здесь понимается "весеннее-летнее времяпровождение деревенской молодёжи в разных его видах", включавшее в себя песни, пляски и ролевые игры.22 При этом "почти повсеместно широко бытовали среди молодёжи игры с поцелуями, а также считалось вполне уместным закрепление определённых пар парней и девушек, которые не скрывали взаимной симпатии".23 Разумеется, я не буду пересказывать хорошо знакомые этнологам и фольклористам факты из жизни русской деревни. Отмечу, что в таборах существовал аналог "хоровода" - вечерние посиделки у костра.

В общем и целом родители в этногруппах русска рома и польска рома доверяли подрастающему поколению. Поэтому браки были более поздними, нежели у котляров . Вечерами родители отпускали девушек в молодёжную компанию. Считалось достаточным, если за ней наблюдал родной или двоюродный брат. По котлярским меркам на подобных посиделках было слишком много вольностей. Но раскованность не переходила в распущенность; ночные потехи имели строгие рамки. Доверие родителей дочери не оправдывали крайне редко. Ещё Т.Киселёва в своей диссертации 1952 года подметила эту особенность психологии русских цыган, цитируя характерную фразу: "Пусть погуляют. Дело молодое…"24 Такую снисходительность отец с матерью могли себе позволить именно потому, что не ждали на будущей свадьбе позора.

Польская цыганка Анна Орловская (из табора, кочевавшего в Белоруссии) была участницей посиделок накануне указа 1956 года. Ниже я приведу запись её воспоминаний:

"Когда ребятам и девчонкам уже лет по 15-16, они вечерами собирались у костра. Иногда их много. Человек пятьдесят. Они пели, плясали, играли в фанты. Вначале соберут со всех залог. Что-то, чем дорожишь - например, колечко или бусы.
Вот девушке скажут отвернуться, а сами передают эту вещь из рук в руки. Потом ей надо угадать по глазам, у кого залог.

Не попала!

Теперь, чтобы вернуть своё колечко, надо сделать, что скажут. Например, загадают ей спеть или станцевать. Бывало и так. Все знают, что за девушкой парень ухлёстывает. Тогда им велят целоваться. Здесь же сидит её брат двоюродный, или ещё кто. Но он не вмешивается, потому что знает - их вот-вот поженят.

Конечно, девушка отказывается целоваться при всех. Тут этой паре говорят: "Ладно, принесите дрова". Они уходят и в темноте целуются. Ну а если девчонка ещё никого не любит, ей дают другое задание - например, испечь для всех картошку.

Случалось и нехорошо. Мою двоюродную сестру Маню, красавицу, парень сватал, но родители её не отдавали. И вот вечером у костра в фанты играли, и послали их за водой.

Они не вернулись.

Наутро в таборе крик: "Нашлэ !" (сбежали)

Появились они только через три дня. Пришлось играть свадьбу." 25

Примерно ту же картину описывали мне и другие пожилые женщины. Так, при полевой работе под Петербургом я расспрашивал русских цыганок из родов сетки и малявчонки . По их словам, после песен и веселья начинались игры. Карты считались делом взрослым, а вот в "фанты" и "ремешки" все играли охотно. Тот, кого выбрали водящим, собирал в шапку залог. Это могли быть серёжки, кольца, дорогие платки - словом вещи, с которыми жалко расстаться. Потом, держа предмет за спиной, водящий говорил: "Что этому фанту сделать?". Назначалось какое-нибудь смешное или затруднительное задание, которое волей-неволей приходилось исполнять к общему удовольствию всей компании. При игре "в ремешки" штрафные санкции были серьёзнее. Водящий бил по ладони ремнём 15 раз. И здесь требовалось проявлять стойкость.26

В Смоленской области я записал от цыганки Марии Тимченковой подробности упомянутой выше игры "в ремешки". Ребята и девушки 17-18-летнего возраста, рассаживались парами. Водящий подходил к первой паре и спрашивал:

- Ну со , чяво,бикнэса пэскирья ромня ? (Ну что, парень, продаёшь свою жену?)

- На , мэ на бикнава , миры ромны гожо - джяла дэ гав , янэла балэвас , мас, парнорэ , ловэ . Хуланы мандэ ромны , хуланы ! (Нет, не продаю. У меня жена хорошая - ходит в деревню, приносит мясо, яйца, деньги. Хозяюшка моя жена, хозяюшка!)

- Ну , чяво , рикир-пэ ! Бишто панч сымири ! Дэ васт . (Ну, парень, держись! Двадцать пять ремешков. Давай руку.)

С этими словами водящий бьёт по руке 25 ударов. Парень терпит, виду не подаёт. Водящий переходит к следующей паре.

- Ну со , чяво , ту бикнэса пэскирья ромня ? (Ну что, парень, ты продаёшь свою жену?)

Тот не хочет ради этой девушки страдать и отвечает:

- Ай , морэ , миры ромны на дасави , сыр раньше ёй исыс добисарка . Бикнава мэ ла . (Нет, дружище, моя жена не такая, как раньше была добытчица. Продаю её.)

Девочка от него уходит, он берёт себе другую "жену". А водящий идёт дальше от пары к паре и проверяет стойкость "мужей". Потом начинается второй круг.

- Ну со , чяво , бикнэса пэскирья ромня ? (Ну что, парень, продаёшь свою жену?)

- Миры ромны хуланы . Каравэла лачё хабэ , драбакирла куч - на бикнава . (Моя жена - хозяйка. Готовит хорошо еду, гадает удачно - не продаю).

- Дэ васт . (Давай руку)

Парень снова подставляет ладонь. Дают ему 30 ударов, но уже полегче.

Далее игра продолжается до тех пор, пока не составятся прочные пары. Суть игры "в ремешки" состояла в том, чтобы ребята имели возможность проявить свои мужские качества перед девушками. Терпя удары, парень показывал своей избраннице, что готов ради неё пострадать, а она делала из этого выводы.

Была ещё одна игра с использованием ремешка, причём более вольного характера. Парня с девушкой усаживали на бревно рядом. Водящий хлестал по бревну, и при звуке удара надо было повернуть голову направо или налево. Если парень с девчонкой поворачивали головы в одну сторону, им надо было поцеловаться. Если в разные, они вставали и расходились.27

Как известно, игра "в ремешок" изначально практиковалась в русской деревне. При этом также существовало разделение на пары. Свою верность избраннице крестьянский парень подтверждал, подставляя ладонь под удары "с оттяжкой", влюблённые пары уходили в сени целоваться и т.д. Нет сомнений, что цыгане переняли эту своеобразную форму ухаживания во время зимовок в русских избах.

Некоторые сведения удалось собрать о детском досуге в таборах кишинёвцев и плащунов . Разумеется, и у этих этнических групп игры были заимствованными. Так у кишинёвцев распространена была игра "в крёмушки" - ей увлекались и мальчишки, и девчонки (последние даже чаще). Суть этого развлечения была такова. Девочки усаживались на землю и клали перед собой пять камешков. Первая брала камешек и подбрасывала его вверх. Пока он находился в воздухе, следовало подхватить с земли камень и подставить ладонь под тот, что падает. Это игра на ловкость. Дальше операция с подбрасыванием повторялась, но с земли надо было взять уже два камешка. Потом три, потом четыре. Разумеется, если на любом этапе возникала неудача, очередь переходила к другой девочке. Та, что сумела дойти до конца, получала право бить щелчки по лбу сопернице. Количество щелчков зависело опять-таки от ловкости. На следующем этапе игры пять камешков подбрасывали вверх и ловили уже тыльной стороной ладони. Если на руке удержались все пять, то давалось право на пять ударов. Потом камешки можно снова подбросить вверх и поймать в горстку. Это ещё пять щелчков. В принципе самые умелые игроки могли довести счёт до двадцати щелчков.28

Поскольку кишинёвцы кочевали по России, широкое распространение у них получили русские детские игры. Мальчишки играли в лапту. Играли "в ножички" по тем же правилам, которым подчинялся в детстве и автор этой статьи. Впрочем, финал был более жёстким. Проигравший должен был зубами выдёргивать из земли колышек, забитый почти до конца. Девочки-кишинёвки скакали "в классики", перебрасывались мячом. Была перенята и ролевая игра "в краски" с такими диалогами:

Тук-тук!

Кто тут?

Я монах в красных штанах.

Зачем пришёл?

За краской.

За какой?

За голубой.

Её нет. Беги по голубой дорожке на одной ножке, и т.д.29

У плащунов мальчишки прыгали друг через друга, играли в мяч, делая ворота из камней. Встречались те же "крёмушки" и "ножички", но в то же время родители не имели ничего против, когда ребята играли в карты.30

Следует отметить, что информанты, с которыми я работал, могли рассказать лишь о временах своего детства. Таким образом, всё, что относится к дореволюционным временам, навсегда останется непрояснённым в силу отсутствия устных и письменных источников. Я не сомневаюсь, впрочем, что в XIX столетии цыганские дети играли в свайку и в бабки. Отсутствие сведений об этом в собранных интервью объясняется тем, что и в русской среде упомянутые деревенские забавы стали забываться уже в первой трети ХХ века.

При желании в формах детского досуга можно всё же выделить цыганскую специфику. Отличием было в частности поведение во время купания. Как известно, русские мальчишки в возрасте 12-13 лет не стеснялись купаться в трусах или даже совершенно раздетыми. Их сверстники из сэрвицких или русско-цыганских таборов имели более строгие понятия о приличиях. Поскольку мальчики и девочки заходили в воду рядом, они вообще не снимали одежду. В своих воспоминаниях Иван Корсун описывает одно из послевоенных купаний в речке: "Недалеко было песчаное место. Там мы увидели плавающую русскую девушку и спросили: "Какое дно? Чистое ли?" Она плавала хорошо. Сказала: "Не бойтесь". С нами были девочки из табора. Они стали купаться прямо в широких юбках и кофтах, ну а мы в штанах и рубахах. Девушка засмеялась над нами".31

У польских цыган дети совмещали развлечение с заработком, танцуя для коренного населения. Подчеркну, что это не было формой подготовки ко взрослым заработкам. Женатые мужчины и замужние женщины из этногруппы польска рома пели и плясали только на таборных стоянках. Уже упоминавшаяся выше Анна Орловская вспоминает о своём детстве следующее:

"Когда мы были маленькие, ходили плясать для русских. Соберёмся вместе - пять или шесть мальчишек и девчонок. Ищем больницу, магазин или базар - где людей много. Начинаем петь, в ладоши подхлопывать и по очереди танцевать. Хорошо плясали! Нам бросают деньги, гостинцы. Как закончим, многие спрашивают: "Когда ещё к нам придёте?"

Обратно идём. Ноги до крови о щебёнку сбиты. Но довольные! У каждой девочки полный передник конфет, шоколадок. Даже в дома нас звали цыганские танцы посмотреть. Помню, однажды мужик накормил супом, напоил молоком. Потом попросил спеть. Ну, мы для него постарались. А он смотрел-смотрел, растрогался и говорит: "Вас в артисты надо".

Мы перепугались, что нас заберут - и бегом! Больше в ту деревню не ходили."32

Закончить свою статью я хотел бы своими наблюдениями, сделанными на современных таборных стоянках. После указа 1956 года кочевье всех описанных выше цыганских этногрупп полностью прекратилось. Однако, и в наши дни существуют два сообщества, которые можно с определённой натяжкой назвать кочевыми. После распада Советского Союза экономический кризис вынудил уезжать за сотни километров от своих домов как венгерских цыган из Закарпатья, так и среднеазиатских люли. Трудно найти более полярные по ментальности и обычаям этногруппы. Люли, именующие себя мугатами - мусульмане по вероисповеданию, а венгерские цыгане (именуемые далее "мадьярами) - католики и протестанты. У выходцев из Узбекистана и Таджикистана очень сильны семейные ценности, мадьяры же культивируют полную свободу нравов. В из таборах не осуждаются разводы и считается нормальным, если девушка до свадьбы имеет несколько половых партнёров. Мугаты абсолютно не криминальны, а среди мадьярок не редкость карманные воровки. Вместе с тем, чисто внешне наблюдается и большое сходство. Женщины и дети в обоих этногруппах занимаются попрошайничеством на улицах российских городов (данный промысел ранее был характерен для цыганок всех стран). Палатки, покрытые полиэтиленом настолько похожи у мугатов и мадьяров, что отличить их затруднительно. Более того, я наблюдал случаи, когда таборы из Закарпатья и Узбекистана располагались в лесу рядом, и между современными кочевниками завязывались приятельские отношения.

Насколько я мог заметить, семьи среднеазиатских цыган основаны на взаимном уважении супругов. Если мужчины не могут найти работу в строительстве или сельском хозяйстве, они не видят ничего зазорного в приготовлении пищи и прочих хозяйственных делах. Несмотря на крайнюю бедность мугатских таборов, детям изредка покупают сладости и мороженое. Во время выпрашивания милостыни и старой одежды в сельской местности, родители не забывают об игрушках. Я видел на таборных стоянках кукол, маленькие колясочки и даже трёхколёсные велосипеды.

Узбекская цыганка с детьми на таборной стоянке в Подмосковье. 1998 г. Фото: Н. Бессонов.

Играя вокруг табора в салочки, мальчики одновременно выполняют сторожевые функции. Их задача сводится к тому, чтобы заметить посторонних на дальних подступах и предупредить мужчин (после чего цыган, ответственный за порядок, выходит навстречу незваному гостю для переговоров) На стоянке возле Шатуры я обратил внимание на мальчика с мастерски сделанной рогаткой. Подобные я видел только в фильмах сталинской эпохи. Мать объяснила мне, что её сын охотится на голубей в голодные дни, когда ей не удаётся ничего выпросить. Не берусь судить, насколько правдиво это объяснение. С уверенностью можно сказать, что система воспитания в мугатских семьях очень эффективна. Те же самые дети, которые могут показаться на улицах назойливыми, ведут себя возле палаток весьма достойно. Они вежливы со старшими и охотно помогают родителям по хозяйству.

Ситуация в мадьярских таборах диаметрально противоположна. Матери заботятся только о том, чтобы сытно накормить сыновей и дочерей. В остальном дети полностью предоставлены сами себе. Поскольку в некоторых палатках есть телевизоры и видеотехника, работающая от аккумуляторов, подрастающее поколение испытывает сильное влияние со стороны боевиков и даже кассет с эротическим содержанием. Соответственно, мальчики постоянно имитируют приёмы боевых единоборств. Их игровая подготовка к семейной жизни весьма своеобразна. Следует пояснить, что мадьяры столетиями жили оседло и начали вести полукочевой образ жизни только в постсоветский период. Они не имеют традиций, характерных для прочих этногрупп. В девяностые годы ХХ века у закарпатских цыган, выезжающих на заработки в Россию, сложилась следующая модель семейных отношений. Мужчины живут исключительно за счёт женщин. Их функция сводится к продолжению рода и обустройству палатки. Досуг мадьяров подчинён картам, причём играют они на деньги, которые приносят из города жёны. Материальная зависимость мужчин привела к неограниченной свободе женщин. Удачливая добытчица может менять мужа множество раз, не подвергаясь осуждению со стороны табора. Иногда у цыганки все дети от разных мужей. Подрастающий мальчик видит, что у него есть шанс на обеспеченную жизнь только если он сумеет удачно жениться. Для того, чтобы обратить на себя внимание девушек, он должен быть отчаянным в драках, а также хорошо плясать. В силу этого мадьярские ребята упорно учатся народным и современным танцам, добиваясь порой виртуозного мастерства. Всё свободное время они играют в карты. Взрослые мадьярки рассматривают игру своих мужей как потенциальный источник пополнения семейного бюджета. Действительно, хороший игрок способен за одну ночь добыть деньги, на которые семья может жить несколько месяцев. Цыганские мальчики мечтают о том дне, когда перестанут ходить на промысел вместе с матерью и сёстрами. Женившись, и получив в своё распоряжение постоянный доход, они смогут делать ставки в азартных играх. Готовясь к этому будущему, подростки рассматривают карты не как забаву - а как единственное достойное мужчины занятие.

Что касается мадьярских девочек, они охотно подражают своим матерям, привязывая куклу за спиной. Став постарше, они играют "в резиночку". Суть забавы состоит в том, что две девочки становятся напротив друг друга, натянув над землёй закольцованную резинку. Их подружки прыгают через два эластичных барьера, проявляя свою ловкость. Это также заимствованная игра. У русских школьниц она стала популярной ещё в 1980-е годы.

Девочки - венгерские цыганки прыгают через резиночку. Фото: Н.Бессонов, 2002 г.

В заключение мне хотелось бы призвать коллег, ведущих полевые исследования, включать вопрос о цыганских играх в программу своих бесед с пожилыми информантами. Поколение, которое помнит своё детство накануне указа 1956 года, всё ещё находится в трезвой памяти. Ещё не поздно совместными усилиями ликвидировать пробел в этнографических описаниях.

1. Бараннiков О. Українськi цигани. Народознавчi Зощити", №3-4, 2005. С.275-290.

2. А. П. Баранников "Цыганские элементы в русском воровском арго" // Язык и литература. - Т. VII. - Л., 1931.

3. Интервью Н.Бессонова с Боцманом Фёдоровичем Орисовым, цыганом-кишинёвцем (1942 г.р.), Волгоград, 2004 г.; Ермолаем Емельяновичем Чеботарёвым, цыганом-кишинёвцем (1934 г.р.). пос. Быково Московской области, 2004 г.; Виктором Пантелеевичем Черепахиным, сэрво. Киев, 2004; Зинаидой Петровной Подольской, русской цыганкой (1937 г.р.), Нижний Новгород 2007 г.

4. Интервью Н.Бессонова с Галиной Николаевной Никитиной из влашского рода цокэнки. пос. Раменское Московской области. 2004 г.

6. Народные песни русских цыган. М., 1988. С. 19, 90, 99, 100, 106, 133.

7. Язык цыганский весь в загадках: Народные афоризмы русских цыган из архива И. М. Андрониковой / Сост., подгот. текстов, вступ. ст. и справочный аппарат С. В. Кучепатовой. - СПб.: "Дмитрий Буланин", 2006. С. 130-143.

8. Интервью Н.Бессонова с Анной Антоновной Орловской (1942 г.р), цыганкой из этногруппы польска рома, Смоленская область, гор. Сафоново, 2004 г.

10. Интервью Н.Бессонова с Зоей Александровной Шульц, цыганкой-лотвицей (1937 г.р.), пос. Быково Московской обл., 1999 г.

11. Интервью Н.Бессонова с Анной Антоновной Орловской (1942 г.р), цыганкой из этногруппы польска рома, Смоленская область, гор. Сафоново, 2004 г.

12. Интервью Н.Бессонова с Лидией Григорьевной Драменко, цыганкой-плащункой. Краснодар. 2004 г.

13. Интервью Н.Бессонова с Яном Александровичем Сергуниным (Решетниковым), русским цыганом - сибиряком. (1954 г.р.). Москва, 2004 г.

14 Интервью Н.Бессонова с Ермолаем Емельяновичем Чеботарёвым, цыганом-кишинёвцем (1934 г.р.). пос. Быково Московской области, 2004 г.

15. Корсун Иван Сергеевич. (1935-2007) Воспоминания. Рукопись в архиве Н.В.Бессонова. Автор жил в г.Волховстрой Ленинградской области.

16. Интервью Н.Бессонова с Олегом Николаевичем Петровичем (Муршей лe Ристаcко), кэлдэраром из вицы сапоррони. пос. Савватьевское Калининского района Тверской области, 2007 г.

17. Деметер-Чарская Ольга. Судьба цыганки. М., 2003. С.31.

18. Интервью Н.Бессонова с Еленой Александровной Головкиной, русской цыганкой (1947 г.р.), Москва 1997 г.

19. Интервью Н.Бессонова с Рикой Степановичем Михай (Рика ле Стёпако), котляром из вицы дынони. пос. Косая гора Тульской области. 2004 г.

20. Интервью Н.Бессонова с Олегом Николаевичем Петровичем (Муршей лe Ристаcко), кэлдэраром из вицы сапоррони. пос. Савватьевское Калининского района Тверской области, 2007 г.

21. Интервью Н.Бессонова с Рикой Степановичем Михай (Рика ле Стёпако), кэлдэраром из вицы дынони. пос. Косая гора Тульской области. 2004 г.

22. Громыко М.М. Мир русской деревни. М., 1991, С. 382

23. Там же, С.384.

24. Киселёва Т.Ф. Цыганы европейской части Союза ССР и их переход от кочевания к осёдлости. Автореферат диссертации. М., 1952.

25. Интервью Н.Бессонова с Анной Антоновной Орловской (1942 г.р), цыганкой из этногруппы польска рома, Смоленская область, гор. Сафоново, 2004 г.

26. Интервью Н.Бессонова с Александрой Степановной Ивановой, русской цыганкой (1938 г.р.,) и Екатериной Николаевной Ружецкой, русской цыганкой (1937 г.р.). пос. Горелово Ленинградской области, 2003 г.

27. Интервью Н.Бессонова с Марией Фёдоровной Тимченковой (1942 г.р..) г. Сафоново, 2004 г.

28. Интервью Н.Бессонова с Ермолаем Емельяновичем Чеботарёвым, цыганом-кишинёвцем (1934 г.р.), пос. Быково Московской области, 2004 г.

29. Интервью Н.Бессонова с Ольгой Александровной Чеботарёвой, цыганкой-кишинёвкой (1936 г.р.), пос. Быково Московской области, 2004 г.

30. Интервью Н.Бессонова с Лидией Григорьевной Драменко, цыганкой-плащункой. Краснодар. 2004 г.

31. Корсун Иван Сергеевич. (1935-2007) Воспоминания. Рукопись в архиве Н.В.Бессонова. Автор жил в г.Волховстрой Ленинградской области.

32. Интервью Н.Бессонова с Анной Антоновной Орловской (1942 г.р), цыганкой из этногруппы польска рома, Смоленская область, гор. Сафоново, 2004 г.