Движения в 19 веке. Общественное движение в России в XIX веке

Разложение феодально-крепостнического строя в России, возникновение и развитие капиталистических отношений, борьба народных масс против произвола и деспотизма породила движение декабристов.

Это движение сложилось на почве российской действительности, оно объективно отражало и защищало интересы нарождающегося буржуазного общества. Декабристы в условиях зарождающегося кризиса феодально-крепостнического строя сознательно с оружием в руках выступали за отмену крепостного права. Задачи, которые они пытались разрешить, отвечали интересам большинства народных масс, поступательному движению страны.

Объективно декабристы выступали против феодальной собственности на землю. Борясь против крепостничества, против феодальной эксплуатации крестьян, права помещика на обладание трудом крепостных, они высказывались за передачу части земли бывшим крепостным крестьянам. Реализация проекта декабристов означала превращение земли в буржуазную собственность, следовательно, вся их деятельность была направлена на разрушение старого строя.

Движение декабристов всецело было связано с развитием освободительного движения по всему миру в 18, начале 19 века. Борясь против крепостного права и самодержавия, нанося революционные удары феодальной собственности, они тем самым расшатывали всю феодально-крепостническую систему.

Движение декабристов относиться к периоду, когда все передовые силы человечества стремились решить основную историческую задачу - разрушение уже отжившей себя феодально-крепостнической системы народного хозяйства, дать простор производственным силам общества, поступательному революционному развитию общества. Таким образом, движение декабристов укладывалось в рамки единого революционного процесса в начале 19 века, начавшегося революцией в США и во Франции в конце 18 века.

Движение декабристов стоит на плечах передовой общественной мысли в России. Оно было хорошо знакомо со взглядами Фонвизина, Радищева и многих других идеологов реформаций.

Декабристы считали, что источником верховной власти в России является народ, что ему добиться освобождения можно, подняв восстание против самодержавия. Политическое сознание декабристов стало пробуждаться в первые десятилетия 19 века. Определенное влияние на становление их мировоззрения оказала Великая Французская революция конца 18 века, революции в Европе и Отечественная война 1812 года. Именно война со всей ее глубиной поставила перед декабристами вопрос о судьбах Родины. “Мы были детьми 12 года,”- говорил Д. Муравьев (один из декабристов).

Первым тайным обществом возникло в 1816г., которое называлось “Союз спасения или общество истинных и верных сынов отечества”. Затем появилось “Северное” и “Южное” общества, “Союз благоденствия” и, наконец, - “Общество соединенных славян”.

Уже в первом тайном обществе была определена цель движения. Ввод конституции и отмена крепостного права - выводы, послужившие основой для дальнейшего развития взглядов декабристов. “Союз благоденствия” выдвинул на первый план задачу по формированию общественного мнения, опираясь на которое они рассчитывали совершить государственный переворот. Для того, чтобы передовое общественное мнение оказало давление на правящие круги, овладело умом ведущих деятелей страны, члены “Союза благоденствия” принимали участие во многих благотворительных обществах, создавали управы, ланкастерские школы, литературные общества, вели широкую пропаганду взглядов, создавали литературные альманахи, защищали несправедливо осужденных, выкупали крепостных - талантливых самородков.

На одном из заседаний “Союза благоденствия” выступил Пестель, доказав все выгоды и преимущества республиканского строя. Взгляды Пестеля были поддержаны.

Идейно политическая борьба между умеренным и радикальным крылами “Союза благоденствия” , стремление развернуть активную борьбу с самодержавием заставило руководство Союза распустить в 1821г. его, чтобы освободиться от умеренных колеблющихся и случайных попутчиков и создать обновленную, строго законспирированную организацию.

После 1821-22гг. возникают две новые организации декабристов - “Северное” и “Южное” общества (Эти общества подготовили вооруженное восстание 14 декабря 1825г.). “Северное“ общество возглавлял Муравьев и Рылеев, а “Южное” - Пестель.

Члены общества подготовили и обсудили два прогрессивных документа: “Русскую правду” Пестеля и “Конституцию” Муравьева. Наиболее радикальными взглядами отличалась “Русская правда”, в которой провозглашалось уничтожение крепостного права, полное равенство всех граждан перед законом, Россия провозглашалась республикой, единым и неделимым государством, отвечающей федеративному устройству государства. Население имело одинаковые права и выгоды, равные обязанности нести все тяготы. В “Русской правде” говорилось, что обладание другими людьми, как своей собственностью, без предварительного с ним согласия - есть дело постыдное, противное сущности человечества, законам естества, законам христианства. Поэтому не может боле существовать в России право одному человеку управлять другим.

Согласно положениям “Русской правды” при решении аграрного вопроса Пестель исходил из того, что земля - есть общественное достояние, что каждый гражданин России имеет право получить земельный надел. Однако, признавалась частная собственность на землю. Пестель не хотел уничтожить помещичье землевладение, оно должно быть ограничено.

“Русская правда” определяла, что высшая законодательная власть должна принадлежать народному вече, которое избиралось в количестве 500 человек на 5 лет. Исполнительную власть осуществляла избираемая народным вечем на 5 лет Державная дума, состоявшая из 5 человек. Ежегодно 20 % членов народного вече и Державной думы переизбиралось. Председатель Державной думы являлся президентом страны. Президент избирался из членов народного вече, при условии нахождении претендента на пост президента в составе народного вече в течение 5 лет. Внешний контроль власти должен был осуществлять Верховный собор, состоявший из 120 человек. Законодательную власть на местах должны были осуществлять окружные, уездные и волостные наместные собрания, а исполнительную - окружные, уездные и волостные правления. Возглавлять наместные органы должны были выборные посадники, волостные собрания - волостной производитель, избираемый на один год.

Разработанная Муравьевым “Конституция” России предлагала ликвидацию самодержавия и сословное деление населения, провозглашала всеобщее равенство граждан, неприкосновенность личной собственности и имущества, свободу слова, печати, собраний, вероисповедания, передвижения и выбора профессии. “Конституция” Муравьева также провозглашала отмену крепостного права. Крестьяне наделялись землей, причем крестьяне получали по 2 десятины земли на двор. Земля, которой владел крестьянин до введения “Конституции”, автоматически приписывалась к его личной собственности.

Консервативность “Конституции” проявлялась в вопросе о гражданстве. Гражданином России мог стать тот, которому было не менее 21 года, который имел постоянное место жительства, обладал недвижимой собственностью на сумму не менее 500 рублей или движимой собственностью на сумму не менее 1000 рублей, который платил исправно налоги и не находился у кого-либо в услужении. Гражданин обладал правом избирать. Этот имущественный ценз лишал возможности участвовать в политической деятельности страны большую часть населения.

Россия - федеральное государство, состоявшее из 13 держав и двух областей. Державы делились на уезды.

Высшим законодательным органом государства являлось двухпалатное народное вече, состоявшее из верховной думы и палаты народных представителей(нижняя палата). В верховную думу избиралось 40 депутатов. В палату народных представителей избиралось 450 депутатов, по одному человеку от 500.000 представителей мужского населения страны. Депутаты избирались на 6 лет. Каждые два года 1/3 часть палаты переизбиралась. На местах законодательным органом являлось державное вече, избираемое на 2 года. Высшая исполнительная власть в стране принадлежала, согласно “Конституции”, императору, который был верховным главнокомандующим, он назначал послов, верховных судей и министров. Оклад императора определялся в размере 8.000.000 рублей ежегодно. Исполнительная власть в Державе осуществлялась державным правителем, наместником, избираемым на 3 года народным вечем. Судебными органами были Державное и Верховное судилища. Судьи выбирались и не сменялись.

В России вводилась всеобщая воинская повинность.

После неудавшегося восстания декабристов 14 декабря 1825 года члены “Северного” и “Южного” обществ были арестованы и судимы, пятерых из которых казнили, а остальных отправили на каторжную работу.

Но дело декабристов не пропало зря, декабристы породили новую плеяду революционеров.

После восстания декабристов власть ответила годами реакции. Но и в эти года возникали подпольные революционные организации, кружки, возникло либерально-буржуазное течения, получившие названия славянофилов и западников. Славянофилы считали, что надо опираться на народ в достижении целей, а западники - надо использовать передовой опыт европейских государств. В 40-ые годы в России появляется организация, во главе которой стал Петрашевский. Они первые поставили вопрос о возможности существования в России социализма.

Положение России во второй половине XIX века оставалось крайне тяжёлым: она стояла на краю бездны. Экономика и финансы были подорваны Крымской войной, а народное хозяйство скованное цепями крепостного права не могло развиваться.

Наследие Николая I

Годы правления Николая I считаются самыми неблагополучными со времён Смутного времени. Ярый противник каких-либо реформ и введения в стране конституции, российский император опирался на разветвлённый бюрократический чиновничий аппарат. идеология Николая I основывалась на тезисе “народ и царь едины”. Итогом правления Николая I стала экономическая отсталость России от стран Европы, повальная неграмотность населения и произвол местечковой власти во всех сферах общественной жизни.

Необходимо было срочно решать следующие задачи:

  • Во внешней политике-восстановить международный престиж России. Преодолеть дипломатическую изоляцию страны.
  • Во внутренней политике-создать все условия для стабилизации внутреннего экономического роста. Решить наболевший крестьянский вопрос. Преодолеть отставание от западных стран в промышленной отрасли за счёт внедрения новых технологий.
  • При решении внутренних задач правительству невольно приходилось сталкиваться с интересами дворянства. Поэтому настроение этого сословия тоже приходилось учитывать.

После правления Николая I России нужен был глоток свежего воздуха, страна нуждалась в реформах. Новый император Александр II это понимал.

Россия в царствование Александра II

Начало правления Александра II было отмечено волнениями в Польше. В 1863 году поляки подняли восстание. Несмотря на протест западных держав, русский император ввёл на территорию Польши армию и подавил мятеж.

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

Манифест об отмене крепостного права 19 февраля 1861 года обессмертил имя Александра. Закон уравнял все сословия граждан перед законом и теперь все слои населения несли одинаковые государственные повинности.

  • После частичного решения крестьянского вопроса были проведены реформы местного управления. В 1864 году была проведена Земская реформа. Это преобразование позволило снизить давление чиновничьего аппарата на органы местных властей и позволило решать большинство хозяйственных проблем на местах.
  • В 1863 году были проведены судебные реформы. Суд становился самостоятельным органом власти и назначался Сенатом и царём пожизненно.
  • При Александре II было открыто много образовательных учреждений, для рабочих строились воскресные школы, появились среднеобразовательные школы.
  • Преобразования коснулись и армии: государь изменил 25 лет службы в армии с 25-ти лет до 15-ти. Были отменены телесные наказания в армии и флоте.
  • В царствование Александра II Россия достигла значительных успехов во внешней политике. Был присоединён Западный и Восточный Кавказ, часть Средней Азии. Разгромив Турцию в русско-турецкой войне 1877-1878 гг., Российская империя восстановила черноморский флот и овладела проливами Босфор и Дарданеллы в Чёрном море.

При Александре II активизируется развитие промышленности, банкиры стремятся вкладывать деньги в металлургию и в строительство железных дорог. Вместе с тем, в сельском хозяйстве наметился некоторый упадок, так как освободившиеся крестьяне вынуждены были арендовать землю у своих бывших хозяев. В итоге, большинство крестьян разорялись и уходили в город на заработки вместе со своими семьями.

Рис. 1. Русский император Александр II.

Общественные движения во второй половине XIX века

Преобразования Александра II способствовали пробуждению революционных и либеральных сил в русском обществе. Общественное движение второй половины XIX века делится на три основных течения :

  • Консервативное течение. Основоположником этой идеологии выступил Катков, позднее к нему присоединились Д. А. Толстой и К. П. Победоносцев. Консерваторы считали, что Россия может развиваться только по трём критериям-самодержавие, народность и православие.
  • Либеральное течение. Основоположником этого течения выступал видный историк Чичерин Б. Н., позднее к нему присоединились Кавелин К. Д. и Муромцев С. А. Либералы ратовали за конституционную монархию, право личности и независимость церкви от государства.
  • Революционное течение. Идеологами этого течения изначально были А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский и В.Г. Белинский. Позднее к ним присоединился Н. А. Добролюбов. При Александре II мыслители выпускали журналы “Колокол” и “Современник”. Взгляды писателей-теоретиков основывались на полном неприятии капитализма и самодержавия как исторических строев. Они считали, что благоденствие для всех наступит лишь при социализме, причём социализм наступит сразу же минуя стадию капитализма и в этом ему поможет крестьянство.

Одним из основоположников революционного движения стал М.А. Бакунин, который проповедовал социалистическую анархию. Он считал, что цивилизованные государства следует разрушить, чтобы на их месте построить новую мировую Федерацию общин. Конец XIX века принёс организацию тайных революционных кружков, самыми крупными из которых были “Земля и воля”, “Великоросс”, “Народная расправа”, “Рублёвое общество” и тд. Пропагандировалось внедрение революционеров в крестьянскую среду с целью их агитации.

Крестьяне никак не реагировали на призывы разночинцев к свержению власти. Это привело к расколу революционеров на два лагеря-практиков и теоретиков. Практики устраивали теракты и расправлялись с видными государственными деятелями. Организация “Земля и воля”, позднее переименованная в “Народную волю” вынесла смертный приговор Александру II. Приговор был приведён в исполнение 1 марта 1881 года после нескольких неудачных покушений. Террорист Гриневицкий бросил под ноги царю бомбу.

Россия в царствование Александра III

Александру III досталось государство глубоко потрясённое серией убийств видных политиков и полицейских чиновников. Новый царь сразу же приступил к разгрому революционных кружков, а их основных руководителей-Ткачёва, Перовскую и Александра Ульянова казнили.

  • Россия вместо почти подготовленной Александром II конституции, при правлении его сына, Александра III получила государство с полицейским режимом. Новый император начал планомерное наступление на реформы своего отца.
  • С 1884 года в стране были запрещены студенческие кружки, так как главную опасность свободомыслия правительство видело в студенческой среде.
  • Были пересмотрены права местного самоуправления. Крестьяне опять лишались голоса при выборе местных депутатов. В городской думе заседало богатое купечество, а в земствах местное дворянство.
  • Судебная реформа тоже подверглась изменениям. Суд стал более закрытым, судьи более зависимыми от властей.
  • Александром III стал насаждаться великорусский шовинизм. Провозглашался любимый тезис императора-“Россия для русских”. К 1891 году с попустительства власти начинаются погромы евреев.

Александр III мечтал о возрождении абсолютной монархии и наступлении эпохи реакции. Правление этого царя протекало без войн и международных осложнений. Это позволило ускоренно развиваться внешней и внутренней торговле, росли города, строились заводы и фабрики. В конце XIX века увеличилась протяжённость дорог в России. Было начато строение Сибирской магистрали, чтобы соединить центральные районы государства с побережьем Тихого океана.

Рис. 2. Строительство Сибирской магистрали во второй половине XIX века.

Культурное развитие России во второй половине XIX века

Преобразования, начавшиеся в эпоху Александра II, не могли не затронуть различные сферы культуры России во второй XIX века.

  • Литература . Новые взгляды на быт русского населения получили широкое распространение в литературе. Общество писателей, драматургов и поэтов разделилось на два течения-так называемых славянофилов и западников. К славянофилам себя причисляли А. С. Хомяков и К. С. Аксаков. Славянофилы считали, что у России свой особенный путь и никакого западного влияния на русскую культуру не было и не будет. Западники, к коим себя причисляли Чаадаев П. Я., И. С.Тургенев, историк Соловьёв С. М., утверждали, что Россия, наоборот, должна идти по западному пути развития. Несмотряя на различия взглядов, и западников и славянофилов одинаково волновала дальнейшая судьба русского народа и государственного устройства страны. На конец XIX- начало XX века приходится расцвет русской литературы. Свои лучшие произведения пишут Ф. М. Достоевский, И. А. Гончаров, А. П. Чехов и Л. Н. Толстой.
  • Архитектура . В архитектуре во второй половине XIX века стал преобладать эклетизм-смешение различных стилей и направлений. Это сказалось на строительстве новых вокзалов, торговых центров, многоквартирных домов и т.д. Также получило развитие проектирование тех или иных форм в архитектуре более классического жанра.Широко известным архитектором этого направления был А. И. Штакеншнейдер, с помощью которого был спроектирован Мариинский дворец в Санкт-Петербурге. С 1818 по 1858 год в Петербурге возводился Исаакиевский собор. Этот проект был разработан Огюстом Монфераном.

Рис. 3. Исаакиевский собор.Санкт Петербург.

  • Живопись . Художники, вдохновлённые новыми веяниями, не хотели работать под плотной опекой Академии, которая застряла в классицизме и была оторвана от реального видения искусства. Так, художник В. Г. Перов заострял своё внимание на различных сторонах жизни общества, подвергая острой критике пережитки крепостного строя. На 60-е годы пришёлся расцвет работ портретиста Крамского, В. А. Тропинин оставил нам прижизненный портрет А. С. Пушкина. В узкие рамки академизма не вписывались и работы П. А. Федотова. Его работы “Сватовство майора” или “Завтрак аристократа” высмеивали тупое самодовольство чиновников и пережитки крепостного строя.

В 1852 года в Санкт-Петербурге открылся Эрмитаж, где были собраны лучшие произведения живописцев со всего мира.

Что мы узнали?

Из кратко описываемой статьи можно узнать о преобразованиях Александра II, о возникновении первых революционных кружков, о контреформах Александра III, а также о расцвете русской культуры во второй половине XIX века.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 192.

2 периода!

1. Первая половина XIX века

В начале 19 века в русской истории возникает новое явление- революционное движение. Главное их содержание - стремление к коренному переустройству социальных и политических институтов. Это произошло в основном в результате либерального режима, установившегося в годы правления Александра 1. В 17-18 веках революции произошли в Англии, Франции, некоторых других европейских странах. Это ускорило развитие этих стран. Поэтому, несмотря на то, что революции сопровождались насилием, они в целом имели прогрессивное значение для европейских стран.

Тайные общества стали создаваться после Отечественной войны. Революционная мысль и революционное движение в России зародилось в первой четверти 19 века. Это было связано с рядом фактов как ее внутреннего развития, так и с общеевропейскими процессами того времени.

Александр 1, отбросив либеральные устремления первых лет царствования, после войны 12 года стремился к консервации старых социальных и политических гос-ных институтов(укрепления самодержавия и крепостного права). Он убедился, что общество еще не готово к таким переворотам и нет решительных людей.

Зарождение движения декабристов связано с внутренними процессами в самой России. старый, самодержавно-крепостнический строй был явным тормозом для развития производственных сил, для исторического прогресса и общей модернизации страны.

Влияние отечественной войны 1812 года, заграничные походы 1813-15 гг. побывав в германии, Франции, будущие декабристы убедились, что отсутствие крепостного права обеспечивает их прогрессию. Мировоззрение декабристов формировалось на основе передовых идей французского просветительства. Идеи европейских революционеров и декабристов во многом совпадали. Круг революционеров очень ограничен- в основном из представителей высшего дворянства и офицерского корпуса.

После заграничного похода в 1816 году - первое тайное общество "Союз спасения", а с февраля 1817 года - "Общество истинных и верных сынов отечества". Пестель, муравьев, Трубецкой, после - Рылеев, Якушкин, Лунин, Муравьев-апостол. Союз спасения считается первой политической организацией в России. После двух лет существования окрепла и накопила опыт. План- принудить нового царя при смене императоров дать России конституцию.

"союз благоденствия"-200 челов. Дворяне. Муравьевы, Муравьевы-апостолы, Пестель, Якушкин, Лунин+ новые программы и устав- "Зеленая книга". Свержение самодержавия, ликвидация крепостничества, введение конституции, а главное - революция, те насилие. - это нелегал, а легал - попытки формирования в России прогрессивного общественного мнения. Самораспад союза в начале 1821 из-за идейных и тактических разногласий.

Активная подготовка к революции- Северное и Южное общество.

Южное- в марте 1821на Украине. Пестель- пламенный республиканец.

Северное - в 1822 в Петербурге. Муравьев, Рылеев, Трубецкой, Лунин.

Оба общества мыслили действовать вместе. Основной обсуждавшийся документ- конституция Муравьева и русская правда Рылеева. Муравьев за конституционную монархию, исполнительная власть- императору, а законодательная - парламенту. Пестель- законодательная власть- однопалатному парламенту, а исполнительная- "Державная дума". Но единодушно за отмену крепостного права, личного освобождения крестьян. Муравьев предлагал передать во владение крестьянам приусадебный участок и по две десятины пахотной земли на двор, чего было мало. По Пестелю часть помещичьей земли конфисковывалась и передавалась в общественной фонд для наделения тружеников.

В программный документах декабристов отразились наиболее передовые демократические идеи того времени. Как и ранее, они надеялись на армию.

В ноябре 1825 года скончался Александр 1. новым царем стал Николай 1. 14 декабря сенат присягал, а декабристы северного общества хотели прочитать Николаю тогда от имени сената "манифест к русскому народу". Там- уничтожения самодержавия, отмена крепостного права и введение демократических свобод. Но с войском Санкт-Петербурга они опоздали на сенатскую площадь, сенат присягнул. Они бессмысленно столпились и всех арестовали. Первое революционное движение потерпело поражение. Пестель, Рылеев, Муравьев-апостол, каховский были повешены. Каторги, ссылки.

Несмотря на поражение, движение декабристов было значительным явлением в русской истории. Впервые попытка изменить социальную и политическую систему России, программа револ преобразования и планы будущего устройства страны.

Неудача преобразований Александра 1 и угроза революций после декабристов вызвали нарастание консервативных настроений в русском обществе. Правительство осознавало, что им надо противостоять. Это попытался решить крупный государственный деятель Уваров. На это реакция Чаадаева- его выступление, что Росси нечем гордиться перед западом, напротив, не внесла никакого вклада в мировую культуру. Русское общество обращается к работам немецких философов, которые стремились вскрыть глубинные закономерности исторического процесса, рассматривали общество как организм, развивающийся под воздействием внутренне присущих ему факторов.

К концу 30-х годов сложились течения западников и славянофилов.

Западничество- Грановский, Кудрявцев, соловьев. Уверены, что в России утвердятся европейские порядки. Чаадаев считал, что взять у Европы весь опыт и мы сможем спасти саму Европу от морального хаоса и социалистического материализма. Прошлое России - темное. Православие- не лучший выбор- Россия в изоляции от Европы и приняла от Византии дух восточного деспотизма. Этот дух гасит общественную инициативу, усиливает долготерпимость. Их надежда на интеллигенцию и буржуазию- смогут провести необходимые реформы.

Конкретные планы западников- отмена крепостного права, сокращение армии и администрации, свобода слова, совести, развитие предпринимательства.

Славянофилы. Кошелев, братья Аксаковы, братья Киреевские, Самарин. Богатые помещики, представители старых дворянских родов. Внимание древним историческим корням России. Утверждали, что европейские демократические образцы неприемлемы к России. Особый путь развития. Самодержавие- основывается на единстве веры и авторитета, те рели и власти. Славянский союз- южная и восточная Европа и Россия. Самобытность России они усматривали в длительном сохранении общинного уклада в крестьянской жизни. Община предупредит наступление капитализма, спасет Россию от пролетариата, устранит возможность революции.

И западн и славян были сторонниками просвещения народа, уничтожения крепостного права и всемерного облегчения участи крестьянства

2. Вторая половина XIX века

Консерваторы. Социальную основу этого направления составляло реакционное дворянство, духовенство, мещанство, купечество и значительная часть крестьянства. Консерватизм второй половины XIX в. остался в идеологических рамках теории «официальной народности». Самодержавие по-прежнему объявлялось важнейшим устоем государства, обеспечивающим ве-

личие и славу России. Православие провозглашалось основой духовной жизни народа и активно насаждалось. Народность означала еди-

нение царя с народом, что подразумевало отсутствие почвы для

социальных конфликтов. В этом консерваторы видели своеобразие

исторического пути России.

Во внутриполитической области консерваторы боролись за незыб-

лемость самодержавия, против проведения либеральных реформ

60-70-х годов, а в последующие десятилетия добивались ограниче-

ния их результатов. В экономической сфере они ратовали за непри-

косновенность частной собственности, сохранение помещичьего земле-

владения и общины. В социальной области они настаивали на укреп-

лении позиций дворянства - основы государства и сохранении

сословного деления общества. Во внешней политике ими развивались

идеи панславизма - единение славянских народов вокруг России.

В духовной сфере представители консервативной интеллигенции от-

стаивали принципы патриархального образа жизни, религиозности,

безусловного подчинения власти. Основной мишенью для их критики

стала теория и практика нигилистов, отрицавших традиционные мо-

ральные принципы. (Ф. М. Достоевский в романе «Бесы» обнажил

безнравственность их деятельности.)

Идеологами консерваторов были К. П. Победоносцев, Д. А. Тол-

стой, М. Н. Катков. Распространению их идей способствовали чинов-

ничье-бюрократический аппарат, церковь и реакционная печать.

М. Н. Катков в газете «Московские ведомости» подталкивал деятель-

ность правительства в реакционном направлении, формулировал ос-

новные идеи консерватизма и формировал в этом духе общественное

Консерваторы были охранителями-государственниками. Они отри-

цательно относились к любым массовым социальным действиям, ра-

туя за порядок, спокойствие и традиционность.

Либералы. Социальную основу либерального направления со-

ставляли обуржуазившиеся помещики, часть буржуазии и интелли-

генции (ученые, писатели, журналисты, врачи и др.).

Они отстаивали идею об общем с Западной Европой пути исто-

рического развития России.

Во внутриполитической области либералы настаивали на введе-

нии конституционных начал, демократических свобод и продолже-

нии реформ. Они выступали за создание общероссийского выборного

органа (Земского собора), расширение прав и функций местных ор-

ганов самоуправления (земств). Политическим идеалом для них была

конституционная монархия. Либералы ратовали за сохранение силь-

ной исполнительной власти, полагая ее необходимым фактором ста-

бильности, призывали провести мероприятия, способствующие ста-

новлению в России правового государства и гражданского общества.

В социально-экономической сфере они приветствовали развитие

капитализма и свободы предпринимательства, выступали за сохране-

ние частной собственности, понижение выкупных платежей. Требо-

вание ликвидировать сословные привилегии, признание неприкосно-

венности личности, ее права на свободное духовное развитие были

основой их морально-этических взглядов.

Либералы стояли за эволюционный путь развития, считая рефор-

мы главным методом социально-политической модернизации России.

Они были готовы к сотрудничеству с самодержавием. Поэтому их

деятельность в основном состояла в подаче на имя царя «адре-

сов» - ходатайств с предложением программы преобразований. Наи-

более «левые» либералы иногда использовали конспиративные сове-

щания своих сторонников.

Идеологами либералов являлись ученые, публицисты, земские

деятели (К. Д. Кавелин, Б. Н. Чичерин, В. А. Гольцев, Д. И. Шахов-

ской, Ф. И. Родичев, П. А. Долгоруков). Их организационной опорой

были земства, журналы («Русская мысль», «Вестник Европы») и на-

учные общества. Либералы не создали устойчивой и организационно

оформленной оппозиции правительству.

Особенности российского либерализма: его дворянский характер

из-за политической слабости буржуазии и готовность к сближению

с консерваторами. Их объединяла боязнь народного «бунта» и дейст-

вий радикалов.

Радикалы. Представители этого направления развернули актив-

ную антиправительственную деятельность. В отличие от консервато-

ров и либералов они стремились к. насильственным методам преоб-

разования России и коренному переустройству общества (революци-

онный путь).

Во второй половине XIX в. радикалы не имели широкой социаль-

ной основы, хотя объективно они выражали интересы трудящихся

(крестьян и рабочих). В их движении участвовали выходцы из разных

слоев общества (разночинцы), посвятившие себя служению народу.

Радикализм во многом провоцировался реакционной политикой

правительства и условиями российской действительности: полицей-

ский произвол, отсутствие свободы слова, собраний и организаций.

Поэтому в самой России могли существовать только тайные органи-

зации. Теоретики радикалов, как правило, были вынуждены эмигри-

ровать и действовать за границей. Это способствовало укреплению

связей русского и западно-европейского революционных движений.

В радикальном направлении второй половины XIX в. господ-

ствующее положение занимало течение, идейным основанием кото-

рого была теория особого, некапиталистического развития России

и «общинного социализма».

В истории движения радикалов второй половины XIX в. выде-

ляются три этапа: 60-е годы - складывание революционно-демо-

кратической идеологии и создание тайных разночинских кружков;__

70-е годы - оформление народнической доктрины, особый размах

агитационной и террористической деятельности организаций рево-

люционных народников; 80-90-е годы - активизация либераль-

ных народников и начало распространения марксизма, на основе

которого были созданы первые социал-демократические группы;

в середине 90-х годов - ослабление популярности народничества

и непродолжительный период широкого увлечения марксистскими

идеями демократически настроенной интеллигенцией.

«Шестидесятники». Подъем крестьянского движения в 1861-

1862 гг. был ответом народа на несправедливость реформы 19 фев-

раля. Это активизировало радикалов, которые надеялись на крестьян-

ское восстание.

В 60-е годы сложилось два центра радикального направления.

Один - вокруг редакции «Колокола», издаваемого А. И. Герценом

в Лондоне. Он пропагандировал свою теорию «общинного социализ-

ма» и резко критиковал грабительские условия освобождения кресть-

ян. Второй центр возник в России вокруг редакции журнала «Совре-

менник». Его идеологом стал Н. Г. Чернышевский, кумир разночин-

ной молодежи того времени. Он также критиковал правительство за

сущность реформы, мечтал о социализме, но в отличие от А. И. Гер-

цена видел необходимость использования Россией опыта европейской

модели развития. В 1862 г. Н. Г. Чернышевский был арестован, при-

Поэтому сам он не мог принимать активного участия в обществен-

ной борьбе, но на основе его идей в начале 60-х годов образовалось

несколько тайных организаций. В них входили Н. А. и А. А. Серно-

Соловьевичи, Г. Е. Благосветлов, Н. И. Утин и др. «Левые» радикалы

поставили задачу подготовки народной революции и для этого развер-

нули активную издательскую деятельность. В прокламациях «Барским

крестьянам от их доброжелателей поклон», «К молодому поколению»,

«Молодая Россия», «Что нужно делать войску?» и др. они разъясняли

народу задачи предстоящей революции, обосновывали необходимость

ликвидации самодержавия, демократического преобразования России,

справедливого решения афарного вопроса.

«Земля и воля» (1861-1864).

«Земля и воля» была первой крупной революционно-демократи-

ческой организацией. В нее входило несколько сотен членов из раз-

ных социальных слоев: чиновники, офицеры, литераторы, студенты.__

Организацию возглавлял Русский центральный народный комитет.

Революционные народники. Основные идеи революционных на-

родников: капитализм в России насаждается «сверху» и на русской

почве не имеет социальных корней; будущее страны - в общинном социализме, так как крестьяне могут воспринять социалистические идеи;__

преобразования должны осуществляться революционным методом, силами крестьянства, руководимого организацией революционеров. Их

идеологами - М. А. Бакуниным, П. Л. Лавровым и П. Н. Ткачевым -

были разработаны теоретические основы трех течений революционного

народничества - бунтарского (анархического), пропагандистского и заговорщического арестованы.

«Земля и воля» (1876-1879)

Ее программа предусматривала осуществление социалистической революции путем свер-

жения самодержавия, передачу всей земли крестьянам и введение

«мирского самоуправления» в деревне и городах. Во главе организа-

ции стояли Г. В. Плеханов, А. Д. Михайлов, С. М. Кравчинский,

Н. А. Морозов, В. Н. Фигнер и др.

«Народная воля».(1879-1881). Ее возглавили

А. И. Желябов, А. Д. Михайлов, С. Л. Перовская, Н. .А. Морозов,

В. Н. Фигнер и др. Они входили в Исполнительный коми-

тет - центр и главный штаб организации.

Программа народовольцев отражала их разочарование в револю-

ционном потенциале крестьянских масс. Они считали, что народ за-

давлен и доведен до рабского состояния царским правительством.

Поэтому своей главной задачей они полагали борьбу с государством.

Народовольцы провели ряд террористических акций против пред-

ставителей царской администрации, но главной своей целью считали

убийство царя. Они предполагали, что это вызовет политический

кризис в стране и всенародное восстание. Однако в ответ на террор

правительство усилило репрессии. Большинство народовольцев было

арестовано. Оставшаяся на свободе С. Л. Перовская организовала

ранен и через несколько часов скончался.

Этот акт не оправдал ожиданий народников.В целом

деятельность народовольцев в значительной степени затормозила

возможность эволюционного преобразования России.

«Союз борьбы за освобождение рабочего класса». В 90-е годы

XIX в. в России наметился промышленный подъем. Это способство-

вало увеличению численности рабочего класса и созданию более

благоприятных условий для его борьбы. Начались забастовки рабо-

чих, занятых в разных отраслях: текстильщиков, горняков, литейщи-

ков, железнодорожников. Стачки в Петербурге, Москве, на Урале,

в других районах страны сохраняли экономический и стихийный ха-

рактер, но становились более массовыми по количеству участников.

В 1895 г. в Петербурге разрозненные марксистские кружки объе-

динились в новую организацию - «Союз борьбы за освобождение

рабочего класса». Его создателями были В. И. Ульянов (Ленин),

Ю. О. Цедербаум (Л. Мартов)

Общественное движение во второй половине XIX в. в отличие от

предшествующего времени стало важным фактором политической

жизни страны. Многообразие направлений и течений, взглядов по

идейно-теоретическим и тактическим вопросам отразило сложность

общественной структуры и остроту социальных противоречий, харак-

терных для переходного времени пореформенной России. В общест-

венном движении второй половины XIX в. не сложилось направление,

способное осуществить эволюционную модернизацию страны. Однако

обозначились социально-политические силы, которые сыграли главную

роль в революционных событиях начала XX в., и были заложены ос-

новы для формирования в будущем политических партий.


Похожая информация.


I. Общественно-политическое развитие России в первой половине XIX в. Выбор пути общественного развития

1. Общественные движения в России в первой четверти XIX в.

2. Движение декабристов.

3. Общественные движения в России во второй четверти XIX в.

4. Национально-освободительные движения

II. Общественно-политическое развитие России во второй половине XIX в.

1. Крестьянское движение

2. Либеральное движение

3. Общественное движение

4. Польское восстание 1863 г.

5. Рабочее движение

6. Революционное движение в 80-х - начале 90-х гг.

Движение декабристов

Отказ правительства от политики преобразований, усиление реакции вызвали появление первого в России революционного движения, основу которого составили прогрессивно настроенные военные из либеральных слоев дворянства. Одним из истоков зарождения “вольномыслия в России” стала Отечественная война .
В 1814-1815 гг. возникают первые тайные офицерские организации (“Союз русских рыцарей”, “Священная артель”, “Семеновская артель”). Их основатели - М. Ф. Орлов, М. А. Дмитриев-Мамонов, А. и М. Муравьевы - считали недопустимым сохранение крепостного состояния крестьян и солдат, Совершивших гражданский подвиг во время наполеоновского нашествия.

В феврале 1816 г . в Петербурге по инициативе А. Н. Муравьева, Н. М. Муравьева, М. и С. Муравьевых-Апостолов, С. П. Трубецкого и И. Д. Якушкина был создан Союз спасения . В эту централизованную конспиративную организацию вошли 30 патриотически настроенных молодых военных. Через год Союзом был принят “статут” - программа и устав, после чего организация стала именоваться Обществом истинных и " верных сынов Отечества . Целями борьбы объявлялись уничтожение крепостного права", и установление конституционного правления. Эти требования предполагалось предъявить в момент смены монархов на престоле. М. С. Лунин и И. Д. Якушкин ставили вопрос о необходимости цареубийства, но Н. Муравьев, И. Г. Бурцов и другие выступали против насилия, за пропаганду как единственный способ действия.
Споры о путях достижения цели общества вызвали необходимость принятия нового устава и программы. В 1818 г. специальная комиссия (С. П. Трубецкой, Н. Муравьев, П. П. Колошин) разработала новый устав, названный по цвету переплета “Зеленой книгой”. Первое тайное общество было ликвидировано, и создан Союз благоденствия . Перед членами Союза, которыми могли стать не только военные, но и купцы, мещане, духовенство и свободные крестьяне, ставилась задача в течение примерно 20 лет подготовить общественное мнение к необходимости перемен. Конечные цели Союза - политический и социальный переворот - в “Книге” не декларировались, так как она была предназначена для широкого распространения.

В Союзе благоденствия насчитывалось около 200 членов. Руководила им Коренная управа в Петербурге, главные управы (отделения) находились в Москве и в Тульчине (на Украине), возникли управы в Полтаве, Тамбове, Киеве, Кишиневе, в Нижегородской губернии. Вокруг Союза образовались просветительские общества полулегального характера. Офицеры - члены общества претворяли идеи “Зеленой книги” на практике (отмена телесных наказаний, обучение в школах, в армии).
Однако, неудовлетворенность просветительской деятельностью в условиях роста крестьянских волнений, выступлений в армии, ряда военных революций в Европе привела к радикализации части Союза. В январе 1821 г. в Москве собрался съезд Коренной управы. Он объявил Союз благоденствия “распущенным”, чтобы облегчить отсев “ненадежных” членов, выступавших против заговора и насильственных мер. Сразу после съезда почти одновременно возникли тайные Северное и Южное общества, объединившие сторонников вооруженного переворота и подготовившие восстание 1825 г.
Южным обществом стала Южная управа Союза благоденствия в Тульчине. Председателем его стал П . И . Пестель (1793-1826). Он был человеком огромных дарований, получил блестящее образование,отличился в сражениях при Лейпциге, при Труа. К 1820 г. Пестель уже являлся убежденным сторонником республиканской формы правления. В 1824 г. Южное общество приняло составленный им программный документ - “Русскую Правду” , выдвинувший задачу установления в России республиканского строя. “Русская Правда” провозглашала диктатуру Временного верховного правления на все время революции, которая, как предполагал Пестель, продлится 10-15 лет. По проекту Пестеля Россия должна была стать единым централизованным государством с республиканской формой правления. Законодательная власть принадлежала Народному вечу в составе 500 человек, которое избиралось сроком на 5 лет. Органом исполнительной власти становилась избираемая на вече Державная дума, состоявшая из 5 членов. Высшим контрольным органом был Верховный собор из 120 граждан, избираемых пожизненно. Сословное деление ликвидировалось, все граждане наделялись политическими правами. Крепостное право уничтожалось. Земельный фонд каждой волости делился на общественную (неотчуждаемую) и частную половину. Из первой половины землю получали освобождаемые крестьяне и все граждане, пожелавшие заниматься земледелием. Вторая половина состояла из казенных и частных владений и подлежала купле-продаже. Проект провозглашал священное право личной собственности, устанавливал для всех граждан республики свободу занятий и вероисповеданий.
Южное общество признало необходимым условием успеха вооруженное выступление в столице, соответственно были изменены условия членства в обществе: теперь членом его мог стать только военный," было принято решение о строжайшей дисциплине и конспирации.
После ликвидации Союза благоденствия в Петербурге сразу сформировалось новое тайное общество - Северное , основное ядро которого составили Н. М. Муравьев, НИ. Тургенев, М. С. Лунин, С. П. Трубецкой, Е. П. Оболенский и И. И. Пущин. В дальнейшем состав общества значительно расширился. Ряд его членов отошли от республиканских решений Коренной управы и вернулись к идее конституционной монархии. О программе Северного общества можно судить по конституционному проекту Никиты Муравьева , не принятому, правда, в качестве официального документа общества. Россия становилась конституционно-монархическим государством. Вводилось федеративное деление страны на 15 “держав”. Власть делилась на законодательную, исполнительную и судебную. Высшим законодательным органом являлось двухпалатное Народное вече, избиравшееся сроком на 6 лет на основе высокого имущественного ценза. Законодательную власть в каждой “державе” исполняло двухпалатное Державное вече, избиравшееся на 4 года. Императору принадлежала исполнительная власть, он становился “верховным чиновником”. Высшим судебным органом федерации являлось Верховное судилище. Сословный строй отменялся, провозглашались гражданские и политические свободы. Крепостное право уничтожалось, в последнем варианте конституции Н. Муравьев предусмотрел наделение освобождаемые крестьян землей (2 десятины на двор). Помещичья собственность сохранялась.

Однако все большую силу в Северном обществе набирало более радикальное течение, главой которого стал К. Ф. Рылеев. Известность ему принесла его литературная деятельность: особой популярностью пользовались сатира на Аракчеева “К временщику” (1820), “Думы”, прославлявшие борьбу с тиранией. В общество он вступил в 1823 г. и уже через год был избран его директором. Рылеев придерживался республиканских воззрений.
Наиболее напряженная деятельность декабристских организаций приходится на 1824-1825 гг.: велась подготовка к открытому вооруженному выступлению, шла упорная работа над согласованием политических платформ Северного и Южного обществ. В 1824 г. было принято решение к началу 1826 г. подготовить и провести] объединительный съезд, а летом 1826 г. осуществить военный переворот. Во второй половине 1825 г. силы декабристов увеличились: к Васильковской управе Южного общества присоединилось Общество соединенных славян . Оно возникло в 1818 г. как тайное политическое “Общество первого согласия”, в 1823 г. преобразовалось в Общество соединенных славян, целью организации была создание мощной республиканской демократической федерации славянских народов.

В мае 1821 г. о заговоре декабристов стало известно императору: ему донесли о планах и составе Союза благоденствия. Но Александр I ограничился словами: “Не мне их казнить”.
Восстание 14 декабря 1825 г . Внезапная смерть Александра I в Таганроге, последовавшая 19 ноября 1825 г., изменила планы заговорщиков и заставила их выступить раньше намеченного срока.

Наследником престола считался цесаревич Константин. 27 ноября войска и население были приведены к присяге императору Константину I. Лишь 12 декабря 1825 г. от Константина, находившегося в Варшаве, пришло официальное сообщение о его отречении от престола. Тотчас последовал манифест о воцарении императора Николая I и на 14 декабря 1825 г. была назначена “переприсяга”. Междуцарствие вызвало недовольство в народе и в армии. Момент для осуществления замыслов тайных обществ был исключительно благоприятным. Кроме того, декабристам стало известно, что.правительство получило доносы об их деятельности, а 13 декабря был арестован Пестель.
План государственного переворота был принят во время собраний членов общества на квартире Рылеева в Петербурге. Решающее значение Придавалось успеху выступления в столице. Одновременно должны были выступить войска на юге страны, во 2-й армии. Диктатором восстания был избран один из основателей Союза спасения, С. П . Трубецкой , полковник гвардии, известный и популярный среди солдат. В назначенный день было решено вывести войска на Сенатскую площадь, помешать присяге Сената и Государственного совета Николаю Павловичу и от их имени обнародовать “Манифест к русскому народу”, провозглашавший отмену крепостного права, свободу печати, совести, занятий и передвижения, введение всеобщей воинской повинности вместо рекрутского набора. Правительство объявлялось низложенным, и власть переходила Временному правительству до принятия представительным Великим собором решения о форме правления в России. Царская семья должна была быть арестована. Зимний дворец и Петропавловскую крепость предполагалось захватить с помощью войск, а Николая убить.
Но выполнить намеченный план не удалось. А. Якубович, который должен был командовать Гвардейским морским экипажем и Измайловским полком при взятии Зимнего дворца и арестовать царскую семью, отказался выполнить это задание из опасения стать виновником цареубийства. На Сенатскую площадь явился Московский лейб-гвардейский полк, позднее к нему присоединились матросы Гвардейского экипажа и лейб-гренадеры - всего около 3 тыс. солдат и 30 офицеров. Пока Николай l стягивал к площади войска, генерал-губернатор М. А. Милорадович обратился к восставшим с призывом разойтись и был смертельно ранен П. Г. Каховским. Вскоре выяснилось, что Николай уже успел привести к присяге членов Сената и Государственного совета. Нужно было менять план восстания, но призванный руководить действия восставших С. П. Трубецкой не явился на площадь. Под вечер декабристы выбрали нового диктатора - князя Е. П. Оболенского, но время было упущено. Николай I после нескольких безуспешных атак конницы отдал приказ стрелять картечью из пушек. Были убиты 1271 человек, причем большинство жертв - более 900 - оказалось среди собравшихся на площади сочувствовавших и любопытных.
29
декабря 1825 г . С . И . Муравьеву-Апостолу и М. П. Бестужеву-Рюмину удалось поднять Черниговский полк, стоявший на юге, в селе Трилесы. Против восставших были направлены правительственные войска. 3 января 1826 г . Черниговский полк был разгромлен.

В XIX в. в России родилось необычайно богатое по содержанию и методам действия общественное движение, во многом определившее дальнейшую судьбу страны. XIX век принес с собой ощущение уникальности, самобытности российского национально-исторического бытия, трагического (у П.Я. Чаадаева) и горделивого (у славянофилов) осознания своей несхожести с Европой. История впервые стала для образованных людей своеобразным «зеркалом», взглянув в которое, можно было узнать себя, почувствовать собственное своеобразие и неповторимость.

Уже в начале века формируется как политическое течение российский консерватизм. Его теоретик Н.М. Карамзин (1766-1826) писал, что монархическая форма правления наиболее полно отвечает существующему уровню развития нравственности и просвещенности человечества. Монархия означала единоличную всласть самодержца, но это не означало произвола. Монарх обязан был свято соблюдать законы. Разделение общества на сословия понималось им как извечное и закономерное явление. Дворянство обязано было «возвышаться» над другими сословиями не только благородством происхождения, но и нравственным совершенством, образованностью, полезностью обществу.

Н.М. Карамзин протестовал против заимствований из Европы и намечал программу действий российской монархии. Она предполагала неустанный поиск способных и честных людей для занятия важнейших должностей. Н.М. Карамзин не уставал повторять, что России нужны не реформы государственных органов, а пятьдесят честных губернаторов. Весьма своеобразное истолкование идеи Н.М. Карамзина получили в 30-е гг. XIX в. Отличительной особенностью николаевского царствования явилось стремление властей погасить оппозиционные настроения с помощью идеологических средств. Этой цели призвана была служить теория официальной народности, разработанная министром народного просвещения С.С. Уваровым (1786-1855) и историком М.П. Погодиным (1800-1875). Они проповедовали тезис о незыблемости коренных устоев российской государственности. К таким устоям они относили самодержавие, православие и народность. Самодержавие они считали единственно адекватной формой российской государственности, а верность православию у россиян - признаком их истинной духовности. Народность понималась как необходимость для образованных сословий учиться у простого народа верности престолу и любви к правящей династии. В условиях мертвящей регламентации жизни времен Николая I огромное впечатление на русское общество произвело знаменательное «Философическое письмо» П.Я. Чаадаева (1794-1856). С чувством горечи и печали он писал, что Россия не внесла ничего ценного в сокровищницы мирового исторического опыта. Слепое подражательство, рабство, политический и духовный деспотизм, вот чем, по мнению Чаадаева, выделялись мы среди других народов. Прошлое России рисовалось им в мрачных тонах, настоящее поражало мертвым застоем, а будущее было самым безотрадным. Было очевидно, что основными виновниками бедственного положения страны Чаадаев считал самодержавие и православие. Автор «Философического письма» был объявлен сумасшедшим, а журнал «Телескоп», напечатавший его, был закрыт.

В 30-40-е гг. острые споры о своеобразии исторического пути России надолго захватили значительные круги общественности и привели к формированию двух характерных направлений - западничества и славянофильства. Ядро западников составили группы петербургских профессоров, публицистов и литераторов (В.П. Боткин, Е.Д. Кавелин, Т.Н. Грановский). Западники заявляли об общих закономерностях в историческом развитии всех цивилизованных народов. Своеобразие России они видели лишь в том, что Отечество наше отстало в своем экономическом и политическом развитии от стран Европы. Важнейшей задачей общества и власти западники считали восприятие страной передовых, уже готовых форм общественной и экономической жизни, характерных для стран Западной Европы. Это прежде всего подразумевало ликвидацию крепостничества, отмену правовых сословных различий, обеспечение свободы предпринимательства, демократизацию судебной системы и развитие местного самоуправления.

Западникам возражали так называемые славянофилы. Это течение возникло прежде всего в Москве, в аристократических салонах и редакциях журналов «первопрестольной». Теоретиками славянофильства были А.С. Хомяков, братья Аксаковы и братья Киреевские. Они писали о том, что исторический путь развития России кардинально отличается от развития западноевропейских стран. Для России были характерны не экономическая, или тем более - политическая отсталость, а именно своеобразие, непохожесть на европейские нормы жизни. Они проявлялись в духе общинности, скрепляемом православием, в особой духовности народа, живущего по выражению К.С. Аксакова «по правде внутренней». Западные народы, по мнению славянофилов, живут в атмосфере индивидуализма, частных интересов, регулируемых «правдой внешней», т. е. возможными нормами писаного права. Российское самодержавие, подчеркивали славянофилы, возникло не в результате столкновения частных интересов, а на основе добровольного согласия между властью и народом. Славянофилы считали, что в допетровское время существовало органическое единство между властью и народом, когда соблюдался принцип: сила власти - царю, а сила мнения - народу. Преобразования же Петра I нанесли удар российской самобытности. В российском обществе произошел глубочайший культурный раскол. Государство стало всемерно усиливать бюрократический надзор за народом. Славянофилы предлагали восстановить право народа на свободное открытое выражение своего мнения. Они активно выступили с требованием отмены крепостного права. Монархия должна была стать «истинно народной», заботясь о всех сословиях, проживающих в государстве, сохраняя самобытные устий: общинные порядки в деревне, земское самоуправление, православие. Безусловно, и западники, и славянофилы были разными ипостасями российского либерализма. Правда, своеобразие славянофильского либерализма было в том, что он часто выступал в форме патриархально-консервативных утопий.

К середине XIX в. в России начинает проявляться тяга образованной молодежи к радикально-демократическим, а также и к социалистическим идеям. В этом процессе исключительно важную роль сыграл А.И. Герцен (1812-1870), блестяще образованный публицист и философ, подлинный «Вольтер XIX века» (как его называли в Европе). В 1847 г. А.И. Герцен эмигрировал из России. В Европе он надеялся участвовать в борьбе за социалистические преобразования в наиболее передовых странах. Это было не случайно: поклонников социализма, горячих критиков «язв капитализма» в странах Европы было достаточно много. Но события 1848 г. рассеяли романтические грезы российского социалиста. Он увидел, что пролетариев, героически сражавшихся на баррикадах Парижа, большинство народа не поддержало. Более того, Герцена поразило стремление многих людей в Европе к материальному богатству и преуспеванию, и их равнодушие к социальным проблемам. С горечью он писал об индивидуализме европейцев, их мещанстве. Европа, стал утверждать вскоре А.И. Герцен, уже не способна к социальному творчеству и не может обновляться на гуманистических принципах жизни.

Именно в России он увидел то, чего не нашел в сущности, на Западе - предрасположенность народного быта к идеалам социализма. Он пишет в своих сочинениях на рубеже 40-50-х гг. XIX в., что общинные порядки российского крестьянства станут залогом того, что Россия может проложить путь к социалистическому строю. Российские крестьяне владели землей общинно, сообща, а надел крестьянская семья традиционно получила на основе уравнительных переделов. Для крестьян были характерны выручка и взаимопомощь, тяга к коллективному труду. Многие промыслы на Руси издавна осуществлялись артельно, вместе, с широким использованием уравнительных принципов производства и распределения. На окраинах страны жило многочисленное казачество, также не мыслившее своей жизни без самоуправления, без традиционных форм совместной работы на общее благо. Конечно, крестьянство бедно и невежественно. Но крестьян, освободив от помещичьего гнета и государственного произвола, можно и нужно учить, прививать им просвещение и современную культуру.

В 50-е гг. вся мыслящая Россия зачитывалась выходившими в Лондоне, печатными изданиями А.И. Герцена. Это были альманах «Полярная звезда» и журнал «Колокол».

Крупным явлением в общественной жизни 40-х гг. стала деятельность кружков студенческой и офицерской молодежи, группировавшейся вокруг М.В. Буташевича-Петрашевского (1821-1866). Участники кружка вели энергичную просветительскую работу и организовали выпуск энциклопедического словаря, наполнив его социалистическим и демократическим содержанием. В 1849 г. кружок был раскрыт властями и его участники подверглись суровым репрессиям. Несколько человек (среди них был и будущий великий писатель Ф.М. Достоевский) испытали весь ужас ожидания смертной казни (она была в последний момент заменена сибирской каторгой). В 40-е гг. на Украине существовало так называемое Кирилло-Мефодиевское общество, проповедовавшие идеи украинской самобытности (среди участников был и Т.Г. Шевченко (1814-1861). Они также были сурово наказаны. Т.Г. Шевченко, например, был отдан в солдаты на 10 лет и сослан в Среднюю Азию.

В середине века в роли наиболее решительных оппонентов режима выступали литераторы и журналисты. Властителем душ демократической молодежи в 40-е гг. был В.Г. Белинский (1811-1848), литературный критик, ратовавший за идеалы гуманизма, социальной справедливости и равенства. В 50-е гг. идейным центром молодых демократических сил становится редакция журнала «Современник», руководящую роль в котором начали играть Н.А. Некрасов (1821-1877), Н.Г. Чернышевский (1828-1889), Н.А. Добролюбов (1836-1861). К журналу тяготела молодежь, стоявшая на позициях радикального обновления России, стремившаяся к полной ликвидации политического гнета и социального неравенства. Идейные лидеры журнала убеждали читателей в необходимости и возможности скорого перехода России к социализму. При этом Н.Г. Чернышевский вслед за А.И. Герценом доказывал, что крестьянская община может быть лучшей формой народной жизни. В случае освобождения русского народа от помещичьего и чиновничьего гнета, полагал Чернышевский, Россия может использовать такое своеобразное преимущество отсталости и даже миновать мучительные и долгие пути буржуазного развития. Если в период подготовки «Великих реформ» А.И. Герцен с сочувствием следил за деятельностью Александра II, то иной была позиция «Современника». Его авторы полагали, что самодержавная власть неспособна к справедливой реформе и мечтали о скорой народной революции.

Эпоха 60-х гг. положила начало трудному процессу оформления либерализма как самостоятельного общественного течения. Известные юристы Б.Н. Чичерин (1828-1907), К.Д. Кавелин (1817- 1885) - писали о поспешности реформ, о психологической неготовности некоторых слоев народа к переменам. Поэтому главное, по их мнению, состояло в том, чтобы обеспечить спокойное, без потрясений «врастание» общества в новые формы жизни. Им приходилось бороться и с проповедниками «застоя», панически боявшимися перемен в стране, и с радикалами, упорно проповедовавшими идею социального скачка и быстрого преобразования России (причем на принципах социального равенства). Либералов пугали призывы к народной мести угнетателям, раздававшимся из лагеря радикальной разночинной интеллигенции.

В это время своего рода социально-политической базой либерализма становятся земские органы, все новые газеты и журналы, университетская профессура. Причем концентрация в земствах и городских думах оппозиционных правительству элементов было закономерным явлением. Слабые материальные и финансовые возможности органов местного самоуправления, равнодушие к их деятельности со стороны правительственных чиновников вызывали у земцев стойкую неприязнь к действиям властей. Все чаще российские либералы приходили к выводу о необходимости глубоких политических реформ в империи. В 70-е-начале 80-х гг. тверские, харьковские, черниговские земцы наиболее активно ходатайствуют перед правительством о необходимости реформ в духе развития представительских учреждений, гласности и гражданских прав.

Российский либерализм имел много различных граней. Левым своим крылом он касался революционного подполья, правым - лагеря охранителей. Существуя в пореформенной России и как часть политической оппозиции и в составе правительства («либеральные бюрократы»), либерализм в противовес революционному радикализму и политическому охранительству выступал как фактор гражданского примирения, столь необходимого тогда России. Российский либерализм был слаб, и это предопределялось неразвитостью социальной структуры страны, практическим отсутствием в ней «третьего сословия», т.е. достаточно многочисленной буржуазии.

Все деятели российского революционного лагеря ожидали в 1861-1863 гг. крестьянского восстания (как ответа на тяжелые условия крестьянской реформы), которое могло бы перерасти в революцию. Но по мере уменьшения числа массовых выступлений наиболее прозорливые из радикалов (А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский) перестали говорить о близкой революции, предсказывали долгий период кропотливой подготовительной работы в деревне и обществе. Прокламации, написанные в начале 60-х гг. в окружении Н.Г. Чернышевского, являлись не подстрекательством к мятежу, а были поиском союзников для создания блока оппозиционных сил. Разнообразие адресатов, от солдат и крестьян до студенчества и интеллигенции, разнообразие политических рекомендаций, от обращений с адресами к Александру II до требования демократической республики - подтверждают этот вывод. Такая тактика революционеров вполне объяснима, если иметь в виду их малочисленность и слабую организованность. Общество «Земля и воля», созданное Чернышевским, Слепцовым, Обручевым, Серно-Соловьевичем в конце 1861- начале 1862 г. в Петербурге не имело достаточно сил, чтобы стать всероссийской организацией. Оно имело отделение в Москве и связи с такими же небольшими кружками в Казани, Харькове, Киеве и Перми, но этого было слишком мало для серьезной политической работы. В 1863 г. организация самораспустилась. В это время в революционном движении активизируются экстремисты и догматики, которые клялись именами и взглядами А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского, но общего имели с ними очень мало. Весной 1862 г. кружком П. Заичневского и П. Аргиропуло была распространена прокламация «Молодая Россия», наполненная угрозами и кровавыми пророчествами в адрес правительства и дворянства. Ее появление явилось причиной ареста в 1862 г. Н.Г. Чернышевского, который, кстати, сурово упрекал авторов «Молодой России» за пустые угрозы и неумение разумно оценивать ситуацию в стране. Арест Помешал и опубликованию его ««Писем без адреса», обращенных к Александру II, в которых Чернышевский признавал, что единственной надеждой России в данный период являются либеральные реформы, а единственной силой, способной последовательно провести их в жизнь - правительство, в опоре на поместное дворянство.

4 апреля 1866 г. член одного из петербургских революционных кружков Д.В. Каракозов стрелял в Александра П. Следствие вышло на небольшую группу студентов под руководством Н.А. Ишутина, неудачного создателя нескольких кооперативных мастерских (по примеру героев романа «Что делать?»), горячего поклонника Н.Г. Чернышевского. Д.В. Каракозов был казнен, а правительственные консерваторы использовали это покушение для давления на императора с целью торможения дальнейших реформ. Император и сам в это время начинает отдалять от себя сторонников последовательных реформистских мероприятий, все более доверяясь сторонникам так называемой «сильной руки».

Между тем в революционном движении набирает силу крайнее направление, поставившее целью тотальное разрушение государства. Ярчайшим его представителем стал С.Г. Нечаев, создавший общество «Народная расправа». Подлоги, шантаж, беспринципность, безоговорочное подчинение членов организации воле «вождя» - все это должно было, по мнению Нечаева, использовать в деятельности революционеров. Судебный процесс над нечаевцами послужил сюжетной основой великого романа Ф.М. Достоевского «Бесы», который с гениальной прозорливостью показал, куда могут завести российское общество подобные «борцы за народное счастье». Большинство радикалов осудило нечаевцев за аморализм и сочла это явление случайным «эпизодом» в истории российского революционного движения, но время показало, что проблема имеет гораздо большее значение, чем простая случайность.

Революционные кружки 70-х гг. перешли постепенно к новым формам деятельности. В 1874 г. началось массовое хождение в народ, в котором приняли участие тысячи юношей и девушек. Молодежь и сама толком не знала, зачем она идет к крестьянам - то ли вести пропаганду, то ли поднимать мужика на восстание, то ли просто познакомиться с «народом». Относиться к этому можно по-разному: считать его прикосновением к «истокам», попыткой интеллигенции сблизиться со «страдающим народом», наивной апостольской верой в то, что новая религия - народолюбие, поднимали простой народ до понимания благотворности социалистических идей, но с политической точки зрения «хождение в народ» было проверкой на правильность теоретических положений М. Бакунина и П. Лаврова, новых и популярных среди народников теоретиков.

Неорганизованное, не имеющие единого центра руководства, движение было легко и быстро раскрыто полицией, которая раздула дело о противоправительственной пропаганде. Революционеры вынуждены были пересмотреть свои тактические методы и перейти к более планомерной пропагандистской деятельности. Теоретики революционного народничества (а так уже привычно называли в России это политическое направление) по-прежнему верили, что в обозримом будущем возможна замена монархии социалистической республикой, основанной на крестьянской общине в деревне и рабочих ассоциациях в городах. Преследования, суровые приговоры десяткам молодых людей, участвовавших в «хождении» и, по сути, не совершавших ничего противоправного (а многие старательно работали земскими деятелями, фельдшерами и т. д.) - ожесточили народников. Большинство из них, занятых пропагандистской работой в деревне, тяжело переживали свои неудачи (ведь мужики совсем не собирались восставать против правительства), понимала, что небольшие группы молодежи пока не могут сделать ничего реального. В то же время их товарищи в Петербурге и других крупных городах все чаще прибегают к тактике террора. С марта 1878 г. чуть ли не ежемесячно они совершают «громкие» убийства крупных чиновников правящего режима. Вскоре группа А.И. Желябова и С. Перовской начинают охоту за самим Александром II. 1 марта 1881 г. очередная попытка покушения на императора увенчалась успехом.

Народовольцев часто упрекали (в либеральном лагере), да и сейчас эти упреки как бы пережили второе рождение за то, что они сорвали попытки правительственных либералов начать процесс перехода страны к конституционному правлению уже в 1881 г. Но это не справедливо. Во-первых, именно революционная деятельность заставила правительство спешить с подобными мерами (т. е. разработкой проектов о привлечении общественности к разработке государственных законов). Во-вторых, правительство действовало здесь в такой тайне, и с таким недоверием к обществу, что о готовящихся мероприятиях практически никто ничего не знал. Кроме того, террор народников прошел ряд стадий. И первые их террористические действия были не продуманной тактикой, не программой тем более, а лишь актом отчаяния, местью за погибших товарищей. Не было в намерениях народовольцев и «захватывать» власть. Интересно, что они планировали лишь добиться от правительства организации выборов в Учредительное собрание. И в столкновении правительства с народовольцами нельзя найти победителя. После 1 марта и правительство и народническое революционное движение оказались в тупике. Обеим силам потребовалась передышка, а предоставить ее могло такое событие, которое бы круто изменило ситуацию, заставила бы задуматься о происходящем всю страну. Трагедия 1 марта оказалась этим событием. Народничество быстро раскололось. Часть из народников (готовых продолжать политическую борьбу) во главе с Г.В. Плехановым (1856- 1918) продолжила в эмиграции поиск «правильной» революционной теории, которую они вскоре нашли в марксизме. Другая часть перешла к мирной культурнической работе среди крестьян, став земскими учителями, врачами, ходатаями и защитниками по крестьянским делам. Они говорили о необходимости «малых», но полезных для простого народа дел, о неграмотности и забитости народа, о необходимости не революций, а просвещения. У них остались и суровые критики (в России, и в эмиграции), называвшие подобные взгляды трусливыми, пораженческими. Эти люди продолжали говорить о неизбежности революционного столкновения народа со своим правительством. Так столкновение власти с радикальными силами было отсрочено на 20 лет (до начала XX в.), но избежать его, к сожалению, не удалось.

Пересмотру революционерами своих позиций помогло и то, что в 1870-1880 гг. набирает силу и российское рабочее движение. Первые организации пролетариата возникли в Петербурге и Одессе и назывались соответственно Северный союз русских рабочих и Южнороссийский союз рабочих. Они находились под влиянием народнических пропагандистов и были сравнительно малочисленны.

Уже в 80-е гг. рабочее движение существенно расширилось и в нем появляются элементы того, что скоро сделало (в начале XX в.) рабочее движение одним из важнейших политических факторов в жизни страны. Крупнейшая в пореформенные годы Морозовская стачка подтвердила это положение.

Она произошла в 1885 г. на мануфактуре Морозовых в Орехово-Зуево. Вожаки восстания выработали требования к владельцу мануфактуры, а также передали их губернатору. Губернатор вызвал войска и зачинщики были арестованы. Но во время суда произошло событие, которое буквально громом поразило императора Александра III и его правительство, и эхом отозвалось во всей России: присяжные заседатели оправдали всех 33 обвиняемых.

Безусловно, в 80-90-е гг. XIX в. в условиях консервативного правления Александра III и его сына Николая II (начал править в 1894 г.) не могло быть и речи, чтобы власти разрешили рабочим организованно бороться за свои права. Оба императора и мысли не допускали, чтобы разрешить образование профсоюзов или других, даже не политических рабочих организаций. Подобные явления они также считали выражением чуждой, западной политической культурой, не совместимой с русскими традициями.

В результате, по решению правительства трудовые споры должны были улаживать специальные чиновники - фабричные инспектора, которые, разумеется, чаще находились под влиянием предпринимателей, нежели заботились об интересах рабочих. Невнимание правительства к нуждам рабочего класса привело к тому, что в рабочую среду устремляются и находят там поддержку поклонники марксистского учения. Первые русские марксисты, составившие в эмиграции во главе с Г.В. Плехановым группу «Освобождение труда», начали свою деятельность с переводов и распространения в России книг К. Маркса и Ф. Энгельса, а также сочинений брошюр, в которых доказывали, что эра российского капитализма уже началась, и рабочему классу предстоит выполнить историческую миссию - возглавить общенациональную борьбу с гнетом царизма, за социальную справедливость, за социализм.

Нельзя сказать, что до Г.В. Плеханова, В.И. Засулич, П.П. Аксельрода, Л.Г. Дейча и В.К. Игнатьева марксизм был неизвестен в России. Например, некоторые народники переписывались с К. Марксом и Ф. Энгельсом, а М.А. Бакунин и Г.А. Лопатин попытались переводить сочинения К. Маркса. Но именно плехановская группа стала первой марксистской организацией, проделавшей в эмиграции огромную работу: они издали в конце XIX в. свыше 250 марксистских трудов. Успехи нового учения в европейских странах, пропаганда его взглядов плехановской группой привели к появлению в России первых социал-демократических кружков Д. Благоева, М.И. Бруснева, П.В. Тогинского. Эти кружки были немногочисленными и состояли прежде всего из интеллигенции и студенчества, но в них все чаще теперь шли и рабочие. Новое учение было удивительно оптимистичным, оно отвечало и надеждам, и психологическому настрою русских радикалов. Новый класс - пролетариат, быстро растущий, подвергающийся эксплуатации со стороны предпринимателей, не защищенный законодательно неповоротливым и консервативным правительством, связанный с передовой техникой и производством, более образованный и сплоченный, нежели косное, задавленное нуждой крестьянство - он представал в глазах радикальных интеллигентов тем благодатным материалом, из которого можно было готовить силу, способную победить царский деспотизм. По учению К. Маркса только пролетариат может освободить угнетенное человечество, но для этого он должен осознать свои (а, в конечном итоге, и общечеловеческие) интересы. Такая социальная сила в исторически короткий срок появилась в России и решительно заявила о себе стачками и забастовками. Придать развитию пролетариата «правильное» направление, привнести в него социалистическое сознание - эту великую, но исторически необходимую задачу должна была выполнить российская революционная интеллигенция. Так считала она сама. Но сначала надо было идейно «разгромить» народников, продолжавших «твердить» о том, что Россия может миновать стадию капитализма, что ее социально-экономические особенности не позволяют применять к ней схемы марксистского учения. На волне этой полемики, уже в середине 90-х гг. в марксистской среде выделился В.И. Ульянов (Ленин) (1870-1924), юрист по образованию, молодой пропагандист, приехавший в Петербург из Поволжья.

В 1895 г. со своими соратниками он создал в столице довольно многочисленную организацию, сумевшую сыграть активную роль в некоторых рабочих стачках - «Союз борьбы за освобождение рабочего класса» (в ней участвовало несколько сотен рабочих и интеллигентов). После разгрома «Союза борьбы» полицией В.И. Ленин был сослан в Сибирь, где по мере возможности пытался участвовать в новой дискуссии между теми марксистами, кто пытался сосредоточиться на экономической борьбе рабочих за свои права и, соответственно, возлагал надежды на реформаторский путь развития России, и теми, кто не верил в возможность царизма обеспечить прогрессивное развитие страны и все надежды возлагал на народную революцию. В.И. Ульянов (Ленин) решительно примкнул к последним.

Все отмеченные общественные течения представляли разные грани политической оппозиции. Российские марксисты лишь на первый взгляд являлись верными последователями западного радикального учения, сложившегося в условиях тогдашнего раннеиндустриального общества, где еще господствовало острое социальное неравенство. Но европейский марксизм в конце XIX в. уже утрачивает свой разрушительный антигосударственный настрой. Европейские марксисты все более возлагают надежды на то, что с помощью демократических конституций, которые были приняты в их странах, они смогут добиться социальной справедливости в обществе. Так они постепенно становились частью политической системы в своих странах.

Иное дело российский марксизм. В нем жил боевой радикальный дух предыдущего поколения российских социалистов-народников, которые были готовы на любые жертвы и страдания в борьбе с самодержавием. Они видели себя орудиями истории, выразителями подлинной народной воли. Так европейская идея социализма соединялась с комплексом чисто русских идейных настроений, которым был присущ максимализм целей и значительная оторванность от реальной действительности. Отсюда у российских марксистов, так же, как и у народников, проявлялась буквально религиозная вера в то, что в результате народной революции в России возможно быстрое построение во всех отношениях справедливого государства, где искоренится любое социальное зло.

Огромный комплекс экономических и социальных проблем, с которыми столкнулась Россия в пореформенные десятилетия, вызвал идейный разброд и в стане российских консерваторов. В 60- 80-е гг. попытался дать самодержавию новое идейное оружие талантливый журналист М.Н. Катков. В его статьях все время звучали призывы к установлению в стране режима «сильной руки». Подразумевалось пресечение любого инакомыслия, запрет на публикацию материалов либерального содержания, строгая цензура, сохранение социальных рамок в обществе, контроль за земствами и городскими думами. Система образования строилась так, что ее пронизывали идеи верности престолу и церкви. Другой талантливый консерватор, обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев решительно предостерегал россиян от введения конституционного строя, так как он был чем-то более низким, по его мнению, по сравнению с самодержавием. И это превосходство как бы заключалось в большей честности самодержавия. Как утверждал Победоносцев, идея представительства лжива по сути, так как не народ, а лишь его представители (и далеко не самые честные, а лишь ловкие и честолюбивые) участвуют в политической жизни. То же самое относится и к парламентаризму, так как в нем огромную роль играют борьба политических партий, амбиции депутатов и т. д.

Это действительно так. Но ведь Победоносцев не хотел признавать, что у представительной системы есть и огромные преимущества: возможность отзыва не оправдавших доверие депутатов, возможность критики недостатков политической и экономической системы в государстве, разделение властей, право выбора. Да, суд присяжных, земства, тогдашняя российская пресса были совсем не идеальны. Но как идеологи консерватизма хотели исправить положение? Да, в сущности, никак. Они лишь, как и встарь Н.М. Карамзин, требовали от царя назначить на министерские и губернаторские посты честных, а не вороватых чиновников, требовали давать крестьянам лишь начальное, строго религиозное по содержанию, образование, требовали беспощадно карать за инакомыслие студентов, земцев, сторонников национальной самобытности (а эти движения все более активно проявляют себя в конце века) и т. д. Идеологи самодержавия избегали обсуждения таких вопросов, как малоземелье крестьян, произвол предпринимателей, низкий уровень жизни огромной части крестьян и рабочих. Их идеи отражали, по сути, бессилие консерваторов перед лицом грозных проблем, вставших перед обществом в конце XIX в. К тому же среди консерваторов было уже немало таких мыслителей, кто, ратуя за православные духовные ценности, сохранение национальных бытовых традиций, сражаясь с наступлением «западной» духовной культуры, резко критиковал при этом правительственную политику за неэффективность и даже «реакционность».

Докапиталистические культурные традиции в России содержали мало предпосылок для формирования буржуазного типа личности. Скорее они выработали такой комплекс институтов, идей, который Н.Г. Чернышевский назвал «азиатством»: домострой, вековые привычки подчинения государству, равнодушие к юридическим формам, заменяемым «идеей произвола». Поэтому, хотя образованный слой в России обнаружил сравнительно высокую способность усвоения элементов европейской культуры, эти элементы не могли закрепиться в толще населения, попадая на неподготовленную почву, они скорее вызывали разрушительный эффект; приводили к культурной дезориентации массового сознания (мещанство, босячество, пьянство и пр.). Отсюда становится понятным парадокс культурного процесса в России XIX в., который состоял в резком разрыве между развитой прослойкой интеллигенции, дворянства, разночинства и трудящимися массами.

Одна из существенных особенностей исторического развития России состояла в том, что в XIX в., когда национальная буржуазия не смогла стать ведущей силой освободительного движения, основными субъектами политического процесса «снизу» выступила интеллигенция.