Зарождение астрономиии астрономическая деятельность в древнем мире. История и основные этапы развития астрономии

В тех местах на Земле, где зародились древнейшие цивилизации, сохранилось множество письменных документов, из которых видно, что с появлением письменности стала развиваться и астрономия. Наличие письменности позволяло астрономам надежнее сохранять свои наблюдения и знания об окружающем их мире. Письменная история астрономии берет начало в III-II тысячелетиях до н. э.

Поначалу развивалась наблюдательная астрономия, которая рассматривалась как часть астрологии. Для того чтобы получать более точные сведения о передвижениях небесных тел, человек придумал гномон и астрономический календарь. Креме этого, к древнейшим астрономическим инструментам относятся устройства типа отвеса с подвижней линейкой. Их направляли на Солнце для определения углового расстояния от зенита.

Накопление наблюдений и сведений о закономерностях небесных явлений привело к развитию новой науки, причем в разных странах обращали внимание на различные астрономические явления. Люди решали одни и те же задачи, описывали движения светил. Но главным было все-таки социально-экономическое различие, другой уклад жизни общества. Наиболее крупные государства (Вавилон, Египет, Китай) имели развитые торговые и государственные связи. Благодаря этому в области науки у них существовало взаимное влияние.

Государство Вавилон возникло на берегах Евфрата примерно во II тысячелетии до н. э. Согласно письменным источникам, вавилоняне уже в те времена систематически вели наблюдение за небом. Поначалу они просто фиксировали небесные явления, которые воспринимались ими как астральные божества. И только в VII веке до н. э. получила бурное развитие вавилонская математическая астрономия. Она при помощи необычных моделей и методов описывала движение светил. Прежде всего, вавилонянами была выделена на небе Луна, затем Сириус, Орион и Плеяды. Все эти звезды описаны на глиняных табличках, относящихся ко II тысячелетию до н. э. В это же время в Вавилоне появилась официальная должность придворного астронома. Он наблюдал и записывал наиболее важные изменения и явления на небе.

Систематизировав все астрономические записи, вавилоняне изобрели лунный календарь. Немного позднее он был усовершенствован. В календаре было 12 синодических лунных месяцев по 29 и 30 дней поровну, год равнялся 354 дням. Вавилонянам был известен и солнечный год. Для того чтобы согласовать с этим годом лунный календарь, они от случая к случаю делали вставки 13-го месяца.

Начиная с 763 года до н. э. вавилоняне составили практически полный список затмений. Впоследствии эти записи использовал Птолемей. Вставки в календарь, предсказание затмений и другие нужды — все это потребовало развития математики. Достижения вавилонян в математике были очень высокими. Они были знакомы со стереометрией, задолго до греков сформулировали теорему, которая сейчас называется «теорема Пифагора». В IV веке до н. э. в Вавилоне была изобретена эклиптическая система небесных координат. Там же астрономы составили таблицы лунных эфемерид, точно показывавших положение Луны.

Государство Египет, как полагают историки, существовало уже в IV тысячелетии до н. э. Побудительным мотивом интереса египтян к изучению неба стало, скорее всего, сельское хозяйство, полностью зависели от разливов Нила. Разливы происходили строго периодично, в определенный сезон, и египтяне сразу подметили их связь с полуденной высотой Солнца. Поэтому они и стали поклоняться Солнцу как главному богу Ра.

В Египте установилась власть фараонов, которых простые люди обожествляли. Фараоны учредили должность придворного астронома и тщательно следили за развитием этой науки, которая имела не только прикладные, но и хозяйственные и социально-политические цели. Кроме этого, астрономией занимались жрецы и специальные чиновники, которые вели записи.

Согласно египетскому мифу, Солнце возникло из цветка лотоса, который, в свею очередь, появился из первичного водяного хаоса. Практически с самого начала зарождения цивилизации у египтян существовала религиозно-мифологическая картина мира, имеющая астрономическую основу. По их мнению, Земля является центром Вселенной, вокруг которого вращаются все светила. А Меркурий и Венера обращаются еще и вокруг Солнца.

Поздняя астрономия получила в наследство от египтян 365-дневный календарь без вставок. Он использовался европейскими астрономами до XVI века.

Астрономия как наука была известна и в Китае. Примерно во II-I тысячелетии до н. э. китайскими астрономами небо было разделено на 28 участков-созвездий, в которых двигались Солнце, Луна и планеты. Потом они выделили Млечный Путь, назвав его явлением неизвестной природы. Самый ранний звездный каталог, включающий свыше 800 звезд, был составлен Гань Гуном и Ши Шэнем приблизительно в 355 году до н. э. Это примерно на сто лет раньше Тимохариса и Аристилла в Греции. Немного позднее знаменитый китайский астроном Чжан Хэн поделил небо на 124 созвездия и зафиксировал около 2,5 тысячи видимых звезд.

С III века до н. э. в Китае пользовались солнечными и водяными часами. Все астрономические наблюдения велись со специальных площадок-обсерваторий.

Как и у других народов древности, общие представления китайцев о Вселенной имели мифологическую основу. Центром мира у них считалась Китайская империя («Поднебесная, или Серединная, империя»). Вообще, история космогонических представлений древних китайцев дошла до настоящего времени в хрониках ранних династий. В это время было создано учение о пяти земных первоэлементах-стихиях. Это вода, огонь, металл, дерево, земля. Число стихий связано с древним делением на пять сторон света, а также соответствует числу подвижных звезд-планет. Символически это можно представить в сочетаниях: вода — Меркурий — север, огонь— Марс— юг, металл — Венера — запад, дерево — Юпитер— восток, земля — Сатурн — центр. Кроме этого, существовал еще и шестой элемент — ци (воздух, эфир).

В VIII-VII веках до н. э. возникла идея всеобщего изменения в природе и зарождения самой Вселенной. Считалось, что она появилась в результате борьбы двух противоположных начал — положительного, светлого, активного, мужского (ян) и отрицательного, темного, пассивного, женского (инь).

В связи с тем что Китай со временем стал замкнутой страной, развитие наук, в том числе и астрономии, затормозилось.

Не меньший интерес вызывает и Индия. Самыми древними источниками, рассказывающими об астрономических занятиях древних индийцев, считаются печати с изображениями на космогонические мифологические темы (которые датируются III тысячелетием до н. э.). Содержащиеся на них короткие надписи не расшифрованы и по сей день. Печати относятся к индской цивилизации, главными городами которой являлись Хараппа, Мохенджо-Даро, Калибанган. К XVII-XVI векам центры индской культуры были значительно ослаблены землетрясениями и внутренними противоречиями, а затем окончательно разрушены ариями и индо-ираноязычными племенами, давшими начало нынешнему населению Индии.

Документов об астрономических наблюдениях периода индской культуры сохранилось очень немного, но по ним все же можно понять, как складывались представления древних индусов о Вселенной. Первыми объектами исследования были Солнце и Лука. Как и у других древних народов, астрономическими изысканиями занимались жрецы, которые и составили впоследствии календарь. В нем начиная с VI века до н. э. в названиях дней семидневной недели были использованы имена семи подвижных светил: первый день Луны, второй — Марса, третий — Меркурия, четвертый — Юпитера, пятый — Венеры, шестой — Сатурна, седьмой — Солнца. Некоторое сходство с египетским календарем придавало деление месяца на две половины. В древнеиндийской астрономии это были светлая и темная половины.

На представление древних греков о Вселенной большое влияние оказали более ранние культуры: египетская, щумеро-вавилонская и, вероятно, древнеиндийская. Греция имела связи с Египтом, Вавилоном, с государствами Ближнего Востока.

Астрономическими наблюдениями занимались многие греческие философы и астрономы. Из поэм Гесиода и Гомера известно, что древним грекам были знакомы многие созвездия. Они даже создали практически о каждом из них свею легенду.

Астрономия- древнейшая из наук. Археологами установлено, что человек владел начальными астрономическими знаниями уже 20 тыс. лет назад в эпоху каменного века.

Развитие астрономии происходило по мере накопления данных наблюдений, их систематизации.

Астрономия особенно бурно развивалась в те эпохи, когда в обществе возникала острая практическая потребность в её результатах (предсказание наступление сезонов года, времяисчисление, ориентировка на суше и море и т.п.

Доисторический этап ¾ »от 25 тыс.лет до н.э.- до 4 тыс. до н.э.(наскальные рисунки, природные обсерватории и т.д.).

Древний этап ¾ условно можно считать от 4.000лет до н.э.-1000 до н.э.:

¾ около 4.тыс. лет до н.э. астрономические памятники древних майя, каменная обсерватория Стоунхендж (Англия);

¾ около 3000 лет до н.э. ориентировка пирамид, первые астрономические записи в Египте (рис. 1.1), Вавилоне, Китае;

¾ около 2500лет до н.э. установление египетского солнечного календаря;

¾ около 2000 лет до н.э. создание 1-ой карты неба (Китай);

¾ около 1100 лет до н.э. определение наклона эклиптики к экватору;

Античный этап ¾ идеи о шарообразности Земли (Пифагор, 535 г. до н.э.);

¾ предсказание Фалесом Милетским солнечного затмения (585 г. до н.э.).

¾ установление 19-летнего цикла лунных фаз (цикл Метона, 433 г. до н.э);

¾ идеи о вращении Земли вокруг оси (Гераклит Понтийский, 4 век до н.э);

¾ идея концентрических кругов (Евдокс), трактат «О Небе» Аристотель (доказательство шарообразности Земли и планет) составление первого каталога звёзд 800 звёзд, Китай (4 век до н.э.);

¾ начало систематических определений положений звёзд греческими астрономами, развитие теории системы мира (3 век до н.э.) (рис.1.2);

¾ открытие прецессии, первые таблицы движения Солнца и Луны, звездный каталог 850 звезд (Гиппарах, (2 Век до н.э);¾ идея о движении Земли вокруг Солнца и определение размеров Земли (Аристарх Самосский, Эратосфен 3-2 в. до н.э.);

¾ введение в римской империи Юлианского календаря (46 г. до н.э);

¾ Клавдий Птолемей – «Синтаксис»(Альмогест)-энциклопедия античной астрономии, теория движения, планетные таблицы (140 г. н.э).

Арабский период . После падения античных государств в Европе античные научные традиции (в том числе и астрономии) продолжили развитие в арабском халифате, а также в Индии и Китае:

¾ 813г. Основание в Багдаде астрономической школы (дом мудрости);

¾ 827г. определение размеров земного шара по градусным измерениям между Тигром и Евфратом;

¾ 829г. основание Багдадской обсерватории;

¾Х в. открытие лунного неравенства (Абу-ль-Вафа, Багдад);

¾ каталог 1029 звёзд, уточнение наклона эклиптики к экватору, определение длинны 1° меридиана (1031г, Ал-Бируни);

¾ многочисленные работы по астрономии до конца 15 века (календарь Омара Хайяма, «Ильханские таблицы» движения Солнца и планет(Насирэддин Тусси, Азербайджан), работы Улугбека).

Европейское возрождение . В конце 15 века начинается возрождение астрономических знания в Европе, которое привело к первой революции в астрономии. Эта революция в астрономии была вызвана требованиями практики – начиналась эпоха великих географических открытий. Дальние плавания требовали точных методов определения координат. Система Птолемея не могла обеспечить возросших потребностей. Страны, которые первыми обратили внимание на развитие астрономических исследований, добивались наибольших успехов в открытии и освоении новых земель. Так в Португалии, еще в 14 веке принц Генрих основал обсерваторию для обеспечения потребностей мореплавания, и хотя он не принимал участия в плаваниях, в истории он известен под именем Генрих- Мореплаватель, а Португалия первая из Европейских стран начала захват и эксплуатацию новых территорий.

Важнейшие достижения европейской астрономии XV ¾ XVI веков это планетные таблицы (Региомонтан из Нюрнберга, 1474г.), работы Н.Коперника, которые произвели первую революцию в Астрономии (1515-1540 гг.), а также наблюдения датского астронома Тихо Браге в обсерватории Ураниборг на острове Вэн (самые точные в дотелескопическую эпоху). В 1609- 1618 гг. Кеплер на основе этих наблюдений планеты Марс открыл три закона движения планет, а в 1687г. Ньютон опубликовал закон всемирного тяготения , объясняющий причины движения планет.

В начале 17 века (Липперсгей, Галилей, 1608 г) был создан оптический телескоп, многократно раздвинувший горизонт познания человечества о мире. Соединение достижений теории и практики позволило в свою очередь сделать ряд замечательных открытий: определяется параллакс Солнца (1671), что позволило с высокой точностью определить астрономическую единицу и определить скорость света, открываются тонкие движения оси Земли, собственные движения звёзд, законы движения Луны, создаётся небесная механика, определяются массы планет.

В начале ХIХ века (1.01.1801г.) Пиацци открывает первую малую планету (астероид) Цереру, а затем в 1802 и в 1804 годах были открыты Паллада и Юнона.

В 1806 ¾ 1817 гг И.Фраунтгофер (Германия) создаёт основы спектрального анализа, измеряет длинны волн солнечного спектра и линий поглощения, заложив таким образом основы астрофизики.

В 1845 г. И.Физо и Ж.Фуко (Франция) получили первые фотографии Солнца. В 1845 ¾ 1850 гг лорд Росс (Ирландия) открыл спиральную структуру некоторых туманностей, а в 1846 г. И.Галле (Германия) по вычислениям У.Леверье (Франция) открыл планету Нептун, что явилось триумфом небесной механики. Развитие науки в ХIХ-ом веке (прежде всего физики и химии), появление новых технологий дал толчок к развитию астрофизики. Внедрение в астрономию фотографии позволило получить фотоснимки солнечной короны и поверхности Луны, начать исследования спектров звёзд, туманностей, планет. Прогресс в оптике и телескопостроении позволил открыть спутники Марса, описать поверхность Марса по наблюдениям его в противостоянии (Д. Скиапарелли), а повышение точности астрометрических наблюдений позволило измерить годичный параллакс звёзд (Струве, Бессель, 1838г) открыть движение земных полюсов.

Астрономия ХХ века. В начале ХХ века К.Э.Циолковский издаёт первое научное сочинение по космонавтике ¾ «Исследование мировых пространств реактивными приборами».

В 1905 г. А.Эйнштейн создаёт специальную теорию относительности , а в 1907 ¾ 1916 годах общую теорию относительности , что позволило объяснить имеющиеся противоречия между существовавшей физической теорией и практикой, дало импульс для разгадки тайны энергии звёзд, стимулировало развитие космологических теорий («нестационарная вселенная» А.А.Фридман, РСФСР). В 1923 г Э.Хаббл доказал существование других звёздных систем ¾ галактик , а в 1929 г. он же открыл закон «красного смещения» в спектрах галактик.

Дальнейшее развитие астрономии в ХХ веке шло как по пути увеличения мощности оптических телескопов (в 1918 г. установлен 2,5 – метровый рефлектор в обсерватории Маунт-Вилсон, а в 1947 г.там же вступил в строй 5-и метровый рефлектор) так и по освоению других участков спектра электромагнитных волн.

Радиоастрономия возникла в 30-х годах 20-го века вместе с появлением первых радиотелескопов. В 1933 Карл Янский из Bell Labs обнаружил радиоволны, идущие из центра галактики. Вдохновившись его работами Гроут Ребер в 1937 году сконструировал первый параболический радиотелескоп.

В 1948 г. запуски ракет в высокие слои атмосферы (США) позволили обнаружить рентгеновское излучение солнечной короны. Эти методы дали возможность астрономам начать изучение физической природы небесных тел и значительно расширить границы исследуемого пространства. Астрофизика стала ведущим разделом астрономии, она получила особенно большое развитие в XX в. и продолжающая бурно развиваться в наши дни.

В 1957 г. было положено начало качественно новым методам исследований, основанным на использовании искусственных небесных тел, что в дальнейшем привело к возникновению новых разделов астрофизики. В 1957 в СССР запущен первый искусственный спутник Земли, что ознаменовало начало космической эры для человечества. Космические аппараты позволили выводить за пределы земной атмосферы инфракрасные, рентгеновские и гамма-телескопы). Первые полеты человека в космос (1961 г., СССР), первая высадка людей на Луну (1969 г., США), - эпохальные события для всего человечества. За ними последовали доставка на Землю лунного грунта (Луна-16, СССР, 1970 г.), посадка спускаемых аппаратов на поверхности Венеры и Марса, посылка автоматических межпланетных станций к более далеким планетам Солнечной системы.

Освоение астрономией широкого спектра электромагнитных волн позволило человечеству многократно увеличить свои знания о Вселенной. В тоже время новые возможности поставили перед наукой новые задачи – темная материя, тёмная энергия ждут рационального объяснения.

Более подробно о наиболее важных достижениях современной астрономии рассказано в соответствующих разделах курса лекций.

Связь астрономии с другими науками, практическое значение астрономии

Исследования процессов, происходящих на различных небесных телах, позволяют астрономам изучать материю в таких ее состояниях, какие еще не достигнуты в земных лабораторных условиях. Поэтому астрономия, и в частности астрофизика, тесно связанная с физикой, химией, математикой, способствует развитию последних, а они, как известно, являются основой всей современной техники. Достаточно сказать, что вопрос о роли внутриатомной энергии впервые был поставлен астрофизиками, а величайшее достижение современной техники - запуск искусственных спутников Земли, орбитальных и межпланетных космических станций невозможен без астрономических знаний.

Исключительно важна роль астрономии в формировании правильного материалистического мировоззрения. Астрономия, изучая небесные явления, исследуя природу, строение и развитие небесных тел, доказывает материальность Вселенной, ее естественное, закономерное развитие во времени и пространстве без вмешательства каких бы то ни было сверхъестественных сил.

Астрономия с древнейших времён служила людям для определения времени и местоположения на поверхности Земли, т.е для навигации и геодезии. С запуском первого искусственного спутника Земли в нашей стране в 1957 г. началась эра космических исследований. Изучение Земли из космоса позволило ещё шире поставить астрономию на службу наук о Земле (геологии, геохимии, геофизики и т.п.).

Особое значение астрономия приобретает в настоящее время, решая задачу предупреждения о столкновении Земли с астероидом или кометой. То, что эта угроза не плод воображения фантастов говорят последствия падения т.н. «тунгусского метеорита». В результате падения, как считает большинство исследователей ядра небольшой кометы, была уничтожена тайга на огромной территории (площадь вывала леса превысила 2 тыс. кв. км.). как показывают расчеты, столкновение с Землёй астероида диаметром 100 м может происходить раз в 1000 лет. При падении тела таких размеров по усреднённым подсчётам выделится энергия » 5×10 17 дж, что примерно равно взрыву самой мощной термоядерной бомбы и лишь в 20 раз меньше чем суммарная мощность всех землетрясений на Земле за год. Падение такого тела может привести к локальной катастрофе, которая может быть усугублена аварией на потенциально опасных объектах – атомных или гидроэлектростанциях, химических производствах, а также спровоцировать начало военных действий с применением оружия массового уничтожения. Первой задачей по предотвращению таких катастроф является обнаружение таких тел за годы до столкновения. Роль астрономических наблюдений в решении этой задачи является главной. Более подробно об астероидно-кометной опасности и роли астрономии в её предотвращении сказано в разделе 11.

Астрономия продолжает оставаться наблюдательной наукой, но недалек тот день, когда астрономические наблюдения будут производиться не только с межпланетных станций и орбитальных обсерваторий, но и с поверхности Луны или других планет.

Литература к разделу

  1. Кононович Э.В., Мороз В.И. Общий курс астрономии: учебное пособие/Под ред. В.В. Иванова.- 2-е изд.- М.: Эдиториал УРСС, 2004-544с.
  2. Куликовский П.Г. Справочник любителя астрономии. Изд. 5-е – М.:Эдиториал УРСС, 2002. -688с.
  3. Ганагина И.Г. Астрономия. – Метод. указ. -Новосибирск: СГГА. – 2002.
  4. Климишин И.А. Астрономия наших дней. 2-е издание, “Наука”, 1980-456с.
  5. Бронштэн В.А. Тунгусский метеорит. М.: А.Д. Сельянов, 2000-311с.

История астрономии начинается из самых ранних времен. Первые зарегистрированные астрономические достижения относятся к XXXI веку до н. э. В начале целью, астрономии как науки считалось описание движения небесных тел в небе. Таким образом, были задействованы только Солнце, Луна, звезды и некоторые планеты. В древние времена было четкое разделение астрономии на два направления. Первый сосредоточился на возможностях воздействия астрономии на повседневную жизнь жителей Земли, тогда как второе направление было чисто теоретическим. Оно сосредоточилось на построении математических моделей, описывающих движения небесных тел и позволяющих предсказать их позиции в будущем.

Астрономия развивалась независимо в Древней Греции, Египте и в Месопотамии. И уже в 3000 году до нашей эры был создан календарь, который делит год на 365 дней. Тогда впервые началось разделение дня на двенадцать частей. В то время были придуманы первые имена созвездий, шумерами жившим в древней Месопотамии. Некоторые из этих имен используются и по сей день. Речь идет о созвездиях Тельца, Льва и Скорпиона.

На рубеже восемнадцатого и семнадцатого веков до нашей эры были созданы астрономические вавилонские тексты. Одна из работ, полностью была посвящена планете Венера. Ее название: «Enuma Anu Enlil».

В пятом веке до нашей эры вавилонская астрономия ввела зодиака. Эта концепция касалась как совокупности созвездий, так и называемого большого круга, ставшего основой системы координат в небе. Вавилонские астрономы также создали первые математические модели, из которых можно было рассчитать даты возникновения астрономических явлений.

В Древней Греции астрономы научились использовать геометрию для описания явлений в небе. Развитие греческой астрономии относится к шестому столетию до нашей эры. В то время было создано много теоретических космологических моделей. Астрономы пытались объяснить, например, природу света или небесных тел. Во главе этой школы были в основном Анаксимандр и Пифагор. Говорят, что Пифагор первый, предположил, что Земля может иметь форму сферы.

На рубеже пятого и четвертого веков до н. э. жил Платон, который предположил, что движения тел в небе круговое и однообразное. Он также передал свои знания и предположения своим ученикам. Одним из них был Евдоксос из Книдоса ставшим автором модели Вселенной, которая предполагает, что она состоит из системы сфер с общей средой, и они движутся вокруг Земли.

Эта модель несколько лет спустя была слегка расширена Каллиппсом Кизикский. Он увеличил количество сфер с 26 до 35. Аристотель также работал над этой моделью, но он предполагал, что в итоге сфер должно быть 55.

Однако это была чисто теоретическая модель. В последующие годы греческая астрономия шла в направлении объединения таких теоретических предположений с данными наблюдений. В третьем веке до нашей эры, Аполоний Перги, построил две геометрические модели планетарных орбит. Первая из них предположила, что планеты движутся вокруг Земли по кругу с постоянной скоростью, но Земля не находится в центре этого круга. Это должно было объяснить изменением расстояния между Землей и остальными планетами. Вторая модель предполагала движение планет и называлась эпициклом.

Предположения первой из моделей были использованы во втором веке до нашей эры Гиппархом. Он попытался описать движение Солнца вокруг Земли. Он даже установил параметры для предполагаемой солнечной орбиты в зависимости от продолжительности весны и лета. Гиппарх также использовал вторую модель Аполлония.

Наука затем вступила в новую эру, где наибольшее влияние на ее развитие сделали в первую очередь исламские астрономы, а также отдельные ученые в Европе. Венцом этих многовековой теории была работа Коперника.

В XI веке арабские астрономические работы стали все более популярными в Западной Европе. Таким образом, теории Птолемея, переведенные ранее на арабский язык, попали в Западную Европу. В тринадцатом веке на основе предположений Птолемея были созданы новые астрономические таблицы для расчета положений планет.

В 1543 году Коперник опубликовал в Нюрнберге свою работу «О вращении небесных сфер». Во второй половине XVI века астроном Тихо Браге, благодаря своим наблюдениям обнаружил, что комета двигалась в области, которая, согласно модели Птолемея, была зарезервирована для движения планет. Таким образом, он опроверг теорию существования сфер. В последние годы своей жизни Браге сотрудничал с Кеплером, который помог ему разработать его теорию. Потом благодаря этим данным, полученным Браге, Кеплер обнаружил, какова природа планетных орбит.

В тех местах на Земле, где зародились древнейшие цивилизации, сохранилось множество письменных документов, из которых видно, что с появлением письменности стала развиваться и астрономия. Наличие письменности позволяло астрономам надежнее сохранять свои наблюдения и знания об окружающем их мире. Письменная история астрономии берет начало в III-II тысячелетиях до н. э.
Поначалу развивалась наблюдательная астрономия, которая рассматривалась как часть астрологии. Для того чтобы получать более точные сведения о передвижениях небесных тел, человек придумал гномон и астрономический календарь. Кроме этого, к древнейшим астрономическим инструментам относятся угломерные - типа отвеса с подвижной линейкой. Их направляли на Солнце для определения углового расстояния от зенита.
Накопление наблюдений и сведений о закономерностях небесных явлений привело к развитию новой науки, причем в разных странах обращали внимание на различные астрономические явления. Люди решали одни и те же задачи, описывали движения светил. Но главным было все-таки социально-экономическое различие, другой уклад жизни общества. Наиболее крупные государства (Вавилон, Египет, Китай) имели развитые торговые и государственные связи. Благодаря этому в области науки у них существовало взаимное влияние.
Государство Вавилон возникло на берегах Евфрата примерно во II тысячелетии до н. э. Согласно письменным источникам, вавилоняне уже в те времена систематически вели наблюдение за небом. Поначалу они просто фиксировали небесные явления, которые воспринимались ими как астральные божества. И только в VII веке до н. э. получила бурное развитие вавилонская математическая астрономия. Сна при помощи необычных моделей и методов описывала движение светил. Прежде всего, вавилонянами была выделена на небе Луна (как главный бог Нанна), затем Сириус, Орион и Плеяды. Все эти звезды описаны на глиняных табличках, относящихся ко II тысячелетию до н. э. В это же время в Вавилоне появилась официальная должность придворного астронома. Сн наблюдал и записывал наиболее важные изменения и явления на небе. Систематизировав все астрономические записи, вавилоняне изобрели лунный календарь. Немного позднее он был усовершенствован. В календаре было 12 синодических лунных месяцев по 29 и 30 дней поровну, год равнялся 354 дням.. Вавилонянам был известен и солнечный год. Для того чтобы согласовать с этим годом лунный календарь, они от случая кслучаю делали вставки 13-го месяца.
Начиная с 763 года до н. э. вавилоняне составили практически полный список затмений. Впоследствии эти записи использовал Птолемей. Вставки в календарь, предсказание затмений и другие нужды: - все это потребовало развития математики. Достижения вавилонян в математике были очень высокими. Они были знакомы: со стереометрией, задолго до греков сформулировали теорему, которая сейчас называется «теорема Пифагора». В IV веке до н. э. в Вавилоне была 1изобретена эклиптическая система небесных координат. Там же астрономы составили таблицы: лунных эфемерид, точно показывающих положение Луны:.
Государство Египет, как полагают историки, существовало уже в IV тысячелетии до н. э. Побудительным мотивом интереса египтян к изучению неба стало, скорее всего, сельское хозяйство, полностью зависевшее от разливов Нила. Разливы: происходили строго периодично, в определенный сезон, и египтяне сразу подметили их связь с полуденной высотой Солнца. Поэтому они и стали поклоняться Солнцу как главному богу Ра.
В Египте установилась власть фараонов, которых простые люди обожествляли. Фараоны: учредили должность придворного астронома и тщательно следили за развитием этой науки, которая имела не только прикладные, но и хозяйственные и социально-политические цели. Кроме этого, астрономией занимались жрецы и специальные чиновники, которые вели записи.
Согласно египетскому мифу, Солнце возникло из цветка лотоса, который, в свою очередь, появился из первичного водяного хаоса. Практически с самого начала зарождения нации у египтян существовала религиозно-мифологическая картина мира, имеющая астрономическую основу. По их мнению, Земля является центром Вселенной, вокруг которого вращаются все светила. А Меркурий и Венера обращаются еще ивокруг Солнца.
Поздняя астрономия получила в таследство от египтян 365-дневный календарь без вставок. Он использовался европейскими астрономами до XVI века.
Астрономия как наука была известна и в Китае. Примерно во тысячелетии до н. э. китайскими астрономами небо было разделено на 28 участков-созвездий, в которых двигались Солнце, Луна и планеты:. Потом они выделили Млечный Путь, назвав его явлением неизвестной природы:. Самый ранний звездный каталог, включающий свыше 800 звезд, был составлен Гань Гуном и Ши Шэнем приблизительно в 355 году до н. э. Это примерно на сто лет раньше Тимохариса и Аристилла в Греции. Немного позднее знаменитый китайский астроном Чжан Хэн поделил небо на 124 созвездия и зафиксировал около 2,5 тысячи видимых звезд.
С III века до н. э. в Китае люди пользовались солнечными и водяными часами. Все астрономические наблюдения велись со специальных площадок-обсерваторий.
Как и у других народов древности, общие птредставления китайцев о Вселенной имели мифологическую основу. Центром мира у них считалась Китайская империя («Поднебесная, или Серединная, империя»). Вообще, история космогонических представлений древних китайцев дошла до настоящего времени в хрониках династий и начинается с эпохи дитстии Пан-Инь. В это время было создано учение о пяти земных первоэлементах-стихиях. Это вода, огонь, металл, дерево, земля. Число стихий связано с древним делением на пять сторон света, атакже соответствует числу подвижных звезд-планет. Символически это можно представить в сочетаниях: вода - Меркурий - север, огонь - Марс - юг, металл - Венера - запад, дерево - Юпитер - восток, земля - Сатурн - центр. Кроме этого, существовал еще и шестой элемент - ци (воздух, эфир).
В VETI-VEI веках до н. э. возникла идея всеобщего изменения в природе и зарождения самой Вселенной. Считалось, что она появилась вре-зультате борьбы: двух противоположных начал - положительного, светлого, активного, мужского (ян) и отрицательного, темного, пассивного, женского (инь).
В связи с тем что Китай со временем стал замкнутой страной, развитие наук, в том числе и астрономии, затормозилось.
Не меньший интерес вызывает и Индия. Самыми древними источниками, рассказывающими об астрономических занятиях древних индийцев, считаются печати с изображениями на космогонические мифологические темы (которые датируются III тысячелетием до н. э.). Имеющиеся на них короткие надписи не расшифрованы и по сей день. Печати относятся киндской цивилизации, главными городами которой являлись Хараппа, МЬхенджо-Даро, Калибанган. К XVII-XVI векам центры индской культуры были значительно ослаблены землетрясениями и внутренними противоречиями, а затем окончательно разрушены ариями ииндо-ираноязычными племенами, давшими начало нынешнему населению Индии.
Документов об астрономических наблюдениях периода индской культуры сохранилось очень немного, но по ним все же можно понять, как складывались представления древних индусов о Вселенной. Первыми объектами исследования были Солнце и Луна. Как и у других древних народов, астрономическими изысканиями занимались жрецы, которые исоставили впоследствии календарь. В нем начиная с VI века до н. э. в названиях дней семидневной недели были использованы имена семи подвижных светил: первый день Луны, второй - Марса, третий - Меркурия, четвертый - Юпитера, пятый - Венеры, шестой - Сатурна, седьмой - Солнца. Некоторое сходство с египетским календарем придавало деление месяца на две половины. В древнеиндийской астрономии это были светлая и темная половины.
Самые древние памятники цивилизации на территории Греции относятся к Ш-П тысячелетиям до н. э. В то время уже существовали поселения и даже города, жители которых занимались морской торговлей.
На представление древних греков о Вселенной большое влияние оказали более ранние культуры: египетская, шумеро-вавилонская и, вероятно, древнеиндийская. Греция имела связи с Египтом, Вавилоном, сгосударствами Ближнего Востока.
Астрономическими наблюдениями занимались многие греческие философы и астрономы. Из поэм Гесиода и Гомера известно, что древним грекам были знакомы многие созвездия. Они даже создали практически о каждом из них свою легенду.
Большая Медведица. По утверждению Гесиода, она была дочерью Ликаона и жила в Аркадии. Но вскоре Каллисто наскучил родной город, и она переселилась в горы, где проводила время, охотясь вместе с Артемидой. Там и увидел ее Зевс, верховный бог. Его поразила красота девушки, и он соблазнил ее. Охотница долго скрывала свое положение, но подошла пора родов, и Артемида догадалась, что с ней произошло. Разгневавшись, богиня превратила ее в медведицу. Так, уже находясь в облике животного, 1Каллисто родила сына, и нарекла его Аркадом.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Основная часть

1.1 Происхождение науки

Заключение

Список литературы

Введение

Слово «астрономия» происходит от двух греческих слов: «астрон» -- звезда, светило и «номос»-- закон.

Астрономия -- наука о Вселенной, изучающая движение, строение, происхождение и развитие небесных тел и их систем (6,с.22). Астрономия, как и все другие науки, возникла из практических потребностей человека. Кочевым племенам первобытного общества нужно было ориентироваться при своих странствиях, и они научились это делать по Солнцу, Луне и звездам. Первобытный земледелец должен был при полевых работах учитывать наступление различных сезонов года, и он заметил, что смена времен года связана с полуденной высотой Солнца, с появлением па ночном небе определенных звезд. Дальнейшее развитие человеческого общества вызвало потребность в измерении времени и в летосчислении (составлении календарей). Все это могли дать и давали наблюдения над движением небесных светил, которые велись в начале без всяких инструментов, были не очень точными, но вполне удовлетворяли практические нужды того времени. Из таких наблюдений и возникла наука о небесных телах -- астрономия.

1. Основная часть

1.1 Происхождение науки

Астрономия является одной из древнейших наук, истоки которой относятся к каменному веку (VI-III тысячелетия до н. э.). Астрономия изучает движение, строение, происхождение и развитие небесных тел и их систем. Человека всегда интересовал вопрос о том, как устроен окружающий мир, и какое место он в нем занимает. У большинства народов еще на заре цивилизации были сложены особые - космологические мифы, повествующие о том, как из первоначального хаоса постепенно возникает космос (порядок), появляется все, что окружает человека: небо и земля, горы, моря и реки, растения и животные, а также сам человек. На протяжении тысячелетий шло постепенное накопление сведений о явлениях, которые происходили на небе. Оказалось, что периодическим изменениям в земной природе сопутствуют изменения вида звездного неба и видимого движения Солнца. Высчитать наступление определенного времени года было необходимо для того, чтобы в срок провести те или иные сельскохозяйственные работы: посев, полив, уборку урожая(1,с.25).

Но это можно было сделать лишь при использовании календаря, составленного по многолетним наблюдениям положения и движения Солнца и Луны. Так необходимость регулярных наблюдений за небесными светилами была обусловлена практическими потребностями счета времени. Строгая периодичность, свойственная движению небесных светил, лежит в основе основных единиц счета времени, которые используются до сих пор, - сутки, месяц, год. Простое созерцание происходящих явлений и их наивное толкование постепенно сменялись попытками научного объяснения причин наблюдаемых явлений.

Все повторяется в небе над нами: каждую ночь восходят и заходят звезды, меняются лунные фазы, Солнце находит свой путь между звезд. Скорее всего, именно эти закономерности были открыты первыми астрономами, сидевшими у первобытного костра. Движение Луны (точнее, периодичность смены лунных фаз) было положено в основу первого лунного календаря, затем было открыто движение Солнца по зодиаку, и появился солнечный год. В это же время достигла расцвета и «небесная» мифология: первобытные люди обожествляли Солнце, Луну и другие светила, совершали различные обряды, чтобы задобрить небесных богов.

За несколько тысяч лет до нашей эры в долинах крупных рек (Нил, Тигр и Евфрат, Инд и Ганг, Янцзы и Хуанхэ) осели земледельцы. Календарь, составлявшийся жрецами Солнца и Луны, стал играть важнейшее значение в их жизни. Наблюдения за светилами жрецы проводили в древних обсерваториях, одновременно бывших и храмами. Их изучает археоастрономия. Археологи нашли довольно много подобных обсерваторий. Простейшие из них - мегалиты - представляли собой один (менгиры) или несколько (дольмены, кромлехи) камней, расположенных в строгом порядке друг относительно друга. Мегалиты отмечали места восхода и захода светил в определенное время года. Раньше считалось, что их возвели древние кельты, но сейчас доказано, что мегалиты появились в Европе намного раньше индоарийских племен (древнейший из них - Нью-Грейндж - датируется 3000 г. до н.э.), а друиды только поклонялись этим «волшебным» сооружениям (2, с.144).

Одним из самых известных сооружений древности является Стоунхендж, расположенный в Южной Англии. По легенде, его за одну ночь воздвиг волшебник Мерлин. Обсерватория представляет собой 30 вкопанных камней высотой более 5 м с положенными сверху плитами, составлявшие кольцо диаметром почти 30 м. Внутри него располагались еще несколько камней, вокруг сооружения были кольца лунок. Сейчас ученые полагают, что Стоунхендж строился в несколько этапов между 1900 и 1600 гг. до н.э. Его основная функция - наблюдение Солнца и Луны, определение дней зимнего и летнего солнцестояний, предсказание лунных и солнечных затмений. В трех километрах от Стоунхенджа были найдены остатки древней постройки, напоминавшей его по своей планировке, но выполненной из дерева. Считают, что Вудхендж был гигантским макетом, опираясь на который строители сумели построить Стоунхендж.

1.2 Развитие астрономии Византии в Средние века

В Византии в XI в. астрология по-прежнему занимала важное место в системе естественнонаучных знаний. Но при этом отношение к ней в византийском обществе было двойственным. Церковь была враждебно настроена к астрологии, усматривая в признании зависимости поступков людей от положения и движения небесных светил противоречие с христианским вероучением о самоопределении души, свободе воли и воздаянии.

Иным было отношение к астрологии византийских монархов. При их дворах бывали астрологи, к которым императоры обращались за советом во всех важных случаях и которые должны были определять исход того или иного предприятия. Михаил V Калафат (1041 - 1042), задумав удалить из дворца усыновившую его императрицу Зою, обратился к астрологам, чтобы выяснить, благоприятствует ли время задуманному мероприятию. Глубокий пиетет к астрологам питал Константин IX Мономах (1042 - 1055). Он и сам следил за движением звёзд и пытался определять по ним свою судьбу. К астрологам в критических обстоятельствах обращался Михаил VII (1071 - 1078) для выяснения исхода событий и внимательно выслушивал их предсказания.

Алексей I Комнин (1081 - 1118), мало внимания обращавший на небесные предзнаменования и объяснявший их естественными причинами, относился враждебно к астрологам и даже изгнал их из столицы. Однако, когда на небе появилась огромная комета, которую в народе считали вестником каких-то новых, необычайных событий, он был вынужден обратиться за разъяснениями подобного явления к сведущим людям, а именно к эпарху города Василию, довольно хорошо разбиравшемуся в учении астрологов. С огромным доверием относились к астрологии и василевсы из династии Ангелов. По рассказу Никиты Хониата, Алексей III Ангел (1195 - 1203) при неблагоприятном положении звёзд даже отказывался от переезда из Большого дворца во Влахернский. Как подчёркивает историк, византийские императоры и шага не делали, не посоветовавшись с астрологами о положении звёзд.

В позднее Средневековье астрология в Византии в целом не занимала такого места, как на Западе (где она в это время стала активно развиваться). Однако среди учёной части населения астрономия и астрология вновь начинают вызывать большой интерес. Своим расцветом в палеологовское время наука о небе обязана Феодору Метохиту, находившемуся в центре политической и духовной жизни в период правления Андроника II (1263 - 1267).

Метохит возродил эту некогда процветавшую, но теперь почти забытую науку. В научной среде начали разгораться споры о том, какая из наук более значима - математика (бывшая до того времени наиболее популярным предметом квадривиума) или астрономия с астрологией, и эти споры решались в пользу "науки о звёздах". Занятия Метохита были продолжены его учеником Никифором Григорой (1295 - 1360).

В эпоху Великих Комнинов (1204 - 1461) центром изучения естественных наук становится Трапезунд. Во многом это заслуга Григория Хиониада (сер. XIII в. - ок. 1330).Константинопольский врач Григорий Хиониад прибыл в Трапезунд ранее 1295 г. и добился от императора Иоанна II (1280 - 1297) большой денежной субсидии для поездки в Персию, где успешно развивалась астрономия.

Пробыв в Иране несколько лет между 1295 и 1301 гг., Хиониад привёз в Трапезунд большое число книг по астрономии и астрологии, которые затем перевёл на греческий язык и снабдил комментариями, как письменными, так и устными, наставляя учеников. Хиониад создал школы в Константинополе и Трапезунде, существенно обогатил византийскую астрономию в целом. В Трапезунде его школа продолжала существовать и позднее. В 1320-х - 30-х гг. клирик Мануил вёл занятия по персидским книгам и руководствам, привезённым Хиониадом.

Продолжалось и составление астрологических таблиц. Вновь отметим, что астрономией и астрологией занимались люди, практиковавшие врачевание и ради врачевания; такими были Хиониад, Андрей Ливадин, Георгий Хрисококк. Результатом деятельности этих учёных стало то, что в 1330-е - 40-е гг. интерес к гороскопной астрологии вновь возрос - как в Византии, так и в Трапезундской империи.

В последние десятилетия XIV в. разворачивалась деятельность астронома, астролога и врача Иоанна Абрамия. В 1370-х гг. он был астрологическим советником Андроника IV (в частности, составил сохранившийся до наших дней гороскоп вступления Андроника IV в Константинополь и свержения с престола его отца, императора Иоанна V, 12 августа 1376 г.).

Абрамий стал основателем астрологической школы, которая процветала в 1370-х - 1400-х гг. В этой школе был большой интерес к теории затмений, на что указывают сохранившиеся во множестве соответствующие расчёты. Абрамий и его коллеги копировали и переводили астрологические и астрономические сочинения, и эта их деятельность имеет важное значение, поскольку благодаря ей сохранился ряд редких работ. В начале XV в. Абрамий попытался откорректировать астрономические параметры Птолемея на базе собственных наблюдений и знания исламских материалов, переведённых на греческий язык Григорием Хиониадом между 1298 и 1302 г. Среди представителей школы Абрамия следует выделить Элевтерия Элея (известного также под псевдонимом Палхус) и его ученика Дионисия. Их занятия были продолжены уже ближе к середине XV в. Иоанном Хортасменом и кардиналом Исидором Киевским. Однако дни как Византии в целом, так и византийской астрологии были сочтены: в 1453 г. Константинополь был взят штурмом, после чего все византийские территории в Малой Азии и на Балканах оказались под властью Турции.

1.3 Развитие астрономии в Западной Европе

астрономия небесный тело наука

С VIII в. над Испанией и Сицилией обрели владычество арабы, у которых, астрология активно развивалась. Постепенно идеи исламской науки начали проникать в европейские образованные круги. Большой интерес к астрологии и астрономии, характерный для европейцев этой эпохи, стал причиной того, что когда западные эрудиты начали развивать контакты с арабами, астрологические тексты были среди первых переведённых работ. Ряд латинских сочинений X в. уже содержит арабские термины и концепции. Однако действительно активное изучение арабских работ началось лишь в XII в.

Характерно, что период, когда арабские научные тексты переводились на греческий язык, длился с IX по XIV в., а на латинский язык арабские сочинения переводились в основном с XII по XIII в. Однако за эти два века было сделано гораздо больше латинских переводов, чем греческих - за шесть веков. Во многом это объясняется тем, что греки имели в своём распоряжении обширные научные источники (прежде всего, античные), не уступающие арабским, тогда как на латинском Западе научные знания были гораздо скуднее. Поэтому, когда появилась возможность научных контактов с исламским миром, европейские переводчики воспользовались ею весьма активно. Выдающимися переводчиками, познакомившими латинский Запад со многими работами греческих, арабских и еврейских астрологов были Аделярд из Бата (ок. 1080 - 1152) , Платон Тиволийский (1-я пол. XII в.), Хуго Санталийский (сер. XII в.), Роджер из Херефорда (2-я пол. XII в.), Михаэль Скот (ум. ок. 1235). При этом они и сами были прекрасными астрологами.

Особо важную роль в распространении астрологический и астрономических знаний сыграл Альфонс X Мудрый (1221 - 1284), король Кастилии и Леона с 1252 г., а с 1257 г. также король Германии. Он покровительствовал наукам и литературе, сам занимался астрологией и астрономией (за что и был прозван Мудрым), заботился о переводе всех доступных ему исламских астрологических трактатов на латинский язык. Кроме того, по инициативе Альфонса Мудрого в 1248 г. в Толедо испанскими, арабскими и еврейскими учёными были разработаны новые таблицы движения планет. Они были изданы в 1252 г. и получили название "Альфонсинских таблиц". Астрологи Европы использовали их для составления гороскопов на протяжении нескольких веков, вплоть до Кеплера.

1.4 Развитие астрономии в Восточной Европе

В обсуждаемый период астрология и астрономия получили распространение и в Восточной Европе. Хотя естественные науки в целом и "науки о звёздах" в частности не приветствовались православной церковью, данные дисциплины были известны и на Руси. К примеру, сохранились сведения, что астрология входила в квадривиум наук, изучавшихся в школах повышенного типа в Полоцком княжестве.

Центром астрологических и астрономических знаний в Восточной Европе с XV в. стала Польша. Главной "кузницей" астрологических кадров была Краковская академия, в которой существовала самостоятельная кафедра астрологии. Первый курс астрологии был здесь прочитан в 1423 г. Хенриком Чехом, который славился точностью своих прогнозов. В последующие полтора столетия в Краковской академии работала целая плеяда известных астрологов:

Мартин из Журавицы (ок. 1422 - ок. 1459), математик и доктор медицины, получивший за удачные исцеления прозвище "короля в медицине", он был автором первого в Польше прогностика (сборника астрологических предсказаний) на 1451 г.;его ученик Мартин Былица (1433 - 1494), преподававший астрологию и астрономию в университетах Италии и Венгрии и составивший вместе с Региомонтаном астрологические таблицы;

Пётр Гашовец (ок. 1430 - 1474), доктор медицины, ректор Краковской академии, придворный астролог Казимира IV;

Войцех Брудзевски (2-я пол. XV в.), магистр астрологии, автор ряда альманахов и прогнозов, опубликованных в 1480-х гг.;

Михал из Вроцлава (ум. ок. 1534), философ (представитель среднего аристотелизма), теолог, математик, автор первых печатных прогностиков.

В Краковской академии также получил образование Георгий Дрогобычский (Юрий из России; ок. 1450 - 1494) - первый отечественный доктор медицины и философии и первый восточнославянский астролог, получивший европейскую известность. В 1478 - 1482 гг. он читал лекции по астрологии и медицине в Болонском университете, а на 1481 - 1482 учебный год был избран ректором этого университета благодаря своему высокому престижу в науке о звёздах. Параллельно он практиковал как астролог. С 1487 г. Юрий из России преподавал астрономию, астрологию и медицину в Кракове. Среди его учеников в астрономии был Николай Коперник. Георгий Дрогобычский был признан одним из лучших врачей своего времени, и в 1492 г. получил должность "королевского лекаря" при Казимире Ягеллончике. Он был автором ряда трактатов по мунданной астрологии, посвящённых преимущественно предсказанию по затмениям. Интересно, что именно в астрологическом сочинении Георгия из Дрогобыча "Прогностическое суждение...", изданном в Риме в 1483 г., впервые в истории печати упомянуты Москва, Вильно (Вильнюс), Кафа (Феодосия), а также родные города автора - Львов и Дрогобыч.

Заключение

Трудно точно сказать, когда именно зародилась астрономия и астрология: до нас почти не дошли сведения, относящиеся к доисторическим временам. В ту отдаленную эпоху, когда люди были совершенно бессильны перед природой, возникла вера в могущественные силы, которые будто бы создали мир и управляют им, на протяжении многих веков обожествлялась Луна, Солнце, планеты. Об этом мы узнаем из мифов всех народов мира. Первые представления о мироздании были очень наивными, они тесно переплетались с религиозными верованиями, в основу которых было положено разделение мира на две части - земную и небесную. Думали, что существует "твердь небесная", к которой прикреплены звезды, а Землю принимали за неподвижный центр мироздания.

Астрология и астрономия одновременно выполняли две практически не связанные между собой, но, тем не менее, имеющие одну точку приложения, задачи: изучали различные характеристики небесных тел (размер, положение относительно Земли, скорость движения, исходящий от неё свет, цвет и прочие) и как это проявляется. Ими двигало не любопытство больше узнать о Марсе или Венере как таковых, а желание понять как они влияют на отдельного человека и Землю в целом.

Сегодня в лабораториях ученых все чаще наблюдаются феномены, которые нельзя интерпретировать только в рамках материалистической доктрины. Если астрономия -- овеществленная поэзия Космоса, то астрология -- его одухотворенная компонента. Для приобретения имеющегося объема астрономических и астрологических знаний человечество затратило огромные интеллектуальные усилия.

Список литературы

1. Астрономия: Учебник для 11 кл.сред.шк. - М: Просвещение,1990.

2. Бакулин. П.И. Курс общей астрономии. - М.: Академия, 2000.

3. Берри А. «Краткая история астрономии» Пер. с англ. Займовского С.Г. ОГИЗ, М-Л., 1946. - 363 с

4. Еремеева. А.И. Астрологическая картина мира и ее творцы. - М.: Наука, 1984

5. Куталев Д. «Астрология в ХI-XVвв»

6. Черепащук А. М., Чернин А. Д. Вселенная, жизнь, черные дыры.-.: Владос, 1994.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Предмет астрономии. Источники знаний в астрономии. Телескопы. Созвездия. Звездные карты. Небесные координаты. Работа с картой. Определение координат небесных тел. Кульминация светил. Теорема о высоте полюса мира. Измерение времени.

    учебное пособие , добавлен 10.04.2007

    Астрономия каменного века и древних цивилизаций. Особенности развития астрономии как науки от Средневековья до ХХ века. Разделы современной астрономии. Экспертная оценка будущего астрономии. Современная популярность и востребованность данной профессии.

    реферат , добавлен 03.03.2012

    Астрономия - наиболее древняя среди естественных наук, история ее развития. Изучение видимых движений Солнца и Луны в Древнем Китае за 2 тысячи лет до н.э. Система мира Птолемея. Возникновение науки астрофизики. Современные достижения астрономии.

    презентация , добавлен 05.11.2013

    Древнее представление о Вселенной. Объекты астрономического исследования. Расчеты небесных явлений по теории Птолемея. Особенности влияния астрономии и астрологии. Гелиоцентрическая система мира с Солнцем в центре. Исследование Дж. Бруно в астрономии.

    реферат , добавлен 25.01.2010

    Особенности астрономии как науки. Ее философское значение, определяющее мировоззрение людей и связь с другими дисциплинами. Основные задачи, связанные с изучением движений, строения, проблем происхождения и развития небесных тел и особенности их решения.

    презентация , добавлен 09.02.2014

    Наука - особый вид интеллектуальной деятельности, целью которой является выработка достоверного знания об окружающей действительности. Структурность системы знаний. Научная картина мира. Развитие астрономии, ее связь с религией и социальной идеологией.

    курсовая работа , добавлен 29.08.2012

    Основные понятия, необходимые для успешного изучения космической геодезии. Описание систем координат, наиболее часто используемых в астрономии для описания положения светил на небе. Общие сведения о задачах космической геодезии как науки, их решение.

    контрольная работа , добавлен 11.01.2010

    История возникновения астрономии, первые записи астрономических наблюдений. Создание греческими астрономами геометрической теории эпициклов, которая легла в основу геоцентрической системы мира Птолемея (II в. н.э.). Гелиоцентрическая система мира Коперник

    презентация , добавлен 28.05.2012

    История создания лазера. Принцип действия и устройство лазера. Применение лазеров в астрономии. Лазерная система стабилизации изображений у телескопов. Создание искусственных опорных "звезд". Лазерный термоядерный синтез. Измерение расстояния до Луны.

    реферат , добавлен 17.03.2015

    Предмет и задачи астрономии. Особенности астрономических наблюдений. Принцип действия телескопа. Видимое суточное движение звезд. Что такое созвездие, его виды. Эклиптика и "блуждающие" светила-планеты. Звездные карты, небесные координаты и время.