Социология феноменологическая. Феноменологическая социология

Введение

Актуальность изучения основ западной социологии заключается в том, чтобы стать более всесторонне развитой личностью. Так как в современном постоянно меняющемся мире, чтобы быть успешным и состоятельным человеком, необходимо иметь знания в различных науках. Одной из таких наук является социология, так как объектом ее изучения является общество, и, следовательно, изучив ее, и правильно применив полученные навыки можно более продуктивно взаимодействовать с обществом.

Целью данной семестровой работы является изучение парадигм в зарубежной социологии. Парадигмой науки называют систему ее исходных категорий, идей, положений, допущений и принципов научного мышления, позволяющую давать непротиворечивое объяснение изучаемым явлениям, выстраивать теории и методы, на основе которых реализуются исследования.

Задачами данной семестровой работы, исходя из целей, является рассмотрение пяти основных парадигм западной социологической мысли. А именно феноменологическая социология, теория конфликта, теория обмена, символический интеракционализм, этнометодология.

Теория конфликта считает, что конфликт выполняет в обществе стимулирующую функцию, создавая предпосылки для развития общества. Однако не все конфликты играют в обществе позитивную роль, поэтому на государство возлагается функция контроля над конфликтами, чтобы они не перерастали в состояние повышенной социальной напряженности.

Основная мысль феноменологической социологии: индивид не является пленником социальной структуры, социальная реальность постоянно воссоздается нами, зависима от нашего сознания и наших ее интерпретаций. Однако взгляд на нее с позиции внешнего наблюдателя не позволяет "пробиться" к ее истокам. Следовательно, необходимо погружение в мир, в котором живет человек.

Суть теории социального обмена заключается в том, что функционирование человека в обществе основывается на обмене различными социальными благами.

По теории символического интеракционализма социальный прогресс рассматривается социологами как выработка и изменение социальных значений, не имеющих строгой причинной обусловленности, зависящих больше от субъектов взаимодействия, чем от объективных причин.

Основой этнометодологии является изучение смыслов, которые люди придают социальным явлениям. Эта концепция возникла в результате расширения методологической базы социологии и включение в нее методов изучения различных общин и примитивных культур и переводе их на язык процедур анализа современных социальных и культурных явлений и процессов.

Феноменологическая социология и этнометодология

В основе феноменологической социологии и лежит европейская школа феноменологической философии. Основателем феноменологической философии был Эдмунд Гуссерль (1859-1938), главные труды которого появились в конце XIX - начале XX веков. Развивая радикальные концепции, он ставил своей задачей создание философии, которая обращалась бы к корням нашего знания и опыта, считая, что научное знание все более отрывается от повседневности - источника наших познаний, и что феноменология способна восстановить эту связь. Полвека спустя социологи использовали тот же самый аргумент, направив его против устоявшейся социальной теории, в частности, против структурного функционализма, утверждая его оторванность от социального опыта и социальной жизни.

Альфред Шюц, австрийский социолог, живший в XX веке, первым попытался применить философскую феноменологию для проникновения в социальный мир. Он доказал, что способ, с помощью которого люди придают смысл окружающему их миру, не является сугубо индивидуальным. Люди используют "типизации" -- понятия, обозначающие классы предметов, которые они выражают. Примеры типизации -- "банковский служащий", "футбольный матч", "дерево". Такие типизации не являются уникальными у каждого отдельного человека; напротив, они воспринимаются членами общества, передаются детям в процессе изучения языка, чтения книг и разговора с другими людьми. Пользуясь типизациями, человек может вступать в общение с другими людьми, будучи уверенным, что они видят мир таким же образом. Постепенно у индивида создается запас "знания здравого смысла", которое разделяют другие члены общества, что позволяет им жить и общаться. Хотя знанием здравого смысла руководствуется подавляющее большинство членов общества, оно не является раз и навсегда данным, неизменным. Напротив, оно постоянно изменяется в процессе интеракции. Шюц признает, что каждый индивид по-своему интерпретирует мир, воспринимая его на свой лад, но запас знания здравого смысла позволяет понимать действия других хотя бы частично.

Положения феноменологической социологии Шюца были восприняты двумя социологическими школами. Первую из них -- школу феноменологической социологии знания -- возглавили Питер Бергер и Томас Лукман, вторую, получившую название "этнометодология" -- Гарольд Гарфинкель.

Феноменологическая социология основана на критическом анализе социологического позитивизма, в том числе марксизма. Феноменологические социологи в частности, Дэвид Сильверман, Дэвид Уолш, Майкл Филипсон, Пол Филмер подвергли критике принципы социологического позитивизма: социальный объективизм, т.е. рассмотрение общества как объективного, подобного физическому, мира, независимого от человеческого сознания и деятельности; отношение к индивиду как к несущественной части социальных процессов.

"Коренной недостаток позитивистской социологии, -- пишет Д. Уолш, -- заключается в ее неспособности понять смысловое строение социального мира". Он является результатом как переноса естественнонаучного метода познания на область социального познания, так и несознаваемого использования представлений здравого смысла людей в качестве конечного пункта своих исследований.

Задача феноменологической социологии состоит в том, чтобы выяснить, обнаружить, понять, познать, каким образом люди структурируют воспринимаемый мир и его феномены, или явления, в своем сознании и как воплощают свое знание мира в повседневных действиях, то есть в обыденной жизни. Следовательно, представителей феноменологической социологии интересует не столько объективный мир социальных явлений и процессов и различия внутри него, сколько то, как этот мир и его различные структуры воспринимаются обычными людьми в их повседневной жизни. Поэтому можно с полным правом говорит о том, что сторонники феноменологической социологии стремятся теоретически осмыслить социальный мир в его человеческом, духовном бытие.

Будучи учеником А. Шюца, Г. Гарфинкель главное внимание в своей теории направил на исследование повседневного поведения обычных людей в обычных условиях и их "конструирования" собственного "социального мира". Под "этносом" в названии теории имеется в виду любая общность людей, под "методами" понимаются способы взаимодействия людей по неписаным правилам поведения, которые регулируют их повседневную жизнь, а "логос" -- это знание, теория. Гарфинкель ввел понятие этнометодологии, само слово происходит от слов "этнос" (люди, народ) и методология (наука о правилах, методах), сознательно по аналогии с этнографией, предметом которой является знание, с помощью которого представители примитивных обществ овладевают явлениями в окружающей предметной среде. Замысел этнометодологии является сходным: обнаружить методы (средства), которыми пользуется современный человек в обществе для реализации всего многообразия повседневных действий.

Этнометодологов прежде всего интересует: как организуется и совершается практичное повседневное взаимодействие людей; как эти действия с помощью общения понимаются и интерпретируются, какой им придается смысл. При этом их не интересует, почему люди совершают некоторые действия. Их интересует, как они это делают.

Общества как объективной реальности для Гарфинкеля вообще не существует. Оно сводится к объясняющей, интерпретирующей деятельности индивидов.

Совершение и осмысление поступков в процессе коммуникативного взаимодействия определяется как создание людьми своего "социального мира". Люди рассматриваются как постоянно формирующие и созидающие свой социальный мир во взаимодействии и общении с другими людьми.

Исследовать эти процессы, по мнению этнометодологов, можно только методами, разработанными в "субъективистской" традиции. Это прежде всего интерпретационный метод, когда исследователь вместе с испытуемым в ходе беседы пытается найти тот смысл, который последний придает своим словам и поступкам.

Гарфинкель подчеркивает, что люди часто не осознают те неписаные, само собой разумеющиеся правила, которыми они пользуются каждодневно. Для выявления этих правил Гарфинкель пытается использовать так называемые кризисные эксперименты. Их смысл заключается в том, чтобы попытаться выявить эти правила путем их нарушения.

Гарольд Гарфинкель придумывает экспериментальные ситуации, в которых разрушается привычное определение ситуаций, обнажая ожидания, соответствующие здравому смыслу. Если феноменологические социологи мысленно абстрагируются от здравого смысла, то эксперименты Гарольда Гарфинкеля позволяют реально посмотреть на него со стороны. В ходе этих экспериментов рекомендовалось вести себя дома так, как если находишься в гостях: просить разрешения помыть руки, неумеренно хвалить все, что подают за стол и т. д. Другой экспериментальный прием заключается в том, чтобы сделать вид, что не понимаешь смысл простейших повседневных обращений. Например, экспериментатора спрашивают: "Как дела?", а он уточняет: "Какие дела? Что значит как? Какими конкретно из моих дел ты интересуешься?". Еще один прием заключается в том, что во время беседы с человеком, экспериментатор приближает к нему свое лицо, ничего при этом не объясняя.

Такое поведение разрушает привычную ситуацию, выявляет особенности поведения, которое будучи повседневным и привычным, далеко не всегда осознается, будучи своеобразным фоном, на котором разворачиваются наши взаимодействия. Совокупность привычных, не всегда осознаваемых способов (методов) поведения, взаимодействия, восприятия, описания ситуаций называется фоновыми практиками. Изучение фоновых практик и составляющих их методов, а также объяснение того, каким образом на основе этих практик возникают представления об объективных социальных институтах, иерархиях власти и других структурах - основная задача этнометодологии.

Ближе всего этнометодология символическому интеракционизму, особенно Чикагской школе Блумера. Недаром многие авторы называют символический интеракционизм в качестве теоретического источника этнометодологии. В обоих направлениях человек рассматривается как активное творческое существо, которое творит свой "социальный мир".

Основное различие между символическим интеракционизмом и этнометодологией заключается в том, что для первого характерны общие абстрактные рассуждения о символической коммуникации и взаимодействии, а в этнометодологии в центре внимания -- анализ отдельных конкретных случаев коммуникативного взаимодействия конкретных индивидов в их обыденной повседневной жизни.

1. Феноменологическая социология (А. Шюц, Г. Гарфинкель).

Феноменологическая социология :широкий смысл- теоретико-методологическое направление, рассматривающее общество в его сугубо-человеческом бытии, т. е позиций практически действующих индивидов

Узкий смысл : Социологическая концепция А. Шюца и его последователей основанная на «понимающей» социологии М.Вебера и феноменологической концепции Э. Гуссерля.

Предмет анализа феноменологической социологии – человеческая субъективность, жизненный мир человека, его повседневность.

Задача феноменологической социологии: состоит в том, чтобы понять каким образом индивиды структурируют воспринимаемы мир в своем сознании и как воплощают свое сознание в повседневной жизни.

Предмет феноменологической социологии – не объективный мир, а то, как этот мир и его структура воспринимаются обычными людьми в их повседневной жизни.

А. Щюц выступал критиком позитивизма.

По его мнению, позитивисты неверно понимали природу социальных явлений, которую они приравнивали к природе естественных, т.е. природных явлений. Главное отличие, по Щюцу, состояло в том, что природные явления не имеют внутреннего смысла, тогда как социальные явления, его имеют. А смысл этот придаёт социальным явлениям интерпретирующая деятельность человека. Отсюда – центральные понятия его феноменологической социологии: жизненный мир, повседневный мир (повседневность), социальный мир. Все названные понятия тождественны. В целом это мир, наполненный смыслом, который придают ему люди в повседневной жизни.

Задача социологии – изучать не реальность мира, а те смыслы и значения, которые люди придают его объектам. По существу, социология А. Щюца – разновидность понимающей социологии.

Близость Щюца идеям Вебера состоит в том, что он использует понятие конструктов (у Вебера это идеальные типы). В концепции Щюца рассматриваются «конструкты первого порядка» (повседневные типы) и конструкты «второго порядка» (объективные научные понятия). Вторые связаны с первыми генетически и отражают их . Но обычно социолог имеет дело с конструктами второго порядка, т.е. с научными понятиями и через них получает знание о повседневном мире.Таким образом, Щюц пытался установить связь между абстрактными научными понятиями и жизненным миром, миром повседневной деятельности и знания.

Люди, считал Щюц, живут в целом ряде миров (мир опыта, мир науки, мир религиозной веры, мир душевной болезни, мир художественной фантазии и т.д.). Каждый из них есть совокупность данных опыта, которая характеризуется определённым «когнитивным стилем». Когнитивный стиль – это сложное образование, показывающее специфическую форму вовлечённости личности в активную деятельность. Щюц считал, что «исследование основных принципов, в соответствии с которыми человек в повседневной жизни организует свой опыт и в частности, опыт социального мира, является первостепенной задачей методологии общественных наук».

В соответствии с научной позицией люди воспринимают различные объекты как феномены (явления) на основании пяти чувств, присущих человеку. Однако выявление формы, цвета, звука и т.д. объекта позволяет сказать нам о нём не так много, как хотелось бы. Для того, чтобы объект стал для людей значимым, они должны перейти от чувственного опыта по отношению к нему к его логическому упорядочению и определению. Этот переход осуществляется сначала в сознании отдельного индивида, а затем, во взаимодействии между индивидами (происходит переход от субъективности к интерсубъективности).

Щюц исходит из того, что мир, в котором живут люди, - это мир объектов с более или менее определёнными качествами. Каждый из объектов связан с предшествующим опытом обыденного сознания людей, живущих в своём повседневном бытии среди себе подобных. Человеческий мир – это и мир природы, и мир культурных объектов и социальных институтов. Люди стремятся наладить с ним взаимоотношения и воспринимает его как не субъективный, а интерсубъективный мир. Последний и есть социальная реальность. Задача социологии состоит в том, чтобы получить о нём упорядоченное знание, а также раскрыть значения и смыслы, которые лежат в основе этого знания.

Интерсубъективный мир, по Щюцу, - это общий для всех людей мир, актуально данный или потенциально доступный каждому на основе интеркоммуникации и языка. Щюц называет этот мир «высшей реальностью», потому что, с какой бы иной реальностью ни имел дело человек, как бы далеко он ни удалялся от повседневной действительности, в конечном счёте, он всегда в неё возвращается. В этом смысле она является первичной и высшей по отношению к другим реальностям.

Этнометодология - школа, возникшая в рамках феноменологической социологии в 70-е гг. текущего столетия в США .

Этнометодология – направление в социологии которое занимается изучением обыденных норм, правил поведения, смыслов языка в рамках повседневного взаимодействия. Это направление использует методы этнографии и социальной антропологии, распространяя их на повседневное поведение людей . Ее основателем принято считать американского ученого Г. Гарфинкеля (г.р. 1917). Сам термин «этнометодология» введен в научный оборот Гарфинкелем по аналогии с термином «этнонаука», которым обозначаются в культурной антропологии методы и формы примитивного ненаучного познания социальной действительности: магия, шаманство.

В этнометодологии речь идет прежде всего не о методах самой науки, а о методах описания и конструирования социальной реальности, которые используются людьми в их повседневной обыденности.

По сравнению с феноменологами Гарфинкель идет дальшев изучении обыденного сознания.

Наряду с теоретической процедурой феноменологической редукции, Г. Гарфинкель придумывает экспериментальные ситуации, в которых разрушается привычное определение ситуаций, обнажая ожидания, соответствующие здравому смыслу. Например, Г. Гарфинкель рекомендовал в порядке эксперимента вести себя дома так, как если находишься в гостях: просить разрешения помыть руки, неумеренно хвалить все, что подают за стол.

В рассуждениях Гарфинкеля центральными понятиями являются «фоновые ожидания» и «рефлексивность» . Первое понятие -«фоновые ожидания» - означает представления социального субъекта в форме «правил» действия (поведения, понимания, объяснения).Рефлексивность, второе понятие в учении Гарфинкеля, означает возникновение социальных структур в ходе их субъективной интерпретации.

теоретико-методологич. направление в совр. бурж. социологии, рассматривающее общество как явление, созданное и постоянно воссоздаваемое в духовном взаимодействии индивидов. Филос. основой Ф. с. послужили идеи Гуссерля, Шелера, МерлоПонти. Основоположник Ф. с.- Шюц, работы к-рого, получив распространение в 60-70-х гг. 20 в., стали исходным пунктом множества концепций Ф. с. Однако их новейшее развитие (структурная социология Э. Тиракьяна, социология знания П. Бергера и Т. Лукмана, этнометодологич. когнитивная социология А. Сикурела и др.) ведет к пересмотру осн. принципов Ф. с.

Сторонники Ф. с., обвиняя натурализм в отчуждении, объективировании, реифицировании (овеществлении) социальных явлений, стремятся теоретически осмыслить социальный мир в его человеч., духовном бытии. При этом, однако, они игнорируют тот факт, что концепции социальных наук представляют собой обобщенное отражение реальных, объективно существующих социальных процессов и явлений, и ставят на их место идеалистически понимаемую интерсубъективность. В результате общество оказывается сведенным к представлениям об обществе и к взаимодействию и взаимовлиянию этих представлений в сознании индивидов.

Для новейших вариантов Ф. с. характерно: отрицание объективного существования социальных структур, отождествление структур взаимодействия с представлениями о них взаимодействующих индивидов, отрицание объективной научно постигаемой рациональности социального мира и подмена ее самодовлеющей «содержательной» рациональностью, отказ от объективного науч. исследования социальных феноменов во имя «понимания», «вживания», «сочувствующего» описания.

Важнейшей тенденцией развития Ф. с. с 60-х гг. стало перенесение интереса ее гл. представителей (Сикурел, П. Саднау, П. МакХью, А. Блам и др.) в этнологию, психологию, лингвистику. Это закономерно, ибо социологич. исследования в рамках Ф. с. часто превращаются в психологические, социо и психолингвистические, по мере того как изучение социальных детерминант деятельности подменяется изучением информац. процессов в ходе взаимодействия. Эти исследования дают определ. результаты в области проблем языковой социализации, семантич. дифференциации, экстралингвистич. коммуникации и т. п. Но одновременно происходит и размывание исходных философских принципов Ф. с.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

одно из влиятельных направлений в современной социологии. Ее основы были заложены основоположником современной феноменологии Э. Гуссерлем. Основоположник Ф. с. - А. Шюц. В его работах были сформулированы главные цели и основные проблемы Ф. с., на основании которых также хорошо известный в традиции философии понимания "герменевтический круг", образующийся между наблюдателем (этнометодологом) и актором, если предположить, что создавались другие концепции Ф. с.

Согласно Гуссерлю, основная цель социальных наук состоит в выработке адекватного знания о социальной реальности. Последняя определяется как совокупность объектов и явлений социокультурного мира, каким он предстает обыденному сознанию людей. Следовательно, первой методологической задачей является открытие и описание общих принципов организации повседневной жизни людей. Данная задача требует реактивации процессов сознания, сформировавших устоявшиеся пласты значений и объяснения интенциональной природы перспектив релевантности и горизонта интереса. В отличие от Гуссерля, который в ходе трансцендентальной редукции "заключал в скобки" естественную установку, Шюц все свои усилия направлял на изучение естественной установки, утверждая, что социальные науки найдут свое истинное основание не в трансцендентальной феноменологии, а в конститутивной феноменологии естественной установки. Исследования Шюца явно свидетельствуют о переориентации Ф. с. на изучение жизненного мира и естественной установки.

В основании Ф. с. лежат концепция "жизненного мира" и конститутивная феноменология естественной установки. Согласно Шюцу, жизненный мир - это до- и вненаучный мир, предшествующий научно-теоретическому миру, который представляет собой его "опредмечивание" и "реификацию". Именно в жизненном мире сокрыты очевидности, обеспечивающие доступ к реальности. Поэтому обыденный человек, погруженный в жизненный мир и непосредственно переживающий его, обладает бесконечными преимуществами перед человеком науки. Жизненный мир в качестве интерсубъективной реальности является прежде всего социальной реальностью.

Жизненный мир в отличие от науки, где мир как нечто объективное противопоставляется человеку как субъекту, предполагает смещение разрыва между субъектом и объектом: это мир, складывающийся из интерсубъективных отношений между людьми, где в ходе непосредственных контактов между индивидами вырабатываются личностно окрашенные значения, которыми наделяются социальные процессы. В то же время, в качестве донаучного жизненный мир представляет собой мир естественной установки - "наивную" т. зр. находящегося в конкретной ситуации "я". Анализируя естественную установку, Шюц отмечает следующие характеристики повседневной жизни. На уровне социальной реальности, в живом потоке интенциональностей мир переживается человеком в терминах типического. Жизненный мир состоит из рутинных действий, языковых конструктов, посредством которых люди категоризуют повседневный опыт и сообщают о нем. Это знание Шюц называет знанием первого порядка. Такое знание о мире представляет собой набор типических конструктов, которые направляют и предопределяют понятность социальных ситуаций. Объекты и явления на этом уровне воспринимаются в терминах их типических характеристик, т. е. характеристик, общих для всей совокупности объектов данной категории. Согласно Шюцу, повседневный мир - это по необходимости интерсубъективный мир, и только это делает возможной осмысленную коммуникацию. Человек вступает в мир, содержащий некую совокупность разделенного всеми индивидами знания, и усвавивая уже конституированные значения, он начинает соучаствовать в социальном мире. Социальные действия осуществляются посредством значений первого порядка. Т. о., первое, с чем сталкивается социолог при анализе социальной реальности, - это значения первого порядка. Задача социальной теории заключается в выработке идеально-типических конструктов социальных значений, делающих возможным вторичное описание той или иной области социальной жизни. Благодаря знанию второго порядка теоретик интерпретирует и понимает осознанные на уровне здравого смысла структуры жизненного мира. Обоснованность интерпретации зависит от того, насколько правдоподобно конструкции второго порядка воспроизводят сущностные процессы конституирования значений, из которых складываются анализируемые социальные действия. Шюц настаивает, что объективная интерпретация структур значений предполагает согласованность мыслительных категорий второго порядка с обыденными конструкциями. Для этого типические конструкты социальных наук должны удовлетворять следующим требованиям: 1) требованию логической строгости; 2) требованию субъективной интерпретации; 3) требованию адекватности.

Согласно Ф. с. обоснованность достигается в том случае, если обеспечивается преемственность и совместимость социальных объяснений и обыденных интерпретаций, выдвигаемых самими участниками. Это предполагает, во-первых, соотнесение конструкций второго порядка со значениями первого порядка, во-вторых, создание преемственности по отношению к обыденному опыту индивидов, в-третьих, обратный перевод конструкций второго порядка на язык самих участников, осмысливающих собственную деятельность.

С этой т. зр. непосредственным объектом любого социального исследования являются значения, которыми индивиды наделяют явления повседневной жизни. Исследование начинается с непосредственного опыта конкретного переживания, способствуя тем самым устранению разрыва между теорией и эмпирическими исследованиями, что предполагает отказ от методологии, ориентирующейся на выдвижение абстрактных теоретических моделей или гипотез. Поэтому внимание социологов должно быть направлено, во-первых, на изучение социальных явлений самих по себе, описание самоочевидных и несомненных для индивидов интерсубъективных феноменов, во-вторых, на выяснение того, каким образом эти феноменальные данности конструируются. Процессы, в ходе которых конкретные переживания и значения трансформируются во вторичные конструкты, называются "идеализацией" и "формализацией". Последние обусловливаются конкретной научной проблемой, как она представлена незаинтересованному наблюдателю. "Принять установку научно-теоретического наблюдения жизненного мира - значит не считать более себя и свои интересы центром этого мира, а найти другую точку отсчета для ориентации по отношению к явлениям" (Шюц).

Шюц исходит из того, что знание жизненного мира строится на непосредственном понимании, которое основывается на двух принципиальных допущениях о восприятии человеком окружающего мира. Эти допущения представляют собой принимаемые как нечто само собой разумеющиеся правила социальной жизни. Первое из них - правило "взаимодополнительности перспектив". Это означает, что для того чтобы люди одинаково воспринимали окружающий мир, они должны уметь встать на т. зр другого и понять друг друга Данное правило исходит из представления, что поток социальных явлений имеет одно и то же содержание для всех индивидов Изменение мест не влияет на способы переживания мира. Второе допущение - "конгруэнтности релевантностей" - предполагает, что интерпретации социальных явлений индивидами совпадают. Общий для индивидов жизненный мир интерпретируется практически достаточно одинаковым образом. Еще одно измерение интерсубъективности обосновывается допущением об "alter ego", описывающим некоторые аспекты восприятия одним индивидом другого в "живом настоящем". Одновременность нашего восприятия друг друга в "живом настоящем" означает, что я в некотором смысле знаю о другом в данный момент больше, чем он знает о себе самом, поскольку другого я воспринимаю в живом настоящем, а самого себя я схватываю лишь ретрофлексивно; и точно так же другой знает обо мне больше, чем каждый из нас знает о своем собственном потоке сознания. Большинство положений Ф. с. остается непосредственно связанным с концепцией субъективного эго. Как следствие, в Ф. с. воспроизводится проблема воссоздания "другого мира", особенно в отношении интерсубъективности. Приняв исходный пункт феноменологической редукции, Ф. с. не способна объяснить, как внешняя реальность может быть выведена феноменологически.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Феноменологическая социология - это разновидность понимающей социологии, сторонники которой характеризуют общество как явление, которое было создано и постоянно воссоздается в духовном взаимодействии индивидов. Феноменологическая философия была основана Занимаясь развитием радикальных концепций, он хотел создать такую философию, которая обращалась бы к истоком нашего опыта и знания. Он считал, что научное знание все больше отдаляется от реальности, и что подобную связь может восстановить феноменология. Спустя 50 лет аргумент Гуссерля был использован еще несколькими социологами и направлен на устранение устоявшейся социальной теории, особенно против структурного функционализма, который считался оторванным от социальной жизни и опыта.

Феноменологическая философия науки изучалась и еще одним известным человеком - Альфредом Шюц, который являлся учеником Эдмунда Гуссерля. Находясь под влиянием и идей американской прагматической теории, А.Шюц предпринял попытку объединить эти два направление с феноменологическим пониманием, что ярко отображено в его главном труде - «Феноменология социального мира». Еще одним значимым феноменологическим является работа Т.Лукмана и П.Бергера «Социальное конструирование реальности». Началом их труда является феноменологический анализ повседневного знания, которой практически всегда присуща типизация. По своей сущности знания всегда направлены на решение тех или иных практических проблем. Дальше Лукман и Бергер утверждают, что практическое знание производится индивидами, которые испытывают влияние всего объема знаний, производимого другими людьми.

Появление феноменологической социологии в литературных источниках очень часто связывается с противостоянием позитивизма, натурализма, с эмпиризмом. В некоторой степени это верно. И все же для того, чтобы появилась феноменологическая социология, были и другие важные причины, часть которых находилась в логике развития всей социологической науки. Одна из главных причин - необходимость в изучении социального мира как обыденного, так называемого повседневного, мира индивида. При этом здесь имеется ввиду индивид, который умеет чувствовать, переживать и стремиться достичь чего-либо. Исходя из этого, социальный мир, являясь объектом превращался в мир субъективного опыта, иными словами, феноменальный мир. Теперь социальный мир - это жизненный мир людей, действия которых имеют субъективный смысл и полностью зависят от тех объектов, который на них воздействуют. Вот такой жизненный мир и должна была изучать феноменологическая социология.

Современная феноменология в социологии, а в частности ее сторонники, руководствуются тем, что окружающий (внешний) мир людей является результатом их творения сознания. Не отрицая существования объективного мира, социологи считают, что он становится важным для людей лишь тогда, когда они действительного его воспринимают, а также тогда, когда он из объективного внешнего превращается для людей во внутренний субъективный. При этом индивиды воспринимают не столько сам мир, как его явления, т.е феномены. Феноменологическая социология в таком случае носит одну главную задачу - выяснить, понять и познать, как люди упорядочивают (структурируют) явления воспринимаемого мира в своем сознании, а затем воплощают свои знания мира в повседневную жизнь. Чтобы удобнее было решать такую задачу, наряду с феноменологической социологией применяется социология знания. Таким образом, феноменологическая социология интересуется не столько объективным миром и явлений, сколько тем, как мир и многочисленные структуры воспринимают обычные люди в своей повседневной жизни. Именно поэтому можно уверенно говорить о том, что сторонники этого направления ставят перед собой следующую цель - осмыслить и понять мир в его духовном бытии.

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ

ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ- в узком (строгом) смысле - социологическая концепция Шюца и его последователей, основанная на переинтерпретации и развитии идей понимающей социологии М. Вебера с позиций со-циологизированной версии феноменологии позднего Гуссерля; в широком смысле теоретико-методологическая ориентация в «неклассической» социологии 20 в., эксплицировавшая социологический потенциал философской феноменологии для осмысления социального мира в его сугубо человеческом бытии - с позиций практически действующих, конституирующих себя и себя-в-мире индивидов. В этом отношении Ф.С. следует общим установкам понимающей социологии и вписывается как особая редакция в «гуманистическую альтернативу» в социологическом знании в целом. В качестве самостоятельных версий Ф.С. могут быть рассмотрены, с одной стороны, этнометодология Г. Гарфинкеля и близкий ей проект когнитивной социологии А. Сикурела, а с другой. - феноменологический вариант социологии знания Бергера и Лук-мана. В этих версиях заметно влияние идей философской антропологии, в частности - Шелера, а также символического интеракционизма (прежде всего Дж.Г. Мида). Линию экзистенциальной феноменологии Мерло-Понти продолжил в американской социологии Э. Тирикьян. Исходная посылка Ф.С. задает ее оппонирование структурно-функциональной социологии: индивид не является пленником социальной структуры, социальная реальность постоянно воссоздается нами, зависима от нашего сознания и наших ее интерпретаций. Соответственно, в фокус внимания социологии должна попасть человеческая субъективность. Однако взгляд на нее с позиции внешнего наблюдателя как минимум непродуктивен, не позволяет «пробиться» к ее истокам. Следовательно, необходимо погружение в мир, в котором живет человек, т.е. в мир жизни или жизненный мир. Только в этом случае можно дать адекватное толкование, понять принципы конструирования (конституирования) мира и переистолковать, т.е. изменить его, что требует выхода на исходные основания всякого возможного опыта-знания и требует, следовательно, освобождения нас от предвзятости видения, налагаемого реальной историей и культурой, в которой мы (некритически) социализированы. Тем самым необходим выход на уровень изначального коллективно разделяемого опыта, далее «не разложимого», воспринимаемого как данность. А это взгляд на мир как пред-данное, в котором только что-то и возможно, в том числе и какое-либо знание, которое само вырастает из этого мира феноменов (того, что наличествует в сознании непосредственно, ясно и очевидно, не будучи связано с логикой умозаключений). Таким образом, социальные феномены пред-задаются сознанием, его содержанием и способами представленности в нем. Сознание всегда интен-ционально, оно всегда - о чем-то, всегда вплетено в мир, однако судить о чем-либо находящемся вне сознания (о мире объектов), мы не имеем никаких оснований. Следовательно, любая адекватная своему предмету социологическая стратегия должна: 1) исходить из «взятия в скобки» вопроса о существовании мира объектов вне сознания; 2) провести феноменологическую редукцию, т.е. освободиться от «пред-взятостей» видения и обнаружить исходное значимое для всякого субъекта, разделяемое им (но не независимое от него); 3) зафиксировать естественную установку (естественное, «незатемненное» наработанными условностями и абстракциями непосредственное отношение к миру), которая возможна только в жизненном мире (мире повседневности - отсюда более поздние версии «социологии повседневности»); 4) дать анализ-реконструкцию возможных согласований-пониманий, достигаемых субъектами в интерсубъективном взаимодействии-общении и выявить основополагающие принципы и механизмы конституирования (конструирования) при этом социокультурного мира. Таким образом, проект Ф.С. начинается с точки, на которой останавливается философская феноменология, или с которой она начинает движение к трансцендентальной установке - поиску «чистого» сознания, интен-циональных структур, трансцендентальной субъективности (мира как он возникает, становится и существует для нас) посредством трансцендентальной редукции (вторичной феноменологической редукции). В этой точке Ф.С. как бы оборачивает движение, ставя своей задачей описание смыслового строения социального мира, развертывая его из первичных фундирующих интенций как организацию социальной реальности практически действующими субъектами, исходящими из первично данных, «разделяемых всеми» значений. По сути Ф.С. - это нетрансцендентальная конститутивная феноменология естественной установки. В этом случае ее исходная задача заключается в том, чтобы показать, каким образом возможен изначальный коллективно разделяемый опыт, снимающий тотальную субъективность видения и задающий общность восприятия и понимания мира у множества индивидов; это ни что иное, как проблема возможности интерсубъективного понимания или (шире) проблема интерсубъективно-сти как конституирующего социум начала. Исходной для конституирования интерсубъективного пространства в Ф.С. оказывается ситуация «лицом-к-лицу». В ней каждый из участников взаимодействия исходит из двух допущений: 1) признания обоюдности перспектив и 2) признания их смысловой конгруэнтности (релевантности). Обоюдность перспектив предполагает принципиальную взаимозаменяемость моей и иной (»Другого») перспектив - встав на место «Другого», заняв его «здесь», «Я» увижу вещи так же, как и он (и наоборот). Второе допущение исходит из моей веры в то, что «Другой» при определенных обстоятельствах будет оценивать эти обстоятелства так же, как и «Я», и будет выбирать для достижения конкретной цели такие же средства. Фактически, это ход к типизациям (впечатлений, людей, событий, ситуаций), воспринимаемым как знание «каждого» (т.е. знание объективированное и анонимное), апплицируемое на каждый уникальный случай. Так, мы понимаем и интерпретируем «Другого», хотя и приблизительно, но всегда лучше, чем самих себя. Свое «Я» возможно зафиксировать лишь в рефлексивном повороте к самому себе, а предметом рефлексии всегда является уже «бывшее», отстраненное от «здесь-и-теперь», т.е. мне не дано мое собственное действие в его актуальном настоящем. Зато «Другой» дан мне непосредственно «здесь-и-сейчас». С другой стороны, «Другой» также не видит себя «здесь-и-сейчас», но способен непосредственно увидеть меня. Следовательно, можно говорить о некоторой непосредственной одновременности «Мы» в силу пересечения потоков нашего сознания «здесь-и-сейчас». И это не требует от нас никакой рефлексии. Единственно, что от нас требуется - это некоторое знакомство с «биографическими ситуациями» друг друга. В противном случае «Мы-отношения» заменяются на «Они-отношения» современников, когда поведение другого истолковывается только исходя из типической модели. «Мы-отношения» и «Они-отношения» задают рамку возможного структурирования - организации реальности, т.е. ее конституирования в разных ситуациях взаимодействия-общения через вычленение и фиксацию значений новых переживаний. При этом последние включаются в целое «наличного запаса знаний», интерпретируются по определенным схемам (типизациям), объективируемым в культуре. Тем самым Ф.С. может интерпретироваться как одна из версий социологии культуры (культур-социологии) и в этом отношении ее дальнейшее развертывание переносится в область выявления контекстов значений, к которым относит свое действие (знак) сам действующий индивид, что дополняется, как правило, выявлением его мотивов. Эта линия наиболее полно нашла свое воплощение в рамках общей «понимающей» ориентации в социологии и в этнометодологии. Однако Ф.С. может быть одновременно переинтерпретирована и как версия социологии знания, если акцент будет перенесен на процессы вторичных типизаций, ведущих к конституированию автономных областей специализированного (прежде всего - научного) знания. Эта линия наиболее полно воплотилась в феноменологической концепции знания Бергера и Лукмана.


Новейший философский словарь. - Минск: Книжный Дом . А. А. Грицанов . 1999 .

Смотреть что такое "ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ" в других словарях:

    Теоретико методологич. направление в совр. бурж. социологии, рассматривающее общество как явление, созданное и постоянно воссоздаваемое в духовном взаимодействии индивидов. Филос. основой Ф. с. послужили идеи Гуссерля, Шелера, Мерло Понти … Философская энциклопедия

    Феноменологическая социология направление социологии, основанное на феноменологическом методе. Основываясь на философской феноменологии Эдмунда Гуссерля, Альфред Шюц предложил микросоциологический подход, также названный как феноменология.… … Википедия

    Основываясь на философской феноменологии Эдмунда Гуссерля, Альфред Шюц предложил микросоциологический подход, также названный как феноменология. Шюц наблюдал за тем как обычные члены общества создают и воссоздают мир, в котором они живут, свой… … Википедия

    ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ - (PHENOMENOLOGICAL SOCIOLOGY) Тип социологии, в основании которого находится феноменологическая философия. Основной своей целью феноменологическая социология считает анализ и описание повседневной жизни жизненного мира и связанных с ним состояний… … Социологический словарь

    ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ - (phenomenological sociology) социологические подходы, ведущие начало от творчества Альфреда Шюца (см. также Социальная феноменология; Феноменология). Наиболее яркое современное выражение данных подходов представляет собой Социальное… … Большой толковый социологический словарь

    ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ - в узком (строгом) смысле социологическая концепция Шюца и его последователей, основанная на переинтерпретации и развитии идей понимающей социологии М. Вебера с позиций социологизированной версии феноменологии позднего Э. Гуссерля; в широком… … Социология: Энциклопедия

    ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ - одно из влиятельных направлений в современной социологии. Ее основы были заложены основоположником современной феноменологии Э. Гуссерлем. Основоположник Ф. с. А. Шюц. В его работах были сформулированы главные цели и основные проблемы Ф. с., на… … Современный философский словарь

    СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА - (SOCIOLOGY AS SCIENCE) В социологии давно ведется полемика о том, в какой степени или в каком смысле социология является наукой. В общепринятое понимание наук входит представление о том, что они имеют определенные цели и используют определенные… … Социологический словарь

    - (франц. sociologie, букв. учение об обществе, от лат. societas общество и греч. слово, учение), наука об обществе как целостной системе и об отд. социальных институтах, процессах и группах, рассматриваемых в их связи с общественным целым … Философская энциклопедия