Что такое архив окружающий мир. Презентация урока по предмету "окружающий мир"

У р о к 7. МИР ГЛАЗАМИ ИСТОРИКА. ЧТО ТАКОЕ ИСТОРИЯ?

21.08.2014 7222 0

Цели:

1. Познакомить учащихся с наукой историей.

2. Сформировать у учащихся представление об окружающем нас мире с точки зрения историков.

3. Развивать любознательность, умение наблюдать, рассуждать и обобщать, опираясь на полученные знания и собственные наблюдения.

О б о р у д о в а н и е:фотографии или открытки с изображением музеев; схема «Исторические источники»; карточки со словами.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Звенит звонок,

Начинаем наш урок.

Нам надо многое понять,

Чтобы историками стать.

Учитель. Ребята, сегодня мы познакомимся с такой наукой, как история. Узнаем, какие у нее есть «помощницы». И тогда мы сможем посмотреть на окружающий мир глазами историка.

II. Проверка домашнего задания.

Учитель проводит ф р о н т а л ь н ы й о п р о с:

– Почему Солнце неодинаково нагревает разные участки Земли?

– Какие тепловые пояса выделяют на Земле?

– Как влияет распределение тепла на Земле на растительный и животный мир?

– Какие страны расположены в умеренных поясах?

– Какие страны расположены в полярных поясах?

Учащиеся работают с тестом «Тепловые пояса».

Учитель. Выберите верное высказывание.

1. Солнце освещает и нагревает разные участки Земли:

а) одинаково;

б) по-разному.

2. В районе экватора солнечные лучи падают на Землю:

а) отвесно;

б) наклонно.

3. В районе Южного и Северного полюсов солнечные лучи падают на Землю:

а) отвесно;

б) наклонно.

4. Тропический пояс проходит через:

а) экватор;

б) Южный тропик;

в) Южный полярный круг.

5. Большая часть России лежит:

а) в умеренном поясе;

б) тропическом поясе;

в) полярном поясе.

6. Полярные пояса ограничены:

а) экватором;

б) Северным и Южным тропиками;

в) Северным и Южным полярными кругами.

О т в е т к тексту: 1(б), 2(а), 3(б), 4(а), 5(а), 6(в).

III. Изучение нового материала.

Учитель. Запишите тему урока «Мир глазами историка».

В жизни каждого человека происходит множество событий. Многие из них мы помним потом очень долго, а некоторые, особенно важные для нас, не забываем в течение всей жизни. Мы знаем, когда родились, когда пошли в школу. Все события нашей жизни, как бы собранные в «цепочку» одно за другим, составляют биографию (жизнеописание) каждого из нас. Мы, живущие сегодня, – и те, кто жил задолго до нас, и те, кто будет жить через много-много лет после нас, – все вместе составляем человечество. У человечества тоже есть биография – это история.

История – очень древнее слово. В переводе с греческого языка оно означает «исследование, рассказ о событиях прошлого». Грек по имени Геродот стал первым ученым-историком. Его называют «отцом истории».

У всех народов мира есть свое настоящее и прошлое. Каждый человек хочет знать, откуда взялись и как жили его предки.

Что же изучает история?

Ученики. История изучает, как жили различные народы, какие события происходили в их жизни.

Учитель. История – это дорога во времени. Она уходит в глубь веков, в седую древность. Запишите определение: «История – наука, изучающая прошлое человеческого общества».

Ученые-историки кропотливо изучают все, что осталось от минувших эпох. Они трудятся в архивах, музеях, библиотеках. Здесь собраны исторические источники, то есть все то, что может рассказать нам о прошлом людей.

Учитель предлагает рассмотреть схему:

Учитель. Назовите учреждения, в которых хранятся исторические источники.

Ученики. Библиотеки, музеи, архивы.

Учитель. Давайте поближе познакомимся с этими учреждениями и узнаем, какие исторические источники хранятся в них.

Заранее подготовленные ученики рассказывают, что такое архив, музей, библиотека.

Ученик (рассказывает, что такое архивы) . Слово «архив» в переводе с греческого означает «дворец правителя». Но мы этим словом обозначим хранилище документов. Документ – письменное свидетельство событий, происходивших в ту или иную историческую эпоху. Архивы появились у людей с возникновением письменности. Древнейшие архивы – это хранилища глиняных табличек, которые ученые-археологи обнаружили при раскопках древних городов. Современный архив – научное учреждение, которое собирает и хранит документы.

Учитель. В нашем городе тоже есть архив. А исторические документы мы можем увидеть в городском краеведческом музее.

Ученик (рассказывает, что такое музеи) . Слово «музей» имеет свою историю. У главного греческого бога Зевса и Мнемосины (богини памяти) было девять дочерей. Называли их музами, и были они покровительницами наук, поэзии и искусств. Для своих богов греки строили жилища – храмы. А храм муз по-гречески назывался «мусейон» – отсюда и произошло слово «музей». Сейчас мы называем этим словом учреждение, где хранятся памятные для людей вещи. Эти предметы называют экспонатами.

Первым российским музеем была Кунсткамера (в переводе – «кабинет редкостей»), открытая по приказу Петра I в Петербурге в 1710 году. Почти 300 лет первому российскому музею. За это время в нем собрано огромное количество «диковинок» с разных концов света. Эти экспонаты рассказывают о том, как выглядят люди разных стран, каковы их занятия и обычаи.

В этом музее хранились и экспонаты будущего музея – Эрмитажа. Датой основания Эрмитажа принято считать 1764 год.

Учитель. В нашем городе тоже есть музеи. Назовите их.

Учитель предлагает учащимся рассказать о том, в каких музеях они были, какие экспонаты им больше всего запомнились.

Во многих музеях хранятся старинные книги. Но и современные книги рассказывают нам о прошлом человечества. А где хранятся современные книги?

Ученик. Вся человеческая мудрость хранится в книгах, а книги хранятся в библиотеках. «Библион» по-гречески значит «книга», а библиотека – книгохранилище. Библиотеки бывают разные: личные и государственные, школьные и городские. Есть библиотеки специальные, посвященные какой-нибудь отрасли знаний: исторические, медицинские, педагогические и др.


Учащиеся повторяют упражнения за учителем.

Звенит звонок,

Начинаем наш урок.

Нам надо многое понять,

Чтобы историками стать.

Раз – читаем летопись,

Два – идем в музей,

Узнаем о прошлом времени

И станем мы мудрей!

Учитель. Многим экспонатам попасть в музей помогают археологи. Вы, наверное, замечали, что, если дома несколько дней не протирать мебель, на ней образуется тонкий слой пыли. А за тысячи лет толстый слой земли, песка и пыли покрыл все, что осталось от древних людей, на нем выросли трава, лес, а иногда расположились села и города. Ученые определяют место, где в далекие времена жили люди, а потом производят раскопки – извлекают из земли вещи древних людей, их кости, и вообще все, на чем сохранились следы деятельности древнего человека. Этих ученых называют археологами, а науку о древности – археологией.

IV. Работа по учебнику.

Учитель. О работе археологов прочитайте статью учебника «Ключи от заветной двери» на с. 37–40.

Учащиеся читают, рассматривают иллюстрации на с. 39, 40.

Учитель предлагает учащимся рассказать о том, как ведутся раскопки.

V. Закрепление.

Учитель. Что вы хотели бы узнать, изучая историю?

Учащиеся высказывают свои пожелания.

Учитель. Подумайте, может быть, в вашем доме или в доме ваших дедушек и бабушек сохранились старинные вещи. Какую историю они могут рассказать?

Учащиеся дают ответы.

Далее учитель проводит дидактическую игру «Исторические источники». Учитель предлагает набор карточек, на которых написаны те или иные источники. Задача учеников: правильно их распределить по группам.

Карточки: мяч, былина, остатки жилищ, утварь, летопись, монеты, одежда, надпись на камне, украшения, щит, сказания.

Учитель поочередно приглашает к доске учащихся, дает карточку. Ученик прикрепляет ее к доске, объясняя свой выбор.

VI. Итоги урока.

Выставление оценок.

Учитель. Запишите в словарик новые определения (учебник, с. 35–41).

Что такое история?

Ученики. История – это наука о прошлом людей.

Учитель. Какую науку в шутку называют «историей, вооруженной лопатой»?

Ученики. Археологию.

Учитель. Приведите примеры исторических источников.

Учащиеся читают вывод в учебнике на с. 41.

Домашнее задание.

Ответы на вопросы «Проверь себя».

Выполнить задания 1, 2.

Слайд 2

Что такое история?

«История» – очень древнее слово. В переводе с греческого языка оно означает «исследование, рассказ о событиях прошлого»

Слайд 3

  • История– совокупность наук, изучающих прошлое человеческого общества.
  • Историк – это учёный. Историки изучают прошлое человечества. Основной работой историков является сбор и исследование исторической информации, работа с архивными материалами и документами.

Муза истории Клио

Слайд 4

Архив – это хранилище документов. Архивы по-явились у людей с возникновением письменнос-ти. Древнейшие архивы – это хранилища глиня-ных табличек, которые обнаружили археологи при раскопках древних городов.

Слайд 6

Вещественные источники

  • Жилища
  • Орудия труда
  • Предметы быта
  • Одежда
  • Украшения
  • Монеты
  • Оружие
  • Посуда
  • Слайд 7

    Устные источники

    • Легенды
    • Былины
    • Сказания
    • Песни
    • Обряды
    • Пословицы
    • Поговорки
  • Слайд 8

    Письменные источники

    • Летописи
    • Папирус
    • Книги
    • Указы
    • Хроники
    • Газеты
    • Исторические сочинения
  • Слайд 9

    Многие исторические источники были обнаружены благодаря археологии.

    «Архео» (греч.) – древний. Археология – наука, которая узнаёт о прошлом, изучая древние предметы, сооружения. Свои удивительные находки учёные-археологи выкапывают из земли. Поэтому археологию иногда в шутку называют историей, вооружённой лопатой.

    Слайд 10

    Многие предметы старины бережно хранятся в музеях. Первым российским музеем была Кунсткамера (в переводе – «кабинет редкостей»), открытая по приказу Петра I в Петербурге в 1710 году.

    Слайд 11

    Экспонаты для музея – всевозможные диковинки – привозили из всех уголков России, и даже из-за границы. Они рассказывают нам о том, как выглядели люди из разных стран, каковы их занятия и обычаи.

    • Деревянный боевой шлем
    • Солнечные часы-глобус
    • Скелет сиамских близнецов
  • Слайд 12

    Не только в музеях и архивах хранятся ценные находки. При желании их можно отыскать в каждом доме: старые книги, фотографии, предметы домашнего обихода. Это семейные реликвии.

    1. Интересно ли тебе прошлое родной страны, всего человечества? Если да, то почему? Напиши.

    Прошлое надо знать, чтобы не повторять его ошибок. Чтобы знать как жили люди тогда, что было раньше, а чего не было. Как развивался мир и моя страна.

    2. С помощью учебника сформулируй и запиши определения.

    История - это наука о прошлом (рассказ о прошлом, прошлое людей) .
    Исторический источник - это все то, что может рассказать нам о прошлом людей .
    Археология - это наука, которая узнает о прошлом, изучая древние предметы, сооружения

    3. Прочитай предложения. В каких из них говорится об исторических источниках? Отметь эти предложения знаком «+».

    1. В Ботаническом саду Костя увидел много удивительных растений со всего света.
    2. В новогодние каникулы многие школьники вместе с учителями отправляются в туристические поездки.
    3. Помогая бабушке копать землю под посадку картошки, десятилетний Тимур нашел старинную монетку.
    4. В конце XVIII века в Москве появилось прекрасное здание - Пашков дом. Сейчас здесь находится Российская государственная библиотека.
    5. В библиотеке у дедушки Надя нашла книгу кулинарных рецептов, изданную в XIX веке.
    6. В краеведческом музее школьники с интересом разглядывали старинные предметы домашнего обихода: фарфоровую посуду, мебель, одежду .
    7. Из программы новостей Олеся узнала о то, что в зоопарке появился на свет детёныш амурского тигра.

    4. Приведите свои примеры исторических источников. (Напишите не менее трёх примеров.)

    Книги, монеты, амулеты, скульптуры, посуда, одежда, картины, рисунки, летописи.

    А что назвали другие ребята? Дополните свой список 1-2 примерами из тех, которые они привели.

    5. Рассмотри картину, написанную на исторический сюжет. Чтобы узнать, что изображено на картине, можно обратиться за помощью к учёному-историку. Какие вопросы ты ему задашь? Запиши эти вопросы.

    Где находится это место?
    Как закончился этот поединок?
    Кто эти люди?
    Какие народы воевали в этой войне?
    Когда состоялся этот поединок?

    В дополнительной литературе, Интернете постарайся найти ответы на эти вопросы. Подготовь (устно) рассказ по картине, используя эти сведения.

    На картине художника Михаила Ивановича Авилова «Поединок на Куликовом поле», которая была написана в 1943 году, изображён бой русского богатыря Пересвета с татарским воином Челубеем.

    Это был один из самых известных поединков в российской истории. Он состоялся 8 сентября 1380 года на Куликовом поле, расположенном на берегах реки Непрядвы (сейчас это место находится на территории Тульской области).

    Именно с поединка Пересвета и Челубея и началась Куликовская битва - битва русского войска под предводительством князя Дмитрия Донского с татарским войском под водительством темника Золотой Орды Мамая.

    В те времена поединки между самыми сильными войнами вражеских войск устраивались для того, чтобы определить какая из армий будет атаковать первой. Решить это было невероятно важно, особенно в ситуациях, когда противоборствующие стороны были примерно равны. Дело в том, что атакующая первой армия всегда несла большие потери.

    В поединке на Куликовом поле оба богатыря погибли, но победа осталась за русским воином Пересветом, поскольку он сумел доехать на коне до русских войск, а Челубей остался лежать на месте схватки.

    Благодаря подвигу Пересвета русские войска получили преимущество в битве и победили на Куликовом поле. Это сильно пошатнуло господство Золотой Орды и стало первой ступенью к освобождению Руси от золотоордынского ига.

    Платова Марианна Витальевна
    Должность: учитель начальных классов
    Учебное заведение: ГБОУ №93 Пушкинского района г. СПб
    Населённый пункт: г. Санкт - Петербург, Шушары
    Наименование материала: конспект
    Тема: Мир глазами историка
    Дата публикации: 04.12.2016
    Раздел: начальное образование

    КОНСПЕКТ УРОКА №3.

    Предмет: Окружающий мир, 4 класс, школа России, учебник Плешаков

    Тема урока: «Мир глазами историка».

    Целеполагания учителя:
    Сформировать у учащихся представление об истории, как науке, изучающей длинный путь развития человечества и о формировании знаний об исторических источниках, их видах.
    Целеполагания учащихся:
    Первые понятия по теме «История».
    Задачи предметные:
    1. Создать условия для формирования представления об истории, как науке. 2. Способствовать формированию у учащихся представления об окружающем нас мире с точки зрения историков.
    Задачи мета предметные:
    1. Развивать умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, участвовать в диалоге, слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной речи, делать выводы.
    Задачи личностные:
    1. Ориентировать учащихся на учет чужой точки зрения, на устойчивый учебно- познавательный интерес к новым общим способам решения проблемных задач, адекватной самооценке.
    Планируемые результаты:

    Регулятивные:
    Контролировать процесс и результаты своей деятельности.
    Коммуникативные:
    Участвовать в диалоге, слушать и понимать других.
    Познавательные:
    Анализировать текст учебника, делать на основе анализа выводы и обобщения.
    Личностные:
    Проявлять интерес к истории, как науке. Выражать в собственных суждениях отношение к историческим событиям. Ориентирование на учет чужой точки зрения, устойчивый учебно – познавательный интерес к новым способам решения задач.
    Основные понятия:
    история, исторические источники, архив, римские цифры, летоисчисление.
    Меж предметные связи:
    история
    Ресурсы: - основные:
    учебник
    - дополнительные:
    интерактивная доска, компьютер, раздаточный материал
    Этап урока

    Действия учителя

    Деятельность учащихся

    Организационный
    - Здравствуйте. Настраиваются на ситуацию

    момент.
    Задача: Настроить учащихся на учебную деятельность. - Я очень рада, что Вы пришли на урок за новыми знаниями в хорошем настроении. успеха с положительной эмоциональной направленностью.
    2.

    Проверка ДЗ
    - Скажите, пожалуйста, что изучает география? -Докажите на примерах, что современные географические карты очень разнообразны. - Что такое масштаб? - Кто продемонстрирует у доски свое умение показывать на карте? Наблюдают, систематизируют знания.
    3.

    Актуализация знаний.
    Задача: Создание проблемной ситуации.
    -
    Как Вы думаете вчерашний день - это история? - Почему? - Как Вы думаете, о чем мы сегодня будем размышлять? (об истории) - Мы часто говорим: «Я расскажу Вам интересную историю…» или «со мной приключилась история…». - Так что же такое история? (История – это наука, которая изучает прошлое людей). На ИА доске появляется слайд с
    машиной времени.
    - Посмотрите внимательно. Как вы думаете, что это? (машина времени). - Как вы думаете, что может машина времени? (можно путешествовать в прошлое и будущее) - Как Вы думаете кто мечтает о такой машине? (историки) - Почему? - Нам на урок дали такую машину, чтоб мы помогли историкам. - Поможем? - Как вы думаете чьими глазами на сегодняшнем уроке мы будем смотреть на мир? (историков) На ИА доске появляется слайд с темой урока:
    «Мир глазами

    историков».
    Анализируют, делают выводы. Формируют через столкновение с проблемной ситуацией личную мотивацию для изучения нового материала.
    4.

    4.1. Изучение нового

    материала.
    Задача: Постановка учебной задачи.
    -
    Любое путешествие требует тщательной подготовки, поэтому нам надо продумать наше путешествие. - Как Вы думаете, что нас, как историков, будет сегодня интересовать? НА ИА появляются слайды:
    - Что

    такое история?

    -Для чего нам нужно изучать

    историю?

    -Какие бывают исторические
    Читают, участвуют в диалоге, анализируют, делают выводы. Высказывают свое мнение, обсуждают.

    источники?
    - Разделитесь на 3 команды. Перед началом путешествия, команды выберите своего капитана. Вы готовы к путешествию? - У каждой команды на столах план путешествия и конверты с заданиями. - Капитаны читают своей команде задание №1. Команда выполняет задание строго по инструкции. На выполнение этого задания командам отводится 7 минут. - Время пошло.
    ИНСТРУКЦИЯ:

    Дорогие ребята! Вы работаете

    все дружно и вместе, потому что

    Вы команда.

    Прочитайте текст на стр.

    29-31 учебника.

    Найдите ответы на

    вопросы.

    Запишите ответы в бланке

    с вопросами.

    ВОПРОСЫ:

    - Что такое история?

    -Как переводится слово

    «история» с греческого

    языка?

    -Как называют ученых,

    которые изучают

    историю?

    - Где трудятся ученые –

    историки?
    - Все команды получили по 4 вопроса. Но ответ каждая команда будет давать только на 1 вопрос. - Выберите представителя от каждой команды, кто будет отвечать. - Начнем с команды №1. Представитель команды прочитает нам инструкцию и расскажет, как Ваша команда ответила на вопрос №1. - Представитель команды№2 расскажет, как Ваша команда ответила на вопрос №2. - Представитель команды№3 расскажет, как Ваша команда
    ответила на вопрос №3. - Представители всех 3 команд расскажут, как их команды ответили на вопрос №4. - Какие новые слова встречались при чтении текста? - Мы теперь знаем, кого называют историками? - А что такое архивы? (хранилище документов)
    -
    Каждая команда в своем плане путешествия может сделать отметку о выполнении первого задания. - Теперь мы знаем, что такое история. - Для чего нужно изучать историю? - Как Вы считаете? - Вы все правильно ответили, а поможет нам более подробно разобраться в этом вопросе задание под номером 2. - Капитаны читают своей команде задание №2. Команда выполняет задание строго по инструкции. На выполнение этого задания командам отводится 3 минуты. - Время пошло.
    ЗАДАНИЕ №2:

    Отвечая на вопрос: «Для чего,

    мы изучаем историю», выберите

    из списка утверждений то,

    которое считаете наиболее

    верным.

    Мы изучаем историю для

    того, чтобы узнать, как

    наши предки заселяли,

    осваивали нашу страну.

    Мы изучаем историю для

    того, чтобы было, о чем

    поговорить с друзьями.

    Мы изучаем историю для

    книги.

    Мы изучаем историю для

    того, чтобы знать, как

    жили наши предки.

    Мы изучаем историю для

    того, чтобы было весело.

    Мы изучаем историю для

    того, чтобы знать, чем мы

    похожи, а чем

    различаемся от наших

    предков.
    -Представитель команды№1 прочитает нам задание и расскажет, какой ответ выбрала Ваша команда? - Представитель команды№2 прочитает нам задание и расскажет, какой ответ выбрала Ваша команда? - Представитель команды№3 прочитает нам задание и расскажет, какой ответ выбрала Ваша команда?
    -
    Каждая команда в своем плане путешествия может сделать отметку о выполнении второго задания. На ИА доске слайд:
    Дверь с

    замком.
    - Перед нами дверь. На двери замок. - Куда ведет эта дверь? (в мир истории) - Мы сможем эту дверь открыть без ключа? (нет) - Ключ от этой двери мы сможем найти в следующем задании. - Капитаны читают своей команде задание №3. Команда выполняет задание строго по инструкции. На выполнение этого задания командам отводится 7 минут. - Время пошло.
    ЗАДАНИЕ №3

    Прочитайте в учебнике на стр. 31

    двери». Выберите самое важное

    слово из текста и впишите его в

    ответ задания №3.
    - Команда№1 прочитает нам задание и расскажет, какой ответ выбрала Ваша команда? Обоснуйте свое мнение. - Команда№2 прочитает нам задание и расскажет, какой ответ выбрала Ваша команда? Обоснуйте свое мнение. Команда№3 прочитает
    нам задание и расскажет, какой ответ выбрала Ваша команда? Обоснуйте свое мнение.
    -
    Каждая команда в своем плане путешествия может сделать отметку о выполнении третьего задания. На ИА доске появляется слайд со словом:
    АРХЕОЛОГИЯ.

    -
    Мы с Вами говорили об истории, а у нас дверь открылась на слово «АРХЕОЛОГИЯ». - Какая же связь между археологией и историей? - Ответ на этот вопрос найдите на стр. 32 учебника. - Как называют ученых, которые занимаются историческими раскопками? (археологи) - Хотите побыть немного археологами? Тогда все встаньте.
    ФИЗМИНУТКА
    - В Ваших планах путешествий задание №4. Капитаны читают его своей команде, а команда при выполнении задания четко следует инструкции.
    ЗАДАНИЕ №4: Учащиеся

    собирают в командах

    разрезанные картинки (монета,

    платье, ваза)
    - Скажите, как одним словом можно назвать все предметы, которые мы с Вами нашли? (археологические находки) - А если мы на эти находки посмотрим глазами историков, как тогда они будут называться? (историческими находками) - Чем являются все эти вещи с точки зрения историков (историческими источниками) - Какие исторические источники Вам сегодня встречались?
    -
    Каждая команда в своем плане путешествия может сделать отметку о выполнении четвертого задания.

    4.2.Итог. Обобщение.
    Осознание учащимися своей учебной деятельности.
    -
    Попробуйте составить краткий рассказ о нашем путешествии, используя новые слова, которые мы сегодня узнали. - Можете подготовиться командам на подготовку отводиться 4 минуты. - Кто хочет рассказать свой рассказ о нашем путешествии? - Кто еще попробует? Высказывают свое мнение, обсуждают, обосновывают.
    5.Рефлексия деятельности.
    Организовать рефлексию деятельности на уроке. - Машину времени пора отдавать. -Хотелось бы, чтобы каждый из Вас оставил свои впечатления о путешествии. - Перед Вами последнее задание №5. В нем бланки. Капитаны раздайте всем участникам своей команды по 1 бланку. - В бланке надо обвести номер высказывания, который соответствует Вашему впечатлению о путешествии.
    БЛАНК:

    Если сделали для себя

    много новых открытий.

    Если у Вас остались

    нерешенные вопросы.

    Если в путешествии Вы

    ничего нового не узнали.
    - Поднимите руку ребята, которые обвели высказывание №1 - Поднимите руку ребята, которые обвели высказывание №2 - Поднимите руку ребята, которые обвели высказывание №3 Считаю количество, исходя из этого вместе с ребятами делаем выводы об уроке. - Все команды очень старались, поэтому победила дружба. - Капитаны команд подойдите за медалями. - Все Вы молодцы, огромное Вам спасибо. Анализируют, осознают качество и уровень усвоенного.
    - Мне с Вами было очень интересно.

  •