Мотивы поведения и формы поведения. Что такое мотив деятельности? Мотивы учебной деятельности учащихся

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Мотивы поведения и деятельности человека

Введение

1. Мотивы поведения и деятельности человека

2. Схема когнитивных процессов в психике человека

Заключение

Введение

Когда мы совершаем тот или иной поступок, нам кажется, будто он подтвержден сознанием. Ведь мы мыслящие люди. Однако конкретные мысли вырастают из сферы бессознательного. Сознание и бессознательное функционируют совершенно по-разному; подобным образом различаются способы рассуждения ученого-философа и художника-мистика. С точки зрения сознания, которому свойственен последовательный и рассудительный способ мышления, методы познания, используемые бессознательным, кажутся безумным издевательством над стремлением сознания достичь какой-то логики.

Мотивация - система внутренних факторов, вызывающих и направляющих ориентированное на достижение цели поведение человека или животного. Разработано масса часто разноречивых концепций для истолкования того, почему индивид действует; почему он предпочитает именно те действия, которые производит; почему отдельные люди имеют более сильную мотивацию, чем прочие, вследствие чего достигают успеха там, где обладающие не меньшими потенциалом терпят неудачу.

В настоящей работе мы рассмотрим вопросы, касающиеся не только мотивации, но и когнитивных процессов и в практическом задании выясним о каком виде памяти шла речь.

1. Мотивы поведения деятельности человека

Интеллект человека, в самом общем понимании, выполняет одну функцию - направляет в пространстве движение, направленно диссипирует энергию. Если сравнить, скажем, всплеск воды с деятельностью человека, то в общем представлении человек будет отличаться тем, что концентрирует свои движения в некотором направлении пространства, что мы и называем целенаправленным интеллектуальным поведением. Это целенаправленное (сконцентрированное) освобождение энергии, для целей данной статьи, разделим условно на две категории:

1. Автоматическое - отработанное, натренированное действие, не требующее вмешательства сознания;

2. Сознательное - действие, вырабатываемое в новых ситуациях сознательным контролем, сознательной тренировкой.

Автоматическую деятельность человека удобно представить в виде шкалы, на одном конце которой будет деятельность, отработанная эволюцией и закреплённая жёстко в физиологии организма, назовём это - рефлекс. Например, регуляция температуры, давления крови, иммунитет. С другой стороны шкалы, автоматизмы, приобретённые в процессе сознательного контроля самого человека, например ходьба, правописание, речь, назовём это - ритуал. Рефлексы и ритуалы переплетены между собой, поэтому провести между ними точную границу невозможно и не нужно. Рефлексы дополняют ритуалы (например, рефлекс равновесия помогает ритуалу ходьбы), а ритуалы расширяют функции врождённых рефлексов (например, рефлекторное чихание в ритуально носимый платок удобнее, чем просто чихание).

Сознательное действие - это деятельность осознающего интеллекта в новой для себя ситуации, который создаёт шаблон поведения (т.е. направление освобождения энергии), отрабатывает его, переводя, тем самым, в категорию автоматической деятельности - ритуал. Все ритуалы создаются только сознательным контролем.

ѕ автоматическая деятельность = рефлексы + ритуалы

ѕ сознательная деятельность = деятельность по формированию ритуалов

Такое разделение на автоматическую и сознательную деятельность удобно только для очерчивания того понятийного пространства, в рамках которого я хочу излагать дальнейшую траекторию мысли, но фактические механизмы, которые реализуют рефлексы, ритуалы и сознательное поведение, скорее всего, идентичны и не позволяют провести точную границу между физиологией и сознанием.

И сознательная и автоматическая деятельность подчиняется общей универсальной схеме:

1. Интеллект накопил энергию, которую необходимо рассеять, освободить (диссипировать).

2. Есть условия (контекст) срабатывания автоматического действия или действия сознания.

3. Энергия освобождается в соответствующем направлении.

4. Потенциал энергии интеллекта снижается.

Как врождённые автоматические действия (рефлексы), так и приобретённые автоматические действия (ритуалы) - это действия психической сферы человека. Что это значит.

Психика постоянно автоматически формирует контекст ситуации, т.е. располагает в субъективном пространстве человека предметы, термины, ощущения (назовём всё это образами), то, что может являться условием какого-либо автоматического действия. Психика автоматически моделирует ситуацию. Это формирование автоматично и само по себе является рефлексом. Человек не может, глядя на дерево, сознательно заставить себя увидеть вместо дерева автомобиль или глядя на слово не прочесть его, или не понять его смысл.

Контекст - это конкретный набор пространственно ориентированных образов, которые являются условиями (факторами, причинами, стимулами, аспектами, нюансами, обстоятельствами) срабатывания автоматического действия (рефлекса или ритуала) в некотором конкретном направлении.

Таким образом, и рефлексы и ритуалы - это действия, автоматически воспроизводимые психикой при определённом контексте.

Пример 1. В горле застрял кусок пищи, это контекст. Вегетативный интеллект, будучи активным, освобождает энергию в направлении рефлекторного действия - человек кашляет.

То же происходит и при выполнении натренированного сознанием действия.

Пример 2. В троллейбусе необходимо закомпостировать талончик (это контекст). Интеллект, будучи активным, освобождает энергию в направлении ритуального действия - человек компостирует талончик.

Одними из самых частых образов в контексте являются образы боли и удовольствия. Подавляющее большинство людей вырабатывают сознательной тренировкой, сознательным контролем, ритуалы, которые ведут к возникновению к контексте образа "удовольствие" и считают ошибочными ритуалы, ведущие к появлению в контексте образа "боль".

Все рефлексы, как доказывает наблюдение, следуют одной цели - сохранение системной целостности организма, т.е. максимально долгому выживанию (или максимально длительному умиранию, как сказали бы тифоаналитики) организма с целью физиологической эволюции. Кашель, регуляция давления крови, половые рефлексы - все эти автоматические действия отработало "сознание эволюции" для того, чтобы сохранить организм, популяцию клеток в форме целостного организма. Боль и удовольствие - это важные образы, которые возникают в контексте человека как наследие исторического процесса эволюции, как основные условия срабатывания рефлексов и ритуалов, основная цель которых - самосохраниться.

Здесь важно отметить, что человек формируя сознательный ритуал избежание боли, например ношение одежды в холодную погоду, делает это не вынужденно, а путём выбора. Т.е. человека ничто не вынуждает однозначно избегать боли, теоретически он может выбрать поведение, которое будет стремить человека к боли. Также ничто человека не принуждает к удовольствию, это его сознательный выбор, который фиксируется ритуалом, входит в привычку.

Сознательная деятельность отличается от автоматической только тем, что контекстом (условиями) срабатывания сознания является новизна контекста, т.е. фактическое отсутствие достаточных условий для автоматического действия (рефлекса или ритуала), которое именно сознанию необходимо выработать в данной новой ситуации, что само по себе уже есть автоматическое действие. Другими словами, автоматическое действие это реакция на некие конкретные (известные, тривиальные) условия, а сознательное действие - это реакция на новизну. Можно сказать, что действие сознания - это рефлекс на новизну.

Поскольку двух идентичных контекстов практически не бывает, любой контекст содержит в себе как привычность, так и новизну, и поскольку психика всегда имеет потенциал энергии для диссипации, мы осознаём свой контекст постоянно. Т.е. постоянно осознаём ту ситуацию, в которой находимся. Сознание постоянно пытается выработать поведение, которое наиболее подходит в данной ситуации. Сознание всегда собирает из уже готовых кусочков рефлексов и ритуалов новый ритуал.

Ритуал, это всегда последовательность действий, поэтому людям свойственны последовательности: общение последовательностями (речь и текст), создание алгоритмов, технологических процессов, логик, правил, законов - что в сущности одно и то же - ритуалы.

Здесь мы приходим к ключевой части изложения - это условия сознательного выбора. Если отбросить рефлексы, которые стремятся сохранить организм, если отбросить ритуалы, как уже готовые автоматические привычки, то чем остаётся руководствоваться сознанию при выборе направления освобождения своей энергии в условиях новизны (неопределённости, неизвестности)?

Я склоняюсь к мысли (делаю свой сознательный выбор направления), что сознание формирует ритуалы, следуя трём условиям:

1. Врожденному рефлексу достаточности (красоты, гармонии), который определяет предпочтительные пропорциональные пространственные отношения в любом контексте.

2. Случайно выбранной цели, направлению в любом контексте (понятийном, образном пространстве).

3. Предсказанию контекста.

Такой взгляд объясняет, почему люди настолько разнятся своими целями, но настолько схожи в методах их достижения. Если человек попадает в новую ситуацию, то он стремится освободить энергию в направлении той цели, которую когда-то случайно себе поставил, достаточным (красивым) способом путём подбора такого ритуала, который предсказуемо приведёт к этой цели.

Целью человека может быть любой образ, понятие - направление в контексте. Это может быть банальное самосохранение или, что-то более необычное, например, планета Марс или власть над миром. Подавляющее большинство людей не отходят далеко в своих целях от целей организма. Особенно это характерно для женщин, заботящихся приоритетно о материальных целях.

Цель для создаваемого ритуала ставит сознание. Сознание же его и собирает. Как только ритуал собран, повторен и закреплён в памяти, он становится, фактически, бесцельным, бессмысленным. Он срабатывает не потому, что направлен на какую-то конкретную цель, а потому, что он срабатывает при определённых условиях и цель достигается автоматически. В этом суть ритуала, чтобы достигать цели фактически не ставя её сознательно, не привлекая сознание к тем целям, достижение которых уже автоматизированно. Сознание может только затормозить готовый ритуал либо создать новый. Можно сказать, что сознание валидирует цель, а ритуал её верифицирует. Сознание "смотрит" в будущее, а ритуал в прошлое.

Человек достигает болезненной фрустрации, когда достигает свою жизненную цель, "выполняет свою миссию" т.к. попадает в ситуацию неопределённости. Именно поэтому необходимо постоянно иметь перспективную цель, например, мировая справедливость. Чётко поставленная цель (направление) будет выводить сознание из тупика неопределённости в ситуациях новизны.

Нельзя утверждать, что та или иная цель, поставленная человеком, абсолютно плоха или абсолютно хороша. Можно только судить, насколько человек, достигающий своей цели, мешает или помогает нам достигать своих целей, которые мы когда-то случайно выбрали.

Любопытным является тот факт, что сознание тесно связано с коммуникацией между людьми, что позволяет предположить не полную случайность сознательных целей. Возможно в этой "случайности" проявляется некий рефлекс сохранения системной целостности организма-общества, частью которого мы все являемся. Ведь именно для этой цели я, например, излагаю здесь эту статью.

Учитывая тот факт, что на протяжении жизни человек может случайным образом менять свои глобальные цели, в психике закрепляются ритуалы, созданные в направлении тех целей, которые были актуальны в момент их создания. Но поскольку ритуалы сохраняются практически на протяжении всей жизни, человек с возрастом может демонстрировать противоречивое поведение, когда ритуал или рефлекс, направленный на достижение одной цели, автоматически активируется в текущем контексте и противоречит (несонаправлен) другой цели, которая актуальна для человека в данный момент.

Сознательные действия более энергозатратны, чем действия ритуалов и рефлексов. Возможно по этой причине более короткий ритуал (бритва Оккама) предпочтительнее более длинного (неоптимального). В связи с чем постоянно происходит редукция ритуалов, укорочение (оптимизация). Возможно для того, чтобы больше времени и энергии оставалось сознательной деятельности.

Подводя итог можно заключить, что человек в первую очередь мотивируется избытком энергии, которую необходимо освободить - это самый верхний уровень мотивации. На ступеньку ниже стоит стремление к новизне, т.к. именно при новизне сознание работает, освобождает эффективно энергию и открывает новые возможности для достижения целей. Ещё на ступеньку ниже стоят конкретные цели, которые человек ситуативно (но с учётом врождённого представления о красоте) сознательно ставит перед собой и достигает путём автоматического применения выработанных малозатратных ритуалов.

Безусловное освобождение энергии создаёт -> стремление к новизне, которое позволяет открыть новые возможности для -> стремления к красоте.

Ритуалы и рефлексы - это всегда последовательности. По той причине, что сознание обладает только одним инструментом для формирования ритуала - это внимание. Направляя внимание, сознание последовательно выбирает кусочек за кусочком те действия, которые намеревается связать в автоматический ритуал.

Если рассматривать чисто психические (не телесные) действия, то можно выделить такие автоматические и сознательные механизмы:

o автоматические психические функции:

ѕ создание образа

ѕ создание контекста из образов

ѕ запоминание (образа и ритуалов)

ѕ забывание

ѕ удаление из контекста неактуальных образов

ѕ автоматическое воспроизведение ритуалов и рефлексов

o сознательно контролируемые функции:

ѕ удержание и перевод внимания

ѕ выбор направления, цели

ѕ подавление активных ритуалов и рефлексов

Фактически любой ритуал складывается только из тех кусочков, которые подвластны сознанию. Типичный ритуал выглядит примерно так: "перевести внимание туда - удержать внимание - подавить там-то такой-то ритуал - перевести внимание туда",

Путём перевода внимания сознание обуславливает автоматическое изменение контекста, что приводит к автоматическому срабатыванию уже готовых ритуалов и рефлексов.

Перевод внимания на мышцы фактически приводит к рефлексу их сокращения, что мы привыкли называть "волей". В сущности, нет никакого отличия для сознания в том, чтобы направить внимание на активацию мышцы или на подавление какого-то ритуала - и то и другое является способом освободить энергию, произвести движение.

Удобно рассматривать предсказывающую работу сознания по универсальной схеме - сознание предсказывает ошибки и исправляет их до момента фактического совершения. Ошибка - это направление освобождения энергии, отличное от направления, выбранного сознанием как цель. Если выработанные ритуалы и рефлексы приводят к отклонению от цели мы имеем дело с ошибкой.

Сознание обнаруживает новую ошибку всегда после момента её совершения. Для сознания это новый контекст, например, привычка поворачивать ключ по часовой стрелке, может приводить к ошибке при необходимости закрывать другой замок. После ряда таких фактических ошибок ("тренировки ошибки") осознание этой ошибки становится ритуалом и может быть предсказано сознанием до момента совершения, подавлено и выработан новый ритуал. Взирая на то, что целью сознания есть направление в пространстве, а результатом ритуала есть тоже направление в пространстве, работа сознания в основном заключается в том, чтобы сравнивать предсказываемую ошибку с предсказываемыми ритуалами. В случае достаточности отклонения - сознание не активируется.

Новая ситуация - это всегда ошибка. В мышлении всегда есть какой-нибудь автоматический ритуал, который активен в данный момент. В сущности ошибка, это применение некоего ритуала в несоответствующих условиях. Ошибкой мы это осознаём, если ритуал фактически привёл не к той цели, которую ожидаем. Повтор ошибочного ритуала само по себе становится ритуалом, целью которого является, естественно, ошибка, которая как цель становится предметом предсказания. Как только ошибка стала предметом предсказания она может быть подавлена сознанием и выработан новый ритуал. До тех пор пока ошибка не стала предметом предсказания выработать лучший ритуал невозможно, можно только исправлять последствия ошибки (через соответствующий ритуал).

Условием (образом), который входит в состав контекста и может служить ключевым фактором срабатывания того или иного ритуала является время, прошедшее между двумя контекстами. Интересно отметить, что сам факт появления времени в контексте зависит от того, насколько новым является этот контекст. С возрастом человек всё больше основывает своё поведение на автоматически ритуалах и всё меньше формирует сознательно новые ритуалы, что осознаётся как быстрый ход времени. Это может означать, что между включениями сознания (рефлекса новизны) проходят всё большие промежутки времени. Всё остальное (бессознательное) время занимают действия автоматических ритуалов.

Как ни странно самой главной проблемой в решении задачи создания искусственного интеллекта является проблема автоматического создания образа.

Проблема эта находится на стыке материализма и солипсизма, физического и духовного, автоматического и сознательного.

Есть эвристика, что формат образа должен соответствовать той цели, ради которой он существует. В рамках предложенного в данной статье подхода образ является составляющим наполнением контекста, который, в свою очередь, является условием направления действия в пространстве в соответствии с произвольной целью выбранной сознанием. С другой стороны образ формируется рефлекторно, а значит, подчиняется цели всех рефлексов - сохранить целостность.

Образ и контекст - неразделимы. Нельзя провести точную границу между образом и контекстом. Любой образ контекстуален, любой контекст образен. В течении жизни образы человека претерпевают деление (дифференциацию), наподобие того как делится и дифференцируется зигота. Дифференцированные в пространстве образы соединяются, образуя другие образы и контексты. Довольно условно можно заключить, что образ - это часть контекста, которая часто входит в другие контексты, т.е. соединяется с другими образами. Иначе можно сказать, что связный контекст разрушается на субконтексты, каждый из которых устойчив и является образом.

Итого, образ - это эволюционирующая целостность, позволяющая направить энергию в пространстве.

Напоследок хочу привести несколько соображений по поводу императива пространственного ориентирования в деятельности интеллекта. Есть сведения о прямой корреляции между размерами гиппокампа и объёмом знаний человека об окружающем пространстве. Образные знания человека (помимо чистых навыков и умений - рефлексов и ритуалов), судя по всему, представляют собой масштабируемую карту, которая позволяет человеку освобождать энергию в целевом направлении в каждом конкретном контексте наиболее точно. Подтверждением тому, что мысли текут пространственно ориентированно (помимо того, что наиболее частым вопросом по мобильному телефону является "ты где?") могут служить красноречивые "геометрические" и "кинетические" формы речи:

сфера знаний

направление рассуждений

провести параллели

опираясь на рассуждение

в крайнем случае

исходя из этого

так мы приходим к выводу о

под таким углом зрения

точка зрения

в основе лежит

ходить вокруг да около

близко по смыслу

исходные данные

расставить всё по местам

не к месту

ограничение

введение в [физику]

имеет место быть

где-то в

откуда ты знаешь?

директор

приблизительно

зайти в тупик [в рассуждениях]

плоскость интересов

склоняться к мысли

вступить в дискуссию

вынести урок

многосторонняя постановка вопроса

2. Схема когнитивных процессов в психике

3. Практическое задание: исследование в вопросе памяти

О каком виде памяти идет речь? Если память, признаком хорошего развития которой являются физическая ловкость, сноровка в труде, «золотые руки».

Двигательная (или моторная) память обнаруживается очень рано. Это, прежде всего, память на позу, положение тела. Она лежит в основе многих профессиональных навыков, которые постепенно становятся автоматическими, т.е. осуществляются без привлечения сознания и внимания. Люди с развитой двигательной памятью лучше усваивают материал не на слух или при чтении, а при переписывании текста. Это один из способов выработки грамотности. Достигая полного развития раньше других форм, двигательная память у некоторых людей остается ведущей на всю жизнь, у других, ведущую роль играют другие виды памяти.

Двигательная память- это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Встречаются люди с ярко выраженным преобладанием этого вида памяти над другими ее видами. Другие же люди, наоборот, вообще не замечают у себя двигательной памяти. Огромное значение этого вида памяти состоит в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т. д. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться сначала, осуществлять соответствующие действия. Обычно признаком хорошей двигательной памяти является физическая ловкость человека, сноровка в труде.

Заключение

Говоря кратко, мы нуждаемся в анализе наших мотиваций, если оказывается, что что-то внутри нас мешает достичь поставленных целей. Со времен Фрейда бессознательная мотивация относится к числу основных фактов человеческой психологии

Знание о существовании и воздействии таких мотиваций является полезным руководством в любой попытке анализа, особенно если она предпринимается не на словах, а на деле. Оно может даже оказаться достаточным инструментарием для того, чтобы выявить ту или иную причинную связь. Однако для систематического анализа необходимо иметь несколько более точное понимание бессознательных факторов, препятствующих развитию. Пытаясь понять человеческую личность, важно раскрыть ее основные движущие силы.

НО, если при изучении человеческой мотивации мы ограничим себя экстремальными проявлениями актуализации физиологических позывов, то мы рискуем оставить без внимания высшие человеческие мотивы, что неизбежно породит однобокое представление о возможностях человека и его природе. Слеп тот исследователь, который, рассуждая о человеческих целях и желаниях, основывает свои доводы только на наблюдениях за поведением человека в условиях экстремальной физиологической депривации и рассматривает это поведение как типичное. Перефразируя уже упомянутую поговорку, можно сказать, что человек и действительно живет одним лишь хлебом, но только тогда, когда у него нет этого хлеба.

Список использованной литературы

1. Адлер А. Понять природу человека. - СПб, 1997.

2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.; Воронеж, 1995.

3. Дерябин, В.С. Чувства. Влечения. Эмоции - Л.: Наука, 1974. - 258с.

4. Джеймс У. Психология.- М., 1991.

5. Кичатинов Л.П. Динамика коммуникативных потребностей развивающейся личности // Текст. Высказывание. Слово. М., 1983. С.97-104.

6. Лазурский А.Ф. Избранные труды по психологии. М.: Наука. 1997. - 446 с.

7. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. - М., 1964.

8. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. - М., 1971.

9. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. - М., 1984.

10. Мерлин В.С. Психология индивидуальности. Воронеж, 1996

11. Обуховский К. Психология влечений человека. - М.: Прогресс, 1972.

12. Павлов И.П. Полное собрание сочинений. Т.3., кн.1. - М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1951.

13. Платонов К. К. Система психологии и теория отражения. - М.: Наука, 1982.

14. Психологический словарь. - М.: Педагогика, 1983.

15. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб, 1998

16. Тихомиров О.К. Психология мышления. - М., 1984.

17. Фрейд З. Психология бессознательного: сб. произведений / сост. М.Г. Ярошевский. - М. 1989.

Подобные документы

    Сенсорные системы человека, степень их развития, роль и место в формировании поведения человека. Свойства сенсорных систем и регуляция их деятельности. Эмоции как элемент жизни человека, их психологическая сущность и влияние на поведение личности.

    контрольная работа , добавлен 14.08.2009

    Деятельность человека: понятие, содержание, цели и мотивы. Действия и движения: структура, виды и способы. Виды трудовой деятельности человека и их характеристики. Роль игры в физическом воспитании ребенка. Основное различие между учением и трудом.

    реферат , добавлен 25.10.2014

    Когнитивная регуляция поведения и деятельности человека. Эмоциональное и волевое регулирование поведения и деятельности человека. Психологическая характеристика личности и деятельности. Психолого-педагогическая характеристика процесса обучения.

    курс лекций , добавлен 08.02.2008

    Мотивация человека и личности. Два основных типа мотивирования, их характеристика. Внутренние побудители деятельности (мотивы) человека. Потребности и инстинкты как источники активности. Самомотивация как желание или стремление человека к чему-либо.

    реферат , добавлен 07.01.2015

    Понятие деятельности человека, ее отличие от поведения животных, сознательный характер, структура (состав). Действие как отдельный акт деятельности. Виды деятельности человека: труд, учение, творчество, активность, игра. Особенности феномена недеяния.

    контрольная работа , добавлен 13.07.2009

    Совокупность практических действий по реализации инвестиций. Мотивы инвестиционного поведения. Исследование психологических процессов и механизмов, лежащих в основе инвестиционного поведения, влияющие на него факторы. Психологический портрет инвестора.

    курсовая работа , добавлен 17.04.2014

    Эволюция поведения простейших, формирование нового вида поведения, отвечающего измененным условиям и факторы, влияющие на данный процесс. Происхождение нервной системы и ее простейшие формы. Анализ механизмов индивидуально изменчивого поведения человека.

    курсовая работа , добавлен 24.08.2011

    Проблема структуры личности. Совместная социально-значимая деятельность. Структура и основные особенности процесса мотивации. Психологические мотивы, влияющие на поведение человека в коллективе. Компоненты социально-психологического климата коллектива.

    реферат , добавлен 26.03.2013

    Побудительные механизмы активности человека. Исторический экскурс в историю изучения детерминации активности человека. Иерархия потребностей. Направленность и мотивы деятельности личности. Понятие о направленности личности и мотивации деятельности.

    курсовая работа , добавлен 19.10.2010

    Общая характеристика личности. Направленность личности как свойства, которые в своей совокупности определяют мотивы и особенности поведения, а также деятельности человека в данной социальной среде. Сущность и физиологические основы темперамента.

Со временем ведущие мотивы поведения человека становятся настолько характерными для человека, что превращаются в черты его личности:

Мотив достижения успехов,

Мотив избегания неудач,

Мотив власти,

Альтруизм (мотив оказания помощи),

Агрессивные мотивы,

Мотив познания и другие.

Доминирующие мотивы начинают входить в ядро характера человека. Как ядерная характеристика они оказывают воздействие на поведение в целом и влияют на формирование других психических свойств.

Например от характера доминирующих мотивов зависит самооценка человека и особенности его картины мира. Экспериментально доказано, что люди, ориентированные на успех, в большей степени склонны к формированию у себя реалистичной, научной картины мира, а также обладают более объективной самооценкой. Люди, мотивированные на избегание неудач, часто имеют нереалистическую, фантастическую картину мира, при этом имеют завышенную или заниженную самооценку.

В свою очередь от самооценки личности зависит уровень притязаний человека. Если самооценка завышена, то уровень притязаний (ожиданий от жизнедеятельности) обычно тоже завышен. Это происходит потому, что индивид завышает, например, свои способности, поэтому предполагает, что его действия повлекут высокое качество и количество результата. В случае с заниженной самооценкой происходит наоборот: человек недооценивает свой потенциал, надеется на меньшее. Таким образом доминирующие мотивы как ядерная характеристика через самооценку могут повлиять на уровень притязаний человека.

Мотив аффилиации

Существует такой важный и - можно сказать - сквозной мотив поведения как мотив аффилиации (стремление к общению). Данный мотив проявляется трояко:

Это и просто потребность в периодических разговорах (потребность в болтовне, пусть даже и пустой),

Это и налаживание отношений, контактов (потребность чувствовать себя связанным с окружающими людьми),

Мотив аффилиации у людей проявляется значительно ярче, чем у животных. В силу развитости разума человека он может планировать отношения, ставить себя на место другого и т.д.

Мотив власти

Интересным и важным мотивом является мотив власти - устойчивое и отчётливо выраженное стремление человека иметь подчинённых себе людей, то есть тех, которых можно заставить что-то сделать.

Г. Мюррей: мотив власти - это склонность управлять социальным окружением, в том числе людьми, воздействовать на поведение других людей разнообразными способами, включая убеждение, принуждение, внушение, сдерживание, запрещение и т. п.

Д. Верофф считал, что под мотивацией власти понимается стремление и способность получать удовлетворение от контроля над другими людьми. Признаками наличия у человека мотива, власти являются выраженные эмоциональные переживания, связанные с удержанием или утратой психологического или поведенческого контроля над другими людьми. Другой признак мотива власти - удовлетворение от победы над другим человеком в какой-либо деятельности или огорчение по поводу неудачи.

Ряд учёных полагают, что человек с выраженным мотивом власти испытывает нежелание подчиняться другим. Однако с этим можно поспорить: жизнь показывает, что люди с ярко выраженными мотивами власти легко организуются в иерархии между собой (типичный пример - армия). Человеку с выраженным мотивом власти оной никогда не бывает мало, он всегда готов подняться на следующую ступень, но при этом он может весьма охотно подчиняться другому лидеру, на чьё место претендует.

Некоторыми последователями З. Фрейда мотив власти был объявлен одним из главных мотивов человеческого социального поведения. А. Адлер считал, что стремление к превосходству, совершенству и социальной власти компенсирует естественные недостатки людей, испытывающих так называемый комплекс неполноценности.

Э. Фромм как представитель неофрейдизма сформулировал, что психологически власть одного человека над другими людьми подкрепляется несколькими способами:

Возможностью награждать людей,

Возможностью наказывать людей,

Способностью принуждать их к совершению определённых действий,

Способностью устанавливать собственные правила поведения.

Мотив власти имеет и биологический смысл, то есть он может основываться на врождённом инстинкте поведения вожака стаи . Наличие вожака в стае - сильное конкурентное преимущество, поэтому имеет биологическое значение. Стая как боевая единица под руководством вожака имела больше шансов выжить, чем стая без вожака или со слабым лидером. Вожак организует, планирует, распределяет роли.

Просоциальные мотивы

Просоциальное поведение - альтруистические действия, направленные на благополучие других людей, оказание им помощи. Такое поведение по своим особенностям разнообразно и располагается в широком диапазоне от простой любезности до серьёзной благотворительности.

Иногда просоциальное поведение наносит самому человеку большой ущерб, иногда оно заканчивается самопожертвованием.

При альтруистическом поведении забота о других осуществляется по собственному убеждению человека, без какого бы то ни было расчёта или давления со стороны. По смыслу такое поведение противоположно агрессии.

Агрессивные мотивы

Агрессия - сложное и многоплановое явление. Часто выделяют мотивированную агрессию и немотивированную. Различие этих видов агрессии - в степени очевидности мотивов.

У человека имеется две различные мотивационные тенденции, связанные с агрессивным поведением:

Тенденция к агрессии,

Тенденция к её торможению.

Тенденция к агрессии - склонность индивида оценивать многие ситуации и действия людей как угрожающие ему и стремление отреагировать на них собственными агрессивными действиями. Подавление агрессии - индивидуальная предрасположенность оценивать собственные агрессивные действия как нежелательные и неприятные, вызывающие сожаление и угрызения совести.

Литература

Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001. Система отношений человека к бытию, характерные особенности отношения к тем или иным аспектам бытия. Чаще всего используется как особенности отношений с окружающими людьми. Хотя проявляться характер может, например, и в отношении к себе, работе, родине, животным, книгам, общественным процессам. Характер - это психологическое образование, заключающее в себе закрепившиеся в процессе жизни эмоциональные отношения человека к типичным жизненным ситуациям и стереотипы когнитивных и поведенческих схем реагирования на эти ситуации.

Ничто в мире не делается просто так. В этом уверено большинство людей. Подобное убеждение касается не только жизненных явлений и закономерностей, но и поступков людей. Чаще всего поступками руководят определенные мотивы. И мы задаемся вопросом почему в определенной ситуации человек поступает так или иначе. Возможно раскрыв суть понятия мотив, нам удастся найти ответы на этот вопрос.

Понятие и виды мотивов

Мотивация – это внутренне состояние человека, связанное с его потребностями. Мотивы являются движущей силой, которая активизирует физические и психические функции, побуждая человека к действию и достижению поставленной цели. Мотивация и различные виды мотивов делают человека целеустремленным, поскольку цель в большинстве случаев удовлетворяет возникшую в чем-либо потребность.

Различные виды мотивов в психологии рассматриваются как явления, которые становятся поводом для действия. Мотив дает человеку массу переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями, связанными с ожиданиями, либо отрицательными эмоциями из-за неудовлетворения сложившимся положением. Некоторые виды мотивов личности характеризуются наличием материального или идеального предмета, достижение которого является смыслом деятельности. Помимо мотивов существует и такое понятие как стимулы. Это те рычаги, с помощью которых вызываются мотивы. Например, стимулом для человека может являться премия, надбавка к зарплате, а для ребенка стимул это хорошая оценка в школе, за которую родители обещали что-то купить.

Виды мотивов человека делятся на два уровня: мотивы сохранения и мотивы достижения. Чаще всего в своей жизни человек использует мотивы сохранения, где сила эмоций действует незначительное время, а активность направлена в основном на то, чтобы не потерять то, что уже создано. Мотивы достижения требуют от человека постоянной активности, для того чтобы получить желаемое. Для полноты картины рассмотрим существующие функции и виды мотивов.

Функции и виды мотивов

Основные виды мотивов человека содержат шесть составляющих:

  1. Внешние мотивы. Они обусловлены внешними составляющими. Например, если ваш знакомый приобрел новую вещь, и вы её увидели, то у вас появится мотивация заработать деньги и тоже приобрести подобную вещь.
  2. Внутренние мотивы. Возникают внутри самого человека. Например, она может выражаться в желании куда-либо уехать и сменить обстановку. Причем если вы поделитесь этой мыслью с окружающими, то для кого-то это может стать внешним мотивом.
  3. Положительные мотивы. Основаны на положительных подкреплениях. Например, такой мотив содержится в установке – буду много работать, получу больше денег.
  4. Отрицательные мотивы. Являются факторами, отталкивающими человека от совершения ошибки. Например – не встану вовремя, опоздаю на важную встречу.
  5. Устойчивые мотивы. Основаны на нуждах человека и не требуют дополнительного подкрепления со стороны.
  6. Неустойчивые мотивы. Требуют постоянного подкрепления со стороны.

Все эти виды мотивов выполняют три основных функции:

  • побуждение к действию. То есть выявление тех мотивов, которые заставляют человека действовать;
  • направление деятельности. Функция, с помощью которой человек определяет, за счет чего он сможет добиться цели и удовлетворить свою потребность;
  • контроль и поддержание поведения направленного на достижение. Помня о своей конечной цели, человек будет корректировать свою деятельность с учетом её достижения.

Кстати, что касается деятельности, то и здесь существует свой набор мотивов. Он зависит не только от внутренних потребностей человека, но и от его взаимодействия с социальной средой.

Виды мотивов деятельности и взаимодействия с социумом

Деятельность человека является важнейшей жизненной функцией. Мотивы деятельности формируются на основе потребностей человека к достижению определенных жизненных целей. Поведение человека формируется в зависимости от того, какой конечный итог своих действий он видит. Поскольку нашим основным видом деятельности является работа, то и мотивы здесь ориентированы на сам процесс работы и на ее результат. В первом случае мотивы будут обусловлены определенных условий труда, содержанием работы, качеством взаимоотношений между сотрудниками и возможностью развития способностей. Во втором случае, результат труда будет зависеть от трех основных мотивов:

  • материальное вознаграждение – это, прежде всего, денежные доходы и уверенность человека в обеспеченности работой и социальной защищенности;
  • значимость работы - здесь учитывается мнение о работе семьи, друзей и средств массовой информации, проще говоря, престижность профессии;
  • свободное время – важный мотив для творческих людей, а также для тех, кто имеет маленьких детей или совмещает работу с учебой.

Поскольку любая деятельность неразделима с социумом, то не стоит забывать, что существуют и различные виды мотивов взаимодействия. Иными словами, своей деятельностью каждый человек преследует цель каким-либо образом повлиять на поведение других людей, объединенных в социум. Виды социальных мотивов могут быть различны. Наиболее важным из них является феномен, называемый социальной сопоставимостью. Это попытка человека анализировать и оценивать свои способности сравнивая их с другими людьми. Отсюда проистекают такие виды социальных мотивов взаимодействия как симпатия к другому человеку или влечение к нему.

Однако превыше всех видов мотивов, формирующих поведение человека, стоит «самомотивация». Это внутреннее самоощущение человека, которым он руководствуется в каждом поступке. Для успешной деятельности человеку необходимо контролировать себя, обеспечить режим, в котором любая деятельность будет плодотворной. Именно из самомотивации рождаются другие виды мотивов, способствующих достижению поставленных целей.

Типологизация человеческих личностей в привычном нам варианте выглядит как разграничение всех обывателей на сангвиников, холериков, флегматиков, меланхоликов. На самом деле в каждой личности намешан свой индивидуальный коктейль качеств, и необязательно, что какой-то из архетипов будет преобладающим – многие люди в равной степени умудряются сочетать в себе весёлый нрав сангвиника со склонностью к поэтической грусти истового меланхолика.

Типы личности: кто вы и что вами движет?

Мотивы поведения и типы человеческой личности неразрывны друг с другом, так как одно вытекает из другого. К какому из них относитесь именно вы? Давайте разберёмся, как лучше понять свою личность и выяснить, что ею движет.

Демонстративный, экзальтированный и эмотивный типажи

Все 3 характера объединены одной общей чертой – любовью к впечатлениям. Но если демонстративный тип предпочитает быть тем, кто будоражит умы и сердца окружающих, то экзальтированные и эмотивные личности ориентированы на безостановочный поиск новых ощущений. Демонстративные люди очень артистичны, любят броско одеваться и находиться в центре всеобщего внимания. Ими движет желание признания, и свою самореализацию они зачастую не представляют без чужого одобрения.

Экзальтированные люди – это вечные дети. Для них всё ново и свежо, их легко впечатлить и заставить принять за чистую монету любое враньё. Они не испытывают пограничных состояний и всё время находятся либо в состоянии счастья, либо глубокого расстройства. Это смешливые, искренние непоседы, которые за самоцель ставят познание мира во всех его красках.

Эмотивные люди отличаются мягкостью во всех её проявлениях. Чувствительны, но не истеричны. Внимательны к окружающим, к самим себе. В компании их называют «душками» за неконфликтность. Зачастую ими двигают высокие моральные порывы: не в силах перенести страдания окружающих, «душки» бросают все свои силы на спасение других людей, реализовавшись, например, в профессии врача или просто являясь отзывчивыми собеседниками.

Дистимики, застревающие личности, педанты

Чтобы разозлиться, расстроиться или зациклиться, этим натурам много не надо. Дистимики – это люди, которые с лёгкостью впадают в тихое отчаяние. Несмотря на то, что такие личности всегда ориентированы на плохой результат, их способность видеть все риски и потенциальные неудачи весьма полезна во многих сферах. Из таких товарищей получаются отличные страховщики, адвокаты, даже брокеры. Необходимо лишь научиться рисковать!

Застревающие личности весьма мстительны и обидчивы. Их энергия вращается вокруг негативных эмоций, но не потому, что они дурные люди. Вспоминая об обиде, застревающий тип каждый раз переживает её заново с той же силой, как и в первый раз. Достаточно направить это упорство в нужное русло – и вы получите талантливейших личностей, причём весьма универсальных. Достаточно лишь окружить их положительными впечатлениями!

Педанты – это те же перфекционисты. Но зацикливаясь на мелочах, педанты рискуют в них утонуть, не закончив начатого. Если педант занимается только одним делом – посвящает себя всецело семье или работе – то он будет в этом лучшим. Из них получаются превосходные бухгалтеры, технические специалисты, юристы.

Мотивы поведения. Термин «мотив» в пер. с лат. означает побуждение, однако не всякое побуждение является мотивом; поведение может побуждаться чувствами, установками. Одни побуждения осознаются, другие не осознаются. Мотив — осознанное побуждение к достижению цели. Если понятие мотивации включает в себя все виды побуждений человеческого поведения (в том числе малоосознанные и подсознательные), то мотив — сознательно сформированное, понятийно оформленное побуждение.

Деятельность человека обычно побуждается несколькими мотивами — иерархией мотивов. При этом определенные мотивы приобретают ведущее значение. Они придают деятельности, ее объектам и условиям личностное значение — смысл .

Различные мотивы могут усиливать или ослаблять друг друга, вступать в противоречие с объективными возможностями их реализации, с социальной регламентированностью поведения. В таких случаях у социализированной личности происходит или подавление мотива, или изыскание новых, социально допустимых целей деятельности. Социально не адаптированная личность пренебрегает необходимостью такой мотивационной перестройки.

Мотивы следует отличать от мотивировки — оправдательных высказываний по поводу совершенного действия. Они могут не совпадать с действительными мотивами, маскировать их.

По мере развития личности мотивы ее поведения обогащаются, иерархизируются — выделяются главные жизненные мотивы, поведение человека подчиняется иерархии его ценностной ориентации.

Итак, побудительный и целеобразующий блок в системе человеческого поведения состоит из сложного комплекса взаимосвязанных личностных и ситуативных факторов — направленности личности, ее потребностей, модификацией которых являются установки, интересы, желания, стремления, страсти и влечения. Своими мотивами и мотивационными состояниями человек интегрирован в контекст действительности. Первичны не объекты действительности, а потребности и побуждения человека.

Поведение и деятельность человека могут быть обусловлены несколькими мотивами, то есть быть полимотивированными, направленными на одновременное удовлетворение нескольких потребностей. Формирование мотива связано как с актуализированной потребностью, так и с ситуативными возможностями и ограничениями. В отдельных случаях ситуация навязывает выбор мотива. Свойствами мотива может обладать и образ предмета актуализированной потребности, наиболее доступного в данной обстановке.

Мотив — смыслообразующии компонент человеческого поведения. Он определяет личностный смысл как всей деятельности человека, так и отдельных его действий в структуре этой деятельности. Мотив выступает и как оценочный фактор в отношении обстоятельств, препятствующих или способствующих достижению цели. От мотива зависит качественная особенность всей деятельности человека. Чем полнее и глубже человек осознает мотивы своего поведения, тем больше власть человека над этим поведением. Однако мотивы могут осознаваться с различной степенью глубины и развернутости. Они могут подменяться мотивировкой — искусственной рационализацией желаемого действия без достаточного осознания действительных побуждений человека.