Формы мышления кратко. Основные формы мышления

Различают три основные формы мышления: понятие, суждение и умозаключение.
Понятие. Понятие - это форма мышления, в которой отражаются общие и притом существенные свойства предметов явлений.
Каждый предмет, каждое явление имеют много различных свойств, признаков. Эти свойства, признаки можно разделить на две категории - существенные и несущественные. Например, каждый отдельный треугольник имеет три угла, определенные размеры - длину сторон и площадь, определенную величину углов, форму. Но только первый признак делает фигуру треугольником, позволяет отличить ее от других фигур: прямоугольника, круга, трапеции. Остальные признаки отличают один треугольник от другого; при изменении их треугольник не перестанет быть треугольником. Равно и каждое отдельное дерево обладает и такими признаками, которые позволяют отличить его от кустарника, травы (т. е. существенными признаками), например наличием ствола, и такими, которые отличают одно дерево от другого, например возраст, количество ветвей, сохранность коры, наличие дупла и т. д.
В понятии же содержатся лишь свойства, общие и существенные для целого ряда однородных предметов: для понятия «школьник» общее и существенное свойство - обучение в школе (но не возраст, национальность, цвет глаз или цвет волос); для понятия «термометр» - то, что это прибор для измерения температуры окружающей среды (а не его форма, размеры и т. д.).
Понятие существует в виде значения слова, обозначается словом. Каждое слово обобщает (кроме, разумеется, слов обозначающих имена собственные). В понятиях наши знания о предметах и явлениях действительности кристаллизуются в обобщенном и отвлеченном виде. В этом отношении понятие существенно отличается от восприятия и представления памяти: восприятие и представление конкретны, образны, наглядны; понятие обладает обобщенным, абстрактным, не наглядным характером.
Представление - это образ конкретного предмета. Понятие - это отвлеченная мысль о классе предметов.
Восприятие и представление всегда есть отражение конкретного, единичного. Никто из нас никогда не видел и не может видеть книги вообще, дерева вообще, собаки вообще, даже человека вообще, так как нельзя представить себе предмета, абсолютно лишенного каких-либо индивидуальных признаков. А мыслить об этом можно.
Понятие - более развитая и всесторонняя форма познания, оно значительно шире и полнее отражает действительность, чем представление. Яркую иллюстрацию этого положения дает В. И. Ленин, когда говорит, что нельзя наглядно представить себе движения со скоростью 300 тысяч километров в секунду (скорость света), а мыслить такое движение можно.
В процессе общественно-исторического развития познания расширяется, углубляется и изменяется содержание понятия. Так, понятие «атом» раньше имело одно содержание, с развитием науки и техники содержание этого понятия изменилось, расширилось, углубилось.
Суждение. В суждениях отражаются связи и отношения между предметами и явлениями окружающего мира и их свойствами и признаками. Суждение - это форма мышления, содержащая утверждение или отрицание какого-либо положения относительно предметов, явлений или их свойств.
Примерами утвердительного суждения могут быть такие суждения, как «Ученик знает урок» или «Психика есть функция мозга». К отрицательным суждениям относятся такие суждения, в которых отмечается отсутствие у предмета тех или иных признаков. Например: «Это слово не глагол» или «Эта река несудоходна».
Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих суждениях утверждается или отрицается что-то относительно всех предметов и явлений, объединяемых понятием, например: «Все металлы проводят электричество». В частном суждении речь идет только - о части предметов и явлений, объединяемых понятием, например: «Некоторые школьники умеют играть в шахматы». Единичное суждение - это суждение, в котором р®чь идет о каком-то индивидуальном понятии, например: «Москва - столица СССР», «Пушкин - великий русский поэт».
Суждение раскрывает содержание понятий. Следовательно, чтобы высказать то или иное суждение, человек должен знать содержание понятий, входящих в состав суждения. Если человек высказывает суждение, что «психика есть функция мозга», он должен иметь соответствующие понятия о психике и о мозге. Знать "какой-нибудь предмет или явление - значит уметь высказать о нем правильное и содержательное суждение, т. е. уметь судить о нем. Истинность суждений проверяется общественной практикой человека.
Умозаключение. Умозаключение - такая форма мышления, в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них новое суждение. Типичный пример умозаключения - доказательство геометрических теорем.
Человек пользуется в основном двумя видами умозаключений - индуктивными и дедуктивными.
Индукция - это способ рассуждения от частных суждений к общему суждению, установление общих.законов и правил на основании изучения отдельных фактов и явлений.
Дедукция - это способ рассуждения от общего суждения к частному суждению, познание отдельных фактов и явлений на основании здания общих законов ж правил.
Индукция начинается с накопления знания о возможно большем числе в чем-либо однородных предметов и явлений, что дает возможность найти сходное и различное в предметах и явлениях и опустить несущественное и второстепенное. Обобщая сходные признаки этих предметов и явлений, делают общий вывод или заключение, устанавливают общее правило или закон. Например, при усвоении понятия «домашние животные» учащиеся устанавливают, что корова полезна, лошадь полезна, овца, свинья также полезны. Затем на основе этого школьники строят обобщающее заключение: «Все домашние животные полезны». Дедуктивное умозаключение дает человеку знание о конкретных свойствах и качествах отдельного предмета на основе знания общих законов, и правил. Например, зная, что все тела при нагревании расширяются, человек может предвидеть, что железнодорожные рельсы в летний жаркий день тоже будут расширяться, а поэтому при прокладывании железнодорожного пути строители оставляют между рельсами определенный зазор.
Помимо психологии, человеческое мышление изучает другая наука - логика. Она изучает правила построения правильных умозаключений, правильного (т. е. приводящего к правильным выводам) рассуждения. Поэтому логическим мышлением называют обоснованное, доказательное мышление, которое, основываясь иа правильных исходных суждениях, с необходимостью приводит к правильным, объективным выводам.
Решение мыслительных задач. Мышление человека, и в част ности школьника, наиболее ярко проявляется при решении задач.
Любая мыслительная деятельность начинается с вопроса, который ставит перед собой человек, не имея готового ответа на него. Иногда этот вопрос ставят другие люди (например, учитель), но всегда акт мышления начинается с формулировки вопроса, на который надо ответить, задачи, которую необходимо решить, с осознания чего-то неизвестного, что надо понять, уяснить. Ставит ли перед собой врач задачу определить, какая болезнь у пациента; ставит ли перед собой вопрос механик выяснить причину неисправности механизма; Дает ли учитель ученику для решения задачу - всегда мышление определяется необходимостью найти что-то, пока еще неизвестное.
Учителю надо иметь в виду, что ученик порой не осознает проблемы, вопроса даже тогда, когда соответствующую задачу ставит перед ним учитель. Известны случаи, когда ученик с недоумением рассказывал: «Учитель нарисовал на доске два одинаковых треугольника и весь урок доказывал, что они равны. Не понимаю зачем». Вопрос, проблема должны быть четко осознаны, иначе ученику не над чем будет думать.
Решение мыслительной задачи начинается с тщательного анализа данных, уяснения того, что дано, чем располагает человек. Эти данные сопоставляют друг с Другом и с вопросом, соотносят с прежними знаниями и опытом человека. Человек пытается привлечь принципы, успешно примененные ранее при решении задачи, сходной с новой. На этой основе возникает гипотеза (предположение), намечается способ действия; путь решения. Практическая проверка гипотезы, проверка пути решения может показать ошибочность намеченных действий. Тогда ищут новую гипотезу, другой способ действия, причем здесь важно тщательно уяснить причины предшествующей неудачи, сделать из нее соответствующие выводы.
Важное значение При поисках пути решения имеет переосмысливание (переформулирование) исходных данных задачи, попытки наглядно представить себе ситуацию задачи, опереться на наглядные образы. Последнее очень важно не только для младших. школьников, у которых мышление вообще нуждается в опоре на наглядные представления, но и для школьников-подростков. Попробуйте дать ученику IV-V классов задачу: «Поезд проходит мимо телеграфного столба за 15 с, а мост длиной 540 м за 45 с. Какова длина поезда и скорость его?» Ученики не решат этой задачи, если не представят себе ситуацию наглядно. Поезд проходит мимо телеграфного столба за 15 с - это значит, что за 15 с он проходит расстояние, равное своей длине. За 45 с поезд проходит мост. Начинает он проходить его, когда паровоз вступает на мост, а кончает тогда, когда с моста сходит последний вагон, т. е. за 45 с поезд проходит 540 м плюс расстояние, равное своей длине, или 540 м за 30 с. Дальнейшее решение просто (длина поезда 270 м, скорость 64,8 км/ч).
Решение задачи завершается проверкой, сопоставлением полученного результата с исходными данными.
Все указанные моменты можно легко проследить на решении любой практической задачи (например, определить, почему не горит настольная лампа), любой учебной задачи например, решить сложную математическую задачу).

30. Формы мышления

Выделяют три логические формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.

Понятие – это отражение в сознании человека отличительных особенностей предметов и явлений, их общих и специфических признаков, выраженное словом или группой слов. Понятие представляет собой высший уровень обобщения, присущий только словесно-логическому виду мышления. Понятия бывают конкретные и абстрактные. Конкретные понятия отражают предметы, явления, события окружающего мира, абстрактные отражают отвлеченные идеи. Например, «человек», «осень», «праздник» – конкретные понятия; «истина», «красота», «добро» – понятия абстрактные.

Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих утверждается что-либо относительно всех объектов некоторой группы, например: «Все реки текут». Частное суждение относится лишь к некоторым из объектов группы: «Некоторые реки являются горными». Единичное суждение касается только одного объекта: «Волга – крупнейшая река в Европе».

Суждения могут образовываться двумя способами. Первый – непосредственное выражение воспринятой взаимосвязи понятий. Второй – образование суждения опосредованным путем при помощи умозаключений. Таким образом, умозаключение – это выведение нового суждения из двух (или более) уже существующих суждений (предпосылок). Наиболее простой формой умозаключения является силлогизм – вывод, сделанный на основе частного и общего суждения. Любой процесс доказательства, например, математической теоремы, представляет собой цепочку силлогизмов, последовательно вытекающих один из другого.

Более сложной формой умозаключений являются умозаключения дедуктивные и индуктивные. Дедуктивные – следуют от общих посылок к частному суждению и от частных к единичному. Индуктивные, напротив, из единичных или частных посылок выводят общие суждения.

На основе подобных способов рассуждения можно сопоставлять друг с другом те или иные понятия и суждения, которыми пользуется человек в ходе своей мыслительной деятельности.

Таким образом, для продуктивного протекания мыслительной деятельности необходимы логические формы мышления. Ими обусловливаются убедительность, непротиворечивость, а, следовательно, и адекватность мышления. Представление о логических формах мышления перешло в психологию из формальной логики. Эта наука также изучает процесс мышления. Но если предметом формальной логики являются прежде всего структура и результат мышления, то психология исследует мышление как психический процесс, ее интересует, как и почему возникает и развивается та или иная мысль, каким образом этот процесс зависит от индивидуальных особенностей человека, как он связан с другими психическими процессами.

Из книги Айки-тактикА в повседневной жизни автора Добсон Терри

Три формы Формы - это то, как мы будем расценивать конфликт и ответную реакцию на него, но формы - это не просто символы на карте или схемы. Три формы, с которыми мы будем разбираться, на самом деле содержат энергию, которая сопутствует действию или ответной реакции на

Из книги Человечество в амнезии автора Великовский Иммануил

Две формы страха За несколько недель до начала второй мировой войны, когда в Москве были поставлены подписи на документе, освобождающем нацистской армии дорогу на Восток и на Запад, я находился вместе с семьей на пути к берегам Нового Света. В течение этих лет войны,

Из книги Клиническая психология автора Ведехина С А

18. Нарушение мотивационной (личностной) стороны мышления. Разноплановость мышления Мышление определяется поставленной целью, задачей. Когда человек утрачивает целенаправленность мыслительной деятельности, мышление перестает являться регулятором человеческих

Из книги Серьёзное творческое мышление автора Боно Эдвард де

ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ Обучение творческому мышлению - это создание навыка, что означает овладение инструментами, простыми в использовании, но мощными в своей простоте. Необходимо привести достаточно примеров, чтобы показать, как эти инструменты работают. Нужно дать каждому

Из книги Психология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Психология и педагогика: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Комплексная визуальная диагностика автора Самойлова Елена Святославовна

Формы рта Рот «дракона»Это большой, широкий рот с четкими уголками и полными, ровными губами. Такой рот символизирует богатство, почет, власть и хорошую пищу в течение всей жизни. Рот в форме лукаУголки губ такого рта приподняты. Сам же он напоминает лук. У идеального рта

Из книги Гуманистический психоанализ автора Фромм Эрих Зелигманн

Из книги Анатомия человеческой деструктивности автора Фромм Эрих Зелигманн

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Войтина Юлия Михайловна

47. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЫШЛЕНИЯ. ВИДЫ МЫШЛЕНИЯ Мышление – это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, познания отношений и закономерных связей между предметами и явлениями

Из книги Мужество творить автора Мэй Ролло Р

64. ФОРМЫ ОБЩЕНИЯ Для того чтобы передать с помощью речи какую-либо информацию, необходимо не только подобрать соответствующие слова, имеющие определенное значение, но и конкретизировать их. Всякое слово есть не что иное, как обобщение, поэтому в речи оно должно быть

Из книги Основы общей психологии автора Рубинштейн Сергей Леонидович

ЖЕЛАНИЕ ФОРМЫ давно убедился в том, что в творческой работе воображения происходят процессы, намного более основательные и гораздо более загадочные, чем это представлено в современной психологии. В наше время, когда мы придаем такое значение фактам и так твердо

Из книги Психология интеллекта и одаренности автора Ушаков Дмитрий Викторович

Восприятие формы Восприятие плоскостной формы предполагает отчетливое различение очертаний предмета, его границ. Оно зависит от четкости изображения, получающегося на сетчатке, т. е. от остроты зрения.Константность формы по данным исследований объясняется действием

Из книги 50 лучших головоломок для развития левого и правого полушария мозга автора Филлипс Чарльз

Другие формы Программа «засылки» учениковОдаренные ученики отсылаются для обогащающего опыта в другие классы того же или вышестоящего уровня. Показано улучшение академических результатов (РЭ = 0,65), критического мышления (РЭ = 0,44) и креативности (РЭ = 0,32). Для осуществления

Из книги Ключ к подсознанию. Три магических слова – секрет секретов автора Андерсон Юэлль

Дополнительные формы Соперники Зефания и Натаниэль – лидеры команд на семинаре для менеджеров. Можете ли вы помочь Натаниэлю одержать верх над командой Зефании в решении задания под названием «Дополнительные формы»?Вот правила: значение каждой формы

Из книги автора

Дух и формы Эта жизнь, которая стремится к познанию себя, к расширению сознания, естественным образом подразумевает смерть человека. Ибо дух, застрявший в одном теле, остановился бы в своем органичном развитии. Дух как расширяющееся Сознание ищет новые формы своего

Мышление – познавательный психический процесс обобщенного и опосредованного отражения связей и отношений между предметами объективной действительности. Мышление - процесс, связанный с обработкой информации, либо полученной через ощущения, либо сохраненной в памяти в результате личного опыта, с тем, чтобы быть в состоянии реагировать в новой ситуации. Выделяют следующие отличительные признаки:
1. Основная функция мышления – выявление внутренних связей в предметах.
2. Мышление опирается в своем познании на эти чувственные образы;
3. Мышление может быть оторвано от реального мира, так как для познания может использовать «заместитель» предметов внешнего мира – знак, символ
4. Мышление протекает в целом с опорой на знания, приобретенные ранее;
5. Особенность - мыслительные результаты изначально носят обобщенный характер;
6. Мы можем мыслить не только в категориях настоящего, но и прошлого, и будущего.
Виды мышления:
1. По характеру решаемых задач:
- теоретическое – направлено на нахождение общих закономерностей.
- практическое - направлено на разрешение частных конкретных задач.
2. По способу решения задач (по генезису развития):
-наглядно-действенное (предметно-действенное) - инструментом является предмет.
Особенность - с его помощью нельзя решить поставленную задачу без участия практических действий. Поэтому у него такая тесная связь с практикой.
-наглядно-образное - позволяет познавать реальный мир без участия практических действий, может быть осуществлено только в плане идеальном. Отличительные признаки: симультанность (одновременность), импульсивность и синтетичность.
-словесно-логическое (понятийное) – используя этот вид мышления, человек может анализировать, сравнивать явления, предметы, ситуации, оценивая предмет, ситуацию, явление, как со своей точки зрения, так и с других точек зрения.
- абстрактно-логическое (отвлеченное) - выделение существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.
3. По степени развёрнутости:
-дискурсивное (логическое) - опосредованно логикой рассуждений, а не восприятия.
-интуитивное - мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира.
4. по степени новизны и оригинальности:
-творческое (продуктивное) - мышление на основе творческого воображения.
-воссоздающее (репродуктивное) - мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников.
5. По средствам мышления:
- вербальное - мышление, оперирующее отвлеченными знаковыми структурами.
- наглядное - мышление на основе образов и представлений предметов.
6. По функциям:
- критическое - направлено на выявление недостатков в суждениях других людей
- творческое - связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей.
Основные формы мышления:
Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства предметов и явлений
Суждение – форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями
Умозаключение – форма мышления, при которой на основе суждений делается определённый вывод.
Операции мышления:
-анализ (мысленное разделение) - выделение в объекте тех или иных его сторон, элементов, свойств, связей, отношений и т.д.; это расчленение познаваемого объекта на различные компоненты.
-синтез (мысленное объединение) - мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе мышления переходить от частей к целому.
-обобщение (мысленное объединение в класс или категорию) - объединение многих предметов или явлений по какому-то общему признаку.
-сравнение - операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и в выявлении общности или различия между ними.
-абстрагирование (выделение одних признаков и отличение от других) - мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов, явлений и выделении в них основного, главного.
- классификация - систематизация соподчиненных понятий какой-либо области знания или деятельности человека, используемая для установления связей между этими понятиями или классами объектов.
- категоризация - операция отнесения единичного объекта, события, переживания к некоторому классу, в качестве которого могут выступать вербальные и невербальные значения, символы и т.п.

Формы мышления характеризуют структурное строение высказываемых мыслей. Основные формы мышления включают в себя понятия, суждения и умозаключения.

Понятие - это форма мышления, отражающая класс однородных объектов на самом высоком уровне обобщения посредством фиксации их общих признаков. В качестве признаков выступают свойства и отношения между объектами. Другими словами, понятие - это мысль о целом классе объектов (предметов или явлений), выделяющая их главные, взаимосвязанные между собой общие свойства и характеристики. Это внутреннее, мысленное психологическое представление об общих свойствах объектов. Произнеся понятие «дерево», человек выделяет из огромного растительного мира класс растений, которые имеют штамб солидных размеров и мощную крону, образованную системой ветвей.

Трудно представить жизнь человека, лишенного возможности оперировать понятиями. Чтобы безошибочно ориентироваться в мире, потребовалось бы каждому предмету, относящемуся к одному и тому же классу (например, каждой из рядом стоящих в лесу сосен), давать свое, только ему принадлежащее название («имя»).

Понятия бывают общие и единичные , конкретные и абстрактные . Общие понятия относятся к некоторой группе объектов, объединенных, как правило одним и тем же названием и обладающих одинаковыми признаками. Так, понятие «темперамент» относится ко всем людям. Единичные понятия характеризуют свойства, относящиеся к одному объекту. Указывая, например, на сангвинический тип темперамента данного человека, мы отражаем единичное свойство.

Конкретные понятия относятся ко вполне определенному, легко представляемому объекту (например, понятие «кора головного мозга»). Абстрактные же отражают свойства и явления объектов, которые трудно представить и классифицировать (например, понятие «психическое развитие»).

Оперирование с понятиями относится к высшему уровню мышления, характерному для его словесно-логического вида. Этот вид свойствен человеку начиная с определенного возраста и продолжает совершенствоваться практически всю его жизнь. Понятие рассматривается как форма абстрактного мышления, результат обобщения свойств единичных конкретных предметов, явлений и выделения в них существенных признаков.

Имеется две стратегии усвоения понятий - экземпляра и проверки гипотезы.

Понимание . Различают непосредственное понимание, когда понятие после немногочисленных мыслительных операций формируется по принципу «здесь и сейчас»; опосредованное (дискурсивное), формируемое в процессе многих мыслительных операций.

Суждение - процесс (или результат) формирования мнения или заключения, основанного на ранее осознанной информации. Суждение проявляется в утверждении, предположении, критике, заявлении, настаивании и т.п. Это результат способности индивида понимать и в этом качестве включает в себя осознание всевозможных связей между предметами, явлениями и процессами. «Общительный человек - добрый человек» - не бесспорное, но частное возможное суждение какого-то индивида, сформированное у него на основе личного опыта взаимодействия с другими людьми.

Различают типы суждений :

  • формальное , характеризующее сам факт взаимосвязи между объектами без акцента на их истинность или ложность («голубое небо» - истинность этого суждения определяется предшествующими суждениями, относящимися к разговору о небе);
  • эмпирическое , характеризующее факт взаимосвязей между объектами как результат наблюдения за ними и, следовательно, предоставляющее возможность проверки их истинности («посмотри, какое небо голубое!»).

Умозаключение - высшая форма мышления, приводящая к новому суждению в результате оперирования с другими понятиями и суждениями. Умозаключения формируются часто на основе суждений предшествующих заключению, и служат доказательством, добытым логическим путем. «Флегматик - человек спокойного нрава. Петров - спокойный человек, значит, он флегматик». Здесь два суждения («флегматик - человек спокойный» и «Петров - спокойный человек») приводят к умозаключению, что Петров является флегматиком. Конечно, спокойствие Петрова может обеспечиваться его сильной волей (даже если он имеет холерический темперамент), но такова уж нить мыслительных операций у автора этого умозаключения.

Чаще всего на практике используются такие типы умозаключений :

  • индукция - когда из частных суждений и понятий на основе логических операций формируются более общие (пример: все собаки имеют хвост, четыре лапы и лают; это мохнатое существо - на четырех лапах с хвостом и лает, следовательно, перед нами собака); дедукция - когда в результате логических операций из общего знания об объектах формируются более частные сведения, следствия (пример: все летчики - люди смелые; Иванов - летчик, следовательно, человек смелый);
  • аналогия - когда умозаключение базируется на схожести наиболее значимых признаков психологических объектов;
  • предположение - когда умозаключение формируется на базе вероятностных понятий и неполной информации об изучаемом объекте (например, о том, что планета Земля имеет форму шара и вертится вокруг Солнца, Н. Коперник предположил в 1543 г. в своей книге «О вращениях небесных сфер» на основе наблюдений периодически сменяющихся явлений дня и ночи лета и зимы).

формы мышления : понятие, суждение, умозаключение.

    Понятие – это отражение в сознании человека отличительных особенностей предметов и явлений, их общих и специфических признаков, выраженное словом или группой слов. Понятие представляет собой высший уровень обобщения, присущий только словесно-логическому виду мышления. Понятия бывают конкретные и абстрактные. Конкретные понятия отражают предметы, явления, события окружающего мира, абстрактные отражают отвлеченные идеи. Например, «человек», «осень», «праздник» – конкретные понятия; «истина», «красота», «добро» – понятия абстрактные.Содержание понятий раскрывается в суждениях, которые также всегда имеют словесную форму.

    Суждение – это форма мышления, содержащая утверждение или отрицание об окружающем мире, его предметах, закономерностях и взаимосвязях. .Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих утверждается что-либо относительно всех объектов некоторой группы, например: «Все реки текут». Частное суждение относится лишь к некоторым из объектов группы: «Некоторые реки являются горными». Единичное суждение касается только одного объекта: «Волга – крупнейшая река в Европе».Суждения могут образовываться двумя способами. Первый – непосредственное выражение воспринятой взаимосвязи понятий. Второй – образование суждения опосредованным путем при помощи умозаключений.

    Умозаключение – это выведение нового суждения из двух (или более) уже существующих суждений (предпосылок). Наиболее простой формой умозаключения является силлогизм – вывод, сделанный на основе частного и общего суждения. Например: «Все собаки обладают сильно развитым обонянием» – общая посылка, «Доберман – одна из пород собак» – частная посылка и вывод (умозаключение) – «Доберманы обладают сильно развитым обонянием». Любой процесс доказательства, например, математической теоремы, представляет собой цепочку силлогизмов, последовательно вытекающих один из другого.

Более сложной формой умозаключений являются умозаключения дедуктивные и индуктивные. Дедуктивные – следуют от общих посылок к частному суждению и от частных к единичному. Индуктивные, напротив, из единичных или частных посылок выводят общие суждения.

Виды мышления:

Мышление – это особого рода деятельность, имеющая свою структуру и виды.

В науке известны многочисленные виды мышления. Единой классификации не существует.

    по характеру решаемых задач:

    1. теоретическое: понятийное(словесно-логическое), образное

      практическое: наглядно-образное и наглядно-действенное

    по степени развернутости и осознанности - дискурсивное иинтуитивное;

    по степени новизны и оригинальности - репродуктивное и продуктивное (творческое);

    по числу участников - индивидуальное и коллективное мышление.

    По характеру решаемых задач:

    Мышление теоретическое - вид мышления, направленный в основном на нахождение общих закономерностей. Это мышление ученых, оно меньше связано с практикой.

    Понятийное мышление – это такое мышление, в котором используются определенные понятия. При этом, решая те или иные умственные задачи, человек не обращается к поиску с помощью специальных методов какой-либо новой информации, а использует готовые знания, полученные другими людьми и выраженными в форме понятий, суждений, умозаключений.

    Образное мышление – это вид мыслительного процесса, в котором используются образы. Эти образы извлекаются непосредственно из памяти или воссоздаются воображением. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, что в результате манипулирования ими можно найти решение интересующей задачи.

Однако хотя понятийное и образное мышление являются разновидностями теоретического мышления, они находятся в постоянном взаимодействии. Они дополняют друг друга, раскрывая перед нами различные стороны бытия. Понятийное мышление дает наиболее точное и обобщенное отражение действительности, но это отражение абстрактно. В свою очередь, образное мышление позволяет получить конкретное субъективное отражение окружающей нас действительности. Таким образом, понятийное и образное мышление дополняют друг друга и обеспечивают глубокое и разностороннее отражение действительности.

    Мышление практическое - вид мышления, направленный на решение практических задач.

    По степени развернутости и осознанности

    Мышление дискурсивное - аналитическое, развернутое во времени, поэтапное и значительно осознанное.

    Мышление интуитивное - вид мышления, характеризующийся свернутостью, одномоментностью, протеканием без этапов. Основными характеристиками интуитивного мышления являются, напротив, быстрота протекания, отсутствие явно выраженных этапов и минимальная осознанность . Таким образом, для их сравнения используются три признака: временной (время протекания процесса), структурный (членение на этапы), степень осознанности протекания.

Интуиция - способность находить быстро верное решение задачи и ориентироваться в сложных жизненных ситуациях, а также предвидеть ход событий.

    По степени новизны и оригинальности

    Мышление репродуктивное - вид мышления, который выражается в способности воспроизводить способы решения задач после обучения или по образцу. Репродуктивное мышление характеризуется применением готовых знаний и умений.

    Мышление творческое (продуктивное) - вид мышления, связанный с созданием или открытием чего-либо нового. Это способность решать нестандартные задачи, проблемы, находить новые способы мышления (эвристики).

Продуктивное мышление направлено на создание нового способа решения той или иной задачи или усовершенствование уже существующего способа.

    По числу участников:

    Мышление индивидуальное - мышление отдельного индивида.

    Мышление коллективное - мышление группы людей при решении проблем и задач.