Задания обж на установление правильной последовательности. Упражнения-игры, направленные на формирование самостоятельности в принятии решений и выполнение принятого задания Тест на умение выстроить последовательность действий

Методика составления тестов

Тестирование - один из наиболее эффективных методов оценки знаний обучающихся.

Тест - это стандартизованное задание, по результатам выполнения которого дается оценка уровня знаний, умений и навыков испытуемого. Тест состоит из тестовых (контрольных) заданий и правильных (образцовых) ответов к ним.

Этапы составления тестов:

1. Для облегчения процедуры составления тестов учебный материал должен быть достаточно формализован, т.е. каждый раздел, тему учебной дисциплины (дисциплин) необходимо представить в виде таких задач и (или) вопросов, которые наиболее полно отображают содержание дисциплины (дисциплин). При этом важно выделить главные (проблемные) вопросы, не увлекаясь второстепенными.

2. На втором этапе, в зависимости от цели тестирования (текущий контроль знаний, итоговый контроль знаний, оценка остаточных знаний и др.) и формы теста разрабатывается план раскладки задач и вопросов в тестовые задания. Формализация учебного материала и составление тестовых заданий - наиболее ответственные и сложные этапы составления тестов.

3. После составления тестовых заданий преподаватель оформляет правильный ответ.

Требования, предъявляемые к тестовым заданиям:

  • каждое задание имеет свой порядковый номер, установленный согласно объективной оценке трудности задания и выбранной стратегии тестирования;
  • задание формулируется в логической форме высказывания, которое становится истинным или ложным в зависимости от ответа обучающегося;
  • к разработанному заданию прилагается правильный ответ;
  • для каждого задания приводится правило оценивания, позволяющее интерпретировать ответ обучающегося как правильный или неправильный;
  • на выполнение одной задачи (вопроса) тестового задания у обучающегося должно уходить не более 2 - 5 минут.

В дополнение к основным общим требованиям существует еще ряд других, обусловленных спецификой выбранной тестовой формы.

Формы тестовых заданий:

  • задания закрытой формы - обучающиеся выбирают правильный ответ из данного набора ответов к тексту задания;
  • задания открытой формы - обучающиеся самостоятельно формулируют ответ;
  • задание на соответствие - обучающиеся устанавливают соответствие между элементами двух множеств;
  • задания на установление правильной последовательности - от обучающегося требуется указать порядок действий или процессов, перечисленных преподавателем.

Некоторые формы можно разделить на виды. Например, для закрытой формы можно выделить задания с двумя, тремя и большим числом выборочных ответов. Выбор формы задания зависит от целей тестирования и от содержания контролируемого материала. Предложенные четыре формы тестовых заданий являются основными, но при этом не исключается применение других, новых форм.

Задания закрытой формы . В задании можно выделить основную часть утверждения, содержащую постановку проблемы, и готовые ответы, сформулированные преподавателем. Среди ответов правильным обычно бывает только один, хотя не исключаются и другие варианты. Число неправильных ответов определяется видом задания, обычно оно не превышает пяти.

Требования к заданиям закрытой формы:

  • в тексте задания должна быть устранена всякая двусмысленность или неясность формулировок;
  • в основную часть задания следует включать как можно больше слов, оставляя для ответа не более двух-трех наиболее важных, ключевых слов для данной проблемы;
  • частота выбора одного и то же номера места для правильного ответа в различных заданиях теста должна быть примерно одинакова, либо номер места для правильного ответа выбирается в случайном порядке;
  • из числа неправильных исключаются ответы, вытекающие один из другого.

Задания закрытой формы имеют как достоинства, так и недостатки. Их преимущества связаны с быстротой тестирования и с простотой подсчета баллов. Среди недостатков обычно отмечают эффект угадывания, характерный для слабо подготовленных обучающихся при ответах на наиболее трудные задания теста.

Задания закрытой формы сопровождаются инструкцией: "Обведите номер правильного ответа". В случае компьютерной выдачи заданий используют инструкцию: «Наберите номер правильного ответа».

Задания открытой формы . При ответе на открытое задание обучающийся дописывает пропущенное слово, формулу или число на месте прочерка. Задание составляется так, что требует четкого и однозначного ответа и не допускает двоякого толкования. В том случае, если это возможно, после прочерка указываются единицы измерения.

Прочерк ставится на месте ключевого термина, знание которого является существенным для контролируемого материала. Все прочерки в открытых заданиях для одного теста рекомендуется делать равной длины.

В процессе разработки задания необходимо упрощать усложненные синтаксические конструкции.

Задания на соответствие . В этих заданиях преподаватель проверяет знание связей между элементами двух множеств. Слева обычно приводятся элементы данного множества, справа - элементы, подлежащие выбору. Число элементов второго множества может превышать число данных.

К заданиям предлагается стандартная инструкция, состоящая из двух слов: «Установите соответствие».

Как и в заданиях закрытой формы, наибольшие трудности при разработке связаны с подбором правдоподобных избыточных элементов во втором множестве. Эффективность задания будет существенно снижена, если неправдоподобные элементы легко различаются обучающимися.

Задания на установление правильной последовательности . Тестовые задания четвертой формы предназначены для оценивания уровня владения последовательностью действий, процессов, вычислений и т.д.

В задании приводятся в произвольном случайном порядке действия или процессы, связанные с определенной задачей. Обучающийся должен установить правильный порядок предложенных действий и указать его с помощью цифр в специально определенном для этого месте.

Стандартная инструкция к заданиям четвертой формы имеет вид «Установите правильную последовательность».

Задания на установление правильной последовательности действий обладают определенными преимуществами при разработке комплексных тестов, так как они удобны для оценки уровня профессиональной подготовки обучающихся, непосредственно связанной с их будущей деятельностью.

При выборе формы тестового задания необходимо помнить о том, что каждой дисциплине присуще свое собственное содержание, отличное от других. Поэтому нет, и не может быть единых рекомендаций для правильного выбора формы. Многое здесь зависит от искусства преподавателя, от его опыта и умения разрабатывать задания теста.

Процесс тестовых измерений предельно стандартизируется:

  • все инструкции к одной форме даются одними и теми же словами;
  • заранее разработанная система подсчета баллов применяется ко всем испытуемым обучающимся одинаково;
  • все испытуемые отвечают на задания одинаковой сложности.

Чтобы исключить возможность списывания, подсказки и других нарушений, в заданиях следует вводить переменные параметры, изменение которых в допустимых пределах обеспечивает многовариантность каждого задания теста. При этом все обучающиеся группы выполняют однотипные задания, но с разными значениями параметра и, соответственно, с разными ответами. Таким образом, решаются одновременно две задачи: устраняется возможность списывания и обеспечивается параллельность вариантов заданий, предлагаемых различным обучающимся.

Особенно эффективны задания в открытой форме с переменным параметром при компьютерной выдаче, когда значения параметра выбираются в случайном порядке, поэтому при разработке компьютерного варианта теста этим заданиям следует отдать предпочтение, хотя окончательное решение вопроса выбора формы зависит от содержания контролируемого предмета.

Методика оценивания ответов обучающихся должна быть проста, объективна и удобна для компьютерной обработки результатов тестирования. Для примера можно предложить две методики оценивания ответов.

По первой методике за каждый правильный ответ обучающийся получает один балл, за неправильный - ноль баллов. Возможны варианты ответов с определенной долей правильного решения вопроса. В этом случае ответу может быть присвоено дробное число баллов (от 0 до 1), а обучающемуся предлагается выбрать из всей суммы ответов несколько, например три (из пяти-шести), которые, по его мнению, содержат правильные решения. Задание считается выполненным, если суммарное число набранных студентом баллов составляет от 0.7 до 1.

По второй методике устанавливаются четыре уровня усвоения учебного материала:

  • первый уровень - запоминание;
  • второй уровень - понимание;
  • третий уровень - навыки;
  • четвертый уровень - применение.

Соответственно четырем уровням усвоения учебного материала устанавливается четыре уровня сложности тестовых заданий.

Тестовые задания различного уровня сложности оцениваются по-разному. Например, первый уровень - 1,0 балл, второй - 1,5, третий - 2 и четвертый - 2,5 балла.

Психогеометрический тест на собеседовании:

Расположите геометрические фигуры в порядке их предпочтительности и значимости для Вас. Даны на выбор пять фигур: треугольник, квадрат, круг, зигзаг, прямоугольник.

По фигуре, помещенной на первое место, менеджер по подбору персонала будет пытаться определить основные доминирующие особенности Вашей личности и Вашего поведения.

Основные психологические характеристики поведения:

Квадрат: пунктуальность, организованность, пристрастие к письменной речи, практичность, экономность, аккуратность, строгое соблюдение правил, профессиональная эрудиция, инструкций, внимательность к деталям, узкий круг друзей, ориентация на факты, чистоплотность, осторожность, сухость, холодность, настойчивость, упорство, твердость в решениях, трудолюбие, терпеливость, слабый политик.

Треугольник: стремление к власти, лидер, честолюбие, установка на победу, высокая работоспособность, прагматизм, буйные развлечения, ориентация на суть проблемы, решительность, импульсивность, уверенность в себе, сила чувств, смелость, неукротимая энергия, узкий круг друзей, склонность к риску, нетерпеливость, великолепный политик, нетерпеливость, остроумие, широкий круг общения.

Круг: хорошая интуиция, склонность к меланхолии, контактность, спокойствие, высокая потребность в общении, доброжелательность, ориентация на мнение окружающих, забота о других, способность к сопереживанию, щедрость, эмоциональная чувствительность, склонность к общественной работе, доверчивость, способность уговаривать, убеждать других, нерешительность, слабый политик, болтливость, сентиментальность, тяга к прошлому, гибкий распорядок дня.

Прямоугольник: непоследовательность, изменчивость, неопределенность, возбужденность, непунктуальность, любознательность, смелость, низкая самооценка, позитивное отношение ко всему новому, неуверенность в себе, резкие колебания настроения, доверчивость, быстрые, нервозность, избегание конфликтов, склонность терять вещи, новые друзья, забывчивость, имитация поведения других людей, травмам тенденция к прастуде.

Зигзаг: креативность, жажда знаний, жажда изменений, великолепная интуиция, мечтательность, непрактичность, душа компании, остроумие, импульсивность, устремленность в будущее, поведения, позитивное отношение ко всему новому, стремление работать в одиночку, одержимость своими идеями, восторженность, энтузиазм, безалаберность в финансовых вопросах, непосредственность, непостоянство настроения, отвращение к бумажной работе.

Психомоторный тест на собеседовании:

Кандидата просят нарисовать человека либо животное. Тест построен на теории психомоторной связи. Менеджер по персоналу пытается по рисунку определить эмоциональное отношение испытуемого к собственной жизни. Если Вам дают такое задание, то фантазируйте в меру.

Возможное толкование:

Линии

Жирные линии - наличие внутренней напряженности.

Эскизные, отрывистые линии - неуверенность либо аккуратность и скрупулезность.

Расположение рисунка

Рисунок в центре листа - нормальный уровень самооценки.

Рисунок находится ближе к верхнему краю -стремление к самоутверждению, высокий уровень самооценки, неудовлетворенность своим положением.

Рисунок находится ближе к нижней части листа - нерешительность, неуверенность в себе, подавленность.

Голова

Голова повернута вправо - активность, стремление к действию.

Положение анфас - эгоцентризм.

Рот открыт, виден язык, губы не прорисованы - излишняя болтливость.

Открытый рот, губы и язык не прорисованы, - боязливость, недоверие.

Увеличенный размер головы - рациональность.

Большие уши - коммуникабельность.

Нарисованы зубы - агрессия.

Ноги

Тонкие ноги - импульсивность, легкомыслие, поверхностность суждений.

Полные ноги - рациональность, обдуманность, надежность.

Хвост поднят вверх - бодрость, уверенность, активность.

Хвост опущен вниз - недовольство собой, сомнения.

Детали

Щетина, рога, ногти, броня, иглы - агрессия, защита.

Бантики, перья, другие украшения - стремление к самооправданию и самоукрашательству.

Шерсть, грива, пышная прическа - чувственность.

Щупальца, крылья, - смелость в принятии решений, увлеченность своей деятельностью.

Много штриховки, «запачкивания», «затемнения» - страхи, опасения.

Цветовой тест на собеседовании:

Вам будут предложены карточки различного цвета. Вам будет нужно расположить цвета любой последовательности. Это психологический тест, целью которого является узнать Ваши основные черты личности, коммуникативные способности, а также проверить Вас на стрессоустойчивость.

Идеальный порядок расположения цветов, для прохождения цветового теста на собеседовании: красный - желтый - зеленый - фиолетовый - синий - коричневый - серый - черный.

Чтобы не вызвать подозрения у менеджера по персоналу, поменяйте расположение цветов и отойти от идеальной последовательности.

Меняйте между собой только соседние цвета. Например, можете поменять местами красный с желтым, синий с фиолетовым, но не красный с черным, желтый с коричневым. Ни в коем случае не располагайте карточки в обратном порядке.

Теста выполняется дважды. Вам повторно предлагают расположить цветные карточки в любой последовательности. Вы можете оставить свою первоначальную последовательность или незначительно поменять расположение цветов.

Значение цветов:

Красный - целеустремленность, нацеленность на успех, активная жизненная позиция, жажда действий.

Желтый - стремление к переменам, авантюризм, жизнерадостность, избегание проблем.

Фиолетовый - желание нравиться, желание получать одобрение и похвалы со стороны, желание вызвать к себе интерес.

Коричневый - стремление к физическому комфорту и безопасности, повышенная потребность в отдыхе.

Черный - конфликтность, злобность, враждебность, злопамятность, протест, несогласие.

Серый - невзрачность, боязнь принимать решения, желание не участвовать, скрытность.

Зеленый - жажда самоутверждения, потребность в карьерном росте, жажда власти и подчинения, желание почтения, жажда популярности, стремление к превосходству, уверенность в себе, самостоятельность, напористость.

Синий - внутренняя гармония, стремление к доверию и пониманию, способность сострадать, не конфликтность, уравновешенность, привязанность, безмятежность.

Логический тест на собеседовании:

Соискателю предлагается решить 12 логических задач. Цель теста проверить уровень логического мышления кандидата и испытать соискателя на стрессоустойчивость. Если соискатель решает правильно все 12 задач – это говорит о высоком уровне логического мышления. 10 - хороший уровень логики. 6-9 - средний уровень. Меньше 6 – у этого кандидата туго с логикой. Отказался выполнять - боится трудностей.

Внимание:

Выполняя тест на логическое мышление, необходимо использовать только информацию, которая имеется в тексте вопроса, не пытайтесь полагаться на свой жизненный опыт. Читайте ответы внимательно и сравнивайте каждый с заданием, противоречит он утверждению или нет.

1. Некоторые кролики являются деревьями. Все деревья любят собак.

Значит, все кролики любят собак.

а) правильно

б) неправильно

2. Все книги умеют бегать. Все слоны являются книгами.

Значит, все слоны могут бегать.

а) правильно

б) неправильно

3. Две морковки никогда не бывают, похожи одна на другую. Березы и каштаны выглядят совершенно одинаково.

Значит, березы и каштаны не являются двумя морковками.

а) правильно

б) неправильно

4. Некоторые картофелины – автомобили. Некоторые автомобили играют на бубне.

Значит, некоторые картофелины играют на бубне.

a) правильно

б) неправильно

5. Никто из птиц не может стать министром, если у него голубой нос. У всех птиц нос голубой.

Значит, никто из птиц не может стать министром.

а) правильно

б) неправильно

6. Все соловьи собирают бананы. Некоторые собиратели бананов сидят в собачьей будке.

Значит, некоторые соловьи сидят в собачьей будке.

a) правильно

б) неправильно

7. Только умные люди крадут или обманывают. Света – глупая.

а) Света обманывает

б) Света не крадет

в) Света крадет

г) Света крадет и обманывает

8. Все лебеди не умеют ползать. У всех лебедей есть билеты.

а) без билетов лебеди не могут ползать

б) некоторые лебеди не имеют билетов

в) лебеди не могут ползать, потому что у них есть билеты

г) все лебеди, у которых есть билеты, не могут ползать

д) лебеди не могут ползать и у них нет билетов

9. Некоторые кошки – китайцы. Китайцы имеют три лапы.

а) кошки с четырьмя лапами не являются китайцами

б) китайцы, которые являются кошками, иногда имеют три лапы

в) китайцы с четырьмя лапами иногда являются кошками

г) Кошек не китайцев, с тремя лапами не бывает

д) кошки имеют три лапы, потому что они китайцы

е) ни одно из вышеперечисленных

10. Деревья – это зеленые кошки. Деревья пьют пиво.

а) все зеленые кошки пьют пиво

б) все зеленые кошки являются деревьями

в) некоторые зеленые кошки пьют пиво

г) Зеленые кошки не пьют пиво

д) зеленые кошки не являются деревьями

е) ни одно из вышеперечисленных

11. Умные руководители падают с неба. Глупые руководители могут курить.

а) Глупые руководители падают с неба вниз.

б) Умные руководители, которые умеют падать – могут курить.

в) некоторые глупые руководители не могут курить.

г) некоторые умные руководители - глупые, так как они умеют курить.

д) ни одно из вышеперечисленных

12. Каждый треугольник квадратный. Все треугольники оранжевые.

а) бывают треугольники с оранжевыми углами

б) бывают треугольники с квадратными углами

в) бывают треугольные оранжевые углы

г) углы и треугольники – квадратные и оранжевые

д) ни одно из вышеперечисленных

Правильные ответы:

1б, 2а, 3а, 4б, 5а, 6б, 7б, 8г, 9а, 10в, 11д, 12д

Данные ответы являются правильными. Если они не совпадают с ответами данными Вами, это говорит о том, что ваши ответы неправильные. Если Вы уверены, что Вы правы, а эти ответы неправильные, вы все равно ошибаетесь.

По созданию заданий закрытой формы. Помимо них, существуют задания на установление соответствия, задания на установление последовательности и задания открытой формы. Дмитрий Аббакумов, руководитель Лаборатории адаптивных образовательных технологий ВШЭ, делится практическими советами в новом выпуске рубрики.

Задания на установление соответствия

Такие задания содержат два параллельных списка. Первый обычно включает достаточно длинные позиции – это список условий. Испытуемый должен сопоставить каждую позицию из списка условий с позицией из списка ответов. Элементы списка ответов обычно формулируются лаконично. Преимуществами заданий на установление соответствия являются их компактность и возможность охвата большого количества проверяемых знаний. Однако они имеют и недостатки: при их конструировании трудно подобрать однородные списки, а сами задания стимулируют исключительно процессы запоминания фактов.

Задания на установление соответствия требуют очень чётких инструкций. Инструкции должны содержать информацию о том, на каком основании должно устанавливаться соответствие, а также может ли один ответ использоваться дважды или не использоваться вовсе.

Принципы составления заданий:

  • Оптимальное задание содержит от 4 до 10 условий.
  • По возможности составляйте задания так, чтобы количество условий не равнялось количеству ответов (это позволит сократить риск угадывания на последнем этапе работы с заданием).
  • При необходимости организуйте условия в логической последовательности, например, в хронологическом порядке или по алфавиту.

Пример задания на установление соответствия:

(инструкция) Запишите в специальном поле для ответов букву, подходящую для каждого элемента из первого (нумерованного) списка. К каждому элементу из первого списка может относиться один элемент из второго списка.
(формулировка задания) При формировании представления о партнере по общению люди используют четыре основных механизма. В левом списке перечислены их названия, а в правом даны определения. Сопоставьте их между собой.

Задания на установление последовательности

Подобная форма заданий используется, когда требуется оценить знания этапов и событий какого-либо процесса. Эти задания также требуют чёткой инструкции, из которой должно быть понятно, в какой форме нужно фиксировать последовательность. Оптимально, если задание содержит от 3 до 7 элементов. А главным при конструировании таких заданий является то, чтобы используемая последовательность не являлась искусственной (например, известной и понятной только автору задания).

Задания открытой формы

Есть два типа заданий: с коротким ответом и с развернутым ответом. Задания с коротким ответом могут быть организованы как вопросы или как задания на дополнение. Задание-вопрос представляет собой конкретный вопрос, на который можно ответить одним словом, фразой, числом или символом. Задание на дополнение – это неполное утверждение, которое необходимо дополнить одним словом, фразой, числом или символом. Неоспоримым преимуществом заданий с коротким ответом является очень низкая вероятность угадывания. Недостатком является то, что при их конструировании необходимо учесть все варианты, которые могут быть правильными. Для задание с коротким текстовым ответом важно не забыть о нюансах согласования. А для заданий с числовым ответом – о количестве знаков после запятой или интервале значений.

При конструировании заданий с коротким ответом нужно избегать невольных подсказок, когда формулировка вопроса или утверждения наводит на правильный ответ; а также большого количества пропусков, так как тогда может потеряться смысл задания.

Задания с развернутым ответом предполагают, что ответ испытуемого на поставленный вопрос будет содержать несколько предложений или ответом будет законченный короткий текст. Эти задания позволяют оценить навыки интерпретации, анализа и оценки применительно к конкретным ситуациям. Их преимуществом является то, что они сочетают в себе разные мыслительные процессы, дают испытуемому возможность самому конструировать ответ, оценивают и развивают навыки письменной речи. Однако такие задания являются сложными и дорогостоящими с точки зрения проверки. Часто компьютер для таких заданий выполняет лишь функцию сбора ответов, а не их проверки. Для обеспечения объективности необходимо привлечение 2-3 экспертов. Тем не менее, важно отметить, что в настоящее время активно внедряются машинные способы проверки таких заданий, результаты которых сопоставимы с экспертными оценками, например, при проверке эссе в компьютерных тестах на знание английского языка.

  • Используйте такие задания только в тех случаях, где оценка другими, более объективными способами, не применима.
  • Убедитесь, что задание соотносится с целями обучения.
  • Для заданий с ограниченным объёмом четко задайте объём и элементы содержания.
  • Для заданий со свободным объёмом дайте четкие рекомендации по выполнению и оформлению, а также минимальные требования к содержанию.
  • Установите время выполнения.

Пример неудачной формулировки задания с развернутым ответом:

Почему символы так важны в произведении «451 градус по Фаренгейту»?

Пример оптимизированной формулировки задания с развернутым ответом:

Символы очень важны в произведении «451 градус по Фаренгейту». Какие три, по Вашему мнению, являются наиболее важными в нём? Опишите их и выделите их роль и смысл в этом произведении.

Итак, мы разобрались в основных формах тестовых заданий, используемых в компьютерном тестировании. Следующий материал будет посвящен одному из важнейших этапов в разработке теста – экспертизе качества тестовых заданий.

При подготовке текста использовались материалы лекций академического руководителя магистерской программы «Измерения в психологии и образовании» к. психол. н. Екатерины Алексеевны Орел.

Дмитрий Аббакумов

Важная характеристика зрелой личности - умение выстраивать логику событий. Формирование этого навыка начинается в раннем возрасте и необходимо для успешного обучения в школе. Определить степень развития у малыша способности воспроизведения правильной последовательности явлений и действий, а также тренировать речь поможет методика сюжетных рисунков А. Н. Бернштейна.

Характеристика методики А. Н. Бернштейна

Основная цель методики «Последовательность событий» - исследование умения строить самостоятельные умозаключения, делать обобщения, выдерживать причинно-следственные связи, а также диагностика уровня сообразительности.

Было бы крайне нелогично руководствоваться в жизни только логикой.

Лешек Кумор, польский киновед и афорист

Автор методики, описанной в 1911 году - отечественный учёный Александр Николаевич Бернштейн, российский психотерапевт, один из основателей и энтузиастов отечественной психоаналитической школы. Будучи убеждённым сторонником идеи о перспективности нового психоаналитического учения, он стал автором программ и методических рекомендаций для исследования интеллектуальной сферы человека.

В современной психологической практике инструкция, рекомендации и этапы практической реализации опыта несколько изменены, модернизированы и усовершенствованы. Обычно метод используется для выяснения степени готовности ребёнка к школе . Востребована методика А. Н. Бернштейна и в клинической психологии как средство выявления олигофрении и умственной отсталости, а также дальнейшей терапии проблемы развития.

Применение методики «Последовательность событий» для дошкольников и младших школьников

Обычно тестирование проводится индивидуально с каждым ребёнком, но может применяться и в небольшой группе. Живой диалог помогает ребёнку активизировать коммуникационные навыки, раскрыться эмоционально. Дополнением может стать письменная работа или рисунок.

Исследователь обращается с такими словами: «Посмотри внимательно, перед тобой несколько картинок, на которых изображено одно и то же событие. Но их кто-то перемешал и спутал. Тебе необходимо разобраться, какую историю хотел рассказать художник. Начни с определения первой картинки, положи её сюда, потом определись со второй и всеми остальными по очереди. После того как ты разберёшься с картинками, составь рассказ».

Задание включает два последовательных этапа:

  1. Расположение карточек с рисунками.
  2. Устное логическое повествование по ним.

Для выполнения теста ребёнку необходимо установить различия отдельных сюжетных фрагментов рисунков и логическую последовательность фабулы в целом, разложив карточки в нужном порядке . Правильно составленная комбинация картинок доказывает, что у ребёнка есть понимание сюжета, а устный рассказ демонстрирует способность выразить смысл своими словами.

После завершения работы с рисунками исследователь фиксирует выбранную комбинацию (например: 4, 5, 1, 3, 2) и затраченное на раскладку время в протокольных записях. Затем просит ребёнка прокомментировать расположение карточек по смыслу. Если тестируемый ошибается, ему задаются наводящие вопросы с целью корректировки допущенных промахов, при этом важно отслеживать его эмоциональную и интеллектуальную реакцию.

Вопросы помогают понять причину ошибочного рассказа. Возможно, ребёнку не хватает уровня эрудиции или словарного запаса, но общий смысл событий прекрасно улавливается.

Иногда причинами неудачи в прохождении испытания могут являться личностные психологические особенности: закомплексованность, страх потерпеть неудачу, дискомфорт новой обстановки. Важен и возраст тестируемого: то, что для шестилетнего ребёнка считается хорошим уровнем, для семилетнего будет уже оцениваться как слабый, например, умение составить рассказ по наводящим вопросам . Вопросы и ответы тоже заносятся в протокол. Навыки грамотной и эффективной формулировки вопросов зависят от уровня квалификации экспериментатора.

Может возникнуть ситуация, когда во время общения ребёнок всё равно не понимает, что необходимо сделать. Тогда ему просто показывают правильный вариант первой картинки и предлагают продолжить попытку самому выстроить дальнейшую последовательность событий. То есть испытуемому предоставляется повторный шанс пройти тест.

Если же усилия остаются безуспешными, то психолог сам объясняет нужный алгоритм решения задачи. Затем, перемешав все карточки, ребёнку вновь предлагают восстановить ход событий. Новую серию картинок для закрепления приобретённого опыта ему предлагают только после того, как он справится с заданием . Таким образом, в протокол записываются все шаги, с помощью которых происходило обнаружение логических ошибок и достижение позитивного результата.

Особенности стимульного материала

Экспериментальным материалом служат сюжетные картинки, демонстрируемые испытуемому в заведомо нарушенной последовательности. Задача ребёнка - восстановить логическую комбинацию картинок, сопровождая своё решение устным рассказом. Вербальное описание позволяет определить уровень развития речи будущего первоклассника.

Основные критерии для определения уровня развития речи:

  • логичность;
  • связность;
  • грамотное построение предложений;
  • звуковая чистота произношения;
  • верная интонация;
  • эмоциональная окраска рассказа.

Существуют возрастные и смысловые серии стимульного материала, которые включают по 3–6 картинок, изображающих фабулу. Сюжеты в логике усложнения понима­ния скрытого смысла могут предъявляться детям от 5-7 лет до 9-10-летнего возраста:

  1. «Простой» - предлагает картинки с очевидным развитием событий - по фрагментам легко можно установить причинно-следственные и временные отношения. Например, кот, который пытается вытащить из молочной бутылки оказавшегося там мышонка.
  2. «Сложный» - содержит иллюстрации с подтекстом и скрытым смыслом сюжета, когда требуется привлечь знания о закономерностях явлений природы, окружающей действительности, делать выводы на основании понимания деталей, позы и мимики жестов изображённых персонажей.

Фотогалерея: картинки для проведения тестирования

Простой сюжет «Снеговик» с очевидным развитием событий, для детей 3–3,5 лет Комикс с явной причинно-следственной и временной связью «Ворона» применяется для тестирования детей младшего школьного возраста Для детей 7–8 лет эта последовательность не должна представлять сложности Сюжет «Картина» применяют при работе с детьми 5,5–6 лет Комикс Бидструпа «Клумба» можно использовать как способ тестирования детей 4,5–5 лет Нарисованная история с подтекстом «Садовод» подходит для детей младшего школьного возраста

Интерпретация результатов и выводы

Методом предусмотрена трёхступенчатая градация уровней оценивания итогов тестирования:

  1. Высокий - ребёнок справился с испытанием полностью, самостоятельно нашёл верную комбинацию рисунков и составил связный, грамматически адекватный рассказ.

    Допускается альтернативное, оригинальное восприятие сюжета, но при условии, что ребёнок осознанно аргументирует предложенную им трактовку.

  2. Средний - испытуемый преодолел первый этап правильного размещения изображений, но испытал затруднения в процессе выстраивания логически связного рассказа, который смог составить только при помощи психолога.
  3. Низкий - ребёнку не удалось установить последовательность картинок и составить рассказ.

Причин, по которым испытуемый не справился с заданием, может быть несколько:

  1. Каждая картинка осознаётся как автономная, не связанная с другими. В таком случае выстроить рассказ невозможно.
  2. Предложенная последовательность не соответствует устному описанию.
  3. Отдельные детали на каждом рисунке фиксируются без необходимого уровня обобщения.
  4. В дополнение к найденной им самим последовательности испытуемый предлагает нелогичный рассказ.

Неэластичность, негибкость мышления, проблемы с осмыслением и умственным развитием, как правило, проявляют себя в том, что тестируемый беспрепятственно проходит лёгкую серию и не в состоянии оценить более трудную . Проблемой может стать и количество картинок, которое бывает неподъёмным для ребёнка. Тогда потребуется сокращение объёма стимульного материала до минимального (с 6 до 3). Исследователь может столкнуться с настойчивым повтором одной и той же ошибки в том же месте. Такое «застревание» сигнализирует о серьёзных проблемах мозга испытуемого, вплоть до органических поражений.

Некоторые дети своевольно выдумывают собственные сюжетные линии, абсолютно не замечая содержания предложенных рисунков, не реагируя (или реагируя агрессивно) на аргументацию и наводящие вопросы, критические возражения экспериментатора, ведут себя неадекватно в ответ на предложенную помощь. Таким образом проявляется некритичность мышления - один из возможных симптомов умственной отсталости.

Ответьте всего на один вопрос и узнаете кое-что важное о себе. Вы удивитесь, когда поймете всю важность каждого вашего жизненного выбора и решения. Запомните, что люди никогда ничего...

Ответьте всего на один вопрос и узнаете кое-что важное о себе. Вы удивитесь, когда поймете всю важность каждого вашего жизненного выбора и решения.

Запомните, что люди никогда ничего не делают “просто так”. Каждый ваш поступок говорит о вашем характере, поэтому наш тест в лучшей мере расскажет кое-что очень личное!

Если вы побежали выключать чайник , значит, вы часто переживаете. Вы действительно стараетесь все проверять дважды, чтобы обезопасить себя и своих близких. Вы пунктуальны, поэтому всегда нервничаете, когда хоть немножко опаздываете. Вам нравится порядок во всем, поэтому вы тщательно следите за своим домом.

Если вы поспешили к телефону, значит, вы спокойный человек, который не любит суетиться. Вы ведете размеренный образ жизни, поэтому частенько ленитесь выполнять свою работу. Вы обожаете отдыхать, а еще проводить время с друзьями и близкими. Для вас нет ничего дороже общения, поэтому вы любите окружать себя единомышленниками.

Если вы первым делом побежали к ребенку, значит, вы очень ответственный человек. Вы серьезно подходите к жизни. Вы довольно самостоятельны и умеете принимать рациональные решения. Рядом с вами всем очень спокойно и надежно, потому что вы не бросите в беде и обязательно поможете.

Если вы отправились ругать собаку, то вы импульсивный и порой нервный человек. Вас легко вывести из себя, поэтому нередко вас раздражают даже всякие пустяки. Вы любите дисциплину, поэтому любое непослушание выводит вас из себя. Вы любите порядок и тишину. Только так вы достигаете жизненной гармонии. Близкие люди знают о вашем характере, поэтому прекрасно понимают, что нужно делать, чтобы все были счастливы и довольны!

Как видите, этот тест рассказал о вас больше, чем можно было предположить. Теперь вы знаете, что каждый ваш поступок как-нибудь вас обязательно характеризует. Если вас что-то в себе не устраивает, всегда можно чуточку поработать над собой. И в этом нет ничего плохого!

А что Вы думаете по этому поводу? Комментируйте в соцсетях!