Как правильно дружить со своим ребенком. Как научить детей дружить со сверстниками: советы психологов

Алеся Сергеевна Чернявская,
ведущий специалист по профилактике
социального сиротства общественной организации
«Белорусский фонд SOS-Детская деревня»


Быть родителем - тяжелая работа, которую мамы и папы выполняют, зачастую не имея специальных навыков и подготовки. И если справиться с проблемами маленьких детей, которые возникают в семейном кругу, еще как-то получается, то сохранить рассудок и правильно среагировать на переживания ребенка, например, из-за отсутствия товарищей в детском саду, на улице или в школе иногда не выходит.

Так, большинству родителей жизнь их чада кажется успешной и счастливой, когда сын или дочь в кругу друзей и близко общается со своими сверстниками. Но стоит услышать фразы «почему приятель со мной не водится», «никто не хочет со мной дружить», «не пойду на улицу, мне там грустно», как возникает чувство беспомощности и отчаянья, злости на других детей, их родителей и собственного ребенка, вплоть до самообвинений. Ведь детсадовская или школьная компания - это упрощенная модель общества и в ней отрабатывается навык взаимоотношений с окружающими, а реакция на ребенка сверстников формирует его представление о себе и отношение к своей личности.

Вместе с тем перед тем как делать выводы и предпринимать активные действия, стоит разобраться, что ребенок вкладывает в понятие «дружба», попытаться вникнуть, почему он не может занять желаемое положение в детском коллективе, найти себе товарища и/или поддержать с ним отношения. И решение этого вопроса требует огромной деликатности.

Что же такое дружба? Определений этому слову огромное множество. Но если обобщить их и применить к взаимоотношениям между детьми, то дружба - это близкие и добровольные отношения, являющиеся для ребенка источником эмоциональной поддержки и сопереживания. Впервые интерес к контакту с другими детьми возникает у 2-3-летнего ребенка, который скорее поделится совочком и ведерком со знакомым мальчиком или девочкой, чем с неизвестным ему, даст машинку и куклу сверстнику, а не взрослому.

Становясь старше, дети 3-6(7) лет будут дружить с теми, кто предложит поиграть со своими игрушками или угостит конфетами, не ябедничает, не плачет и не бьется. И так как практически треть дошкольников дружит с кем-нибудь, слово «друг» прочно закрепляется в детском словаре на 3-5-м году жизни . Дружба для 3-6-летнего ребенка - это возможность ходить в гости, играть вместе, веселиться, защищать от обидчиков и жалеть друга, а также прощать товарища и извиняться перед ним. Вместе с тем практически все дружеские отношения в этот период строятся на принципе «добро - за добро, зло - за зло».

В 6(7)-9(10)-летнем возрасте огромное значение для детей приобретает учеба. Младшие школьники чаще дружат с верными и сообразительными сверстниками, дающими списывать, делящимися школьными принадлежностями, и того же пола, что и они. Ребенок также выбирает друга и с учетом географического принципа - сидит с ним за одной партой, посещает те же кружки или живет рядом. Дружба скорее воспринимается школьниками как взаимовыгодное сотрудничество, не требующее понимания и принятия интересов своего приятеля. При этом практически все мальчики выстраивают деловито-предметные взаимоотношения друг с другом, а девочки особое значение придают межличностным доверительным контактам. Несмотря на то, что 80-90 % детей имеют друзей и узы дружбы очень сильны, они, как правило, не долговечны.

Следует отметить, что к концу обучения в начальной школе (8-10 лет) у детей появляется понятие обязательства друг перед другом, они начинают осознавать и учитывать чувства другого, строя дружбу на позициях взаимопомощи. Поэтому прерывание дружеских отношений, например в связи с переходом в другую школу, воспринимается ребенком болезненно, вплоть до переживания чувства настоящей потери и горя. Правда, до того момента, пока он не найдет новых друзей. Иногда дружба прекращается в связи с появлением иных интересов, вследствие чего дети обращаются к новым товарищам, могущим удовлетворить их потребности. В этот период, по мнению исследователей, наличие даже единственного близкого друга помогает ребенку преодолеть негативное влияние неприязни со стороны других детей.

Заметим, что реальная дружба подростков - очень сложное и неоднозначное явление. В одно время могут проявляться взаимная поддержка, совместное времяпрепровождение и обоюдное доверие, а в другое - суверенность, соперничество и даже конфликт. Связано это во многом с тем, что подросток ищет свою индивидуальность, стремится удовлетворить свои эмоциональные и психологические потребности. В результате доверительные отношения возникают у него с несколькими детьми, что делает участников дружеского союза одновременно зависимыми и автономными друг от друга.

По сравнению с младшими школьниками, у подростка уменьшается важность непосредственных повседневных контактов с другом, но значительно увеличивается роль сочувствия и понимания во взаимоотношениях. По его мнению, друг - это идеальный человек, воплощающий в себе все самое лучшее и ради которого можно даже пойти на жертву. Кроме того, для подростков особенно характерен феномен, получивший в психологии название «ожидание общения». Суть его в том, что ребенок постоянно находится в поиске общения и всегда открыт для контакта. Поэтому, если не получается дружить с тем, с кем хочется, или в результате какого-нибудь конфликта возникает охлаждение во взаимоотношениях, подросток может пойти на случайные связи, лишь бы только не остаться в одиночестве.

Типичным проявлением дружеской психотерапии является общение «с глазу на глаз» и по телефону. Занимает подобное общение около 3-4 часов по будням и до 9 часов в выходные дни. Несмотря на то, что, по мнению многих родителей, это разговор как бы «ни о чем», психологически он важнее любой содержательной беседы в данном возрасте. Однако безграничная открытость, откровенность и доверительность этих отношений нередко приносят и отрицательные последствия. В момент ссоры, чтобы сильнее уязвить другого, бывшие товарищи могут сообщать окружающим самые заветные секреты своего приятеля.

В юношеской дружбе отчетливо проявляются и гендерные различия. Девушки более эмоциональны и интимны в своих взаимоотношениях. У них меньше близких подруг, по сравнению с юношами, и они предпочитают встречаться с каждой из них по отдельности, а не со всеми сразу. Кроме того, если основным другом для юноши является сверстник одного с ним пола, то для девушки идеальный друг - это юноша старше ее по возрасту. То есть для старшеклассниц слово «дружба», употребляемое для описания отношений, часто является лишь завуалированным названием возникающей любви.

Несмотря на то, что особенности детской дружбы изучены достаточно глубоко, родителям всегда надо учитывать, что каждый ребенок формируется по-своему. Это связано не только со свойствами нервной системы, темперамента, но и с условиями развития, которые придают неповторимость общим для всех возрастным проявлениям. Однако в любом возрасте, начиная с 3-4 лет , для ребенка важность контактов с друзьями неоценима. Поэтому именно родители должны взять на себя ответственность и предпринять активные действия, если ребенок:

. жалуется на отсутствие друзей и нежелание сверстников общаться с ним;

С неохотой идет или радуется любой возможности не пойти в детский садик, школу или на кружок;

Ничего не рассказывает об одноклассниках и о приятелях, с которыми познакомился, например, на улице или в спортивной секции;

Не хочет никому звонить, звать в гости или ему никто не звонит и не приглашает к себе;

Целыми днями в одиночестве чем-то занимается дома (читает, играет в компьютерные игры, смотрит телевизор и т.д.).

Перед тем как вмешаться в ситуацию и помочь ребенку решить проблему, родителям следует как можно скорее разобраться в причинах этой дисгармонии. Психологами давно замечено, что чем лучше у ребенка отношения с родителями, тем легче ему находить общий язык и со сверстниками. Поэтому нарушения в сфере семейного воспитания нередко оказывают отрицательное влияние на способность ребенка к установлению дружеских контактов. Чрезмерная опека детей со стороны родителей, принудительное ограничение общения ребенка с другими детьми, запрет на приглашение друзей в дом, отсутствие условий для самоутверждения ребенка и отрицание его права действовать самостоятельно могут привести к психологической неготовности к общению со сверстниками.

У ребенка проблемы с приобретением друзей могут возникнуть также и в связи с личностными (повышенная эмоциональность, замкнутость и застенчивость) и внешними особенностями (излишняя тучность, неприятные черты лица, особенности в развитии). И так как детская компания - довольно жестокое сообщество, то неспособный вписаться в группу безжалостно изгоняется.

Причина того, что ребенок не может найти себе друга или поддержать отношения с ним, нередко связывается и с тем, что современные дети чаще играют в одиночку и зачастую с компьютером. В результате как мальчики, так и девочки не знают простых способов знакомства, не могут проявить соучастие и сопереживание, высказать поддержку своему приятелю, что вместе с «неумением» разговаривать с ровесниками на их языке приводит к отторжению ребенка из среды сверстников. Далее из-за неудовлетворенности в общении он становится агрессивным, может свои проблемы скрывать под бравадой или шутовством или уйти в себя и впасть в депрессию.

Следует отметить, что не всегда ребенок и его родители виноваты в том, что определенные дети не могут найти себе друга в новом коллективе. Иногда работают пока малоизученные психологами механизмы взаимных симпатий и антипатий. Так, одни дети крайне привлекательны для ровесников, а другие, ничем не хуже их, - нет. Некоторые специалисты предполагают, что в основе избирательности лежит способность востребованных детей максимально удовлетворять социальные потребности своих сверстников.

Определив причину возникшей проблемы, необходимо спокойно и ненавязчиво начинать исправлять положение, придерживаясь следующих правил:

1. Давать ребенку возможность общаться с друзьями и его одногодками. Например, заинтересовывать занятиями в кружках или секциях, ходить в гости в те семьи, где есть дети, приглашать соседей-сверстников домой, устраивать детские праздники.

2. Предоставлять детям возможность действовать самостоятельно, проявлять инициативу и свои способности.

3. Помогать ребенку мириться с приятелями и стремиться как можно больше узнавать про них.

4. Стараться качественно проводить время с ребенком, например играть, веселиться, шалить как бы «на равных».

5. Учить ребенка открыто и спокойно высказывать собственное мнение, доказывать его, не повышая голоса, без истерик и обид.

Первоначально ребенку, расстроенному и столкнувшемуся с чем-то незнакомым, неожиданным и пугающим из-за отсутствия друзей, надо оказать эмоциональную поддержку. Зачастую каждый родитель делает при этом то, что может, ибо идеального решения нет ни у кого. Самое важное, что в сложной ситуации будет что-то сказано и нередко особого значения не имеет, какие это будут слова. Для ребенка главное, чтобы слова были произнесены, его «печаль» заговорила и перешла из разряда «трагедии» на менее болезненный уровень.

Сыну или дочери любого возраста важно почувствовать, что любящий взрослый готов его выслушать, признает его личностью, заслуживающей доверия, разделяет его горе, готов помочь и поддержать. «Я вижу, ты грустишь (злишься, боишься, обижаешься). Это действительно обидно - когда ребята не берут в игру (слышать насмешки, быть всегда одному на переменах и т.д.) Тебе хотелось бы, чтобы твои отношения с ребятами в классе складывались иначе».

Варианты слов, которые родители произнесут, могут быть различны. Но есть основные моменты, которые дети должны услышать. Во-первых, если приятель с ним(ней) «не водится», то это совсем не значит, что он/она не достоин любви. Во-вторых, каким бы он/она ни был, быть любимым всеми без исключения невозможно. В-третьих, и он/она сам(а) также кого-то принимает как друга, а кого-то игнорирует. В-четвертых, совместный анализ возможных причин конфликта. Возможно он/она напоминает своему приятелю кого-то, кого тот не любит, или он/она сделал(а) что-то, сам(а) того не желая, что не понравилось другу. И напоследок важно дать понять ребенку, что в любом случае свет клином не сошелся на этом приятеле. Стоит вместе с сыном или дочерью подумать, на кого он/она мог бы рассчитывать в своем классе, кто мог бы стать новым другом и где его найти.

Кроме оказания поддержки ребенку, попавшему в непростую ситуацию, надо пристальное внимание уделить системе взаимоотношений между взрослыми членами семьи, а также практикуемым способам воспитания. Большинство родителей живут сегодня слишком напряженной жизнью, и у них просто не остается сил для нормального общения с ребенком. От них требуется хорошо справляться со всеми своими многочисленными обязанностями: сюда входят и семья, и карьера, и многое другое. Поэтому у многих родителей нет энергии, терпения и желания, делать все, что требуется. И когда что-то упускается, то этим «чем-то» почти всегда оказывается жизнь семьи.

Вместе с тем главное - это верное направление воспитания. Детям необходимо живое общение с родителями, так как именно во время непосредственного контакта сын или дочь черпают уверенность в себе, формируют собственную идентичность и жизненные ценности. Так, уделяя доверительному общению 10 минут утром и один час вечером, можно получить чудо. Важно и совместное проведение досуга, ибо растущие дети более ориентированы на поведение, чем на слова. Поэтому среди воспоминаний взрослых людей о самых счастливых детских минутах упоминаются в основном моменты непосредственной близости с родителями, например, во время семейного путешествия или лыжного похода в лес. И редко кто вспоминает подарки и привилегии, которые были получены.

Важно также успокоиться и перестать чрезмерно заботиться и беспокоиться о ребенке, беспрекословно выполнять любые его желания и соглашаться с предлагаемыми им правилами игры. Такой стиль взаимоотношений позволит детям научиться решать многие возникающие проблемы самостоятельно, справляться с собственным эгоизмом и играть совместно с другими мальчиками и девочками под чужим руководством.

Поможет ребенку налаживать отношения с другими детьми и систематические приемы дома друзей родителей, разговоры с сыном или дочерью на различные темы. Например, беседы о друзьях детства мамы и папы: о том, как познакомились, как дружили, во что играли, какие проделки совершали и даже как ссорились и мирились. Благодаря таким рассказам, можно без нравоучений показать ребенку, что дружить - это здорово. Полезным уроком для детей будет заинтересованное отношение родителей к их друзьям и подружкам. Для этого необходимо чаще заводить с сыном или дочерью разговоры о его товарищах, выражать позитивное отношение к ним, например: «Как поживает твой друг Андрей? Он такой добрый и веселый (или умный и сообразительный, верный и надежный, честный и внимательный)!».

Изменяя родительские установки, следует параллельно работать и с ребенком. Особенно важен для приобретения навыков знакомства и поддержания дружеских отношений дошкольный период. Маленьких детей, а особенно застенчивых, нужно учить знакомиться при помощи его любимых игрушек. Так, зайка (за которого играет ребенок) сидит в песочнице, а мишка (его роль выполняет один из родителей) хочет с ним познакомиться. Таким образом, можно проиграть варианты поведения во время знакомства: как приблизиться, что и как сказать в зависимости от ситуации. Причем ролями следует меняться, постоянно усложняя и видоизменяя условия, например, ребенок, с которым пытаешься знакомиться, ответил отказом, обиделся, рассердился, полез драться и т.д. При помощи игрушек также можно научить малыша правильно вести себя в той или иной ситуации (хочется покататься на качелях, а другой ребенок не дает), подкорректировать некоторые сложности в его поведении.

С дошкольниками уместно вспоминать и ситуации из любимых мультипликационных фильмов. Так, Крошке-еноту помогла подружиться с «тем, кто сидел в пруду» его улыбка (мультфильм «Крошка енот» по мотивам сказки Лилиан Мур), а самым лучшим другом оказался не тот, кто больше всех, а тот, кто пришел на помощь в беде (мультфильм «Самый большой друг» по сказке Софьи Прокофьевой). Поучительными могут стать и истории В. Сутеева, например «Мешок яблок», рассказы про Крокодила Гену, Буратино и т.д.

Помочь ребенку 3-6 лет, даже не умеющему общаться, войти в компанию детей может и авторитетный взрослый. Дошкольники автоматически определяют даже завуалированную неприязнь или симпатию воспитателя к тому или иному ребенку. Поэтому, оказывая определенное расположение и благосклонность отвергаемому малышу, можно ввести его в игровой коллектив. Задача взрослых в этот период научить ребенка: а) уважать интересы других, например, просить разрешения у владельца игрушки перед тем, как ее взять; б) отказывать тому, с кем не хочется дружить; в) добиваться дружбы без «подкупа» желаемого товарища.

Каждому родителю важно знать, что негативное восприятие их сына или дочери сверстниками пытаться изменить никогда не поздно. Взрослые члены семьи могут помочь младшим школьникам и подросткам поднять свой статус в глазах сверстников , если будут:

. предоставлять детям возможность поиграть или пообщаться или отпраздновать что-либо дома (с условием, что комната или квартира потом будет убрана);

Выделять сыну или дочери, например, несколько дополнительных конфет для школьных друзей;

Делать вместе с ребенком небольшие подарки для друзей в преддверии праздников (Новый год, 23 февраля, 8 марта);

Стремиться как можно реже неожиданно для ребенка менять его условия жизни и круг общения.

Особое мастерство требуется мамам и папам, когда проблемы с дружескими контактами возникают у их детей в юношеском возрасте. Зачастую в этой ситуации переплетаются дружеские и любовные взаимоотношения, а родители находятся «между молотом и наковальней», выполняя противоречивую роль. С одной стороны, они должны занимать позицию стороннего спокойного наблюдателя, а с другой - открытого для контакта, готового активно их слушать в любое время суток.

Подводя итог, отметим, что, несмотря на заявления некоторых исследователей о поверхности дружеских отношений в современном обществе, об отсутствии идеальной и глубокой дружбы, о вытеснении широкими приятельскими компаниями, основанными на общности развлечений, настоящего дружеского общения, наличие верных друзей все еще значимо для детей и взрослых. Правда, если ранее общение сверстников складывалось как бы само собой и не требовало вмешательства взрослого, то сегодня детей нужно специально учить. Но главное - начать, обучив своего ребенка быть преданным и надежным другом.

Чем старше становится Ваш малыш, тем больше он общается с окружающими его людьми, в том числе со сверстниками. К сожалению, опыт первых попыток наладить дружбу между детьми не всегда бывает удачным.

О том, как подготовить кроху к и свести к минимуму Ваши и его переживания, рассказывает Мария Евгеньевна Баулина, доцент кафедры клинической и специальной психологии Московского городского педагогического университета, кандидат психологических наук, член экспертного совета JOHNSON’S ® BABY.

Первый контакт

Когда малыш попадает в незнакомую обстановку, к примеру, в детский сад, не настаивайте сразу на его общении с другими детьми. Помните, крохе необходимо время, чтобы осмотреться и немного привыкнуть к новому месту и людям, а также понять, что все хорошо и он в безопасности. Возможно, для этого ему понадобится несколько встреч, после которых малыш перестанет только наблюдать и начнет взаимодействовать с окружающими.

Чтобы помочь крохе скорее привыкнуть, рассказывайте и описывайте , кто и чем занят, почему действует именно таким образом.

Навыки общения

Нередко у малышей появляется негативная и агрессивная реакция к незнакомым людям . Таким образом, ребенок пытается защититься.

Чтобы избежать этого, отрепетируйте традиционные ситуации, закрепите фразы и действия, которые могут быть использованы в разрешении конфликта мирным путем.

Обязательно объясните малышу, что в детском саду или на игровой площадке все общее, и что означают слова «делиться», «помогать», «уступать», «кататься по очереди».

Проявление агрессии

Если другие дети толкают или бьют кроху, необходимо научить его защищаться .

Многих родителей волнует вопрос, следует ли объяснять ребенку, как «давать сдачи», не станет ли он от этого более агрессивным. К сожалению, до 3-4 лет детям трудно вести длинные дискуссии о том, кто прав, а кто виноват. Поэтому малыш, который позволяет себя бить и защищается лишь словами, воспринимается сверстниками как слабый и безответный. Такому крохе никогда не достанется интересная игрушка, и никто не даст ему возможность покататься на качелях.

Договоритесь с ребёнком о том, что если его кто-то бьёт, следует сначала попытаться разрешить конфликт мирным путём, затем, в случае неудачи, предупредить о том, что даст сдачи, и, если угроза не подействует, ударить обидчика.

Если малыша дразнят, научите его переводить ссору в шутку или дразниться в ответ, но так, чтобы его слова не звучали грубо или оскорбительно. Для этого расскажите крохе, что такое рифма, и потренируйтесь дома. Например, если фамилия обидчика Лейкин, пусть станет Бармалейкиным, если Плюшкин - Сплюшкиным и т.д.

Детская ревность

Некоторые малыши выбирают себе друга или подружку и не расстаются с этим ребёнком ни на минуту. Они требуют, чтобы он больше ни с кем не играл и не разговаривал.

В этой ситуации важно объяснить крохе, что каждый ребёнок чем-то интересен и привлекателен. Один быстро бегает, и с ним интересно играть в «догонялки», другой умеет ловить мяч, третий знает смешные песенки и т.д. Поэтому нет ничего плохого в том, чтобы иметь сразу нескольких друзей. Если Вы поможете малышу расширить круг общения, у него будет меньше поводов для .

Общие игры

Маленьким детям трудно играть вместе, поскольку они не умеют распределять роли и находить преимущества в каждой из них.

Когда кроха теряется и не может влиться в общую забаву, предложите ему несколько вариантов участия в ней. К примеру, если дети занимаются с кубиками, объясните малышу, что можно быть не только строителем, но и «сортировщиком», раскладывающим кубики по цветам и форме, или водителем грузовика, который подвозит на стройку материалы.

Возьмите на заметку советы эксперта. Это поможет Вашему ребенку скорее адаптироваться в новой обстановке и чувствовать себя комфортно.

ГЛАВА 10. Как научить детей дружить и справляться с проблемами, возникающими при общении со сверстниками

Моему сыну Робби семь лет, и одноклассники никогда не зовут его к себе домой после уроков. И на дни рождения тоже не приглашают. Как-то Робби пришел из школы в слезах и сказал: «Никто меня не любит. Почему ребята не хотят, чтобы я был с ними?» Я решила отправить сына в летний лагерь, чтобы в другой обстановке он приобрел социальные навыки и новых друзей. После двух дней пребывания Робби в лагере я встретила на пикнике начальника лагеря, который сказал, что Робби ведет себя деструктивно и не умеет сотрудничать с другими детьми. Он не вписывался в коллектив - остальные дети с ним не общались. Начальник лагеря сомневался, что Робби готов к лагерной жизни. Что я могу сделать, чтобы помочь ему нравиться другим детям и лучше с ними сотрудничать? Надо ли мне забрать его из лагеря? Меня это очень огорчает. У моего сына нет школьных товарищей. Он почти всегда один. Дети его постоянно дразнят.

У меня душа болит, что именно о моем сыне одноклассники потом будут вспоминать как о мальчике, про которого все говорили «Нет, мы не хотим с ним быть, он такой странный». Я хочу, чтобы он был счастлив, нашел друзей и обрел покой.

Подобные истории нередки. Как взрослый человек вы знаете ценность дружбы и хотите, чтобы у вашего ребенка складывались тесные, длительные дружеские отношения. Вы понимаете, что не сможете заставить других детей (и взрослых) полюбить вашего ребенка.

Видеть, как ваш ребенок снова и снова остается один, отвергнутый сверстниками, очень тяжело. Вы понимаете, какое влияние изоляция оказывает на чувство самоуважения вашего ребенка, и какое одиночество он испытывает. Хотя вы работаете с ребенком дома над решением проблем и учите его социальным навыкам и контролю эмоций, вы все же чувствуете беспомощность в том, что касается его отношений со сверстниками в школе или другом социальном окружении. Может быть, вы не спешите записывать его в летние лагеря или во внеклассные группы, опасаясь неприятных звонков от руководителей, недовольных поведением вашего ребенка. В результате он проводит все больше и больше времени один, что, как вы понимаете, совсем нежелательно.

Почему важна детская дружба?

Немногих родителей нужно убеждать, что дружба важна для ребенка. Благодаря успешно складывающимся дружеским отношениям дети усваивают такие важные социальные навыки как сотрудничество, умение делиться и разрешать конфликты. Дружба воспитывает ощущение принадлежности к группе и начинает развивать у ребенка навыки эмпатии (сопереживания) - то есть умение понимать позицию другого человека. Дружеские отношения - или их отсутствие - оказывают огромное воздействие на социальную приспособляемость ребенка, влияя на его будущее. Исследования показывают, что такие проблемы со сверстниками как изоляция или отвержение, предвещают целый ряд поведенческих трудностей и дальнейшее неумение вписываться в общество, включая депрессию, уход из школы и другие психологические проблемы в подростковый период и в юности.

Почему некоторым детям с трудом удается завязывать дружбу?

Для многих малышей подружиться совсем непросто. Установлено, что дети со сложным темпераментом - гиперактивные, импульсивные, не очень внимательные - испытывают особые затруднения в формировании и сохранении дружеских отношений. Плохой контроль над собственными импульсами приводит к агрессивным реакциям, неспособности решать межличностные проблемы, недостатку эмпатии и неумению вычислить возможные последствия своих действий. Такие дети к тому же значительно отстают в развитии игровых навыков, что проявляется неумением ждать своей очереди, принимать предложения окружающих, предлагать свои идеи и сотрудничать с другими в игре. Было также установлено, что дети с недостаточными навыками речи чаще отвергаются сверстниками. Им трудно найти, что сказать, чтобы завязать разговор, они не знают, как положительно реагировать на инициативу других. В результате им непросто войти в группу. Дети с такими затруднениями часто неправильно оценивают, чего именно от них ждут в определенных ситуациях; они могут быть резкими и импульсивными, им трудно делиться и ждать своей очереди. Они часто говорят что-нибудь неподходящее или критическое. Соответственно их действия часто раздражают других детей, особенно если они играют в общую игру или сосредоточены каждый на своем деле. Окружающие могут пугаться того, как быстро импульсивные дети теряют контроль над собой или становятся агрессивными. Реакцией сверстников может быть изоляция, отвержение или насмешки. Это приводит к появлению внутреннего недовольства, чувства одиночества и отсутствию самоуважения. Такое негативное самоощущение способствует нарастанию трудностей в общении с другими, поскольку делает ребенка сверхчувствительным к словам окружающих, подрывает его уверенность в себе при встрече с другими и, в конце концов, приводит к избеганию взаимодействия и групповой деятельности. Изоляция ведет к исчезновению поводов для дружеского взаимодействия и возможности приобрести необходимые социальные навыки. Конечным результатом может стать плохая репутация среди одноклассников и других ровесников и дальнейшая изоляция.

Что могут сделать родители?

Попытки обучить ребенка социальным навыкам могут превратиться в тяжелое испытание для родителей - потому что последние обычно не присутствуют в тот момент, когда надо подсказать не поддаваться импульсивным порывам, остановиться и подумать о том, как вести себя с другими детьми. Но все же первым шагом является обучение ребенка таким навыкам дома и их тренировка. Когда он научится подобающему поведению, вам нужно будет поощрять его использовать эти навыки, если товарищи приходят к нему поиграть, и работать с учителями, чтобы ваш ребенок развивал эти навыки в общении с детьми в школе и на групповых занятиях.

Научите детей, как завязывать знакомства и присоединяться к группе

Одним из первых социальных навыков, которым вы должны обучить ребенка, является умение завязать разговор или начать взаимодействие с другим ребенком или группой детей. Некоторые дети стесняются и боятся начинать разговор или попроситься в группу, в которой дети уже чем-то занимаются. У других сложности возникают не из-за робости, а из-за слишком большого энтузиазма. Они врываются в группу детей, занятых игрой, не спрашивая разрешения и не ожидая благоприятной возможности. В результате группа их часто отвергает. Детям необходимо научиться тому, как присоединяться к группе, подождать перерыва в разговоре и попроситься в игру. Им нужно тренировать эти навыки с родителями. Вы можете обучать этому детей в ролевой игре, когда родитель сначала демонстрирует подходящее поведение, а затем ребенок его повторяет.

Образец ролевой игры

РЕБЕНОК: Ладно.

РОДИТЕЛЬ: Спасибо, с чего мне начать?

Возможный вариант

Родитель подходит к ребенку, останавливается и некоторое время наблюдает за его игрой.

РОДИТЕЛЬ: О-о-о, какая интересная игра. (Ожидает реакции ребенка.)

РОДИТЕЛЬ: Можно, я буду играть с тобой?

РЕБЕНОК: Нет, я хочу все сделать сам.

РОДИТЕЛЬ: Ладно, может, в другой раз. Когда закончишь, будет здорово, если ты захочешь делать мою модель вместе со мной.

Перемена ролей: родитель играет роль ребенка, а ребенок отрабатывает навыки.

Ежедневно играйте с ребенком, чтобы демонстрировать и поощрять социальные навыки

Родителям необходимо поощрять и хвалить детей за навыки дружной игры. Также необходимо уделять особое внимание обучению детей с отставанием в развитии (например, страдающим аутизмом или синдромом Аспергера) или детей изолированных, неуверенных в себе и социально устраненных. Эти дети отстают в развитии игровых навыков и многие еще не усвоили принципы сотрудничества и равновесия в отношениях «беру-даю». У них отсутствуют навыки, необходимые для плодотворного сотрудничества и обоюдного взаимодействия.

Вы можете обучать ребенка, каждый день играя с ним 10-15 минут, используя подходящие для совместной игры предметы - кубики, рисовальные принадлежности, счетные палочки и т. д. Учите игре по очереди, умению делиться, развивайте способность ждать и т. п. Всякий раз, когда вы видите, что дети проявляют желаемое поведение, хвалите их и используйте методы для развития социальных и эмоциональных навыков, о которых мы говорили в первой главе. Важно, чтобы этими играми управлял ребенок - вы не командуете, не вмешиваетесь, вы терпеливы, не захватываете лидерство, не критикуете, а следуете за ребенком - слушая, комментируя, сохраняете спокойствие - и хвалите детские идеи. Не забывайте, что дети учатся у вас, и ваша задача - создать для них модель совместной игры.

Помогите ребенку научиться разговаривать с друзьями

Плохие навыки общения связаны с недостаточной социальной компетентностью и отвержением сверстниками. С другой стороны, установлено, что тренировка разговорных навыков способствует социальной ориентации непопулярного ребенка. Во время ролевых игр с марионетками и других игр с детьми можно тренировать и обучать ребят таким социальным навыкам как умение представиться, слушать и ждать своей очереди для вступления в разговор, интересоваться чувствами другого ребенка, говорить по очереди, предлагать идеи, проявлять интерес, хвалить других, говорить «спасибо», просить прощения и приглашать кого-то в игру. Начните с отработки только одного или двух из этих навыков, побуждая ребенка к их использованию и хваля за них при каждом случае, когда вы видите, что он применяет эти навыки дома.

Например: «Как приятно, что ты говоришь «спасибо», я это очень ценю» или «Как благородно с твоей стороны, что ты подождал своей очереди», или «Ты действительно прислушался к идее твоего друга и принял его предложение, так поступают настоящие друзья».

Составьте расписание игр вашего ребенка с товарищами у вас дома - и следуйте ему

Поощряйте вашего ребенка приглашать одноклассников домой после занятий или по выходным. Выберите подходящих сверстников и пригласите их домой после уроков или в выходные. Вы можете узнать у учителя, у каких одноклассников, по его мнению, могут быть общие интересы с вашим ребенком, и кто подойдет ему по темпераменту. Сначала, во время обучения ребенка социальным навыкам, не надо приглашать домой импульсивного и гиперактивного друга - выберите того, кто уравновешивает темперамент вашего сына или дочки. Помогите ребенку, репетируя с ним, что сказать по телефону, а также поговорите с родителями других детей, чтобы они знали о вашем приглашении.

Когда домой приглашены друзья, обязательно спланируйте время для игр. Продумайте такие совместные занятия как строительство деревянной крепости, проведение какого-нибудь опыта, постройка модели, игра в корабль, приготовление печенья, игра в бейсбол и т. д. Обсудите с ребенком, что может доставить удовольствие его товарищу, и постройте это посещение так, чтобы у него была четкая цель и структура. Пристально следите за этими занятиями, чтобы не пропустить признаков того, что взаимная игра выходит из-под контроля. Тишина, грубая игра, беготня по дому, нарастающее раздражение или враждебность сигнализируют о том, что детям надо сделать перерыв и перекусить, или перейти к другим, более спокойным занятиям. Проявите интерес к другу вашего ребенка, узнайте, чем он любит заниматься после школы, каким спортом увлекается, какое у него любимое блюдо и т. п. Постарайтесь не допустить, чтобы дети потратили это время на телевизор или на компьютерную игру, поскольку при этом почти нет социального взаимодействия и шансов познакомиться поближе. Пусть первые посещения будут короткими и приятными.

Обучайте социальным навыкам и тренируйте их дома во время игры ребенка с ровесниками

Начните с выбора одного или двух социальных типов поведения, которые вы хотели бы развить у малыша (например, желание делиться или игра по очереди). Сначала убедитесь, что научили ребенка этому поведению во время игры с ним наедине. Вы можете даже составить схему такого поведения. Эта схема будет напоминать и вам, и ребенку, над каким именно типом поведения вы работаете. Затем, когда к ребенку придут поиграть друзья, следите, использует ли он эти навыки. Когда вы видите такие проявления, хвалите детей за дружную игру. Возможно, вы захотите присваивать детям очки, давать наклейки или придумаете другие поощрения, когда они делятся игрушками, ждут своей очереди в игре или помогают друг другу. Дети 7 лет и старше не будут сильно смущены, если вы отвлечете их от групповой игры, похвалите и наградите так, чтобы не видели другие.

Высказывая похвалу, обязательно четко объясните, за что вы хвалите. Не поощряйте только вашего ребенка, хвалите обоих детей за сотрудничество и совместные действия и говорите о том, какими хорошими друзьями они становятся. Например: «А вы очень здорово работаете вместе! Вы так по-дружески относитесь друг к другу, и каждый помогает другому. У вас выйдет замечательная вещь! Да вы просто единая команда!» Несколько раз в неделю обсуждайте с ребенком схему общения и социальные навыки, над которыми вы работаете. Напоминайте ему про использование этих навыков, когда он идет играть домой к другу. Когда ребенок усвоит первые уроки, вы можете перейти к другим типам социального поведения.

Вот некоторые типы социального поведения, в овладении которыми детям может потребоваться ваша помощь: умение делиться, ждать, меняться, просить (а не требовать), говорить приятное, сотрудничать, предлагать идеи и принимать идеи товарища, выражать положительные эмоции, помогать другу, быть терпеливым.

Как научить детей решать проблемы и улаживать конфликты

Одно дело - завязать дружбу, другое - ее сохранить. Ключевой навык, необходимый вашему ребенку для сохранения отношений, заключается в умении разрешать конфликты. Когда такого умения нет, то своего обычно добивается наиболее агрессивный ребенок. В таком случае проигрывают все - «агрессор» научится обижать друзей и будет отвергнут сверстниками из-за своей агрессивности, а пассивные дети научатся быть жертвами. Поэтому важно, чтобы родители помогали детям улаживать конфликты, не беря, однако, главенствующую роль на себя. Вы можете играть роль «второго судьи» и при возникновении разногласий вовлечь детей в процесс обсуждения проблемы, побудить искать решение. Выполняйте шаги по решению проблем, описанные в главе 8.

Допустим, что шестилетняя Авиа и семилетняя Кэри хотят каждая играть в свою игру. Анна кричит: «Я хочу играть в дом», а Кэри: «Нет, я хочу стелить постели, мы в прошлый раз играли в дом!», на что Анна отвечает: «Нет, не играли, мы делали то, что ты хотела». В этом случае можно сказать: «Ну, тут у нас проблема. Каждый хочет играть в свое. У вас есть идеи, как можно решить эту проблему?» Затем они делают свои предложения, например, играть по очереди, совместить обе игры или заняться чем-то другим. Когда принято решение, каждому придется идти на компромисс. Дети при этом начнут понимать, что надо делать в случае конфликта. Обязательно похвалите дружную игру и хорошее решение проблемы.

Есть одна игра, в которую вы можете поиграть с детьми. Она называется «передай шляпу». В шляпу кладут свернутые в трубочку записки с вопросами. Вы с детьми сидите кружком и под тихую музыку передаете друг другу шляпу. Когда музыка прекращается, тот, у кого на коленях оказалась шляпа, должен достать из нее бумажку и ответить на вопрос. Если он не знает ответа, то может попросить у кого-нибудь помощи. Ниже представлены варианты вопросов. Добавьте несколько шуток, чтобы игра была занятнее.

· К тебе приходит товарищ и спрашивает, что делать, когда его дразнят. Что ты ему ответишь?

· Ты видишь, как какие-то ребята на игровой площадке не берут твоего друга играть с ними, даже обижают и отталкивают. Что ты будешь делать?

· Что такое «решение»?

· Как узнать, что у тебя проблема?

· Что такое «последствие»?

· Какие вопросы ты должен задать себе, чтобы проверить, что твое решение будет иметь хорошие последствия?

· Твой друг только что потерял новые ботинки. Что ты ему скажешь?

· У твоего отца сердитый вид, и он говорит, что у него день не сложился. Что ты ему скажешь?

· Ты видишь, как кто-то плачет на игровой площадке. Что ты можешь сказать или сделать?

Научите ребенка пользоваться позитивным самовнушением

Испытывая чувство отверженности или разочарование, дети могут иметь скрытые негативные мысли, которые усиливают это ощущение. О таких мыслях иногда говорят как о «самовнушении», хотя дети часто произносят их вслух. Например, ребенок, который говорит: «Я хуже всех, никто меня не любит, ничего у меня не получается», делится с вами негативными мыслями. Детей можно научить узнавать отрицательное самовнушение и заменять его положительными, чтобы помочь им справиться с отчаянием и контролировать взрывы гнева. Например, когда ребенок просится поиграть с другом и получает от него отказ, он может сказать себе: «Я знаю, что делать. Я найду кого-нибудь другого, с кем я буду играть» или «Я могу остаться спокойным и попробовать еще раз», или «Остановлюсь и сначала подумаю». Таким способом дети учатся регулировать свои реакции, что в свою очередь отражается на их поведении. Положительное самовнушение дает им средство для управления эмоциями в отношениях с ровесниками.

Как помочь ребенку контролировать гнев

Агрессия и отсутствие контроля над собой являются, пожалуй, самыми сильными помехами в решении проблем и построении успешных отношений в детстве. Есть также основания полагать, что агрессивные и невнимательные дети более склонны толковать поведение другого ребенка или взрослого как враждебное и угрожающее. Когда ребенок возбуждается от гнева, страха, беспокойства или агрессии (с усиленным сердцебиением и учащенным дыханием), он не в состоянии использовать ни навыки решения проблем, ни другие социальные наработки. Поэтому ему необходимо научиться контролировать эмоции в ситуациях, которые вызывают гнев. «Тактика черепашки» предлагает детям представить себе, что у них, как у черепахи, есть панцирь, куда можно спрятаться. Когда ребенок прячется в свой панцирь, он должен сделать три глубоких медленных вдоха, говоря себе: «Остановись, глубоко вдохни. Успокойся».

Делая медленные вдохи, ребенок представляет себе какую-нибудь успокаивающую и счастливую картинку и говорит себе: «Я могу успокоиться. Я это умею. Я могу попробовать еще раз». Обучив ребенка этой методике, вы можете пользоваться словом «черепаха» всякий раз, когда видите, что он начинает приходить в состояние эмоциональной взвинченности. Учителя также могут пользоваться этим сигналом в классе и поощрять ребенка, ставя ему на руку штампик с черепашкой или выдавая наклейку со словами «Я умею контролировать свой гнев» (см. главу 9 о контроле эмоций).

Поощряйте положительные контакты с детьми по соседству

Запишите вашего ребенка в детскую группу в вашем районе, например, в спортивную секцию и летний лагерь. Если у вас импульсивный и невнимательный малыш, мы предлагаем вам выбрать такие программы, которые предлагают организованную деятельность под должным наблюдением взрослых. Лучше всего подходят маленькие группы. Старайтесь избегать такой деятельности сверстников, в которой много согласованных действий или сложных правил, и сторонитесь занятий, которые связаны с долгим пассивным сидением, как, например, на скамье запасных в младшей лиге. Хуже всего, если рассеянный ребенок попадает в пассивную позицию на поле. Он быстро потеряет интерес - лучше бы он активно действовал и таким образом сохранил бы внимание к игре. Избегайте излишней состязательности, которая может вызвать эмоциональное возбуждение, отчаяние и все более и более неорганизованное поведение. Конечно, исключением при этом будет ребенок с явным спортивным даром. В таких случаях вам следует поощрять занятия спортом, поскольку это поддержит детское самоуважение.

Как сотрудничать с учителями

У родителей мало возможности видеть своего ребенка в большой группе детей, а ведь именно в таких ситуациях он должен применять свои социальные навыки! Поведение в классе может отличаться от поведения дома. Ваш ребенок ведет себя правильно, когда к нему домой приходит один приятель, но у него все еще могут возникать существенные проблемы при общении в большой группе. Поэтому важно встретиться с учителем и обсудить, как ребенок ведет себя дома и в школе. Совместно вы определите, какие именно социальные навыки стоит поддерживать. Составьте схему навыков и сделайте копию для учителя. Последний может ставить в ней пометки каждый раз, когда ребенок спокойно поднимает руку, сотрудничает с другими, подобающим образом участвует в работе (а не высказывается с места) и т. д.

В конце дня эту карточку можно отправить с ребенком домой, чтобы родители перенесли очки в домашнюю схему поощрений. Например, заработанные в школе пять пометок могут означать дополнительную сказку перед сном или какое-то особое занятие дома.

Было бы идеально, если бы вместе с учителем вы составили интенсивную программу для школы. Например, каждый день, когда ребенок зарабатывает определенное количество пометок, он может выбрать какую-то награду вроде дополнительного времени за компьютером или возможности быть первым в очереди на обед в столовой, или стать ведущим в классном диспуте. Полезно также, если учитель поручает вашему ребенку какие-то обязанности, чтобы другие дети видели его в положительном свете.

Если дети крайне невнимательны, вам придется, возможно, просить назначить школьного советника, ассистента или учителя тренером. Такой тренер может встречаться с ребенком три раза в день для короткой пятиминутной проверки. Во время такой проверки он смотрит на схему поведения ребенка и хвалит любой успех во взаимодействиях с другими детьми. Он также проверяет, готовы ли у ребенка книжки к занятиям и записаны ли домашние задания в дневнике. Во время обеденного перерыва тренер смотрит за поведением ребенка на перемене, а перед его уходом домой снова проверяет успехи за весь день, а также следит, чтобы ребенок взял с собой домой схему поведения, книжки и домашние задания.

Обучение совместной работе, когда дети работают в маленьких группах, также способствует социализации. Очень важно, чтобы более активные и импульсивные дети попадали в группы с социально обученными ребятами. Дети, оказавшиеся в изоляции или обычно являющиеся жертвами, должны попадать в группы с положительными дружелюбными учениками. Тщательно спланированные групповые занятия, когда главное общая работа, создают у членов группы совместную положительную зависимость друг от друга и чувство общности. Когда каждый отвечает за усвоение всеми остальными участниками группы какого-то задания, дети начинают чувствовать ответственность друг за друга.

Обучение эмпатии

Один из ключевых аспектов в социальных успехах вашего ребенка заключен в его способности думать о заботах, целях и чувствах других. Если ваш ребенок не может понять точку зрения другого человека, он не способен правильно истолковать социальные сигналы и не умеет на них реагировать. Для развития эмпатии нужны годы, а все дети в раннем возрасте заняты собой и эгоцентричны. Однако повысить в них чуткость к чувствам и мнению других людей возможно.

И, наконец, теплые доверительные отношения между родителями и ребенком, без сомнения, значительно повышают шансы сохранять здоровые дружеские отношения. Укрепляйте положительное представление вашего ребенка о самом себе. Старайтесь быть ему образцом и наставником.

Подводя итоги...

Помните :

· Во время игры один на один показывайте ребенку, как присоединиться к группе, совместно играть и разговаривать с друзьями.

· Во время ежедневных игр продолжайте обозначать и хвалить дружеское поведение.

· Приглашайте домой одноклассников вашего ребенка и используйте это для тренировки социальных навыков и регулирования эмоций.

· Организуйте игры, стимулирующие сотрудничество и отработку социальных навыков во время посещений друзей.

· Побуждайте вашего ребенка использовать позитивное самовнушение и тактику саморегулирования, чтобы не терять спокойствия во время конфликтных ситуаций.

· Придумывайте программы поощрения детей, которые испытывают трудности в общении, и отрабатывайте определенные социальные навыки.

· Сотрудничайте с учителями для координирования планов поведения и систем, развивающих у ребенка желаемые социальные навыки как в школе, так и дома.

Нравится

Жизнь непредсказуема, в ней может случиться что угодно, но вечные человеческие ценности позволяют преодолеть даже самые сложные времена. Поэтому очень важно заложить в своих детях основы духовного воспитания, объяснить им, что такое любовь, доброта, честность, дружба, забота, взаимовыручка, вера. Если эти ценности признаются в семье, они присутствуют и в мировоззрении ребёнка, помогают уберечь его от многих ошибок.

Умение – одно из самых приятных и нужных. Товарищи помогают разобраться в самом себе, справиться с трудностями, не потеряться в этом огромном мире, с ними интересней и веселее.

К сожалению, многие современные родители задаются вопросами о детской дружбе, когда у их сына или дочери возникают сложности в общении со сверстниками. Например, если мальчик постоянно конфликтует в школе, или, с удивлением обнаруживая, что их 12-летняя девочка совершенно не умеет ладить с людьми. Рассмотрим подробнее, как и когда у ребёнка формируется умение дружить и что делать, если отношения с ровесниками у него не складываются.

Человек – существо социальное и потому способность к сотрудничеству рождается вместе с ним. Дружба основывается на симпатии. Младенец ещё не умеет толком взаимодействовать с другими людьми, но он уже способен проявлять своё расположение или неприязнь к кому-то из окружающих. В вопросе о том, как научить детей дружить и общаться существует три важных аспекта. Каждый из них рассмотрим подробно.

Влияние семьи на умение дружить

С самого рождения ребёнок усваивает механизмы поведения в семье. Он, копируя родителей, учится ходить, кушать, разговаривать, одеваться. Точно так же малыш перенимает социальные навыки. Глядя на маму с папой и других близких родственников, чадо получает представление о том, что значит заботиться, дружить, разрешать конфликтные ситуации, сотрудничать, преодолевать трудности.

Если родители ведут активный образ жизни, общаются с людьми, принимают гостей, много путешествуют и во все свои мероприятия включают ребёнка, тогда коммуникабельность у него «в крови».

Обычно, такие дети уверенно общаются с людьми любого возраста, легко находят общий язык и заводят новые знакомства. Поэтому можно смело сказать, что личный пример – это самый простой способ научить своё чадо дружить.

Ответом на вопрос о том, как научить ребенка дружить с другими детьми, также может стать наличие братьев или сестёр. Как правило, те люди, в чьей семье было несколько сиблингов, близких по возрасту, более коммуникабельны, умеют уступать и делиться. А в том случае, если дети разнополые, то в будущем им намного легче находить общий язык с представителями другой гендерной принадлежности.

Когда в семье принято разговаривать друг с другом, в том числе и с детьми, делиться переживаниями, обсуждать дела, проводить время вместе, тогда в жизни их отпрыска не возникает особых сложностей при взаимодействии с людьми. И именно эти семейные традиции определяют то, насколько глубокие привязанности формируются в жизни ребёнка в дальнейшем.

Расширение социального опыта

Важно, чтобы дружба между детьми поощрялась родителями с самого раннего возраста. Общаясь, малыш учится устанавливать контакты, договариваться, знакомиться, делиться, защищать себя, отстаивать свои границы, решать конфликтные ситуации. А дружба мальчика и девочки, кроме всего прочего, способствует полоролевой идентификации ребёнка. Все эти умения необходимы в жизни каждого человека.

Задача родителей наблюдать за поведением сына или дочки при общении с другими детьми и аккуратно направлять его. Ещё когда малыш начинает взаимодействовать со сверстниками на детской площадке, мудрые мамы и папы терпеливо объясняют, как нужно знакомиться, как попросить игрушку, почему нельзя отбирать и трогать чужое без разрешения. Если ребёнок ещё не умеет разговаривать сам, они делают это вместе с ним.

В раннем возрасте дети способны на непосредственное и искреннее проявление симпатии. Как здорово просто подойти к тому, кто тебе нравится, поиграть вместе и подружиться в процессе! Малышам чужды условности. Ни в каком другом возрасте дружба между мальчиком и девочкой уже не будет такой беззаботной. Этот первые зародыши общения бесценны.

В тех случаях, когда родители дошкольников стараются уберечь их от общения со сверстниками, аргументируя это тем, что маленькие дети часто болеют, они просто лишают ребёнка возможности вовремя получить собственный социальный опыт. Чем старше возраст, в котором отпрыск начинает контактировать с ровесниками, тем сложнее формируются навыки общения.

Точно так же, когда родитель для своего чада и запрещает ему общаться с теми, кто якобы «научит плохому», он закрывает для него возможность самостоятельного выбора ценностей и ориентиров.

Целенаправленное воспитание дружеских качеств

Родителям полезно говорить с детьми о том, что такое дружба и какой она бывает. Для наглядности хорошо практиковать в семье совместный просмотр мультфильмов и фильмов, чтение книг. При этом необходимо обсудить с ребёнком поведение героев: как поступает друг, а как он вести себя не должен. Важно разобраться в понятиях: честность, взаимовыручка, доверие, забота.

Чтобы закрепить дружеские качества в характере ребёнка, их нужно поощрять в его поведении, в том числе в общении с близкими, братьями, сёстрами и даже с домашним питомцем.

Существует множество детских произведений, через которые красной нитью проходит тема дружбы, как советских, так и современных. Родителям важно уловить эту нить и акцентировать на ней внимание ребёнка.

Мультфильмы о дружбе:

  • Маша и медведь
  • Чебурашка
  • Кот Леопольд
  • Винни-Пух
  • Фиксики
  • Домовёнок Кузя
  • Малыш и Карлсон
  • Жил-был пёс
  • Котёнок Гав

Фильмы о дружбе:

  • Приключения Петрова и Васечкина
  • Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна
  • Поллианна
  • Великан
  • Дорога домой: невероятное приключение
  • Замок в Испании
  • Тимур и его команда
  • Пеппи Длинныйчулок

Книги и рассказы о дружбе:

  • Н.Носов «Приключения незнайки и его друзей», «Витя Малеев в школе и дома» и многие другие рассказы.
  • А. Лингрен «Малыш и Карлсон»
  • В.Медведев «Баранкин, будь человеком»
  • А. Амраева «Футбольное поле»
  • М.Челик «Дружбу надо заслужить»
  • Серия рассказов А.Лобела «Квак и Жаб»

В более старшем возрасте к книгам и фильмам о дружбе добавятся такие классические произведения, как «Три мушкетёра», «Два товарища», «Джейн Эйр», «Два капитана», «Трое в лодке, не считая собаки» и многие другие.

Если возникают трудности

Как быть родителям, если своевременно опыт общения ребёнком не получен? Если отношения со сверстниками никак не складываются? Если индивидуальные особенности их сына или дочки – тревожность, агрессивность, замкнутость, плаксивость, обидчивость – препятствуют общению с другими людьми? В таком случае существует несколько путей решения.

Во-первых, никогда не поздно начать поощрять дружбу между детьми, разговаривать с ребёнком, расширять сферу его общения и смотреть вместе с ним фильмы о дружбе, то есть использовать те три способа, о которых шла речь выше. Важно понимать, чем старше становятся дети, тем тоньше и аккуратней приходится действовать родителям и тем больше вероятность столкнутся с сопротивлением сына или дочери. При этом важна постепенность и добровольное согласие ребёнка.

Во-вторых, если у ребёнка возникают действительно серьёзные трудности в общении с другими детьми, стоит обратиться за помощью к специалистам: проконсультироваться со школьным психологом, записать чадо на занятия по развитию коммуникативных навыков. Этот вариант намного лучше и гуманней, чем надеяться на то, что он вырастет и сам во всём разберётся.

Стоит ли пояснять, что самые верные друзья сопровождают человека с детства. Совместно пережитые в отрочестве приключения, шалости, невзгоды являются тем клеем, который поддерживает отношения людей на протяжении всей жизни. Не говоря уж о том, что детская дружба между девочкой и мальчиком нередко вытекает в крепкий семейный союз. Большинство взрослых людей признаются, что обзавелись друзьями в школьные и юношеские годы. Очень мало кто устанавливает близкие товарищеские взаимоотношения в возрасте старше 30 лет, так как в эти годы человек сосредоточен на семье, карьере, воспитании детей, поддержании здоровья. И это ещё одна веская причина, чтобы как можно раньше начать развивать у ребёнка умение дружить.

Подрастая, дети перестают держаться своих родителей, с более взрослым ребёнком всё тяжелее говорить по душам - это известный факт. Но сделать так, чтобы ваш ребёнок всегда считал вас своим другом, на самом деле несложно. Тамила Казанок, изучив советы психологов и педагогов, рассказывает, как этого добиться.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

1. Предоставьте ребёнку возможность приобретать опыт

Помните, что малыш не глупый, а неопытный. Скорость приобретения необходимого для жизни опыта будет зависеть от окружающей обстановки. Если в зоне доступа ребёнка будет удобная, подходящая ему по размеру мебель, предметы для творчества и исследования, а ручки дверей и выключатели в помещениях будут расположены с учётом интересов и ребёнка, вы поразитесь, каким чувством собственного достоинства будет обладать даже совсем ещё малыш. И это непременно скажется на ваших взаимоотношениях. Присмотритесь к - даже если не воспроизводить её полностью, там можно позаимствовать там много полезного.

2. Слушайте ребёнка, а не делайте вид

3. Создавайте общую «Копилку приятных воспоминаний»

Эта копилка станет хорошим подспорьем, чтобы успокоить, утешить или развлечь ребёнка. Стоит только приоткрыть её фразой «А помнишь, как здорово мы…» (и по возможности добавить объятий). И всё, контакт налажен, можно беседовать по душам. Копилка должна регулярно пополняться: складывайте туда все удавшиеся совместные походы, мероприятия и так далее.

Кадр из фильма «В погоне за счастьем»

4. Научите ребёнка мечтать

Мы с вами уже знаем, насколько велика сила воображения, подкреплённая позитивными эмоциями. Ещё Альберт Эйнштейн говорил об этом. Откройте эту тайну и своему ребёнку, и он будет вам благодарен. Мечтайте вместе с ним: какой интересной будет его жизнь, какие он сделает открытия, какие великолепные у него будут друзья. Это обязательно разбудит его творческий потенциал.

5. Развивайтесь

Не ждите момента, когда вашему ребёнку не о чем будет с вами поговорить. Предлагаете ему выучить английский - выучите и сами, не ленитесь. Ребёнок увлёкся лошадьми, полистайте и вы соответствующую энциклопедию. Будьте в курсе новинок книжной и киноиндустрии. Пусть у вас будут свои увлечения. Это позволит вам, кроме прочих плюсов, всегда оставаться интересным собеседником, и ваш ребёнок будет и гордиться вами, и с удовольствием проводить с вами время.

Кадр из фильма «В погоне за счастьем»

6. Всегда будьте на его стороне

В любых разбирательствах, в любых спорах и обвинениях со стороны оставайтесь на стороне своего ребёнка. Он должен быть уверен, что у него крепкий тыл. Это даёт неимоверную жизненную силу. А уже в беседах с глазу на глаз вы можете выражать своё мнение относительно его поступков. Поверьте, ребёнок его услышит и примет к сведению.

7. Научитесь безусловной любви

Это нелегко. Но это необходимо. Ребёнок должен быть уверен, что ваша к нему любовь не зависит ни от разбитой чашки, ни от полученной двойки, ни от разбросанных игрушек, ни от какой другой оплошности. Только тогда он сможет открывать вам свою душу, делясь сокровенным. Выражайте свою любовь и подчёркивайте жирно-жирно. Не уподобляйтесь тому герою анекдота, который ещё в ЗАГСе сказал молодой жене, что любит её. Мол, зачем каждый год говорить одно и то же.

Кадр из фильма «В погоне за счастьем»

8. Научите ребёнка быть благодарным

Только на собственном примере. Иначе не работает. Если вы умеете выражать благодарность, то вы легко найдёте, что сказать и своему ребёнку после вводной фразы «Я так тебе благодарен…». А ваш ребёнок не замедлит ввести эти фразы в свой лексикон.

9. Помните, что ребёнок - не ваша собственность

Конечно, ребёнок не ваша собственность, а скорее гость в вашем доме. С какими-то своими задачами. Это осознание поможет относиться к ребёнку с большим уважением, что положительно скажется на качестве вашего общения. Об этом говорили многие великие педагоги, в том числе и .

Кадр из фильма «В погоне за счастьем»

10. Обнимайте ребёнка почаще

Как показывают многочисленные научные исследования, объятия - мощное терапевтическое средство. Они не только успокаивают, снимают боль, но даже повышают иммунитет (журнал Comprehensive Psychology, ноябрь 2012). Бесплатное и высокоэффективное средство. Проверено веками. Не забывайте подзаряжать своего ребёнка каждый день, даже взрослого.