Что делает психолог? Психолог. Чем занимается данный специалист, какие заболевания диагностирует и как их лечит

Я часто слышу в свой адрес вопрос: «…как может помочь психолог?», «…гарантируйте ли Вы результат?». Конечно, по-человечески, эти вопросы вполне объяснимы. И, поскольку психологическое консультирование это услуга, то потенциальному клиенту хотелось бы узнать, во что он вкладывает деньги, время, силы, другие ресурсы и что будет на выходе.

Данная статья в большей степени адресована потенциальным клиентам. Я со своей стороны, как психолог, сделаю попытку более ясно обозначить позицию ответственности клиента и консультанта, для того чтобы сформировать у людей понимание и более реальный взгляд на процесс психологического консультирования.

Здесь есть своя специфика. Психологическое консультирование – это не покупка масла в магазине, не услуги парикмахера, где клиент приносит свою голову, с ней что-то делают, и на выходе получается «красиво» — это процесс, а иногда достаточно длительный процесс, в котором участвуют клиент и консультант, и, соответственно, результат этого взаимодействия зависит в разной степени от обеих сторон.
Когда я слышу вопрос «будет ли результат?», то у меня появляется легкое замешательство, поскольку ответить на этот вопрос может только сам клиент.

Дело все в том, что мы можем гарантировать результат деятельности при соблюдении следующих условий:

  • Высокая мотивация, заинтересованность (не только на уровне желаний и слов о желаниях, но и действий)
  • Когда мы совершаем реальные действия, а не просто думаем о них
  • Достаточно высокое влияние на процесс в осуществляемой деятельности

А теперь, давайте посмотрим на эти пункты в контексте психологического консультирования.

1. Высокая мотивация, заинтересованность

Есть часть клиентов, которые приходят на консультацию с установкой: «я пришел со своей проблемой – пусть психолог, он и только он эту проблему решает. Он же профессионал, я ему деньги плачу. А я просто посмотрю к чему это приведет, вдруг получится…,я здесь совершенно ни при чем…». и т.д.

Для меня такая установка означает, что клиент отдает ответственность за свою жизнь психологу. Словно жизнь и события, которые с ним происходят, не результат его действий, установок, решений, других волевых актов, а просто «случаются», словно клиент говорит, что не влияет на то, что происходит, а влияют обстоятельства или другие люди.

Выходит, что по мнению клиента, психолог должен быть больше заинтересован в изменении, чем сам клиент. Интересно, в какой роли по мнению клиента, выступает психолог, принимая такую позицию?

Если мотивация клиента на результат в работе будет ниже, чем мотивация психолога, то изменений вряд ли можно достичь. Другими словами, если клиент не мотивирован – он не изменится, не зависимо от того, что он на этот счет думает или говорит себе или другим.

Бывает и другая ситуация. Есть клиенты, и их достаточно много, которые мотивированы в том, чтобы менять что-то в своей жизни и в себе. И как показывает практика, вместе мы достигаем результата.

2. Влияние на процессы в деятельности и контроль

Мы можем достигать результата, если влияем на процессы в какой-либо деятельности.
В консультировании психолог, по большому счету, может влиять только на те процессы, которые происходят во время встреч.

Я не могу узнать, что клиент делает, чувствует, думает, когда покидает мой кабинет. И, естественно, в перерывах между сессиями клиент живет самостоятельной жизнью, сам определяет как ему поступить в той или иной ситуации, совершает какие-то действия, принимает решения. Другими словами – живет и получает СВОЙ опыт.

Психолог не может за клиента проживать его жизнь, налаживать отношения с родственниками, искать работу, партнера по жизни и т.д. Он может помочь клиенту сформировать новое отношение к его ситуации, понимание, или научить его действовать по-другому, дать ему новый навык, помочь клиенту осознать и прочувствовать, пережить тот опыт, который у него есть. Он также может помочь клиенту принять самого себя, но прожить жизнь за клиента — невозможно. А, соответственно, здесь будет только часть ответственности за результат, остальная и БОЛЬШАЯ часть за клиентом.

Психолог словно попутчик, который встречается путнику, сбившемуся с пути. Он может только показать направления движения, разные тропинки… но именно путник выбирает, по какой тропинке ему идти и САМ переставляет ноги. Психолог в этой роли только поддерживает, идет рядом.

Некоторые клиенты искренне считают, что психолог дает советы. В действительности, это не так. К примеру, если психолог оказывается в роли советчика, то это означает, что он берет ответственность за жизнь клиента и лучше знает что для него нужно. Но тогда в этом случае, клиент выступает в роли РЕБЕНКА, у которого не хватает жизненного опыта, чтобы разрешить свою ситуацию. Вам нравится такая картина? Мне нет. Искренне считаю, что каждый человек способен найти в себе ресурсы и силы для того, чтобы действовать и жить более зрело, самостоятельно справляться со своими трудностями, достигать целей.

За что отвечает психолог?

Прочитав все это, у читателя может сложиться впечатление, что психолог результатов не гарантирует, ответственности за жизнь клиента брать не может, а в чем тогда его ответственность?

1. Поскольку психологическое консультирование это взаимный процесс общения и взаимодействия, то психолог ответственен за организацию этого процесса. Это общение не двух приятелей-подружек, а взаимодействие в специально созданном контексте (терапевтический контекст), где задаются определенные границы и правила, есть своя динамика, стадии. И этим процессом управляет и организовывает психолог.

2. Психолог частично ответственен за создание рабочего терапевтического альянса между ним и клиентом. Более простыми словами, он частично ответственен за создание зоны доверия между ним и клиентом и той среды, которая способствует изменению и результатам. Что же это такая за среда и каковы ее критерии?

Это доверительная среда, где клиент может быть самим собой во взаимодействии с психологом, где он может раскрыться и проживать тот опыт, который у него есть, где он может проживать те чувства, которые испытывает, с уверенностью, что эти чувства будут приняты, где он может шаг за шагом осознавать через проживание своего опыта самого себя, где он может быть САМИМ СОБОЙ, что его могут принять таким, какой он есть.

Субъективно у клиента создание такой среды может проявляться в виде разных чувств. Например, чувства близости, доверия, чувства «меня принимают», чувства «я есть». Или особого состояния, в котором клиент достигает осознания своих переживаний, установок, мыслей. Другое субъективное проявление – это состояние инсайта, в котором клиент в результате рефлексии или спонтанно находит решение той или иной своей задачи.

3. Психолог ответственен за то, чтобы терапевтический процесс был безопасен для клиента.

В обычной жизни, во взаимодействии с другими людьми, мы можем реагировать не так, как нам хочется, иногда мы подавляем свои истинные чувства, поступаем вопреки нашим желаниям, дабы угодить окружающим, боимся признаться себе в каких-то своих особенностях, мыслях, чувствах. Мы реагируем не так как хотим, и подавляем свои истинные реакции, потому что это бывает опасно с другими людьми, потому что порой не знаешь (или слишком хорошо знаешь) как люди отреагируют на эмоции, в особенности, на негативные. Или потому что так выгодно по ситуации и этого требует внешний контекст.

И когда клиент взаимодействует с психологом, то он вольно или невольно отражает в своем поведении и общении те реакции или действия, которые не являются естественными для него. Терапевтический контекст и участие самого психолога как раз предполагает и располагает к тому, чтобы клиент смог проживать тот опыт, который он проживает во взаимодействии с психологом, но с той разницей, что в этом опыте он может быть ЕСТЕСТВЕННЫМ, САМИМ СОБОЙ, и оставаться в БЕЗОПАСНОСТИ.

Создание такого контекста – это и есть задача психолога. И здесь есть доля его ответственности. Доля – потому что это взаимный, обоюдный процесс. Это как парный танец, если один партнер не будет сотрудничать, то танцевать невозможно.

Сотрудничать это означает:

А) Это выработать установку, или хотя бы допустить, что Ваша жизнь – это Ваша жизнь и разбираться в ней придется Вам, брать на себя ответственность за то, что в ней происходит.
Б) Что процесс консультирования это не только работа для психолога, но и БОЛЬШАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ САМОГО КЛИЕНТА.

4. Психолог ответственен за свою компетентность. Клиент приносит на консультацию свой различный опыт, ситуации, проблемы. И здесь, клиент должен быть уверен в том, что психолог профессионально, с позиции своих знаний, терапевтического и жизненного опыта сможет оказать квалифицированную помощь.

Что делает психолог?

Возвращаясь к вопросу о том, что же является результатом для клиента, то можно ответить так. Психолог помогает клиенту сформировать:

  • Новое отношение либо другое отношение к проблеме или ситуации
  • Понимание своей ситуации (осознание чувств, мотивов, установок, связанных с проблемой)
  • Обрести новый смысл
  • Новый навык (действия)

Фактически, все это вместе, либо часть этого набора, приводит к изменениям.
Надеюсь, что мои размышления, которые я привел в данной статье, смогут устранить белые пятна относительно консультирования. Искренне полагаю, что это облегчит наше сотрудничество.

В некоторых случаях при возникновении у ребенка проблем психологического характера, поддержки родителей недостаточно, и тогда на помощь приходит детский психолог. Именно этот специалист чаще всего становится незаменимым посредником между родителями и ребенком, главной задачей которого является налаживание между ними прочной эмоциональной связи.

Родители и другие взрослые родственники часто не понимают, почему у малыша возникают конфликты со сверстниками, почему он плохо успевает в школе, устраивает истерики и не слушается дома. Корнем всех этих проблем может быть серьезный внутренний психологический конфликт, не дающий личности полноценно и гармонично развиваться в детском возрасте.


Чтобы понять, что происходит с вашим ребенком, лучше всего записаться на консультацию к хорошему детскому психологу. Помощь детского психолога может понадобиться, как ребенку младшего школьного возраста, так и подростку. Главное – своевременно проконсультироваться с психологом, выявить и начать работу над имеющимися проблемами. Игнорировать неблагоприятное психологическое состояние ребенка или подростка очень опасно, так как впоследствии оно может привести к развитию психических и психосоматических заболеваний.

Что входит в сферу деятельности детского психолога

Детский психолог – это специалист, оказывающий психологическую помощь детям и изучающий функционирование их психики с учетом возрастных особенностей. Психология является одной из самых бурно развивающихся наук, поэтому быть специалистом в этой сфере считается очень престижным. Вопреки распространенному заблуждению детский психолог – это не врач, так как у него нет высшего медицинского образования. Поэтому нельзя сказать, что детский психолог лечит психические расстройства или заболевания.


Основная задача этого специалиста – оказание психологической поддержки и помощь в решении психологически сложных жизненных ситуаций, с которыми может столкнуться ребенок.


Детский психолог обязательно должен иметь высшее образование по специальности «психология» и дополнительно пройти специализацию по детской психологии. В ходе своего обучения он получает углубленные знания об особенностях формирования и функционирования детской психики на разных возрастных этапах, а также осваивает необходимые практические навыки для дальнейшей работы с детьми и их родителями. Проконсультироваться у детского психолога можно в специализированных центрах психологической поддержки детей, частных кабинетах. Детские психологи также работают на базе дошкольных и школьных учебных учреждений. Желательно заранее записываться на прием к востребованному специалисту, чтобы избежать очередей и длительного ожидания.

Отличие от других специалистов

Не следует путать детского психолога с психиатром или психотерапевтом. Детский психолог занимается проблемами психически здоровых детей, имеющих определенные психологические особенности или попавших в непростую ситуацию в семье или коллективе. В то же время детский психиатр занимается диагностикой и лечением психических расстройств, в том числе и при помощи лекарственных средств и специального режима. Психиатр имеет высшее медицинское образование, то есть является врачом и работает с маленькими пациентами, нуждающимися в квалифицированной психиатрической помощи.


Детский психотерапевт также является врачом и прошел обучение специальности «психиатрия», однако в своей практике он использует преимущественно методы психотерапии, а лекарства и другие варианты лечебного воздействия являются только вспомогательными. Психотерапевт помогает пациентам при помощи беседы и детального анализа прошлых, настоящих проблем и конфликтных ситуаций. Психотерапевт также может помочь, если на фоне сильного стресса в детском возрасте появились признаки психосоматического заболевания или подозрения на невроз.

Когда нужно обращаться к специалисту

Родителям очень важно своевременно заметить изменения в поведении и эмоциональном состоянии своего ребенка. Нередко частые капризы, беспричинные слезы и непослушание являются неосознанной просьбой о помощи и поддержке. Поэтому не стоит сразу объяснять плохое поведение ребенка дурным характером или избалованностью, потому что так вы можете не заметить начало тяжелого внутреннего психоэмоционального конфликта у малыша. Помощь детского психолога может понадобиться, если ваш ребенок:

  • Очень застенчив , испытывает большие трудности при общении со сверстниками. Застенчивость очень часто напрямую связана с негативным восприятием своего тела и личности, поэтому важно помочь ребенку преодолеть эту черту как можно раньше. Застенчивость и замкнутость приводят к тому, что ребенок не может полноценно адаптироваться к новому окружению и испытывает сильный стресс при попадании в новую социальную группу (переход из детского сада в школу, перевод в другую школу, переезд и так далее).
  • Гиперактивный . Чрезмерная активность является одной из наиболее часто встречающихся проблем у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Ребенка сложно успокоить и привлечь к полезной деятельности, он неусидчив, плохо концентрирует внимание, что приводит к плохой успеваемости в школе. Гиперактивность в таких случаях становится главной причиной конфликтов между родителями и малышом. Детский психолог поможет ребенку научиться управлять своей энергией и переменчивыми желаниями, концентрироваться на учебе и полезном проведении досуга.
  • Часто пугается , склонен к тревожности и переживаниям. Многие дети сталкиваются со страхом темноты, одиночества, фантастических чудищ. Эти, на взрослый взгляд, беспочвенные и несущественные страхи, могут нанести серьезный урон психике ребенка. Именно поэтому важно как можно быстрее от них избавиться и предотвратить появление страхов в будущем. При игнорировании проблемы страх может перерасти в фобию, которая является одним из симптомов психических расстройств.
  • Агрессивный . Существует множество причин агрессивного поведения ребенка, выявить и устранить которые поможет квалифицированный специалист. Склонность к чрезмерной агрессии вредит здоровью ребенка и окружающих его детей, а в будущем может стать почвой для формирования вспыльчивого и жестокого характера. Поэтому нельзя закрывать глаза на вспышки агрессии у крохи, особенно если они повторяются регулярно. Психолог поможет избавиться от агрессивности и настроить ребенка на доброжелательные взаимоотношения с окружающими.
  • Плохо учится в школе . Еще одной важной задачей детских психологов является помощь ученикам, которые по каким-то причинам не справляются со школьной программой. Если у ребенка не диагностирована умственная отсталость, но он с завидным постоянством приносит из школы двойки, то у этого явления могут быть серьезные причины. Например, страх ответа перед классом, произошедшая ранее конфликтная ситуация с учителем или одноклассниками, неумение концентрироваться на важной информации, отсутствие интереса к предмету и понимания его важности для будущего. Работа с психологом в таком случае поможет эффективно устранить имеющиеся проблемы.
  • Прошел через травмирующую ситуацию . Травмирующей ситуацией для детской психики может быть развод родителей, смерть родственника, постоянные ссоры в семейном кругу, переезд и даже рождения братика или сестренки. Нужно обязательно обратиться к детскому психологу, если подобные ситуации произошли в прошлом (даже если вам кажется, что прошло уже много времени и все забылось). Специально обученные детские психологи также работают с детьми, столкнувшимися с домашним насилием или пережившими стихийное бедствие, военные действия или другие чрезвычайные события.


Каждый ребенок с самого раннего детства уже является полноценной личностью, имеющей свои переживания, проблемы и страхи. Бережное отношение к детской психике и подключение при необходимости специалистов в этой сфере позволит избежать многих неприятных последствий в будущем, поэтому если хотя бы один из вышеперечисленных пунктов касается вашего малыша, консультация у детского психолога пойдет ему и вам только на пользу.

Как работает детский психолог

Психолог для детей, столкнувшихся с определенными трудностями на том или ином периоде взросления, играет очень важную роль для гармоничного и здорового восприятия, как собственной личности, так и окружающей среды. Поэтому специалист в сфере детской психологии должен находить контакт с самыми разными детьми и уметь выстраивать с ними доверительные отношения.


Первичная консультация у специалиста начинается с налаживания контакта между ним, ребенком и родителями. Далее проводится психодиагностика ребенка, результаты которой позволят судить о наличии или отсутствии психических отклонений и раскрывают психологические особенности его личности.


Во время первой консультации также определяют, как именно в дальнейшем будет проходить работа с ребенком и сколько приблизительно времени необходимо для устранения психологической проблемы. На консультации у детского психолога родители получают всю нужную информацию о состоянии психики малыша и рекомендации по воспитательному процессу, улучшению взаимоотношений в семье.


Чтобы добиться нужного результата, детский психолог и родители должны работать вместе и создавать ребенку благоприятные условия для развития.


Детские психологи располагают множеством специальных методик, направленных на коррекцию тех или иных психологических проблем ребенка. Занятия могут быть как индивидуальными, так и групповыми, в зависимости от того, какое общение нужно малышу на данном этапе. Работа с детьми младшего возраста проходит в непринужденной, игровой форме. В кабинете детского психолога должна быть создана приятная атмосфера, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно. Широко применяется арт-терапия, обучение полезным навыкам и правильному поведению на примере сказок, воспитательные беседы, проходящие в форме активного диалога с ребенком.


Многие родители к детскому психологу обращаются для того, чтобы узнать, соответствует ли психика их ребенка возрастной норме. Если в ходе работы с малышом у детского психолога появятся подозрения на более серьезные проблемы (психические отклонения), то он может порекомендовать родителям обследование ребенка у психиатра, который сможет провести диагностику и дать официальное заключение. Если же никаких психических заболеваний у малыша не обнаружили, то регулярные занятия с детским психологом и активная позиция родителей помогут в ближайшее время справиться с любой, даже самой сложной детской психологической проблемой.

Казалось бы сейчас, все знают кто такой психолог и для чего он нужен. Для многих это даже показатель определенного статуса, это как-бы даже круто иметь личного психолога.

Но тем не менее, в нашем обществе существует целый ряд стереотипов и барьеров, которые не позволяют человеку обратиться за квалифицированной помощь. До сих пор, психологов путают с социальными работниками, знахарями, психиатрами и пр. Так кто же такой психолог и для чего он нужен?

Сейчас, психологи все чаще оказываются востребованными в бизнес – тренингах. На тренинги приходят люди, которых направили их руководители, для того, чтоб повысить их эффективность в работе. И в каждом таком случае, человек – инструмент для достижения какой-то цели. Приходит ли он сам, направляет ли его кто-либо другой… На таких, навыковых (обучение техникам и методам влияния на других) очень часто, вскрываются индивидуальные психологические трудности. Например, мы учимся задавать вопросы, казалось бы, чему там учиться? А кто-то вдруг обнаруживает, что он смущается, когда все на него смотрят и ждут его вопроса, а он его «выжать» из себя не может - входит в ступор. И вот она индивидуальная психологическая трудность – как справляться со смущением, ведь, по сути, я знаю, как надо задавать вопросы, я могу это написать на бумажке, я могу это подсказать коллеге слева и справа, но как только внимание людей на мне – я вырубаюсь.

И чаще всего, истоками таких «трудностей» выступают неразрешенные проблемы человека.

На самом деле, мы постоянно встречаемся с разного рода проблемами, и даже если для кого-то они кажутся смешными и высосанными из пальца, для нас, именно в этот момент это реальная, неразрешимая проблема. При этом, не каждый раз мы бежим за помощью. Мало того, проблемы зачастую оказывают полезное воздействие: они учат нас самостоятельности, стрессоустойчивости, способствуют развитию как умственному, так и духовному. Но когда мы сталкиваемся с какой-то ситуацией впервые или в неподходящем для этого состоянии (мы ни физически, ни морально не способны ее пережить), тогда она становится критической. А это значит, что есть риск застрять в этой ситуации. В этот момент, в это время, мы просто не в силах думать и искать выход из положения. И это состояние неудачи, растерянности и бессилия начинает преследовать нас в похожих ситуациях.

Любому живому человеку, необходимо присутствия кого-то рядом, чтобы он смог помочь пережить то, что происходит, чтоб смог поддержать и если нужно объяснить, что происходит. Когда мы кому-то рассказываем о своих чувствах и переживаниях, мы отдаем ему их часть. В психологии этот процесс называется «контейнирование чувств». Психолог - это тот, который на время выступает в роли такого контейнера. Психолог никогда не дает оценок ни поступкам человека, ни его личности, ни его чувствам. Для него каждый человек – это уникальная, ценная личность, которая просто, в этом промежутке времени растеряна и нуждается в поддержке.

Психолог не выступает в роли учителя, советчика, эксперта или друга, он просто идет рядом с вами, разделяя тяжелую ношу чувств, позволяя быть таким, каким хочется быть в этот момент.

Психотерапевт – это специалист, который занимается лечением пограничных состояний и расстройств психики легкой и средней степени тяжести.

Квалификацию психотерапевта получает прошедший дополнительное обучение и овладевший одним из направлений психотерапии врач-психиатр или психолог.

Кто такой психотерапевт

Психотерапевт в зависимости от базового образования может быть:

  • Врачом-психиатром. Благодаря наличию высшего медицинского образования и специализации в области психиатрии этот специалист имеет право лечить пациентов с любыми психическими нарушениями, ставить пациенту диагноз и назначать медикаментозные препараты. Этот врач имеет клинический опыт и для практической деятельности в качестве психотерапевта должен иметь лицензию.
  • Врачом любой другой специальности (имеет высшее медицинское образование и основную специализацию в любой области медицины). Такие специалисты составляют около 10 % от всех психотерапевтов с медицинским образованием, имеют право использовать при лечении медикаментозные препараты, обязаны иметь клинический опыт и лицензию. Психотерапевтические методы врачи-психотерапевты используют при лечении психосоматических заболеваний (возникают при взаимодействии физических и психических факторов, включают бронхиальную астму, язву и др.), однако лечить психические заболевания они не имеют право.
  • Клиническим (медицинским) психологом. У данного специалиста благодаря высшему медицинскому и психологическому образованию есть право заниматься лечением некоторых психосоматических и психических заболеваний (в контакте с психиатром), однако нет права назначать медикаментозное лечение. И клиническая практика, и лицензия обязательны.
  • Психологом, окончившим ВУЗ по специальности «психология». Поскольку психология относится к гуманитарным наукам (не медицинским), психолог-психотерапевт не имеет права ставить клиенту диагноз, лечить психические заболевания и работать с медицинскими проблемами, использовать при лечении медикаменты и проводить медицинские манипуляции. Есть клиническая практика, но лицензия на психотерапевтическую деятельность для этих специалистов не обязательна.
  • Психологом, получившим сертификат на курсах, семинарах или тренингах. Не имеют серьезной многоуровневой подготовки, клинической практики и лицензии, не могут лечить психические и психосоматические заболевания, а также применять медикаментозные методы лечения.
  • Человеком с высшим гуманитарным образованием (или в сфере естествознания), который получил сертификат психотерапевта на курсах, семинарах или тренингах. Серьезная многоуровневая подготовка отсутствует, клинической практики и лицензии нет, не имеют права и навыков лечить психические и психосоматические заболевания, а также назначать медикаментозные препараты.

Основное отличие психиатра от психолога – наличие у психиатра медицинского, а у психолога – высшего гуманитарного образования. Медицинское образование (специализация психиатрия) дает возможность и право лечить разнообразные психические заболевания и применять медикаментозную терапию, а образование психолога позволяет вести психологическое консультирование психически здоровых людей, заниматься профессиональным подбором кадров и т.д.

Врачи-психотерапевты и клинические психологи принимают пациентов преимущественно в лечебных заведениях, а психологи-психотерапевты ведут частную практику, включающую онлайн-консультации.

Психотерапевт может быть более узким специалистом – наркологом (консультирует и лечит наркозависимых пациентов) или сексологом (занимается исследованием и лечением сексуальных фобий, патологического сексуального влечения, отклонений в сексуальном поведении).

Что лечит психотерапевт

Психотерапевт с базовым образованием в области психиатрии лечит:

  • Кратковременные психотические расстройства, при которых у пациентов возникают внезапные, кратковременные периоды психотического поведения (аномального психического поведения, которое не оценивается личностью критически). Возникает в ответ на сильный стресс (смерть близких, угроза насильственной смерти и т.д.).
  • Вызванное приемом некоторых веществ психотическое расстройство. Возникает при приеме или отказе от алкоголя, кокаина и других наркотических веществ, проявляется в появлении галлюцинаций, сбивчивой речи.
  • Вызванные состоянием здоровья психотические расстройства. Появление галлюцинаций, бредовых идей и других психических нарушений может быть связано с черепно-мозговой травмой или опухолью мозга.
  • Бредовое расстройство (манию) – заболевание психики, для которого характерно наличие доминирующего, систематизированного бреда. Бредовые идеи основаны на возможных реальных ситуациях (преследование, ревность к сопернику и др.), лишены причудливости и стойких галлюцинаций, сохраняются от 3-х месяцев и больше.
  • Распределенное психотическое расстройство, которое развивается у человека при отношениях с лицом, страдающим бредовым расстройством.
  • Шизофрению, которая является полиморфным психическим расстройством. Для этого заболевания характерны фундаментальные расстройства мышления и восприятия, неадекватный или сниженный аффект. Проявляться эти расстройства могут в виде слуховых галлюцинаций, параноидного или фантастического бреда, дезорганизованности речи и мышления, наблюдаются социальная дисфункция и нарушение работоспособности.
  • Шизоэмоциональное расстройство, для которого характерно сочетание симптомов шизофрении с симптомами депрессии или биполярного расстройства.
  • Расстройство шизофренической формы — проявляется симптомами шизофрении, которые наблюдаются более месяца, но не более полугода.
  • Маниакально-депрессивный психоз (биполярное аффективное расстройство), для которого характерны маниакальные и депрессивные состояния, либо быстрая смена или сочетание симптомов депрессии и мании.
  • Депрессию. Является психическим расстройством, при котором наблюдается «депрессивная триада»: снижение настроения, утрата способности радоваться и нарушения мышления. Пессимистическое настроение сопровождается двигательной заторможенностью.

Психотерапевт, имеющий медицинское образование, может также лечить:

  • Эпилепсию. Данное неврологическое расстройство требует обращения к психотерапевту при наличии у больного различных нарушений сознания и настроения.
  • Состояния после инсульта, отравления, черепно-мозговой травмы. Влияние негативных воздействий на мозг в сочетании с психологическим кризисом, который переживают больные, может привести к разнообразным изменениям в психике.
  • Неврозы. Являются группой обратимых психогенных функциональных расстройств, которые склонны к затяжному течению. У пациентов с неврозом могут наблюдаться астенические, навязчивые или истерические проявления, временное снижение умственной и физической работоспособности.
  • Тревожное состояние – расстройство психики, при котором наблюдается общая устойчивая тревога, не связанная с определенной ситуацией или объектом. Проявляется в виде разнообразных дурных предчувствий, может сопровождаться постоянной нервозностью, дрожью, напряжением мышц, потливостью, головокружением и сердцебиением. Часто возникает при хроническом стрессе, может иметь волнообразное течение и переходить в хроническое состояние.
  • Паническое расстройство (эпизодическую пароксизмальную тревожность) – расстройство психики, которое сопровождается внезапным приступом панических атак (необъяснимых приступов тревоги и страха в сочетании с соматическими проявлениями).
  • Разнообразные фобии, которые являются сильно выраженным, упорным и навязчивым страхом, регулярно проявляющимся в определенной ситуации и не поддающимся рациональному объяснению.
  • Неврастению – расстройство психики, которое относится к группе неврозов и проявляется повышенной раздражительностью, утомляемостью, утратой способности к длительному напряжению (умственному и физическому). Обычно развивается при сочетании психической травмы, физиологических лишений (отсутствие отдыха и др.) и чрезмерно напряженной работы.
  • Психосоматические заболевания – болезненные состояния, которые включают конверсионные симптомы (наблюдаются симптомы объективно отсутствующего заболевания), функциональные синдромы (функциональные нарушения органов и систем при отсутствии в них патологии) и психосоматозы (заболевания, которые развиваются в результате конфликтных переживаний и первичной телесной реакции на эти переживания).

Кроме того, психотерапевт также оказывает помощь людям, страдающим алкоголизмом и наркоманией.

Психотерапевт с психологическим образованием проводит психологическое тестирование и консультирует клиентов, которые не страдают психическими и психосоматическими заболеваниями.

Детский психотерапевт

Детский психотерапевт – это врач, который занимается диагностикой, лечением и профилактикой психических расстройств и психосоматических заболеваний у детей и подростков.

К сфере деятельности детского психотерапевта относят лечение:

  • психопатии;
  • депрессии;
  • невроза;
  • фобии;
  • аутизма;
  • булимии;
  • апатии;
  • нервной анорексии;
  • разнообразных зависимостей (зависимость от азартных игр, интернета и др.);
  • задержки психического развития;
  • суицидального синдрома.

Детский психотерапевт также занимается коррекцией негативизма, провокационного поведения и расстройства обучения.

В процессе лечения психотерапевт анализирует среду обитания ребенка, а также влияние социума и наследственности.

Обращаться к детскому психотерапевту нужно, если у ребенка:

  • наблюдается неадекватное, агрессивное или асоциальное поведение;
  • длительное время присутствует чувство вины, страха, наблюдается повышенная тревожность или отмечается равнодушие;
  • занижена самооценка;
  • присутствуют тики, энурез, заикание, стереотипные двигательные расстройства;
  • отмечается перенапряжение в результате воздействия стрессовых факторов.

В каких случаях следует обращаться к психотерапевту

Консультация врача-психотерапевта необходима людям, у которых:

  • Возникла серьезная стрессовая ситуация или имеется психическая травма, которую сложно пережить самостоятельно;
  • при отсутствии объективной причины наблюдается подавленное состояние, нервозность или раздражительность;
  • присутствуют перепады настроения, при которых необоснованно-возбужденное состояние беспричинно сменяется апатией и равнодушием;
  • наблюдается хроническая усталость;
  • отсутствует (утрачен) интерес к важным в профессиональной и личной жизни моментам (эмоциональное «выгорание»);
  • на фоне внешнего благополучия присутствует постоянная тревога, навязчивые мысли, ритуалы, страхи и фантазии;
  • присутствует иррациональная, неконтролируемая боязнь какого-либо предмета или явления (фобия);
  • наблюдаются зависимости различного рода (алкоголь, шопингомания и др.);
  • есть психосоматические заболевания, при которых симптомы болезни есть, а физиологическая патология либо отсутствует, либо носит психогенный характер (бронхиальная астма, язвенный колит, эссенциальная гипертензия, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, нейродермит и др.).
  • имеется внутренний конфликт, мешающий полноценной жизни и развитию.

Этапы консультации

Психотерапевт проводит консультирование по принципу «пятишаговой» модели:

  1. Устанавливает контакт с клиентом и ориентирует его на работу.
  2. Собирает информацию о клиенте и выясняет, в чем суть его проблемы. После оценки психологического статуса клиента и его общей жизненной ситуации, основных трудностей и мотивации, психотерапевт рассматривает возможность наличия органического дефекта и при необходимости переориентирует клиента на получение психиатрической помощи.
  3. Выясняет, какого результата ожидает клиент, чего он хочет добиться. С целью исключения нереалистичных ожиданий психотерапевт помогает клиенту осознанно построить систему целей, ориентированную на конкретный и достижимый в ближайшее время результат. Также выясняются пределы психотерапии, выраженные не во временном, а в содержательном виде. Клиент на данном этапе должен быть предупрежден о трудностях психотерапии, с которыми он может столкнуться.
  4. Вырабатывает альтернативные решения проблемы. Выбор психотерапевтической стратегии для достижения поставленных ранее целей зависит от подготовки психотерапевта, особенностей личности клиента и характеристик проблемы.
  5. Обобщает результаты взаимодействия с клиентом и оценивает эффективность терапии.

До проведения непосредственно терапии психотерапевт применяет разнообразные диагностические процедуры, выбор которых зависит от психотерапевтической школы (диагностическая беседа, наблюдение и проективные методы в психоанализе и т.д.).

Методы лечения

Подход к лечению конкретного психотерапевта зависит от выбранного при обучении направления психотерапии (в настоящее время выделяется около десятка направлений). Основными направлениями психотерапии являются:

  • Психоанализ, в котором основой психики считаются подсознательные процессы (инстинкты, мотивации, защитные механизмы). Используются: на этапе накопления материала методы свободных ассоциаций и толкования сновидений; в процессе терапии — методы интерпретации, анализа «сопротивления» и «переноса», проработка информации.
  • Гештальт-терапия, которая основана на представлении о саморегуляции психики. Используются различные техники («Здесь и сейчас», «Очистка луковицы» и др.), упражнения, перенос и контрперенос, завершение гештальта (ситуации).
  • Экзистенциальная психотерапия, которая сконцентрирована не на отдельных проявлениях психики человека, а на всей его жизни (психодинамический подход). Используется групповая терапия, техника работы с защитными механизмами, сновидениями, уменьшения сензитивности к смерти и др.

Психотерапевт может также быть специалистом в области когнитивно-поведенческой или клиент-центрированной терапии, арт-терапии, игровой терапии и т.д.

«Пациент не понимает, и моя задача – объяснить ему...» – слышу иногда от коллег. Да и сами пациенты частенько ищут в кабинете психолога объяснений, а иногда и называют работу с психологом уроками. Да и как же иначе? Психолог учился психологии, знает ее законы и может научить пациента, объяснить ему. При этом он оказывается кем-то вроде мамы, папы и учителя в одном флаконе, а пациент – не слишком способным, коли сам не понял, учеником. Психологу, может быть, и приятно выступать в роли большого, умного и сильного, но, освободившись от чувства собственной важности, не так трудно убедиться в том, что такой подход к психотерапии не работает. И лучше всего это выражают сами пациенты: «Головой все понимаю, а душа мучается».

Представляю себе делание своей жизни как вышивание по канве. Хорошая, правильная канва, и рисунок я придумал замечательный, и прекрасно понимаю, что и как делать... Но ничего не получается – хочу как лучше, а получается как всегда… Почему? Вышиваю я нитью, которую пряду из переживаний своего жизненного опыта, в которых при всей понятности самого опыта (здесь я делал правильно, здесь ошибся, там надо было так, а там этак, и т.д. и т.п.) множество узелков, узлов и петель. И вот сейчас мне важный стежок жизни положить надо. Понимаю, что он необходим и для чего он, а нитка то и дело застревает или рвется. Вот с этим и иду к психологу, чтобы он помог развязать, распустить эти невидные, неизвестные мне, но так мешающие душевные петли и узелки.

Домашние и друзья не могут помочь, потому что в силу многих причин они будут обсуждать сам опыт, а не то, как он переживается. Это связано с границами, за которые мы не можем заступить в рамках наших реальных отношений с их историей, характером и интересами участников. Поэтому психологу возбраняется психотерапия членов семьи, друзей и тех, с кем он связан личными или деловыми отношениями.

Внешне психотерапия – разговор двух людей. Что же отличает ее от просто разговора?

– Так же, как адвокат и врач, психолог служит интересам этого одного человека. Так, работая с трудным ребенком, он делает это для ребенка, а не для семьи или школы.

– Зная обстоятельства жизни пациента, психолог концентрируется не на них, а на их переживании. Один и тот же развод может переживаться как счастье освобождения, как крушение жизни, как нечто неважное...

– Из этого вытекает то, что Александр Бадхен называет психотерапевтическим превращением этического: добро конкретного пациента важнее добра мира с его моралью, правилами и т.д. Не будь, например, раскрыто преступление Родиона Раскольникова и приди он к психологу лет этак через 10–15 со словами – мол, укокошил двух теток ни за что ни про что и теперь не могу с этим жить, – психолог примет его слова как выражение душевной муки, с которой и будет помогать разбираться, а не как явку с повинной или исповедь ради отпущения греха.

– Психолог принимает пациента таким, какой он есть, без оценочных суждений. Оценка поступков пациента как хороших или плохих, правильных или неправильных и т.д. лежит за пределами психотерапии.

– Психолог не выносит происходящее между ним и пациентом за пределы их общения. Даже правоохранительным органам он имеет право давать необходимую информацию только по специальному юридическому постановлению.

– Психолог не поучает, не назидает, не предписывает пациенту мнения и поведение, а помогает ему исследовать те неосознаваемые переживания прошлого и настоящего опыта, которые порождают мешающие пациенту проблемы. Пациент, например, хорошо понимает, что трудности в финансовых отношениях связаны с тем, что он устанавливает слишком близкие отношения с людьми. Задача психолога в этом случае – помочь пациенту исследовать истоки стремления искать близких отношений и проработать с ним связанные с этими истоками переживания.

Все сказанное делает психотерапевтические отношения действительно уникальными, а потому помогающими человеку развязать мучающие его душевные узлы и подготовить себя к жизни уже без этой боли.