Придумай прилагательное. Тренинг преодоления проявления агрессивного поведения ребёнка Поменяйтесь местами те кто цель упражнения

Коммуникативные игры: 25 интересных коммуникативных игр для развития общения для детей и взрослых.

Коммуникативные игры.

Коммуникативные игры – так называют игры для развития умения общаться, умения сотрудничать и взаимодействовать с людьми в разнообразных жизненных ситуациях. В коммуникативные игры можно играть и дома, и во дворе, в детском центре, на празднике или семейной вечеринке, на тренинге или использовать как минутки отдыха после занятий. В статье собраны игры, которые я использую в своем общении с детьми и которые нами очень любимы. По секрету сообщу, что играла в них и с педагогами, когда проводила с ними занятия по теме развития общения у детей. И даже «взрослые тети» играли в них с удовольствием!

Желаю Вам радостных игр! Начинайте играть в коммуникативные игры вместе с нами.

Коммуникативная игра 1. «Здравствуйте»

Нужно успеть за ограниченное время (1 минута или пока звучит музыка) поздороваться с как можно большим количеством присутствующих людей. Заранее оговаривается способ, с помощью которого мы будем приветствовать друг друга – например, пожать друг другу руки. В конце игры подводятся итоги – сколько раз успели поздороваться, не остался ли кто-то без приветствия, какое сейчас настроение у игроков.

Коммуникативная игра 2. «Путанка»

В этой коммуникативной игре может быть два варианта.

Вариант 1. «Путанка в кругу». Игроки встают в круг и берутся за руки. Руки расцеплять нельзя! Игроки запутывают круг – не расцепляя рук, перешагивая через руки, оборачиваясь и так далее. Когда путанка готова, в комнату приглашается водящий. Ему нужно распутать игроков обратно в круг, не расцепляя их рук.

Это очень веселая и увлекательная игра, в которую с огромным удовольствием играют и малыши, и подростки, и взрослые. Попробуйте – Вам понравится!

Вариант 2. «Змейка» (автор варианта – Н.Ю. Хрящева). Игроки встают в линию и берутся за руки. Затем они запутываются (первый и последний игроки – то есть «голова» и «хвост» змеи проходят под руками игроков, переступают через руки и так далее). Задача водящего – распутать змею, не расцепляя рук игроков.

Коммуникативная игра 3. «Паровозик»

Игроки встают друг за другом. Первый в цепочке – это паровоз. У него глаза открыты. У всех остальных игроков – «вагончиков» — глаза закрыты. Паровоз везет свой поезд и прямо, и змейкой, и с препятствиями. Задача «вагончиков» – идти за «паровозом» вперед, не расцепляя рук. Задача «паровоза» — идти так, чтобы не растерять вагончики сзади себя. Если «вагончик» отцепился, то поезд «ремонтируется» и отправляется дальше.

Коммуникативная игра 4. «Кенгуру и кенгуренок»

Играют парами. Один игрок – «кенгуру». Он стоит. Другой игрок – «кенгуренок». Он встает к кенгуру спиной и приседает. Кенгуру и кенгуренок берутся за руки. Задача игроков в паре – дойти до окна (до стены). В игру можно играть даже с самыми маленькими детками и дома, и на прогулке.

Коммуникативная игра 5. «Зеркало».

Игроки делятся на пары. Один игрок в паре – это зеркало. «Зеркало» синхронно повторяет все движения второго игрока в паре. Затем они меняются местами. Это не так просто, как кажется на первый взгляд – попробуйте в роли зеркала не отставать от игрока!

Затем, когда дети освоят вариант игры в парах, можно будет играть в эту игру и с группой детей. Дети стоят в линию, а водящий находится перед ними лицом к игрокам. Водящий показывает движение, а вся группа синхронно за ним повторяет это движение (обратите внимание – группа повторяет зеркально, то есть если водящий поднял правую руку, то «зеркало» поднимает левую руку).

Коммуникативная игра 6. «Держи мяч»

В этой игре мы научимся подстраиваться в своих движениях к движениям партнера по игре.

Игроки встают парами и держат один общий большой мяч. Каждый игрок держит мяч двумя руками. По команде игроки должны присесть, не выронив мяч из рук, пройти с ним по комнате, попрыгать вместе. Главная задача – действовать согласованно и не выронить мяч.

Когда игроки без проблем будут держать мяч двумя руками, задача усложняется – мяч нужно будет удержать только одной рукой у каждого игрока в паре.

Коммуникативная игра 7. «Любимая игрушка»

Все встают в круг. В руках у ведущего игры мягкая игрушка. Он говорит о ней несколько слов – комплиментов: «Здравствуй, мышонок! Ты такой веселый. Мы очень любим с тобой играть. Поиграешь с нами?». Далее ведущий предлагает детям поиграть с игрушкой.

Игрушку передают в кругу, и каждый игрок, получивший ее, говорит об игрушке ласковые слова: «У тебя такая симпатичная мордочка», «Мне так нравится твой длинный хвостик», « Ты очень забавный», « У тебя такие красивые и мягкие ушки».

Игру можно проводить даже с маленькими детьми – предлагая им начало фразы, которую закончит малыш: «Ты очень…», « У тебя красивые…».

Коммуникативная игра 8. «Приветствие» («Хлопушка»).

Я очень люблю разные ритуалы, придуманные с детьми. Нам, взрослым, очень часто кажется, что это мелочь, ерунда. Но как же важны они для детей!

Мы с детьми делаем при встрече «хлопушку». Все встают в круг, руки вытягиваем вперед. Я открываю ладонь, дети кладут на мою ладошку свои ладошки одна на другую (получается «горка» из наших ладошек). Затем мы поднимаем эту «горку» вверх и все вместе делаем по команде «хлопушку». Я говорю: «Раз, два, три» (на эти слова мы поднимаем руки и тянемся вверх – причем тянемся очень высоко как только можем достать, не разъединяя рук) . «Хлоп!» На слово «хлоп» наша общая хлопушка хлопает к всеобщей радости – руки быстро разводятся в стороны «фонтаном».

Если детей мало, то во время круга до хлопка мы приветствуем друг друга: «Здравствуй, Таня (Танины ладошки легли в нашу «хлопушку»), здравствуй, Саша» и так далее.

Коммуникативная игра 9. «Иголочка и ниточка» (народная игра).

Все игроки становятся друг за другом. Один игрок – иголка. Другие игроки – нитка. «Иголка» бегает, меняя направление движения – и прямо, и змейкой, и по кругу, с резкими поворотами и плавно. Остальные игроки должны не отставать и подстраиваться в своих действиях под свою команду.

Коммуникативная игра 10. «Что изменилось?»

Игроки делятся на две группы. Одна группа будет загадывать, другая – отгадывать. Те, кто будет отгадывать, выходят из комнаты. Игроки, оставшиеся в комнате, вносят несколько изменений в свой внешний вид. Например, можно взять чужую сумочку себе на плечо или расстегнуть одну пуговицу на рубашке, завязать новую резиночку на косичку, поменяться местами, изменить прическу. Когда игроки готовы, они зовут товарищей в комнату. Другая команда должна угадать, что изменилось. Затем команды меняются местами. В игру можно играть не только командой, но и даже парой.

Хорошо, если в комнате, где будут происходить изменения, будет зеркало – это очень удобно. Но можно обойтись и без него и поиграть в эту игру даже в турпоходе. Получается очень весело. Припасите для этой игры реквизит (платочки на шею, ремешки, заколки и другие вещи, с помощью которых можно вносить изменения в свой внешний вид).

Коммуникативная игра 11. «Комплименты».

Все игроки стоят в кругу и по очереди говорят друг другу комплименты. В комплиментах можно отметить и настроение, и внешний вид, и личные качества и многое другое.

Это очень приятная игра – попробуйте.

Коммуникативная игра 12. «Угадай»

Все игроки сидят на ковре. Один игрок – водящий – поворачивается ко всем спиной. Игроки по очереди поглаживают его по спине. Задача водящего – отгадать, кто его сейчас погладил. Затем игроки меняются местами, чтобы каждый смог побыть в роли ведущего. Игру можно проводить не только на ковре, но и стоя (например, на прогулке).

Аналогичную игру можно провести в другом варианте – позвать водящего по имени – получится игра «Угадай, кто позвал».

Коммуникативная игра 13. «Найди своего ребенка»

Это игра для семейных групп и семейных праздников. Игра любимая, замечательная, веселая, уже много раз сыгранная нами. Очень ее люблю!

Игроки делятся на две команды. В одной команде — родители, в другой – их дети. Родителям по очереди завязываются глаза, и им нужно найти своего ребенка среди всех других детей на ощупь. Детям запрещено при этом что-либо говорить и подсказывать. Наоборот, нужно запутать родителей – например, поменять кофту или снять бантик с волос, перебежать в другое место комнаты, присесть (чтобы не догадались по росту) и так далее. Как только родитель угадал своего малыша, он говорит: «Вот Аня!» (называет имя ребенка) и снимает повязку. Если родитель не угадал – то он получает фант, который отыгрывается в конце игры.

Игра замечательная, всегда играем с удовольствием. Поиграйте с друзьями!

Коммуникативная игра 14. «Хромая уточка»

Уточка сломала лапку, и теперь плохо ходит. Ее роль выполняет один из детей. Ребенок, играя роль, уточки, старается показать, как ему больно, плохо и грустно. Все другие дети его утешают, гладят, говорят ласковые слова, обнимают, поддерживают. Можно играть так, чтобы дети сами выполняли роли, а можно использовать игрушки и говорить за них. В этой коммуникативной игре малыши учатся проявлять сочувствие.

Коммуникативная игра 15. «Ищу друга».

В эту игру можно играть только в большой группе детей. Вам понадобится набор картинок или набор игрушек (2-3 мишки, 2-3 зайчика, 2-3 куклы, 2-3 уточки и так далее). Каждому ребенку выдается одна игрушка или одна картинка, у которой есть «друзья» — такие же картинки.

Детям предлагается найти друзей для своей игрушки (найти парные игрушки, то есть для зайчика найти других зайчиков, для мишки – других мишек). Под музыку дети ищут друзей. Когда друзья для игрушки найдены, дети с игрушками дружно и весело танцуют под музыку.

Это игра для маленьких детей, которые еще только учатся взаимодействовать друг с другом.

Коммуникативная игра 16. «Поймай взгляд»

Эта игра развивает взаимопонимание. Ведет игру взрослый.

Игроки сидят на ковре или на стульях. Ведущий смотрит на игроков, а потом на ком-то из них останавливает взгляд на несколько мгновений, как бы подозвав его к себе. Тот, на ком остановился взгляд ведущего, должен встать. Задача игроков – по взгляду угадать, когда тебя вызывает ведущий игры.

Затем, когда игроки освоятся с правилами игры, водят дети и пытаются по взгляду понять друг друга.

В игру можно играть не только с группой детей, но и в семье.

Коммуникативная игра 17. «Поменяйтесь местами»

Все мы разные, но у нас столько общего! В этом мы убедимся в ходе игры.

Игроки либо стоят в кругу, либо сидят на стульях. Ведущий игры предлагает поменяться местами тем, кто …. (Далее идут задания: «Поменяйтесь местами те, кто любит конфеты», «Кто каждый день убирает свою постель», «У кого дома есть кошка» и так далее).

Коммуникативная игра 18. «Я хочу с тобой дружить»

Эта игра разработана О.В. Хухлаевой. Игра помогает наладить доброжелательную обстановку в группе взрослых и детей.

Водящий говорит: «Я хочу подружиться…» и далее описывает одного из участников группы. Участник, который догадался, что описывают именно его, быстро подбегает к водящему и жмет ему руку. И сам становится водящим в игре.

Очень приятная и доброжелательная игра.

Коммуникативная игра 19. «Коробка с секретом»

Эта коммуникативная игра также предложена и описана О.В. Хухлаевой. Вам понадобится достаточно большая картонная коробка (например, из-под компьютера или другой бытовой техники). Ее всегда можно найти у знакомых. В этой коробке Вам нужно будет прорезать большие отверстия – такие, чтобы в них свободно пролезла рука. Всего нужно сделать 4-6 отверстий. Играют соответственно 4- 6 человек (сколько отверстий в коробке, столько и игроков может быть в Вашей игре). Игроки просовывают руку в коробку (ведущий в это время придерживает коробку на столе), там находят чью-то руку, с ней знакомятся и угадывают, кто это был, с чьей рукой они только что познакомились.

Очень веселая и озорная игра! Она интересна и взрослым тоже.

Коммуникативная игра 20. «Шарики»

Игрокам нужно взяться за руки и образовать замкнутую фигуру любой формы. Если играют много людей, то нужно предварительно разделить их на команды. В команде может быть несколько игроков (4-6 человек).

Каждой команде выдается 3 воздушных разноцветных шарика. Задача команды — нужно, не расцепляя рук, удерживать свои шарики в воздухе как можно дольше (можно подкидывать шарики и плечом и даже коленом, дуть на них и использовать все способы, которые придут Вам в голову). Побеждает команда, которая дольше всех удержала шарики в воздухе.

Если играют взрослые – то в ходе игры можно добавить каждой команде еще по 2 шарика – это намного сложнее и интереснее!

Для самых маленьких детей нужно предложить 1 шарик, который удерживает в воздухе пара – тройка игроков. Играть с малышами можно не только с шариком, но и с пушинкой из ваты, на которую нужно дуть (русская народная старинная игра).

Коммуникативная игра 21. «Звериное пианино».

Эта коммуникативная игра разработана О.В. Хухлаевой и развивает умение сотрудничать друг с другом. Дети садятся в одну линию (получается клавиатура фортепиано). Ведущий игры (взрослый) раздает каждому ребенку его голос – звукоподражание (мяу, хрю, гав, му, кококо, гага и другие). Ведущий, то есть «пианист», дотрагивается до голов детей («играет на клавишах»). А «клавиши» издают каждая свой звук.

Можно играть и на коленках – клавишах. Тогда можно ввести в игру еще и громкость звука. Если пианист легко дотронулся до клавиши – она звучит очень тихо, еле слышно, если сильнее – то громко. Если сильно – то «клавиша» говорить громко.

Коммуникативная игра 22. «Снежный ком».

Эта игра хороша для знакомства, но может использовать и в других случаях. Играют так. Первый игрок называет свое имя. Следующий игрок называет имя первого игрока и свое имя. Третий игрок – имя первого и второго игрока и добавляет свое имя. И так по кругу. Заканчиваем тем, что первый игрок называет все имена. Имена очень легко запоминаются в этой гире.

Не обязательно в этой коммуникативной игре называть имена – можно называть, кто что любит или не любит, у кого какая мечта, кто откуда приехал (если играем с детьми в загородном лагере) или у кого какое домашнее животное (то есть что говорим можно выбирать и придумывать самим в зависимости от темы)

Коммуникативная игра 23. «Рассмеши Несмеяну».

Один игрок – это Несмеяна. Все другие пытаются рассмешить Несмеяну. Тот, кому это удается – становится Несмеяной в следующей игре.

Коммуникативная игра 24. «Конспиратор»

Эта игра разработана В. Петрусинским. Все игроки встают в круг. Водящий находится в центре круга. У него завязаны глаза. Игроки водят хоровод вокруг водящего. Как только водящий говорит: «Стоп», хоровод останавливается. Задача водящего – узнать на ощупь игроков. Если водящий узнал игрока, то игрок выходит из игры. Задача – стать лучшим конспиратором, то есть сделать так, чтобы тебя совсем не узнали или узнали последним.

Очень веселая и занимательная игра. Что только не делают дети – встают на стул или ползут на четвереньках, маскируют свою прическу под кепкой и перевязывают бант платья наоборот (со спины, где он был, на живот). Попробуйте – Вам понравится!

Коммуникативная игра 25. «Уши – нос – глаза».

Все игроки стоят в кругу. Ведущий начинает говорить вслух и одновременно показывать на себе часть тела: «Уши-уши» (все показывают уши), «Плечи – плечи» (все показывают плечи), «Локти – локти» (все показывают локти). Затем водящий начинает специально путать игроков: показывает одну часть тела, а называет другую. Дети должны в случае ошибки водящего не повторять за ним движение. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.

В эту игру с равным восторгом играют и малыши, и подростки. Она подходит также для изучения иностранных языков. Словарь игры (называемые части тела) зависит от возраста играющих детей. Самым маленьким достаточно назвать известные им части тела – нос, уши и другие. Для более старших – можно использовать более сложные слова – подбородок, локти, лоб, брови и другие.

Коммуникативная игра 26. «Дорисуй рисунок».

Игра очень простая. В нее можно играть даже вдвоем. Один человек начинает рисовать – рисует на листе бумаге закорючку. Второй игрок пары продолжает рисунок и вновь передает бумагу и карандаш первому игроку. Первый игрок снова продолжает и так до тех пор, пока рисунок не будет закончен.

Если играть с группой, то игра проводится немного по-другому. Все игроки сидят в кругу. Они одновременно начинают рисовать рисунок на листе бумаги и по сигналу ведущего передают свой рисунок соседу слева. А сами получают рисунок от соседа справа. Каждый игрок дорисовывает полученную закорючку и по сигналу ведущего снова передает лист бумаги соседу слева. Так по кругу двигаются все рисунки до сигнала ведущего об окончании игры. Затем получившиеся рисунки рассматриваются. Обсуждаем, что было задумано первым игроком, который начинал рисовать, и что получилось.

Игра дает возможность проявить себя всем детям, здесь фантазия ничем не скована. В эту игру с удовольствием играют даже очень застенчивые дети.

Коммуникативная игра 27. «Разговор через стекло».

Играют парой. Один игрок как будто находится в магазине. А второй – на улице. Но они забыли договориться о том, что нужно купить в магазине. Игрок «на улице» жестами передает игроку «в магазине», что ему нужно купить. Кричать бесполезно: стекло толстое, не услышат. Можно объясняться только жестами. В конце игры игроки обмениваются информацией – что нужно было купить, что понял покупатель из жестов своего товарища по игре.

Можно в эту игру играть и командами. Одна команда загадывает и ее представитель показывает жестами, что загадано. Другая команда отгадывает. Потом команды меняются ролями.

Игра интересна как детям, так и взрослым. «Ходить» можно в разные магазины – и в «детский мир», и в «зоомагазин», и в «супермаркет».

Коммуникативная игра 28. Скульптор и глина.

Для это коммуникативной игры с дошкольниками Вам понадобятся картинки (фотографии) людей в различных позах. Их можно скопировать в Интернете и распечатать.

Играют парами. Один ребенок в паре – скульптор, другой – глина. Каждая пара получает картинку с изображением человека в определенной позе. Эту фигуру ребенку — «скульптору» нужно вылепить из своей «глины». Разговаривать нельзя, ведь глина не понимает слов, можно просто «лепить». Затем «скульптор» и «глина» меняются ролями.

С подростками и взрослыми можно использовать более сложные варианты игры: например, вылепить целую скульптурную группу из нескольких людей на заданную тему. А потом поменяться ролями.

Коммуникативная игра 29. Слепой и поводырь.

В эту игру играют парой. Один игрок в паре – слепой. Ему завязывают глаза. Другой должен провести его от одного конца комнаты в другой ее конец. Заранее до начала игры в комнате создают препятствия – ставят коробки, игрушки, стулья и раскладывают другие предметы. Поводырю надо провести «слепого» так, чтобы он не споткнулся. После этого игроки меняются ролями.

Коммуникативная игра 30. «Конкурс хвастунов».

Это игра разработана Е. О. Смирновой (очень рекомендую педагогам ее книгу «Общение дошкольников со взрослыми и сверстниками», издательство Мозаика – Синтез, в которой Вы найдете систему замечательных игр с дошкольниками для развития общения).

Игроки сидят в кругу. Ведущий предлагает провести конкурс хвастунов. И выиграет в нем тот, кто лучше всего похвастается… соседом справа! Нужно рассказать о своем соседе, что в нем хорошего, что он умеет, какие поступки совершил, чем он Вам нравится. Задача – найти в своем соседе как можно больше достоинств.

Дети могут называть любые достоинства (с точки зрения взрослых, это может быть и не достоинства – например, очень громкий голос — но нам важно мнение ребенка)!

Хотя эта коммуникативная игра предназначена для детей, в нее очень хорошо поиграть в коллективе сотрудников на работе. Мы играли, и все были очень довольны! Так приятно похвалить коллег и услышать слова их поддержки в свой адрес.

Автор публикации: Валасина Ася, автор сайта «Родная тропинка», ведущая Интернет-Мастерской развивающих игр «Через игру — к успеху!», кандидат педагогических наук, специалист в области дошкольной педагогики и методики развития речи детей.

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Участники группы садятся на стулья в кружок. Руководитель группы (или доброволец) стоит в центре круга, так как для него нет свободного стула. Он - водящий. Водящий должен объявить, кто будет меняться местами. Например, он говорит: «Меняются те, кто в черных ботинках», или: «Меняются все девушки», или: «Меняются все, кто купался в море». В конце концов, можно объявить, что меняются все, кому «нравится HnHaN». Все участники группы, которые обладают (или считают, что обладают!) указанным свойством, должны встать со своего места и поменяться местами с кем-то из друзей. Если отличительное свойство выбрано удачно, то в обмен будет вовлечена большая часть подростков. Суть в том, что водящий должен во время обмена местами успеть занять чье-то временно освободившееся место. Если он не успел это сделать, то можно начать присваивать ему буквы из детской игры в «дурака», объявить ему фант или просто подсказать, как надо действовать, чтобы иметь больше шансов занять чье-то место.

Понятно, что если выходящий работал правильно и занял чье-то место, то один из участников остался без стула. Он и становится водящим, после чего цикл игры повторяется.

Руководитель тренинга обычно начинает эту игру, давая образец игрового поведения. В дальнейшем его задачей является только поддержание соответствующего темпа игры. Для этого он в определенные моменты игры может брать на себя озвучивание того свойства, обладатели которого меняются, т.е. водит один участник группы, а говорит, кто меняется, руководитель тренинга.

В самых оыстрых подростковых группах, хорошо разогретых и вошедших во вкус этой игры, бывает так, что не все участники еще успели поменяться местами в ответ на некоторое введенное свойство, как какой-нибудь отчаявшийся найти свободное место участник уже называет новое свойство.

Обычным правилом этой игры является запрет на повторение одного и того же отличительного свойства. Можно объявить, что тот, кто по невнимательности делает это, зарабатывает фант.

Игра оканчивается, когда теряет свою привлекательность для уставших подростков. Окончание игры можно как-то оформить, например предложить такое правило: если очередной водящий поменяется, игра заканчивается, если же он не успеет занять чье-то место, игра продлится еще три минуты, и пр.

«Кто успеет сеть на стул?» (количество стульев на один меньше количества участников игры).

Цель: активизация участников группы.

Продолжительность: 5-10 минут

Ход проведения: участники сидят в общем кругу. Ведущий просит встать и найти себе новое место в кругу всех тех, кто обладает определенными характеристиками, например:

· имеет светлые волосы;

· имеет пуговицы на ботинках;

· считает себя добрым;

· в черных туфлях.

· любит играть в теннис.

· любит собак и т.п.

Пока участники меняются местами, ведущий занимает один из освободившихся стульев.

Участник, оставшийся без стула, становится ведущим. Игра продолжается 5-10 минут (до тех пор, пока группа не придет в активное работоспособное состояние).

Инструкция: Сейчас мы с вами выполним задание, которое требует от нас не только внимательности, но и быстроты реакции. Для этого мы уберем один стул. Я назову определенную характеристику, те, кому она подходит, должны встать со своих мест и поменяться местами. Тот, кто не успеет занять место, становится ведущим.

Вопросы:

· Как вы себя чувствуете?

· Что нового вы узнали о себе (или других) выполняя это задание?

Задание «Правила безопасного поведения в лесу во время разведения костра, обнаружении очага пожара»

Цель: знакомство участников с правилами безопасного поведения в лесу («Обращение с огнем»).

Необходимый материал: карточки (3 комплекта) с правилами безопасного поведения (Приложение 2).

Продолжительность: 20 минут

Ход выполнения: ведущий предлагает разделиться на три группы. Каждой группе раздается комплект карточек-правил. Школьникам предлагается познакомиться с содержанием карточек и разделить их на группы (классифицировать) по принципу: «Правила поведения при разведении костра в лесу», «Правила поведения при обнаружении пожара», «Правила поведения в очаге пожара», «Правила тушения небольших очагов пожара». После проведенной работы проводится ее анализ и обсуждение.

Инструкция : Сейчас вам нужно разделиться на три подгруппы. Каждая подгруппа получает набор карточек, на которых прописаны правила безопасного поведения в лесу в случае пожара. Ваша задача познакомиться с этими правилами и разделить их следующим образом: «Правила поведения при разведении костра в лесу», «Правила поведения при обнаружении пожара», «Правила поведения в очаге пожара», «Правила тушения небольших очагов пожара». Чтобы вам было удобнее работать, в каждой группе будут свои листочки-ориентиры с общим названием этих правил. Время работы 5 минут.

Вопросы:

· Как вы считаете, что такое лесной пожар?

· Какие могут быть причины его возникновения?

· Каковы последствия пожара в лесу?

· Как нужно себя вести, что бы предотвратить возгорание?

· Что можно сделать, если случилось небольшое возгорание?

· Что делать при обнаружении возгорания большой площади?

· Удалось ли вам разделить карточки-правила на предложенные группы?

Упражнение «Волна потягиваний»

Цель: снятие напряжения в группе, сконцентрировать общее внимание.

Продолжительность: 5 минут

Ход выполнения: все сидят в кругу. Ведущий медленно потягивается. Когда он закончит, человек стоящий слева от него, начинает медленно потягиваться, затем потягивается следующий участник и т. д., - таким образом, по кругу проходит волна потягиваний.

Инструкция : Сейчас я первым начну медленно потягиваться, ваша задача быть внимательным и, как только я закончу свое потягивание, стоящий слева от меня начнет делать то же самое – и так все по очереди.

Вопросы:

· Что у нас с вами получилось?

· Как вы себя чувствуете?

Задание «Правила поведения в лесу, в случае если человек заблудился…»

Цель: знакомство участников с правилами безопасного поведения в лесу («Если заблудился…»).

Необходимые материалы: кубарики (стикеры), ручки, информационные листы с правилами безопасного поведения (Приложение 3).

Продолжительность: 10 минут

Ход выполнения: ведущий раздает каждому участнику группы части кубарика (или стикеры) и ручки. Предлагается самостоятельно сформулировать правила безопасного поведения, в случае если человек заблудился и записать их - каждое правило на отдельно взятом листочке. После этого всем вместе предлагается разложить получившиеся правила так, чтобы их было всем видно. Если правила повторяются, то их складывают в общую стопу. Данная форма работы позволяет наглядно увидеть, какие правила знают большинство школьников, а какие нет. После обсуждения полученных результатов ребятам раздаются информационные листы, на которых прописаны правила «Что делать, если заблудился…».

Инструкция: Лето - особенная пора, когда поход в лес является одним из лучших способов спасения от городской жары и суеты. Здесь можно просто отдохнуть с семьей или друзьями, собрать грибы или ягоды, чем многие из нас и занимаются. Однако, к сожалению, и в таких безобидных и на первый взгляд простых занятиях таится угроза. Есть люди, не способные хорошо ориентироваться в лесных массивах, и возможность заблудиться среди них особенно высока.

Сейчас каждый из вас возьмет по несколько листочков-стикеров и ручки. Ваша задача самостоятельно подумать и написать (каждому индивидуально!) правила поведения человека, который заблудился в лесу. На каждом листочке записывайте только одно правило! На выполнение этой части задания вам дается пять минут…

Теперь каждый из вас озвучит те правила, которые он написал, и наклеит на доску так, чтобы их всем было видно. Если правила повторяются, то мы будем их клеить вместе (в одну стопку)…

Давайте посмотрим, что у нас с вами получилось и насколько мы информированы о том, как нужно себя вести в случае, если мы заблудились в лесу.

Вопросы:

· Как можно предотвратить подобную ситуацию?

· Знаете ли вы как ориентироваться в лесу?

· Что можно взять за ориентир в лесу?

Упражнение «Вопросы и ответы»

Цель: закрепление полученных в ходе занятия знаний.

Необходимые материалы: планшеты, клейкие листочки Post-it (стикеры), ручки.

Продолжительность: 15-20 минут

Ход работы: все участники делятся на мини-группы по 3-4 человека, каждая мини-группа получает планшет и набор листочков Post-it. Каждая мини-группа должна в течение 5 минут придумать максимум вопросов по теме занятия (не менее 5), каждый вопрос разборчиво написать на отдельном листочке Post-it и наклеить на планшет. После этого мини-группы меняются планшетами и отвечают на полученные вопросы. Группам дается 5 минут на подготовку, после чего один представитель из каждой мини-группы рассказывает всем, какие вопросы они получили, и какие ответы на них придумали.

Инструкция: Сейчас мы снова разделимся с вами на небольшие группы. Для выполнения этого задания я даю вам планшет, набор листочков Post-it (стикеров) и ручки. Каждой группе нужно составить не менее 5 вопросов по теме нашего занятия, записать их на отдельных листочках и наклеить на планшет. Уточняю – каждый вопрос на отдельном листочке! Время работы – 5 минут. Время пошло…

Теперь группы поменяются своими планшетами и ответят на те вопросы, которые они получили. На это вам дается также 5 минут…

Вам нужно между собой договориться, выбрать одного представителя из каждой группы, который расскажет всем, какие вопросы вы получили, и какие ответы на них придумали.

Вопросы для обсуждения:

· Что получилось во время выполнения данного задания, и с какими трудностями вы столкнулись?

· Какие правила вам легче было воспроизвести, и о каких правилах вы забыли?

Упражнение «Дерево впечатлений»

Цель: получение обратной связи, подведение итогов.

Продолжительность : 5-10 минут

Спасибо всем за ваше внимание и продуктивную работу.


ОХ и АХ

Жили рядом Ох и Ах

Друг от друга в двух шагах.

АХ – шутник и хохотун,

ОХ – отчаянный ворчун.

АХ работы не боится,

АХУ охать не годится,

ОХ глаза косит на АХА,

На дела глядит со страхом.

Все не этак, все не так!

Охать ОХ – большой мастак.

Хлынул дождь, ударил гром,

АХ бежит с пустым ведром…

АХ прищурился хитро:

Туча, лезь в мое ведро!

Ох, Ох! Я от грохота оглох…

ОХУ в самом деле плохо –

Все спасти готовы ОХА.

Игра «Имя-движение»
Игра

«Поменяйтесь местами те, кто…»
Рисунки-напоминания


«Найди отгадки»

«Соблюдай чистоту»

«Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем».

«Рисунки-напоминания»

стихотворение

Микроб ужасно вредное животное:

Коварное и, главное, щекотное.

Такое вот животное в живот

Залезет – и спокойно там живет.

Постой-ка, у тебя горячий лоб:

Наверное, в тебе сидит микроб!

«Врачи разные нужны,

врачи разные важны»

«Идем к врачу»

«Волшебный чемоданчик»

«Веселая эстафета»

Плакаты

«Волшебные чемоданчики»

- Первая загадка.

Педиатра ты не бойся, не волнуйся, успокойся,

И, конечно же, не плачь, это просто детский...(врач)
- Следующая загадка.

Заболело ушко, горлышко першит, да еще вдобавок носик мой сопит. «Что ж придется выписать укол» - сказал мне доктор - …(лор).

Что мне делать? Как мне быть? Надо зубик подлечить.

Зубик мой мне очень дорог, помоги мне …(стоматолог)

- Следующая загадка!

Глазки наши сбережет, капельки для них найдет.

По глазам специалист. добрый доктор …(окулист)

- Ну и последняя загадка.

Ставит банки и уколы, всем ребятам на планете.

Очень добрая она, в халате белом - …(медсестра).



Цель: Знакомство родителей со стратегиями преодоления проявления агрессивного поведения у детей

Задачи:

Знакомство участников тренинговой группы;

Расширение информации о личности родителей и детей, осознание потребностей, анализ и оценка агрессивного поведения детей;

Составление плана поэтапного преодоления агрессивного поведения;

Обучение альтернативным способам поведения, внутреннего самоконтроля и сдерживания негативных импульсов в ситуации, провоцирующих агрессию.

Входная рефлексия: Время: 5 мин.

С каким настроением вы сегодня пришли на занятие?

Чего вы ждёте от сегодняшнего занятия?

Упражнение № 1 «Приветствие» Время: 5 мин.

Процедура проведения: Участники сидят в кругу. Водящий выходит в круг, выбирает следующего человека, подходит к нему, здоровается пожимая руки. Вышедший участник свободной рукой приветствует другого. Образуется цепочка, в которой игроки держаться за руки. По команде ведущего громко говорят друг другу «Здравствуйте!».

Упражнение № 2 «Поменяйтесь местами те, кто…» Время: 5 мин.

Процедура проведения: Участниками предлагается встать и поменяться местами в соответствии с правилами известной игры «Поменяйтесь местами те, кто…» по какому-либо признаку.

«Поменяйтесь местами те, кто... ». Все сидят по кругу. Ведущий (без стула, в центре круга), например, говорит: Поменяйтесь местами те, кто:

любит болтать по телефону;

кто любит красный цвет;

кто любит мороженое;

у кого есть дома собака (кошка);

кто любит ходить в кино.

кто любит петь;

кто любит танцевать;

кому сколько лет;

кто первый раз участвует в тренинге;

Любит ли смотреть телесериалы;

Любимый вид спорта (волейбол, баскетбол).

Упражнение № 3 «Самоанализ»Время: 20 мин

Процедура проведения: По мнению многих специалистов, агрессивность – приобретенное поведение. Психолог предлагает подумать, какой пример родители сами подают ребенку (см. приложение – ). Вопросы читаются с большими паузами, чтобы родители могли ответить на них (ответ можно записать).

Насколько хорошо вы демонстрируете ребенку «спокойствие под обстрелом»?

Как вы реагируете на стрессы и сложные жизненные обстоятельства, не проявляя агрессии?

Как вы обычно реагируете на агрессивное поведение ребенка? Сохраняете ли вы спокойствие или кричите, критикуете, бранитесь, читаете нотации, шлепаете его?

Может быть, именно ваша реакция порождает агрессию ребенка?

Если это так, что вы предпримите, чтобы изменить свое поведение и подавать ребенку пример спокойствия? (см. приложение для примера).

Затем составить план изменений и записать его в «Дневник…»

Упражнение № 4 «Беседа»Время: 10мин

Процедура проведения: Психолог предлагает поработать в парах для тренировки беседы с ребенком о том, что родителя беспокоит и какие последствия ждут ребенка. Затем участники меняются ролями.

Анализ упражнения:

Легко ли было сказать о том, что беспокоит?

Убедительно ли звучали слова родителя?

Упражнение № 5 «Приемлемая альтернатива» Время: 10 мин

Процедура проведения: Психолог предлагает обратиться к шагу № 2. Группа делится на подгруппы, каждой из которых выдается список приемлемых альтернатив. Подгруппы выбирают в результате обсуждения те альтернативы, которые считают наиболее приемлемыми. Затем каждая подгруппа зачитывает свой список, а остальные участники дополняют его, перечисляя удачные приемы

Упражнение № 6 «Эффективное взаимодействие» Время: 10 мин

Процедура проведения: Ребенок зачастую дерется потому, что не знает, как иным способом выйти из конфликтной ситуации. Задача взрослого – научить этому ребенка. С этой целью в группе обсуждаются наиболее часто встречающиеся конфликтные ситуации. Психолог предлагает в парах проиграть конфликтную ситуацию, отработать использование формулы «Я хочу, чтобы…»Участник в роли ребенка должен сказать, чего он хочет от другого человека. Заявление должно быть направлено на возникшую проблему: «Ты взял мою игрушку, и я хочу, чтобы ты мне ее отдал». Обзывать и унижать другого недопустимо. Затем участники меняются ролями.

Анализ упражнения:

Легко ли было просить предмет?

Какие действия или слова побудили отдать предмет?

Используется ли в семье такой способ влияния, как просьба?

Насколько он эффективен?

Упражнение № 7 «Поощрение» Время: 10 мин

Процедура проведения: Психолог предлагает обратиться к шагу № 3. Обсуждение в кругу возможных способов поощрения дружелюбного поведения ребенка. Группа делится на подгруппы, составляет список возможных способов поощрения. Затем каждая подгруппа зачитывает свой список, а остальные участники дополняю его, перечисляя удачные приемы.

Упражнение № 8 «Штрафные санкции» Время: 10 мин

Процедура проведения: Психолог предлагает обратиться к шагу № 4. Группа делится на подгруппы. Далее, используя материал первого занятия, необходимо выбрать те штрафные санкции, которые могут быть введены в ситуации повторяющейся агрессивного поведения. Затем каждая подгруппа зачитывает свои меры, а остальные участники дополняют.

Упражнение № 9 «Обязательства по изменению проблемного поведения ребенка» Время: 10 мин

Процедура проведения: Психолог просит обратиться к «Дневнику…» и предлагает прописать по пунктам, как участники будут использовать четыре шага. Психолог обращает внимание на тот факт, что вероятность успеха на 90% зависит от того, начнется ли реализация плана в ближайшие сутки или нет. Он просит родителей записать, что они предпримут в течение ближайших 24 часов, чтобы начать процесс поэтапного изменения проблемного поведения ребенка.

Исправление поведения – это тяжелая, кропотливая работа, которая должна проводиться последовательно и основываться на закреплении поведения через родительское поощрение.

Движение ребенка к изменениям может быть очень медленным, но обязательно необходимо отмечать и поощрять каждый его шажок на этом пути. Потребуется не меньше 21 дня, чтобы появились первые результаты, поэтому не нужно спешить сдаваться. Необходимо помнить, что если не сработает один подход, то сработает другой.

Домашнее задание

Еженедельно фиксировать прогресс в поведении ребенка, ежедневно отмечать успехи в «Дневнике…»

Упражнение № 15. «Полянка» Время: 5 мин.

Участники рисуют цветы с пожеланиями к участникам.

Выходная рефлексия: Время: 10 мин.

Чем полезна именно для вас данная встреча?

Что является самым важным из того, чему вы научились в группе?

Какие конкретные приемы вы будете использовать?

Ваши пожелания.


Приложение

Для того чтобы устранить нежелательные проявления агрессии у ребенка, в качестве профилактики родители должны больше уделять времени своим детям, стремиться к установлению теплых отношений с ними, а на определенных этапах развития сына или дочери проявлять твердость и решительность.

В арсенале взрослых есть следующие основные способы контроля поведения ребенка:

  • негативные способы : наказания, приказы;
  • нейтральные способы : модификация поведения;
  • позитивные способы : просьба, мягкое физическое манипулирование.

Просьбы и дружеские обращения к ребенку не всегда бывают эффективны при взаимодействии с ним. Например, нет смысла уговаривать ребенка не трогать утюг в тот момент, когда его рука уже коснулась горячей поверхности. В этой ситуации родители, скорее всего, отведут малыша от интересующего его объекта, а потом объяснят, почему они так сделали. Это и будет примером мягкого физического манипулирования. При общении с маленькими детьми этот способ является наиболее эффективным.

Приказы и наказания могут вызвать либо гнев ребенка, либо постоянное подавление этого гнева. Поэтому родители должны наказывать ребенка только в крайних случаях. Если гнев ребенка будет постоянно подавляться (поскольку ребенок не всегда посмеет противостоять сильному взрослому), то он может перерасти в пассивно – агрессивные формы поведения. Ребенок может начать действовать исподтишка, специально делать что-либо «назло», например, подчеркнуто - медленно выполнять указания родителей, даже если вся семья куда-то опаздывает в это время.

Техника модифицированного поведения очень проста: за хорошее поведение ребенок получает поощрение, за плохое – наказание или лишение привилегий. Однако и этот метод не стоит использовать слишком часто, иначе родители устанут от назойливых вопросов своего ребенка: «А что мне за это будет?»

Лучшим гарантом хорошего самообладания и адекватного поведения у детей является умение родителей владеть собой. «Власть над собой – самая высшая власть» - утверждал Сенека. К сожалению пока и мы сами не всегда умеем управлять собственным гневом.

Пути выполнения

Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно.

Слушайте своего ребенка.

Проводите вместе с ним как можно больше времени.

Делитесь с ним своим опытом.

Рассказывайте о своем детстве,

Детских поступках, победах и неудачах.

Если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе. Но и уделяйте свое «безраздельное» внимание каждому из них в отдельности.

Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия.

Отложите или отмените вовсе совместные дела с ребенком (если это возможно).

Старайтесь не прикасаться к ребенку в минуты раздражения.

Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии.

Говорите детям прямо о своих чувствах, желания и потребностях:

«Я очень расстроена, хочу побыть одна».

«Дела на работе вывели меня из себя. Через некоторое время я успокоюсь, а сейчас, пожалуйста, не трогай меня»

В те минуты, когда вы расстроены или разгневанны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить.

Примите теплую ванну, душ. Выпейте чаю.

Просто расслабьтесь, лежа на диване.

Послушайте любимую музыку

Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев.

Не давайте ребенку играть с теми вещами и предметами, которыми вы дорожите.

Не позволяйте выводить себя из равновесия.

Умейте предчувствовать подступление собственного эмоционального срыва и не допускайте этого, управляя собой (подумайте о чем-то приятном) и ситуацией.

К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее. Постарайтесь предусмотреть всевозможные нюансы и подготовить ребёнка к предстоящим событиям.

Изучайте силы и возможности вашего ребёнка.

Если вам предстоит сделать первый визит (к врачу, в детский сад и т.д.), отрепетируйте всё загодя.

Если ребёнок капризничает в тот момент, когда он голоден, продумайте, как накормить его во время длительной поездки и т.д.

Соблюдение этих простых рецептов избавления от гнева помогут вам владеть собой и научиться управлять собственным гневом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тренинг преодоления проявления агрессивного поведения ребёнка

Цель: Знакомство родителей со стратегиями преодоления проявления агрессивного поведения у детей

Задачи:

Знакомство участников тренинговой группы;

Расширение информации о личности родителей и детей, осознание потребностей, анализ и оценка агрессивного поведения детей;

Составление плана поэтапного преодоления агрессивного поведения;

Обучение альтернативным способам поведения, внутреннего самоконтроля и сдерживания негативных импульсов в ситуации, провоцирующих агрессию.

Входная рефлексия: Время: 5 мин.

С каким настроением вы сегодня пришли на занятие?

Чего вы ждёте от сегодняшнего занятия?

Упражнение № 1 «Приветствие» Время: 5 мин.

Процедура проведения: Участники сидят в кругу. Водящий выходит в круг, выбирает следующего человека, подходит к нему, здоровается пожимая руки. Вышедший участник свободной рукой приветствует другого. Образуется цепочка, в которой игроки держаться за руки. По команде ведущего громко говорят друг другу «Здравствуйте!».

Упражнение № 2 «Поменяйтесь местами те, кто…» Время: 5 мин.

Процедура проведения: Участниками предлагается встать и поменяться местами в соответствии с правилами известной игры «Поменяйтесь местами те, кто…» по какому-либо признаку.

«Поменяйтесь местами те, кто... ». Все сидят по кругу. Ведущий (без стула, в центре круга), например, говорит: Поменяйтесь местами те, кто:

любит болтать по телефону;

кто любит красный цвет;

кто любит мороженое;

у кого есть дома собака (кошка);

кто любит ходить в кино.

кто любит петь;

кто любит танцевать;

кому сколько лет;

кто первый раз участвует в тренинге;

Любит ли смотреть телесериалы;

Любимый вид спорта (волейбол, баскетбол).

Упражнение № 3 «Самоанализ» Время: 20 мин

Процедура проведения: По мнению многих специалистов, агрессивность – приобретенное поведение. Психолог предлагает подумать, какой пример родители сами подают ребенку (см. приложение – можно разобрать в качестве примеров или дать отдельно как рекомендации ). Вопросы читаются с большими паузами, чтобы родители могли ответить на них (ответ можно записать).

Насколько хорошо вы демонстрируете ребенку «спокойствие под обстрелом»?

Как вы реагируете на стрессы и сложные жизненные обстоятельства, не проявляя агрессии?

Как вы обычно реагируете на агрессивное поведение ребенка? Сохраняете ли вы спокойствие или кричите, критикуете, бранитесь, читаете нотации, шлепаете его?

Может быть, именно ваша реакция порождает агрессию ребенка?

Если это так, что вы предпримите, чтобы изменить свое поведение и подавать ребенку пример спокойствия? (см. приложение для примера).

Затем составить план изменений и записать его в «Дневник…»

Упражнение № 4 «Беседа» Время: 10 мин

Процедура проведения: Психолог предлагает поработать в парах для тренировки беседы с ребенком о том, что родителя беспокоит и какие последствия ждут ребенка. Затем участники меняются ролями.

Анализ упражнения:

Легко ли было сказать о том, что беспокоит?

Убедительно ли звучали слова родителя?

Упражнение № 5 «Приемлемая альтернатива» Время: 10 мин

Процедура проведения: Психолог предлагает обратиться к шагу № 2. Группа делится на подгруппы, каждой из которых выдается список приемлемых альтернатив. Подгруппы выбирают в результате обсуждения те альтернативы, которые считают наиболее приемлемыми. Затем каждая подгруппа зачитывает свой список, а остальные участники дополняют его, перечисляя удачные приемы

Упражнение № 6 «Эффективное взаимодействие» Время: 10 мин

Процедура проведения: Ребенок зачастую дерется потому, что не знает, как иным способом выйти из конфликтной ситуации. Задача взрослого – научить этому ребенка. С этой целью в группе обсуждаются наиболее часто встречающиеся конфликтные ситуации. Психолог предлагает в парах проиграть конфликтную ситуацию, отработать использование формулы «Я хочу, чтобы…»Участник в роли ребенка должен сказать, чего он хочет от другого человека. Заявление должно быть направлено на возникшую проблему: «Ты взял мою игрушку, и я хочу, чтобы ты мне ее отдал». Обзывать и унижать другого недопустимо. Затем участники меняются ролями.

Анализ упражнения:

Легко ли было просить предмет?

Какие действия или слова побудили отдать предмет?

Используется ли в семье такой способ влияния, как просьба?

Насколько он эффективен?

Упражнение № 7 «Поощрение» Время: 10 мин

Процедура проведения: Психолог предлагает обратиться к шагу № 3. Обсуждение в кругу возможных способов поощрения дружелюбного поведения ребенка. Группа делится на подгруппы, составляет список возможных способов поощрения. Затем каждая подгруппа зачитывает свой список, а остальные участники дополняю его, перечисляя удачные приемы.

Упражнение № 8 «Штрафные санкции» Время: 10 мин

Процедура проведения: Психолог предлагает обратиться к шагу № 4. Группа делится на подгруппы. Далее, используя материал первого занятия, необходимо выбрать те штрафные санкции, которые могут быть введены в ситуации повторяющейся агрессивного поведения. Затем каждая подгруппа зачитывает свои меры, а остальные участники дополняют.

Упражнение № 9 «Обязательства по изменению проблемного поведения ребенка» Время: 10 мин

Процедура проведения: Психолог просит обратиться к «Дневнику…» и предлагает прописать по пунктам, как участники будут использовать четыре шага. Психолог обращает внимание на тот факт, что вероятность успеха на 90% зависит от того, начнется ли реализация плана в ближайшие сутки или нет. Он просит родителей записать, что они предпримут в течение ближайших 24 часов, чтобы начать процесс поэтапного изменения проблемного поведения ребенка.

Результат поэтапного изменения поведения ребенка.

Исправление поведения – это тяжелая, кропотливая работа, которая должна проводиться последовательно и основываться на закреплении поведения через родительское поощрение.

Движение ребенка к изменениям может быть очень медленным, но обязательно необходимо отмечать и поощрять каждый его шажок на этом пути. Потребуется не меньше 21 дня, чтобы появились первые результаты, поэтому не нужно спешить сдаваться. Необходимо помнить, что если не сработает один подход, то сработает другой.

Домашнее задание

Еженедельно фиксировать прогресс в поведении ребенка, ежедневно отмечать успехи в «Дневнике…»

Упражнение № 15. «Полянка» Время: 5 мин.

Участники рисуют цветы с пожеланиями к участникам.

Выходная рефлексия: Время: 10 мин.

Чем полезна именно для вас данная встреча?

Что является самым важным из того, чему вы научились в группе?

Какие конкретные приемы вы будете использовать?

Ваши пожелания.

Приложение

Для того чтобы устранить нежелательные проявления агрессии у ребенка, в качестве профилактики родители должны больше уделять времени своим детям, стремиться к установлению теплых отношений с ними, а на определенных этапах развития сына или дочери проявлять твердость и решительность.

В арсенале взрослых есть следующие основные способы контроля поведения ребенка:

  1. негативные способы : наказания, приказы;
  2. нейтральные способы : модификация поведения;
  3. позитивные способы : просьба, мягкое физическое манипулирование.

Просьбы и дружеские обращения к ребенку не всегда бывают эффективны при взаимодействии с ним. Например, нет смысла уговаривать ребенка не трогать утюг в тот момент, когда его рука уже коснулась горячей поверхности. В этой ситуации родители, скорее всего, отведут малыша от интересующего его объекта, а потом объяснят, почему они так сделали. Это и будет примером мягкого физического манипулирования. При общении с маленькими детьми этот способ является наиболее эффективным.

Приказы и наказания могут вызвать либо гнев ребенка, либо постоянное подавление этого гнева. Поэтому родители должны наказывать ребенка только в крайних случаях. Если гнев ребенка будет постоянно подавляться (поскольку ребенок не всегда посмеет противостоять сильному взрослому), то он может перерасти в пассивно – агрессивные формы поведения. Ребенок может начать действовать исподтишка, специально делать что-либо «назло», например, подчеркнуто - медленно выполнять указания родителей, даже если вся семья куда-то опаздывает в это время.

Техника модифицированного поведения очень проста: за хорошее поведение ребенок получает поощрение, за плохое – наказание или лишение привилегий. Однако и этот метод не стоит использовать слишком часто, иначе родители устанут от назойливых вопросов своего ребенка: «А что мне за это будет?»

Лучшим гарантом хорошего самообладания и адекватного поведения у детей является умение родителей владеть собой. «Власть над собой – самая высшая власть» - утверждал Сенека. К сожалению пока и мы сами не всегда умеем управлять собственным гневом.

Шесть рецептов избавления от гнева

Рецепт

Пути выполнения

№1

Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно.

Слушайте своего ребенка.

Проводите вместе с ним как можно больше времени.

Делитесь с ним своим опытом.

Рассказывайте о своем детстве,

Детских поступках, победах и неудачах.

Если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе. Но и уделяйте свое «безраздельное» внимание каждому из них в отдельности.

№2

Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия.

Отложите или отмените вовсе совместные дела с ребенком (если это возможно).

Старайтесь не прикасаться к ребенку в минуты раздражения.

№3

Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии.

Говорите детям прямо о своих чувствах, желания и потребностях:

«Я очень расстроена, хочу побыть одна».

«Дела на работе вывели меня из себя. Через некоторое время я успокоюсь, а сейчас, пожалуйста, не трогай меня»

№4

В те минуты, когда вы расстроены или разгневанны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы вас успокоить.

Примите теплую ванну, душ. Выпейте чаю.

Просто расслабьтесь, лежа на диване.

Послушайте любимую музыку

№5

Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев.

Не давайте ребенку играть с теми вещами и предметами, которыми вы дорожите.

Не позволяйте выводить себя из равновесия.

Умейте предчувствовать подступление собственного эмоционального срыва и не допускайте этого, управляя собой (подумайте о чем-то приятном) и ситуацией.

№ 6

К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее. Постарайтесь предусмотреть всевозможные нюансы и подготовить ребёнка к предстоящим событиям.

Изучайте силы и возможности вашего ребёнка.

Если вам предстоит сделать первый визит (к врачу, в детский сад и т.д.), отрепетируйте всё загодя.

Если ребёнок капризничает в тот момент, когда он голоден, продумайте, как накормить его во время длительной поездки и т.д.

Соблюдение этих простых рецептов избавления от гнева помогут вам владеть собой и научиться управлять собственным гневом.