Вернадский вклад в биологию кратко. Философские взгляды вернадского

Озвучте свое мнение!

Владимир Вернадский – украинский ученый, которого сравнивают с Ньютоном и Эйнштейном

Вернадский Владимир Иванович родился 12 марта 1863 года в Петербурге, умер 6 января 1945 года в Москве. Украинский философ, мыслитель, естествоиспытатель, основатель целого ряда естествоведческих наук, теории о ноосфере, учения о биосфере, а также Академии наук Украины.

Известный философ Артур Шопенгауэр определил разницу между гением и обычным талантом в постановке целей, который ставит ученый. Талантливый человек умеет очень точно попадать в цели, предопределенные гениями, теми, кто ставит задачи настолько масштабные, глобальные и перспективные, что они никому кроме них зачастую первоначально и не видны. Поэтому не случайно великого украинского ученого Владимира Вернадского можно смело причислить к гениям, и недаром его научные достижения сравнивают с наработками Исаака Ньютона, Чарльза Дарвина и Альберта Эйнштейна. Слишком глобальны были открытия Владимира Вернадский (1863-1945) для всего человечества. Кроме того, что он автор более 700 научных трудов, знаменит как:

1. Основатель целой науки биогеохимии, изучающей химический состав живого вещества и геохимические процессы, протекающие в биосфере Земли, на основе которой Вернадским была открыта первая в мире биогеохимическая лаборатория (в настоящее время Институт геохимии и аналитической химии им. В. И. Вернадского РАН).

2. Основоположник геохимии – науки о химическом составе Земли и окружающих нас планет, об объективных законах движения элементов и изотопов в различных геологических средах и процессах формирования почв, горных пород и воды на земле.

3. Автор термина и новой науки – ядерной геологии (радиогеологии), открытой им... в 1935 году, изучающей закономерности. происходящие в природе ядерных превращений и их проявление в геологических процессах. После его инициативы на территории СССР начался поиск природных месторождений урана и радия.

4. Создатель целого философского направления космизма – теории о рождении и эволюции Вселенной, согласно которому космос не хаос, а "структурно-организованное упорядочение мир", в котором человек – это не гражданин (раб, подмастерье, рабочий) какой-то страны, а "гражданин мира".

5. Крупнейший ученый как минимум еще в 12 (!) отраслях науки, внесший важнейшие открытия, актуальные по сей день. А именно: в кристаллографии, геологии, радиогеологии, метеоритики, палеонтологии, почвоведении, биогеохимии, минералогии, геохимии, биологии, а также философии и истории.

Советская энциклопедия называла его "великим советским ученым", современная Википедия – "величайшим русским ученым", забывая, что он был украинцем, создав в независимой Украине в 1918 году первую национальную Академию Наук во времена гетмана , академик АН Франции, Чехословакии, СССР и других государств.

Вернадский является основателем нескольких новых направлений в изучении человечеством окружающего мира. Он основал геохимию, биогеохимию, радиобиологию, а также учение о биосфере. Окружающую человека природу Вернадский считал целесообразным исследовать в контексте взаимосвязи с историей человечества. Именно такой подход является базисным в мировоззрении ученого и его научной деятельности.

Не меньшим был интерес Вернадского к литературе, изобразительному искусству и музыке. Искусство ученый читал еще одним способом, с помощью которого предоставляется возможность глубже познать природу, человека и космос. Интерес к познанию окружающего мира ученые сохранил до глубокой старости. Его мысли вызывает интерес современников, а имя является неотъемлемой частью истории развития человеческой мысли.

Как естествоиспытатель Вернадский является основателем учения о био- и ноосфере. Под понятием "ноосфера" ученый рассматривал сферу человеческого разума, мыслей, чувств и стремлений. Мыслитель утверждал, что любые, даже самые, казалось бы, незначительные движения человеческой мысли не исчезают бесследно, но оставляют навсегда собственный след на просторах ноосферы.

Достижения Владимира Вернадского.

Созданные Вернадским учения о био- и ноосфере оказали сильное влияние на формирование мировой гуманитарной мысли в 20 веке. Целью своей Владимир Иванович определял гармонизацию отношений между отдельными индивидами, человеком и обществом, поиск оптимального механизма взаимодействия человека и природы, а также всей бескрайней Вселенной. Именно этому идеалу ученый неизменно хранил верность на протяжении своей длинной жизни.

Несомненно, многие люди, которые не понаслышке знакомы с риторикой медиапространства советского времени, могут усомниться в том, что Вернадский является гением именно украинским. Советская пропаганда, несмотря на принадлежность Вернадского к ЦК конституционно-демократической партии и причастность к двум революциям, называла его "великим советским ученым". Более детальное изучение жизни и взглядов ученого дает возможность понять, что его следует называть великим украинцем:

  • ученый является основателем и первым президентом Всеукраинской Академии наук, основанный в 1918 году. Это решение Вернадского нельзя считать случайностью, поскольку в основании его лежит крепкая связь с Украиной. Огромное значение имели корни семейные, национальные и духовные, присутствующие в сознании великого ученого;
  • в одной из записей своего дневника ученый рассказывает о наличии более чем крепкой связи с Украиной. В частности, Вернадский пишет о том, что его мать и отец были выходцами из Киева. Предки ученого по линии матери и отца заслуживают отдельного внимания;
  • еще в детстве, во время проживания в Украине, Вернадский знакомится с бытом украинцев, их традициями и культурой. В юношестве он крайне негативно воспринимал законодательные преграды на пути развития украинского языка, которые ставила имперская власть. Научные источники свидетельствуют, что молодой Вернадский проявлял большой интерес к истории Украины, даже написал историческую статью "Венгерская Русь с 1848 года", природоведению отдал предпочтение под влиянием отца;
  • очевидно, что интерес к Украине и ее культурному наследию у Вернадского объясняется не только этнографией и благозвучными народными песнями. В записях дневника в 1879-1881 годы можно четко увидеть возмущение тем, что власть "запрещает мой родной украинский язык и культуру". Для Вернадского Украина была на самом деле близкой кровно, родной землей. В более зрелом возрасте ученый называл себя "россиянином, жизнь которого тесно связана с Украиной и освободительным движением в этой стране";
  • слова ученого о тесной связи были сказаны не ради красоты. Ярким свидетельством особенно в отношении Вернадского в Украине является содержание его публикации "Украинский вопрос и российское общество".
  • Этот материал написан ученым во время его пребывания в Шишаках на территории Полтавской области в период 1915-1916 годов. Этот временной промежуток характеризуется сильными акцентами имперско-шовинистского характера. В публикации ученый дает собственную оценку некоторым моментам из украинской истории, что демонстрирует его глубокие познания. Одной из основных мыслей, изложенных в статье, является резко негативное отношение к замшелым шовинистическим догмам.

    В частности, осуждает Вернадский концепции "общей истории" и "единого славянского пространства", которые на практике являются неславянским, российским. Ученый пишет, что нет смысла причислять Украину к единой православной славянской цивилизации, поскольку страна является интегральной частью европейского пространства. Несомненно, риторика о единстве славян хорошо знакома современным украинцам, поскольку на протяжении многих веков вербальные конструкции, используемые пропагандистами, остаются неизменными.

    Мысли, которые выражает в этой статье Владимир Иванович Вернадский, можно смело назвать самым эффективным противоядием для борьбы с враньем. Не исключено, что эта особенность представления аргументации является главной причиной отказа публиковать статью при жизни автора. Судя по всему, главной своей аудиторией при написании публикации Вернадский считал либеральную российскую интеллигенцию, близкую по взглядам к самому ученому, которая влиянию шовинизма пыталась противостоять.

    Критическую оценку в публикации дает Вернадский модели взаимоотношений между россиянами и украинцами. Акцентирует внимание ученый на постоянном стремлении россиян к доминированию. По прошествии целого столетия после написания статьи автором смысл изложенного материала не теряет актуальности. Скорее, наоборот, история предоставила множество подтверждений правоты Вернадского, что многократно обострило антишовинистскую риторику ученого.

    После завершения университета в Петербурге с ученой степенью кандидата наук Вернадский остается в ВУЗе для дальнейшего получения профессорского звания. Во время практических занятий по природоведению ученый посещает Украину, а также принимает участие в деятельности одного из Петербургских дискуссионных кружков. Одна из участниц кружка затем характеризовала Вернадского формулировкой "Упрямый украинец, себе на уме".

    В период первой российской революции Вернадский работал в Москве и был уже известным научным деятелем. Вместе с научной работой хорошо известны властям были взгляды ученого, который не стеснялся открыто выражаться в поддержку демократии и свободы мыслей во всех ее проявлениях. Имперскому руководству общественная деятельность Вернадского сильно не нравилась. В знак протеста против тотального контроля властей над научной средой он переезжает в Петербург, где продолжает деятельность научную и политическую.

    Дальнейший ход революционных событий приводит ученого к работе во Временном правительстве. Однако даже после Октябрьского переворота от своей позиции Вернадский не отказывается. В числе других он подписывает обращением, в тексте которого декларировалось намерение положить конец господствующему положению насилия. По приказу Сталина и Ленина подписанты обращения стали объектами преследования.

    Для избежания печальной участи Вернадский переезжает в Полтаву, скоро сильно меняется ситуация в Украине. После прихода к власти гетмана Скоропадского и провозглашения независимого Украинского государства ученого приглашают в Киев. В украинской столице с помощью ряда других научных деятелей Вернадский основывает Украинскую Академию наук. Размещается академия в помещении женского пансионата Левашовой, а Вернадский становится первым ее ректором.

    В рамках развития научного потенциала Украины ученый также организовывает первую Национальную научную библиотеку, которая сейчас носит его имя. В первый книжный фонд библиотеки вошли книги самого академика, подаренные Вернадским библиотеке. С энтузиазмом воспринял ученый инициативу формирования Академии, что во многом обусловило успешность затеи интеллигентов.

    Понимая, что легкой задача организации работы и Академии наук быть не обещает, Вернадский согласился. О деятельности того времени затем ученый вспоминал, что идея создания Украинской Академии наук ему очень сильно понравилась. В работе ученые руководствоваться в первую очередь принципиальными убеждениями, мыслями своими делился с известными коллегами. Аргументация Вернадского изложена им в письме к Агатангелу Крымскому.

    В послании ученый писал, что считает важным создание Украинской Академии наук, с точки зрения возрождения нации. Вернадский акцентировал внимание на том, что украинское возрождение для него на самом деле является важным. Кроме того, с точки зрения общечеловеческой речь идет о создании большого научно-исследовательского центра, что, несомненно, имеет значение.

    Не меньший интерес представляет собой переписка между Владимиром Вернадским и , в рамках которой также происходило обсуждение разных вопросов, так или иначе связанных с созданием Украинской Академии наук. Вернадский отстаивал мнение о формировании в Украине аналога Петербургской Академии наук, с чем Грушевский не соглашался. Первый президент писал, что за пределами украиноведения нет достаточного количества ученых украинцев для создания целой Академии наук.

    Грушевский считал целесообразным обращение за помощью к россиянам, поскольку самостоятельно ожидать, когда появится достаточное количество своих ученых придется долго. Точку зрения Грушевского Вернадский не поддерживал. Он утверждал, что важным является создание сильного центра для последующего изучения украинского народа, его истории, языка, природы страны.

    Над разработкой устава Украинской Академии наук работало великое множество ученых. Тем не менее именно Владимиру Вернадскому принадлежит главная и руководящая роль в создании проекта. В уставе ученый изложил патриотические, гуманистические и общечеловеческие идейные принципы, которые касаются направления работы и структуры Украинской Академии наук. Согласно планам Вернадского, эти принципы в будущем должны были стать основой для построения аналогичных научных институтов во всех в странах, которые входили в состав СССР.

    От принадлежности "кадетской" партии после назначения президентом Украинской Академии наук Вернадский отказался. Он считал недопустимым сочетание научной деятельности и ее политического окраса.

    Со временем ситуация сильно изменилась – ученый осознал слабость новой власти, очевидной стала предстоящая победа большевиков. Тем не менее, несмотря на множество трудностей, Вернадский продолжает работать над развитием науки в Украине. После взятия Киева под контроль войсками Деникина Академию закрыли. С приходом красной армии в город ученый едет в Ростов-на-Дону, центр "белого" движения с просьбой уберечь Киев от прихода большевиков.

    Когда стало ясно, что большевистская оккупация неизбежна академик, уезжает в Крым, где занимает должность ректора Таврического университета, затем названного в честь Вернадского. Историки свидетельствуют, что у Вернадского была возможность без лишнего труда уехать в Лондон или Сербию, где даже российские дипломы признавались, но ученый этого не сделал. В качестве одного из объяснений указывают исторические источники на состояние здоровья Вернадского того времени. Сыпной тиф едва не лишил академика жизни, но преждевременной смерти ему удалось избежать.

    В Крыму он помогает спастись от смерти около 200 человек. "Белые" офицеры получили от Вернадского студенческие билеты, что помогло им спастись от неизбежной смерти. Через некоторое время в Ленинграде Вернадский создает Радиевый институт, который возглавляет до 1939 года. Нередко ученый читал лекции на французском, немецком, английском языке, редактированием выступлений занималась супруга Наталья Егоровна.

    Вместе с тем таланты Вернадского как педагога сформировались задолго до начала революционных событий. После завершения университета в 1885 году ученые остался работать в Московском университете хранителем в минералогическом кабинете. В этот период он активно работает над изучением минералогии, кристаллографии и в других соседних областях знаний. Весной 1888 года по университетскому направлению молодой исследователь едет на стажировку за границу. На протяжении 2 лет Вернадский посещает Германию, Францию, Австрию и Италию, где работает в разных научных учреждениях.

    После завершения иностранной стажировки Вернадский назначается руководителем кафедры минералогии на физико-математическом факультете Московского университета. В 1891 году ученый становится приват-доцентом в этом же университете, еще через 6 лет успешно защищает докторскую диссертацию. В возрасте 35 лет Вернадский стал профессором минералогии и кристаллографии. Именно в этот период фиксируется интенсивная научная деятельность Вернадского.

    Исследуя принципы генетической минералогии, ученый приходит к выводу о необходимости создания новой науки, названной им геохимией. Вернадский исследует почву на территории Левобережной Украины, на Урале, в Крыму и Польше. Плотный рабочий график позволил ученому заниматься также общественной деятельностью.

    К примеру, в 1895 году вместе с коллегами по педагогическому коллективу и студентами Московского университета Вернадский проводит сбор денег для помощи крестьянам в борьбе с голодом. Также известно, что преподаватели в знак протеста против политики Министерства образования и произвола полицейских, жертвой которых являлись студенты, ушли в отставку. Одновременное увольнение профессоров и преподавателей возымело должный эффект.

    Лично знавшие Вернадского люди уверяют, что с особенным трепетом относился ученый к Полтавщине. В этой области он изучал почву в составе почвоведческой экспедиции, руководил которой учитель и наставник Владимира Ивановича Василий Докучаев. Во время первой экспедиции стали очевидными многогранность его научных интересов и организаторские способности. Кроме непосредственного изучения почвы, Вернадский интересовался вопросом геологического строения местности. За время экспедиции академик составил карту расположения древних могил-курганов, разбросанных по степи.

    В числе других ученых, которые принимали участие в экспедиции, Вернадский составлял карту почв в в Полтавской губернии под руководством Докучаева. Кроме того, молодой ученый обнаружил стоянку первобытных людей периода палеолита возле городка Гонци. О находке Вернадский рассказал в тексте публикации, которая Докучаевым признана очень важной для науки.

    Примечательно, что во время работы в Москве и Санкт-Петербурге Вернадский практически ежегодно ездил за границу. Тем не менее на протяжении почти 30 лет, начиная с 1889 года, он обязательно некоторую часть лета проводил вместе с семьей в Полтаве. В 1913 году для отдыха семья академика использовала загородный дом возле Шишаков на территории Полтавской губернии.

    После возвращения в Петроград в 1921 году Вернадский занимает должность директора Радиевого института. На протяжении временного промежутка с 1922 по 1926 год по приглашению коллег ученый гостит во Франции, где среди прочего читает лекции по биохимии в Сорбонне. После возвращения в Ленинград ученый опубликует монографию «Биосфера», «Очерк по геохимии», поступает основателем отделения живого вещества в Академии наук СССР. Также в этот период академик организовывает и возглавляет Комиссию по изучению тяжелой воды. После переезда в Москву в 1935 году Вернадский принимает участие в организации целого ряда комиссий, занимается исследованием жизни в космосе.

    В военные годы знаменитый ученый эвакуируется в населенный пункт Боровое на территории Кокшетауской области. Последний научный труд академик издал в 1944 году, назывался он "Несколько слов о ноосфере". В целом разноплановое творческое наследие Вернадского представляет собой интересный для исследования материал. Особенное место в научной деятельности ученого занимала кристаллография и минералогия. На заре минералогии академик определил главные задачи этой науки, в числе которых тема исследования генезиса минералов.

    Кроме научных трудов, Вернадский писал также философские произведения. Со временем потенциал, заложенный в философии ученого, только усиливается как источник мысли, который благодарит человечество в целом своим добром. В первую очередь Вернадский верил в бессмертие личности. По примеру своего отца академик называл себя пантеистом, поскольку верил в божественное происхождение всего земного.

    Интересные факты о Владимире Вернадском

    У рода Вернадских очень глубокие корни в украинской истории. В годы освободительной войны 1648-1654 годов предок ученого, тогда известный как казак по имени Верна, бился на стороне Богдана Хмельницкого, дети его служили казачьими старейшинами. Прадед Василий за верную службу получил дворянство, с тех пор род носит имя Вернадскоих.

    Отец известного ученого Иван Васильевич Вернадский родился в Киеве, в возрасте 28 лет он стал профессором статистики и политэкономии, преподавал в университетах Москвы и Киева, стал автором первого учебника по истории политэкономии. С 1856 года отец Владимира Вернадского занимает должность профессора Главного педагогического института в Александровском лицее Петербурга.

    Сферой, которую исследовал Иван Вернадский, является кредитование в сельском хозяйстве, создание эффективного капитала и реформирование земельных отношений. В конце жизни отец ученого после перенесенного инсульта оказался парализованным. Супруга Ивана Вернадского и мать Владимира Анна принадлежала к древнему дворянскому роду Константиновичей, она владела прекрасным голосом и пела в хоре Балакирева.

    Дядька матери Владимира Вернадского Николай Гулак был кандидатом наук в области правоведения и принадлежал к числу основателей Кирилло-Мефодиевского братства. И Николай Гулак, и Иван Вернадский были знакомы с и Максимовичем. Отец Владимира Вернадского выпускал журнал "Экономический указатель", поддерживал творческие связи с Николаем Чернышевским, лично знал Льва Толстого.

    В детстве рассказы отца о деятельности Кирилло-Мефодиевского братства и борьбу украинского народа за свою независимость пробуждали внутри будущего академика интерес к истории, философии, политэкономии и другим наукам. В доме Вернадских часто звучали украинские народные песни в исполнении матери.

    Владимир Вернадский вел дневник на протяжении 68 лет, из записей можно узнать очень много интересного о размышлениях ученого, его оценке современности и событий из истории страны и человечества в целом.

    Согласно одному из мнений, создание учения о ноосфере не является достижением Вернадского. Впервые этот термин предложен французскими учеными Э. ле Руа и Т. Де Шарденом, но теория до сих пор так и не создана. Однако несомненно то, что труды Вернадского способствовали увеличению миграции биогенной четвертой формы, непосредственно связанной с сознательной деятельностью человека на протяжении 20 века. Труды академика заставили человечество всерьез размышлять над механизмом социального контроля за ядерным потенциалом.

    В 1885 году ученый встречается с Натальей Егоровной Старицкой, человеком, близким по духу и с такими же интересами. Глубокое взаимное уважение и дружественные чувства вскоре переросли в любовь. Венчание молодой пары состоялось в сентябре 1886 года. В семье Старицких Вернадского приняли с теплом и приязнью. На следующий год после венчания у пары рождается сын, названный Георгием, еще через год семья пополняется дочерью Ниной (во взрослой жизни работала врачом-психиатром).

    Бесконечно преданные друг другу Вернадские прожили вместе 56 лет. Сохранилась переписка между супругами, которая состоит из тысячи писем. Из текста посланий можно сделать вывод о том, что с годами супруги сумели сохранить свои чувства, а семья и базировалась на полном взаимопонимании.

    Сын Владимира Вернадского Георгий (Джордж) науке также хорошо известен как российский и американский историк, правовед. Он специализировался на истории Руси и России, изучал историю татаро-монголов, работал в ряде европейских ВУЗов, умер в 1973 году Нью-Гейвене (штат Коннектикут, США).

    Из записи дневника также можно узнать, что некоторые свойства сознания ученого пугали его самого. Он пишет, что во сне и наяву иногда мог общаться с близкими людьми, которых на то время не было рядом, но видел их Вернадский на удивление четко. Природы этой особенности своего сознания ученый не понимал, поэтому предпочел заглушить ее еще в раннем детстве. Тем не менее удивительное свойство иногда возвращалось к Вернадскому, преимущественно в кризисных ситуациях.

    В период пребывания на грани жизни и смерти (когда заболел тифом) ученого посетило видение. Как кадры из кинохроники, увидел ученые перед собой будущее, с днем смерти включительно.

    В 1943 году у ученого возникло ощущение скорого завершения его жизни, поэтому Вернадский принимается за подведение итогов. Максимум внимания он уделяет написанию хроники жизни, истории возникновения и последующего развития идей.

    3 февраля 1944 года умирает супруга академика Наталья Егоровна, Вернадский продолжает работать над подведением итогов.

    24 декабря 1944 года сделана последняя запись в дневнике ученого, на следующее утро у него случился инсульт. Подтвердились самые страшные опасения, и после инсульта Вернадский потерял дар речи, повторив судьбу отца, чего боялся всегда. 6 января 1945 года Владимир Иванович умер, похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

    За некоторое время перед смертью Вернадский передал в Академию наук Украины свои воспоминания. В тексте записей среди прочего значится: "Я верю в великое будущее Украины и Украинской Академии наук".

    Очень много произведений Вернадского при жизни ученого не публиковались в полном объеме. Некоторые труды впервые опубликованы только в 90 годах прошлого века, над развитием идей ученого последователи работают и по сей день. Мысли Вернадского и сейчас сохраняют практическую важность, поскольку стали научным откровением, понять которые человечество смогло только через десятки лет.

    Биография Владимира Вернадского.

  • В 1873 году будущий ученый идет в первый класс Харьковской классической гимназии;
  • в 1885 году Вернадский окончил физико-математический факультет Петербургского университета;
  • в 1890 году – приват-доцент кафедры минералогии в Московском университете;
  • в 1897 году защищает докторскую диссертацию в университете Петербурга;
  • с 1898 по 1911 год профессор Московского университета;
  • с 1917 по 1921 год работает в Украине, занимается научной деятельностью, основывает Украинскую Академию наук;
  • с 1922 по 1926 год работает в Праге и Париже. Во Франции в лабораториях Кюри Вернадский занимается исследованием паризия (химического вещества, ошибочно принятого за новый радиоактивный элемент);
  • в 1927 году Вернадский организовывает Отдел живого вещества в Академии наук СССР. В теории Вернадского живое вещество является совокупностью живых организмов в биосфере. С этого года и до конца жизни он руководил Биогеохимической лабораторией при академии наук СССР;
  • в 1943 году академик награждается Сталинской премией 1-й степени за "многолетние выдающиеся работы в области науки и техники".
  • Увековечивание памяти Владимира Вернадского.

  • Имя выдающегося ученого присвоено многим учебным заведениям, библиотекам, кораблям и другим объектам;
  • с 1973 года Национальной академией наук Украины выплачивается премия имени Владимира Вернадского, а начиная с 2003 года, вручается золотая медаль НАН в честь ученого;
  • 26 марта 2003 года в серии "Выдающиеся личности Украины" выпущена монета из нейзильбера номиналом в 2 гривны, посвященная Вернадскому;
  • 25 февраля 2013 года в честь 150-летия со дня рождения ученого Национальным банком Украины выпущена серебряная монета номиналом 5 гривен;
  • улицы, названные в честь Вернадского, есть в Киеве, Днепропетровске, Конотопе и ряде других населенных пунктов;
  • в 1964 году именем ученого назван горный хребет в восточной части Антарктиды длиной более 400 километров и высотой 1600 метров;
  • в 1996 году основана украинская арктическая станция Академик Вернадский;
  • в 1981 году в Киеве установлен памятник Вернадскому;
  • имя ученого носит астероид 2809 Вернадский;
  • памятник ученому установлен в Кременчуге;
  • монумент в честь Вернадского в 2013 году установлен также возле главного корпуса Таврического национального университета;
  • в Тамбове также есть памятник Владимиру Вернадскому;
  • в Кременчуге на здании отеля "Виктория" размещена мемориальная доска в честь Владимира Вернадского и Василия Докучаева, которые останавливались на постой во время пребывания в городе;
  • памятник Владимиру Вернадскому установлен также в Полтаве;
  • 150-летие со дня рождения академика отметил и Google. 12 марта 2013 года поисковик поменял логотип, установив праздничный нарядный дудл.
  • Владимир Вернадский в социальных сетях.

  • в ok.ru найдено тематическое видео следующего содержания:
  • публичная страница Вернадского в Facebook:
  • В Youtube по запросу "Владимир Вернадский" – 131 результат:

    Как часто пользователи Яндекса из Украины ищут информацию о Владимире Вернадском?

    Для анализа популярности запроса "Владимир Вернадский" используется сервис поисковой системы Яндекс wordstat.yandex, исходя из которого можно сделать вывод: по состоянию на 22 марта 2016 г., количество запросов за месяц составило 2 582, что видно на скрине:

    За период с конца 2014 г. наибольшее количество запросов "Владимир Вернадский" зарегистрировано в сентябре 2014 г. – 14 060 запросов за месяц.

    В. И. Вернадский

    Введение

    В настоящее время цивилизация подошла к концу определённого этапа развития, когда ею был получен колоссальный опыт в науках. По большей части, большинство самых грандиозных открытий было сделано в XXвеке. Именно в этом веке стало популярным выражение в средствах массовой информации: "Это открытие способно перевернуть весь мир...". В результате, человечество накопило огромный потенциал необдуманных и неосмысленных продуктов новаторства. Проблемная напряженность наблюдается во всех отраслях деятельности человека. Цивилизация как таковая способна не просто самоуничтожиться, но и уничтожить всё окружающее.

    У цивилизации есть только два пути: самоуничтожение и осмысление всего своего опыта и переход на новую ступень сознания. Сегодня перед нами стоит множество глобальных проблем: сохранение мира на земле, экология, продовольственная проблема, перенаселенность, бедность большей части человечества. Все трудности человечества сплелись в один запутанный клубок - они взаимосвязаны и дополняют друг друга.

    Решению одной из этих проблем, экологической, большую часть своей жизни посвятил Владимир Иванович Вернадский. Истинное величие Вернадского выясняется только теперь. Оно - в его глубоких философских идеях, заглядывающих в будущее, вплотную затрагивающих судьбы всего человечества.

    Биография

    Владимир Иванович Вернадский (1863 – 1945). Родился 12 марта 1863 г. в Петербурге, в семье профессора И. В. Вернадского и А. П. Вернадской. Через пять лет семья Вернадских переехала в Харьков, где на формирование личности Вернадского повлиял его двоюродный дядя - Е. М. Короленко, офицер в отставке, увлекающийся научно-философскими изысканиями. Более всего его интересовали проблемы, связанные с жизнью каждого человека и человечества в целом. На примере отца и под его влиянием Вернадский постигал важность, необходимость систематического образования, углубленности в определенную область деятельности. Рано научившись читать, Владимир многие часы проводил за книгами, читая их без разбора, постоянно роясь в библиотеке отца.

    В Петербургской классической гимназии хорошо преподавались иностранные языки, история, философия. В дальнейшем Вернадский самостоятельно изучил несколько европейских языков. Он читал литературу, преимущественно научную, на пятнадцати языках, а некоторые свои статьи писал по-французски, по-английски и по-немецки. Вернадский поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. В годы студенчества на Вернадского большое влияние оказал В. В. Докучаев. Он предложил своему ученику заниматься минералогией и кристаллографией, хотя сам, преподавая эти науки, нашел свое призвание в почвоведении.

    Вернадский обладал исключительно широким диапазоном интересов, глубокой интуицией и поистине пророческим даром новых путей развития научной мысли. Вернадский заложил основы комплекса новых в настоящее время, бурно прогрессирующих научных направлений и концепций. Прежде всего, это генетическая минералогия, геохимия, биогеохимия, радиоэкология, учение о живом веществе, биосфере и ноосфере, подразделение географических и биологических наук, метеоритика, история науки и научного мировоззрения, науковедение, история философии. Как естествоиспытатель, он был типичным исследователем истории природы. Однако ее рассмотрение шло у него в тесной связи с историей человеческого общества. Именно это и составляло, в конечном счете, основу научного творчества и мировоззрения В. И. Вернадского.

    Долгое время он работал в рамках узкой специализации. Ломоносовская традиция российской минералогии стала его научным направлением, но это не было для него самоцелью. Он готовил себя к профессиональной научной деятельности, но одновременно продолжал интересоваться всем подряд, размышлять о сути познания природы и природы научного познания, о синтезе знаний, о неразгаданных тайнах земли и жизни.

    Позже Вернадский защитил докторскую диссертацию "Явления скольжения кристаллического вещества", и стал профессором Московского университета. В 1906 году Вернадского избирают членом Государственного совета от Московского университета. И через два года он становится академиком. Стал он и председателем ученого совета при министерстве земледелия, при этом Вернадский продолжал научные исследования, публикуя статьи по минералогии, геохимии, полезным ископаемым, по истории естествознания, организации наук.

    Он жил на Украине, где активно участвовал в создании Украинской академии наук и был избран ее президентом. Три года он провел за границей, преимущественно во Франции, ведя большую научно-исследовательскую и преподавательскую работу. Выходят в свет его лекции по геохимии, статьи по минералогии, кристаллографии, геохимии, биохимии, химии моря, эволюции жизни, а также о геохимической деятельности и будущим человечества. Одной из основных причин работы во Франции является исследование в лабораториях Кюри "нового" радиоактивного элемента "Паризия", который и поныне остается загадкой.

    Дожив до глубокой старости, Вернадский скончался в Москве 6 января 1945 года, всего за несколько месяцев до победоносного завершения Великой Отечественной войны. Ему пришлось пережить три революции в России и две мировые войны.

    Философия Вернадского

    Творчество Вернадского обширно и на сегодняшний день раскрыто далеко не полностью. Оно ждет своего исследователя, а вернее, исследователей, потому что в наше время узкой специализации вряд ли кто отважится охватить во всей широте наследие ученого. Хотя, с другой стороны, только взятое в целом оно может раскрыть особенности этого человека как ученого, логику его творчества, его идеи.

    Для Вернадского, как для настоящего исследователя, было чрезвычайно важным рассмотреть предмет изучения с разных сторон. "Меня интересует не одна практическая сторона, хотя важно связное изложение самого хода развития науки, согласно новейшим данным. Меня завлекает мысль о возможности обобщений в этой области и возможности … историческим путем глубже проникнуть в понимание основ нашего мировоззрения, чем это достигается путем ли философского анализа или другими отвлеченными способами".

    Вернадский видел в человеке не просто созерцателя, но творца природы, призванного, в конце концов, занять место у самого штурвала эволюции. В начале XX века в основном складывается принципиальный взгляд Вернадского на проблему соотношения философии и науки. Ученый обращается к западноевропейской философии, к мыслителям Востока, главным образом Индии и Китая. С начала 20-х годов резко возрастает философская насыщенность специальных естественнонаучных трудов, тесно переплетавшихся с мировоззренческими, социально-гуманитарными и экологическими вопросами. Сложно складывались отношения Вернадского с советскими философами, выступавшими с позиций диалектического материализма. В эти годы его труды, посвященные живому веществу, биогеохимии, учению о биосфере, не раз подвергались резкой критике.

    Оригинальность и новизна идей Вернадского тем более ценны, если вспомнить, что в его время теоретически проблемы истории развития науки никем серьезно не ставились. Он говорит о роли человека, его разума во всей Вселенной. Значимость ее для нашей цивилизации долгое время недооценивалась. И главная причина этого, как ни парадоксально, состояла, по-видимому, в самих успехах классической науки, увенчавшихся созданием А. Эйнштейном в 1916 г. общей теории относительности.

    Вернадский не был специалистом в какой-то одной науке или даже в нескольких науках. Он блестяще знал добрый десяток наук, но изучал природу, которая неизмеримо сложнее всех наук, вместе взятых. Он размышлял и над природными объектами, и над их взаимосвязями.

    Ключевая идея Вернадского в том, что переход возникшей на Земле биосферы в ноосферу, то есть царство разума, - не локальный эпизод на задворках бескрайней Вселенной, а закономерный и неизбежный этап развития материи.

    Человек и биосфера

    Вернадский связал учение о биосфере с деятельностью человека не только геологической, но и вообще с многообразными проявлениями бытия личности и жизни человеческого общества: "В сущности, человек, являясь частью биосферы, только по сравнению с наблюдаемыми на ней явлениями может судить о мироздании. Он висит в тонкой пленке биосферы и лишь мыслью проникает вверх и вниз". Все мы, люди - неразрывная часть живого вещества, приобщенная к его бессмертию, необходимая часть планеты и космоса, продолжатели деятельности жизни, дети Солнца. Саму биосферу Вернадский рассматривал как особое геологическое тело, строение и функции которого определяются особенностями Земли и космоса. Живые организмы, популяции, виды и все живое вещество - это формы, уровни организации биосферы. Биогеохимические принципы Вернадского утверждают высокую приспосабливаемость живого вещества, пластичность, изменчивость во времени.

    Центральной темой учения о ноосфере является единство биосферы и человечества. Вернадский в своих работах раскрывает корни этого единства, значение организованности биосферы в развитии человечества. Это позволяет понять место и роль исторического развития человечества в эволюции биосферы, закономерности ее перехода в ноосферу.

    Иногда можно услышать мнение, будто бы введенное Вернадским понятие ноосферы не содержит в себе чего-либо нового и исчерпывается учением о географической среде обитания человечества. Однако вряд ли справедливо подобное отождествление. Категории "географическая среда" и "ноосфера" относятся не к совпадающим вещам, они не перекрываются по смыслу. Географическая среда - та оболочка Земли, которая воздействует на условия жизни, производства, культуры, быта людей. Ноосфера - оболочка Земли, на которую воздействуют производство, культура, быт людей; сюда относятся и бывшие погребенные слои Земли, изменившиеся под влиянием прошлых антропогенных воздействий, не включенные в нынешнюю географическую среду. Ноосфера отражает планетарное воздействие общественного производства на верхние оболочки Земли; не все эти изменения входят непосредственно в географическую среду. Разрушение озонового слоя органическими растворителями и хладагентами уже идет, но элементом географической среды еще не стало, поскольку пока не влияет на производство, культуру, формы общения людей. Это - факт ноосферы, а не географической среды.

    Одной из ключевых идей, лежащих в основе теории Вернадского о ноосфере, является то, что человек не является самодостаточным живым существом, живущим отдельно по своим законам, он существует внутри природы и является частью ее. Это единство обусловлено, прежде всего, функциональной неразрывностью окружающей среды и человека, которую пытался показать Вернадский как биогеохимик. Человечество само по себе есть природное явление и естественно, что влияние биосферы сказывается не только на среде жизни, но и на образе мысли.

    Но не только природа оказывает влияние на человека, существует и обратная связь. Причем она не поверхностная, отражающая физическое влияние человека на окружающую среду, она гораздо глубже. Особенно ярко и вдохновенно писал Вернадский о воздействии человеческой деятельности на природу в работе "Несколько слов о ноосфере", созданной в 1943 году: "Лик планеты - биосферы - химически резко меняется человеком сознательно и главным образом бессознательно. Меняются человеком физически и химически воздушная оболочка суши, все ее природные воды. В результате роста человеческой культуры в ХХ веке все более резко стали меняться (химически и биологически) прибрежные моря и части океана... Сверх того человеком создаются новые виды и расы животных и растений".

    Это доказывает тот факт, что в последнее время заметно активизировались планетарные геологические силы. "... Мы все больше и ярче видим в действии окружающие нас геологические силы. Это совпало, едва ли случайно, с проникновением в научное сознание убеждения о геологическом значении Homo sapiens, с выявлением нового состояния биосферы - ноосферы - и является одной из форм ее выражения. Оно связано, конечно, прежде всего с уточнением естественной научной работы и мысли в пределах биосферы, где живое вещество играет основную роль". Так, в последнее время резко меняется отражение живых существ на окружающей природе. Благодаря этому процесс эволюции переносится в область минералов. Резко меняются почвы, воды и воздух. То есть эволюция видов сама превратилась в геологический процесс, так как в процессе эволюции появилась новая геологическая сила. Вернадский писал: "Эволюция видов переходит в эволюцию биосферы".

    Здесь естественно напрашивается вывод о том, что геологической силой является собственно вовсе не Homo Sapiens, а его разум, научная мысль социального человечества. В "Философских мыслях натуралиста" Вернадский писал: "Мы как раз переживаем ее яркое вхождение в геологическую историю планеты. В последние тысячелетия наблюдается интенсивный рост влияния одного видового живого вещества - цивилизованного человечества - на изменение биосферы. Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние - в ноосферу".

    Мы являемся наблюдателями и исполнителями глубокого изменения биосферы. Причем перестройка окружающей среды научной человеческой мыслью посредством организованного труда вряд ли является стихийным процессом. Корни этого лежат в самой природе и были заложены еще миллионы лет назад в ходе естественного процесса эволюции. "Человек... составляет неизбежное проявление большого природного процесса, закономерно длящегося в течение, по крайней мере, двух миллиардов лет".

    Отсюда, кстати, можно заключить, что высказывания о самоистреблении человечества, о крушении цивилизации не имеют под собой веских оснований. Было бы, по меньшей мере, странно, если бы научная мысль, порождение естественного геологического процесса, противоречила бы самому процессу. Мы стоим на пороге революционных изменений в окружающей среде: биосфера посредством переработки научной мыслью переходит в новое эволюционное состояние - ноосферу.

    Заселяя все уголки нашей планеты, опираясь на государственно организованную научную мысль и на ее порождение, технику, человек создал в биосфере новую биогенную силу, поддерживающую размножение и дальнейшее заселение различных частей биосферы. Причем вместе с расширением области жительства, человечество начинает представлять собой все более сплоченную массу, так как развивающие средства связи - средства передачи мысли - окутывают весь Земной шар. "Этот процесс - полного заселения биосферы человеком - обусловлен ходом истории научной мысли, неразрывно связан со скоростью сношений, с успехами техники передвижения, с возможностью мгновенной передачи мысли, ее одновременного обсуждения всюду на планете".

    При этом человек впервые реально понял, что он житель планеты и может и должен мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств или их союзов, но и в планетном аспекте. Он, как и все живое, может мыслить и действовать в планетном аспекте только в области жизни - в биосфере, в определенной земной оболочке, с которой он неразрывно, закономерно связан, и уйти из которой он не может. Его существование есть ее функция. Он несет ее с собой всюду. И он ее неизбежно, закономерно, непрерывно изменяет. Похоже, что впервые мы находимся в условиях единого геологического исторического процесса, охватившего одновременно всю планету. XX век характерен тем, что любые происходящее на планете события связываются в единое целое. И с каждым днем социальная, научная и культурная связанность человечества только усиливается и углубляется. "Увеличение вселенскости, спаянности всех человеческих обществ непрерывно растет и становится заметным в немногие годы чуть не ежегодно".

    Таким образом:

        Человек, как он наблюдается в природе, как и все живые организмы, как всякое живое вещество, есть определенная функция биосферы, в определенном ее пространстве-времени.

        Человек во всех его проявлениях представляет собой часть биосферы.

        Прорыв научной мысли подготовлен всем прошлым биосферы и имеет эволюционные корни. Ноосфера - это биосфера, переработанная научной мыслью, подготавливающейся всем прошлым планеты, а не кратковременное и переходящее геологическое явление.

    Вернадский неоднократно отмечал, что "цивилизация "культурного человечества" - поскольку она является формой организации новой геологической силы, создавшейся в биосфере, - не может прерваться и уничтожиться, так как это есть большое природное явление, отвечающее исторически, вернее, геологически сложившейся организованности биосферы. Образуя ноосферу, она всеми корнями связывается с этой земной оболочкой, чего раньше в истории человечества в сколько-нибудь сравнимой мере не было".

    Мнение о науке

    Несколько необычен подход Вернадского к науке. Он ее рассматривал как геологическую и историческую силу, изменяющую биосферу и жизнь человечества. Она является тем основным звеном, посредством которого углубляется единство биосферы и человечества.

    Особое место Вернадский отводит науке XX столетия. Именно в это время наблюдается ее небывалый расцвет, своего рода взрыв научного творчества. Наука становится вселенской, мировой наукой, охватывающей всю планету.

    Вернадский обращал большое внимание на гуманистическое содержание науки, на ее роль в решении задач человечества, на ответственность ученых за применение научных открытий. Эти и многие другие идеи Вернадского о роли науки в развитии человечества, в переходе биосферы в ноосферу имеют актуальное значение для нашего времени.

    Вернадский рассматривал науку в качестве средства развития человечества. Поэтому очень важно, чтобы наука не принимала форму абстрактной, имеющей свое независимое существование сущности. Наука - создание человечества и должна служить на благо человечества. "Ее содержание не ограничивается научными теориями, гипотезами, моделями, создаваемой ими картиной мира: в основе она главным образом состоит из научных факторов и их эмпирических обобщений, и главным - живым содержанием является в ней научная работа живых людей..." Так что наука - социальное всечеловеческое образование, в основе которых лежит сила фактов, обобщений и, конечно, человеческого разума.

    Мы наблюдаем, как наука все сильнее и глубже начинает изменять биосферу Земли, она меняет условия жизни, геологические процессы, энергетику планеты. Значит, и сама научная мысль является природным явлением. В переживаемый нами момент создания новой геологической силы, научной мысли резко возрастает влияние живого вещества в эволюции биосферы. Биосфера, перерабатываясь научной мыслью Homo Sapiens, переходит в свое новое состояние - в ноосферу.

    Значение происходящих на планете в XXвеке изменений настолько велико, что равные по роли процессы можно найти разве только в далеком прошлом. В настоящий момент вряд ли возможно оценить всю научную и социальную важность этого явления, потому что научно понять - значит поставить явление в рамки реальной космической реальности. Но то, что мы можем увидеть - это то, что наука перестраивается на наших глазах. Биогенный эффект работы научной мысли реально смогут увидеть только наши отдаленные потомки: он проявится ярко и ясно только через сотни лет.

    Появление разума и результата его деятельности - организация науки - важнейший факт в развитии планеты, возможно даже превышающий все, наблюдаемое до настоящего времени. Научная деятельность сейчас приобрела такие черты, как быстрый темп, охват больших территорий, глубину исследований, мощность проводимых преобразований. Это позволяет предвидеть научное движение, размаха которого в биосфере еще не было.

    Человек неотделим от биосферы, он в ней живет и только ее объекты может исследовать непосредственно своими органами чувств. "За пределы биосферы он может проникать только построениями разума, исходя из относительно немногих категорий бесчисленных фактов, которые он может получить в биосфере зрительным исследованием небесного свода и изучением в биосфере же отражений космических излучений или попадающего в биосферу космического внеземного вещества..." Таким образом, научная мысль человечества, работая только в биосфере, в ходе своего проявления, в конце концов, превращает ее в ноосферу, геологически охватывает ее разумом. Только теперь стало возможным научное выделение биосферы, являющейся основной областью знания, из окружающей реальности.

    Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

      Научное творчество человека - сила, изменяющая биосферу.

      Это изменение биосферы - неизбежный процесс, сопровождающий научный рост.

      Но это изменение биосферы - стихийный природный процесс, происходящий независимо от человеческой воли.

      Вхождение в биосферу нового фактора ее изменения - человеческого разума есть природный процесс перехода биосферы в ноосферу.

      Постоянно совершенствуясь, наука может продвинуться все дальше в изучении окружающей среды.

    Возникновение геохимии и биогеохимии отвечало потребностям целостного, синтетического рассмотрения явлений организованности биосферы, взаимосвязей живого и косного вещества. Эти науки имеют также первостепенное значение для исследования единства биосферы и человечества. Тем самым геохимия и биогеохимия соединяют науки о природе с науками о человеке. Центром такой интегрированной науки, по мнению Вернадского, является учение о биосфере.

    В современных условиях задачей первостепенной важности является возрождение идей биосферного естествознания, продолжение научной разработки проблем биогеохимии.

    Задачи по созиданию ноосферы

    Процесс перехода биосферы в ноосферу неизбежно несет в себе черты сознательности, целеустремленной деятельности, творческой работы. Вернадский видел стоящие перед человечеством задачи огромной важности по созиданию ноосферы. С позиций этих задач он отмечал беспочвенность суждений о возможности крушения цивилизации. Рассмотрим перспективы развития человечества с точки зрения Вернадского.

    Несокрушимость цивилизации Вернадский обосновывает следующими тезисами:

      Человечество стоит на пути создания ноосферной оболочки Земли, все больше укрепляя свои связи с биосферой. Человечество становится Вселенской категорией.

      Человечество в своем развитии стало единым целым благодаря тому, что интересы всех, а не отдельных лиц, становятся государственной задачей.

      Глобальные проблемы человечества, такие как сознательное регулирование размножения, продление жизни, победа над болезнями, начинают решаться.

      Ставится задача распространения научного знания на все человечество.

    Вернадский писал: "Такой совокупности общечеловеческих действий и идей никогда раньше не бывало, и ясно, что остановлено это движение быть не может. В частности, перед учеными стоят для ближайшего будущего небывалые для них задачи сознательного направления организованности ноосферы, отойти от которой они не могут, так как к этому направляет их стихийный ход роста научного знания".

    Уверенность в будущем, таким образом, основана на возрастающем значении в развитии человечества совместных общечеловеческих действий. Вернадский, конечно, не мог предвидеть современной остроты глобальных проблем мирового развития. Но и они лишь усиливают значение совместного решения задач сознательного направления организованности ноосферы.

    Одной из важнейших проблем формирования организованности ноосферы является вопрос о месте и роли науки в жизни общества, о влиянии государства на развитие научных исследований.

    Вернадский высказывался за образование единой (на государственном уровне) научной человеческой мысли, которая являлась бы решающим фактором в ноосфере и создавала бы для ближайших поколений лучшие условия жизни. Первоочередные вопросы, которые необходимо решить на этом пути, это "вопрос о плановой, единообразной деятельности для овладения природой и правильного распределения богатств, связанный с сознанием единства и равенства всех людей, единства ноосферы"; идея о государственном объединении усилий человечества.

    Ноосфера в конце ХХ века: прогнозы и реалии

    В книге "Научная мысль как планетное явление" В. И. Вернадский анализирует геологическую историю Земли и утверждает, что наблюдается переход биосферы в новое состояние - в ноосферу, под действием новой геологической силы, научной мысли человечества. Однако в трудах Вернадского нет законченного и непротиворечивого толкования сущности материальной ноосферы как преобразованной биосферы. В одних случаях он писал о ноосфере в будущем времени (она еще не наступила), в других - в настоящем (мы входим в неё), а иногда связывал формирование ноосферы с появлением человека разумного или с возникновением промышленного производства. Р. К. Баландин пишет: "Надо заметить, что когда в качестве минералога Владимир Иванович писал о геологической деятельности человека, он ещё не употреблял понятий "ноосфера" и даже "биосфера". О формировании на Земле ноосферы он наиболее подробно писал в незавершённой работе "Научная мысль как планетное явление", но преимущественно с точки зрения истории науки".

    Итак, что же ноосфера: утопия или реальная стратегия выживания? Труды В. И. Вернадского позволяют более обоснованно ответить на поставленный вопрос, поскольку в них указан ряд конкретных условий, необходимых для становления и существования ноосферы. Перечислим эти условия, разбросанные по страницам книги "Научная мысль как планетное явление" и отчасти в других публикациях В. И. Вернадского:

      заселение человеком всей планеты;

      резкое преобразование средств связи и обмена между странами;

      усиление связей, в том числе политических, между всеми странами Земли;

      начало преобладания геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере;

      расширение границ биосферы и выход в космос;

      открытие новых источников энергии;

      равенство людей всех рас и религий;

      увеличение роли народных масс в решении вопросов внешней и внутренней политики;

      свобода научной мысли и научного искания от давления религиозных, философских и политических построений и создание в государственном строе условий, благоприятных для свободной научной мысли;

      продуманная система народного образования и подъём благосостояния трудящихся. Создание реальной возможности не допустить недоедания и голода, нищеты и чрезвычайно ослабить болезни;

      разумное преобразование первичной природы Земли с целью сделать её способной удовлетворить все материальные, эстетические и духовные потребности численно возрастающего населения;

      исключение войн из жизни общества.

    Владимир Иванович Вернадский (1863-1945) - российский и советский учёный естествоиспытатель, мыслитель и общественный деятель. Идеи В.И.Вернадского явились ответом на запросы, выдвинутые развитием науки и практики, на революционные преобразования в жизни человечества, которые произошли на протяжении XIX и XX веков и создали новое соотношение между обществом и окружающей его природой. Он первым сумел дать философское осмысление новой эпохи в развитии человечества. Его труды, посвященные пространству-времени, живому веществу, биосфере и ноосфере, а также многие публицистические статьи, дневниковые записи и письма проникнуты глубокими философскими выводами и заключениями. В.И. Вернадский писал: «Философское миропредставление в общем и в частностях создает ту среду, в которой имеет место и развивается научная мысль. В определенной значительной мере она ее обусловливает, сама меняясь ее достижениями ». И далее: «Наука выросла из философии тысячелетия тому назад. Тысячелетним процессом своего существования философия создала могучий человеческий разум, она подвергла глубокому анализу разумом человеческую речь, выработанную в течение десятков тысяч лет в гуще социальной жизни, выработала отвлеченные понятия, создала отрасли знания. Такие, как логика и математика – основы нашего научного знания ».

    «Граница между философией и наукой – по объектам их исследования исчезает, когда дело идет об общих вопросах естествознания. Временами даже называют эти обобщающие научные представления философией науки. Я считаю такое понимание вековых объектов изучения науки неправильным, но факт остается, и философ и ученый охватывают общие вопросы естествознания одновременно, причем философ опирается на научные факты и обобщения, но не только на них. Ученый же не должен выходить, поскольку это возможно, за пределы научных фактов, оставаясь в этих пределах, даже когда он приходит к научным обобщениям ».

    До конца жизни Вернадский считал философию не наукой, а совершенно особой сферой духовной человеческой деятельности, несомненно, влияющей на развитие научных исследований, но принципиально отличающейся от них дедуктивным способом мышления. Философия арсеналом эмпирических, легко проверяемых фактов не обладает, она оперирует отвлеченными понятиями, следовательно, это не наука. «…Дело в том, что в истории философии наблюдается явление, невозможное для научной мысли в наше время: наука одна для всего человечества, философий, по существу, несколько, развитие которых шло независимо в течение тысячелетия, долгих веков и долгих поколений ».

    Науку, философию и религию Вернадский рассматривал в качестве самостоятельных, но тесно связанных друг с другом проявлений духовной деятельности человека. «Наука неотделима от философии и не может развиваться в ее отсутствие <…> наука не может не идти так глубоко в анализ понятий; философия создает их, опираясь не только на научную работу, но и на анализ разума».


    С точки зрения В.И.Вернадского, научное мировоззрение является результатом не простого объективного наблюдения, а творческого осмысления внешней реальности, на которое оказывает влияние общий интеллектуальный климат данной эпохи. Позднее Гейзенберг высказал ту же мысль в отрытом им принципе неопределенности, согласно которому представление об объекте зависит не только от собственного состояния данного объекта, но и от состояния наблюдателя. Эта же идея в дальнейшем была развита Куном в его представлении о смене научных парадигм. Знаменательна также мысль В.И Вернадского о том, что «научное мировоззрение не является синонимом истины », а постепенно эволюционирует, будучи неразрывно связанным с господствующими философскими, религиозными, художественными и прочими представлениями, определяющими общий интеллектуальный климат и уровень духовного развития человеческого сознания той или иной эпохи.

    Задолго до формирования теории относительности Вернадский высказал мысль о неотделимости понятий пространства и времени.

    Согласно поздним представлениям В.И.Вернадского, в основе всего сущего лежат эволюционные процессы. Равновесные системы и связанные с ними обратимые системы представляют, по его мнению, лишь частные, преходящие явления в необратимом развитии.

    Центральной идеей, проходящей через все творчество Вернадского, является единство биосферы и человечества . По Вернадскому, человечество - не придаток Вселенского Разума, часть его. Для Вернадского было очень важно выделить роль мысли, знаний в развитии планеты. Мысль направляет деятельность человека. Вернадский рассматривал человеческую деятельность как геологический фактор , во многом определяющий дальнейшее развитие Земли. Для Вернадского человек был прежде всего носителем разума. Он верил, что разум будет господствовать на планете и преображать ее разумно, предусмотрительно, без ущерба природе и людям. Природа создала разумное существо, постигая таким образом себя.

    Создание ноосферы из биосферы есть природное явление, более глубокое и мощное в своей основе, чем человеческая история. Итак, сфера разума, область господства человеческой мысли, особая стадия в истории Земли, ноосфера обладает странным свойством: оставаясь областью мысли, разума, она одновременно активно участвует в перестройке планеты. Научная мысль человечества работает только в биосфере и в ходе своего проявления в конце концов превращает ее в ноосферу. «Отсветы разума» сохраняют творения человека: обработанный камень или кость, искусственно выведенные растения или животные, строения, игрушки, одежда, поля, леса. Разум играет роль организатора, руководителя, провидца.

    Условия перехода биосферы в ноосферу:

    1. Заселение человеком всей планеты.

    2. Резкое преобразование средств связи и обмена между странами.

    3. Усиление связей, в том числе политических, между всеми странами Земли.

    4. Начало преобладания геологической роли человека над другими геологическими процессами, протекающими в биосфере.

    5. Расширение границ биосферы и выход в космос.

    6. Открытие новых источников энергии.

    7. Равенство людей всех рас и религий.

    8. Увеличение роли народных масс в решении вопросов внешней и внутренней политики.

    9. Свобода научной мысли и научного искания от давления религиозных, философских и политических построений и создание в государственном строе условий, благоприятных для свободной научной мысли. «Власть не может (явно или скрыто) ограничивать научную мысль, а должна всемерно способствовать ее плодотворному и беспрепятственному развитию. Тем более недопустимо насильственное государственное вмешательство в научное творчество, оправдывая это классовыми, партийными и другими узколичными интересами. Научная мысль при правильном ходе государственной работы не должна сталкиваться с государственной силой, ибо она является главным, основным источником народного богатства, основой силы государства ».

    10. Продуманная система народного образования и подъем благосостояния трудящихся. Создание реальной возможности не допустить недоедания и голода, нищеты и чрезвычайно ослабить болезни.

    11. Разумное преобразование первичной природы Земли с целью сделать ее способной удовлетворить все материальные, эстетические и духовные потребности численно возрастающего населения.

    12. Исключение войн из жизни общества.

    Наука по Вернадскому - создание человечества и должна служить на благо человечества. Он подчеркивал, что «ученые не должны закрывать глаза на возможные последствия их научной работы, научного прогресса. Они должны себя чувствовать ответственными за последствия их открытий. Они должны связать свою работу с лучшей организацией всего человечества, нет ничего в мире сильнее свободной научной мысли ».

    Говоря о своих философских взглядах, он чаще всего называл себя реалистом. Ближе всего он был к неореализму, который на его глазах сформулировал свои позиции. В реализме и неореализме для В.И.Вернадского было важно признание объективной реальности, независимой от нашего сознания, окружающего нас мира. На этом признании строилась вся его научно-исследовательская работа в разных областях естествознания.

    Академик Владимир Иванович Вернадский отличался разнообразием и широтой научных интересов и открытий, талантом научного предвидения. Темы его работ касаются времени и пространства, жизни и смерти, почвы и воды, животных, растений и человечества. Он не просто интересовался всем этим, но исследовал, осмысливал и постигал глубоко и страстно.

    Его жизнь была богата событиями: окончив Петербургский университет, он много путешествовал, встречался с интересными людьми, был активным в общественной жизни, и всегда главным для него оставалась напряженная деятельность, движение научной мысли.

    В творчестве Вернадского сплелись в один узел химия, геология и биология. Он стал основоположником целого ряда наук - геохимии и биогеохимии, радиогеологии и учения о биосфере. Его исследования начались с минералогии. Однако ученый скоро понял, что интересуют его не столько предметы, сколько процессы. Как мог образоваться состав земной коры, каким является охваченное жизнью вещество биосферы? «Мне суждено сказать новое в учении о живом веществе. Это учение может оказать такое же влияние, как книга Дарвина», - писал Вернадский. До него понятие «биосфера» отождествлялось с пленкой жизни, а она ускользала от внимания геологов из-за своей ничтожности по сравнению с атмосферой, гидросферой или земной корой (литосферой). В своей книге «Биосфера» ученый впервые показал, что биосфера - закономерный результат развития нашей планеты, ее верхней области - земной коры. Живые организмы в биосфере не случайные гости, а часть закономерной организованности.

    В последние годы жизни ученый пришел к выдающемуся философскому открытию - идее перехода биосферы в ноосферу - сферу разума. Учение В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере в наше время стало основой экологической стратегии человечества, от которой зависит его будущее.

    В. И. Вернадский был выдающимся организатором науки. Он создатель и первый ректор Крымского университета, первый президент Академии наук Украинской ССР, директор организованного им Государственного радиевого института, Отдела живого вещества Академии наук СССР, ставшего впоследствии Институтом геохимии и аналитической химии имени В. И. Вернадского.

    Владимир Иванович удивительным образом сочетал качества учено-го-теоретика, практика и общественного деятеля. Во время учебы в Петербургском университете он принимал активное участие в работе студенческих народнических кружков вместе с А. И. Ульяновым - старшим братом В. И. Ленина. В знак протеста против реакционных царских реформ высшей школы он демонстративно ушел из Московского университета вместе с группой прогрессивных ученых (среди которых был также Н. К. Кольцов), в годы Великой Отечественной войны он выступал со страстными обличениями фашизма.

    Выдающийся ученый был награжден Государственной премией СССР.

    В. И. Вернадский оставил после себя огромное число фундаментальных научных работ, значение многих из них растет с каждым годом. Его идеи развивают многочисленные ученики и последователи.

    В Академии наук СССР учреждены премия и золотая медаль имени В. И. Вернадского - одни из высших научных наград СССР.

    Вернадский Владимир Иванович (1863-1945)

    Русский минералог, кристаллограф, геолог, геохимик, историк и организатор науки, философ, общественный деятель. Отец историка Г.В. Вернадского. Родился в Петербурге. Детство будущего ученого прошло на Украине.

    В1876 г. семья вернулась в Петербург. Поступил на физико-математическое отделение Петербургского университета, где его учителем стал основоположник почвоведения В.В. Докучаев.

    В 1885 г защитил диссертацию на степень кандидата и по предложению Докучаева стал сотрудником минералогического кабинета при университете.

    В 1888 г Вернадский был командирован в Европу, стажировался в Мюнхене и Париже.

    С 1890 по 1898 гг. читал лекции и занимался со студентами в качестве приват-доцента Московского университета. Развивая теорию генезиса минералов. В 1891 г защитил магистерскую диссертацию. В следующем году вышел его «Курс кристаллографии».

    Много ездил по Центральной и Восточной Европе и России, проводя геологические изыскания В1897 г. защитил докторскую диссертацию по кристаллографии «Явления скольжения кристаллического вещества».

    Был избран профессором Московского университета. Его научная карьера развивалась по восходящей. В 1906 г. Вернадский был заведующим Минералогическим музеем, а в 1908 г стал экстраординарным академиком Российской Академии наук в Петербурге. Жил попеременно в Петербурге и Москве.

    В декабре 1909 г выступил на XII съезде естествоиспытателей и врачей с докладом «Парагенезис химических элементов в земной коре», положившим начало науке геохимии, которая, в понимании Вернадского, должна была стать историей «земных атомов».

    В марте 1912 г Вернадский был избран ординарным академиком Российской Академии наук, в 1914 г стал директором Геологического и Минералогического музея Академии наук в Петербурге. В 1915 г выступил в качестве учредителя и председателя Комиссии по изучению естественных производительных сил (КЕПС), созданной для координации развития горнорудной промышленности. Комиссия приступила к изданию «Трудов», содержавших большой материал по сырьевым ресурсам России.

    Вернадский активно участвовал в общественной жизни России конца XIX - начала XX в., входил в земское и конституционно-демократическое движения, вместе с П.Б. Струве, Н.А. Бердяевым и др. учредил «Союз Освобождения».

    После событий февраля 1917 г. был назначен председателем ученого комитета Министерства земледелия и избран профессором Московского университета. В ноябре 1917 г. вынужден был скрыться и уехал в Полтаву.

    В Киеве в 1918 г при гетмане ПЛ. Скоропадском Вернадский занялся организацией Академии наук Украины, был избран ее президентом. Занимался также формированием академической библиотеки.

    После прихода большевиков был приглашен на должность профессора минералогии Таврического университета в Симферополе, в сентябре 1920 г стал его ректором. Встречался с П.Н. Врангелем, просил о содействии университету. Впоследствии получил возможность заниматься научной работой в Советском Союзе.

    Приняв приглашение Парижского университета, в начале лета 1922 г. уехал шесте с женой и дочерью через Прагу (где осталась учиться дочь) в Париж. Читал лекции в Сорбонне, выпустил на французском языке книгу «Геохимия».

    Работал в лаборатории М. Склодовской-Кюри. В марте 1926 г вернулся в Ленинград по настоянию своего ученика А.Е. Ферсмана и президента Академии наук СФ. Ольденбурга. Опираясь на Ольденбурга, Вернадский выступил с инициативой восстановления Комиссии по истории знаний, вновь стал директором Радиевого института и главой КЕПС При КЕПСе им был организован Отдел живого вещества, а затем Биогеохимическая лаборатория (БИОГЕЛ) (1928 г).

    В конце 1926 г выше.1 в свет труд ученого «Биосфера», в 1940 г - «Биогеохимические очерки».

    В конце 1930-х гг. Вернадский возглавлял Комитет по метеоритам и космической пыли, Комиссию по изотопам, участвовал в работе Международного комитета по геологическому времени и др. В июне 1940 г инициировал создание Комиссии по урану и тем самым фактически положил начало ядерному проекту в СССР.

    В 1944 г вышло в свет последнее произведение ученого «Несколько слое о ноосфере». Умер Вернадский в Москве 6 января 1945 г