Теория у син в практике психологии. Предупредить заболевание всегда легче, чем лечить

Термин У-Син (五行 ) чаще всего переводят как «пять элементов», «пять стихий», хотя более точный перевод звучит как «пять движений». Знание более точного перевода является очень важным для правильного понимания этой теории. Ведь обычно под «элементами» понимают неизменные первосубстанции, а здесь дело обстоит совсем иначе. Даосские пять стихий это:

  • вода,
  • дерево,
  • огонь,
  • земля и
  • металл.

И все они являются динамическими субстанциями, которые могут видоизменяться, переходить и питать друг друга, а также разрушать.

Теперь давайте рассмотрим древнее схематическое изображение теории У-Син (справа). На рисунке мы видим не привычную звезду, а крест – так как именно он более точно отображает динамику и состояние пяти стихий в окружающем нас мире, во Вселенной.

Ведь, по сути, пять стихий это не что иное как Инь и Ян в разных своих проявлениях:

  • Вода – сильный Инь,
  • Дерево – зарождающийся Ян,
  • Огонь – зрелый Ян,
  • Металл – зарождающийся Инь,
  • а Земля – это срединное состояние как вообще, так и и между каждым переходом одной стихии в другую, именно поэтому она и занимает центральное положение на рисунке.

Каждая стихия имеет ряд соответствий и связей…

Вода (水 шуй )

  • Плотный (основной, иньский) орган - Почки;
  • Полый (парный, янский) орган - Мочевой пузырь;
  • Цвет энергии, которую вырабатывает основной орган - Чёрный;
  • Время года - Зима;
  • Вкус - Солёный;
  • Положительные эмоции - Нежность;
  • Отрицательные эмоции - Страх;
  • Патология эмоций - Фобия;
  • Ткани тела - Кости;
  • Заставы тела - Уши;
  • Выделения - Моча;
  • Звук - Крик;
  • Этап жизни - Смерть;
  • Сторона света - Север;
  • Планета - Меркурий.

Дерево (木 му)

  • Плотный (основной, иньский) орган - Печень;
  • Полый (парный, янский) орган - Жёлчный пузырь;
  • Цвет энергии, которую вырабатывает основной орган - Зелёный;
  • Время года - Весна;
  • Вкус - Кислый;
  • Положительные эмоции - Доброта;
  • Отрицательные эмоции - Гнев;
  • Патология эмоций - Меланхолия;
  • Ткани тела - Связки и сухожилия;
  • Заставы тела - Глаза;
  • Выделения - Слёзы;
  • Звук - Плач;
  • Этап жизни - Рождение;
  • Сторона света - Восток;
  • Планета - Юпитер.

Огонь (火 хо )

  • Плотный (основной, иньский) орган - Сердце;
  • Полый (парный, янский) орган - Тонкий кишечник;
  • Цвет энергии, которую вырабатывает основной орган - Красный;
  • Время года - Лето;
  • Вкус - Горький;
  • Положительные эмоции - Любовь, радость;
  • Отрицательные эмоции - Злость, нетерпение;
  • Патология эмоций - Истерия;
  • Ткани тела - Сосуды и кровь;
  • Заставы тела - Язык;
  • Выделения - Пот;
  • Звук - Пение;
  • Этап жизни - Рост;
  • Сторона света - Юг;
  • Планета - Марс.

Земля (土 ту )

  • Плотный (основной, иньский) орган - Селезёнка;
  • Полый (парный, янский) орган - Желудок;
  • Цвет энергии, которую вырабатывает основной орган - Жёлтый;
  • Время года - Межсезонье (бабье лето);
  • Вкус - Сладкий;
  • Положительные эмоции - Покой;
  • Отрицательные эмоции - Беспокойство;
  • Патология эмоций - Ипохондрия;
  • Ткани тела - Мышцы;
  • Заставы тела - Полость рта;
  • Выделения - Слюна;
  • Звук - Смех;
  • Этап жизни - Зрелость;
  • Сторона света - Центр;
  • Планета - Сатурн.

Металл (金 цзинь )

  • Плотный (основной, иньский) орган - Лёгкие;
  • Полый (парный, янский) орган - Толстый кишечник;
  • Цвет энергии, которую вырабатывает основной орган - Белый;
  • Время года - Осень;
  • Вкус - Острый;
  • Положительные эмоции - Мужество, порядочность;
  • Отрицательные эмоции - Печаль;
  • Патология эмоций - Депрессия;
  • Ткани тела - Кожа;
  • Заставы тела - Нос;
  • Выделения - Слизь;
  • Звук - Вздохи;
  • Этап жизни - Старость;
  • Сторона света - Запад;
  • Планета - Венера.

Все плотные органы - иньские, так как вбирают в себя, а все полые парные органы - янские, так как выпускают из себя.

Все вышеприведенные соответствия были сделаны после долгих наблюдений и изучения взаимосвязей между внутренним миром человека и окружающей его Вселенной. Проделать такую работу можно было лишь погрузившись в глубокое медитативное состояние. Таким образом, в приведенных выше соответствиях нет ничего искусственно подогнанного для красоты и стройности, они отображают объективные взаимосоответствия, которые существуют независимо от того верим мы в это или нет.

Так, например, определенные эмоции оказывают большее влияние на соответствующие им органы: бывает, что человек ест много соли, и это приводит к плохой работе почек, что может вызвать скопление жидкости (воды) в теле, особенно зимой. Если человека резко испугать (страх), то почки могут утратить контроль над своим парным органом – мочевым пузырем, и произойдет мочеиспускание. Поэтому все эти соответствия следует рассматривать как объективную реальность, а не субъективную.

Чтобы рассмотреть циркуляцию энергии пяти стихий в теле человека нам следует рассмотреть диаграмму указанную на рисунке ниже:

Здесь мы можем увидеть 2 основных вида связи между стихиями:

  1. Цикл порождения, который на рисунке показан линией, образующей круг: вода питает дерево, дерево питает огонь, огонь порождает землю, земля порождает металл и металл порождает воду.
  2. Цикл разрушения, который на рисунке показан линией, образующей звезду: вода гасит огонь, огонь плавит металл, металл рубит дерево, дерево разрушает землю, земля разрушает воду.

Таким образом, опираясь на эти два цикла, можно использовать различные взаимосвязи для регуляции движения внутренней энергии и лечения болезней тела.

ТЕОРИЯ У-СИН

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА, НА КОТОРЫХ БАЗИРУЕТСЯ ВОСТОЧНАЯ МЕДИЦИНА

Исторически сложилось так, что народы, заселившие территории в бассейнах рек Инда и Ганга (Индия), Желтой реки (Китай), среднего и нижнего течения Нила (Египет), Тигра и Евфрата (Вавилония), раньше других вступили на путь перехода от первобытнообщинного строя с его кочевой жизнью к рабовладельческому, для которого характерна оседлость, развитие сельского хозяйства и ремесел. Земледелец вынужден был давать оценку всем отдельным элементам природы - почве, рельефу местности, животным, населяющим эту местность, растительности, климату, временам года и т. д. Это и определило, по всей видимости, то, что именно на Древнем Востоке стала зарождаться культура.

Как показывает история, теоретические представления мыслителей Древнего Китая и Древней Индии оказались более развитыми и развивались по стихийно материалистическому пути. В общефилософской литературе Древней Индии и Древнего Китая на рубеже конца второго и начала первого тысячелетий до нашей эры вопрос о субстанции бытия решался на основе пяти первоэлементов, или стихий. По представлению древних индийцев и китайцев, наряду с «воздухом» (в древней Индии - животворное дыхание - прана) как носителем «начала» рассматривались и другие элементы природы - так называемые космические первоэлементы: земля, вода, огонь, металл, дерево. При этом вода, земля, металл относились к элементам, из которых слагаются тела, дерево овеществляло «принцип роста», а огонь являлся признаком «движения и развития». Воздух, поступающий при дыхании, оказывает «одушевляющее» действие. Между всеми этими первоэлементами существуют связи (по принципу пентаграммы) и все соотносится с окружающей средой, течением времени и космическими влияниями. В индийской философии к пяти первоэлементам прибавляется шестой - «сознание». В Древней Греции и Древнем Риме также существовало учение о первоэлементах, лежащих в основе мира (Эмпедокл, Сенека, V в. до н. э.). Все мировые явления укладывались в представление о первоэлементах. В Древнем Китае учение о пяти первоэлементах излагалось Цзы Сы (V-IV вв. до н. э.), Мэн-цзы (IV-III вв. до н. э.); более строгую форму это учение обрело в изложении Цзоу Яна (III в. до н. э.).

КОНЦЕПЦИЯ У-СИН

Этот Связи суточного цикла определялись следующим образом: день «рождает» вечер, вечер - ночь, ночь - утро и т. д., т. е. считалось, что в основе организации природы лежат циклы чередования инь - пассивной силы и ян - активной силы, а каждый из этих циклов состоит из чередования последовательных состояний: рождение или возрастание (весна, утро и т. д.), максимальная активность (лето, полдень и т. д.), упадок или угнетение (осень, вечер и т. д.), минимальная активность (зима, ночь и т. д.). Аналогично этому восток (восход солнца, утро) соответствует рождению, юг - максимальной активности, запад - упадку (заход солнца, вечер), север - минимальной активности.

Максимально обобщая и абстрагируясь от конкретных явлений, древневосточные ученые разделили мир на пять больших категорий; эти категории (закон пяти первоэлементов). Каждому из четырех последовательных состояний природы был дан символ: дерево, огонь, металл, вода, затем был добавлен пятый символ - земля, поскольку все циклические изменения происходят на земле, т. е., по представлению древневосточных мыслителей, каждый из пяти первоэлементов - это символ жизненных процессов, протекающих как в природе, так и в человеке, которые находятся в зависимости от пассивной и активной сил. Дерево - символ рождения, роста (переход от пассивной силы инь к активной - ян); огонь - символ максимальной жизненной активности (максимальное выражение активной силы ям); металл - символ начинающегося упадка (от ям к инь); вода - символ минимальной активности (пассивной силы инь); земля - центр и ось циклических изменений всего мироздания.

В окружающем мире (большой мир, макрокосмос) человек является миром в миниатюре (малый мир, микрокосмос) и состоит из тех же пяти первоэлементов, которые попадают в организм с пищей, и подчиняется законам природы, отличаясь от всего остального только разумом. Тело человека состоит из анатомо-физиологических единиц - органов, взаимодействующих между собой и с окружающей средой. Каждый из органов соответствует определенному первоэлементу и взаимодействует с другими органами.

Древневосточные врачи применяли концепцию у-син к анализу жизнедеятельности организма человека и для упорядочения сущности многообразных отношений человека и природы; сходства между этими отношениями и пятью первоэлементами устанавливались исключительно на основании аналогий. Эти аналогии были обобщены и впервые представлены в виде таблиц в трактате «Хуанди нэй-цзин» (табл. 1), однако список подобных аналогий практически неисчерпаем.

В представлении древневосточных мыслителей дерево имело следующие свойства: возникновение путем роста в теплый период, зеленый цвет и т. д., поэтому все вещи (явления), обладающие такими свойствами, относились к первоэлементу дерево. Огонь имеет свойства жары и поднимающегося вверх пламени, поэтому этот элемент в медицине обозначает локализацию жара, или воспаление, в верхней части тела, а все вещи (явления), обладающие свойствами огня, отнесены к первоэлементу огонь. Для земли свойственны плодородие, питание и превращения, поэтому под первоэлементом земля объединены сходные явления. Свойства металла - пустота, чистота, хрупкость, стройность и легкость; поэтому вещи (явления), сходные по свойствам с металлом, отнесены к первоэлементу металл. Вода обладает текучестью, прохладой (холод), способностью к движению назад, поэтому явления, обладающие такими свойствами, объединяются под символом первоэлемент вода.

Главным практическим выводом из учения у-син является признание неразрывной связи всех пяти первоэлементов. При этом каждый из первоэлементов связан с другими посредством продуктивных и разрушающих процессов («друг - враг»). Смысл продуктивных процессов заключается в следующем: вода способствует росту дерева, дерево может произвести огонь, огонь дает землю (пепел), земля производит металл, металл превращается в воду (жидкость). Деструктивность проявляется в том, что вода может погасить огонь, огонь может размягчать металл, а металл может резать дерево. Поскольку каждый из первоэлементов связан с четырьмя остальными первоэлементами продуктивными и деструктивными влияниями, то каждый из этих процессов зависим и связан с другими процессами, находится под их влиянием.

Очевидно (с современной точки зрения), можно говорить о том, что смысл продуктивных и деструктивных влияний и взаимозависимости пяти первоэлементов близок к представлению о законах сохранения массы и сохранения энергии; в условиях равновесия системы инь - ян каждый из пяти первоэлементов не может ни разрушаться полностью, ни беспредельно возникать.

Некоторые исследователи при рассмотрении закономерностей связи органов в рамках цикла у-син отмечают некоторую их правомочность с позиций современной физиологии. Так, функциональные связи между почками и мочевым пузырем, печенью и желчным пузырем, желчным пузырем и желудком, желудком и тонкой кишкой, тонкой кишкой и толстой кишкой не требуют доказательств. Последовательная стимуляция может быть интерпретирована как «функциональная помощь», а разрушающая - как «функциональное угнетение». Например, цепочка сердце - легкие - печень - селезенка: постоянная и интенсивная работа сердца требует энергии, которая в виде кислорода поступает из легких, легкие поглощают энергию в виде сахаров из печени, при необходимости в печень нагнетается дополнительное количество крови, депонированной в селезенке. С позиций современной физиологии такой подход к исследованию взаимодействия и взаимосвязей внутренних органов может быть отнесен к системному подходу, при котором изучение жизнедеятельности организма человека производится в целом, а не отдельных его структур, функционирующих независимо друг от друга.

Классификация аналогий макрокосмоса и микрокосмоса по концепции У-СИН

Природа (макрокосмос)

Пять перво- элементов

Пять видов вкуса

Пять цветов

Пять измерений

Пять влияний погоды

Пять сторон света

Рождение

Рождение

Развитие

Развитие

Коричневый

Изменение

Изменение

Середина

Белый (желтый)

Увядание

Увядание

Исчезновение

Исчезновение

Человек (микрокосмос)

Пять органов инь (чжан)

Пять органов ян (Фу)

Пять отверстий (окон)

Пять структур тела

Пять эмоций

Желчный пузырь

Тонкая кишка

Селезенка

Раздражение

Толстая кишка

Кожа и волосы

Мочевой пузырь

С этих позиций цикл у-син представляет сложную динамическую модель взаимосвязей организма человека с окружающей средой. Она может быть представлена в виде паутины, в которой сотни кругов, обозначающих разные уровни мировых явлений, как бы нанизаны и связаны пятью радиальными линиями, характеризующими функциональную связь всех явлений. Каждая такая радиальная линия обозначает один из пяти первоэлементов; например, вдоль радиальной линии дерево располагаются последовательно печень, желчный пузырь, ногти, весна, восток, кислое, тухлое, звезда, ветер, зрение, слезы, гнев, зеленое и т. д. Несмотря на кажущийся нелепым набор разных по своему качеству явлений, здесь наблюдается определенный смысл и порядок.

Современные исследователи древней восточной медицины относят концепцию у-син к философии метафизического характера. Концепция у-син включается в настоящее время в концепцию инь - ян: первоэлементы металл и вода относят к инь, дерево и огонь - к ян, первоэлемент земля образует как бы поворотную точку между инь и ян.

Основой взаимосвязи частей целостного организма служит «жизненная энергия», возникающая в процессе взаимодействия организма с окружающей средой, одной из форм проявления этой жизненной энергии является единство и борьба двух противоположных начал - ян и инь.

Другими словами, представление об организме человека выведено из вполне материального представления о пяти космических первоэлементах, а поскольку космические первоэлементы материальны, то и организм материален, и, наконец, поскольку все части организма связаны между собой, организм представляет собой единое целое. Древневосточные врачи обнаруживали целостный подход к пониманию сущности природы человека и его заболеваний. Они утверждали, что человек является составной частью окружающей природы и находится с ней в постоянных и тесных взаимоотношениях. В книге «Су-вей» сказано, что жизнь человека образована чи Неба и Земли и находится под влиянием четырех времен года. Пищу, воздух человек получает из окружающей его природы, к условиям которой он должен приспосабливаться.

КОНЦЕПЦИЯ ИНЬ-ЯН

Мировоззренческую основу древней китайской медицины составляло учение о двух противоположных началах инь и ян. Первоначально иероглифы, используемые для их написания, обозначали явления повседневной жизни. Например, инь означало затемненную сторону предмета, ян - освещенную. Позже инь и ям стали рассматриваться как «силы» или «энергии», или как материальные взаимодополняющие явления (стороны) предметного мира, в связи с чем любое явление, любое существо и каждое из его состояний можно отнести к двум противоположным формам - инь или ян. Все то, что можно отнести к сильному, горячему, твердому, тяжелому, высокому, блестящему, а также те или иные весомые признаки - это ян, а все противоположное - инь. Так, деятельность и покой, свет и тьма, возбуждение и торможение, неосязаемость и телесность и многие другие пары взаимопротивоположных явлений, предметов и свойств могут быть восприняты с позиции концепции инь - ян как единство и борьба двух противоположностей, или «полярных сил» - ян (активная сила) и инь (пассивная сила). При этом ни ян, ни инь не могут существовать изолированно друг от друга.

Короткий

Радостный

Печальный

Внутренний

Холодный

С помощью концепции инь - ян можно выразить противоположные стороны явления. Например, летом царит жара (ян), после летнего солнцеворота постепенно начинает преобладать погода инь, которая борется с жарой (ян) и ограничивает ее; зима является вершиной холода (инь), а после зимнего солнцеворота постепенно устанавливается погода ян, ограничивая инь зимы. В классическом китайском медицинском трактате «Лей-цзин фу-и», относящемся к периоду династии Мин (1368-1644 гг.), говорится, что состояние повышенной активности следует регулировать покоем; если ян достигло кульминационного пункта, его следует преодолевать с помощью инь. В этом находит выражение взаимный контроль покоя и движения, т. е. инь и ян.

Одно из основных положений концепции инь - ян заключается в том у что инь и ян находятся в состоянии противоборства и ограничивают друг друга. Если одна сторона преобладает, возникает недостаток другой стороны и, наоборот, при ослаблении одной стороны наступает чрезмерное усиление другой. Без этой борьбы невозможен необходимый контроль противоположностей. В книге «Су-вэнь» написано, что инь борется внутри, а ян вызывает волнение снаружи (т. е. указывается на то, что инь ведает внутренней средой, а ян - внешними проявлениями). В этой же книге написано, что когда инь и ян противоборствуют друг с другом вверху и внизу, возникают явления пустоты и заполнения; при этом инь и ян «сменяют друг друга» (т. е. оба противоположных начала никогда не остаются без взаимодействия и противоречий, более того, они противоборствуют и вытесняют друг, друга). Постоянная борьба и стремление к вытеснению друг друга, существующие между инь и ян, являются движущей силой изменения и развития вещей.

Как полярные противоположности инь и ян зависят друг от друга например, ян означает верх, инь - низ (без верха не может быть и низа» и наоборот). В соответствии с традиционными древними представлениями левая сторона тела соответствует ян, а правая - инь («без правой стороны нет левой, без левой нет правой»); жара соответствует ян, холод - инь («без жары нет холода, без холода нет жары»). Переполнение, или избыточная функция, соответствует ян; опорожнение, или слабость функции, соответствует инь («без переполнения нет опорожнения, без пустоты нет наполнения»). Традиционная восточная медицина учитывает многочисленные соотношения в человеческом организме и в природе, основанные на отношениях между инь и ян. Каждая из сторон создает важнейшее условие существования другой стороны. Эта взаимозависимость инь и ян обозначается в китайском языке «взаимным корнем» и раскрывает представление о том, что инь и ян служат друг для друга производным началом, т. е. взаимно вызывают друг друга: инь не в состоянии произвести себя, нуждается для этого в ян, и наоборот.

В отношении структур и функций человеческого организма инь означает материальные составляющие тела, а ян - его функции. Деятельность организма относится к категории ян, а пищевые вещества - к инь: инь сохраняется внутри и является материальной основой для ян, а ян внешне функционирует как проявление деятельности инь. Поскольку материальное начало находится внутри тела, в традиционной медицине говорится «инь внутри». Поскольку функции тела проявляются преимущественно с внешней стороны тела, говорят: «ян сидит снаружи»; ян становится, таким образом, «вестником инь». В соответствии с представлениями современной западной медицины структуры органов, находящихся внутри организма, образуют материальную основу различных функций, что в традиционной медицине находит выражение в словах: «инь является сторожем ян».

Инь и ян никогда не находятся в покое; они постоянно дополняют и из-меняют друг друга. По восточным представлениям действует правило: «Если ян отступает, увеличивается инь, а если отступает инь, происходит увеличение ян». Например, погода претерпевает изменения от зимы через весну к лету, становясь все жарче,- это соответствует отступлению инь и нарастанию ян; при похолодании погоды от лета через осень к зиме происходит процесс, равнозначный отступлению ян при увеличении инь.

В традиционной медицине считается, что функции органов (ян) возникают за счет потребления продуктов питания (инь), при этом происходит увеличение ян и ослабление инь. В то же время обмен веществ, полученных с продуктами питания (инь), требует расхода некоторого количества энергии (ян). В этом случае происходит усиление инь и ослабление ян. В нормальных условиях эти процессы находятся в равновесии. Если же ослабление или усиление переходит известные границы, может нарушиться состояние равновесия - возникает избыток инь или ян, что ведет к возникновению различных патологических процессов.

Обе стороны отношений между инь и ян могут претерпевать развитие, которое выражается в их превращении в собственную противоположность. Так, инь может превратиться в ян, а ян - в инь, и если процессы сокращения и увеличения инь и ян состоят в количественных изменениях, процесс превращения инь и ян (и наоборот) представляет собой изменение качест-ва. В книге «Су-вэнь» говорится: «Когда инь достигает максимума, он превращается в ян... Когда холод достигает своей вершины, он становится жаром, когда жар достиг вершины, возникает холод». Однако инь не может претерпеть превращения без наличия некоторого количества ян, а ян не может подвергнуться превращению без инь, т. е. условием того, что превращение вообще может произойти, является наличие определенного количества противоположного начала.

Таким образом, концепция инь - ян включает следующие элементы, дополняющие друг друга и не мыслящиеся друг без друга:

1) наличие противоположности между инь и ян;

2) взаимозависимость инь и ян;

3) взаимные дополнение и ограничение инь и ян;

4) взаимное превращение инь и ян.

Диалектическую модель инь - ян необходимо рассматривать в единстве ее отдельных элементов, не упуская из виду их внутреннюю зависимость и взаимное влияние. Нужно учитывать также то, что оба полюса (инь и ян) могут быть как причиной, так и следствием.

Концепция инь - ян служит основой не только теоретических представлений древней восточной медицины, но и основой диагностики и лечения. При этом исходили из следующих положений. В основе жизнедеятельности человеческого организма лежит уравновешенное соотношение инь и ян, полная «гармония» их проявления. Нарушение этого равновесия ведет к патологии, выражаясь (в общем виде) либо в преобладании ян или инь, либо в ослаблении ян или инь. В целом, любое физическое или психическое состояние, при котором наблюдается избыточность по сравнению с принятой нормой, относят к ян-состояниям, а недостаточность - к инь-состояниям (например, жар это ян-состояние, а озноб - инь-состояние). Другими словами, все типичные симптомы различных болезненных состояний можно разбить на две основные группы, определяющие два из основных, «руководящих», синдромов - ян-синдром и инь-синдром.

Исходя из принципа равновесия инь и ян главной задачей лечения являлось восстановление нарушенного баланса инь - ян, обеспечение «гар-монии» (что, по современным представлениям, является задачей восстановления гомеостаза, стимуляции защитных сил и реактивной способности организма), чему древние восточные медики придавали основное значение.

УЧЕНИЕ О ГЛАВНЫХ ОРГАНАХ И ГЛАВНЫХ ЭЛЕМЕНТАХ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗМА

Известно с какими трудностями развивались анатомические знания, сталкиваясь с мистическими и религиозными представлениями о право-мочности исследования трупов человека. Анатомические исследования проводились редко, в крайних случаях, и это, естественно, не стимулировало развитие анатомической и патологоанатомической науки.

В древних китайских книгах имеются специальные анатомические таблицы, где в примитивной форме схематически изображены строение и взаимоотношения полостных органов человеческого тела. По этим таблицам можно установить, что древним врачам были известны следующие органы: мозг, сердце, сердечная сумка (которую не отделяли от сердца) и сосуды, трахея, легкие и плевра, пищевод и желудок, тонкие и толстые кишки, печень и желчный пузырь, почки и мочевой пузырь, диафрагма, матка; кроме того, были известны нервы. Однако схемы строения внутренних органов и представления об их функциях не соответствуют современным представлениям. Например, несмотря на то, что еще в древности знали, что кровообращение совершается по замкнутому кругу, считалось, то кровь оттекает от кончика сердца у мужчин в левую сторону, а у женщин в правую. Более того, из этих анатомических таблиц можно установить, что древневосточным врачам не были известны такие жизненно важные органы, как железы внутренней секреции, и очевидно, что функции различных желез внутренней секреции приписывались другим органам. Так, безусловно, надпочечники воспринимались вместе с почками, поджелудочная железа - с селезенкой, зобная, щитовидная и паращитовидные - с какими-либо другими органами. Очевидно, поэтому каждому из «основных» органов приписывалось значительно большее число функций. Например, нарушения менструального цикла объясняются в традиционной медицине пустотой инь печени и почек, при которой нарушается равновесие между чудесными меридианами чжун-май и жэнь-май (считается, что эти чудесные меридианы связаны с маткой).

Можно предположить, что в связи с тем, что анатомические знания были недостаточны, а медицина в целом развивалась по стихийно материалистическому и диалектическому пути, исходя из описанных выше общефилософских представлений того времени, основы медицинской теории стали базироваться на представлении о функциях целостного организма. Следовательно, можно также предположить, что анатомические схемы показывают связи между органами и их функциями, выражением чего является учение о меридианах и протекании по ним «жизненной энергии».

Помимо отдельных анатомических образований в прямом смысле этого слова, стало складываться представление о «главных» органах, являющихся анатомо-физиологической системой. Для традиционной медицины «орган» - это не только органическая структура, но также и функциональная система; органы нужно понимать как функции, а не наоборот. Кроме того, в тесном единстве с внутренними органами воспринимались и психические функции организма.

По этой теории были выделены две категории главных органов - чжан и фу, остальные органы отнесены к добавочным». В соответствии с этой теорией в организме существует пять органов чжан (основные «органы») и пять органов фу. Органы чжан характеризуются плотностью, являются иньскими и соответствуют пяти первоэлементам: сердце (огонь), легкие (металл), селезенка (земля), почки (вода), печень (дерево).

Характеристика органов чжан. «Сердце» - вся сердечно-сосудистая система, выполняющая в организме функцию кровообращения и теснейшим образом связанная с психической деятельностью человека; «селезенка» - вся пищеварительная система, включающая функцию восприятия и переработки пищи, всасывания и использования ее в организме, выделения образующихся плотных шлаков; «легкие» - вся система дыхания, включающая и кожу; «почки» - вся система мочеобразования и мочевыделения, водного обмена в организме, система факторов гуморальной регуляции (желез внутренней секреции) и выделения образующихся жидких шлаков, костная система, почки считаются также «первичным началом врожденной энергии»; «печень» - центральная, вегетативная и периферическая нервная система с ее функцией связи организма с внешней средой и регуляцией деятельности внутренних органов, с ее «желчью» как гуморальным фактором регуляции нервной системы, как «орган», в значительной мере определяющий состояния взаимоотношения ян-инь в организме и вследствие этого - особенности темперамента организма. Исходя из закономерностей як - инь и закономерностей «пяти первоэлементов» (у-син), считается, что все органы тела неразрывно связаны между собой и взаимодействуют как в процессах синергизма и стимуляции, так и в процессах антагонизма и подавления.

К инь-органам относится также условный орган «перикард». В это понятие не входит анатомическое образование сердечная сумка; орган «перикард» (в теории органических функций) является функциональной системой, регулирующей кровообращение (вместе с сердцем), дыхание и половые функции. Ян-органы называют органами накопления, так как они как бы накапливают часть переработанной пищи как резерв энергии организма.

К категории фу отнесены пять органов: желудок, толстая кишка, тонкая кишка, желчный пузырь, мочевой пузырь, а также условный орган, именуемый «три обогревателя». Органы фу характеризуются тем, что они полые; нормальная функция желудка считается основой здоровья человека. Органы фу являются ян-органами, они взаимодействуют между собой и с органами инь (чжан}; на них также распространяется цикл у-син. Ян-органы называют рабочими органами, так как они, по теории органических функций, служат для восприятия пищи, ее размельчения, пищеварения, всасывания и активного выделения шлаков.

К категории добавочных органов отнесены головной, спинной и костный мозг, кости, мышцы, матка, диафрагма, так как считалось, что функция их постоянна и не подвержена значительным и быстрым изменениям. При этом понятие «диафрагма» имело больше топографическое значение, чем значение органа; отмечалось, что диафрагма находится в тесной связи с легкими, желудком, печенью и желчным пузырем.

«Главные органы» являются физиологической системой, выражением чего служит понятие «меридиан». В пользу этого говорит тот факт, что в число «главных органов» входит представление об органе, вернее о меридиане трех обогревателей, не имеющем морфологического значения, а только являющегося «функциональным кругом», который объединяет функции органов грудной полости, брюшной полости и полости малого таза. Функциональный круг «три обогревателя» влияет на все органы; он контролирует энергию дыхания, подачу энергии мочевыделительным и половым органам, энергию полового импульса. Инь-органы перикарда, вернее меридиан перикарда, также не имеет своего морфологического значения и также является функциональным кругом, охватывающим всю систему кровообращения, контролирует кровеносные сосуды, в том числе фильтрующие органы почек. Этот меридиан находится в противоположности к меридиану трех обогревателей. Физиологическое действие меридиана перикарда заключается в «управлении» всей кровью, поэтому этот меридиан имеет связи со всеми внутренними органами.

Инь-органы нечувствительны к боли; боль - это функция органов ян. Каждый орган, как и относящийся к органу меридиан, имеет определенную часть ян и часть инь. Если имеет место боль, то это состояние относится к ян-части данного органа. Ян-органы могут подвергаться сильным влияниям со стороны сознания (аффекты), эмоций и подсознательных влияний.

СЕМЬ ЭМОЦИЙ СООТВЕТСТВУЮЩИХ ОРГАНАМ ЧЖАН И ФУ

1. Сердце - радость, проявляется на лице через кровеносные сосуды и кровь, заключает в себе разум, открывается через язык, сердцу соответствует красный цвет, запах горелого, горький вкус, среди звуков речь, выделяется пот. Элемент огонь. Поэтому красные пятна на коже - болезни сердца, речи, восприятия запахав и т. д. Сердцу подчиняется тонкий кишечник.

2. Легкие - эмоции беспокойство, управляет всем, что рассеивается и опускается вниз в теле, определяет состояние кожи н волосков, контролирует циркуляцию жидкости. Легким соответствует: белый цвет, запах прогорклый (сырого мяса), вкус острый, звук плачь. Элемент стихни металл. Легкие хранят дух. Входные ворота нос, выделяется слизь. Легким подчиняется толстый кишечник.

3. Селезенка (переживание) - печаль. Управляет транспортом веществ. Контролирует состояние крови входные ворота рот, состояние можно определить по губам, ей соответствует желтый цвет, запах ароматный, вкус сладкий, звук пение, выделение слюна. Хранит сознание, связана с желудком. Элемент - земля. Показатель: плохой аппетит, чувство вздутия живота, вялость, истощение, жидкий стул (возможно).

4. Печень - функция накопления крови и обеззараживания шлаков, эмоция - гнев, входные ворота глаза, симптомы ногти, цвет сине-зеленый. Хранит дух. Элемент дерево Симптомы: спазмы, судороги. Ухудшение зрения, чувство онемения, у женщин нарушение месячных, у мужчин потенция.

5. Почки - эмоции страха, функция управление циркуляцией жидкости, сексуальная энергия, развитие костного мозга и волос. Входные ворота уши. Цвет черный, запах гнили, вкус соленый, звук стон, выделения моча Элемент вода.

Левая почка отвечает за выделительную функцию, правая за половую энергию. Три обогревателя - это дорога для твердой, жидкой пищи и энергии.

1-й обогреватель - это область от сердца до мечевидного отростка. Точка воздействия четвертый энергетический центр. Это область от макушки до диафрагмы. Вид обогревателя дымка, туман, управляет входом и выходом энергии. Ян согревает кожу, но не мышцы. Оценивает все поступления в организм.

2-ой обозреватель - от мечевидного отростка до пупка. Зона воздействия от середины пупка до мечевидного отростка (сердца), Пузыри на воде, отвечает за переваривание, обработку пищи и жидкости, а так же за образование крови и в эту область входит три органа: желудок, печень и селезенка.

3-ий обозреватель - от середины пупка до лобка (от пупка до кончиков пальцев ног). Точка воздействия второй энергетический центр. Вид черный тоннель. Управляет выделениями и обменными процессами. Входят почки.

СИМПТОМЫ ЗАБОЛЕВАНИЙ ОРГАНОВ ЧЖАН И ФУ

1. Избыток ян: голос громкий, чистый, высокий, глаза блестящие (не грустные) подвижные, движения быстрые, резкие, часто угловатые, нерасторопность, повышенная игривость, веселость, активность при разговоре, предрасположенность к лихорадкам, жару, спазмам, боли в мышцах, скованность, судороги. Часто локальные боли (почечные) особенно при нажатии второй области.

2. Избыток инь: характерен красный цвет лица, прожилки в области щек и крыльев носа, часто при этом люди полные, крепко сбитые. Предрасположенность к воспалительным заболеваниям кожи. Локальные припухлости, ощущение внутренней дрожи.

3. Недостаток ян: голос охрипший, нет чистоты, звонкости, глаза не ясные, тусклые, тело дряблое, рыхлое, кожа бледная, движения мед-ленные как бы через силу, леность, речь вялая, часто без причины плачет, характерно ночное отделение пота, жар, часто ночной удуш-ливый кашель, чувство парестезии (бегания мурашек).

4. Недостаток инь: кожа лица синюшна, иногда серо-пепельного цвета, дряблость лица, одутловатость, состояние внешнего вида бледное, ощущение немощи, вялости, сопротивляемость инфекции низкая, характерны беспорядочные падения артериального давления, склонность к обморокам.

Наджимов О.К.

У-СИН

Цикл У-син часто изображается в виде пентазвезды с перекрещивающимися сторонами, вписанной в круг и соответствующими обозначениями её лучей: Дерево, Огонь, Земля, Металл и Вода (рис.1), которые являются символами, отражающими различные жизненные процессы, протекающие как в природе, так и в человеке. Определенные традиционные объяснения в отношении этой схемы имеются во многих источниках по акупунктуре. Здесь же будет показано, что Инь и Ян, триграммы, гексаграммы, схемы Хэ-ту и Ло-шу, а также У-син - это звенья одной цепи, это инструменты для познания Законов Вселенной, которые при внимательном рассмотрении очень тесно взаимосвязаны и основываются на функционировании друг друга.

Рис. 1. Схема У-син

По мнению специалиста-китаеведа (Фалев А.И., 1991) термин "У - син" неправильно переводится как "пять первоэлементов". Он утверждает, что дословный перевод данного термина означает пять движений и выражает он не идею "элемента" как некоей статической единицы, а самого движения как такового.
Также, данный иероглиф (у-син) имеет еще один вариант прочтения - "хан" и означает в данном случае "ряд". Изначальная форма этого иероглифа имеет вид перекрестка. Этимологическое значение термина "хан" - это перемежающиеся ряды, перекресток дорог. Во всяком случае, в разных текстах говорится, что это некие позиции, а не сущности, как это обычно представляется в западной синологической литературной традиции, это не первосубстанции бытия, из которых все состоит, а просто символы, обозначающие ряды, на которые разделяется все сущее в мире (5 рядов). Мало того, что это пять рядов, которые можно просто обозначить числами 1, 2, 3, 4 и 5 и линейно рассматривать как некие 5 отделов (отсеков), а это упорядоченная в пространстве вокруг определенного центра система.

В связи с вышесказанным приведем рисунок схемы У-син, выполненный в виде креста с центром в середине (рис.2).



Рис. 2. Крестообразная форма системы У-син. Пространственное расположение элементов системы, соотнесенное со сторонами света

На рисунке 2 элемент Земля располагается в центре схемы, а по сезону года соответствует межсезонью. То есть, 15 дней каждого сезона из 60 дней относятся к элементу Земля. И если схему У-син представлять именно таким образом, то отчетливо прослеживается сходная генетическая основа схем Хэ-ту и У-син (рис. 34), а также соответствие иероглифу "хан".
В предыдущей статье были даны соответствия между триграммами и элементами схемы У-син. Теперь остается проанализировать соотношение схемы Ло-шу с 12 Главными меридианами (рис. 3).


Рис. 3. Схема Хэ-ту, соотнесенная с элементами схемы У-син и отражающая связь между элементами и внутренними органами (меридианами)



Рис. 4. Схема Ло-шу и соотношение между 12 Главными меридианами
(числа соответствуют числам у внутренних органов схемы Хэ-ту).
Цзы - соответствует промежутку времени 23-1 ч; чоу - 1-3 ч;
инь - 3-5 ч и т.д., то есть показывают ритмическую
временную последовательность активности меридианов.

В традиционной китайской медицине Ло-шу соответствует структуре меридианов, т.е. периферийной структуре организма. И если подставить в Ло-шу внутренние органы (меридианы), соответствующие числам Хэ-ту, то получится следующая последовательность: желчный пузырь (VB) - 8, печень (F) - 3, легкие (P) - 4, толстый кишечник (GI) - 9 и т.д.
Не трудно увидеть, что данная последовательность совпадает с последовательностью расположения меридианов в Большом круге циркуляции энергии.
Итак, схемы Хэ-ту и Ло-шу соотносятся между собой так же, как структура внутренних органов и структура меридианов.

Следует сказать о том, что конечно, рассмотрение отдельных аспектов элементов китайской философии не дает глубокого и всестороннего понимания их сокровенной сущности. В целях более глубокого изучения сути "Книги перемен", значения триграмм и гексаграмм, схем У-син, Хэ-ту и Ло-шу следует ознакомиться с соответствующими трудами разных авторов.
Здесь же, напомню, задача состояла в том, чтобы показать, насколько мощными классификационными и философски фундаментальными инструментами владели древние специалисты для анализа сути вещей, явлений, их трансформаций и взаимодействий.

Рассмотрим это на примере объемного проводника - куба. Взглянем на теорию «У-син» с точки зрения физики, конкретнее с точки зрения движения заряда в Пространстве.

В соответствии с Законом полярности, разные участки куба будут иметь различное соотношение электроположительных и электроотрицательных зарядов. Проставим эти заряды в области углов куба.

B) (+ – +) c) (+ + +)

(– + +) a) d) (+ – -)

I) (– – +) m) (+ + -)

(– – -) k) n) (– + -)

Рис. 5. Знаки зарядов на углах куба

Объяснение: например, угол k) должен иметь три минуса (инь): 1-ый минус из-за того, что угол располагается внизу по оси полярности верх-низ, 2-ой из-за того, что угол находится в правой части куба по оси полярности правое-левое, 3-ий из-за расположения угла на передней стороне куба по оси полярности переднезаднее.

Таким же образом можно объяснить и обосновать энергетическую характеристику и любой другой части куба. При этом следует заметить, что независимо от того, что некоторые участки куба в количественном отношении знаков зарядов одинаковы, например, углы а) и n), однако их качественные и пространственные характеристики совершенно различны.

Данная точка зрения на неоднородность распределения электроположительных и электроотрицательных зарядов (или Инь-Ян, или яо в составе триграмм и т.д.) в объёме

Пространства соответствует взглядам древних китайцев, только они обозначали части Пространства через символы Инь – Ян, триграммы и числа, схемы Хэ-ту и Ло-шу.

Теперь рассмотрим движение энергетических потоков в Пространстве заряжённого куба. Предположим, что из угла к) начинается движение энергии. В силу Закона полярности противоположным конечным пунктом движения данного потока будет угол с), который по своей заряжённости противоположен углу к) и составляет с ним диаметральную ось полярности. При этом траектория движения энергетического потока не будет прямолинейной, а будет спиралеобразной в силу Закона полярности (рис. 6).

С) (+ + +)

(– – -) к)

Рис. 6.

Двигаясь в заряжённом Пространстве, поток будет одновременно притягиваться противоположными по полярности сторонами куба, что и придаст траектории движения потока спиралеобразный вид. Причём, если в начале движения энергетический поток имеет более электроотрицательную заряжённость, то по мере приближения к углу с) его заряжённость будет постепенно изменяться на электроположительную. Сравним с относительностью Инь и Ян – они оба могут превращаться в свою противоположность. Энергетические же потоки, идущие из противоположных частей навстречу друг другу должны быть разно закрученными, то есть, право – и левозакрученными.

Достигнув, таким образом, противоположной точки с), энергетический поток начнет двигаться теперь уж в обратном направлении, также вращаясь, пока не достигнет исходной точки к). И такой характер движения будет продолжаться вечно.

Вот это-то движение потоков заряженных частиц в пространстве и отражает схема «У-син». Представленная не в объемном изображении, а в одномерной плоскости эта теория и выглядит привычным образом (рис. 1.).

Таким образом, по нашему мнению, «У-син» с точки зрения физики является отражением закона движения зарядов в Пространстве. Также различные процессы на всех уровнях Мироздания протекают в соответствии с этим законом. То есть, вечное спиралеобразное движение в развернутом виде можно представить в виде синусоиды с чередующимися максимумами и минимумами (рис. 7).

Максимум


Минимум

Рис. 7.

Если сопоставить синусоиду со схемой «У-син», то элементы «У-син» распределяются по синусоиде следующим образом:

Огонь


Земля Земля

Дерево

Металл

Металл Дерево

Земля Земля

Вода

Элемент «Земля» соответствует переходу между другими элементами.

Любой процесс имеет начальную точку, максимальную точку (кульминация), нисходящий участок и минимальную точку (конец). Затем процесс может повториться вновь и т.д. Как и в синусоиде, так и в схеме «У-син», а значит и в Пространстве имеются диаметрально противоположные точки и соседние участки.

Таким образом, схема «У-син», изображенная в виде пентаграммы, также отражает связь между соответствующими соседними и противоположными участками Пространства в виде стимулирующих и деструктивных связей (рис. 1).

Теперь рассмотрим соответствие разных процессов, происходящих в Природе и у человека схеме «У-син», например, чередование фаз года (см. табл.1). Весна соответствуют элементу Дерево и энергии ветер, Лето соответствует элементу Огонь и энергии тепло, Осень соответствует элементу Металл и энергии сухость, Зима соответствует элементу Вода и энергии холод. А элемент Земля по сезону года соответствует межсезонью или ещё – позднему лету. В таблице № приведены различные соответствия циклу «У-син».

Можем также рассмотреть, как протекает жизнь человека по схеме «У-син».

Период от рождения ребенка до подросткового периода соответствует элементу Дерево . В данный период жизни человек очень подвижен, так как доминирует энергия Ветер. Тяга детей в этот период к сладкому и то, что они могут выдерживать сладкое в больших количествах, объясняется тем, что в схеме «У-син» Ветер, как энергия первоэлемента Дерево, доминирует над энергией Влажность, первоэлемента Земля, а также, если брать по вкусу, то и над сладким. Поэтому в период действия энергии Ветер, человек и выдерживает большие количества сладкого, благодаря доминирующему действию Дерева над Землей.

Подростковый период. Соответствует элементу Огонь и энергии Тепло. В этот период у многих подростков появляется любознательность, творческая активность, максимализм. Ближе к взрослению у некоторых подростков появляются прыщи. Их появление в этот период можно объяснить одновременным действием двух видов энергии – Тепла и Влажности. Тепло уже само по себе активно проявляется в подростковом периоде, а Влажность только лишь начинает усиливаться. И при условии, что подросток злоупотребляет сладким, а также ослабления у подростка мочеполовой системы, в результате чего, по Закону Инь-Ян тепло, не удерживаемое нижней инь-областью будет отрываться вверх, именно больше в верхней части (лицо, шея) и появляются гнойнички.

Отсюда вывод – в подростковом периоде следует быть осторожным в употреблении большого количества сладких продуктов и напитков, меньше употреблять также холодное.

Взрослый период. Примерно, в возрасте 30-40 лет в жизни человека доминирует элемент Земля и соответственно, энергия Влажность. Многие люди начинают набирать вес, даже если мало едят. Сама энергия Влажность обуславливает оседлый, сидячий образ жизни. Человек становится более степенным, меньше двигается, нежели в детстве. Противодействием набору веса может служить усиление энергии Ветер, которая доминирует над Влажностью, а это значит – повышение двигательной активности, уменьшение сладкого и большее употребление кислого.

Период пожилого возраста. Примерно соответствует 60-70 лет. В этот период доминирует элемент Металл и энергия Сухость. Появляется седина. Кожа начинает сморщиваться. Уменьшается рост и вес, начинаются различные атрофические процессы. В этот период важно сохранять Энергию Тепла, так как по схеме «У-син» Тепло доминирует и подавляет Сухость.

Период старческого возраста. После 70 лет и до глубокой старости. В этот период жизни человека доминирует элемент Вода и энергия Холод. Ослабляется организм человека. Слабеют многие функции и органы. Усугубляются атрофические процессы. Развивается чувствительность к холоду. Вспомните поговорку: «жар костей не ломит».

У некоторых долгожителей могут наблюдаться следующие явления: появляются новые зубы, поведение начинает становиться похожим на детей и т.д. Эти признаки указывают на то, что человек успешно прошел полный цикл «У-син» и у него как бы начинается повторный цикл, то есть снова «приходит весна». Эти примеры также доказывают циклический универсальный принцип протекания процессов, а не линейный.

В качестве следующего примера по таблице соответствий можем рассмотреть взаимосвязь между психической сферой человека и внутренними органами.

Элементу дерево из эмоциональной сферы человека соответствует эмоция гнев, а из внутренних органов желчный пузырь и печень. Несомненно, между этими объектами имеется тесная связь. Вспомним фразу: «желчный человек». Это говорят о раздражительных, гневливых людях. То есть, у людей, у которых имеется дисфункция печени и желчного пузыря могут наблюдаться в психоэмоциональной сфере приступы гнева, раздражительности и т.д. И наоборот, если долгое время человек будет находится в состоянии раздражения и гнева, то может нарушить функцию желчного пузыря или печени.

Рассмотрим эмоцию радость, она относится к элементу Огонь. Казалось бы, это положительная эмоция и радости мало не бывает. Все же необходимо знать меру. Зная, что по таблице соответствий в группу элемента Огня из внутренних органов входят сердце и тонкий кишечник, можно сделать вывод, что чрезмерная радость может повредить сердце. Известны случаи, когда из-за огромной радости у людей случались сердечные приступы.

Следующий по схеме «У-син» элемент – Земля. Из психоэмоциональной сферы к данному элементу относится размышление, а из внутренних органов – поджелудочная железа, селезенка и желудок. Поэтому, если человек предается усиленному и долгому размышлению, то есть опасность повреждения функций вышеназванных органов. Клинические наблюдения подтверждают это. При опросе лиц, страдающих сахарным диабетом, нередко выясняется, что это люди, которые много думают, имеют бесплотные размышления, фантазии, думают о несбыточном. То есть, их мышление зачастую не носит конструктивный характер.

К элементу Металл относится эмоция грусть, тоска, а из внутренних органов – легкие и толстая кишка. Известна фраза: «вздыхает от тоски», указывающая ясно на связь между легкими и эмоцией тоска. То есть, выходит, что если человек будет много грустить или тосковать, то это может привести к заболеванию дыхательного аппарата. Из истории известны случаи, когда сильная тоска приводила даже к заболеванию туберкулезом легких. И наоборот, если имеется серьезная болезнь легких, то в настроении человека зачастую могут наблюдаться грустные, тоскливые мотивы.

К элементу Вода относится из психоэмоциональной сферы эмоция страх, а из внутренних органов – почки и мочевой пузырь. О связи страха с мочевым пузырем говорит и такое выражение: «обмочился со страху». Но есть и обратная связь – у людей страдающих хроническими болезнями почек нередко в поведении наблюдается пугливость, тревожность, тяжелые вздохи, страхи и т.п. Подлечив почки, удается уменьшить и соответствующие психоэмоциональные проявления.

Взаимосвязи схемы «У-син» используются и при проведении диагностики. Возьмем, к примеру, цветовые соответствия. Так, к элементу Дерево относится зеленый или синий цвет. Опять же выражение: «позеленел от гнева» указывает на связь зеленого цвета с входящей в группу элемента Дерево эмоцией гнев, а значит и на внутренний орган – печень (цвет желчи – темно-зеленый).

Красный цвет соответствует элементу Огонь и сердцу – поэтому при сердечнососудистых нарушениях, на коже могут проступать красные пятна.

Желтый цвет принадлежит к элементу Желудок, к нему же из внутренних органов относятся желудок и селезенка с поджелудочной железой. То есть, при поражении селезенки и нарушении функции желудка может наблюдаться на коже человека своеобразный желтый оттенок. А вот как можно объяснить, что при заболевании гепатитом, кожа больного желтеет. В норме по схеме «У-син» печень доминирует над селезенкой, но когда печень больна и ослабла, начинается противодействие селезенки, она преодолевает доминирующее действие печени и поэтому начинает доминировать желтый цвет, относящийся к тому же элементу Земля, что и селезенка.

Белый цвет соответствует элементу Металл и из внутренних органов легким и толстой кишке. Известно, что например, у лиц страдающих серьезными болезнями легких наблюдается серый (металлический) цвет кожи.

Чёрный цвет соответствует элементу Вода и из внутренних органов почкам и мочевому пузырю. Многие знают, что тёмные мешки под глазами означают нарушение функции почек и т.д.

Также по схеме «У-син» можно проанализировать взаимосвязи между вкусом и внутренними органами. К следующим элементам относятся следующие вкусы:

Дерево - кислый вкус;

Огонь – горький вкус;

Земля – сладкий вкус;

Металл – острый вкус;

Вода – соленый вкус.

Промоделируем, что будет, если в организм человека, подчиняющегося закону «У-син», ввести повышенное количество какого-либо вкуса, например, сладкое. Мы знаем, что избыточное количество сладкого в первую очередь нагружает селезенку с поджелудочной железой (сладкое нельзя диабетикам) и желудок. В то же время многие врачи и специалисты знают, что сладкое полезно для мышц, печени, головного мозга и почкам.

Почему же это так, одним органам сладкое полезно, а другим – вредно. Это можно объяснить, исходя из взаимоотношений между органами согласно схеме «У-син». Посмотрим, какие органы являются антагонистами селезенки и поджелудочной железы. Это печень и почки (оба эти органами имеют деструктивную связь по схеме «У-син» с селезенкой и поджелудочной железой). Поэтому, если функция селезенки-поджелудочной железы будет нарушена употреблением большого количества сладкого, то выиграют от этого антагонисты – печень и почки, а вместе с ними и те функции, органы и ткани, которые к ним относятся по группе элементов Дерево и Вода. Так, если улучшается (усиливается) функция печени, то прямо улучшается и функция мышц, зрения, повышается иммунитет и т.д. То же самое можно сказать и насчет группы элемента Вода. При усилении функции почек улучшается работа костной системы, уменьшаются тревожность и страхи, усиливается диурез, улучшается функция головного и спинного мозга (по древнекитайской медицине, от функции почек зависит функция костного и головного мозга) и т.д.

Также следует учитывать и связь вкуса с энергией. Так, кислый вкус усиливает энергию Ветер и связанные с ним явления. Соответственно сладкое усиливает энергию Влажность, тем самым способствует набору веса, ожирению и т.п. явлениям. Горький вкус усиливает энергию Тепло и способствует перевариванию пищи (например, горчица) и т.д.

Только следует помнить, что избыток вкуса ведет к нагрузке объектов своей группы, принадлежащих к одноименному элементу, но в малых количествах необходим для укрепления и функционирования объектов своей группы.

Рассмотрим теперь некоторые взаимосвязи внутренних органов между собой согласно схемы «У-син». Например, взаимоотношение легких с сердцем. Оба они принадлежат к элементам-антагонистам Металлу и Огню. Известно, что у спортсменов, из-за усиленной функции легких увеличивается дыхательный объем, а в функционировании сердца наблюдается брадикардия – урежение ударов сердца. Можно, зная обратные функциональные связи сердца и легких предположить, что если один из этой пары органов ослабнет, то другой усилится и наоборот. Поэтому, если человек страдает серьезным заболеванием легких, то из деструктивной и обратной связи легких с сердцем следует, что в функционировании сердца должна наблюдаться тахикардия – так оно есть и на самом деле.

Интересную интерпретацию одной из причин инфаркта сердца можно сделать, исходя из деструктивной связи сердца с почками. Как процесс инфаркта может выглядеть визуально? Предположим, сидит человек на работе и у него хорошее настроение, но вот раздается звонок и ему сообщают какую-либо страшную весть о его близких. Бывает нередко, что сразу после страшного известия человек хватается за сердце и падает – у него обнаруживают инфаркт сердца. А что же произошло, почему так внезапно ухудшается работа сердца. Согласно схеме «У-син», энергия холод относится к элементу Вода, который доминирует над элементом Огонь, к которому относится сердце. Так вот, при внезапном и сильном испуге, страх ведет энергию холод к сердцу по деструктивной связи, который и дает спазмирование сосудов сердца, вследствие чего кровь перестаёт поступать к сердцу и возникает инфаркт. Вот почему принято перед сообщением плохих известий подготавливать человека, чтобы не было внезапного и сильного страха, тогда подготовленный заранее организм выдержит страшную весть.

И, наконец, о роли схемы «У-син» в выявлении патогенеза болезни и составлении индивидуального рецепта точек для пациента. Знание законов «У-син» дает возможность правильно распознать патогенез заболевания и составить адекватный стадии болезни лечебный рецепт точек. Следует сказать, что каждая болезнь развивается по определенным законам, среди которых универсальный закон «У-син» является доминирующим. Рассмотрим это на примере обычного фурункула. Первая стадия начала болезни невидна – это действие энергии Ветер. Со второй стадии уже видно покраснение - это болезнь по схеме «У-син» сдвинулась по часовой стрелке и на неё действует энергия Тепло. Далее, как известно, начинается нагноение головки, это является показателем, что болезнь находится между элементами Огня и Земли, так как только одновременное действие двух энергий – Тепла и Влажности может дать гнойный процесс. Затем, если фурункул не трогать, начинается переход его в четвертую стадию к сухости, так как после элемента Земля идет элемент Металл и начинает действовать его энергия Сухость – фурункул сохнет в своей оболочке.

В последней стадии, когда болезнь уже доходит до действия энергии Холод (элемент Вода) фурункул отмирает и остается черная отметка.

Соответственно этим стадиям развития фурункула и будет составляться адекватный рецепт точек. Например, на 2-ой стадии, когда видна красная головка фурункула, следует в лечебном рецепте использовать точки Тепла, чтобы остановить действие энергии Тепло и дальнейшее развитие болезни. А на 3-ей стадии, когда уже образуется гнойный процесс, следует одновременно тормозить точки Тепла и Влажности, так как именно от сочетания этих энергий и образуется гной. А уже на 4-ой стадии, когда развитие фурункула входит в сферу действия энергии Сухость, воздействие на предыдущие точки уже не актуально и т.д.

Конечно, не каждая болезнь проходит так классически по этапам «У-син», она может иметь сложную траекторию распространения в организме в зависимости от вовлеченных в процесс внутренних органов и структур, а также от возраста, крепости организма пациента и др. факторов. В этом случае крайне важно по соответствующим диагностическим признакам определять, где и на каком этапе находится болезнь, какая или какие энергии доминируют или, наоборот, ослаблены в данный момент, и на этом основании составить лечебные мероприятия адекватно этим факторам.

Таким образом, теория «У-син» до сих пор эффективно применяется не только в диагностическом и классификационном подходе, но играет и фундаментальную роль в определении патогенеза и разработки эффективных лечебных мероприятий для пациента, особенно с учетом новой авторской интерпретации данной теории.

Приложение. Соответствие разных явлений природы и частей человека циклу У-син

ЯВЛЕНИЯ

ДЕРЕВО

ОГОНЬ

ЗЕМЛЯ

МЕТАЛЛ

ВОДА

Природа

Времена года

Развитие

Направление

Дни недели

Энергии

Цвет

Вкус

Запах

Злаки

Мясо

Числа

Планета

Нота пентато-

ники

Весна

Рождение

Восток

Четверг

Ветер

Зелёный

Кислый

Зловонный

Пшеница

Курятина

3,8

Юпитер

Цзюэ

Лето

Рост

юг

Вторник

Жара

Красный

Горький

Острый

Просо

Баранина

2,7

Марс

Чжэн

Позднее лето

Зрелость

Центр

Суббота

Влажность

Жёлтый

Сладкий

Душистый

Рожь

Говядина

5,10

Сатурн

Гун

Осень

Старость

Запад

Пятница

Сухость

Белый

Острый

Пресный

Рис

Конина

4,9

Венера

Шан

Зима

Смерть

Север

Среда

Холод

Чёрный

Солёный

Затхлый

Бобы

Свинина

1,6

Меркурий

юй

Человек

Органы Инь

Органы Ян

Ткани тела

Влияет на:

Органы чувств

Эмоции

Чувства

Запахи (тела)

Выделения

Звуки (человека)

Темперамент

Печень

Желчный пузырь

Сухожилия

Ногти

Глаза

Гнев

Зрение

Прогорклый

Слёзы

Крик

Склонность к депрессиям

Сердце

Тонкий кишечник

Кровеносные сосуды

Цвет лица

Язык

Радость

Речь

Палёный

Пот

Смех

Эмоциональная

Лабильность

Селезёнка

Желудок

Мышцы

Губы

Ротовая полость

Забота, размышление

Вкус

Душистый

Слюна

Пение

Мания навязчивых состояний

Лёгкие

Толстый кишечник

Кожа

Волосистый покров

Нос

Тоска, грусть

Обоняние

Мясной

Слизь

Плачь

Наклонность к тоске

Почки

Мочевой пузырь

Кости

Волосы головы

Уши

Страх, тревожность

Слух

Гнилостный

Моча

Тяжёлые вздохи

Боязливость, тревожность

У-СИН

(плавающие звезды)

Основой мировоззрения жителей восточных стран испокон веков была дуалистическая космогоническая концепция существования двух противоположных сил - ИНЬ и ЯН , возникших из первоначально единой энергии ЦИ.

В результате "сгущения" ЦИ возникло разделение на светлые и лекгие ЯН-ЦИ,поднявшиеся вверх и образовавшие Небо, и мутные,тяжелые ИНЬ-ЦИ, опустившиеся вниз и образовавшие Землю. Чередование Инь (пассивной силы) и Ян (активной силы) задает цикличность всех процессов в природе: день и ночь, утро и вечер, зима и лето, холод и тепло, бодрствование и сон, вдох и выдох и т.д.

Взаимодействие Инь и Ян рождает пять первоэлементов (первостихий), которые являются основой всех вещей и состояний природы: ВОДУ, ОГОНЬ, ДЕРЕВО, ЗЕМЛЮ, МЕТАЛЛ.

Стоит упразднить одно (первоначало), и жизнь станет невозможна.

такое представление и сформировало концепцию "У-СИН", согласно которой все явления во Вселенной находятся в постоянном движении: земля - это почва для растений; вода- питание для растений и животных; огонь- тепло для всего живого; дерево-питание для животных и т.д.

Для чего мы используем У-СИН?

Длятого, чтобы самим определить (без помощи врачей) какие органы и системы в вашем организме более склонны к зоболеваниям, чтобы составить программы выздоравления с помощью БАД Тяньши и чтобы всегда достигать результата.

Что мы увидим, когда нарисуем модель У-СИН?

Мы увидим адаптационные возможности биологической системы при ее взаимодействии с внешней средой (Ци), учитывая энергоемкость систем органов, расположенных по принципу взаимоотношения 5 первоэлементов в системе У-СИН.

  1. Складываем цифры даты рождения -- до цифры.(если дата рождения начинается с нуля, например: 01.10.1956 - то ноль не пишем) То есть складываем: 1+1+0+1+9+5+6 = 23;
  2. 2+3 = 5
  3. Умножаем первую цифру даты рождения на 2; 1* 2 = 2
  4. Вычитаем из первой суммы(23 ) умноженное на 2 (2 ) т.е. 23-2 = 21 И доводим до одной цифры 2+1 =3
  5. Выделенные цифры войдут в рабочий ряд: 1.10.1956.23.5.21.3

Базовая программа для данного расчета:

  1. Детский кальций + кальций "Тяньши"
  2. Хитозан
  3. Кордицепс
  4. Капсулы с цинком
  5. Чай "Тяньши"

После произведенных выше расчетов, следующий этап - расписать полученные цифры рабочего ряда по схеме У-СИН. (см. рисунок 1 внизу страницы) В соответствии с номерами полушария, вписываем цифры из рабочего ряда в виде знака "+" , а если определенная цифра отсутствует в рабочем ряду, то в таком полушарии ставим знак "-". Например: рассматривая выше приведенный ряд, система "Дерево" выглядит таким образом:

Мы рассмотрим"Кружочки"систем:

Теперь мы сможем определить, в каком режиме работают органы.

Например, если на схеме со стороны "Инь"(слева) "- ", то режим - ближе к минимальному.

Всего существует четыре режима:

Максимальный;

Минимальный;

Средний;

Прежде всего нужно обращать внимание на те системы, которые работают в минимальном режиме и режиме "Дэн" . Эти системы больше всего нуждаются в профилактике, т.е это те очаги из которых развиваютсяхронические заболевания. Следовательно при приеме продукции Тяньши необходимо учитывать эти системы.

"Дэн" - это когда со стороны Инь и со стороны Ян - одинаковое количество "+".

например:

Дэн-это значит система крутится вокруг своей оси. Не отдает и не принимает энергию. нет взаимосвязи. Чем она и опасна. Не дает помощи и не берет. Дэн- это система без развития. При стрессовых ситуациях неизвестно, как могут прореагировать органы, другими словами-это самые уязвимые органы.

  • Минимальный режим - в конфигурациях "Инь" и "Ян" знаки "минус ". Система в этом режиме не отдает,а только принимает энергию. Взаимосвязь - односторонняя.
  • Если слева (Инь) знак "минус", а справа "+" или несколько "+" , то это значит, что система работает в режиме к минимальному, с преобладанием конфигурации Ян.

Мы рассмотрели основные режимы, на которые следует больше всего обращать внимание при приеме продукции. Теперь рассмотрим данные режимы во взаимосвязи.

Объединим их вместе(системы):

Оцениваем в 2 этапа:

  1. этап: влияние энергии Ци идет через "Огонь" , и распределяется по кругу, обязательно по часовой стрелке (огонь,земля,металл,вода,дерево).Порождение,угнетение.
  2. этап: смотрим внутри системы пары (резкие минусы,резкие плюсы). Земля-Дерево; Вода-Огонь; Металл-Огонь.

Пары - это цепи соответствия. Что они дают? - возможность глубокой,полной профилактики. А если заболевание есть, то для этой пары,это будет и лечением.

В У-СИН сразу видно,что организм- это система.

Когда вы распишите все цифры, и определите в каком режиме работают органы, не делайте выводы хорошо это или плохо . Такая система просто индивидуальна для каждого человека. Допустим, если печень работает в минимальном режиме, то ее всю жизнь нужно поддерживать в этом режиме. Это и есть индивидуальное здоровье! Ни в коем случае нельзя ее напрягать!
Все органы делятся на Инь и Ян. Инь- плотное. Структурное, глубинное.(Женское начало) . Ян - то,что происходит из Инь или влияет на Инь (мужское начало).

Рождение пяти первоэлементов, расположены по схеме У-СИН.

Рисунок 1. У-СИН. Взаимодействие систем органов. Оценка адаптации биосистемы к воздействию внешней среды.

продолжение следует....

/wp-content/files/Music/1._Water.MP3

Положить руки на почки, закрыть глаза и обратить свой внутренний взор на почки чёрного цвета. Представить как почки и вся мочеполовая система становятся больше, больше, больше, выходят за пределы тела и увеличиваются настолько, насколько только можно себе это представить.
Затем представить что сверху вниз почки и мочеполовую систему промывает вода, словно водопадом. А с этой водой уходят страхи, беспокойство, песок-всё что мешает этим органам хорошо работать.
Держать эту картинку всё время пока длится музыка. По окончании музыки мысленно уменьшить почки и мочеполовую систему и вернуть их обратно на свои места. Смотреть. на очищенные почки и мочеполовую систему чёрного блестящего цвета внутренним взором около 15 сек. Затем перевести руки на область правого подреберья, одновременно представляя как от почек идёт энергия чёрного цвета, а в области печени она превращается в зелёный цвет.

У-СИН печени.

/wp-content/files/Music/2._Wood.MP3

Держим руки на правом подреберье и смотрим внутренним взором на печень и желчный пузырь насыщенного зелёного цвета. Представить как печень и желчный пузырь становятся больше, больше, больше, выходят за пределы тела и увеличиваются настолько, насколько только можно себе это представить.
Смотрим на эти органы как на зелёный лес, видим как ветерок колышет листочки и сдувает с них злость, агрессию, раздражение, очищает печень и желчный пузырь от всего, что мешает им хорошо работать.
Держим картинку в голове до окончания музыки, затем мысленно уменьшаем органы в размерах и возвращаем в тело, на свои места, очищенными и здоровыми. Несколько секунд смотрим на печень и желчный пузырь, насыщенного зелёного цвета, внутренним взором, затем передвигаем руки на область сердца и одновременно представляем как энергия печени зелёного цвета переходит в область сердца и преобразуется в красный цвет.

У-СИН сердца.

/wp-content/files/Music/3._Fire.MP3

Держим руки на сердце, смотрим на него внутренним взором, цвет красный. Так как сердце энергетически связано с тонким кишечником, то постепенно увеличиваем эти органы, выносим их за пределы тела и представляем сердце и тонкий кишечник как одно целое, огромного размера.
Смотрим на них как на огонь, а в этом огне сгорает эмоциональная неуравновешенность, состояние эйфории и всё что мешает этим органам быть здоровыми.
Держим картинку в голове до окончания музыки, затем мысленно уменьшаем органы в размерах и возвращаем в тело, на свои места, очищенными и здоровыми. Несколько секунд смотрим на сердце насыщенного красного цвета. Затем переносим руки на область левого подреберья, а вместе с ними движется внутри энергия красного цвета и преобразуется в жёлтый.

У-СИН селезёнки.

/wp-content/files/Music/4._Earth.MP3

Селезёнка связана с желудком, поджелудочной железой и двенадцатиперстной кишкой. Держим руки на области селезёнки(левое подреберье), смотрим внутрь себя на эти органы и видим их жёлтого цвета. Увеличиваем, выводим за пределы тела селезёнку, желудок, поджелудочную железу и двенадцатиперстную кишку, представляем как одно целое.
Смотрим на них как на чистый жёлтый песок. Затем продолжаем смотреть как на песочек и одновременно представляем как на вдохе в них входит серебристая ЦИ, а на выдохе – выходит серая ЦИ, а с ней улетучиваются печаль, стрессы, чрезмерные раздумья, горе .
Держим картинку в голове до окончания музыки, затем мысленно уменьшаем органы в размерах и возвращаем в тело, на свои места, очищенными и здоровыми. Смотрим несколько секунд на селезёнку и все связанные с ней органы насыщенного жёлтого цвета. Далее передвигаем руки на область лёгких, а внутри при этом видим как энергия желтого цвета идёт от селезёнки и к лёгким и в лёгких превращается в белую.

У-СИН лёгких.

/wp-content/files/Music/5._Metal.MP3

Лёгкие связаны с толстым кишечником. Держим руки на области лёгких, смотрим на них, затем мысленно увеличиваем в размерах лёгкие и толстый кишечник. Выводим эти органы за пределы тела, представляем как одно целое, на вдохе в них входит ЦИ серебристого цвета, а на выдохе – выходит ЦИ серого цвета. Так мы очищаем эти органы таких эмоций как тоска, уныние, меланхолия, депрессия.
Представляем эту картинку на протяжении всего цикла, затем уменьшаем органы и возвращаем обратно в тело. Несколько секунд смотрим на них.
Заканчивается Круг У-СИН почками. Нужно переместить руки на область почек, при этом представляем как энергия белого цвета идёт от лёгких и превращается в чёрный цвет. Смотрим на почки внутри тела, видим их насыщенного чёрного цвета.