Шлюп «мирный. Обошли Кука

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Восток

Почтовая марка СССР, 1965

Служба:
Класс и тип судна Шлюп
Основные характеристики
Водоизмещение 985 т
Длина 39,62 м
Ширина 10,36 м
Осадка 4,8 м
Скорость хода до 10 узлов
Экипаж 117 чел.
Вооружение
Артиллерия 16 137-мм пушек, 12 120-мм карронад

История судна

Судно было спущено на воду со стапеля судоверфи Охтенского адмиралтейства в Санкт-Петербурге в 1818 году .

За 751 сутки они прошли 49 723 мили (около 92 300 км). Важнейшим итогом экспедиции стало открытие громадного шестого материка - Антарктиды . Помимо этого, на карту были нанесены 29 островов и выполнены сложные океанографические работы. В память об этом знаменательном плавании в России была выбита медаль.

Напишите отзыв о статье "Восток (шлюп)"

Примечания

Литература

  • Морской энциклопедический словарь. Л. : Судостроение, 1991. ISBN 5-7355-0280-8

Отрывок, характеризующий Восток (шлюп)

– Да это что же в поперечь! – говорил Илагинский стремянный.
– Да, как осеклась, так с угонки всякая дворняшка поймает, – говорил в то же время Илагин, красный, насилу переводивший дух от скачки и волнения. В то же время Наташа, не переводя духа, радостно и восторженно визжала так пронзительно, что в ушах звенело. Она этим визгом выражала всё то, что выражали и другие охотники своим единовременным разговором. И визг этот был так странен, что она сама должна бы была стыдиться этого дикого визга и все бы должны были удивиться ему, ежели бы это было в другое время.
Дядюшка сам второчил русака, ловко и бойко перекинул его через зад лошади, как бы упрекая всех этим перекидыванием, и с таким видом, что он и говорить ни с кем не хочет, сел на своего каураго и поехал прочь. Все, кроме его, грустные и оскорбленные, разъехались и только долго после могли притти в прежнее притворство равнодушия. Долго еще они поглядывали на красного Ругая, который с испачканной грязью, горбатой спиной, побрякивая железкой, с спокойным видом победителя шел за ногами лошади дядюшки.
«Что ж я такой же, как и все, когда дело не коснется до травли. Ну, а уж тут держись!» казалось Николаю, что говорил вид этой собаки.
Когда, долго после, дядюшка подъехал к Николаю и заговорил с ним, Николай был польщен тем, что дядюшка после всего, что было, еще удостоивает говорить с ним.

Когда ввечеру Илагин распростился с Николаем, Николай оказался на таком далеком расстоянии от дома, что он принял предложение дядюшки оставить охоту ночевать у него (у дядюшки), в его деревеньке Михайловке.
– И если бы заехали ко мне – чистое дело марш! – сказал дядюшка, еще бы того лучше; видите, погода мокрая, говорил дядюшка, отдохнули бы, графинечку бы отвезли в дрожках. – Предложение дядюшки было принято, за дрожками послали охотника в Отрадное; а Николай с Наташей и Петей поехали к дядюшке.
Человек пять, больших и малых, дворовых мужчин выбежало на парадное крыльцо встречать барина. Десятки женщин, старых, больших и малых, высунулись с заднего крыльца смотреть на подъезжавших охотников. Присутствие Наташи, женщины, барыни верхом, довело любопытство дворовых дядюшки до тех пределов, что многие, не стесняясь ее присутствием, подходили к ней, заглядывали ей в глаза и при ней делали о ней свои замечания, как о показываемом чуде, которое не человек, и не может слышать и понимать, что говорят о нем.
– Аринка, глянь ка, на бочькю сидит! Сама сидит, а подол болтается… Вишь рожок!
– Батюшки светы, ножик то…
– Вишь татарка!
– Как же ты не перекувыркнулась то? – говорила самая смелая, прямо уж обращаясь к Наташе.
Дядюшка слез с лошади у крыльца своего деревянного заросшего садом домика и оглянув своих домочадцев, крикнул повелительно, чтобы лишние отошли и чтобы было сделано всё нужное для приема гостей и охоты.
Всё разбежалось. Дядюшка снял Наташу с лошади и за руку провел ее по шатким досчатым ступеням крыльца. В доме, не отштукатуренном, с бревенчатыми стенами, было не очень чисто, – не видно было, чтобы цель живших людей состояла в том, чтобы не было пятен, но не было заметно запущенности.
В сенях пахло свежими яблоками, и висели волчьи и лисьи шкуры. Через переднюю дядюшка провел своих гостей в маленькую залу с складным столом и красными стульями, потом в гостиную с березовым круглым столом и диваном, потом в кабинет с оборванным диваном, истасканным ковром и с портретами Суворова, отца и матери хозяина и его самого в военном мундире. В кабинете слышался сильный запах табаку и собак. В кабинете дядюшка попросил гостей сесть и расположиться как дома, а сам вышел. Ругай с невычистившейся спиной вошел в кабинет и лег на диван, обчищая себя языком и зубами. Из кабинета шел коридор, в котором виднелись ширмы с прорванными занавесками. Из за ширм слышался женский смех и шопот. Наташа, Николай и Петя разделись и сели на диван. Петя облокотился на руку и тотчас же заснул; Наташа и Николай сидели молча. Лица их горели, они были очень голодны и очень веселы. Они поглядели друг на друга (после охоты, в комнате, Николай уже не считал нужным выказывать свое мужское превосходство перед своей сестрой); Наташа подмигнула брату и оба удерживались недолго и звонко расхохотались, не успев еще придумать предлога для своего смеха.

В этом году исполняется 197 лет со дня отправления первой русской антарктической экспедиции в составе двух военных кораблей: шлюпа «Восток» под командованием капитана 2-го ранга Ф.Ф. Беллинсгаузена и шлюпа «Мирный» под командованием лейтенанта М. П. Лазарева.

Не раз мореплаватели пытались проникнуть в неизведанные земли в водах Антарктики. История отметила рейсы мужественных английских мореплавателей Кука и Фюрно. В 1772 – 1775 годах на двух кораблях – «Резолюшен» и «Адвенчур» они совершили плавание вокруг предполагаемого материка, открыли остров Южная Георгия, трижды пересекли Южный полярный круг и… Кук наотрез отверг существование Южной Земли, вернее, считал, что если она и есть, то недостижима. Авторитет выдающегося английского мореплавателя был настолько велик, что почти полвека никто не делал новых попыток отправиться на поиски Антарктиды.

Ответить на вопрос – существует ли, в конце концов, Большая Южная Земля – взялись отважные русские моряки.

16 июля (4-го по старому стилю) 1819 года антарктическая экспедиция в составе двух кораблей вышла из Кронштадта. Началось одно из замечательных плаваний в истории Великих географических открытий.

Плавание проходило в невероятно тяжелых условиях, особенно в водах Антарктики, когда штормы, снегопады, обледенения и туман при жестоких морозах сопровождали корабли более ста дней.

Несмотря на невероятные лишения и всевозможные опасности, грозившие кораблям и их экипажам, экспедиция увенчалась исключительным успехом. Проведенные исследования позволили с полной очевидностью установить существование огромного материка и, сверх того, открыть двадцать девять ранее неизвестных островов, назвав их русскими именами.

1 – киль; 2 – форштевень; 3 – галс-боканцы; 4 – гальюн; 5 – крамбол; 6 – подъякорная подушка; 7 – кофель-нагельные планки и кнехты: 8 – утки; 9 – роульсы; 10 – люки; 11 – боканцы-шлюпбалки; 12 – бархоут; 13 – руслени: 14 – 8-весельный баркас на киль-блоках; 15 – шлюпка правого борта; 16 – шлюпка левого борта; 17 – кормовая шлюпка; 18 – бортовой трап; 19 – офицерский туалет

Более двух лет шлюпы находились в плавании, было пройдено под парусами расстояние, в два с лишним раза превышающее длину экватора. 5 августа 1821 года корабли встали на Кронштадтском рейде.

Командир шлюпа «Мирный», знаменитый впоследствии флотоводец М.П. Лазарев, в одном из своих писем другу A.A. Шестакову, описывая плавание в антарктических водах, с гордостью резюмировал: «Каково ныне русачки наши ходят!»

Первая русская экспедиция вошла в анналы великих географических открытий, и ее значение особенно ощутимо в наше время, когда Антарктида превратилась в международную научную лабораторию, в которой исследуются возможности шестого континента. Ведущая роль в этом деле принадлежит станциям Советского Союза – и среди них двум: «Восток» и «Мирный», названным в честь славных шлюпов.

КАКИМ ОН БЫЛ?

На Олонецкой верфи в Лодейном поле близ Петербурга в 1818 году строилось для флота вспомогательное судно «Ладога». Стремясь ускорить отправление высокоширотной экспедиции в Антарктиду, решили не строить новое судно, а использовать «Ладогу». При включении судна в состав военно-морского флота ему дали новое название – «Мирный» и сразу же приступили к перестройке. Работами руководил командир «Мирного» М.П. Лазарев. Наделкой штульцев у шлюпа удлинили кормовую часть, на форштевне поставили княвдигед, дополнительно обшили корпус дюймовыми досками, прочно закрепив их медными гвоздями. Корпус тщательно проконопатили, а подводную часть, чтобы она не обрастала водорослями, покрыли медными листами. Внутри корпуса поставили дополнительные крепления – на случай воздействия льдин, сосновый руль был заменен дубовым. Ранее поставленный стоячий такелаж, ванты, штаги и другие снасти, сделанные из низкосортной пеньки, были заменены более прочными, применяемыми на кораблях военно-морского флота.

Шлюп «Мирный» был трехмачтовым двухпалубным кораблем, вооруженным двадцатью пушками: шестью – 12-фунтовыми (калибр 120 мм) и четырнадцатью 3-фунтовыми (калибр 76 мм). Экипаж насчитывал 72 человека.

Размеры шлюпа «Мирный» согласно чертежу № 21, хранящемуся в Центральном государственном архиве ВМФ в Ленинграде, следующие: длина – 120 футов (36,6 м), ширина – 30 футов (9,15 м), осадка – 15 футов (4,6 м). Эти размеры после перестройки судна несколько увеличились, то же относится и к водоизмещению «Мирного».

20 – бом-утлсгарь; 21 утлегарь; 22 – блинда-рей; 23 бушприт; 24 – вагер-вулинги; 25 – фока-реи; 26 фор-марса-рей; 27 – фор-брам-рей; 28 – фор-трисель-гафель; 29 – грота-рей; 30 – грот-марса-рей; 31 – грот-брам-рей; 32 грот-трисель-гафель; 33 – бегин-рей; 34 – крюйс-марса-рей; 35 – крюйс-брам-рей; 36 – бизань-гафель; 37 – бизань-гик: 38 – ватер-штаги; 39 – ватер-бакштаги; 40 – штаги; 41 – нижние ванты; 42 – стень-ванты; 43 – фортуны; 44 – путенс-ванты; 45 – топенанты; 46 – брасы; 47 гитовы; 48 – булини; 49 – риф-сезии: 50 шкоты; 51 – галсы; 52 – лирик-фалы

На рисунке 1 изображен самый главный из всех -теоретический, состоящий из корпуса, на котором показаны очертания шпангоутов (носовые пронумерованы буквами), бока, изображающего боковой вид шлюпа, и полушироты трех ватерлиний. Кроме теоретического чертежа, здесь показан план верхней палубы, фальшборт и разрез по диаметральной плоскости с показом бака -передней части палубы шлюпа до фок-мачты, шкафута -между фок- и грот-мачтами и, наконец, шканцев – между грот- и бизань-мачтами. Там же показаны некоторые детали, установленные на верхней палубе. На рисунке 2 показано парусное вооружение всех трех мачт: фок, грот, бизань. На рисунках в верхней части страницы показаны детали рангоута. И наконец, на рисунке 3 помещены боковой вид модели со всеми парусами, корма и нос с украшением, артиллерия, пушечные порты, схема сборки штульцев, накладка вант- и грот-штагов. На всех трех рисунках помещена масштабная линейка, которая позволит выполнить рабочие чертежи в том масштабе, в котором вы задумаете строить модель.

УКАЗАНИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ ПОСТРОЙКИ, ОКРАСКИ И СБОРКИ МОДЕЛИ

Наиболее подходящим материалом для изготовления корпуса и всех его деталей будет сухая, мелкослойная, без сучков и других пороков древесина. Корпус можно делать наборным или из склеенного из досок бруса.

Следующим этапом работы является изготовление рангоутов, надстроек палубного корабельного оборудования, устройств, дельных вещей, артиллерии, размещенных на верхней палубе. Все это также рекомендуется делать из древесины.

Паруса шьются из тонкой белой материи, выкраивают их по чертежам (рис. 3). Для стоячего и бегучего такелажа используются нитки.

При постройке модели в масштабе 1:100 довольно трудно выдержать масштаб такелажа – соответствие толщин снастей. Надо руководствоваться правилом: чем выше, тем тоньше должны быть нитки, имитирующие тросы. Грот-штаги – 1,0 мм, грот-брамтопенанты – 0,1 -0,2 мм. Усугубляется эта задача еще и тем, что далеко не просто сделать блоки и юферсы.

В масштабе они получаются очень маленькими. Для их изготовления нужен ювелирный токарный станок. По этой причине приходится упрощать проводку снастей и имитировать блоки и юферсы.

А – бом-кливер; Б кливер; В – форстеньги-стаксель; Г – фор-стаксель, штормовой парус показан пунктиром; Д – фок; Е – фор-марсель; Ж – фор-брамссль; 3 – фор-трисель; И – грог; К – грот-марсель; Л – грот-брамсель; М – грот-трисель; 11 – крюйс-марсель или крюй-сель; О – крюйс-брамсель; П – бизань или контр-бизань; С, У – марса-лисель, Т; Ф – брам-лисель

Прежде чем приступить к сборке модели шлюпа «Мирный», надо покрасить корпус и все детали. Окрашивать следует с помощью пульверизатора, кисти для этой цели не подходят, особенно для деталей. Краски могут применяться любые, желательно быстросохнущие. После первой окраски и когда краска хорошо просохнет, рекомендуется отшлифовать поверхность наждачной бумагой, не оставляющей рисок – царапин, после этого – окрасить еще раз, что повысит качество покрытия. Черной краской окрашивают борта, включая и фальшборт, планширь, гакаборт, штульцы княвдигед, решетку гальюна, боканцы, руслени, шпоры стеньг, брам и бом-брам-стеньг, все реи с коками, марсы, салинги, все эзельгофты, шлюпки, коечные сетки, фонари, юферсы, боковые стенки пушечных полупортиков на верхней палубе, вант-путенсы, путенс-ванты, крышу колокола, обделку трубы камбуза, якорь, бугеля бушприта, ватер-булинг, кат-балку, бугеля лиселей, перты, крам-бол и кнехты, бугеля на топах мачт, бугеля якоря, петли пушечных портов и весь стоячий такелаж. В белый цвет окрашиваются мачты до марса, чиксы и шкалы, бугеля на мачтах, топы мачт, стеньг, брам-стеньг, бом-брам-стеньг (флагшток), бушприт до эзельгофта, бисы бушприта, полоса на борту, крышки пушечных портов, оконные переплеты. Темно-зеленым цветом покрывают внутреннюю часть фальшборта. В ярко-красный окрашиваются: щит на эмблеме – орле, боковые стенки пушечных портов и их крышки изнутри. Бронзируется под золото эмблема «Орел», кантики княвдигеда, кантики на штульца и кормовой раковине. Пушки покрываются темно-зеленой бронзой или черной краской. Подводная часть корпуса окрашивается желтой краской с добавлением бронзового порошка, чтобы имитировать медные листы, которыми был обшит шлюп «Мирный». Протравливаются бейцем кофель-нагельные планки, утки, кнехты, люки, решетки, штурвал, траны, станки пушек.

Не окрашиваются палуба, лисель-спирты, стеньги, брам-стеньги, бом-мачта, шлюпки внутри, штоки якорей, утлегарь, бом-утлегарь.

Изготовление корпуса и рубок, румпеля шлюпок, дельных вещей, якорей, рангоута и его многочисленных деталей потребует много старания и времени. Так как деталей модели очень много, непременно проверьте, все ли вы сделали, все ли узлы, такие, например, как бушприт, грот-мачта, фок-мачта и т.п., имеют полный комплект деталей. Полезно для этих целей составить спецификацию – перечень деталей; сразу же выяснится, чего не хватает.

Примерный порядок сборки модели шлюпа «Мирный» рекомендуется такой: 1) собрать корпус, приклеить киль, форштевень, ахтерштевень, дейдвуд, зеркало кормы, руслени, поставить нижние юферсы, штульцы, княвдигед, установить бушприт и навесить руль; 2) провести ватерлинию, вбить все обуха для бакштагов, затем собрать гальюн с решеткой, установить эмблему, вклеить галсбоканцы; 3) вклеить все палубные детали лодки, решетки, установить штурвал, киль-блоки барказа и мачтовые кнехты; 4) установить палубу; 5) собрать утлегарь и бом-утлегарь, собрать мачты, приклеить чиксы, марсы, бугеля, на которых уже навешаны отмеренные по шаблону ванты с вант-юферсами на концах, установить стеньги, стень-ванты обтянуть еще до установки мачт; 6) затем установить собранные мачты, обтянуть стоячий такелаж мачт и бушприта; 7) вооружить реи, сель-спиртов, бейфуты; 8) поднять до места нижние реи фока, грота и бизани-бегинрея, навесить на гардели и борги топенанты, закрепить бейфуты; 9) провести брасы (бегучий такелаж рангоута), то же проделать с марса-реями, гиком и гафелем; 10) пришнуровать паруса, швы имитировать карандашными линиями, прямые паруса кроить только параллельно верхней кромке, поставить лисель-спирты и якоря; 11) установить шлюпки на боканцы, протянуть бегучий такелаж парусов; 12) поднять флаг и вымпел.

Модель можно оставить без парусов, что позволит лучше видеть рангоут, его детали и такелаж.

Кронштадт ровно 197 лет назад - 4 июля 1819 года - торжественно проводил в дальнее плавание в полярные моря экспедицию, которой было суждено найти неведомую Южную землю - Антарктиду. Этот обширный материк с суровым климатом был открыт последним, хотя в свое время привлекал внимание множества известнейших ученых и исследователей.

Ещё в XVI веке люди предполагали, что Антарктида существует. Догадки впервые возникли у участников португальской экспедиции, в которой также принял участие путешественник Америго Веспуччи. Холод был так силен, что никто из флотилии не мог перенести его.

«Я убежден, что такая земля есть, и возможно, что мы видели часть ее. Великие холода, огромное число ледяных островов и плавающих льдов - все это доказывает, что земля на юге должна быть...», - писал Кук. Он даже подготовил специальный трактат «Доводы в пользу существования земли близ Южного полюса», отметив, что добраться до Антарктиды никому не удастся.

Советская марка посвящённая 150-летию экспедиции. 1970 год. Фото: Commons.wikimedia.org

На родине авторитет мореплавателя был очень велик. Его слова восприняли на веру, а англичане и ряд исследователей из других стран прекратили искать землю. Однако не все: русские моряки были непреклонны в своем желании увидеть материк. Офицеры и адмиралы, приняв во внимание гипотезы и исследования, неоднократно выступали за дальнейшие изучения южных полярных морей. К счастью, в России в то время прогрессивная общественность поддержала идею.

Ром от холода

Суровые моря предстояло бороздить двум трехмачтовым шлюпам. Этим судам удалось вписать свое имя в историю страны и даже дать наименования космическим кораблям.

В экспедицию из Кронштадта направились построенные в Петербурге и в Лодейном Поле шлюпы «Восток» и «Мирный». Первый имел на борту экипаж из 117 человек и 28 орудий в вооружении. «Мирный», который ранее носил имя «Ладога», был меньше - в экипаж входило 73 человека. Кораблями командовали достойнейшие и опытные офицеры отечественного военного флота Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев. Под руководством этих людей судна должны были перейти Антарктику и пересечь южную полярную зону в наиболее высоких широтах. Это помогло бы выяснить, есть ли там неоткрытые земли и возможно ли пройти к полюсу.

Бюст Ф. Ф. Белинсгаузена в Николаеве. Фото: Commons.wikimedia.org

Особое внимание обратили на обеспечение кораблей лучшими к тому времени мореходными и астрономическими инструментами. Часть из них в дальнейшем докупили в Портсмуте, поскольку в России оборудования необходимого качества не изготовляли.

Экспедицию снабдили всевозможными противоцинготными продуктами питания: лимонами, консервированными овощами и квашеной капустой. В дальнейшем, при каждом удобном случае, на островах Океании у местных жителей покупали и выменивали фрукты впрок - впереди было длительное плавание в Антарктике. От холода спасались имевшимся на борту ромом. Весь личный состав должен был соблюдать строжайшую гигиену: почти ежедневно проветривалась одежда, мылись койки, затапливалась импровизированная баня. На судах также были высококвалифицированные врачи. Их работа и гигиена помогли без наличия серьезных заболеваний на шлюпах пройти испытания тяжелыми климатическими условиями.

Ледяное безмолвие

«Восток» и «Мирный», которые, к недовольству капитанов, сильно отличались по скорости, зашли в Копенгаген, Портсмут, на остров Тенерифе и в Рио-де-Жанейро. Далее экспедиция вошла в антарктические воды. Разделившиеся шлюпы сделали гидрографическую опись юго-западных берегов острова Южная Георгия. На карты наносились мысы и заливы, получавший имена участников этой экспедиции. Судна открыли острова Анненкова, Лескова и Торсона. Гряде островов присвоили имя морского министра страны Ивана де Траверсе.

К шестому континенту русские мореплаватели добрались 16 января 1820 года. Этот день и стал датой открытия Антарктиды. Шторм, холод и тяжелые льды не остановили экспедицию, и её участники на деревянных судах ещё дважды подходили к впервые увиденным берегам.

Спутниковая фотография Антарктиды. Фото: Commons.wikimedia.org

Далее «Восток» и «Мирный» направились в Сидней на кратковременный отдых. Попутно, посетив тропическую часть Тихого океана, русские исследователи открыли группу островов. Беллинсгаузен назвал их островами Россиян. Каждый из них получил имя одного из известных русских полководцев, генералов, адмиралов и мореплавателей: Кутузова, Ермолова, Барклая-де-Толли, Раевского, Волконского, Лазарева, Грейга, Чича-гова. В группе островов Кука был открыт остров Восток (в честь флагманского корабля), а в районе островов Фиджи - острова Михайлова и Симонова.

Бюст М. П. Лазарева в Николаеве. Фото: Commons.wikimedia.org

После тщательной подготовки в Сиднее, шлюпы 13 декабря 1820 года пересекли Южный полярный круг. Позднее «Восток» и «Мирный» открыли большой остров, которому дали имя Петра I. Однако 30 января 1821 года из-за плохо состояния корпуса «Востока» отряд был вынужден покинуть Антарктику. В Рио-де-Жанейро экспедиция прибыла 27 февраля, а уже 24 июля судна отдали якоря в Кронштадте, завершив свое исторически значимое путешествие.

Экспедиция собрала богатые этнографические, зоологические и ботанические коллекции, привезенные в Россию и переданные в различные музеи, где они хранятся до сих пор. «Восток» и «Мирный» находились в плавании 751 день. 100 суток моряки и ученые провели среди льдов и айсбергов. Шлюпы открыли 29 островов, попутно собрав богатейшие материалы для изучения антарктических морей.

Вновь люди побывали на курсах «Востока» и «Мирного» только через 100 с лишним лет.

Предисловия

Е. Е. Шведе. Первая русская антарктическая экспедиция 1819–1821 гг

Первые три десятилетия XIX вознаменовались многочисленными русскими кругосветными плаваниями, большая часть которых была вызвана наличием русских владений на Алеутских островах, Аляске и граничащих с ней побережьях Северной Америки.

Эти кругосветные путешествия сопровождались крупнейшими географическими открытиями на Тихом океане, поставившими нашу Родину на первое место среди всех других государств в области тихоокеанских исследований того времени океанографической науки вообще. Уже во время первых семи русских кругосветных плаваний - И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского на кораблях «Нева» и «Надежда» (1803–1806), В. М. Головнина на шлюпе «Диана» (1807–1809), М. П. Лазарева на корабле «Суворов» (1813–1816), О. Е. Коцебу на бриге «Рюрик» (1815–1818), Л. А. Гагемейстера на корабле «Кутузов» (1816–1819), 3. И. Понафидина на корабле «Суворов» (1816–1818) и В. М. Головнина на шлюпе «Камчатка» (1817–1819) - были исследованы обширные районы Тихого океана и сделаны многочисленные открытия новых островов.

Однако оставались еще совершенно неизученными ни русскими, ни иностранными экспедициями обширные пространства трех океанов (Тихого, Индийского и Атлантического) к югу от Южного полярного круга, в то время объединявшиеся под общим наименованием Южного Ледовитого океана, а также самая юго-восточная часть Тихого океана.

Многие иностранные экспедиции XVIII в. стремились, плавая в этих водах, достичь берегов таинственного материка Антарктиды, легендарные сведения о существовании которого были распространены в географической науке еще с древних времен. Открытию южного материка в значительной мере было посвящено и второе кругосветное плавание (1772–1775) английского мореплавателя капитана Джемса Кука. Именно мнение Кука, доказывавшего в отчете о своем втором плавании, что Антарктиды или не существует, или что ее достичь вообще невозможно, служило причиною отказа от дальнейших попыток открыть шестую часть света, почти полвека вплоть до отправления русской антарктической экспедиции Беллинсгаузена - Лазарева.



Кук, решительно отрицая наличие южного материка, писал: «Я обошел океан южного полушария в высоких широтах и отверг возможность существования материка, который если и может быть обнаружен, то лишь близ полюса в местах, недоступных для плавания». Он считал, что положил конец дальнейшим поискам южного материка, являвшегося у географов того времени излюбленной темой для рассуждений. В своем послесловии Кук говорит: «Если бы мы открыли материк, мы безусловно в большей степени смогли удовлетворить любопытство многих. Но мы надеемся, что то обстоятельство, что мы его не нашли после всех наших настойчивых исследований, оставит меньше возможности для будущих умозрений (спекуляций) относительно неведомых миров, еще подлежащих открытию».

Подчеркнув успешность экспедиции во многих других отношениях. Кук заканчивает свой труд следующими славами: «уже одного этого будет довольно, чтобы во мнении благожелательных людей считать наше путешествие замечательным, особенно после того, как диспуты о южном континенте перестанут привлекать к себе внимание философов и вызывать у них разногласия».

Таким образом, роковая ошибка Кука имела своим следствием то, что в конце XVIII и в начале XIX в. господствовало убеждение, что Антарктиды вообще не существует, а все районы, окружавшие Южный полюс, представлялись тогда на карте «белым» пятном. В таких условиях была задумана первая, русская антарктическая экспедиция.

Подготовка экспедиции

Составление плана экспедиции. Трудно сказать, у кого зародилась первая мысль об этой экспедиции и кто явился ее инициатором. Возможно, что идея эта зародилась почти одновременно у нескольких наиболее выдающихся и просвещенных русских мореплавателей того времени - Головнина, Крузенштерна, и Коцебу.

В архивных документах первые упоминания о проектируемой экспедиции встречаются в переписке И. Ф. Крузенштерна с тогдашним русским морским министром маркизом де-Траверсе (Головнин в то время находился в кругосветном плавании на шлюпе «Камчатка», из которого он вернулся уже после ухода антарктической экспедиции из Кронштадта).

В письме своем от 7 декабря 1818 г., первом по времени документе, касающемся данной экспедиции, Крузенштерн, в ответ на сообщение о намеченной посылке русских кораблей к южному и северному полюсам, просит у Траверсе разрешения представить свои соображения об организации такой экспедиции.

После этого морской министр поручил составление записок об организации экспедиции как Крузенштерну, так и целому ряду других компетентных лиц, в том числе представителю старшего поколения русских мореплавателей - знаменитому гидрографу вице-адмиралу Гавриле Андреевичу Сарычеву. Среди архивных документов имеется также записка «Краткое обозрение плана предполагаемой экспедиции», не имеющая подписи, но, судя по ссылкам на опыт только что вернувшегося из кругосветного плавания брига «Рюрик» (пришел в Петербург 3 августа 1818 г.), принадлежащая перу командира последнего - лейтенанту О. Е. Коцебу. По некоторым данным можно полагать, что записка Коцебу является наиболее ранней из всех и она предусматривает посылку из России только двух кораблей, причем разделение их намечалось у Гавайских островов, откуда один из кораблей должен был пересечь Тихий океан на запад - к Берингову проливу, второй - на восток, с целью попытаться приблизиться к Южному полюсу.

31 марта 1819 г. Крузенштерн послал морскому министру из Ревеля свою обширную записку на 14 страницах, при сопроводительном письме. В письме Крузенштерн заявляет, что при его «страсти» к подобного рода путешествиям, он сам просил бы поставить его во главе экспедиции, однако этому препятствует серьезная болезнь глаз, и что он готов составить для будущего начальника экспедиции подробную инструкцию.

В своей записке Крузенштерн касается двух экспедиций - к Северному и к Южному полюсам, причем каждая из них включает по два корабля. Особенное внимание он, однако, уделяет экспедиции к Южному полюсу, о которой он пишет: «Сия экспедиция, кроме главной ее цели - изведать страны Южного полюса, должна особенно иметь в предмете поверить все неверное в южной половине Великого океана и пополнить все находящиеся в оной недостатки, дабы она могла признана быть, так сказать, заключительным путешествием в сем море». Это свое замечание Крузенштерн заключает следующими словами, полными патриотизма и любви к Родине и стремления к ее приоритету: «Славу такого предприятия не должны мы допускать отнять у нас; она в продолжении краткого времени достанется непременно в удел англичанам или французам». Поэтому Крузенштерн торопил с организацией этой экспедиции, считал «сие предприятие одним из важнейших, кои когда-либо предначинаемы были… Путешествие, единственно предпринятое к обогащению познаний, имеет, конечно, увенчаться признательностью и удивлением потомства». Однако он все же «после строгого обдумывания» предлагает перенести начало экспедиции на следующий год, для более тщательной подготовки ее. Морской министр остался неудовлетворенным целым рядом предложений Крузенштерна, в частности относительно отсрочки экспедиции на год и раздельного выхода обеих экспедиций из Кронштадта (министр настаивал на совместном следовании всех четырех кораблей до определенного пункта и последующего их разделения по маршрутам).

Правительство всячески торопило с организацией экспедиции и форсировало ее выход из Кронштадта. В своей записке Крузенштерн намечал и начальников обеих «дивизий», направляемых к Южному и Северному полюсам. Наиболее подходящим начальником «первой дивизии», предназначенной для открытий в Антарктике, Крузенштерн считал выдающегося мореплавателя капитана 2-го ранга В. М. Головнина, но последначальником «второй дивизия», шедшей в Арктику, он намечал О. Е. Коцебу, своим плаванием в северных широтах на «Рюрике» доказавшем его выдающиеся качества мореплавателя и ученого моряка. Ввиду отсутствия Головнина, Крузенштерн предлагал взамен назначить своего бывшего соплавателя капитана 2-го ранга Ф. Ф. Беллинсгаузена, командовавшего тогда одним из фрегатов на Черном море. По этому поводу Крузенштерн писал: «Наш флот, конечно, богат предприимчивыми и искусными офицерами, однако из всех тех, коих я знаю, не может никто, кроме Головнина, сравняться с Беллинсгаузеном».

Правительство, однако, не последовало этому совету, и начальником первой дивизии был назначен ближайший помощник Крузенштерна по кругосветной экспедиции на корабле «Надежда» - капитан-командор М. И. Ратманов, а начальником второй - капитан-лейтенант М. Н. Васильев. Ратманов, незадолго до своего назначения потерпевший кораблекрушение у мыса Скагена при возвращении из Испании, находился в Копенгагене и здоровье его было в расстроенном состоянии. Он просил по этому случаю не посылать его в дальнее плавание, и, в свою очередь, выдвинул кандидатуру Ф. Ф. Беллинсгаузена.

Выбор кораблей. Как уже отмечалось, по желанию правительства обе экспедиции снаряжались в весьма спешном порядке, ввиду чего в состав их были включены не специально построенные для плавания во льдах парусные корабли, а находившиеся в постройке шлюпы, предназначавшиеся для отправления в обычные кругосветные плавания. Первая дивизия состояла из шлюпов «Восток» и «Мирный», вторая из шлюпов «Открытие» и «Благонамеренный». Основные данные этих шлюпов приведены в табл. 1.

Таблица 1

Основные данные шлюпов «Восток» и «Мирный»

В отношении однотипного с «Востоком» шлюпа «Камчатка» В. М. Головнин пишет: «Морское ведомство определило нарочно построить для предназначенного путешествия военное судно по фрегатскому расположению, с некоторыми только переменами, кои были необходимы по роду службы, судну сему предстоящей»; в другом месте он говорит, что «величиною сей шлюп равнялся посредственному фрегату». М. П. Лазарев в письме к своему другу и бывшему соплавателю А. А. Шестакову отмечает, что «Восток» был построен по плану прежних фрегатов «Кастор» и «Поллукс» (постройки 1807 г.), но с тою разницею, что на нем верхняя палуба была сплошная, без разрезных шкафутов. Лазарев считал, что «судно, сие вовсе неудобное к такому предприятию по малой вместительности своей и тесноте как для офицеров, так и для команды». Шлюп «Восток» (как и целая серия однотипных шлюпов «Камчатка», «Открытие», «Аполлон») был построен корабельным инженером В. Стоке (англичанином на русской службе) и на практике оказался мало удачным. Беллинсгаузен сетует на то, что морской министр признал выбор этого шлюпа удачным только потому, что однотипный шлюп «Камчатка» уже находился в кругосветном плавании с В. М. Головкиным, между тем как последний в уже цитированном своем труде жалуется на не вполне удовлетворительные мореходные качества своего шлюпа. Беллинсгаузен неоднократно останавливается на целом ряде конструктивных недостатков шлюпа «Восток» (излишняя высота рангоута, недостаточная прочность корпуса, плохой материал, небрежная работа) и прямо обвиняет Стоке в наличии этих недостатков. Так, по поводу неисправности румпеля он пишет: «неблагонадежность румпеля доказывает нерадение корабельного мастера, который, забыв священные обязанности службы и человечества, подвергал нас гибели». В другом месте, по поводу недостаточной высоты комингсов люков на верхней палубе, он бросает Стоке обвинение в отрыве от практики. «Таковые и другие встречающиеся ошибки в построении происходят более от того, что корабельные мастера строют корабли, не быв никогда сами в море, и потому едва ли одно судно выйдет из их рук в совершенстве». Шлюп «Восток» был построен из сырого соснового леса и не имел никаких особых скреплений, кроме обыкновенных; подводная часть была скреплена и снаружи обшита медью, причем эти работы были выполнены уже в Кронштадте русским корабельным мастером Амосовым. Корпус шлюпа «Восток» оказался слишком слабым для плавания во льдах и в условиях непрерывной штормовой погоды и его приходилось неоднократно подкреплять, перегружать все тяжести в трюм, ставить дополнительные крепления и уменьшать площадь парусности. Несмотря на это, к концу плавания «Восток» сделался так слаб, «что дальнейшие покушения к зюйду казались почти невозможными. Беспрестанное отливание воды изнуряло людей чрезвычайно… Гниль показалась в разных местах, притом и полученные от льдов толчки принудили капитана Беллинсгаузена оставить поиски слишком месяцем прежде и думать о возвращении». «Шлюп имел сильное движение, вадервельсовые пазы, при каждом наклонении с боку на бок, чувствительно раздавались» - пишет Беллинсгаузен 1 декабря 1820 г. Шлюп даже не имел дополнительной («фальшивой») наружной обшивки, чего требовал при подготовке к экспедиции М. П. Лазарев, наблюдавший за снаряжением обоих шлюпов ввиду того, что назначение Беллинсгаузена состоялось лишь за 42 дня до выхода экспедиции из Кронштадта.

Несмотря на такие неудовлетворительные конструктивные и мореходные качества шлюпа, русские военные моряки с честью выполнили сложное задание и полностью завершили обход всего антарктического водного пространства. Беллинсгаузену неоднократно приходилось раздумывать над вопросом, следует ли на столь поврежденном корабле все снова и снова форсировать ледяные поля, но каждый раз он находил «одно утешение в мысли, что отважность иногда ведет к успехам» и неуклонно и твердо вел свои корабли к намеченной цели.

Зато прекрасные мореходные качества показал второй шлюп - «Мирный», построенный русским корабельным мастером Колодкиным в Лодейном поле. Вероятно, проект этого корабля был составлен замечательным русским корабельным инженером И. В. Курепановым, который строил в Лодейном поле однотипный шлюп «Благонамеренный» (всего построил за свою службу 8 парусных линейных кораблей, 5 фрегатов и много мелких судов); Колодкин был только исполнителем этого проекта. Шлюп «Мирный» имел значительно меньшие размеры, и первоначально числился в списках флота в качестве транспорта «Ладога». Он был несколько перестроен, чтобы придать ему внешний вид военного корабля. Кроме того, командир его, прекрасный практик морского дела лейтенант М. П. Лазарев, приложил много стараний в подготовительный период перед отправлением в дальнее плавание, чтобы улучшить мореходные качества этого шлюпа (он был снабжен второй обшивкой, сосновый руль был заменен дубовым, были поставлены добавочные крепления корпуса, такелаж был заменен более прочным и т. д.), построенного, правда, из хорошего соснового леса с железным креплением, но рассчитанного для плавания в Балтийском море. М. П. Лазарев дает положительную оценку своему шлюпу: однотипные «Мирный» и «Благонамеренный», по его словам, «оказались впоследствии самыми удобнейшими из всех прочих как по крепости своей, так вместительности и покою: один лишь недостаток против «Востока», и «Открытия» был ход», и далее: «своим же шлюпом я был очень доволен», и «стоя в Рио-де-Жанейро, капитан Беллинсгаузен почел за нужное для скрепления «Востока» прибавить ещё 18 книц и стандерсов; «Мирный» же ничем не жаловался». И Беллинсгаузен и Лазарев неоднократно сетуют на то обстоятельство, что в обе дивизии были включены по два совершенно разнотипных корабля, значительно друг от друга отличающиеся по скорости хода. Беллинсгаузен пишет по поводу переименования транспорта «Ладога» в шлюп «Мирный»: «не взирая на сие переименование, каждый морской офицер видел, какое должно быть неравенство в ходу с шлюпом «Востоком», следовательно, какое будет затруднение оставаться им в соединении и какая от сего долженствовала произойти медленность в плавании».

Лазарев выражается более резко: «для чего посланы были суда, которые должны всегда держаться вместе, а между прочим такое неравенство в ходу, что один должен беспрестанно нести все лисели и через то натруждать рангоут, пока сопутник ело несет паруса весьма малые и дожидается? Эту загадку предоставляю тебе самому отгадать, а я не знаю». А загадка разрешалась малой морской опытностью тогдашнего морского министра Траверсе, приведшего сначала Черноморский флот, которым он командовал, а затем и весь русский флот к упадку по сравнению с предшествующим блестящим периодом Ушакова и Сенявина, и последующим, не менее славным, периодом Лазарева, Нахимова и Корнилова.

Лишь благодаря изумительному морскому искусству М. П. Лазарева шлюпы ни разу не разлучались за все время плавания, несмотря на исключительно плохие условия видимости в антарктических водах, темные ночи и непрерывные штормы. Беллинсгаузен, представляя еще в пути из Порт-Жаксона командира «Мирного» к награждению, особенно подчеркивал именно это неоценимое качество М. П. Лазарева.



ОТКРЫТИЕ АНТАРКТИДЫ
Антарктида - шестой континент нашей планеты. В переводе с греческого слово «антарктида» означает «против севера». История открытия этого континента очень интересна.
Еще во II веке нашей эры знаменитый древнегреческий ученый Клавдий Птолемей, а после него многие другие ученые чисто умозрительно предполагали, что раз на севере и в средних широтах есть большие материки, то и на юге, как противовес им, должна существовать «Большая Неизвестная Земля».
В те далекие времена древние корабли не выходили в открытое море, держались около берегов, и некому было подтвердить или опровергнуть мнение ученых. Однако в 650 году легендарный полинезийский мореход Хуте-Рангиора, находясь в водах Южного Ледовитого океана на своем каноэ Те-иви-Атеа, обнаружил белые скалы, вершины которых поднимались так высоко, что пронизывали облака, возвышаясь над необозримым ледовым покровом неизвестной земли.
В дальнейшем, с развитием мореходного искусства и кораблестроения, когда появился компас и корабли «научились» ходить против ветра, мореплаватели начали совершать смелые попытки открыть загадочный материк. Предполагается, что еще в 1501 - 1502 годах Неронья и Америго Веспуччи достигли 54° южной широты.
Попытки продолжались и в дальнейшем. В 1772 - 1775 годах знаменитые мореплаватели Джеймс Кук и Фюрно на кораблях «Резолюшн» и «Адвенчер» совершили плавание в южных морях Ледовитого океана и открыли о. Южная Георгия, куда якобы доходили Америго и Неронья, трижды пересекли южный полярный круг, и... Д. Кук категорически отверг существование Большой Южной Земли. Вернее, считал, что даже если она и есть, то достигнуть ее невозможно.
Авторитет выдающегося английского мореплавателя был настолько велик, что почти полвека никто не делал попыток пробиться к югу дальше, чем он, тем более организовать специальную экспедицию.
Английские и американские китобои в начале XIX века совершали плавания в водах Антарктики, но им было не до географических открытий.
Решение задачи - существует ли все-таки Большая Южная Земля - взяли на себя отважные русские моряки.
16 июля 1819 года из Кронштадта на двух военных шлюпах «Восток» и «Мирный» в кругосветное плавание вышла первая русская антарктическая экспедиция. Шлюпом «Восток» командовал начальник экспедиции капитан 2 ранга Ф. Ф. Беллинсгаузен, шлюпом «Мирный» - лейтенант М. П. Лазарев.
Плавание проходило в невероятно трудных условиях, особенно в водах Южного Ледовитого океана, где штормы, снегопады, обледенение, туманы и морозы сопровождали корабли более ста дней. Несмотря на лишения и опасности, экспедиция провела исключительно важные исследования, позволившие установить существование громадного материка - Антарктиды, сверх того были открыты двадцать девять островов. Все они были названы русскими именами. Русские моряки совершили величайшее географическое открытие, вписав новую страницу в историю освоения Земли.
Более двух лег продолжалось плавание. Только 27 августа 1821 года шлюпы «Восток» и «Мирный» возвратились в Кронштадт. Великое предприятие было успешно завершено. Корабли под парусами прошли громадное расстояние - около ста тысяч километров.
В память о знаменательном плавании в Антарктиду двух русских кораблей была выбита медаль с надписью на одной ее стороне: «Шлюпы Восток и Мирный 1819 года».
Спустя десять лет, в 1831 году, вышла в свет книга «Двукратные изыскания в Южном Ледовитом океане и плавание вокруг света в продолжение 1819, 20 и 21 годов, совершенное на шлюпах «Востоке» и «Мирном», написанная Ф. Ф. Беллинсгаузеном. В честь подвига русских моряков-ученых, открывших неизвестный континент и прилегавшие к нему острова, именем славных кораблей названы две советские антарктические станции «Восток» и «Мирный». Их названия глубоко символичны и для нашего времени.
После экспедиции Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева началось освоение Антарктики.
В наши дни Антарктида - интернациональная земля, на которой развернута необычайно широкая научная деятельность, там работают сотни ученых со всех пяти континентов; научные станции двенадцати стран проводят систематические исследования. Наиболее интенсивную работу по изучению Антарктиды проводит Советский Союз, имеющий свыше десяти действующих станций. Сотрудничество ученых разных стран, взаимный обмен научной информацией, дружная работа за последние десять лет позволили узнать об Антарктиде больше, чем за предшествующие тысячелетия.

О КОРАБЛЯХ ПАРУСНОГО ФЛОТА
Начало XIX века было временем расцвета русского па русного флота. Начиная с 1803 по 1866 годы русские моряки совершили в основном на деревянных парусных судах 28 кругосветных и 17 полукругосветных плаваний. Как правило, это были корабли военно-морского флота, которые в зависимости от количества пушек и мачт, установленных на них, подразделялись на 6 рангов.
Широкое распространение получили бриги - небольшие двухмачтовые корабли, имевшие 16 - 20 пушек малого калибра на верхней, открытой палубе, предназначавшиеся для посылочных и крейсерских операций и для нападения на торговые суда противника. Это были корабли шестого ранга. Кораблями пятого ранга считались корветы и шлюпы, которые в отличие от бригов несли по три мачты. Корветы имели от 18 до 30 пушек малого калибра, установленных на верхней палубе, и использовались для разведочной и посылочной службы. Шлюпы - военные суда, немного крупнее корветов.
На некоторых шлюпах (в частности, на шлюпе «Восток») артиллерия располагалась на верхней и батарейной палубах. Применялись шлюпы для кругосветных плаваний, научных экспедиций, а иногда как военные транспорты. Наиболее многочисленную группу кораблей эпохи парусного флота составляли фрегаты. Это были трехмачтовые корабли, несущие по 50, а иногда и более пушек, расположенных на верхней и батарейной палубах. Они именовались кораблями четвертого ранга. И наконец, главная мощь парусного военно-морского флота - линейные корабли, предназначавшиеся для ведения генеральных морских сражений. Их артиллерийское вооружение достигало 120 пушек, которые размещались на четырех палубах (считая верхнюю). В зависимости от числа пушек линейные корабли относились к третьему, второму и первому рангам. Водоизмещение самых больших из них - кораблей первого ранга превышало 3000 тонн, что было пределом, который еще позволял создать прочную деревянную конструкцию.

ЭКСПЕДИЦИОННЫЙ КОРАБЛЬ ШЛЮП "ВОСТОК"
Для русских кругосветных экспедиций использовались бриги, корветы, шлюпы, фрегаты, т. е. корабли 6, 5 и 4 рангов.
Для обследования Южного Ледовитого океана было принято решение в короткий срок построить военное судно фрегатского вооружения и снарядить экспедицию. Прототипом для шлюпа «Восток» с небольшими изменениями послужили
фрегаты «Кастор» и «Поллукс», построенные в 1807 году. «Восток» был построен на Охтинской судостроительной верфи, в Петербурге. Закладка корабля состоялась в 1817 году, спуск на воду - в 1818 году, достройка и снаряжение велись слишком поспешно. Поэтому в далеком и трудном плавании выявились серьезные недостатки конструкции шлюпа: недостаточная прочность корпуса, неприспособленность судна для плавания во льдах, сырой материал (дерево, из которого сделан набор, обшивка и палубы), излишняя высота рангоута, неисправности румпеля, руля, малая вместимость. Отсюда - теснота в корабельных помещениях для матросов и офицеров. В условиях штормовой погоды, которая сопровож дала шлюп при плавании в высоких широтах, приходилось неоднократно ставить дополнительные крепления. Расходились пазы обшивки, внутрь поступала вода, которую надо было откачивать ручными помпами-насосами. Все эти недостатки могли быть устранены, если бы не было стремления ускорить отправление высокоширотной экспедиции.

КУРСЫ КОРАБЛЯ ОТНОСИТЕЛЬНО ВЕТРА
или левым галсом. При встречных ветрах приходится лавировать, идти под парусами ломаным курсом, загзагами. На рисунке 2 показано, как лавировал шлюп «Восток», добираясь от острова А до острова Б, между кораблями по прямой расстояние всего 100 миль. Лавируя против ветра и меняя галсы, судам пришлось пройти путь в два раза больше.
Навигационные приборы на парусных кораблях начала XIX века по современным понятиям были далеко не совершенны, состояли из астролябий, сексгатов, хронометров и магнитных компасов. Первые три прибора применялись для определения места в море, а с помощью магнитного компаса устанавливалось направление движения корабля. Несмотря на все усовершенствования, этот прибор мало изменился. Корабельный компас состоит из медного котелка, подвешенного на карданном шарнире, благодаря шарниру компас сохраняет горизонтальное положение. Карданный шарнир укреплен в верхней части нактоуза - деревянной тумбочки. Внутри котелка на вертикальной оси-игле свободно вращается картушка с прикрепленным к ней магнитом, которая служит для определения стран света (рис. 3).
На рисунке 1 показан общий вид шлюпа «Восток», частично разрезанный по диаметральной плоскости с показом жилых и служебных помещений. Носовая часть палубы до фок-мачты называется баком. Следующая за ним часть палубы, от фок-мачты до грот-мачты, именуется шкафутом. Палуба от грот-мачты до бизань-мачты носит название шканцы и, наконец, кормовая часть от бизань-мачты до кормы - ют.
Чтобы подводная часть не обрастала водорослями и ракушками, что снижало скорость корабля, ее обшили медными листами. Три мачты несли паруса, общая площадь которых составляла свыше 2 тысяч квадратных метров.
На рисунке 2 стрелками показаны направления дующего на паруса ветра. Ветер, дующий в нос корабля, называется противным или встречным, положение корабля - левентик. Паруса полощутся, колышатся, судно не имеет хода или даже идет назад. Ветер, дующий в корму, попутный, наполняет все паруса, это положение носит название фордевинд, судно идет полным ветром. Когда ветер дует в борт, положение корабля галфвинд. А если ветер дует между направлениями левентик и галфвинд, положение именуется бейдевинд, а между фордевинд и галфвинд - бакштаг.
Последующие промежуточные направления от норда к норд-осту обозначаются NNO, а от оста к норду - ONO; соответственно от норда к весту NNW, а от веста к норду WNW; считая от зюйда к осту, обозначаются SSO, а от оста - OSO; соответственно от зюйда к весту - SSW, а от веста - WSW.
Среднее направление между каждым из 16 румбов имеет также свое название, которое составляется из названия главного, или четвертного румба, ближайшего к данному, латинской буквы «t» - «тэнь», что по-голландски обозначает предлог «к», и названия стороны света, к которой клонится этот промежуточный румб. Например, от N вправо к О промежуточный румб будет NtO, а влево к W - NtW, соответственно от О к N - OtN, а к S - OtS и так далее, как показано на картушке. Картушка своим центром насажена на вертикальную ось-иглу, благодаря чему очень легко может вращаться в горизонтальной плоскости и всегда указывать, где север.
KOHEЦ ФPAГMEHTA КНИГИ