Методика подготовки к изложению и сочинению. Как писать изложение: полезные советы и рекомендации

Первая и важнейшая часть экзамена по русскому языку в 9-м классе – изложение. Процедура проста: в аудитории дважды включается аудиозапись с чтением текста, после чего школьники должны сжато изложить услышанное в объёме не менее 70 слов.

Блестяще написанное изложение добавляет 7 баллов к итоговому результату (из 39 максимальных). И это 17 % общего результата экзамена девятиклассника.

Увы, статистика по ОГЭ неутешительна.

65 % школьников справляются с этой частью только на тройку, добирая минимальный балл за счет сочинения и тестовой части. Стоит ли уделять изложению особое внимание? Безусловно. Умение правильно изложить текст – показатель того, что человек способен извлечь из услышанного главную мысль и представить ее в виде собственного связного текста.

И хотя изложения дети учатся писать с начальной школы, обычно с передачей на письме звучащего текста возникают проблемы .

Во-первых, ребёнок пытается записать текст целиком, включая вводные слова, служебные части речи и второстепенные конструкции . В итоге, не успевая за диктором, теряет нить рассуждения и нарушает смысловую цельность текста.

Это самая серьезная ошибка. Тексты, предлагаемые для изложения, представляют собой рассуждение о какой-либо проблеме, предложенное автором. А значит, последовательность развития мысли крайне важна.

Стремясь поспеть за чтецом и записать все, ребенок неизменно упускает одну из смысловых связок.

Хочу обратить внимание, что на экзамене требуется написать именно краткое изложение . Это значит, что попытка записать все подряд в большинстве случаев заканчивается провалом.

А если ребёнок быстро пишет и успевает все записать? Получит ли он максимальный балл? Нет. В этом случае при проверке не будут начислены баллы за критерий сжатия текста . Такой критерий есть, и эксперт обязан оценить, насколько выпускник смог сжать исходный текст.

Поэтому правило номер один: передача текста один в один не работает. Готовясь к изложению, помогайте ребенку формулировать своими словами то, что он услышал. На первых порах, если с изложением мысли проблемы, берите тексты небольшого объема, примерно 120-150 слов.

Во-вторых, смысл некоторых фраз современному школьнику попросту непонятен. Часто это цитаты, приводимые в доказательство авторской мысли.

Приведу пример. Рассуждая о восприимчивости детской души, автор одного из текстов для изложения приводит слова А. С. Пушкина, который писал: «Говорят, что несчастие - хорошая школа; может быть. Но счастие есть лучший университет. Оно довершает воспитание души, способной к доброму и прекрасному...» Большинство школьников не понимает, о каком университете идет речь, не зная о переносном значении данного слова, поэтому подобные моменты требуют отдельного уточнения и разъяснения.

Третья проблема - неумение школьника связать разрозненные предложения в связный текст. Предложения, словно бессвязные обрывки мысли, следуют друг за другом без всякой логики.

iconmonstr-quote-5 (1)

Навык составления связного текста отрабатывается в ходе тренировочных изложений.

И здесь я подхожу к главной мысли. Не ограничивайтесь школьной подготовкой к изложению. Часто из-за упора на сочинение и тестовую часть на подробную отработку изложений времени у учителя просто не остается.

Обычные мамы и папы, окончившие школу и владеющие навыком связной речи, совершенно точно могут помочь своему ребенку подготовиться к этому непростому заданию.

Простой способ научиться писать изложение

Главное в изложении - понять основную мысль звучащего текста. На уроке школьников учат делить текст на смысловые части и выделять главную мысль каждой – ее называют микротемой.

Если действовать строго математически, исходный текст следует сократить примерно вдвое:

iconmonstr-quote-5 (1)

из 160-200 данных слов сделать связный текст порядка 80-100.

Как же понять, что выбросить, а что оставить? На занятиях я советую использовать простой прием: после первого прочтения выпишите грамматическую основу каждого предложения - подлежащее и сказуемое. Это поможет выделить смысловой «концентрат» текста.

В качестве примера приведу абзац из уже упомянутого текста о детских впечатлениях.

«Некая неуловимая грань, наступающая при переходе одного состояния в иное, порой противоположное, больше всего волнует в детстве. Дети - самые тонкие ценители таких неуловимо-реальных состояний. Но и познающим мир взрослым известно, что самая вкусная картошка чуть-чуть похрустывающая, на грани сырого и испечённого. Доли секунды перед опасным прыжком через препятствие, момент, когда качели ещё двигаются вверх, но вот-вот начнётся обратное движение, волнительный миг перед падением в воду или в солому - всё это рождает непонятный восторг, составляющий счастье и полноту жизни».

Методика подготовки к сжатому изложению.

Итоговая аттестация в 9-м классе является важнейшим этапом в подготовке учащихся к единому государственному экзамену в 11-м классе. Сегодня обучение русскому языку отличается повышенным вниманием учителей к речевой подготовке школьников. Трудно переоценивать значение речи в жизни человека и общества как средства передачи знаний и опыта, как средства духовного развития, воспитания, образования и как средства установления межличностного и группового контакта, воздействия и влияния друг на друга. Процесс овладения связной письменной речью достаточно сложен и требует от ученика комплекса речевых умений и навыков. Навыки письменной речи формируются постепенно, поэтапно.

Для того чтобы речь была точной, необходимо, во-первых, знать предмет речи, во- вторых, достаточно хорошо ориентироваться в языковой системе и, в-третьих, иметь такие речевые навыки, которые помогли бы соотнести знание предмета со знанием языковой системы в конкретном речевом акте. Лаконичность (краткость) речи предполагает чёткое изложение мысли и выражается в умении передать её наименьшим количеством слов, а нарушение логичности ведёт к многословию.

Всё вышесказанное обусловливает структуру и содержание экзаменационной работы, первой частью которой является сжатое изложение, направленное на проверку умения понимать устную речь и воспроизводить ее в письменной форме, пользуясь приемами компрессии (сжатия) текста.

Известный методист М. Чистяков, подчёркивая значение сокращений (так назывались сжатые изложения), писал о том, что это занятие будет учить школьника «отличать красоты выражения от занимательности содержания, мелкие подобности предмета, важные для живости его изображения, от существенных, характеристических линий, его составляющих, отличия, будет приучать давать приобретённым мыслям свою оболочку; следовательно, здесь опять многосторонняя работа для памяти, для соображения, для чувств и стиля»

Однако сжатое изложение, несмотря на кажущуюся простоту, довольно сложно для школьников, поэтому к данному виду работы их необходимо тщательно готовить, так как формирование речевых умений у учащихся является первостепенной задачей в обучении русскому языку.

1.Особенности подготовки к сжатому изложению

Итак, к 9-му классу учащиеся должны понимать, что текст – это законченная последовательность предложений, связанная по смыслу в рамках общего замысла автора, что текст должен обладать членимостью, смысловой цельностью и структурной связностью. Немаловажным в работе над текстом является и оперирование понятиями «тип речи» и «стиль речи». Поэтому при выполнении задания 1 части школьники должны продемонстрировать следующие умения и навыки:

Верно понимать и передавать основную мысль текста.

Правильно выбирать микротемы.

Владеть навыками компрессии текста.

Логично, стройно, без искажений передавать в собственном высказывании содержание исходного текста, используя способы сжатия.

Выдерживать в работе стилевое и стилистическое единство и соблюдать речевые нормы.

Строить высказывание, учитывая отношение автора к проблеме.

Однако сжатому изложению обучить за один год невозможно. Поэтому начинать эту работу целесообразно уже с пятого класса . Ученики с пятого класса должны знать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Перед написанием сжатого изложения в первую очередь необходимо напомнить, что главная информация - это то содержание, без которого был бы неясен или искажен авторский замысел.

На уроках подготовки к сжатому изложению следует говорить о том, что в тексте может быть одна главная тема , которая реализуется через несколько микротем (подтем), подчиненных этой главной теме. Членимость текста в соответствии с темами и микротемами - одно из важных свойств текста. Напоминается учащимся о соблюдении абзаца. В абзаце выражается одна из микротем текста, подчиненная главной теме.

2.Комплексный анализ текста_- одно из средств саморазвития учащихся и приём подготовки к сжатому изложению…

Оптимальной формой работы при подготовке к написанию сжатого изложения является регулярное обращение к комплексному анализу текста, который формирует умение извлекать основную информацию из текста, аргументировать свои высказывания и одновременно готовит учащихся к выполнению всех частей экзаменационной работы.

При подготовке важно знать, понимает ли ученик текст, его тему и основную мысль. Работа с текстом проходит всегда по – разному. Но всегда обязательно нужно прочитать текст вслух, записать ключевые слова, обсудить его тему и основную мысль

Комплексный анализ текста требует от учащихся теоретических знаний по орфографии, пунктуации и синтаксису, позволяет применять их на практике. Для успешного выполнения всех частей экзаменационной работы необходимы навыки работы с текстом, навыки комплексного анализа текстов различных стилей и типов.

Комплексный анализ текста – это востребованная форма всесторонней подготовки учащихся кОГэ, которую необходимо начинать в пятом классе. Систематическая и планомерная работа с текстом стимулирует интеллектуальное развитие учащихся и их усилия по преодолению пробелов в знаниях, активизирует речемыслительную деятельность, рождает стремление к саморазвитию учащегося.

3Система упражнений по теме при подготовке к сжатому изложению

Понятно, что, готовясь к сжатому изложению, необходимо трени­роваться выполнять разнообразные логические операции с текстами: выделять главную и второстепенную информацию, искать тезисы, прояснять ход мысли, сжимать текст разными способами, записы­вать связный и логически стройный пересказ, который не искажает содержание и не нарушает логики исходного текста. В этом помогут специальные упражнения, которые окажутся полезными не только на уроках развития речи, но и на обычных занятиях по русскому языку и литературе, начиная с 5-го класса. И хотя на экзамене ученики должны будут воспринять текст на слух, большинство упражнений, во всяком случае на первых порах, правильнее и удобнее выполнять, когда дети не только слышат, но и видят текст.

Эффективными в этом случае оказываются упражнения, в которых, перед тем как написать сжатое изложение текста, сначала надо:

    восстановить смысловую связь между предложениями или аб­зацами;

    правильно расположить тезисы и аргументы в рассуждении;

    исправить нарушенную логику;

    подобрать вступление или заключение.

Пересказывая тексты, ученики сокращают содержание, либо исключая слишком подробную информацию, либо обобщая частную.

Стоит познакомить школьников с основными приемами сжатия и потрени­ровать их, предложив для этого специальные упражнения.

Основные способы сжатия текста: моя презентация

Однако при работе над сжатым изложением необходимо уделять внимание тому, чтобы у учеников в результате сжатия исходного текста получился не его более или менее удачный тезисный план или конспект, а связный, логичный текст, обладающий всеми признаками текста. Сжимая прослушанный текст, ученик создает на его основе собственный, который, как и любой другой, должен обладать смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. При этом изложение должно сохранять логику исходного текста. Следует, основываясь на работе с текстом, сформировать у учащихся представление о том, что сжатое изложение – это такая форма обработки информации исходного текста, при которой возникает новый текст, воспроизводящий основное содержание, композиционно-логическую структуру, а также тип речи и, по возможности, стиль речи оригинала.

На экзамене ученики должны продемонстрировать не тео­ретические знания о приемах сжатия информации, а практический навык правильного сокращения текста. Выработать его можно только регуляр­ными упражнениями: сначала простыми – потом все более сложными.

Например:

1.Подчеркните в тексте только то, без чего нельзя понять смысл рассуждения. Разбейте текст на абзацы.

2.Замените ряд однородных членов обобщающим словом; (где нуж­но, измените форму согласующихся слов) (5 – 6-й классы).

Совершенствовать умение писать помогут упражнения, которые целесообразно использовать в 7-8 классах

1. По данному началу определите основную мысль текста.

2. Письменно продолжите текст, озаглавьте его.

3. Отредактируйте текст.

По информа­ционной переработке текста могут быть использованы следующие варианты упражнений (8-9 классы)

1.Упражнения для отработки содержательных приёмов сжатия текста

2. Упражнения для работы над языковыми приёмами компрессии исходного текста (приложения 1,2)

4.Словарная работа при подготовке к изложению

Большую роль при подготовке к изложению играет и словарная работа.

Из-за малого объема чтения учащиеся плохо усваивают даже специально вводную на уроках развития речи лексику. Для достижения этого нужно учить видеть слово в контексте. Именно контекст проявляет дополнительные оттенки значения или значений, особенно сочетаемости слов. Так у учеников вырабатывается внимание к слову, формируется ценностное отношение к нему. Это способствует развитию умения опознавать такие слова в незнакомых текстах и, зная их назначение в тексте, сохранять их в изложении, что помогает сделать пересказ близким к тексту.

5.Последовательность работы над изложением:

При работе над изложением на экзамене учащийся следует правилам его написания, которые он усвоил за годы обучения. Поэтому технология написания изложения должна быть хорошо известна старшекласснику и доведена до автоматизма. Если схема работы с текстом не была хорошо усвоена, ребенок тратит много ценного экзаменационного времени «на раскачку», выбирая, с чего начать работу.

Последовательность работы над изложением :

1.Внимательно прослушайте текст.

2.Определите тему и основную мысль текста.

3.Вдумайтесь в название текста (именно в нем обычно заключается тема или идея).

4.Установите причинно-следственные связи в содержании текста.

5.Определите, к какому типу речи относится текст, и обязательно сохраняйте особенности этого типа при написании изложения.

6.Разделите текст на композиционные и смысловые части.

7.Начинайте работу по сжиманию текста. Выполняя это задание, помните, что, сжимая текст, вы должны передать главное в каждом абзаце и во всем тексте в целом; заменить конкретное и отдельное обобщающим, а также исключить несущественное.

8.Постарайтесь сохранить особенности языка данного произведения и сохранить их в изложении. Перед вами не ставится задача сохранения авторского стиля, однако вы должны использовать авторские ключевые слова и словосочетания.

Вот такие рекомендации, по моему мнению, можно дать учащимся при подготовке к сдаче ОГЭ по русскому языку.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сжатое изложение в современном обучении школьников является одним из трёх элементов итогового экзамена в девятом классе. Оттого, как учитель обучает своих учеников писать сжатое изложение, зависит успех сдачи этого вида экзамена.

В ОГЭ представлены задания, которые большей частью охватывают именно работу с текстом, поэтому связь между сжатым изложением и работой над текстами очевидна. Учителю важно сочетать в подготовке к экзамену эти два элемента, так как работа над текстом необходима ученикам. Прежде всего, учителю необходимо уделять внимание типу, стилю текста, так как вопросы часто связаны именно с этими понятиями, а сокращение текста не всегда возможно, потому что не все стили могут быть подвергнуты таким изменениям.

Несмотря на то, что сжатое изложение – это устоявшийся вид экзамена за последнее время, в школьных программах по русскому языку и развитию речи объём упражнений узок. Ученики не могут самостоятельно подготовиться по этой теме, так как нет систематизированных упражнений и заданий.

Существуют несколько методов на современном этапе в обучении сжатому изложению, каждый учитель сам определяет, что необходимо знать его ученикам и на что делать акцент.

В работе я предприняла попытку, используя свой педагогический опыт и опыт других учителей и методистов, представить систему упражнений, которая способствовала бы успешному развитию навыков и написания сжатого изложения

Список использованной литературы

    Влодавская Е.А. Русский язык. ЕГЭ: методическое пособие для учителя.- М: «Экзамен», 2006.

    Граник Г.Г., Борисенко Н.А. Воссоздающее воображение в обучении филологическим дисциплинам//Электронный журнал Психологическая наука и образование.- 2009. № 1. С.1-93.

    Граник Г.Г., Борисенко Н.А. Развитие воссоздающего воображения на уроках русского языка// РЯШ.2006. №6. С.3-10

    Добротина И.Н. Обучение приёмам содержательной компрессии текста как этап подготовки к сжатому изложению // РЯШ. – 2008. - №8. – С. 11-17.

    Кобзарева Л.А Русский язык. 9 класс: элективный курс «Сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста: теория и практика» //Волгоград: Учитель, 2008. – 138 с.4.

    Корчагина Е.В., Симакова Е.С. Русский язык: Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА: «Сжатое изложение: 9-й класс»/,..-М.:АСТ:Астрель: Полиграф-издат., 2010

    Куманяева А.Е. Изложение на экзамене.- М., 2005.

    Морозова И.Д. Виды изложений и методика их проведения. - М, 1984.

    Пахнова Т.М. Комплексная работа с текстом как путь подготовки к итоговой аттестации в 9 классе //РЯШ.- 2010.- №1, с.3-16

    Пахнова Т.М., Материалы для подготовки к Государственной итоговой аттестации в 9 классе (Комплексная работа с текстом).//РЯШ.- 2010.- №1, №2, с. 19-24; №3, с. 14-18).

    Степанова Л.С., Цыбулько Г.И. Готовимся к новому формату экзамена в IX классе // Русский язык в школе. – 2007. - №3. – С. 17-19.

    Сенина Н.А.. Русский язык.9-й класс. Подготовка к ГИА -2011: учебно-методическое пособие/под ред..-Ростов н/Д: Легион –М., 2010

    Сидорова Г.А. Об одном из приемов сжатия текста // РЯШ.- 2010.- №1, с.8-

    Степанова Л.С., Цыбулько И.П. Методическое письмо: Об использовании результатов новой формы государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 класса 2009 года в преподавании русского языка в общеобразовательных учреждениях. – М: 2009.- 15 с.

    Учебники по русскому языку 5-9 классы / М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской.

    Фалина Т.М. Словарно-стилистическая подготовка учащихся к изложениям разных типов./ Пособие для учителей по методике преподавания русского языка для написания исследовательско-проектных работ.//М.:2011,с.2-6

    ФалинаТ.М.Подготовка к сжатому изложению по отрывку из повести Л.Н.Толстого «Юность»._М.,2005.с.7-8арченко И.Г. Сборник текстов для изложений.- М., 1972.

    Хаустова Д.А. Работа с текстом при подготовке к сжатому изложению 1Х классе //РЯШ.- 2010.- №1,с.17-21

1. Письмо как вид речевой деятельности. Специфика письменной речи.

2. Виды работ по развитию письменной связной речи.

3. Изложение: виды, методика проведения обучающего изложения.

4. Сочинение. Виды сочинений.

Литература

1. Капинос В.И. и др. Развитие речи: Теория и практика обучения. – М., 1991.

2. Морозова И.Д. Виды изложений и методика их проведения: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1984.

3. Методика развития речи на уроках русского языка / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Просвещение, 1991.

4. Родин И.О., Пименова Т.М. Сочинения: правила составления текстов: полный курс. – М.: АСТ: Астрель, 2009.

1. Письмо как вид речевой деятельности представляет собой сложный комплекс умений, включающий технику письма (каллиграфию, графические и орфографические навыки) и создание продукта речи – письменного текста.

Письменная речь как процесс создания речевого продукта в письменной форме представляет сложную творческую деятельность, поэтому овладение навыками создания письменной речи представляет для учащихся большие трудности.

Письменная речь как продуктивный вид речевой деятельности характеризуется сложным психофизиологическим механизмом. В создании письменной речи участвуют слуховые, речедвигательные, зрительно-графические, моторные анализаторы. Кроме того письмо функционирует во взаимосвязи с другими видами речевой деятельности. Создание письменной речи сопровождается чтением, внутренним проговариваем, аудированием.

В психологической литературе доказано, что письменная речь следует за внутренней речью (за внутренним проговариванием).

Итак, формирование и совершенствование письменной речи учащихся требуют целенаправленной работы на уроках русского языка, которая строится с учетом структурных и психологических особенностей письма как продуктивного вида речевой деятельности.

2. Многообразие продуктов письма обуславливает многообразие видов работ по развитию письменной речи учащихся, направленные на формирование умений самостоятельно создавать письменные высказывания разных типов и жанров.

Чтобы научить школьников созданию письменных текстов используются следующие виды заданий:

Анализ текстов;

Составление композиционной схемы, плана, рабочих материалов высказывания;

Редактирование текстов;

Установка на определенную речевую ситуацию (т.е. уточнение задачи адресата, обстоятельств высказывания) и др.

Развитию связной письменной речи способствуют следующие виды работ: изложения, сочинения, письменные ответы на вопросы, составление деловых бумаг, написание рецензий, отзывов, аннотаций, свободный и творческий диктант и другие.


Как видим, в практике обучения письменной связной речи учащихся на уроках русского языка наблюдается многообразие форм и видов работ, способствующих формированию и совершенствованию умений школьников в создании письменных высказываний разных типов и жанров речи.

3. Среди наиболее эффективных форм работы при обучении письменной связной речи являются изложения и сочинения.

Изложение – это передача в письменной форме прослушанного или прочитанного текста.

Значение изложения как вида работы по развитию связной письменной речи учащихся:

1) обогащает словарный запас учащихся;

2) способствует развитию мышления учащихся;

3) прививает умение излагать мысль логично и последовательно;

4) способствует закреплению и углублению знаний по грамматике;

5) развивают навыки слушания, запоминания, воспроизведения текста;

6) подготавливают учащихся к написанию сочинений.

Виды изложений:

а) по отношению к объему исходного текста: подробные и сжатые;

б) по отношению к содержанию исходного текста: полные, выборочные, с дополнительным заданием;

в) по осложненности языковым заданием: - изложения, в которых требуется

воспроизвести, употребить определенные языковые средства, - изложения, в которых содержание исходного текста передается в другой форме;

г) по особенностям структуры исходного текста: изложение-описание, изложение-повествование, изложение-рассуждение;

д) по цели проведения изложения: обучающие и контрольные.

Проведение обучающих изложений включает несколько этапов, которые в зависимости от вида изложения и степени подговленности учащихся могут варьироваться (некоторые этапы могут быть опущены).

1 этап: подготовка учащихся к восприятию текста (вступительная беседа).

2 этап: чтение текста учителем.

3 этап: беседа по содержанию.

4 этап: составление плана и структурной схемы текста.

5 этап: словарно-стилистическая работа.

6 этап: устный пересказ.

7 этап: повторное чтение текста.

8 этап: написание изложения, редактирование.

Контрольное изложение проводится по следующей схеме:

1) вступительная беседа;

2) чтение текста учителем;

3) словарно-фразеологическая работа;

4) повторное чтение текста учителем;

5) написание изложения.

Итак, нами рассмотрены значение изложения в системе работы по развитию связной речи учащихся, виды изложений и этапы обучающих и контрольных изложений.

4. Сочинение представляет собой самостоятельную письменную работу учащегося, в которой он излагает собственные мысли, переживания, суждения.

В сочинении содержание, композиционное оформление, выбор языковых средств решается учеником самостоятельно. Являясь высшей формой продуцирования письменной речи, сочинение требует от учащихся целого ряда умений, основными из которых являются:

1) умение определять основную мысль высказывания, раскрыть тему сочинения;

2) умение собирать и систематизировать материал для сочинения;

3) умение композиционно правильно строить сочинения разных типов;

4) умение точно, ясно, стилистически правильно выражать свои мысли;

5) умение совершенствовать написанное.

Виды сочинений:

По тематике: на лингвистические тема и темы из жизни (так называемые свободные темы);

По источнику получения материала (один или несколько источников): на основе жизненного опыта, прочитанного, произведений живописи, музыкальных впечатлений, спектаклей, кинофильмов и т.д.;

По психологическому источнику: память (сочинение по памяти), восприятие (сочинение по наблюдениям), воображение (сочинение по воображению);

По объему: сочинения-миниатюры (на узкие, конкретные темы);

По осложненности дополнительным языковым заданием: сочинения по опорным словам и конструкциям, сочинения с употреблением группы определенных языковых средств, сочинения с обнаружением определенных языковых средств в созданном тексте.

В деятельности учителя, связанной с проведением сочинений, выделяются три этапа: 1) подготовка и организация сочинений; 2) их проверка и оценка; 3) анализ проверенных работ в классе.

Схема подготовительного урока к сочинению:

1. Постановка цели урока.

2. Анализ текстов-образцов.

3. Редактирование текстов негативного характера.

4. Уточнение задачи сочинения (речевой ситуации).

Итак, рассматривая особенности обучения письменной связной речи учащихся на уроках русского языка, следует отметить, что целью обучения является формирование и совершенствование умений школьников создавать определенные тексты, речевые произведения. В школьной практике изложения и сочинения являются наиболее эффективными формами работы по развитию связной речи школьников.

Планы практических занятий по теории и методике преподавания русского языка (3 курс, ДО)

После первого чтения текста

Определите тему текста (о чем текст?).

Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?).

Определите:

1. стиль текста и тип речи

2. особенности построения текста

3.составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.

Совет:

1.Работая с подробным планом текста, отметьте в нем главное,а также подробности в каждой части.

2.Выберите способ сокращения текста (исключение, обобщение, сжатие).

3.Составьте сжатый план текста, учитывая смысловые связи между эпизодами (временные, пространственные и т.п.).

Пишем черновик.

1.Напишите сжатое изложение каждой части.

2.Перечитайте написанное, свяжите части между собой, чтобы получился текст.

3. Помните о главном условии: вы должны передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения – не менее 90 слов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как готовиться к изложению:

После первого чтения текста

Определите тему текста (о чем текст?).

Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?).

Определите:

1. стиль текста и тип речи

2. особенности построения текста (в повествовании – начало события, ход его, самый кульминация, конец; в описании – предмет речи и его значимые, существенные признаки; в рассуждении – общее положение, аргументы, доказательства, вывод).

3.составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.

Совет:

Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.

Прослушайте текст во второй раз.

1.Работая с подробным планом текста, отметьте в нем главное,а также подробности в каждой части.

2.Выберите способ сокращения текста (исключение, обобщение, сжатие).

3.Составьте сжатый план текста, учитывая смысловые связи между эпизодами (временные, пространственные и т.п.).

Пишем черновик.

1.Напишите сжатое изложение каждой части.

2.Перечитайте написанное, свяжите части между собой, чтобы получился текст.

3. Помните о главном условии: вы должны передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения – не менее 90 слов.

Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.


Немаловажное значение в обучении сжатому изложению имеет работа над языком текста. В опыте учителей этот вид работы находит отражение, но обычно учителя отводят языковой подготовке всего несколько минут при анализе содержания текста, обращая при этом внимание в основном на выяснение смысла незнакомых слов. Содержание языковой подготовки к сжатому изложению должно быть значительно шире.

Необходима работа над лексикой. Она складывается из подбора синонимов, перифраз, разбора архаизмов, диалектизмов, неологизмов, терминов, слов с переносным значением. А при работе над образно-выразительными языковыми средствами, имеющимися в тексте, нужно выяснить, почему употреблено то или иное выражение, можно ли правильно передать содержание текста без данных образно-выразительных средств.

Часто школьники нуждаются в предварительной работе над синтаксическими недочётами. Этот вид деятельности должен быть направлен в большей степени на преодоление ошибок в употреблении падежей существительных, на согласование прилагательных с существительными и глаголов-сказуемых с существительными-подлежащими.

Специального времени для предварительной языковой подготовки не требуется.

Языковая подготовка к написанию сжатого изложения ставит себе ещё одну дополнительную цель - ввести в речь учеников те слова из предназначенного для изложения текста, которые либо вообще незнакомы учащимся, либо употреблены в неизвестном им значении.

К основным языковым приёмам сокращения текста можно отнести:

1. Замены:

а) замена однородных членов обобщенными наименованиями;

б) замена фрагмента предложения синонимичными выражениями;

в) замена предложения или его части указательным местоимением;

г) замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;

д) замена сложноподчиненного предложение простым.

Исключения:

а) исключение повторов;

б) исключение фрагмента предложения;

в) исключение одного или нескольких синонимов.

3. Слияние нескольких предложений в одно.

Умение выразить информацию в краткой, логически стройной форме необходимо ученикам не только при написании сжатого изложения, но и при подготовке сообщений, аннотаций, составлений тезисов, конспектировании.

Примеры упражнении, направленных:

1. на трансформацию словосочетаний.

Упражнение 1.

Выберите из синонимичных языковых средств наиболее краткие и емкие, «экономичные».

Дать подтверждение - подтвердить; привести доказательство - доказать; проводить исследование - ...; совершать вращение - ...; проявлять интерес - ...; выдвинуть предположения - ... Процесс реакции - реакция; свойство упругости - ...; месяц март - ...

2. на трансформацию предложений.

Упражнение 2.

Замените придаточное предложение предложно-падежной конструкцией.

Для того чтобы осуществить - для осуществления; для того чтобы получить - для получения; для того чтобы изменить - ...; для того чтобы соединить - ...; для того чтобы распределить - ...; для того чтобы рассмотреть - ...

В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь (достичь цели). (В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать для достижения цели).

Энергии, выделяющейся при ядерной реакции, достаточно, чтобы нагреть от комнатной температуры до кипения 150 т воды. (Энергии, выделяющейся при ядерной реакции, достаточно для нагревания от комнатной температуры до кипения 150 т воды).

Упражнение 3.

Замените придаточные условия и причины предложно-падежной конструкцией или деепричастным оборотом. (Напоминаем ученикам, что употребление деепричастного оборота считается ошибочным, если субъект действия, обозначенного глаголом-сказуемым, и субъект действия, обозначенного деепричастием, не совпадают).

Чтобы ядерная реакция протекала, необходимо снизить скорость движения нейтронов приблизительно в 10 000 раз. (Для протекания ядерной реакции необходимо снизить скорость движения нейтронов приблизительно в 10 ООО раз).

Если бы на мгновение прекратилось действие электромагнитных сил, то сразу бы исчезла жизнь, немыслимая без сил электромагнитной природы. (С прекращением действия электромагнитных сил сразу бы исчезла жизнь, немыслимая без сил электромагнитной природы).

Если принимать витамины не менее 4 месяцев в году, можно восполнить дефицит важнейших элементов и усилить защитные свойства организма. (Принимая витамины не менее 4 месяцев в году, можно восполнить дефицит важнейших элементов и усилить защитные свойства организма).

Мысль о взаимосвязи геометрической формы кристалла с его внутренним строением была высказана Ньютоном. Ученые смогли убедиться в ее справедливости только в XX веке, потому что исследовали кристаллы с помощью рентгеновского метода. (Ученые смогли убедиться в ее справедливости только в XX веке, исследовав кристаллы с помощью рентгеновского метода. Ученые смогли убедиться в ее справедливости только в XX веке благодаря исследованиям кристаллов с помощью рентгеновского метода).

Подобные упражнения интересны учащимся, демонстрируют им возможности языка, заставляют внимательнее вчитываться в текст. Такая работа позволит предотвратить возможные коммуникативные неудачи учеников как при чтении - понимании текста, так и при создании ими собственных текстов.

3. на умение находить языковые средства для сжатой передачи текста.

Упражнение 4.

Это задание направленно на обогащение речи учащихся средствами обобщенной передачи. Учитель должен объясняет ученикам, что есть слова с более общим и широким значением («вместительные») и слова, обозначающие отдельные предметы, признаки, действия, составляющие эти широкие значения. Одновременно учащиеся учатся классифицировать предметы, признаки, действия, т. е. практически получают представление о роде и виде.

Разделите все существительные на «вместительные» и общие слова.

Ласточки, грачи, дрозды, жаворонки, соловьи осенью улетают в теплые края. Перелетные птицы направляются на Кавказ, в Крым, в Египет, в Индию... Воробьи, галки, вороны, сороки, дятлы никуда не улетают.

(Ласточки, грачи, дрозды -- перелетные птицы. Кавказ, Крым, Египет, Индия -- теплые страны. Воробьи, галки, сороки, дятлы - неперелётные птицы.)

Класс определяет, что если надо сказать обобщенно, то используются родовые слова, а если надо указать подробно птиц и страны -- видовые слова.

Таким образом, можно создать сжатое изложение этого текста, предварительно определив основное, существенное в его содержании: «Осенью перелетные птицы улетают в теплые края, зимующие птицы никуда не улетают».

4. на устранение повторов.

Упражнение 5.

Перепишите, устраняя повторы. Предложения под номером два и три нужно объединить, превратив их в два предложения.

1. Художник использует цвета: синий, зелёный, красный - много-много других цветов. 2. Шар вырвался из моих рук и полетел. Шар был большой, ярко-синий. Скоро шар стал еле заметен. 3. Я очень-очень люблю своего щенка. Я хожу со щенком гулять. Я играю со щенком. Я кормлю его. Я купаю щенка. 4. Мы шли долго. Наконец мы вышли на поляну. Поляна была очень красивая. В центре поляны огромный пень.

Упражнение 6.

Найдите и устраните повторяющиеся слова.

На столе лежит крупная спелая клубника. Чуть подальше стоит большой белый кувшин. Рядом с ним стоит банка с веточками чёрной и белой смородины. Около неё стоит тарелка с ягодами чёрной и белой смородины. А за тарелками и банкой стоит металлическое блюдо с ярко-красной клубникой.