Краткий психологический словарь. Петровский А.В

Иллюзии восприятия (- ошибка, заблуждение) - неадекватное отражение воспринимаемого предмета и его свойств. Иногда термином «Иллюзии восприятия» называют сами конфигурации раздражителей, вызывающие подобное неадекватное восприятие. В настоящее время наиболее изученными являются иллюзорные эффекты, наблюдаемые при зрительном восприятии двухмерных контурных изображений. Эти так называемые «оптико-геометрические иллюзии» заключаются в кажущемся искажении метрических соотношений между фрагментами изображений (см. рис. 1).

К другому классу Иллюзии относится феномен яркостного контраста. Так, серая полоска на светлом фоне кажется темнее, чем на черном. Известно много иллюзий видимого движения: автокинетическое движение (хаотические перемещения объективно неподвижного источника света, наблюдаемого в полной темноте), стробоскопическое движение (возникновение впечатления движущегося объекта при быстром последовательном предъявлении двух неподвижных стимулов в близком пространственном соседстве), индуцированное движение (кажущееся движение неподвижного объекта в сторону, противоположную движению окружающего его фона). К И. в. незрительной природы можно отнести, например, иллюзию Шарпантье: из двух предметов равного веса, но разных размеров меньший кажется тяжелее.

Встречаются также разнообразные установочные иллюзии, детально исследованные Д. Н. Узнадзе и его учениками. Некоторые Иллюзии восприятия имеют сложный характер: например, в ситуации невесомости, при необычной стимуляции вестибулярного аппарата, нарушается оценка положения зрительных и акустических объектов. Существуют также иллюзии осязания, времени, цвета, температурные и т. п.

Единой теории, объясняющей все И. в., в настоящее время нет. Принято считать, что иллюзорные эффекты, как показал немецкий ученый Г. Гельмгольц, являются результатом работы в необычных условиях тех же механизмов восприятия, к-рые в нормальных условиях обеспечивают его константность. Многочисленные исследования посвящены обнаружению детерминант оптической и физиологической природы иллюзий. Их появление объясняется особенностями строения глаза, спецификой процессов кодирования и декодирования информации, эффектами иррадиации, контраста и т.д. В исследованиях фиксируются социальные детерминанты трансформации образов - особенности мотивационной и потребностной сфер, влияние эмоциогенных факторов, прошлого опыта, уровня интеллектуального развития. Трансформация образов объективной действительности происходит под влиянием целостных образований личности: установок, смысловых образований, «картины мира». По изменению особенностей восприятия иллюзий можно определить глобальные характеристики и качества человека - его состояние в ситуации восприятия (усталость, активность), характер и тип личности, статус и самооценку, патологические изменения, подверженность внушению.

В последнее время получены экспериментальные данные, свидетельствующие об изменении видения иллюзий субъектами восприятия в ситуации актуализации у них образа значимого другого. В этих исследованиях акцент переносится с изучения особенностей восприятия на изучение личностных качеств человека (см. Отраженная субъектность).

Иллюзии - искаженное восприятие реально существующих предметов и явлений. У здоровых людей бывают И. физиологические и физические, патогенетически не связанные с нарушениями мышления или сознания. Пример физической иллюзии: ложка, частично погруженная в стакан с водой, воспринимается как надломленная; физиологическая иллюзия: из двух равных линий, снабженных на концах острыми углами, направленными внутрь или кнаружи, первая кажется более короткой.

  • Иллюзии аффективные - возникают под влиянием аффекта - страха, тревоги, при депрессии.
  • Иллюзии вербальные - содержат отдельные слова или фразы.
  • Иллюзии сознаваемости - ощущение больного, свидетельствующее о том, что рядом якобы кто-то находится. По мнению автора, эти И. являются признаком формирования галлюцинаций и бреда. Син.: И. воплощенной сознаваемости.
  • Иллюзии установки [Узнадзе Д.Н., 1930] - форма физиологических иллюзий. Один из видов иллюзий восприятия массы, объема, величины. Возникает при многократном сравнении пар предметов, при этом в предварительной серии опытов создаются предпосылки для возникновения иллюзии, выявляемой в основной (контрольной) серии опытов. Например, если несколько раз поднять одновременно обеими руками пару различных по массе предметов, а затем другую пару - одинаковой массы, то предмет, оказавшийся в руке, в которой до того был более легкий, покажется более тяжелым, чем в другой руке (контрастная иллюзия). Механизмы И.у. объясняются с позиций теории установки Д.Н. Узнадзе образованием у человека внутренних неосознаваемых состояний (установок), которые подготавливают его к восприятию дальнейших событий и являются фактором, направляющим сознательную деятельность. И.у. используются как один из методических приемов для исследования установки.
  • Иллюзии эпилептические - нарушения восприятия, представляющие собой существенные, иногда и единственные клинические проявления некоторых фокальных эпилептических припадков, возникающих при локализации эпилептогенного очага в коре височной доли, смежной с сенсорной областью. Различают И.э. перцептивные, когда наблюдаемый объект воспринимается искаженно и не узнается, и апперцептивные, при которых объект узнается, но извращенно сопоставляется с предыдущим опытом (феномены «уже виденного», «уже слышанного», «уже пережитого» или, наоборот, «никогда не виденного», «никогда не слышанного», «никогда не пережитого»). К этой группе относятся И.э. бессвязности, нереальности, наблюдающиеся при эпилептических сноподобных состояниях.

Иллюзия - в основном любая стимульная ситуация, когда нельзя предсказать, что будет воспринято prima facie, исходя из простого анализа физического стимула. Часто бывают иллюзии, характеризующиеся как "ошибочное восприятие", обозначение, которое является не вполне правильным и не отражает сути явления. Полосы Маха, например, являются иллюзиями, но они не являются "ошибочными восприятиями". Скорее это восприятие, которое является результатом некоторых сетчаточных и/или кортикальных процессов, которые не могут быть предсказаны просто исходя из особенностей самого стимула. Если здесь и имеется "ошибка", то она допущена психологами, которые пока еще не понимают механизмов, вызывающих эти иллюзии. Для лучшего понимания этих проблем см. отдельные статьи, посвященные некоторым из наиболее распространенных иллюзий: иллюзия Геринга, полосы Маха, иллюзия луны, иллюзия Мюллера-Лайера, иллюзия Поггендор-фа и т.д.

Обратите внимание, что понятие иллюзии стоит отдельно от таких понятий, как галлюцинация и бред. Иллюзии являются нормальными, относительно устойчивыми явлениями, встречающимися у разных наблюдателей и подчиняющимися постоянным правилам. Галлюцинации очень идиосинкразичны, и, несмотря на то что имеется навязчивое ощущение их реальности, нет общих для всех людей образцов. Бред лучше всего рассматривать как ошибочные убеждения. Прилагательное – иллюзорный.

СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. — 632 с. — ISBN 5-93878-086-1.Эту книгу многие студенты и преподаватели называют главной психологической книгой в стране, потому что хороший словарь — основа как для теоретических исследований, так и для практической работы. Эта книга выдержала проверку временем. Перед вами самое последнее издание знаменитого словаря. В словаре более 1600 статей, более 160 отечественных авторов. Объем словаря по сравнению с предыдущими изданиями (`Психологический словарь`, 1983, 1996) вырос вдвое. Словарь построен принципиально по-новому: каждая статья публикуется в авторской редакции; для большинства терминов указаны английские эквиваленты. Введена новая система перекрестных ссылок, поэтому появилась возможность найти значительно большее количество понятий и терминов, чем количество самих статей. Многие статьи, как принято в традиции фундаментальных словарей, имеют дополнения, написанные либо редакторами, либо привлеченными авторами.
Большой психологический словарь можно назвать фундаментальной книгой, которая представляет огромный интерес не только студентам, специалистам, но и людям, психологическое знания для которых стало незаменимой потребностью для удовлетворения познавательных, профессиональных и личных интересов.Предисловие.
Персоналии.
Список авторов.
Список сокращений и список символических обозначений.
Словарные статьи А -Я
Тематический предметный указатель.
Общенаучные, методологические и философские понятия.
Смежные гуманитарные науки (лингвистика, этнография и др.).
Смежные информационно-кибернетические науки.
Смежные медико-биологические науки.
Методы психологии и других наук (в т. ч. методы статистики).
Отрасли психологии.
Возрастная психология и психология развития.
Зоопсихология, этология и сравнительная психология.
Инженерная психология, психология труда и эргономика.
Медицинская психология, патопсихология (см. также нейропсихология, психотерапия и психокоррекция).
Нейропсихология.
Общая психология.
Психология ощущений и восприятия.
Психология внимания.
Психология памяти.
Психология мышления и воображения.
Психология эмоций, мотивации и воли.
Парапсихология.
Педагогическая психология и психологическая служба образования.
Психогенетика.
Психолингвистика и психосемантика.
Психология искусства, психология творчества.
Психология сознания, поведения и личности, дифференциальная психология.
Психология управления.
Психометрика.
Психомоторика.
Психотерапия и психокоррекция.
Психофизика.
Психофизиология и психофармакология.
Сексология и сексопатология.
Социальная психология (в т. ч. психология общения и межличностных отношений).
Специальная психология.
Этнопсихология.
Юридическая психология.
Направления, концепции, подходы и школы психологии, история психологии.
Деятельностный подход.
Поведенческая психология.
Гештальт-психология.
Когнитивная психология.
Культурно-историческая психология и психология деятельности.
Психоанализ.
Другие.
Персоналии.

Экологическая психология

В качестве самостоятельной научной дисциплины экологическая психология, как уже отмечалось, сформировалась на стыке экологии человека и психологии.

Экологическая психология - область психологии, изучающая взаимоотношения человека и окружающей среды (пространственно-географической, социальной, культурной), органично включенной в жизнедеятельность человека и служащей важным фактором регуляции его поведения и социального взаимодействия.

Предметом экологической психологии можно определить:
1) мотивация экологического поведения, причин поступков лиц, как ответственных за нанесение ущерба окружающей среде, так и стремящихся любыми (в том числе неадекватными) способами воспрепятствовать этому процессу;
2) закономерности психологических последствий экологических проблем (нарушения психического здоровья, рост преступности, демографические сдвиги и др.);
3) психологические средства пропаганды, ориентированной на формирование представлений, адекватных истинной экологической обстановке;
4) психические свойства индивида, личности и индивидуальности во взаимозависимости со средовыми свойствами различного уровня: физическим, химическим, биотическим, психологическим, социальным, культурно-историческим, духовным.

Основные задачи экологической психологии , решая которые, исследователи:
- анализируют экологическое сознание, присущее различным эпохам, и рассматривают свойственную им специфику;
- разрабатывают типологию индивидуального и общественного экологического сознания;
- рассматривают механизмы формирования экологических представлений, исследуют их роль в регуляции деятельности, связанной с отдельными природными объектами и природой в целом;
- создают специальный диагностический арсенал, позволяющий определить уровень сформированности и качественное своеобразие системы экологических представлений, субъективного отношения к природе и используемых стратегий и технологий взаимодействия с ней;
- разрабатывают методы психокоррекционной и психотерапевтической работы, ориентированные на осуществление взаимодействия человека с миром природы, влияния этого взаимодействия на развитие личности и др.

Синтез экологии и психологии происходит в следующих предметных областях:
1. Экологии человека, изучающей закономерности взаимодействия людей с окружающей средой, проблемы развития качества народонаселения, сохранения и развития здоровья, совершенствования психофизических возможностей человека.
2. Психологии труда. Труд как обменный эко-социальный и психо-экологический феномен, экологическая безопасность труда.
3. Педагогической психологии. Проблемы экологического образования, проблемы формирования экологического сознания личности.
4. Психология экстремальных ситуаций и безопасности. Проблемы экологической безопасности и ее обеспечения.
5. Географическая психология. Влияние ландшафта на психику, психическое здоровье человека как преобразовательная сила природы и т.д.
6. Социальная экология. Феномен экологического сознания, аксиологические аспекты экологического знания).
7. Экологическая культура. Взаимовлияние культурного и цивилизационного процессов и состояние окружающей среды.

Анализ психологической полипарадигмальности позволяет определить следующие основные направления эколого-психологических исследований:
1.Экологическое восприятие (экологический реализм Дж. Гибсона).
2.Эко-бихевиоральный подход Р. Баркера.
3.Экстремальная психология.
4.Инвайроментальная психология.
5.Психология виртуальной реальности.
6.Экологическая психология индивидуальности.
7. Психология экологического сознания.

Экологическое восприятие (экологический реализм Дж. Гибсона). Джеймс Гибсон известен, прежде всего, своими исследованиями и теориями восприятия. Он стал лидером нового направления в психологии, рассматривающего восприятие как процесс, не предполагающий умозаключений, промежуточных переменных или ассоциаций. Дж. Гибсон, полагает, что наше восприятие есть непосредственная реакция на информацию, предоставляемую миром нашей перцептивной системе. Например, стимуляция содержит как информацию, прямо указывающую расстояние до объекта, так и информацию о его размере, и потому наблюдателю нет никакой нужды пользоваться информацией об удаленности от него объекта при восприятии размера последнего.

Эко-бихевиоральный подход Р. Баркера. Рассматриваются проблемы действий индивидуума в неразрывной связи с контекстом, в котором они совершаются, включая межличностный, социальный и физический аспекты этого контекста. Первое исследование в области экобихевиорального подхода, ставшее классическим, принадлежит Р. Баркеру и Г. Райту.

Для Баркера и его последователей базовой единицей анализа является поведенческий сеттинг (behavior setting), под которым понимается ограниченная социальная и физическая система, имеющая регулярно выполняемую функцию, или программу. Каждый поведенческий сеттинг предполагает типичных участников, имеет свой диапазон нормативных действий и включает разнообразные (созданные человеком) материальные объекты, направляющие поток поведения.

Экстремальная психология - отрасль психологического знания, изучающая общие психологические закономерности жизНи и деятельности человека в изменчивых (непривычных) условиях существования. Экологическая психология возникла в конце XX века, синтезировав конкретные исследования в области авиационной, космической, морской и полярной психологии. В экстремальных условиях, характеризующихся измененной афферентацией, измененной информационной структурой, социально-психологическими ограничениями и наличием фактора риска, на человека воздействует шесть основных психогенных факторов:
-монотония;
-измененные пространственная и временная структуры;
-ограничение личностно-значимой информации;
-одиночество;
- групповая изоляция (информационная истощаемость партнеров по общению, постоянная публичность ит.д.);
- угроза для жизни.

Исследования в области экстремальной психологии имеют своей задачей совершенствование психологического отбора и психологической подготовки для работы в необычных условиях существования, а также разработку мер защиты от травмирующего воздействия психогенных факторов.

Инвайроментальная психология . Специализированная область психологического знания, изучающая отношения между поведением и условиями среды, в которой оно имеет место. Под поведением здесь понимаются как доступные наблюдению действия, так и недоступные ему акты, включая мысли, эмоции и т.п., а под средой - физическое окружение организма. Хотя специалисты в области инвайроментальной психологии учитывают в своих исследованиях и некоторые аспекты социального окружения (например, семью или референтные группы), все же их внимание в первую очередь направлено на изучение влияния физической среды. Так, значительная часть исследований, относимых к области инвайроментальной психологии, посвящены изучению влияния шума, загрязнения воздуха, экстремальных температур и разных способов организации пространства архитекторами.

Психология виртуальной реальности. Направление, изучающее взаимосвязи психологических феноменов и область деятельности, в которой взаимодействие объектов опосредованно электронными носителями информации.

Виртуальная психология опирается на общепсихологические методологические принципы, использует общепсихологическую методологию и теорию. Она строится на вполне определенном философском базисе (виртуальная философия), имеет специфические теорётические модели (идеальные объекты), адекватную типу теоретических моделей схему эксперимента и собственную сферу практики (аретея). Базовой философской идеей является идея полионтичности, что предполагает рассмотрение психики как совокупности онтологически разнородных, не сводимых друг к другу, реальностей. Виртуальная психология опирается на виртуальное состояние человека в период эмоционального подъема - на пике вдохновения, творческого подъема. Предметом виртуальной психологии является система «человек - виртуальная реальность» (СЧВР).

Экологическая психология индивидуальности изучает закономерности психических процессов человека во взаимодействии со средой в контексте целостности индивидуальности. Важное прикладное значение экологической психологии индивидуальности - выделение пагубных для психического и соматического здоровья человека взаимодействий генотипических и средовых факторов (фиксируемых, например, при воздействии радиации, химических веществ, глобальных изменений климата и др.), которые нарушают целостность индивидуальности. Проблема целостной индивидуальности - уникальности сочетания организмических, индивидных и общеличностных свойств и качеств в развивающейся деятельности - не может быть решена в рамках дихотомии генотипического-средового, биологического-социального, психического-физиологического. Системная природа феноменов индивидуальности предполагает системный подход к их анализу.

Психология экологического сознания . В отечественной психологии в последнее десятилетие активно формируется еще одно направление экопсихологических исследований, которое практически не представлено за рубежом. Речь идет о психологии экологического сознания, занимающейся изучением индивидуального и группового экологического сознания, разработкой методов его диагностики, коррекции и тренинга.

В.И. Панов отмечает, что в психологии экологического сознания в качестве альтернативы антропоцентрическому сознанию, продуцирующему внешнеположенное и потребительское отношение к природе, подчеркивается необходимость экоцентрического сознания. Последнее означает, что человек выступает и осознает себя в качестве «процессуальной единицы» самоосуществления природы.

Таким образом, можно резюмировать, что в самом общем виде экологическая психология направлена на изучение закономерностей развития и поведения человека в системе его взаимодействия с окружающей средой. Ее исходной предпосылкой является представление о том, что психологические проблемы изучения сознания и индивидуальности человека, его психического развития, обучения, поведения, здоровья и т.п. следует рассматривать в контексте системы «индивид-среда» или, более широко, «человек-природа». При этом «среда» понимается как среда пространственная, семейная, образовательная, информационная, экстремальная, этническая, культурная и т.п.

Понятие «природа» рассматривается и как природа вокруг человека, и как природа в человеке (природа бытия и психического как его формы), проявляющаяся в отношении индивида к природной среде, другим людям и самому себе.

В.И. Панов отмечает, что актуальность экопсихологических исследований и экопсихологического подхода как самостоятельного направления в психологии в настоящее время очевидна. Ближайшее десятилетие покажет, в какой мере экопсихология оправдала возлагаемые на нее надежды, как в теоретическом, так и в практическом плане.

Экопсихология Экопсихология связывает психологию и экологию в новую научную парадигму. Политическое и практическое применение ее заключается в том, чтобы показать людям путь лечения отчуждения и способы строительства здорового общества и устойчивой культуры. Теодор Розак считается изобретателем этого определения в своей книге 1992 года «Глас земли» (The Voice of the Earth). Это был призыв о разработке сферы, где психология исследовала бы почему люди продолжают вести себя как сумасшедшие, что вредит окружающей среде. Природные движения должны найти новые пути мотивации человека к действию, пути более позитивные, чем протест. В антологии «Экопсихология» (1995), которую он выдал вместе с Мэри Гомес и Алленом Каннером, Розак расширил эту идею. Данная книга, в которой не только каждый из издателей написал по главе, но также поучаствовали все желающие, стал великолепным примером издания по экопсихологии. Как упоминал Розак, существует множество других имен, описывающих эту сферу: психоэкология, экотерапия, психология окружающей среды, мировая терапия, зеленая терапия, землецентрированная терапия, возрождение земли, природооснованая терапия, шаманистские советы, лесная терапия. Базовая идея экопсихологии заключается в том, что пока ум человека формируется современным социальными миром, он может вдохновляться более широким миром дикой природы, так как это та арена, на которой он реально действует. Умственное здоровье или болезнь не могут пониматься просто в узком контексте только внутренних психических феноменов или социальных отношений. Сюда должны также включаться отношения людей с другими видами и экосистемами. У этих отношений – давняя эволюционная история, определяющая природную близость структуры их головного мозга, и имеющая огромное значение в настоящее время, невзирая на темпы урбанизации. Люди зависят от здоровой природы, не только по части физического существования, но и ментального здоровья также. Разрушение экосистем означает, что что-то в человеке также умирает. Важная часть экопсихологической практики это заниматься психотерапией за пределами офисных зданий и на открытом воздухе. Простая прогулка в лесу, или даже в городском парке, освежает, так как люди тысячи лет привычно делают это. Влияние природы благотворно, даже если это будет просто созерцание пейзажей на картине – и его можно измерить. Оно также подтверждается психологическими исследованиями. Шаги, пройденные по пути принятия и взаимодействия с природой, могут заострить чувства и дать новые навыки. К примеру, умение ориентироваться в дикой среде улучшается, если природу принимать и внимательно к ней относиться, а не бояться. Моряки, которые принимают море, получают чувство направления ветра, которое дает им преимущество в скорости на воде. В то время, как эти навыки для выживания могут казаться ненужными в современном обществе, они имеют более высокую ценность, так как укрепляют уверенность и общее внимание. Экопсихология открывает способы создания связей с природой. Она утверждает, что это стоит делать, так как открытая природа, о которой и не забывают и которую не судят, дает ощущение гармонии, баланса, бесконечности времени и стабильности. Экопсихология по большей части отвергает редукционистские взгляды на природу, которые поддерживают необходимость в строительстве блочного жилья, как генетическую, а также описывают природу, как эгоистическую силу, с которой надо бороться, чтобы выжить. Экопсихология считает, что с точки зрения дикой природы, духовности, эмоциональных связей и экономии исследование окружающей среды нельзя считать полным. К примеру, экономия это лучший способ это лучший способ объяснения древа эволюции, из которого следует, что адаптации выбирались по уровню экономичности. И только мозг человека сегодня представляет собой сложную структуру, которая не подпадает под принцип экономичности, и совмещает в себе великое разнообразие концепций. Экопсихология признает, что растущее распространение боли и разочарования, которое испытывают люди, происходит из-за разрушения природы. Это должно огорчать человека, что механизм разрушения находится в руках его виды, что заставляет усомниться в его мудрости и предположить вырождение вида. Это разрушение не может являться концом – человек должен осознать и восстановить свои связи с природой. Экопсихология признает также, что без влияния природы люди склонны впадать во многочисленные заблуждения. К примеру, они становятся эгоцентричными, отчужденными и бесчувственными. Дикость в природе не контролируется людьми, поэтому идеи их возникли раньше них самих. Если исключить природу из жизни человека, то озарения, которые случались с его заблудившимся умом, будут происходить все реже и реже.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (англ. ecological psychology) .

1. Название подхода к исследованию восприятия и поведения, который развивал амер. психолог Джеймс Гибсон (1904-1980). Син. экологическая оптика.

2. Практически любое психологическое исследование можно представить как изучение влияния на поведение и психику тех или иных факторов среды (от космических, климатических, метеорологических, пространственно-географических до беспредельно разнообразных социокультурных). С этой т. зр. вся психология может считаться экологической. Тем не менее в последние десятилетия наблюдается стремление к институционализации Э. п. как самостоятельной отрасли. Предлагаемые перечни проблем этой отрасли поражают г. о. своей необъятностью и всеядностью. Син. психология среды. Как одно из направлений Э. п., но только с более конкретными границами и задачами, можно рассматривать поведенческую географию.

3. Один из учеников К. Левина амер. психолог Роджер Баркер, начиная с 1947 г. проводил исследования по Э. п. Главное внимание в них уделялось тщательной регистрации (фиксации) повседневного поведения людей (включая и детей). Итоги большого цикла исследований подведены в книге: Barker R. G., Wright H. F. Ecological Psychology (1968). Теоретическая программа и методология этих исследований в значительной мере совпадает с теми, которые развиваются в рамках междисциплинарной этологии человека. Как и в классической зоологической этологии, в них подчеркивается, что поведение невозможно объяснить вне связей с окружающей средой; поэтому последняя так же выступает равноправным объектом психологического анализа; основным методом исследования считается наблюдение и беспристрастное описание событий; предмет исследований - взаимоотношения человека и среды, взятых в их естественном виде, т. е. без к.-л. вмешательства со стороны исследователя. В тесном родстве с этими направлениями находится и проксемика (пространственная психология). (Б. М.)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Экологическая психология (психология среды) - междисциплинарная область знаний о психологических аспектах взаимоотношения человека и окружающей среды (пространственно-географической, социальной, культурной), органично включенной в жизнедеятельность человека и служащей важным фактором регуляции его поведения и социального взаимодействия. Находится на стыке психологии и социальной экологии как особой дисциплины, изучающей широкий круг социально-гуманитарных проблем взаимоотношения человека и окружающей среды. Складываясь на базе отдельных исследований психологии человека, испытывающего воздействие окружающей его среды - архитектурной, производственной (см. Эргономика), рекреационной (жилище) и др., - Э. п. накопила ценный фактический материал. Исследования в области Э. п. приобретают в настоящее время особую актуальность в связи с поиском эффективных путей выхода из экологического кризиса, что выдвигает на первый план такие проблемы:

1. исследование экологического сознания путем выявления особенностей восприятия человеком окружающей его среды и выделение значимых для субъекта факторов ее неблагоприятного развития;

2. выявление мотивации экологического поведения, раскрывающее причины поступков лиц как ответственных за нанесение ущерба окружающей среде, так и стремящихся любыми (в том числе неадекватными) способами воспрепятствовать этому процессу;

3. анализ закономерностей психологических последствий экологического кризиса (нарушения психического здоровья, рост преступности, демографические сдвиги и др.);

4. разработка психологических средств пропаганды (см. Психология пропаганды), ориентированной на формирование представлений, адекватных истинной экологической обстановке. Внедрение новых научно-технических проектов и разработок, так или иначе воздействующих на окружающую среду, должно подвергаться тщательной эколого-психологической экспертизе.


Похожая информация.


Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

1. А.В.Петровский и М.Г.Ярошевский. Психология. Словарь.М.: Политиздат, 1990 г. стр. 167.

2. М.И.Станкин "Психология общения". М.: Институт практ. психологии, 1996 г. стр. 164. .



объемных вопроса:"Почему проявляется конформизм?",и "Кто проявляет конформизм?".Делая выводы по главе американский автор обращает внимание, что социальная психология к могуществу социального давления должна дополняться вниманием к возможностям личности.Мы не марионетки.В группе мы лучше всего осознаем,чем отличаемся от других.Данной проблеме придано большое значение в этом учебнике,использован значительный вклад психологов занимающихся в этой области.

В учебнике Г.М.Андреевой показана модель коммуникативного процесса Лассуэлла,которая включает пять элементов,такие как:коммуникатор,текст,канал,аудитория и эффективнность. Приблизительно таже модель коммуникативного процесса описана на страницах американского учебника,где показаны четыре фактора этого процесса: "коммуникатор",само сообщение,канал и аудитория.Используя эту модель Д.Майерс приводит пример действия последней в процессе втягивания в секту.Информация достаточно интересная,и уникальная для отечественной социальной психологии т.к.по всей видимости, каких-либо разработок или исследований в этом плане пока не наблюдается.

Переходя к следующей главе, которая называется "влияние групп" мы уже можем сравнивать ее с нашим разделом "Социальная психология групп" в отечественном учебнике.Но посмотрим в каком направлении пойдет рассмотрение даннного вопроса в американском учебнике. Итак группа:" двое или более лиц которые взаимодействуют друг с другом, влияют друг на друга дольше нескольких мгновений и воспринимают себя как мы". Обратимся к психологическому словарю А.В.Петровского и посмотрим, что только определение малой группы схоже с вышеописанным в американском варианте."Малая группа - от.



носительно небольшое число, непосредственно контактирующих индивидов, объединненых общими целями или задачами".

В этой главе рассматриваются три примера таких коллективных влияний как, "социальная фасилитация" - усиление доминантных реакций в присутствии других;"социальная леность" - тенденция людей прилагать меньше усилий в том случае, когда они объединяют свои усилия ради общей цели; и "деиндивидуализация" - утрата самосознания и боязни самооценки.Особый интерес занимает проблема лидерства, которая также подробно описана в учебнике Г.М.Андреевой.Лидерство в американском учебнике определяется как процесс, посредством которого определенные члены группы мотивируют и ведут за собой группу.Как видно со страниц Д.Майерс не ставит таких четких границ, между понятиями лидер и руководитель.Однако в американском учебнике появляются обозначения, помимо официального и неофициального характера лидерства, роли целевого и социального лидеров.Целевые лидеры организуют работу, устанавливают стандарты и сосредоточены на достижении цели. Социальные лидеры сплачивают команду, улаживают конфликты и оказывают поддержку.Целевые лидеры част используют директивный стиль, чтобы отдавать правильные приказания, они сосредотачивают внимание и усилия группы на стоящей перед ней задаче. У социальных лидеров часто проявляется демократический стиль руководства, при котором власть делегируется членам группы и поощряется их участие в принятии решений.Как видно из текста, стили лидерства в американском варианте представлены только два: директивный и демократический.В то же время Г.М.Андреева описывает три стиля лидерства, такие как: авторитарный, демократический и попустительский стили. .



Следующая глава нас знакомит с проникновением социальной психологиии в сферу правосудия, а конкретнее в суд присяжных.Подобно всем другим экспериментам в социальной психологии, лабораторные эксперименты, описанные здесь помогают нам сформулировать теоретические положения и принципы, которые мы можем применять при интерпретации более сложного мира нашей повседневной жизни.

Подводя итог второй части "Социальные воздействия", отметим наиболее более важные разделы нашего исследования, такие как "Конформизм", "Убеждения", "Влияние группы" и "Лидерство".Последний раздел "Социальная психология и правосудие", интересует нас в плане проникновения американской социальной психологии в систему правосудия США.Проанализировав, как мы думаем друг о друге, и как мы влияем друг на друга, наконец подходим к третьему аспекту социальной психологии - как мы относимся друг к другу.Наши чувства и действия бывают по отношению к людям негативными, а иногда позитивными.В одиннадцатой и двенадцатой главах "Предрассудки" и "Агрессия" рассматриваются неприятные аспекты человеческих отношений.Предрассудки - это неоправданно негативные установки.У них есть и эмоциональные корни.Предрассудки обеспечивают чувство социального преводсходства, а также могут облегчать маскировку чувства неполноценности.Агрессия - физическое или вербальное поведение, направленное на причинение вреда кому-либо.Различают два разных типа агресии: враждебная (злость) и инструментальная (цель).

Очень убедительно описаны факторы влияющие на агрессию, также как: аверсивные случаи, возбуждение, климат (жара), порнография, телевидение и групповые влияния.Проводя сравнительный анализ раздела "групповые влияния" в американском учебнике, и раздел "стихийные группы и массовые движения" в учебнике Г.М.Андреевой, при.



мечательно использование достаточно похожих терминов, таких как "заражение" и "рассеянность ответственности" и "деиндивудуализация" - понятие, которое мы уже рассматривали выше.

Название следующей главы говорит само за себя:" - Влечение и близость".Ни одна глава так легко не поддавалвсь определенному анализу и синтезу ка эта.Ведь где бы ни жил человек, его взаимоотношения с окружающими - действительно существующие или чаемые - определяют настрой его мыслей и окраску эмоций.Найдя родственную душу - человека, который поддерживает нас и которому мы можем доверится, мы чувствуем, что нас принимают и ценят такими, какие мы есть.Влюбляясь, мы чувствуем неудержимую радость, тоскуя по любви и приязни, мы тратим миллиарды на косметику, наряды и диеты.

Переходя к определению альтруизма, можно ужаснуться от такого количества примеров, приведенных в самом начале главы.Собрав и сопоставив примеры безразличия и бездушия, и напротив, проявления чувств сострадания и помощи, автор уже подводит к самостоятельной "расшифровке", данного понятия.Альтруизм - мотив оказания кому-либо помощи, не связанный сознательно с собственными эгоистическими интересами.Альтруизм - это эгоизм наоборот.Задавая вопрос "Почему мы оказываем помощь?", получаем ответ, довольно противоречивый по своей сути.Иногда оказание помощи выглядит как замаскированный эгоизм, норма взаимности побуждает нас на помощь, отвечать помощью, норма социальной ответственности вынуждает нас оказывать помощь и т.д. Д.Майерс выделяет два типа альтруизма:

1. - АЛЬТРУИЗМ основанный на взаимообмене;

2. - АЛЬТРУИЗМ не предполагающий никаких дополнительных условий. .



Люди склонны оказывать помощь, когда уже видят, что другие бросились помогать, или когда они не спешат.И наконец существует потрясающее явление: "Хорошее настроение - хорошие поступки".

В кризисных ситуациях, в случаях крайней необходимости женщины скорее получают помощь, нежеле мужчины, хотя помощь исходит от последних.Женщины так же чаще обращаются за помощью.Мы более всего склонны помогать тем, кто нуждается в помощи и заслуживает ее, а также тем, кто похож на нас.

В заключительной главе данного учебника рассматривается проблема конфликта и примирения.Конфликт - это воспринимаемая несовместимость действий или целей.Из-за чего разгораются конфликты?

В ходе социально-психологических исследований выявлено несколько причин этого.Характерно, что причины эти одни и те же на всех уровнях социальных конфликтов, будь-то конфликты межличностные, межгрупповые или международные.На примере феномена "Зеркального восприятия" прослежена тенденция ведущая к гонке вооружений.Очень актуально вписываются примеры, совсем недавнего противостояния сверхдержав СССР и США, в данном учебнике.

Исследуя проблему конфликтов Д.Майерс углубился в международные конфликты, не отобразив, как следует, межличностные и межгрупповые.И опять же отсутствуют четкие границы разделения конфликтов, ощущаетя некая неструктурированность при достаточной продуманности учебника.Хотя конфликты легко порождаются и подпитываются социальными дилеммами, конкуренцией и искажениями восприятия, некоторые не менее могущественные силы, такие как контакт, сотрудничество, коммуникация и примирение могут превратить вражду в гармонию. .


2З А К Л Ю Ч Е Н И Е


Наконец,хотелось бы высказать свою точку зрения по поводу данного учебника,проведя собственное исследование.Нет оснований не согласиться с мнением профессора А.Л.Свеницкого об уникальности этого учебника и его безусловном влиянии на нашу социальную психологию и психологов.Выводы к которым пришел исследователь складываются в пользу американского учебника.Но сразу надо отметить, что американская социальная психология и российская социальная психология это два разных подхода, две абсолютно разные темы и тематике изучения социальной психологии, различные аспекты проблем исследования и т.д.В американской социальной психологии основной акцент ставится на личность и ее изучение, на личность и ее поведение в группе.В нашей отечественной социальной психологии акцент ставится на группу, взаимодействия в группе и коллектив.Сразу бросается в глаза отсутствие в учебнике Д.Майерса исследований о массовых движениях и больших группах, чему в учебнике Г.М.Андреевой, например, придается особое значение.Коллективизм в американском учебнике это не более, чем культурный подход противоположный индивидуализму.Можно не сравнивать определения в наших отечественных источниках, они заведомо разные, а к понятию и значению индивидуализма, например, в учебнике А.В.Петровского, уже не хочется возвращаться, пытаясь найти в нем что-то позитивное.

Проблеме конформизма в американском учебнике уделяется значительное внимание, поднимается ряд вопросов требующих дальнейших исследований и размышлений.Проблемы конформизма у нас практически не существует к сожалению,судя по источникам.Все ссылки,если и есть,то обращаются, в основном к американским авторам и их иссле.



дованиям.Уже исходя из этих немногочисленных сравнений можно сделать вывод о совершенно другом подходе изучения социальной психологии,что было описано выше,опираясь в основном на данные практических исследований.Теоретизированная отечественная социальная психология,уступает американской,хотя бы в областях применения.Уже достаточно был представлен в данном исследовании краткий экскурс по всем главам, и соответственно краткие выводы по ним.На протяжении всего исследования автор пытался произвести сравнение, чуть ли не "двух разных социальных психологий по учебникам".И буквально в каждой главе еще раз убеждался в практической невозможности для какого-либо основательного сравнения, в своем исследовании.Пытаясь произвести сравнение по определенным проблемам и вопросам, автор в конце концов подошел к сравнению определений некоторых основных психологических проблем.Нащупав некоторое сходство, но в основом опять различия исследователь в конце своей работы сделал выводы о совершенно различном подходе изучения социальной психологии в американской и отечественной социальной психологии.

Учебник Д.Майерса, как уже было описано выше содержит огромное количество различного рода публикаций, практических исследований, примеров из всевозможных источников.Оформление, способы изложения материала, его насыщенность, аргументированность заметно отличают его от наших отечественных учебников.

В своем исследовании автор взял за основу в основном учебник Г.М.Андреевой "Социальная психология" и пришел к выводу, что данный источник несомненно надо переиздавать и подкреплять как практическими исследованиями, так и "убедительным числом убедительных примеров" и т.д. Несмотря на то, что для данного исследования было взято новое издание учебника Г.М.Андреевой, оно не сильно отлича.



ется от предыдущего.Тоже самое касается учебника А.В.Петровского "Социальная психология", который необходимо просто заново переиздавать, избавив его от идеологических основ, ориентируясь на нынешнюю постоянно изменяющуюся ситуацию.Это касается и всей нашей социальной психологии в целом, которая может ориентироваться, например, на американскую, но в свою очередь есть уверенность,что далее будет развиваться по своему собственному пути.




2Б И Б Л И О Г Р А Ф И Я


1. Г.М.АНДРЕЕВА "СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ". УЧЕБНИК ДЛЯ ВЫСШИХ

УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ. - М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 1997.


ПИТЕР, 1997.


3. Т.В.КУТАСОВА "ХРЕСТОМАТИЯ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ". УЧЕ-

БНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ. - М.: МЕЖДУНАРО-

ДНАЯ ПЕД.АКАДЕМИЯ, 1994.


4. А.В.ПЕТРОВСКИЙ "СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ". УЧЕБ.ПОСОБИЕ ДЛЯ

СТУДЕНТОВ ПЕД.ИН-ТОВ. - М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ,


5. А.В.ПЕТРОВСКИЙ, М.Г.ЯРОШЕВСКИЙ. "ПСИХОЛОГИЯ". СЛОВАРЬ. -

М.: ПОЛИТИЗДАТ, 1990.


6. М.И.СТАНКИН "ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ".КУРС ЛЕКЦИЙ.- М.: ИНС-

ТИТУТ ПРАКТ.ПСИХОЛОГИИ, 1996.



2МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ


2УНИВЕРСИТЕТ


Курсовая работа на тему: «Сравнительный анализ отечественной и

Американской социальной психологии»


Студента Психологического Факультета

Третьего курса, первой группы

Эрнесто Родригез.


2Москва, 1998 г.




2В В Е Д Е Н И Е


21. ВВЕДЕНИЕ В СОЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ


22. СОЦИАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ


23. СОЦИАЛЬНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ


24. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ


2З А К Л Ю Ч Е Н И Е


2Б И Б Л И О Г Р А Ф И Я


Данная курсовая работа была написана в Лексиконе, и переведена в Ворд. Сдавалась: май, 1998. Проф. Глоточкин А.Д. Оценка: 5 баллов. Для сравнения была взята книга Д.Майерса, см. список литератур


И наблюдателя (экперимент М. Стормса) Рисунок 4 3.3. Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская. Теории диадического взаимодействия (Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе (теоретические направления). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978. С. 70-83) Бихевиористская ориентация включает в качестве одного из методологических принципов...

Подойти к собственно психологическому его изучению. В качестве примера использования одного из наиболее известных психосемантических методов - частного семантического дифференциала - можно привести исследование этнических стереотипов американцев, афганцев, индийцев, кубинцев, поляков, русских, финнов и японцев у советских студентов, проведенное Е. Л. Коневой под руководством В. С. Агеева . ...