Пояснительная записка по умк «перспектива. Основная образовательная программа начального общего образования для ОУ, работающих по УМК «Перспектива Рабочая программа по русскому языку

Зачем портфолио ученику

Портфолио ученика - это способ фиксирования, накопления и оценки личных достижений школьника в определенный период его обучения.

Бесплатный сервис для создания электронного портфолио ученика:

Общение с любым ребенком, и прежде всего со своим собственным ребенком, - это всегда общение с неизвестностью. Какие они - наши с вами дети? Чего хотят? О чем мечтают? Как воспринимают миры других людей - мир взрослых, мир учителей, мир своих родителей и мир сверстников? Какое место все эти разные и загадочные миры занимают в сознании растущего человека? И наконец, как и когда ребенок совершает самое главное открытие в человеческой жизни - открытие своего неповторимого «Я»?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Концепция УМК «Перспектива»

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС), отвечая требованиям времени и не растрачивая потенциала традиционной школы, не только смещает акцент на духовно-нравственное развитие и воспитание школьника, формирование у него умения учиться, личностных качеств созидателя и творца, но и предлагает конкретные инструменты, обеспечивая этот переход:

  • Изменение метода обучения (с объяснительного на деятельностный);
  • Изменение оценки результатов обучения (оценка не только предметных ЗУН, но и прежде всего личностных и метапредметных результатов);

Это говорит о том, что предстоит не формальный, а реальный переход школы к новой, гуманистической парадигме образования, дающей нашей стране шанс на будущее достойное существование и развитие.
Вместе с тем, учитывая, что современная российская школа несёт в себе «знаниевую» традицию советской школы, каждый педагог, методист, управленец сегодня должен осознать глубину и значимость предстоящего перехода и сам освоить ту культуру саморазвития, которую концепция «Наша новая школа» должна передать нашим детям.

Дети «Перспективы»

Общение с любым ребенком, и прежде всего со своим собственным ребенком, - это всегда общение с неизвестностью. Какие они - наши с вами дети? Чего хотят? О чем мечтают? Как воспринимают миры других людей - мир взрослых, мир учителей, мир своих родителей и мир сверстников? Какое место все эти разные и загадочные миры занимают в сознании растущего человека? И наконец, как и когда ребенок совершает самое главное открытие в человеческой жизни - открытие своего неповторимого «Я»?

На все эти вопросы ищет ответ не одно поколение психологов, педагогов и родителей. Поиском ответа на эти вопросы заняты и авторы нового поколения учебников для начальной школы, которые объединились для реализации проекта с лаконичным и емким названием «Перспектива», инициированного издательством «Просвещение».

Для того чтобы раскрыть смысл проекта «Перспектива», я обращусь за помощью к одному из самых мудрых проводников в страну детства - Самуилу Яковлевичу Маршаку. В свое время он написал небольшое стихотворение, которое по сути ставит грустный диагноз безличностной педагогике:

Он взрослых изводил вопросом «почему?»,
Его прозвали «маленький философ».
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не досаждал вопросом «почему?».

Диагноз С.Я. Маршака раскрывает потребность в новой педагогике, педагогике «почемучек». В этой педагогике дети не утрачивают одно из самых главных человеческих желаний - желание познавать окружающие их миры. В педагогике «почемучек» они остаются «маленькими философами», которые без устали досаждают родителям и учителям своими вопросами: они жаждут общения и не боятся спрашивать обо всем, что происходит вокруг. Им до всего есть дело.
Перефразируя слова известного философа «Я мыслю, значит, я существую», ключевую идею проекта «Перспектива» можно передать следующей формулой: «Я общаюсь, значит, я учусь».

Наши с вами «маленькие философы», общаясь с учителями, сверстниками и родителями с помощью таких «культурных орудий» (термин известного психолога Л.С. Выготского), как учебники начальной школы, шаг за шагом строят в своем сознании образ мира . Именно эти учебники помогают им приобщаться к Культуре - Культуре мышления нашей цивилизации, в которой математика является универсальным языком общения; Культуре родного языка; физической Культуре... Так год за годом «дети «Перспективы»» приобщаются к разным культурам и приобретают через искусство общения знания об окружающем мире, других людях, Родине и о себе самих, т. е. знания о многообразии человека, природы и общества. При этом процесс познания строится как поток познавательных действий , благодаря которым образование выступает прежде всего как реализация себя в мире, а не только адаптация к миру.

И через этот поток познавательных действий, поток общения «дети «Перспективы»» становятся личностями, открытыми миру, овладевая самым трудным искусством на Земле - искусством БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ.

Александр Асмолов
Член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор МГУ

О системе учебников «Перспектива» нового стандарта!

Система учебников «Перспектива» отражает современные достижения в области психологии и педагогики и сохраняет при этом тесную связь с лучшими традициями классического школьного образования

Начальная школа – важнейший этап в процессе общего образования школьника. Ребенок приходит в школу и становится УЧЕНИКОМ. За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться – стать «профессиональным учеником». Это понятие включает в себя умения планировать и оценивать свою деятельность, полно и точно выражать свои мысли, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, сохраняя доброжелательность и проявляя терпимость к иным точкам зрения. Успешное формирование у детей этих и других навыков зависит в свою очередь от профессионализма педагога и наличия в его арсенале необходимых инструментов, главный из которых – система учебников, помогающая научить детей жить в современном мире. В этой связи, при разработке новой системы учебников для начальной школы «Перспектива» учитывались не только современные требования к формированию вышеперечисленных навыков, но и требования к обеспечению физического и психологического здоровья детей, здорового и безопасного образа жизни.

Система учебников «Перспектива» (серия «Академический школьный учебник») создана на концептуальной основе, отражающей современные достижения в области психологии и педагогики, с сохранением при этом тесной связи с лучшими традициями классического школьного образования России. Первые учебники и учебные пособия системы «Перспектива» начали выпускаться с 2006 года. «Перспектива» создавалась коллективом ученых и педагогов Российской академии образования в тесном сотрудничестве с издательством «Просвещение».

Научным руководителем системы учебников «Перспектива» c 2010 года стала доктор педагогических наук, лауреат Премии Президента РФ в области образования Л.Г. Петерсон .
Дидактической основой системы учебников «Перспектива» является дидактическая система деятельностного метода (Л.Г. Петерсон), синтезирующая на основе системно-деятельностного подхода не конфликтующие между собой идеи современных концепций развивающего образования с традиционной школой.
Тематическое единство всех предметных линий системы выражено в следующих тезисах:

  • «Я в мире и мир во мне»: важно, чтобы обучение способствовало построению образа «Я», которое включает в себя самопознание, саморазвитие и самооценку, формирование гражданской идентичности личности, принятие и осмысление нравственных и культурных ценностей, правил взаимодействия с окружающим миром.
  • «Хочу учиться!»: ребенок часто задает вопрос «почему?», ему интересно знать все и обо всем. Наша задача сохранить этот интерес и при этом научить ребенка самостоятельно находить ответы, планировать свою деятельность и доводить ее до конца, оценивать результат, исправлять ошибки и ставить новые цели.
  • «Я общаюсь, значит, я учусь»: процесс обучения невозможен без общения. Нам кажется чрезвычайно важным строить процесс обучения как совершенствование субъект-субъектного и субъект-объектного общения, то есть, во-первых, учить ребенка свободно вести конструктивный диалог, слушать и слышать собеседника, а во-вторых, формировать информационную культуру – находить необходимые источники знаний, учить получать информацию из различных источников, анализировать ее, и, конечно, работать с книгой.
  • «В здоровом теле здоровый дух!»: здесь важно и сохранить здоровье учеников в процессе обучения, и научить детей самим заботиться о здоровье, понимая, что здоровье – это не только физическая, но и духовная ценность. В этой связи, в понятие здоровье включены не только правила гигиены и правила безопасного поведения, но и определенные ценностные установки: умение сопереживать, сочувствовать, заботиться о себе, о природе, об окружающих людях, беречь и чтить то, что ими создано.

Заявленные тезисы авторы система «Перспектива» раскрывают через тематические направления: «Моя семья – мой мир» , «Моя страна – мое Отечество» , «Природа и культура – среда нашей жизни» , «Моя планета – Земля» , которые интегрируют учебный материал разных предметов и позволяют эффективнее формировать у ребенка целостную картину мира. Еще одно преимущество обучения по системе учебников для начальной школы «Перспектива» в том, что, характер построения учебного материала позволяет каждому ученику поддерживать и развивать интерес к открытию и изучению нового. В учебниках задания предлагаются в такой форме, чтобы познавательная активность, познавательный интерес и любознательность ребенка переросли в потребность изучать новое, самостоятельно учиться. Ученик на каждом уроке, как бы, приоткрывает для себя содержание будущих тем.

Обучение строится по диалектическому принципу, когда введение новых понятий и идей, первоначально представленных в наглядно-образной форме или в виде проблемной ситуации, предшествует их последующему детальному изучению. Каждый учебник снабжен системой заданий, направленных на развитие как логического, так и образного мышления ребенка, его воображения, интуиции. В учебниках системно выстроен теоретический материал, к которому предложены практические, исследовательские и творческие задания, позволяющие активизировать деятельность ребенка, применять полученные знания в практической деятельности, создавать условия для реализации творческого потенциала ученика.

Идеологической основой системы учебников «Перспектива» является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», направленная на формирование у подрастающего поколения системы ценностей гуманизма, созидания, нравственности, саморазвития как основы успешной самореализации школьника в жизни и труде и как условие безопасности и процветания страны.

Методической основой «Перспектива» является методический инструментарий завершенных предметных линий учебников по всем предметным областям учебного плана ФГОС и специально разработанная информационно-образовательная среда, создающая условия для эффективного достижения целей и задач современного образования.

Главной целью системы учебников «Перспектива» является создание информационно-образовательной среды, обеспечивающей включение каждого ребенка в самостоятельную учебную деятельность, в процессе которой создаются условия для надежного достижения определенных ФГОС личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования посредством формирования универсальных учебных действий как основы ведущей образовательной компетенции - умения учиться.

Информационно-образовательная среда системы «Перспектива» представлена не только учебниками, рабочими и творческими тетрадями, методическими пособиями по предметам: обучение грамоте, русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология (труд), но и вспомогательными ресурсами: дидактическими тетрадями «Читалочка», «Волшебная сила слов». Все это позволяет организовывать различные виды деятельности учащихся, эффективно использовать современные методы и технологии организации учебно-воспитательной работы.

Начиная с февраля 2011 г. в системе учебников «Перспектива» выходят электронные приложения.


Начальная школа - важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться – стать «профессиональным учеником».

Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной, но в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования она существенно возрастает. В этой связи чрезвычайно важным и актуальным является качественное методическое сопровождение образовательного процесса в начальной школе. Поэтому, начиная работу с первым классом, все мы задумываемся, какой выбрать УМК. Я выбрала «Перспективу» и не жалею об этом.

Учебно-методический комплекс «Перспектива» выпускается в издательстве «Просвещение» с 2006 г., ежегодно пополняясь новыми учебниками. Комплекс создавался параллельно с разработкой ФГОС начального общего образования, требования которого нашли свое теоретическое и практическое воплощение в учебниках УМК «Перспектива».

УМК «Перспектива» создавался в стенах Федерального института развития образования, который возглавляет заведующий кафедрой психологии личности МГУ, академик А.Г. Асмолов. Думаю, это фамилия известна всем и в комментриях не нуждается.

Методологической основой нового комплекса является системно-деятельностный подход. СЛАЙД 3 В этой связи в учебниках УМК «Перспектива» задания, направленные на включение детей в деятельность, выстроены в систему, позволяющую строить процесс обучения как двусторонний:

Обучение как средство формирования универсальных учебных действий и личностных качеств младших школьников

Обучение как цель - получение знаний в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы ФГОС.

Ориентацию комплекта на достижение в процессе обучения результата, определенного ФГОС, можно обозначить четырьмя тезисами, которые отражают идеологию УМК «Перспективы». СЛАЙД 4

«Я в мире и мир во мне»: важно, чтобы обучение способствовало построению образа «Я» (формированию Я-концепции), которая позволяет:

формировать гражданскую идентичность - чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества;

формировать восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры каждого народа

формировать самоуважение и эмоционально-положительное отношения к себе, критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать;

Формировать чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

осмыслить свои социальные роли, правила взаимодействия с окружающим миром;

создать условия для самоопределения, смыслообразования;

научить давать морально-этическую оценку событию, действию, поступку;

побуждать к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.

«Хочу учиться!»: ребенок часто задает вопрос «почему?», ему интересно знать все и обо всем, наша задача сохранить этот интерес, но при этом:

развивать широкие познавательные интересы, инициативу и любознательность, мотивы познания и творчества;

формировать целеустремленность и настойчивость в достижении целей, готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

формировать умение учиться и способность к организации своей деятельности (планировать, корректировать, контролировать и оценивать свою деятельность).

«Я общаюсь, значит, я учусь» : процесс обучения невозможен без общения. Важно строить процесс обучения на основе субъект-субъектных, а не субъект-объектых общений. Это позволит формировать:

уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников; готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию, вести конструктивный диалог;

формировать информационную культуру - учить получать информацию из различных источников, анализировать ее, находить необходимые источники знаний и, конечно, работать с книгой.

«В здоровом теле здоровый дух!»: важно не только сохранить здоровье в процессе обучения, но и научить детей заботиться о нем.

формировать установки на здоровый образ жизни;

формировать нетерпимость и умение противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.

Основной целью УМК «Перспектива» СЛАЙД 5 является всестороннее гармоничное развитие личности (духовно-нравственное, познавательное, эстетическое), реализуемое в процессе усвоения школьных предметных дисциплин.

Основными задачами УМК «Перспектива» являются: СЛАЙД 6

Общекультурное развитие - формирование целостной картины мира (образа мира) на основе интеграции культурного опыта в единстве научной и образно-художественной форм познания мира;

- личностное развитие - формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе; ценностно-нравственное развитие учащегося, определяющее его отношение к социальному миру и миру природы, к самому себе; готовность к личностному выбору и принятию ответственности за него; способность к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; толерантность к мнению и позиции других;

- познавательное развитие - развитие познавательных мотивов, инициативы и интересов учащегося на основе связи содержания учебного предмета с жизненным опытом и системой ценностей ребенка; гармоничное развитие понятийно-логического и образно-художественного мышления; формирование готовности к действиям в новых, нестандартных ситуациях; развитие творческого потенциала личности;

- формирование учебной деятельности - формирование умения учиться, самостоятельно приобретать новые знания и умения, организуя процесс усвоения; развитие способности к самосовершенствованию;

Развитие коммуникативной компетентности - умения организовывать и осуществлять совместную деятельность; осуществлять обмен информацией и межличностное общение, в том числе и умение, понимать партнера

Людмила Георгиевна ПЕТЕРСОН СЛАЙД 7

Людмила Георгиевна ПЕТЕРСОН – научный руководитель УМК «Перспектива», автор концепции.

Людмила Георгиевна Петерсон – доктор педагогических наук, профессор, директор Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» Академии ПК и ППРО, Почетный работник высшего профессионального образования РФ, лауреат Премии Президента РФ в области образования за 2002 год, автор дидактической системы деятельностного метода обучения и действующих учебников математики «Учусь учиться» для дошкольников, начальной и средней школы.

В течение нескольких десятилетий Л.Г. Петерсон вела разработку нового педагогического инструментария, позволяющего учителю не только обеспечивать высокий уровень математической подготовки детей, но и создавать те надпредметные умения и способности, которые легли в основу современного Стандарта образования.
Дидактическая система Л.Г. Петерсон положена в основу концепции системы учебников «Перспектива», а курс математики «Учусь учиться» стал его системообразующей частью.

СЛАЙД 8

Людмила Федоровна КЛИМАНОВА - хорошо известна как автор статей, пособий, учебников и программ по русскому языку и литературному чтению для начальной школы.

Ее многолетние исследования в области обучения чтению младших школьников легли в основу авторской программы «Литературное чтение» и серии учебников «Родная речь» для 1-4 классов, которые Климанова разработала совместно с В.Г. Горецким и М.В. Головановой.

Хорошо известны учебники Людмилы Федоровны «АБВГДейка», «Читалочка», «Рисуй, думай, рассказывай», «Мой алфавит», «Пишу красиво» (в соавторстве с С.Г. Макеевой. Л.Я. Желтовской и др.), по которым уже многие годы с удовольствием обучаются младшие школьники.

Климанова - автор программы «Введение в словесность» и уникальной системы обучения грамоте на коммуникативно-познавательной основе, которая позволяет формировать элементарные представления о языке, как важнейшем средстве общения и познания окружающего мира.
Именно эта система легла в основу учебников нового поколения по обучению грамоте, русскому языку и литературному чтению, которые выходят в рамках УМК «Перспектива».

СЛАЙД 9

Андрей Анатольевич ПЛЕШАКОВ - известный автор учебников, рабочих тетрадей, тестов и других пособий по окружающему миру: в 90-х годах младшие школьники учились по его «Природоведению», а теперь - по учебникам «Мир вокруг нас».

А.А. Плешаков написал удивительные книги «Зеленые страницы» - о живой природе и «Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики» - о том, как стать добрым Великаном, другом всему живому. Андрей Анатольевич разработал первый в России атлас-определитель для начальной школы «От земли до неба» и курсы для дополнительного образования «Экология для младших школьников» и «Планета загадок».

В настоящее время Андрей Анатольевич Плешаков вместе с Мариной Юрьевной Новицкой работает над новым поколением учебников по окружающему миру для учебно-методического комплекта «Перспектива» серии «Академический школьный учебник», которые выходят в издательстве «Просвещение».


Очень интересной частью УМК Перспектива являются технологические карты

«Технологическая карта» – новый вид методической продукции, обеспечивающей учителю эффективное и качественное освоение нового учебного курса путем перехода от планирования урока к проектированию учебного процесса по темам. В технологической карте дается описание процесса обучения в определенной структуре и в заданной последовательности. СЛАЙД 10

Технологическая карта позволяет:

  1. реализовать стандарт образования;
  2. понять и в системе применить предложенную технологию по формированию у учащихся универсальных учебных действий;
  3. сформировать целостную картину мира за счет реального использования «межпредметных связей»;
  4. полностью использовать воспитательный потенциал УМК «Перспектива»;
  5. определить уровень раскрытия материала и соотнести его с изучаемым материалом в последующих классах;
  6. реализовывать региональный и школьный материал, основываясь на материале УМК «Перспектива»
  7. реализовать свой творческий потенциал (в технологической карте даются готовые разработки всех тем предметов учебного плана,
  8. педагог освобождается от рутинной непродуктивной работы по подготовке к урокам);
  9. индивидуализировать и дифференцировать учебный процесс .

Для полноценного и эффективного использования технологических карт необходимо знать ряд принципов и положений, обязательных для работы с ней. Конструирование универсального инструментария (технологической карты) направлено на достижение результатов, заявленных в стандартах второго поколения. СЛАЙД 11 Стандарты отвечают на вопрос: «Чему учить?», технологическая карта – «Как учить », как помочь ребенку эффективно освоить содержание образования, достичь требуемых результатов

По сравнению с традиционными «методичками» в технологической карте раскрывается тема изучения материала, а не один урок, что дает возможность системно освоить содержание от цели до результата, поставить и решить задачи достижения не только предметных результатов, но и личностных, и метапредметных результатов. СЛАЙД 12

Технологическая карта включает в себя:

  1. название темы;
  2. число часов, отведенное на ее изучение;
  3. цель освоения учебного содержания;
  4. планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные);
  5. основные понятия темы;
  6. межпредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы);
  7. технологию изучения указанной темы;
  8. систему диагностических заданий, определяющих уровень усвоения материала на каждом этапе его изучения;
  9. контрольные задания по теме, определяющие достижение планируемых результатов в рамах изучения заявленной темы

Образец технологической карты с комментарием

Давайте посмотрим, как на конкретных страницах учебников мы можем проследить реализацию определенных УУД

Первый учебник, который первоклассник берет в руки – это Азбука. СЛАЙД 13 Она состоит из двух частей, оформленных в едином стиле.

Материал учебника разделен на три части.
В добукварный период «Давайте знакомится!» формируются представление о понятии «общение», языке как средстве общения, слове как двусторонней единице, вводится знаково-символическая система. В букварный период «Страна АБВГДЕЙка» изучаются звуки и буквы, осваивается слоговое чтение.
В основу изучения звуков и букв положен принцип частотности. Изучение звуков построено таким образом, что это создает возможность максимально быстро начинать читать. В послебукварный период
«Про все на свете» совершенствуются навыки слогового чтения, дети учатся работать с текстом, слушать и слышать, интонировать, строить свои высказывания в зависимость от ситуации, составлять свой текст.

каждая Азбука сопровождается электронным диском

Отдельно хочется остановиться на условных обозначениях, принятых в учебниках. Во-первых, сразу бросается в глаза, что они созданы в единой системе. Во-вторых, только видя эти обозначения, учитель, а при определенной системе работы с детьми и ученик, может понять, на развитие каких УУД направлено то или иное задание.

Давайте перелистаем некоторые страницы и увидим, как это все работает. Например, тема ЗНАКИ ГОРОДОВ РОССИИ . Здесь проходит работа над личностными УУД, а именно над самоопределением. Ребенок осознает себя гражданином России, новгородцем. Кроме того, так как представлены гербы разных городов, мы можем сравнить, почему для оформления герба выбраны именно такие изображения, то есть работа идет над развитием универсальных логических действий.

Тема НА ЧТО КЛАД, КОГДА В СЕМЬЕ ЛАД. Здесь мы опять видим работу над личностными УУД, а именно над нравственно-этической ориентацией. А при работе над пословицами видим значок Сравни , то есть опять развиваем универсальные логические действия.

И такую направленность на работу над развитием различных УУД мы видим на каждой странице Азбуки.

Плюсы

Оформление

картинки вместо слов

интересные тексты

Минусы

звуко-буквенный разбор

Очень интересны Прописи в УМК Перспектива. Они состоят из четырех тетрадей. Первая называется РИСУЙ ДУМАЙ РАССАКЗЫВАЙ По ней мы работаем в добукварный период.

Предназначена она для тренировки мелкой моторики руки и глазомера в качестве подготовительных упражнений к написанию букв. Здесь собраны все необходимые виды работы: разнообразные штриховки (вертикальная, горизонтальная, наклонная, разномерная, разнонаправленная, ломаная), рисование геометрических фигур (квадратов, треугольников, кругов, овалов, дуг), рисование обобщенных абрисов предметов (домиков, снеговиков, мышек, жуков и т.д.), обводка и раскрашивание рисунков, выписывание элементов печатных букв. Но, кроме этой, чисто утилитарной, функции, прописи способствуют развитию пространственного и временного восприятия окружающего мира. Дети должны поразмышлять над понятиями: что такое центр квадрата и круга, какой предмет больше, а какой меньше, какой путь длиннее, а какой короче, где находится направление вправо, а где влево, какие предметы сходны между собой, а какие различаются. Дети учатся сравнивать, сопоставлять, группировать, разграничивать, практически знакомятся с понятием множества и его элементами. ». И что еще более ценно – это то, что материал прописей «Рисуй, думай, рассказывай» тесно связан с жизнью и бытом современного ребенка. Это не только мир сказок, привычных детям с дошкольного возраста, не только игрушки, домашние и дикие животные и птицы, домашняя утварь и спортивное снаряжение, но и компьютер (с.21), пылесос (с. 26-27), шорты (с.29), электрочайник (с.7), электрический утюг (с.7, 30), фотоаппарат (с.30), одеяло в технике «пэчворк» (с.49). В сознании ребенка мир его дома не отделяется от мира школы

Прописи «Мой алфавит» в двух частях также содержат ряд интересных находок. Учитывая большую трудоемкость процесса письма для первоклассников, автор вводит игровые моменты: ребусы, разделы «Загадки слов», метатезы (составление слов с помощью перестановки слогов), дописывание «потерянных» элементов букв, «буквенная мозаика» (составление букв из разрозненных элементов), чайнворды, раскраски.

Большое внимание уделяется разнообразной работе со звуко-буквенными схемами слов. Не забыта и лексика: даны упражнения по определению многозначности слов, омонимов, по составлению тематических групп слов. Достаточно часто даются упражнения по развитию речи: составление предложений и текстов с включением изучаемых слов.

То есть мы опять видим хорошо организованную работу над всеми видами УУД

На каждом уроке по Прописям «Рисуй, думай, рассказывай», «Мой алфавит» проводится большая интеллектуальная аналитическая работа, которая предупреждает совершение речевых ошибок. Ни одно задание и упражнение не носит односторонний характер, они обучающие, развивающие, познавательные и воспитывающие.

Прописи «Пишу красиво» предназначена для дальнейшей отработки навыков каллиграфии. Задания по написанию значительно усложняются. Это написание целых фраз, пословиц, ответов на вопросы, рассказов. На заключительных уроках это написание записок и писем, то есть практическое усвоение такого коммуникативно-ориентированного жанра, как эпистолярный

Окружающий мир

Содержание учебного материала опирается на небольшой, но очень ценный опыт первоклассника. Изучается то, что школьнику уже известно, близко и понятно, так что он может расширить знания в данной области, сделать для себя открытие. Основная задача заключается не в сообщении ученикам более или менее значительной информации, а в обучении свободно оперировать приобретенными, пусть незначительными пока, знаниями. Такой подход призван развивать способность ученика сознательно ориентироваться в разнообразных явлениях окружающей его природы и их связью с жизнью человека, воспитывать наблюдательность и любознательность, приучая тем самым к систематическому самостоятельному пополнению своего жизненного опыта.
В учебнике знания по окружающему миру представлены в тесной связи между собой, что позволяет ученику представить целостную картину мира.
Особенно нужно отметить то, что данный предмет решает важнейшие воспитательные задачи: воспитание патриотизма, любви к природе, своей семье, своему городу, своей малой родине.

Отличительной чертой учебника является представление мира не как обособленного объекта изучения, а через личностное восприятие: мира твоей семьи, мира твоего класса, мира природы твоего двора, мира твоей школы, твоей Родины. И это не только национально-региональный компонент, что уже ценно, но и фактор, формирующий активную позицию ребенка к изучаемому предмету, мотивацию.
Второй особенностью учебника является связь его с внеурочной деятельностью: некоторые темы не ограничиваются рамками урока, а имеют продолжение во внеклассной жизни детей. Это расширяет способ приобретения знаний: прочитать дополнительную литературу, найти по атласу-определителю, использовать материал детских сайтов, наблюдать за изучаемым объектом в домашних условиях, сочинять, рисовать, беречь.
Некоторые задания требуют совета родителей, их эмоциональных впечатлений, воспоминаний. Авторы знакомят семью с новой, современной школой, где родители не пассивные наблюдатели, а активные участники образовательного процесса.
Содержательная целостность всех компонентов урока, в том числе здоровьесберегающих. Выводы по каждой теме настолько выразительны и образны, что дети с удовольствием учат их наизусть.
Чувственное восприятие изучаемого материала: картины, музыка, звуки природы. Дети наблюдают, слушают, нюхают, поют песни своего края, учатся видеть прекрасное вокруг и рядом, беречь и приумножать .

Давайте посмотрим конкретные страницы. Например, говоря о развитии личностных УУД, мы обязательно имеем в виду профессиональное самоопределение, знакомство с миром профессий, их важностью и содержанием. Изучая тему « Учитель-друг и наставник», мы как раз говорим о важности этой профессии. Дома ребята с помощью родителей выполняют проектное задание - составляют рассказ о первом учителе своих родителей или делятся впечатлением о встрече со своей учительницей. Кроме этого, изучая тему «Люди – творцы культуры», ребята знакомятся с такими профессиями как художник-ювелир, врач-хирург, ткачиха, строитель. Здесь же первоклассники получают возможность рассказать о профессиях своих родителей, предварительно побеседовав с ними дома.

Еще одним направлением в личностном определении является формирование идентичности личности, что включает в себя:

внутреннюю позицию школьника

представление о принадлежности к гендерной группе

представление о своей семейной и социальной роли, о принятии этих ролей.

Эту работу помогает хорошо организовать тема окружающего мира в образовательной программе «Перспектива» «Мы - люди», «Мы в семье», «Моя семья – часть моего народа»

Например, изучая тему «Мы – люди» дети получают первое самое общее представление о гендерных различиях на уровне понятий «человек», «люди», «мужчины», «женщины»; осознают красоту и многообразие людей разного возраста и разной этнической принадлежности. Изучая тему «Мы в семье» первоклассники с помощью родителей создают свое родословное древо

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

(под редакцией Л.Ф. Климановой )

Издательство «Просвещение».

Сайт: http://www.prosv.ru/umk/perspektiva

Учебно-методический комплекс «Перспектива » выпускается с 2006 года. В состав этого УМК входит линия учебников по математике.

Учебно-методический комплекс «Перспектива» создан на концептуальной основе, отражающей современные достижения в области психологии и педагогики, с сохранением при этом тесной связи с лучшими традициями классического школьного российского образования.

УМК обеспечивает доступность знаний и качественное усвоение программного материала, всестороннее развитие личности младшего школьника с учетом его возрастных особенностей, интересов и потребностей. Особое место в УМК «Перспектива» уделяется формированию духовно-нравственных ценностей, знакомству с культурно-историческим наследием мира и России, с традициями и обычаями народов, населяющих РФ. В учебники включены задания для самостоятельной, парной и групповой работы, проектной деятельности, а также материалы, которые можно использовать во внеклассной и внешкольной работе.

В УМК используется единая система навигации для учителей, учеников и родителей, которая помогает работать с информацией, организовывать и структурировать учебный материал, планировать деятельность ученика на уроке, организовывать выполнение домашнего задания, формирует навык самостоятельный работы.

«Обучение не только математике, но и математикой» - ведущая идея линии УМК по математике , направленная на усиление общекультурного звучания математического образования и повышения его значимости для формирования личности ребенка. Содержание материала ориентировано на формирование у младших школьников умений наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, что позволяет им освоить эвристические приемы рассуждения, их логику, развивает дивергентность мышления, как важнейший компонент мыслительной деятельности, речевую культуру и позволяет расширить представления об окружающем мире средствами математики. Большое внимание уделяется развитию числовой грамотности учащихся, формированию вычислительных навыков на основе рациональных способов действий.



Учебники имеют одинаковую структуру и состоят из 3 разделов: числа и действия с ними, геометрические фигуры и их свойства, величины и их измерение.

В состав УМК «Перспектива » входят:

· Учебники по предметам (1-4 класс);

· Рабочие тетради;

· Творческие тетради;

· Дидактические материалы для ученика: «Читалочка», «Волшебная сила слов», «Математика и информатика », «Основы безопасности жизнедеятельности»;

· Методические пособия для учителей: поурочные разработки по предметам, дополнительные учебно-методические материалы, календарно-тематическое планирование, технологические карты;

Календарно-тематическое планирование и технологические карты, обеспечивающие учителю эффективное и качественное преподавание путем перехода от планирования урока к проектированию изучения темы, размещены на страницах Интернет - сайта УМК «Перспектива».

Учебно-методический комплекс«Школа 2000…»

(научный руководитель – Л. Г. Петерсон )

Издательство «Ювента»

Сайт:www.sch2000.ru

Дидактическая система деятельностного метода «Школа 2000…» предлагает решение актуальных образовательных задач в системе непрерывного образования (ДОУ – школа – вуз). В основе лежит непрерывный курс математики для дошкольников, начальной и средней школы, ориентированный на развитие мышления, творческих сил детей, их интереса к математике, на формирование прочных математических знаний и умений, готовности к саморазвитию. Программа «Учись учиться» учитывает возможность работы по данной программе в условиях различных вариантов учебного плана ОУ (4 ч. или 5 ч. в неделю).

Главной целью программы «Школа 2000…» является всестороннее развитие ребенка, формирование у него способностей к самоизменению и саморазвитию, картины мира и нравственных качеств, создающих условия для успешного вхождения в культуру и созидательную жизнь общества, самоопределения и самореализации личности.

Отбор содержания и последовательность изучения основных математических понятий осуществлялось в программе «Учись учиться» на основе системного подхода. Построенная Н. Я. Виленкиным и его учениками многоуровневая система начальных математических понятий позволила установить порядок введения в школьном математическом образовании фундаментальных понятий, обеспечивающий преемственные связи между ними и непрерывное развитие всех содержательно-методических линий курса математики.

Основой организации учебного процесса в программе «Учись учиться» является дидактическая система деятельностного метода обучения «Школа 2000…», которая может использоваться на двух уровнях: базовом и технологическом.

Курс математики «Учусь учиться» для начальной школы может использоваться совместно с курсами по другим учебным предметам, входящим в Федеральные перечни учебников Минобрнауки РФ, на основе собственного выбора учителей. В этом случае в качестве дидактической основы, упорядочивающей работу учителей в условиях вариативности образования, можно использовать технологию деятельностного метода.

УМК по математике для начальной школы программы

«Учусь учиться» («Школа 2000…»)

1. Учебники «Математика » – Л. Г. Петерсон. Учебники оснащены учебно-методическими пособиями, дидактическими материалами и компьютерной программой мониторинга успеваемости.

Дополнительная литература:

2. Петерсон Л. Г., Кубышева М. А., Мазурина С. Е. Что значит уметь учиться. Учебно-методическое пособие.-М.: УМЦ «Школа 2000…», 2006.

3. Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…» // Построение непрерывной сферы образования.- М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2007.

(Система учебников «Перспектива» успешно прошла федеральную экспертизу на соответствие ФГОС НОО 2009г., получила положительные отзывы Российской академии наук (РАН) и Российской академии образования (РАО).

Все учебники системы «Перспектива» входят в Федеральные перечни учебников, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год.)

УМК программы «Перспектива» создан на концептуальной основе, отражающей современные достижения в области психологии и педагогики, с сохранением при этом тесной связи с лучшими традициями классического школьного образования России. При создании УМК учтены не только современные требования общества, но и культурно-историческая перспектива его развития. Программа Перспектива обеспечивает доступность знаний и качественное усвоение материала, всестороннее развитие личности младшего школьника с учетом его возрастных особенностей, интересов и потребностей. Учебно-методический комплекс учебников «Перспектива» создавался коллективом ученых и педагогов Российской академии наук, Российской академии образования, Федерального института развития образования в тесном сотрудничестве с издательством «Просвещение».

Уникальность комплекта для начальной школы «Перспектива» в том, что он создавался параллельно с разработкой Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Первые учебники и учебные пособия комплекта «Перспектива» начали выпускаться с 2006 года. В работе над комплектом «Перспектива» совместно с издательством «Просвещение» принимают участие ученые РАО, РАН, методисты и педагоги. Основополагающими принципами комплекта являются: гуманистический, принцип историзма, коммуникативный и принцип творческой активности. Такой принципиальный подход позволяет организовать процесс обучения с одной стороны под цель, направленную на получение знаний в соответствии с требованиями нового стандарта, с другой стороны как средство формирования универсальных учебных умений и личностных качеств, т.е. развитие и воспитание ребенка.

Идеологической основой системы учебников «Перспектива» является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», направленная на формирование у подрастающего поколения системы ценностей гуманизма, созидания, саморазвития, нравственности как основы успешной самореализации школьника в жизни и труде и как условия безопасности и процветания страны.

Дидактической основой системы учебников «Перспектива» является дидактическая система деятельностного метода (Л.Г. Петерсон), синтезирующая на основе методологического системно-деятельностного подхода неконфликтующие между собой идеи из современных концепций развивающего образования с позиций преемственности научных взглядов с традиционной школой (Заключение РАО от 14.07.2006 года, Премия Президента РФ в области образования за 2002 год).

Методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход. Именно системно-деятельностный подход, заложенный в основу комплекта «Перспектива», позволяет ориентировать педагога на достижение личностных и метапредметных результатов обучения младших школьников.

Достижению указанных результатов способствует тематическое единство всех предметных линий комплекта, выраженных в следующих тезисах:

- «Я в мире и мир во мне»: важно, чтобы обучение способствовало построению образа «Я», которое включает в себя самопознание, саморазвитие и самооценку, формирование гражданской идентичности личности, принятие и осмысление нравственных и культурных ценностей, правил взаимодействия с окружающим миром.

- «Хочу учиться!»: ребенок часто задает вопрос «почему?», ему интересно знать все и обо всем. Наша задача сохранить этот интерес и при этом научить ребенка самостоятельно находить ответы, планировать свою деятельность и доводить ее до конца, оценивать результат, исправлять ошибки и ставить новые цели.

- «Я общаюсь, значит, я учусь»: процесс обучения невозможен без общения. Нам кажется чрезвычайно важным строить процесс обучения как совершенствование субъект-субъектного и субъект-объектного общения, то есть, во-первых, учить ребенка свободно вести конструктивный диалог, слушать и слышать собеседника, а во-вторых, формировать информационную культуру - находить необходимые источники знаний учить получать информацию из различных источников, анализировать ее, и, конечно, работать с книгой.

- «В здоровом теле здоровый дух!»: здесь важно и сохранить здоровье учеников в процессе обучения, и научить детей самим заботиться о здоровье, понимая, что здоровье – это не только физическая, но и духовная ценность. В этой связи, в понятие здоровье включены не только правила гигиены и правила безопасного поведения, но и определенные ценностные установки: умение сопереживать, сочувствовать, заботиться о себе, о природе, об окружающих людях, беречь и чтить то, что ими создано.

Заявленные тезисы авторы комплекта «Перспектива» раскрывают через тематические направления: «Моя семья - мой мир», «Моя страна - мое Отечество», «Природа и культура - среда нашей жизни», «Моя планета - Земля», которые интегрируют учебный материал разных предметов и позволяют эффективнее формировать у ребенка целостную картину мира.

Еще одно преимущество обучения по УМК «Перспектива» в том, что, система построения учебного материала позволяет каждому ученику поддерживать и развивать интерес к открытию и изучению нового. В учебниках задания предлагаются в такой форме, чтобы познавательная активность, познавательный интерес и любознательность ребенка переросли в потребность изучать новое, самостоятельно учиться. Ученик на каждом уроке, как бы, приоткрывает для себя содержание будущих тем. Обучение строится по диалектическому принципу, когда введение новых понятий и идей, первоначально представленных в наглядно-образной форме или в виде проблемной ситуации, предшествует их последующему детальному изучению. Каждый учебник снабжен системой заданий, направленных на развитие как логического, так и образного мышления ребенка, его воображения, интуиции. В учебниках системно выстроен теоретический материал, к которому предложены практические, исследовательские и творческие задания, позволяющие активизировать деятельность ребенка, применять полученные знания в практической деятельности, создавать условия для реализации творческого потенциала ученика.

Следующая особенность УМК «Перспектива» в контексте его соответствия требованиям ФГОС - это большие возможности для решения воспитательных задач. Реализация в УМК Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России направлена на формирование ценностного мировоззрения, воспитание и становление нравственной позиции личности младшего школьника. Эти задачи педагог решает в процессе обсуждения системы вопросов, проблемных и практических ситуаций, текстов, направленных на воспитание самых добрых чувств, любви и интереса к своей семье, малой и большой Родине, традициям и обычаям народов, проживающих на территории России, их культурному и историческому наследию.

Основой информационно-образовательной среды для начальной школы являются завершенные предметные линии системы учебников «Перспектива». Учебники эффективно дополняют рабочие и творческие тетради, словари, книги для чтения, методические рекомендации для учителей, дидактические материалы, мультимедийные приложения (DVD-видео; DVD-диски со сценариями уроков, реализующих деятельностный метод обучения; CD-ROM диски; презентационные материалы для мультимедийных проекторов; программное обеспечение для интерактивной доски и др.), Интернет-поддержка и другие ресурсы по всем предметным областям учебного плана ФГОС (ФГОС, раздел III, п.19.3.). Все это позволяет организовывать различные виды деятельности учащихся, эффективно использовать современные методы и технологии организации учебно-воспитательной работы.

Еще одной отличительной чертой системы учебников «Перспектива», обеспечивающей ему статус ядра информационно-образовательной среды для начальной школы, является разработанная специальная система навигации, позволяющая ученику ориентироваться как внутри УМК, так и выходить за его рамки в поисках других источников информации. Таким образом, система учебников «Перспектива» интегрирована в единую идеологическую, дидактическую и методическую систему, помогающую учителю обеспечивать требования современного образовательного процесса, определяемые ФГОС.

Для УМК «Перспектива» разработано новое методическое сопровождение - «Технологические карты», помогающие учителю реализовывать требования ФГОС в образовательном процессе. «Технологические карты» - это новый методический инструментарий, обеспечивающий учителю качественное преподавание нового учебного курса путем перехода от планирования урока к проектированию изучения темы. В «Технологических картах» определены задачи, планируемые результаты (личностные и метапредметные), указаны возможные межпредметные связи, предложен алгоритм прохождения темы и диагностические работы (промежуточные и итоговые) для определения уровня освоения темы учащимися. Карты размещены на сайте издательства «Просвещение» в разделе ««Перспектива» учителям». Кроме того, для учителей и родителей разработаны дополнительные интернет-ресурсы, включающие разработки уроков, статьи и комментарии, консультативную поддержку учителей и родителей (на вопросы родителей и учителей отвечают психологи, учителя, авторы).

Для того чтобы обеспечить эффективность использования системы учебников «Перспектива» в практической деятельности учителей, построена многоуровневая система повышения квалификации педагогов разных категорий (учителей начальной и средней школы, воспитателей дошкольных образовательных учреждений, завучей, директоров, методистов, преподавателей педколледжей и педвузов, психологов и др.), создающая условия для поэтапного освоения ими педагогических инструментов деятельностного обучения как на федеральном уровне (в Центре системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» АПК и ППРО), так и в регионах на основе принципа сетевого взаимодействия.

Созданные механизмы повышения качества работы педагогов в соответствии с требованиями ФГОС на единых идеологических, дидактических и методических основаниях открывает перспективу для реального перехода школы к реализации поставленных новых целей и ценностей образования и построения единого образовательного пространства обучения, воспитания и здоровьесбережения школьников.