Формы политической власти.

Понятие «власть» относится к числу основополагающих категорий политологии. Оно дает ключ к пониманию политических институтов, самой политики и государства. Неразделимость власти и политики признается как само собой разумеющееся во всех политических теориях прошлого и настоящего. Политика как явление характеризуется прямой или косвенной связью с властью и деятельностью по осуществлению власти. Социальные общности и индивиды вступают в различные отношения: экономические, социальные, духовные, политические. Политика же представляет собой такую сферу взаимоотношений между социальными группами, слоями, личностями, которая касается главным образом проблем власти и управления.

Феномену власти уделяли пристальное внимание все выдающиеся представители политической науки. Каждый из них внес свой вклад в разработку теории власти.

Современные концепции власти очень многообразны. В рамках учебной лекции целесообразно сформулировать обобщающие положения.

В самом широком смысле слова власть – это способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо средства – авторитета, права, насилия. В таком аспекте власть бывает экономическая, политическая, государственная, семейная и прочая. Такой подход также требует разграничения классовой, групповой и личной власти, которые переплетаются между собой, но не сводятся друг к другу.

Наиболее важным видом власти является политическая власть. Политическая власть – это реальная способность данного класса, группы, индивида проводить свою волю в политике и правовых нормах. Политическая власть характеризуется или социальным господством, или ведущей ролью, или руководством тех или иных групп, а чаще всего различными сочетаниями этих качеств.

Надо еще заметить, что понятие политическая власть шире понятия государственная власть. Политическая власть реализуется не только органами государства, но и через деятельность партий, общественных организаций различного типа. Государственная власть – своеобразное ядро политической власти. Она опирается на специальный аппарат принуждения и распространяется на все население той или иной страны. Государство располагает монопольным правом разрабатывать законы и другие распоряжения, обязательные для всех граждан. Государственная власть означает определенную организацию и деятельность в осуществлении целей и задач этой организации.

В политологии используется понятие источник власти . Источники, или основания, власти разнообразны, поскольку многообразна структура общественных отношений. Под основаниями (источниками) власти понимаются средства, которые используются для воздействия на объекты власти с целью достижения поставленных задач. Ресурсы власти – это потенциальные основания власти, то есть средства, которые могут быть использованы, но еще не используются или используются недостаточно. Вся совокупность используемых и возможных оснований власти составляет ее потенциал .

Общепризнанным источником власти является сила . Однако сама сила также имеет определенные источники. Источниками силы могут быть богатство, занимаемое положение, владение информацией, знания, опыт, особые навыки, организация. Поэтому обобщенно можно сказать, что источник власти – это совокупность социальных факторов, создающих преобладающую, доминирующую, господствующую волю. Иными словами, это экономические, социальные, психологические основы политической власти.

Государственная власть может добиваться своих целей различными средствами, в том числе идеологическим воздействием, убеждением, экономическим стимулированием и иными косвенными способами. Но только она обладает монополией на принуждение с помощью специального аппарата в отношении всех членов общества.

К основным формам проявления власти относятся господство, руководство, управление, организация, контроль.

Политическая власть тесно связана с политическим лидерством и авторитетом, которые в определенных значениях выступают как формы осуществления власти.

Возникновение и развитие политической власти обусловлено жизненными потребностями формирования и эволюции общества. Поэтому власть, естественно, выполняет исключительно важные специальные функции. Она является центральным, организационным и регулятивно контрольным началом политики. Власть присуща организации общества и необходима для поддержания его целостности и единства. Политическая власть направлена на регулирование общественных отношений. Она является инструментом, основным средством управления всеми сферами общественной жизни.

Cтраница 1


Организация политической власти приобретает во многом собственную логику, происходит некоторая рационализация нормативной регуляции данного социального института. Но аскриптив-ность хотя и ослабевает в какой-то мере, но не исчезает, доминируя в течение еще многих столетий, как непосредственно в се-мейно-родственной форме, так и опосредованно в форме личного служения и верности владыке, а не делу.  

Характеристика государства как организации политической власти (диктатуры господствующего класса) вскрывает его сущность и классовую природу. Такую же классовую сущность имеют и другие политические организации, в частности политические партии, некоторые общественные организации.  

Общенародное государство - это организация политической власти, выражающая волю, интересы и единство всех классов, слоев, наций и народностей развитого социалистического общества. В условиях развитого социализма государство достигает такой ступени зрелости, когда его свойства, особенности, основные черты приобретают наибольшую определенность. Чем больше накапливается эмпирического материала, чем шире опыт социалистического государственного строительства, тем - глубже можно проникнуть в его сущность.  

Социалистическое государство, будучи организацией политической власти трудящихся во главе с рабочим классом, в то же время является главной организационной формой хозяйственного, экономического руководства обществом.  

Конференция считает делом принципиальной важности формирование социалистического правового государства как полностью соответствующей социализму формы организации политической власти. Решение этой задачи неразрывно связано с максимальным обеспечением прав и свобод советского человека, ответственности государства перед гражданином и гражданина перед государством, с возвышением авторитета закона и строгим его соблюдением всеми партийными и государственными органами, общественными организациями, коллективами и гражданами, с эффективной работой правоохранительных органов. Коренная перестройка деятельности этих органов должна стать сердцевиной правовой реформы, которую конференция считает целесообразным провести в сравнительно короткие сроки.  

ГОСУДАРСТВО - 1) в теории права определенный способ организации общества, основной элемент политической системы, организация публичной политической власти, распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся на средства и меры принуждения.  

ГОСУДАРСТВО - 1) В теории права - определенный способ организации общества, основной элемент политической системы, организация публичной политической власти; распространяющаяся на все общество, выступающая его официальным представителем и опирающаяся в необходимых случаях на средства и меры принуждения.  

В современном звучании демократия означает власть, опирающуюся на закон, правопорядок, уважение прав и свобод личности. Это наиболее популярная и перспективная сегодня форма организации политической власти.  

Аргументация в пользу политической реформы опиралась на тот факт, что ранее предложенная программа экономического ускорения не была реализована, так как она встретила сопротивление в самой системе и в способах организации политической власти.  

Парижская Коммуна просуществовала всего 72 дня, но ее историческое и политическое значение как формы диктатуры рабочего класса огромно. Маркс глубоко проанализировал все мероприятия Парижской Коммуны, в особенности организацию политической власти, и пришел к выводу, что будущее государство рабочего класса должно строиться по ее типу.  

Если принять подобное определение предмета политических наук, можно сравнительно легко увидеть, какая существует связь между предметом политических наук (или политики как науки) и предметом общей социологии, а тем самым выяснить и то, как относятся между собой эти науки. Ибо если политические науки изучают организацию власти, они изучают лишь одну область структуры глобального общества и изучить эту область строго научными методами они могут, только если рассматривают ее в контексте связи с остальными частями данной структуры. А это значит, что политические науки при изучении политической структуры и политических институтов, при изучении структуры и характеристик организации политической власти должны учитывать законы, относящиеся к структуре глобального общества, которые открывает общая социология. Общая социология также может изучать политические отношения и политическую структуру отдельных групп и общества в целом, но - в целях выяснения их сущности как общественных явлений. Политические же науки изучают программы политических партий, их идеи, которые они стремятся реализовать, поведение своих представителей в парламенте, отношение политических партий к органам власти и общественному мнению в целях оценки содержания и ценности идей, отстаиваемых теми или иными партиями. Но при стремлении установить социальные предпосылки возникновения определенной политической партии, ее связи с определенными классами, ее социальную роль, то такое исследование из области политических наук перемещается в сферу социологии. Поэтому политика как социальная деятельность часто становится предметом изучения и политических наук, и социологии. Таким образом, существует тесная связь между предметами общей социологии и политических наук, а научное знание, даваемое той и другими, должно быть основой практической социальной деятельности по развитию общественных отношений.  

Большинство старых городов Северо-Восточной Руси - Ростов, Суздаль, Владимир - пришли в упадок, уступив свое политическое верховенство окраинным: Твери, Нижнему Новгороду, Москве. Насильственно прерванный процесс развития княжеств принял новые формы: на смену княжеским союзам, требовавшим добровольного объединения под властью великого князя, пришла монархия, основанная на огромной личной власти князя и служении одному ему феодалов-подданных. В дальнейшем такая форма организации политической власти привела к освобождению от ордынского ига, однако увеличение военного потенциала оказалось связанным с усилением зависимости всех слоев населения от власти.  

Вот почему наиболее передовые союзы, которые выдвигают для всей Советской страны наибольшее количество наиболее ответственных работников, и прежде всего союз металлистов, меньше всего склонны к коллегиальности и больше всего - к единоличию. Перед глазами рабочего класса в лице его представителей, передовых людей, пройдут Иванов, Петров, Семенов. Они выявят, они покажут свою личность; годятся ли они или нет, их снимают с постов, посылают или на более ответственные, или доучиться - это индивидуализация, выделение личности из всей еще рыхлой массы рабочего класса, которая стоит выше всех жалких фраз о самодеятельности и коллегиальности, которыми угощали. Нам для управления промышленностью нужны не самодельные выборы на отдельных заводах; такие выборы нам нужны для Советов, для организации политической власти. Каменева о значении коллегиальности в области управления рабочего класса. Эти выборы необходимы для управления, но по отношению к управлению промышленностью нам нужны не выборы, а систематический отбор, через посредство выбранных центров, наиболее пригодных товарищей и ведение учета.  

Страницы:      1


Основными формами политической власти являются:

Господства;

Политическое руководство;

Управления.

Господство - это абсолютное или относительное подчинения одних людей (социальных групп) другим.

Политическое руководство и управление реализуются через принятие стратегических и тактических решений до объектов власти, через организацию, регулирование и контроль их развития. Но практика властвования свидетельствует о существовании некорректных, а порой и аморальных форм и средств: подкуп, обман, обещания, шантаж, искусственные препятствия, популизм и т.д. Все это наносит вред истинной демократии, подрывает престиж власти, вызывает к ней недоверие народа, грозит социальными конфликтами.

Формы политической власти различают и по критерию главного субъекта правления. К ним относятся:

· монархия - єдиновладне (абсолютное или с конституционным ограничениям) наследственное правления одного лица (монарха);

· тирания - единоличное деспотическое правление в результате насильственного захвата власти;

· аристократия - власть лучших, то есть верховой, знатной, привилегированной группы;

· олигархия - власть немногих богатых;

· тимократія - особая форма олигархии, по которой государственная власть принадлежит привилегированной большинства, которая обладает высоким имущественным цензом, часто - военной силой;

· теократия - власть церкви;

· охлократия - власть толпы, которая опирается не на законах, а на мгновенные настроения и прихоти толпы, которая часто подвергается воздействию демагогов, становится деспотичной и действует тиранічне;

· демократия - власть народа на основе закона и обеспечения прав и свобод граждан.

Современные исследователи выделяют еще власть партократии (партийной верхушки, номенклатуры), бюрократии (господство высшего государственного чиновничества, засилье надцентралізованості и заформалізованості в государстве), технократии (решающее влияние в обществе осуществляет научно-техническая элита; господство технологического мышления).

Политическая власть реализуется через механизм властных отношений. Польский политолог Єжи Вятр предложил такую его структуру:

Наличие во властных отношениях не менее двух партнеров;

Волеизъявление обладателя осуществляется в виде определенного акта, который предусматривает санкции за неподчинение его воли;

Обязательное подчинение тому, кто осуществляет власть;

Социальные нормы, закрепляющие право одних издавать акты, других - им подчиняться (правовое обеспечение).

Такой механизм властных отношений, четко работая, обеспечивает оперативность и действенность взаимосвязи субъекта и объекта, реализацию функций. Такими функциями являются:

1. Интегративная (заключается в объединении социально-политических сил общества);

2. Регулятивная (направляет политическую волю масс на регулирование жизнедеятельности общества, правотворчество);

3. Мотивационная (формирование мотивов политической деятельности, прежде всего общезначимых);

4. Стабилизирующая (нацеленность на устойчивое развитие политической системы, гражданского общества).

Совершенствование и демократизация политического управления предполагает поиск новых способов реализации власти и определенные требования к ней. Учитывая это российский политический мыслитель Иван Ильин (1882-1954) сформулировал шесть аксиом государственной власти:

1. Государственная власть не может принадлежать никому, кроме тех, кто имеет правовое полномочия. Правосознание требует, чтобы власть воспринималась не как сила, которая порождает право, а как правомочное полномочия. Право рождается не от силы, а только от права и всегда от естественного права. Власть, которая не имеет правовой санкции, не имеет правового измерения.

2. Государственная власть в пределах каждого политического союза должна быть одна. Она - единственное организовано волеизъявления, которое вытекает из единства права. В каждом политическом союзе государственная власть, несмотря на принципе ее разделения, по своей сути и целях единственная. Наличие двух государственных властей свидетельствует о существовании двух политических союзов.

3. Власть должна осуществляться людьми, которые отвечают высоком нравственном и политическом ценза. Власть без авторитета хуже, чем явное безвластие. Народ, который принципиально отрицает правления лучших, является позорным толпой, а демагоги - его проводниками.

4. Политическая программа володарюючих может предусматривать только меры, которые имеют общий интерес. Ведь государственная власть призвана утверждать естественное право, а оно совпадает с общими интересами народа и каждого гражданина.

5. Политическая программа власти должна охватывать меры и реформы, которые реально можно воплотить в жизнь. Недопустимо прибегать к утопических, невыполнимых программных начертаний.

6. Государственная власть принципиально связана разрешающей справедливостью. Однако власть имеет право и обязана отступать от нее тогда, когда этого требует национально-духовное бытие народа.

Практика политической жизни показывает, что игнорирование этих аксиом приводит к кризиса государственной власти, дестабилизации общества, конфликтных ситуаций, которые могут перерастать даже в гражданскую войну.

Основными формами политической власти являются государственная власть, политическое влияние и формирование политического сознания.

Государственная власть. Хотя между политологами существует относительное единство в понимании отличительных признаков государства, понятие «государственная власть» требует уточнения. Вслед за М. Вебером, определявшим государство как социальный институт, который успешно осуществляет монополию на легитимное использование физической силы на определенной территории, обычно выделяется несколько основных признаков государства, фактически уже перечисленных ранее в качестве основных параметров политической (государственной) власти. Государство представляет собой уникальную совокупность институтов, обладающих легальными средствами насилия и принуждения и создающих сферу «публичной» политики. Эти институты действуют на определенной территории, население которой образует общество; они обладают монополией на принятие решений от его имени, обязательных для граждан. Государство имеет верховенство над любыми другими общественными институтами, его законы и власть не могут быть ими ограничены, что отражается в понятии «государственный суверенитет».

В соответствии с этим, государственную власть отличают два обязательных признака: (1) субъектами государственной власти являются только государственные служащие и государственные органы и (2) они осуществляют свою власть на основе ресурсов, которыми они обладают легально как представители государства. Необходимость выделения второго признака обусловлена тем, что в определенных ситуациях люди, выполняющие государственные функции, могут прибегать к реализации своих политических целей с помощью ресурсов власти, которыми они не были наделены (например, взятка, незаконное использование государственных средств или превышение служебных полномочий). В этом случае власть не является государственной по своему источнику (основе); она может считаться государственной только по субъекту.

Если рассматривать в качестве государственной власти лишь те формы власти, где субъект использует ресурсы, которыми его легально наделили, то «чистых» видов государственной власти оказывается только два: (1) власть в форме силы и принуждения, которая осуществляется государственными служащими или структурными подразделениями в случае неповиновения объекта, и (2) власть в форме легального авторитета, где источником добровольного подчинения объекта выступает вера в то, что субъект обладает легальным правом командовать, а объект обязан ему подчиняться.

Формы государственной власти можно классифицировать и по другим основаниям. Например, в соответствии с определенными функциями отдельных государственных структур, различаются законодательная, исполнительная и судебная формы государственной власти; в зависимости от уровня принятия государственных решений, государственная власть может быть центральной, региональной и местной. По характеру взаимоотношений между ветвями государственной власти (формам правления) различаются монархии, президентская и парламентская республики; по формам государственного устройства - унитарное государство, федерация, конфедерация, империя.

Политическое влияние представляет собой способность политических субъектов оказывать целенаправленное воздействие (прямое или косвенное) на поведение государственных служащих и принимаемые ими государственные решения. Субъектами политического влияния могут быть как обычные граждане, организации и институты (в том числе иностранные и международные), так и государственные структуры и служащие, обладающие определенными легальными полномочиями. Но государство не обязательно наделяет последних осуществлять данные формы власти (влиятельный государственный чиновник может лоббировать интересы какой-то группы в совершенно иной ведомственной структуре).

Если до середины XX в. наибольшее внимание политологов привлекал легальный авторитет (изучались законодательные основы государства, конституционные аспекты, механизм разделения властей, административное устройство и т.п.), то начиная с 50-х годов на передний план постепенно выходит изучение политического влияния. Это нашло отражение в дискуссиях относительно характера распределения политического влияния в обществе, получивших эмпирическую проверку в многочисленных исследованиях власти как на социеталь-ном уровне, так и в территориальных общностях (Ф. Хантер, Р. Даль, Р. Престус, Ч.Р. Миллс, К. Кларк, У. Домхофф и др.). Интерес к изучению данной формы политической власти связан с тем, что именно она ассоциируется с центральным вопросом политической науки: «Кто правит?». Для ответа на него недостаточно проанализировать распределение ключевых постов в государстве; необходимо прежде всего выявить, какие именно группы людей оказывают доминирующее воздействие на формальные государственные структуры, от кого эти структуры оказываются в наибольшей зависимости. Степень влияния на выбор политического курса и решение важнейших социальных проблем не всегда пропорциональна рангу занимаемой государственной должности; при этом многие ключевые субъекты политики (например, руководители бизнеса, военные, вожди кланов, религиозные лидеры и др.) могут быть «в тени» и не обладать существенными легальными ресурсами.

В отличие от предыдущих форм политической власти, определение и эмпирическая фиксация политического влияния затрагивают ряд сложных концептуальных и методологических проблем. В западной литературе основные дебаты ведутся вокруг так называемых «лиц» или «измерений» политической власти. Традиционно власть в форме политического влияния оценивалась по возможностям тех или иных групп людей добиваться успеха в принятии решений: властвуют те, кому удается инициировать и успешно «проталкивать» выгодные им политические решения. Наиболее последовательно данный подход был реализован Р. Далем в исследовании распределении политического влияния в Нью-Хэйвене, США. В 60-е годы американские исследователи П. Бахрах и М. Барац подчеркнули необходимость учета «второго лица власти», проявляющегося в способности субъекта не допускать принятия невыгодных для него политических решений путем невключения «опасных» проблем в повестку дня и/или формирования или укрепления структурных ограничений и процедурных барьеров (концепция «непринятия решений»). Политическое влияние стало рассматриваться в более широком контексте; оно уже не ограничивается ситуациями открытого конфликта при принятии решения, а имеет место и в отсутствии внешне наблюдаемых действий со стороны субъекта.

Политическое влияние в форме непринятия решений широко распространено в политической практике. Следствием реализации стратегии непринятия решений стало, например, отсутствие важных законов об охране окружающей среды в тех городах, где крупные и влиятельные экономические концерны (главные виновники загрязнения среды) преЛ пятствовали любым попыткам принятия этих законов, поскольку это было им экономически невыгодно. В тоталитарных режимах целые блоки проблем считались необсуждаем ыми по идеологическим основаниям (руководящая роль коммунистической партии, право граждан на инакомыслие, возможности организации альтернативных политических структур и т.п.), что позволяло властвующей элите сохранять основы своего господства.

В 70-е годы вслед за С. Луксом многие исследователи (в основном марксистской и радикальной ориентации) посчитали, что и «двухмерная» концепция не исчерпывает всего спектра политического влияния. С их точки зрения политическая власть имеет и «третье измерение», проявляющееся в способности субъекта сформировать у объекта определенную систему политических ценностей и убеждений, выгодных субъекту, но противоречащих «реальным» интересам объекта. Фактически речь идет о манипуляции, с помощью которой правящие классы навязывают свои представления об идеальном (оптимальном) социальном устройстве остальной части общества и добиваются от нее поддержки даже тех политических решений, которые ей явно невыгодны. Эта форма политической власти, как и манипуляция в целом, считается наиболее коварным способом подчинения и, одновременно, наиболее эффективным, поскольку она предотвращает потенциальное недовольство людей и осуществляется при отсутствии конфликта между субъектом и объектом. Людям либо кажется, что они действуют в своих интересах, либо они не видят реальной альтернативы сложившемуся порядку.

Нам представляется, что луксовское «третье лицо власти» относится к следующей форме политической власти - формированию политического сознания. Последнее включает в себя не только манипуляцию, но и убеждение. В отличие от манипуляции, убеждение представляет собой успешное целенаправленное влияние на политические взгляды, ценности и поведение, которое опирается на рациональные аргументы. Как и манипуляция, убеждение является эффективным инструментом формирования политического сознания: учитель может и не вуалировать свои политические взгляды и открыто выражать желание привить своим ученикам определенные ценности; добиваясь своей цели, он осуществляет власть. Властью формировать политическое сознание обладают публичные политики, политологи, пропагандисты, религиозные деятели и др. Как и в случае с политическим влиянием, ее субъектами могут быть и обычные граждане, группы, организации, и государственные структуры, служащие, обладающие легальными полномочиями. Но опять же государство не обязательно наделяет их правом осуществлять данную форму власти.

Хотя связь между формированием политического сознания и государственными решениями носит лишь опосредованный характер, это не означает, что оно играет второстепенную роль по сравнению с другими формами политической власти: в стратегическом плане привитие населению стабильных политических ценностей может быть важнее тактических выгод, получаемых в результате решения текущих вопросов. Формирование определенного политического сознания фактически означает производство и воспроизводство благоприятных для субъекта власти структурных (действующих независимо от субъектов политики) факторов, которые в определенный момент будут работать в его пользу относительно независимо от конкретных действий и специфики ситуации. При этом политический эффект данной формы власти во многих случаях может быть достигнут относительно быстро. В частности, под влиянием каких-то особых событий, в периоды революций и резкого обострения политической борьбы воздействие на сознание людей с целью их политической мобилизации может привести практически к мгновенному вовлечению в сферу политики значительных групп населения, до этого не осознававших необходимость своего политического участия. Это происходит в силу того, что переломный характер ситуации существенно усиливает интерес людей к политике и тем самым подготавливает их к принятию новых политических установок и ориентации.

В настоящее время имеет место тенденция возрастания политического эффекта данной формы власти. Это связано не только с совершенствованием технических возможностей воздействия на сознание людей (новые психотехнологии, изменение информационной инфраструктуры и т.д.), но и с развитием демократических институтов. Демократия предполагает наличие каналов непосредственного влияния граждан на принятие политических решений и зависимость решений от общественного мнения: правящие элиты не могут игнорировать мнение больших групп людей хотя бы потому, что в ином случае их нынешнее положение в политической системе окажется под угрозой. Зависимость конкретных политических решений от общественного мнения бывает непросто зафиксировать эмпирически, однако ее наличие в либерально-демократических системах представляется достаточно очевидным.

Из теории и практики мы знаем о большом разнообразии типов и форм государств. Но все они имеют схожие элементы. Государство выделяется среди других социальных образований особыми, присущими только ему чертами, признаками.

Государство - организация политической власти общества, охватывающая определенную территорию, вы­ступающая одновременно как средство обеспечения интересов всего общества и особый механизм управления и подавления.

Признаками государства являются:

♦ наличие публичной власти;

♦ суверенитет;

♦ территория и административно-территориальное деление;

♦ правовая система;

♦ гражданство;

♦ налоги и сборы.

Публичная власть включает в себя совокупность аппарата управления и аппарата подавления.

Аппарат управления - органы законода­тельной и исполнительной власти и другие органы, с по­мощью которых осуществляется управление.

Аппарат подавления - специальные органы, которые правомочны и имеют силы и средства для принудительно­го исполнения государственной воли:

Органы безопасности и полиция (милиция);

Суды и прокуратура;

Система исправительных учреждений (тюрьмы, колонии и т. д.).

Особенности публичной власти:

◊ отделена от общества;

◊ не имеет общественного характера и непосредственно народу неподконтрольна (контроль за вла­стью в догосударственный период);

◊ чаще всего выражает интересы не всего общества, а оп­ределенной его части (класса, социальной группы и т.п.), не­редко самого аппарата управления;

◊ осуществляется особым слоем людей (чиновниками, де­путатами и т.п.), наделенных государственно-властными полномочиями, специально для этого подготовленными, для которых управление (подав­ление) является основным видом деятельности, которые не участвуют непосредственно в об­щественном производстве;

◊ опирается на писаное формализованное право;

◊ подкреплена принудительной силой государства.

Наличие специального аппарата принуждения . Только госу­дарство имеет суд, прокуратуру, ор­ганы внутренних дел и т.п., и материальные придатки (армия, тюрьмы и проч.), которые обеспечивают реализацию государ­ственных решений, в том числе по необходимости и принуди­тельными средствами. Для выполнения функций государства одна часть аппарата обслуживает законодательствование, исполнение законов и судебную защиту граждан, а другая поддерживает внутренний правопорядок и обеспечивает внешнюю безопасность государства.

Как форма общества государство выступает одновременно структурой и механизмом общественного самоуправления. Поэтому открытость государства обществу и степень вовлечения граждан в государственные дела характеризуют уровень развития государства как демократического и правового.

Государственный суверенитет - независимость вла­сти данного государства от всякой иной власти. Государственный суверенитет может быть внутренним и внешним.

Внутренний суверенитет - полное распространение юрисдикции государства на всю ее территорию и исклю­чительное право принимать законы, независимость от всякой иной власти внутри страны, верховенством по отношению к любым другим организациям.

Внешний суверенитет - полная независимость во внеш­неполитической деятельности государства, т. е. независимостью от других государств в международных отно­шениях.

Именно через государство поддерживаются международные отношения, и государство воспринимается на мировой арене как самостоятельная и независимая структура.

Государственный суверенитет не следует путать с на­родным суверенитетом. Народный суверенитет - исход­ный принцип демократии, который означает, что власть принадлежит народу и исходит от народа. Государство может частично ограничивать свой суверенитет (вступать в международные союзы, организации), однако без суве­ренитета (например, при оккупации) оно не может быть полноценным.

Разделение населения на территории

Территория государства - то пространство, на кото­рое распространяется его юрисдикция. Территория обычно имеет специальное деление, име­нуемое административно-территориальным (области, провинции, департаменты и др.). Это делается для удоб­ства управления.

В настоящее время (в отличие от догосударственного периода) имеет значение принадлежность человека к оп­ределенной территории, а не к племени или роду. В условиях государ­ства население разделено по признаку проживания на опреде­ленной территории. Это связано как с необходимостью взимания налогов, так и с наилучшими условиями управления, поскольку разложение первобытнообщинного строя приводит к постоян­ным перемещениям людей.

Объединяя всех людей проживающих на одной территории, государство является выразителем общих интересов и определителем цели жизнедеятельности всего сообщества в границах государства.

Правовая система - юридический "скелет" государ­ства. Государство, его институты, власть закреплены в пра­ве и действуют (в цивилизованном обществе), опираясь на право и правовые средства. Только государство имеет право издавать обязательные для всеобщего исполнения нормативные акты: законы, указы, поста­новления и т.п.

Гражданство - устойчивая правовая связь лиц, про­живающих на территории государства, с данным государ­ством, выражающаяся в наличии взаимных прав, обязан­ностей и ответственности.

Государство - единственная организация власти в масшта­бе всей страны. Ни одна другая организация (политическая, общественная и т.п.) не охватывает всего населения. Каждый человек уже в силу своего рождения устанавливает определен­ную связь с государством, становясь его гражданином или под­данным, и обретает, с одной стороны, обязанность подчиняться государственно-властным велениям, а с другой - право на покровительство и защиту государства. Институт гражданства в правовом смысле выравнивает людей между собой и делает их равноправными по отношению к государству.

Налоги и сборы - материальная основа деятельности государства и его органов - денежные средства, собирае­мые с физических и юридических лиц, находящихся в государстве, на обеспечение деятельности публичной власти, социальную поддержку малоимущих и др.

Сущность государства заключается в том, что:

~ это территориальная организация людей:

~ этим преодолеваются родоплеменные («кровные») взаимосвязи и заменяются на общественные отношения;

~ создается структура нейтральная к национальным, религиозным и социальным признакам людей.