Древние греки религия. Древнегреческая религия

Об особенностях религии в Древней Греции - кратко и на взгляд современного грека-историка в нашем обзоре.

На иллюстрации - основные боги, принятые в религии Древней Греции, известные как Олимпийские боги.

На иллюстрации - основные боги, принятые в религии Древней Греции, известные как Олимпийские боги. Традиционно их двенадцать, но также к ним причисляют Аида и Диониса. Этим двенадцати богам послонялись как виде общего культа, так и каждому богу в отдельности. Местом проживания Олимпийских богов, согласно греческой мифологии, была гора Олимп, высочайшая вершина Греции (самый высокий пик горы - пик Митикас - Mytikas - 2919 м), от названия горы происходит и название «Олимпийские боги». Посейдон и Аид, в представлениях древних греков, находились за пределами горы Олимп - в своих владениях - соответственно, в море и в подземном царстве.

Итак, к двенадцати Олимпийским богам относились:

1. Зевс (Zeus, или Диас) - верховный бог древнегреческого пантеона, отец богов и людей, сын титана Крона (Кроноса, всего титанов - детей Урана и Геи (богини земли) было двенадцать, как и Олимпийских богов, Зевс победил в войне своего отца Кроноса, как последний до того победил своего отца Урана);

2. Гера (Hera, римский аналог Геры — богиня Юнона.) - супруга и сестра Зевса, царица богов Олимпа, богиня брака и семьи;

3. Посейдон (Poseidon) - бог воды и морей, один из трех главных богов, наряду с Зевсом и Аидом;

4. Гестия (Hestia, у римлян Веста) - сестра Зевса и богиня семейного очага и жертвенного огня;

5. Деметра (Demeter, у римлян Церера) - сестра Зевса и богиня плодородия и земледелия;

6. Афина (Athena, у римлян Минерва) - дочь Зевса и Метиды (иначе Митида, которая считалась теткой или же двоюродной сестрой Зевса. Метида также считается океанидой, т.е. дочерью титана Океана). Афина была богиней мудрости, войны, грозы, погодных явлений, урожая и искусств;

7. Арес (Ares, у римлян Марс) - бог войны, сын Зевса и Геры, муж Афродиты;

8. Афродита (Aphrodite, у римлян Венера) - дочь Зевса (по другой версии, дочь Урана, деда Зевса) и неизвестной матери (возможно, дочь титаниды (титаниды - это дочери или сестры титанов), или океаниды Дионы. Афродита - это богиня любви и красоты;

9. Гефест (Hephaestus) - сын Зевса и Геры и главный мастер богов и бог огня и кузнечного ремесла;

10. Аполлон (Apollo) - сын Зевса и титаниды Лето, брат-близнец Артемиды и бог света, гаданий и искусств;

11. Артемида (Artemis, у римлян Диана) - дочь Зевса и титаниды Лето, сестра Аполлона и богиня охоты, защитница природы и новорожденных зверей;

12. Гермес (Hermes, у римлян Меркурий) - сын Зевса и одной плеяд (плеяды - это семь дочерей титана Атланта) Майи, и самый изобретательный из богов, являющийся также их глашатаем по отношению к людям, а также богом торговли и путешественников;

Также к двенадцати Олимпийских богам причисляют:

1. Аида (Hades, также Плутон) - бога мертвых и подземного царства, сына Кроноса и Реи и брата Зевса, Посейдона, Геры, Деметры и Гестии;

2. Диониса (Dionysus, также Вакх и Бахус, у римлян Либер) - бога виноградарства и виноделия, сына Зевса и Семелы, дочери царя греческого города Фивы.

Приведенное выше описание двенадцати Олимпийских богов дано по изданию «Греческая мифология», выпущенного в Греции в 2012 г. афинским издательством Papadimas Ekdotiki (англ.,рус. и др. яз.) и некоторым др. источникам.

Знаете ли вы, что:

Боги в сознании древних греков не создавали мир одним актом своей воли, но скорее были его управителями;

Боги Древней Греции не обещали человеку бессмертия, религиозные начала у древних греков были ярко эндокосмические, т.е., религия была четко ориентирована на земную жизнь;

Согласно религии Древней Греции, боги были способны на хорошие и на плохие поступки, как люди;

Религия Древней Греции не создала единого комплекса убеждений, требующего бы их обязательного соблюдения;

Греческие жрецы не играли никакой роли духовного наставника;

Культ Диониса, или Вакха, привнесенный в Грецию с севера Балкан, распространился отдельно от основного культа двенадцатибожия Олимпийских богов, со временем стал все более мистическим и превратился почти в монотеистическую религию, внеся значительный вклад в создание христианского богословия.

И далее разовьем эти тезисы, поговорив об особенностях религии в Древней Греции по недавно опубликованной и заслуживающей внимания книге «Древняя Греция — отражение в современном мире», вышедшей в 2015 г. в критском издательстве Mediterraneo Editions (издано на греч., англ. и рус. яз).

ПРОЧИТАНО В:

Констатинос Скалидис пишет:

«Трудно сегодня понять политеизм древних греков людям, воспитанным в монотеистической религиозной культуре, такой как христианство, ислам или иудаизм.

Для греков древности, мы имеем в виду подавляющее большинство тех, кто следовал официальной религии поклонения Двенадцати Олимпийским богам, не существовало никакой недоступной для понимания тайны (в смысле религиозной тайны), (при том, что у древних греков) и не было даже такого термина «религия».

Иначе говоря, официальная древнегреческая религия сильно отличалась от всех видов современного религиозного опыта (но существовало и иное направление культа Диониса, о котором будет сказано позже). Ни в коем случае никому из греков древности и в голову не могла прийти мысль, что вопросы вероисповедания (кроме основных элементов, обеспечивавших людям уверенность в принадлежности их всех своему городу) представляют особую сферу общественной жизни . Богословское мышление для них было нормальным результатом или завершением онтологии природы (онтология — учение о бытии Прим..

С точки зрения древних греков, боги не создали мир одним актом — это было бы декларацией совершенной трансцендентности (т.е. превосходства Прим. сайт) Божественного по отношению к природе , существование которой в этом случае происходило и полностью зависело бы от Божественного: боги, подразумевавшиеся (во времена Древней Греции) в этом смысле как силы, а не как личности, рождаются вместе с миром и живут неотделимо от мира, внутри него .

Кроме того и боги (как и люди), в представлении древних греков, подчинялись двум высшим законам: справедливости/праведности («дике», трудно понимаемое сегодня понятие: означает уважение к соблюдению определенных ограничений и ни в коем случае не нарушение их) и необходимости/потребности («ананги») .

Согласно другой версии, существовавшей в Древней Греции, Олимпийские боги завоевывают мир, который уже существовал, преобразуют его и становятся его правителями и защитниками .

Таким образом мир наполнен богами, героями, демонами и т.п. силами, которые фантазия древнего грека олицетворяет и наделяет человеческими образами. Антропоцентризм (т.е представление, согласно которому человек есть средоточие Вселенной Прим. сайт) характеризует искусство Эгейского региона с эпохи Неолита... Жители этого региона, которые в какой-то момент назвали себя эллинами — греками, постигли понятие «бог» сначала в человеческом образе — нечто, что продолжается и сегодня; достаточно посетить любую греческую церковь, чтобы убедиться, что это восприятие не изменилось и по сей день. По представлению древних греков, боги живут на Олимпе (горной вершине в Греции Прим.. Они могут ему возражать, как группа аристократов своему лидеру, они способны на хорошие и на плохие поступки, как люди .

Официальная религия древних греков не содержит никакого вида апокалипсического откровения , вместо этого есть привязанность к устной традиции, которая поддерживалась повседневностью: языком, образом жизни, обычаями, поведением людей. Религиозный культ Древней Греции не нуждался ни в каком другом оправдании своего существования кроме традиции, которая его и удостоверяет...

Религия Древней Греции не создала единого комплекса убеждений, требующего бы их обязательного соблюдения , чтобы они считались общезначимыми. Это произошло позже, с христианством.

В Архаическую эпоху Древней Греции еще не существовало и храмов — т.е. зданий для отправления культа. Тогда культовые обряды происходили под открытым небом в священных местах, критерием выбора которых обычно была природная красота: то были места с красивыми деревьями и цветами, за которыми ухаживали жрецы или жрицы, в зависимости от того было ли божество, которому поклонялись, мужчиной или женщиной. При этом верующие не собирались в месте, где потребовалась бы серьезность — но они приходили просто в красивое место, где жрецы или жрицы организовывали церемонии , часто включавшие и жертвоприношения животных — церемонии, которые были похожи на сегодняшние пикники, барбекю, и где участники пили, ели, пели и танцевали.

Давайте представим такие церемонии, как их описывает (древнегреческая поэтесса с о. Лесбос) Сафо (Sappho, годы жизни: ок.630-570 до н.э.) около 600 г. до н.э.:

«Приди к нам в храм.

Теперь, в цветенье яблонь,

Когда аромат воскуряемого фимиама

Возносится к небесам...

Прохладна вода ручья,

Протекающего под яблоней.

Ковер из роз в ее тени»

Сапфо I 5.6

и в другом месте:

«женщины танцевали... грациозно вокруг прекрасного алтаря, по мягкому ковру цветов ступая»

Подобную праздничную атмосферу описывает и другой лесбосский (Лесбос — остров в Эгейском море Прим. сайт) поэт Алкей (Alcaeus of Mytilene, Алкей Митиленский (по городу на Лесбосе), годы жизни: ок. 620-580 гг. до н.э.) :

«И все же, дорога привела меня сюда, в храм.

Счастливых людей. Обрел я новый дом

И наслаждаюсь праздником теперь.

Горе оставил пред входом в святилище.

Стройные девы Лесбоса

Кружатся и развеваются их одеяния,

В святой этот день»

Хранителем религиозного наследия Древней Греции являлась поэтическая традиция,.. всегда оставляя дверь открытой для интерпретаций... Боги, герои и демоны были составной частью легенд, мифологии, которые различались от региона к региону, от эпохе к эпохе древнегреческой истории . Все больше аристократических семей Древней Греции вели свое происхождение от союза одного из богов и, хотя бы героя, с кем-то из смертных.

В Древней Греции Олимпийские боги не интересуются человеком, не занимаются им пока тот поклоняется богам должным образом, не оскорбляет их и не причиняет им вреда . Но если он выходит за границы человеческой природы, то уже этим наносит им оскорбление, за что его и наказывают.

С другой стороны, боги Древней Греции не обещали человеку бессмертия, религиозные начала у древних греков были ярко эндокосмические, т.е., религия была четко ориентирована на земную жизнь .

В греческой древности не существовали ни священные книги, ни догма, ни профессиональные священники. Древнегреческие жрецы совсем не похожи на современных, профессиональных христианских священников. Это были граждане, которым поручалось заботиться о практической части богослужения, обычно в течение года. Никакой роли духовного наставника общины или прихода они не играли . Позволяя простым людям задавать любые вопросы, греческое богословие поощряло верующих самим искать всевозможные причины наблюдаемых жизненных явлений.

Записано мнение грека Классической эпохи V века до н.э.: «верим... что боги и люди следуют закону природы» (Фук. 5.105.2).

Еще ранее какой-то Ксенофан малоазиатского происхождения, который много лет прожил в Южной Италии, заметил, что люди склонны представлять богов по своему образу и подобию и заявил, что: «эфиопы делают своих богов черными с приплюснутыми носами, фракийцы своих — с голубыми глазами и светлыми волосами. И если бы волы, львы и лошади имели руки и могли бы рисовать, тогда лошади сделали бы богов, похожих на лошадей, волы — на волов и каждое животное поклонялось бы своему подобию». (Ксенофан Колофонский (Xenophanes of Colophon), годы жизни 570-475 гг. до н.э. — древнегреческий поэт и философ. Прим. сайт).

Ксенофан не был атеистом в сегодняшнем понимании этого термина, он имел более широкий взгляд на божественное и верил, что «не открыли боги смертным все — с кропотливым трудом последние сами ищут и находят самое лучшее».

Эта мысль, свойственная многим грекам с VI века до н.э., знаменует первый важный шаг для возникновении философии, особенно той ее стороны, которую сегодня называем научной мыслью. Немного позже, в V веке до н.э. известный софист Протагор выскажет мнение, что « о богах я не могу узнать ничего, даже существуют они или нет, ни какой образ они могут иметь; многое препятствует этому знанию, неопределенность вопроса с одной стороны, краткость человеческой жизни — с другой» .

Обложка русского издания цитируемой здесь книги «Древняя Греция — отражение в современном мире», вышедшей в 2015 г. в критском издательстве Mediterraneo Editions (издано на греч., англ. и рус. яз).

Другая сторона религиозности в греческом пространстве, о которой упоминалось выше, выражалась в поклонении Дионису, богу вне олимпийского двенадцатибожия, его культ был введен в Грецию с севера Балкан примерно в конце второго — начале первого тысячелетия до н.э. , точное время не определено. Этот бог, известный сегодня как бог виноделия, опьянения и театра, сначала был духом плодородия, ему поклонялись, в основном земледельцы, зависящие от плодородия земли и называли его Вакхом. Его культ сочетался с сыроедением, бог «воплощался» в животное, которое верующие разрывали и поедали мясо сырым, а вино было кровью, вызывавшей опьянение, божественное безумие.

Культ Диониса, или Вакха, был поначалу диким, оргиастическим, и во многом отталкивающим. Он широко распространился в древнегреческом пространстве как тоска по старому доброму, первобытному и инстинктивному страстному образу жизни...

Со временем этот культ Диониса, или Вакха стал более духовным, духовное опьянение заменило опьянение вином, верующие стремились к восторгу, т.е. к соединению с богом, культ обогатился верой в реинкарнацию и соединился с аскетическим образом жизни, чтобы за время своей земной жизни подготовиться к вечному блаженству . Реформа вакхического культа приписывается Орфею, мифическому образу, верующие называются «орфиками». Они основали общины, напоминающие современную церковь, в которую принимали всех желающих только после определенной процедуры посвящения. Возникшее вследствие этого сосуществование двух тенденций в религиозной жизни греков — рационализма и мистицизма знаменует первое возникновение конфликта, который до сих пор доминирует в духовной эволюции западной культуры — конфликта между рационализмом и мистицизмом.

В течение веков культ культ Диониса, или Вакха становился все более мистическим и оказал сильное влияние на многих великих философов, и внес значительный вклад в создание христианского богословия. Благодаря его влиянию возникло и понимание философии как образа жизни. Во время жизни Иисуса культ Диониса развился в почти монотеистическую религию, из которой христианство почерпнуло большую часть своего ритуала », отмечается в книге Констатиноса Скалидиса «Древняя Греция — отражение в современном мире» (вышла на греческом Крите в 2015 г.).

Этот обзор подготовлен сайт по следующим современным греческим публикациям: изданию «Древняя Греция — отражение в современном мире», вышедшей в 2015 г. в критском издательстве Mediterraneo Editions (издано на греч., англ. и рус. яз). Автор: греческий историк и гид Констатинос Скалидис (Konstantinos Skalidis) и изданию «Греческая мифология», выпущенному в Греции в 2012 г. афинским издательством Papadimas Ekdotiki (англ.,рус. и др. яз.).

">

О Богах и мифах древней Греции мы слышали на уроках истории и культурологии, читали в учебной, исторической и художественной литературе, а также видели десятки мультфильмов и фильмов о богах и героях Эллады. Греческая культура и религия неотрывны от античной цивилизации, поэтому нельзя сказать точно, оказало ли влияние становление одной из величайших цивилизаций древности на развитие ее же религии, или наоборот, и мировоззрения древних греков послужили причиной того, что этот народ сумел создать передовую цивилизацию древнего мира. Религия древней Греции была одной из сложнейших религиозных систем античности, так как она включала в себя веру в безличных божеств, человекоподобных божеств, полубожеств, демонических сущностей, героев, а также ряд культов и традиций, связанных с поклонением богам и героям.

Особенности религии древних греков

Древние греки считали верховным божеством, вопреки распространенному мнению, совсем не Зевса, а абсолют (космос). Согласно их верованию, абсолют - это разумная, всеобъемлющая и всесильная сверхсущность, которая создала и землю, и людей, и породила божеств. Несмотря на такую веру, культов, посвященных абсолюту, у древних греков практически не было, так как они считали, что нужно славить отдельных божеств, которые олицетворяют и воплощают идеи абсолюта на земле.

Двумя основными характеристиками, описывающими и отличающими религию древней Греции от верований других народов древности принято считать политеизм и антропоморфизм. Политеизм или многобожье - это вера в существование множества богов, и в веровании древних греков политеизм просматривается наиболее четко, так как эллины считали, что практически каждая природная стихия и каждое социальное явление имеет своего бога или богиню. Вторая характеристика религии древних греков, антропоморфизм или очеловечивание богов, выражалась в том, что греки приписывали своим богам человеческие качества и привычки. Боги древних греков жили на горе Олимпе, совместно работали и наблюдали за людьми, а также иногда ссорились и воевали между собой.

Еще одна особенность верования древних греков заключалась в вере в постоянное взаимодействие людей с богами. По мнению жителей Эллады, богам не только было не чуждо все человеческое, но и они сами часто спускались на землю с Олимпа и даже вступали в связь с людьми. Результатами такой связи были герои - полубоги-полулюди, дети божества и человека, не бессмертны, но обладающие большой силой. Одним из самых известных героев в греческой религии был Геракл, сын бога Зевса и земной женщины Алкемины.

В отличии от , которые обожествляли своих правителей и считали жрецов высшей кастой, греки не относились к служителям культа с особым пиететом. Большинство ритуалов и религиозных обрядов проводились отдельно в каждой семье или общине главами семей или уважаемыми в обществе людьми, а оракулы (так греки называли своих жрецов), служащие при храмах, были ответственны за проведение лишь наиболее масштабных ритуалов, требующих подготовки и особых знаний. Однако нельзя сказать, что оракулы считались в греческом обществе выше других людей - несмотря на некоторую обособленность их жизни и приписываемую им способность общаться с богами, закон и право греческого общества одинаково распространялись и на мирян, и на служителей культа.

Божества древних греков

Древние греки считали, что первые доги были созданы абсолютом вместе с созданием неба и земли, и этими богами были Уран и Гея - бог неба и богиня земли соответственно. Уран и Гея стали родителями Кроноса, первого верховного бога и тирана, который женился на своей сестре Рее и стал отцом других божеств. Однако, как утверждает греческая мифология, Кронос очень боялся, что его дети отберут у него власть на Олимпе, поэтому пожирал собственных детей. Тогда богиня Рея, желая защитить новорожденного Зевса, скрыла младенца от отца в пещере, а вместо ребенка скормила Кроносу камень. Когда Зевс вырос, он победил отца, освободил из его чрева сестер и братьев и сам стал править на Олимпе. Зевс, его жена Гера, их дети, а также братья, сестры и племянники Зевса составляли пантеон богов древних греков.

Всех божеств, в которых верили жители античной Эллады, можно разделить на три основных группы: небесные (боги, живущие на Олимпе), подземные (боги, живущие в и других подземных сферах) и земные (боги, покровительствующие людям и проводящие большую часть времени на земле). Наиболее почитаемыми в древней Греции были следующие божества:

1. Зевс - бог грома и молний, правитель Олимпа;

2. Гера - богиня семьи и брака, жена Зевса;

3. Аполлон - бог Солнца и искусства;

4. Афродита - богиня красоты и любви;

5. Афина - богиня мудрости и справедливости, также считалась покровительницей воюющих за правое дело;

6. Артемида - богиня охоты;

7. Гестия - богиня домашнего очага;

8. Посейдон - бог моря;

9. Деметра - богиня плодородия и земледелия;

11. Аид - бог подземного царства, куда после смерти попадают души людей;

12. Арес - бог войны;

13. Гефест - бог огня и покровитель ремесленников;

14. Фемида - богиня правосудия;

15. Дионис - бог виноделия и музыкального искусства.

Помимо богов, древние греки также веровали в существование так называемых "демонов" - бессмертных сущностей, служащих тому или иному божеству и обладающих определенной сверхъестественной силой. К таким сущностям жители Эллады относили селен, нимф, сатиров, океанид и др.

Культы древних греков

В религии древних греков много внимания уделялось различным культам, связанным с почитанием божеств и попытками приблизится к Ярким примеров культов, связанных с прославлением божеств, были религиозные праздники, которые с размахом праздновали все жители античной Эллады. Особо пышно отмечался праздник «Великие Панафинеи» в честь Афины, который включал в себя жертвоприношения в Акрополе, построенном специально для этой цели. Подобные праздники греки устраивали и в честь других богов, причем ряд из них включал мистерии - проводимые оракулами ритуалы, на которые не допускались миряне. Также древние греки много внимания уделяли культу предков, который заключался в почитании и приношении жертвоприношений умерших.

Так как древние греки наделяли богов человеческими качества и считали их идеальными созданиями, наделенными бессмертием, сверхъестественной силой, мудростью и красотой, закономерно, что простые люди пытались приблизиться к божественному идеалу. Культ тела в древней Греции и был результатом таких попыток, ведь люди считали красоту и здоровье физического тела признаком одухотворенности, гармонии и благоволения к человеку высших сил. Проявлением культа тела в древней Греции были ряд традиций, связанных с воспитанием детей, а также отношение греков к красивым людям. Греки не стеснялись своего тела, они восхищались спортсменами, обладающими атлетическим телосложением, и не стеснялись обнажаться перед другими людьми в общественных купальнях.

Культ тела в древней Греции способствовал становлению идеала красоты в сознании греков. Красивыми считались люди, имеющие правильные и симметрические черты лица, подтянутую атлетическую фигуру, золотистые волосы и светлые глаза, а эталоном женской красоты была статуя Афродиты. Так как в моде была светлая кожа, большие глаза и яркие пухлые губы, богатые гречанки и греки не жалели денег на косметические средства для отбеливания кожи, румяна и помады, которые изготавливались из природных компонентов. Благодаря культу тела, обязывающему заниматься физической культурой и следить за своим телом, древние греки в сравнении с другими народами отличались более крепким здоровьем и большей продолжительностью жизни.

При одном только упоминании о Греции, в голове всплывает множество ассоциаций о великих философах, открытиях, словах, проникших во все языки мира, мифах и древнегреческих богах, знакомых каждому со школьной скамьи.

Греки известны не только своим жизнелюбием, но и глубокой верой, почитанием традиций. Они называют себя потомками великой Византийской культуры, в большинстве своем исповедуют Православие.

Православными христианами себя признают более 90 процентов коренных жителей.

Греческая Конституция называет христианство государственной религией, при этом оставляя право выбора вероисповедания самим гражданам, исключая возможность ведения миссионерской деятельности.

Представители разных конфессий мирно соседствуют друг с другом. Значительная часть мусульман сосредоточена на Родосе, на Эгейских островах часто встречаются католики, есть в стране протестанты, иудеи и те, кто продолжает веру древних греков в богов Олимпа.

В большинстве своем главенство Зевса, верховного Божества, признавалось греками до первого столетия н.э.

Основы христианской веры заложены с апостольских времен. Проповеди апостола Павла обратили многих греков в Православие, тогда активно стали создаваться общины христиан.

Им посвящены пять посланий, входящие в Новый Завет. . Кстати древнейшие рукописи Евангелия найдены на греческом языке.

К началу пятого века Греция стала относится к патриархату Константинополя Византийской империи, период просветительства отмечен деятельностью создателей славянской письменности Кирилла и Мефодия и святителя Григория Паламы.

Затем наступил период тяжелых испытаний, когда греческие земли находились под властью турок.

После того, как османские султаны захватили власть, на протяжении четырехсот лет христиане подвергались жесточайшим гонениям.

Тогда именно церковь помогла сохранить язык и традиции Греции. Монахами были организованы тайные школы, где учеников обучали по ночам. Освободиться от ига удалось только в 19 веке, тогда же Греческая церковь получила независимость. На Святой горе Афон была организована «монашеская республика».

Религиозные праздники



Элладская (или Греческая) Православная Церковь объединяет 81 епархию, в её составе находится 200 монастырей.

Она называется автокефальной, то есть никому не подчиняется.

Официально церковь и государство разделены, но церковная традиция присутствует во всех сферах жизни греков.

Для школьников предусмотрены специальные курсы, посвященные религиозным вопросам, каждый день в любом учебном заведении (школе или ВУЗе) должен начинаться с молитвы, читаемой преподавателями и учащимися.

Священники активно участвуют в общественной жизни, присутствуют практически на всех торжествах.

Церковь влиятельна в отношении государственных институтов. Политические решения всегда получают одобрение или неодобрение православных иерархов. И никто не противится такому сотрудничеству.

В основной календарь государственных праздников включено много религиозных торжественных дат:

  • Великому посту предшествует греческая масленица (Апокриес), сопровождаемая карнавалами.

  • Пасха считается самым главным торжеством. Она называется ламбри, то есть свет.

    В этот день верующие зажигают свечи, с которыми выходят на улицы и площади, раздается грохот фейерверков и звон колоколов, разносящий радостную весть о Воскресении Христа.

    Неповторимая атмосфера охватывает всю страну. Подготовка к празднику начинается за неделю. В четвтерг многие семьями приходят в церкви, принося букеты цветов.

    В пятницу по городам проходят эпитафиос – шествия с украшенной Плащаницей.После пасхального Богослужения кушают магиритсу, а с утра принято катать крашенные яйца по поверхности стола. Чьё уцелеет, у того предстоящий год сложится хорошо.

  • праздник Успения Богородицы именуют летней Пасхой или Кимиси тис Фиотоку, в этот день никто не работает.

  • Греки почитают Святителя Николая , 6 декабря устраивая процессии к морю с чтением молитв.

  • Рождество Христово отмечается 25 декабря, в это день принято украшать дом, а на стол подавать голубцы, как символ обернутого в пеленки Христа.

В каждой греческой семье особое значение придают совершению таинств, воскресным службам, посещаемым всем вместе.

Венчание в церкви равнозначно (и даже предпочтительнее) заключению гражданского брака. А если грек проходит мимо монастыря или храм, он обязательно совершит крестное знамение.

Вдоль автодорог часто можно увидеть строения в виде храмов или комнаток с лампадой и иконой внутри, их называют проскинитариями, устанавливая на скорбных местах гибели людей.

Греки очень религиозны, поэтому храмы и монастыри встречаются в больших городах и уютных деревушках.

Они сливаются в единый архитектурный ансамбль, поднимаясь от земли белокаменными или кирпичными стенами, упираясь золотом крестов и блеском куполов в бездонное, голубое небо.

Греческие святые места

Знатоки Древней Греции приезжают в страну, чтобы увидеть музейные экспозиции и известный Парфенон , туристы выбирают пляжи, чтобы отдохнуть от суеты и понежиться на солнце.

Паломники стремятся соприкоснуться с теми местами, откуда Православие пришло на русскую землю, найти уединение и совершить молитвенное прошение.

Греческие служители церкви лояльно относятся ко всем прихожанам: и к тем, кто укрепляется в вере, и к тем, кто делает первые шаги. Они всегда дружелюбны и приветливы.

В храмах действуют более лояльные правила: разрешается сидеть, для этого установлены специальные стулья, а женщинам дозволяется появляться в брюках и без платка на голове.

При этом слишком вольный наряд сочтут за неуважение. Внешнее греки не ставят в приоритет, для них главное внутренняя сила веры и молитвы.

Солнечная страна пропитана духом Христианства и богато украшена древними храмами и обителями:

    • Афон называют уделом Пресвятой Богородицы. Святая Гора открыта для паломников, но доступ женщин на неё запрещен.

    • Метеоры в Фессалийской равнине представляют собой потрясающее зрелище.

      На каменных столпах, вырастающих из земли, устроены монастыри. На этом месте на крутых уступах скал, в недоступных пещерах селились иноки.

      Их стали называть висящими между небом и землей. В 14 веке образовался монастырь на вершине каменной глыбы, за пять столетий их число превысило 20. На сегодня действующими остались шесть: два женских и четыре мужских.

      Сначала насельники поднимались и спускались по веревочным лестницам, путь был опасным и очень тяжелым, затем стали использовать сети, только к середине 20 века были вырублены ступени в скалах.

    • Остров Родос славится своими Святынями. Женщин, желающих стать мамами, привлекает монастырь с образом Божией Матери Цамбики.

    • Остров Корфу хранит мощи Святителя Спиридона Тримифунского. К нему обращаются за помощью в разрешении жилищных вопросов. Раз в шесть месяцев Святителя переодевают, а частицы изношенной одежды раздают верующим.

В пантеоне было множество богов, среди которых выделялись 12 главных. Каждый из них выполнял свои функции. К примеру, Зевс (на фото ниже) являлся главным богом, он был громовержцем, властителем неба, олицетворял власть и силу в таком государстве, как Древняя Греция.

Религия эллинов предписывала поклонение и Гере, его супруге. Это покровительница семьи, богиня брака. Посейдон приходился братом Зевсу. Это древнее морское божество, покровитель моря и коней. Афина олицетворяет справедливую войну и мудрость. Религия Др. Греции, кроме того, представляет ее покровительницей городских укреплений и в целом городов. Другое имя этой богини - Паллада, что в переводе значит "потрясательница копья". Афина, согласно классической мифологии, является богиней-воительницей. Ее изображали обычно в полном вооружении.

Культ героев

Древнегреческие боги обитали на Олимпе, заснеженной горе. Кроме поклонения им, существовал также культ героев. Они представлялись как полубожества, которые родились от союзов смертных и богов. Героями многих мифов и поэм Древней Греции являются Орфей (на фото выше), Ясон, Тезей, Гермес и др.

Антропоморфизм

Раскрывая особенности религии Древней Греции, необходимо отметить, что антропоморфизм является одной из главных среди них. Под божеством понимался Абсолют. Древние греки считали, что Космос является абсолютным божеством. Антропоморфизм выражался в наделении высших существ человеческими качествами. Боги, как считали древние греки, - это идеи, воплощенные в Космосе. Это не что иное, как законы природы, управляющие им. В их богах отражаются все недостатки и достоинства человеческой жизни и природы. Высшие существа имеют человеческий облик. Не только внешне они похожи на людей, но и своим поведением. У богов есть мужья и жены, они вступают в отношения друг с другом, подобные человеческим. Они могут мстить, ревновать, влюбляться, иметь детей. Таким образом, боги обладают всеми теми достоинствами и недостатками, которые характерны для смертных. Эта черта определила то, какой характер цивилизации имела Древняя Греция. Религия способствовала тому, что главной чертой ее стал гуманизм.

Жертвоприношения

Всем богам приносились жертвоприношения. Греки считали, что, подобно людям, высшие существа нуждаются в пище. Кроме того, они верили, что еда необходима и теням умерших. Поэтому древние греки старались их кормить. К примеру, героиня трагедии Эсхила Электра поливает землю вином, чтобы его получил ее отец. Жертвы богам являлись дарами, которые подносились с целью исполнения просьб молящегося. Популярными дарами были фрукты, овощи, различные хлебцы и лепешки, посвященные отдельным богам. Существовали и кровавые жертвоприношения. Они сводились главным образом к убийству животных. Однако очень редко люди также приносились в жертву. Вот какая религия в Греции была на раннем этапе ее развития.

Храмы

Храмы в Древней Греции возводились обычно на возвышенностях. Они отделялись оградой от других зданий. Внутри находилось изображение бога, в честь которого был построен храм. Здесь же был и алтарь для совершения бескровных жертв. Отдельные помещения существовали для священных реликвий и пожертвований. Кровавые жертвоприношения совершались на особой площадке, находящейся перед зданием храма, но внутри ограды.

Жрецы

При каждом имелся свой жрец. Они даже в древнейшие времена у некоторых племен не играли в обществе значительной роли. Каждый свободный человек мог исполнять обязанности жрецов. Это положение осталось неизменным и после появления отдельных государств. Оракул был в главных храмах. В его функции входило предсказание будущего, а также сообщение того, что было сказано олимпийскими богами.

У греков религия была государственным делом. Жрецы фактически являлись государственными служащими, которые должны были подчиняться законам, как и другие граждане. При необходимости жреческие обязанности могли исполнять главы родов или цари. При этом религии не обучали, богословских трудов не создавали, то есть религиозная мысль никак не развивалась. Круг обязанностей жрецов ограничивался исполнением определенных обрядов в храме, к которому они относились.

Возникновение христианства

Возникновение христианства хронологически относится к середине 2 в. н. э. В наши дни существует мнение, что оно появилось как религия всех "оскорбленных" и "униженных". Однако это не так. На самом деле на пепелище пантеона греко-римских богов появилась более зрелая идея веры в одного высшего существа, а также идея богочеловека, который принял смерть ради спасения людей. Культурная и в греко-римском обществе была сильно накалена. Необходимо было получить защиту и опору от соблазнов и внешней нестабильности. Другие Древней Греции не смогли предоставить их. И эллины обратились к христианству. Об истории его становления в этой стране мы сейчас и поговорим.

Раннехристианская церковь

Раннехристианская церковь, кроме внутренних противоречий, порой подвергалась и внешним гонениям. Христианство в ранний период его существования не было признано официально. Поэтому приверженцы его должны были собираться тайно. Первые христиане Греции старались не раздражать власти, поэтому не очень-то активно распространяли свою веру в "массы" и не стремились утвердить новое учение. Эта религия в течение 1000 лет прошла путь от подпольных разрозненных обществ до имеющего мировое значение учения, которое повлияло на развитие множества цивилизаций.

Краткая история христианства Древней Греции

В наши дни главная религия в Греции - православное христианство. Практически 98 % верующих придерживаются его. Очень рано жители Греции приняли христианство. После того как Константин, римский император, принял эту религию, в 330 году н. э. он перенес в Константинополь свою столицу. Новый центр стал своего рода религиозной столицей Византийской или Восточной Римской империи. Через некоторое время возникли напряженные отношения между патриархами Рима и Константинополя. В результате этого в 1054 году произошел раскол религии. Она была разделена на католицизм и православие. Православная церковь поддерживала и представляла христианскую Восточную Европу после завоевания ее османами. После революции, произошедшей в 1833 году, греческая церковь стала одной из первых православных в регионе, признавших и поддержавших духовное лидерство константинопольского патриарха. До сих пор жители Греции верны выбранной религии.

Современная православная церковь

Интересно, что церковь в Греции и сегодня не отделена от государства, как во многих других странах. Она является автокефальной. Архиепископ - глава ее. Его резиденция находится в Афинах. Католичество исповедуют немногочисленные жители отдельных островов Эгейского моря, которые принадлежали когда-то Венецианской республике. На острове Родос и во Фракии живут, помимо греков, и турки-мусульмане.

Религия является составной частью множества аспектов греческого общества. Православная церковь оказывает влияние, к примеру, на систему образования. В Греции дети посещают религиозные курсы, которые являются обязательными. Кроме того, каждое утро они молятся вместе перед занятиями. Церковь влияет также на принятие решений по отдельным политическим вопросам.

Языческие организации

Суд в Греции не так давно разрешил деятельность ассоциации, объединяющей поклонников древних богов. Языческие организации, таким образом, стали легальными в этой стране. Сегодня возрождается религия античной Греции. Язычества придерживаются около 100 тыс. греков. Они поклоняются Гере, Зевсу, Афродите, Посейдону, Гермесу, Афине и другим богам.

Были, как мы уж видели, олицетворениями сил природы и мало-помалу приобретали нравственное значение. У эпических поэтов и певцов нравственный элемент в представлениях о божествах имеет уж такое преобладание, что первоначальный символические олицетворения природы проглядывают мало и слабо. Божества древнегреческой религии являются и по характеру своему и по внешнему виду совершенно подобными людям, идеализированными людьми; они отличаются от людей тем, что по уму, знанию, силе бесконечно превосходят их, и притом бессмертны; кроме того, они могут мгновенно переноситься с места на место; но качества ума и сердца у них такие же, как у людей, мотивы действий те же. Над ними владычествуют те же чувства и страсти: ненависть и любовь; у них те же радости и печали. В этом смысле надобно понимать слова Геродота , что Гомер и Гесиод создали грекам их богов; он говорит об этом антропоморфизме, о превращении древних богов, бывших олицетворениями сил природы, в идеальные человекоподобные существа, имеющие все человеческие добродетели и пороки.