Социальная природа человеческого мышления. Виды, свойства мышления

Органическая, неразрывная связь мышления с языком отчетливо обнаруживает социальную, общественно-историческую сущность человеческого мышления. Познание необходимо предполагает преемственность всех знаний, приобретаемых в ходе человеческой истории. Эта историческая преемственность знаний возможна лишь в случае их фиксации, закрепления, сохранения и передачи от одного человека к другому, от поколения к поколению. Такая фиксация всех основных результатов познания и осуществляется с помощью языка - в книгах, журналах и т. д. Во всем этом очень показательно выступает социальная природа человеческого мышления. Умственное развитие человека необходимо совершается в процессе усвоения знаний, выработанных человечеством в ходе общественно-исторического развития. Процесс познания мира индивидом обусловлен, опосредствован историческим развитием научного знания, результаты которого каждый индивид осваивает в ходе обучения; это как бы общение человека с человечеством.

В течение всего периода школьного обучения перед ребенком выступает уже готовая, сложившаяся, известная система знаний, понятий и т. д., открытых и выработанных человечеством в ходе всей предшествующей истории. Но то, что известно человечеству и не является для него новым, неизбежно оказывается вначале неизвестным и новым для каждого ребенка. Поэтому усвоение всего исторически накопленного богатства знаний требует от ребенка больших усилий мышления, серьезной творческой работы, хотя он осваивает уже готовую систему понятий, причем осваивает под руководством взрослых. Следовательно, тот факт, что дети усваивают уже известные человечеству знания и делают это с помощью взрослых, не исключает, а, наоборот, предполагает необходимость самостоятельного мышления у самих детей. Иначе усвоение знаний будет чисто формальным, поверхностным, бездумным, механическим. Таким образом, мыслительная деятельность - необходимая основа и для усвоения знаний (например, детьми), и для добывания совсем новых знаний (прежде всего учеными) в ходе исторического развития человечества.

Мотивация мышления.

Мыслительная деятельность, как и всякая другая деятельность, всегда вызваны какими-то потребностями человека. Если нет потребностей, то нет и деятельности, которую они могли бы вызвать.

Изучая мышление, как и любой другой психический про­цесс, психологическая наука учитывает и в той или иной сте­пени специально исследует:

Потребности и мо­тивы, заставляющие человека включаться в мыслительную деятельность;

Конкретные обстоятельства, при которых у человека возникает потребность в анализе, синтезе и т.д.

Исследуемые в психологии мотивы мышления бывают двух видов: 1) специфические познавательные и 2) неспецифиче­ские.


В первом случае побудителями и движущими силами мыслительной деятельности служат интересы и мотивы, в которых проявляются познавательные потребности (любозна­тельность, тяга к знаниям и т.д.).

Во втором случае мышление начинается под влиянием более или менее внешних причин, а не чисто позна­вательных интересов.

Например, школьник может начать готовить уроки, решать задачу, думать над ней не из желания узнать и открыть для себя что-то новое, а лишь потому, что он боится отстать от товарищей, и т.д. Но какой бы ни была исходная мотивация мышления, по мере его осуществления начинают действовать и собственно познавательные мотивы. Часто бывает так, что ученик садится учить уроки лишь по принуждению взрослых, но в процессе учебной работы у него возникают и чисто познавательные интересы к тому, что он делает, читает, решает.

Таким образом, человек начинает мыслить под влиянием тех или иных потребностей и в ходе его мыслительной дея­тельности возникают и развиваются все более глубокие и сильные познавательные потребности.

Обучение и развитие мышления идут параллельно и взаимно стимулируют друг друга. Так, переход ребенка с предметного мышления на наглядно-образное способствует расширению его кругозора. В то же время, этот переход становится возможным во многом благодаря обучению.

Развитие мышления и обучение начинаются задолго до поступления ребенка в школу. Вначале обучение происходит в общении со взрослыми, затем подключается игровая деятельность. К началу школьного возраста мышление и всё психическое развитие ребенка достигает достаточно высокого уровня. Первоклассник уже хорошо ориентируется в окружающем мире, умеет отгадывать загадки, решать задачи, может достаточно связно высказывать свое мнение о различных событиях, умеет рисовать, лепить, конструировать и т. д. Благодаря учебной деятельности происходит переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому, понятийному мышлению. Это влечет за собой коренную перестройку всех остальных психических процессов. Переход к словесно-логическому мышлению связан с изменением содержания мышления, в основе которого лежит оперирование понятиями. Ребенок оперирует уже не конкретными представления, имеющими наглядную основу и отражающие внешние признаки предметов, а понятиями, отражающими наиболее существенные свойства предметов и явлений и соотношения между ними. Это новое содержание мышления стимулируется обучением. Главным стимулирующим эффектом обучения является способность осуществлять операции, обратные выполненным, т. е. ребенок овладевает принципом сохранения. Так, он понимает, что, жидкость, перелитая в другой стакан не изменит своего объема. На этой же стадии развития мышления под влиянием обучения дети приходят к пониманию двух важнейших логических принципов:

принципа эквивалентности, согласно которому: если А=В, а В=С, то А=С;

принцип наличия объектами нескольких измеряемых характеристик, например вес и размер, которые могут находиться в различных соотношениях: камешек маленький и легкий, воздушный шар большой, но все равно легкий, а автомобиль большой и тяжелый.

Обучение способствует возникновению и таких новообразований мыслительной деятельности как:

Анализ , складывание которого начинается с выделения в предметах и явлениях различных свойств и признаков. По мере развития детей, расширения их кругозора и знакомства с различными аспектами действительности и специального обучения эта способность все больше совершенствуется. Для развития этого умения используется прием сравнения данного предмета с другими, обладающими иными свойствами. Практическое использование этого приема самим ребенком приводит к его закреплению. На следующем этапе обучения ребенка просят выделить свойства предмета уже без сравнения с другими наблюдаемыми предметами. Постепенно в процессе обучения вводится понятие общих и отличительных (частных), существенных и несущественных признаков;

Становление внутреннего плана действий начинается с практического действия с предметами, затем с его изображением, схемой, после этого следует этап выполнения первоначального действия в плане «громкой речи», затем становится достаточным проговаривание этого действия «про себя» и, наконец, на заключительном этапе действие полностью усваивается и становится действием «в уме»;

Новые формы мышления, возникающие в школьном возрасте, становятся опорой для дальнейшего обучения. Т.о., процесс развития мышления и обучение взаимно дополняют и стимулируют друг друга.

Международный университет природы, общества и человека «Дубна»

Реферат

по культурологии на тему:

«Первобытное мышление по Л. Леви-Брюлю»

Выполнила: Кармазина Т.А.

Дубна, 2008

Введение

Предыстория мышления

Первобытное мышление

Заключение

Список литературы

Введение

Развитие человеческого общества – история развития человеческой сущности. Главной составляющей этого процесса является развитие человеческого мышления.

Мышление, как и способность к труду, переживает сложный процесс развития от древнего предшественника до мысли современного человека. Мысль есть результат и средство материального труда, которые преобразуют самого человека и природную среду. Мысль проходит исторические этапы развития, иначе ее история будет представлена последовательностью парадигм.

Жизнь человеческого общества состоит из остатков прежних способов жизни человечества. Мышление человека ныне живущего состоит из фрагментов пережитых исторических типов мышления: религиозного и мифологического. Развитие мышления – это стержень развития духовной культуры. Исследование процессов его развития – главное условие познания мышления современного человека и его дальнейшего развития.

Исследование коллективных представлений, их связей, сочетаний в низших обществах поможет пролить свет на генезис современных логических принципов.

Чтобы лучше прояснить эти черты, я сравню их с нашим мышлением в данной работе. Так мы меньше рискуем упустить их.

Природа человеческого мышления

Интеллект человека – это его важное свойство. Человек, с позиции научного материализма, является результатом бесконечного развития материй. Человек – является результатом единого планомерного мирового процесса, который образован последовательно: биологической, физической и химической формами материи. Человек – единственное образование в мире, сущность которого – финал непрерывного творения самого себя. Заключая в себе, огромное богатство материального мира, человек имеет способности к познанию и преобразованию мира, труду, мышлению.

Смысл человеческого существования определяет направление развития человеческой сущности, смысл его существования. Развитие человека происходит в процессе создания «второй природы». Следовательно, оно имеет «внешние ориентиры» - освоение мира вширь и вглубь. Но собственно человеческие качества в этом движении заключаются в развитии самой человеческой сущности, ее движении в познании себя самой. Человек не имеет внутренних ориентиров в своем развитии кроме развития своей сущности и углубления в нее. Говоря конкретно смысл человеческого существования нужно представить как обогащение характера труда и способностей человеческого мышления.

Предыстория мышления

Предшественником интеллекта человека является «конкретное мышление», или как еще его называют – мышление чувственными образами. Возникновение конкретного мышления еще плохо изучено. Ученые предполагают, что психика высших животных основана на двух видах реакции – инстинктах и ассоциациях (временных связей). Инстинкты – это врожденные, видовые формы поведения, которые передаются по наследству, и сложились в результате биологической эволюции. Закладка ассоциаций происходит в течение индивидуального приспособления к среде и являются отражением внешних связей между разными воспринимаемыми животными явления среды.

Первобытное мышление

Исследование первобытного мышления представляет большие трудности, так как применение экспериментов здесь вряд ли возможно. Важным показателем формирования и развития первобытного мышления являются средства труда древнего человека, дошедшие до нашего времени. Движение человеческого разума начинается с первого достижения человека – создание первых орудий труда. Человеческий способ жизни обусловил первую и самую важную парадигму мышления человека – объективность отображения реальности, соответствия мысли реальности. Главным условием развития человека становится познание феноменологических проявлений законов природы.

Древнему человеку необходимо было обладать обширными наблюдениями и знаниями системы природных явлений. Нужно допустить, что мышление человека в этот период развития обладало простейшей логикой. Она была нужна, чтобы отследить логику природных связей, от которых зависели существование человека.

В процессе складывания мышления, очевидно, постепенно складывались и четыре основных логических закона – тождества, противоречия, достаточного основания, исключенного третьего. Но эти законы свойственны уже только достаточно зрелому и развитому интеллекту человека, но время их конечного формирования в интеллекте человека установить довольно сложно. Скорее всего, это нужно отнести к периоду античного интеллекта. Можно предположить, что на относительно высоком уровне развития начального труда и интеллекта человека перед древним человеком стояла задача объяснить систему явлений природы, в связи с этим можно сказать, что появляется новый уровень мышления – объясняющий. Известный исследователь первобытного мышления Леви-Брюль различал индивидуальное и коллективное мышление. Он считал, что индивидуальное мышление основано на общих законах формальной логики, в противном случае человек не выжил бы в борьбе за существование. Однако коллективное мышление имело паралогический характер. Его основой являлся закон партиципации или сопричастия, в соответствии с которым древний человек представлял, что воспринимаемый объект может одновременно присутствовать в разных местах, т.е. изображение объекта тождественно самому объекту (поэтому воздействие на изображение животного влечет будущую удачу на охоте). Дологическое мышление, как считал Леви-Брюль, воплощалось в коллективных обрядах и мифах. Концепция этого мышления подверглась критике советской и зарубежной науки.

Интересной точки зрения на первобытное мышление придерживался французский этнолог К. Леви-Стросс. Он стремился выявить своеобразие первобытного мышления. Этнологу свойственна высокая оценка нравственных устоев первобытного общества. Он создал концепцию «сверхрационализма», направленную к восстановлению единства чувственного начала, утраченного европейской современной цивилизацией. По его мнению такое единство было в мышлении первобытного общества.

Леви-Стросс, полимизируя с Л. Леви-Брюлем, доказывал, что представления об ином способе мышления у народов, живущих в условиях примитивных культур, не обоснованы. Он считал, что мыслительные процессы у них протекают так же, как и у цивилизованных ныне живущих людей, отличаются только способы обобщения и представления об общем, отличен набор самых общих понятий или категорий. Работы К. Леви-Стросса выявили логический механизм создания и преодоления противоречий в первобытном сознании с помощью мифологической медитации, а также способность первобытного мышления к логическому анализу. Но несмотря на это, для меня, точка зрения Леви-Брюля ближе, на мой взгляд она более детальна, а так же кажется более убедительной. В работах Леви-Стросса, на мой взгляд, мнение о первобытном обществе преувеличено в плане уровня интеллекта и хода мышления. Но не нужно переоценивать логическую природу первобытного мышления, превращая законы логики в легкий и быстрый дар человеческой мысли. Логическое мышление не могло сразу сложиться, а должно было пройти ряд определенных этапов, начиная с незрелого, не сложившегося логического мышления, противоречия, исключенного третьего, достаточного основания. Многие думают, что первобытное мышление возникло при таком явлении как “логика вещей”, устойчивых, постоянно повторяющихся связях с явлениями природы. Благодаря такой логике создавались формально-логические законы. Нужно различать, “пласт” мышления, который связан с цепья наблюдаемых постоянно повторяющихся явлений природы, и другой: “объяснительный” пласт, в где образование логики происходило сложным образом. Поэтому необходимо различать процессы логизации непосредственного (конкретного уровня мышления) и другого мышления - объяснительного. “Дологическое мышление”, по Леви-Брюлю, явно принадлежало к последнему. В мышлении древнего человека возникают две основные парадигмы: иллюзорная, и реалистическая. Реалистическая состоит в видении вещей такими, какими они являются сами по себе, без каких либо других явлений. Эта парадигма имела очень сильное биологическое основание, т.к. легко адаптируемый образ жизни животного определяет отражение окружающей среды. Намного больше подтверждения получила втора парадигма, парадигма реализма, с появлением общественного образа жизни, так как преобразование природной среды, нуждается в адекватности отражения, без которой не было бы создания “второй природы”. А вот реалистическая парадигму можно наблюдать на всех этапах истории человечества, она и определяет все успехи интеллекта человека. На известном этапе своего развития она достигает своего философского выражения, по большей части в форме материализма, возвышающего эту парадигму до степени высокой и продуктивной абстракции. Некоторые свойства реалистической парадигмы, конечно же появлялись и в области идеалистических концепций, и оказывались материалистическими по содержанию.

Появление антропоморфической парадигмы с возникновением слоя объяснительного мышления стало нужным и уже необратимым шагом мышления человека. Все явления природы, их закономерность, время наступления древний человек мог объяснить лишь тем, что природа имеет собственный разум и мышление. Действия природы разъяснялись как преднамеренные, и стали приписываться различным духам и существам. Человеческая психика так устроена, что свои собственные осмысленные действия даже на ранних этапах развития, становятся предметом наблюдения и осознания. В природе деятельности человека заложено начало объяснения природных явлений по образцу своих сознательных действий. Это легко обнаруживается и в психологии ребенка, когда он начинает приписывать вещам хорошие и плохие качества. Так как для первобытного человека осмысленное действие казалось естественным и обычным, в следствии природные явления было легче объяснить наличием сознания, воли, намерений.

Вследствие этого они считали, что природу нужно уважать, задабривать, ведь именно от нее зависела их жизнь. Приведем примеры таких верований.

Анимизм . Вера в первобытном человеческом обществе была связана с первобытными мифологическими верованиями и строились на таком понятии как анимизм. Анимизм (от лат. anima - дух, душа)- присвоение человеческих качеств природным явлениям. Э.Б. Тайлер впервые ввел это понятие для определения первой стадии в истории развития религии.

Магия. Она является наиболее древней формой религии (и происходит от греч. megeia - волшебство). Магия представляет набор определенных действий, с особым смыслом, также включающим обрядами.

Сущность магии все еще является нераскрытой и неизученной в сравнении с другими религиями. Некоторые ученые, например, этнолог Джеймс Фредер (1854-1941), рассматривают в ней родительницу религии. А другой этнолог и социолог А. Фиркандт (1867-1953) считает магию главным средством развития религиозных представлений. А русский этнограф Л.Я. Штернберг (1861-1927) полагает, что это продукт ранних анимистических верований. Но вероятно одно - «магия скрашивала собой, если не целиком, то в значительной части, мышление первобытного человека и была тесно связана с развитием веры в сверхъестественное».

Фетишизм . Одна из разновидностей магии, (происходит от франц. fetiche - талисман, амулет, идол). Фетишизм- это вера в божественные силы неодушевленных предметов, которым свойственны сверхъестественные силы. Объекты поклонения являются камни, цветы, деревья, любые предметы. Причем могут быть как природно созданные, так и созданные человеком. Виды почитания: принесение жертв, вколачивание в них гвоздей, что бы причинить боль духу, и заставить исполнить просьбу.

Вера в амулеты (происходит от араб. гамала - носить). Считается, что эта религия происходит от первобытного фетишизма и магии. Вера отождествлялась с каким-либо предметом, который, по мнению дикаря, был наделен магической силой, и способностью охранять владельца от разных неприятностей.

Тотемизм. У древних людей значительную роль играло поклонение животным, деревьям. Древний человек представлял мир одушевленным. Он считал, что у всякого предмета есть душа, как у человека, и общался с ними, как с равными. Когда дикарь называл себя в честь животного, считал его равным по крови, и воздерживался от его убийства, то такое животное считалось тотемным (происходит от сев. индейск. ототем - его род). Тотетизм – верование в родственные связи по крови между родом и определенными растениями или животными, иногда явлениями природы.

По историческим данным первым типом объясняющего мышления служил миф. Он являл собой попытку объяснения мира. Миф служит как предшественник научного мировоззрения. Мифы рассказывают о событиях прошлого, будущего, о появлении мира, бога, животных. Существуют космогонические мифы, этнографические, о временах года, погодных явлениях, героях и т.д. В большинстве мифов о мироздании, начальный этап рассматривается как возникновение мира из начального хаоса. Затем получились земля, люди, боги, животные. В мифах явно можно выделить элементы реализма, материализма, т.к. боги являются результатом возникновения порядка из хаоса. Но в оставшемся в мифах преобладает труд богов, и придуманных животных, обладающих чертами человека. Антропоморфическая парадигма составляет основу мифологического типа мышления.

Мифы содержали начальные представления хаоса, богов, животных, людей. Они включали зачатки более поздних абстракций закона и закономерности (возникновение порядка из хаоса), материи, богов и т. д. Также облечено в форму образов. Мифы включают особые законы, которые регулируют поведение людей, определяют социальные запреты, выступают регуляторами общественной жизни.

Мифологический тип мышления вошел в следующую, более высокую, форму мышления - религиозный тип мышления. Он также сохранился и в довольно самостоятельном виде, хотя и в новых формах, в структуре интеллекта современного человека

Религия - является более сложным явлением духовной жизни общества, по сравнению с мифологией. Она содержит систему определенных верований о сверхъестественных силах - богах. Возникла религия примерно 40-50 тысяч лет назад религия, но в первоначальном виде мало отличалась от мифологии, т.к. она вбирает в себя значительную часть мифов. В религии присутствует наличие усложняющегося вероучения, системы взглядов, приобретающих все более абстрактный характер, - одно из важнейших отличий религии от мифа. Вместе с тем религия всегда сохраняет во многом образный характер, выражает вероучение в форме образов, что делает ее доступной для всех слоев общества.

Культ богов и святых является характерной чертой, так же очень развита обрядная сторона, которая включает в себя, много заимствованного из магического мышления и действий. Религия включает также особый социальный аспект- церковь. Религия выступает как более развитая, чем мифология, форма мышления, основанная на парадигме фантастического объяснения, или антропоморфической парадигме. «Рассмотрение мира по образу, подобию человека и сознательного человеческого действия» приобретает в религии, особенно в древнее время наиболее яркий характер. Сердцем любой религии являются боги или единый бог, которые обладают усиленные во множество раз свойствами человека - разум, милосердие, волю и т.д. Антропоморфизм религии был отмечен разными мыслителями, начиная с античного философа Ксенофана, и кончая философом XIX в. Л. Фейербахом.

Еще в девятнадцатом веке считалось, что первобытным религиям свойственны два понятия, отличавшие их от других мировых религий. Первое заключалось в том, что их основным мотивом был страх (боязнь наказания духами), второе - представители первобытных религий были неотъемлемой частью представлений о нечистоплотности и антигигиене. Потому что почти все описания первобытных религий, оставленные путешественниками, включали повествования о том, в каком вечном ужасе и страхе живут такие люди. Рассказывается о поверьях в ужасные беды, которые случаются с теми, кто вдруг нечаянно переходит какую-либо запретную преграду или имеет дело с чем-то нечистым. Так как страх охватывает все сознание, то такой факт полезно учитывать и при рассмотрении других представлений первобытного сознания, в частности - представлений о нечистом.

Достоверно неизвестно, насколько представления о чистом и нечистом стары в любой не имеющей письменности культуре: для ее представителей они должны казаться извечными и неизменными.

Человек, который с рождения принадлежит любой культуре, скорее склонен считать, что он лишь пассивно воспринимает представления своего мира о существующих в нем силах и опасностях, не замечая тех небольших изменений, которые он мог бы в них внести. Точно также мы считаем, что всего лишь пассивно воспринимаем свой родной язык, и не замечаем своей сопричастности сдвигам, происходящим в нем за время нашей жизни. Именно поэтому я считаю что исследуемую культуру не нужно рассматривать, как давно устоявшуюся систему ценностей. Справедливо, возможно и обратное.

Насколько больше мы узнаем о каких-либо первобытных религиях, тем все более проясняется тот факт, что в символических структурах все еще есть место для великих тайн как религии так и философии.

аключение

Подводя итог данной работы я могу сказать, что по этим данным, в большинстве своем первобытное мышление отличается от нашего. Оно имеет другие ориентиры. Современные люди, ищут вторичные причины в любых действиях, а первобытный человек видит исключительно мистические причины, потому что ему везде кажется действие потусторонних сил. Он может допустить, что какое-либо существо может одновременно находиться в разных местах. Он абсолютно безразличен к противоречиям, тогда как наш разум не может с ними согласиться. Именно по этому мы можем назвать такое мышление, по сравнению с нашим прологическим. Коллективные представления (в общих чертах), могут определяться по таким признакам: передаются из поколения в поколение; навязываются отдельным людьми, которые затем пробуждают чувства страха, уважении т. д. Эти представления не зависят от отдельной личности, их нельзя понять при помощи рассмотрения индивида. Для первобытного человека нет явно физического факта в том, какой мы придаем этому слову. Дождь, ветер, любое другое явление природы, не воспринимаются древним человеком так, как они воспринимаются нами (как сложные движения находящиеся в сложной зависимости с другими явлениями). Физические свойства, конечно, воспринимаются их органами чувств, как и нашими, и весь психофизиологический процесс восприятия осуществляется точно так же как и у современного человека. Первобытные люди видят то же что и мы, но воспринимают они не тем же сознанием, что и мы. Для нашего общества, привидения, домовые и др. являются чем-то относящимся к области сверхъестественного: для нас это видения, волшебные проявления, все они находятся с одной стороны, а факты, познаваемые в результате восприятия и повседневного опыта, находятся с другой стороны, потому что в современном мышлении существует четкая линия, разграничивающая эти понятия. Для первобытного человека, такой линии не существует. Религиозный и часто суеверный человек верит обычно в две системы, в два мира– один это мир видимых, подчиненных неизбежным законам движения, и другой – невидимых, неосязаемых вещей. Но для первобытного сознания существует только один мир. Любая действительность мистична, как и все остальное, а значит, мистичным является и всякое восприятие. Мистические отношения, которые так часто улавливаются в отношениях между существами и предметами первобытным сознанием, имеют одну общую основу. Все они в разной форме и разной степени предполагают наличие сопричастности между существами или предметами, ассоциированными коллективным представлением. Именно по этому, в этом вопросе я согласна с Леви-Брюлем и его «законом сопричастности». Коллективные представления не являются продуктом интеллектуальной обработки в собственном смысле этого слова. И самое главное они вместо логических отношений (включений и исключений) подразумевают сопричастия.

Список литературы

1. История человеческого интеллекта / Перм. ун-т. – Пермь, 1998. – Ч. 1,2. Предыстория – миф – религия. Просвещение.

2. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении/ Пер. Под ред. В.К. Никольского и А.В.Кисина М.,1999 с 7-372

3. Воеводина ЛН Мифология и культура Учеб. Пособие М., 2002 c. 115-116

Познание объективной действительности начинается с ощущений и восприятия. Но, начинаясь с ощущений и восприятия, познание действительности не заканчивается ими. От ощущения и восприятия оно переходит к мышлению.

Раскрытие отношений, связей между предметами составляет существенную задачу мышления: этим определяется специфический путь, которым мышление идёт ко всё более глубокому познанию бытия. Мышление отражает не только отношения и связи, но также свойства и сущность; и отношения отражаются не только в мышлении.

Всякое мышление совершается в обобщениях. Оно всегда идёт от единичного к общему и от общего к единичному. Мышление - это движение мысли, раскрывающее связь, которая ведёт от отдельного к общему и от общего к отдельному. Мышление - это опосредованное - основанное на раскрытии связей, отношений, опосредований - и обобщённое познание объективной реальности.

Виды мышления

Виды мышления по содержанию.

  1. Наглядно-действенное мышление. Данное мышление наиболее тесно связано с практикой, так как решение различных задач здесь осуществляется путем реального преобразования заданной ситуации.
  2. Наглядно-образное мышление. Суть наглядно-образного мышления состоит в том, что индивид может мыслить только конкретными образами.
  3. Абстрактное мышления. Сущность абстрактного мышления (словесно-логического) в том, что оно происходит с опорой на понятие без использования конкретного опыта.

Виды мышления по характеру решаемых задач.

  1. Практическое мышление, в противовес теоретическому, имеет дело с реальной практикой. Соответственно, задачей практического мышления является преобразование реальности.
  2. Теоретическое мышление состоит в познании закономерностей явлений.

Формы мышления

Как правило, выделяется три формы мышления .

  1. Понятие. Понятие - это такая форма мышления, в которой отражаются общие и притом существенные свойства предметов явлений. Все они делятся на две категории:
  • существенные (те, которые обязательны для того, чтобы определенный предмет «не перестал быть собой»);
  • несущественные (дополнительные признаки, которые не изменяют саму природу предмета или явления).
  • Суждение. Суждение отражает различные связи между теми или иными предметами (явлениями) действительности и их разнообразием признаков и свойств. Различают такие виды суждений как:
    • общие (здесь существуют положения, которые касаются всех предметов или явлений);
    • частные (здесь речь может идти только об отдельной группе предметов или явлений, которые объединены общим понятием);
    • единичные (здесь речь идет только об индивидуальном понятии).
  • Умозаключение. Умозаключение подразумевает под собой такую форму мышления, в процессе которой человек анализирует различные суждения, после чего выводит из них новое суждение.
  • Операции мышления

    Опишем основные виды умственных операций.

    1. Сравнение. Операция сравнения приспособлена для установления сходства или различия между предметами или явлениями окружающей действительности. Операция сравнения может осуществляться двумя способами:
    • непосредственно (при одновременном восприятии предметов);
    • опосредованное (в случае использования умозаключения).
  • Анализ. Операция анализа – это мысленное разделение предмета на отдельные части, а также выявление его определенных свойств. Сущность анализа состоит в том, что, выделяя части и признаки, мы сможем лучше понять природу предмета или явления.
  • Синтез. Синтез – соединение частей и свойств предметов в единое целое. Данная операция необходима для составления целостной картины о предмете. Синтез обычно осуществляется на основе:
    • восприятия;
    • памяти;
    • представлений.
  • Абстракция. Данная операция представляет собой мысленное отвлечение от различных структурных элементов предмета и выделение его наиболее существенных признаков. Сущность абстракции как умственной операции состоит в том, что выделенная часть в предмете будет рассматриваться отдельно, без всякой зависимость от других свойств или структурных элементов этого предмета.
  • Абстракция обычно используется при усвоении новых понятий, так как в них отражены лишь наиболее важные признаки ряда предметов, которые и дают нам право отнести их к той или иной группе. Выделяют следующие виды абстракции:

    • практическая (она включена в процесс деятельности);
    • чувственная (внешняя);
    • высшая (опосредованная, выраженная в определенных понятиях).
  • Конкретизация. Конкретизация - это представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению.
  • Индукция. Индукция - это переход от частных случаев к общему положению, которое охватывает собой частные случаи.
  • Дедукция. Процессом, противоположным индукции, является дедукция. Дедукция - это умозаключение, сделанное в отношении частного случая на основе общего положения.
  • Подкрепим знания с помощью рисунка 1.

    Рисунок 1. «Мышление»

    Мышление - процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

    Первая особенность мышления - его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное - через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта - ощущения,восприятия , представления - и на ранее приобретённые теоретические знания.

    Вторая особенность мышления - его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляетсялишь в отдельном, в конкретном.

    Обобщения люди выражают посредством речи, языка.

    Результаты познавательной деятельности людей фиксируют в форме понятий.

    Понятие - есть отражение существенных признаков предмета. Понятие о предмете возникает на основе многих суждений и умозаключений о нём.

    Суждение - это форма мышления , отражающая объекты д ействительности в их связях и отношения х. Каждое суждение есть отдельная мысль о чём-либо. Последовательная логическая связь нескольких суждений , необходимая для того, чтобы решить какую-либо мыслительную задачу, понять что-нибудь, найти ответ на вопрос, называется рассуждением.

    Умозаключение - это вывод из нескольких суждений , дающий нам новое знание о предметах и явлениях объективного мира.

    Умозаключения бывают - индуктивные, дедуктивные и по аналогии.

    Мышление -высшая ступень познания человеком действительности . Чувственной основой мышления являются ощущения, восприятия и представления . Через органы чувств - эти единственные каналы связи организма с окружающим миром - поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом. Наиболее сложной (логической) формой переработки информации является деятельность мышления.

    Мышление не только теснейшим образом связано с ощущениями и восприятиями, но оно формируется на основе их.

    Переход от ощущения к мысли - сложный процесс, который состоит, прежде всего, в выделении и обособлении предмета или признака его, в отвлечении от конкретного, единичного и установлении существенного, общего для многих предметов.

    Для мышления человека более существенно взаимосвязь не с чувственным познанием, а с речью и языком .

    В более строгом понимании речь - процесс общения, опосредованный языком . Если язык - объективная, исторически сложившаяся система кодов и предмет специальной науки - языкознания, то речь является психологическим процессом формулирования и передачи мысли средствами языка.

    Под внутренней речью психология подразумевает существенный переходный этапмежду замыслом и развернутой внешней речь ю.

    Мышление также неразрывно связано и с практической деятельностью людей .

    Всякий вид деятельности предполагает: обдумывание, учёт условий действия , планирование, наблюдение . Действуя, человек решает какие-либо задачи.

    Практическая деятельность - о сновное услови е возникновения и развития мышления, а также критерий истинности мышления.

    Мыслительные операции разнообразны. Это - анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация .

    Анализ - это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений.

    Синтез - обратный анализу процесс мысли, это - объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое.

    Анализ и синтез - две взаимосвязанные логические операции . Синтез, как и анализ, может быть как практическим, так и умственным.

    Анализ и синтез сформировались в практической деятельности человека. В трудовой деятельности люди постоянно взаимодействуют с предметами и явлениями. Практическое освоение их и привело к формированию мыслительных операций анализа и синтеза.

    Сравнение - это установление сходства и различия предметов и явлений.

    Сравнение основано на анализе . Прежде чем сравнивать объекты, необходимо выделить один или несколько признаков их, по которым будет произведено сравнение.

    Сравнение может быть односторонним, или неполным, и многосторонним, или более полным. Сравнение, как анализ и синтез, может быть разных уровней - поверхностное и более глубокое. В этом случае мысль человека идёт от внешних признаков сходства и различия к внутренним, от видимого к скрытому, от явления к сущности.

    Абстрагирование - это процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного с целью лучшего познания его.

    Человек мысленно выделяет какой-нибудь признак предмета и рассматривает его изолированно от всех других признаков, временно отвлекаясь от них.. Благодаря абстракции человек смог оторваться от единичного, конкретного и подняться на самую высокую ступень познания - научного теоретического мышления .

    Конкретизация - процесс, обратный абстрагированию и неразрывно связанный с ним.

    Конкретизация есть возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания.

    Обобщение , таким образом, есть выделение в предметах и явлениях общего, которое выражается в виде понятия, закона, правила, формулы и т.п.

    Подразделяют на теоретическое и практическое .

    В теоретическом мышлении выделяют понятийное и образное мышление,

    а в практическом - наглядно-действенное, - наглядно-образное и словесно-логическое мышление.

    Понятийное мышление -это такое мышление, в котором используются определенные понятия .

    Образное мышление -это вид мыслительного процесса, в котором используются образы. Эти образы извлекаются непосредственно из памяти или воссоздаются воображением. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются т ак, что в результате манипулирования ими мы можем найти решение интересующей нас задачи

    Чаще всего такой вид мышления преобладает у людей, деятельность которых связана с каким-либо видом творчества .

    Понятийное и образное мышление , являясь разновидностями теоретического мышления, на практике находятся в постоянном взаимодействии . Они дополняют друг друга, раскрывая перед нами различные стороны бытия.

    Наглядно-действенное мышление -это особый вид мышления, суть которого заключается в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами . - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов. Именно в этом виде мышления в наибольшей мере проявляется единство мысли и воли.

    Представлен у людей, занятых производственным трудом , результатом которого является создание какого-либо материального продукта.

    Наглядно-образное мышление -это вид мыслительного процесса, который осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности и без этого осуществляться не может. - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. - отвлечённые мысли, обобщения человек воплощает в конкретные образы.

    Мысля наглядно-образно, мы привязаны к действительности, а необходимые образы представлены в кратковременной и оперативной памяти .

    Данная форма мышления является доминирующей у детей дошкольного и младшего школьного возраста .

    Словесно-логическое мышление вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Оно оперирует главным образом понятиями , широкими категориями, а образы, представления в нём играют вспомогательную роль.

    Высшая ступень мышления - отвлеченное, абстрактное мышление . Однако и здесь мышление сохраняет связь с практикой

    Оно формируется в течение длительного периода (с 7-8 до 18-20 лет ) в процессе усвоения понятий и логических операций в ходе обучения .

    Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое , а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное .

    В процессе жизнедеятельности у одного и того же человека на передний план выступает то один, то другой вид мышления.

    Структурная единица практически-действенного (оперативною) мышления - действие ; художественного - образ ; научного мышления - понятие .

    В зависимости от глубины обобщенности различают эмпирическое и теоретическое мышление.

    Эмпирическое мышление (от греч. empeiria - опыт) дает первичные обобщения на основе опыта . Эти обобщения делаются на низком уровне абстракции. Эмпирическое познание - низшая, элементарная ступень познания. Эмпирическое мышление не следует смешивать с практическим мышлением .

    Особенностью практического мышления является тонкая наблюдательность, способность сконцентрировать внимание на отдельных деталях события ,. Практическое мышление связано с оперативной постановкой первоочередных целей, выработкой гибких планов, программ , большим самообладанием в напряженных условиях деятельности.

    Теоретическое мышление выявляет всеобщие отношения , исследует объект познания в системе его необходимых связей . Его результат - построение концептуальных моделей , создание теорий , обобщение опыта, раскрытие закономерностей . .

    В зависимости от стандартности/нестандартности решаемых задач и операциональных процедур различаются алгоритмическое, дискурсивное, эвристическое и творческое мышление.

    Алгоритмическое мышление ориентировано на заранее установленные правила, общепринятую последовательность действий, необходимых для решения типовых задач.

    Дискурсивное (от лат. discursus - рассуждение) мышление основано на системе взаимосвязанных умозаключений.

    Эвристическое мышление (от греч. heuresko - нахожу) - это продуктивное мышление, состоящее в решении нестандартных задач.

    Творческое мышление - мышление, приводящее к новым открытиям, принципиально новым результатам.

    Различают также репродуктивное и продуктивное мышление .

    Репродуктивное мышление - воспроизведение ранее полученных результатов . В этом случае мышление смыкается с памятью.

    Продуктивное мышление - мышление, приводящее к новым познавательным результатам.


    Похожая информация.


    Мышление является высшим познавательным психическим процессом, который представляет собой порождение нового знания,активную форму преобразования человеком действительности.всегда связано с наличием

    проблемной ситуации, которую нужно решить и активным изменением условий, в которых эта задача задана. Мышление порождает результат, какого ни в действительности, ни у субъекта в данный момент времени не

    существует. Суть опосредованного познания заключается в том,что мы можем выносить суждения о предметов и явлений без контакта с ними, а путем анализа косвенной информации. Мышление совершается в обобщениях, что является специфической характеристикой, позволяющей отличать мышление от сенсорных и перцептивных процессов. Человек познает действительность,воздействуя на нее. Действие – это первичная форма существования мышления. мышление как отдельный психический процесс не существует, присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятия, воображении, памяти, речи.

    Мышление, по А.В. Петровскому, - это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Специфическим результатом мышления может выступить понятие - обобщенное отражение класса предметов. Формой существования понятия является слово. путь формирования понятий - это движение

    от частного к общему, то есть через обобщение.

    Один из подходов к природе мыслительной деятельности предложил А.В.Петровский, в его концепции речь идет о социальной природе мышления.:д ля мыслительной деятельности человека существенна ее взаимосвязь не только с чувственным познаванием, но и с языком.. Познание предполагает преемственность знаний, Это возможно в случае их закрепления, сохранения и передачи. фиксация результатов познания осуществляется с помощью языка - в книгах,журналах и т.д. Во всем этом наглядно проявляется социальная природа человеческого мышления. Мыслительная деятельность - необходимая основа и для усвоения знаний и для добывания совсем новых знаний в ходе исторического развития человечества.

    Концепция С.Л. Рубинштейна предполагает рассмотрение психологической природы мыслительных процессов: мыслительный процесс является актом деятельности, направленным на разрешение определенной задачи. Задача эта заключает в себе цель для мыслительной деятельности человека, соотнесенную с условиями, которыми она задана. Направляясь на ту или иную цель, мыслящий акт субъекта исходит из тех или иных мотивов. Мыслить человек начинает, когда у него появляется потребность что-то понять. Разрешение задачи является естественным завершением мыслительного процесса. Всякое прекращение его, пока эта цель не достигнута, будет испытываться субъектом как неудача. Мыслительный процесс связан со всей психической жизнью индивида. Мыслит не ≪чистая≫ мысль, а живой человек. Поэтому в акт мысли включается и чувство. Эмоциональное мышление с более или менее страстной предвзятостью подбирает доводы, говорящие в пользу желанного решения≫. Эмоции, однако, способны не только искажать,но и стимулировать мышление. Мышление совершается в виде операций,направленных на разрешение определенных задач, мыслительный процесс является активным, целеустремленным волевым актом.Разрешение задачи требует значительного волевого усилия. Мышление соотносит, каждую мысль, возникающую в процессе мышления, с задачей, на

    разрешение которой направлен мыслительный процесс.Совершающиеся таким образом проверка, критика, характеризуют мышление как сознательный процесс.

    Учение Л.С. Выготского определяет двигательную природу мыслительных процессов. Всякая мысль,связанная с движением, вызывает некоторое предварительное напряжение соответствующей мускулатуры, выражая

    тенденцию реализоваться в движении. И если эта мысль и остается только мыслью, то в силу того, что движение не доведено до конца, оно пребывает в скрытой форме. Сильная мысль о каком-либо предстоящем действии произвольно обнаруживается в позе или жесте, как бы в предварительных усилиях, которые мы собираемся сделать. Что чем сильнее и напряженнее мысль,тем яснее и сложнее ее двигательная природа. Напряженно думающий человек не довольствуется словами, которые он произносит про себя. Он начинает шевелить губами, иногда переходит на шепот, а подчас начинает громко разговаривать сам с собой. Если предложить человеку

    пройтись по доске, лежащей на полу, он пройдет спокойно,Но стоит вообразить, что доска лежит на высоте 10 метров число благополучных переходов по этой доске упадет до минимума. Разница в обоих случаях объясняется тем, что во втором случае у проходящего будет совершенно живое и отчетливое о возможности падения, которое действительно и реализуется в девяти случаях из десяти. Таким образом, система наших мыслей, считает Л.С. Выготский, как бы предварительно организует поведение. И если я сначала подумал, а потом сделал, то это означает что внутренние реакции мысли сначала подготовили и приспособили организм, а затем внешние реакции осуществили то, что было установлено и подготовлено в мысли. Таким образом, мысль выступает в роли

    предварительного организатора нашего поведения.