Что такое метод? Чем отличается метод исследования от метода обучения, от метода решения школьной задачи? Чем отличается метод от методики: описание и отличия.

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКА

План.

II. Описательный метод изучения языка

III. Сопоставительный метод

IV. Сравнительно-исторический метод в языкознании

V. Конструктивные методы

VI. Дистрибутивный метод

VII. Метод компонентного анализа

VIII. Психологический метод в языкознании

IX. Нейролингвистические методы

X. Количественные методы в изучении языка

XI. Социолингвистические методы

Наблюдение,

Эксперимент,

моделирование , которые носят различный характер в зависимости от специфики науки.

Наблюдение включает в себя отбор фактов, установление их признаков, описание наблюдаемого явления в вербальной или символической форме, в форме графиков, таблиц, геометрических структур и т.д. Лингвистическое наблюдение касается отбора языковых явлений, выделения из устной или письменной речи того или иного факта, соотнесения его с изучаемой парадигмой явления.

Эксперимент как общенаучный способ исследования - это поставленный опыт в точно учитываемых условиях. В лингвистике эксперименты проводятся как с использованием приборов и аппаратов (экспериментальная фонетика, нейролингвистика), так и без таковых (психолингвистические тесты, анкетирование и т.д.).

Моделирование представляет собой такой способ познания явлений действительности, при котором объекты или процессы изучаются путём построения и исследования их моделей. Модель в широком смысле - это любой образ (мысленный или условный: изображение, описание, схема,
чертеж, графики и т.п.) или устройство, используемые в качестве «заместителя», «представителя» какого-либо объекта, процесса или явления. Любая модель строится на основе гипотезы о возможном устройстве оригинала и является его функциональным аналогом, позволяя переносить знания с модели на оригинал. Понятие модели широко входит в языкознание в 60-70-е годы XX столетия в связи с проникновением в лингвистику идей и методов кибернетики.

Важным общенаучным элементом процесса познания является интерпретация (от лат. interpretatio - объяснение, истолкование), суть которой заключается в раскрытии смысла полученных результатов исследования и включении их в систему существующих знаний. Без включения новых данных в систему существующих знаний их смысл
и ценность остаются неопределенными. В 60-70-е годы XX века возникло и развилось целое научное направление - интерпретирующая лингвистика , которая рассматривала значение и смысл языковых единиц зависимыми от интерпретирующей деятельности человека.

3. Частная методология включает методы конкретных наук, например, математические,

биологические,

лингвистические и др., которые соотносятся с философской и общенаучной методологией, а также могут заимствоваться другими науками.

Лингвистические методы исследования характеризуются прежде всего редким применением инструментального эксперимента и слабой формализацией доказательств. Лингвист ведет анализ обычно путем наложения имеющихся знаний об объекте исследования на конкретный материал (текст), из которого производится та или иная выборка, а теория строится на основе моделей-образцов. Свободная интерпретация разнообразного фактического материала по правилам формальной логики и научная интуиция являются характерными чертами лингвистических методов.

Термин «метод» как путь исследования явлений никогда не понимался однозначно.

Чаще всего под методом понимают обобщенные совокупности теоретических установок, приемов исследования, связанных с определенной теорией.

Наиболее общий метод всегда представляет собой единство «метод-теория», вычленяя ту сторону объекта исследования, которая признается важнейшей в данной теории. Например, исторический аспект языка в сравнительно-историческом языкознании, психологический - в психолингвистике, структурный аспект в структурной лингвистике и т.д. Любой крупный этап в развитии языкознания, характеризующийся изменением взглядов на язык, сопровождался изменением метода исследования, стремлением создать новый общий метод.
Таким образом, каждый метод имеет свою сферу применения, исследует свои аспекты, свойства и качества объекта. Например, применение сравнительно-исторического метода в языкознании связано с родством языков и их историческим развитием, статистического - с дискретностью
языковых единиц, их разной частотностью и т.д.

Методика исследования представляет собой процедуру применения того или иного метода, которая зависит от аспекта исследования, техники и способов описания, личности исследователя и иных факторов.

Например, при количественном изучении единиц языка в зависимости от целей исследования может использоваться различная методика:

делаются приблизительные подсчеты,

точные подсчеты с использованием математического аппарата,

сплошная или частичная выборка языковых единиц и тому подобное. Методика охватывает все этапы исследования :

Наблюдение и сбор материала,

Выбор единиц анализа и установление их свойств,

Способ описания,

Прием анализа,

Характер интерпретации изучаемого явления.

Самый хороший метод и прием исследования могут не дать нужных результатов без верной методики исследования. При характеристике каждого из лингвистических направлений и школ методическая проблематика занимает в этом то большее, то меньшее место. Различие в школах внутри одного лингвистического течения, направления чаще всего заключается не в методах исследования, а в различных методиках анализа и описания материала, степени их выраженности, формализованности и значимости в теории и практике исследования. Так, например, характеризуются различные школы структурализма: пражский структурализм, датская глоссематика, американский дескриптивизм.

Таким образом, методология, метод и методика являются тесно связанными и взаимодополняющими друг друга понятиями. Выбор в каждом конкретном случае того или иного методологического принципа, сферы применения метода и методики зависит от исследователя, целей
и задач исследования.

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЯЗЫКА

План.

I. Методология, метод, методика: сходства и различия

У преподавателей-практиков нередко встречается смешение понятий «форма» и «метод», поэтому начнем с их уточнения.

Форма обучения - это организованное взаимодействие обучающего (преподавателя) и обучаемого (студента). Главным здесь является характер взаимодействия преподавателя и студентов (или между студентами) в ходе получения ими знаний и формирования умений и навыков. Формы обучения: очная, заочная, вечерняя, самостоятельная работа студентов (под контролем преподавателя и без), лекция, семинар, практическое занятие в аудитории (мастерской), экскурсия, производственная практика, факультатив, консультация, зачет, экзамен, индивидуальная, фронтальная, индивидуально-групповая. Они могут быть направлены как на теоретическую подготовку студентов, например, лекция, семинар, экскурсия, конференция, «круглый стол», консультация, разные виды самостоятельной работы студентов (СРС), так и на практическую: практические занятия, разные виды проектирования (курсовое, дипломное), все виды практики, а также СРС.

Метод (от гр. methodos - «исследование») - это способ исследования явлений природы, подход к изучаемым явлениям, планомерный путь научного познания и установления истины; вообще - прием, способ или образ действия (см. словарь иностранных слов); способ достижения цели, определен-ным образом упорядоченная деятельность (см. философский словарь); совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи. В качестве метода могут выступать система операций при работе на определенном оборудовании, приемы научного исследования и изложения материала, приемы художественного отбора, обобщения и оценки материала с позиций того или иного эстетического идеала и т.д. /52, с. 162/.

Существует более 200 определений понятия «метод». Герберт Нойнер и Ю. К. Бабанский понимают под методом обучения «последовательное чередование способов взаимодействия учителя и учащихся, направленное на достижение определенной цели посредством проработки учебного материала» и дополняют, что действия, из которых складывается метод, включают в себя определенные операции. Эти операции обозначаются термином «прием» /53, с. 303/.

« предполагает прежде всего цель учителя и его деятельность имеющимися у него средствами. В результате возникает цель ученика и его деятельность имеющимися у него средствами» /28, с. 187/.

По мнению И. Я. Лернера, «всякий метод является системой осознанных последовательных действий человека, приводящих к достижению результата, соответствующего намеченной цели» /54, с. 186/.

Можно было бы и далее приводить цитаты по определению понятия «метод», но даже из этих немногих напрашивается вывод, что метод - это сочетание (единство) способов и форм обучения, направленных на достижение определенной цели обучения, т. е. метод отражает как способ, так и характер организации познавательной деятельности студентов. Главное, что отличает метод от формы - это цель и то, что в методе задан способ приобретения знаний и степень (характер) участия самого студента.

Следует, однако, отметить, что существует два уровня методов обучения: общедидактический и частнодидактический, или частнопредметный.

К частнопредметным методам обычно относят то, что на общедидактическом уровне называют приемами, способами и формами обучения. Отсюда и смешение понятий метода и формы.

Общедидактическими методами являются:
- объяснительно-иллюстративный,
- репродуктивный (воспроизведение),
- проблемное изложение,
- частично-поисковый (эвристический),
- исследовательский /28/.

Объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный, метод состоит в том, что преподаватель разными средствами предъявляет информацию об объекте изучения, а обучающиеся всеми органами чувств воспринимают ее, осознают и запоминают. Это один из наиболее экономных способов подачи подрастающему поколению обобщенного и систематизированного опыта человечества. Он не формирует навыки и умения пользоваться этими знаниями, но обеспечивает репродуктивную деятельность 1-го уровня - узнавание и знания 1-го уровня - знания-знакомства.

Репродуктивный метод предполагает составление преподавателем заданий для обучающихся на воспроизведение ими знаний и способов деятельности (решение задач, воспроизводство опытов, выводов и т.д.). Вид деятельности - репродуктивный, уровень умственной деятельности - 2-й - воспроизведение, 2-й уровень знаний - знания-копии.

Этот метод имеет ряд форм и способов проявления (письменно, устно, индуктивно, дедуктивно).

Проблемное изложение заключается в том, что педагог ставит проблему и сам раскрывает противоречивый путь и логику решения, предоставляя обучающимся контроль за этой логикой, побуждая к вопросам и показывая им доступный для них, более высокий уровень мышления. Примером проблемного изложения материала является публичная лекция К. А. Тимирязева (1843-1920) «О жизни растений». В начале лекции ставится проблема: почему корень и стебель растут в противоположные стороны? Лектор не дает слушателям готового объяснения, а рассказывает, как наука шла к этой истине. Сообщает гипотезы, приводит описания тех опытов, которые проделывались в свое время уче-ными для проверки гипотез о причинах этого явления; рассказывает о том, как исследовалось при этом влияние влаги, света, сил земного тяготения. А потом уже рассматривает фактор напряжения тканей корня и стебля, заставляющий их расти в противоположных направлениях. Как видно из примера, проблемное обучение в практике появилось не сейчас, но только в 80-е годы стали появляться книги, статьи по теории и практике проблемного обучения.

Суть метода в том, что обучающийся, следя за логикой изложения, усваивает этапы решения всей проблемы. Проблемное изложение материала активизирует мышление обучающихся в отличие от информационного, т. е. передачи готовых выводов, которое предполагает объяснительно-иллюстративный метод. При проблемном изложении студенты приобщаются к способам поиска знаний, включаются в атмосферу научного поиска и становятся как бы соучастниками научного открытия. Студенты являются слушателями, но не пассивными. Проблемное изложение обеспечивает продуктивную деятельность и умственную деятельность 3-го уровня - применения. (Студенты сами делают выводы в отличие от объяснительно-иллюстративного метода, где преподаватель дает выводы в готовом виде.) Знания 3-го уровня - знания-умения.

Частично-поисковый (эвристический) метод. Его цель - постепенное привлечение обучающихся к самостоятельному решению проблемы, выполнение отдельных шагов решения поставленной учебной проблемы, отдельных типов исследований путем самостоятельного активного поиска. При этом подключать студента к поиску можно на различных этапах занятия в зависимости от использованных приемов. Пути реализации этого метода:
а. Эвристическая беседа, т. е. вопросно-ответная форма взаимодействия преподавателя со студентами. В активизации познавательной деятельности обучающихся вопросы имеют, по мнению дидактов, едва ли не первостепенное значение. Суть эвристической беседы в том, что преподаватель заранее продумывает систему вопросов, каждый из которых стимулирует студента к небольшому поиску. Система заранее подготовленных вопросов должна удовлетворять определенным требованиям:
1) максимально стимулировать познавательную активность студентов;
2) при этом студент, используя имеющуюся базу знаний, должен при ответе стремиться к поиску новых сведений. Только в этом случае ответ вызовет интеллектуальное затруднение у студента и целенаправленный мыслительный процесс. Система вопросов должна быть связана логической цепью. Преподаватель продумывает не только систему вопросов, но и предполагаемые ответы студентов и возможные «подсказки». (Вспомните метод Сократа!) Наконец, преподаватель сам подытоживает главное. Этот метод требует от преподавателя большего педагогического мастерства, чем при проведении занятий объяснительно-иллюстративным методом.

б. Выдвижение студентами гипотез при решении учебных проблем. Понимая огромную роль гипотезы в научных исследованиях, мы часто недооцениваем роль и место студенческих гипотез при обучении какому-либо предмету. Умелое сочетание этого приема с экспериментальными исследованиями позволяет реализовать в обучении путь научного познания: «от проблемы к гипотезе, от гипотезы к эксперименту, от эксперимента к теоретическому осмысливанию выводов», затем к новой проблеме, причем некоторые эти пути студенты проходят активно, самостоятельно, осуществляя частичный поиск в исследовании проблемы. Преподаватель умело подводит их к обоснованию гипотезы. Частично-поисковый (эвристический) метод обеспечивает продуктивную деятельность, умственную деятельность 3-го и 4-го уровней (применение, творчество) и 3-й и 4-й уровни знаний, знания-умения, знания-трансформации.

Исследовательский метод базируется на конструировании исследовательских заданий и проблемных задач, самостоятельно решаемых студентами с последующим контролем преподавателя.

В основу системы положены принципы, разработанные советской педагогической наукой, в том числе академиком Л. В. Занковым, среди них: преподавание на высоком научном уровне, крупными блоками, опережение теоретических знаний, многократность повторения, «открытых перспектив», т. е. возможность улучшить оценку, бесконфликтность ситуаций и др. Исследовательский метод обеспечивает продуктивную деятельность обучаемого на самом высоком уровне, на 4-м, т. е. творчество,которое дает знания-трансформации, 4-й уровень знаний.

Итак, все эти методы отличаются по характеру познавательной деятельности обучаемого и деятельности преподавателя, организующего эту деятельность. Во время занятий можно использовать комбинацию методов, например:

Каждый метод имеет определенную структуру - индуктивную, дедуктивную или индуктивно-дедуктивную (от частного к общему, и наоборот). Каждый метод обеспечивает определенный вид деятельности и уровень умственной деятельности и знаний.

Для достижения целей обучения используются различные частнодидактические методы, средства, организационные системы и формы. Обычно они характеризуются по видам деятельности преподавателя и студента: лекция, рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация натуральных объектов, опытов, трудовых операций, наглядных пособий, наблюдения, упражнения и т.д. По источнику получения знаний частнодидактические методы подразделяют на три группы: словесные (аудитивный, аудиовизуальный, книга и т.д.), наглядные (диафильм, фильм, видео, иллюстрации), практические. По дидактическим задачам различают методы воспитания, обучения, развития способностей, т. е. методы образования. Классифицируют методы и по логическим формам мышления: наглядно-предметный, наглядно-образный и словесно-логический. Как видим, потому и встречается более 200 определений понятия «метод», свидетельствуя о существовании как общедидактических методов, так и форм обучения, являющихся по сути своей частнодидактическими методами.

Итак, как общедидактические, так и частнодидактические методы отличаются по цели и характеру познавательной деятельности обучаемого и деятельности преподавателя, организующего эту деятельность для достижения определенной цели.

В учебном процессе действует принцип единства обучения, воспитания и развития.

Объяснительно-иллюстративный метод воспитывает: внимательность, дисциплину, сдержанность, наблюдательность, терпение, выдержку и т.п.; репродуктивный: логику изложения, трудолюбие, аккуратность, наблюдательность, систематичность в работе; проблемное изложение: внимательность, наблюдательность, инверсионность мышления, логику мышления.

Частично-поисковый и исследовательский методы дают студентам большие возможности для подготовки к самообразованию, вырабатывают ответственность, активность, самостоятельность, инициативность, инверсию мышления и т.п.

Выбор метода зависит от возможностей самого преподавателя как специалиста, ученого и педагога. Нет универсального метода, который всегда был бы оптимальным. Чем лучше преподаватель знает свою дисциплину, владеет педагогическими и психологическими закономерностями процесса обучения, тем больше вероятность того, что он выберет наиболее эффективный в педагогическом отношении метод обучения.

Совокупность способов целесообразного проведения является предметом методики - отрасли педагогической науки. Методика появилась раньше, чем дидактика. Она излагает правила и методы преподавания какого-либо отдельного учебного предмета: методика преподавания языка, математики, физики и т.д.

Каждый из нас много раз слышал такие понятия, как метод или методика. Но не многие могут знать, что они тесно связаны между собой, а иногда могут думать, что это слова синонимы. Следует знать, что метод дополняется методикой подхода к задаче. Следует учитывать, что при выборе того или иного метода решения какой-либо задачи, необходимо следовать определенной методике разрешения определенной ситуации.

Понятие метода и методики

Метод является способом движения цели или решения определенной задачи . Его можно описать всеми взглядами, приемами, способами и операциями, которые тесно связаны между собой и создают некую сеть. Их целенаправленно применяют в деятельности или в процессе обучения. Главными причинами выбора метода является мировоззрение человека, а также его цели и задачи.
Методы, в свою очередь, могут иметь свои группы. Они бывают:

  1. Организационные.
  2. Эмпирические.
  3. Обработки данных.
  4. Интерпретационные.

Организационные методы – это группа, которая включает в себя комплексные, сравнительные и лонгитюдные методы . Благодаря сравнительным методам можно изучать объекты по их признакам и показателям. Лонгитюдные методы позволяет обследовать одну и туже ситуацию, либо один и тот же объект на протяжении определенного количества времени. Комплексный метод включает в себя рассмотрение объекта и его исследование.

Эмпирические методы, прежде всего, наблюдение и эксперименты. Также к ним относятся беседы, тесты и тому подобное, метод анализа, оценивания и продукты деятельности.

К методу обработки данных относят статистический и качественный анализ ситуации или объекта. В интерпретационный метод входит группа из генетического и структурного методов.

Каждый из выше перечисленных методов выбирается от применяемой методики. Каждая деятельность человека может содержать в себе тот или иной метод при принятии решения . Каждый из нас принимает решение, как поступить в конкретной ситуации, основываясь на внешних факторах и признаках. Мы оцениваем происходящее и стараемся выбирать правильные последующие шаги с максимальной выгодой и минимумом негатива. Никто не хочет проигрывать и поэтому делает все, чтобы этого не произошло.

Методика, в свою очередь, определяется совокупностью всех приемов и методов при обучении или проведения некой работы, процесса, а также выполнения чего-либо. Это наука, которая может помочь воплотить любые методы. Она содержит в себе различные способы и организации, при которых взаимодействуют исследуемые объекты и субъекты, применяя конкретный материал или процедуры. Методика позволяет подобрать нам наиболее подходящий к ситуации метод, что позволит двигаться дальше, а также развиваться. Еще она позволяет ориентироваться в той или иной ситуации, что дает возможность двигаться в правильном направлении и выбирать правильный метод для решения проблемы.

Отличие метода от методики

Методика включает в себя больше конкретики и предметной характеристики , нежели метод. Говоря другими словами, данная наука может предоставить хорошо продуманный, адаптированный и подготовленный алгоритм действий, который позволит решить определенную задачу. Но при этом, такая четкая последовательность действий определяется выбранным методом, который характеризуется своими принципами.

Главным отличительным признаком методики от метода является более детальные приемы и применяемость их к задаче . Способы решения более детализированы, что позволяет исследователю выбрать правильный метод и воплотить задуманное в реальность. Другими словами, благодаря методике воплощается метод. Если человек будет выбирать подходящий метод для решения той или иной задачи, основываясь на комплексе определенных методов, то у него появится несколько приемов для решения, а также он станет более гибким в подходе к данной ситуации.

Такого человека тяжело будет загнать в тупик, так как он будет готовым ко всему. Итак, метод не более, чем выбор направления на правильный путь к успешному решению проблемы, выхода из неприятной ситуации или успеху в целом. Помимо этого, нужно еще мастерски его применить. Это позволить выжать максимум из любой ситуации, при этом допуская минимум погрешностей. Поэтому, необходимо правильно выбрать методику решения, опираясь на выбранный метод, который позволит найти правильный путь и открыть глаза на происходящее.

Общее понятие

Методика - это, как правило, некий готовый "рецепт", алгоритм, процедура для проведения каких-либо нацеленных действий. Близко к понятию технология . Методика отличается от метода конкретизацией приемов и задач. Например, математическая обработка данных эксперимента может объясняться как метод (математическая обработка), а конкретный выбор критериев, математических характеристик - как методика .

Понятие "методика" в различных отраслях

Образование

Методика обучения предмету включает в себя :

  • цели обучения
    • образовательные цели
    • развивающие цели
    • воспитывающие цели
    • практические цели
  • принципы обучения
  • содержание обучения
  • методы обучения
    • общие методы обучения
    • частные методы обучения

Экспериментальная наука

Теоретическая наука

Раздел нуждается в дополнении.

Требования к методике

Необходимыми требованиями к методике, как к конкретному "рецепту", процедуре, являются следующие:

  • реалистичность;
  • воспроизводимость;
  • внятность;
  • соответствие целям и задачам планируемого действия, обоснованность;
  • результативность.

См. также

Примечания

Ссылки

  • Коджаспирова Г.М. и Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2005.
  • Сенькина Г.Е., Емельченков Е.П., Киселёва О.М. Методы математического моделирования в обучении: монография/ Смол. гос. ун-т. - Смоленск, 2007.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Методика" в других словарях:

    методика - Установленный способ осуществления деятельности. Примечания 1. Во многих случаях методики документируются [например, методики системы качества]. 2. Когда какая либо методика документируется, лучше употреблять термин «письменная… … Справочник технического переводчика

    - (греч. methodike). 1) то же, что методология. 2) часть педагогики, излагающая правила обучения различным предметам. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МЕТОДИКА греч. methodike. Тоже, что методология.… … Словарь иностранных слов русского языка

    Методика - – установленный способ осуществления деятельности. Примечания: 1. Во многих случаях методики документируются, [например, методики системы качества]. 2. Когда какая либо методика документируется, лучше употреблять термин «письменная… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов

    МЕТОДИКА, методики, жен. Система правил, изложение методов обучения чему нибудь или выполнения какой нибудь работы. Методика арифметики. Методика научного исследования. Методика пожарного дела. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Конкретизация метода, доведение его до инструкции, алгоритма, четкого описания способа существования. Чаще всего применяется в словосочетаниях методика расчета, методика оценки, методика составления, разработки. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш.,… … Экономический словарь

    МЕТОДИКА, фиксированная совокупность приемов практической деятельности, приводящей к заранее определенному результату. В научном познании методика играет важную роль в эмпирическом исследовании (наблюдении и эксперименте). В отличие от метода … Философская энциклопедия

    Методика - (Methodology, guideline) – 1.Документ, рекомендующий к применению определенные способы действия (в бухгалтерском учете, отчетности, решении экономико математических задач и так далее), не требующий рассмотрения или утверждения руководством… … Экономико-математический словарь

    Совокупность методов, приемов, опробованных и изученных для выполнения определенной работы. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    МЕТОДИКА, и, жен. 1. Наука о методах преподавания. 2. Совокупность методов обучения чему н., практического выполнения чего н. М. опытов. | прил. методический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Сущ., кол во синонимов: 2 годегетика (1) методология (3) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    - (от греч. methodike совокупность методов) англ. те thodics; нем. Methodik. 1. Совокупность методов, приемов целесообразного выполнения к. л. деятельности. 2. Всоциологии система операций, процедур, приемов установления соц. фактов, их… … Энциклопедия социологии

Книги

  • Методика определения фактических потерь тепловой энергии через тепловую изоляцию трубопроводов , . Методика определения фактических потерь тепловой энергии через тепловую изоляцию трубопроводов водяных тепловых сетей систем централизованного теплоснабжения. Методика устанавливает порядок…

Кроме вышеуказанных обязательных характеристик и требований, научное познание руководствуется еще рядом методологических принципов.

Основные из них такие:

1. Принцип объективности. Это требование рассматривать объект таким, “каков он есть”, независимо от мнения и желания субъекта.

2. Принцип всеобщей связи. Это требование рассматривать объект и учитывать в работе с ним, по мере возможности, максимальное количество его внутренних и внешних связей.

3. Принцип развития. Это требование осуществлять познание и учитывать в деятельности, что развивается сам объект, изучающая его наука, а также мышление познающего субъекта.

Утверждая нечто относительно объекта, следует учитывать:

а) о каком его состоянии или стадии развития идет речь в конкретном случае;

б) пользуясь научным утверждением, учитывать, что оно принадлежит развитию познания на какой-либо его стадии, в определенный исторический период и уже могло измениться.

4. Принцип целостности. Это требование рассматривать объект с учетом доминанты целого над частью.

5. Принцип системности. Это требование рассматривать объект системно, с учетом его собственных системных характеристик, где для характеристик системы важны и существенны как свойства самих элементов, так и связей между ними. Важно и то, что общие, системные характеристики как целого могут определяющим образом влиять на элементы и связи.

6. Принцип детерминизма. Это требование рассматривать и включать в деятельность объект как порождение комплекса причин. Это также учет и того, что все научные положения формулируются по такой логической схеме: если будет это, то будет то-то.

Большое значение для понимания научного познания имеет анализ средств получения и хранения знания. Средства получения знания и есть методы научного познания. Что же такое метод?

В литературе существуют равные определения метода. Мы будем использовать то, которое, на наш взгляд, подходит к анализу естествознания. Метод - это способ действия субъекта, направленный на теоретическое и практическое овладение объектом.

Под субъектом в широком смысле слова понимается все человечество в его развитии. В узком смысле слова субъект - это отдельная личность, вооруженная знаниями и средствами познания своей эпохи. Субъектом может выступать и определенный научный коллектив, неформальная группа ученых. Под объектом понимается все то, что входит в сферу познавательной деятельности субъекта. В эмпирическом, т.е. экспериментальном естествознании объект - это какой-то фрагмент действительности. В теоретическом естествознании объект - это логические конструкции фрагментов действительности. Мы уже знаем, что это будут идеальные модели фрагментов действительности или идеализации определенных реальных объектов.


Всякий метод определяется правилами действия субъекта, которые основаны на определенных познанных объективных закономерностях. Методов без правил действия субъекта не существует. Рассмотрим для примера метод спектрального анализа. Он основан на такой объективной закономерности: любой химический элемент, обладающий определенной температурой, дает радиационный спектр излучения или поглощения, который имеет ряд характеристических линий.

Пусть мы имеем смесь, химический состав которой неизвестен. Сняв спектр этой смеси и сравнив его с известными эталонами, мы легко определим состав смеси. Уже этот элементарный пример говорит о том, что люди всякое знание стремятся превратить в метод добывания новых знаний.

Метод - это совокупность правил, основанная на определенной закономерности.

Может быть неправильное применение метода. Это происходит в тех случаях, когда метод применяют там, где не действует та закономерность, на которой он основан.

Методы, используемые в естествознании можно разделить на:

общенаучные - это такие методы, которые находят применение во всех естественных науках (например, гипотеза, эксперимент и т.д.); частные методы - это методы, применяемые лишь в узких областях конкретных естественных наук. Например, метод интегрирования по частям, метод условных рефлексов и т.д.
Эмпирические теоретические
Наблюдение, эксперимент, измерение - сравнение объектов, по каким - либо сходным свойствам или сторонам. Описание - фиксация средствами естественного и искусственного языка сведений об объекте. Сравнение - одновременное соотносительное исследование и оценка общих для двух или более объектов свойств или признаков. Формализация - построение абстрактно-математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов действительности. Аксиоматизация - построение теорий на основе аксиом. Гипотетико-дедуктивный - создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах.

Конкретизация применения какого-либо метода - это методика в узком смысле слова. Например, одним из методов интегрирования, как мы уже говорили, является интегрирование по частям. Пусть нам надо вычислить интеграл Он берется по частям. Вспомним формулу интегрирования по частям . В нашем примере и = x , а dv = sinх dx . Это и есть пример методики в узком смысле слова как конкретизация определенного метода.

Выбор и применение методов и методик в исследовательской работе зависит от природы изучаемого явления и от задач, которые ставит перед собой исследователь. В научном исследовании важен не только хороший метод, но и мастерство его применения.

Между методом и изучаемым объектом нет жесткой связи. Если бы она была, то невозможен был бы прогресс в методах решения одних и тех же задач.

Под методологией в широком смысле слова понимают учение о методе, т.е. теорию самого метода.

В теории метода должны быть решены, по крайней мере, такие проблемы:

Какова закономерность, на которой основан метод?

Каковы правила действия субъекта (их смысл и последовательность), составляющие суть метода?

Каков класс задач, которые можно решать с помощью данного метода?

Каковы границы применимости метода?

Как связан данный метод с другими методами? Для науки вообще, в том числе и для естествознания, важно знать не только теорию отдельных методов, но и теорию всей системы методов, применяемых в естествознании или в его отдельной отрасли. Поэтому наиболее полное определение методологии такое: методология - это система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.

Вообще предложено много различных определений методологии науки. На наш взгляд, можно исходить и из следующего определения методологии: методология науки - это научная дисциплина, дающая достаточно полное и пригодное для использования знание о свойствах, структурах, закономерностях возникновения, функционирования и развития систем научного знания, а также об их взаимосвязях и применениях.

Существуют различные уровни методологии . Философский уровень методологии представляет собой общую систему принципов и регулятивов человеческой деятельности. Они задаются теорией познания, которая разрабатывается в рамках философии.

Различают содержательную и формальную методологию естественнонаучного познания.

Структура научного знания и научной теории;

Законы порождения, функционирования и изменения научных теорий;

Понятийный каркас науки и ее отдельных дисциплин;

Характеристика схем объяснения, принятых в науке;

Теории методов науки;

Условия и критерии научности;

Формальные аспекты методологии связаны с анализом:

Языка науки формализованных методов познания;

Структуры научного объяснения и описания.

Методологический анализ может вестись на конкретно-научном и на философском уровнях, последний является высшим и определяющим уровнем методологий. Почему?

На философском уровне анализ ведется в контексте решения коренных мировоззренческих проблем отношения человека к действительности, места и значения человека в мире.

Здесь обязательно решаются проблемы:

Отношения знания к действительности;

Отношения субъекта к объекту в познании;

Места и роли данных форм знания или приемов исследования в системе познавательного отношения человека к миру.

Проблемы научного метода широко обсуждались уже в период становления опытного естествознания. Так, в эпоху Возрождения было осознано, что научный метод включает в себя экспериментальное (опытное) и теоретическое начала, последнее воплощается, прежде всего, в математике.

Развитие теоретического начала научного метода сопровождалось выработкой мощных орудий исследования. “Теория, - пишет Л. де Бройль , - также должна иметь свои инструменты для того, чтобы получить возможность формулировать свои концепции в строгой форме и строго вывести из них предложения, которые можно было бы точно сравнить с результатами эксперимента; но эти инструменты являются главным образом инструментами интеллектуального порядка, математическими инструментами, если можно так сказать, которые теория постепенно получила благодаря развитию арифметики, геометрии и анализа и которые не перестают множиться и совершенствоваться” (Де Бройль Л. По тропам науки. - М., 1962. С. 163).

В чем же ценность математики для естествознания?

В процессе развития познания происходит смена тех математических дисциплин, которые наиболее сильно взаимодействуют с естествознанием. При этом весьма существенно, что математика может заготавливать новые формы “впрок”. Пример математизации физики говорит не только о том, что определенным физическим теориям соответствует своя математика. Наиболее примечательно то, что соответствующие разделы математики в своих основных контурах зачастую возникали независимо и до появления самих этих теорий. Более того, использование данных разделов математики явилось необходимым условием разработки новых направлений исследования. Математика предвосхищала развитие физики. В истории физики не раз происходили удивительные совпадения результатов математики с экспериментальной действительностью. Именно в этом предвосхищении проявляется вся сила инструментального характера математики.

Постепенное овладение началами научного метода в эпоху Возрождения привело естествознание к разработке первых научных теорий как относительно целостных концептуальных систем. Таковыми явились, прежде всего, классическая механика Ньютона, а затем классическая термодинамика , классическая электродинамика и, наконец, теория относительности и квантовая механика. Научные теории - это основная форма выражения знания. В физико-математическом естествознании разработка теорий - это результат настойчивого применения математики и кропотливого развития эксперимента. Развитие теории оказало существенное обратное воздействие на сам метод науки.

Научный метод стал неотделим от научной теории, ее применения и развития. Истинно научный метод - это теория в действии. Квантовая механика есть не только отражение свойств и закономерностей физических процессов атомного масштаба, но и важнейший метод дальнейшего познания микропроцессов. Генетик - не только отражение свойств и закономерностей явлений наследственности и изменчивости в развитии живых систем, но и важнейший метод познания глубинных основ жизни.

Чтобы выполнить функцию метода, теория должна удовлетворять таким требованиям:

1) быть принципиально проверяемой;

2) обладать максимальной общностью;

3) обладать предсказательной силой;

4) быть принципиально простой;

5) обладать системностью.

В заключение этого вопроса отметим, что особенно в наше время важна не просто постановка, например, экологических проблем, а выработка путей, способов и средств их реального решения. И крайне существенно, что именно физика является тем полигоном, на котором зарождаются и проверяются новые средства познания, совершенствуются основы научного метода.