Чисто общественные блага. Блага чистые частные

В случае чистых частных благ предполагается, что все затраты на их производство полностью несет продавец товара, а все выгоды достаются только непосредственному покупателю, никакие затраты и выгоды не могут быть переложены на любое третье лицо, не участвующее в сделке. Как видно из этого определения, существование чистого блага предполагает отсутствие внешних эффектов (о внешних эффектах см. лекцию 45). Лишь немногие товары и ресурсы в реальном мире соответствуют этому предположению. Если, например, вы выпили стакан кока-колы, это может вызвать отрицательные эмоции у страдающего от жажды человека, на глазах которого это произошло. Это приведет к снижению его полезности, т. е. вызовет отрицательный внешний эффект . И напротив, выгоду от того, что качество и состав кока-колы абсолютно одинаковы, получают все индивиды, а с прибавлением дополнительного потребителя выгода , получаемая остальными покупателями, не снижается. По сути дела чистые частные блага - идеальная конструкция, такая же, как например совершенная конкуренция.  


Множество товаров и услуг в соответствии со своими свойствами занимают промежуточное положение между чистыми общественными благами и чистыми частными благами. Чаще всего потребление блага является неизбирательным, но только до определенного уровня потребления - это и есть перегружаемые общественные блага (например дороги) их может не хватить на всех потребителей. Начиная с определенного числа потребителей при появлении дополнительной единицы потребления имеет место уменьшение прежней полезности данного блага. Дополнительные пользователи не сокращают доступность услуг шоссе, но уменьшается скорость движения существующих пользователей, что делает шоссе более опасным.  

Второй уровень содержательно характеризуется общественной формой производства или способом общения индивидов в процессе создания ими материальных и духовных благ . Здесь позволим себе напомнить известные этапы -экономические формации общества первобытно-общинную рабовладельческую в трех своих основных ипостасях (азиатской, античной и восточнославянской) феодальную тоже в нескольких формах (западно-европейской, в основе, которой лежала германская община с ее чистой частной собственностью - будущей колыбелью капитализма азиатской в форме кочевого феодализма и других), и, наконец, капиталистическую или буржуазную формацию. Таковы основные на сегодняшний день, более или менее четко характеризуемые ступени развития общественной формы производства индивидов.  

Рассмотрим частный случай, когда х принимает два значения, 0 и 1 и доли 5г постоянны. Считаем, что г>г(0) = 0 /г е / и с(0) = 0. Величина г>г = г>г(1)-г>г(0)=г>г(1) представляет собой резервную цену - максимальную цену , которую потребитель г готов заплатить за данное благо, с = с(1) - издержки на производство общественного блага . Чистая полезность для г-го потребителя при х = 1 равна  

Чистое частное благо - это такое благо, каждая произведённая единица которого может быть оценена и продана в пользование каждому конкретному потребителю. Таким образом, каждая проданная единица данного блага приносит пользу только его покупателю и не может быть использована бесплатно кем-либо ещё. Так, например, человек, мучимый жаждой, покупает банку пепси-колы и, выпивая её, единолично наслаждается прелестями этого напитка. Заплатив деньги за банку пепси-колы, человек получает исключительное право на использование этого блага. И никто другой не сможет воспользоваться данной банкой пепси-колы, чтобы получить от неё удовольствие. Говоря экономическим языком, покупка чистого частного блага не приводит к возникновению положительного внешнего эффекта . Сразу же отметим, что система рынков и цен прекрасно обслуживает производство, обращение и потребление  

чистыми общественными чистых общественных благ. Примером такого блага может служить кабельное телевидение , получившее в последнее время в нашей стране большое распространение. Это благо неконкурентно , ибо как только телевизионный сигнал передан в эфир, предельные издержки телепередачи, доступной каждому дополнительному пользователю, равны нулю. Однако, телевизионная компания может ограничить число потребителей, устанавливая за специальную плату декодирующую аппаратуру, которая  

Многие товары и услуги по своим характеристикам находятся между чистыми общественными и чистыми частными благами. Приведите примеры товаров или услуг,  

Многие товары и услуги по своим характеристикам находятся между чистыми общественными и чистыми частными благами. Например, товары или услуги, которые являются не конкурентными, но исключаемыми, т.е. обладают лишь одним свойством чистых общественных благ. Примером такого блага может служить кабельное телевидение.  

Исключаемость Высокая Исключаемые общественные блага Чистые частные блага  

Теперь рассмотрим противоположное сочетание ключевых характеристик потребления благ. В отличие от чистых частных благ чистыми общественными будут считаться такие блага, которые объединяют в себе низкую (вплоть до нулевой) конкурентность с невысокой исключаемостью остальных экономических субъектов из потребления. Нулевая конкурентность чистых общественных благ означает, что предельные издержки предоставления подобного блага каждому дополнительному потребителю (после первого) равны нулю. Например, рождение еще одного жителя страны нисколько не увеличивает расходы на государственную оборону. Низкая же исключаемость общественных благ означает, что подобные блага вполне могут, да и чаще всего действительно потребляются сообща, коллективно, поскольку никто из владельцев не может (а точнее, недостаточно материально заинтересован) воспрепятствовать потреблять такие блага всем остальным экономическим субъектам.  

Однако далеко не все производимые (или обеспечиваемые) государством блага являются чистыми общественными благами. Многие из них обладают уровнем исключаемости, достаточно высоким для того, чтобы их производство (и последующая продажа) стало возможным и в частном секторе , а некоторые и вовсе представляют собой чистые частные блага. Тем не менее они также производятся в государственном секторе по разным причинам. Одна из них - высокий уровень положительных внешних эффектов от таких благ, который при их выпуске в частном секторе приводит к их устойчивому недопроизводству. Примером таких благ могут послужить здравоохранение и образование.  

Система чисто рыночного хозяйства не только приводит к чрезвычайному росту личного потребления , не только не способна обеспечить производство общественных товаров , она способствует недопроизводству благ получастного, полуобщественного. характера, которые обладают высокой ценностью и необходимы для достижения благосостояния как отдельного человека, так и всего общества. Их можно определить как общественные блага , производимые частным образом.  

Другой крайностью, противоположной чистым частным товарам, являются чистые общественные блага. Они обладают двумя важнейшими свойствами - несоперничеством и неисключаемостью в потреблении.  

Формально условие несоперничества в потреблении можно представить в следующем виде если чистое частное благо в количестве х может быть распределено среди различных индивидов (1, 2,. .., s) следующим образом,  

Чистые частные блага (pure private goods) - блага, все затраты на производство которых полностью несет продавец товара и все выгоды которых достаются только непосредственному покупателю никакие затраты и выгоды не перекладываются на третье лицо, не участвующее в сделке. Существова-  

Чистые частные блага (pure private goods) - блага, все затраты на производство которых полностью несет продавец товара и все выгоды которых достаются только непосредственному покупателю никакие затраты и выгоды не перекладываются на третье лицо, не участвующее в сделке. Существование чистого частного блага предполагает отсутствие внешних эффектов.  

Речь идет прежде всего об отношении чистой теории Вальраса к доктрине laissez faire, и в частности о том, можно ли и если да, то в каких пределах, придавать нормативное содержание выводу Вальраса о том, что система свободной конкуренции обеспечивает достижение максимума полезности всех товаров и услуг для всех участников. В уроке 22 Вальрас достаточно ясно дает положительный ответ на этот вопрос. Но при этом он подчеркивает, что поскольку полученный им вывод был сделан только для экономики, в которой производятся и обмениваются блага, представляющие частный интерес, то тем самым задаются и рамки его нормативного применения. Таким образом можно сказать, что границы нормативной трактовки вывода чистой теории Вальрас поставил в зависимость от того, в какой мере экономика представляет собой систему, в которой действуют исключительно частные интересы. Подобную позицию можно было бы считать простым уходом от ответа в область определений, если бы Вальрас в Элементах не указал области, где действуют общественные интересы, а в Исследованиях не показывал, как решать проблемы общественного богатства в соответствующих областях.  

Многие товары и услуги по своим характеристикам находятся между чистыми общественными и обычными частными благами . В ряде случаев потребление блага неизбирательно только до некоторого уровня потребления. Такие блага называются перегружаемыми общественными благами , которых может не хватить на всех потребителей. Примером таких благ может служить скоростное шоссе, мост или тоннель, имеющие один вход и выход. При пользовании такими благами начиная с некоторого количества потребителей появление каждого дополнительного потребителя приводит к уменьшению полезности, получаемой уже существующими потребителями . Для достижения эффективности производства и потребления таких благ необходимо, чтобы та-  

Именно существование свободных благ порождает ситуации так называемых нерыночных взаимозависимостей, которые стали объектом экономического анализа А. Пигу. Так, Пигу анализирует ситуации, когда деятельность предприятия и потребителя имеет внешние эффекты , которые денежной меры не имеют, но на благосостояние реально влияют, как, например, загрязнение окружающей среды деятельностью промышленных предприятий. Отметим, что система чисто рыночного хозяйства предполагает хищническое использование свободных благ именно потому, что, не являясь объектами частной собственности , они не имеют в рамках данной системы денежной оценки и потому не выступают элементом частных издержек предприятия. В этом случае издержки несет общество в лице третьих лиц, которые не являются субъектами рыночной сделки в лице покупателя или продавца.  

Не только внешние эффекты являются причиной, от которой страдает эффективность рыночных сделок. Многое зависит также от свойств товаров и услуг, которые обмениваются на частных рынках. Основная проблема, рассматриваемая экономической наукой, - проблема выбора. Ее острота обусловлена ограниченностью ресурсов и связанным с ними соперничеством участников рынка.

Одним из свойств благ является конкурентность в потреблении . Конкуренция свидетельствует о том, что потребление блага одним субъектом исключает возможность его потребления другими субъектами. Однако в современных условиях существует немало благ, не порождающих конкуренцию. Примером такого рода является информация, которой не становится меньше от того, что ее потребляет большое число субъектов. В данном случае отсутствие конкуренции фактически означает, что предоставление каждой дополнительной единицы информации не связано с дополнительными издержками. Следовательно, предельные издержки для неконкурентных в потреблении благ равны нулю, и это вовсе не предполагает, что совокупные издержки по их предоставлению тоже должны равняться нулю. Так, если число машин, проезжающих через мост, увеличится, это не приведет к росту дополнительных издержек, из чего нельзя заключить, что издержки по строительству моста отсутствуют и возрастают издержки по его ремонту.

Другим свойством благ является мера исключаемости субъектов из их потребления. Наличие или отсутствие исключительного доступа к тому или иному благу зависит от издержек по его (доступа) обеспечению. Например, исключение доступа третьих лиц к любому из благ, входящих в группу предметов потребления, не обусловлено какими-либо издержками, в то время как исключение доступа к дороге как средству коммуникации требует значительных издержек. Следовательно, наделение блага свойством исключительности доступа фактически связано с величиной издержек исключения.

Модели типов рынков (совершенная конкуренция, чистая монополия, олигополия и монополитическая конкуренция) строятся на предположении, что все блага, реализуемые на частных рынках, наделены свойствами исключаемости и конкурентности в потреблении. Однако оба эти качества одновременно присущи только одному типу благ - чистым частным благам.

Чистые частные блага - это блага, обладающие свойствами конкурентности при потреблении и исключаемости доступа . Их изготовление и использование предполагают отсутствие внешних эффектов. Все затраты в связи с производством полностью несет производитель, а все выгоды достаются потребителю (покупателю). Примерами чистых частных благ являются все товары, каждая единица которых может быть продана за отдельную плату.



Полной их противоположностью выступают чистые общественные блага, для которыхотсутствуют исключаемость доступа и конкурентность при потреблении . Следовательно, чистое общественное благо неделимо и его производство и потребление сопровождаются внешними эффектами (пример - защита населения от угрозы внешней агрессии). Неделимость в потреблении означает, что индивид не может непосредственно выбирать объем потребления таких благ. Она предполагает совместное использование общественных благ, как правило, предлагаемых государством. Однако неделимость в потреблении не следует путать с неделимостью в производстве.

Наличие свойств неконкурентности и неисключаемости у чистых общественных благ порождает проблему ценообразования. Эффективная цена блага устанавливается на уровне предельных издержек. Поскольку неконкурентность в потреблении означает, что предельные издержки по предоставлению таких благ равны нулю, цена должна была бы также равняться нулю. Но при нулевой цене производитель не сможет покрыть издержки производства. Следовательно, чистые общественные блага не могут реализовываться на частных рынках. Поэтому блага данного вида предоставляет общественный сектор (государство).

Таблица 13.1

Типология благ

Для некоторых видов ресурсов характерен практически неограниченный доступ к ним потенциальных потребителей. Подобные ресурсы воспроизводятся естественным образом, но чрезмерная эксплуатация пагубна для их продуктивности (пример - рыба в морях и океанах). Однако свободный доступ потенциальных пользователей к данным ресурсам обусловлен высокими издержками, включающими контроль за соблюдением режима ограниченного доступа. Последнее нередко связано с формированием социальных институтов на основе неформальных норм, закрепляющих традиционный режим использования ресурсов. Так, нередко пастбища являются коллективной собственностью.



Кроме чистых частных и чистых общественных благ существуют смешанные блага. Типичным примером смешанного блага (исключаемого, но не конкурентного в потреблении) служат блага естественных монополий. Эффективность естественных монополий зависит от размеров фирмы. Чем крупнее производство, тем ниже его средние издержки, поскольку постоянные издержки распределяются на больший объем продаж. К естественным монополиям относятся метро, радиовещание, электросети и т.д.

Коллективные блага - это товары и услуги, обладающие свойствами смешанных благ и предоставляемые ограниченному числу лиц по той причине, что количество блага, предлагаемое какому-либо одному индивиду, не может быть изменено независимо от остальных. Такие смешанные коллективные блага иначе называются клубными, их потребление основывается на принципе распределения клуба: накладные расходы, возникающие при предоставлении этих благ, распределяются на каждого отдельного потребителя. Коллективные блага сближает с благами естественных монополий, с одной стороны, наличие ограничений на доступ к благу для тех потребителей, которые не являются членами определенного сообщества, а с другой стороны - отсутствие конкуренции в потреблении этих благ.

Различают два вида коллективных благ. Первый вид возникает в случае создания коалиции для обеспечения ее участников коллективным благом, при этом остальные потребители исключаются из числа потенциальных пользователей (пример - закрытый спортивный клуб). Второй вид появляется, если коалиция, созданная для предоставления блага, является частью группы большего размера, но от остальных членов коллектива ее отличают особые мотивы. В этом случае коалиция не в состоянии исключить из числа потребителей коллективного блага других членов основной группы (пример - объединение жителей городка для озеленения своей улицы) .

Делятся на частные и общественные в зависимости от особенностей их потребления. Прежде всего, частным благам свойственна высокая конкурентность (избирательность) в потреблении. Это означает, что потребление таких благ одним липом не дает возможности получить выгоду от их потребления другим человеком. Если кто-то, например, носит костюм, то только он и получает удовольствие от обладания костюмом.

С другой стороны, потребление частного блага одним лицом делает невозможным его потребление другими лицами, не заплатившими за него. Это свойство частного блага называется высокой исключаемостъю из потребления.

Напротив, чистое общественное благо обладает двумя свойствами:

  • потребление такого блага одним лицом не уменьшает его полезности для другого лица (свойство неизбирательности в потреблении). Это ведет к тому, что предельные затраты получения данного блага еше одним человеком равны нулю. Например, если в городе, защищенном системой ПВО, появляется еще один житель, затраты на оборону не меняются;
  • невозможно помешать потреблению блага лицом, не заплатившим за него (свойство неисключаемости из потребления). Так, та же система ПВО не может защитить добросовестного налогоплательщика, одновременно не защищая и того, кто налогов не апатит

На деле не всякое общественное благо обладает всеми свойствами чистого общественного блага. В качестве примера можно привести кабельное телевидение. Оно отличается высокой степенью не избирательности в потреблении, поскольку подключение еще одного зрителя не уменьшает полезности программы для всех остальных. Но для него свойственна исключаемость из потребления: нельзя смотреть программы, не заплатив за них.

Перегружаемое общественное благо - это благо, полезность которою для уже существующих потребителей уменьшается с появлением новых потребителей. Последнее ведет к тому, что затраты предоставления данного блага еще одному потребителю, начиная с некоторого числа потребителей, не равны нулю (рис. 1).

Рис. 1. Чистое общественное благо и перегружаемое благо

Возьмем для примера образовательные услуги. Если лекции слушает хотя бы один человек, приходится нести затраты по оплате труда преподавателей, аренде помещения и т.д. Однако появление в аудитории второго, третьего и т.д. слушателя ничуть не увеличивает эти затраты, т.е. предельные затраты по образованию дополнительных слушателей равны нулю. Так будет продолжаться до тех пор, пока аудитория не будет заполнена полностью. После этого появление N-гo студента потребует расширения аудитории, оплаты новых преподавателей и т.д. Следовательно, предельные затраты по образованию этого дополнительного человека уже не равны нулю. Таким образом, обучение — перегружаемое общественное благо.

Производство чистого общественного блага порождает положительный внешний эффект. Если кто-то оплачивает такое благо, выгоду получает не только он, но и все остальные. Отсюда - проблема фрирайдера (зайца). Фрирайдер пытается преуменьшить полезность общественного блага для себя, соответственно и заплатить за него поменьше. Он рассчитывает, что заплатят другие, а пользоваться общественным благом он будет наравне со всеми. В результате уровень производства общественных благ в отсутствие государственного вмешательства обычно оказывается ниже эффективного уровня.

Покажем это. Отличительной чертой общественного блага является то, что отдельный потребитель не может произвольно изменять его количество, но вынужден потреблять это благо целиком вместе со всеми. Так, все жители города располагают одним и тем же числом мусороуборочных машин. Поэтому предельная социальная выгода от использования данного количества общественного блага определяется путем сложения предельных частных выгод всех потребителей: MSB = MB 1 , + МВ 2 + ... + МВ n .

На графике кривая предельной социальной выгоды (MSB) получается посредством вертикального суммирования кривых предельной частной выгоды (MB) (рис. 2).

Общественно-эффективный выпуск блага (q*) как всегда определяется пересечением кривых предельной социальной выгоды и предельных социальных затрат.

Рис. 2. Общий спрос на общественное благо и его эффективный выпуск

Предположим, что приобретение общественного блага финансируется путем добровольных взносов. Фрирайдеры, как отмечалось, пытаются внести меньшие суммы в сравнении с их частной выгодой от обладания общественным благом. В результате кривая общественного спроса на благо (D Σ) пройдет ниже кривой MSB, а значит фактический выпуск блага (q") будет меньше эффективного.

В связи с этим функции заказчика и распределителя многих общественных благ от липа всего общества берет на себя государство. В отсутствие государства у нас не было бы ни танков, ни самолетов, ни ракет. Вместо этого каждый с автоматом (частное благо) защищал бы собственную квартиру! Вышесказанное не означает, однако, что государство во всех случаях идеально выполняет свои функции.

Предложение общественных благ. Общественный выбор

Предложение общественных благ осуществляется через политические институты. В демократической системе избиратели большинством голосов решают, сколько единиц того или иного общественного блага следует иметь.

Предположим, решается вопрос о численности городской милиции. Известно, что предельные затраты на одного милиционера постоянны и составляют 500 ден. ед. Голосуют пять избирателей. Финансирование милиции осуществляется за счет налогов. Для этого с каждого избирателя придется собрать 100 ден. ед. налога (t ) за каждого милиционера. Имеются данные о предельной выгоде от услуг милиционеров для каждого избирателя.

Изобразим на рисунке функции предельных выгод всех отдельных избирателей, а также функцию предельных общественных выгод от услуг милиции. Поскольку предельные затраты на содержание каждого милиционера постоянны, функция предложения услуг милиции — горизонтальная линия (рис. 3).

Рис. 3. Определение количества общественного блага путем голосования

За то, чтобы иметь одного милиционера, проголосуют все. С этим согласится даже Сидор, для которого выгода от первого милиционера (100 ден. ед.) равна сумме налога на его содержание. Сидор будет, однако, против приглашения второго милиционера, поскольку его предельная выгода от этого (80 ден. ед.) окажется меньше налога (100 ден. ед.). Тем не менее остальные четверо избирателей проголосуют «за», и предложение пройдет. Это невыгодно для Сидора, так как ему придется подчиниться большинству и заплатить за второго милиционера, хотя он этого и не хочет. Рассуждая аналогичным образом, приходим к выводу, что за третьего милиционера проголосуют трое избирателей, а двое (Сидор и Трифон) будут против. Предложение проходит по правилу большинства. Однако от услуг четвертого или тем более пятого милиционера общество откажется, ибо большинство избирателей проголосует против.

Итак, голосование по правилу большинства обеспечивает эффективное количество общественного блага, так как при наличии трех милиционеров равенство предельной социальной выгоды предельным социальным издержкам (MSB = MSC) соблюдено. Но при этом только Кузьма получил ровно такое число милиционеров, которое хотел (МВ 3 = t). Напротив, Сидор и Трифон предпочли бы иметь меньшее, а Федот и Фекла — большее число милиционеров по сравнению с тем, что они получили по большинству голосов. Голосование отражает, следовательно, позицию среднего избирателя, отбрасывая крайности.

При принятии решения большинством голосов возможна ситуация, когда общество не сможет определить свои предпочтения. Это бывает, если предпочтения отдельных людей транзитивны, а общества в целом — нет. Тогда возникает «парадокс голосования».

Общественные блага

Андрей ставит на первое место школу, на второе — парк, на третье — кафе. У Бориса и Виктора свои предпочтения, а выбрать надо что-то одно.

Попробуем организовать голосование иначе. Выбираем между школой и парком. Школа получает два голоса (Андрея и Виктора), парк — один. Школа оказалась лучше парка. Выбираем между школой и кафе. Кафе получает голоса Бориса и Виктора, а школа — только голос Андрея. Кафе оказалось лучше школы. Выбираем между парком и кафе и видим, что парк лучше кафе. Круг замкнулся, и окончательное решение не может быть принято.

Если интересы ряда субъектов совпадают, они могут объединиться в группу. Деятельность, направленная на обеспечение принятия общественных решений в интересах группы, называется лоббизмом. В парламенте России действуют военно-промышленное, сырьевое, аграрное и другие лобби.

Группа лоббистов, действуя сплоченно, может добиться выгодных для меньшинства решений, если ее противники разобщены, а выгода каждого из них меньше затрат, необходимых для отстаивания своих позиций.

Вероятность решений в интересах меньшинства повышается, когда разные группы с особыми интересами объединяются на основе взаимной поддержки или логроллинга: одна группа голосует за решение, выгодное другой группе, а та, в свою очередь, поддерживает другое решение в интересах первой группы.

Подводя итог, следует подчеркнуть, что сам факт государственного вмешательства в экономику еще не гарантирует преодоления недостатков рыночной деятельности и эффективною размещения ресурсов. С ролью государства приходится мириться в тех случаях, когда рынок определенно не справляется с некоторыми экономическими функциями. Однако и государственная деятельность может служить источником экономической неэффективности. Поэтому, принимая решения об осуществлении экономической деятельности частными либо государственными институтами, следует сопоставлять достоинства и недостатки рыночного и государственного механизмов.

Общественные блага-блага, выгода от пользования которыми неразделимо распределена по всему обществу независимо от того, хотят или нет отдельные его представители приобретать это благо. Общественные блага оплачиваются за счет общего налогообложения. Примером общественного блага служит система национальной обороны, т.к. касается всех и каждого в равной степени. Различают чистые частные и чистые общественные блага. Чистое общественное благо-благо, которое потребляется коллективно всеми людьми независимо от того, платят они за него или нет. Получение полезности от обеспечения чистым общественным благом единственным потребителем невозможно. Чистое частное благо-благо, которое можно разделить среди людей так, что другим от этого не будет никакой выгоды или затрат. Если эффективное обеспечение общественных благ часто требует государственных действий, то частные блага могут эффективно распределять рынок. Следовательно, чистое частное благо приносит полезность только покупателю. Целый ряд благ не является ни чисто частным, ни чисто общественным. Например, услуги полиции, с одной стороны представляют собой общественное благо, а с другой - раскрывая кражи со взломом, они оказывают частную услугу конкретному лицу. Чистые общественные блага имеют две основные особенности: 1) чистые общественные блага обладают свойством неизбирательности в потреблении, означающим что при данном объеме блага его потребление одним человеком не снижает доступности для других. 2) потребление чистых общественных благ не обладает свойством исключительности в потреблении. Это значит, что потребитель нежелающие платить за такие блага, не могут быть лишены возможности их потребления.

55 Особенности спроса на общественные блага. Индивидуальный и общественный спрос на общественные блага.

Кривая спроса на чистое общественное благо отличается от кривой спроса на чистое частное благо. Общим для них является то, что они обе имеют отрицательный наклон.

Кривая спроса на чистое общественное благо.

D= MSB=∑MPB, где MSB – предельная общественная выгода от потребления блага, а MPB – предельная частная выгода от потребления блага. Таким образом, кривая спроса на чистое общественное благо получается посредством сложения предельных частных полезностей.

Кривая спроса на частное благо.

Qd=∑q i , где i =1…n

То есть мы можем сказать, что для чистого частного блага совокупный Объём спроса при каждой возможной величине цены равен сумме индивидуальных объёмов спроса.

Кривая спроса на частное благо получается посредством сложения объёмов спроса для каждой цены вдоль горизонтальной оси.

56. Производство общественных благ. Роль гос-ва в обеспечении предложения общественных благ.

Эффективный выпуск чистых общественных благ (ЧОБ) соответствует объему выпуска, при котором предельная общественная полезность соответствует предельным общественным издержкам (MSB=MSC. MSB=∑ MPB, где MPB – предельная частная полезность)

У потребителей существует склонность уклоняться от участия в финансировании производства общественных благ или минимизировать связанные с этим затраты в расчете на то, что это сделают другие. Данное явление - проблема «безбилетника» или «зайцев» .Возможность бесплатного потребления общественных благ обуславливает неэффективность при их производстве. Суть проблемы «безбилетника» - стремясь получить выгоду за счет усилий других пользователей, «зайцы» занимают степень получаемой ими предельной полезности от потребления блага, что приводит к преуменьшению ценности общественного блага, и к более низкому, по сравнению с эффективным, объему его производства. Можно столкнуться с ситуацией, когда никто не захочет платить и предоставление общественных благ окажется невозможным. Т.о. существо проблемы выражается в том, что в потреблении общественного блага заинтересованы все, а платить не хочет никто.

Когда круг потребителей общественного блага обширен, а склонность каждого из них платить за благо глубоко дифференцирована, преодоление проблемы «зайцев» методами исключения либо связано со значительными издержками, либо приводит к значительному недопроизводству общественного блага. Поэтому единственным способом предоставления подобных общественных благ становится гос-во. Формы участия гос-ва в обеспечении общественными благами могут быть разными, от непосредственного производства блага – национальная оборона, пожарная охрана, до финансирования производимых частным сектором общественных благ – уборка мусора, некоторые виды медицинской помощи. Однако суть их одна – производство предоставляемых посредством государства общественных благ финансируется за счет взимаемых в принудительном порядке налогов со всех граждан, как метода решения проблемы «безбилетника».

Кафедра «Экономики и Управления

Курсовая по экономической теории

на тему:

Общественные блага, как экономическая категория

Москва 2008 г.


Введение

2. Особенности спроса на общественные блага

3. Эффективный объем общественного блага

4. Проблема «безбилетника»

5. Предоставление общественных благ посредством рынка

6. Предоставление общественных благ государством

Заключение

Список литературы


Введение

Важной функцией государства в рыночной экономике является производство общественных товаров и услуг (благ). Особенностью общественных благ является то, что их полезность распространяется больше чем на одного человека (национальная оборона, мосты, защита от наводнений и т.п.). Производство таких благ, как правило, не выгодно частному сектору, но они необходимы обществу в целом, и государство берет на себя их производство.

Общественные блага - блага, выгода от пользования которыми неразделимо распределена по всему обществу независимо от того, хотят или нет отдельные его представители приобретать это благо.

Общественные блага обладают 2-мя характерными свойствами:

1. Несоперничество в потреблении

2. Неисключаемостью.

Несоперничество в потреблении состоит в том, что при увеличении количества потребителей какого-либо общественного блага никогда не снижается полезность, доставляемая каждому из потребителей. При предоставлении общественного блага индивидуальному потребителю предельные издержки = 0. А при увеличении потребителей реализуются условия Парето-улучшения (Парето-улучшениями называются такие изменения экономических ситуаций, при которых по сравнению с предыдущим состоянием никто не проигрывает и хотя бы некоторые участники экономической жизни выигрывают).

Неисключаемость состоит в том, что производитель общественного блага не имеет возможности по своему желанию отстранить какого-либо потребителя от пользования этим благом. Поставщики общественных благ не в состоянии вступать в обособленные экономические взаимоотношения с каждым из их потребителей.

Общественные блага оплачиваются за счет общего налогообложения, а не покупаются отдельными потребителями на рынке. Примером общественного блага служит система национальной обороны, поскольку касается всех и каждого в равной степени.

1. Классификация экономических благ

В основу классификации благ положены два критерия – степень доступности блага в потреблении и характер распределения полезности блага среди потребителей в процессе его потребления. В соответствии с первым критерием выделяются признаки исключаемости или неисключаемости блага, со вторым – избирательности или неизбирательности блага.

Исключаемость в потреблении означает, что обладание благом одним субъектом исключает доступность данного блага для других. В этом случае потребление блага возможно только на основе эквивалентного (рыночного) обмена. Неисключаемость в потреблении означает невозможность воспрепятствовать кому-либо участвовать в потреблении блага. В соответствии с данным принципом даже лица, не заплатившие за благо, не могут быть исключены из числа потребителей.

Избирательность в потреблении означает, что получение определённых выгод от потребления данного блага одним субъектом делает невозможным то же самое для другого субъекта. Суть данного признака проявляется в том, что потребители вынуждены конкурировать за право потребления блага, отчего его иногда называют принципом конкурентности в потреблении. Неизбирательность в потреблении означает, что получение выгод от потребления блага одним субъектом не ограничивает возможности получения тех же выгод для других. Такое благо считается неконкурентным, и его потребление каким-либо субъектом в любом количестве не ограничивает объем его потребления для других субъектов. В соответствии с указанными критериями блага делятся на чистые и общественные.

Благо, доступное в потреблении и приносящее полезность только его владельцу, является чистым частным благом.

Чистое частное благо – это благо, обладающее признаками избирательности и исключаемости. Потребление такого блага одним субъектом препятствует тому же для других и приносит полезность только его владельцу. Покупка порции мороженого кем-либо исключает ее доступность для других, а заключенная в ней полезность потребляется исключительно покупателем. Обладая высокой степенью избирательности и исключаемости, такие блага могут быть оценены и проданы поштучно и в этом смысле наиболее приспособлены для рыночного оборота.

Благо, предоставление которого отдельному лицу невозможно без предоставления остальным и потребляемое сообща, является чистым общественным благом.

Чистому общественному благу свойственны признаки неизбирательности и неисключаемости. Никто не может быть исключен из числа потребителей такого блага, а потребление его одним субъектом не ограничивает его полезность для других. Каждый отдельный гражданин пользуется выгодами от национальной обороны, не ущемляя при этом полезности, извлекаемой от нее другими. Одновременно никто не может быть исключен из числа потребителей этого блага. Чистые общественные блага обладают рядом специфических характеристик. Присущая им абсолютная неизбирательность означает, что 1) любое потребление кем-либо чистого общественного блага не влияет на предоставление его количества другим; 2) включение в потребление блага дополнительных потребителей не уменьшает выгод, извлекаемых от потребления блага существующими потребителями; 3) предельные издержки предоставления блага дополнительному потребителю равны нулю.

Рис. №1. Предельные издержки предоставления чистого общественного блага


Характерная для чистых общественных благ полная неисключаемость указывает на то, что: 1) данные блага обладают неделимостью, следовательно, 2) не могут быть раздроблены на единицы индивидуального потребления и проданы поштучно, а значит, 3) потребляются сообща. В силу указанных особенностей чистые общественные блага не могут производиться посредством рынка. Главная их отличительная особенность заключается в том, что потребление такого блага всегда сопровождается положительным эффектом для всех. Поэтому суть проблемы чистых общественных благ состоит не в распределении, а в обеспечении оптимального объема их производства. Типичными примерами чистых общественных благ являются национальная оборона, пожарная служба, органы правопорядка.

«Мир благ» не сводиться к чистым частным и чистым общественным благам. Во-первых, используемые для классификации благ признаки имеют разную степень проявления в отношении каждого отдельного блага. Оба блага могут обладать признаком, например, неисключаемости (исключаемости, избирательности, неизбирательности), однако одно из них в большей степени, а другое в меньшей. Во-вторых, характеризующие блага признаки могут иметь самые разные комбинации: избирательность – неисключаемость, исключаемость – неизбирательность. Места для парковки на общественной стоянке для автомобилей доступны для всех других, что придаёт ему признак избирательности. Блага, характеризующиеся высокой степенью избирательности и низкой степенью исключаемости, называются общими благами, или благами совместного потребления. Их специфика состоит в том, что несмотря на высокую степень конкурентности в потреблении, ограничение доступа к благу связано с высокими издержками. Чаще всего это блага, предоставляемые муниципалитетами, - общественные парки, пляжи, другие места общественного пользования, отчего их называют ещё коммунальными. Совместный характер потребления таких благ обуславливает высокую степень конкуренции в отношении их использования, которое подчинено принципу «первый пришел, первый использовал».

Конкурентность в потреблении блага может быть низкой. Прием телевизионного сигнала по кабельному телевидению одним субъектом не уменьшает возможностей того же для других пользователей, притом с нулевыми предельными издержками. Однако введение платы за подключение к сети является фактором исключаемости данного блага. Блага, обладающие высокой степенью исключаемости и низкой степенью избирательности, называются исключаемыми общественными, или коллективными благами. Ими могут быть кабельное телевидение, школьное обучение, библиотеки. Специфика данного типа благ заключается в том, что доступ к их потреблению может быть ограничен с незначительными издержками. В некоторых случаях степень неизбирательности блага снижается по мере роста его потребителей, и с определённого момента («точка перегрузки») предоставление такого блага дополнительному потреблению связано с ростом предельных издержек предоставление, т.е. снижением полезности для существующих потребителей. Блага, неконкурентность в потреблении которых сохраняется только в рамках определённого числа потребителей, называются перегружаемыми общественными благами. Типичные примеры таких благ – объекты транспортной инфраструктуры (дороги, мосты, паромные переправы) и культурного назначения (библиотеки, музеи и т.д.). По мере увеличения числа пользователей загруженность проезжей части растёт и скорость движения (полезность) снижается. Суть здесь в том, что дополнительные пользователи не уменьшают доступность блага для других только до определённого момента.