Задание 10 егэ по обществознанию теория. ЕГЭ по обществознанию: разбираем задания с учителем

Среди школьников есть мнение, что обществознание - это самый простой предмет ЕГЭ. Многие выбирают его именно по этой причине. Но это заблуждение, которое уводит от серьезной подготовки.

Изменения в КИМ ЕГЭ 2019 по обществознанию:

  • Детализирована формулировка и переработана система оценивания задания 25.
  • Максимальный балл за выполнение задания 25 увеличен с 3 до 4.
  • Детализированы формулировки заданий 28, 29, и усовершенствованы системы
    их оценивания.
  • Максимальный первичный балл за выполнение всей работы увеличен
    с 64 до 65.

С чего начать подготовку ЕГЭ по обществознанию?


1. Учите теорию.

Для этого к каждому заданию подобран теоретический материал, что нужно знать и учесть при выполнении задачи. Будут вопросы с философским уклоном (человек и общество) и социологическим (отношения в социуме). Помните, что всего 8 тем: общество

  • человек
  • познание
  • духовная сфера (культура)
  • социальная сфера
  • экономика
  • политика
  • право

Укажет по каким темам будет опрос в заданиях. В каждой теме есть множество мелких подтем, на которые следует уделить внимание при изучении.

Для получения высокого результата экзаменуемый должен уверенно оперировать основными понятиями и терминами. Анализировать информацию, предоставленную в виде графики. Работать с текстом. Грамотно рассуждать в рамках поставленной проблемы, лаконично выражать свои мысли в письменном виде.

Важный совет: при подготовке не следует использовать материалы и пособия для 2016 года и ранее, поскольку они потеряли соответствие обновленным заданиям.

2. Хорошо изучите структуру заданий, систему их оценивания.

Экзаменационный билет разделен на две части:

  1. Задания с 1 по 20, требующие короткого ответа (слово, словосочетание или цифра);
  2. Задания с 21 по 29 - с развернутым ответом и мини-сочинения.

Оценивание заданий ЕГЭ по обществознанию распределился следующим образом:

  • 1 балл - за 1, 2, 3, 10, 12 задания.
  • 2 балла - 4-9, 11, 13-22.
  • З балла - 23, 24, 26, 27.
  • 4 балла - 25, 28.
  • 6 баллов - 29.

Максимум можешь набрать 65 балла.
Минимум должно быть – 43 суммарных балла.

Особое внимание уделите заданий ЕГЭ с развернутым ответом по обществознанию.

3. Решение заданий ЕГЭ по обществознанию.

Чем больше тестовых заданий ты будешь выполнять, тем крепче будут твои знания. Задания сформированы на основе демонстрационного варианта от ФИПИ по обществознанию. Решай полные и тематические онлайн тесты с ответами , на какой бы стадии изучения теории ты не находился. Зарегистрировавшись на сайте проверяй и разбирай свои ошибки и веди статистику в своем личном кабинете, чтобы потом их не допустить на экзамене.

Формула успеха на экзамене

Высокие баллы на ЕГЭ = теория + практика + систематическое повторение + чётко спланированное время для занятий + желание / воля / трудолюбие.

Готовься. Старайся. Стремитесь к успеху! И тогда у тебя всё получится.

ЕГЭ по обществознанию состоит из двух частей, которые в сумме содержат 29 заданий.

Первая часть содержит 20 заданий с кратким ответом.

Ответ на задания первой части дается соответствующей записью в виде слова или словосочетания или последовательности цифр, записанных без пробелов и разделительных символов.

Задания 1–3 – понятийные задания базового уровня – нацелены на проверку знания и понимания биосоциальной сущности человека, основных этапов и факторов социализации личности, закономерностей и тенденций развития общества, основных социальных институтов и процессов.

Задания 4–19 базового и повышенного уровней, направлены на проверку сформированности умений:

  • характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма)
  • применять социальноэкономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам

Задания этой группы представляют традиционные пять тематических модулей обществоведческого курса:

  1. человек и общество, включая познание и духовную культуру (задания 4–6)
  2. экономика (задания 7–10)
  3. социальные отношения (задания 11, 12)
  4. политика (задания 13–15)
  5. право (задания 16–19)

Вторая часть содержит 9 заданий с развернутым ответом.

В заданиях второй части ответ формулируется и записывается экзаменуемым самостоятельно в развернутой форме. Задания этой части работы нацелены на выявление выпускников, имеющих наиболее высокий уровень обществоведческой подготовки.

Задания второй части (21–29) в совокупности представляют базовые общественные науки, формирующие обществоведческий курс средней школы (социальную философию, экономику, социологию, политологию, социальную психологию, правоведение.

Распределение заданий по частям экзаменационной работы

Части работы Количество заданий Максимальный первичный бал Тип заданий
1 часть 20 35 Краткий ответ
2 часть 9 27 Развернутый ответ
Итого 19 62

Время

На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа 55 минут .
Рекомендуемое время для выполнения различных заданий:

  • для каждого из заданий 1–3, 10: 1–4 минуты
  • для каждого из заданий 4–9, 11–28: 2–8 минут
  • для задания 29: 45 минут

Десятое задание ЕГЭ по обществознанию завершает блок номеров, относящихся к теме «Экономика». В нем необходимо анализировать приведенные графики и схемы, отвечая на связанный с ними вопрос.

10 номер экзамена относится к базовому уровню сложности, поэтому за него можно получить 1 балл — в том случае, если в ответе отсутствуют ошибки.

Для тех, кто хорошо разобрался с различными графиками – как правило, они представлены кривыми спроса и предложения и факторами изменения их положения – задание не должно быть сложным, однако потренироваться в любом случае будет полезно. Большую роль здесь играет внимательность: часто многие варианты ответов можно отвергать сразу, потому что они относятся не к тому виду кривой, которая представлена в задании.

Алгоритм выполнения задания

  1. Внимательно читаем условие задания;
  2. Анализируем приведенные варианты и график;
  3. Соотносим данные варианты ответов с графиком и определяем верные положения;
  4. Записываем ответ.

Разбор типовых вариантов заданий №10 ЕГЭ по обществознанию

Первый вариант задания

На графике отображено изменение предложения легковых автомобилей на потребительском рынке: кривая предложения переместилась из положения S в положение S1. (P – цена товара; Q – количество товара.) Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? В ответ занесите цифры, под которыми они указаны.

  1. Повышение процентов по автокредитам.
  2. Рост тарифов на электроэнергию.
  3. Снижение цен на комплектующие изделия для автомобилей.
  4. Снижение возраста получения водительских прав.
  5. Рост числа производителей автомобилей.

Для выполнения задания нужно знать, какие факторы могут повлиять на спрос, а какие – на предложение. Разберем все варианты по порядку. Повышение процентов по автокредитам актуально для тех, кто приобретает машины, а не производит их – значит, этот вариант точно не подходит, поскольку в задании речь идет о кривой предложения, а не спроса. Рост тарифов на электроэнергию может повлиять на предложение, однако такая ситуация скорее привела бы к его снижению, а на графике видно, что предложение увеличилось – этот вариант также неверен. А вот следующий – снижение цен на комплектующие – уже можно записать в число подходящих, ведь это позволяет производителям увеличить закупки комплектующих и объемы производства самих автомобилей. Снижение возраста получения прав, опять же, относится к спросу, а не предложению. Последний же вариант однозначно подходит: производителей становится больше, следовательно, растет и ассортимент продукции их сегмента.

Второй вариант задания

На графике отображена ситуация на рынке обуви: кривая предложения переместилась из положения S в положение S1. (P – цена товара; Q – количество товара.) Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? В ответ занесите цифры, под которыми они указаны.

  1. Рост транспортных издержек по доставке товара в магазины.
  2. Обострение конкуренции между производителями.
  3. Рост цен на используемые для производства материалы.
  4. Рост уровня доходов граждан.
  5. Увеличение спроса на товары отечественных производителей.

В этом примере также анализируем кривую предложения, однако здесь оно не увеличилось, а, наоборот, снизилось. Первый фактор – рост транспортных издержек – подходит; транспортные расходы вообще играют довольно большую роль в организации производства. А вот рост конкуренции к факторам предложения не относится. В отличии от роста цен на используемые материалы – предприятиям пришлось снизить объемы выпуска продукции из-за увеличения их себестоимости. Последние два фактора влияют на спрос, а к предложению не относятся.

Третий вариант задания

На графике отображена ситуация на рынке трикотажных изделий: кривая спроса переместилась из положения D в положение D1. (P – цена товара; Q – количество товара.) Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? В ответ занесите цифры, под которыми они указаны.

  1. Мода на трикотажные изделия в этом сезоне.
  2. Повышение уровня доходов граждан.
  3. Падение цен на материалы для производства.
  4. Увеличение платы за электроэнергию.

На графике видно, что спрос на трикотажные изделия повысился. Снижение уровня доходов граждан скорее привело бы к падению спроса, а не к его росту. А вот мода часто ведет к тому, что те или иные изделия оказываются более востребованы у покупателей. Повышение уровня доходов граждан также является причиной для увеличения спроса на изделия. Падение цен на материалы для производства и увеличение платы за электроэнергию относятся к факторам предложения и ведут к его снижению.

Четвертый вариант задания

На графике отображена ситуация на рынке бытовой техники: кривая спроса переместилась из положения D в положение D1. (P – цена товара; Q – количество товара.) Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? В ответ занесите цифры, под которыми они указаны.

  1. Увеличение числа производителей.
  2. Снижение уровня доходов потребителей.
  3. Рост цен на комплектующие изделия.
  4. Повышение цен на товары данной категории.
  5. Рост уровня доходов граждан.

Как видим, кривая сдвинулась влево – значит, спрос на бытовую технику упал. Увеличение числа производителей вряд ли могло на это повлиять, а вот падение уровня доходов потребителей точно относится к одному из факторов снижения спроса. Рост цен на комплектующие изделия – фактор предложения, а не спроса. Повышение цен на бытовую технику могло повлиять на то, что люди стали меньше ее покупать – значит, этот вариант подходит. А рост уровня доходов граждан, напротив, привел бы к росту спроса, а не к его падению.

Пятый вариант задания

На графике отображена ситуация на рынке морепродуктов: кривая предложения переместилась из положения S в положение S1. (P – цена товара; Q – количество товара.) Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? В ответ занесите цифры, под которыми они указаны.

  1. Повышение пошлин на ввоз в страну товаров данной категории.
  2. Снижение числа поставщиков данной продукции в магазины.
  3. Рост уровня доходов граждан.
  4. Популярность кулинарных шоу о японской кухне.
  5. Снижение уровня доходов граждан.

Поскольку речь идет о предложении, первое положение подходит – ведь такие меры приводят к тому, что компании снижают объемы своих поставок, и, следовательно, предложение снижается, что и показано на графике. Второе положение также верно – поставщиков стало меньше, и их товара тоже. А вот следующие три положения характеризуют спрос и не влияют на кривую предложения – значит, все они в данном случае неверны.

Шестой вариант задания

На графике отображена ситуация на рынке услуг салонов красоты: кривая спроса переместилась из положения D в положение D1. (P – цена товара; Q – количество товара.) Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? В ответ занесите цифры, под которыми они указаны.

  1. Популярность услуг специалистов, работающих на дому.
  2. Рост уровня доходов граждан.
  3. Снижение уровня доходов граждан.
  4. Мода на частичное окрашивание волос и сложные прически.
  5. Сокращение числа специалистов, готовых работать в салонах красоты.

Первая ситуация скорее привела бы к снижению спроса, а на графике мы видим, что он растет – значит, оно не подходит. Рост уровня доходов граждан, наоборот, можно считать одной из причин большего спроса на услуги салонов красоты, а вот его снижение привело бы к уменьшению спроса. Четвертое положение также может служить одной из причин повышения спроса, а вот пятое привело бы к снижению предложения.

Источник задания: Задание 10_20. ЕГЭ 2018 Обществознание. Решение

Задание 20. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

«Качество жизни зависит от множества факторов, начиная от места проживания человека и заканчивая общей социально-экономической и (А) ситуацией, а также состоянием политических дел в стране. На качество жизни в той или иной степени могут влиять демографическая ситуация, жилищно-бытовые и производственные условия, объём и качество _____(Б) и т. д. В зависимости от степени удовлетворения потребностей в экономике принято выделять разные уровни жизни населения: достаток - пользование (В), обеспечивающими всестороннее развитие человека; нормальный уровень _____(Г) по научно обоснованным нормам, обеспечивающий человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил; бедность - потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства _____(Д); нищета - потребление минимально допустимого по биологическим критериям набора благ и услуг, которые позволяют лишь поддерживать жизнеспособность человека.

Население, адаптируясь к рыночным условиям, использует различные дополнительные источники получения доходов, включая поступления из личных подсобных хозяйств, прибыль от _____(Е)».

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) капитал

2) экологическая

3) рациональное потребление

4) потребительские товары

5) средства производства

7) рабочая сила

8) предпринимательская деятельность

9) социальная мобильность

Решение.

Вставим термины в текст.

«Качество жизни зависит от множества факторов, начиная от места проживания человека и заканчивая общей социально-экономической и экологической (2) (А) ситуацией, а также состоянием политических дел в стране. На качество жизни в той или иной степени могут влиять демографическая ситуация, жилищно-бытовые и производственные условия, объём и качество потребительских товаров (4) (Б) и т. д. В зависимости от степени удовлетворения потребностей в экономике принято выделять разные уровни жизни населения: достаток - пользование благами (6) (В), обеспечивающими всестороннее развитие человека; нормальный уровень рационального потребления (3) (Г) по научно обоснованным нормам, обеспечивающий человеку восстановление его физических и интеллектуальных сил; бедность - потребление благ на уровне сохранения работоспособности как низшей границы воспроизводства рабочей силы (7) (Д); нищета - потребление минимально допустимого по биологическим критериям набора благ и услуг, которые позволяют лишь поддерживать жизнеспособность человека.

Как выполнять задание 20 ЕГЭ по обществознанию


Сегодня проводил дискуссию на тему «Социальное неравенство и справедливость в современной России» для своих студентов. Планирую ещё несколько подобных дискуссий для других групп.

Вообще тема очень интересна и актуальна, тем более в контексте справедливости. Планирую выложить аудиозапись одной из таких мной организованных дискуссий, чтобы вы могли понять, как происходит грамотная аргументация позиции. Так что не пропустите и !

Это задание включает в себя текст и термины, которые надо вставить в пропуски текста. Тексты бывают абсолютно разных тематик. Задание 20 по обществознанию оценивается 2 первичными баллами, если нет ошибок и 1 баллом, если есть хотя бы одна ошибка. Если больше одной ошибки, баллы не ставятся.

Как мы уже поняли, чтобы решить тест на 100 баллов (тестовых, а не первичных!) надо решить часть 1 без ошибок. Так что, я думаю, ясно, почему важно разобраться с таким непростым заданием, как 20 ЕГЭ по обществознанию.

Разберем конкретное такое задание:

Да! Прежде чем смотреть ответы к этому заданию, крайне рекомендую Вам самим его решить ПРЯМО СЕЙЧАС! Для этого можно щелкнуть мышкой по изображению и оно станет больше и четче! После того, как выполните это задание самостоятельно, почитайте мои рекомендации и ответы. Проанализируйте, как вы ТОЛЬКО ЧТО такое задание выполняли и почему допустили ошибки, если допустили 😉

Рекомендация 1. Как и во многих заданиях 20 по обществознанию, прежде всего надо определить, какая тема представлена в нем. В данном конкретном случае речь идет о . Конечно многие могут сказать, какая там социализация, если налицо психология. Ответ: речь идет о складывании личности — социального свойства человека.

Рекомендация 2. Когда определитесь с темой, рекомендую прочитать текст целиком с пробелами, чтобы понять его основной смысл, так как многие термины, приведенные ниже подходят исключительно по смыслу, а не по изученной Вами теории.

Рекомендация 4. Когда мысленно (НЕ в БЛАНКЕ!) заполните все пропуски, я Вам настоятельно рекомендую сделать глубокий вдох, выдох и ещё раз перечитать текст целиком, с уже вставленными мысленно терминами. Сделав таким образом, вы обезопасите себя от ошибок!

Так как многие выпускники заполнив пропуски тут же начинают заполнять бланк, не перечитав текст. А при перечитывании натыкаются на смысловую нестыковку.

В нашем случае ответ на задание В6 по обществознанию будет таким:

А — 2 (Человек представляет собой биосоциальное единство)

Б — 7 (Механизм наследственности, определяющий биологическую сторону человека, влияет и на его социальную сущность)

Пояснение: для грамотного заполнения этого пропуска надо задать себе вопрос, что может определять из указанных терминов БИОЛОГИЧЕСКУЮ сторону человека? Понятно, что наследственность — совокупность всех тех черт, которые люди имеют от рождения! Читаем дальше!

В — 1 (Новорожденный оказывается обладателем способностью к подражанию и обучению)

Пояснение: поскольку потребность в подражании и обучении есть ни у каждого. К тому же из контекста ясно, что речь идет о наследственности, а способность — передается биологически: все дети способны к подражанию и обучению. Даже многие приматы и вообще животные способны к подражанию 🙂

Г — 8, Д — 3 (Его вводит в мир людей общение, благодаря которому формируется психика человека, его социальное поведение)

Пояснение: что может вводить человека в мир людей? Сам по себе язык не может, так как есть люди говорящие, но не умеющие жить и вести себя в присутствии людей. Именно общение с другими людьми помогает человеку сформировать поведение, например, в соответствии с правилами, которые другие люди тебе объясняют в ходе общения 🙂

Е — 6 (Сознательные психические явления формируются прижизненно в результате воспитания, обучения, активного овладения языком, миром культуры).

Пояснение: активно овладевать можно только языком.

Как-то так надо выполнять задания В6 по обществознанию, друзья! Будьте крайне внимательны! Разумеется задания такого типа надо нормально так нарешивать, чтобы за экзамене оно показалось Вас легкотнёй!

В будущих постах мы продолжим разбирать сложные задания, так как на новости сайта!