Все что связано с верой. Что такое вера

Определяемая с точки зрения богопознания вера есть, прежде всего, доверие человеческого ума к Божественной истине, без исследования о ней, на основании свидетельств Священного Писания, Священного Предания и тех чудесных знамений, какие всегда сопровождают истинную веру. Так мы веруем, что мир сотворен Богом в шесть дней и соблюдается он Словом Божиим (2Пет.3:7); веруем, что снова Господь придет на землю судить живых и мертвых; веруем, что будет воздаяние за гробом и жизнь вечная. Под верой, далее, разумеется сердечная уверенность человека в известной религиозной истине без отчетливого еще постижения ее умом; например, не постигая догмата Святой Троицы, мы бываем внутренне уверены, что, действительно, Бог троичен в Лицах, что, действительно, Христос - Сын Божий, сошедший на спасение наше, а Дух Святой - источник нашего освящения и усыновления Богу.

Но все такие убеждения еще нельзя назвать совершенной верой. Вера на высшей ступени своего развития есть видение - видение духом Бога и святых Его, созерцание тайн горнего мира, осязание их духовным чувством. О такой совершенной вере говорит апостол Павел в Послании к Евреям: «вера, - определяет он, - есть обличение вещей невидимых» (Евр.11:1). «Обличение» - от слова «облик», т.е. при наличии истинной веры духовный предмет отчетливо выясняется пред нашим духом, получает облик, становится осязаемым и видимым чрез живое соприкосновение с ним нашего духа.

Следовательно, совершенная вера есть зрение очами сердца духовного мира, ощущение его духовным чувством. В подтверждение своего учения апостол Павел приводит далее и имена тех великих праведников Ветхого Завета, которые имели подобную веру. Таковы были святые патриархи, цари и пророки, «которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; жены получали умерших своих воскресшими… их не был достоин весь мир» (Евр.11:33-35, 38).

Вера в Бога

Учение о Боге в Символе веры начинается словом: «Верую». Бог есть первый предмет веры христианской. Таким образом, наше христианское признание бытия Божия основывается не на рассудочных основах, не на доказательствах, взятых из разума или полученных из опыта наших внешних чувств, а на внутреннем, высшем убеждении, имеющем нравственное основание.

Веровать в Бога значит, в христианском понимании, не только умом признавать Бога, но и сердцем стремиться к Нему.

«Веруем» в то, что недоступно внешнему опыту, научному исследованию, восприятию нашими органами внешних чувств. В славянском и русском языках понятие «верую» глубже значения русского «верю, » обозначающего часто простое принятие без проверки свидетельства другого лица, чужого опыта. Св. Григорий Богослов различает и в греческом языке: религиозную веру - «верую в кого, во что «; и простую личную веру - «верю кому, чему «. Он пишет: «Не одно и то же значит: «веровать во что» и «верить чему». Веруем мы в Божество, а верим относительно всякой вещи» (Твор. св. Григория Богослова. Часть 3, стр. 88, «О Духе Святом»).

Христианская вера есть таинственное явление в области человеческой души. Она шире мысли, сильнее , действеннее ее. Она сложнее отдельного чувства , она содержит в себе чувства любви, страха, почитания, благоговения, смирения. Она также не может быть названа волевым явлением, ибо, хотя она двигает горами, христианин, веруя, отказывается от своей воли, всецело предавая себя в волю Божию: «Да будет воля Твоя на мне, грешнем».

Конечно, христианство связано и с умственным знанием, оно дает мировоззрение. Но если бы оно оставалось только мировоззрением, пропала бы его движущая сила; без веры оно не было бы живой связью неба и земли. Христианская вера есть нечто гораздо большее, чем-то «убежденное предположение, » называемое верой, какое обычно встречается в жизни.

На вере создана Христова, как на скале, которая не содрогнется под нею. Верою святые побеждали царства, творили правду, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись при немощи (Евр. 11:33-38). Одушевленные верою христиане с радостью шли на мучения и смерть. Вера - камень, но камень не осязаемый, свободный от грузности, тяжести; влекущий вверх, а не вниз.

«Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой » - сказал Господь (Ин. 7:38), и проповедь апостолов, проповедь в силе слова, в силе Духа, в силе знамений и чудес, была живым свидетельством истинности слов Господа.

«Если будете иметь веру и не усомнитесь…, если и горе этой скажете: поднимись и ввергни себя в море, будет » (Матф. 21:21). Чудесами святых всех веков наполнена история Церкви Христовой, Но чудеса творит не вера вообще, а вера христианская. Вера действенна не силой воображения и не самогипнозом, а тем, что она связывает с источником всякой жизни и силы - с Богом. Она сосуд, которым зачерпывается вода; но нужно быть у этой воды и опустить сосуд в нее: вода эта - благодать Божия. «Вера есть ключ к сокровищнице Божьей, » пишет о. Иоанн Кронштадтский («Моя жизни во Христе», т. 1, стр. 242).

Поэтому трудно дать определение: что есть вера. Когда Апостол говорит: «Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом » (Евр. 11:1), то, не касаясь здесь природы веры, указывает только на что направляет ее взор: - на ожидаемое, на невидимое, а именно, что вера есть проникновение души в будущее (осуществление ожидаемого ) или в невидимое (уверенность в невидимом ). Это свидетельствует о таинственном характере христианской веры.

Вера и знание в религии и науке

Значение веры в религии столь велико, что саму религию часто называют просто верой. Это справедливо, но не более, чем и в отношении к любой другой области познания.

Путь к знанию для человека всегда открывается с веры родителям, учителю, книге и т.д. И только последующий личный опыт укрепляет (или, напротив, ослабляет) веру в правильность ранее полученной информации, претворяя веру в знание. Вера и знание, таким образом, становятся единым целым. Так происходит рост человека в науке, искусстве, экономике, политике…

Столь же необходима человеку вера и в религии. Она является выражением духовных устремлений человека, его исканий и часто начинается с доверия тем, кто уже имеет в ней соответствующий опыт и знания. Лишь постепенно, с приобретением собственного религиозного опыта, у человека наряду с верой появляется и определенное знание, которое возрастает при правильной духовной и нравственной жизни, по мере очищения сердца от страстей. Как сказал один из великих святых: « видит истину Божию по силе жития».

Христианин на этом пути может достичь такого познании Бога (и существа тварного мира), когда его вера сорастворяется со знанием, и он становится «один дух с Господом» (1 Кор. 6:17).

Таким образом, как во всех естественных науках вера предваряет знание, и опыт подтверждает веру, так и в религии вера, исходя из глубоко интуитивного чувства Бога, приобретает свою силу только в непосредственном личном опыте Его познания. И только вера в небытие Бога, во всех своих мировоззренческих вариантах, остается не только не оправданной в опыте, но и находящейся в вопиющем противоречии с великим религиозным опытом всех времен и народов.

Суеверия

Суеверие, то есть вера суетная, не приносящая истинную пользу душе человека - это своего рода духовная болезнь, без всякого преувеличения ее можно уподобить наркомании, и образуется она там, где оскудевает истинное знание о вере и о духовной жизни. Вера без знания очень быстро превращается в суеверие, то есть весьма странную смесь различных взглядов, где находится место и , и бесам, и даже Господу , но отсутствуют понятия покаяния, борьбы с грехом, изменения образа жизни.
Суеверно мыслящий человек верит, что его личное благополучие зависит от того, насколько успешно он сумеет оборониться от злых сил. При этом понятия любви Божией, воли Божией, Промысла Божия ему совершенно чужды. Не знает такой человек и не хочет знать, что скорби и страдания, попущенные Богом, являются проявлением любви Божией к нам - воспитательным средством, благодаря которому человек оказывается способным осознать свою немощь, почувствовать необходимость помощи Божией, покаяться и переменить свою жизнь. И не важно, каким образом эти скорби нас посещают: через болезнь или потерю близких, или в результате несчастного случая, или через наветы колдунов.

Грешат тяжко против первой заповеди Божией те, кто держится суеверия. Суеверие, или суетная вера, вера ни на чем не основанная, недостойная истинных христиан.
Святые отцы и учители Церкви часто предостерегали от предрассудков и суеверий, которыми обольщались иногда и древние христиане. Их предостережения можно подразделить на три вида:
1) предостережения от так называемых примет, когда из самых маловажных случаев выводятся предзнаменования о счастливых обстоятельствах в нашей жизни;
2) предостережения от гаданий или ворожбы, или сильного желания какими бы ни было, даже темными средствами, узнать, какова будет последующая наша жизнь, успешны или безуспешны будут те или другие наши предприятия; и, наконец,
3) предостережения от желания приобрести силы, исцеляющие от болезней или предохраняющие от различных бед и опасностей; от использования предметов, которые не заключают в себе ничего врачебного и по свойствам своим не могут иметь никакого влияния на наше благополучие и счастье.

Источник христианской веры

Источником веры является откровение. Словом откровение в тесном смысле означается „сокровенных таин явление» или сверхъестественное сообщение людям со стороны Бога каких-либо новых и неведомых для них истин.

В отличие от сверхъестественного откровения, постоянное обнаружение действий всеблагого Промысла Божия, являемое чрез посредство естественных сил и законов природы, установленных Творцом, называется откровением естественным. Этот последний вид откровения означается в Св. Писании более общим наименованием: явление, в отличие от более специального слова – откровение, которым преимущественно означается откровение какой-либо тайны, или истины, превышающей силы естественного человеческого ума. Когда. ап. Павел говорит об откровении Бога языческому миру чрез посредство видимых творений, то употребляет выражение: „Бог явил им“ (Рим. I:19), а когда тот же апостол говорит об откровении чрез писания пророческие тайны воплощения (Римл. ХIV, 24), об откровении ему тайны относительно призвания в церковь Христову язычников (Ефес. III:3) и вообще о сверхъестественных откровениях (ср. 1 Кор. II:10; 2 Кор. XІІ, 1, 7; Ефес. I:17; Филипп III, 15): то во всех этих случаях откровение обозначает словом откровения. В этом смысле откровение св. Иоанна называется Апокалипсисом.

Вера и Церковь

Внешнее единство есть единство, проявленное в общении таинств, внутреннее же единство есть единство духа. Многие спаслись (напр., некоторые мученики), не приобщившись ни одному из таинств Церкви (даже и Крещению), но никто не спасается, не приобщившись внутренней церковной святости, ее вере, надежде и любви; ибо не дела спасают, а вера. Вера же не двояка, но едина — истинная и живая. Посему неразумны те, которые говорят, что вера одна не спасает, но еще нужны дела, и те, которые говорят, что вера спасает, кроме дел: ибо если дел нет, то вера оказывается мертвой; если мертва, то и неистинна, ибо в истинной вере Христос, истина и жизнь, если же не истинная, то ложная, т.е. внешнее знание.

1. Особое состояние человеческой психики, состоящее в полном и безоговорочном принятии некоих сведений, текстов, явлений, событии или собственных представлений и умозаключений, кои в дальнейшем могут выступать основой его Я, определять некоторые из его поступков, суждений, норм поведения и отношений. 2. "Признание чего-либо истинным с такой решительностью, которая превышает силу внешних фактических и формально-логических доказательств. Это не значит, что истины веры не подлежат никаким доказательствам, а значит только, что сила веры зависит от особого самостоятельного психического акта, не определяемого всецело эмпирическими и логическими основаниями" (Вл. Соловьев). С позиций материализма, вера всегда выступает как результат предварительной работы сознания, создающего представления субъекта о мире, о его месте в нем, о связях и отношениях этого мира. Построение непротиворечивой, все объясняющей картины мира (-> образ мира) -это работа сознания субъекта, опирающегося на механизмы познания, предвосхищения (-> антиципация), атрибуции каузальной, вытеснения, рационализации, замещения и пр. Чем пытливее ум человека, тем сложнее его умопостроения, тем меньше у него оснований для слепой веры. Если же "вера утверждает более того, что содержится в данных чувственного опыта и выводах разумного мышления, то, значит, она имеет свой корень вне области теоретического познания и ясного сознания вообще". Вера всегда связана с предметом, содержательно им определяется и бесконечно многообразна в проявлениях. Так, если предметом веры выступают явления внешней действительности и изучающий их субъект предоставляет подтверждаемые опытом доказательства истинности своих результатов, то здесь имеется убежденность или вера в свою правоту. Иное содержание имеет вера в случае, когда человек не способен охватить разумом чрезмерно сложный или не поддающийся рациональному объяснению объект. Тогда он либо так или иначе отказывается от познания, включая механизмы вытеснения, замещения или рационализации, либо упрощает и редуцирует объект, предпочитая иррациональную веру без всяких доказательств. Основания такой веры лежат глубже знания и мышления. Она по отношению к ним выступает как факт первоначальный и потому сильнее их. Например, применительно основ нашего бытия вера - это более или менее прямое или косвенное, простое или усложненное представление в сознании досознательной связи субъекта с объектом. Чем проще, всеохватнее и неизбежнее эта связь, тем сильнее соответственная ей вера. Так, всего сильнее вера в реальность внешнего мира, ибо она лишь отражает в сознании тот исходный, простой и неустранимый факт, что каждый человек - часть всемирного целого, часть общего бытия. Близкое отношение к предмету свойственно религиозной вере, объектом коей выступают вопросы бессмертия души, свободы воли, существования божества, множественности его проявлений и пр. Будучи связана с поисками человеческого духа, религиозная вера не зависит прямо от таких простых и безусловных оснований, как реальность физического бытия человека в физическом мире. Потому особым предметом веры выступают не только процессы духовного бытия, но и сами объекты и постулаты религиозной веры. Свобода вероисповедания как раз заключается в том, что человек включает в свой образ мира существование внематериального мира, а также в отсутствии преследования за исповедание веры.

Определение. «Вера - это обоснованное ожидание того, на что надеются, очевидное доказательство существующего, хотя и невидимого» (Евр. 11:1).
Истинная вера - это не легковерие, то есть склонность верить во что-то без веских доказательств или только потому, что в это хочется верить.

Чтобы иметь настоящую веру, необходимо знать основные истины, быть знакомым с фактами, а также всем сердцем принимать то, о чём свидетельствуют эти факты. Хотя невозможно иметь истинную веру без точных знаний, Библия говорит, что веру проявляют сердцем (Рим. 10:10).

Почему у многих людей нет веры?

Вера - это плод Божьего духа, и Бог с радостью даёт свой дух тем, кто о нём просит (Гал. 5:22; Луки 11:13).

Значит, люди, у которых нет веры, не просят об этом духе. А если и просят, то делают это из неправильных побуждений или не дают Божьему духу влиять на их жизнь. Это может быть обусловлено многими причинами.

Недостаток точных знаний из Библии

Библия является плодом действия Божьего духа, ведь она вдохновлена Богом (2 Тим. 3:16, 17; 2 Сам. 23:2).

Не изучая Библию, невозможно развить истинную веру. И хотя у тех, кто ходит в церковь, есть Библия, у них не будет настоящей веры в Бога и его намерение, если их учат человеческим взглядам, а не тому, что написано в Слове Бога.

Решая жизненные трудности, они будут опираться на собственную мудрость и мудрость других людей. (Сравни Матфея 15:3-9.)

Разочарование в религии

Многие утратили веру из-за лицемерия, царящего в христианских церквях, служители которых утверждают, что учат Божьему Слову, а сами не соблюдают
того, что в нём написано.

Некоторые когда-то были приверженцами не христианских религий. Однако они увидели, что их религия приносит плохие плоды, или поняли, что их вера, по большому счёту, не помогает им справляться с жизненными трудностями.

Не имея точных знаний об истинном Боге, такие люди сторонятся всего, что связано с религией. (Сравни Римлянам 3:3, 4; Матфея 7:21-23.)

Непонимание того, почему Бог допускает зло

Большинство людей не понимают, почему Бог допускает зло, и поэтому винят его во всех бедах. Они не осознают, что люди склонны делать зло из-за греха Адама, а не потому, что такова воля Бога (Рим. 5:12).

Возможно, они не знают о существовании Сатаны Дьявола и о том, что он влияет на происходящее в мире, и поэтому они приписывают Богу злодеяния, совершаемые Сатаной (1 Иоан. 5:19; Отк. 12:12).

Если же они и слышали об этом, им может казаться, что Бог слишком медлит, ведь они не понимают полностью вопроса о владычестве во Вселенной и не осознают, что терпение Бога даёт им возможность спастись (Рим. 2:4; 2 Пет. 3:9).

К тому же они не верят до конца в то, что Бог уже назначил время, когда он навсегда уничтожит всех, кто делает зло (Отк. 22:10-12; 11:18; Авв. 2:3).

Жизнь, сосредоточенная на плотских желаниях и взглядах

Как правило, жизнь людей, не имеющих крепкой веры, далека от духовных интересов. Некоторые из них говорят, что верят Библии, однако они никогда
серьёзно её не исследовали и не размышляли о прочитанном: о том, для чего это написано и как применимо в повседневной жизни. (Сравни 1 Летопись 28:9.)

А некоторые, вместо того чтобы укреплять свою веру, позволили неправедным желаниям завладеть их сердцем, и это отвело их от Бога и его путей (Евр. 3:12).

Как обрести веру?

Рим. 10:17: «Вера приходит с услышанным». (Сравни Деяния 17:11, 12; Иоанна 4:39-42; 2 Летопись 9:5-8).

Для начала человеку необходимо узнать, что говорится в Библии.

По мере того как он будет тщательно исследовать Библию и убеждаться в её надёжности, его вера будет укрепляться и расти.

Рим. 10:10: «Сердцем проявляют веру».

Когда человек размышляет о Божьих истинах и начинает всё больше ценить их, они запечатлеваются в его символическом сердце.

Вера укрепляется, когда человек, поступая в согласии с Божьими обещаниями, видит, что Бог благословляет его дела. (Смотри Псалом 106:9-12.)

Пример. Скорее всего, у вас есть друг, о котором вы можете сказать: «Я ему доверяю. Он всегда держит своё слово. Если со мной что-нибудь случится, он
обязательно мне поможет».

Вряд ли вы скажете так о ком-то, с кем познакомились только вчера, верно?

Это должен быть человек, которого вы знаете уже давно и который не раз доказывал, что на него можно положиться.

То же самое и с религиозной верой. Чтобы обрести веру, нужно время - время, чтобы узнать Иегову Бога и то, как он действует.

Вера в существование Бога

Разумно ли верить в Бога?

Пс. 19:1: «Небеса возвещают славу Бога, о делах его рук рассказывает небосвод».

Пс. 104:24: «Как многочисленны твои дела, о Иегова! Все это ты сотворил с мудростью. Земля полна твоих произведений».

Рим. 1:20: «Его невидимые качества… ясно видны от сотворения мира, потому что они распознаются через то, что создано».

В журнале «Нью сайентист» говорилось: «Среди людей непосвящённых бытует мнение, что науке удалось развенчать религию. По их мнению, все учёные - атеисты.

К тому же они считают, что Дарвин забил последний гвоздь в крышку Божьего гроба и что научно-технический прогресс убил всякую надежду на его воскресение. Но такие взгляды глубоко ошибочны» (New Scientist. 1977. 26 мая. С. 478).

Пьер-Поль Грассе (Pierre-Paul Grassé), член французской Академии наук, отметил: «Порядок в природе - это не плод человеческой мысли и не продукт
умозрительных заключений. […] Существование порядка предполагает существование разума, который его установил. Этот разум может принадлежать
только Богу» (цит. по: Chabanis C. Dieu existe? Oui. Париж, 1979. С. 94).

Учёным известно больше ста химических элементов. Строение их атомов говорит о том, что между элементами существует сложная взаимосвязь, которую можно описать математически. Периодическая таблица элементов красноречиво свидетельствует о замысле. Её поразительная стройность никак не может быть случайной.

Пример. У нас нет сомнений в том, что фотоаппарат, радио и компьютер были кем-то созданы. Разумно ли в таком случае считать, что такие сложнейшие
органы, как глаз, ухо и человеческий мозг, появились сами по себе, без вмешательства мудрого Создателя?

Вера в то, что наступит праведный новый мир

Когда человек узнаёт из Библии, как Иегова Бог поступал со своими служителями, он начинает думать так же, как Иисус Навин, который сказал: «Вы хорошо знаете всем сердцем и всей душой, что не осталось не исполненным ни одно из всех добрых слов, которые говорил вам ваш Бог Иегова. Все они сбылись.
Ни одно из них не осталось неисполненным» (Иис. Н. 23:14).

Записанные в Библии обещания, например того, что люди будут здоровыми, а умершие воскреснут, подтверждаются сообщениями о чудесах, которые
совершил Иисус Христос.

Его чудеса - это не вымысел. Прочитайте Евангелия и убедитесь в том, что им присущи все признаки достоверных исторических сообщений. В них указаны географические названия и имена правителей, а также представлены свидетельства не менее двух очевидцев тех событий.

Размышление над этими доказательствами помогут вам укрепить веру в библейские обещания.

Посетите Зал Царства Свидетелей Иеговы или какой-нибудь из их конгрессов, и вы сами убедитесь в том, что применение библейских советов меняет жизнь людей.

Благодаря Библии они становятся честными и высоконравственными людьми. Библия помогает людям всех рас и национальностей жить и трудиться вместе в духе истинного братства.

Если у человека есть вера, так ли уж необходимы дела?

Иак. 2:17, 18, 21, 22, 26: «Вера, если не имеет дел, мертва. Но кто-нибудь скажет: „У тебя есть вера, а у меня есть дела. Покажи мне свою веру без дел, а я покажу тебе свою веру своими делами“.

Да, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.

Пример. Молодой человек ухаживает за девушкой и говорит ей, что он её любит. Но если он не предлагает ей выйти за него замуж, то можно ли сказать, что он любит её по-настоящему?

Который дает человеку уверенность в его взглядах и оценках реальности. Убеждения формируют поведение человека и влияют на его деятельность.

Когда человек сознательно принимает какие-то идеи или факты, это и есть убеждение. Убеждения могут возникать как результат собственной мыслительной деятельности или как результат общения с убеждающими.

Метод убеждения немаловажен в процессе воспитания и в других сферах деятельности, например, религиозной сфере.

Как правило убеждение - это то, что человек считает истиной , хотя убеждения могут быть и ложными.

Стивен Кинг назвал убеждение - источником воображения. Таким образом он подчеркнул его ценность для творчества. Объясню на примере самого автора. Если ты веришь в то, что десятицентовая монетка на рельсах может пустить под откос товарный поезд, то ты лучше напишешь об этом рассказ, чем тот, кто не верит. Если ты - режиссер, убежденный в существовании привидений, то ты и должен снимать фильм про дом с привидениями.

Вера.

Верой нередко называют высшую степень убеждения. Это недалеко от истины, но приведем более конкретное определение.

Вера - это особый вид убеждения, при котором человек считает что-либо истиной без предварительного анализа, проверки. Это убеждение-аксиома, которое не нуждается в доказательствах.

Мало того, что вера - это принимаемые безоговорочно факты, она еще может стать основой мировоззрения человека, влиять на его суждения, поступки, поведение в обществе.

В религии, прошу прощения за тавтологию, вера означает религию . Например, мусульманская вера, - то есть религиозное учение.

С точки зрения философии вера - это знание, которому нет доказательств. Когда доказательств нет, их заменяют верой. Галилей верил, что Земля круглая. Теперь это доказано, и не требует веры, - это факт. Таким образом в философии вера часто является синонимом убеждения.

В искусстве вера часто является источником вдохновения, а иногда и самим вдохновением. Возвратимся к Стивену Кингу. В его понимании убеждение дает толчок идее, созданию сюжета. А вера - это вдохновение, позволяющее его реализовать.

В мире существуют разные представления о Боге. Поэтому в разных языках слово "Бог" соответствует различным словам и понятиям, каждое из которых может сказать что - то о свойствах Бога.

В русском языке и в других языках славянского происхождения, относящихся к индоевропейской группе, слово "Бог", как считают лингвисты, родственно санскритскому bhaga, что значит "одаряющий, наделяющий" и происходящему от bhagas - " достояние", "счастье". "Богатство" тоже родственно слову "Бог". В этом выражено представление о Боге как полноте бытия, как всесовершенстве и блаженстве, которые, Божество изливает на мир, людей, на все живое. Православное вероучение учит нас тому, что Бог одаряет, наделяет нас Своей полнотой, Своим богатством, когда мы приобщаемся к Нему в молитвах и Таинствах Церкви Его.

Имя, с которым Бог открылся древним евреям, - Yahweh (Яхве) означает "Сущий", имеющий существование, имеющий бытие, оно происходит от глагола hayah - быть, существовать, или скорее от первого лица этого глагола ehieh - " Я есмь". Однако этот глагол имеет динамический смысл: он означает не просто сам по себе факт существования, но некое всегда актуальное бытие, живое и действенное присутствие. Когда Бог говорит Моисею "Я есмь Сущий" (Исх.3: 14), это означает: Я живу, Я здесь, Я рядом с тобой. Вместе с тем это имя подчеркивает превосходство бытия Божьего над бытием всего существующего: это самостоятельное, первичное, вечное бытие, это полнота бытия, которая есть сверхбытие.

вероучение православное христианство бог

Два значения слова вера

Словарь Брокгауза и Ефрона определяет веру, как "признание чего-нибудь истинным без предварительной фактической или логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного непреложного убеждения".

У В.И. Даля определение веры наиболее ближе к ее пониманию в православном вероучении: "верование; отсутствие всякого сомнения или колебания о бытии и существе Бога; безусловное признание истин, открытых Богом"

Библия говорит: "Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом" (Евангелие послание апостола Павла к Евреям гл. 11, 1)

Второе значение слова "вера" - это, по Далю, "совокупность учения, принятого народом, вероисповедание, исповедание, закон (Божий, церковный, духовный), религия, …"

Вера в понимании православного вероучения и ее значение

Согласно православному вероисповеданию, вера - это первое дело, которое человеку необходимо сделать, потому, что без нее он не может прийти к Богу, и узнать что-либо о нем. Если человек хочет жить в союзе с Богом и быть верующим, то он должен верить, всему, чему учат два основных источника Откровения или Богопознания, о которых говорит православное вероучение: Священному Преданию - устному передаванию из уст в уста знаний о Боге и мире, до появления письменности, и Священному Писанию, которое является частью Предания, записанного в книги, называемые Библия. В Библии сказано: "Без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает" (Евангелие Послание апостола Павла к Евреям в 11 главе в 6 стихе). Итак, вера нужна для того, чтобы угодить Богу.

Вера может быть слабой или сильной. В православии святые жили чисто, у них была сильная вера, она помогала им творить чудеса. Объясняя людям о том, что вера должна быть крепкой, Иисус Христос говорил своим ближайшим ученикам - апостолам: "Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: ""перейди отсюда туда”", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас" (Евангелие от Мф. 17, 20).

Основы православной веры

Cодержанием и азами Православной веры, без веры и следования которым нельзя быть православным христианином и невозможно получить спасение, является Символ Веры. Вера в него и знание его наизусть необходимо для того, чтобы узнать Бога, креститься и угодить Ему.

Текст этот по своему содержанию полностью основан на Божественном Откровении, а в существующем виде он принят отцами Вселенских Соборов - I Никейского (325 год по Р. Х.) и II Константинопольского (381 год по Р. Х.).

Вселенским Собором называется собрание епископов всей Церкви вселенской, которыми, как учит православие, руководил Сам Бог Дух Святой. И именно под Его руководством Церковь сохранила изначальное Откровение, передала его в точных формулах и избавлялась от ложных (еретических) учений и заблуждений. Символ Веры является наиболее точным изложением христианского учения. Ниже приводится его текст.

Символ Веры 1. Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

2. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.

5. И воскресшаго в третий день по Писанием.

6. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.

8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.

9. Во Едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь.

10. Исповедую едино Крещение во оставление грехов.

11. Чаю воскресения мертвых… 12. …и жизни будущаго века. Аминь.