Унизить роль героев. Паронимы униженный - унизительный

Дифференцированный зачёт по русскому языку

Вариант 1

1. (1 балл) Какой раздел языкознания изучает систему общепринятых правил письма для какого-нибудь языка ?

1) морфология 2) орфография 3) фонетика 4) словообразование

2. (1 балл) В каком слове букв больше, чем звуков?

1) брат 2) пахать 3) каюта 4) сила

3. (1 балл) В каком варианте все прилагательные употреблены в прямом значении?

1) золотые руки, железный характер, заячья душа, лисья нора;

2) глухая деревня, жаркие дебаты, железная логика, прямой человек;

3) глухая улица, жаркий бой, железная воля, прямой вопрос;

4) глухой старик, жаркий день, железная дорога, прямая линия

4. (1 балл) Найдите фразеологизм, который НЕ является синонимом к словосочетанию ЛЕЖАТЬ НА БОКУ.

1) бить баклуши 2) без задних ног 3) валять дурака 4) сидеть сложа руки

1) килОметр 2) кладОвая 3) отобралА 4) без инструктажА

6. (1 балл)

1) Вот что значит УДАЧНАЯ фраза, сказанная в нужный момент в нужном месте.

2) Всю ночь напролет поют в наших лесах ГОЛОСИСТЫЕ соловьи.

3) Месяц еще не вставал, и только две звездочки, как два СПАСИТЕЛЬНЫЕ маяка, сверкали на темно-синем своде.

4) На улице ЦЕЛЬНЫЙ день моросит холодный осенний дождь.

7. (1 балл) В каком предложении вместо слова ПРЕДСТАВИТЬ нужно употребить

ПРЕДОСТАВИТЬ?

1) ПРЕДСТАВЬТЕ себе ледяной замок.

2) Нового сотрудника ПРЕДСТАВИЛИ коллегам.

3) Прошу ПРЕДСТАВИТЬ мне отпуск.

4) Героя ПРЕДСТАВИЛИ к награде.

1) более пятиста человек 2) инженеры 3) наисложнейший 4) в день именин

Заг…рать, зам…реть, отр…сль, з…рница

Свеч…й, крыж...вник, теч…т, ш...пот

1) под…ячий, спет…ся, изголов…е

2) горяч..., назнач…те, мелоч…

3) рисоват…ся, декабр…ский, рож…

4) в…юга, калач…, печ…ной

Бе...граничный, бе...крайний, ...десь, о...плыли, чре...вычайный, и...царапанный

13. (1 балл) Спишитесловосочетания, вставьте пропущенные буквы в словах:

Пр…любопытный случай, быстро пр…винтить, пр…клеить объявление, пр…градить путь, пр..брежная полоса

1) б…шмак, ч…ловек, к…рабль

2) неспр…ста, осл…пительный, созд…вать

3) в…рона, в…робей, с…рока

4) рук…водить, к…пуста, зн…бит

1) замеш...нный в преступлении, пожарные бор…тся с огнем

2) они слыш..т, огнедыш…щий вулкан

3) стел…щийся плющ, доктор леч…т

4) усе…нная листвой, дремл…т кони

Кровати застла(1)ы ветхими, много раз стира(2)ыми покрывалами, с горки подушек свисали накрахмале(3)ые углы вышитых салфеток.

В пустыне все не(1)привычно и не(2)понятно. Реки, которые никуда не(3) впадают. Проливные дожди, которые высыхают, не(4)долетая до земли.

18. (1 балл) Какое из перечисленных слов имеет значение «исполненный надменности».

1) алчный 2) фамильярный 3) презрительный 4) высокомерный

А. Заросшая мхом, заваленная деревьями, вода в ней, казалось, была чёрная, словно дёготь.

Б. Мы шли по чернолесью, сухие горушки то и дело перемежались топкими болотцами.

В. Где-то невдалеке отсюда она ныряла под землю и километра два текла под землёй, а потом опять появлялась наверху.

Г. Вот и Чёрная речка.

19. (1 балл) В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

1) Б, А, В, Г 2) Г, Б, В, А 3) Б, Г, А, В 4) Г, Б, А, В

20. (1 балл) Какое выразительное средство использовано в предложении А?

Вариант 2

1. (1 балл) Что изучает лексика?

1) части речи и их формы

2) правила написания слов

3) звуковую сторону слова

4) слова и их значения

2. (1 балл) Определите, в каком слове количество букв и количество звуков совпадает.

1) ежик 2) подъехал 3) каменный 4) праздник

1) золотой медальон 2) цветущий сад 3) хвост кометы 4) стеклянная ваза

4. (1 балл) Найдите антоним фразеологизма «спустя рукава»:

1) бить баклуши 2) положа руку на сердце 3) сложа руки 4) не покладая рук

5. (1 балл) В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) донельзЯ 2) красИвее 3) позвОнит 4) блюдА

6. (1 балл) В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Укажите номер предложения, исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1) Из хвойной древесины производят лучшую целлюлозу и газетную бумагу, ДРЕВЕСНЫЙ уголь, уксусную кислоту.

2) Этот удивительный, ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ, неповторимый храм является украшением нашего города и всей России.

3) Профессиональные СПАСИТЕЛЬНЫЕ службы возникли там, где человеку грозила особая опасность - на воде и в горах.

4) У меня сохранились тёплые ВОСПОМИНАНИЯ о походах в зоосад с бабушкой и

родителями.

7. (1 балл) В каком предложении вместо слова ДРУЖЕСКИЙ нужно употребить ДРУЖЕСТВЕННЫЙ?

1) ДРУЖЕСКИЕ связи между народами имеют огромное значение для сохранения стабильности в мире.

2) Их ДРУЖЕСКИЙ разговор был для него чрезвычайно важен.

3)Его ДРУЖЕСКИЕ послания всегда были прелестны.

4) Моя жена благодарит тебя за ДРУЖЕСКИЙ привет.

8. (1 балл) Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова, запишите верный вариант.

1) ихние ошибки 2) красивее 3) наисложнейший 4) шерстяные свитеры

9. (1 балл) Спишите, вставьте пропущенные буквы в словах:

сг…реть, обд…рать, отр…сток, з…ря

10. (1 балл) Спишите, вставьте пропущенные буквы в словах:

Бельч…нок, ш…лк, туш…нка, танц…м

11. (1 балл) Отметьте вариант ответа, в котором во всех словах НЕ пишется буква Ь.

1) печ.., мыш.., нож…

2) знаеш.., поч…та, ин…екция.

3) сем…я, об…ект, наотмаш..

4) хорош.., могуч.., свеж…

12. (1 балл) Спишите, вставьте пропущенные буквы в словах:

бе...заветный, бе...цельный, и…ведать, во…ход, ...доровье, п…делить

пр…забавный ребенок, пр…шить пуговицу, пр…клеить объявление, пр…ступить закон, пр…усадебный участок

14. (1 балл) В каком ряду в словах пропущены только проверяемые безударные гласные корня? Спишите слова ряда и подберите к ним проверочные слова.

1) спец..алист, р..комендация, изб..рательный

2) кр..терий, употр..бить, г..сударственный

3) т..рритория, оп..раться, предст..вление

4) мот..вировать, б..зироваться, произн..шение

1) щекоч…щий лицо ветер, звуки слыш…тся

2) стены руш…тся, движ…щаяся артиллерия

3) молнии блещ…т, колыш…щиеся ветки

4) дети пол…т грядки, кле…щий

Далеко в тылу виднелся лес, окута(1)ый мутной преддождевой дымкой, и над ним низко-низко плыли журавли(2)ым клином подрумяне(3)ые солнцем облака.

17. (1балл) Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) НЕ пишется раздельно?

Отважный не(1)боится не(2)удачи. Стойкий боец для врага не(3)счастье. Проигравший, но не(4)сдавшийся в бою достоин уважения.

18. (1балл) Какое из перечисленных слов имеет значение «постепенное ухудшение, снижение каких-либо качеств, упадок»?

1) революция 2) деградация 3) депрессия 4) эволюция

Прочитайте предложения и выполните задания 19-20

А. Понятно, что у сов волей-неволей должен был развиться прекрасный слух.

Б. Почти все совы, как известно, ночные охотники.

В. Из птиц, пожалуй, лучше всех распознают, откуда доносится звук, совы.

Г. В лунные, светлые ночи и в сумерках можно ловить добычу, пользуясь зрением, а что делать, когда на небе сплошь тучи и облака?

19. (1балл) В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

1) А, В, Г, Б 2) В, А, Г, Б 3) Б, Г, В, А 4) В, Б, Г, А

20. (1балл) Какое выразительное средство использовано в предложении Б?

21. (3 балла). Спишите, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания

(Ж..лто) бурые щ..тки жнивья гл..дели голо и хол..дно в сум..рках только черт..полох силой засел на межах с (ч..рно) ж..лтыми пуг..вками ржавой дикой рябинк.. .

Уже (не) было стр..ляющих в пр..сторе стрижей только ч..рное галочьё шумело в хол..деющ..м небе кружило над избами кр..чало что идет ос..нь. В серых р..дах ст..яли пышно разубра..ые р..бины точно крас...ая кафта..ая стража зат..савшаяся в серую т..лпу муж..ков. Стаи гусей звонко трубили п..двигаясь к н..члегам и в крике их ч..дились хол..да. Ч..рные пугалы пялили руки в (за) хол..давших пустых ог..родах. Где все? (Не) уютом и хол..дом см..трело все..десь и (не) хотелось идти.

Вариант 3

1. (1 балл) Что такое морфема?

1) звук

2) слово

3) наименьшая значимая часть слова

4) буква

2. (1 балл) Определите, в каком слове все согласные звонкие.

1) видение 2) шепелявить 3) жить 4) праздник

3. (1 балл) Найдите словосочетание, имеющее переносное значение:

1) стальной гвоздь 2) стальной характер 3) золотое ожерелье 4) рыжий кот

4. (1 балл) Найдите антоним фразеологизма «сломя голову»:

1) черепашьим шагом 2) положа руку на сердце 3) во весь дух 4) спустя рукава

5. (1 балл) В каком слове ВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) алфАвит 2) бАловать 3) дефИс 4) статУя

6. (1 балл) В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Укажите номер предложения, исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1) Настроение исполнителей немедленно находило ОТКЛИК в зрительном зале.

2) У её ног высился недостроенный ПЕСОЧНЫЙ замок, а позади сверкало море.

3) Перед входом в ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ собор росла целая роща африканских пальм.

4) Испытание поможет определить ЭФФЕКТНОСТЬ существующих средств защиты от

информационных атак.

7. (1 балл) В каком предложении вместо слова БОЛОТНЫЙ нужно употребить БОЛОТИСТЫЙ?

1) С равнины тянуло горьким миндальным запахом БОЛОТНЫХ цветов.
2) Спасаясь от преследования, полдня ползли на животе по БОЛОТНОЙ низине.
3) Он зажег над столом бра с БОЛОТНОГО цвета шелковым колпачком и стал писать в толстой тетради.
4) Черная БОЛОТНАЯ грязь полетела из-под колес.

8. (1 балл) Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова, запишите верный вариант.

1) золотых серёг 2) более трёхста 3) быстро выздоровеет 4) класть кирпичи

9. (1 балл) Спишите, вставьте пропущенные буквы в словах:

Изл…гать, зат…реть, р…стовский, сг…реть

10. (1 балл) Спишите, вставьте пропущенные буквы в словах:

Измельч…нный, пош…л, пирож…к, камыш…м

11. (1 балл) Отметьте вариант ответа, в котором во всех словах пишется буква Ъ.

1) раз…ёмный, без…ядерный, изголов…е

2) в…езжающий, из…ятый, меж…этажный

3) с…ёмный, об…ектив, двух…ярусный

4) необ…ятный, бул…онный, ин…екция

12. (1 балл) Спишите, вставьте пропущенные буквы в словах:

сверх…нтересный, бе…системный, бе…сходный, …жечь, пр…свещать, ра…глашать

13. (1 балл) Спишите, вставьте пропущенные буквы в словах:

пр..больно удариться , пр...дорожная канава , пр…ходящий учитель , пр...цепить к рукаву, пр…творить мечту в жизнь , пр…щурить глаза

14. (1 балл) В каком ряду в словах пропущены только проверяемые безударные гласные корня? Спишите слова ряда и подберите к ним проверочные слова.

1) разр...дить обстановку, р...птать на судьбу, ув...дание красоты

2) лаб...ринт, распол...гался недалеко, изл...жить план

3) зар...внять яму, др...жать от холода, г…ризонт

4) пос...дел у костра, прим...рять кроссовки, к...вычки

15. (1 балл). В каком ряду во всех словах пишется одна и та же буква:

1) верт..щий скакалку, пастухи гон..т коров

2) езд..щий верхом, ребята пол..т сорняки

3) мужики кос..т, ла..щие собаки

4) бор..щийся за правду, девушки нос..т косы

16. (1балл) Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН?

Набережная была подновле(1)а и украше(2)а цветными флагами. Вдоль берега сновали

гружё(3)ые многочисле(4)ыми туристами прогулочные катера.

17. (1балл) Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) НЕ пишется РАЗДЕЛЬНО?

Не(1)засыпая ни на минуту, он смотрел с не(2)меркнущим интересом на не(3)знакомые ему места.

18. (1балл) Какое из перечисленных слов имеет значение «чувство нравственной ответственности за свое поведение перед определенным лицом, обществом» ?

1) совесть 2) долг 3) стыд 4) благородство

Прочитайте предложения и выполните задания 19-20

А. Вблизи посмотришь – скала и скала, только сильно наклонилась к воде, вот-вот свалится. Б. И этот каменный великан будто надвигается на тебя через речку.

В. Шаман-скала стоит на правом берегу, прямо напротив посёлка, что на левом берегу.

Г . С левого же берега, из посёлка, видишь каменного человека: нос есть, скулы, острая борода, трещины похожи на глазницы.

19. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

1) А, В, Б, Г 2) В, А, Г, Б 3) А, Г, В, Б 4) В, А, Б, Г

20. (1балл) Какое выразительное средство использовано в предложении Г?

21. (3 балла). Спишите, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания

(Ж..лто) бурые щ..тки жнивья гл..дели голо и хол..дно в сум..рках только черт..полох силой засел на межах с (ч..рно) ж..лтыми пуг..вками ржавой дикой рябинк.. .

Уже (не) было стр..ляющих в пр..сторе стрижей только ч..рное галочьё шумело в хол..деющ..м небе кружило над избами кр..чало что идет ос..нь. В серых р..дах ст..яли пышно разубра..ые р..бины точно крас...ая кафта..ая стража зат..савшаяся в серую т..лпу муж..ков. Стаи гусей звонко трубили п..двигаясь к н..члегам и в крике их ч..дились хол..да. Ч..рные пугалы пялили руки в (за) хол..давших пустых ог..родах. Где все? (Не) уютом и хол..дом см..трело все..десь и (не) хотелось идти.

Вариант 4

1. (1 балл) Однокорневые слова, близкие по звучанию, но отличающиеся по значению, это

1) синонимы 2) паронимы 3) антонимы 4) омонимы

2. (1 балл) В каком слове звуков больше, чем букв?

1) книга 2) писать 3) янтарь 4) съёмка

3. (1 балл) В каком варианте прилагательное употреблено в прямом значении?

1) чёрное платье 2) чёрная душа 3) чёрный вторник 4) чёрные мысли

4. (1 балл) Найдите фразеологизм, который НЕ является синонимом к словосочетанию ЗАСУЧИВ РУКАВА.

1) не за страх, а за совесть 2) в поте лица 3) не жалея сил 4) не солоно хлебавши

5. (1 балл) В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) тортЫ 2) тУфля 3) средствА 4) хозяевА

6. (1 балл) В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Укажите номер предложения, исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1) После ГОДИЧНОГО отсутствия И. А. Крылов сделал ещё одну попытку вернуться в столицу.

2) Денежная НАЛИЧНОСТЬ состоит из имеющихся в кассе средств, чеков и денежных

переводов от клиентов.

3) Никому не удастся УНИЗИТЬ роль героев Великой Отечественной войны в победе над

фашизмом.

4) ПЛАКУЧАЯ ива нечасто встречается в современном ландшафтном дизайне.

7. (1 балл) В каком предложении вместо слова ДОЖДЕВОЙ нужно употребить

ДОЖДЛИВЫЙ?

1) На темной листве блестела одна-единственная ДОЖДЕВАЯ капля.
2) День обещал быть ДОЖДЕВЫМ и ветреным.
3) Сдвигая вековые камни, обрушились вниз ДОЖДЕВЫЕ потоки.
4) Из сада хлынул чистый ДОЖДЕВОЙ воздух, дурманящий запах цветущей липы.

8. (1 балл) Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова, запишите верный вариант.

1) пара чулок 2) семьюстами рублями 3) быстро выздоровит 4) слаще мёда

9. (1 балл) Спишите, вставьте пропущенные буквы в словах:

Заж…гать, сл…гаемое, р…сток, пром…чил ноги

10. (1 балл) Спишите, вставьте пропущенные буквы в словах:

Пч…лы, ш…ссе, сильный ож..г, ноч…вка

11. (1 балл) Отметьте вариант ответа, в котором во всех словах пропущена буква Ь.

1) мятеж…, попрощаеш…ся, богач…

2) реж… хлеб, попрощаеш…ся, много луж…

3) поздороваеш…ся, великая суш…, вскач…

4) ноч…ной, фальш…, назнач…те место

12. (1 балл) Спишите, вставьте пропущенные буквы в словах:

Бе…водный, бе…конечный, …дание, з…двинуть, ра…ярённый, сверх…нтересный

13. (1 балл) Спишите словосочетания, вставьте пропущенные буквы в словах:

Старинное пр...дание , пр...бытие поезда , пр...забавный случай , пр…открытая дверь, пр…шить пуговицу, пр…городный вокзал

14. (1 балл) В каком ряду в словах пропущены только проверяемые безударные гласные корня? Спишите слова ряда и подберите к ним проверочные слова.

1) вск...чить на ск...куна, обм...кнуть кисть в краску, заг...рать на берегу моря

2) в…н…грет, об…яние, заг...рать на берегу

3) т…б…рет, тр...нсп...рант, см...тение

4) др...жать от холода, ч...столюбивые мечты, м...лодушный поступок

15. (1 балл) В каком ряду во всех словах пишется одна и та же буква:

1) крепко держ..тся, плач..щий малыш

2) щебеч..щие птицы, жуки стрекоч..т

3) дети шепч..т, стел..щийся дым

4) раскаты грохоч..т, хорошо леч..щий

16. (1 балл) Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется Н?

Перед нами расстилалось широкое поле, уката(1)ое некогда лихими тройками, а теперь

донельзя выровне(2)ое дождями и заросшее некоше(3)ой высоче(4)ой травой

17. (1 балл) Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) НЕ пишется слитно?

Это был маленький человечек, тихий, не(1)блешуший талантами. Не(2)смотря в книгу, ученик рассказал стихотворение. Овраг в лесу был не(3)глубокий, но обрывистый.

18. (1 балл) Какое из перечисленных слов имеет значение «вялый, находящийся в состоянии глубокого равнодушия»

1) скептический 2) хладнокровный 3) аскетический 4) апатичный

Прочитайте предложения и выполните задания 19-20

А. Там описывается путешествие в окрестностях дома, где жил писатель.

Б. Так видеть и ощущать умеют только дети и хорошие писатели.

В. Он отправился с девочкой на обычную прогулку и увидел привычный, казалось бы, мир глазами путешественника, попавшего в неведомые страны.

Г. У Аркадия Гайдара есть рассказ «Голубая чашка».

19. (1 балл). В какой последовательности нужно расположить предложения, чтобы получился текст?

1) А, Г, Б, В 2) Г, А, В, Б 3) Г, В, А, Б 4) Г, Б, В, А

20. (1 балл) Какое выразительное средство использовано в предложении В?

21. (3 балла). Спишите, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания

(Ж..лто) бурые щ..тки жнивья гл..дели голо и хол..дно в сум..рках только черт..полох силой засел на межах с (ч..рно) ж..лтыми пуг..вками ржавой дикой рябинк.. .

Уже (не) было стр..ляющих в пр..сторе стрижей только ч..рное галочьё шумело в хол..деющ..м небе кружило над избами кр..чало что идет ос..нь. В серых р..дах ст..яли пышно разубра..ые р..бины точно крас...ая кафта..ая стража зат..савшаяся в серую т..лпу муж..ков. Стаи гусей звонко трубили п..двигаясь к н..члегам и в крике их ч..дились хол..да. Ч..рные пугалы пялили руки в (за) хол..давших пустых ог..родах. Где все? (Не) уютом и хол..дом см..трело все..десь и (не) хотелось идти.

Инфо-урок на тему ПАРОНИМЫ УНИЖЕННЫЙ - УНИЗИТЕЛЬНЫЙ

План инфо-урока:

1.Лексическое значение паронимов униженный - унизительный

2.Примеры словосочетаний с паронимом униженный

3.Примеры предложений с паронимом униженный

4.Примеры словосочетаний с паронимом унизительный

5.Примеры предложений с паронимом унизительный

1.ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПАРОНИМОВ УНИЖЕННЫЙ - УНИЗИТЕЛЬНЫЙ

УНИЖЕННЫЙ — причастие от глагола унизить. Тот, кого унизили; выражающий унижение, свидетельствующий об унижении. Употребляется преимущественно с одушевленными существительными.

УНИЗИТЬ - задеть, оскорбить чье-либо самолюбие, достоинство, поставить в унизительное положение.

УНИЗИТЕЛЬНЫЙ — оскорбительный для чьего-либо достоинства, самолюбия. Употребляется преимущественно с неодушевленными существительными.

2.ПРИМЕРЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ С ПАРОНИМОМ - УНИЖЕННЫЙ

1)униженный народ

2)униженный человек

3)униженный мужчина

4)униженная женщина

5)униженный ребёнок

6)униженный родитель

7)униженный отец

8)униженная мать

9)униженная дочь

10)униженный сын

11)униженный муж

12)униженная жена

13)униженный супруг

14)униженная супруга

15)униженный старик

16)униженный раб

17)униженный слуга

18)униженная служанка

19)униженно просить

20)униженно кланяться

3.ПРИМЕРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПАРОНИМОМ - УНИЖЕННЫЙ

1)Есть подлецы, которых бьют,

Которым в рожу все плюют;

Но, униженные , они

Во тьме свои скрывают дни. (М.Ю.Лермонтов)

2) «Униженные и оскорбленные» - роман русского писателя ХIХ века Ф.М.Достоевского.

3) Роман «Униженные и оскорблённые» создан Ф.М.Достоевским после возвращения из ссылки.

4) [Молящиеся] ловили край сутаны кардинала и целовали его страстно и униженно . (К.Г.Паустовский. Далекие годы)

5) Психологи утверждают: в каждом человеке, даже самом униженном , есть чувство собственной значимости.

6) Этот чиновник - совершенно униженный , подавленный, поставленный в безвыходное положение человек.

7) Анна Андреевна искренне плакала, от всей души сожалея моего героя. (Ф.М.Достоевский. Униженные и оскорбленные)

8) Он воротился домой, рассерженный и униженный , ища, на ком сорвать сердце... (Ф.М.Достоевский. Униженные и оскорблённые)

9) Обманутый в своей мечте, разочарованный в своих знаниях, униженный в своей гордыне, он гордо умирает.

10) Испытав чувство стыда, униженный, он возвращается в свою хижину.

11) Борьба развивалась на глазах Михаила Юрьевича Лермонтова; она подробно изображена в юношеской его драме. Бабушка, ссылаясь на свою одинокую старость, взывая к чувству благодарности внука, отвоевала его у зятя. Отец уехал, униженный и оскорбленный более чем когда-либо, и вскоре умер.

12) Был он такого роста, что, когда входил, к примеру, в волостное правление, поднырнув под притолоку, все невольно приподымались перед столь значительным явлением природы; ему тогда было за пятьдесят. Величие русского крестьянства сквозило в его спокойной напевной речи, в степенной, чуть тронутой проседью бороде, в медлительности тяжких рук, годных хоть на былинные подвиги. Униженный поклон такого великана не мог не повлиять на самую закоснелую в законе душу; с помощью Матвея красновершенцы намеревались выказать свою мирную, однако же чреватую опасностями покорность перед тогдашними столпами государства российского. (Л.М.Леонов. Русский лес)

13) Как ни странно, этот демарш возымел действие. Ошарашенный, униженный и раздавленный морально и физически супруг сдался, пришёл в себя и посвятил Элину в свои проблемы. (Ф. Незнанский. Просроченная виза)

14) Разоренный, ограбленный и униженный народ шел на Куликово поле, чтобы победить или умереть!

15) Молодая женщина, работала у сестры, находясь при этом в униженном положении.

16) Н.В.Гоголь, рисуя мелкого чиновника, вызывает у читателя сочувствие к униженному герою.

17) Мы подчас боимся выложить копейку нищему, проявить малейшую заботу об униженном человеке.

18) Русская литература всегда пробуждала доброе, сочувственное отношение к униженным и оскорбленным, вызывала протест против поругания их чести.

19) «Маленький человек» - это социально обиженный, униженный обществом, задавленный и оскорблённый человек.

20) Там, в саду, Катерину [Кабанову, главную героиню пьесы А.Н.Островского «Гроза] ждет Борис, которого она, непонятая, униженная и оскорбленная дома, действительно полюбила.

21) Библейская притча о блудном сыне - это рассказ о юноше, который ушел из родительского дома, растратил свое состояние и жалким, униженным вернулся к отцу.

4.ПРИМЕРЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ С ПАРОНИМОМ - УНИЗИТЕЛЬНЫЙ

1)унизительные слова

2)унизительное отношение

3)унизительное состояние

4)унизительная просьба

5)унизительная поездка

6)унизительная встреча

7)унизительный скандал

8)унизительные условия жизни

9)унизительное занятие

10)поставить себя в унизительное положение

11)унизительная для кого-либо форма обращения

12)унизительный для человеческого достоинства выговор

13)унизительный поступок

14)унизительный отказ

15)унизительный договор

16)унизительная капитуляция

17)унизительное поражение

18)унизительная процедура

19)унизительная служба

20)унизительный обряд

21)унизительная жизнь

22)унизительные годы

5.ПРИМЕРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПАРОНИМОМ - УНИЗИТЕЛЬНЫЙ

1) [Маслова] почувствовала, что голодна, но попросить у них [сторожей] она считала для себя унизительным. (Л. Н.Толстой. Воскресение)

2) [Клим] чувствовал себя в унизительном положении человека, с которым не считаются. (М.Горький. Жизнь Клима Самгина)

3) ...У Татьяны Николаевны есть еще десяток подруг и друзей, подробно осведомленных о том, как однажды доктор Керженцев возмечтал о браке и получил унизительный отказ. (Л. Андреев)

4) Требовался досадный, но нимало не унизительный , искупительный визит. (А. Лесков. Жизнь Николая Лескова)

5) Он и Лидия с избытком вознаграждены за долгие унизительные годы свирепой экономии, почти нищенства. (А.И.Куприн. Сказка)

6) Он являлся в десятки присутственных мест и управлений, раздражая служащих своими бестолковыми жалобами и претензиями, своим унизительным попрошайничеством. (А.И.Куприн. Штабс-капитан Рыбников)

7) Я ненавижу чувства жалости и постоянного унизительного всепрощения. (А.И.Куприн. Поединок)

8) Просить пощады считалось унизительным , и люди предпочитали смерть. (В.Г.Короленко. История моего современника)

9) …Нет ничего более ужасного, более унизительного , чем быть рабом раба.(К.Маркс)

10) В этот период Османская империя провела успешную войну с Петром I, окружив его армию в битве на реке Прут (1711г.). России был навязан унизительный договор, по условиям которого османы вернули себе господство над Черным морем.

11) Слабый физически и нравственно, Петр III Федорович был воспитан гофмаршалом Брюммером, который скорее был солдат, чем педагог. Казарменный порядок жизни, установленный последним для своего воспитанника, в связи со строгими и унизительными наказаниями, не мог не ослабить здоровья Петра Федоровича и мешал выработке в нем нравственных понятий и чувства человеческого достоинства.

12) Не все князья разделяли святую ревность князя Александра. Князь Галицкий Даниил Романович избрал иной путь. Он совершил попытку воспользоваться силами христианского Запада в стремлении отстоять от татар независимость своих земель. Во владении галицкого князя была почти вся Западная Русь. В 1250 году, когда Батый прислал сказать ему: «Дай Галич», Даниил, не чувствуя себя в силах бороться, вынужден был подчиниться и приехал в Орду на поклон. Против ожидания встречен он был ласково, пробыл в ставке хана почти месяц и цели своей достиг: Батый оставил за ним все его земли. Нестерпимо унизительной показалась князю Александру эта поездка. «О злее зла честь татарская! — восклицает летописец. — Даниил Романович, князь великий, владевший Русской землей — Киевом, Волынью, Галичем, стоит на коленях, холопом называется, дань обещает платить, за жизнь свою трепещет, угроз боится!»

13) В 1257 неутомимый князь Александр вновь едет в Орду. Ханский наместник Улагчи, ведавший русскими делами, потребовал, чтобы и Новгород подвергся унизительной процедуре переписи. С горестью должен был взять на себя князь дело тяжелое и неприятное — склонить к рабству новгородцев, не знавших доселе поражений от татар и не считавших себя покоренным народом.

14) Чувство стыда возникает и при воспоминании об унизительном поступке, совершенном в прошлом.

15) Позор - бесчестье, постыдное, унизительное положение.

16) Дворянство считало унизительным для себя бой не на коне и с полным презрением относилось к пехоте, комплектовавшейся лицами низших сословий, плохо вооруженной и игравшей в сражении роль живого укрепления, за которым рыцари отдыхали и собирались с силами.

17) Фабула «Сказания о убиении в орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора» сводится к следующему: Батый, покорив русскую землю, заставляет русских князей приходить в Орду за получением ярлыков на княжение. Там они должны совершать унизительный обряд: кланяться татарским идолам и проходить сквозь огонь (между двух разожженных костров). Михаил Черниговский отказывается выполнить этот обряд, заявляя, что Батыю как царю он готов кланяться, но поклониться идолам и проходить меж огней он как истинный христианин не может.

18) Среди величайших мастеров музыки Моцарт выделяется ранним расцветом мощного и всестороннего дарования, необычностью жизненной судьбы — от триумфов вундеркинда до тяжёлой борьбы за существование и признание в зрелом возрасте, беспримерной смелостью художника, который предпочёл необеспеченную жизнь независимого мастера унизительной службе у деспота-вельможи, и, наконец, всеобъемлющим значением творчества, охватывающего почти все жанры музыки.

19) Петр I предложил шведскому королю мир, но последний предъявил столь унизительные условия, что оставалось решить дело оружием.

20) Докатиться (перен., прост.) - дойти до чего-либо, довести себя до какого-либо унизительного состояния.

Используемые источники

1.С.И.Ожегов. Словарь русского языка. М. «Русский язык» 1990

2.Е.Д.Головина. Различай слова: Трудные случаи современного русского словоупотребления. Экспресс-справочник. - Киров: Кировская областная типография. 1997.

3.Ю.А.Бельчиков, М.С.Панюшева. Словарь паронимов русского языка. М.: ООО «Издательство АСТ»; ООО «Издательство Астрель», 2004.

5.К.С.Горбачевич. Словарь синонимов русского языка. - М.: Изд-во Эксмо, 2005.

(1)Принятое судом по конкретному делу решение должно быть исполнено, например решение о выселении из квартиры людей, занявших её самовольно, решение о конфискации имущества и т. п. (2)Но не всегда лица, обязанные что-либо сделать по решению суда, добровольно исполняют эту обязанность. (3) _____ исполнение судебных актов производится в принудительном порядке и возлагается на службу судебных приставов.

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Лица, обязанные что-либо сделать по решению суда, далеко не всегда добровольно исполняют эту обязанность.

2. Служба судебных приставов осуществляет принудительное исполнение судебных актов, которые не исполняются добровольно.

3. Если лица добровольно не исполняют решение суда, исполнение судебных актов производится в принудительном порядке.

4. Принятое судом решение должно быть исполнено, даже если некоторые лица противятся исполнению судебного акта.

5. Если решение суда не исполняется добровольно, принудительное исполнение судебных актов возлагается на службу судебных приставов.

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

1. Во всех случаях

2. Во всяком случае

3. В любом случае

4. В таком случае

5. В противном случае

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ДЕЛО. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ДЕ ЛО,- а; мн. дел, дел, делам; ср.

1. Работа, занятие, деятельность. Занят важным делом. Привычное д. Текущие дела. Быть без дела. По делам службы.

2. кого-чего. Круг ведения; то, что непосредственно относится к ко- му-н., входит в чьи-н. задачи. Воспитание - д. семьи.

3. Надобность, нужда. У меня до вас (к вам) есть д. Прийти по делу.



4. Нечто важное, нужное (разг.). Говори д. (по существу).

5. Сфера знаний, деятельности, работы. Горное д. Военное д. Столярное д.

6. То же, что предприятие (в 1 знач.). У фирмы солидное д. Открыть в городе своё д.

7. Событие, обстоятельство, факт; положение вещей. Д. было осенью. Это д. прошлое. Как дела?

8. То же, что поступок. Сделать доброе д.

9. Судебное разбирательство, процесс. Уголовное д. Возбудить д. против кого-н.

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

дождалАсь

начАвший

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. МАСЛИЧНЫЕ культуры - это растения, возделываемые для получения масел.

2. После ГОДИЧНОГО отсутствия И. А. Крылов сделал ещё одну попытку вернуться в столицу.

3. Денежная НАЛИЧНОСТЬ состоит из имеющихся в кассе средств, чеков и денежных переводов от клиентов.

4. Никому не удастся УНИЗИТЬ роль героев Великой Отечественной войны в победе над фашизмом.

5. ПЛАКУЧАЯ ива нечасто встречается в современном ландшафтном дизайне.

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

десять АМПЕР

нырнуть ГЛУБЖЕ

по ОБОИМ сторонам

более ДВУХСОТ лет

ПОЛОЖИ на стол

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 1) На выставке не только представлена живопись, но и скульптура.
Б) ошибка в построении предложения с однородными членами 2) Современные публицисты печатают свои произведения на страницах журнала «Современника».
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 3) Машу особенно поразили те рыбы, степенно плавающие в огромном аквариуме.
Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом 4) Журнал «Литературное наследие» опубликовал новые материалы.
Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 5) На письма, которые мы каждую неделю отправляли в Одессу, никто не откликался.
6) Все, кто забыл ужасы войны, должны увидеть полотна художника Михаила Савицкого.
7) Поезд пришёл согласно расписания.
8) В «Войне и мире» при описании военных действий Толстой часто использует сравнение с игрой в шахматы.
9) Образ Петра I появляется во многих произведениях Пушкина, восхищая и оценивая его.

Определите слово, в котором пропущена безударная непроверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

ун...жается

пер...одический

сопост...влять

х...отический

предв...рительный

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

с...ёмка, в...южный

пр...тензия, пр...ставка

от...гнать, пр...дедушка

раз...грать, от...скать

ра...колоть, ра...бить

разве... лся

раскач...вать

застенч...вый

повел...вать

опасл...вый

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква Е.

закле...вший

невид...мый

обид...вший

движ...мый

Выпишите слово, в котором НЕ(НИ) пишется СЛИТНО.

1. Дома нас ожидали отнюдь (НЕ)ДОБРЫЕ вести.

2. Мы (НИ)РАЗУ не видели отца грустным или растерянным.

3. Это был (НЕ)КТО иной, как директор школы.

4. У артиста было (НЕ)КРАСИВОЕ, но удивительно выразительное лицо.

5. Забор был (НЕ)ПОКРАШЕН и валился набок.

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. (В)ПОСЛЕДСТВИИ мы не раз вспоминали, как Фёдор отважно прошёл (ПО)ТОМУ скалистому уступу.

2. На улице (ПО)ПРЕЖНЕМУ стояла жара, (ПО)ЭТОМУ вопрос о доставке питьевой воды оказался самым актуальным.

3. (НЕ)СМОТРЯ на плохое самочувствие, Сергею удалось закончить работу (В)ТЕЧЕНИЕ недели.

4. ЧТО(БЫ) добраться до перевала, пришлось идти так долго, что у многих (ЗА)ЧАСТУЮ мелькала мысль о возвращении в лагерь.

5. Во дворе ТАК(ЖЕ), как и год назад, играли малыши и строгие бабушки следили за тем, ЧТО(БЫ) соблюдался порядок.

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Купле (1)ые вещи были тщательно упакова(2)ы и аккуратно сложе(3)ы в карто(4)ые коробки.

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Секретарь взял со стола документы и ручку и отправился в кабинет начальника.

2. Бурный селевой поток начисто смыл и столовую и строящиеся жилые корпуса.

3. Где вы будете отдыхать и сколько продлится эта поездка?

4. Море искрилось и шумело и играло волнами.

5. Солнце спряталось за набежавшую тучку и по земле пробежала большая тень.

Сергей Юрьевич помолчал (1) глядя в окно (2) и (3) повернувшись ко мне (4) снова принялся за объяснения.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Нам (1) однако (2) уже (3) казалось (4) что лес будет тянуться бесконечно.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

От Ильи я узнал (1) и про домового (2) который спал в кадке (3) и про водяного (4) который имел прекрасное помещение под колёсами.

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В этих местах замечательная рыбалка (1) и (2) если у вас есть свободное время (3) то вы можете провести его у реки (4) которая просто кишит рыбой.

Герои этого произведения распадаются на две группы. (1). Старик Ихменев — Наташа, дочь Ихменева — Алёша (сын Валковского), в которого влюблена Наташа — Катя, в которую влюбляется Алёша (приемная дочь княгини). (2). Старик Иероним Смит — его дочь (мать Нелли) — Валковский (отец Нелли), которого любила дочь Смита — Нелли, внучка Смита — княгиня, близкая подруга Валковского.

Несмотря на запрет своего отца, Ихменева, Наташа сбегает к Алёше, но тот влюбляется в Катю. Алёша — плод брака между бедным и молодым тогда Валковским и дочерью состоятельного купца. Дочь Смита когда-то вопреки воле родителей ушла к Валковскому, от которого родила дочь Нелли, но Валковский оставил их, связав свою судьбу с княгиней. Несчастная мать Нелли умерла.

Повествование о персонажах первой группы (старик Ихменев, его дочь Наташа, ее любовник Алеша) ведется в настоящем времени. Сюжетная линия второй группы героев, где действие строится вокруг Валковского, относится к прошлому времени и имеет такое же несчастливое разрешение.

Повествование о двух поколениях отцов, дочерей и их возлюбленных, их чувствах, соперничестве и предательстве представлено в форме записок, авторство которых принадлежит Ивану Петровичу. Иван — бывший любовник Наташи, которого она оставила ради Алёши, в настоящее время выступает в качестве ее друга и советника. Поскольку Ивану случайным образом удается спасти похожую на малолетнюю девочку Нелли, он узнает от нее историю взаимоотношений ее отца и матери, то есть персонажей второй группы.

В конце романа Алёша уходит к Кате, Нелли (она называет себя еще и Еленой) от тяжести пережитого умирает. Перед смертью Нелли удается помирить Ихменева и его дочь Наташу. Однако прежние отношения между Наташей и Иваном не восстанавливаются. Иван до самого конца продолжает преданно заботиться о своей прежней любовнице.

Роман кончается на том месте, когда описавший все эти перипетии Иван, прикованный болезнью к койке, ожидает скорой смерти.
Достоевский выстраивает такую сюжетную конструкцию, которая легко понятна простому читателю: Ихменев, который из-за своей отцовской любви проклинает дочь, покинувшую его ради любовника; Валковский, который соблазняет чистую девушку и бросает ее вместе с ребенком ради карьеры; впечатлительная и несчастная девочка Нелли. То, что соблазнители Валковский и его сын Алёша имеют своими партнершами падчериц, усугубляет искусственность сюжета. Видимо, Достоевский хотел изобразить отношения между героями максимально доступным образом.

Приверженец «чистой литературы», требующий выверенности структуры и ненавидящий пошлую мелодраму, вероятно, был вправе оценить «Униженных и оскорбленных» как произведение «низкого» пошиба. Тем не менее, простой читатель по достоинству оценил мастерство писателя. Роман приобрел широкую популярность, Достоевский приобрел новых читателей. Конечно, «Униженные и оскорбленные» — роман, рассчитанный на признание массового читателя, но внимательный взгляд различит в его персонажах и «настоящего» Достоевского с присущей ему проблематикой.

Иван Петрович: характеристика героя

Повествование романа ведется от первого лица, это — «заметки» Ивана Петровича. Он — писатель, герой его дебютного произведения — мелкий и нищий чиновник (точно так же, как это было и в «Бедных людях» — дебютном произведении самого Достоевского). В рассказе Ивана Петровича появляется и критик Б. (ясно, что это намек на Белинского), который, по прочтении рукописи Ивана, радуется, «как ребенок». То есть и здесь мы наблюдаем те же обстоятельства, что и в жизни самого Достоевского. Получается, что Достоевский вспоминает свою молодость, которая и служит материалом для создания образа Ивана Петровича.

Характер Ивана Петровича не отличается запутанностью. Он предстает в качестве молодого человека, который сочувствует несчастным и, не думая о своем пошатнувшемся здоровье, протягивает им руку помощи.

Наташа бросает родителей, порывает любовную связь с Иваном и уходит к своему новому любовнику — Алёше. Но она не может удержать его. Иван же становится верным советчиком и другом несчастной и отчаявшейся Наташи. Для ее любящего и преданного отца, который мучается от полной потерянности и гнева, он тоже становится верным слушателем его откровений. Иван оберегает и спасает из рук сводни и юную Нелли, которую одно за другим постигают несчастья. Таким образом, он исполнен жертвенного служения.

Вспоминая свои молодые годы, Достоевский выводит филантропа и альтруиста, полного сочувствия к несчастным людям и желающего им помочь. То есть в писателе и герое продолжает присутствовать тот уже упоминавшийся поборник «социализма как нового христианства», в которое так свято верил Достоевский в дни своей молодости. Этот «социализм» выставляет в качестве идеала «нового Христа», исполненного сочувствия к растоптанным и обесчещенным женщинам. Подражание Христу, принесение себя в жертву ради несчастных женщин и страдающих детей, спасение их через любовь — вот в чем состоит высшее предназначение человека.

В 40-е годы XIX в. это учение было горячо воспринято в качестве «новой истины» образованной российской молодежью. Как говорит В. Л. Комарович в «Юности Достоевского», писатель был «человеком 40-х годов», то есть глубоко впитал в себя эти гуманистические идеалы. В «Дневнике писателя» («Одна из современных фальшей», 1873 г.), Достоевский прямо говорит о «святости» этого учения и о готовности погибнуть за него. «Мы, петрашевцы, стояли на эшафоте и выслушивали наш приговор без малейшего раскаяния».

Пройдя через каторгу и солдатчину, в декабре 1859 г. Федор Михайлович после десятилетнего перерыва возвратился в Петербург. Он приписал Ивану свои идеалы филантропии, которые сам исповедовал в молодости, но судьба Ивана трагична. Поборник идеи добра, Иван ничего не может предпринять, чтобы сделать счастливыми несчастных людей. Сам он брошен людьми и пишет свои «заметки», ожидая смерти на больничной койке.

В журнальной публикации романа ему был предпослан подзаголовок «Из записок неудавшегося литератора». Он прямо свидетельствует о замысле автора: «Униженные и оскорбленные» возможно прочесть как «отчет»» о крахе Достоевского-филантропа.

Но все не так просто. Если мы воспримем эти записки о поражении в их целостности, мы увидим интересную деталь: да, Иван проиграл, но он вовсе не похоронен. Иван возрождается в наших глазах как человек теплый и прекрасный. Иван отказывается от себя, он протягивает руку помощи своей возлюбленной Наташе, он последовательно выступает в качестве великодушного и несчастного спасителя и жертвователя, он терпит поражение... В этом отношении он подобен Мечтателю из «Белых ночей», который приносит себя в жертву своим прекрасным идеалам. Достоевский стремился вернуться к литературной жизни. Возможно, он рассчитывал на то, что такой типаж, как Иван — терпящий неудачу человек с прекрасной душой — будет встречен благосклонно и окажется созвучен настроениям тех читательских кругов, с нетерпением ожидавших отмену крепостного права, среди которых все большее распространение получали гуманистические идеалы. Расчет оказался верен: «Униженных и оскорбленных» ждал грандиозный успех, Достоевский вновь оказался в гуще литературной жизни в качестве автора «Бедных людей» и «Униженных и оскорбленных».

Князь Петр Валковский: характеристика героя

Исследователи и критики единогласно отмечают, что среди персонажей романа появляется новый для Достоевского типаж — это князь Петр Валковский. Несчастья, обрушивающиеся на героев романа, имеют своей причиной именно его. Он насмехается над Иваном, который всегда стоит на стороне слабого, который, отринув себя, протягивает руку помощи даже отвергнувшей его Наташе. Валковский говорит ему: вы — филантропы по Шиллеру, вы полагаете, что нет для человека более высокого предназначения, чем постоянно помогать другим; но на самом деле вы играете недостойную пьесу, поскольку выставляете напоказ свое великодушие и мне это надоело; моя же истина заключается в том, что есть личность, «это я сам. Всё для меня, и весь мир для меня создан. Послушайте, мой друг, я еще верую в то, что на свете можно хорошо пожить. А это самая лучшая вера...».

Если вдуматься в рассуждения Валковского, то мы заметим и определенную дистанцию, которую держит Достоевский по отношению к «социализму как новому христианству».

Мечтатель Вася из «Дядюшкиного сна», который грезит о прекрасном сообществе, превращается в Ивана из «Униженных и оскорбленных»; М. из «Маленького героя», который презирает «романтизм», становится князем Валковским — поединок продолжается. Амбивалентность отношения Достоевского к социализму как форме филантропии отражена в противоборстве его персонажей.

На первый взгляд кажется, что аргументы Валковского уничтожают идеалы «социализма» (филантропии). Но в своих позднейших произведениях писатель пошлет поражение персонажам типа Валковского. Эгоист Валковский, гордящийся тем, что «весь мир для меня создан», превратится в человека безжизненного и бессильного. Подобно ему, и Свидригайлов из «Преступления и наказания», и Ставрогин из «Бесов» — противники Шиллера и его идей. Но они, в отличие от Валковского, не воспевают свой эгоизм. Им недоступен свет филантропических идеалов, они страдают от холодного и мрачного ощущения «другого мира». Они испытывают страдания и движутся к краху. Это показывает, что «социализм как новое христианство» был для Достоевского обещанием светлой и теплой загробной жизни.

Алеша Валковский: характеристика героя

Сын князя, Алёша Валковский, оставляет сложное впечатление. Как это ни странно, но в Алёше совершенно отсутствует сознательная интенция (а, может быть, именно потому, что в нем такая интенция отсутствует) обидеть и оттолкнуть другого человека, но без всякого зазрения совести он разрывает отношения с другими людьми, он разрушает эти отношения и заставляет людей страдать. «Он был вполне невинен. Да и когда, как этот невинный мог бы сделаться виноватым?» Он был «мальчик, наивный эгоист».

Алёша абсолютно безволен — так считает Иван. Добро и зло должны оставлять в сердце человека хоть какой-то след, но в Алёше он не обнаруживается. А потому, хотя у него нет никакого желания сделать человеку зло, он его приносит: он портит отношения между Иваном и Наташей, между Наташей и ее отцом. Алёша рассуждает так: я не хотел этой трагедии, просто Наташа влюбилась в меня, а я полюбил ее — вот и все. Когда же он поддался новому очарованию и полюбил Катю, Алёша не стал скрывать это от Наташи. То есть, как он сам считает, он — человек откровенный и действует по побуждению сердца. Алёшу можно определить как «наивного эгоиста». В юноше Алёше есть какая-то странная чистота. В случае неблагоприятных обстоятельств он не впадает в депрессию — по тем же самым причинам. Когда его постигает неудача, ему становится по-настоящему грустно, но грусть не длится сколько-нибудь долго. Иван пишет об этом юноше: «Мне кажется, этот ребенок никогда, даже и в шутку, не мог бы солгать, а если б и солгал, то, право, не подозревая в этом дурного».

Необычайная «чистота» Алёши представляет огромную опасность для мира, который управляется самыми разнообразными эмоциями и интенциями. Этот безвольный юноша-ребенок, который не способен на ложь, диктуемую чувством ответственности и заботы о человеке, является для мира обычных человеческих отношений «опасным ребенком», он — злодей, у которого нет намерения быть злодеем.

Как это ни странно, но Достоевский не осуждает Алёшу. В Достоевском заметно, что в его душе находил больший отклик человек, похожий на Алёшу — с его отсутствием интриганства — чем человек, который, определившись со своими эмоциональными и душевными предпочтениями, начинает действовать независимым образом. Федор Михайлович бессознательно стремился приблизиться к такому «детскому» типу человека, который не обладает ни силой, ни душевной ответственностью осуждать других, — человеку незлобивому, не отличающему добро от зла.

Почти во всех произведениях Достоевского присутствует милый писателю типаж, которому практически всегда приданы черты «детскости», в чем проявляются инстинктивные предпочтения писателя. Мышкин из «Идиота», как и Алёша, — это юноша-ребенок, он больной, но он чист, и именно в нем Достоевский чувствует «прекрасного» человека.

В основе эстетических представлений автора лежит тяга к человеку, в котором отсутствует персонализм и действенно-практическая моральность, но присутствует абсолютная чистота.

Наташа Ихменева: характеристика героини

Наташа Ихменева не видит в юноше-ребенке Алёше ветреного и отвратительного молодого человека, она видит в нем обладателя детского сердца редкостной чистоты и красоты. О Наташе говорится, что она любит Алёшу, но это придуманная Достоевским любовь, такой любви не бывает в мире обычных людей. Она сама признается Ивану: «Видишь, Ваня: ведь я решила, что я не любила его как ровню, так, как обыкновенно женщина любит мужчину. Я любила его как... почти как мать». Но эта «материнская любовь» тоже необычна: она не ставит своей целью «вырастить» и научить «ребенка» Алёшу быть самостоятельным в этом грешном и опасном мире. Она знает, что у Алёши недостает сил для того, чтобы «свить гнездышко» и поселиться там вместе с женщиной. Она заранее решила, что он — «чистый» ребенок, который не имеет ничего общего с заботами этого мира. Поэтому она приносит себя в жертву — чтобы оградить его прекрасное детское сердце от этих забот. Когда Алёша влюбляется в Катю, она отвечает на его восторги по поводу Кати со смешанным чувством боли и радости. Ей кажется: поскольку Алёша не скрывает от нее, своей любовницы, свое новое увлечение, является доказательством его исключительной честности и искренности. Наташа не воспринимает эту любовь как камень на сердце и, переживая за будущее Алёши, поощряет его новое увлечение.

Если посмотреть на Наташу беспристрастным взглядом, то нельзя не прийти к выводу, что ее любовь по отношению к этой «детской душе» есть вещь, замкнутая в самой себе, это театр одного актера, который довольствуется отведенной ему ролью. Как и Зина в «Дядюшкином сне», Наташа Ихменева — обладательница «литературного» характера. Мать Зины упрекает ее в том, что она любит не живого человека, а свою прекрасную мечту. Ее слова можно адресовать и Наташе. Думается, что прототипом Зины, видимо, являлась первая жена Достоевского — Мария Исаева. Наташа скроена по той же мерке.

Любовная драма Достоевского состояла в том, что сердце Марии разрывалось между ними учителем Вергуновым, и на какое-то время она склонялась в пользу Вергунова. И в это время Достоевский находился точно в таком же положении, как и Иван. Достоевский выступал в качестве участливого старшего брата, помогал влюбленным. Он старался утишить страдания Марии, помогал устроиться Вергунову на работу. И вот эти отношения Достоевский-писатель перетолковал на литературный лад, и на свет явились Зина из «Дядюшкиного сна» и Наташа в «Униженных и оскорбленных». Неизвестно, была ли Мария «матерью», которая решила оберегать «чистоту» молодого учителя, но сам Достоевский интерпретировал любовь женщины к мужчине именно как любовь матери к незамутненной «детской» душе. Желание видеть любовь в таком ключе было в Достоевском чрезвычайно сильно.

Тот тип любви, которую испытывает Наташа, был явлен уже в Катерине из «Хозяйки». В своих путаных и страстных монологах она говорит о «чистой душе» Ордынова, о любви старшей сестры и младшего брата. В «Идиоте» Наташа разовьется в Настасью Филипповну. Когда «ребенок» Мышкин влюбится в Аглаю, она будет желать принести себя в жертву. В этом отношении можно считать «Униженных и оскорбленных» предтечей «Идиота».

Все эти «женщины по Достоевскому» весьма далеки от «земной любви» и ее реалий, они являются продуктом преклонения Достоевского перед «чистым сердцем», преклонения, которое, подобно ядовитому газу, туманит голову. «Чистое детское сердце» представляется этим женщинам высшим проявлением «красоты». Они полагают, что нельзя допустить того, чтобы этому сердцу была нанесена рана, а потому они предпочитают принести себя в жертву.

Как видно по поведению Марии Александровны из «Дядюшкиного сна», Достоевский относился к желанию принести себя в жертву не без критики. Но это наивное желание имело отношение к высшим идеалам, оно было составной частью утопизма 40-х годов, оно являлось «хроническим заболеванием» Достоевского. Как и его женские персонажи, сам он тоже не мог избавиться от этой болезни. Всякий, кто прочел поздние романы Достоевского — «Преступление и наказание», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы», — подтвердит, что Достоевский был очень чуток к социальным и политическим проблемам тогдашней России. Но он не был «социальным» писателем, который просто «вставляет» газетную хронику, свидетельствующую об общественном разброде, в свои произведения для описания психологии российской молодежи. Как свидетельствовал молодой друг Достоевского — Владимир Соловьев — писатель был озабочен поисками «царства правды» (см. «Три речи в память Достоевского»). Сам Федор Михайлович говорил о том, что «истина поэтичнее всего, что есть в свете».

«Чистое детское сердце» Алёши, для которого Наташа готова принести себя в жертву, — это фрагмент той «поэтической истины», к которой Достоевский стремился всю свою жизнь. Эта истина может называться по-разному. В ранних произведениях это — счастливая жизнь, подобная бесконечному празднику («Неточка Незванова»), братско-сестринская любовь («Хозяйка») — образы, навеянные образностью утопических идей; в поздних произведениях—это «новый Иерусалим» («Преступление и наказание»), «рай на земле» («Подросток»).

«Униженные и оскорбленные» — это роман, адресованный массовому читателю, в котором повествуется о сложных отношениях городских отцов и дочерей в тогдашней России 60-х годов, но и в этом произведении Достоевский не мог удержаться, чтобы не порассуждать о своем понимании «истины».

Нелли: характеристика героини

Начиная с «Бедных людей» и кончая «Дневником писателя», Достоевский многократно описывает судьбы безгласно страдающих детей с искалеченными судьбами. Обилие детских страданий и смертей составляет характерную особенность творчества писателя. Но эти дети часто умеют понимать психологию взрослых лучше самих взрослых; они умеют противостоять отчаянию, с которым сами взрослые не могут справиться; в них таится такая горячая любовь, которую не испытывают взрослые.

Нелли из «Униженных и оскорбленных» — представительница именно такого детского «племени», но и среди него она выделяется своей «недетскостью». В романе имеются сцены, где она не знает, как выразить свои чувства по отношению к Ивану — первому мужчине, который отнесся к ней по-доброму. В результате она выражает свою любовь в форме враждебности и даже пытается убежать от него. Поведение Нелли — такое «темное» и такое буйное — сильно отличается от того, что мы привыкли видеть в литературе, описывающей девочек.

Нелли находится в одном ряду с Лизой («Вечный муж»), Илюшей («Братья Карамазовы»), девочкой-женой («Кроткая») — в том смысле, что Достоевский с присущим ему «жестоким талантом» изображает страдания маленьких и слабых существ. Для Федора Михайлвоича более свойственно изображать больных и слабых, чем сильных и здоровых. В его произведениях несчастные мальчики и девочки с поразительной силой переживают человеческую слабость.

Бывают моменты, когда мы видим единственную возможность постоять за себя в умении оскорбить собеседника. Стоит признать, что этот метод не всегда оправдан, и, порою, может даже привести к негативным последствиям. Но все же бывают ситуации, когда без этого весьма непросто обойтись.

Таких ситуаций может быть немало, и некоторые из них мы рассмотрим подробнее.

Важно! Прежде, чем кого-то оскорблять, необходимо ознакомиться со и узнать: какие могут быть последствия, кого ни в коем случаи нельзя оскорблять, что считается оскорблением в законодательстве и т.д.

Самозащита

Когда кто-то позволяет себе оскорбительно высказываться в нашу сторону, зачастую, мы «закипаем» в ответ. Редко кому удается сдержать эмоции в такой ситуации и проигнорировать выпады агрессивно настроенного собеседника. Конечно, если человек сумел достичь высшей степени самоконтроля или просто не может решиться на ответную оскорбительную реплику, то он способен проигнорировать негативные слова в свой адрес. И все же, чаще всего, сдержать себя оказывается нелегко. Как правильно поступать в таких случаях вы можете прочесть в нашей статье .

Защита слабого

Бывают ситуации, когда мы не в силах не обращать внимания на тот факт, что некто позволяет себе оскорбительное отношение к другому человеку. Особенно за этим невыносимо наблюдать, когда под обстрел обидных слов попадает супругу, свой ребенок, стеснительная девушка или даже незнакомая пенсионерка. В общем, во многих из нас просыпается агрессия, когда страдает более слабый человек, которому сложно постоять за себя. Безусловно, в этом случае пострадавшая сторона нуждается в защите, и, несомненно, будет испытывать глубокое чувство благодарности, получив ее.

Защита животного

Этот пункт несколько схож с предыдущим, но разница в том, что на сей раз речь идет не о слабом человеке, а о животном. Некоторые из нас, видя, например, как подростки мучают кошку или пьяный человек пинает собаку, стараются сделать вид, что попросту не замечают происходящего, но большинство все же не может смотреть равнодушно на страдания «братьев меньших». Конечно же, в данном случае оскорбления с вашей стороны будут более, чем оправданы.

Как морально унизить человека без мата

Не каждому из нас под силу унизить человека, не прибегая к матерным словам. Однако если вы научитесь этому, то можно будет сказать, что вы постигли искусство самых «тонких» оскорблений.

Умные фразы, чтобы заткнуть человека

Если вам хочется поставить человека на место, каким-то завуалированным оскорблением, возьмите на заметку несколько фраз.

  • Рот открывай у стоматолога!
  • Обычно в чужую жизнь лезут те, у кого собственная не удается.
  • Не попадайся под горячую руку, дабы не улететь под горячую ногу.

Прикольные и смешные оскорбления

Такие оскорбления могут показаться прикольными и смешными не только человеку, который произносит их, но и тому, к кому они относится. Впрочем, все зависит от того, насколько обидчив ваш собеседник. Если он слишком чувствителен к малейшим намекам на оскорбления и чрезмерно раним, то, безусловно, смешно в этой ситуации ему не будет.

  • Да закрой ты уже свой хохотальник!
  • Хватит уже трепать языком, будто флагом на параде.

Обидные колкие фразы

Если вы хотите обидеть кого-то колкой и обидной фразой, то, видимо, этот человек действительно сумел вас задеть и вы жаждите . Конечно, вам ни в коем случае не стоит показывать, что вы обижены или злы – в таком случае желаемого эффекта вам не достичь. Произносите колкие фразы спокойным тоном, который вполне можно сопровождать легкой ухмылкой.

  • Похоже, кого-то аист уронил по дороге. И не единожды.
  • Тебя бы в кунсткамеру взяли еще при жизни.
  • Еще одна подобная фраза, и по жизни тебе придется передвигаться рывками.
  • Вам бы подумать о спасении природы, стерилизовав себя.
  • Наверно, тебе сложно любить природу, после того, что она сотворила с тобой.

Как культурно послать человека, обозвав остроумными словами

Вы вполне сможете оскорбить человека, даже будучи с ним на «Вы». Для этого вовсе не обязательно переходить на матерные слова или прямые оскорбления. Вполне достаточно одной остроумной фразы. Поэтому можно даже сказать, что, таким образом, вы пошлете человека культурно.

  • Уже уходите? А почему так неспешно?
  • Я слишком занятой человек, чтобы обращать внимание на ваши комплексы.
  • Шокируйте меня, скажите наконец-то хоть что-нибудь умное.
  • Похоже, у вас так и не прошел юношеский максимализм.
  • Вам бы почаще молчать, за умного сошли бы.
  • Надеюсь, что вы не всегда так глупы, а лишь сегодня.

И все же, скорее всего, вы понимаете, что в случае, когда мы оскорбляем кого-то другого, довольно трудно говорить о каком-либо уровне культуры. Нередко подобные разговоры просто скатываются в некрасивую перебранку.

Сыграть на его слабых местах и комплексах

Если ситуация складывается так, что вам приходится оскорбить женщину (отметим, что все же это самые крайние ситуации), то, конечно, вы можете сыграть на ее комплексах. Чаще всего, слабым местом женщины является ее внешность. Даже если она не покажет, что ваши слова ее как-то задели, скорее всего, вы все равно достигнете цели – она запомнит то, что вы сказали и ее это будет тревожить. Также стоит отметить, что некоторых мужчин тоже можно задеть, упомянув их внешний вид или физические параметры. Хотя чаще всего представителя мужского пола можно задеть, упомянув его незавидные умственные качества – большинство мужчин довольно болезненно реагируют на эти замечания. Списки для мужчин и женщин.

Итак, некоторые примеры:

  • Увы, красотой тебе мир не спасти. Впрочем, и умом тоже.
  • Женщина, вы не настолько красивая, чтобы хамить людям.
  • Только глядя на тебя, я могу поверить, что человек реально произошел от обезьяны.
  • Не переживай, возможно, однажды и ты скажешь что-то умное.
  • Где ты научилась делать макияж в стиле Валуева?
  • Что, жениться никто не хочет, поэтому такая злая?
  • Совсем всё туго? Ну, попробуй хотя бы костным мозгом раскинуть.
  • Сразу видно, что ваши родители мечтали, чтобы вы сбежали из дома.
  • Правду говорят, что мозг – это еще не все. В твоем случае это и вовсе ничего.

Создавать длительное систематическое давление на противника

Важно помнить! Систематическое психологическое давление на более слабого человека, его преследование, травля и унижение называется . Такое поведение недопустимо и остро порицается в обществе.

Естественно, в этом пункте речь зашла о психологическом давлении – влиянии на собеседников, которое происходит с целью изменения их психологических установок, решения и мнения. Зачастую этот метод применяется в ситуациях, когда вы, по каким-то причинам, не можете открыто нахамить человеку, но и не в силах никак не реагировать на его поведение. Итак, какие виды психологического давления существуют?

Моральное давление

Еще это можно назвать уничижением, которое выражено в стремлении морально подавить собеседника. Систематически вы указываете на какую-то особенность человека, даже если ваши слова не соответствуют действительности. Таким образом, вы намерено сеете комплексы в оппоненте. Например, вы всегда можете намекать или прямо говорить кому-то: «Как же ты все-таки глуп», «Ты очень неуклюжая», «Тебе нужно еще сбросить вес» и тому подобное. В таком случае собеседнику становится нелегко совладать с собой, и если первое время он практически не обращает внимания на ваши слова, то впоследствии они начинают его всерьез задевать. Важно отметить, что этот прием уместно применять к людям, которые страдают от неуверенности в себе.

Принуждение

Такой метод может быть использован человеком, который наделен какой-либо властью – финансами, информацией или даже физической силой. В таком случае оппонент не в силах оказать достойный отпор, понимая, что в таком случае может пострадать в финансовом плане, не получить нужной информации и так далее.

Убеждение

Такой вид психологического давления можно назвать самым рациональным. Применяя его, вы пытаетесь апеллировать к логике человека и его разуму. Этот метод применим к людям, обладающим нормальным уровнем интеллекта, которые способны понять, то вы пытаетесь им донести. Человеком, который пытается действовать методом убеждения, должен подбирать максимально логичные и доказательные фразы, не допуская в своем тоне сомнений и неуверенности. Важно понимать, что как только «жертва» начнет замечать какие-либо нестыковки, сила такого давления начнет ослабевать.

Отстранение

В этом случае человек предпринимает попытку как бы «взять измором» собеседника. Вы пытаетесь оказать давление на кого-то, но когда вас пытаются уличить в этом, то вы отстраняетесь или переходите на другие темы. Также можно в ответ обвинить оппонента в том, что он все выдумывает, перекручивает и так далее.

Внушение

Такое способ психологической атаки может применить лишь человек, который в чем-то является для своей «жертвы» авторитетом. Так или иначе, вы пытаетесь что-то внушить собеседнику, говоря намеками или прямо.

Допустимо ли использовать матерные обзывания и ругательства

Безусловно, далеко не всегда мы способны контролировать себя, и совладать с собою в пиковых ситуациях, но вам следует прикладывать максимальные усилия для того, чтобы этого достичь. Если дело дошло до того, что вы не видите другого способа, кроме как нахамить человеку, то постарайтесь сделать это тонко и красиво. Как говорится, не нужно опускаться до уровня «базарных баб». Конечно, если вы не сдержались и перешли на мат, то тут уже ничего не поделать, и все же постарайтесь не допускать этого, и ставить человека «на место» другими способами.

Дело не в том, что вы можете матом как-то особенно ранить собеседника. Просто считается, что человек, который «опустился» до матов, не в состоянии отстоять свое мнение обычными словами – в какой-то мере, так мы демонстрируем собственную несостоятельность. Конечно, совеем другое дело, если вы в принципе всегда общаетесь с обильным употреблением матерных слов, но это уже совсем иной разговор.

Как научиться сарказму, используя дерзкие смешные слова

Научившись к месту употреблять дерзкие и смешные выражения, вы, наверняка, сумеете в близком кругу обрести славу человека с хорошим чувством юмора и владеющего техникой сарказма. Но важно не забывать, что дерзость может быть чревата последствиями, и подобными фразами вы можете спровоцировать собеседника на непредсказуемую реакцию.

  • Иди, приляг, отдохни. Да вот хоть бы на рельсы.
  • Можно было бы тебя и обидеть, конечно, но природа уже справилась за меня.
  • Никто тебя не пугает, пугаться будешь у зеркала.
  • Вашему рту нисколько не помешал бы степлер.
  • Ну что, позвенел цепью, теперь в будку иди.

Постигаем искусство сарказма

И все же, важно заметить, что люди, умеющие изъясняться в саркастичной форме, далеко не всегда применяют этот навык, пытаясь кого-то оскорбить или унизить. Зачастую, сарказм звучит в случае, когда комментируется какая-то нетривиальная ситуация – тогда это выглядит забавно и органично.

Практически невозможно постичь искусство сарказма тому человеку, чей словарный запас не отличается особым разнообразием, а кругозор довольно ограничен. Именно поэтому стоит больше читать и узнавать. Вбейте в поиск: «Авторы, которые пишут с юмором». Как вы и сами понимаете, что по-настоящему «острые» фразы в любом случае составляются из слов, разнообразие которых вы вполне можете почерпнуть из интеллектуальных фильмов и книг. Кстати, примеры, некоторых остроумных фраз также можно увидеть в книгах. В крайнем случае, обучайтесь сарказму у людей, которые зарабатывают на жизнь своими шутками – речь идет об участниках и ведущих различных комедийных телевизионных шоу.

Если вы хотите прослыть действительно остроумным человеком, то не повторяйте ошибку, которая свойственна многим начинающим шутникам или людям, мнящим себя такими. Услышав или вычитав какую-нибудь интересную шутку или смешное выражение, они периодически повторяют ее, дабы рассмешить собеседника. Первые пару раз это может быть действительно забавным, но впоследствии люди уже начинают улыбаться просто из вежливости, да и это до поры, до времени. Как вы понимаете, мастеру сарказма просто недопустимо ассоциироваться у кого-либо с заезженной пластинкой.

Если вы хотите нахамить красиво, то уместно использовать фразы, которые ваш собеседник, вероятно, еще не слышал или же те, на которые он не сразу сориентируется с остроумным ответом. В таком случае, наверняка, вы будете смотреться более выигрышней. Итак, возможно, какое-то из этих высказываний вам покажется уместным.

  • Если с твоей платформы и дальше будут идти эти гудки, то твоему зубному составу придется тронуться.
  • Ты заболел или у тебя всегда такой вид?
  • Тебе бы сейчас в тюбик сбиться.
  • Обрати внимание на плинтус, чтобы не забыть про свой уровень.
  • Я бы посмеялся над тобой, но жизнь это уже сделала за меня.

Учитываем возможные последствия

Вступая в перепалку с агрессивно настроенным собеседником, было бы глупо не учитывать возможные последствия этого шага. Вы должны понимать и быть готовы к тому, что от слов придется переходить к делу, если вы, например, угрожаете кому-то физической расправой. Если оппонент будет провоцировать вас на дальнейшие действия, а вы просто начнете игнорировать его, то все ваши угрозы просто теряют смысл. Конечно, может сложиться и иначе – человек испугается ваших слов, и замолчит. Тем не менее, вы должны быть готовыми к разным развитиям событий, если все же решились вступить в конфликт.

Когда не стоит переходить на оскорбления

Все ваши «колкие фразы» и «красивые оскорбления» не имеют никакого смысла, если вы решили воспользоваться ними, общаясь с невменяемым человеком. Итак, какого человека можно назвать невменяемым. В первую очередь, имеется в виду собеседник, который находится под сильным алкогольным или наркотическим воздействием. Наверняка, такой человек будет попросту не в силах оценить всю тонкость ваших оскорблений – он их просто не услышит, или же отреагирует неадекватно, даже если ваши слова будут не слишком обидными. С такими людьми действительно лучше не связываться, даже если они всячески пытаются вас задеть. Ваша задача вовсе покинуть их поле зрения, и не вступать в бессмысленный конфликт. Если пьяный человек обижает более слабого, то, безусловно, вам нужно помочь обиженной стороне, но словесные перепалки вряд ли дадут какой-либо положительный результат.

В любом случае, если вы уверены, что в сложившейся ситуации можно обойтись без оскорблений, решив проблему каким-либо иным методом, то лучше все-таки не доходить до ругательств. Не исключено, что впоследствии вам придется пожалеть о своей несдержанности. Как мы уже упоминали, на этот шаг уместно идти лишь в случае защиты (себя или близкого). Если же вы сами будете инициатором подобных бесед, то очень скоро получите репутацию хама и скандалиста.