Сотворение мира (греческая мифология). Мифы Древней Греции (О сотворении мира, о Зевсе, о Геракле)

1. Пеласгический миф творения


В начале Эвринома, богиня всего сущего, восстала обнаженной из Хаоса и обнаружила, что ей не на что опереться. Поэтому она отделила небо от моря и начала свой одинокий танец над его волнами. В своем танце она продвигалась к югу, и за ее спиной возникал ветер, который ей показался вполне пригодным, чтобы начать творение. Обернувшись, она поймала этот северный ветер, сжала его в своих ладонях - и перед ее глазами предстал великий змей Офион. Чтобы согреться, Эвринома плясала все неистовей, пока не пробудилось в Офионе желание, и он обвил ее божественные чресла, чтобы обладать ею. Вот почему северный ветер, который также зовется Бореем, оплодотворяет: вот почему кобылы, поворачиваясь задом к этому ветру, рождают жеребят без помощи жеребца 1 . Таким же способом и Эвринома зачала дитя.

B. Затем превратилась она в голубку, села, подобно наседке, на волны и по прошествии положенного времени снесла Мировое яйцо. По ее просьбе Офион обернулся семь раз вокруг этого яйца и высиживал его до тех пор, пока оно не раскололось надвое. И появилось из него все то, что только существует на свете: солнце, луна, планеты, звезды, земля и ее горы, реки, деревья, травы и живые существа.

C. Эвринома и Офион обосновались на Олимпе, но он обидел ее, объявив себя творцом Вселенной. За это ударила она его пяткой по голове, выбила ему все зубы и изгнала в мрачные подземные пещеры 2 .

D. После этого богиня создала семь планетных сил, поставив во главе каждой титаниду и титана. Тейя и Гиперион владели Солнцем; Феба и Атлант - Луной; Диона и Крий - планетой Марс; Метида и Кой - планетой Меркурий; Фемида и Эвримедонт - планетой Юпитер; Тефия и Океан - планетой Венера; Рея и Крон - планетой Сатурн 3 . Но первым человеком стал Пеласг, предок всех пеласгов; он вышел из земли Аркадии, а за ним пришли другие, которых он научил делать хижины и питаться желудями, а также делать одежды из свиных шкур, в которых до сих пор еще ходят бедняки Эвбеи и Фокиды 4 .


1 Плиний. Естественная история VIII.67; Гомер. Илиада XX. 223-224.

2 В греческой литературе сохранились только разрозненные фрагменты этого доэллинского мифа. Наиболее крупные из них можно найти у Аполлония Родосского (Аргонавтика, I. 496- 505) и Цеца (схолии к Ликофрону, 1191); однако этот миф нельзя не заметить в орфических мистериях. Приведенный выше вариант можно восстановить на основе беросского фрагмента и финикийских космогонии, которые цитируют Филон из Библоса и Дамаский; на основе ханаанейских элементов в древнееврейском варианте мифа творения, на основе Гигина (Мифы 197 - см. 62а); на основе беотийской легенды о зубах дракона (см. 58.5); а также на основе древнего ритуального искусства. Свидетельством тому, что все пеласги считали своим прародителем Офиона, являются их коллективные жертвоприношения, пелории (Атеней. XIV.45.639-640), т.е. Офион в их представлении это Пелор, или «большой змей».

3 Аполлодор. I.3; Гесиод, Теогония, 133 и сл.; Стефан Византийский под словом Adana; Аристофан. Птицы, 692 и сл.; Климент Римский, Проповеди, VI.4.72; Прокл. Комментарий к «Тимею» Платона, III, р.183, 26-189, 12 Diehl.

4 Павсаний. VIII.1.2.

* * *

1. В этой архаичной религиозной системе еще не было ни богов, ни жрецов, а были универсальные богини и их жрицы, причем женщины являлись главенствующим полом, а мужчины - их запуганными жертвами. Отцовство не признавалось, причинами зачатия считались ветер, съеденные бобы или случайно проглоченное насекомое; наследование шло по материнской линии, а змеи считались воплощением умерших.

2. Офион, или Борей, - это змей-демиург из древнееврейских и египетских мифов; в предметах древнего средиземноморского искусства богиня постоянно изображалась вместе с ним. ПеласгиПеласги - собирательное название древнейшего, догреческого, населения Греции. Очевидно, первоначальной областью их расселения была северная Греция; на востоке Фессалии имеется область Пеласгиотида, а Зевса Додонского звали Пеласгическим. Но еще в античности это название стало употребляться все шире, охватывая древнее население всей Греции, а со временем перешло также и на древнейшее население Италии. Поэтому вряд ли следует связывать это название с каким-то конкретным народом, как это делает Грейвс. Существует несколько вариантов родословной Пеласга - мифического родоначальника пеласгов; в них он чаще всего связан с Аркадией или Аргосом. Не очень четко прослеживается у Грейвса различие между пеласгическим мифом творения и следующим - орфическим. У самого Аполлона Родосского об Эвриноме и Офионе повествует именно Орфей, пусть в качестве литературного персонажа, но тем не менее это - важное свидетельство в пользу того, что это именно орфическая традиция происхождения мира. И разумеется, у Грейвса не было никаких оснований переименовывать этот миф в «пеласгический». Вообще говоря, и Змей-Офион, и яйцо считаются традиционно орфическими элементами мифа, испытавшего влияние Востока. , рожденные из земли и претендующие на то, что они возникли из зубов Офиона, вероятно, были неолитическими людьми, носителями культуры «раскрашенной керамики». Они пришли в материковую Грецию примерно в середине четвертого тысячелетия до н.э. Население раннеэлладской культурыПо принятой хронологии, раннеэлладский период - ок. 2800 - ок. 2000 гг. до. н.э.; среднеэлладский - ок. 2000 - ок. 1500 гг. до н.э.; позднеэлладский - ок. 1500 - ок. 1200 гг. до н.э. , мигрировавшее из Малой Азии через Киклады, обнаружило их на Пелопоннесе семью столетиями позже. Однако пеласгами с легкостью стали именовать вообще всех доэллинских обитателей Греции. Так, Еврипид (по свидетельству Страбона V. II.4) указывает, что пеласги приняли имя данайцев по пришествии в Аргос Даная и его пятидесяти дочерей. Критика их распущенности (Геродот VI.137), вероятно, касается доэллинского обычая группового брака, Страбон в том же отрывке сообщает, что люди, жившие в Афинах, были известны под именем «пеларгов» («аисты»); не исключено, что это была их птица-тотем.

3. Титаны и титаниды имели своих аналогов в древней вавилонской и палестинской астрологии в виде божеств, управляющих семью днями священной планетной недели. В Грецию они могли попасть через ханаанейскую или хеттскую колонию, существовавшую на Коринфском перешейке в начале II тысячелетия до н.э. (см. 67.2), или даже через древних элладцев. Но когда Греция отказалась от культа титанов и семидневная неделя перестала фигурировать в официальном календаре, число титанов, по свидетельству отдельных авторов, достигло двенадцати - возможно, по числу знаков зодиака. Гесиод, Аполлодор, Стефан Византийский, Павсаний и другие дают противоречивые перечни их имен. В вавилонском мифе все планетарные правители недели, а именно: Шамаш, Син, Нергал, Бел, Белтида и Ниниб, были мужского пола, за исключением Белтиды, богини любви. Однако в германской неделе, которую кельты заимствовали в восточном Средиземноморье, воскресенье, вторник и пятница находились в ведении титанид, а не титанов. На основе божественного статуса пар дочерей и сыновей Эола (см. 43.4), а также мифа о Ниобе (см. 77.1) можно предположить, что когда эта система впервые достигла доэллинской Греции, было решено титанид и титанов объединить в пары, чтобы таким образом защитить интересы богини. Однако очень скоро от четырнадцати титанов осталось всего семь, причем обоего пола. За планетами закреплялись следующие функции: Солнце - для освещения, Луна - для колдовства, Марс - для роста, Меркурий - для мудрости, Юпитер - для законов, Венера - для любви, Сатурн - для мира. Астрологи классической Греции, как и вавилоняне, посвятили планеты Гелиосу, Селене, Аресу, Гермесу (или Аполлону), Зевсу, Афродите и Крону, чьи латинские имена, приведенные выше, легли в основу названий дней недели на французском, итальянском и испанском языках.

4. В конце концов, следуя логике мифа, Зевс поглотил всех титанов, включая и более древнюю ипостась себя самого (ср. о поклонении евреев в Иерусалиме трансцендентному богу, состоявшему из всех планетных Властителей недели, что нашло свое отражение в создании Семисвечника, а также семи столпов мудрости). Семь планетных столпов, установленных в Спарте рядом с памятником коню, по свидетельству Павсания (ІІІ.20.9), украшались на древний манер и могли быть связаны с египетскими обрядами, введенными пеласгами (Геродот II.57). Нельзя с уверенностью утверждать, кто именно - евреи или египтяне - переняли друг у друга эту теорию, однако статуя так называемого гелиополитанского Зевса, которую А. Б. Кук рассматривает в своей работе «Зевс» (I.570-576), была по своей природе египетской. Ее переднюю часть украшали бюсты семи властителей планет, а бюсты остальных олимпийцев украшали статую сзади. Бронзовая статуэтка этого бога была найдена в испанской Тортосе, а вторая такая же - в финикийском Библосе. На мраморной стеле, обнаруженной в Марселе, изображены семь планетных бюстов, а также статуя Гермеса размером с человеческую фигуру, значение которого как создателя астрономии, вероятно, всячески подчеркивалось. В Риме, по утверждению Квинта Валерия Сорана, Юпитер считался трансцендентным богом, хотя в этом городе, в отличие от Марселя, Библоса и, вероятно, Тортосы, неделя не соблюдалась. Однако Властителям планет никогда не разрешалось влиять на официальный олимпийский культ, поскольку их природа всегда воспринималась как негреческая (Геродот I.131), а приверженность им считалась непатриотичной: Аристофан («Мир», 403 и сл.) вкладывает в уста Тригея слова о том, что луна и «мошенник Гелиос» готовили заговор, чтобы предательски отдать Грецию в руки варваров-персов.

5. Утверждение Павсания о том, что Пеласг был первым человеком, свидетельствует о преемственности традиции неолитической культуры в Аркадии вплоть до классического периода.

2. Гомеровский и орфический мифы творения


Говорят, что все боги и все живые существа возникли в потоке Океана, омывающего весь мир, и что матерью всех его детей была Тефида 1 .

B. Однако орфики утверждают, что чернокрылая Ночь, богиня, перед которой трепетал даже Зевс 2 , ответила на ухаживания Ветра и снесла в чрево Темноты серебряное яйцо; и что Эрос, которого иногда называют Фанетом, был высижен из этого яйца и привел Вселенную в движение. Эрос был двуполым, за спиной его были золотые крылья, а из четырех голов иногда раздавались бычий рев или львиное рычание, шипение змеи или блеяние барана. Ночь, которая назвала его Эрикепаем и Фаэтоном-Протогоном 3 , поселилась с ним в пещере, проявляясь в виде триады: Ночь, Порядок и Справедливость. Перед пещерой неотвратимо восседала мать Рея и била в бронзовый бубен, приковывая внимание людей к оракулам богини. Фанет создал землю, небо, солнце и луну, но Вселенной продолжала править триада богинь, пока их скипетр не перешел к Урану 4 .


1 Гомер, Илиада XIV.201.

2 Там же XIV.261.

3 Орфические фрагменты 60, 61 и 70.

4 Там же 86.

* * *

1. Гомеровский миф является вариантом мифа творения пеласгов (см. 1.2), поскольку Тефида вознеслась над морем, как Эвринома, а Океан обвил вселенную, как Офион.

2. Орфический миф представляет собой другую версию, на которой сказалось влияние более позднего мистического учения о любви (Эрос) и теорий, касающихся действительных отношений между полами. Серебряное яйцо ночи - это луна, поскольку серебро считалось лунным металлом. Как и Эрикепай, бог любви Фанет - это громко жужжащая небесная пчела, сын Великой богини (см. 18.4). Улей считался идеальной республикой; он же подтверждал миф о Золотом веке, когда мед капал прямо с деревьев (см. 5. b ). Рея била в бронзовый бубен, чтобы помешать роению пчел в неположенном месте и отпугнуть злые силы. В мистериях отпугиванию злых сил служила имитация рева быка. Подобно Фаэтону-Протогону («первородный сияющий»), Фанет был солнцем, которое орфики сделали символом света (см. 28. d ), а его четыре головы соответствовали существам, символизировавшим четыре времени года. Согласно Макробию, колофонский оракул идентифицировал Фанета с трансцендентным богом Яо: Зевс (овен) - Весна; Гелиос (лев) - Лето; Гадес (змея) - Зима; Дионис (бык) - Новый год.

С установлением патриархата скипетр Ночи перешел к Урану.

3. Олимпийский миф творения


В начале всех вещей из Хаоса возникла мать-Земля и во сне родила сына Урана. С нежностью глядя на спящую мать с высоты горных вершин, он пролил на ее промежности оплодотворяющий дождь, и она породила травы, цветы и деревья, а также соответствующих им зверей и птиц. От того же дождя начали течь реки, а все впадины заполнились водой, образовав озера и реки.

B. Ее первыми детьми были получеловеки - сторукие гиганты Бриарей, Гиес и Котт. Потом появились три диких одноглазых киклопа - строители гигантских стен и кузниц вначале во Фракии, а затем на Крите и в Ликии 1 , чьих сыновей Одиссей встретил в Сицилии 2 . Звали их Бронт, Стероп и Арг. Когда Аполлон убил их в отместку за смерть Асклепия, тени их поселились в мрачных пещерах вулкана Этна.

C. Ливийцы, однако, утверждают, что Гарамант родился раньше сторуких и что когда он вырос из долины, он принес матери-земле жертву в виде сладкого желудя 3 .


1 Аполлодор I.1-2; Еврипид, Хрисипп. Цит. по: Секст Эмпирик. Против физиков II.315; Лукреций I.250 и II.991 и сл.

2 Гомер. Одиссея IX.106-566 и сл.

3 Аполлоний Родосский IV. 1493 и сл.

* * *

1. Патриархальный миф об Уране получил официальное признание в рамках олимпийской религиозной системы. Уран, чье имя стало означать «небо», похоже, сумел завоевать положение первоотца, поскольку его идентифицировали с пастушеским богом Варуной, принадлежащим к мужской триаде арьев; греческое имя бога происходит от формы мужского рода слова Ур-ана («царица гор», «царица лета», «царица ветров» или «царица диких быков») - это богиня в ее оргиастической ипостаси солнцеворота. Брак Урана с матерью-землей указывает на раннее нашествие эллинов в северную Грецию, что позволило людям, поклонявшимся Варуне, утверждать, что их бог был отцом местных племен, признавая при этом, что он - сын матери-земли. Упоминание о том, что земля и небо расстались друг с другом из-за смертельной вражды, но затем полюбовно соединились, можно найти у Еврипида («Мудрая Меланиппа», фр. 484) и у Аполлония Родосского («Аргонавтика» I. 496-498). Смертельная вражда должна быть указанием на столкновение патриархальных и матриархальных принципов в результате нашествия эллинов. Гиес («землей рожденный») имел другую форму имени - gigas («гигант»), а гиганты в мифе ассоциируются с горами северной Греции. Бриарей («сильный») также именовался Эгеоном («Илиада» I. 403), и народом, поклонявшимся ему, могли быть ливио-фракийцы, коза-богиня которых Эгида (см. 8.1) дала имя Эгейскому морю. Котт, возможно, был эпонимом коттов, которые поклонялись оргиастической Котитто, культ которой из Фракии распространился по всей северо-восточной Европе.

2. Киклопы, вероятно, напоминают о сообществе древнеэлладских бронзо-кузнецов. Cyclops означает «круглоглазый»; вполне возможно, что на лбу у них была татуировка в виде концентрических окружностей в честь солнца-источника огня в их печах; фракийцы продолжали делать татуировки вплоть до классической эпохи (см. 28.1). Концентрические окружности являются частью кузнечных таинств: чтобы выковать чашу, шлем или ритуальную маску, кузнецы размечали обрабатываемый ими плоский металлический диск, проводя расходящиеся от центра круги. Киклопы могли быть одноглазыми еще и в том смысле, что кузнецы часто прикрывают чем-нибудь один глаз, чтобы уберечь его от летящих искр. Позже эти связи были забыты и мифографы, проявив достаточно фантазии, сделали киклопов обитателями пещер вулкана Этна, возможно с тем, чтобы объяснить появление над кратером огня и дыма (см. 35.1). Между Фракией, Критом и Ликией существовали тесные культурные связи, и всюду в этих районах киклопы были хорошо известны. Раннеэлладская культура распространилась даже на Сицилию, однако не исключено, что наличие киклопов в Сицилии (как это впервые предположил С. БатлерБатлер С. (Butler, 1835-1902) - английский ученый, создатель теории, согласно которой автор «Одиссеи» - женщина, а именно героиня поэмы Навсикая (см.: The authoress of the Odyssey, 1897). ) объясняется сицилийским происхождением «Одиссеи» (см. 170 .b ). Имена Бронт, Стероп и Арг («гром», «молния» и «перун») появились позднее.

3. Гарамант - это эпоним-предок ливийских гарамантов, населявших оазис Джадо к югу от Феззана и в 19 г. до н.э. завоеванных римским военачальником Л. Бальбом. Они предположительно относились к кушито-берберам. Во II в. н.э. они были покорены берберским племенем лемта, имевшим матрилинейную организацию, и позднее смешались с чернокожим населением южного берега верхнего Нигера, усвоив их язык. Сейчас потомки гарамантов живут только в одной деревне под названием Короманце. Garamante происходит от слов gara, man и te, означающих «люди страны Гара». Не исключено, что Гара восходит к имени богини Кер, К"ре или Кар (см. 82.6 и 86.2), в честь которой, в частности, называли себя карийцы и которая традиционно связывалась с пчеловодством. Съедобные желуди (традиционная пища населения древнего мира до появления зерновых культур) росли в Ливии. Гарамантское поселение под названием «Аммон» объединилось с северо-греческим поселением Додона в религиозную лигу, которая, по мнению Ф. ПитриПитри Ф. (Petrie, 1853-1942) - знаменитый английский археолог. Изучал Стонхендж, древнюю метрологию. Начиная с 1880 г. долгие годы вел планомерные раскопки в Египте, особенно прославился раскопками Мемфиса. В конце жизни вел раскопки в Палестине. , могла существовать уже в третьем тысячелетии до н.э. Оба поселения имели древние дубы-оракулы (см. 57. а ). Геродот характеризует гарамантов как мирный, но могущественный народ, который выращивал хлеб и пас скот (IV. 174 и 183).

4. Два философских мифа творения

Говорят, что первой была Темнота, а из Темноты возник Хаос. От союза Темноты с Хаосом возникли Ночь, День, Эреб и Воздух.

От союза Ночи с Эребом возникли Рок, Старость, Смерть, Убийства, Сладострастие, Сон, Сновидения, Ссора, Печаль, Досада, Немесида, Радость, Дружба, Сострадание, мойры и геспериды.

От союза Воздуха и Дня возникла Гея-Земля, Небо и Море.

От союза Воздуха и Геи-Земли возникли Страх, Труд утомительный, Ярость, Вражда, Обман, Клятвы, Ослепленье души, Несдержанность, Словопрения, Забвение, Скорби, Гордость, Битвы, а также Океан, Метида и титаны, Тартар и три эринии, или фурии.

От союза Земли и Тартара возникли гиганты.

B. От союза Моря и его рек возникли нереиды. Однако смертных людей не было до тех пор, пока с позволения богини Афины Прометей, сын Иапета, не слепил их по образу богов. Для этой цели он взял в Панопе (Фокида) землю и воду, а Афина вдохнула в них жизнь 1 .

C. Говорят также, что бог всего сущего - кем бы он ни был, поскольку некоторые называют его «Природа», - неожиданно появившись из Хаоса, отделил землю от небес, воду от земли и верхний воздух от нижнего. Он привел стихии в тот порядок, который мы видим сейчас. Он поделил землю на пояса: очень жаркие, очень холодные и умеренные; создал на ней долины и горы и одел их травой и деревьями. Над землей он установил вращающуюся твердь, усыпал ее звездами и назначил обители четырем ветрам. Он также населил воды рыбой, землю - зверями, а на небо пустил солнце, луну и пять планет. Наконец, он создал человека, который - один из всех зверей - обратил свой взор на небеса и увидел солнце, луну и звезды, если только неправда то, что Прометей, сын Иапета, сам вылепил первых людей из земли и воды, а душа в них появилась благодаря блуждающим божественным стихиям, сохранившимся со времени первотворения 2 .


1 Гесиод. Теогония 211-232; Аполлодор I.7.1; Лукиан. Прометей или Кавказ 13; Павсаний X.4.3.

2 Овидий. Метаморфозы I.1-88.

* * *

1. В «Теогонии» Гесиода, на которой основывается первый их этих философских мифов, перечень абстракций почему-то вдруг содержит нереид, титанов и гигантов, которых автор посчитал нужным сюда включить.

2. Второй миф, который встречается только у Овидия, был заимствован позднейшими греками из вавилонского эпоса о Гильгамеше, в вводной части которого говорится о том, как богиня Аруру создала первого человека Забани из куска глины. Однако, хотя Зевс многие века был мировым богом, мифографы вынуждены были признавать, что творцом всего сущего вполне могло быть существо женского рода. Древние евреи, унаследовавшие миф творения от «пеласгов», или ханаанеев, ощущали аналогичное недоумение: в книге Бытия женского рода «дух Божий» сидит, как наседка, на поверхности вод, хотя Мировое яйцо и не упоминается. Ева, «матерь всего живущего», должна ударить змея по голове, хотя его и не отсылают в преисподнюю до скончания мира.

3. Аналогичным образом в талмудической версии мифа творения архангел Михаил - аналог Прометея - создает Адама из праха не по распоряжению матери всего живущего, а по распоряжению Яхве, который затем вдыхает в человека жизнь и отдает его Еве; та, как Пандора, становится причиной всех несчастий человечества (см. 39. j ).

4. Греческие философы отличали человека, созданного Прометеем, от несовершенных земных созданий, частично уничтоженных Зевсом, а частично смытых девкалионовым потопом (см. 38. с ). Такое же различие можно встретить в Библии (Быт. 6, 2-4), где «сыны Божьи» противопоставляются «дочерям человеческим», на которых они женятся.

5. Таблички с эпосом о Гильгамеше имеют довольно позднюю датировку и весьма неопределенны. В них «Сияющая мать пустоты» объявляется создательницей всего, причем Аруру - это всего лишь один из многих титулов богини. Основная тема мифа - это приведшее к замешательству восстание против матриархального порядка богини, поднятое богами нового патриархального порядка. Мардук - главный бог города Вавилона - в конце концов побеждает богиню, морскую гидру в образе Тиамат, после чего довольно нагло заявляет, что именно он, и никто другой, создал травы, земли, реки, зверей, птиц и человечество. Мардук, этот божок-выскочка, не был первым, заявившим о своей победе над Тиамат и сотворении мира. До него аналогичное заявление сделал бог Бел, имя которого представляет собой форму мужского рода от имени Белет-или, шумерской матери-богини. Переход от матриархата к патриархату в Месопотамии, как и в ряде других мест, вероятно, имел форму переворота, произведенного соправителем-супругом царицы, которому та передала исполнительную власть, разрешив ему взять ее имя, одежды и священные предметы (см. 136.4).

5. Пять веков человечества

Некоторые отрицают, что Прометей создал людей или что люди выросли из зубов дракона. Они говорят, что земля родила людей как лучшие из ее плодов именно в Аттике 1 и что первым человеком был Алалкоменей, который вырос у Копаидского озера в Беотии еще до того, как появилась луна. Он давал советы Зевсу, когда тот ссорился с Герой, и воспитывал Афину, когда та была еще совсем девочкой 2 .

B. Эти люди звались Золотым поколением и поклонялись Крону. Жили они без забот и трудов, питаясь желудями, дикими фруктами и медом, который капал прямо с деревьев, пили овечье и козье молоко, никогда не старели, танцевали и много смеялись. Смерть для них была не более страшна, чем сон. Из них уже никого не осталось, но их духи еще существуют: они стали благостными демонами, дарителями удачи и защитниками справедливости.

C . Затем были люди Серебряного века, которые питались хлебом, тоже имеющим божественное происхождение. Эти люди во всем подчинялись своим матерям и не смели ослушаться их, хотя и жили до ста лет. Они были сварливы и невежественны и никогда не приносили жертвы богам, но хороши уже тем, что не воевали друг с другом. Зевс уничтожил их всех.

D. Затем пришли люди Медного века, ни в чем не схожие с прежними; все они были вооружены медным оружием. Ели мясо и хлеб, любили воевать, были грубы и жестоки. Черная смерть взяла их всех.

E . Четвертыми людьми были тоже люди меди, но от своих предшественников они отличались благородством и добротой, поскольку являлись детьми богов и смертных матерей. Они покрыли себя славой при осаде Фив, во время путешествия аргонавтов и во время Троянской войны. Стали они героями, и «острова населяют Блаженных».

F . Пятыми стали нынешние железные люди, недостойные потомки четвертого поколения. Они ожесточились, стали несправедливыми, злобными, нечестивыми к родителям и лживыми 3 .


1 Платон. Менексен 237d-238a.

2 Ипполит. Опровержение всех ересей V.6.3.; Евсевий, Об Евангельском предуготовлении III.1.3.

3 Гесиод. Работы и дни 109-201 и схолии.

* * *

1. Хотя миф о Золотом веке восходит в результате к традиции племенного поклонения пчело-богине, дикость этого периода, предшествовавшего возникновению сельского хозяйства, ко времени Гесиода была уже забыта, осталась лишь одна идеалистическая убежденность, что когда-то люди жили в согласии, как пчелы (см, 2.2). Гесиод был крестьянином и имел небольшой надел, а трудная жизнь сделала его мрачным и пессимистичным. Миф о Серебряном веке несет на себе следы матриархата, наподобие тех, которые еще в классическую эпоху существовали среди пиктов и черноморских моссиников (см. 151. е ), а также среди отдельных племен на Балеарских островах и на побережье залива Сирт. Мужчины все еще считались презренным полом, однако сельское хозяйство уже появилось и войны велись нечасто. Третьим народом были древнейшие эллины: пастухи бронзового века, которые отправляли культ богини и ее сына Посейдона, причем их культовым деревом был ясень (см. 6.4 и 57.1). Четвертыми людьми были воины-цари эпохи Микен. Пятыми людьми были дорийцы XII в. до н.э., которые пользовались железными орудиями и уничтожили микенскую цивилизацию.

Алалкоменей - фиктивный персонаж, чье имя является формой мужского рода от Алалкомена - эпитета Афины («Илиада» IV.8) как покровительницы Беотии. Он насаждал патриархальную догму, будто ни одна женщина, даже богиня, не способна на разумные действия без мужских советов.


Интерес многих людей по всему миру к древнегреческой мифологии не снижается и спустя тысячелетия, наоборот, время от времени даже наблюдаются его всплески. Одни испытывают к ним интерес с научной точки зрения, другие просто получают удовольствие от погружения в уникальный мир героев и богов, но равнодушных к греческой мифологии людей фактически нет. Среди множества различных мифов можно выделить один, имеющий первостепенное значение, это миф о сотворении всего мира и история о том, как представляли себе это процесс древние греки.

Это древняя легенда о необъятном Хаосе, существовавшем всегда вне времени и пространства. Однажды на него подействовала неизвестная и мощная сила, под влиянием которой он начал деформироваться и видоизменяться, что в итоге привело к созданию Вселенной. Таким образом, Хаос стал прародителем мира, который окружает современных людей. Первым его созданием стало Время, ассоциирующееся с великим древнейшим богом Хроносом. Также вскоре после него из Хаоса возникли и новые создания: Гея – Землю и Тартар, являющийся олицетворением Непостижимой Бездны. Другим созданием Хаоса стал Эрос – неопределимая сила влечения, единственная сила, которой было подчинено само создание первозданной Вселенной, уже после, этим же именем нарекут и бога любви.

Известное выражение «Свет из тьмы» также происходит от тех далеких времен, когда Хаос породил Эреба и Никту, которые стали воплощением тьмы и непроглядной ночи, соответственно. Их союз имел весьма странный итог, который иначе как парадоксом не назовешь, поскольку его результатом стало появление Эфира и Гемеры, которые олицетворяли Вечный Свет и Сияющий День. Гея, после своего пробуждения, способствовала возникновения Урана и Неба, которому было предначертано стать постоянным жилищем и местом пребывания для собравшегося пантеона бессмертных культов.

Затем Гея создали и – Понта, он вместе с Ураном был ее мужем. Союз Геи и ее первого мужа Урана породил на свет могущественных титанов, циклопов и великанов со ста руками, чья сила была столько велика, что их начал бояться собственный отец. Опасаясь, что дети со временем поднимут бунт и отнимут у него власть, он отправил их в Непостижимую Бездну, но Гея подняла своих детей на восстание, в результате которого повелителем мира стал Кронос. Этот сын Урана и был прародителем всех известных олимпийских богов, которые описываются в различных древнегреческих мифах.

Однако описанная легенда является только одним из мифов Древней Греции о сотворении мира, существует и иной вариант создания Вселенной, который был известен с доэллинских времен. Согласно ему Эвринома, древнейшая богиня все сущего, восстала из Хаоса и обнаружила, что находится в пустом пространстве, где нет ничего и не на что опереться. Тогда она начала процесс творения, разделив небо и море, в волнах которого она танцевала, создавая ветер. Для того чтобы согреться среди порывов холодного северного ветра, обнаженная Эвринома танцевала все быстрее и откровеннее, что пробудило желание в гигантском змее Офионе. Он обвил богиню, а ребенка они зачали путем проникновения северного ветра.

После процесса оплодотворения Эвринома превратилась в голубку, снесшую Мировое Яйцо, которое высидел великий змей. Из этого Яйца появились планеты, земля, а также все живые существа и все окружавшее их в этом мире. Офион и Эвринома поселились на Олимпе, но вскоре между ними случилась ссора, и змей был изгнан богиней в подземное царство. Эвринома же продолжила процесс творения, создав планетные силы и их покровителей-титанов, а из зубов, которые она выбила Офиону, возникли первые люди.

Греция и мифы – понятие неразделимые. Кажется, все в этой стране – каждое растение, река или гора – имеет свою сказочную историю, передаваемую из поколения в поколение. И это неслучайно, так как в мифах в аллегорической форме отражено все устройство мира и философия жизни древних греков.

Да и само название Эллада () тоже имеет мифологическое происхождение, т.к. прародителем всех эллинов (греков) считается мифический патриарх Эллин. С мифами связаны названия горных цепей, пересекающих Грецию, морей, омывающих ее берега, островов, рассыпанных в этих морях, озер и рек. А также названия областей, городов и деревень. О некоторых историях, в которые очень хочется верить, я вам и расскажу. Следует добавить, мифов настолько много, что даже для одного и того же топонима имеются несколько версий. Поскольку мифы – это устное творчество, и до нас дошли уже записанными античными писателями и историками, самым известным из которых является Гомер. Начну с названия Балканский полуостров , на котором располагается Греция. Нынешнее «Балканы» турецкого происхождения, что означает просто «горная цепь». Но раньше полуостров был назван в честь Эмоса, сына бога Борея и нимфы Орифинас. Сестру и одновременно жену Эмоса звали Родопи. Их любовь была такой сильной, что они обращались друг к другу по именам верховных богов, Зевса и Геры. За свою дерзость и были наказаны превращением в горы.

История происхождения топонима Пелопоннес , полуострова на полуострове, не менее жестокая. Согласно легенде, правителем этой части Греции был Пелопс, сын Тантала, в юные годы предложенный кровожадным отцом в качестве ужина богам. Но боги не стали вкушать его тело, и, воскресив юношу, оставили на Олимпе. А Тантала обрекли на вечные (танталовы) муки. Далее Пелопс толи сам спускается жить к людям, толи вынужден бежать, но в последствие становится царем Олимпии, Аркадии и всего полуострова, который и был назван в его честь. Кстати, его потомком был знаменитый гомеровский царь Агамемнон – предводитель войск, осаждавших Трою.

Один из красивейших островов Греции Керкира (или Корфу ) имеет романтическую историю происхождения своего названия: Посейдон, бог морей, влюбился в юную красавицу Коркиру, дочь Асопа и нимфы Метопы, похитил ее и спрятал на доселе неизвестном острове, который и назвал ее именем. Коркира со временем превратилась в Керкиру. Еще одна история о влюбленных осталась в мифах об острове Родос . Это имя носила дочь Посейдона и Амфитриты (или Афродиты), которая была возлюбленной бога-Солнца Гелиоса. Именно на этом только что рожденном из пены острове нимфа Родос соединилась в браке со своим любимым.

Происхождение названия Эгейское море многим известно благодаря хорошему советскому мультфильму. История такова: Тесей, сын афинского царя Эгея, отправился на Крит, чтобы сразится с тамошним чудовищем – Минотавром. В случае победы он обещал отцу поднять белые паруса на своем корабле, а в случае поражения – черные. С помощью критской царевны он сразил Минотавра, и отправился на родину, забыв сменить паруса. Увидев вдали траурный корабль своего сына, Эгей с горя бросился со скалы в море, которое и было названо его именем.

Ионическое море носит имя царевны и одновременно жрицы Ио, которая была соблазнена верховным богом Зевсом. Однако его жена Гера решила отомстить девушке, превратив ее в белую корову, а затем убить руками великана Аргоса. С помощью бога Гермеса Ио удалось сбежать. Пристанище и человеческий облик она обрела в Египте, для чего ей пришлось переплыть море, которое названо Ионическим.

Мифы Древней Греции повествуют также о происхождении мироздания, отношении к божественному и человеческих страстях. Для нас они представляют интерес, прежде всего потому, что дают нам понимание того, как формировалась европейская культура.

По заявкам некоторых читателей.
СОТВОРЕНИЕ МИРА,
ТИТАНОМАХИЯ, ГИГАНТОМАХИЯ,
ЗЕВС и ТИФОН

ГРЕЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ
В начале всего был бесформенный,
неопределенный в своих размерах Хаос ,
затем появились широкохолмая Гея (Земля),
глубоко залегающий в ее недрах сумрачный Тартар
и извечная, существовавшая еще до них сила влечения - Эрос .
Этим же словом греки называли божка любви,
сопутствовавшего богине любви Афродите ,
но Эрос, стоявший в начале мироздания, исключает то,
что понимается самим Гесиодом под словом "любовь":

"Девичий шепот любовный, улыбки и смех и обманы,
сладкая нега любви и пьянящая радость объятий".

Он исключает какое бы то ни было чувство - было бы странным представить
себе, что метеорит, летящий к земле, направляется силой любви.
Эрос - это то, что мы назвали бы силой тяготения, существующей
в мировом пространстве как закон.
И эта сила приводит в движение и Хаос, и Землю.

Хаос производит женское начало - Ночь и мужское начало - Мрак (Эреб ).
Порождения Ночи - и Мом , и мрачные, беспощадные божества смерти керы , и Танат (Смерть), и Гипнос (Сон), и целая толпа сновидений, и бесстрастные мойры , в чьих руках с появлением человеческого рода сосредоточится людская судьба, и грозная богиня возмездия Немесида , и Обман, и Старость, и воплотившая в себе соперничество и раздоры Эрида , которая принесла еще не возникшему человечеству свое недоброе потомство -
Изнурительный труд, Голод, Скорби, Битвы, Убийства, Лживые слова, Судебные тяжбы и Беззакония,
но вместе с тем и непреклонно справедливого Орка , карающего всякого, дающего лживую клятву.

А из соединения Ночи с Эребом рождаются легкий прозрачный Эфир и сияющую День . Свет из Тьмы.
Этот образ известен и восточной мудрости:
"И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил свет от тьмы,
и назвал Бог свет днем, а тьму назвал ночью".

Но в греческой картине сотворения мира в отличие от библейской нет Бога, который творит, испытывая от этого радость.
Эрос, занимающий место творца, соединяет и разъединяет, но сам не ощущает ни красоты, ни безобразия.
В мире еще нет чувств, но есть Закон.

Пробуждается и широкохолмая Гея. Сначала ею рожден был Уран (Небо), чтобы было прочное и вечное жилище у богов, затем поднялись из недр ее Горы, чтобы могли найти там бессмертные временный приют, заполнили лесистые их склоны рожденные ею нимфы, разлилось по равнинам ее детище Море (Понт ). Обычно под Понтом мыслилось Черное море.

Уран - олицетворение мужского начала, "небо" в греческом языке мужского рода. Породила его Гея равным себе по величине, и Уран, по словам Гесиода, "точно покрыл землю" - мифологический образ, вызванный иллюзией, будто чаша неба точно накрывает лежащее под ней плоское блюдо земли.

Покрытие Небом Земли, понимавшееся как соединение Мужчины и Женщины, привело к появлению богов первого поколения - их было двенадцать: шесть братьев и шесть сестер, могучих и прекрасных. Не единственными они были детьми от союза Геи и Урана. Производит Гея на свет также трех огромных уродливых Круглоглазых (киклопов, циклопов ), с большим круглым оком посреди лба, а вслед за ними еще трех надменных великанов - Сторуких . Но лишь титаны, взяв в жены своих сестер, заполнили просторы Матери-Земли и Отца-Неба своим потомством: они дали начало великому племени богов самого древнего поколения.
_____________________________________________________________________________

Начало мирабы
______

У старшего из них, могучего Океана , которого поэты называли "началом всего", было три тысячи дочерей, прекрасноволосых океанид , и столько же пронизавших всю сушу речных потоков. Смертным никогда не запомнить их имен, Как не вычерпать их вод, питаемых Океаном. Об истоках потоков-братьев Нила, Эридана, Истра знают лишь живущие на краю света суровые киммерийцы, блаженные эфиопы и черные человечки пигмеи, неустанно ведущие войну с журавлями. Какой смельчак найдет к ним пути? А если найдет, сумеет ли вернуться назад? Дано это лишь Гелиосу (Солнцу), порожденному вместе с Селеной (Луной), Эос (Зарей) и многочисленными Звездами другой парой титанов, занявшей высоты мироздания, да, может быть, быстролетным ветрам Борею, Ноту и Зефиру - крылатым внукам третьей их пары.

Титан Япет не мог похвастать столь же обильным потомством, как его старшие братья, но стал он славен немногими, зато великими сынами: Атлантом , взявшим на свои плечи тяжелую ношу небесного свода, и Прометеем , самым благородным из титанов.

Младшим сыном Геи и Урана был Крон , дерзкий и нетерпеливый. Не захотел он выносить не только высокомерного покровительства старших братьев, но и власти собственного отца. Может быть, и не решился он поднять на него руку и посягнуть на верховную власть, если бы не мать Гея. Поделилась она с возмужавшим сыном давней обидой на супруга: возненавидел Уран за уродство сыновей - Сторуких великанов и заточил, опутав цепями, в ее не знающие солнечного света глубины. Встретив в сыне поддержку, выбросила Гея из своих недр твердый сплав железа адамант, превратила его сильными руками в острый серп и передала Крону, чтобы навсегда лишил он отца возможности иметь потомство, раз не умел любить своих детей, какими бы они ни являлись на свет.
Подкравшись к Урану под покровом Никты , недрогнувшей рукой оскопил его Крон и захватил отцовскую власть.

Взяв в жены сестру свою Рею , Крон положил начало новому племени, которому люди дали имя богов. Но, поднявший руку на отца, опасался коварный Крон своего потомства и, чтобы никто не лишил его власти, стал проглатывать собственных детей, как только они рождались.

Горько жаловалась Рея на свою печальную участь Матери-Земле и получила от нее совет, как спасти очередного младенца. Едва ребенок появился на свет, Гея сама укрыла его в одной из тех недоступных пещер, которых так много в ее необъятных недрах, а Рея дала супругу запеленутый камень.

Тем временем Зевс - так назвала счастливая мать спасенного младенца - стал расти в скрытой от глаз глубокой пещере на склонах лесистой Иды , самой высокой горы острова Крита, что лежит посреди виноцветного моря. Там охраняли его юноши куреты и корибанты , ударами медных щитов и бряцанием оружия заглушая детский плач, а благороднейшая из коз Амалфея кормила его своим молоком. За это Зевс, впоследствии заняв подобающее место на Олимпе , постоянно заботился о ней, а после смерти вознес ее на небо, чтобы вечно сияла она в созвездии Возничего. Впрочем, шкуру своей кормилицы Зевс решил оставить себе, изготовив из нее щит - знак высшей власти. Этот щит так и называли "эгидой ", от греческого слова "коза". По нему Зевс получил один из самых своих распространенных эпитетов - эгидодержавный. А рог, который Амалфея как-то раз по неосторожности сломала еще во время своей земной жизни, владыка богов превратил в рог изобилия и отдал своей дочери Эйрене , покровительнице мира.

Возмужав, Зевс стал сильнее отца и не хитростью, как Крон, а силой поборол его и заставил извергнуть из чрева проглоченных братьев и сестер. Это были Аид, Посейдон, Гера, Деметра и Гестия . Братья бросили жребий и разделили отцовскую власть: Посейдон стал правителем всей водной стихии, Аид - подземного мира и царства смерти, а Зевс, победивший Крона - всего мира.

Приближался конец эры титанов , которые заполнили к этому времени несколькими своими поколениями небесные и земные просторы. Начиналась эра богов , но им предстояло еще победить своих могучих предшественников...

ГАЛЕРЕЯ ИЗОБРАЖЕНИЙ

Рабы хаоса
Виктор Юров


Гармония и Хаос
Брагинский Артур.


Хаос. Сотворение мира
Айвазовский Иван Константинович (1817-1900)

Эвринома
Храна Джанто

Эвринома создает Космос
Элси Рассел, 1994 г.


ХАОС


Рождение мира из Хаоса
А. Фанталов, 1993 г.


Сатурн, глотающий своих детей
Франциско Хосе Гойя, ок. 1820 г.
Мадрид, музей Прадо
(КСТАТИ, ЭТА КАРТИНА ВИСЕЛА У ГОЙИ В СТОЛОВОЙ)


Рея дает Крону камень
Пелика мастера Навсикаи.
Ок. 460 г. до н.э.
Нью-Йорк, музей искусств Метрополитен
_
_______________________________________________________________________

ТИТАНОМАХИЯ

Дай разделить певцу твой быстротечный бег!
То Прометеев вопль или брань воздушных станов?
Где я! Вкруг туч пожар - мрак бездн - и крыльев снег
И мышцы гордые напрягших мощь титанов...

Вячеслав Иванов

Титаны · боги первого поколения, рожденные от брака земли Геи и неба Урана;
их шесть братьв (Гиперион, Иапет, Кой, Крий, Крон, Океан )
и шесть сестер-титанид (Мнемосина, Рея, Тейя, Тефида, Феба, Фемида ), вступивших в брак между собой и породивших новое поколение титанов:
Прометей, Гелиос, музы, Лето и других.
Имя "титаны", связанное, возможно, с солнечным жаром или владычеством, догреческого присхождения.

Успели уже у богов родиться и возмужать сыновья и созреть дочери, когда пришло, наконец, время решающей схватки.
Титаны выступили с Офрийской горы; боги, рожденные Кроном и Реей - с Олимпа .
Равны были ярость и сила идущих друг на друга богов и титанов, сражение продолжалось десять лет и не видно было ему конца, пока не стало Зевсу известно, что лишь освободив из заточения скрытых в недрах земли, в тартаре, cторуких, одержат боги победу.

Присоединились к богам также киклопы и даже кое-кто из титанов. С новой силой разгорелась жестокая битва, когда ринулись в бой Сторукие. Опьяненные полученной свободой, они вырывали из тела Земли крутобокие скалы и с силой обрушивали их на головы титанов. Зевс же без устали метал огненные молнии, которые едва успевали выковывать и подносить ему киклопы.

Помогал громовержцу и Пан - помощник в битвах, божество стихийных сил природы, умеющее наводить на врагов беспричинный, так называемый панический, страх (Ps.-Eratosth. 27).

Застонала Земля, обжигаемая пламенем горящих лесов, ничем не могла она помочь своим сыновьям. И побежденные титаны были низринуты в такую глубь Матери-Земли, что наковальня, если бы кто бросил ее вниз, лететь должна была бы девять дней и ночей.

Там, в сумрачном Тартаре , за охраняемой Сторукими медной дверью, навсегда должны были остаться бессмертные титаны, за исключением тех немногих, кто в начале сражения откликнулся на призыв Зевса и перешел на сторону богов, занявших многовершинный Олимп.
Среди них - и сын Япета Прометей , и старший из титанов Океан :
хотя и не смог он поднять своего текучего тела на снежную вершину Олимпа, зато убедил это сделать суровую Стикс ,
старшую из океанид, и она первой явилась на Олимп вместе со своими детьми Никой (Победой), Силой и Мощью , чтобы вместе с олимпийцами обрушиться на титанов.

Зевс не забыл этой услуги - он навсегда оставил при себе ее детей, а самой Стикс оказал небывалую честь - предназначил ей быть нерушимой клятвой бессмертных.
С тех пор и клянутся небожители водами Стикс, когда хотят скрепить договор самой верной из клятв.
А символ своей победы - Нике - Зевс сделал своей неразлучной спутницей.

Так окончательно завершилось время Крона .
Впоследствии о нем почему-то вспоминали как о царстве Справедливости и называли Золотым веком .
Однако богам предстояло еще бороться за власть и владычество в космосе...

ГАЛЕРЕЯ ИЗОБРАЖЕНИЙ

Зевс-громовержец,
в классический период - глава греческого пантеона.


ЦИКЛОП


Зевс поражает титана
А. Фанталов, 1992 г.


НИКА


НИКА Самофракийская


Титан Океан
Мозаика из Сабраты.
II в. н.э.
Музей Сабраты


Пан. 1899 г.
Врубель
Третьяковская галерея


Пан
Б.Валеджо


Стикс.
Гравюра Гюстава Доре, 1861


СТИКС

Триптих Титаны из серии Артморфология
Черемисов Игорь.
______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________

ГИГАНТОМАХИЯ

Рано было радоваться олимпийцам. Не могла простить Гея надругательства над ее сыновьями-титанами.
И взрастила она в своих глубинах гигантов из тех капель крови Урана, которые впитала, когда изувечил своего отца Крон.

Ничего не подозревавшие боги, проснувшись, беспечно радовались новому дню и наслаждались бессмертием, как вдруг из внезапно образовавшихся на лице земли разломов потянулись ядовитые испарения - дыхание зашевелившихся в толще гигантов. Гелиос покрылся дымкой и стал напоминать огромный удивленный глаз. В обволокшем землю тумане восставшие из недр змееногие чудовища казались еще огромнее и страшнее, чем были на самом деле. Из их глоток, разверстых, как огненные кратеры вулканов, вырвался грозный рев. И было в нем столько злобы и ярости, что содрогнулся Олимп.

Не в силах дотянуться до обиталища богов, земнородные стали швырять в небо все, что попадалось под руку. Они выхватывали из земной тверди скалы и яростно метали их ввысь. Именно тогда моря, заполняя образовавшиеся углубления, вторглись в сушу и возникли новые проливы и острова.

Один из гигантов, используя земную ось как дубину, оторвал прикрывавший ее остров Делос , и тот поплыл, гонимый ветром, как лист водного растения. Опасаясь, что гиганты сплющат землю, боги поспешили вступить в бой. Все небо прорезала молния Зевса. На месте ее падения вспыхнул пожар, и стали видны искаженнее яростью лица гигантов, змеевидные окончания тел, каждый вздувшийся от напряжения мускул.

Одну за другой метали молнии Зевс и другие боги. Но не остановило это натиска гигантов, шедших на штурм неба. Ибо судил богам рок, что лишь с помощью смертного они смогут взять над гигантами верх.
И послал тогда Зевс Афину за Гераклом . Узнав об этом, стала Гея искать растение, которое могло бы спасти сыновей. Но Зевс успел послать на землю мрак и скосить это чудодейственное растение.

Между тем прибыл Геракл, вооруженный луком и отравленными стрелами. Первая туча стрел обрушилась на гиганта

В основе гигантомахии (как и титаномахии) лежит идея упорядочения мира, воплотившаяся в победе олимпийского поколения богов над хтоническими силами, укреплении верховной власти Зевса.

Теме гигантомахии посвящена небольшая поэма римского поэта 4 в. Клавдиана.
Битва олимпийцев с Гигантами изображена на фризе алтаря Зевса в городе Пергаме (II в. до н.э.)..

ГАЛЕРЕЯ ИЗОБРАЖЕНИЙ


Гигант
Франциско Хосе Гойя.


Колосс
Франциско Хосе Гойя.


Гигант От


Богини Геката и Артемида сражаются со
змееобразными гигантами Клитием и Отом
Фрагмент восточного фриза Пергамского алтаря Зевса.
Ок. 180-159 г. до н.э.
Берлин, Государственные музеи.


Гигант Алкионей и Афина
Фрагмент фриза Пергамского алтаря Зевса.


Низвержение гигантов
Якоб Йорданс, ок. 1636-37 гг.
Мадрид, музей Прадо
______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________

ЗЕВС и ТИФОН

...Стоглавое чудовище - Тифона,
Рожденного землей. На всех богов
Восстал он: шип и свист из челюстей
Грозил престолу Зевса, а из глаз
Сверкал огонь неистовой Горгоны,
Но Зевса неусыпная стрела -
Пылающая молния сразила
Его за эту похвальбу. До сердца
Он был испепелен, и гром убил
Всю силу в нем. Теперь бессильным телом
Он под корнями Этны распростерт,
Недалеко от синего пролива,
И давят горы грудь ему; на них
Сидит Гефест, куя свое железо,
Но вырвется из черной глубины
Потоком пожирающее пламя
И истребит широкие поля
Сицилии прекрасноплодной...

Эсхил "Прикованный Прометей"

Не давала покоя Гее горькая участь ее сыновей - титанов и гигантов, уничтоженных новым поколением богов, олимпийцами.
Тогда, соединившись с Тартаром, породила Земля чудовищного Тифона (T u f w n), младшего своего сына.
Само его имяпроисходит от греческого глагола t i f o o, "дымить", "чадить", "испускать пар".

По другой версии Тифон был рожден Герой , ударившей рукой о землю, когда она решила в отместку Зевсу, родившему Афину , тоже самостоятельно произвести на свет потомство. Гера отдала Тифона на воспитание Пифону , чудовищу, охранявшему древнее святилище богов в Дельфах , убитому затем Аполлоном .

Был Тифон выше всех гор; это дикое хтоническое тератоморфное существо задевало головой звезды, простирая руки, одной рукой касалось востока, другой - запада. Вместо пальцев у него сто драконьих голов. Ниже пояса - извивающиеся, переплетающиеся друг с другом кольца змей, выше - колоссальное человеческое туловище, покрытое перьями. Он представлялся бородатым и волосатым. Вращающиеся глаза выбрасывали снопы пламени. Драконьи головы то изрыгали проклятия на языке богов, то рычали, как львы, то ревели, словно быки, то лаяли, подобно собакам.

Дрогнули боги при виде Тифона и пустились наутек. Пробегая Египтом, они приняли облик обитавших там животных, надеясь таким образом обмануть чудовище.
Аполлон стал коршуном, Гермес - ибисом, Арес - рыбой, Дионис - козлом, Гефест - быком .
Так мог бы стать Тифон и владыкой мира, если бы Зевс и Афина стали прятаться от него и не вступили с ним в бой.

Содрогнулась земля, и вместе с нею задрожали в тартаре титаны. Закипели от невыносимой жары моря и реки. Бросил Зевс в Тифона последнюю, самую мощную молнию. Расплавился Тифон и потек, как течет расплавленная руда, превращаясь в металл, после чего Громовержец забросил чудовище в тартар.

Впрочем, рассказывали, что победа далась Зевсу с огромным трудом: Тифон сначала одержал верх над богом, охватив его кольцами змей и перерезав сухожилия на руках и ногах. После этого он заточил его в Корикийскую пещеру в Киликии , где Зевса стерегла драконица Дельфина .
Но Гермес и Эгипан выкрали спрятанные сухожилия и вставили их Зевсу обратно. Освободившись и обретя новую силу, Зевс стал преследовать Тифона и догнал его в далекой Сицилии. Прежде чем напасть на чудовище, он обманул его: мойры напоили Тифона соком ядовитой "однодневки" - растения от которого впадают в беспамятство - под предлогом того, что это должно увеличить его силу. И как только Тифон потерял сознание, Зевс навалил на него огромную гору Этну .
В древности считалось, что многочисленные извержения Этны происходят из-за того, что из жерла вулкана вырываются перуны, ранее брошенные Зевсом в Тифона.

И поныне не может освободиться от этой тяжести Тифон, но в ярости изрыгает ядовитые пары и расплавленную лаву, став олицетворением вулканического огня, хотя в наше время Этна считается "уснувшим" вулканом.

Так завершилась последняя из битв богов с сыновьями Геи, наступательными силами земли.
Участь Тифона, как и других чудовищ, была заранее предрешена победой олимпийцев над древними хтоническими монстрами. Теперь боги Олимпа могли владеть миром, не опасаясь за свою власть. На земле, на небе, в подземных глубинах был установлен угодный им порядок. Сами неукоснительно его соблюдая, они следили за тем, чтобы его никто не нарушил.

Тифон и Ехидна породили многих чудовищ:
собаку Орфа , пса Цербера , Лернейскую гидру , Немейского льва , Химеру и Сфинкса .

ГАЛЕРЕЯ ИЗОБРАЖЕНИЙ


Трехглавый Тифон
Фрагмент восточного фронтона первого
Гекатомпедона на Афинском акрополе.
Ок. 560 г. до н.э.
Музей Акрополя, Афины.

Битва Зевса с Тифоном
______________________________________________________________________