Самоактуализированный тест сат л я гозмана. Экзамен SAT: примеры заданий и самостоятельная подготовка

53
[ 0 39 ] [ 40 60 ] [ 61 100 ]

36
[ 0 39 ] [ 40 60 ] [ 61 100 ]

51
46
48
42
59
53
62
58
58
58
51
64
[ 0 39 ] [ 40 60 ] [ 61 100 ]
низкий балл ⇒ средний балл ⇒ высокий балл

Профильный лист

Чем выше балл по шкале, тем сильнее у вас выражена та или иная особенность личности, являющаяся компонентом самоактуализации. Эверетт Шостром отмечал, что сверхвысокий балл не всегда однозначно свидетельствует о самоактуализации и иногда может отражать скорее желаемое, чем действительное состояние. Согласно Шострому, большая часть самоактуализирующихся людей демонстрирует результаты в пределах примерно от 50 до 65 T-баллов по большинству шкал.


. Шкала поддержки (I) измеряет степень независимости ценностей и поведения субъекта от воздействия извне («внутренняя-внешняя поддержка»). Концептуальной основой данной шкалы служили в первую очередь идеи А. Рейсмана об «изнутри» и «извне» направляемой личности.

Человек, имеющий высокий балл по этой шкале, относительно независим в своих поступках, стремится руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами, что, однако, не означает враждебности к окружающим и конфронтации с групповыми нормами. Он свободен в выборе, не подвержен внешнему влиянию («изнутри направляемая» личность).

Низкий балл свидетельствует о высокой степени зависимости, конформности, несамостоятельности субъекта («извне направляемая» личность), внешнем локусе контроля. Содержание данной шкалы, на наш взгляд, наиболее близко именно к этому последнему понятию. Как теоретические работы, так и психологическая практика свидетельствуют о правомерности включения указанной шкалы в методику как базовой.

. Шкала Компетентности во времени (Тс).

Высокий балл по этой шкале свидетельствует, во-первых, о способности субъекта жить настоящим, то есть переживать настоящий момент своей жизни во всей его полноте, а не просто как фатальное следствие прошлого или подготовку к будущей «настоящей жизни»; во-вторых, ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, то есть видеть свою жизнь целостной. Именно такое мироощущение, психологическое восприятие времени субъектом свидетельствует о высоком уровне самоактуализации личности.

Низкий балл по шкале означает ориентацию человека лишь на один из отрезков временной шкалы (прошлое, настоящее или будущее) и (или) дискретное восприятие своего жизненного пути. Теоретическое основание для включения этой шкалы в тест содержится в работах Ф. Пэрла и Р. Мэя. Ряд эмпирических исследований также свидетельствует о непосредственной связи ориентации во времени с уровнем личностного развития.


В отличие от базовых, измеряющих глобальные характеристики самоактуализации, дополнительные шкалы ориентированы на регистрацию отдельных ее аспектов.

1. Шкала Ценностных ориентации (Sav) измеряет, в какой степени человек разделяет ценности, присущие самоактуализирующейся личности.

2. Шкала Гибкости поведения (Ех) диагностирует степень, гибкости субъекта в реализации своих ценностей в поведении, взаимодействии с окружающими людьми, способность быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию.

Шкалы Ценностной ориентации и Гибкости поведения, дополняя друг друга, образуют блок ценностей. Первая шкала характеризует сами ценности, вторая – особенности их реализации в поведении.

3. Шкала Сензитивности к себе (Fr) определяет, в какой степени человек отдает себе отчет в своих потребностях и чувствах, насколько хорошо ощущает и рефлексирует их.

4. Шкала Спонтанности (S) измеряет способность индивида спонтанно и непосредственно выражать свои чувства. Высокий балл по этой шкале не означает отсутствия способности к продуманным, целенаправленным действиям, он лишь свидетельствует о возможности и другого, не рассчитанного заранее способа поведения, о том, что субъект не боится вести себя естественно и раскованно, демонстрировать окружающим свои эмоции.

Шкалы 3 и 4 составляют блок чувств. Первая определяет то, насколько человек осознает собственные чувства, вторая – в какой степени они проявляются в поведении.

5. Шкала Самоуважения (Sr) (диагностирует способность субъекта ценить свои достоинства, положительные свойства характера, уважать себя за них.

6. Шкала Самопринятия (Sa) регистрирует степень принятия человеком себя таким, как есть, вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков, возможно, вопреки последним.

Шкалы 5 и 6 составляют блок самовосприятия.

7. Шкала Представлений о природе человека (Nc). Высокий балл по шкале свидетельствует о склонности субъекта воспринимать природу человека в целом как положительную («люди в массе своей скорее добры») и не считать дихотомии мужественности – женственности, рациональности – эмоциональности и т. д. антагонистическими и непреодолимыми.

8. Шкала Синергии (Sy) определяет способность человека к целостному восприятию мира и людей, к пониманию связанности противоположностей, таких как игра и работа, телесное и духовное и др.

Шкалы 7 и 8 очень близки по содержанию, их лучше анализировать совместно. Они составляют блок концепции человека.

9. Шкала Принятия агрессии (A). Высокий балл по шкале свидетельствует о способности индивида принимать свое раздражение, гнев и агрессивность как естественное проявление человеческой природы. Конечно же, речь не идет об оправдании своего антисоциального поведения.

10. Шкала Контактности (C) (20 пунктов) характеризует способность человека к быстрому установлению глубоких и тесных эмоционально-насыщенных контактов с людьми или, используя ставшую привычной в отечественной социальной психологии терминологию, к субъект-субъектному общению.

Шкалы Принятия агрессии и Контактности составляют блок межличностной чувствительности.

11. Шкала Познавательных потребностей (Cog) определяет степень выраженности у субъекта стремления к приобретению знании об окружающем мире.

12. Шкала Креативности (Cr) характеризует выраженность творческой направленности личности.

Шкалы Познавательных потребностей и Креативности составляют блок отношения к познанию. Они не имеют аналогов в POI и были включены в CAT по результатам экспертного опроса при создании методики, а также в связи с некоторыми общетеоретическими соображениями. Речь в данном случае идет в первую очередь о том, что в тест было необходимо ввести блок показателей, диагностирующих уровень творческой направленности личности как одного из концептуально важных элементов феномена самоактуализации.

Бесплатно подобрать проверенного психолога, который поможет разобраться в себе и улучшить свою жизнь, можно на .

Тест по оценке уровня самоактуализации личности («САМОАЛ») заключает в себе следующую цель: определение уровня самоактуализации личности, а также исследование поведенческого компонента самосознания.

Описание методики

Представление о том, что такое самоактуализация и как выглядит самоактуализирующаяся личность, сложилось на основе логического исследования особенностей жизни, цен­ностей и общения душевно здоровых, творческих и счастливых людей, проведенного А.Маслоу.

Теория самоактуализации А.Маслоу на законном основании входит в число наиболее популярных и влиятельнейших концепций современной психологии. Первую попытку измерить уровень самоактуализации предприняла ученица Маслоу Эверетт Шострем, опубликовавшая в 1963 году вопросник РОI (Регзопаl Оrientation Inventoгу). В него вошли две основные шкалы личностной ориентации: первая (временная), показывавшая, насколько человек может жить в настоящем, не откладывая это на будущее и не пы­таясь вернуться в прошлое, и вторая (опоры или поддержки), измеряющая способность личности опираться на се­бя, а не на ожидания или оценки других людей. Крометого, имелось 10 дополнительных шкал, измеряющих такие качества, как самоуважение, спонтанность, бытийные ценности, позитивность взглядов на человеческую природу и др.

Вопросник Шострем был переведен и усовершенствован группой московских психологов (Л.Я.Гозманом, Ю.Е.Алешиной, М.В.Загикой и М.В.Кроз) и опубликован в 1987 году под названием «Самоактуализационный тест» (САТ). Ниже предлагается еще одна адаптация теста Р01, вопросник «САМОАЛ». Эта методика была разработана с учетом специфических особенностей самоактуализации в нашем переходном обществе. Кроме того, существенным изменениям подверглась структура вопросника (типы шкал) и формулировки диагностических суждений. Первый вариант «САМОАЛ» создавался в 1993-1994 гг. Н.Ф.Калиной, в стандартизации и валидизации принимал участие психолог А.В. Лазукин.

Инструкция: Из двух вариантов утверждений выберите тот, который Вам больше нравится или лучше согласуется с Вашими представлениями, точнее отражает Ваши мнения. Здесь нет хороших или плохих, правильных или неправильных ответов, самым лучшим будет тот, который дается по пер­вому побуждению.

1. а) Придет время, когда я заживу по-настоящему, не так, как сейчас.

б) Я уверен, что живу по-настоящему уже сейчас.

2. а) Я очень увлечен своим профессиональным делом.

б) Не могу сказать, что мне нравится моя работа и то, чем я занимаюсь.

3. а) Если незнакомый человек окажет мне услугу, я чув­ствую себя ему обязанным.

б) Принимая услугу незнакомого человека, я не чувст­вую себя обязанным ему.

4. а) Мне бывает трудно разобраться в своих чувствах.

б) Я всегда могу разобраться в собственных чувствах.

5. а) Я часто задумываюсь над тем, правильно ли я вел себя в той или иной ситуации.

б) Я редко задумываюсь над тем, насколько правиль­но мое поведение.

6. а) Я внутренне смущаюсь, когда мне говорят компли­менты.

б) Я редко смущаюсь, когда мне говорят комплимен­ты.

7. а) Способность к творчеству – человека природное свойство

б) Далеко не все люди одарены способностью к твор­честву.

8. а) У меня не всегда хватает времени на то, чтобы сле­дить за новостями литературы и искусства.

б) Я прилагаю силы, стараясь следить за новостями литературы и искусства.

9. а) Я часто принимаю рискованные решения.

б) Мне трудно принимать рискованные решения.

10. а) Иногда я могу дать собеседнику понять, что он кажется мне глупым и неинтересным.

б) Я считаю недопустимым дать понять человеку, что он мне кажется глупым и неинтересным.

11. а) Я люблю оставлять приятное «на потом».

б) Я не оставляю приятное «на потом».

12. а) Я считаю невежливым прерывать разговор, если он интересен только моему собеседнику.

б) Я могу быстро и непринужденно прервать разговор, интересный только одной стороне.

13. а) Я стремлюсь к достижению внутренней гармонии.

б) Состояние внутренней гармонии, скорее всего, не­достижимо.

14. а) Не могу сказать, что я себе нравлюсь. б) Я себе нравлюсь.

15. а) Я думаю, что большинству людей можно доверять.

б) Думаю, что без крайней необходимости людям до­верять не стоит.

16. а) Плохо оплачиваемая работа не может приносить удовлетворения.

б) Интересное, творческое содержание работы - са­мо по себе награда.

17. а) Довольно часто мне скучно.

б) Мне никогда не бывает скучно.

18. а) Я не стану отступать от своих принципов даже ра­ди полезных дел, которые могли бы рассчитывать на людскую благодарность.

б) Я бы предпочел отступить от своих принципов ра­ди дел, за которые люди были бы мне благодарны.

19. а) Иногда мне трудно быть искренним.

Б) Мне всегда удается быть искренним.

20. а) Когда я нравлюсь себе, мне кажется, что я нрав­люсь и окружающим.

б) Даже когда я себе нравлюсь, я понимаю, что есть люди, которым я неприятен.

21. а) Я доверяю своим внезапно возникшим желаниям.

б) Свои внезапные желания я всегда стараюсь обду­мать.

22. а) Я должен добиваться совершенства во всем, что я делаю.

б) Я не слишком расстраиваюсь, если мне этого не удается.

23. а) Эгоизм - естественное свойство любого человека.

б) Большинству людей эгоизм не свойственен.

24. а) Если я не сразу нахожу ответ на вопрос,то могу от­ложить его на неопределенное время.

б) Я буду искать ответ на интересующий меня вопрос, не считаясь с затратами времени.

25. а) Я люблю перечитывать понравившиеся мне книги.

б) Лучше прочесть новую книгу, чем возвращаться к уже прочитанной.

26. а) Я стараюсь поступать так, как ожидают окружаю­щие.

б) Я не склонен задумываться о том, чего ждут от ме­ня окружающие.

27. а) Прошлое, настоящее и будущее представляются мне единым целым.

б) Думаю, мое настоящее не очень-то связано с про­шлым или будущим.

28. а) Большая часть того, что я делаю, доставляет мне удовольствие.

б) Лишь немногие из моих занятий по-настоящему меня радуют.

29. а) Стремясь разобраться в характере и чувствах окру­жающих, люди часто бывают бестактны.

б) Стремление разобраться в окружающих, вполне естественно и оправдывает некоторуюбестактность.

30. а) Я хорошо знаю, какие чувства я способен испытывать, а какие нет.

б) Я еще не понял до конца, какие чувства я способен испытывать.

31. а) Я чувствую угрызения совести, если сержусь на тех, кого люблю.

б) Я не чувствую угрызений совести, когда сержусь на тех, кого люблю.

32. а) Человек должен спокойно относиться к тому, что он может услышать о себе от других.

б) Вполне естественно обидеться, услышав неприятное мнение о себе.

33. а) Усилия, которых требует познание истины, стоят того, ибо приносят пользу.

б) Усилия, которых требует познание истины, стоят того, ибо доставляют удовольствие.

34. а) В сложных ситуациях надо действовать испытанными способами - это гарантирует успех.

б) В сложных ситуациях надо находить принципиально новые решения.

35. а) Люди редко раздражают меня. б) Люди часто меня раздражают.

36. а) Если бы была возможность вернуть прошлое, я бытам многое изменил.

б) Я доволен своим прошлым и не хочу в нем ничего менять.

37. а) Главное в жизни - приносить пользу и нравиться людям.

б) Главное в жизни - делать добро и служить истине.

38. а) Иногда я боюсь показаться слишком нежным.

Б) Я никогда не боюсь показаться слишком нежным

39. а) Я считаю, что выразить свои чувства обычно важнее, чем обдумывать ситуацию.

б) Не стоит необдуманно выражать свои чувства, не взвесив ситуацию.

40. а) Я верю в себя, когда чувствую, что способен спра­виться с задачами, стоящими передо мной.

б) Я верю в себя даже тогда, когда неспособен спра­виться со своими проблемами.

41. а) Совершая поступки, люди руководствуются взаим­ными интересами.

б) По своей природе люди склонны заботиться лишь о собственных интересах.

42. а) Меня интересуют все новшества в моей професси­ональной сфере.

б) Я скептически отношусь к большинству нововведе­ний в своей профессиональной области.

43. а) Я думаю, что творчество должно приносить пользу людям.

б) Я полагаю, что творчество должно приносить чело­веку удовольствие.

44. а) У меня всегда есть своя собственная точка зрения по важным вопросам.

б) Формируя свою точку зрения, я склонен прислуши­ваться к мнениям уважаемых и авторитетных людей.

45. а) Секс без любви не является ценностью.

б) Даже без любви секс - очень значимая ценность.

46. а) Я чувствую себя ответственным за настроение со­беседника.

б) Я не чувствую себя ответственным за это.

47. а) Я легко мирюсь со своими слабостями.

б) Смириться со своими слабостями мне нелегко.

48. а) Успех в общении зависит от того, насколько чело­век способен раскрыть себя другому.

б) Успех в общении зависит от умения подчеркнуть свои достоинства и скрыть недостатки.

49. а) Мое чувство самоуважения зависит от того, чего я достиг.

б) Мое самоуважение не зависит от моих достижений

50. а) Большинство людей привыкли действовать по «линии наименьшего сопротивления».

б) Думаю, что большинство людей к этому не склонны.

51. а) Узкая специализация необходима для настоящего ученого.

б) Углубление в узкую специализацию делаетчеловекаограниченным.

52. а) Очень важно, есть ли у человека в жизнирадость познания и творчества.

б) В жизни очень важно приносить пользу людям

53. а) Мне нравится участвовать в жарких спорах. б) Я не люблю споров.

54. а) Я интересуюсь предсказаниями, гороскопами в астрологическими прогнозами.

Б) Подобные вещи меня не интересуют.

55. а) Человек должен трудиться ради удовлетворения своих потребностей и блага своей семьи.

б) Человек должен трудиться, чтобы реализовать свои способности и желания.

56. а) В решении личных проблем я руководствуюсь общепринятыми представлениями.

б) Свои проблемы я решаю так, как считаю нужным

57. а) Воля нужна для того, чтобы сдерживать желания контролировать чувства.

б) Главное назначение воли - подхлестывать усилия и увеличивать энергию человека.

58. а) Я не стесняюсь своих слабостей перед другими.

б) Мне нелегко обнаруживать свои слабости даже перед друзьями.

59. а) Человеку свойственно стремиться к новому.

б) Люди стремятся к новому лишь по необходимости.

60. а) Я думаю, что неверно выражение «век живи – век учись».

б) Выражение «век живи - век учись» я считаю правильным.

61. а) Я думаю, что смысл жизни заключается в творчестве.

б) Вряд ли в творчестве можно найти смысл жизни.

62. а) Мне бывает непросто познакомиться с человеком, который мне симпатичен.

б) Я не испытываю трудностей, знакомясь с людьми.

63. а) Меня огорчает, что значительная часть жизни про­ходит впустую.

б) Не могу сказать, что какая-то часть моей жизни проходит впустую.

64. а) Одаренному человеку непростительно пренебре­гать своим долгом.

б) Талант и способности значат больше, чем долг.

65. а) Мне хорошо удается манипулировать людьми.

б) Я полагаю, что манипулировать людьми неэтично.

66. а) Я стараюсь избегать огорчений.

б) Я делаю то, что полагаю нужным, не считаясь с воз­можными огорчениями.

67. а) В большинстве ситуаций я не могу позволить себе дурачиться.

б) Существует множество ситуаций, где я могу позво­лить себе дурачиться.

68. а) Критика в мой адрес снижает мою самооценку.

б) Критика практически не влияет на мою самооценку.

69. а) Зависть свойственна только неудачникам, которые считают, что их обошли.

б) Большинство людей завистливы, хотя и пытаются это скрыть.

70. а) Выбирая для себя занятие, человек должен учиты­вать его общественную значимость.

б) Человек должен заниматься прежде всего тем, что ему интересно.

71. а) Я думаю, что для творчества необходимы знания в избранной области.

б) Я думаю, что знания для этого совсем не обязательны.

72. а) Пожалуй, я могу сказать, что живу ощущением счастья.

б) Я не могу сказать, что живу с ощущением счастья.

73. а) Я думаю, что люди должны анализировать свою жизнь.

б) Я считаю, что самоанализ приносит больше вреда, чем пользы.

74. а) Я пытаюсь найти основания даже для тех своих поступков, которые совершаю просто потому, что мне этого хочется.

б) Я не ищу оснований для своих действий и поступков.

75. а) Я уверен, что любой может прожить свою жизнь так, как ему хочется.

б) Я думаю, что у человека мало шансов прожитьсвоюжизнь, как хотелось бы.

76. а) О человеке никогда нельзя сказать с уверенностью добрый он или злой.

б) Обычно оценить человека очень легко.

77 а) Для творчества нужно очень много свободного времени.

б) Мне кажется, что в жизни всегда можно найти время для творчества.

78. а) Обычно мне легко убедить собеседника своей правоте.

б) В споре я пытаюсь понять точку зрения собеседника, а не переубедить его.

79. а) Если я делаю что-либо исключительно для себя, мне бывает неловко.

б) Я не испытываю неловкости в такой ситуации

80. а) Я считаю себя творцом своего будущего.

б) Вряд ли я сильно влияю на собственное будущее.

81. а) Выражение «добро должно быть с кулаками» я считаю правильным.

б) Вряд ли верно выражение «добро должно быть кулаками».

82. а) По-моему, недостатки людей гораздо заметнее, чем их достоинства.

б) Достоинства человека увидеть гораздо легче, чем его недостатки.

83. а) Иногда я боюсь быть самим собой.

Б) Я никогда не боюсь быть самим собой.

84. а) Я стараюсь не вспоминать о своих былых неприят­ностях.

б) Время от времени я склонен возвращаться к воспо­минаниям о прошлых неудачах.

85. а) Я считаю, что целью жизни должно быть нечто зна­чительное.

б) Я вовсе не считаю, что целью жизни непременно должно быть что-то значительное.

86. а) Люди стремятся к тому, чтобы понимать и доверять друг другу.

б) Замыкаясь в кругу собственных интересов, люди не понимают окружающих.

87. а) Я стараюсь не быть «белой вороной».

б) Я позволяю себе быть «белой вороной».

88. а) В доверительной беседе люди обычно искренни.

б) Даже в доверительной беседе человеку трудно быть искренним.

89. а) Бывает, что я стыжусь проявлять свои чувства.

б) Я никогда этого не стыжусь.

90. а) Я могу делать что-либо для других, не требуя, что­бы они это оценили.

б) Я вправе ожидать от людей, что они оценят то, что я для них делаю.

91. а) Я проявляю свое расположение к человеку незави­симо от того, взаимно ли оно.

б) Я редко проявляю свое расположение к людям, не будучи уверенным, что оно взаимно.

92. а) Я думаю, что в общении нужно открыто проявлять свое недовольство другими.

б) Мне кажется, что в общении люди должны скрывать взаимное недовольство.

93. а) Я мирюсь с противоречиями в самом себе.

б) Внутренние противоречия снижают мою самооценку.

94. а) Я стремлюсь открыто выражать свои чувства.

б) Думаю, что в открытом выражении чувств есть элемент несдержанности.

95. а) Я уверен в себе. б) Не могу сказать, что я уверен в себе.

96. а) Достижение счастья не может быть главной целью человеческих отношений.

б) Достижение счастья - главная цель человеческих отношений.

97. а) Меня любят, потому что я этого заслуживаю

б) Меня любят, потому что я сам способен любить.

98. а) Неразделенная любовь способна сделать жизнь человека невыносимой.

б) Жизнь без любви хуже, чем неразделенная любовь в жизни.

99. а) Если разговор не удался, я пробую выстроить его по-иному.

б) Обычно в том, что разговор не сложился, виновна невнимательность собеседника.

100. а) Я стараюсь производить на людей хорошее впечатление.

б) Люди видят меня таким, каков я на самом деле.

Ключ

Стремление к самоактуализации выражается следую­щими пунктами теста:

26Б

51Б

76А

27А

52А

77Б

28А

53А

78Б

29Б

54Б

79Б

30А

55Б

80А

31Б

56Б

81Б

32А

57Б

82Б

33Б

58А

83Б

34Б

59А

84А

10А

35А

60Б

85А

11А

36Б

61А

86А

12Б

37Б

62Б

87Б

13А

38Б

63Б

88А

14Б

39А

64Б

89Б

15А

40Б

65Б

90А

16Б

41А

66Б

91А

17Б

42А

67Б

92А

18А

43Б

68Б

93А

19Б

44А

69А

94А

20Б

45А

70Б

95А

21А

46Б

71Б

96Б

22Б

47А

72А

97Б

23Б

48А

73А

98Б

24Б

49Б

74Б

99А

25А

50Б

75А

100Б

Отдельные шкалы вопросника «САМОАЛ» представлены следующими пунктами:

1. Ориентация во времени: 1б, 11а, 17б, 24б, 27а, 36б, 54б, 63б, 73а, 80а.

2. Ценности: 2 а, 16 б, 18 а, 25 а, 28а, 37б, 45а, 55б, 61а, 64б, 72а, 81б, 85а, 96б, 98б.

3. Взгляд на природу человека: 7а, 15а, 23б, 41а, 50б, 59а, 69а, 76а, 82б, 86а.

4. Потребность в познании: 8б, 246, 29б, 33б, 42а, 51б, 53а, 54б, 60б, 70б.

5. Креативность (стремление к творчеству): 9а, 13а, 16б, 25а, 28а, 33б, 34б, 43б, 52а, 55б, 61а, 64б, 70б, 71б, 77б.

6. Автономность: 5б, 9а, 10а, 26б, 31б, 32а,44а, 56б, 66б, 68б, 74б, 75а, 87б, 92а.

7. Спонтанность: 5б, 21а, 31б, 38б, 39а, 48а, 57б, 67б, 74б, 83б, 87б, 89б, 91 а, 92а, 94а.

8. Самопонимание: 4б, 13а, 20б, 30а, 31б, 38б, 47а, 66б,79б, 93а.

9. Аутосимпатия: 6б, 14б, 21а, 22б, 32а, 40б, 49б, 58а, 67б, 68б, 79б, 84а, 89б, 95а, 97б.

10. Контактность: 10а, 29б, 35а, 46б, 48а, 53а, 62б, 78б, 90а, 92а.

11. Гибкость в общении: 3б, 10а, 12б, 19б, 29б, 32а,46б, 48а, 65б, 99а.

Примечание: Шкалы № 1, 3, 4, 8, 10 и 11 содержат по 10 пунктов, в то время, как остальные - по 15. Для получения сопоставимых результатов количество баллов по указанным шкалам следует умножить на 1,5.

Можно получить результаты в процентах, решив следующую пропорцию:

15 баллов (максимум по каждой шкале) составляют -100%, а число набранных баллов составляет х%.

Описание шкал вопросника «САМОАЛ»

1. Шкала ориентации во времени показывает, насколь­ко человек живет настоящим, не откладывая свою жизнь на «потом» и не пытаясь найти убежище в прошлом. Вы­сокий результат характерен для лиц, хорошо понимающих экзистенциальную ценность жизни «здесь и теперь», спо­собных наслаждаться актуальным моментом, не сравнивая его с прошлыми радостями и не обесценивая предвкушением грядущих успехов. Низкий результат показыва­ют люди, невротически погруженные в прошлые пережи­вания, с завышенным стремлением к достижениям, мни­тельные и неуверенные в себе.

2. Шкала ценностей . Высокий балл по этой шкале сви­детельствует, что человек разделяет ценности самоактуализирующейся личности, к числу которых А.Маслоу относил такие, как истина, добро, красота, целостность, отсутствие раздвоенности, жизненность, уникальность, совершенство, свершения, справедливость, порядок, простота, легкость без усилия, игра, самодостаточность. Предпочтение этих ценностей указывает на стремление к гармоничному бытию и здоровым отношениям с людьми, далекое от желания ма­нипулировать ими в своих интересах.

3. Взгляд на природу человека может быть положитель­ным (высокая оценка) или негативным (низкая). Эта шка­ла описывает веру в людей, в могущество человеческих возможностей. Высокий показатель может интерпретиро­ваться как устойчивое основание для искренних и гармо­ничных межличностных отношений, естественная симпа­тия и доверие к людям, честность, непредвзятость, добро­желательность.

4. Высокая потребность в познании характерна для са­моактуализирующейся личности, всегда открытой новым впечатлениям. Эта шкала описывает способность к бытийному познанию - бескорыстную жажду нового, интерес к объектам, не связанный прямо с удовлетворением каких-либо потребностей. Такое познание, считает Маслоу, более точно и эффективно, поскольку его процесс не искажается желаниями и влечениями, человек при этом не склонен судить, оценивать и сравнивать. Он просто видит то, что есть и ценит это.

5. Стремление к творчеству или креативность - нерпеменный атрибут самоактуализации, которую попросту можно назвать творческим отношением к жизни.

6. Автономность , по мнению большинства гуманистических психологов, является главным критерием психического здоровья личности, ее целостности и полноты Это понятие тяготеет к таким чертам, как жизненность и самоподдержка у Ф.Перлза. направляемость изнутри у Д.Рисмена, зрелость у К.Роджерса. Самоактуализирующаяся личность автономна, независима и свободна, однакоэтоне означает отчуждения и одиночества. В терминах Э.Фромма автономность - это позитивная «свобода для» в отличие от негативной «свободы от».

7. Спонтанность - это качество, вытекающее из уверенности в себе и доверия к окружающему миру, свойственных самоактуализировавшимся людям. Высокий показатель по шкале спонтанности свидетельствует о том, что самоактуализация стала образом жизни, а не является мечтой или стремлением. Способность к спонтанному поведению фрустрируется культурными нормами, в естественном виде ее можно наблюдать разве что у маленьких детей. Спонтанность соотносится с такими ценностями, как свобода, естественность, игра, легкость без усилия

8. Самопонимание . Высокий показатель по этой шкале свидетельствует о чувствительности, сензитивности человека к своим желаниям и потребностям. Такие люди свободны от психологической защиты, отделяющей личность от собственной сущности, они не склонны подменять со­бственные вкусы и оценки внешними социальными стан­дартами. Показатели по шкалам самопонимания, спонтан­ности и аутосимпатии, как правило, связаны между собой. Низкий балл по шкале самопонимания свойственен людям неуверенным, ориентирующимся на мнение окружающих - Д.Рисмен называл таких «ориентированными извне» в отличие от «ориентированных изнутри«.

9. Аутосимпатия - естественная основа психического здоровья и цельности личности. Низкие показатели име­ют люди невротичные, тревожные, неуверенные в себе. Аутосимпатия вовсе не означает тупого самодовольства или некритичного самовосприятия, это просто хорошо осознаваемая позитивная Я-концепция, служащая источ­ником устойчивой адекватной самооценки.

10. Шкала контактности измеряет общительность личности, ее способность к установлению прочных и доброжелательных отношений с окружающими. В вопроснике САМОАЛ контактность понимается не как уровень комму­никативных способностей личности или навыки эффек­тивного общения, но как общая предрасположенность к взаимно полезным и приятным контактам с другими людь­ми, необходимая основа синергической (см. выше) уста­новки личности.

11. Шкала гибкости в общении соотносится с наличием или отсутствием социальных стереотипов, способ­ностью к адекватному самовыражению в общении. Высо­кие показатели свидетельствуют об аутентичном взаимо­действии с окружающими, способности к самораскрытию. Люди с высокой оценкой по этой шкале ориентированы на личностное общение, не склонны прибегать к фальши или манипуляциям, не смешивают самораскрытие личности с самопредъявлением - стратегией и тактикой управления производимым впечатлением. Низкие показатели харак­терны для людей ригидных, не уверенных в своей привлекательности, в том, что они интересны собеседнику и общение с ними может приносить удовольствие.

Литература:

1. А. Маслоу. Психология бытия. М., 1997. С. 293 – 301.

2. Ракович Н.К.(ред) Практикум по психодиагностике личности. Отв. ред. Ракович Н. К. – Мн.: БГПУ, 2002. – 248с.

Хотите учиться в США? Тогда готовьтесь к тому, что придется разбираться в разнообразии всевозможных тестов и экзаменов, к которыми нужно тщательно готовиться. Действительно, методов оценки ваших знаний в Америке большое количество и у каждого из них свое направление и специфика. Одними из самых популярных считаются следующие тесты: (о нём мы писали в прошлый раз), и SAT.

«Академический оценочный тест» или «Scholastic Assessment Test» / «Scholastic Aptitude Test» - экзамен, который призван показать знания основных курсов школьной программы и общих интеллектуальных способностей. SAT обязателен для поступления в колледж или университет абитуриентам 8, 10 и 12 года обучения школы США и Канады.

Что нужно знать о тесте?

  1. Помните, что SAT стандартизирован, но существует несколько его вариаций (Subject Tests). Перед поступлением в учебное заведение, обязательно проконсультируйтесь с представителем ВУЗа или колледжа, какой именно тест необходим.
  2. Тест можно сдать 7 раз в год. Длительность - около 3 часа 45 минут + организационные моменты. Сдавать SAT I и SAT II в один день запрещено.
  3. Вы свободно можете сдать тест не только на территории США или Канады, но и в официальных представительствах в Европе. Традиционно SAT проходит в первую субботу месяца, однако точный срок можно узнать только у консультантов.
  4. Результаты текста известны через 10 дней, за отдельную плату их могут сразу доставить в выбранный вами ВУЗ.
  5. Стоимость: SAT I - 38 $ + 49 $ за SAT II.

Структура SAT

SAT делится на две части: SAT I (Reasoning test) и SAT II (Subject Tests). Первая часть универсальна, она включает три подраздела, каждый из которых оценивается от 200 до 800 баллов - так, чтобы результаты всегда были кратны 10. Зачастую все вопросы имеет 5 вариантов ответа, из которого нужно выбрать один верный:

  • Грамматика (письмо) оценивает знания орфографии, наличии определенного словарного запаса и умении правильно структурировать текст для его лучшего понимания (логика повествования). Эта часть представлена в виде блоков с вопросами, в которых есть правильные и неправильные ответы (иногда ошибки может и не быть). Помимо тестовой части, есть ещё и эссе - на него выдается 25 минут, за которые абитуриент должен ответить на какой-нибудь философский вопрос. Эта часть показательна для многих приемных комиссий, хотя само эссе оценивается в 12 баллов максимум из 800 за полностью выполненный весь блок. Время: 1 час.

Пример (вопрос к 5 заданию):

  • Математика - раздел, в котором три части, оценивающие ваше умение считать (алгебра, геометрия) и анализировать данные (математический анализ, статистика). Работать с калькулятором можно, однако в самом тесте практически сведена на нет возможность угадать ответ - помимо тестовых вопросов есть блоки с развернутыми ответами. Все 58 заданий идут в списке с увеличением сложности - максимальное количество баллов 800 (разные задания оцениваются по-разному + учитывается ход ваших мыслей). Время: 1 час 10 минут .

Пример:

  • Критическое мышление - блок, в котором вы должны продемонстрировать умение работать с информацией. Требуется дополнять предложения, используя лексику, интерпретировать графики, правильное соединять и структурировать разные тексты, а также отвечать вопросы по ним. Время: 1 час 10 минут, максимальное количество баллов - 800.

Пример (фрагмент текста и вопрос к нему):

SAT II или SAT Subject Tests

SAT II - это профильные тесты, которые нужно сдавать в зависимости от выбранного вами ВУЗа и профиля обучения. Сегодня можно получить документы о прохождении по следующим направлениям: литература, мировая история и отдельно история США, математика углубленная (2 уровня сложности), химия, физика и биология. Помимо стандартных предметов, вы можете сдать SAT по немецкому, французскому, итальянскому, испанскому, китайскому, японскому, корейскому, иудейскому языках + есть профильный тест по латыни. Заявок можно подать сколько угодно - главное, это справиться с программой и оплатить участие - за один день вы можете сдать до 3 профильных тестов. Максимальное количество баллов для всех одинаково - 800, которые вы можете набрать за 1 час экзамена (количество заданий различается в зависимости от предмета).

Самоактуализационный тест-CAT: методика изучения личностной зрелости

Примером опросника, направленного на выявление различных установок и отношений человека к миру, другим людям, к самому себе, является разработанный в МГУ М. Крозом под руководством Л. Я. Гозмана «Опросник личностной зрелости». Это адаптированный вариант «Опросника личностных ориентаций» Э. Шострома (Personal Orientation Inventory, E. Shostrom), созданный в 1963 г. В его основе лежат идеи самоактуализации А. Маслоу и других теоретиков экзистенциально-гуманистического направления в психологии. Шкалы (или составляющие) опросника характеризуют основные сферы самоактуализации.

Категория личностной зрелости выявляется в данном опроснике с помощью диагностической оценки ряда личностных особенностей субъекта, таких как компетентность во времени, ценностные ориентации, гибкость поведения, сензитивность, самоуважение, самопринятие, креативность и др., рассматриваемых как характеристики личностной зрелости.

Опросник состоит из перечня, содержащего 126 пунктов, каждый из которых включает два альтернативных суждения ценностного или поведенческого характера, описывающих различные установки и особенности отношений человека к миру, другим людям и к самому себе. Задача испытуемого состоит в том, чтобы выбрать из двух суждений то, которое в большей степени отвечает его представлениям или привычному для него способу поведения.

В результате обследования каждый испытуемый получает 14 показателей личностной зрелости. Эти показатели наносятся на специальный бланк, где они сопоставляются друг с другом с помощью масштабной сетки.

Измеряемые параметры: компетентность во времени; самоподдержка; ценность самоактуализации; гибкость поведения; реактивная чувствительность; спонтанность; самоуважение; самопринятие; принятие природы человека; синергия; принятие собственной агрессии; контактность; познавательные потребности; креативность.

Самоактуализационный тест (CAT) измеряет самоактуализацию по двум независимым друг от друга базовым шкалам (ориентации во времени и поддержки) и 12 дополнительным.

Базовые шкалы

Шкала ориентации во времени (OB) - 17 пунктов. Высокий балл по этой шкале свидетельствует о способности человека жить настоящим (переживать текущий момент своей жизни во всей его полноте, а не просто как фатальное следствие прошлого или подготовку к будущей «настоящей» жизни) и ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего (видеть свою жизнь целостной). Низкий балл по шкале означает ориентацию человека лишь на один из отрезков временной шкалы (прошлое, настоящее или будущее) и (или) дискретное восприятие своего жизненного пути.

Шкала поддержки (П) - 91 пункт. Измеряет степень независимости ценностей и поведения субъекта от воздействия извне (внутренняя/внешняя поддержка). Человек, имеющий высокий балл по этой шкале, относительно независим в своих поступках, стремится руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами, что не означает враждебности к окружающим и конфронтации с групповыми нормами. Он свободен в выборе, не подвержен внешнему влиянию (изнутри направляемая личность). Низкий балл свидетельствует о высокой степени зависимости, конформности, несамостоятельности субъекта (извне направляемая личность), внешнем локусе контроля.

Дополнительные шкалы , в отличие от базовых, измеряющих глобальные характеристики самоактуализации, ориентированы на регистрацию отдельных ее аспектов. Для дополнительных шкал высокий балл характеризует высокую степень самоактуализации.

Блок ценностей

Шкала ценностной ориентации (ЦО) - 20 пунктов. Измеряет, в какой степени человек разделяет ценности, присущие самоактуализирующейся личности.

Шкала гибкости поведения (ГП) - 24 пункта. Диагностирует степень гибкости человека в реализации своих ценностей в поведении, взаимодействии с окружающими людьми, способность быстро и адекватно реагировать на изменяющуюся ситуацию.

Блок чувств

Шкала сензитивности (Сен) - 13 пунктов. Определяет, в какой степени человек отдает себе отчет в своих потребностях и чувствах, насколько хорошо их рефлексирует.

Шкала спонтанности (Сп) - 14 пунктов. Измеряет способность человека спонтанно и непосредственно выражать свои чувства. Высокий балл по этой шкале не означает отсутствия способности к продуманным, целенаправленным действиям, он лишь свидетельствует о возможности и другого способа поведения (не просчитанного заранее), о том, что человек не боится вести себя естественно и раскованно, демонстрировать окружающим свои эмоции.

Блок самовосприятия

Шкала самоуважения (Су) - 15 пунктов. Диагностирует способность человека ценить свои достоинства, положительные качества характера, уважать себя за них.

Шкала самопринятия (Спр) - 21 пункт. Отражает степень принятия человека себя таким, каков он есть, вне зависимости от оценки своих достоинств и недостатков (возможно, и вопреки им).

Блок концепции человека

(Поп) - 10 пунктов. Высокий балл по шкале свидетельствует о склонности испытуемого в целом положительно воспринимать природу человека (люди скорее добры) и не считать дихотомии мужественности/женственности, рациональности/эмоциональности и прочие антагонистическими и непреодолимыми.

Шкала синергии (Син) - 7 пунктов. Определяет способность человека к целостному восприятию мира и людей, к пониманию связанности противоположностей, таких как игра и работа, телесное и духовное и др.

Блок межличностной чувствительности

Шкала принятия агрессии (ПА) - 16 пунктов. Высокий балл по шкале свидетельствует о способности человека принимать свое раздражение, гнев и агрессивность как естественное проявление человеческой природы (конечно же, речь не идет об оправдании своего антисоциального поведения).

Шкала контактности (К) - 20 пунктов. Характеризует способность человека к быстрому установлению глубоких, тесных и эмоционально насыщенных контактов с людьми.

Блок отношения к познанию

(Поз) - 11 пунктов. Определяет степень выраженности у человека стремления к приобретению знаний об окружающем мире.

Шкала креативности (Кр) - 14 пунктов. Характеризует выраженность творческой направленности личности.

Каждый пункт теста входит в одну или более дополнительных шкал и, как правило, в одну базовую.

При использовании теста для индивидуальной диагностики «сырые» результаты переводятся в стандартные T-баллы, на основе которых составляются профильные бланки. Завершается исследование построением индивидуального профиля.

Специфика феномена самоактуализации и сложность составляющих тест суждений, требующих серьезного осмысления, позволяют рекомендовать его для обследования преимущественно лиц с высшим образованием. Методика используется как индивидуально, так и для группы, применяется брошюра либо компьютеризированный вариант. В случае необходимости респондент может отвечать на вопросы и в отсутствие экспериментатора. Инструкция не ограничивает время для ответов, хотя практика показывает, что в норме оно обычно не превышает 30–35 минут.

Пункты теста, оставленные без ответа, или те, в которых отмечены оба варианта, при обработке не учитываются. В случае если количество таких пунктов достигнет 13 и более, результаты исследования считаются недействительными.

Инструкция. В каждом пункте опросника представлена пара высказываний (они не обязательно исключают друг друга). Внимательно прочитайте каждое из этих высказываний и отметьте на регистрационном бланке (обведите кружком) то из них («А» или «Б»), которое в большей степени соответствует вашей точке зрения, представлениям или привычному способу поведения.

Таблица к тесту

Обработка результатов

Регистрационный бланк

Ф. И. О. _______________________________________________

Возраст _______ лет

Ключи к шкалам

Базовые шкалы

1. Шкала ориентации во времени (OB)

2. Шкала поддержки (77)

Дополнительные шкалы 3. Шкала ценностной ориентации (ЦО)

4. Шкала гибкости поведения (ГП)

5. Шкала сензитивности (Сен)

6. Шкала спонтанности (Сп)

7. Шкала самоуважения (Су)

8. Шкала самопринятия (Спр)

9. Шкала представлений о природе человека (Поп)

10. Шкала синергии (Син)

11. Шкала принятия агрессии (ПА)

12. Шкала контактности (К)

13. Шкала познавательных потребностей (Поз)

14. Шкала креативности (Кр)

Каждый совпадающий с ключом ответ оценивается в 1 балл. Затем подсчитывается сумма баллов, набранных испытуемым по каждой шкале.

Интерпретация полученных результатов

При разработке теста не были однозначно определены нормы для высокого, среднего и низкого уровней самоактуализации. Однако считается, что показатели теста у самоактуализирующейся личности ни в коем случае не должны «зашкаливать». Предельные значения свидетельствуют о слишком сильном влиянии на результаты фактора социальной желательности или о стремлении испытуемых выглядеть в наиболее благоприятном свете (такое явление Э. Шостром назвал псевдосамоактуализацией). Практика показала, что диапазон самоактуализации находится в пределах «выше среднего». Значения ниже 40 % масштабной сетки свидетельствуют о недоразвитии личности испытуемого, о деформации его установок и отношений к различным сторонам реальности.

Низкие шкальные оценки характерны для людей, больных неврозами, с различными формами пограничных психических расстройств. В психическую и статистическую норму попадает 68 % всего населения, и только у 16 % результат превышает 60 или не достигает 40 (в таблице). Значения выше 70 или ниже 30 наблюдаются только у 2,3 % людей. Считается, что субъект достиг оптимального уровня личностной зрелости, если его данные по шкалам попадают в зону масштабной сетки, расположенную в диапазоне 55–66 %.

Из книги Психологическая безопасность: учебное пособие автора Соломин Валерий Павлович

Методика изучения эмоций Применяется для обследования подростков и взрослых. Цель: изучение дифференциации эмоций, определение доминирующего эмоционального состояния.Описание. Для определения эмоционального состояния используется специальная

Из книги Информационный стресс автора Бодров Вячеслав Алексеевич

Методика экспресс-диагностики свойств нервной системы по психомоторным показателям (теппинг-тест Е. П. Ильина) Тест обычно используется в комплексе с другими, измеряющими равноуровневые характеристики личности. Особенно полезен при профориентации и для

Из книги Научите себя думать! автора Бьюзен Тони

7.3. Комплексная методика изучения информационного стресса Состояние психического и, в частности, информационного стресса характеризуется не только неспецифическими вегето-соматическими и биохимическими реакциями, изменениями в психическом статусе личности, но также,

Из книги Аутогенная тренировка автора Решетников Михаил Михайлович

9 Методика органического изучения «карты памяти» (МОИКП) Предмет изучения делится на два раздела: подготовка и применение. Во-первых, не знаком ли вам следующий сюжет? А: ЛЕНИВЫЙ УЧЕНИК? Учебник? источник угрозы? Старые и новые методы

Из книги Психология общения и межличностных отношений автора Ильин Евгений Павлович

ВЫВОДЫ: МЕТОДИКА ОРГАНИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ «КАРТЫ ПАМЯТИ» Вся методика органического изучения «карты памяти» должна рассматриваться не как серия последовательных шагов, а как ряд взаимосвязанных аспектов в подходе к изучению материала. Описанный здесь порядок действий

Из книги Психология помощи [Альтруизм, эгоизм, эмпатия] автора Ильин Евгений Павлович

Из книги Психология взрослости автора Ильин Евгений Павлович

Методика изучения застенчивости ИнструкцияВам предлагается ряд утверждений, которые помогут определить некоторые свойства вашей личности. Здесь не может быть ответов «правильных» или «ошибочных». Люди различны, и каждый имеет свое мнение по поводу одного и того же.

Из книги Психология стресса и методы коррекции автора Щербатых Юрий Викторович

Методика изучения совестливости Методика разработана Е. П. Ильиным и направлена на выявление склонности человека испытывать чувство вины. При составлении опросника некоторые из утверждений взяты из Методики Басса-Дарки (шкала вины). Для маскировки цели опроса в

Из книги Мотивация и мотивы автора Ильин Евгений Павлович

Методика изучения застенчивости

Наверняка вы неоднократно сталкивались с информацией о том, что рождение второго ребенка – это стресс для первенца, что старшенький начинает ревновать кроху к маме и папе и старается завоевать родительское внимание всяческими дозволенными и недозволенными методами. Но считается, что чем больше разница в возрасте между детьми, тем меньше проявления ревности. Ведь подросшему ребенку требуется уже не так много родительского внимания, как, скажем, 3-5-летнему малышу.

Жизненно необходимо уделять внимание обоим детям, не «забрасывать» одного даже на короткое время. Каждому ребенку в семье очень важно знать и быть абсолютно уверенным, что его любят и понимают, что для мамы и папы он очень ценен. И ничуть не меньше, чем брат или сестра. К сожалению, нередко наши ребятишки на самом деле уверены, что они мало что значат для нас. Поэтому с рождением второго ребенка нужно постараться проявить к первенцу особое внимание, особую любовь, чтобы он в них буквально купался, чтобы рождение братика или сестрички не воспринималось как появление «конкурента». И недостаточно одних лишь совместных занятий с детьми, когда, например, малыш дергает ручками и ножками в кроватке, а мама за ним присматривает и одновременно читает старшему книжку или играет с ним в игру. Важно, чтобы часть родительского времени принадлежала старшему ребенку безраздельно. Только он и мама или папа, без малыша. Организовать такое непросто, но возможно. Так, занимайтесь со старшим чем-то приятным и интересным, когда малыш спит. Оставляйте кроху под присмотром папы или бабушки и отправляйтесь со старшим на «секретную» прогулку, где нет места другим, а только мама и ее любимый малыш. Пусть папа в выходные съездит со старшим сынишкой в зоопарк или, скажем, на авторынок или сводит дочурку в кукольный театр. Одним словом, если старшему ребенку не нужно постоянно делить родителей с малышом, если он не чувствует себя в чем-то ущемленным, то и поводов для нелюбви к братишке или сестренке будет куда меньше.

И, конечно, совместное времяпрепровождение тоже должно быть наполнено смыслом. Отправляйтесь на прогулки с обоими детьми, участвуйте в жизни обоих. Сегодня па утренник в садик к малышу, а завтра – на концерт в школу к старшему. Советуйтесь со старшим ребенком о том, какие игрушки купить младшему, что из одежды ему особенно подойдет, на какой спектакль сводить кроху в театр, какой подарок выбрать к празднику. Покажите старшему ребенку, что вы прислушиваетесь к его мнению, потому что он большой и умный. Старайтесь внушить детям, что вы – семья, одна команда, где все заботятся друг о друге.

Ошибки родителей. Интересно, откуда взялся миф о том, что братья и сестры непременно должны любить друг друга? О том, что они обязаны жить мирно и никогда не ссориться? Почему, если какой-то посторонний человек тебе неприятен, ты можешь прекратить с ним общаться, а если этот человек твой брат или сестра, ты обязан его любить? Разве любить можно обязать? Думаю, вера родителей в подобные мифы испортила жизнь множеству близких людей, которые из-за родительских ошибок так и не смогли стать по-настоящему близкими. Решаясь родить второго ребенка, мы должны отдавать себе отчет в том, что заставить первенца любить младшего братика или сестричку невозможно. Но в наших силах зажечь в сердцах детей искорку взаимной любви, уважения, преданности. Отчасти мы заводим второго ребенка, думая о том, что наш первенец не будет одинок, что по трудной и извилистой тропинке жизни пойдет с ним бок о бок родной человек. Потому-то и требуем от детей любви друг к другу.

По-честному или по справедливости? Просто совершенно невозможно одинаково любить двух разных людей, в том числе и своих собственных детей. Ведь они такие разные, со своими достоинствами и недостатками, страхами, капризами, упрямством и удивительной открытостью, наивностью, трогательностью… И если каждый из них с самого раннего детства – личность, индивидуальность, то, как же можно относиться к ним совершенно одинаково? Конечно, нельзя. Но эта мысль порой доставляет настоящие страдания, ведь нам кажется, что кого-то из детей мы любим больше, а кого-то меньше. Мы стараемся подавить это в себе, пытаемся относиться ко всем детям одинаково, по-честному. Получается это плохо. А нужно-то всего лишь понять, что мы просто-напросто любим их по-разному. Понять и принять как должное. Потому что это нормально и естественно. Ну, в самом деле, нельзя же одинаково любить крошечного несмышленыша и подросшего малыша. Первого мы любим нежно и трепетно, как нечто хрупкое и драгоценное. Второго любим любовью деятельной, мудрой, всепрощающей, но и требовательной одновременно. Нет необходимости стараться показать детям, что они равны для нас. Во-первых, это будет неправдой, а от детей практически невозможно скрыть неискренность. Во-вторых, одинаковое отношение к детям унизительно для самих же детей. Ну что хорошего в том, что тебя отождествляют с братом или сестрой? Дети прекрасно понимают, что они разные. Так почему же их стараются «грести под одну гребенку»? Мудрый родитель всегда будет исходить не из интересов детей, а из интересов каждого ребенка. Если вы покупаете игрушку малышу, это вовсе не означает, что ее непременно нужно покупать и старшему. Возможно, старший давно мечтает о самокате или очень хочет покататься на аттракционах. Так что каждому – по потребностям. Относитесь к этому как к само собой разумеющемуся. И нечего терзать себя глупыми переживаниями! Но вот в нашей любви дети не должны сомневаться. Никогда. Не забывайте почаще говорить им об этом. Каждому в отдельности и обоим сразу.

Учимся сотрудничать. Детей нужно учить сотрудничать. С этим умением мы не рождаемся, а приобретаем его вместе с жизненным опытом. Введите в семье определенные правила, которые оба ребенка должны выполнять неукоснительно. Например, нельзя брать чужие вещи без спроса. И даже если детки еще маленькие, постепенно они привыкнут относиться к чужой собственности с должным уважением.

Хорошо бы придумывать для детей какие-то совместные игры и занятия. Если разница между детьми небольшая, сделать это довольно легко. Но даже при большой разнице в возрасте всегда наймутся такие игры, которые будут интересны не только детям, но даже взрослым членам семьи. Например, можно сыграть всем вместе в «Монополию», «Эрудит», лото «Бинго» и даже в карты (а почему нет?). Почаще отправляйтесь всей семьей на прогулки, пикники, путешествуйте. Можно и в поход сходить (хотя бы выходного дня). Подобные мероприятия сплачивают семью, а значит, и детей, учат их проявлять заботу друг о друге. Старайтесь, чтобы каждый ребенок участвовал в жизни другого. Пусть малыш пригласит старшего брата или сестру на утренник в детский сад. А потом мама с малышом побывает на концерте в школе у старшего ребенка. Пусть дети вместе готовятся к домашним праздникам, украшают квартиру, мастерят подарки и открытки, придумывают праздничную программу.

И обязательно хвалите детей за доброе отношение друг к другу, почаще подчеркивайте, что гордитесь ими. Основа любого воспитания – это добрые, доверительные беседы с детьми и личный пример. Так что просто рассказывайте им истории из своего собственного детства, как вы жили вместе с сестрами и братьями (если они есть), как ссорились и мирились, вспоминайте веселые и поучительные истории. И, конечно, показывайте детям на собственном примере, что нет па свете ничего дороже, чем любимые и близкие люди.