Процессы памяти в экстремальных условиях. Память

Память как сложное психическое явление включает в себя несколько взаимосвязанных процессов: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

Под запоминанием подразумевают избирательное закрепление (запечатление) образа в памяти. Лучше всего запоминается то, что связано со значимыми целями, мотивами и способами деятельности данного человека. Процесс запоминания, как и сама память, может быть произвольным и непроизвольным (в зависимости от наличия или отсутствия цели при запоминании), кратковременным, оперативным и долговременным (в зависимости от того, какие задачи «обслуживает» память).

Различают также ассоциативное запоминание, при котором воспринимаемый образ связывается с каким-либо другим образом (вспомним знаменитые житейские «узелки на память»); осмысленное запоминание, где ведущими являются процессы мышления и осознание логических связей между воспринимаемыми объектами или их частями; механическое запоминание, реализуемое в результате простых многократных и однотипных повторений по восприятию образа.

Запоминание является составной частью деятельности особого вида - мнемической. Так, например, для преподавателей, лекторов, политиков, артистов мнемическая деятельность есть одна из важнейших.

Сохранение. Само название процесса отражает его психологическую сущность. Информация должна храниться в памяти человека некоторое время в связи с тем, что она обычно значима для него. Сохранение информации - сложный процесс, в ходе которого информация должна подвергнуться переработке, упорядочению и классификации. Мозг производит статистический анализ поступающей информации, в результате которого становится возможной оценка вероятности соответствующих событий и, следовательно, планирование своего поведения.

Различают несколько форм сохранения, названия которых совпадает с соответствующими видами памяти: реконструктивное, репродуктивное, эхоическое и эпизодическое.

Реконструктивное сохранение информации осуществляется в долговременной памяти. Здесь информация подвергается изменениям в дёталях, сохраняя при этом общие признаки (из памяти исчезают небольшие фрагменты материала, очередность событий и др.). Реконструкция обычно вызывается поступлением новой информации, которая вытесняет из памяти уже хранящуюся там информацию.

Репродуктивное сохранение основано на запоминании оригинального элемента объекта. Вспомним шуточную сценку встречи двух женщин:
Вы не заметили, проходил ли здесь мужчина - блондин, голубые глаза, с дипломатом, очень высокого роста? - В светло-синем костюме? Да, заметила.

Эпизодическая форма сохранения информации связана с фиксацией эпизодов, касающихся времени, места и условий ее приема.

Эхоическое сохранение чрезвычайно непродолжительно: после краткого слухового воздействия слуховой образ сохраняется 2-3 с.

Воспроизведение - восстановление ранее отраженного в сознании человека образа объекта без повторного его восприятия. Воспроизведение может осуществляться в произвольной и непроизвольной формах. Произвольная форма предполагает постановку перед индивидом репродуктивной задачи в соответствии с конкретной целью. При непроизвольной форме задача решается без предварительно поставленной цели под влиянием мыслей, представлений и чувств, возникающих в текущий момент. Воспроизведение осуществляется посредством извлечения образа из долговременной памяти и перевода его в оперативную. Воспроизведение и запоминание являются процессами несовместимыми: человек может в данный М0М6Н1 времени осуществлять или один процесс, или другой.

Существуют разные виды воспроизведения:
- узнавание - воспроизведение образа либо при его повторном восприятии (узнавание по памяти), либо на основе представлений о нем (узнавание по представлению);
- реминисценция - мало изученное явление улучшения воспроизведения достаточно объемной информации через некоторое (иногда достаточно большое) время после ее получения (например, сложный учебный материал, усвоенный при подготовке к экзамену, зачастую воспроизводится лучше не сразу после заучивания, а через 2-3 дня);
- припоминание - преднамеренное поэтапное воспроизведение информации в соответствии с поставленной целью (согласно эффекту Камина, припоминание улучшается через несколько минут и через 24 ч);
- воспоминание - это воспроизведение информации, касающейся прошлого из жизни человека.

Ошибки воспроизведения связаны с явлениями контаминации и конфабуляции. Контаминация связана со склонностью человека привносить в воспроизводимую информацию элементы, связанные с прошлым опытом, ожиданиями, установками и др. Конфабуляция предполагает добавление деталей или заполнение пробелов памяти домыслами. Она может быть как преднамеренной, манипулятивной, так и бессознательной.

Забывание - это процесс постепенного снижения возможности воспроизводить образ объекта, хранящийся в долговременной памяти. Для нормально функционирующей памяти процесс забывания может быть отнесен к одному из уровней:
- высокому, когда человек не может самостоятельно восстановить образ объекта, но относительно просто сделает это после повторного опыта;
- среднему, когда полное самостоятельное воспроизведение затруднено, но легко осуществляется при представлении каких-то признаков образа (иногда человеку достаточно издалека показать его записи, чтобы в его памяти восстановилось почти все написанное);
- низкому, когда человек восстанавливает информацию самостоятельно без ошибок.

Забывание нельзя противопоставлять запоминанию. Это вполне целесообразный процесс, помогающий разгрузить память от неактуальных в данный момент деталей. Забывание не есть болезнь памяти, а условие ее здоровья. Так, Жан-Жак Руссо и Эдгар По высоко ценили возможность забывать и даже придумывали для этих целей приемы. Эдгару По принадлежат слова: «Если вы хотите забыть что-нибудь, немедленно запишите то, что вы должны запомнить».

Организация запоминания влияет на сохранение информации, а качество сохранения определяется воспроизведением.

Запоминание - психическая деятельность, направленная на закрепление в памяти новой информации путем связывания ее с уже приобретенным ранее знанием. В момент высокого эмоционального напряжения процесс запоминания может протекать, как мгновенное запечатление - импритинг.

Произвольная память основана на запоминании со специальной установкой. Непроизвольное запоминание происходит, когда специальная мнемнческая задача отсутствует, и оно сопровождает другую деятельность, но в процессе интенсивной мыслительной деятельности может быть более эффективным, чем произвольное.

Запоминание способно протекать с различной глубиной понимания, но мышление всегда является существенной опорой памяти, необходимым условием успешного запоминания, Различают логическое (смысловое), основывающееся на логических связях, и механическое запоминание, основывающееся на единичных временных связях.

Процесс осмысленного запоминания включает в себя ряд логических операций: смысловая группировка; выделение смысловых опорных пунктов; составление плана и т. п.

Сохранение отдельных элементов учебного материала во многом зависит от места, которое они занимают в общем ряду информации. Как правило, первые и последние элементы ряда удерживаются лучше, чем средние. Это явление получило название «фактор края». Раскрыта зависимость сохранения информации от установок личности, организации заучивания, влияния последующей информации, мыслительной переработки материала, переходов от сохранения в сознании к вытеснению в бессознательное.

Под влиянием систематического обучения память развивается: увеличиваются объем и скорость запоминания и воспроизведения, используются логические связи и понятия.

Забывание - биологически целесообразный для организма процесс, противоположный сохранению, обусловленный угасанием временных нервных связей, утративших свое значение. Материал забывается быстрее в ближайшее время после заучивания, при этом бессмысленный материал забывается значительно быстрее. Забывается прежде всего то, что перестает быть для личности существенным.

В зависимости от материала, сохраняемого памятью, ее делят на когнитивную (процесс сохранения знании, получаемых в процессе обучения, которые постепенно превращаются в опыт, убеждения человека), эмоциональную (сохранение в сознании переживаний и чувств, что является условием развития способности к сочувствию) и личностную (сохранение в сознании образа самого себя, обеспечивающее преемственность целей, убеждений и т. д.).

По модальности сохраняемых образов выделяют словесно-логический и образный типы памяти. Образную память подразделяют на зрительную, слуховую, двигательную.

Воспроизведение представляет собой актуализацию, оживление образовавшихся в мозгу связей, протекающее преднамеренно и непреднамеренно. Формы воспроизведения: узнавание (проявление памяти как воспроизведения образа при повторном восприятии объекта), воспоминание (проявление памяти, осуществляемое в отсутствие восприятия объекта), припоминание (активное воспроизведение, во многом зависящее от ясности поставленных задач), реминисценции (отсроченное воспроизведение ранее воспринятого, казавшегося забытым).

Узнавание - Психический процесс, находящийся на стыке памяти, мышления и восприятия, заключающийся в способности восприятия довольно оперативно интерпретировать образы как уже знакомые, имеющие определенные связи в памяти. В узнавании (как и воспроизведении) проявляются запечатление и запоминание.

Узнавание в сравнении с воспроизведением является более ранним проявлением (по крайней мере в онтогенезе человека). В узнавании восприятие и процессы сохранения и воспроизведения представлены в еще не расчлененном единстве. Без узнавания не может существовать восприятие как сознательный осмысленный процесса. Вместе с тем, узнавание это еще и сохранение и воспроизведение внутри восприятия.

В процессе узнавания из восприятия выделяется и выступает на передний план та деятельность соотнесения, сопоставления чувственных качеств возникающего в процессе восприятия образа с предметом, которая заключена уже в восприятии. Всякое восприятие, как акт познания, заключает в себе в более или менее скрытом виде соотнесение, сопоставление возникающего в восприятии образа с предметом. Когда в сознании представлена не эта деятельность, а ее результат, налицо восприятие; когда на передний план в сознании выступает эта деятельность, весь процесс представляется как узнавание.

Узнавание может происходить в нескольких планах. Самая элементарная первичная форма узнавания - автоматическое узнавание в действии. Эта первая ступень узнавания проявляется в виде адекватной реакции на первичный раздражитель. Типичный пример - когда мы машинально здороваемся с человеком, и только уже после этого припоминаем, что это за встретившийся человек. Другой пример - когда мы видим летящий в нас мяч, то автоматически выставляем руки, чтобы его поймать; если бы в нас летела гиря, мы бы сделали шаг в сторону, чтобы уклониться. Такое узнавание в действии возможно без узнавания в виде сознательного отожествления нового восприятия с предшествующим.

Следующая ступень узнавания - формы, которые связаны с чувством знакомства, без возможности, однако, отожествления узнанного предмета с ранее воспринятым. Субъект может чувствовать, что этот предмет не тот или что слово, которое ему подвернулось, не то, которое ищется, но вместе с тем субъект не в состоянии определить этот предмет или назвать нужное слово. В данных случаях отчасти справедливо то, что мы узнаем вещи не столько по их признакам, сколько по тем чувствам, которые они в нас возбуждают.

Третья ступень узнавания - отождествление предмета. Предмет, данный субъекту в одном контексте, в одной ситуации, выделяется из этой ситуации и отождествляется с предметом, данным ранее в другом контексте. Такое узнавание фактически предполагает оформленность восприятия в понятии, то есть соотнесения предмета с тем или иным понятием. Это соотнесение может совершаться на различных уровнях и по различным основаниям. Но во всех случаях это уже более-менее сложный познавательный акт.

С. Л. Рубинштейн отмечает, что узнавание относится к процессу восприятия. Но вместе с тем оно тесно связано и с памятью, и с мышлением. В каком-то смысле узнавание есть в развернутой форме акт мышления.

У процесса узнавания могут быть разные формы. В одних случаях он совершается на основе представлений или воспоминаний о конкретной ситуации, в которой был в прошлом воспринят этот или аналогичный предмет. В других случаях узнавание носит генерический (родовой) характер, опираясь на понятие о соответствующей категории предметов.

Выделяют четыре относительно самостоятельных процесса памяти и четыре соответствующие им функции: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

Запоминание - это процесс запечатления (фиксирования) информации, которая может быть представлена в форме ощущений, образов, мыслей, эмоциональных переживаний, движений, практических действий, актов общения. На основе запоминания происходит расширение жизненного опыта и психическое развитие человека, становление его как личности, как субъекта деятельности. Запоминание – это активный процесс, его источником выступают потребности и мотивы личности. Оно связано с деятельностью субъекта и осознанием фактов, необходимых для деятельности.

Ряд факторов оказывают влияние на эффективность запоминания: Осмысленность материала . В экспериментах Гилфорда и Мак-Геча было доказано, что на запоминание осмысленного материала человек тратит времени меньше, чем при зубрежке бессмысленного материала. И, действительно, когда мы осмысливаем материал, он запоминается лучше.

В работах А.А. Смирнова, В.Я. Ляудис, В.Д. Шадрикова и других ученых показана роль специально организованных действий при запоминании, выступающих в качестве мнемических приемов или способов запоминания в учебной деятельности: группировка материала по каким-либо основаниям; выделение опорных пунктов (заглавие, тезисы, вопросы и т.п.); составление плана как совокупности опорных пунктов; классификация – распределение явлений и предметов по классам, группам на основе определенных общих признаков; структурирование – установление взаимного расположения частей, внутреннего строения запоминаемого, схематизация – изображение или описание чего-либо; аналогия – установление сходства или подобия предметов или явлений; перекодирование – вербализация или проговаривание, представление информации в образной форме, преобразование информации, достраивание запоминаемого материала и привнесение в него субъектом чего-либо из других областей; серийная организация материала – установление межгрупповых отношений, связей и т.д.

Особую роль играет повторение . Оно позволяет: 1) удерживать информацию в течение длительного времени; 2) осуществить перевод информации из кратковременной памяти в долговременную; 3) укрепить следы памяти. При заучивании материала необходимо правильно его организовать, распределив повторения во времени. Р. Йост экспериментально доказал: если материал таков, что его можно заучить при небольшом количестве повторений, то следует использовать метод концентрированного заучивания, а если требуется большое число повторений, то экономичней оказывается метод распределенного заучивания с достаточным количеством повторений.



Огромную роль при запоминании играет мотивация , которая связана с интересами, склонностями личности, ее отношением к определенной деятельности, эмоциональным настроем. Опыты З.М. Истоминой показали, что максимального уровня запоминание достигает в ситуации практической деятельности, высокой мотивации на ее выполнение.

Установка на запоминание . Нужно отметить, что деятельность, направленная на запоминание, может быть не менее трудной, чем понимание материала. Особенно это относится к заучиванию понятий и определений. Отсутствие установки на запоминание, мотивации запомнить тот или иной материал сказывается на результатах деятельности (например, экзамене). Причем важна установка запомнить надолго.

Сохранение – это накопление в памяти материала. Этот процесс способствует удержанию полученного жизненного опыта и, в том числе, личности в целом от распада. Предметом его являются не только знания, умения и навыки, но и любые личностные образования. Сохранение придает разумный смысл запоминанию, так как сохраняется то, что важно. Это не простая консервация материала, а активный процесс, ходе которого информация непрерывно перерабатывается и структурируется.

Способы организации информации в памяти разнообразны: пространственная организация , она позволяет установить опорные связи и «опорные точки» в физическом и социальном пространстве (позволяет найти нужное слово в словаре, ориентироваться в днях недели, месяцах и т.п.); ассоциативная организация – группировка элементов с какими-либо общими признаками (например, по первой букве и т.п.); иерархическая организация , когда каждый элемент информации относится к определенному уровню в зависимости от того, какой категории – более общей или более частной он соответствует (по Годфруа).



Сохранение материала обеспечивается: осмысленностью запоминания, а также активным повторением. Интересные данные получены в 1924 г. Дженкинсом и Далленбахом. Ученые доказали, что повседневная деятельность ускоряет забывание, в то время, как сон способствует улучшению памяти в результате присущей ему способности упрочивать следы памяти. Поэтому, не случайна русская пословица: «Утро вечера мудренее».

В экспериментах, проводимых в 1924-1926 гг. в лаборатории К. Левина нашей соотечественницей Б.В. Зейгарник при изучении запоминания и возобновления прерванных действий, было доказано, что сохраняется в нашей памяти действие, которое осталось незаконченным. Напротив, завершенное действие мы забываем (эффект незаконченного действия ).

Воспроизведение - это оживление, актуализация ранее образовавшихся в мозгу связей путем извлечения из долговременной памяти и перевода в оперативную. Различают следующие формы воспроизведения:

Узнавание – возникает при повторном восприятии объектов. Оно всегда связывает наш опыт с новыми ситуациями жизни, дает возможность правильно ориентироваться в окружающей действительности. Огромную роль узнавание играет в процессах самоидентификации человека, являясь условием самосознания личности.

Припоминание – наиболее активная форма памяти. Эффективность припоминания зависит от ясности поставленных задач, от степени логической упорядоченности хранимой в памяти информации. Трудности, возникающие при припоминании, зачастую связаны с тем, что в нужный момент не оказалось необходимого для припоминания символа-средства. Правильная организация запоминаемой информации повышает эффективность припоминания. Огромную роль играет контекст, в котором шло запоминание. Поэтому воссоздание идентичных условий будет способствовать лучшему припоминанию материала.

Собственно воспроизведение (или воспоминание) – осуществляется в отсутствии объекта восприятия. Оно может быть непроизвольным и произвольным, целенаправленным. Произвольное воспроизведение вызывается репродуктивной задачей, которую ставит перед собой человек. Иногда вспомнить бывает очень сложно, особенно, когда нет опорных точек или объектов. Поэтому узнать информацию всегда легче, однако эта «легкость» на самом деле свидетельствует об имеющемся уровне памяти у человека. Поэтому учебные тесты, в которых нужно выбрать правильный ответ, вернее отражают уровень знаний, чем прямые вопросы.

В исследованиях французского психолога А. Пьерона в 1913 г. было доказано, что воспроизведение выученного материала бывает лучше через 2 – 3 дня после заучивания. Этот эффект называется реминисценцией .

Реминисценция представляет собой количественное улучшение сохранения при последующих воспроизведениях материала без дополнительных упражнений и повторений заученного. Это как бы непроизвольное воспроизведение материала, уже казавшегося забытым.

Забывание – это процесс освобождения человека от ненужного опыта или знания. Забывание – это любая невозможность извлечь информацию.

Первым изменения памяти во времени начал изучать Г. Эббингауз. Он доказал, что сохраненная информация начинает резко снижаться сразу после заучивания. Дальнейшее снижение замедляется и останавливается примерно на одном уровне (20% материала) по истечении месяца. Критерий забывания – субъективный и находится в самой личности, в ее потребностях, интересах, жизненных целях и задачах. Иногда человек забывает и то, что ему необходимо. В этой связи нужно помнить, что осмысленность, значимость для человека того или иного знания позволяет избежать этого факта.

Забывание выполняет ряд важнейших функций в психике человека. Во-первых, оно предохраняет мозг от перегрузки информацией. Во-вторых, забывание бесполезной информации облегчает доступ к полезной. В третьих, забывание выполняет особую психотерапевтическую работу, освобождая нас от груза неприятных, травмирующих переживаний.

Существует ряд факторов , влияющих на забывание.

Забывание материала связывают с возрастом человека : у пожилых людей начинает ухудшаться механическое запечатление, ослабевает образная память, наблюдается снижение объема запоминания. Однако, то, что значимо и связано с текущей деятельностью, освоенными в процессе жизни профессиональными и бытовыми навыками, забывается меньше.

Забывание иногда происходит и потому, что событие в нашем сознании описано таким способом, который не отличает его от других, а поэтому извлечь его в памяти не удается. Например, когда студент перед экзаменом «за один присест» выучивает весь материал, не дифференцируя его, вспомнить конкретный вопрос бывает очень трудно.

Важную роль играет характер информации и частота обращения к ней. Если мы не повторяем полученные знания и не используем их в опыте, они забываются. Так, например, иностранные языки. Большое количество людей не пользуется ими после окончания учебного заведения и забывает. Напротив, то, что для нас важно, связано с интересом забывается меньше.

Интересные исследования были проведены гештальт-психологами в области забывания намерения (так называемой «забывчивости» человека) Иногда мы забываем намерение, потому что оно не перешло из кратковременной памяти дальше в долговременную (например, должны передать информацию другу и забываем об этом) - речь идет о недостаточной длительности намерения.

С забыванием связано явление интерференции , которая трактуется как нарушение запоминания, в связи наложения одного материала на другой. Различают несколько видов интерференции:

а) проактивная интерференция связана с событиями, произошедшими до запоминания (например, важная или эмоционально значимая информация, сообщенная вначале мешает последующему сосредоточению и запоминанию);

б) отрицательный перенос при научении (например, заученный ранее способ решения затрудняет овладение новым);

в) влияние на запоминание гомогенной деятельности (когда сразу после изучения одного материала мы беремся за другой, сходный с ним, например, изучение подряд двух иностранных языков);

г) ретроактивная интерференция, она связана с тем, что если сразу после усвоения знания или приобретения навыка мы приступаем к новой, и, особенно, к относительно сходной деятельности, новый материал наложится на старый и вытеснит его. Это явление не наступит при выполнении различных деятельностей либо при выполнении очень сходных деятельностей (например, при изучении двух разделов одного учебника или когда после изучения психологии мы будем постигать математику, однако, если после психологии мы начнем учить философию, то первую мы будем помнить хуже).

Различают следующие основные процессы памяти: запоминание, хранение, воспроизведение и забывание.

ЗАПОМИНАНИЯ - это образование и закрепление временных нервных связей. Чем сложнее материал, тем сложнее и те временные связи, которые образуют основу запоминания.

Процесс запоминания - активный процесс, во время которого с исходным материалом происходят определенные действия. Процесс запоминания начинается в краткосрочной памяти (КТП) и завершается в долговременной памяти СДТП). Рассмотрим эту последовательность действий.

В кратковременную память с сенсорной памяти попадает только тот материал, который опознаны путем сопоставления актуального сенсорного образа с эталонами, хранящимися в долговременной памяти. После того как зрительный или акустический образ попал в кратковременную память, его переводят на звучащую речь и он существует в этой памяти дальше, в основном именно в такой форме. В процессе этого преобразования материал подвергается классификации на основе смысловых признаков и поступает в соответствующую часть долговременной памяти. На самом деле этот процесс еще более сложный и представляет собой установление смысловых связей между полученным материалом и семантически родственными обобщениями, хранящихся в долговременной памяти. При этом происходит трансформация не только имеющегося материала, но и структур долговременной памяти. Как только эти связи установлено и закреплено, материал остается в долговременной памяти "для вечного хранения".

Успешность установления смысловых связей зависит от ряда сопутствующих факторов:

От объема материала, содержащегося в краткосрочной памяти: он не должен значительно превышать 7 ± 2 единицы хранения;

Времени пребывания материала в кратковременной памяти; это время можно неограниченно увеличивать, повторяя материал;

От наличия факторов, мешающих - побочного материала, возникает в сознании в течение 30 секунд до или после получения материала, предназначенного для запоминания;

От действия мотивационного фактора в различных его формах: эмоций, интереса, выразительности мотива запоминания;

От разнообразия форм представления материала в кратковременной памяти, то есть от наличия различных кодов: визуального, акустического и понятийного;

От степени "знакомости" материала, его осмысленности, т.е. наличия аналогичных по содержанию знаний, хранящихся в долговременной памяти;

От количества смысловых связей, которые устанавливаются в процессе запоминания, чему способствует его повторное воспроизведение в разных контекстах, то есть его осмысления.

Итак, результативность хранения информации в ДТП зависит от многих факторов, одни из которых являются характеристиками предыдущих процессов переработки, другие имеют "локализацию" в самой ДТП.

Запоминания, как и другие психические процессы, бывает невольным и произвольным.

Непроизвольное запоминание осуществляется без специально поставленной цели запомнить. На непроизвольное запоминание влияют яркость, эмоциональная окрашенность предметов. Все, что эмоционально сильно влияет на нас, мы запоминаем независимо от своего намерения запомнить.

Непроизвольному запоминанию способствует также наличие интереса. Все, что интересует, запоминается гораздо легче и содержится в нашем сознании в течение длительного времени, чем неинтересно.

Произвольное запоминание отличается от самопроизвольного уровнем волевого усилия, наличием задачи и мотива. Оно имеет целенаправленный характер, в нем используются специальные средства и приемы запоминания.

В зависимости от степени понимания запомненного материала произвольное запоминание бывает механическим и осмысленным (логическим).

Механическим является запоминание без понимания сути. Оно приводит к формальному усвоению знаний.

Осмысленное (логическое) запоминание опирается на понимание материала в процессе работы с ним, поскольку только работая с материалом, мы запоминаем его.

В зависимости от средств, используемых в процессе запоминания, последнее можно разделить на непосредственное и опосредованное.

Материал, который нужно запомнить, может быть визуальным, слуховым, образным, вербальным, символическим и тому подобное. В зависимости от материала, который запоминают, различают виды памяти (визуальную, слуховую и т.д.).

Описывая запоминания используют такие характеристики материала, как его содержательность и нелепость. Понятно, что процесс и продуктивность запоминания зависит от содержательности / бессмысленности материала. Иногда эти характеристики используют для описания процесса и говорят о осмысленное / механическое запоминание.

Условиями успеха произвольного запоминания есть действенный характер усвоения знаний, интерес к материалу, его важность, установка на запоминание и тому подобное.

ХРАНЕНИЕ как процесс памяти заключается в степени сохранения объема и содержания Информации в течение длительного времени. Для сохранения нужно периодическое повторение.

Сохранение означает наличие информации в долговременной памяти (речь именно о ней), что не всегда связано с ее доступностью для сознания. Забывание - неоднородной процесс, он может принимать самые различные формы.

Процессы памяти тесно взаимосвязаны. В известной мере забывания является функцией от запоминания - что лучше материал запомнили (а это зависит от вышеперечисленных факторов), тем меньше его забывают. Однако забывание может иметь и собственные, отдельные причины. В общем, что реже материал привлекают к активной деятельности, то менее доступным он. При прочих равных условиях он стареет - теряются знания, распадаются навыки, угасают чувства. Вторым важным фактором является количество установленных и обновленных смысловых связей между содержанием этого материала и другими материалами, которые хранятся в долговременной памяти. В этом контексте можно сказать, что любая смысловая перестройка опыта, например, изменение образа жизни, веры, убеждений, мировоззрения, может сопровождаться потерей или недоступностью прежних элементов опыта. Механизмом забывание является интерференция, то есть угнетающее воздействие одного материала на другой, как только он появится, а также затухания, то есть угасание следов памяти и несоответствие признаков - когда во время воспроизведения существующего кода не соответствуют тем, с помощью которых информацию вводили в память.

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ - один из главных процессов памяти. Оно является показателем прочности запоминания и одновременно следствием этого процесса. Основой для воспроизведения является активизация ранее образованных временных нервных связей в коре больших полушарий головного мозга.

Воспроизведение материала, который хранится в долговременной памяти, заключается в переходе его из долговременной памяти в кратковременную, то есть актуализация его в сознании. Воспроизведение зависит от процессов запоминания и забывания, но имел также свои особенности и механизмы. Воспроизведение может иметь три формы - узнавание, припоминание и воспоминания.

Простой формой воспроизведения является узнавание. Узнавание - это воспроизведение, возникающей при повторном восприятия предметов. Узнавание бывает полным и неполным.

При полном узнавания повторно воспринят предмет сразу отождествляют с ранее известным, полностью восстанавливаются время, место и другие детали предварительного соприкосновения с ним. Полное опознания имеется, если встретили хорошо знакомую человеком или когда идем хорошо известными улицами и тому подобное.

Для неполного опознания характерна неопределенность, трудности соотнесения объекта, который воспринимаем, с тем, что уже знакомый нам в предыдущем опыте.

Сложной формой воспроизведения является упоминания. Особенность упоминание в том, что оно происходит без повторного восприятия того, что воспроизводится.

Упоминание может быть произвольным, когда оно обусловлено потребностью воспроизвести нужную информацию (например, вспомнить правило при написании слова или предложения, ответить на вопрос), или невольным, когда образы или сведения всплывают в сознании без каких-либо осознанных мотивов. Такое явление называют персеверация.

Во персеверация понимают представления, имеют навязчивый характер.

Образные персеверации возникают после многократного восприятия определенных предметов или явлений, или когда есть сильное эмоциональное воздействие на личность.

К самопроизвольному воспроизводства относится явление реминисценции, или "всплытие" в сознании того, что невозможно было вспомнить сразу после его запоминания.

Реминисценция - следствие снятия усталости нервных клеток, которое наступает после выполнения сложного мнемонического задачи. Со временем эта усталость исчезает и производительность воспроизведения возрастает.

Особой формой произвольного воспроизведения запомненного материала является припоминание. Это - сложный процесс памяти, представляет собой поиск необходимого материала в долговременной памяти.

Различают также эпизодическую и семантическую память. Воспроизведение событий с эпизодической памяти может быть особенно ярким именно вследствие того, что во время их запоминания в памяти сохраняется материал, который принадлежит не только к различным модальностей, но и к пережитых в тот момент эмоций и действий. Кроме того, он локализован в определенном месте и времени. Все это делает его более содержательным и отличает от знаний, полученных опосредованно. Воспроизведение таких пережитых образов называют воспоминанием.

Потребность в припоминании возникает тогда, когда в определенный момент не удается вспомнить то, что необходимо. В этой ситуации человек прилагает определенные усилия, чтобы преодолеть объективные и субъективные трудности, связанные с невозможностью вспомнить, напрягает волю, прибегает к поиску путей активизации предыдущих впечатлений, к различным мнемонических действий.

Одной из разновидностей произвольного воспроизведения воспоминания - это локализованные во времени и пространстве воспроизведения образов нашего прошлого.

Специфическим элементом этого воспроизведения факты жизненного пути человека в контексте исторических условий определенного периода, к которым она так или иначе была непосредственно причастна. Это приводит насыщенность воспоминаний различными эмоциями, которые обогащают и углубляют содержание воспроизведения.

Все, что человек запоминает, со временем постепенно забывается. Забывание - процесс, обратный запоминания.

Забывание проявляется в том, что теряется четкость запомненного, уменьшается его объем, возникают ошибки в воспроизведении, оно становится невозможным и, наконец, исключается опознания.

Блок забывания можно рассматривать как относительно независимый. Забывание - это угасание временных нервных связей, в течение продолжительного времени не подкреплялись. Если приобретенные знания на протяжении длительного времени не используют и не повторяют, они постепенно забываются. Другой причиной забывания является недостаточная прочность запоминания. Итак, чтобы предотвратить забыванию, нужно хорошо заучивать материал.

Забывание - процесс постепенный, базируется на ослаблении и нарушении ранее образованных условных связей. Чем меньше они закреплены, тем быстрее угасают и забываются.

Наибольший процент забывания имеющийся сразу после заучивания материала. Для длительного удержания в памяти информации важно изначально обеспечить прочное ЕЕ запоминания и закрепления через повторение в первые дни после того, как она была получена.

Важное условие продуктивного запоминания - осмысленность, понимание того, что является его предметом.

Мнемоника. В психологии по проблемам памяти есть два сроки, близкие по звучанию, но разные по значению, - "мнемический" и "мнемонический".

Мнемический - то, что имеет отношение к памяти, к искусству запоминания. Основываясь на сказанном выше, можно сделать вывод о том, что, зная законы, которые регулируют процессы памяти, можно этими процессами управлять.

Мнемоника - приемы управления памятью. Самым распространенным приемом является уже упоминавшееся использования меток или предметов как признаков для припоминания. Восприняв эти знаки, человек вспоминает содержание того, что с ними связано.

Другим распространенным мнемоническим приемом является группировка материала для его запоминания. С помощью группам легче запоминать, в частности, телефонные номера. Например, 2-98-71-23 запомнить сложнее, чем 2-987-123.

Одним из самых известных мнемонических приемов является метод размещения. Его суть в том, что материал, который запоминают, разбивают на части, которые затем располагают в разных местах образа какого-либо помещения или хорошо знакомой улице. Направляя затем мнению по привычному маршруту, улице или помещениями дома, человек просто "подбирает" то, что хранится в разных частях.

Еще один распространенный прием - добавление осмысленного связи материала, между начальными элементами которого осмысленного связи нет. Это касается запоминания не связанных между собой слов или букв, последовательности наименований.

Хорошим приемом для запоминания, например, текстов или последовательности изложения является создание плана или разбивания текста на части с называнием каждой из них.

Есть и другие мнемонические приемы, для перечисления и описания которых здесь, к сожалению, нет места.

В памяти выделяются четыре взаимосвязанных процесса: запоминание, сохранение, воспроизведение, а также забывание информации.

Запоминание - это процесс памяти, в результате которого происхо­дит «запечатление», закрепление новой информации посредством ее коди­рования (в виде «следов памяти») и связывания с приобретенным ранее опытом. Важнейшей особенностью запоминания выступает его избиратель­ность - далеко не вся информация, поступающая в мозг, подлежит запечатлению. Данное свойство непосредственно связано с избирательностью (селективностью) внимания.

Запоминание может быть

  • механическим и осмысленным,
  • непроиз­вольным и произвольным.

В ходе онтогенетического развития способы запоминания изменяются, возрастает роль осмысленного запоминания, при котором происходит установление смысловых, семантических связей в запоминаемом материале. Различные виды памяти - моторная, эмоцио­нальная, образная, словесно-логическая - иногда описываются как этапы такого развития.

Сохранение - это процесс удержания информации в памяти, ее пере­работки и преобразования.

Наименее изучен по сравнению с остальными. Осуществляется неосознанно, не подчиняется волевому контролю и регули­рованию. Доказано, что интенсивная переработка информации осуществля­ется во время сна. Существует гипотеза, что память человека хранит все бо­гатство его жизненного опыта, но человеческое сознание попросту не спо­собно воспроизвести всю накопленную в течение жизни информацию, не имеет доступа к ней. Согласно другой гипотезе, сохранение какого-либо ма­териала в памяти требует его систематического переструктурирования, ре­организации под влиянием нового опыта.

Необходимым условием запоминания и сохранения информации являет­ся сохранность структур головного мозга.

Воспроизведение - это актуализация в сознании ранее сформиро­ванного психологического содержания (мысли, образа, чувства) в условиях отсутствия внешних актуально воспринимаемых указателей на это содержа­ние.

Различается

  • непроизвольное воспроизведение, когда прошлое впечат­ление актуализируется без специальной задачи, и
  • произвольное, обуслов­ленное целями и задачами выполняемой деятельности.

Воспроизведение но­сит избирательный и опосредованный характер, определяется потребностя­ми, направлением деятельности, актуальными переживаниями. При воспро­изведении обычно происходит существенная перестройка воспринятого, так что исходное содержание теряет ряд второстепенных деталей и приобрета­ет обобщенную форму, максимально соответствующую решаемым задачам.

Процесс воспроизведения имеет несколько разновидностей:

  • узнавание,
  • соб­ственно воспроизведение,
  • припоминание (направляемое волей извлече­ние из долговременной памяти образов прошлого).
  • воспоминание.

Узнавание - это процесс опознания на основе данных памяти уже известного объекта, кото­рый находится в центре актуального восприятия. Этот процесс основан на сличении воспринимаемых признаков с соответствующими следами памяти, которые выступают в качестве эталонов опознавательных признаков воспри­нимаемого. Выделяют индивидуальное узнавание предмета, как повторное восприятие чего-то вполне конкретного, и родовое, когда воспринимаемый предмет может быть отнесен к какому-либо известному классу предметов.

Воспоминание - это воспроизведение образов из прошлого, локализованных во времени и пространстве, т.е. связанных с определёнными периодами и событиями нашей жизни. При воспоминании события жизни служат своеобразными опорными пунктами, облегчающими этот процесс.

Забывание - активный процесс, заключающийся в потере доступа к запомненному ранее материалу, в невозможности воспроизвести или узнать то, что было однажды усвоено. Забыванию подвергается прежде всего то, что не отвечает насущным потребностям субъекта и не актуализируется в контексте решаемых им задач. Наиболее интенсивно этот процесс осуществ­ляется сразу после окончания заучивания. При этом лучше всего сохраняет­ся осмысленный и важный материал, приобретающий в процессе хранения более обобщенный и схематичный характер. Второстепенные детали забы­ваются скорее, нежели значимые.

При определенных условиях наблюдается эффект обратимости процесса забывания. Так, воссоздание внешних и внутренних условий, при которых происходило запоминание, использование особых стратегий воспроизведения может привести к восстановлению забы­того материала.

Забывание связано с эффектами проективного и ретро­активного торможения. Проективное торможение возникает вследствие влияния предшествующей деятельности на процессы запоминания, ретроак­тивное торможение - результат негативного влияния последующей деятель­ности.

В психоанализе забывание объяснялось действием защитного меха­низма вытеснения неприемлемых содержаний и травмирующих впечатлений из сферы сознания.

Следует различать забывание как естественный компонент мнемических процессов и различные амнезии - вызванные теми или иными причинами дисфункции (нарушения) памяти.

Теодюль Арман Рибо (1839-1916), на основе психопа­тологических данных, подразделил все амнезии на три группы: 1) времен­ные; 2) периодические; 3) прогрессирующие. Причины, вызывающие амне­зии, могут носить как органический (повреждение мозговых структур), так и психогенный характер (вытеснение, постаффектационная амнезия).

Наря­ду с амнезиями имеют место парамнезии или «ложные воспоминания», за­мещающие позабытые или вытесненные события. Согласно клиническим на­блюдениям 3игмунда Фрейда , амнезии и ложные воспоминания (парамнезии) все­гда находятся во взаимодополняющих отношениях: там, где выявляются зна­чительные пробелы памяти, возникают ложные воспоминания, которые мо­гут полностью скрыть наличие амнезии.