Что дает человеку счастье разум или чувства. Сочинение на тему «Разум и чувства

Что должно быть сильнее в человеке: разум или чувство? Этим вопросом люди задаются на протяжении многих лет, десятилетий, веков. Эта дилемма заставляла задуматься писателей, философов, ученых. Противостояние разума и чувства всегда вызывало споры между людьми. Пушкин, Достоевский, Толстой пытались решить эту загадку в своих произведениях. Давайте на их примерах разберемся, что же сильнее: разум или чувство?

У Александра Сергеевича Пушкина, роман в стихах «Евгений Онегин» почти целиком посвящён противостоянию двух основ человеческой сущности: разума и чувства. В большей части произведения Онегин предстает перед нами как человек, руководствующийся исключительно своим интеллектом, живущий «по часам» и не испытывающий никаких «высоких» чувств. С переездом в деревню ничего не меняется, мы видим в нем ту же холодность, ту же жизнь по расписанию и ту же расчетливость,то есть жизнь разумную..Во время разговора с Татьяной он отвергает ее не из-за того, что он не испытывал к ней никаких чувств, а из-за того, что понимал:"Привыкнув,разлюблю тотчас" .

Онегин живёт по законам разума.Чувствам он не даёт воли.Этому его научила светская жизнь.
Так,в отповеди Татьяне (в саду) он рассуждает очень разумно.
Более того,он говорит Татьяне:
Учитесь властвовать собой.
Не каждый вас,как я поймёт.
К беде неопытность ведёт.
Он абсолютно прав.И окажись на его месте пустой светский щеголь-быть бы беде,потому что Татьяна в тот момент живёт чувствами.
Ещё более "разумно " ведёт себя Онегин в ссоре с Ленским.Сам затеял недостойную интрижку по пустяковому поводу и на дуэль отправился,понимая свою неправоту.Но не мог поступить иначе: разум напомнил,что в дело "вмешался старый дуэлянт (Загорецкий),а ведь "дико светская вражда боится ложного стыда.Так и погиб Ленский.
Но и Онегину довелось испытать на себе силу чувств Последние встречи Онегина и Татьяны - зеркально перевернули ситуацию.
Онегин безумствует:" Я пью волшебный яд желаний..."
А Татьяна вразумляет:"Я другому отдана и буду век ему верна".

Иную ситуацию нам показывает Федор Михайлович Достоевский в своем романе «Игрок». Алексей Иванович, главный герой романа- обычный учитель, путешествующий при семье почти разорившегося генерала, пытается выиграть деньги для оплаты долгов девушки, которую он любит. Но игра у него «не идет». Он уверен, что, играя «за себя» он обязательно «сорвет банк», и, придя в казино уже без груза ответственности, он начинает выигрывать. Выиграв огромную сумму денег, он отправляется «прожигать» их в Париж, уверенный, что, когда они закончатся, он сможет выиграть еще. Через пару месяцев, без гроша в кармане, он возвращается в то же казино, но на сей раз, удача от него отвернулась. Через много месяцев, он встретит старого товарища и попросит его об услуге. Он не будет просить о билете домой или о помощи в нахождении крыши над головой, он попросит денег, чтобы отыграться. У Достоевского человек поддается чувствам вопреки разуму и теряет все, что имел: любовь, деньги, самоуважение.

Так же, о победе чувств над разумом повествует Иван Сергеевич Тургенев в повести «Отцы и дети». Евгений Базаров, один из главных героев этого произведения- нигилист, руководствующийся исключительно своим интеллектом. Устройство его мира, как и у Онегина, рушит любовь. Он испытывает чувство, которое,думал, не может испытать, что уже морально тяжело. В завершение его истории, он оказывается отвергнут, что погружает его в пучину духовного кризиса. Он становится безразличен ко всем окружающим и к себе самому. Это его и убивает. В данном произведении мы видим поражение разума человека, вызванное душевной травмой то есть воздействием чувств, приведшее его к некоему подобию суицида.

В заключение, отвечу на вопрос, поставленный в самом начале. Что же должно управлять человеком: его сердце или его ум? По-моему, ответ очевиден. Ум, интеллект, мозг, называть можно как угодно, важно лишь то, что только он должен иметь «поводья от человеческой сущности». Мы увидели это на примерах абсолютно разных умных людей, позволивших чувствам «править бал» ,что в корне изменило их жизнь и привело к трагедии..

Итоговое сочинение - это формат экзамена, который позволяет оценить сразу несколько аспектов знаний ученика. Среди них: словарный запас, знание литературы, умение излагать свою точку зрения на письме. Словом, такой формат дает возможность оценить общее владение ученика как языком, так и предметными знаниями.

1. На итоговое сочинение отведено 3 часа 55 минут, рекомендуемый объем - 350 слов.
2. Дата итогового сочинения 2016-2017. В 2015-2016 учебном году оно проводилось 2 декабря 2015 года, 3 февраля 2016 года, 4 мая 2016 года. В 2016-2017 - 7 декабря, 1 февраля, 17 мая.
3. Итоговое сочинение (изложение) проводится в первую среду декабря, первую среду февраля и первую рабочую среду мая.

Целью сочинения является рассуждение, грамотно и четко выстроенная точка зрения ученика с использованием примеров из литературы в рамках заданной темы. Важно отметить, что в темах не указано конкретное произведение для анализа, оно носит надпредметный характер.


Темы итогового сочинения по литературе 2016-2017

Темы формируются из двух перечней: открытого и закрытого. Первый известен заранее, отражает примерные общие темы, они сформулированы как понятия, противоречащие друг другу.
Закрытый перечень тем оглашается за 15 минут до начала сочинения - это более конкретные темы.
Открытый перечень тем итогового сочинения 2016-2017:
1. «Разум и чувство»,
2. «Честь и бесчестие» ,
3. «Победа и поражение» ,
4. «Опыт и ошибки» ,
5. «Дружба и вражда» .
Темы изложены в проблемном ключе, названия тем - антонимы.

Примерный список литературы для всех тех, кто будет писать итоговое сочинение (2016-2017):
1. А.М. Горький «Старуха Изергиль»,
2. А.П. Чехов «Ионыч»,
3. А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Станционный смотритель»
4. Б.Л. Васильев «В списках не значился»,
5. В.А. Каверин «Два капитана»,
6. В.В. Быков «Сотников»,
7. В.П. Астафьев «Царь-рыба»
8. Генри Марш «Не навреди»,
9. Даниель Дефо «Робинзон Крузо»,

10. Джек Лондон «Белый клык»,
11. Джек Лондон «Мартин Иден»,
12. И.А. Бунин «Чистый понедельник»,
13. И.С. Тургенев «Отцы и дети»,
14. Л.Н. Толстой «Война и мир»,
15. М.А. Шолохов «Тихий Дон»,
16. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»,
17. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот»
18. Э. Хемингуэй «Старик и море»,
19. Э.М. Ремарк «На западном фронте без перемен»,
20. Э.М. Ремарк «Три товарища».

Аргумен ты к теме "Разум и чувство"

Точка зрения должна быть аргументирована, для того, чтобы грамотно ее оформить, следует привлекать литературный материал, соответствующий теме. Аргумент является главной составляющей сочинения, входит в число критериев оценки. К нему предъявляются следующие требования:
1. Соответствовать теме
2. Включать в себя литературный материал
3. Быть вписан в текст логично, в соответствии с общей композицией
4. Быть изложен с помощью качественной письменной речи
5. Быть грамотно оформлен.
К теме "Разум и чувство" можно взять аргументы из произведений И.С. Тургенев "Отцы и дети", А.С. Грибоедова "Горе от ума", Н.М. Карамзина «Бедная Лиза», Джейн Остин «Разум и чувства».


Примеры итоговых сочинений

Существует ряд шаблонов итоговых сочинений. Они оцениваются по пяти критериям, вот пример сочинения, набравшего высший балл:
Пример сочинения на тему: "Должен ли разум брать верх над чувствами?"
К чему прислушиваться, к разуму или чувствам - таким вопросом задается каждый человек. Особенно остро он стоит, когда разум диктует одно, а чувства ему противоречат. Что такое голос разума, когда следует больше прислушаться именно к его советам человек решает сам для себя, так же и с чувствами. Без сомнения, выбор в ту или иную пользу зависит от конкретной ситуации. Например, даже ребенок знает, что в стрессовой ситуации нельзя поддаваться панике, лучше слушать рассудок. Важно не только прислушиваться и к разуму, и к чувствам, но и по-настоящему научиться различать ситуации, когда необходимо прислушаться к первому или ко второму в большей степени.

Так как вопрос был актуален всегда, он нашел широкое распространение как в русской, так и в зарубежной литературе. Джейн Остин в романе «Разум и чувства» на примере двух сестер отразила это вечное противоречние. Элинор, старшая из сестер, отличается рассудительностью, но не лишена и чувств, просто умеет ими управлять. Мариана же ни в чем не уступает старшей сестре, но рассудительность ей не присуща ни в чем. Автор показала, как сказались их характеры в испытании любовью. В случае старшей сестры ее рассудительность чуть не сыграла с ней злую шутку, благодаря своей сдержанной натуре, она не сразу дала понять своему взлюбленному, что чувствует. Мариана же стала жертвой чувств, поэтому была обманула молодым человеком, который воспользовался ее доверчивостью и женился на состоятельной даме. В итоге старшая сестра была готова смириться с одиночеством, но мужчина ее сердца, Эдвард Феррас, делает выбор в ее пользу, отказавшись не только от наследства, но и от своего слова: помолвки с нелюбимой женщиной. Марианна же после тяжелой болезни и перенесенного обмана взрослеет и соглашается на помолвку с 37-ми летним капитаном, к которому не испытывает романтических чувств, но глубоко уважает.

Аналогичный выбор совершают герои в рассказе А.П. Чехова «О любви». Однако Алёхин и Анна Луганович, поддавшись зову рассудка, отказываются от своего счастья, что делает их поступок правильным в глазах общества, но в глубине своей души оба героя несчастны.

Так что же есть разум: логика, здравый смысл или попросту скучный рассудок? Могут ли чувства помешать человеку в жизни или, наоборот, оказать неоценимую услугу? Однозначного ответа в этом споре нет, кого слушать: разум или чувство. И то и другое равно важны для человека, поэтому необходимо лишь научиться их грамотно применять.

Остались вопросы? Задавайте их в нашей группе в вк:

Хорошо, что современные школьники еще пишут сочинения, хотя, вижу по юным родственникам это им дается не так просто. Я училась в сельской школе, но помню, что сочинения мы писали довольно часто. У меня такое ощущение, что чуть ли не каждую неделю мы что то писали или по изученным произведениям, или на вольную тему по произведениям, рекомендуемым (или выбранным на свой вкус) для самостоятельного чтения.

Темы "Разум и чувства" , мы тоже касались, и даже не однократно, так как в литературе примеров, рассматривая которые можно попытаться понять - что из них важней, предостаточно. Разум или чувства? Естественно, на множестве примеров было доказано, что только гармония сердца и головы, дает человеку и чувство внутренней свободы, и чувство счастья. Страсти бывают слепы, разум бывает слишком холоден.

Но как теория без практики, так и разум без чувств не может существовать. Ведь часто так и бывает, что чувства толкают на поступки, из поступков (какие бы они не были), рождается "опыт - сын ошибок трудных", опыт в свою очередь вновь идет на помощь разуму в трудной ситуации. Получается какой то замкнутый круг. Хотя отдельные, особо разумные индивиды даже способны брать на вооружение чужой опыт. Но таким уникумов не много, а если мы и готовы опираться на чужой опыт, то это не касается всех вопросов и проблем подряд.

Я помню, что одна из дискуссий в классе у нас (а это был у многих любимый предмет) была как раз развита на интересную тему. Обычно, ведь считается, что ум и разум, некая практичность, прагматичность - это больше свойственно мужчинам. Женщины наоборот более эмоциональны, больше подвержены чувствам. Но так ли это на самом деле? Нам было предложено найти пример в литературе, где мужчина как раз оказался полностью погружен в чувства. И в принципе это удалось сделать довольно легко - Желтков из Гранатового браслета как раз оказался тем человеком, для которого чувства (любовь к Вере Николаевне) оказались куда важней, чем молва и насмешки. Он отлично понимал и свое социальное неравенство, и осознавал, что "насильно мил не будешь", но в тоже время сделать со своими чувствами ни чего не мог. Поэтому и финал в "Гранатовом браслете" столь печален.

Я сейчас не вспомню, как именно звучала тема моего сочинения, тем более это было столько лет назад, но я в свое время выбрала для рассмотрения этой темы, то что меня зацепило более всего. Не то что остальные произведения были оценены как то не так, просто бывает же что то прямо очень сильные эмоции вызывает. Поэтому я писала на данную тему на примере произведения Н.М. Карамзина "Бедная Лиза" . Ведь если рассматривать поведение героев, то получается, что каждый из них поступил в соответствии в тем, что над ним оказало большую власть.

Эраст больше оказался подвержен разуму, хотя низменные страсти (проиграть имение в карты - такого человека разумным не назовешь) над ним тоже верх в какой то момент одержали. Но он попытался чистым расчетом исправить положение - женился на богатой вдове. Поступок не благовидный, но очень прогматичный и логичный в такой ситуации. Разумеется, он не любил вдову, но ради денег и положения в обществе можно потерпеть.

Лиза в свою очередь, была настолько погружена в чувства, что разум под их напором просто слово не смел "сказать". Лиза отвергла выгодную партию для себя, Лиза начисто забыла, что по социальному статусу она не может быть с этим человеком - ей было все равно. И наконец, в своем отчаянье Лиза совершила самоубийство, при этом так же не думая ни о ком. Особенно о старенькой матери, которую, как кажется на протяжении этого короткого произведения, Лиза любит всем сердцем. Что же в итоге получилось? Кто то из героев стал счастлив? С Лизой все понятно, но Эраст выбрав разум и выгодную женитьбу, так же оказался глубоко несчастен, так как " почитал себя убийцей", узнав о гибели Лизы.

То есть совесть у Эраста все же была, а совесть - это тоже чувство. Вот и получается, что только гармония между чувствами и разумом может помочь человеку в сложных ситуациях, а когда он пытается выбрать только что то одно, у него высоки шансы допустить фатальную ошибку.

Внутренний мир человека наполнен такими составляющими как разум и чувство. Это абсолютно противоположные понятия. Разум - это плод многочисленных анализов, оценочной деятельности. Чувство - это эмоциональное отражение действительности, возникающее мгновенно. Всегда ли разум и чувство находятся в гармонии друг с другом? Часто ли человек прислушивается к зову разума, когда его переполняют эмоции? Или же он действует так, как жаждет его сердце? Почему же человек вынужден делать этот сложнейший выбор? Из-за чего вспыхивает эта борьба? К чему же она приведет? Способен ли человек, руководствуясь чем-то одним, достичь неимоверных высот, совершить великое открытие? Или же это приведет к краху человеческой души, разрушению прежнего устоя жизни и всего внутреннего мира человека? Ответы на эти вопросы искали великие умы человечества в течение долгих лет.

Обратимся к произведениям мировой художественной литературы, чтобы понять причины, из-за которых возникает конфликт между разумом и чувством.

В качестве примера я бы хотела привести произведение Александра Ивановича Куприна «Гранатовый браслет». Здесь мы можем наблюдать за внутренней борьбой, которая происходила в душе главного героя – Желткова. Он, человек незнатного происхождения, безумно любит княгиню Шеину. Но она – замужняя женщина. Желтков понимает, что они никогда не смогут быть вместе, однако его чувства имеют над ним настолько значительную власть, что он пишет Шеиной письма о своей любви. Она его отвергает и просит больше не беспокоить её. Желтков осознает, что жизнь без любимой невозможна, она потеряла смысл, поэтому он решается покинуть этот мир.

Вот пример того, как герой, оказавшись в центре противостояния разума и чувств, не в силах сопротивляться этой борьбе, он принимает решение уйти из жизни. Ведь сердце его хотело одно, а разум твердил совершенно другое.

В качестве следующего примера я бы хотела привести трагедию Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта». Главные герои принадлежат к двум враждующим родам – Монтекки и Капулетти. Молодые люди испытывают сильнейшие чувства, они безумно любят друг друга. Однако жизненные обстоятельства не позволяют быть им вместе, всё против чувств влюбленных. Голос рассудка твердит, чтобы они не поддавались вспыхнувшей любви. Но эмоции одерживают верх в борьбе с разумом. К сожалению, судьбы Ромео и Джульетты печальны, они оба умирают. Вот так трагически может завершиться жизнь людей, отдавших предпочтение чувствам.

Конфликты в нашей жизни наступают очень часто. Борьба разума и чувства – серьёзное противостояние. Оно возникает, когда человеку необходимо сделать правильный выбор, решиться на что-то. Человек должен взвесить все «за» и «против», чтобы не ошибиться при выборе. Ведь от него завит вся дальнейшая жизнь.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Итоговое сочинение

по тематическому направлению «Разум и чувство »

Разум и чувство…Что же это такое? Это две важнейшие силы, две

составляющие части внутреннего мира каждого человека. Обе эти силы

равно нуждаются друг в друге.

Душевная организация человека очень сложная. Ситуации, которые

происходят и случаются с нами, бывают самые разные.

Одна из них-это когда чувства наши преобладают над разумом. Для другой

ситуации характерно преобладание разума над чувствами. Бывает ещё и

третья, когда у человека наступает гармония, это означает, что разум и

чувства совершенно одинаково влияют на душевную организацию человека.

Тема разума и чувства интересна для многих писателей. Читая

произведения мировой художественной литературы, в том числе и

русской, мы встречаем немало таких примеров, которые рассказывают нам о

проявлении разных ситуаций в жизни героев художественных

произведений, когда происходит внутренний конфликт: чувства выступают

против разума. Литературные герои очень часто оказываются перед

выбором между велением чувства и подсказкой разума.

Так, в повести Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза» мы видим,

как в бедную крестьянскую девушку Лизу влюбляется дворянин Эраст. Лиза

Смущение, грусть, безумная радость, беспокойство, отчаяние, потрясение -

вот те чувства, которые переполнили сердце девушки. Эраст, слабый и

ветреный, охладел к Лизе, он ни о чём не думает, безрассудочный

человек. Наступает пресыщение и желание освободиться от наскучившей

связи.

Миг любви прекрасен, но долгую жизнь и прочность чувствам даёт разум.

Лиза надеется вернуть утраченное счастье, но всё напрасно. Обманутая в

лучших надеждах и чувствах, она забывает душу свою и бросается в пруд

около Симонова монастыря. Девушка доверяет движениям своего сердца, ж ивёт

только «нежными страстями». Для Лизы потеря Эраста равнозначна утрате

жизни. Пылкость и горячность приводят её. к гибели.

Читая повесть Н. М. Карамзина, мы убеждаемся в том, что «разум и

чувства-это две силы, одинаково нуждающиеся друг в друге».

В романе Льва Николаевича Толстого можно найти несколько сцен и

эпизодов, касающихся данной темы.

Любимая героиня Л. Н. Толстого, Наташа Ростова встретила и полюбила

князя Андрея Болконского. После отъезда князя Андрея за границу Наташа

долго очень грустила, не выходя из своей комнаты. Ей очень одиноко без

любимого человека. В эти трудные дни в её жизни встречается Анатоль

Курагин. Он смотрел на Наташу «восхищённым, ласковым

взглядом». Девушка безоглядно увлеклась Анатолем. Любовь Наташи и

Андрея была подвержена испытанию. Не сдержав данного обещания

дождаться любимого, она предала его. Молода девушка слишком юна и

неопытна в делах сердечных. Но чистая душа подсказывает ей, что она

поступает нехорошо. Почему Ростова полюбила Курагина? Она увидела в нём

близкого ей человека. Эта любовная история закончилась очень печально:

Наташа пыталась отравиться, но остаётся жить.

Девушка горячо раскаивается за это перед Богом, просит, чтобы он дал

ей душевное спокойствие и счастье. Сам Л. Н. Толстой считал историю

отношений Наташи и Анатоля «самым важным местом романа». Наташа

должна быть счастлива, так как она обладает огромной силой жизни и любви.

Какой же итог можно сделать по данной теме? Вспоминая страницы

произведений Н. М. Карамзина и Л. Н. Толстого, я прихожу к выводу о том,

что в обоих произведениях мы видим внутренний человеческий конфликт:

чувства выступают против разума. Без глубокого нравственного чувства

«человек не может иметь ни любви, ни чести». Как же связаны между собой

разум и чувство? Хочется привести слова русского писателя М.М.

Пришвина: «Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, а есть

разум, охлаждающий движение чувств».