Новый папа римский. Франциск, Папа Римский (Бергольо Хорхе Марио)

Верующие всего мира последний месяц следят за исторически важными событиями, происходящими в городе-государстве Ватикане. Папа Римский Бенедикт XVI, вот уже , 11 февраля объявил официально о своем отречении от престола. Последний такой случай был почти шестьсот лет назад еще во времена Священной Римской Империи, и тот на фоне невероятного хаоса во всем западном христианстве и борьбы за власть в самой империи. На данный момент ситуация в Ватикане достаточно спокойная, поэтому острой необходимости в отказе от престола у Папы Бенедикта XVI не было. Однако 28 февраля решение вступило в силу, и начался период Sede Vacante -вакантного престола. Необычность ситуации ознаменовалась еще и тем, что 25 февраля Папа Римский успел внести изменения в устав проведения конклава, таким образом поспособствовав скорейшему избранию преемника – Хорхе Марио Бергольо, который и стал со вчерашнего дня Папой Римским Франциском (номера нет, потому что это первый случай выбора этого имени). Но нам интересна сейчас не самая светлая сторона жизни представителей Папского престола – скандалы!
1 Бенедикт XVI

Начнем разбирать грехи святой церкви мы именно с последнего Папы, ибо новый на престоле всего сутки и засветиться в подозрительной деятельности просто не успел. Папа Бенедикт спровоцировал скандал с мусульманами в 2006 году, чуть не спровоцировав войну. Папа очень неудачно выразился об исламе, хоть это и была цитата, и Папа уточнил это два раза, но фразы хватило, чтобы разразился крупный межрелигиозный скандал. Угрозы атаковать Ватикан, уничтожить святой Крест в Риме, обвинения в попытке воскрешения крестовых походов сыпались со всех сторон до тех пор, пока Папа Бенедикт XVI не выразил сожаление о сказанном, а кардинал Бертоне не выступил с опровержением. Кроме того, во время правления Папы Бенедикта было заведено расследование по чрезвычайно громкому делу — сексуальное насилие несовершеннолетних представителями духовенства. Папа Римский неоднократно выражал сожаление, что священники предали оказанное им великое доверие. Однако это подкосило доверие общества к Церкви.

2 Александр VI


Хоть Папа Бенедикт XVI и завоевал первую строчку нашего списка, а забыть о самом аморальном Папе Римском за всю историю Папства мы просто не имели права. Александр VI, а в миру Родриго Борджиа – о нем слышали даже те, кто к религии не имеет абсолютно никакого отношения. Вся его жизнь, до и после принятия духовенства, до и после избрания Папой – все пропитано развратом, интригами и беспринципностью. Папского престола Борджиа добился подкупом, после этого многие должности также продавались, либо дарились за особые заслуги. Несмотря на обет безбрачия, Папа Борджиа уже после интронизации перевез ближе к себе Розу Ваноцци, которая подарила ему троих детей. А позже завел и еще одну любовницу Джулию Фарнезе. Помимо этих женщин у Александра VI Борджиа было несчетное количество куртизанок. Дети Папы – Чезаре и Лукреция сначала во всем поддерживали развратного отца, а позже и превзошли его в хитрости и ловкости избавления от врагов. Считается, что Папа имел также сексуальную связь с собственным ребенком. Как можно было нагрешить больше при таком высоком сане, просто непонятно!

3 Иннокентий VIII


Особым трепетом к прекрасной половине человечества прославился не только Папа Борджиа, но и Иннокентий VIII. Известно, что у этого Папы было очень много незаконнорожденных детей, ибо его любвеобильность не знала пределов, как до принятия духовенства, так и после. Однако его заботили дела семейные, наверное, более всех других Пап. Это как минимум странно, учитывая обет безбрачия, и как максимум – незаконно. Впрочем, этим отличался и еще один Папа – Юлий II, только не в таких масштабах. Иннокентий же наиболее знаменит не прелюбодеяниями. Иннокентий VIII положил начало так называемой охоте на ведьм, основываясь на книге Генриха Крамера. Ходили слухи, что спастись от смерти Папа пытался вливанием крови трех мальчиков. Их смерть не беспокоила Папу, может, поэтому его это не спасло?

4 Иоанн VIII


Раз уж мы завели разговор о значении женщин для Римского католического престола, стоит рассказать легенду о Папе-женщине. Почему легенда? А потому, что церковь до сих пор отказывается от признания этого факта. Однако до сих пор Папа Иоанн VIII номинально значится в официальном списке Пап. По легенде, раз уж мы договорились так это называть, Иоанна пошла в Афон, переодевшись священником, а позже была приближена к Папскому престолу. В то время Папой был Лев IV, а Иоанна каким-то чудесным способом оказалась его личным врачом. После смерти же Папы не менее чудесным образом Иоанна взошла на Папский престол под именем Иоанна VIII. Однако правление ее было недолгим, на одной из процессий у женщины начались роды и ее просто растерзала паства. После этого случая, как бы Церковь его не отрицала, еще пять столетий мужественность претендентов на Папский престол определялась публично, при помощи прорезного стула.

5 Григорий XVI


Папа Григорий XVI прославился, как ни странно, своей великой тупостью, смешенной с неимоверной жестокостью и беспробудным пьянством. Им всецело управлял Гаэтано Морони, поэтому в окружении Папы были либо такие же чудовища, либо просто алчные и властолюбивые люди. С особой жестокостью Папа относился к евреям, сослав их в гетто, и запретив его покидать. Но это ни капельки не мешало Григорию жить, постоянно занимая средства у богача-еврея – Ротшильда.

6 Бенедикт IX


Не менее жестоким, и точно не более дальновидным был Папа Бенедикт IX. Им никто не управлял как марионеткой, разве что его собственные порочные желания. Однако и это не самое страшное! Получив престол просто по праву родства в очень раннем возрасте (по разным источникам ему было от 12 до 20 лет), Бенедикт XI настолько уверился в собственной всесильности, что решил нарушить абсолютно все каноны. Если его предшественники и любили женщин, то хотя бы скрывали это, Бенедикт же решил вступить в официальный брак. В конце концов, он вовсе продал престол, по слухам за 680 килограммов собственному крестному отцу, через некоторое время он одумался, попытался вернуть себе престол, не получилось, и снова попытался, но на этот раз уже был низложен.

7 Стефан VI


Этот Папа отличился вопиющим неуважением к своему предшественнику. Что уж там произошло, нам неизвестно. Но Стефан настолько возненавидел Формозу, что его ненависть и страстное желание отомстить не остановила даже смерть Папы Формозы. Стефан приказал извлечь труп из могилы, нарядить в Папские одежды и учинил суд. Выплеснув всю свою ненависть на труп, он не остановился, пока не отрубил перста, которыми дают благословление и не объявил, что с Формозы снимается титул Папы Римского, а в связи с этим он должен быть похоронен как обычный иностранец. За эти сомнительные деяния Папа Стефан VI умер не естественной смертью.

8 Климент V


Еще один недальновидный Папа, который имел глупость, не только потерять всякое уважение к собственной персоне, но и к церкви в целом. Более того, в период его правления Папы были изгнаны в Авиньон Филиппом Красивым и больше не имели прежнего влияния. Жить ему после этого оставалось недолго, поскольку саны и должности, которые при нем продавались и покупались стали обесцениваться после изгнания. С Климентом V произошел несчастный случай. Как неудивительно!

9 Иоанн XXII


Признанный еретик, как удалось ему заполучить такой сан? Будучи главой Святой Церкви, Иоанн XXII был крайне суеверным человеком, а также утверждал, что отрицает возможность блаженства душ праведников до Страшного суда. В его правление идеализирование бедности было предосудительным, сам же Папа активно зарабатывал деньги на отпущении грехов, установив определенные тарифы в зависимости от тяжести греха. Это явление сохранилось на несколько столетий, а Папа Лев X решил в свое время, что этого мало, повысив тарифы в несколько раз, он отличился тем, что отпускал грехи за большую плату и убийцам, и совершившим инцест, а также прощал многие другие тяжкие преступления.

10 Бонифаций VII


Папский престол привлекал внимание всех, кто каким-либо образом касался церкви. За престол убивали, его продавали и покупали, вокруг Папы испокон веков плелись интриги. Последний в нашем сегодняшнем списке Папа Бонифаций VII попадает сюда именно за то, что готов был всеми мыслимыми и немыслимыми способами добиться престола. У него не получилось с первого раза, он решил попробовать еще раз взять силой престол. Получилось, но долго усидеть на нем не сложилось…. Таким жаждущим власти он был не один.
Вчера избрали нового Папу Римского – Франциска. Кто знает, чем ознаменуется время его правления? Если уже сейчас известно, что Франциск – первый Папа иезуит, первый Папа из Нового Света, первый Папа, взявший это имя. В чем же еще Папа станет первым?

Святой отец, наместник Петра (высок.); глава римско католической церкви, Его Святейшество (офиц.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. папа римский сущ., кол во синонимов: 10 … Словарь синонимов

Папа Римский - Папа Иоанн Павел II. ПАПА РИМСКИЙ (папа) (латинское papa, от греческого pappas отец), глава католической церкви и государства Ватикан. Избирается пожизненно (с 1389 всегда из кардиналов) коллегией кардиналов. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

- (папа) (лат. papa, от гр. pappas отец) глава католической церкви и государства Ватикан. Избирается пожизненно (с 1389 г. всегда из кардиналов) коллегией кардиналов. См. Папство … Юридический словарь

- (папа) (лат. papa от греч. pappas отец), глава католической церкви и государства Ватикан. Избирается пожизненно (с 1389 всегда из кардиналов) коллегией кардиналов. См. Папство … Большой Энциклопедический словарь

- (Папа) (лат. papa, от греч. pappas отец) глава католической церкви и государства Ватикан. Избирается пожизненно (с 1389 всегда из кардиналов) коллегией кардиналов. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И..… … Политология. Словарь.

Глава Католический церкви и государства Ватикан. Избирается пожизненно (с 1389 г. всегда из кардиналов) коллегией кардиналов … Исторический словарь

ПАПА РИМСКИЙ - (лат. papa, от греч. pappas отец) глава католической церкви и государства Ватикан. Избирается пожизненно (с 1389 г. всегда из кардиналов) коллегией кардиналов. тж. ПАПСТВО … Юридическая энциклопедия

Герб Папского престола Папство богословский и религиозно политический институт католицизма, устанавливающий Папу Римского главой всей Католической Церкви. В Римско католической Церкви Папа также является верховным правителем Святейшего Престола … Википедия

Папа Римский - Па/па, ы, род. мн. Пап, м. Верховный глава католической церкви и государства Ватикан. Благословение Папы Римского. Папа Римский Павел VI выступил с обращением к ученым, подчеркнув, что церковь придает исследованию мозга и его отношения к сознанию … Популярный словарь русского языка

Папа (лат. рара, от греч. páppas отец), глава Католической церкви и государства Ватикан. Избирается пожизненно (с 1389 всегда из кардиналов) коллегией кардиналов. См. Папство. * * * ПАПА РИМСКИЙ ПАПА РИМСКИЙ (папа) (лат. papa, от греч. pappas… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Флорентийка. Роман в четырех книгах. Книга третья. Фьора и Папа Римский , Жюльетта Бенцони. Третья часть романа продолжает повествование о жизни и любви очаровательной Фьоры де Селонже. На этот раз грозным соперником флорентийки выступает Папа Римский Сикст IV, стремящийся подчинить…
  • Папа Римский, Слон индийский, Рафаэль Урбинский , Соломадина Н.. Художник Рафаэль Санти (1483-1520) прославился ещё при жизни. Богатейшие люди Италии мечтали заказать Рафаэлю портрет. Но однажды папа Римский попросил прославленногоживописца нарисовать…

Города Рим, видимый глава Римско-католической церкви, верховный правитель государства Ватикан.

Ти-тул «па-па» в ран-не-хри-сти-ан-скую эпо-ху при-ме-нял-ся по от-но-ше-нию ко всем епи-ско-пам и вы-ра-жал осо-бое поч-те-ние (по от-но-ше-нию к римскому епи-ско-пу впер-вые встре-ча-ет-ся в начале III века у Тер-тул-лиа-на). Позд-нее он за-кре-пил-ся лишь за епи-ско-па-ми Ри-ма и Алек-сан-д-рии. Современная официальная ти-ту-ла-ту-ра Папа Римский: епи-скоп Рим-ский, ви-ка-рий Ии-су-са Хри-ста, пре-ем-ник кня-зя апо-сто-лов, Вер-хов-ный пон-ти-фик все-лен-ской Церк-ви, при-мас Ита-лии, ар-хи-епи-скоп и ми-тро-по-лит Римской об-лас-ти, су-ве-рен государства Ва-ти-кан, раб ра-бов Бо-жи-их.

Рим с са-мо-го за-ро-ж-де-ния хри-сти-ан-ской Церк-ви иг-рал боль-шую роль в её жиз-ни. Ни-ка-кая дру-гая западная Цер-ковь, кро-ме рим-ской, не име-ла апо-столь-ско-го про-ис-хо-ж-де-ния, в то вре-мя как на Вос-то-ке бы-ло мно-го апо-столь-ских ка-федр (например, ос-но-ван-ных апостолом Пав-лом в Ма-лой Азии, Гре-ции). Римская цер-ковь ак-тив-но уча-ст-во-ва-ла в жиз-ни других ка-федр по-сред-ст-вом ад-ре-со-ван-ных им по-сла-ний по различным во-про-сам (например, по по-во-ду спо-ров о дне празд-но-ва-ния Пас-хи, середина II века, по во-про-су пе-ре-кре-щи-ва-ния ере-ти-ков, середина III века) и поль-зо-ва-лась у них ав-то-ри-те-том. В эпо-ху Все-лен-ских со-бо-ров (IV-VIII веков) по-зи-ции Римской ка-фед-ры ещё бо-лее ук-ре-пи-лись, так как Папы Римские вы-сту-па-ли про-тив-ни-ка-ми ере-тических уче-ний: ари-ан-ст-ва (ко-то-рое при-ня-ли многие вар-вар-ские пле-ме-на ещё до на-ше-ст-вия на Римскую им-пе-рию), мо-но-фи-зит-ст-ва, мо-но-фе-лит-ст-ва, ико-но-бор-че-ст-ва, не ос-та-нав-ли-ва-ясь да-же пе-ред временными раз-ры-ва-ми с восточными церк-ва-ми. Это стя-жа-ло римскому пре-сто-лу сла-ву оп-ло-та пра-во-сла-вия. По-сле IV Все-лен-ско-го со-бо-ра (451) во все-лен-ской Церк-ви сло-жи-лась сис-те-ма 5 пат-ри-ар-ха-тов - круп-ней-ших и наи-бо-лее ав-то-ри-тет-ных ка-федр (Рим-ская, Кон-стан-ти-но-поль-ская, Алек-сан-д-рий-ская, Ан-ти-охий-ская и Ие-ру-са-лим-ская), к пред-стоя-те-лям ко-то-рых с VI века стал ре-гу-ляр-но при-ме-нять-ся ти-тул пат-ри-ар-ха (из официальной ти-ту-ла-ту-ры Папы Римского ти-тул пат-ри-ар-ха За-па-да ис-клю-чён в 2006 году, од-на-ко со-хра-нён в латинской под-пи-си «P. P.» - «Па-па и Пат-ри-арх»).

Вме-сте с тем в Римской церк-ви по-сте-пен-но раз-ви-ва-лось уче-ние о при-ма-те Папы Римского как вер-хов-но-го гла-вы всей хри-сти-ан-ской Церк-ви, но-си-те-ля выс-шей юрис-дик-ции и ав-то-ри-те-та в во-про-сах ве-ры и хри-сти-ан-ской мо-ра-ли. С этим уче-ни-ем свя-за-но фор-ми-ро-ва-ние осо-бой ве-ро-учительной сис-те-мы ка-то-ли-циз-ма . Опи-раю-щее-ся на тол-ко-ва-ние отдельных мест Свя-щен-но-го Пи-са-ния (Мф. 16:16-19, Лк. 22:32, Ин. 21:15-17, 2 Кор. 11:28 и другие) уче-ние о пап-ском при-ма-те ос-но-ва-но на пред-став-ле-нии о пер-вен-ст-ве в Церк-ви апостола Пет-ра, ко-то-рый в западной тра-ди-ции счи-та-ет-ся пер-вым епи-ско-пом Ри-ма; па-пы, как пре-ем-ни-ки апостола Пет-ра по Римской ка-фед-ре, на-сле-ду-ют от не-го это пер-вен-ст-во. Римский со-бор 378 года оп-ре-де-лил прин-цип не-под-суд-но-сти пап свет-ской вла-сти и рас-про-стра-нил су-деб-ную власть епи-ско-па Рим-ско-го на всех епи-ско-пов За-па-да, Римский со-бор 382 года впер-вые за-я-вил о при-ма-те епи-ско-па Рим-ско-го по от-но-ше-нию к апо-столь-ским ка-фед-рам Вос-то-ка. В V веке яр-ким вы-ра-зи-те-лем уче-ния о пап-ском при-ма-те был па-па Лев I Ве-ли-кий. Римский со-бор 494 года впер-вые на-звал Папу Римского «на-ме-ст-ни-ком Хри-ста» (vicarius Christi). На Вос-то-ке уче-ние о при-ма-те Папы Римского не при-ни-ма-лось в пол-ном объ-ё-ме, но и не ос-па-ри-ва-лось до оп-ре-де-лён-но-го вре-ме-ни.

По-сте-пен-но Папы Римские ста-ли пре-тен-до-вать на выс-ший сю-зе-ре-ни-тет в Ев-ро-пе на ос-но-ва-нии под-дель-но-го до-ку-мен-та в фор-ме императорской кон-сти-ту-ции - «Кон-стан-ти-но-ва да-ра» (VIII-IX века). Осо-бый им-пульс по-ли-тические при-тя-за-ния пап по-лу-чи-ли по-сле «Пи-пи-но-ва да-ра » (середина VIII века), ко-то-рым франк-ский май-ор-дом Пи-пин Ко-рот-кий да-вал Папе Римскому власть свет-ских пра-ви-те-лей на от-воё-ван-ных у лан-го-бар-дов зем-лях - бу-ду-щей Пап-ской об-лас-ти.

Ос-лаб-ле-ние Ви-зан-тии по при-чи-не внутренних смут и про-ти-во-ре-чий, араб-ских (VII-VIII веков) и тюрк-ских (XI века) за-вое-ва-ний спо-соб-ст-во-ва-ло ак-тив-но-му стрем-ле-нию Папы Римского рас-про-стра-нить свою власть на Вос-то-ке, что при-ве-ло к со-пер-ни-че-ст-ву с восточными пат-ри-ар-ха-та-ми (например, борь-ба па-пы Ни-ко-лая I и пат-ри-ар-ха Кон-стан-ти-но-поль-ско-го Фо-тия из-за цер-ков-ной юрис-дик-ции над Бол-га-ри-ей и при-ори-те-та в мис-сио-нер-ской дея-тель-но-сти сре-ди сла-вян-языч-ни-ков) и в ито-ге - к раз-де-ле-нию церк-вей.

В пе-ри-од борь-бы с им-пе-ра-то-ра-ми Свя-щен-ной Римской им-пе-рии (XI-XIII веков) Папы Римские пре-тен-до-ва-ли на выс-шую свет-скую власть во всех хри-сти-ан-ских зем-лях, что бы-ло вы-ра-же-но в хо-де гри-го-ри-ан-ской ре-фор-мы и в дея-тель-но-сти па-пы Гри-го-рия VII. Кре-сто-вые по-хо-ды, взя-тие кре-сто-нос-ца-ми Кон-стан-тино-по-ля (1204), вве-де-ние ин-кви-зи-ции (два по-след-них со-бы-тия при па-пе Ин-но-кен-тии III) оз-на-ме-но-ва-ли пик уси-ле-ния свет-ской и ду-хов-ной вла-сти Папы Римского. В XIII-XV веках, осо-бен-но во вре-мя про-ти-во-стоя-ния со-бор-но-му дви-же-нию, Авинь-он-ско-го пле-не-ния пап, Ве-ли-кой схиз-мы, уси-лия Папы Римского бы-ли на-прав-ле-ны на удер-жа-ние дос-тиг-ну-то-го влия-ния.

Важ-ны-ми ве-ха-ми в ис-то-рии пап-ст-ва яв-ля-ют-ся Ре-фор-ма-ция и про-ти-во-по-став-лен-ная ей Рим-ско-ка-то-лической цер-ко-вью Контр-ре-фор-ма-ция, од-ним из клю-че-вых со-бы-тий ко-то-рой стал Три-дент-ский со-бор (1545-1563), осо-бо вы-де-лив-ший пап-ские пре-ро-га-ти-вы, в ча-ст-но-сти то, что ав-то-ри-тет Папы Римского вы-ше ав-то-ри-те-та лю-бо-го со-бо-ра. Уче-ние о пап-ском при-ма-те в ка-че-ст-ве дог-ма-та ка-то-ли-циз-ма бы-ло про-воз-гла-ше-но Ва-ти-кан-ским I со-бо-ром (1869-1870) в дог-ма-тической кон-сти-ту-ции «Pas-tor Aeternus». Этой же кон-сти-ту-ци-ей про-воз-гла-шён дог-мат о без-оши-боч-но-сти Папы Римского в важ-ней-ших официальных су-ж-де-ни-ях (ex cat-hedra) по во-про-сам ве-ры и нрав-ст-вен-но-сти (в ос-таль-ных слу-ча-ях вы-ска-зы-ва-ния Папы Римского не но-сят об-ще-обя-за-тель-но-го ха-рак-те-ра; дог-мат не под-ра-зу-ме-ва-ет лич-ную без-греш-ность па-пы).

В ре-зуль-та-те мно-го-ве-ко-вой эво-лю-ции ка-то-лическое уче-ние о Папе Римском при-ня-ло сле-дую-щий вид. Ии-сус Хри-стос по-ста-вил апостола Пет-ра кня-зем (латинский princeps) апо-сто-лов ; Пётр - ос-но-ва-ние хри-сти-ан-ской Церк-ви, ви-ди-мый её гла-ва и на-ча-ло един-ст-ва. Он един-ст-вен-ный вос-при-нял власть (potestas) пря-мо от Хри-ста, а не че-рез по-сред-ст-во Церк-ви. Он на-ме-ст-ник Хри-ста, при-няв-ший всю пол-но-ту вла-сти, а не од-но лишь пер-вен-ст-во чес-ти; апо-сто-лы при-ня-ли власть не без Пет-ра и не про-тив Пет-ра, они бы-ли ему под-чи-не-ны и да-же апостол Па-вел не был ему ра-вен. Апостол Пётр был пер-вым епи-ско-пом Ри-ма, по-это-му Папа Римский - пол-но-вла-ст-ный пре-ем-ник апостола Пет-ра. От-сю-да име-но-ва-ние пап-ской ка-фед-ры как «апо-столь-ско-го пре-сто-ла», «пре-сто-ла святого Пет-ра» и тому подобное. Пет-ро-во пре-ем-ст-во не ос-но-ва-но на все-лен-ских со-бор-ных по-ста-нов-ле-ни-ях. Един-ст-во Церк-ви в том, что «ста-до Хри-сто-во» в си-лу об-ще-ния с Папой Римским име-ет еди-но-го пас-ты-ря и ис-по-ве-ду-ет его ве-ру. При-зна-ние та-ко-го пер-вен-ст-ва Папы Римского не-об-хо-ди-мо для спа-се-ния; не по-ви-ную-щий-ся па-пе - схиз-ма-тик. Папа Римский име-ет не-по-сред-ст-вен-ную епи-скоп-скую юрис-дик-цию над всей Цер-ко-вью. Это - вер-хов-ная власть в во-про-сах ве-ро-уче-ния и мо-ра-ли, дис-ци-п-ли-ны и управ-ле-ния. По-ста-нов-ле-ния Папы Римского не ну-ж-да-ют-ся в до-пол-нительном со-гла-сии Церк-ви, что-бы быть не-пре-лож-ны-ми, так как они вы-ра-жа-ют са-мую сущ-ность цер-ков-ной ве-ры и яв-ля-ют-ся го-ло-сом Церк-ви.

Папа Римский име-ет вер-хов-ную за-ко-но-дательную, административную и су-деб-ную власть. Бу-ду-чи вер-хов-ной су-деб-ной ин-стан-ци-ей, Папа Римский при-ни-ма-ет апел-ля-ции от всех вер-ных; его ре-ше-ние не под-ле-жит пе-ре-смот-ру в какой-либо другой ин-стан-ции. Сам Папа Римский не под-ле-жит ничь-е-му су-ду, име-ет власть над со-бо-ра-ми. Он вер-хов-ный учи-тель Церк-ви, сам по се-бе оп-ре-де-ляю-щий об-ще-обя-за-тель-ные ве-ро-учительные ис-ти-ны и пол-но-моч-но ин-тер-пре-ти-рую-щий со-бор-ные по-ста-нов-ле-ния, но мо-жет дей-ст-во-вать и как ча-ст-ный учи-тель, например под-дер-жи-ваю-щий од-но из до-пус-ти-мых мне-ний какой-либо бо-го-слов-ской шко-лы (бо-го-слов-ские факультеты, мо-на-ше-ские ор-де-на у ка-то-ли-ков име-ют пра-во на ча-ст-ные док-три-ны по дис-кус-си-он-ным во-про-сам).

Трак-туе-мая та-ким об-ра-зом власть Папы Римского ос-па-ри-ва-лась пра-во-слав-ны-ми, про-тес-тан-та-ми и да-же чле-на-ми са-мой Рим-ско-ка-то-лической церк-ви (со-бор-ное дви-же-ние, гал-ли-кан-ст-во) в различных ас-пек-тах (Свя-щен-ное Пи-са-ние, Свя-щен-ное Пре-да-ние, ка-но-ни-ка, цер-ков-ная ис-то-рия). Ва-ти-кан-ский II со-бор (1962-1965) Рим-ско-ка-то-лической церк-ви, со-хра-нив не-пре-ре-кае-мым уче-ние о пер-вен-ст-ве Папы Римского во все-лен-ской Церк-ви, на-ря-ду с этим, при-дал осо-бое зна-че-ние прин-ци-пам епи-скоп-ской кол-ле-ги-аль-но-сти, в рам-ках ко-то-рой римский пон-ти-фик осу-ще-ст-в-ля-ет своё пер-во-вер-хов-ное слу-же-ние. Со-глас-но при-ня-той со-бо-ром дог-ма-тической кон-сти-ту-ции «Lumen Gentium», кол-ле-гия епи-ско-пов об-ла-да-ет унас-ле-до-ван-ной от апо-сто-лов пол-но-той вла-сти в Церк-ви и без-оши-боч-но-стью в из-ло-же-нии уче-ния о ве-ре и нра-вах, од-на-ко обя-зательным ус-ло-ви-ем осу-ще-ст-в-ле-ния этих пре-ро-га-тив яв-ля-ет-ся со-гла-сие и един-ст-во с Папой Римским.

В начале XXI века боль-шин-ст-во бо-го-сло-вов всех хри-сти-ан-ских кон-фес-сий при-зна-ют ка-то-лическое уче-ние о Папе Римском главным пре-пят-ст-ви-ем на пу-ти вос-ста-нов-ле-ния един-ст-ва Рим-ско-ка-то-лической церк-ви с другими церк-ва-ми.

Свет-ская власть Папы Римского, ны-не дей-ст-вую-щая в государстве Ва-ти-кан (пра-во-пре-ем-ни-ке Пап-ской об-лас-ти), важ-на как га-ран-тия его не-за-ви-си-мо-сти от лю-бой че-ло-ве-че-ской вла-сти. В ме-ж-ду-народном пра-ве в си-лу од-но-временного вла-де-ния Папой Римским не-раз-дель-ны-ми функ-ция-ми вла-сти - как ви-ди-мо-го гла-вы Рим-ско-ка-то-лической церк-ви и как су-ве-ре-на государства Ва-ти-кан - он яв-ля-ет-ся су-ве-рен-ной пер-со-ной ис-клю-чительного свой-ст-ва (persona sui generis). Пол-ный су-ве-ре-ни-тет Папы Римского со-хра-ня-ет-ся за ним вне за-ви-си-мо-сти от на-ли-чия тер-ри-то-ри-аль-ных вла-де-ний.

В из-бра-нии но-во-го Папы Римского по-сле смер-ти (или отречения) пре-ды-ду-ще-го пон-ти-фи-ка, со-глас-но пра-ви-лу, ут-вер-див-ше-му-ся со вре-мён гри-го-ри-ан-ской ре-фор-мы XI века, мо-гут при-ни-мать уча-стие толь-ко кар-ди-на-лы, со-брав-шие-ся на конк-ла-ве. С конца XIV века Папа Римский не-из-мен-но из-би-ра-ет-ся из чис-ла кар-ди-на-лов. Со-глас-но Ко-дек-су ка-но-ни-че-ско-го пра-ва, он мо-жет от-речь-ся от слу-же-ния по собственной во-ле без со-из-во-ле-ния с чьей-ли-бо сто-ро-ны.

В 2000-летней истории не все страницы были белыми и не все Папы Римские – праведниками. Среди тех людей, которые должны были служить примером для миллионов, были узурпаторы, развратники, торговцы индульгенциями и разжигатели войн. На протяжении веков папский престол находился в центре европейской политики и те, кто носил мантию, не миновали ее жестоких методов. Да и представления об эталоне добродетели со временем претерпели существенные изменения. Какие же Папы вошли в историю как наиболее нечестивые?


Папа Стефан VI (в некоторых источниках VII) за недолгое время своего правления успел не «оставить след» в истории, а «наследить» в ней. В 897 г. он стал инициатором самого жуткого суда, получившего название «трупного синода». По приказу Стефана VI труп Папы Формоза, его предшественника и идеологического противника, был эксгумирован и предан суду. На ужасающем судебном заседании полуразложившийся труп усадили на трон и подвергли символическому допросу. Его обвинили в вероломстве, признали его избрание недействительным, отрубили пальцы, протащили по римским улицам и захоронили в могиле неизвестных чужеземцев. Во время синода произошло землетрясение, которое римляне восприняли как знак свыше и свергли Стефана VI.


Папа Иоанн XII, правивший с 955 до 964 гг., был обвинен в прелюбодеяниях, лжесвидетельстве, продаже церковных земель и привилегий. Лиутпранд Кремонский утверждает в своих хрониках: «Имею четкие свидетельства того, что он прелюбодействует с вдовой Ренье, со Стефанией, сожительницей своего отца, со вдовой Анной, своей племянницей, и святое место превратил в дом шлюх». Он был убит мужчиной, который застал его в постели со своей женой.


Папа Римский Бенедикт IX вошел в историю как один из самых циничных и аморальных правителей. Он обвинялся в изнасилованиях, содомии и организации оргий. Его называли «дьяволом из ада в обличье священника». Он также пытался продать престол, а потом снова вернуться к власти.


Папа Урбан VI стал инициатором раскола в Римско-католической церкви в 1378 г. и посеял вражду в борьбе за престол, которая длилась почти 40 лет. Он был известен своим жестоким и деспотичным характером.


Папа Иоанн XXII превратил отпущение грехов в своеобразный бизнес: чем более тяжким был грех, тем дороже оценивалось его прощение. А Папа Лев Х пошел еще дальше: он решил, что «тарифы» были слишком низкими и увеличил стоимость индульгенций. Сам же славился своей расточительностью и опустошал ватиканскую казну. За большие суммы он отпускал грехи убийцам и совершившим инцест. Это вызвало волну возмущения и выступлений против папства, в частности, Мартина Лютера.


А самым безнравственным и скандальным обычно называют Папу Александра VI. Он был печально известен своим распутным поведением и кумовством. Папского престола Родриго Борджиа добился подкупом, обвинялся в прелюбодеянии, инцесте, отравлениях. Впрочем, стоит отметить, что Александра VI винили и в тех грехах, которых он не совершал – его фигура обросла наибольшим количеством слухов.


Торговля индульгенциями осталась в прошлом, как и другие

Сегодня Папа римский Франциск, которого уже называют самым либеральным понтификом, отмечает пятилетие своего восшествия на ватиканский престол. Первый Папа-иезуит, не европеец, открыто поддерживает геев, омывает ноги беженцам, заключенным и мафиози и никому не отказывает в селфи. Для католиков Франциск будто заново открыл двери церкви. Для всего остального мира - стал поп-звездой и нравственным ориентиром. О первой ударной пятилетке Папы-реформатора - фрагмент выпуска новостей на RTVI.

Если сравнивать 266-го Папу римского Франциска (до восшествия на престол - Хорхе Марио Бергольо) с его предшественниками, то в нем необычно почти все: от имени и происхождения до обстоятельств избрания. Он родился в 1936 году в Аргентине. Прежде чем обратиться к Церкви, он выучился на химика-технолога, поработал лаборантом и, по собственному признанию, - вышибалой в ночном клубе. Потом получил степень доктора богословия, стал кардиналом. Уже в 2005 году был основным претендентом на папский престол, но тогда победил кардинал Йозеф Ратцингер - Бенедикт XVI. Бергольо избрали папой на следующем конклаве, в 2013, когда действующий понтифик - впервые за 600 лет - отрекся от престола. Для уходящего по состоянию здоровья 85-летнего Бенедикта придумали специальный титул «папа на покое».

Папа римский Бенедикт XVI

Франциск стал первым в истории папой-иезуитом и первым понтификом из Южной Америки, а именно - из Аргентины. Он мог бы стать первым папой-не европейцем, но в VIII веке на Святом Престоле побывал Григорий III из Сирии. На этом фоне часто забывают, что это еще и первый за много веков папа без «номера». При избрании он взял себе новое имя, которое в папстве символизирует идеологическую преемственность с теми, кто носил его прежде. Так, например, оба Иоанна Павла считались либерально-прогрессивными папами, а все Бенедикты были консерваторами.

Франциск по меркам католической церкви (и особенно - на фоне своего предшественника) либерален до революционности. При нем в римских церквях начали ставить душевые для бездомных, он упростил расторжение церковного брака и осудил священников, которые отказываются крестить внебрачных детей. Но, наверное, больше всего Франциска прославила одна-единственная фраза об ЛГБТ-сообществе.


Папа римский

«Если мужчина гомосексуален, но он добрый христианин и ищет путь к Богу - кто я такой, чтобы судить его?»

Неудивительно, что мессы папы стали немного походить на встречу суперзвезды с толпой поклонников, а журнал Time выбрал Франциска человеком года-2013. На самом деле, таким он был не всегда. До избрания папой кардинал Бергольо довольно резко высказывался об однополых браках и даже призывал власти родной Аргентины не легализовывать их в 2010 году, но безуспешно. Возможно, этим объясняется то, что иногда геи до сих пор все-таки встречают папу протестами.

Но главным испытанием для понтифика за первые пять лет его правления стали не геи, а педофилы. В 2017 году австралийская полиция обвинила в развратных действиях с несовершеннолетними кардинала Джорджа Пелла из Мельбурна. В Ватикане он занимал очень высокую должность папского казначея. Впрочем, педофилы - не новый вызов для Ватикана. В том же 2017-м умер скандально известный архиепископ Бостона Бернард Лоу, которого вынудили покинуть свой пост из-за сексуальных обвинений еще при Иоанне-Павле II.


Папа римский

«Я не перестаю испытывать мучительный стыд. Это боль из-за непоправимого вреда, который причинили невинным детям служители нашей Церкви»