Николай зарайский. Повесть о николе заразском и историческая наука

13.08.2013

11 августа в городе Зарайске состоялись торжества, посвященные возвращению Русской Православной Церкви древнего чудотворного образа святителя Николая Чудотворца, именуемого «Никола Зарайский». Бывшая на протяжении столетий главной святыней Зарайского края, в советское время икона стала рядовым музейным экспонатом. И теперь, почти полвека спустя, чудотворный образ вернулся на свое историческое место — Зарайский кремль.

История появления в этих землях образа святителя поистине удивительна. Почти восемьсот лет прошло с того времени, как святитель Николай явился в Херсонесе священнику Евстафию и повелел перенести его святую икону в «земли Рязанские». «Там хочу пребывать и чудеса творить, и место то прославить» - изрек тогда святой Николай и указал путь в далекое и неведомое корсунскому священнослужителю Рязанское княжество. Здесь в городке Красном (так раньше назывался Зарайск) от святыни совершалось множество чудес. Она в великом благоговении пребывала в храмах Зарайского кремля - Никольском и Иоанно-Предтеченском. Слава о ней, через летописи и многочисленные списки, разносилась по всей Русской земле. Множество событий - и радостных, и горестных - посетило эту древнюю землю. Но и в мирное время, и в годину испытаний являл святитель Божий Николай через свою чудотворную икону утешение, помощь и велию милость. Так было и во время татаро-монгольского нашествия, и в пору созидания единого Московского государства, и в эпоху Смутного времени, и в ХХ столетии. Перед этим святым образом молились преподобный Сергий Радонежский, князь Дмитрий Михайлович Пожарский, российские государи и великие князья, поэт В.А. Жуковский, а также великий русский писатель Ф. М. Достоевский.

В годы атеизма икону из закрытых соборов Кремля передали в местный музей, а затем, в 1966 году, отправили на реставрацию в Москву, в Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. С той поры жители Зарайска не прекращали ходатайствовать о возвращении своей святыни. Поддерживали память о чудотворной иконе, обращались в вышестоящие инстанции, собирали подписи, возрождали поруганные святыни. И не переставали верить, что наступит день «пресветлого торжества» - возвращения святыни в свой удел.

Большие праздничные мероприятия в день возвращения начались ранним утром на святом источнике Белый Колодец, где, согласно многовековой традиции, в день принесения иконы 11 августа (29 июля по старому стилю) служится молебен. Ежегодно во время молебна освящаются воды родника, который возник, по преданию, во время встречи чудотворного образа, принесенного из Херсонеса в далеком 1225 году. Молебен на святом источнике в этот день совершил епископ Зарайский Константин в сослужении духовенства Московской епархии. После молебна духовенство и верующие крестным ходом направились от источника к Зарайскому кремлю.

Божественную литургию в Иоанно-Предтеченском храме кремля возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Перед богослужения владыка приложился к чудотворной иконе Николы Зарайского. Возвращенную святыню установили справа от центрального алтаря в специальном киоте, где будет поддерживаться постоянный температурно-влажностный режим, который необходим для сохранности древнего образа.

В этот праздничный день митрополиту Ювеналию сослужили архиепископ Можайский Григорий, епископы Илиан (Востряков), Видновский Тихон, Балашихинский Николай и Зарайский Константин. На торжества в Зарайск прибыли благочинные подмосковных церковных округов, настоятели многих монастырей Московской епархии. На богослужении молились временно исполняющий обязанности губернатора Московской области А.Ю. Воробьев, министры и члены аппарата областного Правительства.

Собор не мог вместить всех людей, которые пришли, чтобы стать свидетелями нынешнего торжества. Богослужение транслировалось на улицу, поэтому его могли слышать и те тысячи молящихся, кто стоял у стен храма. Также шла прямая трансляция службы по телеканалу «Подмосковье».

По окончании Божественной литургии митрополит Ювеналий прочитал у образа молитву святителю Николаю.

Все собравшиеся на торжество смогли приложиться к чудотворному образу. Священнослужители помазывали верующих елеем, освященным на мощах святителя Николая, которые покоятся в итальянском городе Бари.

В слове к участникам торжества митрополит Ювеналий напомнил о судьбе чудотворного образа в годы государственного атеизма: «Храмы были закрыты, и икона была перенесена в Зарайский музей, а затем в 1966 году отправлена в Москву, в музей Андрея Рублева для реставрации, после которой экспонировалась в этом музее. И никакие наши человеческие усилия не могли привести к тому, чтобы икону вернуть на прежнее историческое место. А ведь она была создана не как музейный экспонат, а как величайшая святыня, через которую святитель Николай оказывал помощь и чудеса всем, кто с верой приходил к нему».

«И вот сегодня мы можем сказать, что чудо святителя Николая совершилось! - продолжил архипастырь. - Мы являемся свидетелями этого и благодарим Бога и святителя Николая за то, что, несмотря на наше недостоинство, образ вновь на своем историческом святом месте, окруженный почитанием и молитвой людей, которые с верой и надеждой взирают на него и просят милости Божией. Это событие происходит в период, когда установились прекрасные творческие взаимоотношения с музейным сообществом, когда мы заботимся о наших святынях совместно, желая сохранить их и передать грядущим поколениям. Мы с благодарностью взираем на образ и видим, что он за эти годы не изменил своего внешнего вида и во всем величии и красоте предстоит перед нами».

Множество людей собралось сегодня из разных городов, оставив свои попечения, чтобы разделить общую радость от возвращения святыни на историческое место, и это, по слову митрополита Ювеналия, свидетельствует, сколь близко народу это событие.

Поздравил всех присутствующих с радостным событием также исполняющий обязанности губернатора Московской области А. Ю. Воробьев.

В решении трудных и запутанных вопросов возвращения иконы, непростых переговорах с музеем Андрея Рублева были задействованы многие лица: руководство и сотрудники министерства культуры Московской области, руководство Зарайского муниципального района, представители музейного сообщества, благотворительных и подрядных организаций. Эти люди были отмечены памятными подарками и наградами.

Из Иоанно-Предтеченского собора Владыка Ювеналий, архипастыри, духовенство, высокие гости проследовали к открытой площадке у стен Зарайского кремля, чтобы открыть праздничную концертную программу, посвященную Дню города Зарайска.

А.Ю. Воробьев сообщил, что выделены крупные средства на восстановление всего комплекса Зарайского кремля. Планируется привлечь лучших специалистов-реставраторов и архитекторов, чтобы древний кремль вновь засиял прежними красотой и величием.

Глава районной администрации А.В. Евланов объявил, что городская и районная думы вынесли единодушное решение о присвоении митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювеналию звания «Почетный гражданин города Зарайска и Зарайского муниципального района». Жители города и гости праздника приветствовали это решение бурными аплодисментами в адрес Владыки.

Собор Николая Чудотворца в Зарайске - православный храм Московской епархии.

Обиходное название – Никольский собор; Николаевский собор; Николы собор; Николы Угодника собор; Николая Мирликийского собор; Свято-Никольский собор; Святоникольский собор.

Собор расположен в Зарайске, Зарайского уезда, Рязанской губернии (ныне Зарайский район Московской области), Кремль. Статус - действующий.

История

Период до 1917 года

Первоначальное основание церкви в честь св. Николая в г. Зарайске, именовавшемся некогда г. «Красным», относится к первой четверти XIII века и современно принесению иконы св. Николая из города Корсуна в пределы Рязанского края.

Великий князь Рязанский Юрий Игоревич, повествуется в сказании о принесении иконы св. Николая,

"услыхав приход чудотворящего образа, взяв с собою епископа Евфросина Святогорца, пошёл в область сына своего, и увидев от чудотворного образа великие и преславные чудеса, во граде именуемом Красном, повелел создать храм во имя великого чудесного святителя Николая. Помощью же Божьей вскоре храм был создан и освящён епископом Евфросином. В том храме образ Корсунский поставлен был и благоверный великий князь вместе с епископом Евфросином с великой радостью отбыл в свой град Рязань".

Время построения, вместо деревянной, каменной церкви Николая с точностью неизвестно, но в книгах Зарайского города посадким и чернослободским людям 1625 года – соборная церковь

«во имя Николы чудотворца Заразского»

значится каменною и при этом замечено, что со слов протопопа Никиты в

«прошлом 1622 году, по Государеву указу, прислан из Москвы из приказу большого дворца сытник Богдан Десятов, да подьячий Олексий Блудов, и Божьей милостью – образы и книги, и великое церковное строение переписывали в книги переписные Московского приказа Большого Дворца".

Не имея под рукою описания собора, составленного Богданом Десятовым, мы можем только предполагать, что присылка его из Москвы находится в непосредственной связи с построением каменного Никольского Собора, в котором всякое церковное строение

«исстари было Государево».

Существующий ныне Никольский Собор построен в 1681 году по грамоте царя Фёдора Алексеевича, данной из приказа Большого дворца.

По наружнему своему виду собор представляет фигуру продолговатого четырёхугольника, длиною 34, шириною 20 и высотою 24 аршина, с 5 главами на коих кресты осьмиконечные, сквозные с короною вверху и полумесяцем внизу. Наружный вид собора с расширением окон, которые до того времени были узкими и малыми, совершенно утратил характер древности, меньше пострадала от переделов паперть у западной стороны собора, имеющая вид шатра, на 14 круглых каменных столбах с капителями и базами.

Точного указания на время устройства внутри собора, находящегося там трёх ярусного иконостаса, до нас не дошло; но оно может быть отнесено если не к началу 19 века, то без сомнения к последним годам прошлого столетия.

В 1848 году иконостас, угрожавший падением, был разобран и вновь переустановлен, причём позолота на нём была прочищена, иконы исправлены; в числе их находится не мало – древнего стиля, но благодаря усердию доморощенных маляров, трудно прийти к какому-либо выводу относительно их древности.

Стенная живопись также не сохранила своей первоначальной древности и двукратно была возобновлена, как видно из надписи над западными дверьми храма, в которой повествуется:

«1760 году сия соборная церковь возобновлена стенным писанием при протопопе Иеремии Тимофеевиче братию сего города Зарайска купца Николая Михайлова Зайцевского. В 1849 году стены возобновлены внутренним и наружным писанием».

По штату 1873 года в причте положены протоиерей, 1 священник–помощник, 1 диакон и 2 псаломщика.

Период после 1917 года

Двадцатый век для православного народа стал временем кровавых испытаний и скорбей. Зарайский уезд, дотоле имевший почти сто православных храмов, в советское время превратился в духовную пустыню. Все церкви, кроме одной Благовещенской в городе, оказались закрытыми, больше половины – уничтожены.

В самый трудный момент истории Никольского Собора его настоятелем был протоиерей Иоанн Смирнов. Согласно пояснений сотрудников Историко-архитектурного, художественного и архелогического музея "Зарайский кремль", отец Иоанн, несмотря на запреты, возил икону св. Николая по окрестным сёлам, служил молебны, призывая не забывать Угодника Божия Николая. Священник вместе с верными прихожанами всеми возможными средствами старались не допустить закрытие Никольского Собора и других православных храмов.

Однако в 1922 году у верующих отобрали Никольский Собор, а через семь лет закрыли и собор Иоанна Предтечи. Кремлёвские храмы безжалостно разграбили: вывезли сотни фунтов золота и пуды серебра. Бесследно исчез с иконы ценнейший оклад, подаренный царём Василием Шуйским, пропали старинные церковные книги и дары князя Дмитрия Пожарского, другие церковные древности.

В 1937 году на волне массовых репрессий арестовали оклеветанного в контрреволюционной деятельности протоиерея Иоанна Смирнова. После недолгого следствия его приговорили к смертной казни. Мученическую смерть священник принял на Бутовском полигоне. В 2000 году он был прославлен в лике новомучеников исповедников Российских.

Поруганным и осквернённым Никольский Собор оставался до 1990-х годов. В нём сначала размещалась музейная экспозиция, потом архив и хозяйственный склад.

В годы советской власти когда храм находился в поругании, чудотворную икону святителя Николая вывезли из Зарайска. В 1959-1961 гг. внешние формы собора были восстановлены.

В 70 годы прошлого века в целях дальнейшего улучшения дела по охране памятников архитектуры, Никольский Собор в городе Зарайске был отнесён к памятникам архитектуры РСФСР, подлежащих охране и имеющих государственное значение.

Богослужения в соборе возобновлены с января 1992 года. Действует воскресная школа. Церковный приход ведет издательскую деятельность. Прихожане благоустроили святой источник «Белый Колодец» на месте явления чудотворной иконы святителя Николая; здесь освящены Никольская часовня и купальня. Ежегодно 11 августа совершается общегородское празднование в честь принесения иконы Николы Заразского. В настоящее время Никольский Собор отнесён к архитектурным памятникам, охраняемых государством как всенародное достояние.

Знаменитые церковные ценности

Чудотворная икона святителя Николая

Из священных предметов древности, находившихся в Никольском Соборе, особенного внимания заслуживает главная святыня собора – храмовая чудотворная икона святителя Николая, принесённая в 1224 году из города Корсуна в Рязанские пределы священником Евстафием.

Икона эта есть с семнадцатью изображениями чудес святителя и полями, 25, а в ширину 20 ¼ вершков, а без чудес 15 ½ в вышину и 10 вершков в ширину; святитель Николай изображён на ней во весь рост, в кресчатых ризах, с омофором, правая рука святителя простёрта на благословение, а в левой у него евангелие, направо в небольшом кругу изображён Спаситель, правою рукою благословляющий Святителя, а левой подающей ему евангелие, на лево в таком же кругу – Богоматерь с распростёртым на руках омофором.

По живописи своей икона эта принадлежит к древнему византийскому стилю, но несомненно была неоднократно возобновляема, что доказывается яркостью красок и надписью на иконе:

«Чинил сей чудотворный образ Московский купец Никита Левонтьев в 1797 году».

В 1608 году икона св. Николая царём Василием Ивановичем была украшена окладом из чистого золота, с каменьями и жемчугом, как видно из надписи, находящейся на особой пластинке, прикреплённой внизу оклада, в которой вязью написано:

«повелением Благоверного Великого Государя царя и великого князя Василия Иоанновича всея Руси сделан сей оклад на образе великого чудотворца Николая Зарайского во второе лето государства его, лета 7116 (1608)».

Устроенная Шуйским риза покрывает только одно изображение Святителя, а изображение чудес его покрыто серебропозлащённым окладом в позднейшее время, хотя пластинки из золота сделаны тем же Шуйским.

В окладе на [иконе чистого золота около шести фунтов, разноцветных камней сто тридцать три, бурмицких зёрен три и тысяча шестьсот крупных и средних жемчужин.

Оклад, устроенный Шуйским, вполне сохранил характер древности, несмотря на поправки, проделанные в 1793 и в 1881 годах.

Другие церковные древности

Кроме иконы св. Николая, в соборе, в дореволюционное время, хранилось довольно древностей, принадлежащих частью к XV, частью к XVII столетию, из числа коих особенно замечательны:

  1. Плащаница XV ст., шитая золотом и по шёлковой голубой материи, наложенной на крашенину. На ней вышито серебром и шёлком пречистое тело Спасителя, положенное в гроб. Близ главы Богоматерь, приникшая к лицу Спасителя и мироносицы, у ног изображены Иоанн Богослов, Иосиф и Никодим. По углам плащаницы четыре ангела с рындами, над телом Спасителя в небольшом кругу изображён Дух Святой.
  2. Евангелие, напечатанное в 1606 году и приложенное в собор Василием Ивановичем Шуйским.
  3. Евангелие, напечатанное в 1689 году и замечательное по своей величине. Оно составляет в длину 16, а в ширину 11 вершков. Ободки его и корешок покрыты массивным серебряно-позолачённым окладом. Всё евангелие с окладом весит 1 пуд 25 фунтов. На верхней доске средника, украшенного 8 хрусталями, изображено сошествие Христа в ад, по углам изображения четырёх евангелистов, также как и средник, чеканной работы. По сторонам средника в четырёх клеймах изображены: распятие Господне, снятие с креста, положение в гроб и тайная вечеря. На этой же доске вверху и внизу помещены надписи:

    «Принесено в собор Великого Чудотворца архиерея Божьего Николая в благославленный град Зарайск, на иждевение священника Трофима Васильевича лета 1724 месяца декабря в 6 день при протопопе Алексее Елисеевиче в память о родителях».

    В другой надписи перечислены имена усопших родителей и родственников вкладчика.
  4. Крест напрестольный, серебряно-вызолоченный, поновленный при протоиерее Димитрии в 1617 году, как видно из надписи, на кресте находящейся.
  5. Напрестольный крест, устроенный в 1624 году Антонием, архиепископом Рязанским.
  6. Водосвятная серебряная чаша, пожертвованная, как видно из находящейся по краям её надписи, Дмитрием Ивановичем Годуновым в 1604 году.
  7. Серебряно-вызолоченная лампада, устроенная в 1671 году.
  8. Два серебряных блюда, принесённых в дар собору князем Иваном Михайловичем Хворостиным, устроенные как видно из надписи, в 1700 году.
  9. Два серебряно-вызолоченных блюда, пожертвованные князем Фёдором Ивановичем Мстиславским.
  10. Ковш серебряный, овальной формы с надписью

    «Коломенского и Каширского сей ковш владыки Варлама» XVII ст.

  11. Золотая медаль, с изображением на одной стороне креста с надписью кругом:

    "IN HOC SIGNO VINCES" ("СИМ ЗНАМЕНИЕМ ПОБЕДИШИ"),

    а на другой – герба португальского с двумя также круговыми надписями:

    EMMANUIL R. PORTUGALIE AL. G. VL. IN. O. C+C. ETHIOPIA ARABIA PERSIAE IN. C.H." ("Емануил, Король Португальский, кесарь Ефиопский, Аравийский, Персидский и проч.),

    принадлежащая к концу XV ст. и пожертвованная в собор, вероятно, тем же князем Мстиславским.

Известные настоятели храма

Настоятели храма Даты Настоятель 1799 - 1837 Смирнов, Пётр Яковлевич - протоиерей Рязанской епархии, благочинный Зарайска и Зарайского уезда 1873 - 1878 Ремезов, Михаил Иоаннович - протоиерей Рязанской епархии конец XIX - начало XX в. Ястребов, Андрей Капитонович - протоиерей Рязанской епархии начало XX в. Смирнов, Иван Алексеевич - митрофорный протоиерей, безвинно пострадавший в период гонений и ныне прославленный в Соборе новомучеников и исповедников Российских. 1922 - 1992 Период закрытия настоящее время протоиерей Пётр Спиридонов

ВЕЛИЧАНИЕ

Величаем тя, / святителю отче Николае, / и чтем святую память твою: / ты бо молиши за нас / Христа Бога нашего.

ИСТОРИЯ ОБРАЗА

Образ Николая Чудотворца, получивший наименование Зарайского, является древнейшим типом ростовых изображений святителя.

Здесь св. Николай Чудотворец изображен в рост в парадном облачении епископа, крестчатой фелони и белом омофоре, с широко разведенными руками. Его отличительной особенностью является поза святителя, представленного с Евангелием на покровенной левой руке и с отведенной в сторону благословляющей десницей. В композиции подчеркнута тема литургического служения св. Николая, когда он, изображая Христа, выходит в центр храма для проповеди Слова Божия.

О первом подобном иконном образе святителя, принесенном на Русь, повествуют сказания. Одно сообщает, что икону св. Николая Чудотворца принесла из Корсуни (Херсонеса) в Рязань в 1225 году византийская царевна Евпраксия, ставшая супругой рязанского князя Феодора. Однако в 1237 году она погибла с мужем и младенцем-сыном при нашествии Батыя. Некоторое время икона св. Николая Чудотворца пребывала в Новгороде, где творила многочисленные чудеса, а затем была перенесена в Рязанские земли.

Другие источники рассказывают историю перенесения чудотворной иконы святого Николая в 1225 году «служителем» Евстафием, по воле самого святителя, из Корсуни в Заразск (нынешний Зарайск). Путь иконы пролегал через Новгород, где она не пожелала оставаться навсегда: явившийся Евстафию во сне Никола повелел ему идти с образом в землю Рязанскую.

По названию рязанского города Зарайска образ стали именовать «Зарайским». Однако, как показали недавние исследования филологов, не город Зарайск дал название иконе, а, напротив, сам древний образ, находившийся в урочище Заразы, дал имя городу, возникшему гораздо позже того момента, когда икона оказалась в Рязанских пределах и начала творить чудеса.

ТРОПАРЬ, глас 4-й

Правило веры и образ кротости, / воздержания учителя / яви тя стаду твоему / яже вещей истина: / сего ради стяжал еси смирением высокая, / нищетою богатая. / Отче священноначальниче Николае, / моли Христа Бога // спастися душам нашым.

МОЛИТВА

О добрый наш пастырю и богомудрый наставниче, святителю Христов Николае! Услыши нас грешных, молящихся тебе и призывающих в помощь скорое предстательство твое; виждь нас немощных, отвсюду уловляемых, всякаго блага лишенных и умом от малодушия помраченных; потщися, угодниче Божий, не оставити нас в греховнем плену быти, да не будем в радость врагом нашим и не умрем в лукавых деяниих наших. Моли о нас недостойных Содетеля нашего и Владыку, ему же ты со безплотными лики предстоиши: милостива к нам сотвори Бога нашего в нынешнем житии и в будущем веце, да не воздаст нам по делом нашим и по нечистоте сердец наших, но по своей благости воздаст нам. На твое бо ходатайство уповающе, твоим предстательством хвалимся, твое заступление на помощь призываем, и ко пресвятому образу твоему припадающе, помощи просим: избави нас, угодниче Христов, от зол находящих на нас, и укроти волны страстей и бед возстающих на нас, да ради святых твоих молитв не обымет нас напасть и не погрязнем в пучине греховней и в тине страстей наших. Моли, святителю Христов Николае, Христа Бога нашего, да подаст нам мирное житие и оставление грехов, душам же нашим спасение и велию милость, ныне и присно и во веки веков.

Чудотворный Зарайский образ Николая Чудотворца хранится в Предтеченском соборе Зарайского кремля. С этой древней иконой связана история появления города. Одиннадцатого августа по уходящей в глубину веков местной традиции совершается торжественный крестный ход, посвященный святителю Николаю. В древних летописях говорится, что икона была принесена из Крыма греческим священником Евстафием в 1225 году. В XVI веке Никола Зарайский прославился чудесами в Коломне, куда его вывезли на время, спасая от нашествия крымских татар. В XX веке святыня была отправлена в Москву для хранения в музее, но в 2013 году возвратилась на свое исконное место.

На древней зарайской иконе Николай Чудотворец изображен в полный рост, облаченный в крестчатую ризу и с лентой епископского омофора на плечах. В левой руке святитель держит Евангелие, а правая рука поднята в жесте благословения. Сверху изображены небольшие фигуры Иисуса Христа и Богородицы, держащей в руках покров. Вокруг центральной части иконы на полях помещены семнадцать миниатюр со сценами из жития святого. По этим миниатюрам можно проследить основные события жизни святого, его прижизненные и посмертные чудеса.

С левой стороны, рядом с фигурой Христа, на клейме изображен Николай, склонивший голову перед служителем с таким же белым облачением. Это сцена посвящения угодника Николая в архиепископы города Миры - центра Ликийской области в Малой Азии. Вернувшись из своего морского путешествия из Палестины, о котором напоминает миниатюра на правой стороне иконы, Николай хотел удалиться в монастырь, но в чудесном видении он услышал голос свыше: «Здесь не та нива, на которой ты вознамерился принести ожидаемый Мною плод».

Святой Николай отправился в город Миры, где в то время умер архиепископ. Священнослужители долго спорили о том, кого выбрать достойным приемником скончавшегося, но не могли прийти к единому мнению. Наконец, старейшему священнику города явился ангел, который повелел ему идти ночью к дверям церкви и наблюдать за тем, кто первый придет к утренней службе. Этот человек, по словам ангела, и должен был стать преемником скончавшегося архиепископа. Старец послушался повеления и стал дожидаться первого богомольца у входа в храм. Им оказался святой Николай, и, по единодушному согласию духовенства города, человека, «которого суд Божий поставил», посвятили в высший сан архиепископа Мирликийского.

На правом поле иконы изображен святитель Николай, плывущий на корабле. В житии святого есть несколько чудес, случившихся во время морских путешествий. Еще до своего назначения архиепископом, Николай отправился из родного города Патары в Палестину, чтобы поклониться святым местам, связанным с жизнью Иисуса Христа. В пути Николай почувствовал, что «диавол проник на корабль и хочет потопить его». Как только он поделился ощущением со своими спутниками, началась страшная буря. По молитве святого море успокоилось. В этом же плавании Николай воскресил упавшего с высокой мачты матроса. На обратном пути в Ликию Николай стал заложником недобросовестных корабельщиков, которые обещав доставить его в родной город, поплыли совсем в другом направлении. Тем не менее, по молитве святого Николая на корабль стал дуть сильный ветер, который вопреки желанию капитана судна, прибил его к берегам Ликии.

Под миниатюрой с кораблем изображен сербский царь-мученик Стефан Урош, который жил почти тысячу лет спустя после Николая Чудотворца. На протяжении всей своей жизни он ощущал покровительство древнего святого. По навету мачехи Стефан был ослеплен и заточен в монастырь. Ослепленному явился Николай Чудотворец, убеждая его крепиться и не унывать. Спустя несколько лет пребывания Стефана в монастыре, изгнанник удостоился второго видения Николая, после которого ему чудесным образом вернулось зрение. На миниатюре зарайской иконы, скорее всего, изображено третье по счету явление святого Николая царю Стефану, когда тот «воздремал на своей постели», а угодник велел ему приготовиться к мученической смерти.

Еще одна интересная миниатюра находится слева под изображением посвящения Николая в сан архиепископа. На ней мы видим святого, дерево с каменным колодцем и человека с топором в руке. На этом клейме можно разглядеть маленькую черную фигурку беса, выходящего из источника. В этой миниатюре объединены сразу два ранних чуда, которые совершил святитель Николай в Ликии. Первое чудо о дереве, «в котором жил бес кумира нечистого», святой совершил по просьбе жителей Плакомидского селения. Кипарисное дерево, стоявшее на пути, некогда было посвящено одному из языческих божеств, и с тех пор приносило беды всем людям и животным, которые проходили мимо. Это дерево пытались было срубить, но человек, взявший топор, упал замертво. Только по молитве Николая бес вышел из кипариса, и дерево удалось уничтожить. Похожий случай произошел в Андраоундрейском селе, где бес поселился в колодце. Одну местную женщину, пришедшую за водой, нечистый дух завлек в колодец, а временами вода в источнике становилась отравленной. И вновь по молитве Николая жителям этого села удалось избавиться от проклятия и найти новый источник воды.

В 1608 году царь Василий Шуйский подарил зарайской святыне богатую золотую ризу «с каменьями и жемчугом». К сожалению, эта риза не сохранилась. На самой ризе, как мы узнаем из старых описаний, было отчеканены изображения девяти святых, часть которых была связана с важными историческими деятелями Смутного времени. По мнению Козьмы Ивановича Аверина, написавшего «известие» о жизни зарайского протоиерея Дмитрия Леонтьева, святой Василий Великий был изображен на ризе «во имя» самого царя Василия Шуйского, мученик Дмитрий Солунский «во имя» зарайского воеводы и будущего героя князя Дмитрия Пожарского, Архангел Михаил в честь полководца Михаила Скопина-Шуйского, а преподобный Дмитрий Прилуцкий в честь протопопа Дмитрия Леонтьева. Последний был не только настоятелем Никольского собора местного кремля и хранителем древней иконы, но и верным сподвижником князя Пожарского при осаде поляками Зарайска. Интересно, что на пропавшей ризе был изображен убиенный царевич Дмитрий Углицкий. Прославление его в лике святых совершилось в царствование Василия Шуйского.

Икона Николы Зарайского на протяжении веков была неразрывно связана с историей города. Из летописи мы узнаем, что в 1225 году образ Николая Чудотворца принял из рук греческого священника местный князь Федор Юрьевич - сын Рязанского князя Юрия Игоревича. В 1237 году этот князь отправился в посольство к хану Батыю, стаявшего на реке Воронеж, где был убит за отказ отдать монгольскому властителю свою жену. Узнав о кончине супруга и о приближении ордынцев, жена князя Евпраксия бросилась с высокого терема с княжичем Иоанном в руках и разбилась. Могилы княжеской семьи, погибшей в годы Батыева нашествия, и сегодня можно увидеть у алтарей Иоанно-Предтеченского собора Зарайска под каменной сенью.

С чудотворной иконой Николы Зарайского тесно связана история одного из древнейших российских городов - Зарайска, первое упоминание о котором относится к 1146 году. С давних пор икона Николая Корсунского (позже названная «Заразской» и «Зарайской») находилась в г. Корсуни (Херсонесе Таврическом), в храме апостола Иакова. В этом храме в конце Х века принял Святое Крещение Великий Князь Владимир. От чудотворного образа Святителя Николая исходили многочисленные чудеса и исцеления.

Известный литературный памятник Древней Руси «Повести о Николе Заразском» (который, по мнению академика Д.С.Лихачева, «принадлежит к выдающимся явлениям древней русской литературы» ) рассказывает о принесении в 1225 году «образа великого Чудотворца Николы Корсунского из преславного города Херсонеса в пределы рязанские, в область благоверного князя Федора Юрьевича Рязанского» .

По преданию, сам Святитель Николай явился в видении священнику Евстафию и повелел: «Евстафий, возьми мой чудотворный образ Корсунский, супругу свою Феодосию и сына своего Евстафия и иди в землю Рязанскую. Там хочу пребывать и чудеса творить и место то прославить ». Трижды являлся Николай Чудотворец этому священнику и только когда за ослушание он был наказан слепотой и, раскаявшись, получил исцеление, отправился в путь.

Около года добирался Евстафий со своими спутникам до Рязанской земли. В то же время Николай Угодник явился во сне удельному князю Федору Юрьевичу, княжившему в городе Красный (ныне Зарайск) и возвестил о прибытии своего чудотворного образа. Федор Юрьевич «принял чудотворный образ и принес во область свою». И тотчас послал весть отцу своему великому князю Юрию Ингваревичу Рязанскому… Великий князь взял с собою епископа Ефросина Святогорца и тотчас пошел во область к сыну своему… И увидел от чудотворного образа великие и преславные чудеса и исполнился радостию. И создал храм во имя святого великого чудотворца Николы Корсунского. И освятил его епископ Ефросин, и торжествовал светло, и вернулся в свой город ». На месте сретения (встречи) иконы из-под земли забил источник родниковой воды, получивший название Белый Колодец, который сохранился до настоящего времени.

Как описывают летописи, икона явилась в г. Красном 29 июля (ст.ст.) 1225 года и с тех пор Святитель Николай взял под свой небесный покров город и его жителей.

Смена названия иконы летопись связывает с гибелью жены князя Федора - Евпраксии и ее малолетнего сына Ивана. Княгиня Евпраксия в 1237 году, во время монголо-татарского нашествия на Русь, после гибели в ставке Батыя своего мужа, предпочла смерть татарскому плену. Не желая стать наложницей хана и насильного отречения от христианской веры ее сына, бросилась вместе с ребенком с высокого княжеского терема и разбилась до смерти. «И по той причине зовется великого чудотворца Николы икона Заразской, что благоверная княгиня Евпраксия с сыном своим князем Иваном сама себя на том месте заразила (разбила)».

А город со временем стал назваться Заразеск, Зараеск, Никола Заразской на Осетре, город Николы Заразского Посад и, наконец, с XVII века - Зарайск.

О событиях, связанных с пребыванием чудотворной иконы Николы Зарайского в городе Коломне и о произошедших там чудесах, повествует «Сказание о принесении образа Николы Корсунского из Заразска на Коломну» (которое входит в состав «Повестей о Николе Заразском»). С пребыванием чудотворного образа в соседней Коломне и его чудесном возвращении в Зарайск связано и строительство каменной крепости - зарайского кремля в 1528-1531 гг. На его территории находился древний Никольский собор. Ныне существующее здание Никольского собора построено в 1681 году на месте прежнего.

В течение столетий святой чудотворный образ находился в соборах Зарайского кремля: Никольском (специально построенном для нее) и Иоанно-Предтеченском. Многие века икона была главной святыней Зарайского края, и ежегодно 29 июля (ст.ст.) в Зарайске проходили общегородские торжества. В кремлевских храмах всем духовенством соборно служилась Божественная литургия и совершался крестный ход на святой источник Белый Колодец.

В 1892 году в Рязани вышла небольшая книга под названием «Чудотворный образ Николая Зарайскаго». Ее автор - выходец из Зарайска, писатель Василий Селиванов. Вот как он начинает повествование о святыне: «В зарайском Николаевском Соборе находится чудотворный образ Святителя Николая, принесенный в Зарайск в 1225 году из греческого города Корсуня пресвитером Евстафием. В средине сего образа написано красками изображение Святителя полное, в священнических кресчатых ризах с омофором на раменах (плечах), на главе митра с изображением чернью Святой Троицы, правая рука его простерта на благословение, а левою держит на пелене Евангелие. На правой стороне его на облаках изображен Спаситель, правой рукой благословляющий Святителя, а левою подающий ему Евангелие; на левой стороне Богоматерь, держащая на руках распростертый омофор.

Образ сей, с семнадцатью изображениями жития и чудес Святителя, имеет в длину двадцать пять с половиной вершков, в ширину двадцать с четвертью вершков. Живопись на образе древняя, византийская высокого стиля, что особенно видно из выражения духовности, сообщенной чертам лика Святительского, которую умели придавать изображениям святых едва ли не одни византийские художники».

Далее идет описание ценного оклада, в который был помещен чудотворный образ: «Риза на образе из чистого золота, с самоцветными каменьями, устроена царем Василием Шуйским в 1608 году, как видно из описи Зарайского собора и следующей надписи, начертанной вязью на особой дщице (дощечке) внизу оклада: «Повелением Благоверного Великого Государя царя и Великого князя Василия Иоанновича всея Руси сделан сий оклад на образ великого Чудотворца Николы Заразского во второе лето Государства его, лета 7116 (1608)» Оклад, устроенный усердием царя Шуйского, состоит из ризы, покрывающей одежду Святителя и все остальное до боковых изображений чудес его, также из митры, венца, Евангелия и цаты. Оклад по полям в виде рамы кругом всего образа серебряный позлащенный, сделан им же Шуйским, равно и золотые венчики над ликами и золотые пластинки с узорами, наведенные чернью, с изображением чудес. Самые же чудеса покрыты серебряными позлащенными ризами в позднейшее время».

К зарайской святыне приходили со всей России: крестьяне и ремесленники, торговцы и военные, деятели культуры и искусства. Перед чудотворным образом Николы Зарайского молились преподобный Сергий Радонежский, Великие Московские князья Иван III, Василий III, царь Иван Грозный, царь Василий Шуйский, наследник Российского престола будущий царь Александр II со своим учителем В.А.Жуковским, Великий князь Сергей Александрович и многие другие.

Особая страница в истории Зарайска - эпоха Смутного времени. В ту пору зарайским воеводой служил будущий спаситель Отечества - князь Д.М.Пожарский. По молитвам настоятеля Никольского собора протопопа Димитрия и князя Д.М.Пожарского перед чудотворным образом город Зарайск оставался верен законной власти и не присягнул самозванцу Лжедимитрию. В благодарность Чудотворцу царь Василий Шуйский украсил зарайскую икону ценным окладом. Протопоп Димитрий участвовал в заседаниях Земских соборов 1613 года и был в составе посольства в Кострому, к избранному царю Михаилу Романову.

После закрытия храмов зарайского кремля в 1920-х годах икону взяли в местный краеведческий музей. В 1966 году московские искусствоведы, посетив музей, объявили, что старинная икона нуждается в срочной реставрации и вывезли ее в Москву, в Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. Тогда же сотрудники музея сделали экспертизу и установили дату написания иконы. По их мнению, в Зарайске хранился один из самых ранних списков не дошедшей до нас древней иконы Николы Зарайского, ориентировочно, конца XV- начала XVI вв. После длительной реставрации икона стала экспонатом Музея им. Андрея Рублева.

С возрождением церковной жизни верующие, по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, начали добиваться возвращения святыни в Зарайск. Неоднократно составляли обращения, собирали подписи, отправляли прошения в разные инстанции. Идею возвращения иконы всегда поддерживали власти города и района. За возврат иконы высказывались руководители Московской области, Совета Федерации Федерального Собрания РФ, депутаты Государственной и Московской областной Дум, активисты многих российских партий и движений, видные деятели культуры и искусства.

Лишь однажды, за многие десятилетия пребывания вдали от Зарайска, икона была привезена в наш край. Это произошло в 1996 году, во время празднования 850-летия города, благодаря совместным усилиям Администрации города, Зарайского благочиния и широкой поддержке общественности. В течение 2 суток икона была выставлена в Иоанно-Предтеченском соборе зарайского кремля, и тысячи верующих смогли помолиться перед святым образом.

Однако затем икону вновь увезли в Москву, и новые обращения зарайцев по возвращению иконы встречали лишь отрицательный ответ. Свои отказы руководители Музея им. Андрея Рублева и Министерства культуры мотивировали отсутствием в Зарайске необходимых условий для хранения и сохранности древнего образа.

Но зарайцы не теряют надежду, и делают все возможное для возвращения святыни. Проблема возвращения чудотворного образа постоянно обсуждается печатными СМИ, радио и телевидением. В свет выходят брошюры о зарайской святыне, вопрос возвращения чудотворной иконы поднимается на региональных научно-практических и богословских конференциях.

Возрождена древняя традиция районного празднества 11 августа и крестных шествий на святой источник Белый Колодец. В 1997 году сделан список (точная копия) иконы Николы Зарайского. Он стоит на почетном месте - у центрального алтаря Иоанно-Предтеченского собора и перед ним совершаются богослужения. Полтора десятилетия шла реставрация собора Иоанна Предтечи, оскверненного в советское время и служившего кинотеатром. Сейчас в нем созданы все условия, чтобы принять под свои своды древний чудотворный образ.