Митрополит уфимский и стерлитамакский никон. Послание митрополита уфимского и стерлитамакского никона о соблазнительной деятельности кочетковских активистов

На официальном сайте Уфимской епархии опубликовано распоряжение митрополита Уфимского и Стерлитамакскогo Никона (Васюкова) по Уфимской митрополии. В нем, в частности, говорится:


РАСПОРЯЖЕНИЕ ПО УФИМСКОЙ МИТРОПОЛИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

Отцам благочинным, настоятелям (настоятельницам) монастырей и храмов митрополии

… Благословляется обратить особое внимание на искажение богослужений, либо внесение со стороны духовенства изменений, не содержащихся в общепринятых РПЦ (МП) последованиях Богослужений (т.н. «кочетковская ересь»). Об этом своевременно доносить правящему архиерею Рапортом. (Таковой священнослужитель подлежит Епархиальному суду. При подтверждении Судом указанного церковного правонарушения, виновный подлежит запрету в священнослужении. В случае если виновный не исправится - надлежит иметь суждение о лишении его священного сана.)

Глава Уфимской митрополии,

митрополит Уфимский и Стерлитамакский НИКОН .


От редакции: Господь наш Иисус Христос, обличая иудеев, упрекнул их простыми словами: «А как Я истину говорю, то не верите Мне» (Ин. 8,45). Из этого следует такой же простой вывод: как важно говорить истину, как важно не прикрывать ее туманными фразами! И как мало такой простой истины мы слышим в наше время. Святитель Николай Сербский не побоялся открыто назвать папизм ересью , покойный архиепископ Василий (Кривошеин) не устрашился в научных кругах говорить о римо-католическом отколе от Вселенской Церкви, Святейший Патриарх Алексий II на епархиальном собрании духовенства Москвы 1993 года впервые назвал модернистское движение внутри РПЦ, разрушающее богослужебные традиции, неообновленчеством . Вот и ныне здравствующий митрополит Уфимский и Стерлитамакский Никон тоже устоял в истине - он прямо и недвусмысленно обозначил группу последователей священника-неообновленца Георгия Кочеткова «кочетковской ересью» и выступил в защиту православного богослужения от попыток его реформации.
А где же его толерантность! - воскликнут либеральные языки. Как посмел он забыть о политкорректности! - станут вторить им голоса обновленческих невежд. Для определения ереси нужен созыв Вселенского Собора! - заверещат богословы-модернисты. Но мудрый владыка Никон только усмехнется на все эти выпады. Он знает, что поставлен хранить церковные каноны и он их хранит! Честь ему и хвала! Дай Бог, чтобы и прочие наши архиереи проникнулись таким же православным сознанием.

Дата рождения: 1 октября 1950 г. Страна: Россия Биография:

В 1963 г. родители будущего владыки переехали в Красноярск. В 1968 г. окончил среднюю школу Красноярска; в 1974 г. — Красноярский государственный медицинский институт. По окончании института работал участковым врачом-терапевтом в поликлинике Красноярска.

В 1975-1977 гг. проходил службу в Советской армии в качестве старшего врача полка.

В 1977-1983 гг. работал главным врачом поликлиники в г. Светогорске Выборгского района Ленинградской области. Майор запаса медицинской службы и полковник казачьих войск.

26 июня 1983 г. архиепископом Иоанном (Снычевым) рукоположен в сан диакона в Покровском кафедральном соборе г. Куйбышева (Самара). 21 сентября 1983 г. им же хиротонисан во пресвитера в том же соборе. Служил в церкви в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» г. Ульяновска

16 марта 1984 г. владыкой Иоанном в Покровском соборе г. Куйбышева пострижен в монашество с именем Никон в честь прп. Никона Радонежского.

16 сентября 1985 г. назначен настоятелем Неопалимовской церкви и благочинным Ульяновской области.

Образование:

1974 г. — Красноярский государственный медицинский институт.

1987 г. — Ленинградская духовная семинария.

1990 г. — Ленинградская духовная академия.

Место работы: Башкортостанская митрополия (Глава митрополии)

Митрополит Уфимский и Стерлитамакский НИКОН (в миру Николай Николаевич Васюков) родился 1 октября 1950 г. в деревне Марьевке Сампурского района Тамбовской области. В 1963 г. родители будущего владыки Никона переехали в Красноярск. Вместе со своей матерью он стал посещать Троицкий храм. Ученик девятого класса он ходил на клирос и участвовал в богослужениях, читал шестопсалмие и все, что связано с клиросным послушанием. Будущему владыке повезло с наставниками, помогавшими ему делать первые серьезные шаги в церкви. Его духовно окормляли настоятель Троицкого храма архимандрит Нифонт, монахиня Серафима (†1975), схимонахиня Иннокентия и монах Иов.

В 1968 г. он окончил среднюю школу, а в 1974 г. Красноярский государственный медицинский институт. По окончании института работал участковым врачом-терапевтом в поликлинике города Красноярска, затем на два года был призван на действительную военную службу в качестве старшего врача полка, затем уехал в Ленинградскую обл., работал главным врачом поликлиники. В Выборге будущий владыка ходил в Выборгский собор. Настоятелем собора был игумен Прокл (Хазов), ныне в сане архиепископа, управляющий Симбирской епархией. Они сдружились. И эта дружба помогала духовному росту Владыки Никона.

Во время празднования в 1999 году 200-летия Уфимской епархии которые по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия возглавил управляющий делами Московской Патриархии митрополит Солнечногорский Сергий. В торжествах принял молитвенное участие архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл. Вот что он тогда говорил: « Я хочу выразить искреннюю благодарность, что сегодня имею большое утешение находиться в этом прекрасном храме Уфимской епархии, ибо я впервые посещаю этот город и очень благодарен Господу за то, что те добрые семена, которые посеяны некогда в Николая Николаевича, затем в отца Никона, дали хорошие плоды. Этому я очень радуюсь и благодарю за это Подателя жизни Господа, что мы, призвав его к служению Святой Матери Церкви, не ошиблись тогда с ныне почившим митрополитом Иоанном. Я желаю Вам, Владыко, чтобы Вы и в дальнейшем трудились с должной ревностью на ниве Божией, прославляли Отца Небесного, чтобы, видя Ваши добрые дела, люди шли за Христом, чтобы люди наполняли храм, чтобы они возрождались духовно, чтобы они видели путь, который ведет к Царствию Божиему, стремлению всего духовного человечества».

С 1977 по 1983 Николай Васюков работал заведующим поликлиникой в Ленинградской области. Большое духовное влияние на владыку оказала Анастасия Андреевна Филимоненкова. Эта жительница тогда еще Ленинграда прожила нелегкую жизнь. За свои 83 года она прошла путь испытаний и гонений за веру. Жила с блаженными и юродивыми. Принять монашество ее сподвигнул ленинградский юродивый Владимир. В 1983 г. Николай Васюков делает окончательный выбор жизненного пути. И помог ему в этом приснопоминаемый митрополит Иоанн Снычёв (†1995), в то время управлявший Куйбышевской и Сызранской епархией, (затем - митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский), им он рукоположен во диакона. Им же 21 сентября того года - во пресвитера с назначением местом службы в Неопалимовскую церковь города Ульяновска. 13 марта 1984 г. архиепископом Иоанном пострижен в монашество с именем Никон, в честь преподобного Никона, игумена Радонежского.

16 сентября 1985 г. Высокопреосвященным Иоанном иеромонах Никон назначен настоятелем Неопалимовской церкви и благочинным Ульяновской области. С 1 октября 1989 г. - секретарь Ульяновского епархиального управления. В 1987 г. окончил Ленинградскую Духовную семинарию, а в 1990 г. - Ленинградскую Духовную академию, где защитил кандидатскую диссертацию, получив степень кандидата богословия. Участник Поместных Соборов Русской Православной Церкви 1988, 1990 и 2009 гг. Участник Архиерейских Соборов Русской Православной Церкви начиная с начала 90-х годов. В 1988-1991 гг. и 2004 гг. в составе паломнической группы посетил Святую гору Афон. Возглавляя группу паломников из Уфимской епархии, посетил Иерусалим в 1993 и 1996 гг.

26 июня 1990 г. состоялось первое заседание Священного Синода под председательством новоизбранного Святейшего Патриарха Алексия, на котором было принято решение об избрании архимандрита Никона (Васюкова) на архипастырское служение в Уфимской епархии.

25 августа 1990 г. в Богоявленском Патриаршем кафедральном соборе Москвы было совершено наречение архимандрита Никона (Васюкова) во епископа Уфимского и Стерлитамакского. А 26 августа за Божественной литургией в Богоявленском Патриаршем соборе хиротонию архимандрита Никона во епископа Уфимского и Стерлитамакского совершили Святейший Патриарх Алексий II с сонмом архиереев.

За 19 лет пребывания владыки на Уфимской кафедре число приходов увеличилось, в 1990 г. было 28, сейчас - 250 и 8 монастырей. За последние годы построены и восстановлены великолепные храмы в Октябрьском, Мелеузе, Салавате, Ишимбае, Асаво-Зубове (Рощинском), Приютове, Кумертау и в других городах и селах Уфимской епархии. Превосходно отреставрирован Рождество-Богородицкий храм г. Уфы — лучший храм епархии по великолепию отделки. В одно время со строительством новых и восстановлением разрушенных храмов нужно было готовить священников для новых приходов. В 1990 г. в епархии было семнадцать священнослужителей, ныне - 220. Большинство священников и диаконов Уфимской епархии рукоположены во священный сан епископом Уфимским и Стерлитамакским Никоном.

Владыка считает, что нынешней Русской Православной Церкви нужны образованные служители. Несколько десятков воспитанников Уфимской епархии учатся в семинариях и академиях России. В епархии после 73 лет закрытия трудами владыки Никона возобновлена и регулярно выходит из печати газета «Уфимские епархиальные ведомости», создан издательский отдел епархии, ведется работа по изысканию и изучению материалов по новомученикам земли Уфимской

Многое сделал Владыка в годы нерешительности прославления Царской семьи. Посылал своих пасомых на конференции, не препятствовал публиковать статьи об Императоре Николае II и его семье в «Уфимских епархиальных ведомостях».

Архипастырский труд в многонациональной Уфимской епархии вовсе не так прост. В наше сложное время надо постоянно помнить, чтобы не было межнациональных конфликтов, чтобы православные священники служили примером в своей жизни для прихожан и для верующих других конфессий. Обстановка в Башкирии все годы управления епархией архиепископа Никона стабильна.

Вот такое письмо получил владыка Никон 12 марта 1999 г. из Московской Патриархии. «Ваше Преосвященство, Дорогой Владыко! Благодарю Вас за Вашу многополезную деятельность в области христианско-мусульманских взаимоотношений. Сообщаю Вам, что 23 декабря прошлого года было принято решение о создании Межрелигиозного совета России, в который вошли представители традиционных религий нашей страны - православия, ислама, буддизма. Полагаю, что Ваш опыт межрелигиозного диалога мог бы послужить на благо развития взаимоотношений между православными христианами и мусульманами в рамках новых форм сотрудничества. С братской о Господе любовью Председатель отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл».

В 2000 г. Владыка Никон награжден Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II орденом прп. Сергия Радонежского II ст., а 2001 г. возведён в сан Apxиепископа.

Указом Президента России В.В. Путина архиепископ Уфимский и Стерлитамакский Никон за большой вклад в духовно-нравственное возрожден России, укрепление межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Башкортостан награжден орденом Дружбы в 2000 г. В том же году президент РБ М.Г. Paxимов наградил владыку высшей наградой - Почётной грамотой РБ.

8 октября 2005 г. в Свято-Троице-Сергиевой лавре архиепископ Уфимский и Стерлитамакский Никон был удостоен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II ордена святого благоверного князя Даниила Московского II ст. по случаю 55-летнего юбилея со дня рождения.

26 августа 2010 г. архиепископ Уфимский и Стерлитамакский Никон был удостоен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом ордена преподобного Серафима Саровского II степени во внимание к усердному служению и в связи с 20-летием епископской хиротонии.

26 июня 2009 г. Указом Президента Республики Башкортостан Архиепископ Уфимский и Стерлитамакский Никон включен в состав Общественной палаты Республики Башкортостан.

28 июля 2011 г. в Кремле Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев за высокие достижения в общественной и благотворительной деятельности и заслуги в воспитании подрастающего поколения наградил управляющего Уфимской епархией Русской Православной Церкви архиепископа Уфимского и Стерлитамакского Никона орденом Почета.

8 января 2012 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом возведен в сан Митрополита

Правящий архиерей Салаватской епархии. Преосвященнейший Николай епископ Салаватский и Кумертауский.

Биография

Родился 24 июня 1973 г. в г. Бугульме Татарской АССР в семье рабочих.
В 1990 г. окончил среднюю школу № 1 г. Бугульмы.
В 1990 г. епископом Казанским и Марийским Анастасием рукоположен в сан диакона.
В 1991 г. епископом Уфимским и Стерлитамакским Никоном принят в клир Уфимской епархии, где нес протодиаконское служение до 2004 г.
В 1991-1994 гг. обучался в Московской духовной семинарии.
В 2001-2005 гг. заочно обучался в Киевской духовной академии, где на кафедре догматического богословия защитил кандидатскую диссертацию на тему «Православное учение о смысле и цели жизни в связи с концепцией современного взгляда на счастье».
7 января 2004 г. архиепископом Уфимским Никоном хиротонисан во пресвитера и назначен клириком Свято-Сергиевского кафедрального собора г. Уфы.
22 декабря 2006 г. архиепископом Уфимским Никоном пострижен в мантию с наречением имени Николай в честь святителя Николая Чудотворца.
В 2006-2009 гг. служил в Киевской митрополии, где нес послушания казначея и благочинного Свято-Георгиевского Городницкого ставропигиального мужского монастыря Житомирской области.
В 2009 г. возведен в сан архимандрита.
По просьбе архиепископа Никона в 2009 г. вернулся в Уфимскую епархию и назначен настоятелем Казанского храма г. Уфы и секретарем епархиального управления.
В 2010 г. заочно окончил Уфимскую государственную академию экономики и сервиса.
Решением Священного Синода от 27 июля 2011 г. (журнал № 72) избран епископом Бирским, викарием Уфимской епархии.
26 сентября 2011 г. в Тронном зале Патриарших покоев Храма Христа Спасителя в Москве наречен, 27 сентября за Божественной Литургией в храме свт. Мартина Исповедника в Алексеевской Новой Слободе в Москве хиротонисан во епископа Бирского. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Решением Священного Синода от 16 марта 2012 г. (журнал № 18) назначен Преосвященным Салаватским и Кумертауским.

Образование:
1994 г. — Московская духовная семинария.
2005 г. — Киевская духовная академия.
2010 г. — Уфимская государственная академия экономики и сервиса (заочно).

Формы обращения:

"Ваше Преосвященство, Преосвященнейший владыка Николай"

"Ваше Преосвященство"

Критиковать Архиепископа Уфимского и Стерлитамакского Никона не собираюсь. Но понять, почему он говорит так, а не иначе, можно ведь?

Отправная точка - сообщение о том, что Владыка Никон «вступился» за мусульманские праздники. Вопрос в том, а мог ли он не вступиться за мусульманские праздники?

Не секрет, что за православные праздники наша епархия так не вступается. С волками жить - по волчьи выть. Помнится, 11 ноября 2009 года на «Башинформе» мы могли прочитать следующий пассаж: «В своем выступлении Ильдус Илишев сделал акцент на укреплении единства многонационального российского народа... В Башкортостане 73 процента населения исповедуют ислам».

Во избежание трений с властью и мусульманами стремится не афишировать

Немного арифметики. Из ста отнимаем 73 - получается 27. А в республике-то не менее 42% славян (русские, украинцы, белорусы, поляки). Все они христиане. В основном православными являются чуваши, мордва, крящены. Язычниками и православными - марийцы. Если же учитывать мигрантов, то мусульман таджиков-узбеков-азербайджанцев благополучно уравновешивают христиане армяне-грузины-осетины и буддисты вьетнамцы. Не втиснуть христиан, буддистов, иудеев и атеистов Башкирии в прокрустово ложе 27%! Сейчас начнутся сказки о массовом переходе русских в ислам. В православие татар и башкир уходит ещё больше. И не только в православие. В баптисты, в кришнаиты, в иеговисты, в анастасиевцы - тоже уходят. Наврал Илишев, одним словом.

Если бы эта ложь прозвучала в другом регионе, то наверняка глава тамошних православных выступил бы с соответствующим выступлением, как, например, в Москве православные периодически одёргивают завравшихся деятелей. Но наш владыка промолчал. Почему? Лучше всего об этом расскажут протестанты. Протестанты православным отнюдь не симпатизируют, поэтому в данном случае резона приукрашивать действительность в пользу православных у них нет. И вот что пишет один из протестантов:

Представители православия официально признают Башкирию преимущественно мусульманской республикой и, конечно, не могут говорить о наличии в епархии национальной миссии. Архиепископ Никон во избежание трений с властью и мусульманами факты обращения в православие в епархии стремится не афишировать. При этом, переходы башкир и, особенно, татар в православие не являются исключительными явлениями. Православные не ведут открытой проповеди среди мусульман, однако переходы из ислама в православие случаются. В первую очередь, нужно отметить переход женщин, которые по исламским законам могут общаться с муллой только через мужа. Это можно назвать Зскрытым переходом. …Однако есть переходы в христианство и мужчин. Епархия занимается даже такими малочисленными национальными группами Башкирии, как марийцы, мордва и чуваши. Существуют целые приходы, где представители этих народов составляют большинство.

Стоит ли удивляться, что Епархия молчит, когда Башкирию называют «мусульманской республикой»? Стоит ли удивляться, как поспешно Епархия начала вступаться за мусульманские праздники?

Может стать нежелательным юридическим прецедентом

Самый первый раз - ещё ДО Второго Собора русских. 26 сентября 2011 года позицию Владыки Никона озвучил руководитель отдела по взаимодействию церкви и общества Уфимской епархии архимандрит Игнатий (Климов):

Отмену выходных в праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам в Уфимской епархии считают несправедливым решением по отношению к верующим Праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам - одни из главных в исламе, и отмена их в Республике Башкортостан, где значительное количество населения придерживается этой религии, нарушает, на наш взгляд, эти права. Это может стать нежелательным юридическим прецедентом и отразиться в других регионах.

Зачем это было нужно? Для того, чтобы загасить волну недовольства. При этом отец Игнатий ухитрился и не назвал мусульман большинством населения, использовав более обтекаемое «значительная часть». Нужно ли было делать подобное заявление? Очевидно, нужно. Если бы при этом епархия так же оперативно реагировала на антиправославные выпады и откровенную ложь…

Какого-то особого ажиотажа эта новость поначалу не вызвала. Уже после проведения собора Владыка Никон озвучил свою позицию ещё раз.

4 октября 2011 года в Уфе состоялся семинар «Межнациональная и межконфессиональная гармония ― основа развития всех субъектов Российской Федерации». В семинаре приняли участие руководитель Центра географии религий Р.А. Силантьев, председатель Центрального духовного управления мусульман России муфтий Талгат Таджуддин, начальник Сектора кавказских исследований Российского института стратегических исследований Я.А. Амелина, референт архиепископа Уфимского и Стерлитамакского Никона архимандрит Игнатий (Климов) и др.

Руководитель службы региональных связей Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества М.В. Паршин представил доклад «Опыт Русской Православной Церкви в области гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений». В рамках поездки в Уфу М.В. Паршин провел ряд встреч с представителями и сотрудниками епархиального управления Уфимской епархии, а также 5 октября встретился с председателем Совета по государственно-конфессиональным отношениям при президенте Башкирии В.П. Пятковым. В ходе беседы, в которой также принял участие архимандрит Игнатий (Климов), обсуждались вопросы межрелигиозного диалога в регионе и взаимодействия религиозных организаций с правительством республики - читаем мы на сайте Московского Патриархата.

О чем говорили Паршин с Пятковым? Почему об этой встрече практически ничего неизвестно? О том, что московский гость, фигура довольно значительная, был в Уфе на этом семинаре, вообще не упоминалось, хотя сообщения о семинаре всё же были. На семинаре Владыка Никон вновь озвучил свое возмущение. На этот раз новость растиражировали по Интернету достаточно широко. Комментировать эту новость особенно не стали. Из политкорректности, очевидно.

Но вот что интересно, на сайте Епархии об этом ни слова. Ни о заявлении от 26 сентября, ни о заявлении от 4 октября. Ни о том, что 4 октября говорилось и о необходимости введение в школьную программу основ религиозной культуры и светской этики. Руководитель отдела по взаимодействию церкви и общества Уфимской епархии Русской православной церкви архимандрит Игнатий Климов выразил сожаление по поводу того, что Башкирия не принимает участие в эксперименте по обучению в школе основ религии, хотя этот предмет просят прихожане православных храмов. Такое впечатление, что редакторы сайта слишком боятся сказать то, о чем потом придётся пожалеть. Откуда страх такой?

Все наши предложения, обращения игнорируются

Даже о Втором соборе русских - почти ничего, пересказ трехминутного ролика. О проблемах - ни слова. Зато в качестве главного достижения упомянут некий «уникальнейший мини-сайт». Сайт может и впрямь уникальнейший, но неужели он - самое главное? Неужели на сайте Уфимской епархии не нашлось места для нормального рассказа о Соборе русских. Хотя бы о том, что говорил на соборе Владыка Никон? Впрочем, что мы хотим от нашего Владыки? Чтобы он, фигурально выражаясь, бежал впереди паровоза? Предположим, соберется Владыка духом, скажет что-то резкое, прямое, о наболевшем - поддержит ли его паства? Наиболее показательно фото с этого собора русских. Сидит Владыка на Соборе между двумя лидерами в чалмах с грустным видом. Как будто и не на Соборе русских он находится. Символичное изображение.

Я в свое время недоумевала - почему наша Епархия так сдержанно, суть ли не робко ведёт себя при выяснении вопросов по возвращению верующим зданий бывших храмов, по реставрации памятников истории и архитектуры, по переименованию улиц, по установке новых памятников, по нестроениям разного рода на православных кладбищах. После Собора поняла - потому что русские пассивны. Нельзя требовать от церкви большей храбрости, чем у населения в целом. Ведь положа руку на сердце - Владыка Никон на соборе говорил куда как смелее и жестче большинства ораторов на этом соборе.

Мы бы так и не узнали о словах Владыки Никона, если бы не пара сайтов и пользователи ЖЖ журнала. Это они распространили речь Архиепископа Никона.

«Владыка Никон: Ключ к решению проблем межнациональных отношений лежит в сфере духовного и культурного просвещения людей» - так называлась информация на одном из уфимских сайтов. Если верить этому ресурсу, Владыка среди всего прочего сказал:

В учебной программе нет слова этика. Каких только знаний не дают нашим детям, только не о культуре. Так откуда же им взяться, моральным ценностям? И вот задумано в нашей стране доброе дело- разработан предмет-« Основы религиозных культур и светской этики». В 19-ти регионах Российской Федерации уже несколько лет ведется преподавание на уровне эксперимента. У нас этого нет. С будущего года предмет вводится во всех школах, как обязательный, ведется к этому подготовка. В нашей же республике вокруг этого просто стена молчания. Все наши предложения, обращения игнорируются. Почему? …Я обращаюсь к представителям Министерства образования с предложением начать разумный диалог, выработать четкую позицию в этом наболевшем вопросе. Призываю и работников прессы к самому широкому обсуждению проблемы, замалчивание которой становится далее просто неразумной. Есть общественное ожидание. Есть общественная проблема. Ее нужно решать. ..

Но хочу обратить ваше внимание на то, что не имея материальной базы, трудно добиться серьезных результатов. Широко ведется сейчас обсуждение Закона РФ о возвращении Церкви и другим традиционным конфессиям отобранного имущества. Есть здравые рассуждения, но приходится слышать и откровенные нелепости.

С сожалением приходится констатировать тот факт, что в Республике Башкортостан нет ни одного православного детского сада, православной средней школы или гимназии. Хотя созданы различные национальные детские сады и средние учебные заведения: башкирские, татарские, еврейские, турецкие и др. Детских православных учебных заведений нет, несмотря на постоянные ходатайства Уфимской епархии в руководящие инстанции РБ. До сих пор епархия, как и другие традиционные конфессии, не имеет Договора о совместной деятельности с Министерством образования РБ, в то время как во многих регионах России такие Соглашения уже заключены более 5-ти лет назад. Ключ к решению проблем межнациональных отношений лежит в сфере духовного и культурного просвещения людей и чем лучше будут люди знать религиозные и культурные традиции своего народа, тем с большим уважением они будут относиться к представителям других народов и вероисповеданий.

В обществе должна утвердиться справедливость, должна быть побеждена коррупция, проявлено уважение к соборному обществу. Не нужно предаваться унынию, напротив, надо героизировать наш народ, народ - созидатель, труженик. Пусть дух Православия, Веры, Верности традициям, Долг, Честь придут к каждому

Собор Русских Башкортостана призван решать важные наболевшие вопросы общества, в том числе русского населения Республики Башкортостан!

Здесь вам и образование, и возвращение-восстановление храмов, и гордость за русский народ, и признание того, что у русского населения есть наболевшие вопросы.

В Уфе негде принять Патриарха

Если покопаться в памяти, можно вспомнить и другое. Например, что заявил Владыка незадолго пред собором. В августе оргкомитет по подготовке к проведению Второго Собора русских для придания статусу мероприятию предложил Владыке пригласить в Башкирию. Чтобы Патриарх на Соборе наши речи послушал и Аксаковский праздник своим присутствием почтил.

Архиепископ Уфимский и Стерлитамакский Никон проявил твердость и заявил, что он счел нецелесообразным приглашать в Уфу патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Свою позицию архиепископ Никон мотивировал тем, что приглашать патриарха просто некуда. Да и показывать ему тоже нечего.

— Кафедральный собор Рождества Богородицы восстанавливается в Уфе с 1993 года, — сказал глава Уфимской епархии. - За это время можно было бы на каждом углу построить по 20 мечетей и храмов. Наверняка, у патриарха возникнет вопрос, почему же собор до сих пор не восстановили.

Помимо проблем с главным православным храмом Башкортостана, по словам арихиепископа Никона, в Уфе нет даже нормального здания епархиального управления. Руководство епархии ютится в ветхом доме, куда пригласить высшее православное духовенство просто стыдно.

Решение проблемы арихиепископ Никон видит в передаче епархиальному управлению того здания, в котором оно размещалось в дореволюционный период. Сейчас там находится госпиталь для ветеранов. В старом здании не те условия для больных. Епархиальное же управление, по мнению Владыки Никона, вполне бы удовлетворилось теми условиями работы, которые существуют сейчас в том здании, где располагается госпиталь. И патриарха можно было бы туда пригласить.

Почивший Алексий II за 18 лет патриаршего служения не посетил нашу республику, - сказал владыка Никон. - Приезд патриарха Кирилла пока тоже остается под большим вопросом, но вовсе не потому, что он не может или не хочет. Просто нам нечего ему показать. На сегодня у нас нет ни кафедрального собора, ни нормального здания управления. Нонсенс: сегодня мы занимаем небольшое здание, которое еще в советские годы было перестроено из бывшего частного дома. В хлев ведь не будешь приглашать патриарха. В то время как в Уфе немало зданий, которые до Октябрьского переворота исторически принадлежали православным религиозным учреждениям. Было бы логично передать их церкви, тем более в контексте указа президента России о реституции церковного имущества. Хотя четкого механизма его исполнения пока нет. Эти и другие проблемы я поднимал перед руководством республики 20 лет, но все эти 20 лет власти не хотели меня слышать. Считаю, такая ситуация - позор для нашей республики.

Дело в том, что в декабре 2010 года по Уфе гулял слух, что патриарх Кирилл планирует посетить Башкирию. Однако почему слух? Такая поездка была бы закономерна, ведь история семьи патриарха связана с Башкирией: в начале ХХ века его дед Василий Гундяев служил в сане священника в одном из отдаленных приходов Уфимской епархии — в селе Уса-Степановка нынешнего Благовещенского района, где расположен Свято-Георгиевский монастырь, известный в народе как «Святые кустики». Как видим, с января ничего не изменилось. Да уж 20 лет как не меняется.

Противодействие местных властей

В деле возвращения храмов Епархия всё же предпринимает некоторые шаги. В сентябре Арбитражный суд Башкирии приступил к рассмотрению ряда дел о бывшем имуществе православной церкви, потерянном после большевистской революции. Так, к властям Дуванского района обратился управляющий уфимской епархией РПЦ архиепископ Никон с заявлением о передаче здания Свято-Троицкого храма в селе Тастуба и земельного участка под ним во владение прихода.

О решении арбитража рассказывает уфимский ресурс:

Глава района Владимир Солин вынес вопрос на сессию Вознесенского сельсовета, но депутаты напомнили, что в здании бывшего храма располагается сельская библиотека и дом культуры. Также власти попросили предоставить документы, подтверждающие право религиозной организации на здание и землю, и потребовали обосновать необходимость передачи недвижимости в собственность прихода и использования в религиозных целях.

Епархия сослалась на то, что здание Троицкой церкви было построено в конце 1810 года и было реквизировано большевиками, что зафиксировано в центральном государственном историческом архиве РБ. По словам представителей РПЦ, бывшая церковь используется не по назначению, так как в ней периодически проводятся дискотеки.

Кроме того, вследствие нехватки бюджетного финансирования, здание, являющееся памятником истории и архитектуры, непрерывно разрушается. В епархии заявили, что отказ отдать здание для открытия в нем прихода противоречит закону «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», однако арбитраж тоже не нашел оснований для передачи здания бывшей церкви в Тастубе епархии и отказал священнослужителям.

Зато православная церковь одержала победу в другом имущественном споре за Николо-Бондаревский храм в деревне Васильевка в Стерлибашевском районе. Ранее арбитраж удовлетворил требования местного прихода и признал за ним право собственности на здание храма, построенного в XIX веке, правда в этом случае РПЦ не сталкивалась с противодействием местных властей.

Про Тастубу «Уфимский край» ещё выяснит. Арбитражный суд Башкирии еще не истина в последней инстанции. Предвижу, какой вой только от одного упоминания Тастубы может сейчас подняться. Какие злобные комментарии с нелепейшими обвинениями посыплются. Но о Тастубе мы ещё поговорим.

Вот теперь мы и подошли к тому, почему шаги Епархии порой нам кажутся столь нерешительными. С одной стороны, озлобленные нападки анонимов, выражающиеся в словесной, да и не только словесной, агрессии, с другой стороны - довольно-таки прохладная позиция властей. Или вы думаете, что отношение к Русской православной церкви в Башкирии может быть лучше, чем к русскому населению Башкирии? Ведь не скажешь же, что к русским отношение плохое - а всё равно не такое, как к титульным. Не скажешь, что плохое отношение к Православию - в всё ж не такое, как к религии титульного этноса. Минареты в Башкирии не рушат, а колокольни - рушат по указке властей. А так - тишь да гладь, и межнацисогласие.

То, что президент Хамитов так энергично вступился за права мусульманского населения, замечательно. Но может ли быть уверено православное население, что за его права так же энергично вступится президент?

Начали мы с выходных байрамов. Сможет ли сказать наш Владыка, что справедливости ради православным Башкирии тоже нужен выходной? На Девятую Пятницу, например?

А мы это сказать сможем? Организованно сказать, и в нужные инстанции. Или так и будем считать себя «второсортными»?