История крестного знамения в христианской церкви. Старообрядческое крестное знамение

«…Крестным знамением, достойной и святой верой творятся чудеса…»
(Св. Григор Татеваци).

Наши предки, произнося молитвы, по утрам выходя из дома, посещая церковь, припадая к иконам, сея и собирая урожай, когда трудно, когда болезни и опасности, приступая к какой-либо работе, перед трапезой и после, отправляясь в дальний путь – осеняли себя крестным знамением.
Обычай креститься идёт из глубокой древности. Это старый эллинский (древнегреческий) обычай – во время проповеди поднимать вверх правую руку с «двуперстным перстосложением» (ритуальное сложение двух пальцев), что на языке жестов у греков как бы означало «внимание, я говорю».
А в древнем мире и в Римской Империи крест был знаком неизбежной смерти, упрёка, страданий, и человек, приговорённый к такой смерти, считался проклятым. Христос распятый принял смерть за нас. Взяв на себя проклятие адамова греха, Он своей Божественной силой превратил орудие смерти в символ вечной жизни.

Сила Креста – Христос

Апостол Павел (Погос) говорит: «Ибо слово о кресте, для нас спасаемых – сила Божия». Осеняя себя крестным знамением, мы помним, что Господь Иисус Христос был распят за наши грехи и спас нас от власти смерти. Мы просим распятого Спасителя, чтобы Он всегда хранил и оберегал нас от всякого зла. Крестимся мы следующим образом: соединяем первые пальцы правой руки (большой, указательный, средний), касаемся лба, говоря; «Во имя Отца», опускаем к груди, говоря «И Сына», ведём в левую сторону, говоря «И Духа», затем в правую сторону, говоря «Святого» и опускаем на грудь, говоря “Аминь”.

Советы по крестному знамению, согласно учению отцов Церкви

Когда мы крестимся, соединяя большой, указательный и средний пальцы мы, таким образом, символизируем Святую Троицу. Остальные два пальца (мизинец и безымянный) вместе прижатые к ладони символизируют Христа, как совершенного Бога и совершенного человека, и вместе они – единая сущность (пальцы сжаты друг другу). Поднесённые пальцы ко лбу символизируют жизнь, рука, опущенная на грудь – смерть. Левая сторона груди – земная жизнь, а правая – загробная жизнь. Поднося руки ко лбу, мы помним, что были на небесах, опуская руку к сердцу, помним, что попали на Землю. Когда руку подносим к левой стороне, указываем на то, что были в числе грешников, поднося вправо, утверждаем, что хотим быть в ряду праведных. Осеняя себя крестом, мы поднимаем руку сначала вверх, говоря тем самым, что наш разум распят на кресте, и пусть отныне нас ведёт разум Христа. Когда руку опускаем вниз, мы говорим, что впредь не телу мы подвластны, а Христу.
Крестясь слева на право, хотим сказать, что наши руки распялись на кресте и теперь не годны для злодеяний и греха и должны совершать только добро. Прижимая открытую ладонь к сердцу, говорим «Аминь», то есть «Истинно».
Перекрестившись, мы хотим сказать, что Христос находился на небе, был на Земле, спустился в ад, воскрес и вновь воссел одесную Отца. Осеняя крестным знамением наш лоб, мы всегда думаем о Христе, распятом на кресте, как сказано у пророка Иезекииля: «Ставь знак на челах этих людей». Осеняя крестным знамением четыре стороны нашего тело, мы защищаем себя от четырёх напастей, то есть Земных искушений, от сатаны, безбожников и грехов.
Осеняем себя крестным знамением, потому что служим Господу Иисусу, чей знак – крест. Крестившись, указываем на четыре стороны света и просим для них защиты Божьей. Крестное Знамение – защита от сатанинского воздействия. Перекрестившись, распинаем греховную сущность и воскресаем с Христом. Когда мы крестимся, вспоминаем спасительную жертву нашего Господа Иисуса Христа на кресте во имя спасения человечества. Просим помощи и милости Божьей. Христиане крестятся, когда во время Св. Литургии, службы, обрядов и других духовных церемоний, духовное лицо крестит, благословляя крестным знамением во имя Святой Троицы. Во время молитвы, осеняя свое лицо крестным знамением, мы попросим Святую Богородицы, ангелов хранителей, Святых о заступничестве за нас перед Отцом Небесным. Перекрестившись, возносим Творцу тихую молитву нашей души.

Надо также отметить, что в России старообрядческое двуперстие, никогда не практиковавшееся в ААЦ, самым неожиданным образом было объявлено официальной «арменской ересью».

В 1656 году в Москве, уже в связи с церковной реформой , была издана книга «Скрижаль», в которую было помещено, переведенное с греческого из книги «Сокровище» (Θησαυρός) середины XVI века , сочинение Дамаскина монаха, иподиакона и Студита «Слово в поклонение честнаго и животворящего Креста, глаголемое третью Неделю святых постов», в нём сказано, что креститься надо тремя перстами, а начертание креста надо делать на лоб, на живот (церк.-слав. чре́во , др.-греч. κοιλία ), на правое плечо, на левое плечо: «вели́кїй пе́рстъ, и҆ дрꙋгі́ѧ два̀ сꙋ́щаѧ бли́зь є҆гѡ̀. та́же пе́рвѣе ѹ҆́бо да̀ положи́тъ ю҆̀ начелѣ̀ свое́мъ, вто́рое на̀ чре́вѣ свое́мъ, тре́тїе на̀ пра́вѣмъ ра́мѣ, и҆ четве́ртое налѣ́вомъ ра́мѣ »

Более древнее, но менее употребимое «двоеперстие» используется при «старом обряде» богослужения в единоверии и старообрядчестве . В настоящее время двоеперстие не запрещено использовать и в Русской православной церкви, где «троеперстие» и «именословное перстосложение», используемое при благословении священниками и архиереями , стали более употребительными.

Двоеперстие

Двоеперстие (также двуперстие ) было принято вместе с Крещением Руси и преобладало до реформ патриарха Никона в средине XVII века и было официально признано в Московской Руси Стоглавым собором . Практиковалось оно до середины XIII века и на греческом Востоке (Константинополе) . Позже было вытеснено троеперстием.

Двоеперстие было официально осуждено в Русской церкви на Поместных соборах: Соборе 1656 года и на Большом Московском соборе , все крестящиеся двоеперстно были провозглашены еретиками и преданы анафеме , то есть отлучены от церкви и подвергнуты жесточайшим гонениям. На Поместном соборе Русской православной церкви 1971 года все дониконовские русские обряды, включая древнее двоеперстное крестное знамение, были признаны православными, и анафемы на них принято считать «яко не бывшие» .

При совершении двоеперстия два пальца правой руки - указательный и средний - соединяются вместе, символизируя две природы единого Христа, при этом средний палец получается слегка пригнут, что означает божественное снисхождение и вочеловечение. Три оставшиеся пальца также соединяются вместе, символизируя Пресвятую Троицу; причём в современной практике конец большого пальца упирается в подушечки других двух, которые покрывают его сверху. После чего кончиками двух пальцев (и только ими) касаются последовательно лба, живота или нижней части персей (груди), правого и левого плеча. Подчёркивается, что нельзя креститься одновременно с поклоном; поклон, если он требуется, следует совершать уже после того, как опустили руку .

В древнем обряде не используется троеперстие, считается, что изображение креста тремя перстами в честь Святой Троицы символически неверно, потому что на Кресте распялся и страдал Иисус Христос тварными душой и телом, а не вся Троица божественною природою.

Три сложенных вместе перста символизируют Пресвятую Троицу ; символическое значение двух других пальцев в разное время могло быть разным. Так, первоначально у греков они вовсе ничего не означали . Позднее, на Руси, под влиянием полемики со старообрядцами (утверждавшими, что «никонияне из креста Христова Христа упразднили») эти два пальца были переосмыслены как символ двух природ Христа: Божественной и человеческой. Это толкование является сейчас самым распространённым, хотя встречаются и другие (например, в Румынской церкви эти два пальца толкуются как символ Адама и Евы, припадающих к Троице).

Рука, изображая крест, касается сначала правого плеча, потом левого, что символизирует традиционное для христианства противопоставление правой стороны как места спасённых и левой как места погибающих (см. Мф. ). Таким образом, поднося руку сначала к правому, затем к левому плечу, христианин просит причислить его к участи спасённых и избавить от участи погибающих.

Именословное перстосложение

Православный священник, благословляя людей или предметы, складывает пальцы в особое перстосложение, именуемое именословным . Считается, что пальцы, сложенные таким образом, изображают буквы ІСХС , из которых потом надо сложить ІС ХС и мысленно прибавить титло, чтобы получилось имя Иисус Христос - І͠С Х͠С (Ιησούς Χριστός ) в древнегреческом написании. При благословении руку при начертании поперечной линии креста ведут сначала налево (относительно преподающего благословение), потом направо, то есть, у человека, благословляемого таким образом, сначала благословляется правое плечо, потом левое. Архиерей имеет право преподавать благословение сразу двумя руками.

В православной иконографии рука, сложенная в крестное знамение, является распространённым элементом. Обычно так изображают священнослужителей с рукой, поднятой для благословения, но иногда крестное знамение как символ исповедания своей веры изображают и на иконах святых без священного сана. Обычно святых изображают с двоеперстием или с именословным перстосложением , крайне редко - с троеперстием.

Католицизм

В Католицизме , в отличие от Православия, никогда не было таких конфликтов относительно сложения перстов при крестном знамении, как, например, в Русской церкви, там и в настоящее время существуют различные его варианты. Так, католические молитвенники, говоря о крестном знамении, обычно приводят лишь произносимую при этом молитву (лат. In nomine Patris, et Filii, et Spiritus Sancti - «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» ), ничего не говоря о сочетании пальцев. Даже католики-традиционалисты , обычно достаточно строго относящиеся к обряду и его символике, допускают здесь существование различных вариантов. Наиболее принятый и распространённый вариант в католическом мире - совершение крестного знамения пятью пальцами, открытой ладонью, слева направо, в память о пяти ранах на теле Христа.

Когда католик первый раз совершает крестное знамение, войдя в храм , он предварительно обмакивает кончики пальцев в особой чаше со святой водой . Этот жест, являющийся, по всей видимости, отголоском древнего обычая омывать руки перед совершением Евхаристии , позже был переосмыслен как обряд, совершаемый в воспоминания таинства Крещения . Некоторые католики совершают такой обряд и дома, перед началом домашней молитвы.

Священник, благословляя, использует такое же перстосложение, что и при крестном знамении.

Помимо обычного, большого креста, в латинском обряде сохранился, как остаток древней практики, малый крест. Он совершается во время мессы , перед чтением Евангелия, когда священнослужители и молящиеся большим пальцем правой руки изображают три маленьких креста на лбу, устах и сердце.

Для католика совершение крестного знамения - в любой его форме, в любом обряде - означает прежде всего провозглашение принадлежности ко Христу. Фома Аквинский писал: «Крестное знамение - это знак Страстей Христовых, который мы совершаем не просто для освящения или благословения, но для исповедания нашей веры в силу Страстей Господа».

Примечания

  1. Дьяченко, Григорий Михайлович . . - С. 329.
  2. , с. 329: «Протяжением же долгаго и средняго, сшедшася два естества в Христе, сиречь, Самого Спаса Христа исповедуем совершена Бога, и совершена человека во двою существу и естеству веруемаго и познаваемаго. Положением же перст на челе, исповедуем два некая сия, яко от Бога и Отца родися, яко же и наше слово от ума происходит, и яко свыше сниде по Божественному слову глаголющему, преклони небеса и сниде. А положением перстей еже на пупе, снитие его еже на земли, еже во Пречистей утробе Богоматере безсменно зачатие его, и девятомесячное обитание вселение, явственне возвещаем. А обвожением еже оттуду всея руки на десную и на левую страну, ясне образуем хотящии изнестися горький ответ он от праведных, стоящих одесную Судии, на нечестивых и грешных, по Спасову Божественному гласу, глаголющу к противящымся и непокаряющымся июдеом.».
  3. Рукопись 201. Максима грека сочинения (неопр.) . Библиотека Троицко-Сергиевской лавры . old.stsl.ru. Дата обращения 22 ноября 2017.
  4. Русский: Максим грек "Сказка, како знаменатися крестным знамением." (неопр.) (26 марта 2014). Дата обращения 22 ноября 2017.
  5. : «Первое возлагати на чело, та же на перси, сииречь на сердце, и потом на правое плечо, та же на левое плечо, то есть истинное воображение крестного знамения.»
  6. (рус.) . Викитека . Дата обращения 22 ноября 2017.

Крест в жизни православного человека имеет множество значений. С одной стороны, он символизирует те страдания, которые каждый христианин должен переносить со смирением и полностью, полагаяся на божью волю. Также провославный крест уже сам по себе свидетельствует о том, какую веру человек исповедует. Он же является воплощением той могущественной силы, которая может защитить от нападок и бесов и злых людей. Известно, что множество чудес совершилось одним только крестным знамением, накладываемым с огромной верой. И в завершение стоит сказать, что одно из основных таинств Православия - Евхаристия - невозможно без этого символа.

Впервые человек встречается с крестом в момент крещения. Во время его свершения на малыша одевается «тельник», который будет с ним всю жизнь. Но это только внешняя, формальная принадлежность к христианству. Православный человек не должен ограничиваться только этим обрядом. Однако это уже потом, а на первых порах на то, насколько сильна будет его вера в дальнейшем, влияют люди, окружающие ребенка, их личный пример. Форма не утверждена соборами канонически. Святые считали, что его следует почитать уже по самому Иисусу Христу, а не по количеству перекладин. Поэтому и существует в православной традиции множество крестов. Это и четырехконечные, восьми- и шестиконечные; лепестковые; имеющие внизу полукружие; клиновидные; каплевидные и другие. Католики используют только крест, имеющий четыре угла и удлиненную нижнюю часть. Но расхождения с крестом православным заключаются как раз не в форме, а в содержании. изображает Христа чересчур правдоподобно, руки и ноги Спасителя прибиты тремя гвоздями, а не четырьмя. Отличается также и надпись, сделанная на табличке.

Символическое изображение креста полностью повторяет его графический рисунок. Накладывая его, человек показывает тем самым святейшую православную веру. Только совершать это нужно точно, сосредоточенно, осмысленно и истово. Три перста правой руки сложить вместе и прикоснуться ими сначала ко лбу, затем к животу, а от него подняться сначала к правому плечу, а потом - к левому. При этом складываются вместе большой, средний и а к ладони крепко прижимаются мизинец и безымянный.

Крестное знамение играет огромную роль для верующего человека. Совершая его внимательно, с благоговением, трепетом и страхом Божиим, он освящает себя. Положение руки на чело очищает ум человека; положение на живот (или же на грудь) очищает желания сердца и плотские чувства, положение рук на плечи укрепляет телесные силы.

Первые три пальца (это большой, средний и указательный), слагаемые вместе, чтобы совершить крестное знамение, символизируют веру в Пресвятую Троицу, а безымянный и мизинец означают веру во Христа, являющегося одновременно человеком и Богом. Пресвятая Троица - это наш Господь. Бог существует в трех лицах, хотя Он и один: Отец, Сын и Святой Дух. Между собой Они все равны, так как нераздельно все три лица образуют единое Божество. Между ними нет ни старшего, ни меньшего. А Иисус Христос называется Господом, потому что он имеет Божественное происхождение и, не переставая быть Богом, жил на земле человеком.

Конечно, совершается крестное знамение не когда вздумается. Существуют определенные правила, которые указывают, в какие моменты его нужно наложить. Обязательно совершается крестное знамение перед любой молитвой и в конце ее, после того как священник воскликнет: «Благословен Бог» во время утренней службы. Также оно уместно, когда возносится имя Пресвятой Троицы или Пресвятой Богородицы во время чтения молитвы «Честнейшую…». Нужно не забывать накладывать крестное знамение и при назывании имени святого, почитаемого в тот день, в основные моменты службы (например, когда возглашается «Твоя от Твоих»).

Люди, только начавшие посещать церковь, поначалу не умеют правильно креститься, молиться, часто смущаются этого. Но не нужно расстраиваться и тем более унывать: и знания, и опыт обязательно придут со временем.

Внешне выражаемое в таком движении руки, что оно воспроизводит символическое очертание Креста, на котором был распят Господь ; при этом осеняющий выражает внутреннюю во ; во Христа как в вочеловечившегося Сына Божьего, Искупителя людей; любовь и благодарность по отношению к , надежду на Его защиту от действия падших духов, надежду на .

Для крестного зна́мения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони…

Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы – Божескую и человеческую.

Осенять себя крестным знамением надо не торопясь: возложить его на лоб (1), на живот (2), на правое плечо (3) и затем на левое (4). Опустив правую руку можно делать поясной или земной поклон.

Осеняя себя крестным знамением, мы прикасаемся сложенными вместе тремя пальцами ко лбу – для освящения нашего ума, к животу – для освящения наших внутренних чувств (), потом к правому, затем левому плечам – для освящения наших телесных сил.

О тех же, которые знаменуют себя всей пятерней, или кланяются, не окончив еще креста, или махают рукой своей по воздуху или по груди своей, святитель сказал: «Тому неистовому маханию бесы радуются». Напротив, крестное знамение, совершаемое правильно и неспешно, с верою и благоговением, устрашает бесов, утишает греховные страсти и привлекает Божественную благодать.

Сознавая свою греховность и недостоинство перед Богом, мы, в знак нашего смирения, сопровождаем нашу молитву поклонами. Они бывают поясными, когда наклоняемся до пояса, и земные, когда, кланяясь и становясь на колена, касаемся головою земли.

«Обычай делать крестное знамение берет начало со времен апостольских» (Полн. Правосл. богослов. энциклоп. Словарь, СПб. Изд. П.П.Сойкина, б.г., с. 1485). Во время крестное знамение уже глубоко вошло в жизнь современных ему христиан. В трактате «О венце воина» (около 211 г.) он пишет, что мы ограждаем свое чело крестным знамением при всех обстоятельствах жизни: входя в дом и выходя из него, одеваясь, возжигая светильники, ложась спать, садясь за какое-либо занятие.

Крестное знамение не является лишь частью религиозного обряда. Прежде всего, это – великое оружие. Патерики, отечники и жития святых содержат много примеров, свидетельствующих о той реальной духовной силе, которой обладает образ .

Уже святые апостолы силою крестного знамения совершали чудеса. Однажды апостол Иоанн Богослов нашел лежащим при дороге больного человека, сильно страдавшего горячкой, и исцелил его крестным знамением ( , святитель. Житие святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. 26 сентября).

Для крестного знамения мы складываем пальцы правой руки так: три первых пальца (большой, указательный и средний) слагаем вместе концами ровно, а два последних (безымянный и мизинец) пригибаем к ладони.

Сложенные вместе три первых пальца выражают нашу веру в Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа как единосущную и нераздельную Троицу, а два пальца, пригнутые к ладони, означают, что Сын Божий по воплощении Своем, будучи Богом, стал человеком, то есть означают Его две природы - Божескую и человеческую.

Осенять себя крестным знамением надо не торопясь: возложить его на лоб (1), на живот (2), на правое плечо (3) и затем на левое (4). И только опустив правую руку, делать поклон, чтобы невольно не допустить кощунства, поломав положенный на себя крест.

О тех же, которые знаменуют себя всей пятерней, или кланяются, не окончив еще креста, или махают рукой своей по воздуху или по груди своей, святитель Иоанн Златоуст сказал: «Тому неистовому маханию бесы радуются». Напротив, крестное знамение, совершаемое правильно и неспешно, с верою и благоговением, устрашает бесов, утишает греховные страсти и привлекает Божественную благодать.

В храме необходимо соблюдать следующие правила, касающиеся поклонов и крестного знамения.

Креститься без поклонов следует:

  • В начале шестопсалмия при словах «Слава в Вышних Богу...» три раза и в середине на «Аллилуиа» три раза.
  • В начале пения или чтения «Верую».
  • На отпусте «Христос, истинный Бог наш...».
  • В начале чтения Священного Писания: Евангелия, Апостола и паремий.
  • Креститься с поясным поклоном следует:

  • При входе в храм и при выходе из него - три раза.
  • При каждом прошении ектении после пения «Господи, помилуй», «Подай, Господи», «Тебе, Господи».
  • При возгласе священнослужителя, воздающего славу Святой Троице.
  • При возгласах «Приимите, ядите...», «Пийте от нея вси...», «Твоя от Твоих...».
  • При словах «Честнейшую Херувим...».
  • При каждом возглашении слов «поклонимся», «поклонение», «припадем».
  • Во время чтения или пения «Аллилуиа», «Святый Боже» и «Приидите, поклонимся» и при возгласе «Слава Тебе, Христе Боже», перед отпустом - по три раза.
  • Во время чтения канона на утрени при взывании к Господу, Божией Матери и святым.
  • При окончании пения или чтения каждой стихиры.
  • На литии после каждого из первых двух прошений ектении - по три поклона, после двух остальных - по одному.
  • Креститься с земным поклоном следует:

  • В пост при входе в храм и при выходе из него - три раза.
  • В пост на утрени после каждого припева к песни Богородице «Величит душа моя Господа» после слов «Тя величаем».
  • На литургии в начале пения «Достойно и праведно есть...».
  • По окончании пения «Тебе поем...».
  • После «Достойно есть...» или задостойника.
  • При возгласе «Святая святым».
  • При возгласе «И сподоби нас, Владыко...» перед пением «Отче наш».
  • При выносе Святых Даров, при словах «Со страхом Божиим и верою приступите», и второй раз - при словах «Всегда, ныне и присно...».
  • В Великий пост на великом повечерии при пении «Пресвятая Владычице...» - на каждом стихе; при пении «Богородице Дево, радуйся...» и проч. на великопостной вечерне совершаются три поклона.
  • В Великий пост при чтении молитвы «Господи и Владыко живота моего...».
  • В Великий пост при заключительном пении «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем» полагаются три земных поклона.
  • Поясной поклон без крестного знамения кладется:

  • При словах священника «Мир всем», «Благословение Господне на вас...», «Благодать Господа нашего Иисуса Христа...», «И да будут милости Великаго Бога...».
  • При словах диакона «И во веки веков» (после возгласа священника «Яко свят еси, Боже наш» перед пением Трисвятого).
  • Не допускаются земные поклоны :
  • В дни воскресные, в дни от Рождества Христова до Крещения, от Пасхи до Пятидесятницы, в праздник Преображения.
  • При словах «Главы наша Господеви приклоним» или «Главы ваша Господеви приклоните» все молящиеся приклоняют головы (без крестного знамения), так как в это время священник тайно (то есть про себя), а на литии велегласно (громко) читает молитву, в которой молится о всех присутствующих, приклонивших головы. Молитва эта заканчивается возгласом, в котором воздается слава Святой Троице.
  •